Особенности венецианской шпаклевки и технология ее нанесения. Фактурная штукатурка своими руками: как сделать декоративную штукатурку из шпаклевки

Материал для нанесения штукатурки продается как в готовом состоянии, так и в виде основного состава и красителя по выбору, чтобы максимально удовлетворить взысканиям клиента.

В зависимости от используемых приемов и типа нанесения, венецианская шпатлевка бывает:

  • Штукатурка под мрамор, благодаря особенной технике исполнения, позволяет добиться имитации структуры живого камня: белого, розового, с прожилками, серого, матового или глянцевого – всех видов мрамора. Этот прием позволяет декорировать любые поверхности в помещении, в том числе и колонны, создавая иллюзию натурального камня.
  • Классическая. Ее послойное выполнение позволяет достигать разнообразных фактур, необычных цветовых переливов. Интерьер с такой штукатуркой получается оригинальным и эстетичным. Классическую венецианскую штукатурку делят на два типа: перламутровую и фактурную. Перламутровая создает особый оптический эффект, и, кажется, что она переливается на солнце, словно жемчуг. Достигается это благодаря мельчайшим светоотражающим частицам в составе смеси. Такой вариант идеально подойдет богатому интерьеру, классическим музеям. Фактурная, как следует из названия, отличается разнообразием рельефов. С ее помощью можно добиться имитации практически любой природной поверхности: камня, элитных пород дерева, среза драгоценной горной породы с различными включениями. Ее применение в интерьерах настолько широко, насколько далеко зайдет фантазия декоратора.

Смесь для настоящей венецианской штукатурки стоит сегодня немалых денег, а потому был изобретен альтернативный способ ее замены на базе готовой акриловой шпаклевки с подмешиванием красителя.

Итак, рассмотрим поэтапно, как делать венецианскую шпаклевку своими руками.

Процесс создания

Какие инструменты понадобятся?

  • Несколько пластиковых ведер
  • Дрель с насадкой для перемешивания
  • Две стальные терки 20 и 25см шириной
  • Трапециевидные шпатели с закругленными углами и отполированными кромками 6 и 20см
  • Две кисти: маковица и флейц
  • Шлифовальная терка
  • Уровень, рулетка, карандаш, длинная линейка
  • Мерные ложечки для красителей
  • Широкий строительный скотч

Подготовка поверхности

Венецианская шпаклевка под мрамор – как правильно наносить?

Суть техники заключается в послойном накладывании шпаклевки разных оттенков неравномерным способом. В итоге получается эффект цветового перехода, спонтанных пятен и проступания нижних слоев. Такая штукатурка будет всегда единственной в своем роде.

Слой Первый.

Начинаем работу с любого из верхних углов:

  • Набираем светлую шпаклевку небольшими порциями на шпатель и производим небольшие мазки. Их частота и рисунок могут быть какими угодно, повторяться, быть мельче или крупнее, имитировать какой-то материал.
  • Держим шпатель почти в плоскости стены, делая пропусков в мазках. Такая техника не терпит скорости и занимает много времени.
  • Разгоняем массу штукатурки движениями в разных направлениях, плотно прижимая терку к стене.
  • Через каждые 3-4 движения очищаем инструмент от налипшей смеси и протираем его влажной тряпкой. Недопустимо попадание фракций засохшей шпаклевки на стену, они оставляют за собой углубления и неровности.
  • В районе нижних углов работаем снизу вверх. Если образуются наплывы в конце предыдущих движений, разгоняем их, проводя теркой перпендикулярно линии.
  • Постоянное чередование намазывающих и разгоняющих движений в разном направлении и разной длины – и есть самый главный прием имитации природного материала. Главное – в процессе работы периодически отходить на несколько шагов назад и смотреть в целом на результат. Очень важно, чтобы декорирование стены получалось целостным.
  • В зависимости от толщины слоя, температуры и влажности, оставляем поверхность подсохнуть от нескольких часов до суток.

Слой Второй.

  • Нужно слегка ошлифовать стену. Используем не самую грубую сеточку или шкурку и сглаживаем только явные выступы, чтобы не испортить фактуру. По окончании сметаем кисточкой или ветошью образовавшуюся пыль.
  • Теперь можно наносить структуру камня, то есть прожилки. Держим шпатель под углом 30°. Это самая художественная часть процесса, так как от размеров штрихов, ширины шпателя и направления движений будет зависеть фактура поверхности. Насколько точнее вы передадите рисунок, настолько ваш результат приблизится к реальности. Хаотично наносим темную шпаклевку на стены, создавая правильный рисунок, и снова даем поверхности хорошо просохнуть.

Слой Третий.

  • Наносится светлой смесью и должен быть очень тонким, чтобы не перекрыть прожилки.
  • После высыхания вся поверхность ошкуривается мелкой наждачной бумагой, чтобы еще больше истончить последний слой.
  • Если окончательная фактура вас не устраивает, можно наносить еще один или несколько тонких слоев до тех пор, пока результат не удовлетворит.

Когда все 3 слоя хорошо высохли, приступаем к вальцеванию. Пустым шпателем проходимся по всей стене, придавая поверхности матовость. В конце все покрывается воском или лаком с перламутром, и работа считается оконченной. Воск придает стене блеск отполированного камня, а перламутр – легкое сияние, так свойственное настоящей венецианке, благодаря мраморной пыли в ее составе.

Когда хочется придать интерьеру смелую оригинальность, умело задействовать освещение, фактурные стены будут как нельзя кстати. Самый доступный способ объемного декорирования поверхности – штукатурка обычной шпаклевкой.

Производим замеры площади и считаем количество отделочного материала. Отлично подойдут как гипсовые, так и цементные смеси, приобрести их можно в сухом виде или в готовом к применению. Стоимость готовой шпаклевки выше, а процесс замешивания не является сложным, но требует немного времени. Экономить деньги или время, решать вам.

Подготовка стены начинается с очищения поверхности от грязи и пыли. Устраняем все дефекты и неровности. Чем более гладкой будет стена, тем проще будет осуществить задуманное, и тем лучше будет конечный результат.

Если основание стены ненадежно, сыпется, его следует укрепить: поможет штукатурная сетка, которая фиксирует поверхность и препятствует растрескиванию декоративного слоя. Если стена заранее хорошо подготовлена, она обрабатывается грунтовкой с глубоким проникновением - грунт не дает смеси впитываться и улучшает адгезию с наносимым материалом.

Желательно наличие стартового тонкого слоя шпатлевки, он застрахует вас от проявления пятен и поспособствует равномерному нанесению покрытия. Небольшие изъяны на плоскости имеют место быть, так как фактура стены получится довольно грубая и их просто не будет заметно.

Готовим состав для рельефной шпаклевки

Нам потребуется:

  • Шпаклевка, готовая к применению (или уже разведенная сухая смесь)
  • Затирка швов
  • Концентрированный краситель
  • Грунт белого оттенка
  • Лак или глазурь по выбору.

Соединяем шпаклевку с грунтом в такой пропорции, когда смесь не растекается, но и не слишком густа. Наличие грунта облегчит придание текстурного рисунка, штукатурка не будет скатываться в комочки и слишком быстро схватываться.

Процесс нанесения

Есть огромное число разновидностей фактурной венецианской штукатурки. Вот некоторые приемы:

  • Простой рельеф выполняется при помощи обычного шпателя. Для этого наносим состав на стену толщиной не более 4мм. Проводим шпатель, вдавливая и отпуская его, в результате чего получается шероховатая волнистая текстура.
  • Хаотично водим шпателем в разные стороны, создавая оригинальные сплетения. Рисуем вниз, в сторону, вверх – в любом случае узор получится неповторимым.
  • Придаем зернистость. Обыкновенной губкой проходимся по поверхности, придавливая и отпуская ее.
  • В ход можно пустить любой подручный материал, все зависит от вашей фантазии. Даже самые неожиданные предметы могут оставлять забавный след или оттиск. Поэкспериментируйте со скомканным полиэтиленовым пакетом, бытовой щеткой. В продаже имеется также много шпателей с рельефными кромками.

Когда фактурная поверхность готова и хорошо просохла, приступаем к лакокрасочной части. При помощи валика и кисти, окрашиваем стену базовой акриловой краской, загоняя ее во все труднодоступные места. Базовый цвет будет основанием нашей композиции. Даем слою высохнуть.

Работая аккуратно и быстро, наносим вторую колерованную краску. Покрываем стену небольшими участками, в половину квадратного метра, и пока краска не подсохла, влажной ветошью без особого нажима, удаляем излишки ее с самых выпуклых мест. Слегка прикасаемся и делаем маховое движение, и в этот момент мы видим, как фактура волшебным образом проявляется. Периодически стоит отходить и смотреть на равномерность вашего патинирования.

Даем краске высохнуть.

Можно оставить стену как есть, а можно покрыть ее перламутровой краской с эффектом позолоты, серебра, бронзы, и т. д. Она наносится губкой и расход у нее небольшой.

Не перестарайтесь с площадью фактурной шпаклевки . Она довольно сильно утяжеляет интерьер и в больших количествах способна придать неряшливость. Фактура может служить акцентом в помещении и должна обязательно комбинироваться с гладкой поверхностью, только тогда ее красоту можно будет полностью оценить.

Когда появилась шпаклевка венецианка, доподлинно не знает никто. Естественно Италия приписывает это изобретение себе, но нечто подобное встречается еще на сохранившихся доныне развалинах дворцов правителей Сирии и Египта.

Предания говорят о том, что состоятельные горожане Римской империи, не имевшие возможности отделывать свои дома мрамором, заказывали себе штукатурку, в основе которой преобладала пыль и крошка благородных минералов. А золотые руки мастеров того времени предавали ей вид настоящего мрамора, причем практически со стопроцентным сходством.

Рецепты античных мастеров не сохранились, известно лишь, что помимо мраморной пыли, в качестве связующего в таком составе выступала известь, а красители преимущественно делались на биологической растительной или животной основе.

А стоит ли вообще с этим связываться

В основе современных составов, если верить производителям, также преобладает крошка или пыль мрамора, гранита, оникса и других подобных минералов. Все это, как и прежде связывается известью, но на этом сходство с античными составами заканчивается.

Практически у всех производителей в перечне ингредиентов указываются акриловые смолы, акрил конечно штука абсолютно безвредная и экологически нейтральная, но утверждение о стопроцентной натуральности современной венецианки уже вызывает сомнение.

Видимо из-за преклонного возраста такая отделка обросла массой разнообразных слухов и домыслов, порой ей приписывают совершенно фантастические достоинства, хотя если говорить честно, венецианская штукатурка действительно хороший материал:

  • Присутствие природных минералов в совокупности с особой технологией нанесения делает такое покрытие весьма прочным . По сравнению с подавляющим большинством своих современных собратьев венецианская отделка едва ли не самая крепкая. Конечно это не камень, но царапины такой облицовке не страшны;
  • Специализированные составы от солидных производителей спокойно выдерживают длительное воздействие прямых солнечных лучей , правда и цена на эти составы такая же солидная, как и их производители;
  • Неоспоримым достоинством венецианки является ее ремонтопригодность . Исходя из собственного опыта, могу сказать, если вы сможете обустроить такое покрытие своими руками, то и его ремонт не составит для вас большого труда;
  • Как я уже говорил на 100% натуральной такую шпатлевку не назовешь, но и никакого вреда от нее не будет, все компоненты в составе относят к нейтральным . Достаточно сказать, что класс допуска позволяет использование венецианки даже в детских дошкольных учреждениях;
  • Венецианская отделка едва ли не единственное покрытие, которое можно спокойно мыть и даже монтировать во влажных помещениях . Лично я учился наносить венецианку на одной из стен в предбаннике собственной бани, и она отлично держится вот уже 5 лет;
  • И самое главное, что венецианка это праздник, который всегда с тобой. Подходит она конечно не ко всем стилям, но при хорошем воображении ее всегда можно вписать в .

Самым большим недостатком такой отделки является не столько сложное, сколько долгое нанесение. Я не говорю, что с этой работой справится абсолютно любой человек, общие навыки работы со шпателем и кельмой все же необходимы, но чтобы получить хороший результат, нужно запастись терпением, на весь процесс может уйти от пары недель, до месяца.

Косвенным недостатком можно считать относительно высокую стоимость качественных специализированных составов. Конечно, венецианка из обычной шпаклевки обойдется на порядок дешевле, об одном из способов обустройства я расскажу позже, но сами понимаете, как не хвали, а подделка есть подделка.

Еще один недостаток венецианки это необходимость хорошей подготовки основы, куда попало эту шпаклевку не нанесешь, поэтому я выделил данный этап в отдельную главу.

Качественная основа – залог хорошего результата

В среде профессионалов венецианка относится к семейству декоративных шпатлевок, соответственно требует особой подготовки основы. Стены с выбоинами, глубокими царапинами, сыплющейся старой штукатуркой и прочими недоразумениями для такой отделки не подходят.

В теории такую шпатлевку можно наносить как на ровные, так и на скругленные поверхности, к примеру, на колонны. Но начинающему мастеру не стоит сразу хвататься за сложные варианты. Как сказал мне один опытный человек, за колонны и вензеля можно браться только после того как своими руками нанесешь километр (1000м²) венецианки.

Об этом мало кто говорит, но помимо того, что основа должна быть идеально ровной, она еще должна быть и весьма прочной. Одной стартовой шпатлевки, даже очень хорошей, здесь будет мало, стену нужно полностью армировать.

Это можно сделать при помощи серпянки (стекловолоконной сетки) и паутинки (стекловолоконного полотна), лично я предпочитаю использовать паутинку. Инструкция выглядит примерно так:

  • В данном случае не столь важно, с какой именно стеной вам пришлось работать, гипсокартон, дерево, бетон и другие материалы все равно нужно шпатлевать. Различие заключается лишь в том, какую грунтовку вы будете использовать на старте, ведь под каждый стройматериал существует свой грунт. Но запомните, грунт берется глубокого проникновения и наносится пару раз;
  • Дальше по классической технологии, при помощи широкого шпателя на сухую стену наносите 2 – 3 мм стартовой шпатлевки и оставляете ее сохнуть на сутки;
  • На следующий день стену сначала нужно будет слегка отшлифовать крупным наждаком или шлифовальной сеткой. Идеальной поверхности на этом этапе вы не добьетесь, главное, чтобы стена стала ровной. Естественно, после шлифовки нужно убрать пыль влажной тряпкой или губкой;
  • На следующем этапе мы будем клеить саму паутинку. Некоторые мастера используют клей для стеклообоев, берется он хорошо, но стоит дорого. Я по старинке клею паутинку на ПВА, результат тот же, а цена значительно ниже;
  • Паутинку нужно клеить четко встык, без разрывов. Дабы не возиться с соединением холстов, я обильно смазываю стену клеем и клею холсты с перехлестом в 20 – 30 мм. Воздушных пузырей под холстами оставаться не должно, поэтому разглаживать нужно тщательно;
  • Пока клей еще не застыл, посередине перехлеста холстов я разрезаю оба полотна острым строительным ножом и сразу убираю обрезки. В результате паутинка ложится без малейшего зазора, сплошным ковром;
  • Оклеенную стеклохолстом стену нужно еще раз покрыть клеем и оставить сохнуть;
  • На последнем этапе подготовки основы шпатлюем стену так же, как под обои. То есть, широким шпателем наносим 1–2 мм финишной шпаклевки и когда она высохнет, шлифуем ее средней шлифовальной сеткой или наждаком. На мелкие риски от наждака обращать внимания не стоит, главное чтобы поверхность была ровной. Под такой вид отделки финишную шпаклевку лучше брать латексную.

Три способа обустройства венецианки

Во всех трех ниже изложенных способах используются исключительно специализированные составы, предназначенные конкретно для обустройства венецианки. Хотя это обходится и дороже, но я считаю, что новичкам все же лучше начинать именно с таких составов, поверьте, с ними работать намного легче.

Так как цена материала не маленькая, при закупке стоит обращать внимание на средний расход состава на 1м², как правило, все производители указывают эти данные на упаковке. В среднем же расход венецианки колеблется в пределах от 300г до 1,2кг/м².

Какие инструменты понадобятся

Особо дорогостоящих инструментов для такой работы не нужно, но кое-что все же приобрести придется. Безусловно, в каждом способе отделки есть свои специфические инструменты, но их немного и о них я упомяну по ходу.

В этой же главе пойдет речь о стандартном наборе, без которого не обойтись в любом из способов:

  • Для нанесения грунта и других подобных работ вам понадобится меховой валик и пластиковая малярная ванночка к нему;
  • Подобные составы нуждаются в тщательном вымешивании, вручную это сделать невозможно, а строительный миксер стоит дорого, поэтому вам придется взять миксерную насадку на электродрель;
  • Едва ли не самым важным инструментом является специальная «венецианская кельма», от простой кельмы она отличается скругленными краями и идеально отполированной поверхностью;
  • Раз уж мы решили заниматься шпатлевкой, то нам понадобится пара хороших металлических шпателей. Один с длинной лезвия 30 см, второй с лезвием 15 см, а вообще конечно лучше иметь полный набор шпателей;
  • Еще одним специфическим инструментом является полировальная машинка для полировки воска. В данном случае специальную машинку брать не стоит, достаточно взять одну насадку на болгарку или электродрель.

Способ №1: классическая отделка

  • Как и все подобные виды работ, первым делом нужно валиком нанести на стену грунт глубокого проникновения. Так как стена у нас уже подготовлена, достаточно нанести 1 слой грунтовки, сохнуть она будет около 12 часов;
  • На следующем этапе нам нужно будет нанести специальный укрывающий грунт. Этот состав уже нужно колеровать. Изначально он белый, вам придется добавить в него концентрированный колер, и хорошо вымешать миксерной насадкой, масса должна быть однородной без разводов. Этот грунт также наносится при помощи валика и сохнет до 2 часов;

Все однородные составы, которые требуют отдельной колеровки нужно готовить сразу на всю стену или даже на все помещение, так как при самостоятельной колеровке приготовить два абсолютно одинаковых по цвету состава практически не реально, они будут отличаться оттенками.

  • Когда грунт высохнет, поверхность зачищается широким шпателем, здесь просто берете шпатель и под острым углом соскребаете все ненужное со стены;
  • Дальше готовите уже основной состав. Он готовится так же, как и цветной укрывающий грунт — добавляете в ведро с белой шпаклевкой колер и тщательно вымешиваете;
  • В самом простом варианте венецианская штукатурка наносится в 2 слоя, но я рекомендую делать минимум 3 слоя, хотя некоторые профессионалы практикуют до 5 – 7 нанесений;
  • Первый слой наносится той самой венецианской кельмой. На край инструмента малыми порциями накладываете состав и под острым углом с нажимом размазываете состав по стене.

Шпаклевка наносится островками методом с сухого на мокрое, то есть прикладываете кельму к сухой стене и двигаете по направлению к уже готовому островку, главная фишка в том, чтобы место касания и место отрыва инструмента от стены не были явно заметны. Сохнет первый слой около 2 часов, в зависимости от температуры и влажности в комнате;

  • После высыхания поверхность нужно зачистить шпателем или той же кельмой, после чего можно приступать к нанесению второго слоя штукатурки. Второй слой наносится абсолютно так же, как и первый. Сохнет он примерно столько же и после высыхания также зачищается;
  • Третий, в нашем случае финишный слой наносится шпателем 15 см, среди профессионалов этот способ нанесения называется на сдирку. Здесь нужно стремиться к обустройству максимально тонкого, желательно просвечивающегося слоя. Как обычно все делается разнонаправленными островками. Кстати, если вы решите наносить больше слоев, то технология просто повторяется;
  • Едва ли не самым ответственным этапом является железнение поверхности стены. К нему можно приступать уже через 30 – 50 минут после нанесения финишного слоя. Железнение выполняется венецианским шпателем. Край инструмента под острым углом прижимается к стене и с большим нажимом проводится, шпаклевка как бы вдавливается в поверхность.

Основной проблемой является опасность царапин, плюс при работе с гипсокартоном его можно попросту проломить, так что будьте осторожны;

  • В принципе этого может быть достаточно, но только в том случае, когда выполняется отделка в сухом помещении. Для влажных помещений, а также, если планируется регулярная влажная уборка, шпаклевку нужно будет покрыть воском и хорошо отполировать;
  • Воск наносится широким шпателем на сдирку тонким слоем примерено через сутки после железнения. Воску нужно дать впитаться в стену, на это уходит в среднем 30 – 50 минут, после чего можно приступать к полировке поверхности. Стена полируется специальной мягкой насадкой, не оставляющей рисок на поверхности;
  • Дело это довольно нудное, но без него никак. При работе обороты инструмента не должны превышать 3 тысяч оборотов в минуту, плюс не задерживайтесь подолгу на одном месте, иначе воск подгорит. Покрытие является абсолютно водонепроницаемым и способно выдерживать до 80ºС, так что монтировать его можно везде, разве что кроме парилки. На сушку воска уходит порядка 2 недель.

Способ №2: фактурная венецианка

  • Инструмент для этого способа подходит практически тот же, но технология немного отличается. Так после покрытия грунтом глубокого проникновения, укрывающий грунт перед нанесением не нужно колеровать, просто берете и наносите его валиком;
  • Естественно, после высыхания укрывающий грунт нужно будет зачистить широким шпателем;
  • Дальше колеруете и хорошо вымешиваете основной состав венецианки. Но наносить его мы будем не кельмой или шпателем, а валиком, точно так же, как мы наносили обычный и укрывающий грунт. Сохнуть она будет 2 – 3 часа, после чего зачищается шпателем;
  • Второй слой венецианки наносится кельмой, но не мазками, как в классическом варианте, а всей плоскостью инструмента создавая островки, просто размазываете и отрываете инструмент всей плоскостью. Толщину следует выдерживать порядка 1 мм, сохнуть второй слой будет 5 – 6 часов;
  • После зачистки второго слоя кельмой можно приступать к обустройству третьего слоя, но он готовится по особому рецепту. Ничего сложного здесь нет, вам просто нужно смешать венецианскую шпаклевку и финиш-лак в равных пропорциях, при этом колеровать состав не следует, пусть он остается белым;
  • Третий слой нужно наносить широким шпателем на сдир. Естественно наносить его следует максимально тонким слоем, так чтобы четко просматривалась фактура, сохнет этот слой 5 – 6 часов;
  • Когда третий слой высохнет, можно приступать к зачистке поверхности и железнению. На финише вы получите матовое покрытие с глянцевыми участками. Для сухих помещений этого достаточно;
  • Для влажных помещений стена обычной кистью покрывается воском или финиш-лаком, тем самым лаком, с которым мы размешивали основной состав венецианской шпаклевки для третьего слоя.

Способ №3: обустраиваем «Кракелюр»

Покрытие «Кракелюр» имитирует слегка растрескавшиеся стены старого замка, естественно этот вид венецианки подходит далеко не под каждый интерьер, оно ближе к , провансу или средиземноморскому стилю.

Помимо традиционного набора инструмента для обустройства «Кракелюра» не обойтись без строительного фена или термопушки. Слишком мощный фен не потребуется, достаточно стандартной модели. Вам еще понадобится поролоновая губка и шлифовальная машинка с наждаком №6 или №8.

  • На мой взгляд, обустройство шпатлевки «Кракелюр» проще, чем 2 предыдущих варианта. Начинается все как обычно, первым идет грунт глубокого проникновения, за ним укрывающий грунт, все идет без колеровки;
  • После того как укрывающий грунт просохнет на него наносится не колерованная венецианская штукатурка. Наносим меховым валиком, слой здесь нужно делать толщиной порядка 2 мм;
  • Сразу после нанесения, пока шпаклевка еще не высохла, мы берем венецианскую кельму и разнонаправленными движениями выравниваем стену. В итоге у вас должен получиться оригинальный рисунок, состоящий из хаотичных мазков;
  • Но и это еще не все, теперь нам нужно сделать декоративные трещинки по всей поверхности стены. Для этого после выравнивания влажную стену мы просушиваем строительным феном. Греть нужно равномерно, но без пропусков;
  • В результате такой радикальной сушки вы и получите нужный интерьер. Но мы высушили только верхний слой, чтобы стена высохла полностью, придется подождать еще двое суток;

Вытираем стену губкой.

  • Как и в первых двух вариантах «Кракелюр» в сухой комнате можно оставить как есть, или покрыть воском и слегка отполировать. Если полировать нет желания, то покройте стену финиш-лаком, он также хорошо защищает от влаги.

Самодельная венецианка

Учитывая солидную стоимость фирменной венецианки немудрено, что наш умный и предприимчивый народ изобрел способ обустройства этого покрытия при помощи более доступной акриловой шпаклевки.

Я бы не сказал, что венецианка из обычной шпаклевки своими руками обустраивается проще, просто обходится она намного дешевле. Кстати и специальной венецианской кельмы здесь также не понадобится, можно обойтись хорошими металлическими шпателями.

  • Вначале поверхность обрабатывается кварцевым грунтом глубокого проникновения, который колеруется примерно в тот же цвет, что и будущая основа;
  • Теперь нужно разбавить акриловую шпаклевку и заколеровать ее, это и будет основа для нашей доморощенной венецианки. Когда шпаклевка высохнет, стену нужно будет зачистить шпателем;
  • Далее заготовленную вами акриловую шпаклевку следует разделить напополам. После чего одну часть вы колеруете двойной дозой красителя, она должна быть темнее основы, а вторую оставляете белой;
  • Теперь средним шпателем наносите поочередно, светлую и темную части состава. То есть, сначала накладывается светлая часть, после чего стену нужно высушить и отшлифовать мелким наждаком. А на нее точно также кладется темная часть.

Этих блоков (светлая/темная) должно быть минимум 2, но никто не запрещает вам сделать больше. Состав наносится небольшими островками, как чешуйками, причем очень тонким слоем и в разных направлениях, хаотично;

  • Финишное покрытие делаем при помощи бесцветного, опять же акрилового лака. Нижний слой лака наносите как обычно кистью или валиком. Когда он высохнет, нужно будет размешать порцию лака с перламутровой краской и сделать им фактуру с отливом.

Для этого берете салфетку, окунаете ее в готовую лаковую смесь и островками, очень тонким слоем, хаотично наносите ее на стену. Если есть желание, когда все высохнет, можно чуть отполировать, для придания большего блеска.

  • Или есть еще один вариант финишного декора. Вместо сплошного шара бесцветного акрилового лака сразу наносим смесь лака и перламутровой краски салфеткой. На следующий день, сухую стену покрываем воском, даем ему слегка впитаться (30 – 40 минут) и хорошо полируем, до зеркального блеска, так у нас получится водостойкое покрытие.

Вывод

Теперь вы знаете, как делать венецианскую шпаклевку в нескольких вариациях. Еще раз повторюсь, самодельная венецианка из акриловой шпаклевки по качеству, прочности и долговечности значительно уступает настоящей, поэтому здесь решайте сами. На фото и видео в этой статье подобран сопутствующий материал по теме. Если у вас еще остались вопросы, пишите их в комментарии, побеседуем.

30 октября 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

На территории постсоветских стран наибольшую популярность приобрела венецианская шпаклевка, имитирующая мрамор. Этот термин дословно переведен с итальянского «stucco veneziano», что по сути обозначает имитацию под драгметаллы, красное дерево, сорта природного камня в виде декоративного покрытия.

Парадоксально, но данный тип декоративного покрытия был изобретен не в Венеции, как стоило бы подумать логически, а в Риме. Причина возникновения особого вида покрытия тривиальна: необходимость применять общедоступный строительный компонент того времени – мрамор. Во время многочисленных архитектурных проектов после использования ключевого материала оставалось огромное количество отходов (крошка, забракованные блоки, пылинки).

Оставшийся неизвестным для истории изобретательный ум применил все отходы в деле, ведь «фальшивый мрамор» из пыли внешне был ничем не хуже природного, а в применении оказался удобнее с отпавшей необходимостью высекать цельные блоки. Только после второго возрождения в Венеции материал получил устоявшееся сегодня название.

Основные особенности

С учетом применяемой технологии и приемов нанесения шпатлевка бывает:

  • Под мрамор – предполагает имитацию внешнего вида живого камня разнообразных оттенков со специфическими прожилками. Такой прием применим к любым поверхностям внутри помещения, особенно гармонично смотрится на колоннах.
  • Классическая – поэтапное наложение слоев позволяет достичь всевозможных фактур и оригинальных цветовых градаций. Классическую венецианку делят еще на два подтипа: фактурную и перламутровую.

В составе данного типа декоративного покрытия присутствуют наполнители – тонкодисперсные частички мрамора, гипса, извести, полимерного вяжущего на водяной основе.

Практически повсеместно готовый состав продается в конечном виде, но при желании можно приобрести отдельно шпаклёвку и красители. По задумке производителей такой вариант предоставляет возможность клиенту найти идеальный по насыщенности цвет самостоятельно.

Для приобретения эффекта глянца технология предполагает нанесение нетолстой прослойки особливого воска, а для придания покрытию матовости исполнителю достаточно будет самому активно разгладить поверхность стальным шпателем.

В результате воздействия тепла, получаемого в процессе трения примененного инструмента о поверхность шпаклевки, происходит полимеризация вяжущего вещества, и на поверхности возникает прочная матовая либо глянцевая корка.

Перечень инструментов

Для венецианской штукатурки потребуются следующие инструменты:

  • закруглённые шпатели размером 20 и 6 см;
  • стальные терки, ширина которых – 25 и 20 см, и шлифовальная терка, дрель;
  • из кистей — флейц и макловица;
  • линейка подлиннее, рулетка, карандаш;
  • уровень, дозатор на шприце;
  • стаканы, ведра, широкий скотч;
  • шкурки №120, 220.

Работа со шпаклевкой

Перед покрытием стену нужно проверить на отсутствие неровностей, допустимы углубления до 2 мм. Приготовленные к дальнейшим манипуляциям заключается в том, что поверхности требуется прогрунтовать акриловой грунтовкой, а после сушки – проставить отметины и покрыть скотчем границы разметки.

Венецианская штукатурка своими руками выполняется при соблюдении строгого порядка действий. Смысл техники состоит в наложении слоев одного и того же материала, состоящих из хаотичных мазков шпаклевки, несколько раз. Накладывать слой стоит с эффектом растягивания – плавного перехода тона в мазке из-за переменной толщины. Комбинация неисчислимого количества наложенных пятен на уровне разных слоев имитирует глубину текстуры покрытия.

Базовый слой включает перемолотую и раздробленную мраморную крошку, что гарантирует надежную адгезию со стеной. Первый пласт наносят с использованием шпателя либо стальной терки.

После просыхания базового слоя через 6 часов наносят лессировочные шпаклёванные слои, что и создаст впоследствии рисунок с оригинальной фактурой.

Для достижения матового эффекта лессировочные слои должны быть выполнены из одинакового с первым слоем материала. Для глянцевой облицовки используют тонкодисперсную штукатурку с добавлением красителя заданного тона.

На видео: декоративные шпаклевочные работы своими руками.

Подготовительные операции

  1. Выровнять поверхность и дать ей подсохнуть, наложить облицовочную шпатлёвку, оставить сохнуть на 6-8 часов.
  2. Грунтовку разбавить с водой в пропорции 1:7 и начать тщательное втирание в стену с направленным на макловицу усилием. По нанесению пары слоев — оставить на просыхание на 4-5 часов.
  3. Отмерить в подготовленную заранее ёмкость часть грунтового материала с последующим тщательным перемешиванием. В полученный состав добавить просчитанное количество красителя, размешать до преобразования в однородную жидкую смесь. Приготовить для накладывания субстанции на стену малый шпатель.
  4. Начинать накладывание слоев можно из любого верхнего угла, равномерно распределяя состав аналогичными движениями, как при нанесении обычной шпаклевки своими руками: снизу вверх с небольшим отклонением в сторону.
  5. Разгонять штукатурку следует попеременными движениями плотно прижатой к стене теркой в противоположные стороны, пробелов при этом оставлять нельзя.
  6. Внизу стены направленность манипуляций – снизу-вверх. После того, как стена прогрунтована, время ожидания до полного высыхания составит 4-5 часов.
  7. В отмеренное количество покрывающей штукатурки после перемешивания – добавить красящие компоненты, перемешать повторно.

Перед выполнением венецианки следует скрупулезно просчитать затраты краски, ведь даже простой просчет приведет к нанесению дополнительного слоя.

Смесь на короткую терку лучше накладывать с помощью малого шпателя. Длина самой терки определяет, как сделать длину мазка. Пятна нужно наносить малыми дугообразными движениями в произвольном направлении.

Формирование фактуры

Чтобы разогнать образовавшийся на стене после любого движения наплыв, стоит произвести ряд прямолинейных движений теркой под углом наклона 10-15°.

Поочередно проделывая растирающие и прямолинейные разгоняющие манипуляции с выборочной сменой длины и вектора, нужно оштукатурить небольшую площадь размером около одного квадратного метра:

  1. С применением мускульной силы рук, двигая теркой по длинным отрезкам, необходимо выровнять наложенный на поверхность материал. Направления движений не важны, основная цель – образование тонкого слоя. Единственная поблажка в данном процессе – угол наклона терки может быть увеличен до 22-25°.
  2. Шпаклевочная масса будет налипать, поэтому после каждых 3-4 ходов терку следует очистить и протереть влажной тканью.
  3. Перерыв после разравнивания – 10-15 минут. Настало время смены шпателя на большой: заглаживание проделывают вверх-вниз своеобразными движениями накрест. Важно ослабить давление на шпатель после первых признаков появления глянца, ведь можно подпортить проявляющуюся тонкую корку, переусердствовав.
  4. Удерживая очищенную терку двумя руками под углом 5-10° по отношению к стене, потребуется разгладить пласт, заглянцовывая его.
  5. Когда одна небольшая площадь готова – стоит проделать аналогичные процедуры по всей поверхности стены.
  6. В труднодоступных местах (стыки нескольких стен, дополнительные препятствия) инструмент надлежит установить на линию границы и продолжать ход, ведя терку внутрь участка. В случаях, когда справиться с задачей с помощью терки неудобно из-за трудного участка, инструмент можно временно заменить на малый шпатель.
  7. Короткая терка также поможет справиться с разглаживанием и глянцеванием участков вокруг препятствий, направленность движений – от преграды внутрь прорабатываемого квадрата.
  8. Внизу стены траектория манипуляций будет проходить по дуге, начиная снизу. Во время глянцевания низа стены инструмент нужно направлять немного перекрещивающимися приемами снизу вверх.
  9. После проделанной работы нельзя давать материалу застыть. А если фактура не удовлетворяет эстетические пожелания, то после образования глянцевой корки сразу же нанесите дополнительную прослойку покрывающей смеси. С такой же разбивкой территории на квадратные метры стоит повторить весь перечень операций отделки.

При определённых навыках создание венецианской штукатурки своими руками из обычной шпаклевки либо из акриловой шпаклевки не вызовет затруднений.

На глянцованную шпаклевку можно добавлять слои до того момента, когда результат проделанной работы будет выглядеть удовлетворительно. Цвет слоев не обязательно должен быть идентичным – вариации допустимы.

Декоративная облицовка застывает через 6 часов, а через сутки уже возможно вести дальнейшие работы в помещении, но окончательно венецианская штукатурка из шпаклевки высохнет только спустя неделю.

Мастер-классы по шпаклевочным работам (2 видео)


Технология отделки стен (34 фото)

















Имитация дорогого мрамора – не проблема для венецианки. Она позволяет имитировать большое количество натуральных поверхностей.

Венецианская штукатурка – особенности мраморной штукатурки

Этот материал встречается часто, ведь сочетает в себе и роскошный внешний вид, и качество покрытия, и срок службы, и практичность. Существует множество видов и вариантов нанесения, в которых необходимо разобраться перед тем, как выбирать итоговое покрытие.

Венецианская отделка на стенах: особенности

Венецианская штукатурка – отделочный материал, известный еще во времена Древнего Рима. Чтобы понять особенности данного покрытия, выделяют следующие преимущества и недостатки. Главные плюсы:

  • 1) Внешний вид под мрамор. Это красивейший отделочный материал, создающий благородное мраморное покрытие. Также существенное преимущество – отсутствие швов на стене, что и отличает от натурального мрамора.
  • 2) Удобство ухода и практичность. Итоговый финиш покрывается воском и благодаря этому стены обладают влагостойкостью, выдерживают влажную уборку. Также штукатурка обладает большой износостойкостью, не затирается.
  • 3) Универсальность использования. Подходит для всех помещений и наносится на поверхность независимо от рельефа.
  • 4) Ассортимент позволяет выбрать любой оттенок и рельеф.

Однако можно выделить два существенных недостатка: это дороговизна материала и сложность нанесения, для этого наймите мастера с опытом.

Разновидности и виды венецианки для внутренней отделки


Классификация зависит от состава материала и техники нанесения:

  • 1) Классический традиционный — наносится многослойно, состоит из мраморной крошки.
  • 2) Мраморная венецианка – отличается техникой нанесения, так как помимо фактуры внимание уделяется еще и структуре, создавая полную имитацию натурального камня. Используется в отделке колонн, порталов и прочих отдельных элементов.
  • 3) Фактурный вид – создает имитацию не каменной поверхности, а различных природных рельефов, кожи и дерева. Техника редкая и доступна только мастерам отделочникам.
  • 4) Перламутровая венецианка включает в себя светоотражающие частички, которые создают мягкое сияние, похожее на жемчуг.
  • 5) Венецианка с вкраплениями более крупных частиц мрамора, используется для оформления деталей или выделения частей элементов.
  • 6) Кракелюр – техника состаренной, потрескавшейся стены. Создает на поверхности сетку из множества трещинок, которые заполняются воском или оттеночным лаком.
  • 7) Штукатурка с марсельским воском, который добавляют непосредственно в состав, это придает дополнительный внутренний блеск.

Воск добавляет не только внешнее преимущество, но и улучшает характеристики – повышенная влагостойкость позволяет использовать материал в ванных и кухнях.

Особенности нанесения


Технология нанесения сложная, процесс творческий и результат порой непредсказуем. Итоговый финиш будет зависеть от движений нанесения массы.

Из-за цены материала следует потренироваться на отдельном куске фанеры, предварительно загрунтовав его. Только так можно понять технику и как от движений зависит результат.

Штукатурка наносится в несколько слоев, их может быть от 2 до 10. Они наносятся в различных техниках, в зависимости от желаемого результата.

Обязательно выждите время до полного высыхания каждого слоя, не наносите дальнейшие слои на влажные прошлые, это испортит качество итогового покрытия.

Сохнет каждый слой от 1 до 10 часов, после высыхания поверхность затирается сухим и чистым инструментов – кельмой. Важно добиваться такого результата, чтобы через тонкие слои были видны темные прожилки более толстых слоев.

Подготовка поверхности

Изначальная поверхность должна быть подготовлена заранее, так как для уменьшения расхода дорогого материала стены заранее выравнивают, обычно используется латексная шпаклевка. На неровную поверхность наносить венецианку можно, но это подчеркивает все недостатки и увеличивает расход материала.

Отделка штукатуркой


На подготовленную поверхность наносится базовый слой. Он наносится как простая штукатурка, ровным однородным слоем. Тонировать базу нужно для цветного немногослойного покрытия, многослойные же скроют под собой базу.

Со второго слоя и далее техника нанесения меняется в зависимости от движений – хаотичных мазков под разным углом и в разных направлениях. Структура создается благодаря нанесению нового мазка поверх следов от прошлого, как бы скрывая место прикосновения инструмента.

Финишный слой наносится тонким, почти прозрачным слоем, стараясь выровнять поверхность. Этот слой сушится не до конца, после чего слой «железнят» — то есть затирают сухой чистой кельмой, заглаживая неровности.

Воск наносится после полного высыхания, лучше выждать полные сутки. Воск необходим для придания сияния и влагостойкости, например, для кухонь и ванных комнат.

Как долго держится

Покрытие отличается износостойкостью и долговечностью. Обычный срок службы – от 5 до 10 лет минимум, а дальше зависит от условий эксплуатации – влажности в помещении, механического затирания и так далее. Но даже при небольших дефектах покрытие можно обновлять.

Это удобный, универсальный способ покрытия стен, который обладает большим ассортиментом цветов и видов отделки. Подходит для всех помещений и смотрится эффектно на стенах и отдельных элементах.

Полезное видео

Цугунов Антон Валерьевич

Время на чтение: 5 минут

Затевая ремонт, многие задумываются, какой материал использовать для отделки стен. Классика в виде обоев уже набила оскомину, покраска требует масштабных черновых работ, обшивка панелями съедает полезную площадь. Возможно, стоит обратить внимание на такой вид финишной отделки, как . Разнообразие фактур и способов нанесения позволяют создать уникальный интерьер, который будет не только радовать глаз, но и обеспечит благоприятный климат в квартире. Этот отделочный материал можно купить в готовом виде, но стоимость его достаточно высока, поэтому в последнее время у дизайнеров набирает популярность декоративная штукатурка из обычной шпаклевки.

Виды декоративной штукатурки на основе шпаклевки

Используя шпаклевку, можно своими руками получить следующие виды декоративной штукатурки:

  • Фактурную. Для этого вида достаточно будет использования шпаклевки в чистом виде или с минимальными добавками для повышения пластичности (например, ПВА). Поверхность с таким покрытием может имитировать натуральный камень, ткань, дерево, иметь самую разнообразную фактуру, которая будет зависеть от применяемого инструмента.
  • Структурную. В этом случае в шпаклевку добавляются различные наполнители: мраморная крошка или мука, мелкие камушки, ракушечник, песок и т. д. С помощью такой штукатурки можно скрыть незначительные погрешности стен. Уникальный рисунок получается за счет бороздок, образующихся при перемещении мелких частиц в процессе движения шпателя.

  • Венецианскую. Как настоящую, так и «поддельную» наносить очень непросто. В готовом виде поверхность напоминает мрамор или оникс. Однако если вы хотите попробовать сделать это самостоятельно, использовать настоящую «венецианку» из извести с мраморной крошкой рискованно – материал дорог и капризен. Вариант со шпаклевкой в этом случае придется как нельзя кстати.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Выполнение грунтовки потолка перед его окрашиванием водоэмульсионной краской

Материалы для работы

Для создания фактурной или венецианской декоративной штукатурки потребуются следующие составы:

  • Шпатлевка. Полимерные (акриловые, силиконовые) составы обладают хорошей пластичностью и просты в нанесении, но и стоимость их будет выше, чем у обычной гипсовой шпаклевки.
  • Краска. Число оттенков подбирается в зависимости от планируемого результата. Фактурная штукатурка предполагает использование 1–2 цветов, венецианская – 3 цветов.

Важно! Один из колеров выбирается как основной, остальные – дополняющие. Перед покупкой лучше изучить палитру сочетаемости оттенков.

  • Грунтовка. Подойдет акриловый состав глубокого проникновения.
  • Воск для декоративной штукатурки или акриловый лак.
  • Глиттер (блеск) в зависимости от требуемого эффекта.
  • Перламутровая эмаль (золото, серебро).

Материал закупается в зависимости от вида декора, который хотелось бы получить.

Особенности подготовки

Штукатурка по своему основному назначению служит для выравнивания стен, но одновременно выполнить финишную отделку и черновую невозможно. Поэтому потребуется сделать подготовку основания:

  • Оштукатуривание, выравнивание видимых изъянов.
  • Ошкуривание.
  • Грунтование .

Фактурная и венецианская штукатурка из шпаклевки при выполнении работ своими руками наносятся в несколько слоев.

Важно! Стоит помнить, что шпаклевка быстро сохнет, поэтому нанесение фактуры, декора делается квадратами по 1–1,5 кв. м.

Технология нанесения этой финишной отделки своими руками имеет особенность: чем рельефнее рисунок, тем толще слой шпаклевки придется наносить.

Инструмент используется разнообразный:

  • шпатели (металлический, резиновый, гребенка, пластиковый);
  • фактурный, поролоновый или меховой валик;
  • пленка;
  • различные щетки;
  • природный материал (листья, камни, ракушки);
  • шаблоны.

Финишная шпаклевка быстро сохнет. Поэтому можно приготовить раствор, смешав ее со стартовой смесью 50/50.

Процесс работы с декоративной штукатуркой из шпаклевки:

На подготовленную поверхность небольшими квадратами наносится слой шпаклевки толщиной 3 мм (может меняться в зависимости от требуемой глубины фактуры). Следом наносится текстура одним из следующих способов:

  • При помощи шпателя. Инструментом делаются равномерные мазки сверху вниз или снизу вверх. Рельеф поверхности будет напоминать крупную чешую. Если вы добавили в шпаклевку твердый наполнитель (камушки, каменную крошку), можно добиться эффекта «короеда». Рисунок создается круговыми хаотичными движениями по слегка подсохшей поверхности, за шпателем будут образовываться дорожки.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Финишная шпаклевка под обои своими руками

  • С использованием пленки. Ее можно аккуратно приклеить к влажной поверхности и при высыхании снять. Другую фактуру можно получить, прикладывая скомканный кусок пленки к покрытой шпаклевкой стене.

  • Щеткой. Проведя вдоль и поперек, можно достичь эффекта мешковины.
  • Валиком. Можно использовать готовый фактурный инструмент, выбрав нужный рисунок. А применение обычного валика с намотанной веревкой даст интересный травяной узор.

  • С использованием листьев, камней. Природные материалы вдавливаются в шпаклевку, после высыхания аккуратно вынимаются. Для этого способа основание подготавливают уже колерованной шпаклевкой, декоративный слой наносят таким же цветом.

После того как вся поверхность обработана и высохла, нужно произвести легкое ошкуривание, чтобы убрать сильно выступающие рубцы. Загрунтовать, а затем приступить к окрашиванию.

  1. Сначала наносится слой краски одного цвета с нажимом, прокрашиваются углубления текстуры. Дается время на просыхание.
  2. Второй слой наносится легкими движениями без нажима, чтобы краска не попала в углубления рисунка. В случае с природными материалами можно использовать один цвет, а акцент на рисунке сделать на этапе нанесения воска или лака с помощью добавления золотой или серебряной эмали. Наносится она шпателем, собранные излишки следует распределить по основному рисунку.
  3. После того как краска просохла полностью, стены покрывают воском или акриловым лаком. Для большего эффекта можно добавить глиттер.

Чтобы скрыть переходы между соседними квадратами, замес на следующий участок наносится внахлест, заступая на 30–50 мм на уже отработанную поверхность, и рисунок выполняется с захватом готовой площади.

Венецианская штукатурка

Это один из самых сложных способов нанесения декора. Рассмотрим самый простой вариант, доступный для выполнения своими руками.

Потребуются:

  • шпаклевка;
  • 3 колора;
  • шпатели – накидной и широкий;
  • воск по декоративной штукатурке;
  • глиттер (по желанию).

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Парящий потолок из гипсокартона с подсветкой: варианты дизайна (9 фото)