Храм св. Троицы в Серебряниках

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы все помним его. Не раз он совершал Божественную Литургию здесь, в Сретенском монастыре, совершал рукоположения, иноческие постриги, постриги во чтецы наших воспитанников-студентов.

Сегодня важный и великий день для Владыки Алексия. И, веруем, он достойно подготовился к нему.

В последний период жизни Господь даровал ему особое время и испытание — продолжительное и тяжелейшее онкологическое заболевание, связанное со страданием и болью. Даровал… Звучит, конечно, духовно-хрестоматийно и правильно. Но как не признаться, что все мы страшимся насилия , страданий, страшимся , беспощадно отрешающей нас от привычной жизни.

Вот к какой молитве призывает Церковь нас, православных христиан: «Избави мя, Господи, от напрасныя смерти». «Напрасная» по-славянски — внезапная. Но разве мы не мечтаем об обратном: мгновенная, неожиданная смерть, так чтобы не успеть и понять ничего. Без страданий — и тебя уже нет…

А с духовной точки зрения, и об этом единодушно говорят нам Святые отцы, великое благо для нашей души совсем в другом. человека, никак не подготовленного к переходу в вечность, оставшегося страстным, стремящимся всей покинувшей тело душой к земным благам, которые уже никогда не найдет за гробом, — разве это желанная смерть и будущность для христианина? Это вечный ад неисполненных желаний. Смерть без времени на то, чтобы перед Небесным судом, с предельной ответственностью и глубиной, осмыслить то добро и зло, которые мы привнесли в этот мир, в чем и заключается спасительное покаяние, — разве это то, чего мы желаем себе и своим близким? Впрочем, не будем называть всякую внезапную кончину наказанием Божьим: не нашего ума это дело! Каждая смерть — особое свершение Промысла Божьего.

Что же это за страшное для нас и великое благо — болезнью и страданиями, как единодушно свидетельствуют отцы Церкви? Месяцы и дни, а то и годы неисцелимых недугов перед неминуемой смертью, страдания, которых мы все так искренне страшимся, — именно они, и ничто другое отрешают христианина от мира и смертельно навязчивых земных забот, возводят к воспоминанию о совершенных грехах, к истинному, спасительному покаянию, к осознанию бренности многоликой суеты и в то же время к благодарности за величайшую ценность жизни, которую по дару Господню человек прожил.

Владыка Алексий прошел замечательный, ревностный, сосредоточенный на вере во Христа Спасителя путь православного христианина.

Родился он, как и многие из здесь стоящих, в Советском Союзе. Получил духовное и гуманитарное образование. Я знаю его друзей: Виктор Бурдюк, Николай Блохин и будущий Владыка Анатолий Фролов были приятелями. Не думаю, что подростками они отличались сверхпримерным поведением. Но учились блестяще, получили прекрасное образование, а главное, жили по совести, жили так, что искренне и горячо пришли к вере. В семидесятые годы будущий Владыка поступил в семинарию, потом закончил академию и стал монахом Троице-Сергиевой лавры и сотрудником Издательского отдела у митрополита Питирима.

Владыка Алексий любил историю и профессионально ею занимался. Думаю, с благословения, в том числе и Владыки Питирима, он продолжил то дело, которое когда-то было начато тогда ещё архимандритом и протоиереем Алексеем Остаповым: они создали первый в советские годы церковный музей — знаменитый Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии. Сегодня мы и представить не можем значения этого собрания святынь и церковной памяти в тот атеистический период, и в первую очередь, для утверждения веры воспитанников тогдашних духовных школ, тысяч будущих пастырей Русской Церкви.

Долгие годы Владыка служил диаконом и не был даже священником. Но вот в начале 1990-х годов Патриарх Алексий поставил его наместником разоренного Новоспасского монастыря. И все православные москвичи знают, с какой любовью, с каким сердцем Владыка Алексий возрождал эту древнюю обитель.

Много лет Владыка был председателем Синодальной комиссии по делам монастырей. Казалось бы — бюрократическая должность. Но нет: он и здесь всем сердцем участвовал в жизни возрождающихся обителей, в том числе и нашего Сретенского монастыря. Всегда к нему можно было прийти за советом, всегда он был доступен, и всегда эти советы были по-настоящему мудры и духовны.

Он был необычайно, жестко требовательным человеком. К самому себе. К другим он относился более, чем снисходительно, с бесконечным милосердием. Братия Новоспасского монастыря, думается, особенно понимают это.

Мы помним, как Владыка Алексий предстоял пред Престолом Божиим на Божественной Литургии. Молиться с ним всегда было огромным духовным счастьем.

Верным Своим рабам Господь дает право и честь в конце жизни взойти на Голгофу. Это происходит по разному. Вспоминается житие . Незадолго до смерти по решению Святейшего Синода отец Варсонофий был оторван от бесконечно любимого им скита Оптиной пустыни, возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем в Ново-Голутвинский монастырь. Казалось бы: настоятельствуй, трудись, исполняй послушание! Но старец Варсонофий воспринял то, что произошло с ним, как настоящую Голгофу. Нам такого порой не понять, но если человек всю душу отдал одному делу, и вдруг, даже за послушание, даже по необходимости его отрывают куда-то, это действительно ощущается как тяжелейшее испытание.

Наверное, такой Голгофой — благодатной, необходимой и спасительной — стало перемещение Владыки Алексия из Новоспасского монастыря по благословению Священноначалия на должность архипастыря древнейшей Костромской епархии. Владыка очень тяжело переживал это назначение, но никогда не роптал, прекрасно понимая, что это — Промысл Божий, долг, который он должен отдать трудом и послушанием.

В Костроме Владыка Алексий, как и везде прежде, потрудился по устроению духовной жизни епархии.

А потом пришла . Такая же, кстати сказать, как и предсмертный недуг . И воспринимал эту болезнь Владыка Алексий так же духовно, как митрополит Питирим, который однажды, среди долгих уже страданий, сказал, что благодарен Богу за эту болезнь: она привела его в то состояние, к которому он стремился многие годы монашеской жизни. Владыка Питирим еще добавил как свое открытие, как нечто очень важное для себя: «Онкология — тяжелая болезнь, но и особый путь души к Богу». Также воспринимал свое испытание и Владыка Алексий.

И еще о Промысле Божием. Владыка Алексий умирал в Москве. За несколько дней до его последнего часа Матерь Божия паче всякого чаяния, особо и явственно показала и Владыке и всем, кто молился за него, что все испытания и все его служение — и в Москве, и в Костроме — есть Божие благословение, и нет ничего напрасного и случайного.

Мы помним, как совсем недавно — еще и десяти дней не прошло — в столице на выставке «Православная Русь» находилась привезенная из Костромы Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Владыка уже долгие месяцы пребывал в больничной палате, его могли видеть лишь несколько человек. А бесценная чудотворная икона целыми днями не покидала Манеж, находясь под неусыпной охраной. Но Господь устроил так, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Владыка Алексий смог в последние дни земной жизни помолиться и припасть к этой прибывшей к нему из его епархии чудотворной иконе.

Помолимся о нем.

Не будем забывать его в своих молитвах! Поблагодарим Господа, что на нашем пути был такой замечательный человек. И порадуемся за Владыку Алексия: он, веруем, достойно и праведно прошел жизненный путь, предначертанный ему Господом Богом. Аминь!

Все, свершилось…

Полтора года православные костромичи и те, кого привлек сюда владыка, ждали вестей из московской больницы. Вот ему сделали операцию, вроде бы успешно; он поправляется — уже дает указания из палаты, подписывает документы, собирается служить на Рождество, на Благовещение… А потом, словно удар, — у владыки Алексия случился инсульт, он находится в коме. И опять долгие месяцы ожидания и вера в то, что сильный духом владыка Алексий победит болезнь. Мы все ясно чувствовали его присутствие, его молитвы о нас, но мы все нуждались в его живом присутствии.

И вот все закончилось…

По большому счету, я не должен писать эти строки, потому что есть люди, которые знали его гораздо лучше, общались с ним значительно чаще. Он был всего лишь мой работодатель, а я был его работник, виделись мы редко и говорили большей частью о делах. Тем не менее, я дерзаю сказать о нем краткое надгробное слово.

Познакомились мы с ним лет десять назад, когда режиссер Сергей Харлов предложил мне написать несколько инсценировок для радиосказок. Это была идея владыки Алексия, который считал, что для детей нужна «мягкая» духовная пища, где говорилось бы о добре и зле, о любви и ненависти, о других важных вещах. Ребенку трудно сразу постичь Евангельские глубины, жития святых или Пролог. С ним нужно научиться говорить о духовной жизни через сказку, к которой он привык с младенчества. Такова была идея владыки.

Я был заочно согласен с ним. Перечитал кипу русских народных сказок на предмет их инсценировки, и … ничего не нашел. В наших сказках много говорилось о колдунах и леших, о бабе яге и прочей нечисти, а о христианстве, о Церкви, о евангельских историях — не было ни слова.

— И не нужно искать русские, нужно брать истории общеизвестные: сказки Андерсона, Гауфа, Клайва Льюиса , например, — удивил меня владыка во время первой нашей встречи. Народная молва называла его убежденным консерватором и русофилом, а здесь — Андерсон, Льюис…

Впрочем, смущение быстро прошло, потому что владыка имел редкий дар убеждения. Он не давил на собеседника своим знанием и авторитетом, но говорил так убедительно и интересно, что ты быстро соглашался с ним, а после дальнейшего размышления окончательно убеждался в его правоте.

Я ехал из Новоспасского монастыря под сильным впечатлением от встречи с этим человеком и в уме перебирал все, что раньше о нем знал.

Это были факты общеизвестные: родился он в послевоенной Москве в 1947 году; в конце 60-х пришел к вере, закончил семинарию, академию в Сергиевом Посаде и до своего назначения в Новоспасский монастырь в Москве оставался лаврским архидиаконом, преподавателем семинарии, хранителем в церковно-археологическом кабинете. (Отсюда, кстати, его глубокие познания в истории и богословии православной иконы).

Что было
«Владыка» я пишу с большой буквы
03.12.2014

Памяти архиепископа Алексия (Фролова)

Памяти архиепископа Алексия (Фролова; †3 декабря 2013 г.)
В предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы - годовщина со дня преставления ко Господу архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова). Публикуем фрагменты книги воспоминаний о приснопоминаемом архипастыре.

Святитель Божий

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий:

Я знал владыку Алексия еще из стен Московских духовных школ, когда он был студентом Московской духовной семинарии и академии. Мы были в очень хороших отношениях с ним. Он был такой духовный, боголюбивый. Он уже в те свои юные годы показывал, что он будет великим человеком. И он действительно стал таким. Святитель Божий. Это такой архипастырь, который является примером для нашей Церкви. Он любил Бога. Был подвижник. Любил свою паству и этой любовью вел людей к той вечной любви, которой является наш Бог.


Воспитанник старцев

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев):

Сначала я познакомился и даже подружился с его духовными чадами. Я тогда уже часто останавливался в Новоспасском монастыре. Потом, когда отец Иоанн (Крестьянкин) в силу своего возраста попросил меня найти себе другого постоянного духовника, у кого бы я мог окормляться, я все думал: «К кому обратиться? Куда податься?» И вдруг понял, что я практически уже время от времени живу в Новоспасской обители, близко и очень органично общаюсь с духовными чадами владыки. Поэтому я подумал и вдруг сказал своим друзьям:

А вы не спросите владыку Алексия насчет меня? Может быть, он посмотрит на меня, пообщаемся с ним?

Владыка пригласил меня на беседу и не отказался после отца Иоанна (Крестьянкина) быть моим наставником. Он всегда был собранным, внешне строгим. Настоящий воспитанник старцев. Это очень импонировало. Я сам прошел эту школу, и те ответы, которые он мне давал, очень легко ложились на сердце, у меня не было диссонанса с тем, что мне ранее говорил отец Иоанн (Крестьянкин).

Единственный аргумент

Митрофорный протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве:

Часто мы соприкасались с владыкой Алексием, когда он возглавлял Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Тогда время от времени вставал вопрос о рассмотрении прошений, которые поступали из-за рубежа ‒ просьбы заключалась в том, чтобы прислать туда монахов из России. Тогда эти инициативы не получили особого продолжения и распространения. Когда я обратился к владыке Алексию, его ответ заставил меня задуматься. После некоторой паузы он сказал:

А как вы думаете, отец Николай, какова воля Божия по этому вопросу?

Мне было трудно ему отвечать. Но сама постановка вопроса была для меня значительным явлением. Я действительно поймал себя тогда на том, что я не могу сказать владыке Алексию: «Владыка, так нужно сделать, потому что так хочет Бог». А другие аргументы для него были неубедительны.

Ненасилие над личностью светской

Митрополит Истринский Арсений (Епифанов):

Владыка Алексий ‒ замечательный, глубоко верующий архипастырь. Усердный служитель алтаря Господня и созидатель добрых начинаний. Сколько молодежи привел в Церковь, сколько военных! Все собирались вокруг Новоспасской обители. Это его заслуга. Его обаяния, простоты, духовных бесед. Не-на-си-лие над личностью светской - вот это главное!

Тебе - подарок!

Сергей Сказкин, певчий хора Новоспасского монастыря:

С владыкой Алексием наш хор традиционно выезжал в Финляндию, мы там давали концерты духовной музыки. Помню, однажды был уже вечер. После ужина все разошлись. А в пансионатах, где мы останавливались во время тура по городам, всегда были зоны отдыха, где стоял какой-нибудь музыкальный инструмент. Я уединился, сел за пианино: «Дай-ка, - думаю, - что-нибудь сыграю». Слышу: сначала какой-то шум, потом шаги, - понимаю, что много людей приближается! Оказывается, это весь наш хор вошел в зал, все идут ко мне, во главе этой процессии владыка, все переглядываются, кто-то даже не может сдержаться, хихикает… Архиерей, улыбаясь своей широкой улыбкой, подходит ко мне:

Ну, Сергей, тебе подарок!

Какой?! - поинтересовался я.

Благословляю! Ты у нас больше не куришь.

А-а-а… Владыка, - уточняю, - в некотором роде это, скорее, послушание?

Это как тебе больше нравится!

И с тех пор я действительно бросил курить.

Поистине Архипастырь Божий

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков):

Мог дать наставление в виде шутки или притчи с глубоким духовным смыслом
- Владыка Алексий был моим учителем, он преподавал у нас в Московской духовной академии историю Древней Церкви. С благодарностью вспоминаю его занятия, преподанные нам духовные уроки. Приходил он всегда в класс сосредоточенный, внимательный, подтянутый. Когда он проводил занятия, то не только делился с нами знаниями собственно по предмету, но всегда старался и духовно назидать нас. Мы, его ученики, это очень ценили. Иногда он мог дать наставление в виде шутки или притчи с глубоким духовным смыслом.

Памятно также его участие в богослужениях. Он был в годы моей учебы старшим диаконом Покровского академического храма, а я там нес послушания сначала пономаря, потом иподиакона. Будущий владыка Алексий всегда был очень сосредоточенным и внимательным, являя пример молитвы и благоговейного отношения к службе.

Потом одно время мы с ним стали реже видеться, а когда он стал уже наместником Новоспасского монастыря, а после принял и епископский сан. Помню его духовно сосредоточенным и при этом внимательным, отзывчивым и гостеприимным.

Люди, которые с ним общались по роду своего служения или стекались к нему в обитель, всегда получали от него духовное утешение. Поистине Архипастырь Божий.

Протоиерей Георгий Глазунов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского села Эманнуиловка Рязанской митрополии:

Владыка Алексий, еще будучи иеродиаконом, приезжал с владыкой Ионой, тогда еще архимандритом, к нам в Эммануиловку в отпуск. Иногда со мной служил тут в храме, - иеродиаконом.

Он духовный человек. Искренне всегда молился Богу. Беседы с ним были наполнены духовным содержанием. Садимся чай пить, а он постоянно старался рассказать что-то душеполезное. Это настоящий друг, хотя архиереям трудно дружить с кем-либо, но он, по своему подлинно христианскому, не знающему превозношения устроению души, мог.

Мы с ним и на речке купались. Он был простой. Купил тогда себе здесь велосипед (он и сейчас у нас) и странствовал тут по вышенским весям. Отдыхал. Они и вместе с отцом Ионой (митрополитом Астраханским и Казымякским, ныне на покое) вместе колесили.

Я к нему и в академию приезжал. О нем там всегда были отзывы очень хорошие. Посидим там в его келлии, чай попьем, побеседуем. Как с ним хорошо было.

«Чтобы тебе не было скучно»

Матушка Лидия Глазунова:

Владыка Алексий в общении был очень простой и хороший. Когда он гостил у нас, бывало, позавтракает, я остаюсь посуду мыть да обед готовить, картошку начну чистить, овощи мыть, - так он не уйдет, пока я там вожусь и готовлю! Что-то мне рассказывает. Я говорю:

Отец Алексий, да вы езжайте, природой насладитесь...

Я с тобой, чтобы тебе не скучно было, а потом уже поеду.

Только когда я готовку закончу, начну с детьми заниматься, он брал свой велосипед и ехал кататься. В его беседах, конечно, было что послушать. Он много со старцами общался: с глинскими и не только.

Он очень любил Россию
Он очень любил Россию. Ездил как-то куда-то за границу: в Финляндию, в Канаду, показывал нам потом слайды.

Но мы, матушка, там бы жить не смогли! - сказал однажды.

Не можем мы так жить, мы русские.

У них там все, как я поняла по его рассказам, шаблонное. Он доходчиво для меня попытался объяснить: «Вот представь, - говорит, - женщины там ничего сами не готовят, все продается в магазинах в виде полуфабрикатов». И также взаимоотношения между людьми там выстраиваются, точно по каким-то заданным лекалам. Русскому человеку все там кажется пустым, напускным и бессмысленным.

От богослужения - и Богоявление в жизни

Анна Никифоровна Генералова, сотрудница в 1980-1992 годах Издательского отдела Русской Православной Церкви:

Любви у него много было. Большое сердце. Он нас назидал. Всех утешит. Обязательно каждому какой-нибудь подарочек даст. Книжечку подарит.

По его молитвам, при его участии на душе водворялся мир
Он всегда старался утешить. Причем как-то незаметно. На службах. Он не ставил себя в центр этого духовного события ‒ преображения человека из тоски и подавленности в радость. Все точно происходило само собой. Однако по его молитвам, при его участии на душе водворялся мир.

Помню, были мы, владыка, его племянница Вера и я, как-то у сестер-стариц Анисии, Матроны и Агафии в Ялтуново - это на Рязанщине. А сестры нас вдруг благословили идти пешком до Черняево. Владыка-то (тогда он был архимандритом) мог уехать на машине, но отправил водителя на ней одного, а сам послушался, и мы втроем пошли пешком. Он тут же затянул:

Благословен Бог наш...

Так и пели по пути молебен. Начался ветер, потом тучи собрались, а как дошли мы до дома, дождь рекой хлынул! А до этого уже долгое время была засуха. Ощущалось, как по его молитве была явлена милость Божия. Все уже в округе измаялись в ожидании дождя, вроде и появится какая-то тучка, но ни капли, - так и рассеется. А потом после этого ливня радуга красовалась - все было очень торжественно. От богослужения - и Богоявление в жизни.

«Ты уж сам благослови»

Протоиерей Сергий Правдолюбов, член Синодальной богослужебной комиссии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве:

12 лет назад мне позвонили из лавры и сказали:

Отец Сергий, с вами хочет поговорить владыка Алексий.

Он мне сказал:

Отец Сергий, мы приглашаем вас работать в богослужебной синодальной комиссии.

Владыка, - отвечаю, - я с удовольствием принимаю ваше предложение, но пока я у своего духовника, отца Иоанна (Крестьянкина), не спрошу, я не могу дать никакого ответа. Я ему сегодня или завтра позвоню, а потом вам сообщу.

Я позвонил в Печоры, отцу Иоанну сказали, он подумал-подумал, а потом и говорит:

Пускай занимается! Там такие хорошие люди собрались в этой комиссии!

Я владыке так и передал:

Дорогой владыка, - говорю, - отец Иоанн так и сказал, что уж больно хорошие люди собрались...

Он был так доволен! Да! Комиссия такая, что в ней можно работать. Он был очень рад.

Помню, однажды собрались мы на заседание богослужебной комиссии, а у меня фотографии на ноутбуке для проецирования их через проектор не открываются. Нажимаю кнопочку на мышке, а ничего не происходит...

Владыка, - говорю, - что делать? Может быть, вы благословите, и откроется?

А он отвечает:

Отец Сергий, а если я благословлю и не откроется, будет тогда урон архиерейскому благословению. Ты уж сам благослови.

Хорошо, владыка.

Я перекрестил, и файлы открылись!

Владыка, смотрите, открылись!

А он говорит:

Ну и что.

А ведь могли бы и не открыться, но открылись. А это же он помолился и дал благословение! Только через меня. Было очень удивительно.

Те несколько лет, которые мы вместе в комиссии трудились, я бы сказал, были лучшими годами, потому что это годы, освященные личностью дорогого владыки. По полученному в общении с ним духовному и молитвенному опыту ‒ это бесценное время.

Такие разные и в чем-то похожие монахи и архиереи

Митрофорный протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской духовной семинарии, настоятель Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря в Москве:

Мы были знакомы с будущим владыкой Алексием с 1970-х годов, я про него не могу сказать, чтобы он был общительным, скорее, замкнутым и целеустремленным. Поэтому и выбрал монашеский путь.

По семинарии я не помню, чтобы будущий владыка Алексий был таким шебутным, как, например, нынешний митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Того всегда было слышно: он такой был веселый, шутил постоянно, разыгрывал всех, озорник был. Хотя тоже пошел по монашеской стезе. Уже даже будучи архиереем. Помню, мы поехали в Питер. Нас там встречали на Карповке в монастыре. Сестры настелили ковров, они новые, чистые, мягкие такие. Он их как увидел, так с детской непосредственностью и повалился на них! Полежал. Такой помню эпизод. Владыка Алексий совсем другой человек: строгий, чинный.

При этом, даже будучи уже архиереем, он оставался в общении очень простым человеком. Не кичился, не превозносился своим положением, саном. Так и сейчас его преемник в синодальном отделе по монастырям и монашеству, владыка Феогност (Гузиков), - строго служит. Не любит подчеркивать архиерейские отличия. Иногда назначит богослужение на 8.00 часов, а сам за час до начала в 7.00 приедет, ходит тихо один вокруг храма, молится. Не любит, как и владыка Алексий, пышных встреч и обильных застолий: букетов, дорожек, отмашек, чтобы начинали звонить в колокола. Им по душе то, что просто.

Он оставил в моем сердце свет

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев):

Часто приходилось наблюдать, как он благоговейно относится к богослужению
- Когда я учился в семинарии, будущий владыка Алексий был еще иеродиаконом, он постоянно служил в Покровском академическом храме. Его можно было увидеть буквально на каждом богослужении. Мне всегда нравились его службы. На нас, молодых семинаристов, его образ оказывал самое благотворное впечатление. Часто приходилось наблюдать, как он благоговейно, внимательно относится к богослужению. Он очень по-доброму наставлял молодых диаконов, которые рукополагались при академическом храме. Я в это время был приглашен владыкой Александром (Тимофеевым), тогдашним ректором академии, иподиаконствовать у него, поэтому на богослужениях мы постоянно находились вместе. Его образ молодого ревностного служителя надолго запомнился.

Потом он уже как паломник приезжал в Иерусалим, где я тогда был начальником Русской Духовной миссии. Когда его назначили восстанавливать Новоспасский монастырь, мы также время от времени встречались. Во время этих встреч наши воспоминания зачастую переносили нас в альма матер - туда, где мы в начале нашего пути познакомились. Владыка был очень добрый, всегда сосредоточенный человек. Он оставил в моем сердце свет.

В 156 километрах от Воронежа, на левом высоком берегу Дона стоит старинный Павловск. Именно здесь прошли детство и юность будущего митрополита Алексия (Коноплёва).

Он родился в студеном январе 1910 года. Уютный быт провинциального городка старой России навсегда будет связан с детскими воспоминаниями Вити Коноплева, так звали будущего святителя в миру. Отец умирает в голодном 22-м году, когда Виктору было всего 12 лет, и весь груз забот ложится на плечи матери. Именно она открывает в юном сердце истоки чистой веры и пламенного сострадания к страждущим и гонимым. Её светлый образ сын пронесёт сквозь всю свою жизнь.

С юных лет Виктор уже понимает: жизнь дана ему не для приобретения славы, богатства и долготы дней, а для подготовки себя к вечности. Он с детства мечтал служить Богу и ещё мальчишкой прислуживал в Преображенском соборе.

Как рассказывал Владыка, это было очень тяжелое время. Он десятого года рождения, фактически дитя предреволюционного времени. Первая мировая война, большевистская революция... А владыка – человек, вышедший из традиционной семьи, то есть представитель старой формации, носитель консервативных взглядов. Я так понимаю, с ранних лет существовало в нем некое интуитивное неприятие этого строя. Фактически он был диссидентом, человеком, принадлежащим к «старорежимному» классу, враждебному советскому строю. Его воцерковленность не подходила под образ правильного советского гражданина. Будучи верующим христианином, Владыка претерпел много лишений в зарождающемся безбожном государстве. Как член Православной Церкви, он относился к категории «лишенцев», которые не могли участвовать в выборах, им было отказано в продовольственных и вещевых карточках. Но для Владыки, несмотря на все горести и лишения, Церковь всегда занимала первое место.

2 апреля 1933 года Воронежский архиепископ Захария назначает Виктора Коноплёва псаломщиком к Покровскому храму Павловска. Это были годы страшных гонений на Русскую Церковь, когда она потеряла многих своих иерархов, священников и мирян. Не обошли они стороной и Виктора Коноплёва, его приговаривают к трем годам ссылки.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Владыка мало говорил о ссылке в Свирские лагеря. Я, к примеру, не знал об этом периоде его жизни. И лишь в дальнейшем, когда я подготавливал архив для музея, нашёл справку, указывающую на то, что Владыка был осуждён, а потом реабилитирован.

Великую Отечественную будущий митрополит Алексий встретил в Штрафном батальоне на Дальнем Востоке. Свирские лагеря были уже позади, но он часто вспоминал их во время тяжелейших боёв под Ржевом. Потом было ранение, госпиталь и вновь передавая.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Будучи диссидентом, прошедшим через ссылку, не предал своей Отчизны, не предал своей веры. Ранен, награждён, уважаемый человек… Верующие люди, как сказал апостол Пётр, Бога бойтесь, царя чтите, всякая власть от Бога поставлена, значит Господь попустил по нашим грехам, значит надо подчиняться. Владыка всегда был законопослушным человеком.

Его ранят вторично, и после лечения, как не пригодного к строевой службе, отправляют в военно-дорожный отряд, а в декабре 1945 года демобилизуют, вручив благодарственную грамоту командующего войсками Ленинградского военного округа Маршала Леонида Александровича Говорова.

Митрополит Виктор (Олейник):

Рассказывал однажды, как его послали за «зыком». Вот стою и наблюдаю, и вдруг на меня каким-то лёгким ветром дунуло, чуть сдвинулся в сторону незаметно. Вдруг почувствовал, что на уровне сердца в левой руке как-то потеплело. Ранение от вражеского снайпера. …И ветерок – это Промысл Божий. Суждено было не погибнуть и остался жив.

Будущему владыке предстоял ещё долгий жизненный путь. После демобилизации он едет в родной Павловск, где устраивается в местное педагогическое училище преподавателем игры на скрипке. Но проработал он там всего два месяца. Замеченный кем-то из коллег на клиросе храма, Виктор Александрович вынужден был написать заявление об уходе по собственному желанию. Видимо этот эпизод с увольнением послужил последней каплей, переполнившей чашу терпения. Буквально через день он уезжает в Воронеж, где становится иподиаконом епархиального архиерея.

Митрополит Виктор (Олейник):

Владыка рассказывал про то, как принял решение рукоположиться. Он не собирался учиться в семинарии и пришёл к воронежскому владыке с просьбой о хиротонии. Но воронежский архиерей отнесся скептически к этой идее: «Ты служил в армии, воевал, и были моменты, когда кто-то отрекался; а ты случайно не отрекался?». Тогда Владыка принес характеристику от маршала Говорова, где отмечались все положительные черты, и, в частности, такая черта: «придерживается религиозных убеждений». Конечно, это дало возможность не сомневаться в искренности и чистоте намерений ставленника.

Воронежский архиерей направляет запрос на имя святейшего патриарха Алексия о возможности рукоположения в священный сан Виктора Коноплёва. Ответ долгое время не приходит и Виктор Александрович решает поступить в Московскую Духовную семинарию.

Спустя год после начала учёбы в семинарии, в праздник Вознесения Господня 13 июня 1948 года, архиепископ Гермоген – ректор Московской Духовной академии в Успенском академическом храме Новодевичьего монастыря рукополагает Виктора Коноплёва в сан диакона.

После окончания семинарии 1 июля 1951 года митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) рукополагает его в пресвитерский сан. Отца Виктора назначают штатным священником в храм пророка Илии в Обыденском переулке, а через два года переводят в Воскресенскую церковь на Успенском вражке (ныне это Брюсов переулок). Этот храм часто посещали артисты Большого театра, которые очень полюбили отца Виктора за прекрасный голос и великолепную манеру служения.

Митрополит Виктор (Олейник):

Владыка рассказывал подробности этого перевода. Много было писем на имя Святейшего Патриарха Алексия с просьбой вернуть отца Виктора в Воскресенский храм. Сам Козловский умолял Святейшего возвратить отца Виктора обратно… Тем не менее, перевод произошел. Троицкий храм на Воробьёвых горах был тогда в ужасном состоянии, требовался капитальный ремонт. Отец Виктор занялся этим богоугодным делом.

Это сегодня Троицкий храм на Воробьёвых горах весь горит и сияет, а тогда в 1953 году он выглядел совершенно иначе. Отец Виктор тогда уже учится в Московской Духовной академии, которую закончит в 1955 году. Это было начало хрущёвской оттепели – сложное, противоречивое время, когда страна казалось очнулась от жуткой спячки. Но в историю Русской Церкви это время вошло, как трагический период последних попыток руководства СССР радикально, в кратчайшие сроки решить религиозную проблему. В эти сложные годы, протоиерей Виктор Коноплёв экстерном заканчивает Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Покойный патриарх Алексий Первый (Симанский) очень любил протоиерея Виктора и предложил ему стать епископом. Несмотря на то, что отец Виктор говорил о своей неготовности к епископскому служению, эта хиротония была необходима в столь трудный период для Церкви.

6 июня 1955 года в Троице-Сергиевой лавре наместником архимандритом Пименом (будущим 14 патриархом Московским и всея Руси) протоиерей Виктор Коноплёв был пострижен в монашество с именем Алексий.

Митрополит Виктор (Олейник):

По традиции новопостриженный неделю должен пребывать безвыходно в храме. После прошествия семи дней Святейший Алексий поинтересовался у архимандрита Пимена о состоянии новопостриженного. Ответ был таков: «сидит в храме, молится». На что Святейший очень строго отреагировал: «отец наместник, не издевайтесь над будущим архиереем, немедленно освободить!».

Спустя восемь дней он был возведён в сан архимандрита. 20 июля 1956 года в зале заседаний Священного Синода Московской Патриархии архимандрит Алексий был наречён, а на следующий день в Богоявленском Патриаршем соборе хиротонисан во епископа Молотовского и Соликамского. Его епископскую хиротонию возглавил святейший патриарх Алексий Первый, в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), архиепископа Одесского и Херсонского Сергия, епископов Палладия и Доната.

Митрополит Виктор (Олейник):

Как-то Святейший вызвал Владыку на прием и выразил намерение отправить Владыку на должность викарного епископа к Ленинградскому митрополиту. Викарий Ленинградской митрополии тогда являлся и наместником Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Тогдашний Митрополит Елевферий (Воронцов) сильно болел. Для Владыки послушание было важнее всего, и он смиренно согласился на викариатство, несмотря на грозящий конфликт с пермским уполномоченным по делам религии.

Вскоре преосвященному Алексию определено быть епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии. По прибытии в северную столицу владыка назначается настоятелем только что переданного Русской Церкви Троицкого собора Александро-Невской лавры. Сотворив горячую молитву, с Божией помощью владыка взялся за дело. Его стараниями собор был благоустроен в рекордно короткие сроки. Более того, за это время он обрёл искреннюю любовь и уважение паствы. По окончании ремонта, в июне 1960 года епископ Алексий награждается Патриаршей грамотой, и вскоре получает новое назначение. 14 ноября 1961 года ему определено быть епископом Тульским и Белевским. На всё воля Божия – собрал вещи и поехал.

Нужно принимать то, что есть и из этого делать потребное, часто наставлял владыка. Так и сам, мало-помалу, как пастырь добрый благоустраивал вверенную его попечению Тульскую епархию. 11 мая 1963 года святейший патриарх Алексий награждает его орденом «Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени», а 25 февраля 1964 года возводит в сан архиепископа. В этом же году владыка становится почётным членом Московской духовной академии.

Митрополит Виктор (Олейник):

Вспоминаю один примечательный случай, произошедший в Туле, который хорошо показывает характер и простоту Владыки. Во флигеле, где проживал правящий архиерей Тульский, стояла собачья будка. И вот когда собаки уже не стало, владыка будку демонтировать, а само место зацементировать и заштукатурить. Тогда Владыка меня назначил заведовать хозяйством. Был приглашен мастер, который отнесся к работе несколько безалаберно – неровной получилась стенка... Владыка сделал замечание, разгорелся спор, но в конечном счете договорились, что недостаток будет исправлен на следующий день. Не дожидаясь каменщика, Владыка самостоятельно разобрал кладку, заново выложил, качественно заштукатурил стенку. На следующий день каменщик сильно удивлялся тому факту, что работу столь качественно выполнил сам Владыка, ведь «архиерей такими вещами не должен заниматься».

27 января 1966 года архиепископа Алексия переводят на Рижскую кафедру, а спустя десять месяцев назначают на Краснодарскую епархию.

Кубань, житница России. Яркая синева неба, сочная зелень и золото спелого зерна, тихая и уютная жизнь кубанских станиц и хуторов. С этим благодатным краем покойного митрополита Алексия связывают почти два десятка лет жизни. 8 октября 1966 года он назначается на Краснодарскую кафедру.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Будучи Краснодарским архиереем, он часто ездил в Грузию и встречался с грузинским католикосом Ефремом. Владыку восхищала личность Грузинского предстоятеля, его добродушие и прямота, строгое следование православным канонам.

Посещение сельских и городских приходов, бесконечные встречи и беседы с самыми разными людьми от бабушки на скромном сельском приходе до высоких церковных иерархов. Каждого человека он как будто видел насквозь.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Владыка, окормляя Краснодарскую епархию, проводил серьезную работу, ведь и тогда Краснодарский край считался национальной здравницей. Многие зарубежные делегации, к примеру, представители Александрийского патриархата, принимались при непосредственном участии Владыки.

Именно в Краснодарском крае состоялась судьбоносная встреча будущего клирика Тверской епархии отца Валерия Ильина с тогда ещё архиепископом Алексием. Но об этом чуть позже, а пока 25 ноября 1967 года в стенах Московской Духовной Академии архиепископ Алексий удостаивается ученой степени Магистра богословия за монографию «История Тульской епархии со времени её учреждения 1799 – 1917 годы». Ежедневный настойчивый труд по-прежнему остаётся его подвигом. 25 ноября 1968 года владыка Алексий успешно защищает диссертацию и удостаивается степени магистра богословия, а в апреле 1978 года новый перевод, уже на Калининскую кафедру.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Я с ним в 1977 году познакомился. По болезни меня направили на санаторное лечение в Лазаревское, и я как-то зашел помолиться в церковь Рождества Богородицы. На всенощное бдение прибыл владыка Алексий, архимандрит Виктор. Я попросился на клиросе читать. После богослужения Владыка подозвал пообщаться, похвалил за хорошее чтение, благословил на дальнейшие труды.

Примерно через год состоялась их вторая встреча, но уже на Тверской земле. Отец Валерий уже был диаконом.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Относительно своего перевода Владыка сильно переживал. Уж очень привык к теплому климату Краснодарского края. Кроме того, Воронежская область с родным Павловском были совсем рядом. Говор Владыки, кстати, так и оставался казачий.

Вскоре ходатайством архиепископа Алексия перед священноначалием Русской Церкви устанавливается празднование Тверским святым. Владыка сам составляет праздничную службу. Его заботами благоукрашается самый древний в Твери Троицкий кафедральный собор. А в январе 1980 года 14-й патриарх Московский и всея Руси Пимен награждает его орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а в сентябре 1981 года возводит его в сан митрополита.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Прошли годы, и переживания Владыки по поводу отъезда из Краснодара утихли. Я поддерживал дорогого Владыку: «Владыка, сидели бы в Краснодаре, может быть и не стали митрополитом, белого клобука не получили бы. А вот теперь вас святые позвали и побелили…»

Здесь в Твери, как и прежде, около владыки утешались скорбящие, мир и любовь сходили на души отчаявшихся. Как будто сам воздух около него наполнен был Божиим присутствием, и вера оживала в душе и устремлялась к горней чистое, к небесной нашей родине.

Евгений, митрополит Таллиннский и всея Эстонии:

Я поступил в Московскую семинарию в 1980 году, и помню, как приезжал владыка Тверской Алексий в академию. Он любил приезжать на праздник преподобного Сергия в Лавру и на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в духовную академию. И вот что запомнилось мне, тогда еще молодому студенту. Это был солидный архиерей, чувствовалась дореволюционная закалка, солидность во всех его движениях и словах. На меня это произвело очень приятное впечатление.

Совершенно особые отношения сложились у митрополита Алексия со Свято-Троицкой Корецкой женской обителью, расположенной в Ровенской области Украины.

Владыка Алексий любил посещать нашу обитель. Наш монастырь в 1984 году получил статус ставропигии. Несколько раньше произошел небольшой спор между игуменьей Наталией и митрополитом Филаретом Киевским. Конфликтная ситуация существовала несколько лет. Когда Владыка Филарет хотел снять с настоятельства матушку Наталью, он неофициально запретил всем украинским архиереям служить в обители. Все следовали этому благословению, и лишь Владыка Алексий поддержал монастырь и периодически приезжал в обитель на большие праздники.

Владыка приезжал в Корицы в любое время, но обычно это случалось на большие праздники. Летом на автомобиле, а зимой на поезде.

Монахиня Рафаила, насельница Свято-Троицкой Корецкой обители:

Зимой Владыка посещал нас с духовенством Тверской епархии (отец Валерий, отец Василий, тогда еще архимандрит Виктор) на святочной неделе. По монастырской традиции на третий день по Рождестве Христовом устраивался Вечер Колядок. Отслужит у себя в Твери Рождество Христово, и к нам едет на колядки. Владыка всегда в этот вечер служил в монастырском храме и присутствовал на этих колядках… А летом он приезжал на праздник Иконы Божией Матери «Споручница грешных». Этот праздник у нас отправляется в четверг после Дня Святой Троицы.

Конфликт игуменьи Натальи и бывшего Киевского митрополита Филарета длился несколько лет. Конечно же, митрополит Алексий рассказывал о сложившейся непростой ситуации и Святейшему Патриарху Пимену, и своему тёзке, тогдашнему управляющему делами Московской Патриархии, будущему пятнадцатому Патриарху Алексию Второму. И эти беседы возымели своё действие.

Монахиня Рафаила, насельница Свято-Троицкой Корецкой обители:

Матушка игуменья много раз докладывала Святейшему Пимену относительно обстановки в монастыре. Меня матушка направляла с докладом в патриархию и, в конце концов, по милости Божьей Святейший Пимен благословил нам ставропигию, облегчив нам эту нелегкую долю испытаний с митрополитом Филаретом. Символично, что патриарший указ о предоставлении ставропигии нашей обители был подписан на следующий день после празднования Иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Протодиакон Николай Радцевич познакомился с митрополитом Алексием в теперь уже далёком 1985 году. Три года он служил с владыкой в качестве протодиакона кафедрального собора.

Весной 1985 года я приехал в тогда ещё Калининскую епархию. Познакомились с Владыкой, потому что я намеревался перейти под его начало. Первое моё знакомство состоялось в Фомино воскресенье в соборе Вышнего Волочка. Владыка сразу произвёл замечательное впечатление. Что говорить, это – человек с большой буквы: глубоко верующий, с чувством юмора и притягивающий своей улыбкой, внутренней добротой.

Митрополит Алексий, как бы соединил в своей жизни сразу несколько исторических эпох. Он родился во времена старой России и бережно сохранял в себе память и дух того времени, несмотря ни на какие революционные перемены советской эпохи. И может быть именно поэтому Господь сподобил его лицезреть начало крушения атеистического лихолетья и возрождения церковной жизни на Руси.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Владыка стяжал в себе дореволюционную традицию, пронес этот дух и в советское время. Он бережно относился ко всем церковным установлениям и хорошо понимал, что такое принцип церковного послушания.

Протодиакон Николай Радцевич, клирик Воскресенского кафедрального собора:

Я никогда не видел его раздражённым. Он никогда не повышал голоса, хотя внешне казался суровым. Не зря его звали Дедушка. Он был как дедушка для всех нас – и по облику, и по своему поведению, и по своему отношению к окружающим…

Это был воистину подвижник и исповедник ХХ века, смиренно и с кротостью несший по жизни крест, уготованный ему Господом. Сорок лет прослуживший в священном сане, он радовался как ребёнок каждому храму, который власти начали возвращать Калининской епархии во второй половине восьмидесятых годов прошлого века.

Владимир Антонович Суслов, председатель Калининского облисполкома:

В 1987 году я был избран председателем облисполкома… Епархия выждала некоторое время, чтобы я сориентировался в новой работе, а затем обратилась по организации встречи. Такая встреча состоялась, и когда я увидел этого на первый взгляд мужественного сурового человека, я несколько растерялся. Потом, кода мы сели за стол и повели беседу, то он очаровал меня своей простотой, душевностью и глубоким пониманием обстановки. Он рассказал о ситуации, которая складывалась на тот момент в епархии, высказал несколько предложений. Он по-отечески говорил о том, что Церковь христианская проповедует добро, понимание между людьми, поэтому эти чаяния должны быть созвучны с требованиями государства и его воспитательной работы среди народа. Значит, мы обязаны дружить… И мне это запало в душу, и в дальнейшем, когда я продолжал трудиться в администрации, мы начали целенаправленную работу по передаче культовых объектов епархии.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Когда Владыка приезжал, в Твери была одна открытая церковь, собор «Белая Троица». Владыка видел в юбилейном празднике 1000-летия Крещения Руси новое веяние. Отношение государства к Церкви улучшалось.

Протодиакон Николай Радцевич, клирик Воскресенского кафедрального собора:

В 1980-х годах Тверская епархия обратилась в исполком Ржевского городского совета с просьбой вернуть епархии здание Оковецкой церкви. В августе 1985 года для восстановления городских храмов в Ржев прибыл тверской священник Олег Чайкин. 19 декабря 1986 года в праздник одного из наиболее почитаемых святых – святителя Николая Чудотворца, храм Вознесения Господня был освящен Владыкой Алексием.

Владыка Алексий любил Россию и искренне верил в её духовное возрождение. Протоиерей Валерий Ильин очень часто и подолгу беседовал с ним на эти темы, каждый раз удивляясь жизненной энергии, исходившей от этого уже не молодого, много пережившего на своём веку, человека.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Владыка говорил о том, что народ наконец вспомнит Православную традицию. Даже многие коммунисты тайно веруют. Владыка надеялся и уповал на возрождение, когда будут повсеместно открываться церкви, и сойдет тот туман безбожия. И Россия станет вновь великой страной…

Митрофорный протоиерей Василий Киричук, почетный настоятель Богоявленского собора, Вышний Волочек:

Это был переломный период. Подходило время празднования тысячелетия Крещения Руси. Помню, как отмечали праздник 9 мая. В Твери священству можно было почтить память воинов до или после праздника, а в день Победы – нельзя. В Вышнем Волочке было принято, что батюшка участвует в праздновании вместе со всеми, поэтому я пригласил Владыку на мероприятия.

Владыка одел свои медали и ордена, как участник Великой Отечественной войны. Это было что-то невообразимое. Такое пристальное внимание было к Владыке. Его взяли на трибуну… и с этого времени местная власть стала его приглашать. И в Твери можно было теперь вместе возложить цветы, но Вышний Волочок был у него на особенном положении… наверное, потому что его приняли… Поэтому Владыка принял решение отмечать Тысячелетие Крещения Руси с Вышнего Волочка.

Незадолго до 1000-летия Крещения Руси в город Калинин едет режиссер Светлана Сергеевна Дружинина снимать свой знаменитый фильм «Гардемарины вперёд». Четыре серии приключений и интриг, шпаг и интерьеров 18 века с политической завязкой и продолжительными лирическими отступлениями. Но Светлана Сергеевна едет в Тверь с тяжёлым сердцем. В сценарии фильма был чётко прописан эпизод, уже снятый в одном из московских храмов, когда во время богослужения французский шпион Де Брильи должен был увидеть красавицу Анастасию Ягужинскую. Этот эпизод был очень дорог Дружининой. Дедушка Светланы Сергеевны был священником, и в память о нём она хотела непременно оставить эту сцену в фильме. Но редакторский отдел Мосфильма потребовал убрать эту сцену из кинокартины.

Мы начали снимать здесь в Калинине, и нам были необходимы съемки в часовнях, чтобы нашим героиням прислуживали монашки, чтобы они читали молитвы. Актёрам это очень трудно даётся. Это же определенное искусство и вести надо себя соответствующим образом. Да и снимать в святых местах без благословения митрополита нам не давали. И поэтому мы должны были встретиться с митрополитом Калининским и Кашинским Алексием. Меня пригласили не одну, а с Михаилом Боярским.

Они пришли в маленький домик, рядом с храмом Белая Троица. Прихожая уставленная иконами, а дальше комната, где стоял большой длинный стол, за котором сидели молодые батюшки вместе с митрополитом Алексием.

Светлана Сергеевна Дружинина, кинорежиссер:

Могу сказать, что в моей работе необходимо понимать и читать лицо. Лицо Владыки произвело на меня невероятное впечатление. Во-первых, очень тонкое, интеллигентное, мудрое, спокойное лицо с очень хорошим доброжелательным и проницательным взглядом. Во-вторых, я обратила внимание на утонченную жестикуляцию красивых рук. Он пригласил нас присесть. А затем началось мирное застолье, где мы могли рассказать о наших вопросах, бедах и пожеланиях.

Через некоторое время молодые священники вместе с Михаилом Боярским уходят на крыльцо, а Дружинина остаётся с митрополитом Алексием вдвоём и излагает ему свою печаль по поводу спорного эпизода в храме.

Светлана Сергеевна Дружинина, кинорежиссер:

Владыка меня успокаивал. «Скоро грядет тысячелетие Крещения Руси и большой крестный ход по всей России, они обязательно пройдут через Тверь… Не буду обещать, что замолвлю словечко, но постараюсь это сделать. Мне даже будет необязательно это делать, потому что Тысячелетие поднимет значимость Церкви. Вам ничего не нужно будет делать. Ваш эпизод будет первым шагом и первым словом о Православной вере, запечатленном на телевизионном экране… просто затяните ситуацию, чтобы вам совпасть с этим крестным ходом».

Дружининой не пришлось лгать и искусственно затягивать пересъемку спорного эпизода. Через три дня на съемках под Тверью, наверное, по молитвам владыки Алексия, Господь Сам пришёл на помощь к Светлане Сергеевне. Через три дня она ломает ногу и производство кинофильма останавливаются на долгие месяцы.

Дружинина монтировала фильм, когда уже совершилось празднование тысячелетия Крещения Руси. Весь редакторский отдел Мосфильма к тому времени уже понимал, что эпизод снятый в храме – это как раз то, что сейчас нужно показывать на экране. Она действительно стала первой, кто в игровом кино показал красоту православного богослужения. Но не только Светлане Сергеевне помогал своими мудрыми советами владыка Алексий.

Архимандрит Аркадий Губанов, наместник мужского монастыря Нилова Пустынь:

Общение с Владыкой крепко залегло в моем сердце. Каждый день я вспоминаю его в молитвах. Вспоминаю его наставления. Владыка говорил, если ты готов принять и пить ту чашу испытаний, соблазнов, искушений, то ты будешь нести Крест Христов. Если не сможешь нести, то лучше и не браться.

Лето 1988 года выдалось очень напряжённым и жарким. Это был год Тысячелетия Крещения Руси. Во всех епархиях Русской Православной Церкви проходили юбилейные торжества. Калининская и Кашинская епархия, находясь на дороге между двух столиц, принимала и заезжих гостей, направлявшихся в город на Неве.

Протодиакон Николай Радцевич, клирик Воскресенского кафедрального собора:

Множество иностранных делегаций, особенно по линии ОВЦС, было принято Тверской епархий по случаю юбилейных торжеств. Владыка был гостеприимным человеком. В Твери принимали на высшем уровне, и все это была заслуга дорогого Владыки. Приезжали из далеких уголков мира: Япония, США, даже Мадагаскар…

Такое напряжение сил не могло не сказаться на здоровье уже не молодого отягощённого ещё фронтовыми недугами человека.

Протодиакон Николай Радцевич, клирик Воскресенского кафедрального собора:

Вспоминаю последнюю делегацию из Японии. Но видно было, Владыка устал, жизненные силы иссякали…

Это была последняя делегация, которую принял в своей земной жизни митрополит Алексий. В сентябре 1988 года, он был вынужден лечь на обследование в больницу, а выйдя из неё, вдруг неожиданно засобирался на свою родину в Воронежскую область, в город Павловск. Это более семисот километров пути, которые предстояло преодолеть на стареньком видавшем виды автомобиле «Волга». Владыку пытались отговаривать, но он всё же поехал, надеясь, что здоровье не подведёт, а встреча с малой родиной даст новые положительные эмоции.

Протодиакон Николай Радцевич, клирик Воскресенского кафедрального собора:

В конце сентября мы служили литургию в «Белой Троице», владыка собрался на свою родину в город Павловск Воронежской области, и к следующему воскресенью должен был вернуться в Калинин... Прощаясь, взял у него благословение. Он сказал: «до субботы, как обычно».

Впереди была целая неделя и отец Николай тоже отправился по своим делам, не преминув заехать в Лавру преподобного Сергия на престольный праздник, 8 октября 1988 года. Здесь его ждало роковое известие.

Протодиакон Николай Радцевич, клирик Воскресенского кафедрального собора:

Зашёл в академический храм. На заупокойной ектенье произносят имя новопреставленного митрополита Алексия. Я даже не подумал… А потом узнаю: Калининский митрополит скончался! Вот в Сергиев день я узнал о кончине Владыки.

Отец Валерий был одним из ближайших помощников митрополита Алексия Коноплёва. Были сотни поездок, по Тверской области, на Украину, многое уже стёрлось в памяти, но холодная октябрьская ночь 1988 года не забудется никогда.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

На Сергиев день архимандрит Виктор поехал в Троице Сергиеву лавру, а я служил у себя. Ночью, в общем, наверное, пол второго ночи раздался звонок. Кто? Слышу, архимандрит. Отец Валерий, ты чего делаешь-то? Чего я делаю в полвторого ночи? Сплю. Ты сказки не рассказывай, чего случилось? Помер Владыка…

Протоиерей Евгений Морковин, благочинный Кимрского округа:

Владыка был очень скромным, простым, терпеливым, относился к своей персоне без особого пиетета. Будучи пожилым человеком, он очень редко обращался к врачам. Я рос на его глазах, учился. Я с ним был знаком 11 лет, будучи студентом медиком и врачом, и он ни разу не обратился ко мне за врачебной помощью. Он никогда не жаловался на боли или плохое самочувствие. Поэтому я был уверен, что он здоровый человек. В августе 88-го года он выглядел бодрым и здоровым. Если бы мне кто-нибудь сказал, что через два месяца он умрет, я бы не поверил. Поэтому для меня кончина Владыки – это был просто гром среди ясного неба.

Протодиакон Николай Радцевич, клирик Воскресенского кафедрального собора:

Скончался Владыка на станции Загорянская у друга Владимира Сергеевича Пыхова. Этот замечательный человек работал в Софринских мастерских. На его даче владыка скончался. У Владыки были проблемы с сердцем – тромбофлебит. Владыка никогда не говорил о своих болезнях, никогда не жаловался. Всегда, как говорится, «с улыбочкой». Но оказывается, он сильно болел.

Когда решался вопрос о месте погребения, по этому поводу высказывались самые различные суждения. Традиционно место погребения правящих архиереев находится вблизи алтарной апсиды кафедральных соборов. В Калинине его функции исполнял тогда собор Белая Троица.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Многие вещи тогда решались через институт уполномоченных. Было несколько вариантов мест захоронения: Белая Троица, Николо-Малица… В конце концов, я предложил архимандриту Виктору вариант с Завидово.

Такому варианту погребения решительно воспротивился тогдашний уполномоченный Совета по делам религий по Калининской области Юрий Чистяков. Он предложил похоронить митрополита Алексия у храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Городня. Мол, этот храм находится вблизи трассы Москва-Санкт-Петербург, и туристы, путешествующие между двумя столицами, заезжая в Городенский храм, будут посещать и могилу митрополита Алексия.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Возник спор. Я говорю: «Владыке туристов не надо, его никто не знает, как он может быть достопримечательностью?». Мне вменяют, что я человек заинтересованный. Отвечаю: «он мне как отец был». Чего из-за покойника спорить. Покойника надо похоронить, а потом за могилой ухаживать. Сам буду за могилой следить, отец Виктор будет приезжать, когда Москву будет посещать, дети мои будут помнить.

В итоге точку в споре поставил один из старейших клириков Тверской митрополии протоиерей Василий Киричук.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Отца Василия спросили: «какие ваши предложения?». Отец Василий отвечает: «если бы Владыку поднять и спросить, куда почивать поедешь, то он сказал бы, что к отцу Валерию». Тогда вопрос о захоронении был снят с повестки и было решено хоронить в Завидово.

Протодиакон Николай Радцевич, клирик Воскресенского кафедрального собора:

На похоронах было много людей. Его хоронили в Завидово и кортеж растянулся на километр. Архиереи приехали, духовенство из других епархий, сокурсники его из Москвы были…

Его отпевали в Троицком кафедральном соборе, а погребён владыка у алтаря Успенского храма в селе Завидово.

Мне завидовский храм очень дорог, потому что здесь я делал первые шаги на пути церковного служения – нёс послушание алтарника. И сейчас я стараюсь каждый год приезжать в завидовский храм. И каждый год стараюсь приезжать в день памяти Высокопреосвященнейшего митрополита Алексия (Коноплёва).

Владыка Филарет пришёл в церковь немного позже, и не был лично знаком с приснопамятным митрополитом Алексием, но много слышал о нём от настоятеля храмового комплекса села Завидово митрофорного протоиерея Валерия Ильина. Да и само имя владыки Алексия неразрывно переплетено с трагической судьбой Русской Церкви ХХ века.

Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский:

Для меня это имя очень много значит. Он родился в 1910 году и принадлежал к тому поколению, на долю которого выпали многие тяжкие испытания. Это и революционные события, и гражданская война, время коллективизации и индустриализации. Затем Великая Отечественная война, чуть позже новые гонения, связанные с так называемым хрущёвским периодом.

Все этапы государственно-церковных отношений прошлого века в той или иной мере нашли своё отражение в судьбе митрополита Алексия и каждый новый натиск светской власти на церковную жизнь лишь лучше оттачивал в нём, впрочем, как и тысячах других церковных чад того времени, лучшие качества человеческой души.

Митрополит Виктор (Олейник):

Он был образцом для меня, эталоном для моей жизни…

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа:

Он мне как отец был, а я – его сынок.

Митрополит Алексий являет нам образ пастыря, человека Церкви, поколения, которое на своих плечах не только вынесло все тяготы во многом трагичной эпохи ХХ столетья, но сохранило для нас веру и церковное предание. И очень важно, помнить их светлые образы, деяния и осознавать их великую роль в истории Русской Церкви ХХ века.

Протоиерей Андрей Андронов, Иерей Максим Мищенко

Информационная служба Тверской митрополии

В канун праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 3 декабря 2013 года после долгой и тяжелой болезни преставился ко Господу наш дорогой владыка Алексий , архиепископ Костромской и Галичский.

Владыка Алексий (в миру Фролов Анатолий Степанович) родился 27 марта 1947 г. в Москве. Учился в Московской духовной семинарии, затем − в Московской духовной академии. 25 марта 1979 года пострижен в монашество с именем Алексий.

Значительную часть своей жизни владыка Алексий посвятил возрождению Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы, где он был наместником 20 лет, с марта 1991 г. по март 2011 г.. Его трудами и молитвами эта старейшая московская монашеская обитель стала одним из главных духовных центров столицы. В марте 2010 г. владыка был назначен управляющим Костромской епархией, а в октябре 2011 года решением Священного Синода утвержден в должности настоятеля Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы.

Владыка Алексий стоял у истоков фонда «Наследие». В течение нескольких лет был духовным руководителем проекта «Русский Лемнос». По его благословению и молитвам возрождена память о русских страдальцах на греческом острове Лемнос, который в 1920 году стал пристанищем для десятков тысяч русских людей после их исхода из России, охваченной огнем гражданской войны.

Владыка активно участвовал в жизни Российского института стратегических исследований. Был членом Общественного совета журнала «Проблемы национальной стратегии». Некоторые его работы опубликованы в изданиях РИСИ. Он был рецензентом ряда книг, изданных нашим институтом.

Владыка Алексий верил в восстановление православной России. И говорил, что тяжкие страдания русского народа - это следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Вернуться в Россию - вот наша национальная идея.

Всю свою жизнь архиепископ Алексий свидетельствовал о Христе, Сыне Божием, и Его Святой Православной Церкви.

Все, кто знал владыку, помнят его красивое, удивительно доброе лицо, глаза, излучающие любовь, всегда мягкий, утешающий голос. С нами останутся его мудрые слова, наставляющие на путь спасения души. Владыка Алексий был центром притяжения везде, где бы он ни появлялся. Люди тянулись к нему, как к источнику чистоты. Именно поэтому так горька боль утраты. Эротические коллекции на порно фото сайте, только для совершеннолетних лиц.

Владыка Алексий навсегда останется для нас архиепископом из чудесного православного мира, к которому мы стремимся из нашей греховной суеты.