Переводим изображение на дерево. Переносим фотографию на дерево

Элементы в интерьере из дерева делают его более элегантным и привлекательным. Такой декор можно сделать своими руками. Самым простым вариантом станет деревянная дощечка с рисунком, который нанесен на поверхность в соответствии с определенной техникой. Чтобы сделать изделие правильно и красиво, нужно точно знать, как перенести рисунок на дерево несколькими способами.

Как можно декорировать дерево посредством рисунка

Существует несколько техник, при которых рисунок можно проецировать на деревянную поверхность. В каждой ситуации стоит точно знать, как перенести рисунок на дерево:

  • Выжигание с помощью специального прибора. Рисунок получается четким и рельефным. Контуры заметно ограничены, можно создать эффект тени или теневого перехода.
  • Декупаж - самая популярная и простая техника создания рисунка. В итоге изображение может получиться цветным или черно-белым, рисунок может быть любой сложности.
  • Для резьбы по дереву нужен эскиз, который проецируется на поверхность посредством нескольких способов: использование копирки, перерисовка, рельефное копирование с помощью острых инструментов.

Можно частично комбинировать в одной работе несколько техник. Это возможно при условии, что человек обладает художественным талантом, который поможет абстрактно представить результат работы.

Подготовка деревянной поверхности

Перед тем как перенести рисунок на дерево в домашних условиях, стоит подготовить поверхность правильно. От качества деревянной основы зависят и процесс работы, и результат. Сроки эксплуатации тоже напрямую определяются качеством подготовки дерева.

Подготовка деревянной поверхности:

  1. Выбрать правильное дерево. Лучше всего работать с прессованными листами фанеры, ДСП и другими аналогами, но и натуральный материал вполне пригоден.
  2. Определиться с параметрами и формой деревянной основы. Сразу избавиться от лишних частей, зашлифовать края.
  3. Сама поверхность должна быть гладкой и ровной. Для этого стоит использовать шлифовальную машину, а труднодоступные места обработать наждачной бумагой или напильником.
  4. Только потом подготавливается эскиз самого изображения для переноса.

Таким образом, подготовка заключается в трех простых шагах, которые сможет сделать даже ребенок.

по дереву

Чтобы процедура выжигания произвелась быстро и качественно, нужно, чтобы рисунок на поверхности дерева был максимально точным и качественным. Для переноса изображения на поверхность используют несколько способов. Самым популярным вариантом остается перенос посредством копирки.

Как перенести рисунок на дерево для выжигания с помощью копирки:

  1. Нужно взять лист копирки. Желательно использовать бумагу, которая была в использовании не один раз.
  2. Уложить копирку красящей стороной к деревянной поверхности. Сверху выложить лист с рисунком и закрепить конструкцию скотчем или изолентой.
  3. Графитовым карандашом обвести линии изображения. Работать нужно аккуратно, максимально ограничивая взаимодействие рук с бумагой.
  4. После завершения обводки линий снять слои бумаги. Рисунок для выжигания готов.

Такой способ весьма надежен, но требует особой аккуратности в исполнении. В процессе переводки могут оставаться следы от копирки, которые практически невозможно отчистить с поверхности дерева.

Рисунок без копирки

Для того чтобы узнать, как перенести рисунок на дерево без копирки, можно воспользоваться несколькими способами. Каждый отличается набором инструментов и материалов, но прост в смысле воплощения.

Способы переноса изображения:

  1. Графитовый оттиск. Взять простой карандаш с мягким стержнем и обвести контуры рисунка на бумаге. Повернуть изображение к деревянной основе и быстро прижать без сдвигов. Чтобы графит качественно отпечатался, можно по бумаге провести жестким валиком или пластиковой полоской.
  2. Термический перенос. Сначала нужно подобрать изображение, сделанное на правильном приборе. С помощью термического воздействия пропечатается ксерокопия или распечатка, произведенная на порошковом принтере. Приложить тыльную сторону к деревянной основе и прогреть бумагу утюгом.
  3. Перепечатка с помощью уайт-спирита. Картинка должна быть отпечатана на лазерном принтере или ксероксе. Приложить лист рисунком к дереву и протереть уайт-спиритом. На ватный диск стоит наносить немного средства, чтобы бумага не раскисла.

Есть и другие варианты, но принцип воплощения намного сложнее и требует большего количества времени и средств.

Подготовка дерева к резьбе

Чтобы сформировать изображение на доске или фанере, нужно знать всего несколько основных правил. Если работу произвести неправильно, то процесс резьбы может значительно усложниться.

Как перенести рисунок на дерево для резьбы, чтобы соблюсти все правила:

  1. На поверхность прозрачной бумаги нанести сетку. Размер клетки будет зависеть от необходимого габарита рисунка.
  2. Если необходимо создать орнамент, то часть изображения нанести на кальку и сложить лист пополам. Обвести карандашом изображение на вторую половину кальки.
  3. Симметричность рисунку можно придать посредством использования копирки.

Способ переноса орнамента или изображения можно использовать из представленных выше вариантов. Главное - уложить лист с нанесенным орнаментом так, чтобы направление рисунка совпадало с расположением волокон.

Техника декупажа - простой вариант переноса изображения

Часто требуется не только изготовление интересных украшений для интерьера с изображением на дереве, а и более практичное применение техники. Зная, как перенести рисунок на дерево, можно отреставрировать старую мебель, сделать деревянный элемент дизайнерским.

Для воплощения таких задумок используют технику декупажа. Принцип такой работы прост и не требует специальных умений, наличия необычных материалов или инструментов.

Как перенести рисунок на дерево с помощью клея ПВА, используя самый простой алгоритм:

  1. Подготовленную поверхность нужно промазать клеем ПВА. Слой не должен быть слишком толстым. Мазки нужно делать ровными и равномерными.
  2. Уложить рисунок на поверхность дерева и аккуратно расправить бумажное полотно. Нужно выгнать воздух и расположить края целлюлозной основы.
  3. Сверху еще раз промазать изображение тонким слоем ПВА. Подождать, пока все высохнет, и еще раз продублировать слой.

Дальнейшая обработка выбирается в соответствии с предпочтениями «творца».

Дополнительная отделка

После того как перенесли рисунок на дерево и выполнили вторичную обработку поверхности, стоит продумать варианты дальнейшей обработки поверхности.

Есть несколько вариантов:

  1. Покрыть лаком.
  2. Покрасить.
  3. Прогрунтовать.
  4. Оставить изделие без обработки.
  5. Ламинировать.

К дополнительному декорированию можно отнести изготовление подставки, рамки, подвески для готового изделия. Здесь можно проявить фантазию и умения.

Завалялись дома разные деревяшки и надо идти куда-то с подарком? Вот экономичный вариант оригинального подарка — фото на дереве.

  • собственно фотография
  • светлый, плоский кусок дерева или фанеры
  • простой фоторедактор
  • возможность печати на лазерном принтере
  • ножницы
  • костяной нож для конвертов (сойдет и кусок
    жесткого картона)
  • матовый гелевый лак (можно найти в секции
    акриловых красок в магазинах для художников)
  • матовый клей для купажа Mod Podge (можно
    и глянцевый — на ваш выбор)
  • 2 разные кисти (щетина или поролон)
  • полотенце и тряпка
  • газета для защиты рабочего места

ШАГ №1 — Сделайте зеркальное изображение

Откройте фотографию, которую хотите использовать в программе редактирования (подойдет почти любой просмотровщик/браузер изображений) и примените фильтр «горизонтальное зеркало». Это нужно чтобы итоговое изображение было таким же, как на исходном.

Убедитесь, что разрешение фотографии — 300 DPI, чтобы она была напечатана в хорошем качестве. Обратите внимание на размер фотографии, он должен быть достаточным чтобы поместиться на поверхности вашего кучка дерева.

ШАГ №2 — Лазерная печать

Напечатайте ваше зеркальную, точно вымеренную фотографию с разрешением 300 DPI на лазерном принтере на довольно тонкой бумаге (например, бумага 24 фунта или 90 г/м 2).

Фотографию лучше печатать на тонкой бумаге, потому что будет легче в шаге 8, когда вы будете стирать бумажную основу.

Для страховки на случай если рука дрогнет во время вырезания по контуру можно сделать две копии фотографии.

ШАГ №3 — Поработаем ножницами

Тут просто — аккуратно вырежьте изображение по форме вашего куска дерева.

ШАГ №4 — Намазывание клеем

Застелите стол газеткой, чтобы не попачкать его.

Намажьте матовым клеем всю поверхность вырезанной фотографии с помощью одной из кисточек.

Теперь очень аккуратно положите фотографию лицевой стороной вниз на верхнюю часть деревяшки.

После этого используйте костяной нож или жесткий картон с ровным краем для разглаживания фотографии и изгнания пузырьков воздуха из-под вашей фотографии.

Удалите остатки клея, которые выдавились из-под краев фотографии, когда вы ее разглаживали.

ШАГ №6 — Дайте высохнуть

Теперь должно пройти время, чтобы ваши фотографии сушились не менее 8 часов.

Поэтому удобно начать делать этот подарок вечером, чтобы наутро продолжить. Или наоборот, встать с утра пораньше, чтобы вечером закончить.

ШАГ №7 — Намочите как следует

После того как фотография просушилась 8 часов или около того, пришло время как следует ее намочить.

Сначала подстелите полотенце.

Затем возьмите тряпку и намочите ее водой.

Выжмите избыток воды из тряпки — вы же не хотите стать мокрыми — и положите ее сверху фотографии.

Понажимайте мокрой тряпкой на фотографию и убедитесь, что она полностью намокла. Или просто позвольте мокрой тряпке полежать на фотографии в течение нескольких минут, если хотите.

ШАГ №8 — Убираем лишнее

Во-первых, это займет некоторое время.

Теперь, когда фотография мокрая, используйте тряпку и/или свои пальцы, чтобы стереть бумажную основу и «освободить» свою прекрасную фотографию.

  • Для состаривания фотографии используйте мокрую тряпку, чтобы стереть волокон бумаги. Собственные волокна тряпки также сотрут немного показавшейся фотографии.
  • Для более качественного, чистого вида, используйте свои пальцы для стирания волокон бумаги.

Делайте перерывы в стирании бумаги для подсыхания чтобы увидеть любые бумажные волокна, которые нужно еще стереть.

По опыту, наилучшее состояние, при котором можно увидеть и стереть все волокна, когда фотография почти сухая.

Для справки: В зависимости от размера вашей фотографии, этот шаг может занять некоторое время. С нашей маленькой овальной доски пришлось снимать бумагу около 30 минут. Во всяком случае, не спешите с этим, чтобы не испортить всю вашу работу.

Работа, показанная на примере, делалась для человека увлекающегося авиацией, поэтому и фотография для обработки была выбрана соответствующая любимой теме. Вам следует выбрать фотографию, которая подойдет по своему содержанию и настроению человеку, для которого готовится эта работа. Выше показано изображение до и после обработки.

Шаг 1. Материалы, необходимые для работы

Ниже показан список всех тех необходимых материалов, которые были использованы. Необязательно, что вам понадобится весь этот перечень в вашей конкретной работе. Можете пофантазировать и заменить какие-то материалы другими.
Вот, что понадобилось для создания этой работы:

  • Распечатанная фотография;
  • Деревянные пластины, такого же размера, как и фото;
  • Gel Medium (гель на основе акриловой краски);
  • Кисть для нанесения геля на деревянную дощечку;
  • Шпатель, или нож, для равномерного распределения изображения;
  • Краска по дереву и ткань (дополнительно);
  • Пигмент;
  • Наждачная бумага;
  • Воск для сглаживания и уплотнения нанесенной фотографии;
  • Кисть для нанесения воска;
  • Подвесной кронштейн;
  • Кронштейны для крепления (так как использовалось две дощечки).

Шаг 2. Поиск и обработка изображения

На первом этапе создания картины вам предстоит найти, обработать в графическом редакторе и распечатать фотографию. Обратите внимание, в примере использовалась цветная фотография, хорошего качества, а в результате получилась монохромная картина, сделанная под старину. Для того, что б в распечатанном варианте ваша фотография не вышла слишком зашумленной, исходное изображение должен быть высокого разрешения. Монохромность и эффект старого фото делаем с помощью графического редактора, например Photoshop. На этом этапе вы полностью формируете вашу будущую картинку. От того, какой вы сделаете её сейчас, зависит то, как она будет выглядеть в готовом виде.

Шаг 3. Печать фотографии и поиск деревянной пластины

Подготовив и обработав изображение вам необходимо его распечатать. Определитесь с размером. В примере представлена работа 20х30 см., то есть формата А4, и пожалуй, это самый оптимальный вариант и по цене и по размеру, делать больше – получится дороже и дольше, делать меньше – работа выйдет слишком маленькой.
Найти нужную деревянную дощечку немного сложнее, чем распечатать фотографию. В полнее возможно, что для этого вам придется обойти несколько хозяйственных магазинов. Есть более дорогой, но удобный вариант – можно сделать пластину нужного размера и формата под заказ. Но опять же, этот вариант может стоить для вас на много дороже. А так же, можно взять две пластины и объединить их вместе, как показано в примере.

Шаг 4. Нанесение геля на деревянную пластину

Приступаем непосредственно к работе. Нанесения геля на древесину, это самый ответственный момент в создании картины, от того, насколько качественно вы это сделаете, зависит конечный результат.
Аккуратно нанесите небольшой слой геля на всю поверхность дощечки. Если вы нанесете слишком толстый слой, картинка будет выглядеть некрасиво, слишком тонкий – просто не закрепится, и в некоторых местах будет отставать. Старайтесь сделать слой максимально ровным по всей поверхности. Когда гель нанесен на дощечку, пришло время перенести изображение. Надо сказать, это такой же сложный и скрупулезный процесс, как нанесение защитной пленки на экран телефона, он требует от вас огромной сосредоточенности и стальных нервов. Пузырьки воздуха при нанесении, появятся в любом случае, поэтому постарайтесь максимально разгладить картинку и устранить пузырьки. Разглаживать можно шпателем, но очень аккуратно, что бы не поцарапать фотографию. Так же, для этой цели можно взять линейку, или ткань, этот вариант менее «травмоопасный» для изображения.
После того, как вы перенесли изображение на пластину и избавились от пузырьков воздуха, оставьте картину на всю ночь и проследите, что бы ни кто не прикасался к ней до следующего дня.

Шаг 5. Уберите бумагу с древесины

Теперь необходимо избавится от бумаги на картине, так что б на дощечке осталась только краска от печати. Для этого возьмите ткань и смочите её обыкновенной водой, затем пройдите влажной тряпочкой по все поверхности картины. Это довольно грязный процесс, поэтому на всякий случай, лучше делать это в старой одежде. В разных местах, бумага может убираться по разному, где-то проще, где-то сложнее, так что очень возможно, что вы устанете к концу работы. Так же, будьте готовы к тому, что за один раз у вас не получится убрать всю бумагу, и процесс придется повторить еще несколько раз, с промежутком в 20-30 минут. И еще маленькая рекомендация – держите под рукой пылесос, потому что грязи будет довольно много.

Шаг 6. Завершаем переносить изображение

А сейчас начинается самый творческий момент всего процесса. В ваших руках сделать картину такой, какой вы хотите её сделать, для этого включите своё воображение и приготовьтесь поработать. В нашем примере целью было сделать картинку состаренной, так что б она была похожа на раритетную вещь. Если вы хотите получить тот же эффект, просмотрите ряд старых фотографий, изображений начала 20-го века, проанализируйте их и приступайте к оформлению.
Сначала нанесите пятно краски на древесину и промокните его тряпочкой, что бы убрать лишнее, будьте осторожны и не переборщите с краской. Когда краска подсохнет, немного потрите его той же тряпкой, для большего эффекта старины.


Теперь отшлифовываем края, избавляемся от лишнего геля и продолжаем придавать картине эффект старины. Теперь по краям наносим пигмент, с помощью нанесенного пигмент, можно создать что-то типа эффекта виньетирования, или можно добавить пигмент только на противоположных краях, что бы получилась своеобразная рамочка. Для нанесения пигмента можно использовать обычную губку, или пористую ткань. Упаковка пигмента меньше по объему, чем упаковка краски, так что используйте его экономно, что бы в самый ответственный момент не оказаться без пигмента.


Когда дополнительные эффекты с помощью краски и пигмента нанесены, приступаем к последней стадии работы в этой части. Наносим воск на готовое изображение, что бы придать глянцевый эффект. Используйте среднюю кисть для нанесения тонкого, ровного слоя на печать. Так же как краска, воск должен хорошенечко подсохнуть. Когда воск высохнет, пройдитесь по нему тканью, что бы разгладить поверхность и убрать лишнее. В примере использовался мягкий воск, поэтому в результате поверхность получилась не слишком блестящей, зато поверхность выглядит гладкой и красивой.

Шаг 7. Повесьте картину

Когда работа сделана, картина подарена, помогите хозяину повесить ваш шедевр на самое подходящее место. Если вы, как и в примере использовали две дощечки сложенные вместе, вместо одной цельной, то вам для начала стоит объединить их вместе двумя небольшими крепежными кронштейнами, которые можно приобрести в любом хозяйственном магазине.


Затем, на верхних углах закрепите два монтажных кронштейна, за счет которых картину можно будет повесить на стену. Закрепляя кронштейны на картину, убедитесь, что шурупы по длине, меньше, чем толщина деревянной пластины. Не очень хотелось бы испортить всю проделанную работу, из-за того, что какая-то мелочь была не учтена.
Для картины более маленького размера можно приделать сзади небольшую дощечку, так как это делают на рамочках. Такую картинку можно не вешать на стену, а просто поставить на полочку.

Технология нанесения рисунка

Способ основан на термо-переносе тонера и довольно часто используется для изготовления печатных плат в домашних условиях.
Мы же применим этот способ для нанесения рисунка на фанеру. Итак, приступим.
Для начала нам нужно подготовить чертеж и бумагу.

Чертеж

Можно скачать у нас на сайте среди понравившихся вам поделок, либо прочитать, как подготовить чертеж самостоятельно в следующей статье.

Бумага

Нам понадобится глянцевая бумага, главным качеством которой будет низкий коэффициент удержания тонера. Например, это может быть бумага из глянцевого журнала, но лично я использую подложку от бумаги для этикеток. Если под рукой нет ничего из выше рекомендованного, то можно взять обычную бумагу, эта технология будет так же работать.

Печать рисунка

При печати нужно не забывать, что изображение будет переведено зеркально, поэтому необходимо заранее подготовить ваш макет, "отразив его горизонтально". Сделать это можно программно либо выбрать в настройках принтера соответствующую настройку, при условии, что ваш принтер поддерживает данную функцию.

Так же, в настройках, стоит включить качественную печать - это даст большее количество тонера на листе и как следствие более быстрый перевод рисунка на фанеру.

Перенос рисунка

Для переноса рисунка поместим распечатанный макет тонером вниз на фанеру, и не спеша разгладим обратную сторону утюгом. На перенос рисунка формата листа А4 требуется около одной минуты.

Утюг

В качестве печки для переноса тонера можно использовать обычный утюг. В случае если вы решили взять утюг, который так же используется в быту, тогда позаботьтесь о его сохранности - используйте прокладку из бумаги и ткани во избежание образования нагара на его поверхности.

Что касается меня, то я использую утюжок для обтяжки авиамоделей, он довольно удобен, так как на нем можно выставить необходимую температуру - 190 градусов. Поверхность утюжка давно привыкла к разным экспериментам, поэтому прокладку я не использую.

В качестве альтернативы для переноса рисунка можно использовать строительный фен и валик.

Удаление бумаги

После равномерного разглаживания макета утюгом, перед удалением бумажного слоя, следует выждать некоторое время, давая остыть перенесенному тонеру.

Когда бумага удалена, следует проверить линии рисунка, насколько успешно они перенеслись и при необходимости недостающие элементы дорисовать карандашом.
На этом этап перевода рисунка на фанеру закончен.

Заключение

Есть у этой технологии и один минус, в погоне за экономией времени, упускается развитие ряда важных человеческих качеств как:
концентрирование внимания, терпение, усидчивость, сосредоточенность, аккуратность, неторопливость, тщательность.
По этому начинающим, детям школьного возраста, я бы рекомендовал сначала испробовать традиционные способы нанесения чертежа на фанеру:
Перевод через копирку либо изготовление шаблона.

Я переводил изображение, напечатанное на обычном лазерном принтере. В будущем думаю подыскать струйный принтер для печати цветных изображений. При этом надо не забыть зеркально отобразить изображение по горизонтали. Ну и еще сделал небольшую тоновую коррекцию в светлую сторону.

Поверхность, на которую переводится изображение должна быть гладкой. Я использовал наждачную бумагу зернистостью 120.

Главный элемент технологического процесса - гель медиум. Когда я отыскал в своем городе магазин для рукоделия и попросил продавца дать мне гель медиум, он задал мне вопрос, который поставил меня в тупик: "А вам какой?". "Ну как же, в интернете написано просто - гель медиум. Дайте чтобы картинки переводить". Тут пришла очередь удивляться продавцу. Оказалось, что перевод картинок - это лишь побочный эффект, о котором продавец раньше не слышал, а вообще гель используется для разных эффектов "под стекло" и "со стразиками". Из всего множества гелей выбрал прозрачный глянцевый акриловый медиум. Оказалось, не ошибся. Сам гель похож на сметану. И консистенцией, и цветом, и такой же непрозрачный.

Приклеиваем лист с изображением и валиком выгоняем пузыри.

Идея метода заключается в том, что верхний слой бумаги, несущий изображение вклеивается в медиум (жидкое стекло). После полного застывания (мы оставляли заготовки сохнуть на ночь) нужно только удалить слой бумаги. Для этого бумага размачивается и скатывается пальцами. Я использовал жесткую сторону губки для мытья посуды. Тут надо не переусердствовать и не повредить само изображение. Но это не представляет особой проблемы, изображение достаточно стойкое.

Мы провели множество экспериментов по удалению бумаги. Губка показала себя с наилучшей стороны. А вот когда скатывали бумагу пальцами оставался мелкий бумажный ворс, который поднимался при нанесении лака.

После удаления бумаги остается только краска принтера, вклеенная в жидкое стекло. При этом после высыхания гель стал прозрачным и отчетливо проявляется структура дерева.

Надо сказать, технология достаточно эффективная. Весь процесс занимает два вечера. Изображение переводится четко, не размывается. Одной банки геля объемом 125 мл и стоимостью 480 рублей хватило на 9 листов А4. Единственное неудобство - возможно повреждение изображения при удалени бумаги.

Остается только отпилить лишнее.

Теперь, владея технологией можно подумать о ее приложении. Например, украшение шкатулок или оригинальная маркировка изделий.

Вы можете приобрести некоторые вещи из этого блога в нашей группе вконтакте: