Что значит «Святая Русь»? Русь святая и несвятая.

поименование России в допетровский период истории, в XIV-XVI веках. Основанием служит духовное возрастание народа, превознесение в сознании русского человека идеала святости над другими жизненными ценностями, особенно материальными. Идеалы Святой Руси – это идеалы связи народа с Богом, следование духовным истинам, религиозно-нравственная обусловленность русской жизни, понимание собственных поражений как результата уклонения от религиозного долга, способность к покаянию. Это время величайшего торжества единства веры, власти и народа. Святая Русь – эпоха формирования самосознания русского народа: понимания Родины как «земли святорусской», осознание Отечества как матери («Мать-Россия»), проявление патриотизма, выражающего любовь, заботу, гордость и ответственность за «Россиюшку». Центром формирования такого духовно-нравственного отношения к «своей стороне» была Русская Православная Церковь. В период Святой Руси развивалось подвижничество, появилось много святых, культура была единой и целостной вне сословного деления, также тесной и непосредственной была связь народа и власти. Русь понималась не как географическое пространство, а как духовное, где совершается таинство домостроительства, нравственного возвышения человека и спасения его от греха. Русскую землю звали Домом Пресвятой Богородицы, а русский народ – богоносцем. С этим состоянием духа русского православного народа связано понятие «русская идея», возникшая значительно позже.

Как часто в дореволюционной России приходилось слышать слова «Святая Русь». Их произносили тогда, когда шли, ехали или плыли на богомолье, а делалось это вовсе не редко: шли поклониться образу, мощам, шли просто в святое место. Их вспоминали и тогда, когда, услышав недобрую весть с фронта или весть о недороде, стихийном бедствии, молились и верили: «Бог не допустит гибели Святой Руси».

Что такое эта «Святая Русь»? Это вовсе не то же, что Россия; это не вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было. «Святая Русь»-это прежде всего святыни Русской Земли в их соборности, в их целом. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, святые события истории Руси. Все это как бы объединялось в понятие Святая Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно.

Вот почему понятие «Святой Руси» и смиренной Руси не противостояли друг другу, и в самом представлении о святости Руси не было бахвальства или гордыни.

Главное, что принадлежало «Святой Руси»,- это ее святые, представленные иконами, мощами, памятными местами, источниками, урочищами и предметами, а главное-«житиями». Что такое жития святых? Это не просто рассказы о жизни святых и их посмертных заботах о людях, чудесах, покровительстве верующим. Это еще как бы их литературные эмблемы, почитаемые творения-нечто вроде икон, но в словесном, а не красочном изложении. Рассказ о жизни сопровождается текстами служб святому, и эти последние служили как бы ризами для икон. Вот почему к житиям нельзя предъявлять строгих требований полноты, детальности и реализма рассказа. Чтение житий святых входило в состав богослужения, монастырского распорядка жизни, обихода благочестивого человека. Случалось, что для житий не хватало фактов, жизнь святого ко времени его прославления подзабывалась и тогда святому приписывалось то, что было известно о другом святом, схожем с ним по типу своей святости. В этом не было обмана: просто у составителя жития была уверенность, что за сходное добродеяние должна была бы последовать сходная награда, что доброму делу должна была предшествовать молитва, за победу должна была последовать благодарность Богу и т. д.

Святой-это идеал человека. Поведение святого-пример для поведения всех людей. Однако святые-это идеальные люди, заслуживающие с точки зрения верующих не только поклонения, но и подражания, и святость которых как бы удостоверена Богом. Однако народ не может жить одним, унифицированным идеалом человека. Перед великим народом всегда открываются разные пути и к разным идеалам. Чем многообразнее у народа идеалы, тем он духовно богаче. Если мы с этой точки зрения взглянем на весь собор русских святых, то поразимся не только многообразию и разноликости святых, но и их связью с русской действительностью-различной в разное время и в разных географических условиях России. Среди святых Древней Руси-рядовые монахи, основатели монастырей и крупных, а иногда малоизвестных, церковные иерархи, князья-военачальники, князья-мученики за веру, просветители народов, окружавших Русь, княгини, монахи, домохозяйки, дети-мученики, юродивые. Не все они пользовались равным почитанием. Были среди них и местночтимые, и получившие всероссийское признание.

И тем не менее святых нельзя делить по роду религиозных подвигов, ими совершаемых, или по тому, какое место они занимали в жизни. Патриарх Гермоген или митрополит Филипп - святые иерархи, но одновременно и мученики. Александр Невский святой, но не только потому, что он как полководец ограждал православную веру, а и по той схиме, которую он принял перед смертью: не случайно он на старых иконах изображается не в одеянии воина, а именно схимником. Святая Ефросиния Полоцкая была княгиней и много сделала для своей полоцкой епархии, но она же переписывала книги и этим не меньше потрудилась во славу Господа. Основатели монастырей на Севере и Востоке часто являлись просветителями соседних языческих народов. Святые подвизались на разных поприщах, и их объединяла деятельная вера и глубокая аскеза.

Итак, в разное время возникают разные типы святости. Конечно, святость одна, но различны ее проявления. Эпохой наивысшего подъема святости на Руси являлся конец XIV и весь XV век. И среди всех святых этого времени выделяется лик Сергия Радонежского и возникновение от основанного им Троице-Сергиева монастыря множества монастырей Русского Севера-русской фиваиды.

По типу своей святости Сергий Радонежский очень близок к жившему за век до него в Италии Франциску Ассизскому. То же стяжание Духа Бо-жия, через молитву к уединению, то же презрение к мирским богам, нищелюбие, стремление помочь всем и всему живому. Та же ответственность перед природой, стремление к христианскому просвещению окружающих его людей. Можно было бы много приводить совпадений в поступках Франциска и Сергия, но есть и различие. В то время, как Франциск просил милостыню, Сергий строжайше запрещал своей братии просить и в голод старался заработать хлеб своим трудом, отказываясь брать свой заработок до окончания работы. Сергий умел делать и делал всю крестьянскую работу: копал огород, носил воду, строил жилище, портняжничал и т. д. Именно поэтому он стал на Руси высшим авторитетом для крестьян и когда великому князю московскому Дмитрию необходимо было ополчение, чтобы противостоять Мамаю, Сергий благословил его и дал ему двух схимников Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что участие в обороне Русской Земли-святое дело, разрешаемое им даже для схимников. Благословение Сергия имело большое значение в битве на Куликовом поле.

С тех пор так и повелось: хозяйственные и во-гнные заботы стали одним из подвигов святых-Пафнутия Боровского, игумена соловецкого Филиппа и многих, многих других.

Даже русские юродивые отличались заботой не только о том, чтобы выказать свое смирение и принять на себя облик самый невзрачный, но чтобы з этом невзрачном виде послужить людям, сказать им правду, обличить властителей, защитить слабых.

Было бы неправильно с православной точки зрения думать, что святость определяется той пользой, которую приносит святой людям, его любовью к ним, его строгостью в следовании заповедям церкви, даже его усердием в аскезе. Преподобный Серафим Саровский в беседе с Н. А. Мотовиловым утверждал, что истинная святость дается стяжанием Духа Божия. «Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божия. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает». Как же познать истинно святого, на которого сошел Дух Божий? Серафим дает на это ответ-Бог прославляет святого чудесами. Вот почему в житиях святых особое значение имеют чудеса, удостоверяющие их святость, стяжание ими Духа Божия. Чудесами главным образом и подается свидетельство, по которому праведник причисляется к лику святых.

Академик Д. С. Лихачев


О Святой Руси – исторической, более того, духовной Родине русского народа, впитавшего в себя, кроме русской, множество других национальностей, написано немало. Многократно воспетая поэтами, писателями, учёными, она, хранимая и любимая, живёт и процветает в реальном мире, в сердце каждого патриота Руси.

«Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля», – записал когда-то на просторах Руси народную пословицу наш великий земляк В.И. Даль. Но давайте попробуем дать ответ самим себе, что же такое Святая Русь и почему она святая да богатырская?

Энциклопедические словари предлагают несколько определений данного понятия. «Википедия» поясняет: Святая Русь - это наименование Руси в русском фольклоре, поэзии, просторечии и красноречии, преобразующее в народном мировоззрении земную Русь, преходящую, в Русь вечную и неизменную, в Царство Христово, Небесный Иерусалим, светлое будущее человечества (православного христианства) и позволяющее рассматривать русский народ как людей Святой Руси, то есть народ Божий.

Энциклопедия «Русская цивилизация» содержит определение, данное О. Платоновым: «Святая Русь – это особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всём мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремлённость к безгрешности и совершенству сделали русских новым Богом избранным народом. Осознание русским народом своего особого духовного предназначения прослеживается в «Повести временных лет» (XI в.) преподобного Нестора Летописца. Причём богоизбранность понимается не как противостояние другим народам, а как особая миссия борьбы с мировым злом, миссия добротолюбия».

Статья О. Платонова заканчивается предложением:

«Идеалы Святой Руси закреплялись кровью мучеников - Русь становилась Святой вдвойне»

Триединой Русь называет преподобный Лаврентий Черниговский, советуя своим духовным чадам помнить, что «Украина, Россия, Беларусь - вместе мы Святая Русь!».

Мы видим из определений, что понятие Святая Русь сформировалось ещё в Древней Руси и напрямую связано с расцветом Православия на её землях, а значит, и с успешной деятельностью духовенства Русской Православной Церкви, определившей христианскую миссию Святой Руси как государства. Первыми миссионерами-проповедниками, сеятелями богоносных зёрен учения Христа были величайшие святые – апостол Андрей Первозванный и равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

Но ведь и почва, в которую эти зерна были засеяны, должна была быть вспаханной и плодородной, чтобы они взошли и дали урожай, а не засохли у дороги, и не склевали их птицы, и не заглушили тернии… (Мф. 13, 4-6). Богу было угодно, чтобы духовные всходы христианства не погибли в языческой культуре Древней Руси. Освящённая великими угодниками Божиими, Земля Русская стала благословенной и поистине святой, когда, ведомый Господом, равноапостольный князь Владимир, внук святой княгини Ольги, в 988 году крестил Русь в веру православную. И только после принятия Крещения русичи смогли объединить разрозненные слабые княжества в сильную державу, которую в конечном итоге не смогли одолеть многочисленные враги: ни татаро-монголы, ни Западная Европа с крестовыми походами на Русь.

Всегда, во все времена среди её славных сыновей находился богатырь от Бога, который не только выступал на защиту Святой Руси, но и объединял вокруг себя дружины, которые выигрывали судьбоносные сражения. Ни в одном народе и ни на какой больше земле, кроме как на Русской, нет столько святынь и не было столько святых.

Одним из своих небесных покровителей русское воинство считает святого Илью Муромца, Киево-Печерского чудотворца, которого многие из нас знают как непобедимого богатыря из русских народных сказок. Но разве он один такой? Святые страстотерпцы князья Борис и Глеб, великие князья Ярослав Мудрый и сын его Владимир Мономах, святые благоверные великие князья Андрей Боголюбский, Александр Невский, Димитрий Донской и многие другие святые богатыри, в земле русской просиявшие, – они не только прославили Русь, но и на веки вечные их подвиги стали символами и залогом победы русского народа. Подчеркну, именно русского народа. И ещё раз подчеркну – неважно, как называется твоя национальность: грузин, чеченец, украинец, татарин, белорус, чукча, осетин и так далее. Если ты и твои предки формировали и отстаивали свободу и независимость Державы с её православным русским стержнем, то ты в том числе, в единой, непобедимой связке многонационального народа находишься, ибо нет у Бога «ни эллина, ни иудея» (Послание к Колоссянам св. апостола Павла, гл. 3), как нет и других приближённых по национальному признаку. Потому православная вера и стала объединяющей народы, а не сеющей рознь меж ними. Потому и сегодня как нельзя актуально звучат слова известной «Песни о вещем Олеге» на стихи А.С. Пушкина:

«Так громче музыка играй победу!

Мы победили и враг бежит, раз-два!

Так за Царя, за Родину, за Веру

Мы грянем грозное ура! ура! ура!»

За веру и русскую Державу встали сегодня отважные жители Донбасса. Воины XXI века в Великом стоянии на Донце повторяют незабвенный подвиг воинов IV века в Великом стоянии на Угре. Тогда дело закончилось тем, что оба войска князя Ивана III и хана Ахмата так и не встретились в решающей битве, а разошлись. На Руси современники приписывали это событие чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла Русскую Землю от разорения ордой. Поэтому реку Угру стали называть «поясом Богородицы».

Пресвятая Богородица, спаси Святую Русь и в нашем противостоянии! Пусть украинцы вспомнят, что они тоже русские люди. Пусть повернут свои войска и наведут порядок на западных рубежах нашей общей сакральной Родины. Негоже русичам драться между собой. Негоже забывать, что Крест им один на всех достался от великих предков.

Крест

Крест апостольский князя Владимира,

Александра ли Невского Крест,

Крест игумена Сергия, Дмитрия –

Это всё свято-русская честь.

До тех пор, пока помним о подвигах

Славных русичей в битвах за Русь,

Их победы, обеты и постриги

Нам Крестом упадают на грудь.

От святой его жертвенной тяжести

Не ушёл схимонах Пересвет.

Над Москвою созвездием кряжистым

Лёг большой ополченческий Крест.

От Креста своего – не открестишься.

Брось его – станет падшей судьбой.

Иисус шёл с Крестом… Как не встретился?

Он несёт его вместе с тобой.

Про Святую Русь много написано и хочется писать бесконечно, потому что благодатна эта тема. Радует, что ты – продолжатель рода славных предков своих…

– А она святая? – как-то на исповеди спросил меня священник. – Посмотри вокруг, что творится! Война, смута, раздоры… А многие ли сегодня из тех, кто составляет Святую Русь, православные? Сколько тех, кто хоть раз в жизни исповедался, святых Христовых Таин причащался? Правда, детей ещё пока приносят крестить, да могут забежать свечу поставить, пасхи посвятить. Мало этого, мало для православного человека! Нужно находить в себе силу не только восхвалять, но и обличать грехи наши.

Не для красного словца сие было сказано. Сокрушался в сердцах батюшка от тяжести, что на плечах его лежала. Обличать грехи людские как раз и призваны служители Божии. Дело мирян – со смирением принимать наставления и делать всё возможное к исправлению. И всё же, сколько нас, православных, осталось у матушки Святой Руси?

Институт социологии РАН измерил уровень религиозности соотечественников и выяснил: 79% относят себя к православным, 4% - к мусульманам, а 9% «верят в некую высшую силу». Это говорит только о том, что около 80% россиян всё-таки хотят, чтобы их считали православными, потому что у них были православные предки, потому что им ближе Православие. Импонирует людям и то, что между понятием русский и православный принято ставить знак равенства. Но та же статистика обнаруживает и другие удивительные результаты исследований: из 79%, считающих себя православными людьми, в Бога верят всего две трети, только 18–20% от 1 до 2 раз в год исповедуются и причащаются, и лишь 4% из них соблюдают посты, регулярно ходят в храмы и причащаются. Вполне возможно, реальный процент воцерковлённых мирян ещё меньше.

Не будем гадать, насколько точны эти цифры, не будем радоваться 79% и огорчаться 4%, а выйдем с опросом на нашу среднестатистическую улицу и посмотрим правде в глаза. На вопрос «Почему не ходите в церковь?» люди, считающие себя православными, отвечают по разному.

Женщина 65 лет: «Как это не хожу? Хожу. Сорокоусты заказываю время от времени. Нет, ни разу в жизни не причащалась. Там поститься надо, а я… ну не могу я без мяса обойтись. Бог знает, что я добрая, всем помогаю …»

Женщина 70 лет: «В Бога я в душе верю, но стоять на службах – ноги болят. Тут хоть до магазина и обратно дойти ».

Мужчина 40 лет: «У меня единственный выходной, и тот в понедельник. Выйду на пенсию – может и буду ходить. А пока – семью обеспечивать надо ».

Женщина 30 лет: «У меня двое детей. Пока на работу не вышла, приводила их в церковь, причащала. А сейчас работа, стирка, уборка, готовка. В гору глянуть некогда ».

Девушка 18 лет: «Малая была – ходила. Пела даже на праздники. А сейчас… не знаю почему, но не хочу на это время тратить ».

Муж и жена 30-35 лет, воспитывают троих детей: «Мы ходим в храм. Стараемся не пропускать воскресенья и праздники. Тяжело, конечно, с работой совмещать, но ради детей, их счастливого будущего – надо ».

Понять можно наших людей. Жизнь прожить – не поле перейти. Трудно в светском государстве жить, соблюдая церковные правила. Советская власть постаралась выкорчевать из народа привычку по воскресным дням всей семьей в церковь ходить. Давно споры идут, какое государственное устроение для Руси лучше: монархия с помазанником Божиим во главе, то есть построением православной Державы, или светское государство с президентом во главе, которого духовно окормляет Патриарх Всея Руси. Расходятся люди во мнении, не совсем точно представляя возможную альтернативу существующей модели власти. Разве что помнят, как при советской власти жили.

Божии люди говорят, что вера наша при любом строе здравствовать продолжит, хоть гони её, хоть во главе ставь, хоть в стороне держи. Были бы живы и не переводились последователи Христа на этой земле. Пока люди ходят в церковь, служатся литургии в храмах Русской Православной Церкви, которую третьим Римом называют, а четвёртому не бывать, будет жива и Святая Русь. Но вот сила её богатырская напрямую зависит от сплочённости народа, от его духовно-нравственного состояния, чистоты и благородства её помыслов и деяний, от того, сколь велика паства Божия. А паства Божия у нас всего-то от 1% до 4% всего населения составляет. Мало этого. Получается, что вот эти немногие и держат молитвами своими Русь нашу Святую, поддерживают в её очаге огонь веры православной, переданной нам нашими далекими предками, как самое ценное сокровище на земле – неиссякаемый источник чудодейственной святости, ключ ко спасению Богом избранного народа нашего.

Русь Святая, православная!

Куполами златоглавая,

Силой духа триединая,

За красу души любимая!

Расцветай садами белыми,

Созревай хлебами спелыми,

Доброй славой опоясана,

Миру – матушкой будь названной.

Вконтакте

Урок 1.Святая Русь

Задачи:

· ребёнок овладеет понятием «святость», которое, с точки зрения верующих людей, представляет собой обладание божественной благодатью;

· поймёт, что «Святая Русь» - это, прежде всего, люди,хранящие веру Православную, а святые земли русской- это люди, совершившие в своей жизни подвиг служения Богу и людям;

· задумается о том, что возрождение Святой Руси возможно лишь в том случае, если люди, живущие на этой земле, будут стараться в меру сил жить благочестиво и праведно, соблюдая Законы, уберегающие от зла - Заповеди Божии.

№ м-ф

Названия медиафайлов

0 1

Ступеньки познания

0 2

Святая земля

0 3

Рождество Христово

Святое-1

Святое-2

Святая Русь

Угодник Божий

Словарь: угодник Божий

Святые Земли русской

10/видео

Образ и подобие Божие: 49 с

Святая Русь

Святая Русь

Священное Писание

Раскрытая Библия

Русские святые

Рефлексия

Сегодня на уроке мы будем говорить о Святой Руси. Но чтобы понять, что такое Святая Русь, нам надо выяснить для себя, что есть «святое».

М-ф 01/Таблица 1. Ступеньки познания. Вы видите как бы ступеньки. Назовём их ступеньки познания. Сегодня на уроке мы выясним «что есть святое», и «кто есть святой».

__Скоро узнаю:__

__Я сегодня узнаю: _Путь к святости

Что есть святое

Кто есть святой

___Наш помощник: __

Ветхий Завет

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, нам надо воспользоваться полученными ранее знаниями. Где будем искатьпомощь? В Священном Писании, а точнее в Ветхом Завете, который мы начали изучать в прошлом году.

На нашей планете есть земля, которую людиназывают - Святой.

· Как вы думаете, какую землю называют Святой? (Предположения детей).

Святая Земля - Обетованная Земля, которая была обещана Богом Аврааму и его потомкам (м-ф 02. Святая Земля) . На этой земле жил израильский народ, который создал и воспитал Сам Бог, потому что именно в нём должен был родиться Спаситель - Иисус Христос.

Святая Земля - это Земля, на которой родился (м-ф 03. Рождество Христово) и по которой ходил Иисус Христос - Сын Божий. На этой же земле Онпринял Крестную Смерть. Эта Земля освящена не только стопами Христа, но и Его Кровью, пролитой на Кресте во спасение людей.

· Подумайте, что можно обозначить словом «святое»? (Предположения детей)

М- ф 04. (Святое ________________________________

(слова-помощники: посвященное…______________)

Обратите внимание, что у нас есть слово - помощник. Но чтобы правильно ответить на этот вопрос, нам мало одного слова-помощника, и наша задача по ходу урока набрать как можно больше таких слов.

· Давайте подумаем, какие слова-помощники можно ещё записать? (Если не прозвучало слово «освящённое», учитель называет его сам м-ф 05/Святое-2: Святое (слова-помощники: посвящённое Богу, освящённое …).

Русь тоже называют Святой. Святая Земля была избрана для того, чтобы принять Иисуса Христа, а Святая Русь избрана для того, чтобы принять и хранить великую святыню - веру Православную.

В одной из стихир * (Словарь*. Стихира - краткое церковное песнопение) поется: «…Святая Русь, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».

Святая Русь - это обязательно Русь Православная (м-ф 06. Святая Русь).

На Русской земле воссияло много угодников * Божиих (м-ф 07. Угодник Божий).

· Как вы понимаете выражение угодник Божий?

· После ответов детей м-ф 08. Словарь*. Угодник Божий - человек, угодивший Богу святою, непорочною жизнью.)

· Святые угодники Божии своей чистой и непорочной жизнью освятили каждую пядь русской земли (м-ф 09. Святые Земли русской).

· Кто же такиесвятые люди?

После ответов детей. Святые - это люди, в которых образ Божий воссиял в своей первоначальной чистоте.

· Вспомните, что понимается под образом Божиим?

После ответов детей (м-ф 10/видео. Образ и подобие Божие: 49 с) .

Словарь *. Образ Божий нужно видеть только в душе человека. Бог есть Дух, не облеченный никаким телом. По слову Священного Писания, Бог есть Добро и Любовь. Поэтому все добрые и благородные свойства души являются таким выражением образа Божия.

· Как вы думаете, сколько всего святых? (Предположения детей)

В акафисте* Всем Святым (т.е. святым всего мира. Словарь*. Акафист - хвалебная песнь) они уподобляются звёздам небесным. Как количество звёзд ведомо только Богу, так и количество всех святых знает только Бог, сосчитать их невозможно, т.к. не все угодившие Богу явлены людям.

Но Церковь знает и помнит имена многих и многих святых. В церковном календаре каждый день ознаменован памятью Святых угодников Божиих, которые поминаются на церковных службах.

Если бы на том месте, где жил святой, зажечь свечу, то вся Русь покроется такими свечами.Святая Русь - это море святого огня (м-ф 11. Святая Русь) .

· Как вы думаете, только ли людей, достигших святости, можно отнести к Святой Руси? (Предположения детей)

Конечно, нет. Святая Русь - это, прежде всего, люди, хранящие православную веру. Русь исстариназывали Святой Русью, потому что наибольшая часть её народа - от детей до глубоких стариков и от царя до последнего бедняка - старались в меру сил жить благочестиво и праведно, т. е. соблюдая Заповеди Божии, придерживаясь православных обычаев. Согрешив, люди приносили в церкви искреннее покаяние (м-ф 12. Святая Русь).

Но святой может быть не только земля или человек.

· Подумайте, что ещё на земле может быть святым, т.е. посвященным Богу? (Предположения детей).

В первую очередь, это, конечно, Священное Писание (м-ф 13)!

Святой апостол Павел называет Священное Писание боговдохновенным, тем самым не давая людям власти самовольно изменять (искажать) живое слово Божие.

· Как понимаете «Боговдохновенна»? Какие два слова мы здесь слышим? (Бог и вдох или вдохнуть).

Библия написана по вдохновению свыше, благодатным дыханием Бога-Духа Святого через пророков. Чтобы это понять, давайте представим ситуацию: допустим, кто-то попросил вас помочь написать письмо. Он вам диктует, а вы пишите.

· Кто автор письма: вы или тот человек? (Тот человек, потому что в письме выражены его мысли).

Так и Библия: писали пророки, но Автор - Бог .

Было время, когда русский народ очень хорошо знал Священное Писание.

· Как вы думаете, откуда, народ, среди которого было немало безграмотных людей, хорошо знал Библию? (Предположения детей).

Во - первых, на Руси обязательно посещались богослужения в воскресные и праздничные дни, во время которых читается Священное Писание.

Во - вторых, в семьях по вечерам было принято читать Библию: вся семья собиралась за столом и глава семьи - отец (или кто-то грамотный) читал главы из Священного Писания.

· Давайте посмотрим, какие слова - помощники вы записали для определения понятия «святое».

После ответов детей . Святость , свойство, присущее Богу, которым Он наделяет лица и предметы. Святость предполагает определённую связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью - в противоположность греховности.

Таким образом, святое - это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и посвящённое Богу.

Ребята, у вас в тетрадях дано условное изображение Святой Руси.

На плоскость, изображающую Святую Русь, мы будем наносить всё, что относится к ней.

· Как вы думаете, что мы изобразим в первую очередь? (Предположения детей)

Конечно, Священное Писание. После крещения Руси, на землю русскую пришло Слово Божие, которое заключено в Библии (м-ф 14) .

· Как мы это изобразим? (В виде раскрытой книги, листы которой напоминают крылья птицы, распростёртые над Русью).

· Далее что изобразим? (Русских святых (м-ф 15)

· Как мы их будем изображать? (Предположения детей).

После выслушанных предложений детей, учитель предлагает изобразить святых в виде горящих свечей).

По всей «территории» Святой Руси нарисуйте горящие свечи, которые как бы олицетворяют собой святых земли Русской.Этим светом освящается не только Русь, но и другие земли. Чтобы показать это, вынесем лучи света за пределы границ Святой Руси.

Рефлексия.

В ваших тетрадях в начале каждого урока изображена звёздочка-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после каждого занятия:

· зелёный цвет - мне было интересно;

· желтый - было интересно, но кое-что осталось непонятно;

· красный - я с этим не согласен

· фиолетовый - мне это «фиолетово»

· чёрный - было скучно

чувств. После обсуждения по группам что было интересно,что непонятно,с чем не согласны, почему было скучно или безразлично, идёт выступление представителей от групп.

· Д-з: Понятийный круг.

Дома в понятийный круг впишите новые слова-термины, с которыми познакомилисьна сегодняшнем занятии. В этом вам помогут… (словарик и слова-помощники)

Англичанин говорит «добрая старая Англия», француз - «прекрасная Франция», итальянец - «сладостная Италия». Русь - она не всегда добрая, порой не особо прекрасная и уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе «немытая» и «проклятая». Но даже и такие, пусть с иронией или скепсисом, а говорят о «Святой Руси». И это вовсе не случайно/

Святая Русь. Худ. М.В. Нестеров, 1901-1906

Русь светлая

Русское слово «святой» своим происхождением связано со словом «светлый». Они восходят к славянскому и индоевропейскому прошлому; у разных народов слова с подобным корнем означают свет, мир, день, а также нечто белое, чистое, светящееся. Современный православный философ и искусствовед Валерий Лепахин отмечает, что в древнерусских былинах и духовных стихах «святая Русь» отождествляется с «белым светом» и «матерью-сырой-землей». Илья Муромец отправляется на ратные подвиги: «И заслужили тогда его ноги резвые, // И заслужили руки белые, // И увидел тогда он вольный белый свет». Добрыня Никитич говорит о себе: «Я не ездил бы, Добрыня, по святой Руси…». О нем же сказывается: «Быть какому ни есть добру молодцу, // Святорусскому могучему богатырю!». «Слово о погибели земли Русской» (XIII век) начинается словами: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!». В Стихе о Голубиной книге (XV-XVI века) поется:

Святая Русь-земля всем землям мати:
На ней строят церкви апостольские;
Они молятся Богу распятому,
Самому Христу, Царю Небесному, -
Потому свято-Русь-земля всем землям мати.

Интересно, что одна из основных версий происхождения слова «Русь» также построена на сближении его с понятием «светлый», ведь даже в современном русском языке сохранилось древнее слово «русый». В 911 году русы заключали договор с Византией от имени князя Олега и других «светлых и великих князей» и именовали себя «нашей светлостью». Арабский хронист X века также писал, что некий предводитель русов имел титул «свиет малик» (светлый князь).

Сочетание «русского» и «светлого» оказалось крайне устойчивым и в русском языке, и в представлениях соседних народов. Как сами русские люди, так и европейские путешественники именовали Московское царство «Белой Россией». Иностранцы пользовались этим термином вплоть до начала XVIII века, он встречается на европейских картах. «Белый царь» прославляется в русских народных песнях. В Европе также знали, что русский государь именуется «светлейшим» (illustrissimus) и «белым» (albus). «Белым царем» с XVI века именовали его и на Востоке. Важно отметить, что такое же самоназвание - Белая Россия - возникло и в русских землях, включенных в состав Великого княжества Литовского. Именно поэтому с начала XVII века на Москве в отношении православных «литовских людей» возникает именование «белорусцы» (белорусы). Тогда же понятие «Белая Русь» было окончательно закреплено за Западной Русью и в 1654 году внесено в официальный титул русских царей.

Святость как ответственность

Однако наряду с этим уже в XVI веке «Святая Русь» русскими книжниками начинает переосмысливаться в особом религиозном ключе. Старец Филофей в своем знаменитом послании о Третьем Риме обращался к Василию III как к «пресветлейшему и высокопрестольнейшему государю великому князю светлосияющему в православии христианскому царю и владыке всех, браздодержателю же всей святой и Великой России». Старец напоминал Великому князю о том, что после падения первого и второго Рима лишь в России Церковь «в православной христианской вере во всей поднебесной паче солнца светится » и потому утверждал: «И да ведает держава твоя, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в твое едино царство, и один ты во всей поднебесной святейший и благочестивый именуешься царь». Старец впервые обозначил крайне важную мысль: Русь должна соответствовать своему высокому, святому именованию.

Произошло еще одно существенное изменение: приобретя новое значение, Святая Русь преодолела свои этнические границы. Не случайно князь Андрей Курбский в том же смысле писал о Российском государстве как о «Свято-русской империи». ВXVII веке «Святую Русь» и известных с былинных времен «святорусских богатырей» упоминает «Повесть об азовском сидении». Однако теперь они имели уже определенно религиозное осмысление: «Теперь мы, бедные, расстаемся с вашими иконами чудотворными, с христианами со всеми православными: не бывать уж нам на святой Руси! Смерть пришла в пустыне нам, грешникам, за ваши иконы чудотворные, за веру христианскую и за имя царское, за все царство Московское!».

В начале XIX века «Святая Русь» получила второе дыхание. Связано это было как с патриотическим порывом времен наполеоновских войн, так и с публикацией древнерусских былин и духовных стихов. Начиная с Н.М. Карамзина «Святая Русь» понималась как наиболее возвышенное именование Отечества. Вспомним пушкинское: «Святая Русь! Отечество! Я твой!». Тут не было особой религиозной специфики. При открытии памятника Карамзину в его родном Симбирске историк М.П. Погодин произнес: «Я уверен, что и всякий из наших соотечественников, в котором бьется русское сердце, которому мило русское слово, которому дорога русская слава, кто любит свою святую Русь, кто предан просвещению, вспомнив благодеяния Карамзина, произнесет ему всегда внутренно свое русское, сердечное спасибо». В манифесте императора Николая I, изданном в 1848 году по поводу революции во Франции, говорилось: «По заветному примеру Православных Наших предков, призвав в помощь Бога Всемогущего, Мы готовы встретить врагов Наших, где бы они ни предстали, и не щадя Себя будем в неразрывном союзе с Святою Нашею Русью защищать честь имени Русского и неприкосновенность пределов Наших».

Святая Русь, - святою будь!

На слова манифеста в своем стихотворении «Святая Русь» отозвался князь Петр Вяземский. В юности бывший большим вольнодумцем, поэт смог выразить мысль, ранее обозначенную старцем Филофеем - именуясь Святой, Русь должна быть таковой на деле:

Как в эти дни годины гневной
Ты мне мила, святая Русь,
Молитвой теплой, задушевной,
Как за тебя в те дни молюсь!..

Как я люблю твое значенье
В земном, всемирном бытии,
Твое высокое смиренье
И жертвы чистые твои,

Твое пред Промыслом покорство,
Твое бесстрашье пред врагом,
Когда идешь на ратоборство,
Приосенив себя крестом!..

О, дорожи своим залогом!
Блюди тобой избранный путь,
И пред людьми и перед Богом,
Святая Русь, - святою будь!

Василий Жуковский в письме Вяземскому выражал надежду, что название Святой Руси «никогда не потеряет своего глубокого смысла, хотя и вошло в разряд обыкновенностей». Слова Жуковского звучат поразительно современно: «В выражении Святая Русь - отзывается вся наша особенная история; это имя Россия ведет от Крещатика; но свое глубокое значение оно приобрело со времен раздробления на уделы, … когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это все соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна отчизна, одна вера, один язык, одинакия воспоминания и предания; вот отчего и в самых кровавых междоусобиях, когда еще не было России, когда удельные князья беспрестанно дрались между собою за ее области, для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь».

В 1850-е годы Вяземский развил свою мысль в «Молитвенных думах»:

Не дай нам Бог во тьме и суете житейской,
Зазнаться гордостью и спесью фарисейской,
Чтоб святостью своей, как бы другим в упрёк,
Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок.
Не в славу, не в почёт, народные скрижали,
Родную нашу Русь святой именовали.
А в назиданье нам, в ответственность, в завет.
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам.

С тех пор «Святой Русью» именовали либо Россию в целом, как в былинах, либо Русь сокровенную - религиозный идеал православного русского народа и то «малое стадо», ради которого и сохраняется Россия.

Святая Русь ныне

Это второе значение Святой Руси отобразилось в церковной гимнографии. Впервые Святая Русь прозвучала в церковном гимне накануне Февральской революции. Это произошло при составлении службы священномученнику патриарху Московскому и всея России Гермогену: «Богу нaшему тобою слaва, тебе же, священномучениче Ермогeне, довлеет рaдоватися во свете лица Его и непрестaнно молитися, да не погибнет Рyсь святая».

Впервые служба, автором которой был протоиерей Илия Гумилевский, была опубликована осенью 1916 года. В составленной священноисповедником иеромонахом (позднее - епископом) Афанасием (Сахаровым) и профессором Петроградского университета Б.А. Тураевым в 1918 году службе всем русским святым была внесена знаменитая стихира: «Русь святая, храни веру Православную!». Служба всем российским святым была утверждена Поместным собором (хотя первое повсеместное празднование состоялось лишь в 1946 году). В эти времена Святая Русь уже вступила в такие испытания, которые нельзя сравнить ни с какими иными в ее многострадальной истории. По мостовой шли красногвардейцы из «Двенадцати» Блока:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Сонм Новомучеников стал зримым воплощением слов праздничной стихиры. Частью Святой Руси стала и православная Россия, оказавшаяся в эмиграции.

В день всех российских святых, празднуемый во второе воскресный день по Пятидесятнице, в 1941 году началась Великая Отечественная война. В разгар кровавой бани началось воссоздание Святой Руси. В новом патриаршем титуле в 1943 году было закреплено каноническое понятие «Русь», которое было распространено на всю советскую территорию (кроме Грузии, где существует своя поместная Церковь). Духовные границы Святой Руси еще шире канонических: везде в мире, где молитвенно возглашается имя предстоятеля Русской Церкви - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси - присутствует Святая Русь.