Техника концентрации и медитации. Средства, способствующие концентрации


Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации, часто может происходить частичное, или полное отвлечение на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации.
Первое время для большинства людей концентрация кажется чем-то почти невозможным для выполнения, т.к. отвлечение на мысли, в силу глубоко укоренившейся привычки, происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем мы занимаемся и какими бы важными мысли нам ни казались, нужно дать себе установку, что все эти мысли я буду думать после практики, а сейчас – только практика.
Первые месяцы у большинства людей, как правило, ещё нет заметных результатов. Вы как бы сталкиваетесь с нежеланием ума подчиняться Вашей воле. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация – это и очень сложно, и очень просто. Это сложно для ума, но это достаточно легко, когда Ваше сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.
Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на завтра даже не вспомнить об этом. Ум не устойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени. Поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в Вашей индивидуальности, отвечает разум.
Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, Вы привыкаете все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, но Ваша задача сделать его подвластным, суметь обучиться направлять Ваш потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Так же дело обстоит и с силой кундалини, которая пробуждается зачастую внезапно для самого практика, когда его внимание однонаправлено.
По мере продвижения в практике концентрация будет плавно переходить в медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. этот процесс, чаще всего постепенный. Медитация отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда Ваш разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации начинается естественное спонтанное созерцание объекта, все происходит легко, без всяких стараний.
Человек, освобожденный от мыслей на время медитации, пребывает в естественном состоянии своего сознания. Подобное переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженством, легкостью и свободой. В йоге это первый уровень самадхи – савикальпа самадхи. По мере успокоения ума, нарастает блаженство и восторг.
Не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время ещё будет рефлексировать, и мысли будут становиться все менее связными. Не важно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это не важно, все это Вы должны оставить как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью. Если Вы обучились не реагировать на мысли, Ваше сознание поднимается до сферы интуитивного разума.
Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации будут лишь мешать. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности, осознанности. Не стоит пытаться её сохранять, нужно просто позволить ей происходить как чему-то естественному. Ведь Ваше внимание всегда с Вами, поэтому Вам просто необходимо перестать прилагать усилия, не засыпая, позволить вашему вниманию интуитивно, самопроизвольно изливаться на объект восприятия.
Когда начинаются старания, или усилия - бдительность теряется, т.к. включается эго, деятельный субъект и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями (вритти). При подобных усилиях Вы соскальзываете с тонкой, интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием на более грубую - сферу мысли.
По сути, состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман, Пуруша), без каких-либо характеристик. Можно условно его охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.
Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта медитации не остается больше ничего, сознание полностью сливается с объектом, проникается им. Во время такого самадхи существует лишь этот объект, погруженный в чистое «Я».
Следующим шагом будет отвлечение внимания даже от этого объекта. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание будет подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит сам собой, как переход в абсолютно естественное идеальное состояние чистого бытия, вне всяких объектов. Подобное состояние называют нирвикальпа самадхи.
Здесь многое зависит также и от объекта медитации, которым может быть что угодно: любое ощущение, внешний объект или мысль. Очень популярны медитации на дыхание, на внутренний звук и свет, на чакры, мантровые техники и др. По моему мнению, все же лучшая медитация – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.
Медитация - это расслабление в естественном присутствии. Чтобы перейти на медитацию необходимо научиться расслаблять все наше существование и перестать пытаться делать что-либо, т.к. внимание вещь спонтанная и естественная. Этот процесс очень индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описывать подробно все этапы, т.к. их могут быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее.
Сначала мы расслабляем тело, оставляя слегка напряженными лишь те части, которые нужны нам для поддержания необходимой для медитации позы. В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что Вы наблюдаете от самого наблюдения. Если кажется, что Вы медитируете, это значит, что, скорей всего, Вы лишь думаете об этом. Медитация – является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец, за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения ни какие ментальные усилия. Чтобы поднять руку, вам не требуются мысли. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример с сороконожкой, которая однажды, вдруг, задумалась о том, каким же образом она перемещает все свои ножки. И когда она об этом подумала – споткнулась.
Одной из самых эффективных медитаций – является медитация на мысли возникающие в спектре нашего осознания. По мере практики наблюдения мыслей, Вы станете различать разные аспекты, или грани мыслей. Станет ясно, что мысль – это не только то самое, живое, моя личность, эго и т.п., а это ещё и энергия, причем объективно живой её не назовешь - это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение будет распознано, начинается период расслабления.
Вы отпускаете все концепции «себя», все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном извечно естественном внимании. Станет ясно, что мысль это даже своего рода некоторое усилие, просто мы привыкли его совершать и по началу расслабление кажется чем-то не естественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии.
В это время уже постепенно появляется различение того, что вокруг нас всегда кружат сотни мыслей в этом ментальном поле восприятия, и мы на самом деле являемся проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цеплял их оттуда. По мере расслабления Вы все больше проникаете в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы, счастья, Вы как бы расплываетесь в пространстве, и Ваше я уже не тот сжатый пучок мыслей.
По мере продвижения в практике медитации, выражение мыслей во внутренний монолог, станет казаться чем-то грубым. Мысли начинают ощущаться ещё в форме импульсов, и сразу происходит узнавание изначального вкуса мысли. Ещё не впустив мысль в себя, Вы уже различаете, является ли эта мысль негативной, или гармоничной, стоит ли этой мысли уделять внимание, подпитав её, дать ей ход, или не стоит.
Считаю, что это лучший способ прекратить индульгирование, самопотакание, нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей наше внимание и энергию. Другие повседневные методы, зачастую связаны с подавлением, или проигрыванием роли отрешенного человека, но редко дают реальную свободу от негативных переживаний.
Как уже упоминалось можно медитировать без объекта, просто расслабляя сознание, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как таковой, что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, или как указатель, чтобы не сбиться с пути. Например, когда не совсем ясно, что происходит в сознании, Вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то, кончик носа, дыхание, звук, мантры или др.
По мере продвижения и прогресса расслабления мыследеятельности, внимание становится все более расфиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем внимание, как некое вибрирующее бытие подобное пространству. Это ещё не конечная цель, т.к. все ещё имеется некая энергия, которую мы ощущаем, и которая фиксирует нас в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.
В медитации, по мере снятия напряжения, происходит выход всех, накопившихся стрессов (кармы). Утончается различительная способность разума. Появляется возможность работать с тончайшими причинами того, что с нами происходит.
Начинать практику медитации можно с двадцати минут два раза в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать себе ритриты, когда медитация проходит по 5-8 часов в день. Подобный ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики. Ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления.
Если медитация не получается и Вы ощущаете что-то вроде попыток концентрации, можно пробовать давать себе различные установки (санкальпы).
1.) Я держусь объекта медитации, во что бы то ни стало, не отвлекаясь.
2.) Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3.) Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4.) Объект медитации уже и так здесь и сейчас, ни какие старания не помогут его воспринять. Нужно лишь расслабиться.
5.) Я отпускаю мысли «как есть», пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
6.) Как я могу не управлять своим собственным умом. Если я не управляем чем-либо, быть может, это не мое?
7.) Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас и больше ничего не нужно - не к чему стремиться.
Все же, почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит, практикуясь каждый день, привыкать сознательно к интуитивному осознанию, которое у большинства людей в наше время дремлет.
© Игорь Саторин

Йогам и Бхактам, которые упорно стараются достичь высочайшей цели в жизни медитацией, посвящается

Возлюбленные ученики! Медитация является единственным Путем к Бессмертию и Вечному Блаженству. Медитация разрушает все причины печалей, болей, страданий. Регулярная медитация делает ум спокойным и устойчивым и открывает путь к интуитивному познанию. Без медитации вы не сможете достичь познания Бесконечною. Медитируйте регулярно, и вы достигнете Самореализации.

Вступление

Направьте ум на определенные объекты внутри или вне тела. Упорно удерживайте его там некоторое время. Это - концентрация. Практикуйтесь в этом ежедневно, очистив сначала ум добрыми мыслями и делами. Концентрация без чистоты ума бесполезна. Некоторые оккультисты владеют концентрацией, но не обладают положительным характером. По этой причине они не развиваются а духовном отношении. Тот, кто освоил нужные Асаны и очистил свои нервы и физическую оболочку постоянной практикой дыхательных упражнений, легко освоит и концентрацию. Концентрация будет интенсивной, если устранены все помехи. Целомудренный человек, сохраняющий свою энергию, добьется еще больших успехов в концентрации. Глупые и нетерпеливые люди сразу приступают к концентрации, не пройдя предварительной этической подготовки. Это - грубая и серьезная ошибка.

Вы можете внутренне сосредоточиться на любом из семи центров духовной энергии (Чакрах). Внимание играет очень большую роль в концентрации. Тот, кто развил у себя силу внимания, будет преуспевать и в концентрации. Человек, полный страстей и всевозможных фантастических желаний, едва ли сможет сосредоточиться на каком-либо предмете или объекте хотя бы одну минуту. Его ум будет прыгать, как старая обезьяна.

Ученый сосредоточивает ум и изобретает много нового. Посредством концентрации он снимает оболочки грубого ума и проникает глубоко в высшие его области, получая наиболее глубокое знание. Он собирает всю энергию ума в один фокус, направляет ее на анализируемый материал и раскрывает его. секрет.

Тот, кто достиг абстракции чувств от объектов, будет преуспевать и в концентрации. Вам придется идти по пути духовного прогресса шаг за шагом, ступень за ступенью. Заложите фундамент нравственностью, Асанами, регулировкой дыхания и абстракцией, и только тогда надстройка, состоящая из концентрации и медитации, будет успешно сооружена. Нужно очень ясно представлять объект концентрации, даже в его отсутствие. Научитесь немедленно вызывать в памяти ментальную картину.

В начале духовной практики можете сосредоточивать внимание на звуке тиканья часов или пламени свечи, или каком-либо другом объекте, приятном для ума. Это конкретная медитация. Не может быть концентрации без его объекта. Ум можно направить в начальной стадии на любой приятный объект, ибо очень трудно сосредоточиться на объекте, который не нравится уму.

Практикующие сосредоточение эволюционируют очень быстро и способны делать любую работу с аккуратностью и эффективностью ученого. То, что другие, прочитывают и усваивают за 6 ч., они сумеют за полчаса.

Концентрация очищает и успокаивает волны эмоций, укрепляет течение мысли и проясняет идеи, а также помогает человеку в его материальном прогрессе. Он будет производить продукцию очень высокого качества на своей работе. То, что было туманным и неясным раньше, становится ясным и определенным; было трудным - теперь легким; сложным, сбивающим с толку и смущающим - легко усваиваемым умом теперь.

Нет ничего невозможного для человека, регулярно практикующего концентрацию. Практикующий концентрацию будет обладать ясным ментальным зрением. Медитация является единственной царской дорогой к спасению и Мокше. Она убивает всякую боль, страдание, 3 вида Запаса (оков) и 5 видов Клешаса, или огорчений; дает человеку видение единства, чувство единения; это - таинственная лестница, соединяющая Небо с Землей и приводящая ученика в Бессмертную Обитель Брахмана; непрерывное течение одной мысли о Боге, или Атмане, наподобие непрерывного течения масла из сосуда (Тайладхарават).

Медитация следует за концентрацией. Практикуйте ее рано утром от 4 до 6 (период Брахма-Мухурты) - лучшее время для медитации. Сядьте в Падма, Сиддха или Сукхасану. Держите голову, шею и туловище на одной вертикали; сосредоточьтесь на Трикуте (участке лба между бровями) или на сердце; глаза закройте.

Медитаций - два типа: Сагуна Дхьяна (конкретная медитация) и Ниргуна Дхыша (абстрактная медитация). При Сагуне ученик размышляет о форме Господа Кришны, Рамы, Ситы, Вишну, Гаятри или Дэвы. При Ниргуне он размышляет о своем "Я" или Атмане. Поместите перед собой картину, изображающую Господа Хари с 4 руками и смотрите пристально на эту картину 5 мин., затем закройте глаза и старайтесь увидеть ее ментально. Во время визуализации направляйте ум от одной части тела Вишну к другой. Сначала пытайтесь мысленно увидеть ступни Его ног, затем ноги, шелковые желтые одежды, золотое ожерелье с Каустубховым драгоценным камнем на груди, кольца в ушах, Макара Кумдалу, лицо и корону на голове, диск в правой верхней руке, раковину, жезл в правой нижней руке, и лотос в левой нижней руке. Затем снова вернитесь к ногам и повторите весь процесс несколько раз. Наконец, сосредоточьтесь на ногах или на лице и повторите мысленно Мантру: "Хари Ом" или "Ом Намо Нарайаяна". Думайте о свойствах Господа: Всемогуществе, Вездесущности, Чистоте.

Размышляйте над Ом, его значением, с благоговейным чувством. Это и есть Ниргуна Дхьяна. Повторяйте медленно Ом. Отождествляйте себя с Ат-маном. Чувствуйте себя: "Я" - это Всепроницающее, Бессмертное "Я" или Атман. "Я" - это Сат-Чит-Ананда-Брахман. "Я" - это Сакши или безмолвный свидетель 3 состояний и всех видоизменений ума. "Я" - это чистое создание. "Я" - это нечто отличное от тела, ума, Праны и чувств. "Я" - это самосветящийся свет. "Я" - это Бессмертная Высшая Душа.

Бели мм присущи удовлетворенность, добрый нрав, терпение, спокойствие и острота ума, приятный голос, легкое тело, бесстрашие, отсутствие желаний, отвращение к земным вещам, то знайте, что вы продвигаетесь успешно по пути духа и уже близки к Богу. О, Прэм! Есть место, где ты не услышишь ни одного звука и не увидишь ни единого цвета. Это место "Параш Дама" или "Падам Атамана" (идеальное место). Это Царство Мира и Блаженства. Там нет телесного сознания; ум находит покой; все желания и стремления растворяются; Индрии остаются спокойными; интеллект перестает функционировать; нет ни борьбы, ни ссор. Желаете ли вы достигнуть этого безмолвного убежища посредством безмолвной медитации? Торжественное безмолвие царит там.

Риши давным давно достигли этого места единственно посредством растворения ума в Безмолвии. Брахман сияет там во всей своей лучезарности. Забудьте тело и все окружающее. Такое забвение - высочайшая Садхана и очень помогает медитации, облегчая единение с Богом. Познав Бога, вы забудете все эти вещи.

Попробуйте достигнуть духовного сознания отвлечением ума от чувственных объектов и направьте его на лотос в ногах Господа, который всегда сияет в глубине вашего сердца. Проникайте вовнутрь, практикуя глубокую, безмолвную медитацию. Ныряйте глубоко, плавайте свободно в океане Сат-Чит-Ананды. Плавайте в реке Божественной Радости. Почтите этот источник. Идите прямо к главному фронту Божественного сознания и пейте Божественный нектар. Чувствуйте дрожь Божественных объятий и наслаждайтесь Божественным экстазом.

Здесь я оставляю вас. Вы достигли состояния Бессмертия и Бесстрашия. О, Прэм! Не бойся! Сияй сейчас! Твой свет пришел! Практикуйте регулярную и систематическую медитацию в одно и то же время ежедневно. Вам легко будет вызвать медитативное настроение. Чем больше вы будете размышлять, тем больше вы будете жить в Духе, где ум и Индрии успокаиваются. Вы будете находиться очень близко у источника - Атмана, наслаждаться волнами мира и блаженства.

Медитация - отличный способ изучения и развития внимания именно благодаря тому, что она идет вразрез с целым рядом склонностей, которые появились в нашем мозге, чтобы обеспечить выживание человека как вида.

Она помогает не только в увеличении продуктивности, обучении и поддержании здоровья. Медитация также успокаивает и сосредоточивает разум. Сосредоточенность помогает добиться глубокой и освобождающей проницательности как в отношении причин страдания, так и в отношении причин величайшего счастья и умиротворенности.

В буддизме традиционно выделяют пять факторов, которые успокаивают разум: направление внимания, поддержание внимания, восторг, радость и единство разума.

Направление внимания - исходное обращение внимание на определенный объект, например начальную фазу дыхания;

Поддержание внимания - сохранение сосредоточенности на объекте, например осознание вдоха на протяжении всего процесса дыхания (от начала до конца);

Восторг - острый интерес к объекту; иногда переживается в форме суетливых приятных ощущений;

Радость - радость сердца, к которой относятся счастье, удовлетворение и уравновешенность;

Восторг и радость помогают сосредоточивать внимание, потому что обеспечивают постоянно высокий уровень дофамина, благодаря этому ворота оперативной памяти закрываются, и вы можете полностью погрузиться в то, что находится внутри.

Единство разума - объединение осознанности, в котором все проживается как целое; небольшое количество мыслей; хладнокровие; сильное ощущение присутствия. Единство разума, вероятно, связано с синхронизацией быстрых гамма-волн крупных областей мозга.

Ниже мы даем рекомендации для медитации сосредоточения, которая основывается на этих механизмах. Конечно же, вы можете менять приведенные ниже рекомендации, приводя их в соответствие с другими видами медитации, которые практикуете, или повседневными действиями.

Сосредоточение похоже на мышцу: оно становится сильнее, когда вы им пользуетесь. Когда ваш разум во время медитации начнет блуждать (а это случится обязательно), постарайтесь не слишком себя критиковать; просто вернитесь к осознанности со следующим дыханием.

Как говорит буддистский учитель Джозеф Гольдштейн, расслабьтесь, но не будьте небрежными. Важно не что случилось в прошлом, а что вы делаете сейчас. Вы всегда можете снова перевести внимание на дыхание и удерживать его. Вы всегда можете открыться восторгу и радости. И всегда можете сделать еще один шаг, приближающий вас к единству разума.

Будда предложил своего рода маршрут для всех, кто хочет освоить созерцательные практики: успокойте разум, утихомирьте его, приведите его к единству, сосредоточьте его.

Практика медитации

Найдите удобное положение, в котором сможете одновременно расслабиться и сохранять бдительность. Закройте глаза или оставьте их открытыми - в таком случае направьте взгляд на расстояние около метра от себя.

Осознавайте, как появляются и исчезают звуки. Осознавайте мысли и чувства. Обращайте внимание на все, что особенно вас отвлекает: перенаправьте внимание на этот отвлекающий фактор на какое-то время, а потом снова постарайтесь сместить его на дыхание.

Сформулируйте намерение этой медитации, можете использовать для этого слова или сделать это невербально. Представьте, что вы - очень сосредоточенный человек, кто-то, кого вы знаете, или историческая фигура вроде самого Будды.

Действительно расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и полностью выдохните, почувствуйте, как напряжение покидает ваше тело. Осознавайте внутренние ощущения, возникающие от дыхания, как холодный воздух попадает в легкие и выходит из них теплым, как грудная клетка и живот поднимаются и опускаются. Не пытайтесь как бы то ни было контролировать дыхание, просто позвольте ему быть таким, какое оно есть. Сохраняйте осознанное отношение к дыханию на протяжении всей медитации, используйте его как своеобразный якорь.

Прочувствуйте состояние максимальной безопасности. Вы находитесь в защищенной среде, вы сильны в себе, способны расслабиться и переместить внимание внутрь.

Найдите в себе сочувствие - к себе. Вспомните другие положительные чувства, в том числе не такие сильные, например благодарность.

Почувствуйте, как польза от этой медитации проникает глубоко внутрь, питает вас, помогает вам, мягко склоняет ваш разум и мозг в еще более благотворную сторону.

Все в порядке. На протяжении следующих пяти минут или даже дольше постарайтесь пребывать в каждом своем дыхании от начала и до конца. Представьте маленького охранника, который находится в вашем разуме и следит за вашим вниманием; он даст знать, если ваши мысли начнут блуждать. Отдавайтесь каждому дыханию и оставляйте все остальное в стороне. Отпустите прошлое, отпустите будущее, проникайтесь каждым дыханием.

Найдите место на теле, в котором физические ощущения дыхания чувствуются особенно ярко, например грудная клетка или верхняя губа. В самом начале каждого вдоха направляйте внимание на эти ощущения. А затем удерживайте внимание на них от начала и до конца. Осознайте промежуток между вдохом и выдохом. Затем направьте внимание на выдох и удерживайте его до конца выдоха.

Можете тихонько считать вдохи про себя, от одного до десяти, а потом снова сначала. Если собьетесь со счета, начинайте сначала. Или же можете тихо отмечать про себя: «Вдох, выдох». По мере того как будете сосредоточиваться, откажитесь от использования слов.

Отдайтесь дыханию, а все остальное просто отложите на время медитации. Изучайте ощущения от каждого дыхания. Вдыхая, осознавайте, что вдыхаете. Выдыхая, осознавайте, что выдыхаете.

Все в порядке. Осознавайте все ощущения восторга или радости. Открывайтесь им, призывайте их. Пусть возникнет блаженство. Пусть возникнет радость. На какое-то время сместите внимание на них. Насколько сможете, усильте ощущения восторга и радости. Попробуйте чуть чаще дышать. Если вы ощутите появление положительных эмоций, позвольте всплескам наслаждения пройти по всему вашему телу.

Позвольте себе быть очень счастливым, очень удовлетворенным, очень спокойным. Исследуйте всевозможные качества восторга, счастья, удовлетворенности и спокойствия. Погружайтесь все глубже в каждое из этих состояний. Перенесите восторг и радость в дыхание, углубляя погружение, успокаивая разум.

Все в порядке. Ваш разум очень спокоен. Внимание поглощено в основном одним объектом, например ощущениями от дыхания на верхней губе. Иногда появляются вербальные мысли, но они очень быстро уходят. Вам очень спокойно.

Целостное дыхание дает ощущение осознанности, все ощущения от дыхания объединились в единое целое. Затем вы осознаете тело как целое. Прочувствуете, как все тело слегка движется вслед за дыханием. Вы не следуете за тем, что проходит через пространство вашего разума, ничему не противитесь. Если кажется, что что-то может нарушить спокойствие, просто позвольте этому пройти мимо и расслабьтесь.

Все в порядке. Ваш разум достигает единения. Вы осознаете тело как целое, опыт как целое. Мыслей совсем мало, возможно, вовсе нет. Ощущение границ и барьеров пропадает из вашего разума. Вы ничему не противостоите. Вы все отпускаете. Почувствуйте, как единение растет и усиливается в вашем разуме. Пусть будет единение.

Позвольте возникать состояниям разума, с которыми вы, возможно, еще не сталкивались во всей их полноте и глубине. Отпустите все мысли. Погрузитесь еще глубже в дыхание, станьте едины с дыханием. Погружаться в дыхание очень легко. Вам не к чему стремиться, нечем становиться. Позвольте возникнуть проницательности, смотрите сквозь опыт, сквозь разум, сквозь мир. Даже те неясные остатки страстных желаний, что еще остались, испаряются. Вы спокойны и свободны.

Все в порядке. Когда вам захочется, постепенно приступите к завершению медитации. Мягко вернитесь из того, где бы вы ни оказались, в состояние спокойствия, удовлетворенности, затем счастья, следом ощутите восторг и перейдите к более повседневным состояниям разума. Не торопитесь. Будьте с собой нежны.

Пусть это умиротворение и устойчивость разума проникнут в ваше существо, станут частью вас. Пусть они напитают вас и все вокруг вас.

© Хансон Рик, Мендиус Ричард. Мозг Будды: нейропсихология счастья, любви и мудрости. - СПб., 2018
© Публикуется с разрешения издательства

Проблема концентрации внимания во время медитации всегда меня интересовала. В прошлом я страдал так называемым , поэтому с концентрацией во время медитации у меня всегда были проблемы.

Каждому опытному учителю медитации, с которым я встречался в своей жизни, мирянину или монаху, я пытливо задавал один и тот же вопрос: «как улучшить концентрацию во время медитации» . И получал много ответов.

Именно поэтому набор техник и методов улучшения концентрации, который вы увидите здесь, будет внушительным и подробным.

Стабильность внимания, концентрация – важные составляющие практики медитации. Более стабильная концентрация позволит вам получить от практики намного больший эффект и результат без жесткой необходимости увеличивать ее продолжительность.

Многие люди часто упираются в некий предел, они перестают чувствовать, что практика приносит им новую пользу. Тогда им самое время подумать об улучшении качества медитации , то есть, концентрации внимания.

Я изучал литературу, проверял на себе различные подходы к улучшению внимания. И сейчас уже готов похвастаться успехами. Моя концентрация существенно улучшилась и, соответственно, усилился и эффект практики. И в этой статье я подробно расскажу о том, какие техники и способы помогут достичь лучшей направленности внимания и вам.

Зачем развивать концентрацию во время медитации?

Прежде чем продолжать статью, необходимо ответить на вопрос «зачем», пускай он и кажется кому-то очевидным. Концентрация улучшает качество медитации , позволяет погрузиться глубже и получить от медитации больше пользы. Наше внимание — это одно из самых важных качеств. Оно определяет наше спокойствие, наше умение достигать целей и добиваться жизненного успеха, преодолевать себя, справляться со своими слабостями. Туда, куда направлено наше внимание, идет и наша жизнь. Именно поэтому его так важно развивать.

Когда я путешествовал по Индии, я встретил там человека, с которым проходил в Подмосковье. Он мне сказал, что стал медитировать по 4 часа в день и чувствует, как сильно возрос эффект от практики. Я его спросил, не пробовал ли он улучшать качество медитации? Последовал ответ, из которого я понял, что парень об этом не задумывался.

Конечно, продолжительность сессии играет роль, но нельзя замыкаться только на ней. Одна из моих личных внутренних «претензий» к курсам Гоенки заключается в том, что они не делают почти никакого акцента на улучшении концентрации во время сессий . Заспанных студентов в 4 утра гонят в зал медитаций, где они без всякой подготовки тела и разминки, еще сонные сидят и медитируют. Сидячие сессии длятся до 11 часов в день без перерыва на «ходячую медитацию». Практики берут изнуряющим «количеством», но «КПД» такой практики не столь велик для такого объема, особенно, если сопоставлять его с пережитыми мучениями.

Другие традиции, например, традиция тибетского буддизма, больше уделяет внимание качеству сессии, стараясь дать рекомендации и условия для хорошей концентрации, а также предусматривает подготовку тела к длительным сессиям.

Я считаю, что улучшение концентрации является важным составляющим развития в индивидуальной практике, не менее важным, чем увеличение длительности сессии. Особенно это актуально в условиях нехватки времени, когда отсутствует возможность удлинять медитацию. Улучшение качества медитации позволит вам почувствовать себя на новом уровне, увеличить уровень спокойствия и осознанности, поднять работоспособность. Вы заметите, что ситуации, которые раньше выводили вас из себя, теперь вы без труда берете под контроль.

Так какие же техники позволяют увеличить время четкой направленности внимания во время практики, когда ум сосредоточен, а не витает в мыслях? С начала начну с самого, на мой взгляд, эффективного способа.

«Проверки» внимания. Работа на упреждение

Представляю вам один из самых действенных способов улучшить концентрацию, который очень хорошо помогает мне.

Я люблю давать следующую метафору, которая описывает особенности нашего внимания. Представьте, что вы взяли в одну руку карандаш, а в другую резинку. Вы надеваете резинку на карандаш и оттягиваете руку с ней в сторону, формируя натяжение. Теперь вы немного наклоняете карандаш, так что резинка начинает медленно соскальзывать с него.

Представьте, что вам нужно, удержать ее на карандаше, продолжая держать его под наклоном. Вы можете замечать, когда резинка соскакивает и каждый раз возвращать ее на место. Но намного лучше следить за ней непрерывно и поправлять ее, когда она уже начала скользить.

Также можно поступать со вниманием, когда оно отвлекается. Как правило люди замечают, что это произошло, когда уже увязли в мыслях, но можно действовать с упреждением. Можно замечать, когда внимание стало утрачивать «остроту», «соскальзывая» со своего объекта и как бы «поправлять» его, переводить в начальное состояние.

Для этого существует подход, который можно использовать в «мягкой» и «жесткой» формах.

Жесткая форма

Жесткую форму отлично описал И. Будников в одной из своих статей. В ней предлагается с каждым вдохом как бы проверять свое внимание и «поправлять», «освежать», «обострять» его, если оно начало «соскальзывать» . Просто на вдохе «оценивайте» свое внимание, и если замечаете, что оно начало утрачивать «остроту», стали появляться мысли, о которых ваше сознание захотело подумать, просто спокойно переводите его в начальное положение.

То есть получается, что вы следите за дыханием не дискретно и только пост-фактум, когда оно отвлеклось, а непрерывно и превентивно проверяете его, предупреждая попытки отвлечься.

Это один из лучших способов укрепить концентрацию во время практики, который мне очень помогает, и я вам настоятельно его советую.

Если вы чувствуете, что это вызывает напряжение, с каждым выдохом расслабляйтесь, а с каждым вдохом продолжайте «освежать внимание». Или можете попробовать «мягкую» версию.

Мягкая версия

Это то же самое, только тут используется «проверка» внимания не с каждым вдохом, а время от времени. Этот подход предлагает учитель медитации в традиции тибетского буддизма Ген Ламримпа, мотивируя это тем, что внимание может «устать», если проверять его с каждым вдохом. Поэтому он предлагает делать это время от времени, просто, когда считаете нужным, на вдохе проверять свое внимание и «поправлять» его, если это необходимо.

Лично я приверженец жесткого подхода. Я не чувствую утомления, если «проверяю» внимание с каждым вдохом. Но, опять же, экспериментируйте и смотрите, что лучше работает для вас.

Напоминаю, что «проверка» внимания должна происходить мягко, расслабленно, без большого усилия и с принятием , как и все во время медитации.

Ясность и расслабленность

Согласно тибетской традиции, правильная медитация имеет три условия: концентрация, ясность и расслабленность . Концентрация – предмет этой статьи, а другие две составляющих заслуживают отдельного подробного рассмотрения. Но здесь коснусь их вкратце, так как все эти аспекты практики взаимосвязаны. Ясность должна сопровождать концентрацию, а без расслабления ум не будет стабильным.

Ясность – это способность четко наблюдать объект концентрации. Если вы наблюдаете ощущения, которые возникают при дыхании, то они должны представать перед вашим вниманием четко и не «замылено». Приведу пример.

Некоторые люди во время медитации погружаются в такое состояние «полусна», «дремотного забвения» и могут начать думать: «вот оно! Я погрузился в медитацию!» На самом деле, это состояние — противоположность ясности, и в нем не нужно медитировать! Во время медитации сознание должно быть чистым, ясным и бодрым. Если вы чувствуете, что утрачиваете ясность, приоткройте глаза, поправьте позу и с очередным вдохом «обновите» внимание, сделайте его острым, а не притупленным.

Также поддерживайте расслабление. Если вы чувствуете напряжение в теле во время медитации, которое мешает вам сосредоточиться, начните расслаблять тело с каждым выдохом, как бы мысленно прогоняя волну расслабления по всему телу.

Погруженность и непрерывность

Как написал Виктор Ширяев о медитации: «цените расстояние между вдохом и выдохом» . И это правильно. Если вы следите за ощущениями, возникающими при дыхании, старайтесь уловить не только те ощущения, которые возникают на вдохе и выдохе, но и между ними. Ощущения есть всегда и везде, это просто вопрос того, насколько остро ваше внимание. Старайтесь следить за дыханием непрерывно, а не дискретно, лишь на вдохе и выдохе.

Погружайтесь в процесс наблюдения. Наш мозг такая вещь, что он быстро ко всему привыкает: через какое-то время он перестает с интересом наблюдать процесс дыхания, начиная просто механически его отмечать: «вот вдох и выдох». Старайтесь не терять этот интерес, наблюдайте дыханием так, как будто вы чувствуете его впервые, подмечайте его нюансы, различия, улавливайте самые тонкие ощущения. Западные учителя осознанности говорят: observe it like a curios scientist , то есть, наблюдайте, как любопытный ученый, который видит какое-то явление в первый раз.

Наблюдайте за дыханием непрерывно и погружено, а на каждом вдохе «обновляйте» его.

Счет дыхания

Это самый популярный совет, который дают многие учителя медитации. Мне его также давала монахиня из Тайваня. Тем не менее, лично мне этот метод не особо помогает, хотя кому-то должен помочь. Заключается он в следующем: на первом вдохе считаете «раз», на втором «два» и так до десяти, а потом обратно.

Заканчиваете тогда, когда почувствуете, что внимание более или менее стабилизировалось.

Только нужно концентрироваться не на счете, а не ощущениях при дыхании. Счет – это как столбики, указывающие расстояние вдоль дороги, они вам просто помогают, но все ваше внимание все равно на дороге.

Объект концентрации

Учителя в тибетской традиции рекомендуют выбирать участок тела для концентрации на ощущениях при дыхании, в зависимости от «типа личности медитатора». Если вы скорее флегматик, ваш ум хорошо успокаивается, но быстро погружается в «дремоту», теряя ясность, то вам рекомендуется концентрироваться на участке под ноздрями. Ощущения там более тонкие и ум как бы «обостряется», просыпается, концентрируясь на них. Но если ваша проблема – отсутствие стабильности внимания, так как ваш ум более подвижный и беспокойный, дается совет удерживать внимание на ощущениях в животе.

При дыхании двигается диафрагма, живот надувается и сдувается. Эти ощущения достаточно яркие и заметные, поэтому на них относительно легко концентрироваться. Сам я давно следую этому совету и наблюдаю улучшение концентрации.

Неподвижность тела

Неподвижность тела также один из критериев хорошей стабильности. Наверняка те из вас, кто пробовал заниматься «неформальной медитацией», замечал, что концентрацию на моменте «здесь и сейчас» намного сложнее сохранять во время, скажем, занятий бегом, чем когда мы просто сидим в «формальной» практике. Это потому что неподвижность и монотонность успокаивает ум.

Но это палка о двух концах: с одной стороны, намерение не двигаться, не чесаться, может вызвать неприятные ощущения в теле, на которые ум будет отвлекаться. С другой стороны, если у медитирующего человека получится преодолеть это отвлечение, то его сосредоточение будет куда более глубоким.

Компромисс – это следить за своими движениями, не двигаться много, а если происходит сильная потребность поправить тело или почесаться, то делать это с полной осознанностью и наблюдением ощущений.

Время сессии

Конечно же, медитация – эта та вещь, в которой количество постепенно переходит в качество. Первые 10 минут практики, как правило, у многих людей (если они не занимались подготовительными практиками, о которых речь пойдет в следующей статье) идет интенсивный мозговой штурм. Только спустя какое-то время ум немного успокаивается и становится более сосредоточенным. И ясно, что чем дольше длится сессия, тем более спокойным и стабильным станет сознание. Но, правда, это происходит не всегда.

Я считаю, что нужно находить компромисс между качеством и количеством, заботясь не только о постепенном увеличении времени сессий (что тоже очень хорошо и полезно), но и о том, чтобы улучшить концентрацию в рамках сессии фиксированной длины.

Помните, мы не монахи!

Я не хочу, чтобы концентрация превращалась в самоцель и жесткий критерий успешной практики. Я не хочу, чтобы вы себя начали пытать после прочтения этой статьи и корить за то, что не сохраняете идеального баланса внимания.

Часто я вижу, какое большое значение придают учителя медитации концентрации. Иногда даже доходит до заявлений из разряда: «если вы не концентрируетесь, то вы не медитируете!» Но жизнь показывает, что есть люди, которым очень легко сосредоточиться, так устроен их мозг. И им кажется, что так, как идет практика у них, идти должна она у всех. Но есть и другие люди, например, ваш покорный слуга, чья концентрация развивается очень медленными шагами, чей ум достаточно «подвижный» просто по своей сути.

И опасность заявлений «фашистов» концентрации заключается в том, что люди, не способные быстро научить свой ум стабильности и тишине, решат, что медитация не для них, что она у них не получается.

Чтобы создать этим заявлениям противовес, я говорю: не заморачивайтесь сильно на концентрации , особенно на первых порах. Хотя бы приучите себя сидеть каждый день. Даже если во время 20-ти минутной сессии у вас получается сконцентрироваться только на пару-тройку 5-ти секундных интервалов, такая практика все равно будет нести огромную пользу, уж поверьте моему опыту. Если даже вы не концентрируетесь, то даете своему мозгу «обработать» огромный объем «не усвоенной» информации, что и выражается во «внутреннем диалоге».

Со временем просто применяйте рекомендации из этой статьи, и ваша концентрация будет потихонечку улучшаться. Так вы улучшите эффект своей практики. И самое главное, принимайте то, что ваш ум такой, что он беспокоиться, что постоянно отвлекается. Это нормально. Так он устроен. Полюбите этот ум. Примите его таким, какой он есть сейчас!

Мы не монахи, каждый наш день заполонен делами, заботами, впечатлениями, которые требуют внимания. Нагрузка на наш ум превышает во много раз нагрузку на ум уединенного отшельника внутри монашеских стен. И даже ум такого человека иногда «гуляет», что уж говорить о нас с вами.

И еще кое-о чем надо предупредить. Не надо недооценивать силу привычки! Наш ум ко всему привыкает, поэтому на первых порах применения этих советов вы можете ощутить значительный рост качества практики. Но потом ум привыкнет «проверять» внимание, погружаться в него, утратит часть интереса к этому процессу, и вы можете ощутить небольшой откат обратно (это не значит, что все вернется «в статус кво», концентрация с этими техниками будет все равно намного больше чем без них). Это нормально, не переживайте. Просто спокойно примите это и развивайте дальше свое внимание.

Ум – помощник или оружие?

Наш ум – это одновременно и ценный помощник, и оружие, обращенное против нас. В виде помощника он одаривает нас ценными идеями, решением сложных проблем и ситуаций. Но, неуправляемый, он может создавать также массу проблем: навязчивые мысли, мании, фобии, тревога и т.д.

Особенно это справедливо для людей, чей ум очень подвижный и живой, склонный улетать в фантазии. При отсутствии контроля, подвижность, которая является скорее положительным качеством, вырождается в хроническое беспокойство.

Почти все человеческое страдание происходит из нашего ума. Умение контролировать ум – одно из важнейших человеческих качеств, если мы хотим страдать меньше. Поэтому так важно заниматься медитацией. Поэтому так важно повышать контроль ума и концентрацию.

В этой статье я рассказал о том, что нужно делать, чтобы улучшить концентрацию во время самой медитации.

В я рассказываю, что следует делать перед практикой и после нее, чтобы повысить качество каждой сессии.

Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации . Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».

Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.

По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.

Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.

Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.

По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».

Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.

Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.