Распад ссср и образование снг. Год: распад ссср и образование снг

1. Противостояние центра и республик

2. Национализм и сепаратизм. Парад суверенитетов

3. Попытки укрепления союзной власти. Новоогаревский процесс

Глава II. Распад ссср

1. Возобновление Новоогаревского процесса

2. Проект договора ОССГ

3. Создание СНГ

Глава III. Становление и развитие снг

1. Факторы интеграции

2. Россия – СНГ

3. Документы Содружества

Заключение

Библиография

ВСТУПЛЕНИЕ

В декабре 1991 года Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование. Несколько республик, входивших ранее в советскую федерацию, объявили о создании на территории бывшего СССР нового межгосударственного образования – Содружества Независимых Государств.

Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980?х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими. Руководство Советского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя «рост национального самосознания всех наций». Но, как оказалось, у руководства страны не было программы решения национальных проблем, умения своевременно и эффективно реагировать на обострение этнических конфликтов. В результате вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Попытки решить проблему национализма с помощью войск не привели к положительным результатам, а еще больше подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР.

Ослаблению союза способствовал нараставший экономический кризис. М. Горбачев и центральное правительство, явно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у руководства союзных республик.

Центр не смог выработать новую объединяющую идеологию взамен устаревшей коммунистической. В результате всего этого национальный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против единого государства.

В данной работе мы попытаемся проследить основные этапы распада СССР и установления новых взаимоотношений между бывшими советскими республиками в рамках СНГ.

Глава I. Дезинтеграционные процессы в ссср

Национализм и сепаратизм проявились в первые же годы перестройки. 17–19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин, тысячи молодых казахов устроили беспорядок. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка были применены войска. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все попытки остановить этот конфликт ни к чему не привели.

Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Наибольший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках.

Одной из форм этой борьбы стала критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать секретные протоколы, рассказать общественности о массовых депортациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил изменения и дополнения к Конституции республики, позволяющие ее высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Одновременно была принята декларация о суверенитете республики. 17–18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса государственного. Аналогичные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Лидер литовского Народного фронта «Саюдис» В. Ландсбергис в «Манифесте литовской свободы» объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение ее полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии.

В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами «Независимость Грузии» и «Долой Российскую империю». Руководство Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено направить в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти события дали мощный толчок развитию национального движения в Грузии.

В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР. На нем наиболее радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа «унитарного имперского государства» и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители национальных движений не добились поддержки своих требований.

Потерпев поражение на съезде, националисты попытались решить вопрос о независимости в Верховных Советах своих республик. Политическая борьба в республиках достигла небывалой остроты. Республиканские компартии пытались противостоять набиравшим силу национальным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Стремление руководства некоторых республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались неудачными для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большинство получили сторонники национальной независимости, которые стали предпринимать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в которых коммунисты получили большинство голосов на выборах, Верховные Советы один за другим стали принимать Декларации о национальном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными.

В стране начались так называемые «парад суверенитетов» и «война законов». 12 июня 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР («за» – 907 депутатов, «против» – 13, «воздержалось» – 9), 16 июля декларация о суверенитете Украины, 27 июля – декларация о суверенитете Белоруссии. В августе решение об объявлении суверенитета принял Верховный Совет Армении, в октябре – Верховные Советы Казахстана и Киргизии. В июне того же года на сессии Верховного Совета Эстонской ССР было принято решение о прекращении финансирования из республиканского бюджета деятельности КГБ и военкомата ЭССР. В августе сессия Верховного Совета Армянской ССР постановила приостановить на территории республики действие Указа Президента Советского Союза «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения».

В сентябре Президиум Верховного Совета Украины специальным указом запретил продажу за пределы республики продукции агропромышленного комплекса сверх установленных объемов ее вывоза. В конце 1990 г. Россия решила в пять раз сократить отчисления в союзный бюджет. 21 июля 1990 года в день 50?летия провозглашения Советской власти в Литве и Латвии Президиум Верховного Совета Литвы опубликовал заявление, в котором 21 июля оценивалось как «день обиды, позора и несчастья». Верховный Совет Латвии объявил декларацию сейма от 21 июля 1940 года «О вступлении Латвии в состав СССР», не имеющей силы с момента ее принятия.

Суверенизация происходила не только в союзных, но и в автономных республиках. В РСФСР о своем государственном суверенитете объявили Татарская, Башкирская, Калмыкская, Чувашская автономные республики. В Молдавии были провозглашены Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика и Гагаузская Республика в составе обновленного СССР.

Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Советский Союз оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пытались остановить процессы суверенизации.

Сделать это с помощью военной силы оказалось для центра проблематично. В случаях применения войск руководство страны действовало непоследовательно и нерешительно. Тбилисские события 1989 г., а затем попытки силовыми методами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического руководства свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: «События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением линии президентской власти, ради которой она была создана. И поэтому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы по этому поводу… События в Прибалтике возникли в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей иной национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такого рода стычки и побоища легко могут возникать по самым неожиданным поводам. Вот где источник случившейся трагедии, а не в каких-то мифических приказах сверху… Как Президент вижу главную задачу в том, чтобы не допустить эскалации противоборства, нормализовать обстановку… Вместе с тем, недопустимы никакие самовольные действия со стороны войск».

Весной 1991 г. союзные власти попытались оказать силовое давление на руководство России. В день открытия III съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска, призванные поддержать готовившееся на съезде депутатами - коммунистами снятие Б. Ельцина с поста председателя Верховного Совета. Но это вызвало прямо противоположный эффект. Снятие Ельцина не состоялось. Более того, было принято решение о введении в РСФСР поста президента. М. Горбачев был вынужден признать свою ошибку. Войска из столицы вывели.

Противостояние российских и союзных властей сыграло важнейшую роль в судьбе СССР. Многие республики не предпринимали радикальных шагов, ожидая, чем закончится борьба в Москве. Отношения руководства России и Союза начали обостряться после принятия Россией декларации о суверенитете. Усилению противостояния между ними способствовало и разное видение дальнейших экономических и политических преобразований в стране. Российское руководство не скрывало своего стремления трансформировать экономику на рыночных началах, покончить с единовластием КПСС. Консерваторы, преобладавшие в союзных властных структурах, противились этому. Специфика этого противостояния заключалась в том, что и либералы, как называли Б. Ельцина и российские власти, и консерваторы, исходили из посылки, что перестройка зашла в тупик и нужно срочно менять курс реформ. Консерваторы призывали вернуться к социалистическим, классовым ценностям, а либералы – к буржуазным. И те, и другие подвергали жесткой критике М. Горбачева.

М. Горбачев был вынужден маневрировать между двумя этими крайними точками зрения, не решаясь прибегнуть к жестким мерам по восстановлению прежнего СССР или порвать с КПСС и приступить к радикальным рыночным реформам. С целью укрепить центральную власть и упрочить свое собственное положение Горбачев выступил с инициативой введения поста Президента СССР. Выборы президента состоялись 15 марта 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР. Президентом, как и предполагалось, стал М. Горбачев. Однако повышение властного статуса не смогло спасти его от потери авторитета среди людей. Кроме того, выборы Горбачева президентом на съезде, а не всенародным голосованием лишили его пост необходимой легитимности, что в серьезной степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.

В качестве президента М. Горбачев направил свои усилия в первую очередь на сохранение Союза, соглашаясь на некоторые уступки республикам, на подписание нового союзного договора. Пожалуй, у него не было другого выхода. По некоторым оценкам, у Горбачева был один шанс сохранить себя в качестве влиятельного политического деятеля – завершить успешно процесс реформирования СССР и заключить новое соглашение о союзе.

По мнению Б. Ельцина, «Горбачев, только будучи „зажатым в угол“ различными политическими силами, выдвинул идею нового союзного договора».

Так или иначе, но М. Горбачев стремился сохранить Союз в качестве Федерации, оставить за центром максимально большие полномочия, подписать Союзный Договор как можно быстрее. В середине ноября 1990 г. президент СССР на заседании руководителей союзных республик предложил программу из 8 пунктов по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большинство предложений было направлено на укрепление, расширение и концентрацию верховной исполнительной власти в СССР. Предполагалось превратить Совет Федерации в постоянный орган, состоящий из руководителей республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив ее непосредственно президенту. Кроме того, принять экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите некоторых категорий граждан и т. д. Лидеры республик этот план не одобрили.

Еще одну попытку укрепить центральную власть М. Горбачев предпринял на IV съезде народных депутатов СССР. Съезд наделил Президента дополнительными полномочиями. В частности, он получил право непосредственно руководить правительством, возглавил Совет Федерации и Совет Безопасности СССР. Была введена должность вице-президента, на которую был назначен Г. Янаев.

Однако реально центральная власть не только не укреплялась, а день ото дня слабела. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении в стране указано, что в союзный бюджет попадало не более 40 % запланированных финансовых поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Советского Союза. В нем приняло участие население 9 союзных республик. Большинство проголосовало за сохранение обновленного Союза.

Результаты референдума подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного государства. Однако время уже было упущено. Некоторые республики, твердо ориентировавшиеся на выход из Союза, не приняли в переговорах участия.

Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили название Новоогаревского процесса, по названию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли участие 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр в качестве самостоятельного участника дискуссий.

Для многих решение Горбачева начать переговоры стало неожиданностью. Б. Ельцин говорит об этом так: «Совещание в Ново-Огарево было для меня сюрпризом. То, что сказал на встрече Горбачев, превзошло все мои ожидания».

По итогам первого заседания, состоявшегося 23 апреля, его участники сделали совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. В заявлении говорилось: «Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза. Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового договора суверенных государств с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума… В течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней… Учитывая исключительно острую кризисную ситуацию в стране, руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки достигать политических целей путем подстрекательства к гражданскому неповиновению, забастовкам, призывы к свержению существующих законно избранных органов государственной власти. Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик».

В ходе дальнейших переговоров были выработаны проекты новых документов о Союзе Суверенных Советских Республик, предполагавшие создание фактически конфедеративного государства. Права республик существенно расширялись. В частности, были достигнуты договоренности об установлении такой системы отчислений налогов, чтобы республики передавали в центр фиксированный процент от своих доходов. Лидером в переговорах со стороны республик была Россия, Б. Ельцин. По его словам, «как правило, приходилось брать инициативу на себя, если речь шла о принципиальном вопросе. И спорить. Это всех устраивало. При существовании двух полюсов всем остальным было удобно выбирать свою позицию, маневрировать. Мы с Горбачевым брали всю моральную тяжесть выяснения спорных проблем на себя».

К лету 1991 года большинство спорных проблем удалось решить. Подписание союзного договора было намечено на 20 августа.

Подписанию договора помешали события 19–21 августа. В СССР несколькими высшими руководителями был создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению. Президент М. Горбачев был отстранен от власти и изолирован в своей резиденции в Крыму. Целями ГКЧП были восстановление Советского Союза в прежнем виде и сворачивание процесса перемен в стране. Августовские события радикально повлияли на дальнейшее развитие событий, на судьбу Советского Союза.


Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М. Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Этот процесс сопровождался обострением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 году, в Баку в 1990, Нагорный Карабах, столкновения между узбеками и киргизами в Ошской области в 1990 году, вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией в 1991 году).

Разжиганию межнациональных конфликтов способствовали действия Союзного центра и армейского командования (разгон войсками демонстрации в Тбилиси в апреле 1989 года, ввод войск в Баку, захват армией телецентра в Вильнюсе). В результате межнациональных конфликтов к 1991 году в СССР появилось около 1 млн. беженцев.

Новые органы власти в союзных республиках, сформированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили "парадом суверенитетов" и "войной законов". Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Противостояние центр - республики выражалось не только в "войне законов", т.е. ситуации, когда республики объявляли одна за другой верховенство республиканских законов над союзными, но и в положении, когда Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик принимали законы, противоречащие друг другу. Отдельные республики срывали воинский призыв; минуя центр, заключали между собой двухсторонние соглашения о государственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М. Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название "9 + 1", т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Текст последнего был опубликован в печати, подписание договора было намечено на 20-е августа.

М. Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форос, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. 18 августа к М. Горбачеву в Форос прибыли некоторые высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур и потребовали у него санкционировать введение на всей территории страны чрезвычайного положения. Президент отказался выполнить эти требования.

19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице-президента Г. Янаева и Заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М. Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению СССР (ГКЧП), каковое и вводилось, "идя навстречу требованиям широких слоев населения", на всей территории СССР на срок 6 месяцев с 4 часов 19 августа 1991 года. В состав ГКЧП вошли: Г. Янаев - вице-президент СССР, В. Павлов - премьер-министр, В. Крючков - председатель КГБ СССР, Б. Пуго - министр внутренних дел, О. Бакланов - первый председатель Совета Обороны СССР, А. Тизяков -председатель Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, транспорта и связи СССР и В. Стародубцев - председатель Крестьянского Союза.

20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - "Обращение к советскому народу". В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик -("растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества... потеряли радость жизни десятки миллионов советских людей... в самом недалеком будущем неизбежен новый виток обнищания."). Вторая часть "Обращения" состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д.

В тот же день было опубликовано Постановление №1 ГКЧП, в котором предписывалось считать недействительными законы и решения органов власти и управления, противоречащие законам и Конституции СССР, запретить митинги и демонстрации, установить контроль над средствами массовой информации, обещалось снизить цены, выделить желающим 0.15 га земли и повысить зарплату.

Первая реакция на факт создания ГКЧП в Казахстане была выжидательно-соглашательская. Все республиканские газеты, радио и телевидение республики донесли до населения все документы ГКЧП. По свидетельству председателя Гостелерадио СССР Л. Кравченко, Н. Назарбаев подготовил специальный видеоролик со словами признания и поддержки ГКЧП. Телеобращение Н. Назарбаева было отправлено в Москву для трансляции по первому каналу, но показано не было. 1

Опубликованное 19 августа обращение Н. Назарбаева "К народу Казахстана" никаких оценок происходящего не содержало и сводилось к призывам к спокойствию и выдержки, в нем также указывалось, что чрезвычайное положение на территории Казахстана не вводится.

В Алма-Ате 19 августа лишь немногочисленные представители демократических партий и движений - "Азат", "Азамат", "Алаш", "Единство", "Невада-Семей", СДПК и др. собрали митинг и выпустили листовку, в котором произошедшее было названо государственным переворотом и содержался призыв к казахстанцам не быть соучастниками преступления и предать суду организаторов переворота.

На второй день путча, 20 августа, Н. Назарбаев выступил с Заявлением, в котором в осторожных выражениях, но все же определенно выразил свое осуждение путча. В целом по республике многие руководители областей и ведомств фактически поддержали путчистов, разработав с разной степенью готовности мероприятия по переходу к чрезвычайному положению.

21 августа путч провалился. М. Горбачев вернулся в Москву. Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела против заговорщиков.

После поражения путча последовала серия акций Президента и Парламента Казахстана.

В тот же день был опубликован Указ Н. Назарбаева от 22 августа «О прекращении деятельности организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокураторы, государственной безопасности, внутренних дел, милиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР».

25 августа вышел Указ Президента «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР», согласно которому имущество КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства.

28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н. Назарбаев сложил с себя обязанности первого секретаря ЦК КПК. Пленум принял два постановления: о прекращении деятельности ЦК КПК и о созыве в сентябре 1991 года 18 (чрезвычайного) съезда компартии Казахстана с повесткой дня " О Компартии Казахстана в связи с политической ситуацией в стране и КПСС".

30 августа был опубликован Указ Президента от 28 августа "О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях".

Кроме того, Н. Назарбаев издал указы "Об образовании Совета Безопасности КазССР", "О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР", "О создании золотого запаса и алмазного фонда КазССР", "Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности КазССР".

После августа 1991 года процесс распада СССР пошел значительно более быстрыми темпами. В сентябре 1991 года в Москве состоялся 5 (внеочередной) Съезд Народных Депутатов СССР. По предложению М. Горбачева, Н. Назарбаев огласил заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик, в котором предлагалось:

Во-первых, безотлагательно заключить экономический союз между республиками;

Во-вторых, в условиях переходного периода создать Государственный Совет как высший орган власти СССР.

5 сентября 1991 года Съезд принял Конституционный закон о власти в переходный период, а затем сложил свои полномочия перед Государственным Советом СССР и тогда еще не сформированным Верховным Советом СССР. Эта отчаянная попытка М. Горбачева сохранить Центр не увенчалась успехом -большая часть республик не послали в Государственный Совет своих представителей.

Тем не менее, Госсовет, состоявший из высших должностных лиц республик СССР, начал свою работу 9 сентября 1991 года, с признания независимости прибалтийских государств. СССР официально сократился до 12 республик.

В октябре восемь союзных республик подписали Договор об экономическом сообществе. Но он уже не соблюдался. Процесс дезинтеграции нарастал.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры "семерки" решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его парафирование. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М. Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение в парламенты семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины.

Население Украины, в марте 1991 года дружно проголосовавшее за сохранение СССР, в декабре 1991 года столь же дружно проголосовало за полную независимость Украины, похоронив, тем самым, надежды М. Горбачева сохранить СССР.

Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом Соглашении провозглашалось, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование.

Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов.

13 декабря 1991 года на срочно созванной встрече в Ашхабаде лидеров "пятерки" (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан, и Таджикистан) руководитель Туркмении С. Ниязов, (по свидетельству Н. Назарбаева), предложил рассмотреть возможность создания конфедерации центрально-азиатских государств в ответ на решения в Беловежской пуще.

В конечном итоге лидеры "пятерки" дали понять, что они не намерены вступать в СНГ как присоединившееся участники, но только как учредители, на равноправных началах, на "нейтральной" территории. Здравый смысл восторжествовал, приличия были соблюдены и 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров "тройки", "пятерки", Армении, Азербайджана, Молдавии.

На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе одиннадцати государств.

25 декабря М. Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.

Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:

Констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;

Сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;

Создавались высшие органы власти СНГ "Совет глав государств" и "Совет глав правительств";

Объявлялся открытый характер Содружества.



Местные органы государственной власти.

Первым практическим шагом на пути к реформе политической системы советского общества, в частности, избирательной системы, стал проведенный в 1987 г. в ходе выборов в местные Советы эксперимент. Впервые в бюллетени для голосования было внесено свыше 120 тысяч кандидатов, тогда как избрать нужно было лишь 94 тысяч депутатов. Эксперимент подтвердил возможность и необходимость перехода к состязательности кандидатов на выборах в Совете любого ранга. Кроме того, избираемое должностное лицо, не могло занимать свой пост более 2 сроков подряд, что должно было гарантировать необходимую смену кадров.

Следующим шагом по демократизации стало принятие 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Закон определял местные Советы народных депутатов как основное звено в системе местного самоуправления. В законе было закреплено, что экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы.

Местным Советом было представлено право вступать во внешнеэкономические связи участвовать в них на принципах валютной самоокупаемости, т.е. заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции, создавать совместные предприятия, организовывать приграничную торговлю. Все это создавало реальные возможности для Советов удовлетворять социально-экономические потребности населения, обеспечивать охрану окружающей среды.

Весной 1991 г . начались переговоры между М.С.Горбачевым и главами союзных республик. 23 апреля в загородной правительственной резиденции Ново-Огарево состоялась встреча, которая получила название «9+1» - девять союзных республик СССР и Президент СССР, олицетворявший союзный Центр. В итоге долгих и сложных переговоров было подписано «Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса». В этом документе было заявлено о необходимости заключения нового договора суверенных государств с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума, принятия новой Конституции Союза, проведения на ее основе перевыборов органов власти Союза Суверенных (а не Социалистических) Республик – создание конфедерации.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. была предпринята попытка государственного переворота: в стране вводилось чрезвычайное положение; полномочия президента СССР узурпировал вице-президент Янаев . В нарушение закона о режиме чрезвычайного положения для управления страной создавался Государственный комитет по чрезвычайному положению ГКЧП в составе 8 человек (Бакланов, Крючков, Павлов, Пуго, Стародубцев, Тизяков, Язов, Янаев ).


Однако не поддержанный населением путч провалился. 21–22 августа заговорщики были арестованы. Путч изменил соотношение сил. Действия ГКЧП нанесли удар по СССР и его важнейшим институтам. Союзная власть себя дискредитировала. Руководители большинства союзных республик, подчинившиеся сначала ГКЧП, после провала путча стали добиваться фактической независимости. Вместе с тем эти события сорвали назначенные на 20 августа подписание нового Союзного Договора. Встал вопрос о новом государственном устройстве многонационального образования на основе 70 лет существовавшего СССР.

1 сентября 1991 г. руководители 10 республик (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Туркменистан, Узбекистан) выразили готовность подписать договор о союзе суверенных государств.

Президенты СССР и России издали указы о прекращении с 6 ноября 1991 г. деятельности КПСС и КП РСФСР и об имуществе КПСС, а 14 сентября Госсовет СССР принял решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР.

14 ноября 1991 г. в Новоогарево участники заседания Госсовета СССР согласовали текст окончательного варианта Союзного договора, предусматривавшего формой гос.устройства Союза суверенных государств конфедерацию.

8 декабря 1991 г . руководители трех республик – России, Украины и Беларуси, тайно собравшись в Беловежской пуще, заявили, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование, деятельность органов СССР прекращается. Были подписаны заявления глав государств о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) , соглашения и заявления о координации экономической политики и т. д. Объявлялось, что соглашение о создании СНГ открыто для присоединения всех членов бывшего СССР. Все государственные учреждения СССР были ликвидированы.

Через год 22 января 1993 г. на совещании в Минске был утвержден устав СНГ, который подписали главы семи государств СНГ из 10 (кроме Молдовы, Туркменистана, Украины). За год существования в рамках СНГ подписано более 200 правовых актов и соглашений, создано около 20 межгосударственных комитетов, комиссий, советов. Полноправным членом СНГ стала Россия.

» Казахстан на пути к независимости. »

Распад СССР.

Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

Создание СНГ.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.

Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.

Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

Есть множество трактовок причин распада СССР, но все они в той или иной мере находятся между двумя полярными позициями. Сторонники первой из них утверждают, что крушение СССР - результат поражения в холодной войне, сознательное устранение идеологического и геополитического конкурента внешними силами.

Последователи второй считают его закономерным и неизбежным процессом, заложенным в самой системе Советского Союза. Объединяет тех и других признание того, что в основе распада СССР лежал системный кризис, характеризовавшийся тотальностью, разрушением целостности экономики, потерей управляемости и нарушением взаимодействия экономики с сопряженными социальной и политической системами.

На рубеже 1970-1980-х гг. реальные темпы экономического роста в СССР сократились в сравнении с 1960-ми гг. более чем вдвое. В 1990 г. национальный доход по сравнению с 1989 г. уменьшился на 4%, производительность труда - на 3%, строительство жилья - на 8,5%. В 1991 г. произошел еще более стремительный спад: национального дохода - на 12,2%, производительности труда - на 6,1%, а объемы капиталовложений сократились на 12%.

Конец 1980-х гг. отмечен бурным ростом денежной массы: фонд потребления за 1989 г. увеличился на 38,5%, в 1990 г. - еще на 54,4%. При этом объемы производственных фондов неуклонно снижались: в 1988 г. - на 8%, в 1989 г. - на 3,3%, в 1990 г. - на 8,6%. Внешний долг СССР вырос с 39 млрд дол. в 1987 г. до 75 млрд дол. в 1991 г. Последний советский год, 1991-й, стал временем обвального падения производства, разрыва хозяйственных связей, резкого сокращения инвестиций во всех отраслях, включая ВПК, либерализации цен и взрыва инфляции, которая в иные месяцы достигала 50%.

С середины 1980-х гг. началось падение объемов добычи нефти и газа, которые были основой советского экспорта, что привело к сокращению притока в страну валюты. Несбалансированный и неудовлетворенный спрос населения на товары превышал 20% годового товарооборота. Денежный доход на душу населения составлял в среднем 75 рублей, но его имели менее 40 млн. человек, а 15%, по общепризнанным мировым показателям, жили за чертой бедности.

Многолетняя гонка вооружений, военная, военно-техническая, экономическая помощь государствам Варшавского Договора и режимам так называемой социалистической ориентации, поддержка разного рода национально­освободительных и коммунистических движений, 10-летняя война в Афганистане, унесшая тысячи молодых жизней и стоившая многие миллиарды рублей, истощили советскую экономику и привели к губительным последствиям.

В политической сфере одной из самых весомых причин распада СССР стал кризис, а затем и разрушение КПСС. С момента образования СССР эта партия была самым мощным и эффективным орудием централизованной политической системы. Она обладала неограниченной властью, «цементировала и направляла» жизнь всего советского народа. В ходе реформ второй половины 1980-х гг., известных сегодня как «перестройка», механизм однопартийной власти был сначала расшатан, а с отменой ст. 6 Конституции СССР, предоставлявшей КПСС статус государственной, правящей партии, разрушен. Мощный удар по КПСС был нанесен созданием Коммунистической партии РСФСР. Выход на сцену политической борьбы КП РСФСР расколол до того единую партийную власть сверху донизу. Пример российских коммунистов получил продолжение в Прибалтике и Закавказье. К октябрю 1991 г. все компартии союзных республик или заявили о выходе из КПСС, или прекратили свое существование.

Разрушение партийного механизма власти сказалось и на устойчивости всей советской государственности. В 1988 г. шел перераставший в войну конфликт в Нагорном Карабахе. В 1989 г. начались первые стычки между абхазским и грузинским населением в Абхазии и между осетинскими и грузинскими отрядами в Южной Осетии. Все более реальной политической силой, выступавшей за суверенитет республик, становились различные национальные движения и фронты. «Саюдис» в Литве, народные фронты в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Латвии, Эстонии, движение «Бирлык» в Узбекистане, «Карабах» в Армении, украинский «Рух» стремительно укрепляли свои позиции, привлекая на свою сторону тысячи жаждущих перемен граждан национально окрашенными и популистскими лозунгами.

1990 г. вошел в историю не только как год краха КПСС, но и как год «парада суверенитетов». 12 июня 1990 г. о своем суверенитете объявила Россия, тогда же, в июне, - Грузия и Молдавия, в июле - Белоруссия и Украина, в августе - Армения, Таджикистан, Туркмения. В октябре 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял Казахстан, а в декабре - Киргизия.

Союзный договор от 30 декабря 1922 г. по сути являлся документом учредительного характера и, в отличие от межгосударственных соглашений, не предусматривал денонсацию. В связи с этим 3 апреля 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В ст. 2 Постановления Верховного Совета о введении закона устанавливалось, что «любые действия, связанные с постановкой вопроса о выходе союзной республики из СССР и противоречащие Закону СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", предпринятые как до, так и после введения его в действие, не порождают никаких юридических последствий, как для Союза ССР, так и для союзных республик». Реально данный закон так никогда и не заработал.

17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о сохранении СССР, в котором отказались участвовать Латвия, Литва, Эстония, Азербайджан, Грузия и Молдова. 9 апреля 1991 г. независимость провозгласила Грузия. Таким образом, еще до августовского путча 1991 г. дезинтеграционные процессы в союзных республиках поставили СССР на грань распада.

Во время путча в августе 1991 г. о выходе из СССР заявили прибалтийские республики, независимость которых была признана международным сообществом, а в сентябре 1991 г. - Госсоветом СССР. В августе 1991 г. независимость провозгласили Азербайджан, Киргизия, Молдова, Узбекистан, Украина, в сентябре 1991 г. - Армения и Таджикистан. Туркменистан объявил о своей независимости в октябре 1991 г., а Казахстан - 16 декабря 1991 г.

2-5 сентября 1991 г. в Москве прошел внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза Суверенных государств (ССГ) - таким задумывался обновленный Советский Союз - создавался Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет (Госсовет) в составе Президента СССР и лидеров республик. Вместо правительства СССР был учрежден временный орган - Межреспубликанский экономический комитет. Так, осенью 1991 г. произошла по сути революционная реорганизация механизма государственной власти: система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры Президента СССР М.С. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Азербайджан, Армения, Грузия и Молдова уклонились от участия в этой работе, а с ноября 1991 г. в заседаниях Госсовета перестал участвовать лидер Украины Л.М. Кравчук.

1 октября 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 12 бывших союзных республик (за исключением стран Балтии), на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. Его подписали в Москве 18 октября 1991 г. восемь государств (не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к Договору 6 ноября 1991 г.).

14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета большинство республик высказалось за создание конфедеративного государства - Союза Суверенных Государств. Однако 25 ноября 1991 г. лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ, и было решено направить его на рассмотрение верховных советов республик.

9 декабря 1991 г. была запланирована встреча глав России, Белоруссии, Казахстана и Украины с Президентом СССР для окончательного согласования срока подписания нового союзного договора.

Таким образом, к декабрю 1991 г. все республики СССР, кроме Казахстана, провозгласили независимость, а СССР сохранял все признаки государства, кроме одного, самого главного, - единства.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом в Белоруссии лидеры России, Белоруссии и Украины заключили Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

«Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 г., далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Под Соглашением подписались: за Республику Беларусь - председатель Верховного Совета С.С. Шушкевич и председатель Совета министров В.Ф. Кебич, за РФ - президент Б.Н. Ельцин и госсекретарь Г.Э. Бурбулис, за Украину - президент Л.М. Кравчук и премьер-министр В.П. Фокин.

При образовании СНГ стороны декларировали приверженность принципам уважения государственного суверенитета, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных вопросов согласительными средствами; гарантировали открытость границ, свободу перемещения граждан и передачи информации в рамках Содружества. В Соглашении заявлено о сохранении под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства, включая единый контроль над ядерным оружием. Дан перечень основных направлений совместной деятельности, которую стороны намеревались осуществлять через общие координирующие институты.

Это прежде всего координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в таможенной и миграционной политике, в развитии систем транспорта и связи, в охране окружающей среды и в борьбе с организованной преступностью.

Соглашение объявлялось открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа. Официальным местом пребывания координирующих органов СНГ был определен Минск.

Руководители России, Белоруссии и Украины в дополнение к Соглашению подписали Заявление, в котором назвали причины, побудившие их пойти на этот шаг: «Переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором... Недальновидная политика центра привела к глубокому политическому и экономическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества», а «возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами». Главы государств заявили, что на образование СНГ они решились, «осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ».

Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., также именуемое Минским (Беловежским), было ратифицировано 10 декабря 1991 г. Верховным Советом Белоруссии (против проголосовал только один депутат и двое воздержались) и Верховной Радой Украины с оговорками из 12 пунктов. 12 декабря 1991 г. его ратифицировал Верховный Совет РСФСР, за что проголосовали 188 депутатов, 6 - высказались против, 7 - воздержались.

В ночь с 12 на 13 декабря 1991 г. в столице Туркменистана Ашхабаде встретились лидеры центральноазиатских республик: Казахстана (Н.А. Назарбаев), Киргизии (А.А. Акаев), Таджикистана (Р. Набиев), Туркменистана (С.А. Ниязов) и Узбекистана (И.А. Каримов), которые обсудили варианты возможных действий в ответ на инициативу «славянской тройки», в том числе образование Конфедерации тюркских государств с подключением Таджикистана. Итогом ашхабадской встречи стало заявление, в котором стороны выразили свою принципиальную солидарность с Беловежским Соглашением и готовность войти в состав СНГ, причем на правах учредителей, а не в роли присоединившихся. Для рассмотрения всего комплекса вопросов формирования СНГ предлагалось провести общую встречу глав новых независимых государств. По мнению многих аналитиков, решения, принятые в бессонную декабрьскую ашхабадскую ночь 1991 г., решили судьбу Содружества, предотвратили возможную обвальную дезинтеграцию и правовой хаос на всем постсоветском пространстве.

Такая встреча состоялась 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Официально были представлены 11 из 15 государств бывшего СССР, не участвовали Грузия и страны Балтии. В столицу Казахстана, помимо Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука, С.С. Шушкевича, пяти лидеров центральноазиатских государств, недавно участвовавших в ашхабадском саммите, прибыли президенты Азербайджана (А.Н. Муталибов), Армении (Л.А. Тер-Петросян), Молдовы (М. Снегур). Главы государств подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ, Декларацию, подтверждавшую его основные цели и принципы, ряд других документов. 3 декабря 1993 г. Алма-Атинский Протокол поддержала Грузия, тем самым присоединившись к СНГ.

В соответствии с Алма-Атинским Протоколом все подписавшие его государства «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Сам Протокол рассматривается как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алма-Атинская Декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». В ней было подчеркнуто стремление стран - участниц «построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела».

На встрече в Алма-Ате государства - участники заявили: они «поддерживают Россию в том, чтобы она продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях».

Руководители государств-участников подписали Соглашение о координационных институтах СНГ, в соответствии с которыми создавался высший орган СНГ - Совет глав государств, а также Совет глав правительств.

Главы России, Белоруссии, Казахстана и Украины договорились о совместных мерах в отношении ядерного оружия. В специальном соглашении они подтвердили решимость содействовать реализации международных договоров о ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 г. Белоруссия и Украина «обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для разукомплектования под совместным контролем». Все страны взяли на себя обязательства «не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства и технологии», а также контроль над ними «ни прямо, ни косвенно». 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и передал право на применение ядерного оружия Президенту России Б.Н. Ельцину.

Значение итогов Алма-Атинской встречи - образование правового и организационного фундамента СНГ, особенно с учетом того, что вполне вероятной альтернативой могли стать два региональных объединения - славянское и азиатское, противостояния между которыми в той или иной форме вряд ли удалось бы избежать.

30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ в Минске было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств, подписан ряд других документов по наиболее острым в условиях распада СССР вопросам: о собственности бывшего СССР за рубежом, о вооруженных силах и пограничных войсках, о стратегических силах и др. 14 февраля 1992 г. президенты государств - участников СНГ подписали в Минске ряд важнейших актов по торгово­экономическому сотрудничеству, таможенной политике, транспорту и Декларацию о принципах сотрудничества в рамках Содружества.

Учредительные документы СНГ - Минское соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Протокол к Соглашению и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. - были дополнены Уставом СНГ. Его приняли в Минске 22 января 1993 г. руководители Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана. К июню 1994 г. Устав ратифицировали все государства - участники СНГ, за исключением Туркменистана и Украины, которые не подписали его до настоящего времени. В мае 1996 г. Устав СНГ был зарегистрирован в Секретариате ООН в качестве международного соглашения.