Природный растительный материал. Поделки из природного материала (148 идей)

Природный материал

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и т. п., так как в работе с природным материалом все это надо учитывать. Необходимо на каждом занятии, во время экскурсий в природу напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемого для различных поделок в детском саду.

Шишки (рис. 1). Плоды хвойных деревьев - шишки - прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

Хвоя. Для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою.


Орехи (рис. 2). В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки.

Лесные орехи распространены в лесах средней полосы СССР. Их используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков (например, «веселый человечек»), животных (голова петушка, зайца и т. д.). Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе вместе со шляпкой (плюской), которую также можно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках, хранят в коробочках.

Скорлупа лесных орехов твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать.

Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза.

Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком. Чтобы при этом орех не прыгал и не выскакивал, его необходимо зажать в маленьких тисках или с помощью плоскогубцев. Эту работу нужно делать только воспитателю.

Земляные орехи очень удобны в работе по изготовлению игрушек; они легко прокалываются, режутся, так как скорлупа у них тонкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка). Хранить орехи можно в сухом помещении, так как их скорлупа не твердеет при высыхании.

Каштан (рис. 2). Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.


Желуди (рис. 3). Плоды дуба - желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой - плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре - октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует собирать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хороший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке).

Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в качестве шапочек для них.

Желуди хранят в прохладном и влажном месте.

Кора (рис. 3–4). Она различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Помимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек для балалаечника, крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки-плоскодонки.

Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает особенно красивый оттенок.


Березовая кора - береста (рис. 4) - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая.

Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20–25 см. Снятую кору очищают от грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой.

Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной.

Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек. Чтобы береста была скрученной, ее достаточно опустить на несколько минут в горячую воду и просушить. По мере высушивания береста будет скручиваться.


Ветки (рис. 5). Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток - работа, требующая времени, терпения, аккуратности. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корни (рис. 5). Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д.

Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.

Листья (рис. 5). Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять.

Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.


Шиповник, рябина (рис. 6). Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.

Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками.

Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму.

Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки: гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др.

Кувшинки. Плоды кувшинки по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении.


Кукурузные початки (рис. 7). Для изготовления игрушек используют и кукурузные початки.

Работу с этим материалом можно организовать, если дети вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует использовать без зерен!

Из них делают различные фигурки: птички, лошадки и др. Для работы лучше использовать початки в период созревания кукурузы, тогда все необходимые операции дети смогут выполнить самостоятельно, без помощи взрослого (сделать надрезы, обрезать, проколоть, склеить и т. д.). После высыхания этот материал труднее поддается обработке, поэтому использование его при изготовлении игрушек становится нежелательным.

Листья, отделенные от початков, также пригодятся в работе. Они мягкие и легко поддаются обработке. Из них можно сделать зайца, мышку, стрекозу, куклу, а также разнообразные сумочки, пояски, ленты, отделки для платья куклы, закладки для книг и т. д. Перед работой листья просушивают, закатывают в мокрую отжатую ткань (листья раскладывают при этом тонким слоем) на 2–3 часа, после чего вынимают то количество, которое необходимо для изготовления игрушки.

Солома. С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имеющимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной.

Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, проглаженной соломы и наклеиванием. Для аппликации солому после упаривания разрезают на две части вдоль и наклеивают на кальку. Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому проглаживают утюгом, нагретым до разной температуры. Наклеивают солому аккуратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов. В результате получают целые куски соломы. На них карандашом наносят контур изображения (птицы, животного, цветов и др.) и вырезают, фигурки наклеивают на какую-либо ткань или бумагу, дерево (желательно темного цвета). Это наиболее простой способ работы с соломой. Для получения более художественного изображения контур избранной фигурки наносят на бумагу. После этого изображение складывают по частям с учетом основных рельефных линий, что достигается путем варьирования направлений соломки. (С помощью воспитателя дети выполняют все виды работы.)

Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только направление волокон, но и оттенки.

Соломку можно окрашивать в различные цвета. Она хорошо наклеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, красочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи сказок и др.


Рогоз (рис. 8). Многие жители юга хорошо знают яркое, коричневое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распространены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза - интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются забавные фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы.

Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы.

Декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Тыквы используются для изготовления различных поделок, например фигурки бабы-яги, девочки и т. п.; этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется.

Трава. В качестве дополнения к поделке можно использовать различные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки.

Мох. При изготовлении игрушек мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и т. п. Мох легко приклеивается различным клеем.

Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков, и любого качества (куриные перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки (рис. 11–12). На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме - овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п.

Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Сухие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре.

Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.).

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворенными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия, матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу. Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки.

Природа учит , воспитывает. Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом". Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки, широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.

Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен, поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.

При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.

Хранение природного материала не представляет трудности. Технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал «навалом». Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.

Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом. Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями, иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом.

Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе. Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке.

Лучшее время для заготовки природных материалов - лето и начало осени (до первого снегопада). Мастерить же можно и долгими зимними вечерами, но для этого нужно заранее позаботиться о природных материалах.

В разных природных зонах нашей страны произрастают многие растения, плоды, листья, корни и семена которых можно использовать для поделок. Но некоторые растения, которые вы найдете на этом сайте, встречаются только за пределами России, поэтому, путешествуя на каникулах, не забывайте о своем хобби. Не стесняйтесь попросить ваших друзей и знакомых привезти из зарубежных поездок необходимые для творчества заготовки. Коллекция разнообразных природных материалов позволит вам смело фантазировать, создавать новые оригинальные поделки.

Прежде чем приступать к заготовке, нужно обязательно узнать, как и когда собирать, где хранить и чем предварительно обрабатывать тот или иной материал.

В основном необходимые для поделок растительные материалы, за редким исключением, собирают в период их полного созревания, так как недозревшие плоды, высыхая, могут изменить форму, сморщиться и потерять внешнюю привлекательность.

Заготовить некоторые природные материалы можно, даже не выходя из квартиры, если вы будете оставлять (а не выбрасывать в мусорное ведро) косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и папайи и других обычных и экзотических плодов.

Всюду, где бы вы ни находились, посмотрите вокруг и найдете множество самых разнообразных природных материалов для создания интересных поделок. Стоит только внимательно присмотреться к окружающей нас природе! Это - шишки и орехи, плоды и травы, корни и кора деревьев, речные и морские раковины.

Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы все в лесу и поле будет занесено снегом и вы уже не сможете отыскать желудь для задуманной поделки. Кроме того, надо учитывать и неизбежные отходы - испорченные в процессе работы материалы.

Отправляясь на каникулах или в выходные в поездки и походы, обязательно возьмите с собой небольшую пилу-ножовку, острый нож, туристский топорик и большую корзинку или сумку для находок.

Для поделок, представленных на сайте Сделай САМ , вам понадобятся следующие природные материалы:
ШИШКИ : еловые, сосновые, кедровые, пихтовые, ольховые, лиственницы, кипариса, можжевельника, тиса ягодного;
ЖЕЛУДИ дуба с плюсками (чашечками у основания плодов);
КАШТАНЫ : сладкие (съедобные) и декоративные (несъедобные). Незрелые каштаны имеют зеленую колючую оболочку;
ОРЕХИ : фисташки, миндаль, лесные орехи, буковые орешки (с колючей оболочкой), кедровые орешки, орехи грецкие, фундук, маньчжурский орех, арахис;
КОСТОЧКИ : персиковые, абрикосовые, вишневые, кизиловые, сливовые, от хурмы;
ДРЕВЕСНЫЕ ГРИБЫ : березовые, еловые, осиновые, сосновые, дубовые;
ВЕТКИ различных деревьев и кустарников;
КОРНИ деревьев и кустарников;
КОРА деревьев: сосновая (старая - толстая и молодая - тонкая, золотисто-красная), дубовая, еловая, осиновая и кора березы - береста;
ЛУКОВИЦЫ растений;
КЛУБНИ растений (например, картофеля);
КОЖУРА лука репчатого и чеснока;
СЕМЕНА деревьев (например, семена-крылатки клена, ясеня, липы); трав и злаков
СОЛОМА пшеницы, овса, ржи;
ЦВЕТЫ садовых и дикорастущих растений (например, соцветия чертополоха и репейника (лопуха);
РАКУШКИ речные и морские;
РАКОВИНЫ садовых (наземных) улиток;
РЫБА чешуя, кожа, плавники, хвосты и жаберные роговые пластинки морских и речных рыб;
ПЕРЬЯ лесных и декоративных (канареек, попугаев, павлинов) птиц, домашних уток, гусей, кур и индюков;
МХИ и ЛИШАЙНИКИ : разнообразные мхи и лишайники, стебли плауна (ликоподиума).

Кроме того, вам понадобятся семечки арбуза, тыквы и подсолнечника (они пригодятся в качестве дополнительного материала для изготовления отдельных деталей), кукурузные початки (с зернами и листьями); плоды желтых водяных лилий (кубышки); плоды декоративной тыквы, картофель, яблоки, яичная скорлупа и многое-многое другое.

Для изготовления картин и композиций из семян запаситесь крупами, используемыми в домашнем хозяйстве: гречневой, овсяной, рисовой, пшеничной, манной, пшеном, чечевицей, а также зернами кофе.

В основе натурального строительства лежит использование натуральных материа­лов. Вот подходящее определение натуральных материалов - это материалы, кото­рые не подвергались промышленной обработке. Но в вашем доме все-таки будут материалы в некоторой степени подвергнувшиеся обработке. Разве только вы най­дете нору в земле или пустое дерево и будете в нем жить. Бобры обдирают ветки, потом цементируют их глиной, пчелы и осы вырабатывают воск для пчелиных сот и «бумагу» для своего укрытия, многие птицы строят гнезда, используя комплексные комбинации, например, из соломы, глины, палок и перьев.

Разница между обработкой натуральных материалов животными и людьми - это ключ к хорошему определению натуральных материалов. Когда животные об­рабатывают природные материалы для постройки своих убежищ, они обращаются с каждой частью компонента, как с отдельным существом. Их работа прославляет разнообразие Вселенной. Они собирают с помощью клюва или лап неоднородные материалы и составляют из них сложные структуры. Люди берут те же отдельные различные материалы и придают им монотонность. Эти натуральные материалы становятся сырьем для однотипной промышленной обработки.

Поэтому мы можем определить природные материалы как материалы, кото­рые даже после обработке сохраняют свою основную сущность. Натуральные ма­териалы необходимо уважать, используя их в том виде, в каком они существуют в природе.

Дерево остается натуральным материалом даже после того, как его спилили, даже если спилили бензопилой, даже если его распилили на части, даже если рас­кололи или порубили на квадратные куски ручным инструментом. Каждое дерево, использованное таким образом, уважают как индивидуальный организм. Если де­рево распиливают на доски той же бензопилой, оно в некоторой степени все еще остается натуральным в нем есть элемент личного участия, элемент отклика на специфические обстоятельства и таким образом, присутствует творческий выбор. Природность дерева значительно уменьшается, когда его увозят с лесопилки на большом грузовике.

Практически для любого современного здания, хотя, в общем, и натурально­го, необходимы некоторые материалы, обработанные неприродным путем. Трудно построить солнечный коллектор без стекол. Даже саман, который полностью дела­ют из натуральных материалов, в некоторой степени подвергается промышленной обработке, если использовать механически изготовленные соломенные снопы. Жестких различий нет, но обработка проходит несколько этапов и каждый из них в геометрической прогрессии удаляет материал от Природы и увеличивает ответ­ственность.

Необработанные и некомбинированные материалы

Список сырья для строительства по-настоящему натуральных зданий достаточно короткий. Существует четкое разделение на биологические и геологические мате­риалы. Мы выхватываем биологические материалы из их цикла роста, размноже­ния, упадка и увядания. Геологические мы заимствуем у земли, эти материалы не растут и разрушаются чрезвычайно медленно. В отличие от биологических матери­алов, геологические материалы не едят животные или насекомые. Жизнь на них почти не влияет. Камни и глина хорошо переносят тепло, низкую влажность или большую сырость, чего нельзя сказать о соломе или дереве. Грибок, бактерии или насекомые едят влажные биологические материалы, а сухая жара воздействует на деревянные рамы и соломенные крыши таким образом, что они высыхают и лома­ются.

В строительстве дома из натуральных материалов мы используем различные строительные материалы. Это камень, щебень, песок, глина, вода, разные травы, камыш, солома, очерет, осока, полова и деревья. На диаграмме (стр. 7) они пока­заны в последовательности соединения с водой, геологически - по нисходящей шкале, биологически - по возрастающей шкале. Вода соединяет два компонента. Добавьте к этому списку мелкие материалы: природные смолы, живицу, корку,

Воск, животные и растительные жиры, шерсть, шкуру и прочее.

Это полная палитра основных материалов так же, как и палитра тонов. И все же возможные комбинации этих основных материалов почти закончены. Мы еще очень далеки от конечного результата составления возможных комбинаций даже из трех элементов самана - песка, глины и соломы. Из-за постоянного стремления к промышленной обработке всего ради прибыли, наше общество пренебрегает даже самыми простыми экспериментами с необработанными материалами.

Первичная и вторичная обработка

Первичная обработка является частью народной традиции на протяжении тысяче­летий. После первичной обработки материал остается отдельным элементом: квад­ратный и фасонный камень, плитка и кирпич из обожженной глины, известь, обра­ботанные доски, песок, переплавленный в стекло, снопы из соломы, железные гвозди, льняное масло.

Огромный концептуальный прыжок приводит нас к вторичной обработке, когда элементы соединяют в синтетические амальгамы, не существующие в природе. Они относительно медленно разрушаются или распадаются на токсические субпро­дукты. Это алюминиевые сплавы, нержавеющая сталь, пластмасса, большинство консервантов, красок, лаков, древесностружечная плита, и, главным образом, це­мент.

Скомбинированные ненатуральным способом материалы вызывают самую глубокую тревогу и опасения. Поскольку у нас нет проверенной генетической сопро­тивляемости разрушительному воздействию материала, с которым мы не эволюци­онировали вместе. В то время, как на природные химические и физические комби­нации нашей среды обитания такого рода реакция у нас выработана. И, если на протяжении двух поколений нам вдруг приходится иметь дело с пентахлорфенолом, формальдегидом или диоксином, у нашего организма нет подготовленной защиты, и мы можем легко отравиться. Необходимо понимать, что любой синтетический ма­териал, скорее всего, в той или иной степени токсичен для всех жизненных форм.

Сборка компонентов

Предварительно собранные единицы - это квантовый прыжок, не в химическом, а
в социальном плане, даже после вторичной переработки. Натуральные материа­лы предлагают нам возможность уважать их и работать с их различными качества­ми, видеть текстуру, масштаб, цвет, прочность и уникальность. В случае с готовы­ми компонентами, главный выбор был сделан за нас. Мы покупаем уже готовые окна, двери, пластиковые кухни. Дома заводского изготовления, мобильные дома, являются наивысшим достижением.

Поскольку нет стимула и сильного желания самостоятельно решать трудную задачу, мы вынуждены постоянно приспосабливаться к разнообразию материалов, упрощая все до абсурда. В конце концов, мы становимся апатичными и невнима­тельными, лишенными чувств из-за скуки, растрачиваем бесценную остроту восп­риятия мира, которая обязательно возникает только во время активного творчест­ва.

Природные материалы, в отличие от предварительно подготовленных компо­нентов, великолепны в своей первозданной красоте, данной им Богом. В таком ви­де они полноценно раскрывают структуру здания, демонстрируют чудо противосто­яния силе тяготения и возвеличивают каждый отдельный компонент.

Что такое природный материал? Зачем нужен природный материал?

Ответ на первый вопрос содержится в в самом вопросе. Природный материал - это то что мы находим в природе, окружающей нас. Природные материалы можно разделить на две группы: первая растительные и вторая минеральные. К первой группе относятся материалы растительного происхождения, ко второй — минеральные. Растительные природные материалы: мох, кора, листья, цветы, орехи, шишки, каштаны, грибы, соломка, желуди, тополиный пух и многое другое. Минеральные природные материалы: ракушки, камушки, песок, скорлупа, драгоценные камни.

Отвечаем на второй вопрос - зачем нужен этот природный материал. Для вдохновения и творчества. Те кто своим хобби выбрал работу с природным материалом, никогда не разочаруется в своём выборе. Ведь, прежде всего сырьё для работ бесплатно, только природе не следует вредить (брать лишнее). Самое лучшее под ногами: сухие веточки и коряжки, опавшие осенние листья, шишки, семена, семечки и многое другое. Своеобразный внешний вид природных материалов вдохновляет для творчества и создания необыкновенных произведений искусства. Мастера используют материал для изготовления декоративных панно, игрушек, различных поделок. Народные умельцы творят чудеса имея под рукой бересту, ракушки или кап (нарост на дереве).

Реклама:

Бренд: Метки: Отзывы:

Как изготовить карэмоно. Сухие, красиво изогнутые, веточки – карэмоно можно сделать своими руками. Карэмоно используют во флористике для составления декоративных композиций и букетов. Для изготовления веточек нужно весной или поздней осенью срезать прутики или ивы, или краснотала, или вербы. Затем прутики осторожно сгибать и наматывать на палку или бутылку. Намотанные ветки хорошо зафиксировать шпагатом или тканью (можно...