Младенцы умирают внезапно. Почему умирают дети

Действительно, Бог и добр, и всемогущ. Все зло в мире творит вовсе не Он, а именно мы. Всемогущий Бог мог бы нас заставить ходить по струнке, но тогда это были бы не люди, а биороботы. Мы ведь не делаем из своих детей безмозглых исполнителей своей воли, а наоборот, стараемся их развить для самостоятельной жизни. Хотя при этом есть риск, что они станут плохими людьми, но пусть так, это лучше насилия над личностью. Ведь, если бы мы услышали
по телевизору о том, что где-то много лет запирали человека с самого детства, чтобы он не наделал зла (причем без предпосылок к этому), мы бы сказали, что это - извращение. Потому что это против свободной человеческой природы.

В принципе, Бог КАК БЫ не всемогущ. Я не зря выделил КАК БЫ. Святому Иоанну Златоусту задали однажды лукавый вопрос: может ли всемогущий Бог создать камень, который не сможет поднять? В обоих случаях получается, что Бог не всемогущ. Но святой ответил, что не только может, но и создал. И этот камень - человек. Человек подобен Богу, он так же, как и Бог, свободен. Поэтому единственное, что в этом мире НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ - сердце человека. Насильно мил не будешь. И в этом творении Богом РАВНОГО СЕБЕ - явление величайшего Таинства любви Божией. Всемогущий, Он Сам, добровольно, ограничивает Свое всемогущество, останавливаясь перед свободой человеческой личности в уважении к ней.

Почему умирают /смертельно болеют дети, новорожденные и т.д.? Зачем Господь дает им жизнь, а потом забирает их к себе? Почему Господь забирает к себе молодых мам и отцов у которых на Земле остаются дети? Почему Господь дает детей матерям которые выбрасывают их новорожденными на помойку или так или иначе избавляются от них. А тем родителям кто всем сердцем хочет, лечит тело детишек так и не дает?

Ответа на эти вопросы нет. Точнее, нет ответа на эти вопросы вместе, и даже на каждый в отдельности, когда говорится не о Никаноре Серапионовиче, а об Иванываныче. Я - священник молодой. Но слышал уже не одну тысячу исповедей. И порой слышишь такое, что потом смотришь в зеркало: а не поседел ли я? И всякий раз, когда ко мне приходит человек и спрашивает: "А вот за что мне то-то и то-то?", - я отвечаю: "Я не знаю, потому что я - не Бог. Да, я священник, но для того и нужны священники, чтобы они, будучи равны всем остальным людям, как бы вели их к Богу и говорили к ним от имени Бога. Служение священника - это служение посредника. А вставать на место Бога и решать за Него, и объяснять, почему Бог сделал то-то или то-то - простите, но я-то кто такой? У меня есть большая, но вполне ограниченная власть - я знаю заповеди Божии, и мне дана власть прощать кающемуся человеку от имени
Бога грехи против этих заповедей. Я могу засвидетельствовать на исповеди и в Крещении союз между Богом и человеком, где человек обещает приложить все силы, чтобы стать лучше, а Бог его принимает, прощает грехи и помогает исправляться. Имея определенный опыт, я могу подсказать, как в той или иной ситуации поступить. Но я не знаю, как Бог промышляет о каждом человеке в отдельности - ну не отчитывается Он передо мной, к сожалению!". Часто я призываю человека подумать над своей жизнью и поисповедоваться, после чего уже есть о чем говорить.
Например, приходит ко мне женщина, рассказывает о своих неприятностях и спрашивает, за что. Предлагаю поисповедоваться, выясняется - несколько абортов. Я говорю: "И Вы спрашиваете, за что?". Но указываю, что это - не более, чем мое предположение, причем скорее всего, ошибочное. Просто потому, что я - НЕ БОГ. Только Он знает о каждом человеке, что, почему и как. Причем вопрос "за что" неверен. Спрашивать нужно: "для чего" - чтобы ты одумался, покаялся и пришел к Богу. Вот этот ответ точный.

Рассмотреть эти вопросы нужно с точки зрения, что Бог свободен и существует Сам по Себе, Ему не нужны дополнительные условия. Нам - нужны, причем как для жизни, так и для реализации своей свободы. И Бог их нам дает в виде того мира, в котором мы живем, с его законами и условиями. В том числе - с законами причинно-следственных связей. Если мама пьет всю беременность, это - проявление ее свободы, и почему Бог ее не ограничивает - уже сказано выше - что это за свобода, которой я не могу воспользоваться так, как захочу? При этом мама запускает физиологические механизмы, вредящие ее ребенку. Но если Бог ограничит их действие, то это - снова ограничение свободы матери. То есть, она сможет пить, понимая, что вредит ребенку, а последствий вдруг раз - и нет! Господь Своей властью все эти последствия УНИЧТОЖАЕТ. Тогда теряет смысл вообще вся эта диалектика со свободой, и надо бы нас уничтожить - и дело с концом! Поэтому Господь, ради того, чтобы мы были людьми, свободными и равными в этом Ему, ограничивает Свое всемогущество и терпит нас, вредящих самим себе и друг другу. От нас же страдают и дети. Почему дает детей людям, которые не смогут их воспитать - значит, смогут. Только они решают, что им это не нужно. И это - тоже ради свободы. Почему забирает родителей? Почему не дает детей тем, кто хочет? Это всегда история конкретного человека, с его особенностями, грехами и недостатками, которые знает только Бог. Единственное, что могу сказать - ВСЕ Господь делает для того, чтобы мы исправились и пришли к Нему.

Поэтому пытаться отвечать на эти вопросы вообще - значит, соглашаться с таким положением дел. Якобы, так и должно быть. А это не так. Так не должно быть! Это неправильно! И осознать нам это дает наша совесть, наше чувство любви и сострадания, заложенные в нас Богом. ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! И Господь, будучи вынужден допускать это ради нашей свободы, через нашу совесть обращается к нам и говорит: "Смотрите, что вы делаете, когда грешите! Видите, насколько это неправильно и чудовищно! Покайтесь и исправьтесь!" И конечно, это не может существовать в вечности. Господь для того и принял Распятие и смерть, чтобы Воскресением ее победить и дать нам силы побеждать грех. И потому будет Страшный Суд, а потом - новое бытие, в котором люди будут святыми, а природа - идеальной, не поврежденной человеческим грехом. И всего этого уже не будет. Те же люди, которые не захотят принять Бога,
получат возможность жить без Него. И это бытие называется адом.


Аноним пишет 13.08.2014

Зачем религии и вера если они не помогают нам? Люди молятся за здоровье своих детей, но богу похоже плевать на их молитвы. И я задумался о его существование, почему он создал людей почему дал изобрести оружие для убийства? Это я вот к чему если бог существует то он не чем не лучше дьявола!



Николай пишет 15.10.2014

Странно, что люди, задающиеся подобными вопросами, считают именно жизнь, здоровье и достаток благом. Вопрос изначально ставится в формате: "Почему Бог, обещающий вечную и счастливую жизнь после смерти, может так рано и беспричинно обрывать жизнь земную"? В этой форме вопрос звучит одновременно с верой и безверием. Т.е. задающий его не оспаривает тот факт, что Бог существует, и что всё в его власти. Но он и не верит в то, что Бог гарантирует воскрешение человека (души человека) после смерти. Исключение этой гарантии позволяет человеку отрицать и первый факт, который он первоначально принял - само существование Бога. Религия, по его мнению, не спасает. А что значит спасение? Счёт в банке? Икра на хлебе? Внедорожник на дизельном топливе? Вилла на море? Да, так бы спастись многие хотели. Вспомним историю Иова - он лишается детей, он лишается имущества, он лишается здоровья и он лишается друзей. Причём, лишается просто так. Просто дьявол (думает что) искушает Бога и получает дозволение пытать Иова и его семью. Ситуация решается, смотрим кто что получает в итоге: погибшие дети и слуги Иова - с Богом (в их благочестии и терпении сомнений возникнуть не должно). Иов получает ещё больше имущества и точно такое же кол-во детей (которые опять же идут по пути благочестивого отца и приходят после смерти к Богу). Те, кто хулил Бога - посрамлены. Те, кто до самого конца верил в заступничество Бога, вознесены. Когда я слышу где-либо вопросы относительно того "почему Бог попустил это", либо сам задаю их, то вспоминаю историю Иова. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.» /Екклесиаст 7:14/ Закончить свой комментарий я бы хотел словами старца Паисия Святогорца: «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело. Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов. Ты где-нибудь видела мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился - только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову.»



Алина пишет 17.04.2015

Очень бы хотелось, чтобы дети не страдали. Не верю, что они расплачиваются за грехи родителей. Это несправедливо. Бог не мог бы такую несправедливость позволить. Очень жаль что много плохого случается с детьми в нашем жестоком Мире. Почему так?????

После убийства Василисы Галициной горожан охватывают сильные чувства скорби, боли, страха, отчаяния и вины, желание мести преступнику, желание понять, почему все так произошло… Люди не находят ответов на свои вопросы, лишь только слезы комком подступают к горлу, мы все безутешны. Почему умирают дети? Откуда в мире столько зла? Уместно ли чувство мести в данной ситуации? Что может каждый сделать сейчас для девочки? Мы задали эти вопросы священникам г. Набережные Челны, Закамского благочиния .

Протоиерей Александр Андриевский, храм свв. бесср. Космы и Дамиана - Орловская церковь:

«О том, как существование благого и всемогущего Бога сочетается с существованием зла и страдания в мире, написано много трудов. В романах Достоевского, например, тема страдания, является одной из центральных. Если кто хочет глубже вникнуть в проблему, могу порекомендовать к прочтению философский очерк английского писателя Клайва Льюиса, который так и называется «Страдание».

Говоря кратко, зло и страдание происходят от того, что Бог ограничивает Свое Всемогущество человеческой свободой. Там, где начинается свобода человека, кончается могущество Бога. Почему Он это делает - уже другой вопрос.

Что же можем и должны делать мы в этой ситуации. Очевидно, что Бог даровал нам свободу, в надежде, что мы сами устроим свою жизнь, сами наведем в ней порядок. Как кто-то хорошо заметил, что зло овладевает миром тогда, когда хорошие люди ничего не делают, чтобы его остановить. В случае с девочкой Василисой, без преувеличения можно сказать, что раскрыто преступление было, благодаря помощи простых людей.

Что касается чувства гнева и негодования, которое охватывает нас при упоминании о подобных злодеяниях, то они вполне естественны и нормальны, но нельзя идти у них на поводу. В гневе, как сказано, человек не творит правды Божией. И нередко бывает так, что кара падает на невинных людей. Потому Господь и говорит в Писании «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим.12, 19)».

Иерей Георгий Опарин, Свято-Вознесенский собор - Боровецкая церковь:

Известие о страшной гибели ребенка не могло не взволновать каждого доброго человека. Как это ужасно! Нужно понимать, только Господь знает, как можно нас спасти. Зло в мире происходит от наших грехов, и каждый грех увеличивает зло в нашем мире. И это зло является причиной всех преступлений. Пока мы не избавимся от грехов, будут совершаться самые страшные преступления. Часто мы не хотим спасаться добровольно. К Богу, в Церковь нас приводит не любовь к Богу, не благодарность Ему, а наши скорби и несчастья. Поэтому все бедствия направлены к нашему спасению.

Как же быть с местью? Кому мстить? Больному человеку? А каждый преступник - это больной. Больной человек в больном обществе. Хорошо, отомстим, уничтожим. И что? Дальше нужно вернуться к нашей грешной жизни. Кому мстить? Себе. Это ведь мы, так называемые православные, грешим и плодим зло и преступления в мире. По нашему безразличию и равнодушию к греху совершаются преступления. И лучшая месть за преступление - это начать путь к Богу, путь исправления нас самих, а через нас и исправления общества.

Лучшее, что мы можем сделать - помолиться за нее. И сделать для нее доброе дело: прийти на исповедь и исправить свои грехи. Научиться молитвою защищать и себя и других. А еще помочь другим детям найти Бога.

Иерей Валерий Матвеев, Боровецкая церковь:

Тема смерти - трудна. А особенно это касается смерти детей. Невозможно даже представить, каково было в эти дни родителям девочки! Жизнь плотная, чтобы пройти через стену, ее нужно пробить. Это очень трудно и даже больно. Но за ней радость, свет. Это когда человек неверующий, он вынужден переживать, у него другого способа жить духовно просто нет. Но нам дано Богом, Церковью гораздо большее. Нам дана ясность, нам дана вера. «Мир вам», - сказал Господь. В мире мы должны жить в ясности и с упованием на Господа. Господь непременно дарует ей блаженную жизнь в Царствии Небесном. Но нам нужно задуматься - от чего такое происходит? Посмотрите, сколько тысяч детей каждый год умирает от абортов, но почему-то из-за этого никто так не переживает. Конечно, понять и пережить это близким девочки нелегко. Но как писал Паисий Святогорец: «Родители должны знать, что с того момента, как у них умирает ребёнок - у них появляется молитвенник в Раю». Пусть Господь дарует близким девочки крепости сил душевных, а нам вразумления!

Иерей Евгений Ступицкий, Боровецкая церковь:

Смерть... Это слово приводит человека в смятение. Человек создан для вечной жизни, и поэтому столкновение со смертью нас приводит в страх, ужас. Тем более смерть насильственная, жестокая. Хотя смерть сопровождает человечество практически с момента его создания, (убийство Каином своего брата Авеля), сталкиваясь с проявлением насилия над человеком, убийством, мы всегда приходим в состояние скорби, негодования. А если удаётся задержать насильника, то и в состояние гнева, мести. Жестокость за жестокость, зуб за зуб, око за око! Но так было до Нашей Эры. С приходом на землю Христа, человечество получило новую заповедь - ЛЮБОВЬ! Он Сам показал нам пример любви. Его распинали, а Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23, 34).

Если бы мы все жили в состоянии любви к окружающим нас, то и не стало бы насилия, жестокости в нашей жизни. Но почему в наших сердцах всё чаще селится жестокость, месть, зло. А любовь, прощение считается признаком слабости и безволия. Дело в том, что по Божьему произволению, этим миром правит князь тьмы - диавол. И мы, в погоне за «радостями» и «прелестями» мира сего, попадаем под его воздействие. И, тем самым, добровольно удаляем от себя Бога. А диавол - однозначное зло, как и Бог - Сама Любовь. То есть мы намеренно принимаем зло, как норму своей жизни, отвергая при этом любовь. И наша массовая культура, находясь под воздействием тёмных сил, завалила нас триллерами, детективами, боевиками, где сюжет один: жестокое, изощрённое преступление и не менее жестокая месть. Причём, всё чаще киллерами становятся женщины, созданные Богом нести в мир любовь через материнство. И человек, духовно повреждённый такой «культурой», насмотревшись этих «зрелищ», пытается воспроизвести их в реальной жизни. Уже неоднократно мелькали сообщения в прессе, что то или иное преступление совершено по сценарию очередного блокбастера.

Наше общество уже давно больно хроническим дефицитом любви. А лекарство от этого заболевания одно - христианство, с его главной ценностью: «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ»! И жизнь эту дарит нам только Бог, и только Он вправе её забирать... Челнинская трагедия заставляет каждого из нас вздрогнуть, очнуться от духовной спячки, вспомнить кто мы, и зачем мы здесь. Заставляет подумать о воспитании молодых людей, кто из них вырастет? И сколько ещё сможет прожить наша цивилизация с прогрессирующим дефицитом любви?

Православие ни в коем случае не призывает выпустить всех преступников и убийц на волю, для этого существует закон. Христианство призывает пересмотреть СВОЁ отношение к окружающим нас людям в сторону сострадания, милосердия и любви для того, чтобы меньше было в наших сердцах злобы, ненависти, зависти, которые и приводят человека к преступлению. Именно от недостатка любви в каждом из нас наш мир и порождает таких убийц.

Иерей Роман Храмутичев, Покровский храм, село Коноваловка, Мензелинский район:

Во-первых, хочется выразить слова соболезнования родителям, родным и близким невинно убиенной Василисы! Так же, как и многие челнинцы, разделяем с вами горечь утраты вашего дитя.

Смерть или какая-то болезнь детей являются жертвенными, так как обусловлены они не личными грехами, а грехами ближних (Ин. 9. 2). Сами же дети этого не осознают, но будучи уже в жизни вечной им откроется то, что Бог через их смерть, страдания совершил для их близких, какое благо приобрели они сами этим актом любви.

Любовь сильнее смерти - это известно каждому. Любовь истинная - жертвенна. К такой любви способны люди чистые душой и дети, прежде всего! Эти страдания можно понять и осознать только лишь имея веру в то, что смерть здесь - это не конец жизни, но лишь окончание его серьезного подготовительного этапа к жизни вечной, и что страдание за других не останется без великого вознаграждения Божия! И каждому из нас нужно всегда задумываться о том, что Господь для нас делает и как пытается нас вразумить, порой и такими тяжелыми скорбями!

Откуда же в мире столько зла? Вся причина в нас самих. Дело в том, что наше человеческое естество склонно ко греху. Господь каждого наделил свободой и свободой выбора. Вот каждый для себя и выбирает. Кто-то легко поддается искушениям дьявола, кто-то борется с ним, борется постом и молитвой. Есть два пути: первый путь - путь истинный, когда человек пребывает с Богом и благодать Божия всегда пребывает с ним, а второй путь - путь своеволия и подчинения себя мирской суете и страстям, которые нас и вводят в самые тяжкие грехи.

Уместно ли чувство мести в данной ситуации? «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Слова и мысли о мести ни в коем случае не должны возникать у нас. «Не судите, да не судимы будете» - Господь рассудит, как с ним поступить!

Что мы можем сделать? Молиться за упокой души убиенной Василисы.

Виталий Сидоренко, секретарь Закамского благочиния:

В эти дни всех жителей нашего города всколыхнуло страшное известие о похищении, а затем и убийстве невинной восьмилетней девочки Василисы Галициной. Более того, эта страшная весть охватила всю страну и затронула до глубины души каждого неравнодушного человека. Многие после случившегося испытывают страшный гнев по отношению к преступнику. Это очень напоминает ветхозаветное предписание «око за око, зуб за зуб», которое предполагало кровавую месть, убийство за убийством тянулись в случае преступлений и обид людей. С приходом Христа Спасителя в мир и принесшего нам заповедь любви мы не можем допустить подобного. Ведь мы знаем, насколько ужасна кровавая месть у тех народов, у которых она сохранилась до настоящего времени. Господь наш Иисус Христос призывает всех нас к высшей мере любви, заповедуя при этом руководствоваться не только законом справедливости, но и законом всепрощения. Этот принцип может не укладываться в наших умах, но только любовь может привести нас к богоуподоблению. Вопиющий случай, произошедший в нашем городе, должен стать для каждого из нас поводом изменить себя к лучшему, чтобы тем самым привести все общество к нравственному изменению.

Всем нам известно, Господь претерпел смерть на Кресте за наши грехи и беззакония. А рядом со Христом были распяты два разбойника за тяжкие преступления. Один из них хулил Христа, а второй, признавая свою вину и праведность своего наказания, получил прощение от Спасителя. Более того, этому разбойнику было обещано: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Я желаю, чтобы в эти сложные дни мы сохраняли внутреннюю трезвость, и чтобы пример благоразумного разбойника открыл нам, а также многим насильникам и убийцам путь ко спасению через искреннее покаяние и молитву к Богу: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23, 42).

Подготовили:

диакон Дмитрий АЛИКИН

Вероника ВЯТКИНА

Юлия КОКОРИНА

Как говорил Сент-Экзюпери:

Сент-Экзюпери

Французский писатель

«Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении»

Т.е. учится вместе любить другого человека – своего малыша. В. Гюго писал:

Виктор Гюго

Французский писатель

«Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье».

Дети чисты и безгрешны, они сближают семью, несут радость окружающим и учат взрослых доброте и искренности.

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева»

Если дети это награда, то почему Бог забирает детей у родителей? Почему Господь забирает молодых?


«Бог, определяя момент смерти человека, заботится о том, чтобы человек достиг вечной жизни» — Священник Димитрий Выдумкин

Смерть ребенка в христианской вере

« ..во власти Господа Вседержителя врата смерти»

От этой фразы стоит отталкиваться в поисках ответов на вопрос: почему Бог допускает смерть детей? Помимо внешних причин ранняя смертность носит и Промысел Божий. Господь, когда забирает человека, заботится о его вечной блаженной жизни. Православие говорит нам: смерть – новое начало, горькая разлука на определенный период времени.

«Обетование же, которое Он (Господь) обещал нам, есть жизнь вечная»

Пассий Святогорец: «Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни»

На вопрос «почему умирают дети?» Преподобный Паисий Святогорец отвечает:

Пассий Святогорец

Преподобный

«Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом – так, чтобы спасти его душу…

Когда мне говорят о том, что какой-то юноша умер, я скорблю, но скорблю по-человечески. Ведь, исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов.

Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше – своими попечениями, несправедливостями и тому подобным – они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или юности, больше приобретает, чем теряет ».

Феофан Затворник: «дочь спасена, а не погублена»

Святитель Феофан Затворник при разговоре с матерью, которая потеряла дочь, на вопрос «почему Бог допускает смерть молодых?» отвечает:

Феофан Затворник

Святитель

«Дочь умерла – хорошая, добронравная. Надо говорить: слава Тебе, Господи, что убрал ее поскорей, не дав ей впутаться в соблазны и обольстительные утехи мира. А вы скорбеть – зачем Бог избавил ее от этих увлечений и взял ее в Царство Свое святое чистой и непорочной. Выходит, лучше было бы, если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне очень недивно, особенно для таких симпатичных, какою, как говорите, была почившая. Вот мудреная мать, жалеющая, что дочь спасена, а не погублена».

Отец Алексий Дарашевич: «Смерть, прежде всего, – это Слово Бога к человеку»

Когда Вы будете читать эту статью, возможно, Вы подумаете: «легко давать ответы священникам, если в их жизни не было утраты». Поэтому ниже приведена точка зрения на вопрос «почему гибнут невинные люди» отца Алексия Дарашевича, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Поленове, который потерял дочь и сына в автомобильной аварии:

Алексей Дарашевич

Священник

« Я благодарен всем, кто поминает моих детей и молится о них. Знайте, когда мы молимся, мы соединяемся с ними и не только с ними. В том мире все родные, все действительно братья и сестры. И когда кого-то поминают, поминают всех. Вы не только чужих поминаете, вы своих этим поминаете.

В последнее время все больше людей стало бояться смерти. Смерть, прежде всего, – это Слово Бога к человеку, и человек должен обязательно услышать Его. Нельзя лишать человека Слова, которое говорит Господь. Мы все едины, и когда Господь говорит что-то человеку, Он говорит это и его сыну, дочери, матери, отцу, всем близким, потому что все мы живем друг другом.

В мире все больше страданий, все больше смертей, каких-то несчастий. Но рядом с этими несчастьями есть благодать, и она очень близко. Я не сразу это осознал. Сначала ты живешь, действуешь, а только потом приходишь к мысли: «Господи, я ведь не рассчитывал на такое спокойствие, на такую простоту». А это все дано, дано молитвой и упованием на Господа.

Ничего нет проще молитвы «Господи, помилуй мя, грешного». Мы привыкли так говорить, даже не задумываясь. А ведь слово «помилуй» значит не только «прости», но и «милуй», то есть «люби». А что значит «полюби»? Настоящая любовь-милость будет тогда, когда Господь возьмет нас к Себе, а это и есть смерть. В этом мире мы видим смерть, а по сути это взятие нас Господом к Себе.


Отец Алексий Дарашевич: «Все происходит по воле Божией»

Наша прихожанка делится со мной несчастьем: «У меня тоже горе, у меня погиб сын, два года назад. Я по нему плачу день и ночь и жду его домой. Не знаю, что мне делать…».

Алексей Дарашевич

Священник

Я Вам скажу: матушка, как ни горько Вам это говорить, но зачем Вы это делаете? Вы думаете, что слезами своими можете ему чем-то помочь? То, что Вы делаете, делают очень многие, но… Сейчас я, может быть, имею право Вам сказать: что это безбожие, так поступать. Именно так, как это делаете Вы. Это маловерие, это неверие, это, по сути, не помощь ему, а просто камень на нем. Думаете, ему там легко? А Вы еще давите этой беспросветностью своей, тоской и унынием.

Разве Господь заповедал нам это? Думаете, сын этого от Вас ждет? Я уже говорил, хочу повторить: мы боимся смерти. Мы часто ссылаемся на святых отцов: «помни час смертный, и вовеки не согрешишь» . Да, это говорит святой, но в его словах нет страха смерти, понимаете – нет!

Вы помните, что был Ваш сын, мальчик Саша, упокой, Господи, его душу. И Вы уцепились за него, прошлого, не сегодняшнего, не думая о том, что с ним, с его душой сейчас. Так вот, «помни час смертный» значит «помни, что тебя ждет, помни и стремись к этому, думай об этом и готовься к этому».

Когда человек стенает, плачет, вопиет, он боится и понимает, что его участь тяжела, горька и он хоть в какой-то мере, неосознанно, может быть, старается это разделить эту участь. Вот, по сути, что мы делаем. Но это неправильно. Все происходит по воле Божией.

Даже волос с головы человека не может упасть без Его воли. Если это воля Божия, то какое может быть переживание? Когда человек неверующий, он вынужден переживать, у него другого способа жить духовно, просто нет.

И он берет хотя бы этот костыль – волнение. Он плачет, рыдает. Но нам дано Богом, Церковью гораздо большее. Нам дана ясность, нам дана вера. «Мир вам», – сказал Господь. В мире мы должны жить в ясности, в покое, с надеждой, с упованием на Господа.

Мир Божий есть, он рядом и он прекрасен. Нас сбивает, нам не дает это сразу понять неожиданность. Да, был, конечно, какой-то страшный момент, разрыв, надрыв, но надо было его пережить. Жизнь плотная, чтобы пройти через стену, ее нужно пробить. Это очень трудно и даже больно. Но за ней радость, свет».

Церковь поможет справиться с утратой

Почему умирают маленькие дети? почему Бог забирает младенцев? – точного ответа на эти вопросы не сможет дать никто, кроме Господа нашего

«ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ».

Если беда случилась в Вашем доме, обратитесь в церковь и исповедуйтесь. Таинство принесет Вам и Вашей семье смирение, а

(Притч.22,4)

«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь»

Геронда, одна мать девять лет назад потеряла ребёнка. Сейчас она просит Вас помолиться, чтобы она увидела его хотя бы во сне и утешилась.

А сколько лет было ребёнку? Он был маленьким? Это имеет значение. Если ребёнок был маленький и если мать находится в состоянии таком, что когда он явится, она не потеряет -- душевного покоя, то он ей явится. Причина того, что ребёнок не является, находится -- в ней самой.

Геронда, а может ли ребёнок явиться не своей матери, которая об этом просит, а кому-то ещё?
-- Как же не может! Ведь Бог устраивает всё для нашей пользой. Ведь, мы видим, что, чем взрослее становится человек, тем БОЛЬШЕ у него -- копится грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше -- своими грехами они УХУДШАЮТ -- свое состояние, вместо того, чтобы его улучшить. Поэтому, человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или в юности, больше -- приобретает, чем теряет.

-- Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало -- так много молодых?
-- Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть.

Бог забирает каждого человека -- в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом -- так, чтобы СПАСТИ -- его душу.

Если Бог видит, что человек СТАНЕТ – лучше и ИСПРАВИТСЯ, Он оставляет его -- жить. Однако, видя, что человек СТАНЕТ -- хуже, Он забирает его, чтобы его -- спасти.

А других -- тех, что ВЕДУТ -- греховную жизнь, но имеют расположение -- сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть, Бог всё равно что говорит им: "Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть".

Конечно, родителям и родственникам умершего ребёнка всё это понять нелегко. Посмотри: когда умирает малыш, Христос берёт его к Себе -- словно маленького Ангела, а его родители рыдают, хотя им следовало бы радоваться. Ведь, откуда они знают, кем бы он стал, когда вырос? Смог бы он спастись?

Когда в 1924 году мы уезжали из Малой Азии на корабле, я был младенцем. На корабле было полно беженцев. Я лежал на палубе, закутанный матерью в пелёнки. Один матрос случайно на меня наступил. Мать подумала, что я умер, и начала плакать. Одна женщина из нашей деревни размотала пелёнки и убедилась, что со мной ничего не произошло. Но, если бы я умер тогда, то точно был бы в Раю. А сейчас мне уже столько лет, я столько подвизался, но в том, окажусь я там или нет, всё равно ещё не уверен.

Но, кроме того, смерть детей -- ПОМОГАЕТ и их родителям. Родители должны знать, что с того момента, как у них умирает ребёнок -- у них ПОЯВЛЯЕТСЯ молитвенник в Раю. Когда родители умрут, их дети придут -- к двери Рая, чтобы ВСТРЕТИТЬ -- души отца и матери.

Кроме того, маленьким детям, которые были измучены болезнями или увечьем, Христос скажет: "Придите в Рай и выберите в нём самое лучшее место".

А дети ответят Христу так: "Здесь прекрасно, Христе, но мы хотим, чтобы вместе с нами была и наша мамочка", и Христос, услышав прошение детей, найдет -- способ, чтобы спасти их мать.

Основным хадисом по данной теме является высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если были признаки , что ребенок родился живым , то над ним совершается погребальная молитва и на него распространяются права деления наследства, то есть он — наследник . Если же таких признаков не было, то погребальная молитва не совершается и в делении наследства он не участвует» .

Большинство богословов, среди которых Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и, придерживаются мнения о том, что ребенок должен родиться живым и подать признаки жизни, чтобы в случае его внезапной смерти он был похоронен с омытием, заворачиванием в саван и совершением над ним погребальной молитвы. Основным их аргументом является приведенный достоверный хадис .

Имам Ахмад акцентирует большее внимание в этом вопросе на хадисе, где сказано, что зародыш развивается в утробе матери четыре месяца, после чего ангел вдыхает в него душу . На основе этого пророческого повествования Ахмад делает вывод, что погребальная молитва совершается над любым, даже мертворожденным, если ему больше четырех месяцев.

Однако дело в том, что первый хадис является непосредственно и прямо отвечающим на данный вопрос. Что же касается аргумента имама Ахмада, то здесь больше косвенная аргументация. К тому же можно предположить, что ребенок родился мертвым из-за того, что не было веления Творца вдохнуть в него душу. Безусловно, только Богу известна истина, подлинное положение дел. Практической же истиной для нас являются обоснованные канонические заключения известных исламских богословов.

Подводя итог, можно сказать: если меньше четырех месяцев, то богословы единодушны, что над зародышем не совершается погребальная молитва, младенца заворачивают в полотно и предают земле ; если больше четырех и он родился мертвым, то здесь мнения расходятся, как было уже упомянуто. Если ребенок с рождением подает признаки жизни, но затем умирает, то ему дается имя, его омывают, заворачивают в полотно (саван), над ним совершается Джаназа-намаз и затем его предают земле .

Моральная сторона вопроса

Когда что-то неприятное или трагичное постигает человека, он обычно реагирует на это крайне эмоционально — ругается, кричит, плачет, проклинает… Это может порушить как человеческие отношения, так и то, что человек строил, возможно, на протяжении многих лет . Важно услышать и старательно применять следующее наставление пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «[Проявляйте] терпение [сохраняя спокойствие, уравновешенность и благоразумие] в момент первого удара [именно когда больнее всего]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) также передал слова Господа миров : «Если верующий потеряет близкого ему человека [а это в первую очередь дети, покидающие сей бренный мир до кончины родителей] и при этом он [этот верующий и практикующий веру, в том числе в своем отношении к постигающим его горестям] проявит терпение и отдаст произошедшее на волю Творца (отпустит ситуацию, «отвяжет» от своего ума и сердца, пересилит казавшуюся нестерпимой боль утраты, ожидая вознаграждения за проявленное терпение от Господа миров) [сказав, например, что «все мы временны на этой земле, в полной мере находимся во власти Господа и рано или поздно к Нему возвращаемся» ], тому у Меня [в вечности] в качестве воздаяния за такое [благоразумное] отношение [если только покинет он сию бренную обитель верующим, пусть даже имея некоторые грехи] — Рай [вечное пребывание в неописуемой по своей красоте и великолепию райской обители, — однозначно и недвусмысленно говорит Сам Творец всего сущего, Владыка Судного Дня, милость Которого вечна и безгранична]» .

В других достоверных хадисах сказано: «Если у какой-либо из женщин умрут трое детей [покинут сей бренный мир по тем или иным причинам до ее смерти, что явится огромным потрясением и невосполнимой потерей для матери, но она сможет стойко это перенести и согласиться с волей Творца, когда-то даровавшего ей этих детей], тогда станут они защитой для нее от адского наказания [станут весомой причиной для ее беспрепятственного вхождения в райскую обитель]». Одна из присутствовавших при этом женщин спросила: «А если двое?». Пророк ответил: «И двое [также явятся защитой для своей матери от адского наказания]» ;

«Если у мусульманина (мусульманки) умрут трое детей, не достигших совершеннолетия [наступающего с началом периода полового созревания, после чего человек становится уже ответственным пред Богом за свои поступки], то Господь непременно введет этого человека по милости Своей в райскую обитель в вечности» ;

«Кто похоронит троих своих детей [то есть переживет их], тот не попадет в Ад [если умрет с верой]» . В одном из достоверных хадисов, как было упомянуто ранее, говорится также о двух детях. Есть упоминание и о потере одного .

Часто в состоянии растерянности и горя родители, особенно мать, могут высказать свое негодование Богу за смерть ребенка словами: «Почему Ты столь жесток, почему Ты забрал невинное дитя?!» Слова эти не только ошибочны, но и грешны. Для человека верующего любая ситуация, даже столь тяжелая, — это благо . Постичь проявление бесконечной мудрости Создателя в той или иной ситуации не просто. Сколько людей не могут постичь мудрости и смысла своего временного пребывания на этой земле!

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) передал: «Если у человека [у отца, матери при их жизни] умрет ребенок [сколько бы лет ему ни было], Аллах (Бог, Господь) скажет ангелам: «Вы забрали ребенка такого-то человека». Ангелы подтвердят: «Да». Господь продолжит: «Вы забрали «плод его сердца» [забрали у него одно из самого дорогого, что есть на этой земле — его (ее) сына, дочь]». Ангелы подтвердят: «Да». И Господь спросит [зная обо всем и без них, ангелов, но желая задействовать их в качестве свидетелей этого важного вселенского процесса]: «А что сказал человек [отец или мать ребенка после столь тяжелой невосполнимой потери]?» Они ответят: «Он поблагодарил Тебя [Господи, за те годы радости совместной жизни, которые ты им даровал с этим ребенком, и отнесся как к тому, что было дано на время], сказав: «Поистине, мы принадлежим Богу и к Нему [рано или поздно] возвращаемся» . И скажет Аллах (Бог, Господь) [не ограниченный ни местом, ни временем]: «Постройте для этого человека [для этого родителя, матери или отца] дворец в Раю [то есть за такое благодарное отношение человек этот в вечности пребудет в райской обители, окруженный Божественными щедротами и изобилием]. И назовите этот дворец Дворцом благодарности [Богу]» .

Возможно, что Создатель забирает ребенка потому, что это лучше для родителей его, которым, если правильно поймут испытание Божье, воздастся большим и в этой жизни, и в вечности. Господь миров в Священном Писании предупреждает:

«Возможно, вы что-то невзлюбите (то, что для вас нежеланно, а может быть ненавистно), однако же оно [окажется] наилучшим для вас [кстати и вовремя открыв вам глаза, к примеру, на что-то новое или предоставив вам доселе неведомые возможности]. Также вы что-то можете полюбить, а оно — зло для вас [худшее из того, что вы могли бы себе представить]. Всевышний знает, а вы не знаете [вы можете догадываться, предполагать, но это лишь домыслы, которые могут как сбыться, так и не сбыться. А потому анализируйте происходящее, особенно то, что необратимо (уже встало на вашем пути глухой стеной), причем размышляйте над этим так, чтобы подняться выше и усовершенствоваться как человеку, претендующему на благополучие в обоих мирах, в земной обители и в вечной]» (см. ).

Известна кораническая история с учителем пророка Моисея, Хызыром , который убил чужого ребенка прямо на глазах Моисея, ввергнув раба Божьего в крайнее негодование. Позже Хызыр пояснил:

«Что же касается того ребенка, то родители его были верующими, и мы [ведомые Божьей волею] побоялись, что он наполнит (заполонит) их жизнь грехом и безбожием (страданиями и неприятностями) [а лишив их его, провели тем самым через непростое испытание, высветив духовную уравновешенность и сдержанность, и, по итогу проявленного ими терпения, дали лучшее]. Господь заменил его (сие дитя) на того, кто чище [душевно] и милосерднее к своим родителям [даровав благополучное завершение следующей беременности и благословение в росте, развитии и становлении нового ребенка]» ().

Даже полное отсутствие возможности проявить чувства отцовства и материнства в мирской жизни у той или иной супружеской пары будет восполнено в Раю:

«[Те из них, кто не имел в мирской обители детей или потерял их при своей жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю.] И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]» ();

«[Те из них, кто не имел в мирской обители детей или потерял их при своей жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю.] И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]. Если ты увидел бы их, то уподобил рассыпанному[прекрасному] жемчугу» ().

Наряду со всем сказанным нужно также не забывать и то, что Всевышний к хорошим людям милостив , плохих же — наказывает. А наказания могут начаться уже в этой жизни…

Да обережет нас Всевышний от гнева Своего и предоставит возможность прислушиваться к хорошим назиданиям и придерживаться наилучшего . Аминь.

Вопросы по теме

Все ритуалы погребения необходимо совершить.

Спроса не будет. Он в вечности окажется в райской обители, по милости Творца. Также он значительно поможет своим родителям оказаться в Раю, минуя Ад.

У нас умер ребенок, которому было 3,5 года. Нам сказали, что для ребенка такого возраста поминки делать нельзя и что нельзя также оплакивать, приносить в жертву животное и делать другие ритуалы. Скажите, как правильно поступить? Хочется, чтобы нашему ребенку было от этого хорошо. Мы с мужем сильно скучаем по нему, но находим в себе силы принять волю Всевышнего. Это был наш единственный ребенок, который появился на свет по воле Всевышнего через 13 лет!

Вашему ребенку в любом случае хорошо и в вашей помощи он не нуждается. Он умер, не достигнув совершеннолетия, а потому в вечности его ожидает лишь райская обитель, по милости Творца. Вам за него не стоит беспокоиться.

Ваша с мужем жизнь продолжается, рожайте и воспитывайте еще детей, созидайте, достигайте, преодолевайте, а ребенка отпустите и не печальтесь. Бог дал вам его на время и забрал по наступлении срока его смерти. Правильное отношения к столь тяжелой утрате (спокойное и с умением отпустить) явится прямой причиной вашего с мужем вхождения в Рай.

У меня была беременность сроком в 9 месяцев, которая протекала без патологии. В родовой палате лечащий врач определил, что у ребенка отсутствует сердцебиение, то есть ребенок умер в животе, не родившись. Я хочу узнать, увижу ли я своего ребенка в Судный День и будет ли мне от него заступничество? Айша.

Вы увидите его, и он заступится за вас (аминь) .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу » .

У меня умер новорожденный ребенок. Имею ли я право ходить на кладбище к могилке своего ребенка? Хава.

Да, можете. Но оставайтесь эмоционально сдержанной, ибо все происходит по воле Господа и каждая душа, придя на некоторое время на землю в телесной оболочке, возвращается к Богу.

Родите еще детей, воспитывайте их, будьте счастливы с мужем и детьми! Вы уверовали в Бога и Его заключительного посланника Мухаммада, а потому имеете все возможности стать и оставаться счастливой в этой жизни и иметь перспективу счастья в вечности (с Божественного на то благословения, по милости Творца). Но для этого важно научиться правильно относиться к происходящему с нами и вокруг нас, не опуская рук из-за трагедий, а еще активнее продолжая свое созидательное движение по жизни. Именно через это открываются и благостные перспективы вечности.

Напомню очень важный хадис: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу)» .

Уважаемый имам Шамиль, обращаюсь к вам, так как нахожусь сейчас в очень непростой жизненной ситуации. До осени прошлого года я была абсолютно счастливым человеком: я — кандидат экономических наук, работаю в институте. По жизни очень целеустремленный, дисциплинированный, уверенный и достаточно жизнерадостный человек. Работа меня устраивала, и на тот период у меня была самая лучшая дочка семи лет и прекрасный муж, самый лучший, заботливый. Как мне казалось…. Той осенью я случайно узнала, что мой лучший в мире супруг мне изменяет, причем очень серьезно: зимой он собрался даже уходить из семьи. Хотя очень любил нашу дочь (надо сказать, что роды были сложными, но дочка получилась исключительная). Уходить-то он собрался, но все-таки любил нас и делал шаги, чтобы «оставить» себя в семье. И вроде бы к концу января этого года все казалось прекрасным вновь. Но… Я была за рулем, дочь сидела сзади в машине (машина хорошая, «Форд») на самом безопасном месте, за водителем, пристегнутая. Скорость была 30-40 км/час. На гололеде меня выбросило на встречную полосу, и в нас врезалась «Волга». Машине хоть бы что, а у нас дочь погибла практически на месте! Крови не было, никаких внешних повреждений, а разорвалась сонная артерия и все… Я не врач и не поняла, что случилось, думала, что у нее шок, но ее не стало в возрасте 7,5 лет. Когда еще осенью прошлого года я почувствовала, что у нас с супругом проблемы, то предложила ему: давай родим второго ребенка. На что супруг мне отрезал: «Мне от тебя детей не надо». У меня к вам вопрос: почему так произошло? Гибель ребенка — это может быть наказание Аллаха, в том числе и за слова супруга? Мы так ее любили и любим, ну неужели нужно было вот так, на месте моментально погибнуть? Я была у психотерапевтов: один (очень сильный религиозный психотерапевт) посоветовал мне читать намаз, что я и делаю сейчас. Другой, посмотрев на фотографию ребенка, сказал, у нее была депрессия, что она была очень чувствительным ребенком и понимала, что происходило между родителями, сильно переживала. Но зачем так, за что? Я ничем не гневила Аллаха, и моя семья (мои старые родители) тоже. Мы жили нашей дочкой, ее гибель слишком плохо сказалась на здоровье моих близких. Супруг сейчас делает все, чтобы мы жили вместе дальше. Но я не могу понять, зачем нам послано такое испытание. Разве можно через гибель ребенка обучить нас, возможно, в чем-то провинившихся? Э., 36 лет.

Конечно, смерть собственного ребенка трудно пережить и реабилитироваться, но нужно развернуть свое сознание, дабы понять, что во многих жизненных трагедиях заложено для нас целительное лекарство. В Священном Коране не раз упоминается пророк Айюб (библейский Иов), который внезапно потерял всех своих 14 детей, все свое состояние, имущество, хотя был очень набожным и щедрым человеком. И он взмолился Господу, когда уже стал физически немощен от постигшей его вдобавок болезни: «Воистину, меня постигли потери, а Ты — милостивей всех милостивых!» (Св. Коран, 21:83). В следующем аяте Всевышний говорит: «Мы ответили ему. Удалили (сняли) все проблемы (восполнили ущерб), даровали ему детей вдвое больше , и это — милостью от Нас и в назидание для набожных (поклоняющихся Творцу)» (Св. Коран, 21:84). Назидание же заключается в том, чтобы (1) никогда не терять надежду на прощение Господа (ради мольбы о котором нет необходимости грешить, а должно быть желание и стремление самосовершенствоваться), (2) не отчаиваться в Его милости, живя при этом не в ожидании, чтобы тебя пожалели или тебе помогли, а активно, несмотря ни на что, преодолевая на первый взгляд непреодолимое, повернувшись при этом к Богу лицом, а не спиною (образно говоря, ведь фактические и практические формы этого состояния души могут быть разными).

А в трудные моменты вспоминайте, что у других людей в жизни случаются еще более горестные события, например, когда в аварии родители теряют двух, порой даже трех своих детей. Представьте, какое это для них горе! Но жизнь продолжается, и время, дарованное нам Богом, идет. Поэтому тратьте его на благо, оставьте прошлое, которого не вернуть. Думайте больше о будущем, созидайте его (вместе со своим мужем).

Относительно признаков есть уточнение в одном из хадисов: «если закричит, чихнет или заплачет» (хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани). См.: аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха [Цепь (серия) достоверных хадисов]. Ар-Рияд: аль-Мактаб аль-ислами, [б. г.]. С. 60, хадис № 152.

В арабско-русском словаре Х. К. Баранова данный глагол (истахалля) переводится как «начинать», существительное «истихляль», полученное из этого глагола, переводится как «начало, вступление». То есть «начало жизни младенца, определяемое признаками ее». Словарь богословских терминов дает данному слову следующее определение: «Истихляль новорожденного ребенка — это когда он с появлением на свет начинает кричать или подает иные признаки жизни». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 66.

Ребенок родился живым и сразу умер, но в промежутке между началом пятого месяца беременности матери и до смерти ребенка кто-то из родственников его умер (например, отец ребенка). При распределении его (родственника) наследства в соответствии с положениями шариата часть наследства пришлась бы на данного ребенка, но не успел он родиться, как сразу умер. В этом случае та часть, что пришлась на него, распределяется между его родными в соответствии с канонами деления наследства.

Св. х. ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауда, аль-Байхакы, Ибн Маджа, аль-Хаким и др. С незначительным отличием в тексте, но с единым каноническим смыслом данный хадис передается от разных сподвижников пророка Мухаммада и приводится в значительной части сводов хадисов. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1508, «сахих»; там же. С. 300, хадисы № 2750 и 2751; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 7. С. 93; аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха. Т. 1. С. 61, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘ату атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 244; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 193, хадис № 3050; аз-Зайля‘и Д. Насбу аррая ли ахадис аль-хидая. Т. 2. С. 277, 278; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95 и др.

См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 35; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 51; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 93, 94.

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1-(2643); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6594; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

Богословы-ханафиты добавляют, что если внешне мертворожденный зародыш выглядит физически сформировавшимся, то ему можно дать имя и омыть водой, перед тем как завернуть в полотно и предать земле. Погребальная молитва над ним не совершается. См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1533.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1532-1534; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217.

В Коране сказано: «[Порой, не задумываясь или теряя над собою контроль] человек [словами, сходящими с уст, или настойчивым душевным настроем] молит Господа о злом, плохом [накликает неприятность, беду, болезнь], будто молит Его о хорошем, благом [столь же уверенно, настойчиво]. Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым) [далеко не всегда приостанавливается, задумывается, исправляется]» (Св. Коран, 17:11).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал: «Не молите Аллаха (Бога, Господа) против самих себя! Не накликайте на себя, своих детей и имущество беды (несчастья)! Вы можете попасть в тот момент, когда любая мольба (прошение) принимаются, и произойдет то, о чем вы молили (просили)». См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1204, хадис № 74-(3009); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 31; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 182, хадис № 1532, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 51, 52, хадис № 5742, сахих».

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 358, хадис № 14-(926); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 125, хадис № 2041, «сахих».

Такого рода повествования называются хадисами-кудси, то есть это слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

Подстрочный перевод звучит так: «Если Я [говорит Господь миров] заберу его близкого [человека, с которым у него самые что ни на есть добрые, искренние, бескорыстные отношения; его ребенка, брата, сестру] у него [у верующего, а жизнь его на земле будет продолжаться еще, возможно, несколько десятилетий]…».

В высоком понимании этого слова.

См.: Св. Коран, 2:155-157.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2018, хадис № 6424; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 290, хадис № 6424 и комментарий к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 55, хадис № 8/32.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 374, хадис № 1249; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 179, хадис № 2989, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1056, хадис № 152-(2633); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 629, хадис № 3/954.

Есть похожий хадис от Абу Хурайры в своде хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1056, хадис № 151-(2632).

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 374, хадис № 1248.

Также похожий хадис см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 375, хадис № 1251; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1055, хадис № 150-(2632).

Хадис от Василя; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 525, хадис № 8669, «хасан».

Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 93; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 329, хадис № 1062; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 189, хадис № 1061, «да‘иф». Отмечу, что у данного хадиса низкая степень достоверности.

Однако упоминание об одном ребенке есть и в других хадисах. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 153, 154. К тому же приведенный ранее хадис, где говорится о потере близкого человека, очень достоверен и прямо указывает на то, что при потере и одного ребенка родителей, мудро и с терпением отнесшихся к этому, также ждет райская обитель в вечности.

«Я восхищаюсь верующим: что бы ни произошло с ним, это ему лишь во благо [любая неприятность — не говоря уже о трагедиях и несчастьях — воспринимается им благоразумно, трезво и сдержанно, а потому непременно оборачивается для него благом мирским либо вечным]», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует). Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5387, «хасан»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 338.

В оригинале это звучит так: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун».

В Священном Коране сказано: «Поистине, и нет сомнений в том, что Мы [говорит Господь миров] будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо; появится чувство страха перед чем-либо, иллюзорно превращающее спокойно текущую реку реальности в ужасающий и смертоносный водопад, обрыв безысходности], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства, имущества, (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, настойчив, упорен почти до упрямства, постоянен, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки, они ведомы Им].

Они те, кто в случае несчастья или беды скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Господу [наши тела, устремления, намерения, знания, благосостояние являются Его собственностью]. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше.]

Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155-157).

Хадис от Абу Мусы; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 318, хадис № 1022, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 612, хадис № 3/922; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 59, хадис № 854, «хасан».

В самих коранических аятах не оговаривается, что учителем пророка Моисея некоторое время был именно Хызыр (более правильно — Хыдр). В тафсирах об этом оговаривается со ссылкой на достоверные хадисы пророка Мухаммада. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 310.

Вершить суд подобным образом было дано лишь Хыдру в качестве поучительного урока для Моисея. Никому другому это не дано. Заявляющий о чем-либо подобном в наше время — психически болен и нуждается в принудительном лечении, подобно одному из героев фильма «Код да Винчи» (2006 г.), объявившему себя вершителем Божьей воли, а в итоге понявшему, что оказался игрушкой в цепких руках Дьявола.

Если они неверующие, атеисты или многобожники, то милость Творца по отношению к ним будет ограничена этой жизнью. Если же они верующие в Единого и Единственного Творца всего сущего, ангелов Его, всех посланников и пророков, все Священные Писания, Судный День и вечное существование в Аду или Раю, то — как в этой жизни, так и в вечности.

В Коране сказано: «[Заслуживающие радостной вести — это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь) [находится в постоянном поиске мудрости, наставления, назидания] и следует лучшему [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия — а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они — обладатели разума» (Св. Коран, 39:18).

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 156.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1-(2643); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6594; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

При подстрочном переводе хадис звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам, одаривать вас новыми победами и успехами], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, сохраняя уверенность в помощи, милости и щедрости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 180, хадис № 3013, «сахих».

Он сам и его супруга (по милости Творца) помолодели, испив воды и омывшись из целительного источника. В последующие годы у них родилось вдвое больше детей, чем было ранее. Все материальные блага (по безграничной милости Господа миров) восстановились и приумножились.

Подробнее о пророке Айюбе также см.: Св. Коран, 38:41-44.