Что такое браширование древесины. Браширование — технология старения дерева под силу любому Технология старения дерева браширование

Для настоящего мастера умение собственноручно состарить деревянный декор не должно быть проблемой, тем более что используется такой приём довольно часто. Мы описали для вас технику выполнения работ и составили перечень инструмента для браширования деревянных изделий своими руками.

Какое дерево использовать

Суть браширования заключается в более ярком проявлении фактуры древесины, её природного рисунка. Достигается это за счёт создания рельефной поверхности, из которой удаляются мягкие волокна, а твёрдые, наоборот, остаются. Отсюда первая очевидная истина: волокна разной плотности в древесине должны быть.

Поэтому для браширования не годятся породы с равномерной плотной структурой, такие как клён, бук, ольха или тик. Но это не значит, что твёрдое дерево не может быть состарено брашированием. Например, при обработке дубовых досок достигается весьма занятный эффект: появление тонких рваных царапин, что при правильном окрашивании делает такие изделия очень ценным декором.

Наилучшим образом после браширования выглядят хвойные породы. Наиболее распространённая сосна имеет небогатую текстуру, и рисунок после обработки вряд ли кого-то удивит. А вот в ели и лиственнице проявляются по-настоящему неповторимые узоры.

Любое дерево для браширования должно быть качественно отстрогано и избавлено от любого рода дефектов и пороков, браширование их не устранит. Влажность древесины в идеале должна быть 10-12%, но в любом случае не более 15%, иначе волокна будут рваться и обильно образовывать мелкий ворс.

Щётки и прочий инструмент

Основная работа при брашировании выполняется щётками-крацовками. Это достаточно грубые металлические щётки дискового типа с ворсом из латуни или стали. Желательно, чтобы щётка имела широкую торцевую часть и по форме была близка к валику — так обработка будет более равномерной. Толщина проволоки всецело зависит от типа дерева: ворс должен быть в 7-10 раз тоньше мягких прожилок, при этом прямые проволочки предпочтительнее «кудрявых».

Крацовки выбирают основную массу волокон, но поверхность при этом остаётся слишком шероховатой и ворсистой. Качество обработки можно улучшить с помощью синтетических нейлоновых щёток, в которых в толщу пластика вплавлена абразивная пудра разной фракции. Такая шлифовка помогает устранить большинство мелких задиров и ворс, которые мешают покраске, без них поверхность выглядит чище и приятнее.

Третьего этапа обработки обычно избегают, но если вам нужно премиальное качество поверхности, то брашированную древесину придётся полировать. Из-за наличия пор это непросто сделать, необходимо использовать щётки с жёстким натуральным ворсом, например, сизалевые или из грубой шерсти.

Хорошее качество обработки достигается, как правило, при использовании электроинструмента. Дрель будет предпочтительнее угловой шлифмашинки, работая ею, проще контролировать направление обдирки и обороты. Также необходима тщательная фиксация заготовки, пригодится пара струбцин. Ну и, конечно, понадобятся средства защиты от пыли, образующейся более чем обильно, и её удаления: пылесос, очки и перчатки точно не будут лишними.

Порядок выполнения работ

На первом этапе обработки сухую и чистую поверхность дерева обходят грубой крацовкой, выдирая мягкие прослойки на желаемую глубину. Наиболее разумным будет ориентировать лицевые поверхности деталей поперёк пластов волокон, там, где прожилок много, и они тонкие. Но не забывайте, что обрабатываться должны все видимые плоскости, иначе контраст будет слишком сильно бросаться в глаза.

Двигаться щёткой нужно строго вдоль волокон без сильного нажима. Небольшие неровности на плоскости неизбежно останутся, это главный недостаток (или достоинство) ручной обработки дерева. Количество оборотов — 1500-2200, хотя для разных пород это значение может отличаться.

Главная приятная особенность браширования — оно открывает широкое поле для экспериментов и может использоваться с отклонением от основных правил, если этого требуют цели визуального оформления. Например, срывая древесину поперёк волокон, вы оставляете беспорядочный узор из грубых царапин, что может быть полезным для редких декоративных вставок .

После крацовки древесины наступает пора шлифования. Синтетическая абразивная щётка направляется вдоль волокон до полного устранения шероховатостей, видимых невооружённым глазом. Время от времени заготовку нужно простукивать с тыльной стороны, чтобы удалить из пор набившуюся пыль и оценить качество обработки. После снятия ворса и задиров наступает пора полировки для придания рельефу гладкости и небольшой глянцевости. Это можно сделать как щёткой на дрели, так и вручную, используя жёсткую часть кухонной губки.

Особенности работы с напольными покрытиями

Брашированию могут подвергаться не только элементы мебели, наличники и всевозможные декоры. Этот приём обработки часто используется для имитации состаривания паркета и паркетной доски.

Главная трудность в работе с деревянным полом — большой объём работ. Дрель здесь мало применима: страдает равномерность обработки и производительность. На таких объёмах разумно приобрести или взять во временное пользование щёточную шлифмашину. Она позволит придерживаться однородной глубины «выцарапывания» крацовкой, а затем быстро провести шлифование на большой площади.

Для пола не рекомендуется проявлять глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина — 0,5-0,8 мм, так дерево на полу станет тёплым и приятно шершавым, исчезнет ненатуральная глянцевость.

Обработка, покраска, патинирование

Фактурирование дерева — лишь половина дела. Браширование ставит конечной целью визуальное выделение древесной текстуры, чаще всего для этого проводят окраску специальными техниками.

Нужно убедиться, что выборка волокон выполнена качественно и поверхность готова к покраске. Используют для этого морилки на водной основе с эффектом лёгкого дубления или прижигания. Нанесение нужно выполнять кистью, тщательно протирая вдоль волокон и следя в процессе за поднятием мелких ворсинок. Если такие присутствуют, поверхность нужно основательно высушить и снова легко обработать шлифовальной щёткой, обламывая подсохшие и затвердевшие заусенцы.


Вместо кисточки удобно использовать мягкую губку — краска распределяется равномернее и без излишков

При покраске чаще всего компоновка тонов повторяет игру света и тени на неровностях: впадины красят в тёмный цвет, гребни — в светлый. Для этого поверхность сперва вскрывают насыщенно тёмным лаком , а затем обтирают губкой или ветошью, удаляя остатки лака с твёрдых волокон, куда он не успевает впитаться.

При работе на большой плоскости равномерное окрашивание достигается после полного высыхания тёмного красителя и последующей лёгкой обработки лепестковым диском с зернистостью Р400-800. Когда выпуклости высветлены, их вскрывают бесцветным или светлых тонов паркетным лаком.

Другой вариант окраски предлагает инверсию: верхний ярус рельефа планируется тёмным, а впадины окрашивают в светлый тон. В этом случае поверхность сперва тонируют тёмным полиуретановым лаком и высушивают. Затем следует нанесение светлого непрозрачного состава, излишки которого снимают резиновым шпателем для проявления тёмной подложки на гребнях.

Я не знаю для чего и почему Вы решили взяться за старение древесины своими руками а не купить готовую состаренную мебель. Да в общем то это и не моё дело.

Пару лет назад клиентка которая заказывала у меня колодезный домик из искусственно состаренной древесины + кормушку + скворечник решила заказать комплект мебели для бани стол две лавки.

Я назвал ей стоимость и она сказав, что дорого стала искать альтернативу. Спустя полтора месяца, она приехала ко мне и сделала заказ, на вопрос что её к этому сподвигло ведь цена её не устроила, она ответила: Знаете, ездила, смотрела, вроде и красиво всё на фото, но стоит дотронуться понимаешь, что это не то (дословно - Почему то производители состаренной древесины считают, что состаренная древесина не должна быть идеально гладкой, а должна быть как шуба волосатой).

Вот после её слов я понял, что способ старения древесины который выбрал я неплох для изготовления именно состаренной мебели.

Вот вам способ старения древесины одного из участников «форумхаус», я пытался спорить, но переубедить человека невозможно сказал(а):

это мой ответ человеку которого смущают царапины на состаренной древесине оставленные металлической щёткой.

Есть щётки металлические, а есть латунные. Латунь так не "борагозит", после первичной обработки (лично я) прохожу щёткой Р-60, абразивность и жесткость запросто удаляет царапинки, потом Вы красите.

Возьмите краску Текстурол, Пинотекс, Боритекс, короче любую пропитку. Сейчас практически в любом магазине есть колористы, попросите сделать из Палисандра чёрную краску. Смешайте 75% чёрного и 25% палисандра и покрасьте. После высыхания удалите остатки поднявшегося ворса нейлоновой щёткой Р-120 или Р-180. Смешайте краску 75% бесцветной и 25% палисандра и красьте ещё второй и третий слой.

Уверяю результат понравиться обязательно.

Это, тяжко, нудно, долго, но результат понравиться.

А вот ответ производителя состаренной древесины - Я делаю проще. Латунью без нейлона. Крашу безжалостно пинотексом нужного цвета. Жду полчасика. И шпателем прям сдираю лишнюю краску. Проявляется текстура прям под руками. После подсыхания пинотекса слегка шлифмашинкой. Потом слой акрилового лака, или ПВА. Ну а потом лак. Поднявшийся ворс после обработки латунной щёткой человек приглаживает с помощью резинового валика.

Мужики то знают, что хорошо побриться нельзя, брея щетину в одном направлении. У древесины тоже волокна до сучка и после торчат в разные стороны, т.ч судите сами возможно ли сделать состаренную древесину своими руками одной железной щёткой.

Совет по подбору инструмента для старения древесины.

Всё зависит от ваших целей и задач которые Вы перед собой поставили.

Если Вы решили сделать для себя лавку или стол из состаренной древесины, то вам вполне достаточно купить дрель и комплект щёток для старения древесины, это латунная щётка, нейлоновая щётка с абразивом р-60 или р-80, и нейлоновая щётка с абразивом р-120 или р-180.

Так же для небольшого объёма работ по старению древесины подойдёт и болгарка с таким же набором щёток. Обратите внимание, что УШМ (болгарка), должна быть с регулировкой оборотов, т.к максимальное число оборотов которые выдерживают нейлоновые щётки 4500 об. Если Вы решили состарить пол, стены, потолок, то дрелью и болгаркой вам не обойтись.

Я пробовал работать практически на всех щёточных машинках для старения древесины, кроме Фестула и Интерскола.

Но остановил свой выбор на Маките-9741, удобно, качественно, надёжно, а главное, что проблем со щётками нет. Но тут я Вам не советчик, каждому своё.

Технология старения древесины

Многие пишут, что можно старить не струганную доску, не верьте. На 70% обрезной, нестроганой древесины есть поперечные задиры которые остаются после распила которые можно убрать только на рейсмусе или с помощью рубанка, но не щёткой.

Не уберёте, получите состаренную древесину в клеточку. Древесина должна быть подсушенной, пройдите её латунной щеткой и если щётка будет поднимать ворс, а не брызгаться водой, то древесина готова к старению.

1. С помощью латунной щётки выберите слой мягкой древесины.

2. С помощью нейлоновой, абразивной щётки удалите поднявшийся ворс.

3. Для покраски состаренной древесины я пользуюсь Пинотексом, Белинкой, Текстуролом и. т. д. Вам понадобятся цвета палисандр, бесцветная и чёрная. Готовой чёрной краски в продаже нет, поэтому придётся сколеровать на заказ. Для первого слоя смешайте палисандр 25% и 75% чёрной краски, покрасьте о дайте просохнуть краске 24 часа, важно, что бы краска хорошо просохла и стала жесткой, т.к даже при хорошей шлифовке нейлоновой щёткой всё ровно появиться поднявшийся ворс.

4. Удалите поднявшийся ворс с помощью нейлоновой щетки р-120 или р-180, помимо того, что эта щётка удаляет ворс и сглаживает линии, она ещё и полирует вашу состаренную древесину.

5. Если при нанесении первого слоя достаточно пропылесосить заготовку перед покраской, то перед покраской вторым слоем заготовку надо хорошо «промести» жесткой щёткой и потом уже пропылесосить. Для второго, третьего и четвертого слоя вам надо смешать бесцветную краску 75% и 25% палисандра. Не смотрите на то, что современные пропитки дают блеск уже на втором слое, важно не только сделать качественное изделие из состаренной древесины, но и сохранить его, не поленитесь покрасьте три, четыре слоя, это намного быстрее чем через пять семь лет переделывать по новой.

Искусственное старение древесины - это как наркотик, попробовав один раз, Вы уже не сможете остановиться и если я оказался прав, мой Вам совет не экономьте на инструменте, чем качественней и надёжней у Вас будет инструмент, тем лучше будут получаться изделия да и работать с хорошим инструментов всегда приятней.

Удачи Вам, хороших и красивых изделий.

Помните, что если Вы сделали что то для себя, главное, что бы нравилось вам, не пытайтесь угодить «ж паруким» завистникам.

Если Вы, что то не поняли или хотите уточнить звоните +7 915 487-91-42 или пишите [email protected] Сергей.



.btn2:hover { background-image:url(images/batton.png); box-shadow: 1px 2px 5px rgba(0, 0, 0, 0.188), inset 0px 0px 2px rgba(255, 255, 190, 0.416); height: 35px; border: 1px black; border-style: dotted; } input.btn2 { font-size: 24px !important; height: 35px !important; line-height: 35px !important; margin: 23px 0px 0px; padding: 0px 43px 0px 39px !important; width: auto !important; } .btn2 { background-image:url(images/batton.png); border-radius: 7px; box-shadow: 1px 2px 5px rgba(0, 0, 0, 0.188), inset 0px 0px 2px rgba(255, 255, 190, 0.416); color: #FFFFFF; cursor: pointer; display: inline-block; font-family: "NeoSansPro", sans-serif; font-size: 24px !important; font-weight: 700; height: 35px !important; line-height: 35px !important; padding: 0px 58px 0px 63px; text-decoration: none; } .toast-container{width:280px;z-index:9999;} * html .toast-container{position:absolute;} .toast-item{height:auto;background:#FBEABB;opacity:.9;-moz-border-radius:10px;-webkit-border-radius:10px;color:#000000;padding-top:20px;padding-bottom:20px;padding-left:6px;padding-right:6px;font-family:lucida Grande;font-size:16px;border:2px solid #999;display:block;position:relative;margin:0 0 12px 0;} .toast-item p{text-align:left;margin-left:50px; } .toast-item-close{background:url();width:22px;height:22px;position:absolute;top:7px;right:7px;} .toast-item-image{width:60px;height:50px;margin-left:10px;margin-top:0px;margin-right:10px;float:left;} .toast-item-image-notice{background:url(images/notice00.png);} .toast-item-image-success{background:url(images/tlf.png);} .toast-item-image-warning{background:url(images/warning0.png);} .toast-item-image-error{background:url(images/error000.png);} .toast-type-notice{color:white;} .toast-type-success{color:#000000;} .toast-type-warning{color:white;border-color:#FCBD57;} .toast-type-error{color:white;border-color:#B32B2B;} .toast-position-top-left{position:fixed;left:20px;top:20px;} .toast-position-top-center{position:fixed;top:20px;left:50%;margin-left:-140px;} .toast-position-top-right{position:fixed;top:20px;right:20px;} .toast-position-middle-left{position:fixed;left:20px;top:50%;margin-top:-40px;} .toast-position-middle-center{position:fixed;left:50%;margin-left:-140px;margin-top:-40px;top:50%;} .toast-position-middle-right{position:fixed;right:20px;margin-left:-140px;margin-top:-40px;top:50%;} .btn2 a:link, .btn2 a:active, .btn2 a:hover { font-size: 24px !important; color: #330000; text-decoration: none; }

Искусственное придание дереву состаренного вида является сегодня одной из самых востребованных технологий оформления предметов мебели и прочих деталей интерьера. В металлических застенках каменных джунглей человеческий глаз так и цепляется за островки обласканного ветрами и выгоревшего на солнце дерева! Все секреты технологии браширования древесины узнаете в нашей статье.

Дерево – неизменный лидер среди отделочных материалов. Если со знанием дела совместить состаренную древесину с модной отделкой, можно добиться потрясающего результата, и ваше жилище приобретет самобытную красоту и уникальность. Знаете ли вы, что механическое состаривание дерева, или браширование, может освоить каждый – было бы желание!

Браширование древесины: сущность метода

Естественный процесс старения дерева занимает не один год: некоторые участки его начинают неравномерно изнашиваться, постепенно выветриваются и структурные поры. Так называемые годовые кольца на срезе ствола, которые, по сути, являются ранней и поздней древесиной разного оттенка, приобретают со временем не только контрастный цвет и плотность, но и видимый объем. Вы, скорее всего, знаете, как выглядит поверхность старой древесины: ее волнообразная текстура неоднородна и напоминает песчаные волны. Наиболее привлекательна в этом плане древесина ели, ясени и лиственницы.

Браширование (в переводе с англ. brush — щетка) – метод, в основе которого лежит механическая обработка щеткой ранней древесины, чтобы удалить ее мягкие волокна и таким образом показать естественную красоту и объем природного рисунка дерева.

Ствол дерева состоит из разных по твердости слоев, что хорошо заметно на его поперечном срезе. Древесные волокна с различными физическими характеристиками образуют индивидуальный для каждой породы дерева рисунок. Изделия, созданные из натуральной древесины, уникальны.

Щетка, удаляя мягкий слой дерева, обнажает его твердые волокна, подчеркивает их красивый рельеф и придает обработанному материалу эстетичный декоративный вид. В условиях естественной среды процесс этот аналогичен, только занимает он не один год, в то время как в стенах столярной мастерской состарить древесину можно в считанные часы.

Искусственное структурирование древесины идеально подходит для обработки мягких и твердых пород дерева, массив которых отличается четко выраженной фактурой и хорошо заметными слоями различной плотности и твердости. Это сосна, дуб, лиственница, орех, ясень, венге.

Метод малоэффективен, когда речь идет о буке, клене, тике, березе, вишне, ольхе. Эти деревья имеют мелковолокнистую и недостаточно выраженную структуру без очевидной слоистости. Такую древесину не брашируют.

Технология браширования сегодня очень популярна, так как структурированная древесина применяется повсеместно. Ее используют в производстве мебели, изготовлении полов и различных декоративных элементов для убранства комнаты. В какой бы форме не было представлено натуральное дерево в помещении, оно органично впишется в любой стиль интерьера.

Инструменты для браширования древесины своими руками

Неискушенному мастеру метод браширования может показаться сложным, но на самом деле структурирование древесины под силу каждому, у кого есть домашняя мастерская и определенный набор оборудования. Вот что нужно для состаривания натурального материала своими руками:

  1. Набор металлических щеток для браширования древесины с разной степенью жесткости. Они предназначены для очищения поверхности древесины от слоя мягких волокон.
  2. «Наждачка» с разной зернистостью. Ее применяют в процессе черновой шлифовки и для завершительной полировки.
  3. Морилка. С помощью этого средства древесине придают яркие декоративные нотки.
  4. Лак. Его используют для вскрытия уже обработанного изделия на завершительном этапе структурирования.

Облегчить и ускорить работу по декоративной обработке дерева, а значит, сделать ее более продуктивной, поможет механизация процесса. Для этого вам понадобятся дрель, на которой можно регулировать скорость, или же специально предназначенная для браширования машинка с набором плоских и широких щеток. Зачистной фрезер, как правило, оснащен тремя насадками для браширования древесины. У каждой из них специфические функции:

  • стальная проволочная щетка для браширования;
  • ворсистая синтетическая щетка для промежуточного шлифования;
  • сизалевая щетка для завершительной полировки поверхности заготовки.

Справедливости ради, стоит отметить, что специальные машинки и станки для браширования древесины актуальны и выгодны, когда у вас в планах самостоятельно потрудиться над большими размерами поверхности (например, состаривание древесины для полов). Четко придерживаясь технологии структурирования, с помощью механизированных инструментов можно добиться безукоризненных результатов.

Браширование древесины своими руками: инструкция

  1. Слегка смочите заготовку водой – так вы избавите себя от разлетающейся по мастерской древесной пыли. Вначале пройдитесь по образцу щеткой из металлической проволоки. Ее жесткость подбирается с учетом прочности и твердости выбранной древесины. Щетка должна быть достаточно твердой для того, чтобы счистить с заготовки верхний волокнистый слой, но в то же время умеренно мягкой, чтобы не повредить твердые волокна, из-за красоты которых, собственно говоря, браширование и делают. Перемещайте инструмент по ходу волокон, выбрав умеренный темп работы, чтобы как можно тщательнее выскоблить заготовку. Увеличив частоту оборотов механической щетки, можно запечь древесину, что крайне нежелательно, поэтому для каждого образца подбирают индивидуальный темп работы. Если вы орудуете обычным ручным инструментом, то с легкостью определите, с какой скоростью обрабатывать заготовку наиболее эффективно. Правда, ручная работа забирает больше усилий и времени.
  2. После первичной жесткой обработки детали поменяйте щетку на полимерную насадку с абразивным покрытием и отшлифуйте заготовку, чтобы удалить с ее поверхности ненужную шероховатость и остатки волокон. Только после того, как древесина будет отшлифована, можно объективно оценить качество вашего труда, увидеть, насколько глубоко было сделано структурирование. Если объем проделанной работы кажется вам недостаточным, бороздки, появившиеся на поверхности древесины, можно немного углубить. Главное, не переборщить. На этом же этапе заготовку можно дополнительно декорировать: с помощью стамески сделайте углубления естественной формы. После первичной шлифовки слегка подкорректируйте их, придав им первозданный естественный вид трещинок, которые могла бы нанести на дерево сама природа.
  3. Насадка, оснащенная сизалевой щеткой, пойдет в ход для финальной полировки древесины. Эта процедура придаст фактуре заготовки недостающий лоск и неповторимость. Если обрабатываете образец вручную, воспользуйтесь мелкозернистой наждачной бумагой, чтобы получить идеально гладкую поверхность заготовки. Заглаженный образец готовят к окрашиванию и покрытию лаком: полностью высушивают и очищают от пыли.
  4. Чтобы придать детали особый налет благородности и роскоши, после покраски ее можно патинировать (окрасить глубокие трещины более темной краской) или позолотить. Если щедро нанести на рабочую поверхность морилку и быстро удалить излишки, мягковолокнистые участки впитают краску, а твердые волокна останутся светлыми. Непревзойденно выглядит на естественном фоне забитая в микротрещины золотая краска. После покраски пигментным составом заготовку еще раз подвергают полировке, которая сглаживает все неровности, появившиеся после окрашивания.
  5. Лак используют, когда заготовка тщательно очищена, вымыта и просушена. В обработке брашированных элементов для набора паркета применяют специально предназначенный для этой цели паркетный лак, тогда готовые полы долгое время будут сохранять свой первозданный вид.

Браширование с помощью химии

Химические средства в процессе искусственного состаривания древесины применяют с целью облегчения работы. С помощью некоторых химически активных растворов можно добиться легкого удаления мягкой волокнистой части древесины: вещество размягчит или разъест поверхность заготовки, так что останется только соскоблить ненужную часть древесины.

Для работы применяют кислоты, щелочи и различные едкие средства. Чем выше концентрация активных веществ в «химии», тем сильнее она разлагает волокна древесины. Это значит, что металлические щетки для начальной обработки образца могут и не понадобиться – достаточно будет несколько раз нанести и смыть средство с заготовки.

При химическом брашировании в воздух попадают едкие летучие вещества. В целях профилактики химического отравления подобные работы проводят не в помещении, а на улице. После удаления слоя мягких волокон с помощью «химии» дальнейшие декоративные работы выполняют так же, как при механическом способе состаривания древесины.

Сферы использования брашированной древесины

Технологию искусственного состаривания древесины широко применяют в создании стильных предметов для интерьера и в оформлении разного рода помещений. Объяснить такую популярность можно высокой декоративностью и доступностью данного метода. Состаренная древесина идеально ложится на каминные доски и полки, прекрасно смотрится на потолочных балках, колоннах и стеновых панелях, наполняя гостиные и холлы, рестораны и клубы неповторимым духом изысканности и аристократизма.

Мебель, украшенная элементами из состаренного дерева, в любом интерьере выглядит утонченно и строго. Особенно ценятся заготовки, над внешним видом которых в свое время потрудились короеды. Как утверждают краснодеревщики, подобным образом обработать массив дерева вручную нельзя – природе в этом нет равных. Деревянные изделия, созданные с помощью технологии браширования, являются отличным дизайнерским решением для оформления любого интерьера.

Браширование древесины. Видео

Для настоящего мастера умение собственноручно состарить деревянный декор не должно быть проблемой, тем более что используется такой приём довольно часто. Мы описали для вас технику выполнения работ и составили перечень инструмента для браширования деревянных изделий своими руками.

Какое дерево использовать

Суть браширования заключается в более ярком проявлении фактуры древесины, её природного рисунка. Достигается это за счёт создания рельефной поверхности, из которой удаляются мягкие волокна, а твёрдые, наоборот, остаются. Отсюда первая очевидная истина: волокна разной плотности в древесине должны быть.

Поэтому для браширования не годятся породы с равномерной плотной структурой, такие как клён, бук, ольха или тик. Но это не значит, что твёрдое дерево не может быть состарено брашированием. Например, при обработке дубовых досок достигается весьма занятный эффект: появление тонких рваных царапин, что при правильном окрашивании делает такие изделия очень ценным декором.

Наилучшим образом после браширования выглядят хвойные породы. Наиболее распространённая сосна имеет небогатую текстуру, и рисунок после обработки вряд ли кого-то удивит. А вот в ели и лиственнице проявляются по-настоящему неповторимые узоры.

Любое дерево для браширования должно быть качественно отстрогано и избавлено от любого рода дефектов и пороков, браширование их не устранит. Влажность древесины в идеале должна быть 10-12%, но в любом случае не более 15%, иначе волокна будут рваться и обильно образовывать мелкий ворс.

Щётки и прочий инструмент

Основная работа при брашировании выполняется щётками-крацовками. Это достаточно грубые металлические щётки дискового типа с ворсом из латуни или стали. Желательно, чтобы щётка имела широкую торцевую часть и по форме была близка к валику — так обработка будет более равномерной. Толщина проволоки всецело зависит от типа дерева: ворс должен быть в 7-10 раз тоньше мягких прожилок, при этом прямые проволочки предпочтительнее «кудрявых».

Крацовки выбирают основную массу волокон, но поверхность при этом остаётся слишком шероховатой и ворсистой. Качество обработки можно улучшить с помощью синтетических нейлоновых щёток, в которых в толщу пластика вплавлена абразивная пудра разной фракции. Такая шлифовка помогает устранить большинство мелких задиров и ворс, которые мешают покраске, без них поверхность выглядит чище и приятнее.

Третьего этапа обработки обычно избегают, но если вам нужно премиальное качество поверхности, то брашированную древесину придётся полировать. Из-за наличия пор это непросто сделать, необходимо использовать щётки с жёстким натуральным ворсом, например, сизалевые или из грубой шерсти.

Хорошее качество обработки достигается, как правило, при использовании электроинструмента. Дрель будет предпочтительнее угловой шлифмашинки, работая ею, проще контролировать направление обдирки и обороты. Также необходима тщательная фиксация заготовки, пригодится пара струбцин. Ну и, конечно, понадобятся средства защиты от пыли, образующейся более чем обильно, и её удаления: пылесос, очки и перчатки точно не будут лишними.

Порядок выполнения работ

На первом этапе обработки сухую и чистую поверхность дерева обходят грубой крацовкой, выдирая мягкие прослойки на желаемую глубину. Наиболее разумным будет ориентировать лицевые поверхности деталей поперёк пластов волокон, там, где прожилок много, и они тонкие. Но не забывайте, что обрабатываться должны все видимые плоскости, иначе контраст будет слишком сильно бросаться в глаза.

Двигаться щёткой нужно строго вдоль волокон без сильного нажима. Небольшие неровности на плоскости неизбежно останутся, это главный недостаток (или достоинство) ручной обработки дерева. Количество оборотов — 1500-2200, хотя для разных пород это значение может отличаться.

Главная приятная особенность браширования — оно открывает широкое поле для экспериментов и может использоваться с отклонением от основных правил, если этого требуют цели визуального оформления. Например, срывая древесину поперёк волокон, вы оставляете беспорядочный узор из грубых царапин, что может быть полезным для редких декоративных вставок .

После крацовки древесины наступает пора шлифования. Синтетическая абразивная щётка направляется вдоль волокон до полного устранения шероховатостей, видимых невооружённым глазом. Время от времени заготовку нужно простукивать с тыльной стороны, чтобы удалить из пор набившуюся пыль и оценить качество обработки. После снятия ворса и задиров наступает пора полировки для придания рельефу гладкости и небольшой глянцевости. Это можно сделать как щёткой на дрели, так и вручную, используя жёсткую часть кухонной губки.

Особенности работы с напольными покрытиями

Брашированию могут подвергаться не только элементы мебели, наличники и всевозможные декоры. Этот приём обработки часто используется для имитации состаривания паркета и паркетной доски.

Главная трудность в работе с деревянным полом — большой объём работ. Дрель здесь мало применима: страдает равномерность обработки и производительность. На таких объёмах разумно приобрести или взять во временное пользование щёточную шлифмашину. Она позволит придерживаться однородной глубины «выцарапывания» крацовкой, а затем быстро провести шлифование на большой площади.

Для пола не рекомендуется проявлять глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина — 0,5-0,8 мм, так дерево на полу станет тёплым и приятно шершавым, исчезнет ненатуральная глянцевость.

Обработка, покраска, патинирование

Фактурирование дерева — лишь половина дела. Браширование ставит конечной целью визуальное выделение древесной текстуры, чаще всего для этого проводят окраску специальными техниками.

Нужно убедиться, что выборка волокон выполнена качественно и поверхность готова к покраске. Используют для этого морилки на водной основе с эффектом лёгкого дубления или прижигания. Нанесение нужно выполнять кистью, тщательно протирая вдоль волокон и следя в процессе за поднятием мелких ворсинок. Если такие присутствуют, поверхность нужно основательно высушить и снова легко обработать шлифовальной щёткой, обламывая подсохшие и затвердевшие заусенцы.


Вместо кисточки удобно использовать мягкую губку — краска распределяется равномернее и без излишков

При покраске чаще всего компоновка тонов повторяет игру света и тени на неровностях: впадины красят в тёмный цвет, гребни — в светлый. Для этого поверхность сперва вскрывают насыщенно тёмным лаком , а затем обтирают губкой или ветошью, удаляя остатки лака с твёрдых волокон, куда он не успевает впитаться.

При работе на большой плоскости равномерное окрашивание достигается после полного высыхания тёмного красителя и последующей лёгкой обработки лепестковым диском с зернистостью Р400-800. Когда выпуклости высветлены, их вскрывают бесцветным или светлых тонов паркетным лаком.

Другой вариант окраски предлагает инверсию: верхний ярус рельефа планируется тёмным, а впадины окрашивают в светлый тон. В этом случае поверхность сперва тонируют тёмным полиуретановым лаком и высушивают. Затем следует нанесение светлого непрозрачного состава, излишки которого снимают резиновым шпателем для проявления тёмной подложки на гребнях.

Метод основан на разнице в твердости слоев, из которых состоит массив дерева. На поперечном срезе четко видны годичные кольца, которые образованы волокнами с различными физическими характеристиками. В изделиях эти слои образуют характерный для каждого сорта дерева рисунок.

При удалении мягкого слоя, участки, состоящие из твердых волокон, становятся рельефными, явно проступая на поверхности и придавая древесине особенно декоративный вид. В естественных условиях это происходит с течением времени, когда мягкие волокна удаляются по мере эксплуатации изделия. Браширование позволяет визуально состарить древесину и придать ей фактурность в условиях столярной мастерской.

Браширование древесины своими руками: искусственное состаривание дерева

Такая технология структурирования древесины пригодна для использования в работе с мягкими и твердыми породами дерева, у которых есть четко выраженная фактура и явные слои разной твердости:

  • сосной
  • дубом
  • лиственницей
  • ясенем
  • орехом
  • венге

Породы дерева с мелковолокнистой и неявно выраженной структурой для браширования непригодны, поскольку в них нет нужной слоистости. К таким видам материала относится древесина:

  • клена
  • ольхи
  • березы
  • вишни

Применение технологии браширования позволяет создавать оригинальные фактуры, которые идеально смотрятся в изделиях для интерьеров разных стилей . Структурированная древесина активно используется при изготовлении полов , мебели , элементов декоративной отделки. Натуральное дерево отлично вписывается в любой дизайн, добавляя в него оригинальные штрихи.

Оборудование для структурирования древесины

Браширование является наиболее доступным и простым в исполнении методом, позволяющим достаточно быстро визуально состарить натуральный материал. Осуществить этот процесс можно в домашней мастерской, используя в работе минимум оборудования.

Это одна из немногих технологий, которая позволяет добиться отличного результата, применяя исключительно ручной труд. Для этого понадобятся:

  • металлические щетки разной жесткости, с помощью которых производится грубое удаление мягких волокон с поверхности заготовки
  • наждачная бумага различной зернистости для черновой шлифовки и финальной полировки
  • морилки и другие средства, для придания древесине максимальной декоративности
  • лак для вскрытия изделия по окончании процесса браширования
  • Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щеткой, жесткость которой подбирается в зависимости от твердости древесины. «Щетина» не должна повреждать твердые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.
  • Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив все лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – еще углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стаместки в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.
  • Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щетки, которая придает детали законченный лощеный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь ее необходимо высушить и полностью очистить от пыли.
  • Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счет образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твердых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.
  • Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.