Опыты с картофелем. Опыт с картошкой и йодом

Программное содержание:

  • Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе.
  • Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необходимом для лечения некоторых заболеваний.
  • Экспериментальным путём получить из картофеля крахмал, исследовать его свойства, способы применения.
  • Воспитывать любознательность, развивать речь, память.

Материал и оборудование: атрибуты к игре «овощной магазин» (сырые овощи целые и порезанные кусочками), тёрка, вода, тарелка, банка, крахмал, буклет или фотографии блюд из картофеля, две салфетки, одна из которых накрахмалена.

Предварительная работа: рассматривание овощей, знакомство с пословицами, загадками об овощах.

Ход

Подготовительная часть.

Воспитатель: Ребята к нам в гости пришел заяц Степашка и приглашает нас посетить его овощной магазин.
А вы любите есть блюда из овощей?
А в сырых овощах все витамины сохраняются, а значит они ещё полезнее.
А какие вы знаете пословицы и поговорки об овощах?

Дети вспоминают пословицы.

Воспитатель: А вот лук. В луке есть вещества, которые защищают человека от болезней. Эти вещества очень сильно пахнут, вызывают слёзы. Но зато помогают нам не болеть. Поэтому про лук так и говорят: «лук от семи недуг».
Ребята, магазин Степашки не простой, деньги платить не нужно только отгадывать, какой овощ ты съел.

Игра «Угадай овощ». Воспитатель завязывает глаза, дети отгадывают овощи по вкусу.

Воспитатель: А вот еще пословицы и поговорки.

  • Поел моркови – прибавилась капля крови.
  • Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
  • Там где нет мяса – свекла герой.
  • Лук – здоровью друг.
  • Лук семь недугов лечит.
  • Обед без овощей, что праздник без музыки.

Разгадывание загадок.

  • Без окошек, без дверей полна горница людей. (Огурец)
  • В огороде вырастаю, а когда я созреваю варят из меня томат, в суп кладут и так едят.(Помидор)
  • В длинном домике зелёном много кругленьких ребят. Меж собой они знакомы, и все рядышком сидят. (Горох)
  • Семьдесят одёжек и все без застёжек. (Капуста)

Воспитатель: Степашка говорит, что очень люблю овощи, как и все зайцы, и знает о них много интересного.

Основная часть.

Воспитатель: Сегодня он хочет рассказать нам об удивительном овоще:
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
Ну рассыпчата, вкусна.
Догадались о каком овоще?
Картошка известна всем, но мне кажется, что вы об этом овоще всё знаете. Вот, например, знаете ли вы, из чего картошка состоит? Сейчас посмотрим.

Экспериментальная деятельность с картофелем. Сырой очищенный картофель натираем на тёрке, смешиваем кашицу с водой, даёт отстояться. На дне баночки образовался слой белого вещества.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Это крахмал или картофельная мука. Если это белое вещество высушить, то оно станет сухим как мука.

Практическая работа с крахмалом.

Воспитатель предлагает пройти детям за столы. На столах две тарелочки: одна с крахмалом, а вторая с мукой. Воспитатель предлагает посмотреть, потрогать, понюхать крахмал, муку. Сравнить чем похожи, чем отличаются – крахмал белее, хрустит при нажатии.

Воспитатель: Знаете, для чего нужен крахмал? Из крахмала варят вкусные, полезные фруктовые, ягодные кисели; крахмалят бельё, для того, чтобы оно красиво выглядело, долго не мялось.

Игра «Найди накрахмаленные вещи». Воспитатель демонстрирует салфетки, дети определяют какие из них накрахмалены.

Воспитатель: Картофель используют не только для еды, он хорошее лекарство. Например, если подышать над паром сваренной картошки – можно вылечить простуду, сырым картофелем лечат ожоги.

Заключительная часть занятия.

Воспитатель: Ребята! А у кого родители выращивают картофель сами? В какое время года происходит посадка картофеля? Давайте поиграем в игру.

Подвижная игра-эстафета «Посадка картофеля». Дети делятся на две команды.

Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, с каким овощем мы сегодня познакомились по-ближе? Давайте вспомним, где применяют крахмал?
Когда можно использовать картофель как лекарство?

Почувствовать себя волшебником может каждый школьник. И для этого вовсе не нужна машина времени, волшебная палочка, ковёр-самолёт или ещё какой-нибудь сказочный «гаджет». Достаточно обладать пытливым умом и внимательно слушать учителя на уроках. Вниманию юных дарований-биологов мы предлагаем подборку опытов по биологии для 5 класса с описанием их проведения в домашних условиях.

Опыты с растениями

В 5 классе опыты по биологии с растениями проводятся чаще других, ведь они безопасны и позволяют наглядно продемонстрировать их строение и свойства.

Цветной сельдерей

Вода поступает к растению через «сосуды», идущие по стеблю от корней к листьям. Опыт позволит проследить за тем,

Для опыта потребуется:

  • стебель сельдерея с листьями;
  • пищевая краска красного и синего цветов;
  • три стакана;
  • ножницы.

Ход эксперимента:

  1. Каждый из трёх стаканов заполнить водой на треть. В один добавить красную краску, в другой - синюю, а в третий и ту, и другую (чтобы получился фиолетовый цвет).
  2. Надрезать стебель растения вдоль так, чтобы получилось три полоски, поставить каждую в отдельный стакан.
  3. Оставить сельдерей на день-два.

Результат:

Листья сельдерея приобретут разный окрас. Они вбирают красную, синюю и фиолетовую краску. Разные листья окрашиваются по-разному.

Бесцветный лист

Осенью листья на деревьях становятся жёлтыми, оранжевыми, пурпурными. На самом деле эти оттенки присутствуют в них всегда, просто зелёный пигмент, хлорофилл, маскирует их. Но осенью, когда он разрушается, проявляются яркие, любимые многими цвета.

Выделить хлоропласты, тельца, содержащие хлорофилл, можно с помощью несложного эксперимента.

Для опыта потребуется:

  • Спирт.
  • Бензин.
  • Стакан.
  • Зелёный лист любого дерева.

Ход эксперимента:

  1. Налить в стакан немного спирта.
  2. Поместить туда листик и оставить на пару часов.

Результат:

Лист начнёт бледнеть, а спирт окрашиваться в зелёный цвет, так как хлорофилл растворяется в спирту.

Продолжение опыта:

  1. Долить в стакан немного бензина и взболтать жидкость.

Результат:

Бензин, всплывший наверх (он легче спирта), станет изумрудным, а спирт - жёлтым. Так происходит, потому что хлорофилл переходит в бензин, а ксантофилл (жёлтый пигмент) и каротин (оранжевый), перешедшие из листика, остались в спирту.

Подвижное растение

Растения умеют двигаться, причём в определённом направлении, убедитесь в этом с помощью нехитрого опыта по биологии.

Для опыта потребуется:

  • вата;
  • вода;
  • баночка;
  • семечко фасоли, подсолнуха или гороха.

Ход эксперимента:

  1. Замочить семечко в воде до прорастания.
  2. Смочить вату в воде.
  3. Положить её в пустую баночку.
  4. Поместить на вату проросток горизонтально и поместить на свет.

Результат:

Стебель будет вытягиваться вверх, направляя листья к свету.

Подобные опыты по биологии для 5 класса в домашних условиях с тестом Сухова предлагаются в специальных рабочих тетрадях, созданных этим автором.

Опыты с картофелем

Опыты по биологии с клубнем картофеля «в главной роли» направлены в основном на изучение состава корнеплода. Давайте ознакомимся с этими экспериментами.

Зелёная картошка

За время роста картофельной ботвы корнеплод вбирает в себя многие питательные вещества из неё. Клубень должен сохраняться в первозданном виде до конца зимы, чтобы весной на нём начали появляться новые ростки. Содержание хлорофилла в позволит подтвердить эксперимент.

Для опыта потребуется:

  • Клубень картофеля.

Ход эксперимента:

  1. Достать картофелину и положите её на солнечное место.
  2. Оставить клубень там на пару дней.

Результат:

Корнеплод, находящийся на свету, начинает зеленеть. Если разрезать его, зелёный цвет виден лучше. Как вы знаете, на свету начинает синтезироваться хлорофилл, придающий растениям зелёный оттенок.

Чёрная картошка

Клубень картофеля содержит крахмал, убедиться в этом поможет опыт по биологии для 5 класса в домашних условиях с картошкой.

Для опыта потребуется:

  • сырая картофелина;

Ход эксперимента:

  1. Разрезать клубень пополам.
  2. Капнуть на него йод.

Результат:

Картофель мгновенно потемнеет, так как йод становится сине-чёрным при взаимодействии с крахмалом.

Эксперименты с яйцом

Опыты по биологии с яйцами для 5 класса в домашних условиях провести может абсолютно каждый.

Тонет - не тонет

Для опыта потребуется:

  • литровая банка;
  • вода;
  • сырое яйцо;
  • 5 чайных ложек соли.

Ход эксперимента:

  1. Налить в банку воду.
  2. Положить яйцо.
  3. Добавить соль.

Результат:

Яйцо утонет в обычной воде, но как только вы хорошенько её подсолите - оно всплывёт. Дело в том, что солёная вода тяжелее яйца, а пресная - легче.

Вверх-вниз

Знаете ли вы, что яйцо может тонуть и всплывать без вашего в этом участия? Проверьте это при помощи следующего эксперимента с яйцом.

Для опыта потребуется:

  • Литровая банка.
  • Сырое куриное яйцо тёмного цвета.
  • Девятипроцентный столовый уксус.

Ход эксперимента:

  1. Налить в банку стакан уксусной кислоты.
  2. Опустить туда яйцо.

Результат:

Сначала яйцо утонет. Но постепенно оно начнёт покрываться пузырьками и всплывать. Но всплыв на поверхность, яйцо тут же утонет снова, и так несколько раз. Почему так происходит? Всё просто: яичная скорлупа состоит из кальция, а при его реакции с кислотой образуется углекислый газ, пузырьки которого и тащат яйцо наверх. При всплывании яйца углекислый газ переходит в воздух, пузырьков становится меньше и яйцо снова тонет. Движения яйца вверх и вниз будут продолжаться до тех пор, пока карбонат кальция не вымоется из скорлупы полностью. Яйцо при этом станет совсем хрупким и посветлеет, а на поверхности жидкости образуется коричневая пенка.

Причёска для яйца

Не все эксперименты проводятся так быстро, есть опыты по биологии для 5 класса в домашних условиях, за неделю или 10 дней дающие результаты.

Для опыта понадобится:

  • сырое яйцо;
  • вата;
  • туба от туалетной бумаги;
  • семена люцерны;
  • вода.

Ход эксперимента:

  1. Аккуратно сделать дырочку в верхушке яйца диаметром примерно 3 см.
  2. Заполнить яйцо ватой.
  3. Скорлупу поставить в тубу от туалетной бумаги.
  4. Насыпать на скорлупу семена.
  5. Обильно полить водой.
  6. Поставить на окно.

Результат:

Примерно через три дня начнут появляться первые всходы, а через неделю яйцо уже обретёт замечательную зелёную шевелюру.

Морозоустойчивые дрожжи

Прессованные дрожжи для выпечки не теряют своих свойств при правильной заморозке и разморозке. Убедитесь в этом, проведя опыт по биологии для 5 класса с дрожжами и мукой.

Для опыта потребуется:

  • прессованные дрожжи;
  • тёплая вода;
  • мука;
  • тазик.

Ход эксперимента:

  1. Поместить прессованные дрожжи в морозилку на день.
  2. Достать дрожжи, поместить в тазик и оставить на 3 часа при комнатной температуре.
  3. Добавить тёплую воду и муку, перемешать.
  4. Оставить ещё на 2 часа.

Результат:

Тесто увеличивается в объёме вдвое, а это значит, что дрожжевые грибки не гибнут даже при заморозке.

Лавовая лампа

Этот зрелищный опыт по биологии привлечёт внимание не только детей, но и родителей.

Для опыта потребуется:

  • Вода.
  • Каменная соль.
  • Растительное масло.
  • Пищевые красители.
  • Литровая стеклянная банка.

Ход эксперимента:

  1. Налить в банку воды (примерно на 2/3 ёмкости).
  2. Добавить стакан растительного масла.
  3. Всыпать в банку пищевой краситель.
  4. Добавить чайную ложку соли.

Результат:

Цветные пузырьки будут перемещаться вверх и вниз. Масло плавает на поверхности, потому что оно легче воды. Добавляя соль, вы способствуете опусканию масла вместе с крупинками соли на дно банки. Проходит немного времени, соль растворяется и снова поднимается наверх. Пищевой краситель делает зрелище более ярким.

Радуга

Следующий опыт по биологии позволяет сделать собственную радугу.

Для опыта потребуется:

  • тазик;
  • вода;
  • зеркальце;
  • фонарик;
  • лист бумаги (белый).

Ход эксперимента:

  1. Налить в тазик воду.
  2. На дно положить зеркало.
  3. Направить свет фонарика на зеркало.
  4. Поймать отражённый свет бумагой.

Результат:

На белом листе появится радуга. Луч света, состоящий из нескольких цветов, «раскладывается» на них при прохождении через воду.

Домашний вулкан

Любимый многими опыт по биологии в домашних условиях в 5 классе - изготовление вулкана.

Для опыта потребуется:

  • глина и песок;
  • пластиковая бутыль;
  • красный краситель (пищевой);
  • уксус;
  • сода.

Ход эксперимента:

  1. Облепить бутылку глиной и песком, чтобы получилось подобие вулкана (горлышко оставить открытым).
  2. В бутылку насыпать соду (2 столовые ложки), ¼ стакана тёплой воды, немножечко красителя.
  3. Добавить ¼ стакана уксуса.

Результат:

Начнётся извержение получившегося вулкана в результате взаимодействия соды и уксуса. Образующиеся при этом пузырьки углекислого газа выталкивают содержимое бутылки, подобно тому, как лава извергается из настоящего вулкана.

Бутылка, надувающая шар

Сможет ли обыкновенная, ничем не примечательная бутылка надуть шар? Звучит странно, но давайте попробуем.

Для опыта потребуется:

  • бутылка;
  • воздушный шар;
  • уксус;
  • сода.

Ход эксперимента:

  1. В шар насыпать соду.
  2. Налить в бутылку уксус.
  3. Надеть шар на горлышко бутыли.
  4. Проследить за тем, чтобы сода из шарика высыпалась в уксус.

Результат:

Шарик начинает надуваться. Его наполняет углекислый газ, образующийся в результате взаимодействия соды и уксуса.

Ферменты, содержащиеся в слюне

Опыты по биологии, направленные на изучение нас самих, особенно интересны. Оказывается, процесс переваривания пищи начинается сразу, после её попадания в рот! Убедиться в этом поможет эксперимент.

Для опыта потребуется:

  • крахмал;
  • холодная вода (кипячёная);
  • горячая вода;
  • 8 стеклянных стаканов;
  • кастрюля;
  • пипетка.

Ход эксперимента:

  1. Приготовить клейстер: налить в кастрюлю холодную кипячёную воду. Добавить 4 чайных ложки крахмала, перемешать. Помешивая крахмал, влить тонкой струёй кипяток в кастрюлю. Поставить кастрюлю на горячую плиту. Продолжать помешивать, пока содержимое не станет прозрачным. Снять кастрюлю с плиты и оставить остывать.
  2. Набрать в рот холодную кипячёную воду и полоскать его в течение минуты - получится раствор слюны.
  3. Выплюнуть раствор в чистый стакан.
  4. Добавить в стакан со слюной такое же количество клейстера.
  5. Поставить его в кастрюлю с тёплой водой, чтобы раствор оставался тёплым.
  6. Подготовить 7 чистых стаканов.
  7. Набрать в пипетку немного раствора слюны и крахмала и вылить его в первый стакан.
  8. Добавить туда пару капель йода.
  9. Проделать то же самое с оставшимися шестью стаканами с интервалом в 2-3 минуты.

Результат:

В первом стакане раствор получится насыщенно-синим. В каждом последующем он будет чуть бледнее. Цвет раствора в стаканах, куда йод добавлялся спустя 15-20 минут после первого, останется неизменным. Это говорит о том, что в последних стаканах крахмала уже не содержалось, его расщепил фермент под названием амилаза, содержащийся в слюне.

Проведение опытов по биологии для 5 класса в домашних условиях - занятие, безусловно, занимательное. Однако пятиклассникам не стоит проводить их самостоятельно. Присутствие родителей сделает эксперименты безопасными и позволит весело и познавательно провести досуг.

Если вы не помните, в чём здесь суть, поясним. Берётся обыкновенная картофелина, на которую капают йод. Естественно, не поверх кожуры, а на свежий срез. В результате вы увидите, как этот самый срез наливается густо-синей краской.

Что происходит? Ничего особенного, строго говоря. Всего лишь реакция йода и крахмала. Или крахмала и йода (так будет точнее). Одной-единственной капли аптечного раствора йода достаточно для посинения среза картофеля или поверхности кусочка хлеба.

Откуда крахмал? Он был в самом начале. Для растений это вещество выступает вспомогательным источником питания. Они накапливают его в семенах, клубнях и плодах. Концентрация крахмала может различаться. Так, в картофельных клубнях его всего лишь четверть от массы плода. А в пшеничном зерне почти две трети, в кукурузном -семьдесят процентов. Рекордсмен по содержанию крахмала - рисовое зерно, там его ровно три четверти.

Иод может обнаружить и «высветить» даже следовую концентрацию крахмала, совсем ничтожные количества его. Существует и другая реакция того же рода. Для её демонстрации нам потребуются уже не продукты, а раствор крахмала в небольшой концентрации. Добавим к ~нему чуть-чуть йодного раствора. Жидкость мгновенно красится в синий цвет.

Надежда Талалай

Цели и задачи : Познакомить детей с некоторыми свойствами соли и йода. Показать их воздействие на картофель. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Сформировать знания о том, как получают крахмал из картофеля. Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать интерес к проведению опытов.

Материалы и оборудование: две стеклянные банки, картофель, йод, пипетка, соль, сито.

Ход занятия:

Ребенок загадывает загадку:

Возле дома, меж кустов,

В поле, в грядке, вдоль лесов,

Растет важная культура

С крепкой, кроткою фактурой.

Клубни все мы соберем,

Высушим и приберем.

Будем кушать до весны,

Явства все ее вкусны.

спитатель: Что это за важная культура?

Дети: Это - картофель.

Воспитатель : Правильно, это картофель. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без него. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

(Ответы детей)

Воспитатель : Подберите слова – признаки к слову картофель, Какой он?

Дети : Круглый, твердый, полезный.

Воспитатель : Верно. Как вы думаете, сырой картофель вкусный? Можно его есть в сыром виде? (ответы детей). Много его не съешь. Поэтому ещё с давних времен человек научился употреблять в пищу вареный картофель, жареный (воспитатель читает стихотворение):

Запеканки, драники,

Оладьи и пюре,

Зразы и вареники,

Печенки в кожуре,

И отличную окрошку

Можно сделать из (картошки).

Сегодня мы с вами проведем опыты с картофелем. Перед вами на столе стоят две стеклянные банки. Одну из них я наполню проточной водой, а в другую налью проточную воду и добавлю шесть столовых ложек соли. Нужно соль размешивать ложкой или нет? (ответы детей). Соль нужно тщательно перемешать, чтобы она растворилась в воде. Напишу на бумаге слово «соль» и наклею на банку. А теперь внимание! Я опускаю картофель в банку с проточной водой. Что происходит с картофелем?

Дети: Картофель тонет. Он опустился на дно банки.

Воспитатель : Верно. Теперь я достану картофель из этой банки, и опущу его в банку с соленой водой. Что вы видите?

Дети : Картофель не тонет! Он плавает на поверхности.

Воспитатель : Правильно, оказывается плотность соленой воды выше, чем пресной. Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности. Поэтому и в море нам плавать легче, чем в речке.

Физминутка

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Выросла она большая - круглая, овальная,

Среди овощей – главная! (дети выполняют движения).

Воспитатель: Предлагаю вам проделать следующий опыт. Я разрежу картофель на две части. На одну из них пипеткой нанесу каплю йода. Обратите внимание, какого цвета картофель на срезе и какого цвета йод?

(дети рассматривают). Будьте внимательны: что происходит с картофелем, когда я капнула йод на него? Каким цветом он стал?

Дети: Картофель стал фиолетовым цветом.

Воспитатель : В картофеле находится крахмал. Под воздействием йода крахмал поменял цвет.

Воспитатель : Давайте попробуем выделить крахмал из клубней картофеля. Для этого я возьму мелкую тёрку, и натру картофель в тарелку на этой терке. Получилась своеобразная кашица. Немного подождем, и увидим, что появилась в кашице жидкость. Что это?

Дети: Это картофельный сок.

Воспитатель : Верно. Теперь тертый картофель зальем водой, немного подождем и профильтруем через марлю. Картофельную гущу хорошо размешаем с водой и пропустим через сито. Вода вымывает крупинки крахмала из картофеля. Придется немного подождать, чтобы крахмал осел на дно.

Затем сольем воду. Что вы видите?

Дети : Что- то белое.

Воспитатель : Это вещество и есть крахмал. Посмотрите, такой же крахмал продается в магазине (дети трогают его руками). Из крахмала можно приготовить кисель. Его добавляют в тесто при выпечке некоторых изделий. Предлагаю вам дома с родителями провести эти же опыты.

(воспитатель закрепляет полученные знания детей).

(старшая группа)

Цель : Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Задачи : по познавательно-речевому направлению :

«Познание »:

Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси.

Познакомить с основными компонентами в составе картофеля.

Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека.

«Коммуникация »:

Учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

Продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего.

Учить делать простые умозаключения, проговаривая каждое.

Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

«Чтение художественной литературы »:

Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию.

Учить выделять основную мысль произведения.

по социально-личностному направлению:

«Социализация »:

Развивать умение работать в группе

Учить обращать внимание на мнение партнёра;

Развивать умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

«Труд »:

Закрепить умение приводить в порядок рабочее место.

«Безопасность »:

Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.

Закрепить умение работать с йодом, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

по художественно-эстетическому направлению:

«Музыка »

Воспитывать у детей интерес к музыке, желание её слушать, эмоционально на неё откликаться;

Развивать у детей умение слушать музыку.

по физическому направлению:

«Здоровье »

Создать радостное настроение…

Продолжать организовать рациональный двигательный режим детей,

Способствовать предупреждению детского утомления.

Предварительная работа:

1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему « Посадка и уборка картофеля» .

3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.

4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)

5. Наблюдение за ростом картофеля.

Материал для занятий.

  • Прозрачные, стеклянные сосуды.
  • Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.
  • Прозрачные пакеты (маленькие) для муки и крахмала по количеству детей.
  • Вещество (йод) для добавления в крахмал.
  • Полоски белого цвета, по количеству детей.
  • Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (репа, редис, картофель, огурец) по количеству детей. Аудиозапись песни «Улыбка», «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского).
  • Половинки картофеля, зубочистки, гвоздика - для конструирования.
  • Презентация «Откуда к нам пришла картошка».
  • Ноутбук, проектор, экран.

Ход занятия

Дети заходят в группу под музыку: звучит песня «Улыбка.
Воспитатель проводит психогимнастику (под музыку).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Гости улыбаются нам. И вы улыбнитесь им, подарите нашим гостям красивую улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. Присаживайтесь на стулья. (Напоминает об осанке).

У нас сегодня необычное занятие.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Воспитатель: Отлично! Послушайте внимательно и скажите, о каком овоще мы будем сегодня говорить.

В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!

Из чего он состоит и как болезни победит.

Воспитатель: Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?

Дети: О картошке.

Воспитатель:

Я - не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент!

Воспитатель: Ребята, вы знаете Родину картофеля, кто его привез к нам в Россию?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Тогда предлагаю вам посмотреть, что нам расскажет о картофеле моя помощница - виртуальная энциклопедия.

(Показ презентации «Откуда к нам пришла картошка»)

Воспитатель: Ребята, напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез? Для чего он нам нужен? Какие блюда из картофеля можно приготовить? Чем полезен картофель?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: проводят опыты.

Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории.

Аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

Не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

Быть предельно аккуратным.

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию.

(Дети садятся за столы)

Нас здесь встречает знаменитый овощ:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда, вкусная … картошка.

Воспитатель: Вот она душечка-голубушка.

Воспитатель: Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.

Опытно- экспериментальная деятельность :

1) Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.

Физкультминутка .

На обед у нас сегодня горячая картошка? Вставайте в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, то говорит пословицу или поговорку про картофель.

Дети: Пословицы и поговорки

  • Картошка да каша – еда наша.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.
  • Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Воспитатель: Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что «картофель-хлебу подспорье».

Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.

Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

Что можно сказать о цвете муки?

Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).

Вывод: мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: Крахмал белого цвета.

Вывод: Крахмал белого цвета.

Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Вывод: Мука мягкая, не скрипит.

Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: Крахмал хрустит.

Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

Вывод: мука не имеет запаха.

Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети: крахмал без запаха.

Вывод: крахмал не имеет запаха.

Воспитатель просит рассказать о результатах сравнения крахмала и муки по схеме 1-2 человек.

Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки. (У детей карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках. Надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще.) .

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:

Картофель состоит из воды и крахмала,

Крахмал содержится только в картофеле,

Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

Воспитатель: Еще из картофеля можно изготовить вот такого смешного ежика. (Воспитатель показывает образец). Хотите сами смастерить такое чудо?

Ручной труд.

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Что вы нового узнали о картофеле сегодня на занятии?

Ответы детей.

Молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи! Мне понравилось у вас в гостях и на память о нашей встречи я хочу подарить вам вот такие записные книжки. В них вы можете записывать результаты новых опытов.