Хитровка гиляровский. Хитровская площадь


Хотя московская Хитровка уже совсем не та, какой была во второй половине XIX столетия, название ее остается именем нарицательным. Воспевать, конечно, ее никто и не думал, но рассказы о ней занимают заметное место в творчестве Владимира Гиляровского и Максима Горького. Видимо, хорошо проштудировавший книги «Москва и москвичи» и «Трущобные люди» Борис Акунин неоднократно переносил на Хитровку действия своего цикла про Эраста Фандорина. Да и Александр Розненбаум, если верить его песне, именно там ждет упомянутого выше Гиляровского.

Экскурсию на Хитровку я начал от Славянской площади (станция метро «Китай-город», выход к Солянскому проезду). Да-да, в прошлом трущобный и невероятно криминогенный район находился буквально в четверти часа пешего хода от Кремля.
На южной стороне площади виднеется церковь Всех святых (Всехсвятская) на Кулишках. Относительно ее происхождения существует несколько гипотез. Согласно одной из них, деревянная церковь на этом месте была построена великим князем Дмитрием Донским (прав. 1359–1389 г.) в 1380 году в память о павших в Куликовской битве. Между тем историки иногда называют более ранний срок рождения церкви – 1367 год и связывают строительство храма с периодом заселения этой местности, примыкавшей в то время к московском посаду. Принято считать, что в XIV столетии данный участок был сильно заболочен и мало привлекателен в глазах горожан.
Одно из толкований слова «кулишки» и определяет его как топкое болотистое место. Есть также предание, что когда-то здесь и впрямь было болото, где водились кулики. Возможно, отсюда и пошло имя данного района города. Другие исследователи полагают, что на заре московской истории здесь находился густой бор, и поэтому слово «кулишки» может означать вырубленные участки среди леса. Кстати, одну из местных церквей во имя Иоанна Предтечи тогда назвали «под бором». В XV веке этот бор сменили роскошные Государевы сады, оставившие о себе память в названии Старосадского переулка, прилегающего к Кулишкам.
Также существует мнение, что название местности пошло от слова «кульки» (кошели). Дело в том, что соседний участок города, ныне известный как Яузские ворота, в старину назывался Кошелями. Эта дореволюционная версия историков получила право на существование еще потому, что Солянка прежде называлась Яузской улицей (теперь так называется отрезок, продолжающий Солянку к Котельникам через реку Яузу). Солянкой же она стала называться от расположенного тут казенного соляного склада. Кстати, прилегающая к Всехсвятской церкви Славянская площадь тоже прежде называлась Соляной, а потом Варварской. Современное же свое имя она получила не так давно, когда напротив церкви воздвигли памятник святым Кириллу и Мефодию, положившим начало славянской письменности.
Самая неубедительная, но исторически оправданная версия о значении слова «кулишки» относит его происхождение ко временам Дмитрия Донского и Куликовской битвы. Кто-то считает, что от имени этой битвы и пошло название городского района, так как князь дважды прошел здесь со своей ратью: отправившись из Кремля на битву и возвращаясь в Москву с победой. Тогда он якобы и велел заложить тут деревянную церковь во имя Всех святых в память о павших русских воинах и именовать эту местность Кулишками в честь отгремевшей великой битвы. Но тут стоит отметить, что Всехсвятская церковь отнюдь не является единственным московским храмом, поставленный в память о Куликовской битве и в благодарность за победу. Был также возведен собор Рождества Богородицы Рождественского монастыря, а в Кремле построили одноименную церковь с приделом Св. Лазаря.
Местность Кулишки достоверно известна с XIV века столетия, но осваиваться она начала задолго до Куликовской битвы. Тогда она уже прилегала к московскому посаду, простиравшемуся от восточной стены Кремля и Красной площади. Отсюда и повелось мнение историков о том, что первая церковь стояла тут издревле, когда на Кулишках только появились первые поселения. Для немногочисленных местных жителей она могла быть обычным приходским храмом. Поэтому весьма вероятно, что в 1380 году князь Дмитрий Донской приказал перестроить ее как храм-памятник в честь победы и погибших воинов.
Впрочем, нынешний облик Всехсвятской церкви был сформирован значительно позднее, уже в XVI–XVII веках. Храм сильно пострадал в 1612 году во время освобождения Москвы от польских интервентов, так как рядом с ним находилась артиллерийская батарея народного ополчения. Вновь церковь была отстроена в 1687 году, в частности именно тогда построили колокольню и приделы. Неоднократно церковь обновлялась в последующие времена. Тем не менее всю свою историю она продолжала оставаться обыкновенным московским приходским храмом.
Наиболее заметную и драматическую роль в своей продолжительной истории церковь сыграла во время Чумного бунта 1771 года. Именно ей в старину принадлежала знаменитая часовня чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери, которая помещалась на Варварской башне стены Китай-города. К слову, и сейчас остатки фундамента этой башни еще можно увидеть в подземном переходе, связывающим Славянскую площадь с Варваркой.
Когда на город обрушилась эпидемия нередкой в те годы чумы, одному москвичу приснился сон, будто болезнь наслана за недостаточное почитание Боголюбской иконы. Он уселся у ворот и стал собирать деньги на «всемирную свечу», рассказывая всем о своем видении. Видимо, вместе с ним об этом же стал рассказывать священник Всехсвятского храма. В итоге люди ринулись к Варварским воротам, по лестницам залезали вверх, чтобы приложиться к образу. Скопление народа и целование иконы во время эпидемии только ускоряли распространение болезни. Когда просвещенный архиепископ московский Амвросий решил убрать икону в церковь и запечатал кружки для сбора пожертвования, начался бунт паникующих фанатиков, поддержанных любителями беспорядков. Архиепископа убили в Донском монастыре, где он пытался укрыться от разъяренной толпы, и на два дня город погрузился в пучину безвластия. Часть своего гнева темные простолюдины перенесли на иностранцев, особенно на врачей. Бунтовщиков, конечно, усмирили, но 16 сентября 1771 года стало трагической страницей в истории города.
Более Всехсвятская церковь ничего себя не проявила. В советское время ее закрыли, но, к счастью, не разрушили, а передавали различным учреждениям. В 90-х годах XX века после реставрации храм вновь стал действующим. Кстати, за историю своего существования церковь ушла в землю примерно на три с половиной метра, а ее колокольня приобрела небольшой наклон.
На заднем плане фотографии видна украшенная множеством старых церквей перспектива древней Варварки. Рассказывать о них в рамках этого альбома я уже не буду, так как и без того порядком перегрузил текст. Пора бы уже и направляться к непосредственной цели прогулки – Хитровке.

Дорога на Хитровку проста: от Славянской площади следует пройти сначала квартал Солянским проездом, потом свернуть направо на Солянку. Дойдя до пересечения с Подколокольным переулком, следует повернуть в последний. Тут как раз хорошо видно указанное пересечение: Солянка проходит правее, а переулок – слева. В месте их развилки стоит церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (или на Стрелке).
Впервые церковь тут появилась ориентировочно в 1460 году, но изначально была она деревянной. В XIV веке здесь находилась развилка дорог в Заяузье (сейчас это улица Солянка) и село Воронцово (на ее месте проходит Подколокольный переулок), где в 1484 году князь всея Руси Иван III (прав. 1462–1505 г.) устроил загородный двор.
Каменной церковь, как и большинство московских храмов, стала в XVII столетии. Существующее здание было построено после 1773 года. В 1800–1802 годах к нему были пристроены трапезная и четырехярусная колокольня. Автором этого проекта считают Д. Балашова, хотя другие источники называют Дмитрия Баженова (брата знаменитого архитектора Василия Ивановича Баженова).
Храм неоднократно перестраивался и обновлялся после пожара 1812 года. Сейчас он затянут в строительные леса – идет реставрация. Хотя здание имеет форму равноконечного креста, упомянутая трапезная сооружена в плане треугольной со скругленными углами, что было вызвано, скорее всего, необходимостью оформить фасадами стороны как по улице, так и по переулку. Я прочитал, что в архитектурном облике церкви воплотился переход от позднего барокко к раннему классицизму.

Массивное здание с выгоревшими на третьем этаже окнами я счел первым предвестником приближения к Хитровке. :)
Стоит рассказать, как вообще появился этот трущобный район, более полувека наводивший ужас на жителей Москвы. До второй трети XIX века местность к востоку от Китай-города хоть и не являлась вполне респектабельной, тем не менее считалась относительно приличной. Преображение произошло пусть не мгновенно, однако неожиданно для городских властей. Вот что писал по этому поводу Владимир Гиляровский.
В адресной книге Москвы за 1826 год в списке домовладельцев значится: «Свиньин, Павел Петрович, статский советник, по Певческому переулку, дом №24, Мясницкой части, на углу Солянки». Свиньин воспет Пушкиным: «Вот и Свиньин, Российский Жук». Свиньин был человек известный: писатель, коллекционер и владелец музея. Впоследствии город переименовал Певческий переулок в Свиньинский (сейчас он опять носит первоначальное имя).
На другом углу Певческого переулка, тогда выходившего на огромный, пересеченный оврагами, заросший пустырь, постоянный притон бродяг, прозванный «вольным местом», как крепость, обнесенная забором, стоял большой дом со службами генерал-майора Николая Петровича Хитрова (собственно, правильно его фамилия звучала как Хитрово, производная от слова «хитрый», а отчество чаще указывают как Захарович, так что классик вполне мог ошибаться), владельца пустопорожнего «вольного места» вплоть до нынешних Яузского и Покровского бульваров, тогда еще носивших одно название: «бульвар Белого города». На этом бульваре, как значилось в той же адресной книге, стоял другой дом генерал-майора Хитрова, №39. Здесь жил он сам, а в доме №24, на «вольном месте», жила его дворня, были конюшни, погреба и подвалы. В этом громадном владении и образовался Хитров рынок, названный так в честь владельца этой дикой усадьбы.
В 1839 году умер Свиньин, и его обширная усадьба и барские палаты перешли к купцам Расторгуевым, владевшим ими вплоть до Октябрьской революции.
Дом генерала Хитрова приобрел Воспитательный дом для квартир своих чиновников и перепродал его уже во второй половине XIX столетия инженеру Ромейко, а пустырь, все еще населенный бродягами, был куплен городом для рынка. Дом требовал дорогого ремонта. Его окружение не вызывало охотников снимать квартиры в таком опасном месте, и Ромейко пустил его под ночлежки: и выгодно, и без всяких расходов.

Страшные трущобы Хитровки десятки лет наводили ужас на москвичей. Десятки лет и печать, и Дума, и администрация, вплоть до генерал-губернатора, тщетно принимали меры, чтобы уничтожить это разбойное логово.
С одной стороны близ Хитровки – торговая Солянка с Опекунским советом, с другой – Покровский бульвар и прилегающие к нему переулки были заняты богатейшими особняками русского и иностранного купечества. Тут и Савва Морозов, и Корзинкины, и Хлебниковы, и Оловянишниковы, и Расторгуевы, и Бахрушины... Владельцы этих дворцов возмущались страшным соседством, употребляли все меры, чтобы уничтожить его, но ни речи, гремевшие в угоду им в заседаниях Думы, ни дорого стоящие хлопоты у администрации ничего сделать не могли. Были какие-то тайные пружины, отжимавшие все их нападающие силы, – и ничего не выходило. То у одного из хитровских домовладельцев рука в думе, то у другого – друг в канцелярии генерал-губернатора, третий сам занимает важное положение в делах благотворительности.

Угрюмая подворотня, красноречиво запечатанная остроумно припарковавшимся автовладельцем.

Впереди уже можно различить дома в самом сердце когда-то страшной Хитровки. В прежние времена до этой черты чистая публика заходить уже опасалась даже днем.
На углу Подколокольного и Подкопаевского переулков видна церковь Святого Николая Чудотворца в Подкопаях.

Весьма депрессивные каменные мешки тут попадаются…

Стоит обратить внимание на внешнюю отделку зданий конца XIX и начала XX веков. Иногда становится очевидно, что те или иные дома достраивали и расширяли в более поздний период, при этом стараясь стилистически не уходить далеко от первоначального проекта. Изящной лепнины здесь, конечно, мало: преобладает более суровый кирпичный орнамент.

Очередная подворотня. Полагаю, вечерами тут ходить до сих пор жутковато.

Характерный штрих местности!

Храм во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях впервые упоминается в письменных источниках в 1493 году, когда сюда удалился Иван III после пожара, уничтожившего дворец в Кремле. В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней говорится как о каменном сооружении. Называлось она тогда церковью Николая Чудотворца Подкопаева. Вероятно, название произошло от фамилии какого-либо Подкопаева, скорее всего строителя храма.
Впрочем, существует на этот счет предание. Якобы воры собрались похитить из церкви имущество и подкопались под ее стену. Через подкоп они влезли в храм, украли серебряную ризу с иконы святителя Николая. Однако на обратном пути одного из воров в подкопе завалило насмерть. Мол, поэтому церковь получила наименование «в Подкопаях».
Еще одна версия объясняет название также подкопом: здесь, у берегов реки Рачки в старину находился карьер для добычи глины. К слову, при проведении тут земляных работ под асфальтом до сих пор находят залежи красной глины.
Во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под церковью существует заброшенное сводчатое помещение, от которого ведут засыпанные подземные ходы. Впрочем, центр Москвы вообще перерыт буквально весь: работы эти начались еще в эпоху татаро-монгольского игра, когда горожане делали подземные схроны на случай нападения неприятеля.

Церковь несколько раз переделывали, в частности в конце XVII и начале XVIII веков, а также в середине XVIII столетия. В результате пожара 1812 года она сильно пострадала и была восстановлена только в 1855–1858 годах по проекту Н.И. Козловского. В то время храм получил статус Александрийского подворья. Под поздней отделкой до сих пор скрывается декор XVII века.
При советской власти церковь закрыли в 1929 году. Тогда разрушили шатер, демонтировали кресты и главки на приделах. В здании устроили жилые помещения, а несколько позже открыли гальванический цех. Вновь действующим храмом церковь стала в 1991 году.

Кстати, те, кто читали книгу Бориса Акунина «Любовник Смерти», могут помнить, что на паперти именно этой церкви Семен Скориков под видом нищего выполнял роль почтальона, передавая письма Эраста Петровича Фандорина девице по прозвищу Смерть и в обратном порядке.

От церкви до былого сердца Хитровки осталось буквально полсотни шагов.

Вот он – перекресток сразу нескольких переулков: Подколокольного (он пересекает кадр), Певческого (его тут практически не видно, он правее границы снимка) и Петропавловского (уходит направо).
Менее столетия назад тут находилась Хитровская площадь с одноименным рынком. Вот как описывал ее Гиляровский.
Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка – жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков. Это торговки съестными припасами сидят рядами на огромных чугунах или корчагах с «тушенкой», жареной протухлой колбасой, кипящей в железных ящиках над жаровнями, с бульонкой, которую больше называют «собачья радость»...
А кругом пар вырывается клубами из отворяемых поминутно дверей лавок и трактиров и сливается в общий туман, конечно, более свежий и ясный, чем внутри трактиров и ночлежных домов, дезинфицируемых только махорочным дымом, слегка уничтожающим запах прелых портянок, человеческих испарений и перегорелой водки.
Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев...
На площадь приходили прямо с вокзалов артели приезжих рабочих и становились под огромным навесом, для них нарочно выстроенным. Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало. Бедняки, продававшие с себя платье и обувь, тут же снимали их и переодевались вместо сапог в лапти или опорки, а из костюмов – в «сменку до седьмого колена», сквозь которую тело видно...
Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова).

Здесь в центре кадра фигурирует дом Румянцева, на первом этаже которого было два трактира, выходящие на площадь. Они носили негласные, но весьма красноречивые названия «Пересыльный» и «Сибирь». Гиляровский рассказывает, что в «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники. Он было почище, так как публика в нем была, с точки зрения обывателя, поприличнее. А вот по хитрованским канонам посетители «Сибири» были степенью выше, так как завсегдатаями там являлись более авторитетные воры, карманники и крупные скупщики краденого.

Взгляд направо – пересечение Певческого переулка (он левее) и Подколокольного. Ухоженное здание на углу – это бывшая Бунинка, то есть дом Бунина. Опять процитирую Гиляровского.
Чище других был дом Бунина, куда вход был не с площади, а с переулка. Здесь жило много постоянных хитрованцев, существовавших поденной работой вроде колки дров и очистки снега, а женщины ходили на мытье полов, уборку, стирку как поденщицы. Здесь жили профессионалы-нищие и разные мастеровые, отрущобившиеся окончательно. Больше портные, их звали «раками», потому что они, голые, пропившие последнюю рубаху, из своих нор никогда и никуда не выходили. Работали день и ночь, перешивая тряпье для базара, вечно с похмелья, в отрепьях, босые.
А заработок часто бывал хороший. Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.
– Эй, вставай, ребята, на работу! – кричит разбуженный съемщик (квартиры). Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны. Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них – шапки и картузы.
Главную долю, конечно, получает съемщик, потому что он покупатель краденого, а нередко и атаман шайки.

Также здесь жили и вконец опустившиеся «аристократы»: спившиеся чиновники, выгнанные со службы офицеры и попы-расстриги. Чуть дальше по Певческому переулку располагался двор Бунина, где себя предлагали «барышни».
Как мне подсказали, сейчас в Бунинском доме находится посольство Австралии.

Тот же дом, но в другом ракурсе. Вдаль уходит Подколокольный переулок, по которому я сюда и пришел. Слева виден Певческий переулок. Где-то на их пересечении в XIX веке стояла будка городовых. В ту пору служили тут два известных полицейских по фамилиям Рудников и Лохматкин.
Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в XIX столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны.
Всем Хитровым рынком заправляли двое городовых – Рудников и Лохматкин. Только их пудовых кулаков действительно боялась «шпана», а «деловые ребята» были с обоими представителями власти в дружбе и, вернувшись с каторги или бежав из тюрьмы, первым делом шли к ним на поклон. Тот и другой знали в лицо всех преступников, приглядевшись к ним за четверть века своей несменяемой службы. Да и никак не скроешься от них: все равно свои донесут, что в такую-то квартиру вернулся такой-то.
А когда следователь по особо важным делам В. Ф. Кейзер спросил Рудникова:
– Правда ли, что ты знаешь в лицо всех беглых преступников на Хитровке и не арестуешь их?
– Вот потому двадцать годов и стою там на посту, а то и дня не простоишь, пришьют! Конечно, всех знаю.
И «благоденствовали» хитрованцы под такой властью. Рудников был тип единственный в своем роде. Он считался даже у беглых каторжников справедливым, и поэтому только не был убит, хотя бит и ранен при арестах бывал не раз. Но не со злобы его ранили, а только спасая свою шкуру. Всякий свое дело делал: один ловил и держал, а другой скрывался и бежал. Такова каторжная логика.
За двадцать лет службы городовым среди рвани и беглых у Рудникова выработался особый взгляд на все:
– Ну, каторжник... Ну, вор... нищий... бродяга... Тоже люди, всяк жить хочет. А то что? Один я супротив всех их. Нешто их всех переловишь? Одного пымаешь – другие прибегут... Жить надо!
Раз был такой случай. Запутался по пьяному делу на Хитровке сотрудник «Развлечения» Епифанов, вздумавший изучать трущобы. Его донага раздели на площади. Он – в будку. Стучит, гремит, «караул» кричит. Да так голый домой и вернулся. На другой день, придя в «Развлечение» просить аванс по случаю ограбления, рассказывал финал своего путешествия: огромный будочник, босой и в одном белье, которому он назвался дворянином, выскочил из будки, повернул его к себе спиной и гаркнул: «Всякая сволочь по ночам будет беспокоить!» – и так наподдал ногой – спасибо, что еще босой был, – что Епифанов отлетел далеко в лужу...
Никого и ничего не боялся Рудников. Даже сам Кулаков, со своими миллионами, которого вся полиция боялась, потому что «с Иваном Петровичем генерал-губернатор за ручку здоровался», для Рудникова был ничто. Он прямо являлся к нему на праздник и, получив от него сотенную, гремел:
– Ванька, ты шутишь, что ли? Аль забыл? А?..
Кулаков, принимавший поздравителей в своем доме, в Свиньинском переулке, в мундире с орденами, вспоминал что-то, трепетал и лепетал:
–Ах, извините, дорогой Федот Иваныч. И давал триста.

Именно с Рудникова списал Борис Акунин образ городового Ивана Федотовича Будникова в упомянутой выше повести «Любовник Смерти».

Пересечение Петропавловского и Певческого переулков образует острый угол, в который вписано массивное здание по прозвищу Утюг.
В прежние годы он относился к довольно обширным владениям Кулакова. Кулаковкой назывался не один дом, а целый ряд зданий между Хитровской площадью и Свиньинским (Певческим) переулком. Утюг – это лишь лицевой дом, выходивший узким концом на площадь. По свидетельству Гиляровского, в Кулаковку полиция вообще не совалась.
Тот Утюг, который изображен на фотографии, имеет лишь косвенное отношение к «оригинальной» трущобе вековой давности. От первоначального здания сохранились лишь подвалы и часть первого этажа, прочее было перестроено.

А в этом здании, доме Ярошенко, (стоит на углу площади и Подколокольного переулка) находился самый страшный из трактиров Хитровки – «Каторга». Принадлежал он сначала известному укрывателю беглых и разбойников Марку Афанасьеву, а потом перешел к его приказчику Кулакову, нажившему состояние на насиженном своим старым хозяином месте.
По описанию Владимира Гиляровского, «Каторга» была притоном буйного и пьяного разврата, биржей воров и беглых. Вернувшийся из Сибири или тюрьмы не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу».
Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке.
В подвале этого дома Борис Акунин поселил нищего каляку (то есть писаря), знавшего тайну клада в Серебряниках, только название слегка поменял на Ерошенковский подвал. Правда, в действительности очень обширные катакомбы были все же не тут, а под холмом за Утюгом.
Именно в «Каторге», если верить Акунину, убили Ксаверия Феофилактовича Грушина, наставника Эраста Фандорина, после чего в подвале этого трактира юный еще детектив расправился с подручными «делового» Миши Маленького.
Судя по тому, что я читал в Интернете, у дома Ярошенко очень интересный и «аутентичный» двор, но попасть в него я не смог: ворота оказались наглухо закрыты…

На месте этого здания электромеханического колледжа (бывшего техникума, а ранее просто школы) и находился обширный Хитров рынок. Насколько я знаю, сейчас готовится проект многофункицонального бизнес-центра, который планируют построить на участке, снеся колледж.
На переднем плане проходит Подколокольный переулок. Кстати, в середине XX века тут была трамвайная линия.
Сама же площадь в советское время носила имя Максима Горького.

Внутренний дворик Утюга. Кое-где сохранившиеся полуподвальные окна относятся к старому дому Ромейко (Кулакова). Сейчас же это вполне чистый и цивилизованный дворик, хотя местные жители продолжают именовать этот дом Утюгом.

Взгляд из той же точки, что и в прошлом кадре, но в противоположную сторону. По словам Гиляровского, раньше здесь тянулся мрачнейший ряд трехэтажных зловонных корпусов, называемый Cухим оврагом. Отсюда и клички обитателей – утюги или волки Сухого оврага.
Слева виднеется церковь Святых апостолов Петра и Павла.
Лишь в 1923 году городские власти нашли силы разгромить старую Хитровку.
Совершенно неожиданно весь рынок был окружен милицией, стоявшей во всех переулках и у ворот каждого дома. С рынка выпускали всех – на рынок не пускали никого. Обитатели были заранее предупреждены о предстоящем выселении, но никто из них и не думал оставлять свои «хазы». Милиция, окружив дома, предложила немедленно выселяться, предупредив, что выход свободный, никто задержан не будет, и дала несколько часов сроку, после которого «будут приняты меры». Только часть нищих-инвалидов была оставлена в одном из надворных флигелей «Румянцевки»...
В одну неделю… очистили всю площадь с окружающими ее вековыми притонами, в несколько месяцев отделала под чистые квартиры недавние трущобы и заселила их рабочим и служащим людом. Самую же главную трущобу «Кулаковку» с ее подземными притонами в «Сухом овраге» по Свиньинскому переулку и огромным «Утюгом» срыла до основания и заново застроила. Все те же дома, но чистые снаружи... Нет заткнутых бумагой или тряпками или просто разбитых окон, из которых валит пар и несется пьяный гул...

Впрочем, это далеко не вся моя прогулка по Хитровке. В я продолжу путь в направлении бывшего Третьего Мясницкого участка городской полиции.

Хитровский (Хитров) рынок любому москвичу-современнику несомненно, представлялся самым опасным и мрачным местом в городе.

Даже внешне это скопище человеческих пороков уже на подходе напоминало огромную шевелящуюся яму, наполненную оборванцами и торговками, сидящими на чугунах с тушеной всячиной и несвежей колбасой, непрерывно обжариваемой на бессменном масле в железных ящиках.

Общее впечатление локальной преисподней поддерживалось туманом и вечными клубами пара, вырывающимися из тамошних трактиров.

2-х и 3-х этажные домишки, облепившие площадь, служили ночлежками для 10000 человек и приносили неплохой доход своим владельцам. Постояльцы платили пятачок за ночь на нарах, а за,так называемый номер, нужно было отдать двугривенный. Номер представлял пространство под нижними нарами, отделенное рогожками от других логовищ (1 аршин в высоту и 1,5 аршина в ширину).

Хитров рынок в те времена являлся главной биржей труда, куда прямо с вокзалов приезжали артели. Рабочие вставали под большой навес, подрядчики выбирали и, сторговавшись, уводили артель на работу. После 12-00 под навесом собирались хитрованцы и барышники, скупавшие всё подряд. Небогатый поиздержавшийся люд продавал скупщикам одежду и обувь, получая взамен чьи-то обноски и деньжата на обед и ночлег в местной забегаловке.

Ночлежные дома носили фамилии владельцев: дом Бунина, дом Румянцева, дом Степанова (позже - Ярошенко) и дом Ромейко (позже - Кулакова). Румянцев предлагал к услугам хитрованцев трактиры "Пересыльный" и "Сибирь", а Ярошенко - "Каторгу". "Пересыльный" служил пристанищем для бомжей и барышников. Статусная "Сибирь" собирала под своей крышей воров и скупщиков краденого. Элитная "Каторга" была самым известным притоном криминального разврата. Здесь с почетом встречались отмотавшие срок в тюрьме и беглые каторжане. Протоколы полиции тех лет пестрили фамилиями уголовников, схваченных на Хитровке.

Хитровка прошлого столетия почти не освещалась в темное время суток, как бы предупреждая случайного путника: чужие тут не ходят! Здесь жизнь протекала параллельно с городской, не подчиняясь законам.

Власть на рынке представляли городовые Рудников и Лохматкин. Их побаивалась местная шпана, с ними дружили авторитеты воровского мира. Городовые за 25 лет службы знали в лицо весь вверенный контингент, использовали сеть агентов-доносчиков и без особой нужды облав не устраивали, забирая при обходе лишь беспаспортных и нищих. Арестованных на другой день отправляли в места приписки. Никакого эффекта это, конечно, не давало. Высланные тут же возвращались в Москву, где было легче украсть, ограбить и выпросить милостыню.

Крикливый грудничок стоил четвертак за день, а трехлетний - гривенник. С 5-ти лет ребенок был обязан приносить своим благодетелям хотя бы гривенник.

Хитровские мальчики имели шанс родиться и состариться на малой родине. Участь же девочек была куда печальнее. Даже 10-летние уличные проститутки в те времена не были редкостью.

Проживали гулящие в "вагончике" - одноэтажной пристройке у Румянцева. Когда-то именно там жила и местная легенда "княжна", редкой красоты девушка. Этой даме довелось поработать в самых шикарных публичных домах и пожить на содержании. Но красавицу неизменно тянуло домой. В "Каторге" она пела французский шансон и танцевала качучу. Знаменитость умерла от побоев одного из ухажеров в Павловской больнице.

Много лет московские власти пытались уничтожить Хитровский рынок, снискавший славу позора столицы.

Ведь рядом с рынком располагались Опекунский Совет на Солянке и Покровский бульвар с особняками богатого купечества, в число которых входили сам Савва Морозов, Корзинкины, Хлебниковы, Оловянишниковы и Расторгуевы. Богачи возмущались неприятным соседством, но рынок продолжал стоять.

Только большевики в 1923 году очистили площадь. Знаковую трущобу "Кулаковку", обладающую даже подземными притонами в "Сухом овраге" (Свиньинский пер.) снесли полностью, застроив новыми домами.

На месте Хитровского рынка стояли 2 усадьбы, сгоревшие в 1812. Никто не брался за восстановление особняков. В 1824 Хитрово выкупил владения и на этом месте основал площадь, которую подарил городу. Хитровская площадь просуществовала с 1824 по начало 1960-х годов. Находилась на стыке Таганского и Басманного районов Москвы, между Подколокольным, Певческим, Петропавловским и Хитровым переулками.

Владения Хитрово проходили от Яузского бульвара до Петропавловского переулка. Тут были построены торговые ряды и подворье. Строительство проводилось на средства Хитрово, а разрешение на работы выдал Д.В. Голицын, занимавший пост генерал-губернатора Москвы. Сохранилась переписка Хитрово и Голицына, в которой оговариваются детали обустройства площади. В 1827 Хитрово скончался, а торговые ряды сменили владельцев. Площадь стала преображаться. Если раньше с трех незастроенных сторон площади располагались палисаднки для красоты, то теперь также разместили торговые ряды, а в воскресенья торговля распространялась и на площадь.

В 1860-е на Хитровской площади построили биржу труда, куда стекалось огромное количество людей. На Хитровской бирже нанимали прислугу, сезонных рабочих и пр. Не всем удавалось найти работу, и оседали в окрестностях Хитровки, добывая на хлеб нищенством. Вокруг Хитровской стали открываться харчевни и трактиры, устраивали бесплатное питание для неимущих. Дома вблизи превратили в ночлежные. К середине 19 века Хитровка превратилась в неблагополучный район - заселена нищими, воришками, наемными рабочими. Их количество от 5000 до 10000 человек – хитрованцы.

Здесь чаще всего арестовывались сбежавшие с сибирской каторги.

Знаменитости

В отличие от «воровской» Марьиной рощи, Хитровка была еще и богемным районом. В ее доходных домах селились художники, музыканты и писатели. Хировка отражена в произведениях Гиляровского в книге «Москва и москвичи», Акунина, Горького. Её изучал художник Симов. В один из доходных домов Хитровки, в начале 20 века приходили изучать повадки и жизнь московского дна К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко перед постановкой пьесы Максима Горького «На дне». Многие даже считали, что сама пьеса была написана под впечатлением от его знакомства с Хитровкой. Но это не так: писатель черпал вдохновение в нижегородских трущобах. На Хитровке, в больнице для бедных, в полной нищете умер художник А.К. Саврасов.

Здесь бывали Л. Толстой, Г. Успенский, Т. Щепкина-Куперник. На Хитровскую площадь выходили ночлежные дома, которыми владели Ярошенко, Бунин, Кулаков, Румянцев. В окрестностях Хитровки также находилась студия его ученика – Исаака Левитана, где бывал весь тогдашний бомонд. Журналист-новостник Гиляровский знал нравы улиц. Вот что он пишет: «Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны…»

«Хитровские «гурманы» любят лакомиться объедками. «А ведь это был рябчик!» - смакует какой-то «бывший». А кто попроще - ест тушеную картошку с прогорклым салом, щековину, горло, легкое и завернутую рулетом коровью требуху с непромытой зеленью содержимого желудка - рубец, который здесь зовется «рябчик». «Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев…»

Трактиры

Гиляровский попал в самый мрачный период в судьбе этой местности на территории Белого города. В бывшем доме Хитрово организована лечебница для обитателей Хитровки. В румянцевском доме - ночлежка и два трактира: «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко – «Каторга». Это неофициальные названия хитрованцев. В «Пересыльном» бывали нищие, бездомные и барышники. «Сибирь» для карманников, воров, крупных скупщиков краденого, в «Каторге» воры и беглые каторжане. Возвратившийся из тюрьмы Всегда приходил на Хитровку, где встречали с почетом и пристраивали «на работу».

Утюг

В угол переулков Петропавловского и Певческого (Свиньинского) вписан дом, называемый Утюгом. Хозяином был Кулаков, строения между площадью и Свиньинским переулком назывались Кулаковкой. В наши дни от здания остались подвалы и частично первый этаж, а остальное перестроено.

Упадок постреволюции

После революции Утюг и Кулаковка приходят в упадок. Ночлежники, в духе революции, отказались платить за ночлег. Хозяева, не найдя, кому пожаловаться, забросили свое предприятие. На Хитровке возросла преступность. В 20-х годах Моссовет снес Хитров рынок, 27 марта 1928 г. на площади разбили сквер. Ночлежные дома преобразовывались в жилтоварищества. В 1935 Хитровские площадь и переулок переименовали в честь Горького (исторические названия вернулись в 1994 году).

Сохранившиеся достопримечательности

Маросейка, д. 5 - храм Николая в Кленниках (Блинниках) 1657 г. Спуститься по Большому Спасоглинищевскому переулку, можно увидеть Московскую хоральную синагогу (арх. Эйбушитц). Дальше по Маросейке церковь Косьмы и Дамиана, был построен в 1793 году вместо древней церкви. Напротив голубой дворец (арх. Баженов) полковника Хлебникова. Следующим хозяином стал герой русско-турецкой войны П.А. Румянцев-Задунайский, потом его сын Николай. И сейчас на воротах дома можно увидеть надпись «Свободен от постоя». Когда хозяевами дома стали купцы Грачевы, они внесли значительную сумму на постройку военных казарм в Москве, и за это их освободили от обязательного содержания на постое военных. В начале Старосадского переулка Хитровки находится лютеранская кирха Петра и Павла 1906-1907 г.

В противоположном конце переулка Ивановский монастырь, который поначалу находился на ул. Пятницкой, а в Старосадский переведен в 1530-е. В стенах обители отбывала наказание Дарья Салтыкова «салтычиха». Под именем Досифеи приняла постриг внебрачная дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского, известная как княжна Тараканова.

В Старосадском находится церковь св. Владимира 1423 года. Покровка тоже входит в Хитровку. По левой стороне на 70 м протянулось здание, принадлежавшее родственнику царской фамилии В.Ф. Нарышкину. Здесь и каменные палаты Мазепы, и палаты дьяка Украинцева – деятеля 17 века, кот. являлся главой посольского приказа Петра I. В некоторых местах ширина улицы не превышала 10 метров, днем было не протолкнуться. Все утопало в грязи из-за дождей, реки Рачки и Чистого (тогда Поганого) пруда. Свидетельством такого плачевного состояния улиц служит подметное (анонимное) письмо на имя Меншикова: «Мостовыя улицы мостят, не вынимая прежних подкладов и не вычищая грязи... а много ж из мостов в скудные дома крадут бревна... По улицам изо многих дворов строят избы и всякое дворовое строение, а тем строением выдаютца на улицы, и оттого улицы истеснились. Из дворов мечют по улицам всякий скаредной помет и собаки и куры и кошки и иную мертвечину, и от того помету летом бывает всякий дух и черви родятца, оттого болезни, паче ж зазор от иноземцев».

Вверх по Хохловскому переулку церковь Троицы Живоначальной в Хохлах. В результате объединения России и Украины (в 1654 году) в Москве возникло поселение украинцев, хохлов. В Подкопаевском переулке Хитровки храм Николая в Подкопаях. На пересечении Солянки и Подколокольного переулка церковь Рождества Богородицы на Стрелке (на Кулишках) 1460 г. На Варварской (сейчас Славянской площади), недалеко ст. метро «Китай-город», в Зарядье церковь Трех Святителей на Кулишках.

Дом №1 в Большом Трехсвятительском переулке, в 1892-1900 тут была мастерская художника И. Левитана, часто заходили Шаляпин, Нестеров, а Серов писал портрет Левитана. Жемчужина Хитровки – церковь Петра и Павла у Яузских ворот в Петропавловском переулке, которая никогда не закрывалась, и все ее колокола уцелели. В октябре 2008 года Хитровской площади и пяти прилегающим кварталам эксперты Историко-культурного комитета по культурному наследию присвоили статус «достопримечательного места». Этот статус закреплен законом о культурном наследии, и предусматривает ограничения на проведение строительных работ и преобразований.

Ближайшие к Хитровки ст. метро Китай-город и Курская. Местность, известная в Москве с 19-го по начало 20-го века как Хитровка, находится между Покровским бульваром и улицей Солянкой.

Практически в центре города (до Кремля рукой подать) собрался без преувеличения весь криминальный цвет Российской империи — беглые каторжники, воры, убийцы, компанию которым составляли обнищавшие чиновники, проигравшиеся картежники, профессиональные нищие. Звалось страшное место – Хитровкой, в честь центральной площади, которую по всему периметру окружали дешевые ночлежки.

Об этом месте написано много. Трущобы стали одним из главных героев книги Бориса Акунина «Любовник Смерти» (посвященной приключениям сыщика Эраста Фандорина). И пусть роман – произведение сугубо художественное, хитровский колорит передан там ювелирно. Книга известного московского журналиста конца 19 – начала 20 веков Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» пример кропотливой работы со словом. О жизни в трущобах написано столь колоритно, что даже спустя 100 лет видишь ее жителей, чувствуешь запахи, слышишь какофонию из сотен голосов.

«Хитров рынок почему-то в моем воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел.Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве».

Трущобы здесь были не всегда. Еще в начале 19 века располагался респектабельный, элитный район. Но пожар 1812 года внессерьезные коррективы, многие постройки сгорели, оставив после себя пустырь.Дом генерал-майора Николая Захаровича Хитрово – зятя фельдмаршала Кутузова, уцелел. Он слывший человеком не просто военным, но еще и меценатом решил облагородить пепелище, обустроил площадь и передал ее в 1824 году в дар городу. Вначале она была чем-то вроде променадной, потом стала обрастать торговыми рядами, в 1860-ые появилась биржа труда, те кто не находили себе заработок оседали здесь же и промышляли воровством.

Постепенно Хитровка превратилась в самое криминальное место Москвы, со своими законами, понятиями, кланами. Люди делились на следующие сословия:

  • «марухи» — любовницы, дамы сердца, а чаще всего девушки лёгкого поведения. Марухами на Хитровке становились рано, в 10 лет девочки уже вовсю зарабатывали на жизнь этим не детским ремеслом.
  • «огольцы» — те, кто опрокидывали торговые ряды и воровали все что продавалось. Действовали огольцы как правило группами.
  • «портяночники» могли сорвать с прохожего меховую шапку, отнять у нищего всю подать, на крупные дела не ходили и о них не помышляли.
  • «поездошники» — ловко вскакивали на пролетки и уводили у хозяев чемоданы и прочее имущество.
  • «фортачи» — им не было равных, если нужно было пролезть в форточку или протиснуться через узкое пространство.
  • «ширмачи» — бесшумно доставали из карманов прохожих деньги и ценные вещи.
  • «деловые ребята» — верх хитровской иерархии, с наступлением темноты они выходили на фарт, промышляли по-крупному, все имели оружие.

Хитровка была похожа на огромного паука. В роли массивного тела выступала Хитровская площадь, гигантскими щупальцами от нее тянулись в разные стороны переулки: Подколокольный, Свиньинский, Подкопаевский, Малый и Большой Трехсвятительский, границами служили улица Солянка и Покровский бульвар. Попадая в паутину к этому хищному пауку, мало кто из нее выбирался. Некоторые рождались и умирали прямо здесь, ничего не зная кроме Хитровской нищей или бандитской жизни.

Соседями нищих, оборванных хитрованцев, были богатейшие купеческие семьи Морозовы, Корзинкины, Расторгуевы, Оловянишниковы, Хлебниковы. По Солянке и Покровскому бульвару проходила не просто территориальная граница, а граница между роскошью и жизнью на дне, роскошными особняками с витиеватыми балконами и облупленными ночлежками, набитыми под завязку людьми. Богатым безродные соседи под боком, конечно, не нравились, они подключали все свое влияние, чтобы снести Хитровку с карты Москвы. Но у трущоб были свои покровители. На нищей жизни многие делали огромные деньги, сдавая крохотные комнатушки в наем.

«Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев»… (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»)

Известные ночлежки Хитровки

Ночлежки Хитровки назывались по именам их владельцев. Так существовали дом Ярошенко, Бунина, Кулакова, Румянцева. В особняке генерала Хитрово разместилась больница для жителей трущоб. Этот дом стоит и по сей день на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка. Сейчас там находится медицинский колледж имени Клары Цеткин.

Бунинская ночлежка

Находилась в 3 доме по Хитровскому переулку и была самой приближенной к человеческим условиям. Здесь жили разнорабочие:мужчиныкололи дрова, чистили снег, женщины мыли полы, стирали одежду. Обитали в номерах и расстриженные попы, уволенные офицеры. Здесь в бедной студенческой семье Николая Скрябина родился будущий известный композитор – Александр Скрябин.

В Бунинской ночлежке обитали и «раки», так называли тех, кто перешивал ворованную одежду. Они обычно трудились день и ночь и практически не выходили из своих комнат.

«Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.

- Эй, вставай, ребята, на работу! - кричит разбуженный съемщик.

Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны. Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них - шапки и картузы». (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»).

Площадку перед основным зданием называли «Бунинским домиком», в небольшом одноэтажном сарайчике работали проститутки. Сейчас помещение арендует дизайнерская компания. А в самой ночлежке находятся несколько кафе.

Находилась в Подколокольном переулке, сейчас она стоит там же с порядковым номером 12. Здесь жили в основном пьяницы, да профессиональные нищие, которые в одиночку или с маленькими детьми, ходили просили подаяние.

«Дети в Хитровке были в цене: их сдавали с грудного возраста в аренду, чуть не с аукциона, нищим. И грязная баба, нередко со следами ужасной болезни, брала несчастного ребенка, совала ему в рот соску из грязной тряпки с нажеванным хлебом и тащила его на холодную улицу. Ребенок, целый день мокрый и грязный, лежал у нее на руках, отравляясь соской, и стонал от холода, голода и постоянных болей в желудке, вызывая участие у прохожих к «бедной матери несчастного сироты». Бывали случаи, что дитя утром умирало на руках нищей, и она, не желая потерять день, ходила с ним до ночи за подаянием. Двухлетних водили за ручку, а трехлеток уже сам приучался «стрелять». (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»).

В Румянцевской ночлежке находились два трактира: «Сибирь» и «Пересыльный». В первом собирались воры, во втором время за бутылкой коротали нищие и попрошайки. Пару комнат на первом этаже дома были отданы под публичный дом.

Дом Ярошенко

Можно найти по адресу: Подколокольный переулок, дом 11 стр.2 Хозяином этого здания долгое время был статский советник Платон Степанов, после его смерти особняк перешел по наследству его дочери Елизавете Ярошенко. Вместе с мужем она жила в Калужской области, а дом сдавала в аренду.

В ночлежке жили вполне тихие люди: мелкие ремесленники, переписчики, торговцы. Именно сюда приходил Станиславский с труппой, при подготовке к спектаклю «На дне», дабы изучить жизнь низов. За одно местным «калякам» режиссер подкидывал работу, заказывал переписывать роли для актеров. При этой видимой тишине и благочинности, было в этой ночлежке место шумное и порой очень опасное. Трактир «Каторга» день и ночь работал на первом этаже, его название выбрано не случайно. Здесь кутили беглые преступники, воры, каторжане.

Слева от ночлежки Ярошенко можно увидеть дом-утюг, он стоит на пересечении сразу трех переулков: Певческого, Подколокольного, Петропавловского. Своим видом он и правда, напоминает утюг. Сейчас он выглядит респектабельно, с надстроенными после революции двумя этажами. А раньше это была самая страшная и опасная ночлежка Хитровки.

До начала 20 века дом принадлежал инженер-капитану Ивану Ромейко, потом его выкупил разбогатевший буфетчик «Каторги» Иван Кулаков. Это было, пожалуй, самое густонаселенное здание Москвы, по числу обитателей напоминавшее улей. В ночлежке было 64 квартиры и более 700 коек. Каждую ночь здесь ночевали около 3 тысяч человек, занимавшие проходы, лестничные пролеты, т.е. все имевшееся пространство.

После революции

После революции с Хитровкой долго не церемонились, площадь сравняли с землей, ночлежки разогнали. Район перестал быть страшным и опасным. Сейчас здесь находятся жилые дома, салоны красоты, дизайнерские студии и много чего другого. Сюда часто водят экскурсии, показывая туристам знаменитые хитровские дворы. Говорят, что подвалы и вся подземная часть бывших трущоб мало изучена. И по слухам в бесконечных лабиринтах ходов спрятано множество награбленных сокровищ.


Сегодня Хитровская площадь в Москве – приятное место для прогулок. Небольшой обустроенный сквер в самом центре города ничем не напоминает о дурной славе Хитровки до революции. Столетие назад не только добропорядочные и зажиточные москвичи, но даже городские власти старались обходить вниманием этот район – настоящий рай для воров и проходимцев всех мастей.

Место рынков, кабаков и трущоб

После пожара Москвы в 1812 году зять фельдмаршала Кутузова, генерал-майор Николай Хитрово, выкупил парочку сгоревших владений недалеко от своего особняка и обустроил на их месте площадь с торговыми рядами. Она получила название по его фамилии – Хитровская. После смерти Хитрово торговые ряды стали разрастаться и перестраиваться, у них менялись владельцы. Не менялось лишь одно: Хитров рынок стал важным местом в экономической жизни города.


После отмены крепостного права крестьяне всё больше и больше приезжали в города на временные и постоянные заработки. А там, где есть торговля, появляются и рабочие места. В 1860-е годы на Хитровской площади устраивают биржу труда, где можно было нанять прислугу или сезонных рабочих.

Безработным надо было где-то временно жить – для них открывались многочисленные доходные дома с дешёвыми квартирами и более простые ночлежки. Их хозяева, естественно, вели свой бизнес, сдавая жилплощади в аренду, и им было выгодно сдирать с приезжих побольше денег, давая им поменьше комфортных условий. Потому жители ночлежек оказывались в трудном положении. Москвовед Владимир Гиляровский в своей знаменитой книге «Москва и москвичи» так условия их жизни:

«Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть „нумер“, где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев».


Площадь обрастала собственной жизнью. В особняке Хитрово, например, открыли лечебницу. Жителям трущоб нужно было чем-то питаться – для них работали харчевни и трактиры. Местные благотворительные организации пытались организовать бесплатные столовые, но благополучия это не прибавляло. Да и разве накормишь несколько тысяч человек... Так в отсутствии денег, пропитания и жизненных перспектив среди жителей Хитровки стала распространяться преступность.


Бандитская Москва

Некоторые хитрованцы превращались в «профессиональных нищих». Надо сказать, что и в те годы черты «профессии нищего» ничем не отличались от современной ситуации. Гиляровский писал:

«Были нищие, собиравшие по лавкам, трактирам и торговым рядам. Их „служба“ – с десяти утра до пяти вечера. Эта группа и другая, называемая „с ручкой“, рыскающая по церквам, – самые многочисленные. В последней – бабы с грудными детьми, взятыми напрокат, а то и просто с поленом, обёрнутым в тряпку, которое они нежно баюкают, прося на бедного сиротку. Тут же настоящие и поддельные слепцы и убогие».


Настоящую славу Хитровке принесли воры. Их было так много, что каждый из них принадлежал к своей «специализации». «Огольцы» нападали посреди бела дня на торговые лавки и утаскивали товар. «Поездошники» специализировались не только на подъездах, но и вообще на глухих переулках и ночных площадях. «Фортачи», как можно догадаться по названию, залазили в форточки домов. А «ширмачей» мы сегодня называем карманниками.

Криминальный мир был на виду, и среди населения получили распространение неофициальные названия трактиров: «Пересыльный», «Сибирь», «Каторга». Они тоже имели свою иерархию. В «Каторге» любили задерживаться беглые каторжане, и заведение славилось как настоящий «притон буйного и пьяного разврата», по выражению Гиляровского. А скажем, «Пересыльный» ориентировался на публику попроще. Там собирались нищие, «бездомники» (то есть просто бездомные) и «барышники» (мелкие скупщики краденых и некраденых вещей).


Дурная слава

Далеко не все воспринимали Хитровку исключительно как символ преступной Москвы. Тот же Гиляровский вполне мог доверчиво пересказывать наиболее мрачные истории из мира бытового криминала, описывая их как общее явление, а не как исключение из правил. Тётка московского писателя Владимира Муравьёва говорила ему в детстве о Гиляровском: «Врёт он, всё врёт, никаких убийств, никаких бандитов на Хитровке не было. Были нормальные люди».

Может, бандитов было не так и много относительно всех жителей. Но и благополучным район Хитровки назвать сложно. Режиссёры и создатели Московского художественного театра Станиславский и Немирович-Данченко специально ездили в Хитровку, чтобы изучать быт нищих москвичей для постановки пьесы Горького «На дне».


После революции дурная известность места только возросла. Сказались последствия Гражданской войны и катастрофического обеднения населения. Городские власти в конце 1920-х годов снесли Хитров рынок и устроили на площади сквер. А вскоре на ней и вовсе построили здание школы (затем техникума). Само название Хитровки решили стереть с лица земли – площадь переименовали в честь Максима Горького.

Историческое название Хитровке вернулось уже в 1990-е. Здание техникума затем снесли и опять разбили сквер. Но всё восстанавливать, к счастью, не стали – былую славу криминального района москвичи оставили для любителей истории.

И в продолжение темы истории столицы ещё .