Язык: Фонетика и фонология. Принципы классификации гласных

С акустической точки зрения все звуки речи делятся на гласные и согласные, которые различаются соотношением голоса (тона) и шума.

Совокупность гласных звуков конкретного языка называется их вокализм. В украинском языке шесть гласных [а, о, у, э, ы, и].

Совокупность согласных звуков речи называется консонантизмом. Согласные звуки Сопровождающие гласные, то есть находятся у них. Такая роль согласных отражена в их названии - при-гласный: звук, используется при гласных. Согласные входят в состав вместе с гласными - это одна из их основных особенностей: сочетаться с складотворчимы гласными звуками. Хотя в украинском языке очень богатый консонантизм - 32 согласные звуки, - однако согласные без громких произносятся трудно. Если гласные состоят из чистого голоса ("звуки голоса"), то согласные состоят из голоса и шума или только шума.

Членораздельные звуки человеческой речи отличаются от нечленораздельные звуки особенностями создания и функционирования. Источником речевых звуков являются колебания голосовых связок в гортани и трения воздушной струи о стенки речевых органов. Создание речевых звуков является процессом, осмысленным человеческим сознанием.

Звуки в своей структуре имеют тона и шумы. Тони возникают вследствие периодических колебаний воздушной среды, а шумы - в результате непериодических колебаний. В чистом виде как тона, так и шумы встречаются редко. Однако языковые звуки различаются в зависимости от того, что лежит в их основе - тон или шум - и соответственно делятся на гласные и согласные. К тому же гласные и согласные различаются еще и по артикуляционными характеристиками.

При создании гласных звуков в речевом аппарате нет препятствий, так струя выдыхаемого воздуха проходит свободно. При создании согласных звуков выдыхаемом воздуху приходится преодолевать препятствия. Разную участие в создании гласных и согласных звуков берут и мышцы для открывания и закрывания рта. При создании гласных нижняя челюсть большей или меньшей степени опускается вниз, мышцы менее напрягаются. При создании согласных напряжение сосредоточено в участках их создания.

Основные особенности и признаки гласных и согласных звуков

Основные особенности

и признаки различения звуков

гласные звуки

согласные звуки

1. Акустические особенности

В основе согласных звуков имеется одновременно голосовое и шумовое источник или только шумовое

Характеристика источника звука

2.Артикуляцийни особенности

Артикулируются в условиях полного или частичного сужения полости рта, через которую проходит выдыхаемый поток воздуха и образует характерные для согласных шумы

характеристика артикуляции

3. Функциональные признаки

Определяются как складотворчи

Определяются как нескладотворчи, поскольку входят в состав вместе с гласными

характеристика функций

Классификация гласных с участием губ

Губы легко меняют форму и размер выходного отверстия в ротовой полости, а также продлевают или сокращают резонирующие ротовую полость. В зависимости от их участия в артикуляции гласные делятся лат. labium-губа). К лабиализованные принадлежат [о], [у], к нелабиализованих - [а], [э], [ы], [и].

Классификация гласных по степени подъема языка

Степень подъема языка зависит от того, как спинка языка поднимается к небу. Она может быть максимально поднята к небу, оставляя небольшой проход для выдыхаемого струи воздуха, может быть поднята меньше и, наконец, может подниматься незначительно или не подниматься совсем. В зависимости от этого в украинском языке различают гласные высокого ([и], [у]), высоко-среднего ([и]), среднего ([э], [о]) и низкого ([а]) поднятия.

Классификация гласных по месту артикуляции

Место артикуляции гласных определяется позицией спинки языка в горизонтальном направлении по небу. Если при произношении звука язык больше или меньше поднимается к твердому небу, оставляя сравнительно небольшой проход для выдыхаемого воздуха, а в задней части ротовой полости возникает большое пространство, служит резонатором, - образуются гласные переднего ряда ([и], [ы], [ е]).

Если же при произношении звука основная масса языка сосредоточена в его задней части и поднимается к заднему неба, образуются гласные заднего ряда ([а], [о], [у]). При этом в задней части ротовой полости остается только небольшой проход, а большой резонатор образуется в передней части.

Среднее положение между гласными переднего и заднего ряда занимают гласные среднего ряда. В украинском языке гласных среднего ряда нет.

Классификация гласных по степени открытости ротовой полости

По степени открытости рта гласные делятся на широкие и узкие, или открытые и закрытые. К широких (открытых) принадлежат гласные низкого и среднего поднятия, в узких (закрытых) - гласные высоко-среднего и высокого поднятия.

В рамках четырех степеней поднятия каждый громкий также может образовываться при более или менее открытой ротовой полости. Поэтому различают, например, [о] закрытый и открытый, [э] закрытый и открытый, так же и другие гласные.

Различают также гласные напряженные и ненапряженные. Так, в украинском языке напряженнее все ударные гласные и менее напряженные - безударные. Закрытые гласные ([и], [у], [и]) - более напряженные, открытые ([а], [о], [есть]) - менее напряжены.

Примечание. Фигурными скобками <> обозначено огублену произношение гласных [о], [у].

Гласные звуки. Физиолого-акустическая характеристика.

Эта классификация дана для изолированной позиции звуков. Изолированные звуки необходимы для того, чтобы выявить индивидуальные физиологические свойства, отличающие из друг от друга.

Гласные – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

При произношении гласных звуков работают 2 активных органа: язык и губы. Гласные звуки выделяют по трем признакам:

1. По участию-неучастию губ гласные звуки делятся на лабиализованные и нелабиализованные. Лабиализованных звуков 2 – у, о. При их произношении губы вытягиваются в трубочку (при о – шире, у – уже), сквозь нее проходит воздушная струя. При произнесении нелабиализованных звуков губы растягиваются. Таких звуков 4 (и, ы, э, а)

2. По степени подъема языка к верхнему небу выделяют 3 степени подъема (движение языка по вертикали):

Верхнего подъема (узкое раскрытие рта). Это гласные и, ы, у. Язык максимально приближен к верхнему небу.

Среднего подъема (среднее раскрытие рта). Язык занимает срединное положение. Это гласные э, о.

Нижнего подъема (широкое раскрытие рта). Язык находится на дне ротовой полости. Это гласный а.

3. С учетом движения языка по горизонтали выделяют 3 ряда:

Переднего ряда. При произнесении этих звуков язык продвигается вперед. Это звуки и, е.

Среднего ряда. При произнесении этих звуков тело языка отодвигается в срединную область рта. Это звуки ы, а.

Заднего ряда. Тело языка отодвигается назад. Это звуки у, о.

Согласные звуки. Физиолого-акустическая характеристика.

Согласные – это звуки речи, состоящие или из шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

Таблица артикуляции согласных звуков.

Голос и шум Способ образования Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные Переднеязычные Среднеязычные Заднеязычные
зубные Нёбно-зубные
шумные взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г г’ к к’
фрикативные (щелевые) в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’ ш ш’ х х’
аффрикаты ц ч’
сонорные смычно-проходные боковые л л’
носовые м м’ н н’
дрожащие р р’
фрикативные (щелевые) J’

Понятие фонемы.

Русской науке принадлежит приоритет первой формулировки теории фонем и введения этого термина в лингвистический обиход с 80-хгг XIXв. Возникновение теории фонем связано с деятельностью Казанской лингвистической школы, где работали И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) и Н.В. Крушевский (1851-1887). Этими учеными (особенно Бодуэном де Куртенэ) были разработаны основные положения о фонемах как компонентах морфем, о многообразии звуков, объединяемых в одну фонему – «общее представление о звуке», об изменениях (дивергенции) и чередовании (альтернациях) фонем. Хотя психологические объяснения Бодуэна не могут быть приняты, но его лингвистические анализы заложили прочный фундамент фонологии.

Гласные, как уже указывалось,- это чисто тоновые звуки. Воз­никнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музы­кальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных поло­стях. Рот и глотка - те резонаторы, в которых и формируются раз­личия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный звук у всякого говорящего произносится при особом, свойственном только данному звуку укладе органов рта.

Классификация гласных строится на трех признаках: 1) участии губ, 2) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, 3) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

По участию губ гласные делятся на о г у б л е н н ы е (ла­биализованные) и неогубленные (нелабиализо­ванные). При образовании огубленных гласных губы сближают­ся, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отвер­стие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу раз­личаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуля­ции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее по­ложение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верх­ней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узким и. При артикуляции гласных нижнего подъ­ема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодви­нутости его назад по горизонтали различаются гласные передне­го ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и з а д н е г о р я д а [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта.


_ _ _ [ы] Схема артикуляции гласных:

Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к перед­ней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образова­нии гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а].

Простейшая таблица русских гласных такова:

Огубленные гласные обозначены жирным шрифтом.

Изучение гласных в школе ограничивается этим набором звуков.

Но эта таблица слишком схематична. Деление на три подъема и три ряда не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей откры­тостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называ­ют [и] открытым. В более точной транскрипции это [и э ]. Есть [э] зак­рытый - звук, отличающийся от [э] несколько большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка. В более точной транс­крипции это [э и ] или [ э¨].

Таким образом, от к р ы т ы е и з а к р ы т ы е гласные - это «оттенки» звуков, произносящиеся с несколько большей открытостью или закрытостью рта и несколько меньшим или большим подъемом языка.

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. Такова следующая таблица (хотя и в ней показаны, конечно, не все гласные звуки русского языка).

Гласный [ъ], один из самых частых звуков русской речи, произносится, например, в словах [въдавόс] водовоз, [пърахόт] паро­ход, [гόрът] город. Изолированно его можно произнести, если обра­зовать непрерывный ряд звуков от [ы] к [а] и остановиться посре­дине.

Гласные [ä, э, ö, у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а, э, о, у]. Произносятся они между мягкими согласными, напри­мер, в словах [п’äт’] пять, [п’эт’) петь, [т’öт’ъ) тетя, [т’ул’] тюль.

Гласные [и э, ы ъ, а ъ ] бывают только в безударном положении. Например: [и э скр’йт’] искрить, [с’и э жу] сижу, [ды ъ шы] дыши, [жы ъ ры] жиры, [ва ъ дá] вода, [тра ъ вá] трава. У некоторых говорящих вместо [а ъ ] звучит [Λ] - неогубленный гласный, по по­ложению языка средний между [а] и [о].

СЛОГ

Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Наша речь чле­нится на слова, а слова на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слого­образующий), остальные неслоговые (неслогообра­зующие).

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосо­четание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение слога наиболее наглядно. Именно оно дается в начальной школе. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем однослож­ное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании наиболее признана сонор­ная теория слога, основанная на акустических критериях. Приме­нительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наи­более звучный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные зву­ки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслоговым: [иу-б’и-л’эи] - юбилей. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают со­норные согласные, как самые звучные из согласных.

Вот стихи Лермонтова:

Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою...

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:

При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]. Слогооб­разующим второго слога выступает сонорный согласный.

Можно по степени звучности обозначить: гласные - 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие согласные - 2, глухие - 1. Паузу обозначим 0. На линейках, соответствующих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получатся волны сонорности, характеризующие слово.

Тогда слово длинношерстая будет представлено так:

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и сло­гов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.

Слова льды, смотр на этой схеме выглядят так:

Эти слова двусложные - у них две вершины сонорности: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова мхи, Мценск, льстить, львы, °лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь и т. п.

Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

Сонорный при таком произнесении частично или полностью оглушается, его звучность на уровне шумного согласного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься слова [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’] и др.

Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в стихотвор­ной строке Хлебникова В. «Эта жизнь и жизнь та» слово жизнь в первом случае односложно, а во втором двусложно.

Но слоговые согласные нетипичны для русского языка. Поэтому они часто развивают перед собой гласный. Произносится [кáз’ин’], [т’иá’тър] казнь, театр, [ ъ ржы], [ ъ л’н’инόи] ржи, льняной, а в диа­лектах [аржанόи], [ил’н’инои] и т. п. Глухой сонорный плохо воспринимается на слух, поэтому он часто выпадает. С этим связано произношение [руп’] из рубль, [акт’áпск’ии] из октябрьский и т. п. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произносить­ся и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, напри­мер в сербскохорватском и чешском: серб.-хорв. рж - «рожь», крв - «кровь», прет - «перст, палец», врба - «верба»; чеш. vrch - «верх, вершина»,vlk - «волк», slza - «слеза».

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шум­ные, даже глухие. Так, русские могут подзывать кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! и в призыве к молчанию тс! В русской разговорной речи, в южнорусских говорах безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохра­няться. Роль слогового звука в этих случаях принимает на себя согласный, в том числе и глухой: [т] порá - топора, вы [с] пано - высы­пано. Такой слоговой согласный отличается от соседних звуков большей напряженностью. Таким образом, вершину слога может образовы­вать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повы­шенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении ампли­туды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - не­слоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В рус­ском литературном языке дифтонгов нет, но они встречается в рус­ских диалектах, где произносится кор [у ^ о ] ва, молок [у ^ о ], л [и ^ е ] с, с [и ^ е] но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равно­весными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длитель­ностью, как, например, встречается в русском диалектном произно­шении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй несло­говой, то это нисходящий дифтонг, например в английском time - «время», table - «стол», go - «идти», в немецком mein - «мой», heute - «сегодня». Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг, например в испанском puerta -«дверь», tierra - «земля», пиеvo - «новый». Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. §119).

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [á-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да-скá], [иу-лá] юла.

Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется о т крытым: [да-лá], [за-кό-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [край], [паи-мáт’] поймать.

Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со спо­собом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуля­ционным движением является размыкательное, тогда как при об­разовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; сло­гообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Выды­хаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий на­зывал их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных -в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В ар­тикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутое™ языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба.

В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы: 1) гласные нижнего подъема, при артику­ляции которых язык занимает максимально низкое положение в по­лости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широ­кими: рус. а; 2) гласные верхнего подъема, при образовании кото­рых язык занимает самое высокое положение в полости рта, при­чем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде-


лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, отакм ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка).

Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках ми­ра делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е; 2) глас­ные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании ко­торых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделя­ются только два ряда - передний (ö, ü ,/) и задний (у, о, и).

При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или ла­биализации (< лат. labialis "губной"). С этой точки зрения глас­ные делятся на две большие группы: 1) лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор: рус. о, у; 2) не­лабиализованные, т.е. неогубленные, рус. и, е, а, ы.

По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:

1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и за­крывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) но­совые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португаль­ском, французском языках.

В некоторых языках мира учитываются также такие характери­стики гласных, как длительность и тон. При этом выделяются дол­гие и краткие гласные (однако есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдол­гие и краткие). Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких прежде всего длительностью звучания (ср. словенские дол­гие гласные е., а:), хотя иногда они могут отличаться и некоторыми артикуляционными характеристиками (например, английский звук /: долгий более закрытый и передний, чем /"). Долгота гласных в не­которых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os "кость" и o:s "рот",populus "народ" npo.pulus "толпа").

В тональных языках (например, в языках юго-восточной Азии) при классификации гласных по тону учитываются более сложные


признаки, в частности, скорость изменения частоты, время, за ко­торое происходит изменение, регистр и др.

Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противо­поставление трех универсальных признаков - подъема, ряда и ла­биализованное™, все остальные признаки являются уже специфи­ческими, отличительно характеризующими тот или иной язык.

С точки зрения однородности артикуляции гласные подразде­ляются на дифтонги (< греч. diphthongos "двугласный") и моно­фтонги (< греч. monos "один" и phthongos "звук"). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикулято-рным движением (ср., например, английский дифтонг at, немецкий ае). В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходя­щие дифтонги: восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого сло­гообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг ue.fuente "источник"); нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немец­кий дифтонг au: Maus "мышь"); восходяще-нисходящий (или ис­тинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково уда­рных гласных (ср. латышский дифтонг au: tauta "народ"). Все диф­тонги, как правило, обладают большей длительностью, чем моно­фтонги. Монофтонг - это гласный, характеризующийся артику­ляционной и акустической однородностью, органы речи при арти­куляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит сдвиг органов речи (ср., например, английский дифтонг в сло­вах now "сейчас" и pound "фунт").

От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно не­однородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступаю­щий в качестве переходного (ср., например, русский диалектные звуки е" (е склонный к и) или к у).

Кроме артикуляционных, существуют акустические характери­стики гласных, где в качестве дифференциальных выступают иные признаки: частота звука, зона его образования и др. Надгортанные полости (рта и носа), выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты гласных звуков. Эти резонансные частоты называются формантами гласных. При классификации гласных с акустической точки зрения учитывают обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй, относительно которых известно,


что их частота определенным образом связана с артикуляционными свойствами гласных: частота первой форманты зависит от подъема гласного (чем более открытый гласный, т.е. чем ниже его подъем, тем выше частота первой форманты, рус. гласный а и, наоборот, чем более закрытый гласный, т.е. чем выше его подъем, тем час­тота ниже, рус. гласные и, ы, у); частота второй форманты зависит от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота второй форманты, рус. гласные е, и); лабиализованность гласных понижает частоту обеих формант. В соответствии с этим гласные верхнего подъема и, ы, у имеют наиболее низкую по частоте пер­вую форманту, тогда как гласный нижнего подъема а имеет наибо­лее высокую первую форманту. Наиболее высокую вторую фор­манту имеет нелабиализованный гласный переднего ряда и, а наи­более низкую - лабиализованный гласный заднего ряда у.

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков проти­востоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «со-гласный», т.е. встречаю­щийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласно­го в слоге (хотя существуют языки, например, сербский, хорватс­кий, македонский, словенский и др., где согласные, но только со­норные, обладают слоговостью; в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они также могут приобретать сло-говость, ср. бобр, мудр, ржав, льстить). Артикуляционная класси­фикация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действую­щего органа, образующего преграду; 3) способ образования пре­грады и ее место; 4) положение мягкого неба.

В зависимости от степени участия голосовых связок при обра­зовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артику­ляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций при­водится акустический признак - степень участия шума при образо­вании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо -голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus "звучный"), образуе­мые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.


В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где воз­никает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.

Губные согласные - это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б,м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные,рус.в, ф).

В язычных согласных активным действующим органом, созда­ющим шумообразующую преграду, является язык, артикулирую­щий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зу­бов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спин­ки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязы­чные и заднеязычные согласные.

В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex "верхушка"), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. /, d); дор­сальные (< лат. dorsum "спина"), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные (< лат. саситеп "острый конец, вершина"), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка (слн. dz "); рет­рофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).

В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создает­ся сближением средней части спинки языка ствердым небом (рус. j).

При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).

Увулярные согласные (< лат. uvula "язычок") - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [г]).

Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx "зев") - это согласные, в которых шумообразующая преграда созда­ется путем сужения глотки (ср. укр., слц., чеш. [И], укр. нога; слц. hora; чеш. hlava).

Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx "гортань") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (чеш. диал. ?око, араб, ahl "семья", иврит, mahir "искусный").


В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые

и дрожащие.

При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на взрывные, в кото­рых смычка раскрывается мгновенно (рус. п,б,щд,к г)", аффрикаты (< лат. affricata "притертая"), в которых смычка раскрывается мед­ленно, постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза, так как артикулирующие органы не раскрываются полностью и ме­жду ними сохраняется сужение (рус. ч, ц); носовые, в которых смы­чка образуется полным замыканием ротовой полости и одновре­менным опусканием небной занавески, вследствие чего воздух сво­бодно протекает в носовую полость (рус. н, м).

Некоторые ученые среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (ср. рус. а[бб]ат, о[тт]уда).

Щелевые согласные - это согласные, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. с, з, ш, ж,ф,в,х, n,j), В зависимости от того, где образуется щель - в сре­динной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зу­бами) - различают срединные согласные (рус. с,з,ш,ж, ф, в, x,j) и бо­ковые (рус. л).

При образовании дрожащих согласных происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. р). По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.

В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной за-навески)при произношении согласных различают ртовые и носовые согласные. Ртовые согласные-это согласные, при артикуляции ко­торых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость но­са (все русские согласные, кромем,н); в носовых согласных мягкое небо опущено и открывает проход воздуха в полость носа (рус. м, н).

В зависимости от того, происходит ли наложение дополнитель­ной (йотовой) артикуляции на основную, все согласные подразде­ляются на мягкие (или палатальные < лат. palatum "небо") и твер­дые. Мягкие согласные - это согласные, при образовании кото­рых происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед (ср.


Рус. мягкие согласные б\ в", д\ т" и др.); твердые согласные про­износятся без этой дополнительной артикуляции, хотя последние исследования в области фонетики показали, что при произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация < лат. velum "завеса" (ср. произношение русского веляризованного согласного [л] и невеляризованного, т.н. европейского [/]).

Учитываются и другие артикуляционные признаки согласных, в частности, участие пассивного органа в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей неба). Так, например, язычные (по активному действующему органу) согласные по пассивному органу, т.е. по тому органу, с которым происходит смычка языка, могут быть охарактеризованы как дентальные (или зубные, рус. т,д,с,з,л,н,ц\ альвеолярные (или надзубные англ. /, d), передне­небные (рус. ш, ж, ч р), средненебные (рус. у), задненебные (рус. к, г, х).

Кроме артикуляционной, существует акустическая классифика­ция согласных, в которой учитывается прежде всего сила шумовых составляющих. В соответствии с этим критерием, как уже указыва­лось, согласные подразделяются на шумные и сонанты. При арти­куляции сонантов наблюдается преобладание голоса над шумо­выми составляющими, что с акустической точки зрения прибли­жает их к гласным, при образовании шумных согласных преоб­ладающим является шум.

Важнейшим акустическим признаком согласных является харак­тер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому при­знаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также харак­тер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глот-тализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артику­ляции (слн. [?]) и неглоттализованные. Существуют и другие акус­тические признаки, использующиеся в акустической классифика­ции согласных.

Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало раз­работке новых универсальных классификаций, построенных по дихотомическому (< греч. dicha "на две части" и tome "сечение") принципу. Первая такая классификация была предложена амери­канскими учеными P.O. Якобсоном, М. Халле, Г. Фантом. Выделив 12 пар различительных признаков (среди которых были, например, такие, как: гласный/негласный, согласный/несогласный, компакт-


ный/диффузный, т.е. учитывается степень концентрации произно­сительной энергии, напряженный/ненапряженный, т.е. степень на­пряжения мускулатуры речевых органов, прерванный/непрерван­ный, т.е. учитывается наличие и характер преграды при прохож­дении воздушной струи, носовой/ртовый, звонкий/глухой и др.), они попытались описать звуки, представленные во всех языках мира. Позднее эта классификация была упрощена американскими учены­ми Н. Хомским и М. Халле, предложившими учитывать три основ­ных признака при описании звуков речи: сонорный/несонорный, вокальный/невокальный, консонантный/неконсонантный, которые, однако, при необходимости можно расширить за счет введения дополнительных (таких, например, как способ артикуляции, место образования звука, источник голоса или шума и др.). Эти классифи­кации свидетельствуют о том, что возможности описания звуков речи во всем их многообразии еще далеко не исчерпаны. Работа над созданием универсальных классификаций продолжается и в настоящее время.

СЛОГ КАК АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения дру­гие. Существуют разные определения слога. Основное различие между ними связано с тем, какие признаки (артикуляционные или акустические) берутся за точку отсчета.

С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная еди­ница речевого потока (Л.В. Бондарко) или минимальная артикуля­ционная единица речи (Ю.С. Маслов). Иногда эти определения уточняют, расширяя их указанием на организацию дыхания в про­цессе речи: «Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения» (Л.В.Щерба). Это так называемая экспираторная тео­рия слога. Однако данные экспериментальной фонетики свидетель­ствуют о том, что число дыхательных толчков и число слогов не совпадают.

Существует и другая теория слога - сонорная, основанная на акустических критериях. При акустическом подходе слог определя­ют как волну нарастания и ослабления звучности. «Слог - это отре-


зок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучнос­тью» (Р.И. Аванесов). Этот наиболее звучный звук является слого­образующим, вокруг него группируются неслогообразующие звуки.

Существуют и другие, менее распространенные теории слога, например, динамическая, согласно которой слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (Л.Л. Касаткин).

В русском языке (как и во многих других языках) слогообра­зующим является гласный. Именно гласный образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются соглас­ные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх "верх", мак. врба "верба", чеш. vlk "волк"). В русском языке в потоке речи со­норные также могут иногда приобретать слоговость, однако только в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).

Слоги могут иметь разную структуру: если элементы слога обо­значить латинскими буквами С - consonans "согласный", V - vocalis "гласный", то структуру слога можно представить следующим об­разом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), С VC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. Maus "мышь"), CCVVV (вьетнам. ngoäi "снаружи"): в двух последних случаях один гласный, а именно [а], составляет ядро, а другие периферию и т.д.

В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые и закрытые слоги. Открытые слоги оканчи­ваются слоговым звуком (ма-ма), закрытые - неслоговым (у-тес). Учитывается не только качество звука, закрывающего слог, но и звука, с которого начинается слог. В зависимости от этого слоги подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетае­мости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех соглас­ных типа встре-ча и невозможность подобных сочетаний во фран­цузском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия остро­вов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC).


В истории русского языка существовали разные тенденции в по­строении слога. В древний период (Х-ХИ вв.) преобладала тенден­ция к открытому слогу, которая имела силу закона, о чем свиде­тельствуют древнерусские памятники, где встречаются написания типа къто, съна и др., в которых первый слог заканчивает редуци­рованный гласный звук «ер». Однако со временем (после процесса «падения редуцированных») эта тенденция стала носить менее вы­раженный характер, так как появились и закрытые слоги (др.-рус. съ-нъ > сон).

Конец одного слога и начало другого образует слогораздел, являющийся границей слога. На границе слога происходит, как правило, уменьшение звучности, что связано со строением слога. В современной фонетической литературе существует несколько тео­рий слогораздела. Согласно теории, разработанной Р.И. Аванесо-вым, каждый слог в русском языке строится по закону восходя­щей звучности, т.е. звуки располагаются в слоге от наименее звучного к наиболее звучному, поэтому слогораздел проходит всегда на месте спада звучности (в слове, имеющем слоговую структуру CVCV, слогораздел пройдет между гласным и после­дующим согласным CV-CV: во-да). Исходя из того, что наиболее звучными являются гласные, а из согласных - сонорные, Р.И. Ава­несов предложил следующие правила слогораздела:

1) сочетание шумных согласных между гласными (модель
VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-стюм;

2) сочетание шумного и сонорного согласного между гласными (модель VCCV)otxoäht к последующему слогу, т.е. V-CCV: до-бро;

3) сочетание сонорных между гласными (модель VCCV) отхо­дит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-рма;

4) сочетание сонорного и шумного между гласными (модель VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: пар-ma, по­скольку сонорный обладает большей звучностью, чем шумный. При таком слогоразделе следующий слог строится в соответствии с законом восходящей звучности.

5) сочетание j с любым согласным между гласными (модель
VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: лей-ка.

Однако эти правила слогораздела распространяются только на неначальные слоги, в начальных слогах закон восходящей звучно­сти нарушается (ср. рта, льды, где имеются два «пика звучности» -на начальном сонорном и на гласном), иногда он может нарушаться и в неначальных слогах (ср. ло-жка, где щелевой согласный [ш] более звучный, чем смычный [к]). В связи с этим появилась другая


теория, согласно которой слогораздел всегда проходит после глас­ных (Л.В. Бондарко).

Существует, однако, еще одна теория, сформулированная JLB. Щер-бой, в соответствии с которой граница слогораздела в русском язы­ке тесно связана с ударностью слога:

1) если ударным является первый слог, то следующий за ним со­гласный является сильным и примыкает к ударному гласному, образуя закрытый слог: шап-ка;

2) если ударным является второй слог, то оба согласных в моде­ли VCCV отходят к ударному слогу в связи с действующей в рус­ском языке тенденцией к открытому слогу: до-стать;

3) в сочетании сонорного и шумного согласных между гласны­ми принцип ударности не действует, так как слогораздел проходит внутри слога, т.е. VC-CV: сол-дат.

Однако данные экспериментальной фонетики не подтвердили зависимости места слогораздела от локализации ударения, хотя признак ударности слога для слогораздела является значимым.

Законы слогораздела в языках мира неодинаковы (во француз­ском языке, например, в отличие от русского, слогораздел, как правило, проходит между согласными, ср. tek-nik), они могут раз­личаться в диалектах даже одного языка (ср., например, северно­русское и южнорусское слогоделение слова картошка: сев.-рус. кар-тош-ка, юж.-рус. ка-рто-шка).

В разных языках соотношение между членением слова на слоги и его морфемным членением складывается по-разному: в русском, например, связь между слоговым и морфемным членением отсут­ствует (ср. различие в слоговом и морфемном членении слова сбе­жали: слоговое членение сбе-жа-ли, морфемное с-беж-а-л-и). Об отсутствии влияния морфологической границы на слогораздел свидетельствует и тот факт, что согласный в абсолютном конце слова произносится в одном слоге с гласным, начинающим сле­дующее слово, ср. [но-чу-жа-са]. Однако в китайском и вьетнам­ском языках (являющихся языками слогового строя) эта связь про­слеживается: слог почти всегда выступает в качестве представителя морфемы, и границы слогов не могут перемещаться, ср. вьетн. bat "чашка" и bat Ыее "чашечка".

Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока, кроме звука и слога, выделяются фонетиче­ское слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, хотя выделение их происходит на разных основаниях - собственно фо­нетических, функциональных, смысловых и интонационных.


Фонетическое слово -это отрезок речевой цепи, объединен­ный одним ударением. В русском языке это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать), однако есть языки, где в этот отре­зок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elle est heureuse "она счастлива").

Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объеди­ненный интонационно-смысловым единством входящих в него зна­менательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером \ туристская группа \ в полном составе \ воз­вращается на базу). В семантическом плане синтагма представляет собой отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла выска­зывания при ином его членении на синтагмы: Завтра \ вечером ту­ристская I группа в полном \ составе возвращается на \ базу).

Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризу­ющийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений (ср. фразу, которая представлена тремя предложениями: Вот вы сели, лошади тронулись, колокольчик зазвенел).

Артикуляция звука речи.

Артикуляция звуков речи – это работа орга­нов речи, необходимая для произнесения звука.Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной после­довательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция.

Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи – артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука:

1) приступ (экскурсия) состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука;

2) выдержка – это сохранение положения, необходимого для произне­сения звука;

3) отступ (рекурсия) – артикуляция состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

4. Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков.

В каждом языке обычно содержится около 50 звуков речи.

1) С акустической точки зрения они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произне­сении гласных воздух проходит свободно, без препятствий, а при артикуля­ции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования – фокус.

При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотноше­ние оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуля­ции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классифи­кации согласных.

Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голоса, т.е. они всегда сонорные (от лат. sonus – звук).

2) Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различ­ной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.

3) Но основное различие гласных и согласных состоит в их роли в сло-гообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является со­нантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.

Классификация гласных

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1) ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении: при подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э ), средней – средние (ы ), задней – задние гласные (о, у );

2) подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема; различаются глас­ные открытые , или, иначе говоря, широкие (а ), и закрытые , то есть узкие (и, у ) (в некоторых языках, напр., в нем. и фр.яз., близкие по артикуляции зву­ки различаются только по небольшой разнице в подъеме языка. Ср. открытое [б] в словах derm (нем.); fait, pret (фр.); и закрытое [е] в словах Меег (нем.); fee, pre (фр.));



3) лабиализация – участие губ в артикуляции звука: в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округле­нием вытянутых вперед губ или нет, различаются огубленные (губные, ла­биализованные), напр. [о], [у] и неогубленные гласные, напр. [а];

4) назализация – наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха про­ходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков – неносовые (образуются при поднятой небной зана­веске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (французский, польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми ши­роко используются носовые гласные;

5) долгота: в ряде языков (англ., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные об­разуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произ­несения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [a], [i], [о], [и] и долгие гласные: [а:], [ i:], [о:], [и:].

В латинском и древнегреческом языках это явление используется в сти­хосложении: на соотношении долгих и кратких слогов основаны различные стихотворные размеры (гекзаметр, дактиль), которым соответствуют совре­менные стихотворные размеры, в основе которых – динамическое ударение.