Жалкая на вид изба. Смотреть что такое "изба" в других словарях

Русская изба у некоторых ассоциируется с избушкой, в которой находятся сундуки и деревянная мебель. Современное внутреннее убранство русской избы существенно отличается от подобного образа, здесь достаточно комфортно и современно. Несмотря на то что в доме создается деревенский стиль, здесь используется современная техника.

Исторические корни русского дома

Если раньше при строительстве дома крестьяне руководствовались практичностью, например, строили избы вблизи рек, делали у них небольшие окна, которые выходили на поля, луга, лес, то сейчас особое внимание уделяется внутреннему убранству. Кроме того, раньше люди у реки или озера ставили русскую баню, а во дворе строили амбары для хранения зерна, хлев для скота. Но во все времена обязательно выделялся красный угол в русской избе, в котором размещали иконы, устанавливали печь. В то время интерьер русской избы подбирался так, чтобы все предметы были многофункциональными, ни о какой роскоши речи не шло.

Русский дом старались располагать на участке так, чтобы она находилась поближе к северу. Для защиты дома от ветров высаживали деревья и кустарники в саду.

Внимание! Для повышения уровня освещенности русского дома, он должен быть размещен окнами на солнечную сторону.

В старину для строительства русского дома выбирали то место, которое выбирал для своего отдыха крупный рогатый скот.

Интересные факты о русском доме

На болотах, а также вблизи них, дома раньше никто не строил. Русские люди считали, что болото — это «зяблое» место, и в доме, построенном на болоте, никогда не будет счастья и процветания.

Рубку русского дома начинали ранней весной, обязательно в новолуние. Если дерево было срублено на убывающей Луне, оно быстро сгнивало, дом приходил в негодность. Русский дом считался воплощением стабильности, постоянства, спокойствия, поэтому его никогда не ставили на перекрестках, на дороге. Также плохой приметой считалось возведение избы на месте сгоревшего дома. К своим домам крестьяне относились как к живым существам.

У нее выделяли чело (лицо), им считали фронтон русского дома. Наличниками называли украшения на окнах, а лбом именовали доски, используемые при строительстве стен.

Колодец у русской избы звали «журавлем», а доски на кровле называли «коньком».

Внутреннее убранство русской избы было довольно скромным, и соответствовало интерьерному стилю, именуемому в наши дни провансом.

По внешнему виду дома легко было определить вероисповедание, материальное благосостояние владельца, национальность его владельца. Сложно было найти в одной деревне абсолютно одинаковые дома, у каждой русской избы были свои индивидуальные характеристики. Некоторые отличия имел и интерьер русской избы, с помощью определенных предметов быта, люди пытались рассказать о своих интересах, увлечениях.

Считалось, что ребенок, который вырос в чистом и добротном доме, имеет светлые помыслы и намерения. С детства у ребенка формировали представление об особенностях строения русской избы, он изучал и запоминал предметы быта в русской избе. Например, красный угол в русской избе считался святым местом.

Особенности внутреннего убранства русского дома

Внутренним убранством дома всегда занималась женщина, именно она подбирала предметы быта, следила за уютом, наводила порядок. За состоянием фасада, а также за приусадебным участком всегда следил хозяин. В интерьере русского дома выделялась мужская и женская половина, оформление их имело некоторые отличительные черты.

Убранство русской избы - задача женщины. Именно она занималась изготовлением домашнего текстиля, в некоторых русских избах даже были ткацкие станки, на которых женщины ткали половики, полотно для декорирования окон.

Полати в русской избе заменяли современные диваны и кровати, для их отделения от остальной части комнаты использовали льняные занавески. Уже в те далекие времена в избе проводили зонирование, отделяя гостиную от спальной части. Приемы интерьерного искусства, используемые при оформлении русских изб, в настоящее время стали основой русского прованса.

Некоторые отличительные черты были у интерьера русских домов, находящихся на русском Севере. Из-за сложных климатических условий, характерных для этого региона, в одной избе располагали и жилую часть, и хозяйственные постройки, то есть крупный рогатый скот и люди жили под одной крышей. Это отражалось на внутреннем убранстве дома, в нем отсутствовали какие-либо излишества, использовались только добротные и простые элементы мебели. Один из углов комнаты выделялся для сундуков, в которых собиралось приданое для девочки.

Некоторые традиции, связанные с внешним убранством дома, используемые на Руси, сохранились и в наше время. Например, в верхней части фасада крепили резное деревянное солнце. Это декоративный элемент считался неким оберегом, его наличие было гарантией счастья, здоровья, благополучия всех обитателей дома. Резные розы на стенах избы считали символом счастливой и обеспеченной жизни, их и сейчас используют во внешнем декоре собственники загородных домов. Символами языческих оберегов считались львы, которые своим внешним видом должны были отпугивать от дома злых духов.

Массивный конек на крыше избы - это знак солнца. Несмотря на то что с тех пор прошло достаточно много времени, традиция установки на крыше конька сохранилась до наших дней. Среди обязательных элементов древней русской избы необходимо отметить и божницу. Конструкция дома возводилась по закону , строго соблюдались пропорции, чтобы изба имела не только эстетичный вид, но и оставалась добротным и прочным сооружением, выдерживала сильные порывы ветра.

Особенности русского дома

Русский дом принято подразделять на три яруса (мира):

  • подвал, выступающий в качестве нижней части;
  • жилые помещения составляют среднюю часть;
  • чердак и крыша являются верхнюю часть

Для строительства избы использовали бревна, между собой их связывали в венцы. Например, на Русском Севере при строительстве изб не использовали гвозди, получая при этом прочные и добротные дома. Гвозди нужны были только для крепления наличников, иных декоративных элементов.

Крыша — это элемент защиты дома от внешнего мира, атмосферных осадков. В русских избах использовались двускатные виды крыш, которые до сих пор архитекторы считают самыми надежными конструкциями для деревянных зданий.

Верхнюю часть дома украшали солнечными знаками, а на чердаке хранили те предметы, которые использовались в обиходе достаточно редко. Русские избы были двухэтажными, в нижней части дома был подклет, предохраняющий обитателей избы от холода. Все жилые комнаты размещали на втором этаже, выделяя для них минимальное пространство.

Пол старались делать двойным, сначала располагали «черный» пол, который не пропускал в избу холодный воздух. Далее шел «белый» пол, изготовленный из широких досок. Половицы не покрывали краской, оставляя древесину в естественном виде.

Красным углом в древней Руси считали то место, где располагалась печь.

Совет! На даче или в загородном доме вместо печи в интерьере гостиной гармонично будет смотреться камин.

Печь устанавливалась в сторону восхода солнца (на восток), ассоциировалась со светом. Рядом с ней на стене ставили образа, а в храмах это место отводилось алтарю.

Двери изготавливали из натуральной древесины, они были массивными, ассоциировались с надежной защитой дома от злых духов.

Над дверью размещали подкову, которая также считалась символом защиты дома от бед и несчастий.

Окна делали из натурального дерева, они были небольшие, чтобы из избы не уходило тепло. Именно окна считали «глазами» владельца дома, поэтому их располагали с разных сторон избы. Для декорирования оконных проемов использовали натуральный материал, который ткала сама хозяйка. В старину не принято было завешивать окна плотными портьерными тканями, которые не пропускали внутрь помещения солнечный свет. Для избы выбирали три варианта окон:


Современный интерьер русской избы

В настоящее время многие городские жители мечтают о собственной рубленой избе, обставленной в деревенском стиле. Желание быть наедине с природой, отвлечься от городской суеты и проблем.

Среди тех предметов интерьера, которые по-прежнему существуют в убранстве русской избы, выделим печь. Некоторые собственники загородной недвижимости предпочитают вместо него использовать современный камин. Особый интерес представляет оформление стен и потолка в современном деревянном русском доме. В наши дни все чаще можно увидеть резные деревянные украшения на фасаде дома, которые являются типичным проявлением прованса

Совет! При отделке стен русской избы можно использовать светлые обои, имеющие мелкий рисунок. Для прованса нежелательно применять в отделке стен искусственные материалы, поскольку стиль предполагает максимальную гармонию, единение с природой.

Профессиональные стилисты, занимающиеся оформлением деревянных русских изб, советуют подбирать для отделки нейтральные цвета. Особое внимание они предлагают уделять домашнему текстилю, который является визитной карточкой деревенского стиля.

Один из символов России, которым восторгается, без преувеличения, весь мир, — это деревянная изба. Действительно, некоторые из них поражают своей невероятной красотой и уникальностью. О самых необычных деревянных домах — в обзоре «Моей Планеты».

Где: Свердловская обл., д. Кунара

В небольшой деревушке Кунара, расположенной в 20 км от Невьянска, находится сказочный терем, признанный в 1999 году на конкурсе самодельного деревянного зодчества лучшим в нашей стране. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком — кузнецом Сергеем Кирилловым. Он создавал эту красоту 13 лет — с 1954 по 1967 год. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце…», «Летите, голуби, летите…», «Пусть всегда будет мама…», и ракеты, готовые взмыть ввысь, и всадники на конях, и солнце, и богатыри, и символы СССР… А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Зайти во двор и полюбоваться рукотворным чудом может любой желающий: вдова Кириллова ворота не запирает.

Где: Смоленская обл., п. Фленово, историко-архитектурный комплекс «Теремок»

В этот историко-архитектурный комплекс входят четыре постройки, которые раньше принадлежали известной меценатке Марии Тенишевой. Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Этот резной сказочный теремок — настоящий шедевр русского малого зодчества. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. В центре, над резными рамами, присела отдохнуть Жар-птица с кокетливым хохолком, по обеим сторонам от нее встают на дыбы изящные коньки. Чудо-животных согревает своими лучами резное солнце, а витиеватые сказочные узоры из цветов, волн и прочих завитушек поражают своей фантастической воздушностью. Бревенчатый сруб терема поддерживают зеленые чешуйчатые змеи-горынычи, а под сводом крыши расположились два месяца. На окне с другой стороны — Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.

Где: Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21

Сегодняшний Дом Европы — это бывшая усадьба купцов Шастиных. Этот дом — одна из визитных карточек Иркутска. Он был построен еще в середине XIX века, но лишь в 1907 году его украсили резьбой и прозвали Кружевным. Ажурные деревянные украшения, изящные узоры фасадной части и окон, удивительной красоты башенки, сложные очертания кровли, фигурные деревянные столбики, рельефная резьба ставень и наличников делают этот особняк совершенно неповторимым. Все элементы декора выпиливались вручную, без лекал и шаблонов.

Где: Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи»

Этот двухэтажный дом, похожий на богато украшенный терем, был построен в деревне Ошевнево во второй половине XIX века. Позднее его перевезли на о. Кижи с Большого Климецкого острова. Под одной большой деревянной избой расположились и жилые, и хозяйственные помещения: такой тип постройки сложился на Севере в старину из-за суровых зим и особенности быта местных крестьян.
Интерьеры дома были воссозданы в середине XX века. Они представляют собой традиционное убранство жилища зажиточного крестьянина Севера конца XIX столетия. Вдоль стен избы протянулись массивные деревянные лавки, над ними расположились полки-воронцы, в углу — большая кровать. И разумеется, обязательная печь. Хранятся здесь и подлинные вещи того времени: глиняная и деревянная посуда, берестяные и медные вещицы, детские игрушки (лошадка, санки, ткацкий станочек). В горнице можно увидеть диван, буфет, стулья и стол работы местных умельцев, кровать, зеркало: обычные предметы повседневного быта.
Снаружи дом выглядит очень нарядно: с трех сторон его опоясывают галереи, на окнах резные наличники… Оформление трех балконов совершенно разное: точеный балясик служит ограждением западного и южного балконов, а у северного сплошь ажурное исполнение из плоских теснин. Декор фасадов отличается сочетанием пропильной и объемной резьбы. А сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев — характерный для районов Заонежья прием «вырезания» узоров.

Где: Москва, Погодинская ул., 12а

Старых деревянных домов в Москве осталось очень мало. Но в Хамовниках среди каменных строений красуется историческое здание, построенное в традициях русского деревянного зодчества в 1856 году. Погодинская изба — деревянный сруб известного российского историка Михаила Петровича Погодина.

Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н.В. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В.А. Кокоревым. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором — пропильной резьбой. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы. А яркий голубой цвет здания вкупе с белоснежными украшениями делают его похожим на домик из какой-нибудь старой русской сказки. Только вот настоящее у Погодинской избы совсем не сказочное — сейчас в доме размещены офисы.

Где: Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112

Городская усадьба В.П Сукачева создана в 1882 году. Удивительно, но за прошедшие годы историческая целостность этого строения, его изумительная красота и даже большая часть примыкающей парковой зоны остались практически неизменны. Бревенчатый дом с четырехскатной крышей украшен пропильной резьбой: фигуры драконов, фантастические стилизованные изображения цветов, сложные переплетения ограды на крыльце, причелины, пояски карнизов — все говорит о богатой фантазии сибирских мастеров и чем-то напоминает восточные орнаменты. Собственно, восточные мотивы в оформлении усадьбы вполне объяснимы: в то время развивались культурные и экономические связи с Китаем и Монголией, что влияло на художественный вкус сибирских умельцев.
В наши дни усадьба не только сохранила свой великолепный облик и удивительную атмосферу, но и живет достаточно насыщенной жизнью. Здесь часто бывают концерты, музыкальные и литературные вечера, устраиваются балы, мастер-классы для маленьких гостей по лепке, рисованию, изготовлению лоскутных кукол.

Родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали...

Название исконно русского деревянного дома происходит из древнерусского "истьба" , что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет...". Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа" . В древненемецком "stubа" означала "теплое помещение, баня".

Еще в "Повести временных лет..." летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника - главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей - отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками - клетями. Клеть - неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища - обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.

Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному":


"...Топи!
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи,
В бане стены закопченые кропи.
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи! "....

По количеству стен в избе, деревянные дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.


Изба-крестовик - это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному - вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.


Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы.

На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового деревянного дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Основное требование к строительному материалу было одинаковым - сруб рубился из : из сосны, ели или лиственницы. Будущий дом из сруба ставился , в первый год сруб отстаивался, а на следующий сезон отделывался и в новый деревянный дом с печкой заселялась семья. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались "буйными" и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

Подробно о строительстве деревянных домов на Руси можно почитать в книге , написанной в начале 20 века известным русским архитектором, историком и исследователем русского деревянного зодчества М.В.Красовским. В его книге собран грандиозный материал по истории деревянного зодчества на Руси с самых древних времен и до начала 20 века. Автор книги изучил развитие древнейших традиций в строительстве деревянных строений от жилых построек до церковных храмов, изучил приемы строительства языческих деревянных храмов и капищ. Обо всем этом М.В.Красовский написал в своей книге, оформив ее рисунками с пояснениями.

ИЗБА
Слово изба (истъба ) встречается уже в древнейших памятниках русской письменности. Возможно, оно произошло от глагола истопить , поскольку в условиях холодного климата главную роль в жилище играла , которую топили . Существуют также версии о германском и романском происхождении слова. Термин был распространен на всей территории расселения русского народа, за исключением некоторых южных районов, где крестьянский дом называли хата , и Сибири , где жилище крестьян называлось дом .
В Древней Руси (см. ) избы были двух типов: в северной лесной (см. ) зоне преимущественно наземные срубные , или рубленые , основу которых составлял сруб - четырехугольная конструкция из толстых бревен, уложенных венцами - горизонтальными рядами; в южной лесостепной (см. ) зоне - полуземлянки , то есть избы немного (на 0,3–1,0 м) углубленные в землю. Но уже в XIII в. полуземлянки практически везде заменились рублеными избами. С некоторыми небольшими изменениями этот тип крестьянского дома сохраняется в России до сих пор.
Основным, иногда почти единственным, инструментом при строительстве избы был , которым строили, или рубили , избу. Гвозди и другие изделия из металла не использовались.
Главное свойство избы - ее функциональность, способность максимально сохранять тепло в условиях долгой и холодной русской зимы . Этому подчинены и выбор материала для избы и ее конструкция. В качестве материала для изб с древних времен использовались , реже ель (см. ), древесина которых обеспечивает в избе теплый и сухой, насыщенный смолой воздух. Классическая русская изба стоит на подклете - нижнем нежилом помещении, в котором располагались кладовые или мастерские. Особенно высокие подклеты (до 1,5 м) делались в северных областях, где суровые и снежные зимы. На высоком подклете строились и избы богатых людей в южных областях страны. Вокруг стен избы без подклета делалась (заваливалась ) невысокая земляная насыпь - завалинка , обычно закрытая досками и служившая для утепления нижней части дома. Часть избы, стоящая на подклете, первоначально называлась клеть (современное - комната), позже - горница , так как по отношению к подклету была «горьним», то есть верхним, помещением. Когда появились крестьянские избы, состоящие из двух жилых помещений, горницей стали называть неотапливаемую и поэтому чистую часть дома, где жили летом . С ХVII в. у горницы появляется и другое наименование - светлица , от слова свет , так как, действительно, это было светлое, пригодное для домашней работы помещение, особенно после того, как в окнах крестьянских домов начали появляться стекла.
Крыша дома была двухскатной, чтобы на ней не задерживался . Материалом для крыши служили доски или солома. Гребень крыши - конёк - украшали резными изображениями голов животных, чаще всего лошади .
Изба (жилая часть дома) первоначально состояла из одного помещения площадью от 16 до 25 кв. м, служившего всей семье и для работы, и для приготовления пищи, и для еды, и для спанья. Стены внутри избы сохраняли фактуру сруба. Позднее появились избы-пятистенки, в которых кроме основных четырех стен была пятая бревенчатая стена, разделяющая отапливаемую жилую часть дома и сени - холодное помещение между жилой частью дома и крыльцом, где находился вход в избу. Сени использовались для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.
Окна в избах появились не сразу, потом были очень маленькими (50–70 см высотой), закрывались бычьим пузырем, слюдой, а на ночь снаружи - дощатыми створками - ставнями . Нормальных, с сегодняшней точки зрения, размеров, они достигли к ХIХ в., тогда же в окнах крестьянских изб появилось стекло. Окна выходили на улицу и украшались наличниками с деревянной резьбой. В хорошей крестьянской избе было три окна.
Дверь избы обычно делалась с южной стороны, чтобы в дом попадало больше тепла и света. Вход был через порог, который тоже служил защитой от задувания в избу холодного воздуха. Пол был дощатый.
Отапливались избы печью . Если печь была без дымоотводной трубы - изба отапливалась по-черному и называлась курной , или черной. Если печь была с трубой, то изба называлась белой . Таких изб до середины ХIХ в. было очень мало.
Для освещения избы служила чаще всего лучина - тонкая специально укрепленная и медленно горящая щепка; позже появились масляные светильники, свечи, а электричество - только в 1920-х гг.
Все внутренне устройство избы было регламентировано традицией. В левом или правом углу, недалеко от входа, стояла печь. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы и назывался красным (в древнем значении слова - ‘красивый’). В нем ставились на полку-божницу иконы (см. ). Под иконами располагался стол, к столу придвигалась скамья. Вдоль стен у красного угла делались неподвижные лавки, над ними висели полки. На лавках сидели, работали и спали. Для спанья были предназначены также полати - высокий и широкий дощатый настил от печи до противоположной стены. Зимой спали и на печи.
Угол у печи назывался бабий кут (в современном русском языке существует однокоренное слово закуток - маленький уголок), в нем женщины готовили пищу, пряли, занимались рукоделием. Четвертый угол предназначался для мужских работ.
Одежда хранилась в сундуках, посуда - в низких шкафах и на полках.
Строительство избы сопровождалось особыми обрядами, например, под углы дома было принято класть деньги и зерно - для богатства, шерсть - для тепла, ладан - для святости. Обращалось внимание на множество примет при выборе места под избу, при закладке дома, при подъеме сруба, при установке крыши и т. д. На бревнах ставили зарубки - порядковые номера. Поэтому, в случае необходимости, избу можно было разобрать по бревнышку, перевезти в другое место и снова собрать. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.
В XX в. простая крестьянская изба начинает ассоциироваться с бедностью, нищетой. Избой стали называть преимущественно бедные крестьянские жилища, а богатые - домами . А.А. Блок в стихотворении «Россия» (1908 г.) с горечью писал: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, – Как слезы первые любви!
В первые годы советской власти в сельской (см. ) местности создавались избы-читальни . Это были своеобразные центры политической пропаганды и культурно-просветительской работы. Они сыграли важную роль в ликвидации неграмотности среди крестьянства.
Русская изба - место жительства героев народных сказок. Наиболее известная из сказочных изб - маленькая избушка на курьих ножках , где живет .
В настоящее время образ избы, ее классический интерьер активно используется для создания исторического или сказочного антуража туристических и развлекательных объектов, в первую очередь ресторанов, кафе и баров.
Изба и названия ее элементов упоминаются в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках, а также при метафорическом наименовании реалий современной жизни. Например, пословица Не красна изба углами, а красна пирогами означает, что дом славится не богатством, а гостеприимством, умением хозяйки печь пироги (см. ) и угощать гостей; выносить сор из избы значит разглашать ссоры, происходящие между близкими людьми. В начале XXI в. вошло в моду слово изба-читальня , теперь как название для различных интернет-ресурсов. Завалинкой часто называют досуговые и развлекательные сайты в Интернете в память о старых завалинках, где раньше собирались в часы досуга, чтобы побеседовать о жизни.
Строительство избы. Литография 2-й трети XIX в.:

Северная изба с высоким подклетом:


Красный угол в избе:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ИЗБА" в других словарях:

    изба́ч - избач, а, ом … Русское словесное ударение

    ИЗБА - жен. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка, шечка, шенка, шоночка, изобка, избочка ·умалит. избишка презрительно, избина, избища ·увел. крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не… … Толковый словарь Даля

    изба - ИЗБА, диал. в общем знач. – Небольшой деревянный крестьянский дом с русской печью (СЦГ 2. 143; др. знач. см. СРНГ 12. 85 89). Сл.РЯ XI XVII 6. 92 93: изба, только с опред. Помещение, предназначенное для различных работ (во 2 м знач.);… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    ИЗБА - ИЗБА, избы, вин. избу, мн. избы. 1. Деревянный крестьянский дом в деревне. Пятистенная изба. 2. В Московской Руси канцелярия, присутственное место (ист.). Воеводская изба. Посольская изба. ❖ Изба читальня (неол.) культурно просветительное… … Толковый словарь Ушакова

    Изба - русский срубный жилой дом (преимущественно сельский, до XVII XVIII вв. и городской), в узком смысле отапливаемое помещение (древнерусская истьба, истобка, упоминается в летописях с X в.). Крестьянский дом мог состоять из одной избы;… … Художественная энциклопедия

    изба - ы, вин. избу и избу; мн. избы; ж. 1. Деревянный крестьянский дом. Новая, старая и. Поставить, сломать избу. * Не красна изба углами, а красна пирогами (Посл.). Белая и. (имеющая печь с дымоходом, выведенным через крышу наружу). Чёрная и.… … Энциклопедический словарь

    ИЗБА - Изба на курьей ноге из беды вас выручит влиятельный покровитель. Деревенская изба груз ответственности за трудную работу станет легче. Темная и тесная изба вас избавят от завистников и сплетников. Просторная и светлая изба вам помогут… … Большой семейный сонник

    Изба - 1) Жилой дом (деревянный сруб) в сел. местности (в ср. век. Руси также и в городе); хоз. постройка в усадьбе; см. Жилище. 2) В 16 17 вв. адм. учреждение и здание, где оно заседает (И. судная, съезжая, земская и т. п.). Изба в селе Великая Губа,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    ИЗБА - присутственное место в Др. Руси; первоначальное название в 16 в. приказа (Поместная изба, Посольская изба и др.) … Большой Энциклопедический словарь

    изба - уменьш. истопка, укр. iзба, др. русск. истъба дом, баня (истобка, Пов. врем. лет), цслав. истъба σκηνή (Ио. Экзарх), болг. изба землянка, хижина, сербохорв. ѝзба комната, погреб, словен. ȋzba, jìspa, jspà комната, jеsрiса, др. чеш. jistba … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ИЗБА - ИЗБА, в 12 15 вв. название присутственного места, в 16 в. центральное государственное учреждение (Поместная И., Посольская И. и др.), с середины 16 в. вытесняется наименованием приказ.

Научно-практическая конференция

Исследовательская работа

Тема: «История русской деревянной избы»

Работу выполнил :

Ученик 2 «А» класса

ГБОУ СОШ № 814 СП №2

Шумский Артемий

Руководитель :

Бакшенова Алла Евгеньевна

Москва, 2015 год

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Приложение

Введение

У американских индейцев есть поговорка: «Бог одинаково научил всех птиц вить гнёзда, но гнезда у всех птиц разные». Так же и у людей: все люди строят дома, но каждый народ делает это по-своему. У различных народов сложились свои определенные традиции постройки жилища, такие как юрта, чум, вигвам, иглу, сакля и другие. Дома могут многое рассказать о людях, которые их построили. Как они жили, во что верили, на что надеялись, что любили, а чего боялись.

В такой лесной стране, как Россия, дома испокон веков строили из дерева. И для меня нет на свете жилища прекрасней, чем обычная русская изба! Впрочем, какая же она обычная? Ведь настоящая русская изба, даже самая маленькая, - это огромный мир, целый космос, в котором каждый предмет имеет свой смысл и несет свою пользу. Русский народ сумел архитектуру простой крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров. Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. А сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо все придумано и хитро сделано!

Мне самому захотелось узнать, как строили на Руси, что собой представляла русская изба, побывать в ней, проникнуться ее духом, а также попробовать себя в роли строителя, создавая макет русской избы.

Актуальность исследования

Я считаю, что знать историю своего народа, его быт и традиции необходимо, так как это часть нашей истории, которую нельзя забывать. А что может лучше рассказать о русском народе и его быте, как не его дом, а особенно русская изба. Интересно то, что и сегодня, многие люди, обладающие возможностями построить каменные двух и трехэтажные особняки, предпочитают строить деревянные. И причиной этому является не столько преимущества дерева перед другими строительными материалами, сколько красота и загадочность русской избы. Поэтому я считаю изучение данной темы интересной и актуальной.

Объект исследования: история русской деревянной избы, особенности ее строительства и обустройства.

Цель: научиться самостоятельно добывать знания об истории русской избы, особенностях ее постройки и обустройства; развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.

Гипотеза: Русская изба является символом русской национальной культуры.

Задачи:

1. провести анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования;

2. выявить традиции строительства и обустройства русской избы;

3. посетить музей русской избы;

4. используя полученные при исследовании знания, составить кроссворд на тему русской избы;

5. провести исследование среди учащихся класса на предмет знания материала о русской избе путем предложения ответить на вопросы, составленного мною кроссворда;

6. выполнить макет русской избы.

Метод проведения исследования : изучение литературы и Интернет-ресурсов; посещение музея и экскурсии; составление кроссворда; создание макета русской избы; проведение опроса среди учащихся; подготовка научно-исследовательской работы и выступление на конференции.

Практическая значимость.

Результаты исследования по данной теме будут способствовать возрождению интереса к историческим знаниям, приобщению к источникам культуры своего народа, вовлечению людей в исследовательскую деятельность. А также позволит открыть в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Основная часть

Изба – это деревянный срубный бревенчатый дом, который являлся самым распространенным жилищем русского крестьянина преимущественно в сельской местности. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». "Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб, то есть дом с печкой, а если печки не было, то эту постройку именовали «клеть».

Только изба не сразу стала такой. Первоначально (до X века) века она мало чем отличалась от землянки, и строилась она так: выкопает человек яму, обнесет ее сверху тремя рядами (или как раньше говорили, - венцами) толстых бревен, накатит такие же бревна вместо крыши и присыплет все это сооружение землей, чтобы теплее было. Даже нормальной двери у избушки не было, а был лаз – входное отверстие в метр высотой, прикрытое от ветров пологом-занавеской. Пол в таких избушках был земляной. Его просто поливали водой и утаптывали. И прямо на нем размещали сложенный из камней очаг, чтобы греться и готовить пищу. Глава семьи спал на почетном месте у очага, женщина и дети справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина. В таком доме было дымно, ведь ни окон, ни трубы там не было. Такая структура сохранялась длительное время. Со временем изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, которые иногда затягивались бычьим пузырем, а затем и печь.

Когда в жилищах появились первые печи, избы стали строить выше, уже над землей. Но дым от печи по-прежнему шел внутрь дома. Подобные избушки назывались черные или курные. «Курить» значило «разжигать огонь, топить». А черными они назывались потому, что в них было черно от копоти. Такой способ топки назывался «топить по-черному». Во время топки печи в такой избе было дымно и холодно. Люди, находившиеся здесь в это время, вынуждены были сидеть на полу или выходить на улицу, так как дым ел глаза, забирался в гортань и нос. Дым поднимался вверх и зависал там плотным синим слоем. Но когда в избах появился дымник – дырка в крыше для выхода дыма, то количество сажи сразу уменьшилось. Чтобы тепло не уходило, а дым выветривался, окна в черных избах были крошечные. А освещалась такая изба в ночное время лучиной – тонкой длинной щепкой из сухого дерева. Впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты.

Курные избы существовали в русской деревне вплоть до начала XX в. Их стали активно заменять на белые избы в деревнях Европейской России с середины XIX в., а в Сибири - еще раньше, с конца XVIII в. Топились такие избы по-белому, то есть имели настоящую русскую печь с трубой над крышей. Самая простая белая изба с четырьмя стенами – это четырехстенка (или четырехстенок). Позднее стали строить пятистенки, разделенные внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (нежилую и не отапливаемую комнату) и шестистенки, в которых жилая теплая часть состояла из двух или трех комнат, разделенных рублеными бревенчатыми стенами на части. Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития.

Семьи тогда были большими и жили родственники все вместе в одном доме, где кроме родителей, детей, бабушек и дедушек могли проживать еще и дяди, и тети. Половину всего дома занимала жилая часть, а остальная часть отводилась под различные хозяйственные нужды. Пол тут был уже не земляной, а из толстых некрашеных досок, приподнятый на высоту от одного до полутора метров. Все, что находилось под полом жилого помещения, называлось подпольем. Чтобы попасть туда из комнаты, нужно было поднять тяжелый деревянный люк. В подполье хранились запасы картошки, моркови и прочих овощей, а также бочки с квашеной капустой, солеными огурчиками и мочеными яблоками. Вторая половина дома отделялась помещением, которое называлось «холодные сени» своего рода прихожая около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. За сенями располагался сарай, где жили коровы, лошади, свиньи, козы и куры. Каждая скотина находилась в своем закуте, то есть углу. К основной избе прилегали различные пристройки, так, что такая изба на самом деле была не просто домом, а целым хозяйством.

Строительство дома для крестьянина всегда было знаменательным событием. При этом для него было важно не только обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы или барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и счастливой жизни, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. А строить дом крестьянину помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой.

Рубили избы топором. И стены избы называли просто - сруб. Топор был главным инструментом в хозяйстве. Конечно, пила в доме тоже имелась. И хотя спилить дерево было намного легче, чем срубить, но избу ставили только из срубленных бревен. Потому, что пила при работе рвет древесные волокна, и такие спилы легко впитывают влагу, из-за чего бревно скоро начинает гнить. А топор волокна сминает и как-бы запечатывает. По той же причине при постройке изб никогда не пользуются гвоздями. Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делают продольное углубление, куда вставляют выпуклый бок другого бревна. А пазы между бревнами конопатят (то есть забивают) болотным мхом, который очень полезный и даже обладает целебными свойствами (заживляет раны). В общем, изба состоит только из натуральных и полезных материалов, имеющих необыкновенные свойства. Ведь дерево умеет поддерживать нужную влажность в доме: когда слишком влажно – дерево впитывает влагу, когда сухо – отдает. Если избу строят из сосны, то перед тем как срубить дерево, весной на нем делают узкие полоски, аккуратно снимая топором кору с самого верха до низа, и оставляют до зимы. После этого сосна начинает выделять густую смолу, а когда придет время срубить дерево, весь ствол уже будет просмоленным и дерево дольше прослужит.

Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая или из драни. Также в обычае было покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара. Тесом называли тонкие доски. Чтобы получить такие, бревно сначала раскалывали пополам, а затем обтесывали топором. Тес – покрытие дорогое, для которого нужно было отыскать бревна без сучков. Такую крышу могли позволить себе только богатые крестьяне. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. И такая крыша могла прослужить своим хозяевам полвека.

Верх кровли прижимали тяжелым бревном, называемым охлупень, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк. Он вырезался из огромного корневища дерева. Вплоть до наших дней сохранилась традиция придавать охлупням облик коня. В древние времена эта скульптура имела смысл и считалась оберегом дома.
"Конь на крыше - в избе тише", - гласит народная пословица.
Что значит конь для русского крестьянина, говорить излишне. Он сопутствовал ему во всей жизни, был верным помощником и в труде, и в бою.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу. Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения холодного воздуха, но и как граница между мирами. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву и в знак уважения отвесить поклон хозяевам. В русских деревнях существовало множество обычаев очищения дверей. На праздник Крещения, например, повсеместно окропляли двери крещенской освещенной водой, рисовали на них углем кресты, прибивали на дверной косяк или на порог случайно найденные подкову, нож или обломок косы.

Центральное место в доме занимала печь. У наших предков даже было в быту такое выражение – «плясать от печки». Так говорили потому, что при постройке избы сразу решали самый важный вопрос: где сложить печь. Все остальное размещали в зависимости от расположения печки. Печь в крестьянской семье любили все. Ведь она и грела, и кормила, и светила, и мыла, и сушила, и даже лечила. Ставили печку не прямо на полу, а делали для нее массивный сруб – опечье. На настиле опечья ставилась сама печь, а под настилом оставляли пустое место – подпечье. Там хранили ухваты, кочерги, чтобы мешать дрова в печке, печные лопаты и прочую утварь. А в нижнюю часть подпечья зимой пускали кур, чтобы он в тепле лучше несли яйца. Внутри печи располагалась топка (или горнило) – где горели дрова, которая бывала такой большой, что в ней мог легко поместиться взрослый человек. Но для чего же ему было лезть в печь? А чтобы попариться, ведь печка еще и отличная банька, пар в которой исцеляет от множества болезней. Из протопленной печки выгребали золу и угли, а потом на широких лопатах бережно сажали туда болеющих, чтобы они в такой баньке прогрелись и вылечились. А вместо мыла служила печная зола, которую также добавляли в различные мази и отвары. Печь также прекрасная сушилка: сушит валенки и рукавицы, а также грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Она же и стиральная машинка. В большой чугунный горшок с водой женщины складывали белье, туда же опускали мешочек с золой и ставили в печь. Удивительно, что зола темно-серая, почти черная, а белье от такого кипячения становилось белым- белым, да еще и прочным. А еще печка предсказывала погоду: если дрова в печи горели с треском – к морозу, с гудящим шумом – к бурану.

На печи обычно спали старики или дети. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник. Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

Главным местом любого крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, на которой хранилась святая вода, освещенные верба, пасхальное яйцо и Библия. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался. Крестьяне любили и почитали иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады – специальные небольшие сосуды с маслом. В красном углу под иконами ставился большой обеденный стол, который по праздникам покрывали вышитой скатертью. Вообще стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Столешницу почитали «божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом.

Очень важная деревенская мебель – лавка. Их в доме было много, и все они были разные и играли свою роль. Некоторые были вделаны прямо в стены дома, а были и переносные. Они назывались скамейками. Их приставляли к неподвижным лавкам, чтобы на ночь устроить постель пошире. Ведь спали в избе тоже на лавках. Отец семейства обычно спал на лавке под названием «коник» (уменьшительное от слова конь). Боковину этой лавки украшал вырезанный из доски силуэт конской головы. Кониками (или койниками) называли ящики или лавки для хранения конских сбруй, рыболовных принадлежностей и различных инструментов. От слова «койник» впоследствии и произошло всем известное слово «койка» - кровать. Была в избе и длинная женская лавка, которая располагалась вдоль стены с окнами. На ней сидели за рукоделием и женщины и бабушки, и даже девочки, которые уже с шести лет начинали прясть пряжу. Лавка для гостей называлась красной. А вот «нищая» лавка, расположенная у двери или у калитки, получила такое название потому, что на нее мог садиться или путник, чтобы передохнуть или подкрепиться. Также была еще посудная лавка. На ней не сидели, а ставили повседневную посуду и готовили еду, поэтому она была выше всех остальных. Возле печки находилась кутная лавка, там стояли ведра с водой.

Если встать на середину избы и посмотреть наверх, то мы увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб. Когда же в доме рождался младенец, то для новорожденного подвешивали к матице нарядную люльку. Мать привязывала к ней какую-нибудь веревку, и, если вдруг ребенок заплачет, можно было потянуть за нее и покачать люльку.

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны, воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции. Добро хранилось в сундуках, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами и закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. Домашняя утварь, то есть предметы обихода, такие как горшки, крынки для молока, короба с крышками, корзины, сплетенные из ивовых прутьев, бочки и лукошки, а также красиво расписанные деревянные ложки тоже в основном были сделаны своими руками. Долгими зимними вечерами вырезали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, туеса и корзины. И хотя не отличалось убранство русской избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки – все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Заключение

Изучая тему русской избы, понимаешь, что дом – это не только жилая постройка, но дом – это и родина, и семья. Человек строит и обустраивает свое жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, а также во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение. В жизни человека дом имеет большое значение. С дома начиналась жизнь человека, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. Прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.

Список используемой литературы

1. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

2. Александрова Л.А. Деревянное зодчество Руси. М.: Белый город 2003.

3. Улыбашева М. Русская изба от печки до лавочки. Москва, 2015.

4. Рапопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1988.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1977.

6. Электронная всемирная энциклопедия «Википедия».


Приложение

КРОССВОРД

1 . Висячие доски с резным орнаментом, покрывающие торцы бревен сруба и края крыши (Причелина).

2 . Материал, которым покрывали крыши небогатые крестьяне (Солома).

3. Главный инструмент в хозяйстве, которым рубили избы (Топор).

4 . Лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью, на которой спали дети (Полати).

5. Высокий глиняный сосуд для молока (Крынка).

6 . Бревно на потолке, своего рода границей между внешней и внутренней частями дома (Матица).

7. Предмет народного быта, орудие труда для изготовления нитей, на котором работали женщины и девочки начиная с пяти лет (Прялка).

8. Деревянный брус через который переступали и кланялись, когда входили в избу (Порог).

9 . Тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы (Лучина).

10. Емкость хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей (Сундук).

11 . Неотапливаемое и нежилое помещение, расположенное между жилой частью дома и крыльцом (Сени).

12. Элемент конструкции кровли избы, самая верхняя ее часть, выполненная в виде головы животного (Конек).

13 . Чистая комната в крестьянской избе (Горница).

14 . Мебель на ножках с узким сиденьем, которую могли передвигать и ставить в разные части дома (Скамейка).

15. Предмет, который висел в каждом доме в красном углу (Икона).

16 . Чем люди мылись в древней Руси до изобретения мыла (Зола).

17 . Деревянный дом, стены которого собраны из рубленых брёвен (Сруб).

18 . Общепринятый порядок, привычный способ делать что-либо, передающийся от поколения к поколению (Обычай).