Коррозия и способы борьбы с ней. Коррозия металлов: интересные факты

Коррозия - это самопроизвольное разрушение металла под действием внешних факторов. Проблема коррозии существует с тех самых пор, как человек научился выплавлять металл. Из-за коррозии разрушаются, а иногда и безвозвратно гибнут металлические конструкции, станки, оборудование, механизмы машин и т.д., что наносит вред экономике.

Виды коррозии

В зависимости от среды, которая воздействует на металл, различают атмосферную, подземную и подводную коррозии.

В зависимости от того, как протекает процесс коррозии, её делят на химическую и электрохимическую. При химической коррозии происходит химическая реакция, в результате которой и разрушается металл. А в процессе электрохимической коррозии реакции протекают под воздействием электрических импульсов.

Защита от коррозии

В связи с тем, что от действия коррозии ежегодно теряется 20–30% металлов, остро стоит вопрос о защите металла. Один из популярных способов антикоррозийной защиты - защитные покрытия. Различают металлические и неметаллические покрытия, изолирующие металл от агрессивной среды. К неметаллическим покрытиям относятся покрытие лаком и краской, резиной, пластмассой, фосфатной плёнкой и т.д.

Металлические покрытия наносят тремя способами:

1. Погружение деталей в расплавленный цинк. Такой способ называется горячим цинкованием. Подробнее почитать об этом способе защиты металла можно, набрав в поисковике «горячее цинкование екатеринбург ». Такое покрытие не имеет декоративного вида, но надёжно защищает изделие в производственных условиях.
2. Металлизация или распыление. Металл распыляется в электрической дуге и сжатым воздухом или инертным газом наносится на поверхность изделия.
3. Блокирование - метод защиты металла от коррозии другим металлом, который устойчив к агрессивной среде. Два вида металла подвергают прокатке с последующей термообработкой, и в результате диффузии на границе металлов возникает прочное сцепление.

2014-05-22
Коррозия является очень разрушительной формой окисления (т.е. реакцией с кислородом), происходящей в железе и металлах, содержащих железо. Ржавчина образуется в виде оранжевого вещества на железе, ослабляя его и металл в конце распадается. Другие металлы окисляются с образованием соединений. В этих случаях процесс известен как коррозия, а не ржавчина. Ржавчина конкретный тип коррозии, которая происходит только тогда, когда присутствует железо.

Ржавчина является общим названием для соединения железа называемого оксидом, который представляет собой сочетание железа и кислорода. Кислород есть в воздухе и не реагирует с железом, потому что он объединяется с другими частицами кислорода, но когда вода вступает в контакт с железом она сочетает с диоксидом углерода в воздухе с образованием кислоты, которая растворяет железо и расщепляет воду. Свободный кислород затем может взаимодействовать с железом с образованием оксида железа – ржавчины. Этот процесс освобождает электроны, позволяя им переходить в другой кусок металла или в другую точку, где происходит дальнейшая коррозия.

Железо ржавеет быстрее при воздействии морской воды или солей, чем когда она находится в контакте с чистой водой. Это из-за присутствия натрий-хлорид ионов, которые хорошо проводят ток и которые в свою очередь ускоряет процессы ржавчины.

Нанесение покрытий на металлы защитными красками может помочь предотвратить окисления, но ржавчина может появиться в любом месте что краска поцарапана. Процесс галаванизации цинком металлов, создает защитный слой и предотвращает коррозию путем замедления процесса коррозии, и коррозирует вместо него. Такая защита используется для предотвращения коррозии на судах и подземных труб. Магний похож цинка по восприимчивости к коррозии и часто используется таким же образом.

Металл служит примером прочности. Недаром, когда хотят подчеркнуть это свойство, говорят: «прочный, как сталь». С понятием «металл», «металлический», «стальной» связано представление о чем-то неизменном, твердом, прочном.

Но если заглянуть в Исторический музей, где нас познакомят с остатками вооружения наших предков, извлеченных при раскопках древних могил, то мы увидим, что когда-то блестящие и прочные мечи, топоры, стальные кольчуги и другие металлические изделия потеряли блеск и прочность. Они покрыты не только толстым слоем ржавчины, но почти полностью разрушены. Такому разрушению подвергаются металлические предметы, не только оставленные в земле, но и находящиеся в сыром помещении.

Следовательно, металлы оказываются далеко не такими прочными, как об этом гласит народная молва. Под влиянием внешней среды, водных растворов кислот, солей и электрического тока они окисляются, в результате чего разрушаются.

Такого рода разрушение металлов получило название коррозии. В переводе с латинского “corrodere” означает – разъедать.

Почему же они разрушаются?

Как известно, все металлы, за исключением золота, платины, серебра, встречаются в природе в виде соединений с кислородом, серой, а также в виде солей серной, соляной и других кислот, т. е. в окисленном состоянии. Чтобы получить их в чистом виде, необходимо затратить химическую или электрическую энергию. Так, например, для получения железа из его руд строятся громадные доменные печи, в которых оно выплавляется. Из естественного, природного (окисленного) состояния они переводятся в металлическое состояние. Это состояние неустойчиво. Металл как бы стремится вновь перейти в то соединение, в котором изначально существовал в природе.

Коррозия металлов – это процесс перехода металла в то природное, естественное состояние, в котором мы встречаем его в земной коре.

Почему же все-таки при некоторых условиях металлы не так быстро переходят в свое естественное состояние, в оксиды или соли кислот? Одним из замечательных памятников старого Дели в Индии является минарет Кутуб-Минар, построенный в 1200 г. Во дворе минарета уже более тысячи лет стоит известная Делийская железная колонна. Эта колонна знаменита тем, что она не подверглась разрушающему действию коррозии. О Делийской колонне рассказывают много легенд, касающихся ее исключительной коррозийной стойкости.

Чем же объясняют исключительную коррозийную устойчивость металла, из которого сделана эта колонна? Есть разные версии её антикоррозийной устойчивости, но, скорее всего, высокую коррозийную стойкость колонны можно объяснить условиями, в которых она находится. Дело в том, что климат Дели, в особенности там, где находится колонна, очень сухой: относительная влажность в течение года не превышает 50-60%, а обычная – в пределах 30- 40%.

Английский ученый Вернон нашел, что при относительной влажности до 30% коррозия металла практически не наблюдается, при повышении же влажности до 60-70% наблюдается медленное увеличение коррозии. При влажности выше 70% коррозия резко возрастает и несколько снижается при влажности выше 90%.

Итак, вывод:

Коррозийная стойкость металлов в значительной мере зависит и от условий, в которых они находятся.

А) Результаты опыта.

Для ответа на многие вопросы, связанные со скоростью коррозии металла в зависимости от среды, мною был заложен опыт, и проводились наблюдения за ходом процесса окисления металла в течение семи дней. Было взято 7 стаканов воды, только в первом стакане вода была кипяченая. В остальных 6-ти случаях – вода сырая, то есть содержащая определенное количество растворенного в воде кислорода.

№1 Описание условий эксперимента

Железный гвоздь полностью погружен в кипяченую воду

Железный гвоздь погружен в некипяченую воду, он виден из воды

Железный гвоздь полностью погружен в некипяченую воду

Железный гвоздь погружен в некипяченую воду, он виден из воды, в воду добавлена поваренная соль (NaCl)

Железный гвоздь погружен в некипяченую воду, он виден из воды, в воду добавлена питьевая сода (NaHCO3)

Железный гвоздь погружен в воду, он виден из воды, в воды, к гвоздю прикручена алюминиевая проволока

Железный гвоздь погружен в воду, он виден из воды, к гвоздю прикручена медная проволока

Результаты наблюдения:

1-ый стакан: Вода кипяченая, полностью покрывает железный гвоздь. Необходимо отметить, что в этом стакане гвоздь покрылся налетом ржавчины, но толщина слоя по сравнению с другими стаканами – минимальная. То есть, в кипяченой воде скорость коррозии самая малая из-за отсутствия растворенного в воде кислорода.

Во 2-ом и в 3-ем стаканах - вода сырая. Во втором стакане гвоздь виден из воды, а в третьем – полностью погружен в воду. Во втором стакане, где гвоздь виден из воды, коррозия железа достигла большего размера, чем в стакане, где гвоздь полностью покрыт водой. То есть, на границе раздела воздух – вода металл больше подвергается коррозии, так как идет соприкосновение воды и металла с кислородом воздуха и процесс окисления железа ярче выражен.

Таким образом, вода, содержащая растворенный кислород (опыты №№ 2,3), значительно опаснее в коррозионном отношении, чем вода, не содержащая его (опыт №1).

В 4-ом стакане в воду была добавлена поваренная соль – хлорид натрия NaCl. Гвоздь в этом стакане покрылся толстым слоем ржавчины, коррозия значительна. Причина кроется в среде – в воду добавлен электролит – поваренная соль, которая способствует разъеданию металла. В морской воде также содержится большое количество поваренной соли и других солей, которые тоже являются прекрасными электролитами, что способствует более быстрому протеканию коррозии корпусов кораблей.

В 5-ом стакане в воду было добавлено небольшое количество питьевой соды, которая имеется у всех дома – NaHCO3 (гидрокарбонат натрия). Раствор питьевой соды имеет слабо выраженную щелочную среду. Но коррозия быстрее протекает в кислых и нейтральных средах, в которых имеются растворенный в воде кислород и ионы водорода (Н+). В щелочной же среде концентрация гидроксид-ионов (ОН-) преобладает над концентрацией ионов водорода, то есть фактически ионы водорода устранены, что не позволяет разрушаться металлу. Щелочная среда препятствует протеканию реакций окисления металла. И по результатам опыта было видно, что в этом стакане гвоздь по истечении семи дней остался без изменений.

Что произошло в 6-ом и 7-ом стаканах? Об этом – немного позднее.

Человек не только должен знать, почему разрушается металл, но и как сберечь его от разрушения, ибо трудно себе представить сейчас нашу жизнь без металла, который в жизни человеческого общества играет первостепенную роль. Из него делают тысячи различных предметов: станки, автомобили, тракторы, сложные аппараты, самолеты, реактивные двигатели. Наши города и села связаны металлическими линиями проводов.

По металлическим трубам, проложенным под землей, протекают реки нефти из одних районов в другие. По трубам же подается вода от центральной водопроводной станции города на фабрики, заводы и в наши квартиры. Но металл играет большую роль не только в промышленности, он окружает нас и в быту. Всюду металл, без него нельзя представить себе современную жизнь.

Одной из важнейших задач в настоящее время является не только увеличение производства металла, но и сохранение его от разрушения. Чтобы представить, какое значение имеет борьба с коррозией металлов, рассмотрим, какой вред она приносит. Подсчеты, которые были сделаны в начале 20-х годов ХХ века, показали, что за время с 1860 по 1920 года, то есть за 60 лет, было выплавлено чугуна во всем мире 1860 млн. тонн, а в результате коррозионных разрушений погибло 660 млн. тонн, что составляет около 33% от всего выплавленного металла.

Сейчас считают, что примерно около 10% всей ежегодно выплавляемой стали идет на покрытие безвозвратных потерь металла от коррозии. Наша страна ежегодно теряет 5-6 млн. тонн металла. Иначе говоря, буквально в пыль превращается годовая продукция крупного металлургического комбината.

Чтобы понять, как можно лучше защитить металл от коррозии, познакомимся с некоторыми свойствами металлов.

Б) Общие свойства металлов.

В настоящее время известно 110 химических элементов, из них почти 90 – металлы. Последние весьма распространены в природе и встречаются в виде различных соединений в недрах земли, водах рек, озер, морей, океанов, составе тел животных, растений и даже в атмосфере. Можно сказать, что соединения металлов находятся повсюду: в горных породах, в воде.

По своим свойствам металлы резко отличаются от неметаллов.

Периодический закон, установленный великим русским ученым Д. И. Менделеевым, представляет основу классификации химических элементов. Химические и физические свойства каждого элемента можно охарактеризовать, зная то место, которое занимает данный элемент в периодической системе; можно заранее сказать, какими химическими, а следовательно, и коррозионными свойствами обладает тот или иной элемент.

Русский ученый Николай Николаевич Бекетов расположил все металлы по своей активности в электрохимический ряд активности металлов:

В этом ряду каждый металл, стоящий левее, является более активным, по сравнению с правостоящим. Более активные металлы легче вступают в химические реакции, а, следовательно, легче окисляются. Так, мы видим, что алюминий является более активным металлом, чем железо, а медь – менее активным металлом по сравнению с тем же железом. Поэтому, при соприкосновении двух металлов различной активности они сразу образуют гальваническую пару, или гальванический элемент. В этом случае, металл, являющийся более активным, начинает энергично разрушаться (он активнее отдает свои электроны), следовательно, активнее подвергается коррозии, а металл, менее активный, остается в неизменном виде. Этот момент появления гальванической пары я и исследовала в двух последних случаях моего опыта. В стакан под № 6 был помещен гвоздь, который находился в контакте с алюминиевой проволокой. Сравнив расположение двух металлов в ряду активности, мы видим, что алюминий – более активен, чем железо, следовательно, разрушаться в воде должен именно этот металл. Мои наблюдения полностью подтвердили эту гипотезу: алюминиевая проволока за 7 дней покрылась рыхлым белым налетом гидроксида алюминия (Al(OH)3), а железный гвоздь совсем не изменился. В стакан № 7 я поместила гальваническую пару, состоящую из железного гвоздя и медной проволоки. Из результата опыта видно, что железо, как более активный металл, покрылся толстым слоем ржавчины, а медная проволока осталась без изменений.

Интересен один исторический факт. В начале XX века по заказу одного американского миллионера была построена роскошная яхта «Зов моря». Днище ее было обшито монель-металлом (это сплав меди и никеля), а рама руля, киль и другие детали были изготовлены из стали. Когда яхту спустили на воду, возник гигантский гальванический элемент, состоящий из катода – монель-металла, стального анода и раствора электролита – морской воды. Последствия были ужасными! Еще до выхода в открытое море яхта полностью вышла из строя, а «Зов моря» остался в истории мореплавания как пример конструкторской недальновидности и самонадеянного невежества.

В) Виды коррозии.

Этот вид коррозии, которая возникает в результате контакта двух различных металлов, получил название – электрохимическая коррозия.

Известны и другие виды коррозии металлов. Например, электрическая коррозия металла под воздействием блуждающих токов. Что это за токи и откуда они берутся?

Такой вид коррозии характерен в тех местах, где проложены рельсы для электропоездов. Электрический ток попадает в почву от линий метро, электричек, сварочных аппаратов из-за недостаточной изоляции. Подземные трубопроводы, кабельные сети и другие металлические сооружения, находящиеся под землей, подвергаются наибольшей коррозии. Чтобы понять действие блуждающего тока, рассмотрим простейшую схему:

Воздушный провод Эл. ток от станции

Рельс Эл. ток к станции

Труба 1 2 3

Ток поступает от электростанции в рабочий воздушный провод, от которого питается электропоезд, а обратно к станции электрический ток двигается по рельсам. Но очень часто рельсы соприкасаются с почвой, и часть тока ответвляется и направляется в землю. Если металлическая труба расположена вблизи токонесущих рельсов, то часть электрического тока потечет уже по трубе. Таким образом, можно разделить зоны движения тока по трубе, находящейся в почве, на три части:

1. Участок входа блуждающего тока из почвы на трубопровод. Эта зона не опасна для трубопровода.

2. Зона протекания блуждающего тока по трубопроводу. Данная зона также не вызывает изменений в трубопроводе.

3. Участок выхода блуждающего тока из металлического трубопровода в почву и далее на рельсы. Вот здесь то и возникает коррозия трубопровода. Она проявляется в виде глубоких язв или даже разрывов. Коррозионные разрушения зависят от величины блуждающего тока.

Для борьбы с блуждающими токами в настоящее время разработан ряд мероприятий. Во-первых, это тщательная изоляция токонесущих систем. Для защиты трубопроводов, прокладываемых в земле, применяют битумное покрытие.

Еще один интересный вид коррозии металлов – биокоррозия. Это новый вид коррозии. Известно, что коррозия протекает при участии микроорганизмов. Они выделяют продукты, которые могут вызывать коррозию. Биокоррозия изучена еще недостаточно. Но интересно отметить особый вид бактерий - так называемых железных, которые усваивают железо в виде ионов, для чего они выделяют продукты, разрушающие металл, переводящий его в соединения железа, то есть в окисленное состояние.

Особе место в коррозионном разрушении металлов занимает морская вода. А коррозия, возникающая в морской воде, получила название морской коррозии. В морской воде очень значительно содержание различных солей. Кроме того, в ней в растворенном состоянии всегда находятся газы: азот, кислород, углекислый газ, оксиды азота и другие.

В морской воде корродируют не только подводные части морских судов, но и периодически орошаемые надводные и палубные надстройки, а также металлические конструкции и сооружения, установленные в море. Морская коррозия приносит громадные потери народному хозяйству.

Г) Защита металлов от коррозии.

Вопрос о том, как защищать металлы от разрушения, является столь же древним, как и их применение. Можно сказать, что вместе с использованием металла возникла необходимость и его защиты. Однако научные методы защиты металлов от коррозии возникли много позже.

Разработка методов защиты тесно связана с изучением причин, вызывающих коррозию металлов. Первые научные основы изучения коррозии металлов были заложены гениальным русским ученым М. В. Ломоносовым.

Наряду с разработкой методов защиты металлов от коррозии в настоящее время получают новые вещества, которые с успехом могут заменять в некоторых изделиях металлы. Следовательно, борьба с коррозией металлов идет не только по пути защиты самих металлов, но и замены их коррозионно-стойкими материалами.

Все применяемые методы защиты металлов можно разделить на две группы.

Способы защиты:

Покрытие металла: Электрохимические методы защиты:

1. Металлические покрытия, гальванотехника. 1. Протекторная защита.

2. Неметаллические покрытия: покрытие красками, эмалями, лаками, смазками, оксидирование.

К первой группе относят различного рода покрытия. Сущность этого метода сводится к тому, что на поверхности металла создается та или иная пленка, защищающая поверхность металла от контакта с внешней средой. Покрытия в свою очередь делятся на металлические и неметаллические.

Ко второй группе относят электрохимические методы защиты.

Итак, первая группа защиты. Роль покрытия как средства защиты от коррозии большей частью сводится к тому, чтобы изолировать металл от внешней среды.

В качестве металлических покрытий корпусов изделий используют хром, никель, серебро и золото. Хромированные, никелированные, серебрённые и золочёные изделия имеют красивый внешний вид и в то же время коррозионно-стойки. Этот метод получил название гальванотехники. Часто металлические изделия, как говорят, «работают» в жидких средах, например в воде, растворах кислот, щелочей и солей. Здесь уже необходимы более сложные методы защиты. Из металлических покрытий для изделий, «работающих» в воде или во влажной атмосфере, широко применяют цинковые или оловянные покрытия: оцинкованные ведра, луженая посуда.

Из неметаллических покрытий часто используют покрытие эмалью, кислотоупорным лаком, различными смолами нефтяного происхождения, резиной. Многие из этих неметаллических покрытий являются очень стойкими, как, например, резина или фенолформальдегидные смолы, которые предохраняют металл даже в таких средах, как растворы соляной кислоты любой концентрации.

Часто на поверхность металла искусственно наносится оксидная пленка другого металла, которая является прочным веществом. Образование таких пленок получило название оксидирование. Оксидирование как средство защиты приборов, станков, а также основных частей огнестрельного оружия получило широкое распространение. Оксидирование не только играет защитную роль, но и придает изделиям красивую черную или синюю окраску. Поэтому очень часто оксидирование называют воронением, потому что окраска изделия в этом случае напоминает цвет воронова крыла.

Таким образом, мы видим, что выбор покрытия зависит от того, в каких условиях будет находиться изготовляемое металлическое изделие.

Из коррозионных разрушений металла мы наиболее часто встречаемся с ржавлением железа. Борьба с ржавлением железа и изделий из него имеет наибольшее значение в народном хозяйстве.

Рассматривая процесс ржавления металлов, я отметила, что если железо находится в контакте с другими металлами, то последние могут сильно изменить скорость ржавления. В одних случаях – контакта железа с медью (контакт с менее активным металлом) – скорость ржавления увеличивается, а в других, когда железо находится в контакте с алюминием, цинком (контакт железа с более активным металлом), наоборот, ржавление замедляется или полностью прекращается. Метод защиты металла способом создания гальванической пары получил название протекторная защита.

Цинк – один из наиболее широко применяемых металлов в протекторной защите. Кроме цинка, для этих целей используют сплавы магния и алюминия. Выбор протектора зависит от характера структуры металла, из которого изготовлена сама конструкция, а также условий, в которых находится данный металл.

Протекторную защиту обычно применяют для крупных сооружений: нефтехранилищ, танкеров, заводской арматуры, электрических кабелей, находящихся под землей, водопроводных труб, корпусов морских судов.

3. Заключение.

В своей работе я не ставила цель исследовать все существующие виды коррозии, их гораздо больше, чем я изложила. Но даже те виды коррозии, которые здесь представлены, уже говорят о значимости этой проблемы и путях ее решения. При изучении химии в дальнейшем мне еще предстоит более детальное знакомство с явлением разрушения металла под воздействием различных факторов. Но уже те немногие сведения, которые собраны здесь, думаю, заинтересуют тех ребят, которые прочтут данную работу, и помогут им в дальнейшем защитить свой собственный автомобиль, крышу дома, хозяйственный инвентарь от коррозии. А это уже не мало. Значит, есть результат от работы.

Что есть общего между ржавым гвоздем, проржавевшим мостом или прохудившимся железным забором? Отчего вообще ржавеют железные конструкции и изделия из железа? Что такое ржавчина как таковая? На эти вопросы постараемся дать ответы в нашей статье. Рассмотрим причины ржавления металлов и способы защиты от этого вредного для нас природного явления.

Причины ржавления

Все начинается с добычи металла. Не только железо, но и, например, и магний - добывают изначально в виде руды. Алюминиевая, марганцевая, железная, магниевая руды содержат в себе не чистые металлы, а их химические соединения: карбонаты, оксиды, сульфиды, гидроксиды.

Это химические соединения металлов с углеродом, кислородом, серой, водой и т. д. Чистых металлов в природе раз, два и обчелся — платина, золото, серебро — благородные металлы - они встречаются в форме металлов в свободном состоянии, и не сильно стремятся к образованию химических соединений.

Однако большинство металлов в природных условиях все же не являются свободными, и чтобы высвободить их из исходных соединений, необходимо руды плавить, восстанавливать таким образом чистые металлы.

Но выплавляя металлсодержащую руду, мы хоть и получаем металл в чистом виде, это все же состояние неустойчивое, далекое от естественного природного. По этой причине чистый металл в обычных условиях окружающей среды стремится вернуться назад в исходное состояние, то есть окислиться, а это и есть коррозия металла.

Таким образом, коррозия является естественным для металлов процессом разрушения, происходящим в условиях их взаимодействия с окружающей средой. В частности ржавление — это процесс образования гидроксида железа Fe(ОН)3, который протекает в присутствии воды.

Но на руку людям играет тот естественный факт, что окислительная реакция протекает в привычной нам атмосфере не особо стремительно, она идет с очень небольшой скоростью, поэтому мосты и самолеты не разрушаются мгновенно, а кастрюли не рассыпаются на глазах в рыжий порошок. К тому же коррозию в принципе можно замедлить, прибегнув к некоторым традиционным хитростям.

Например, нержавеющая сталь не ржавеет, хотя и состоит из железа, склонного к окислению, она тем не менее не покрывается рыжим гидроксидом. А дело здесь в том, что нержавеющая сталь — это не чистое железо, нержавеющая сталь — это сплав железа и другого металла, главным образом — хрома.

Кроме хрома в состав стали могут входить никель, молибден, титан, ниобий, сера, фосфор и т. д. Добавление в сплавы дополнительных элементов, ответственных за определенные свойства получаемых сплавов, называется легированием.

Пути защиты от коррозии

Как мы отметили выше, главным легирующим элементом, добавляемым к обычной стали для придания ей антикоррозийных свойств, является хром. Хром окисляется быстрее железа, то есть принимает удар на себя. На поверхности нержавеющей стали, таким образом, появляется сначала защитная пленка из оксида хрома, которая имеет темный цвет, и не такая рыхлая как обычная железная ржавчина.

Оксид хрома не пропускает через себя вредные для железа агрессивные ионы из окружающей среды, и металл оказывается защищенным от коррозии, словно прочным герметичным защитным костюмом. То есть оксидная пленка в данном случае несет защитную функцию.

Количество хрома в нержавеющей стали, как правило, не ниже 13%, чуть меньше в нержавеющей стали содержится никеля, и в гораздо меньших количествах имеются другие легирующие добавки.

Именно благодаря защитным пленкам, принимающим на себя воздействие окружающей среды первыми, многие металлы получаются стойкими к коррозии в различных средах. Например, ложка, тарелка или кастрюля, изготовленные из алюминия, никогда особо не блестят, они, если присмотреться, имеют белесый оттенок. Это как раз оксид алюминия, который образуется при контакте чистого алюминия с воздухом, и защищает затем металл от коррозии.

Пленка оксида возникает сама, и если зачистить алюминиевую кастрюлю наждачной бумагой, то через несколько секунд блеска поверхность снова станет белесой — алюминий на зачищенной поверхности вновь окислится под действием кислорода воздуха.

Поскольку пленка оксида алюминия образуется на нем сама, без особых технологических ухищрений, она называется пассивной пленкой. Такие металлы, на которых оксидная пленка образуется естественным образом, называются пассивирующимися. В частности алюминий — пассивирующийся металл.

Некоторые металлы принудительно переводят в пассивное состояние, например высший оксид железа — Fe2О3 способен защитить железо и его сплавы на воздухе при высоких температурах и даже в воде, чем не может похвастаться ни рыжий гидроксид, ни низшие оксиды все того же железа.

Есть в явлении пассивации и нюансы. Например, в крепкой серной кислоте мгновенно пассивированная сталь оказывается устойчивой к коррозии, а в слабом растворе серной кислоты тут же начнется коррозия.

Почему так происходит? Разгадка кажущегося парадокса состоит в том, что в крепкой кислоте на поверхности нержавеющей стали мгновенно образуется пассивирующая пленка, поскольку кислота большей концентрации обладает ярко выраженными окислительными свойствами.

В то же время слабая кислота не окисляет сталь достаточно быстро, и защитная пленка не формируется, начинается просто коррозия. В таких случаях, когда окисляющая среда не достаточно агрессивна, для достижения эффекта пассивации прибегают к специальным химическим добавкам (ингибиторам, замедлителям коррозии), помогающим образованию пассивной пленки на поверхности металла.

Так как не все металлы склонны к образованию на их поверхности пассивных пленок, даже принудительно, то добавление замедлителей в окисляющую среду попросту приводит к превентивному удержанию металла в условиях восстановления, когда окисление энергетически подавляется, то есть в условиях присутствия в агрессивной среде добавки оказывается энергетически невыгодным.

Есть и другой путь удержания металла в условиях восстановления, если нет возможности использовать ингибитор, - применить более активное покрытие: оцинкованное ведро не ржавеет, поскольку цинк покрытия корродирует при контакте с окружающей средой вперед железа, то есть принимает удар на себя, являясь более активным металлом, цинк охотнее вступает в химическую реакцию.

Днище корабля часто защищено аналогичным образом: к нему крепят кусок протектора, и тогда протектор разрушается, а днище остается невредимым.

Электрохимическая антикоррозийная защита подземных коммуникаций — также весьма распространенный путь борьбы с образованием на них ржавчины. Условия восстановления создаются подачей отрицательного катодного потенциала на металл, и в таком режиме процесс окисления металла уже не сможет протекать просто энергетически.

Кто-то может спросить, почему подверженные риску коррозии поверхности просто не красят краской, почему бы просто не покрывать каждый раз эмалью уязвимую к коррозии деталь? Для чего нужны именно разные способы?

Ответ прост. Эмаль может повредиться, например автомобильная краска может в неприметном месте отколоться, и кузов начнет постепенно но непрерывно ржаветь, поскольку сернистые соединения, соли, вода, кислород воздуха, - станут поступать к этому месту, и в итоге кузов будет разрушаться.

Чтобы такое развитие событий предотвратить, прибегают к дополнительной антикоррозийной обработке кузова. Автомобиль — это не эмалированная тарелка, которую можно в случае повреждения эмали просто выбросить, и купить новую..

Текущее положение дел

Несмотря на кажущуюся изученность и проработанность явления коррозии, несмотря на применяемые разносторонние методы защит, коррозия по сей день представляет определенную опасность. Трубопроводы разрушаются и это приводит к выбросам нефти и газа, падают самолеты, терпят крушение поезда. Природа более сложна, чем может показаться на первый взгляд, и человечеству предстоит изучить еще многие стороны коррозии.

Так, даже коррозиестойкие сплавы оказываются стойкими лишь в некоторых предсказуемых условиях, для работы в которых они изначально предназначены. Например, нержавеющие стали не терпят хлоридов, и поражаются ими — возникает язвенная, точечная и межкристальная коррозия.

Внешне без намека на ржавчину конструкция может внезапно рухнуть, если внутри образовались мелкие, но очень глубокие поражения. Микротрещины, пронизывающие толщу металла незаметны снаружи.

Даже сплав не подверженный коррозии может внезапно растрескаться, будучи под длительной механической нагрузкой — просто огромная трещина внезапно разрушит конструкцию. Такое уже случалось по всему миру с металлическими строительными конструкциями, механизмами, и даже с самолетами и вертолетами.

Андрей Повный

Под коррозией металла следует понимать процесс самопроизвольного разъедания металла под влиянием соприкасающейся с ним среды. Процесс коррозии металла надо отличать от процесса эрозии металла; эрозия металла есть его разрушение с поверхности под влиянием механического действия (например, струи воды, несущей крупинки песка, и т. п.).

На процесс коррозии металлов человечество уже давно обратило внимание. Так, ещё Плиний (первый век нашей эры) писал: «на железо обрушилась месть человеческой крови, так как оно скорее ржавеет, когда соприкасается с нею». Народная мудрость не оставила без внимания вопросы коррозии металлов, что отражено и в литературе: например, в произведениях Горького встречается такая поговорка: «ржа ест железо».

Само собой очевидно, что от высказывания Плиния и от констатации того, что «ржа ест железо», должен был быть пройден большой путь, прежде чем действительно процессы коррозии металлов получили теоретическое объяснение. Лавуазье рассматривал, например, ржавление железа как процесс простого окисления. Когда М. Пайен (1837 г.) показал, что железо не ржавеет ниже 200"С в атмосфере сухого кислорода, то пришлось отойти от взглядов Лавуазье на процесс ржавления, и тогда стали объяснять этот процесс как обусловливаемый кислотностью раствора, соприкасающегося с железом. Надо заметить, что до тех пор, пока не была выдвинута электро-химическая теория коррозии металлов, не было по существу достаточно серьёзной теории коррозии металлов.

Масштабы потерь от коррозии в мировом хозяйстве чрезвычайно велики. Буквально миллиардные суммы тратятся в развитых индустриально странах на борьбу с коррозией металлов и на замену выведенных из строя коррозией металлических конструкций и аппаратов. Ввиду большого масштаба производства и промышленного использования металлов, вопрос о коррозии металлов является одним из серьёзнейших вопросов.

Коррозия металлов в той или иной степени происходит повсюду: в воздухе, на земле, под землёй и в воде. Вспомним, что многие ответственные детали самолётов готовятся из лёгких сплавов, содержащих главным образом в их составе магний. Подобные сплавы не так-то просто могут быть защищены от коррозии, в особенности в приморской атмосфере, содержащей взвешенные частички солей.

Вспомним, что очень много энергии надо затрачивать, чтобы предохранять от коррозии оборудование металлообрабатывающих заводов и металлоизделия этих заводов. Весьма неприятно даёт о себе знать коррозия во многих отраслях химической промышленности. Например, много беспокойства причиняет коррозия резервуаров для хранения нефти и продуктов, из неё получаемых. Коррозия проникает и на. транспорт (котлы паровозов, фермы потолочных перекрытий, страдающие от дымовых газов, и др.). Под землёй от коррозии страдают всякие нефтепроводы, водопроводы и т. д. В воде коррозия угрожает металлическим корпусам кораблей. Нет возможности перечислить все те неприятности, которые коррозия приносит во всех областях народного хозяйства.

Наиболее типичные случаи коррозии металлов

1. Наиболее типичным случаем коррозии при высоких температурах является окисление металла при высоких температурах . При окислении железа образуются, согласно современным экспериментальным данным, три оксидных слоя: закись железа FeO, магнетит Fe3О4 и оксид железа Fe2O3. В зависимости от условий охлаждения после нагревания самый глубокий слой закиси железа может уменьшаться по толщине и даже может совсем отсутствовать (например, при медленном охлаждении).

Окисление металлов на воздухе ускоряется при добавлении к воздуху сернистого газа, углекислого газа и водяных паров. По всей вероятности, при наличии упомянутых примесей в воздухе на поверхности металла образуются сульфаты, сульфиты или сульфиды, карбонаты и, возможно, гидроксиды, которые после их образования быстро разлагаются, давая некоторое количество вторичных оксидов, являющихся более пористыми и менее защищающими металл от коррозии, чем оксиды, получаемые непосредственным соединением кислорода и металла.

В настоящее время имеется большое количество сплавов, содержащих хром и никель и являющихся устойчивыми против окисления при высоких температурах.

2. При действии воздуха или некоторых газов на металл будет происходить изменение состояния поверхности металла ; характер и степень изменения будут определяться как свойствами металла, так и свойствами и составом газовой среды, соприкасающейся с металлом. В некоторых случаях при воздействии газа на металл на поверхности последнего будут образовываться только очень тонкие слои продуктов коррозии (потускнение, потемнение, побежалость). В других случаях процесс коррозии при воздействии газа на металл может пойти весьма далеко и привести к сильному разъеданию металла (например, процесс ржавления железа во влажном воздухе).

Наибольшее практическое значение, понятно, имеет процесс коррозии железа в атмосферных условиях при обычных температурах (ржавление). Ржавление железа практически не идет в сухом воздухе и весьма интенсивно может протекать во влажном воздухе. Образование на поверхности железного или стального предмета плёнки влаги, так же как и образование капелек влаги вследствие конденсации, весьма ускоряет процесс ржавления.

Сама ржавчина имеет, вероятнее всего, как это вытекает из работ проф. Н. А. Изгарышева и др., структуру геля. Оранжево-жёлтая первоначально образовавшаяся ржавчина не остаётся долго в виде геля, и постепенно происходит образование кристаллического O=Fe-0H. Кристаллизация начинается внутри слоя ржавчины, при этом внешняя оболочка геля, который в сухом состоянии очень хрупок, разрушается.

Необходимо отметить роль активных в химическом отношении газов (SO2, пары кислот, пары галоидов и т. д.). Такие газы могут в весьма сильной степени усиливать интенсивность коррозии металлов в атмосферных условиях. Растворяясь в плёнке влаги, присутствующей на поверхности металла благодаря адсорбции влаги из воздуха, такие газы создают электролит, способствующий усилению электрохимического процесса коррозии металла во влажной атмосфере.

Чрезвычайно велика роль контакта металла с другими металлами или вообще твёрдыми телами. В особенности резко сказывается присутствие пыли на поверхности металла. В пыльном воздухе коррозия идёт значительно интенсивнее, чем в свободном от пыли воздухе. Интересен, например, такой факт. Железные фермы мостов чаще всего претерпевают более интенсивное разрушение от коррозии на поверхностях, обращённых кверху, в сторону от воды. Понятно, что именно на этих поверхностях, а не на поверхностях, обращённых к воде, садится пыль, ускоряющая коррозионный процесс.

3. Коррозия в растворах электролитов , т. е. в растворах солей или кислот, во многих случаях протекает весьма интенсивно; на некоторые металлы (Al, Zn, Pb) оказывают коррозионное воздействие и растворы щелочей, железо в щелочных растворах практически не корродирует.

Железо, погружённое в раствор поваренной соли или в морскую воду, корродирует интенсивно, но в зависимости от быстроты подачи кислорода воздуха к корродирующим участкам. Наиболее интенсивно коррозия железа протекает в условиях полупогружения в раствор соли. В этом- случае коррозионному разрушению (вследствие образования гальванического элемента на поверхности железного образца) будет подвергаться участок поверхности образца железа, расположенный ниже уровня раствора. Анодом этого элемента будет часть поверхности образца, расположенная ниже уровня раствора, а катодом - часть поверхности образца непосредственно на уровне раствора и в участке, покрытом раствором, приподнятом несколько над уровнем раствора в сосуде капиллярными силами. Очень интенсивно протекает коррозия металлов также при попеременном смачивании раствором электролита и высушивании. В этих условиях доступ кислорода воздуха к поверхности образца ведет к его усиленной коррозии.

Нужно отметить, в особенности для образцов металлов, целиком погружённых в растворы электролитов, влияние движения раствора. движение раствора ускоряет коррозию как за счёт облегчения доступа кислорода воздуха к поверхности металла, так и за счёт удаления с поверхности образца продуктов коррозии, в некоторых случаях в известной степени противодействующих коррозии. Вообще же говоря, движение раствора не всегда влияет в одном направлении на коррозию находящегося в растворе металла.

Контакт корродирующего в растворе электролита металла с другими металлами или твёрдыми и жидкими телами существенно влияет на интенсивность процесса коррозии.

В некоторых случаях, например при растворении металла в растворах кислот, добавки к таким средам некоторых органических веществ (желатина, крахмал и т. д.) могут значительно снизить интенсивность коррозионного процесса.

Коррозия металлических, стальных, чугунных и железных труб, уложенных в почве, представляет сложную разновидность коррозии. Здесь играют роль как химические, так и физические свойства почв. Здесь, так же как и при полном погружении металла в раствор соли, очень важную роль играет кислород, диффундирующий через слой почвы к металлу. Химический состав находящегося в земле металла, повидимому, оказывает слабое влияние на интенсивность коррозионного процесса в почве.

Большую роль в процессах подземной коррозии металлов играют так называемые блуждающие токи, т. е. токи от посторонних по отношению к заложенному в землю металлическому сооружению (нефтепроводу, .водопроводу и т. д.) источников. В том случае, когда попадающий в подземное металлическое сооружение ток далее выходит из него, в местах выхода тока - анодах - будет наблюдаться очень интенсивная коррозия. Коррозия под влиянием блуждающих токов - «электрокоррозия» - часто приводит к полному разрушению заложенных и землю металлических сооружений в местах выхода тока. Переменный ток оказывает значительно более слабое влияние, чем постоянный ток. Во всяком случае действие переменного тока находится в зависимости от числа периодов его в секунду.

4. В некоторых случаях продукты жизнедеятельности бактерий в почве оказывают влияние на коррозию соприкасающихся с такий почвой металлических предметов.

Факторы, определяющие интенсивность коррозии металлов

1. Химический состав металла играет очень большую роль в процессах коррозии его в тех или иных условиях. В настоящее время имеется целый ряд сплавов железа (нержавеющие стали, медистые стали и т. д.), которые лучше противостоят коррозии, чем чистое железо. Устойчивость нержавеющих стилей против коррозии объясняется прочностью и однородностью пленки окислов, образующихся на их поверхностях.

В сильно восстановительных средах нержавеющие стали не являются устойчивыми против коррозии. Медистые стали при соприкосновении их с растворами солей не являются более устойчивыми, чем обычные стали. Но медистые стали устойчивы и атмосферных условиях. Повышенная стойкость медистых сталей против атмосферной коррозии обусловлена меньшей гигроскопичностью продуктов коррозии медистых сталей по сравнению с продуктами коррозии обычных сталей.

2. Структура металла также в известной степени определяет устойчивость металла против коррозии. Сплавы с однородной структурой устойчивее против коррозии, чем сплавы, неоднородные по структуре. Например, сплавы, содержащие кристаллиты различных составов, менее устойчивы против коррозии, чем сплавы, представляющие однородные твёрдые растворы. Устойчивость нержавеющих сталей против коррозии определяется их однородной структурой, в свою очередь обеспечивающей прочность и однородность поверхностной плёнки окислов.

3. Механическая деформация металла вызывает в нём внутренние напряжения, так как атомы в некоторых кристаллических зёрнах металла уже не будут расположенными в таком порядке, какой характерен для нормального металла. Поэтому понятно, почему металл в состоянии механического напряжения (в кислых средах) корродирует интенсивнее, чем тот же металл в нормальном состоянии. В растворах нейтральных солей напряжения металла практически не оказывают влияния на интенсивность его коррозии (здесь всё определяется доступом кислорода воздуха). То же самое справедливо и в отношении процессов коррозии железа и стали в атмосферных условиях. В некоторых случаях коррозия стали в напряжённом состоянии даже меньше, чем в ненапряжённом. Это объясняется тем, что ржавчина пристаёт лучше к ненапряжённой стали, чем к напряжённой; поэтому первая имеет условия для того, чтобы оставаться.влажной, между тем как вторая остаётся сухой.

4. Поверхность металла представляет собой определённую микроскопическую структуру. Она покрыта бесчисленными микроскопическими выступами, объясняющимися структурой кристаллической решётки металла. Согласно воззрениям акад. В. А. Кистяковского, такая поверхность металла должна из воздуха адсорбировать атомы кислорода. В качестве первой стадии такого процесса будет образование одноатомного слоя кислорода, покрывающего металл. На поверхности благородных металлов, по-видимому, образуется слой адсорбированного кислорода, на других металлах связь кислорода с находящимися на поверхности атомами металла будет более прочной.

Металл в активном состоянии обладает повышенной способностью корродировать. Проделаем такой опыт. Возьмём листочек алюминия, почистим его наждачной бумагой. На поверхности листочка алюминия будет тончайший слой его окиси, однако достаточный, чтобы сделать алюминий неактивным для многих веществ, приводимых с ним в контакт. Такой алюминий не амальгамируется. Если же алюминий поцарапать под ртутью и затем вынуть из ртути, то по месту царапины алюминий амальгамируется, будет поддерживаться в активном состоянии и интенсивно корродировать на воздухе с образованием хлопьев окиси алюминия.

В настоящее время имеется очень большое количество экспериментальных доказательств существования плёнок окислов на поверхности металлов.

5. Неодинаковый доступ воздуха к различным участкам поверхности металла приводит к образованию гальванического элемента, в котором участок, хуже снабжаемый кислородом, будет разъедаться, а участок, интенсивнее снабжаемый кислородам, разъеданию подвергаться не будет. Этот принцип «дифференциальной аэрации» справедлив лишь в том случае, если сопротивления ячейки и внешней цепи невелики и если все части аэрируемого электрода хорошо снабжаются кислородом. Для меди констатировано, что аэрируемый электрод является анодом, а неаэрируемый - катодом. Здесь удаление медных ионов производит больший эффект, чем аэрация.

6. Свойства и химический состав соприкасающейся с металлом среды , естественно, определяют особенности и интенсивность коррозии металла, помещённого в данную среду. В общем можно сказать, что действие каждой среды является специфическим по отношению к каждому металлу и определяется тем, как данная среда действует на поверхностную плёнку, являющуюся барьером между металлом и внешней средой. Искусственное укрепление этого барьера (применением окислителей и т. д.) уменьшает интенсивность коррозии. Неоднородность среды, соприкасающейся с металлом, благоприятствует усилению коррозии за счёт «эффекта дифференциальности», обусловливающего образование гальванических пар между участками металла, находящимися в контакте с разными веществами. Контакт в некоторых случаях обусловливает вторичные явления, усиливающие коррозионный процесс. Например, железные образцы, подвешенные на стеклянные крючки и сохраняемые во влажном воздухе, корродируют в местах контакта со стекляннымн крючками (замедление доступа кислорода).

В некоторых случаях влияние контакта металла с другим твёрдым телом может быть объяснено тем, что в месте контакта концентрация иона водорода будет другая, чем в отдалении от контакта. Разница в концентрациях иона водорода обусловит образование «местного гальванического элемента».

7. Повышение температуры увеличивает интенсивность коррозии металла. В случае коррозии металла в растворе необходимо отметить, что повышение температуры способствует нарушению пассивирующего слоя и благодаря этому усиливает интенсивность коррозии.