Язык: Фонетика и фонология. Принципы классификации гласных
С акустической точки зрения все звуки речи делятся на гласные и согласные, которые различаются соотношением голоса (тона) и шума.
Совокупность гласных звуков конкретного языка называется их вокализм. В украинском языке шесть гласных [а, о, у, э, ы, и].
Совокупность согласных звуков речи называется консонантизмом. Согласные звуки Сопровождающие гласные, то есть находятся у них. Такая роль согласных отражена в их названии - при-гласный: звук, используется при гласных. Согласные входят в состав вместе с гласными - это одна из их основных особенностей: сочетаться с складотворчимы гласными звуками. Хотя в украинском языке очень богатый консонантизм - 32 согласные звуки, - однако согласные без громких произносятся трудно. Если гласные состоят из чистого голоса ("звуки голоса"), то согласные состоят из голоса и шума или только шума.
Членораздельные звуки человеческой речи отличаются от нечленораздельные звуки особенностями создания и функционирования. Источником речевых звуков являются колебания голосовых связок в гортани и трения воздушной струи о стенки речевых органов. Создание речевых звуков является процессом, осмысленным человеческим сознанием.
Звуки в своей структуре имеют тона и шумы. Тони возникают вследствие периодических колебаний воздушной среды, а шумы - в результате непериодических колебаний. В чистом виде как тона, так и шумы встречаются редко. Однако языковые звуки различаются в зависимости от того, что лежит в их основе - тон или шум - и соответственно делятся на гласные и согласные. К тому же гласные и согласные различаются еще и по артикуляционными характеристиками.
При создании гласных звуков в речевом аппарате нет препятствий, так струя выдыхаемого воздуха проходит свободно. При создании согласных звуков выдыхаемом воздуху приходится преодолевать препятствия. Разную участие в создании гласных и согласных звуков берут и мышцы для открывания и закрывания рта. При создании гласных нижняя челюсть большей или меньшей степени опускается вниз, мышцы менее напрягаются. При создании согласных напряжение сосредоточено в участках их создания.
Основные особенности и признаки гласных и согласных звуков
Основные особенности и признаки различения звуков |
гласные звуки |
согласные звуки |
1. Акустические особенности |
В основе согласных звуков имеется одновременно голосовое и шумовое источник или только шумовое |
|
Характеристика источника звука |
||
2.Артикуляцийни особенности |
Артикулируются в условиях полного или частичного сужения полости рта, через которую проходит выдыхаемый поток воздуха и образует характерные для согласных шумы |
|
характеристика артикуляции |
||
3. Функциональные признаки |
Определяются как складотворчи |
Определяются как нескладотворчи, поскольку входят в состав вместе с гласными |
характеристика функций |
Классификация гласных с участием губ
Губы легко меняют форму и размер выходного отверстия в ротовой полости, а также продлевают или сокращают резонирующие ротовую полость. В зависимости от их участия в артикуляции гласные делятся лат. labium-губа). К лабиализованные принадлежат [о], [у], к нелабиализованих - [а], [э], [ы], [и].
Классификация гласных по степени подъема языка
Степень подъема языка зависит от того, как спинка языка поднимается к небу. Она может быть максимально поднята к небу, оставляя небольшой проход для выдыхаемого струи воздуха, может быть поднята меньше и, наконец, может подниматься незначительно или не подниматься совсем. В зависимости от этого в украинском языке различают гласные высокого ([и], [у]), высоко-среднего ([и]), среднего ([э], [о]) и низкого ([а]) поднятия.
Классификация гласных по месту артикуляции
Место артикуляции гласных определяется позицией спинки языка в горизонтальном направлении по небу. Если при произношении звука язык больше или меньше поднимается к твердому небу, оставляя сравнительно небольшой проход для выдыхаемого воздуха, а в задней части ротовой полости возникает большое пространство, служит резонатором, - образуются гласные переднего ряда ([и], [ы], [ е]).
Если же при произношении звука основная масса языка сосредоточена в его задней части и поднимается к заднему неба, образуются гласные заднего ряда ([а], [о], [у]). При этом в задней части ротовой полости остается только небольшой проход, а большой резонатор образуется в передней части.
Среднее положение между гласными переднего и заднего ряда занимают гласные среднего ряда. В украинском языке гласных среднего ряда нет.
Классификация гласных по степени открытости ротовой полости
По степени открытости рта гласные делятся на широкие и узкие, или открытые и закрытые. К широких (открытых) принадлежат гласные низкого и среднего поднятия, в узких (закрытых) - гласные высоко-среднего и высокого поднятия.
В рамках четырех степеней поднятия каждый громкий также может образовываться при более или менее открытой ротовой полости. Поэтому различают, например, [о] закрытый и открытый, [э] закрытый и открытый, так же и другие гласные.
Различают также гласные напряженные и ненапряженные. Так, в украинском языке напряженнее все ударные гласные и менее напряженные - безударные. Закрытые гласные ([и], [у], [и]) - более напряженные, открытые ([а], [о], [есть]) - менее напряжены.
Примечание. Фигурными скобками <> обозначено огублену произношение гласных [о], [у].
Гласные звуки. Физиолого-акустическая характеристика.
Эта классификация дана для изолированной позиции звуков. Изолированные звуки необходимы для того, чтобы выявить индивидуальные физиологические свойства, отличающие из друг от друга.
Гласные – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.
При произношении гласных звуков работают 2 активных органа: язык и губы. Гласные звуки выделяют по трем признакам:
1. По участию-неучастию губ гласные звуки делятся на лабиализованные и нелабиализованные. Лабиализованных звуков 2 – у, о. При их произношении губы вытягиваются в трубочку (при о – шире, у – уже), сквозь нее проходит воздушная струя. При произнесении нелабиализованных звуков губы растягиваются. Таких звуков 4 (и, ы, э, а)
2. По степени подъема языка к верхнему небу выделяют 3 степени подъема (движение языка по вертикали):
Верхнего подъема (узкое раскрытие рта). Это гласные и, ы, у. Язык максимально приближен к верхнему небу.
Среднего подъема (среднее раскрытие рта). Язык занимает срединное положение. Это гласные э, о.
Нижнего подъема (широкое раскрытие рта). Язык находится на дне ротовой полости. Это гласный а.
3. С учетом движения языка по горизонтали выделяют 3 ряда:
Переднего ряда. При произнесении этих звуков язык продвигается вперед. Это звуки и, е.
Среднего ряда. При произнесении этих звуков тело языка отодвигается в срединную область рта. Это звуки ы, а.
Заднего ряда. Тело языка отодвигается назад. Это звуки у, о.
Согласные звуки. Физиолого-акустическая характеристика.
Согласные – это звуки речи, состоящие или из шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.
Таблица артикуляции согласных звуков.
Голос и шум | Способ образования | Место образования | ||||||
Губные | Язычные | |||||||
Губно-губные | Губно-зубные | Переднеязычные | Среднеязычные | Заднеязычные | ||||
зубные | Нёбно-зубные | |||||||
шумные | взрывные | б б’ п п’ | д д’ т т’ | г г’ к к’ | ||||
фрикативные (щелевые) | в в’ ф ф’ | з з’ с с’ | ж ж’ ш ш’ | х х’ | ||||
аффрикаты | ц | ч’ | ||||||
сонорные | смычно-проходные | боковые | л л’ | |||||
носовые | м м’ | н н’ | ||||||
дрожащие | р р’ | |||||||
фрикативные (щелевые) | J’ |
Понятие фонемы.
Русской науке принадлежит приоритет первой формулировки теории фонем и введения этого термина в лингвистический обиход с 80-хгг XIXв. Возникновение теории фонем связано с деятельностью Казанской лингвистической школы, где работали И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) и Н.В. Крушевский (1851-1887). Этими учеными (особенно Бодуэном де Куртенэ) были разработаны основные положения о фонемах как компонентах морфем, о многообразии звуков, объединяемых в одну фонему – «общее представление о звуке», об изменениях (дивергенции) и чередовании (альтернациях) фонем. Хотя психологические объяснения Бодуэна не могут быть приняты, но его лингвистические анализы заложили прочный фундамент фонологии.
Гласные, как уже указывалось,- это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка - те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный звук у всякого говорящего произносится при особом, свойственном только данному звуку укладе органов рта.
Классификация гласных строится на трех признаках: 1) участии губ, 2) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, 3) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.
По участию губ гласные делятся на о г у б л е н н ы е (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.
По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узким и. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.
По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и з а д н е г о р я д а [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта.
_ _ _ [ы] Схема артикуляции гласных:
Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а].
Простейшая таблица русских гласных такова:
Огубленные гласные обозначены жирным шрифтом.
Изучение гласных в школе ограничивается этим набором звуков.
Но эта таблица слишком схематична. Деление на три подъема и три ряда не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют [и] открытым. В более точной транскрипции это [и э ]. Есть [э] закрытый - звук, отличающийся от [э] несколько большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка. В более точной транскрипции это [э и ] или [ э¨].
Таким образом, от к р ы т ы е и з а к р ы т ы е гласные - это «оттенки» звуков, произносящиеся с несколько большей открытостью или закрытостью рта и несколько меньшим или большим подъемом языка.
Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. Такова следующая таблица (хотя и в ней показаны, конечно, не все гласные звуки русского языка).
Гласный [ъ], один из самых частых звуков русской речи, произносится, например, в словах [въдавόс] водовоз, [пърахόт] пароход, [гόрът] город. Изолированно его можно произнести, если образовать непрерывный ряд звуков от [ы] к [а] и остановиться посредине.
Гласные [ä, э, ö, у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а, э, о, у]. Произносятся они между мягкими согласными, например, в словах [п’äт’] пять, [п’эт’) петь, [т’öт’ъ) тетя, [т’ул’] тюль.
Гласные [и э, ы ъ, а ъ ] бывают только в безударном положении. Например: [и э скр’йт’] искрить, [с’и э жу] сижу, [ды ъ шы] дыши, [жы ъ ры] жиры, [ва ъ дá] вода, [тра ъ вá] трава. У некоторых говорящих вместо [а ъ ] звучит [Λ] - неогубленный гласный, по положению языка средний между [а] и [о].
СЛОГ
Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Наша речь членится на слова, а слова на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слогообразующий), остальные неслоговые (неслогообразующие).
Существует несколько теорий слога.
Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение слога наиболее наглядно. Именно оно дается в начальной школе. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.
Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.
В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные звуки неслоговые.
Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслоговым: [иу-б’и-л’эи] - юбилей. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают сонорные согласные, как самые звучные из согласных.
Вот стихи Лермонтова:
Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою...
В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:
При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]. Слогообразующим второго слога выступает сонорный согласный.
Можно по степени звучности обозначить: гласные - 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие согласные - 2, глухие - 1. Паузу обозначим 0. На линейках, соответствующих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получатся волны сонорности, характеризующие слово.
Тогда слово длинношерстая будет представлено так:
Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.
Слова льды, смотр на этой схеме выглядят так:
Эти слова двусложные - у них две вершины сонорности: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова мхи, Мценск, льстить, львы, °лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь и т. п.
Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:
Сонорный при таком произнесении частично или полностью оглушается, его звучность на уровне шумного согласного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься слова [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’] и др.
Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в стихотворной строке Хлебникова В. «Эта жизнь и жизнь та» слово жизнь в первом случае односложно, а во втором двусложно.
Но слоговые согласные нетипичны для русского языка. Поэтому они часто развивают перед собой гласный. Произносится [кáз’ин’], [т’иá’тър] казнь, театр, [ ъ ржы], [ ъ л’н’инόи] ржи, льняной, а в диалектах [аржанόи], [ил’н’инои] и т. п. Глухой сонорный плохо воспринимается на слух, поэтому он часто выпадает. С этим связано произношение [руп’] из рубль, [акт’áпск’ии] из октябрьский и т. п. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.
В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, например в сербскохорватском и чешском: серб.-хорв. рж - «рожь», крв - «кровь», прет - «перст, палец», врба - «верба»; чеш. vrch - «верх, вершина»,vlk - «волк», slza - «слеза».
Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские могут подзывать кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! и в призыве к молчанию тс! В русской разговорной речи, в южнорусских говорах безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохраняться. Роль слогового звука в этих случаях принимает на себя согласный, в том числе и глухой: [т] порá - топора, вы [с] пано - высыпано. Такой слоговой согласный отличается от соседних звуков большей напряженностью. Таким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.
У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - неслоговые.
В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречается в русских диалектах, где произносится кор [у ^ о ] ва, молок [у ^ о ], л [и ^ е ] с, с [и ^ е] но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длительностью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг, например в английском time - «время», table - «стол», go - «идти», в немецком mein - «мой», heute - «сегодня». Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг, например в испанском puerta -«дверь», tierra - «земля», пиеvo - «новый». Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. §119).
Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [á-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да-скá], [иу-лá] юла.
Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется о т крытым: [да-лá], [за-кό-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [край], [паи-мáт’] поймать.
Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуляционным движением является размыкательное, тогда как при образовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; слогообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.
Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий называл их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных -в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В артикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутое™ языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба.
В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы: 1) гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широкими: рус. а; 2) гласные верхнего подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта, причем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде-
лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, отакм ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка).
Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках мира делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е; 2) гласные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделяются только два ряда - передний (ö, ü ,/) и задний (у, о, и).
При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или лабиализации (< лат. labialis "губной"). С этой точки зрения гласные делятся на две большие группы: 1) лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор: рус. о, у; 2) нелабиализованные, т.е. неогубленные, рус. и, е, а, ы.
По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:
1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) носовые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португальском, французском языках.
В некоторых языках мира учитываются также такие характеристики гласных, как длительность и тон. При этом выделяются долгие и краткие гласные (однако есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдолгие и краткие). Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких прежде всего длительностью звучания (ср. словенские долгие гласные е., а:), хотя иногда они могут отличаться и некоторыми артикуляционными характеристиками (например, английский звук /: долгий более закрытый и передний, чем /"). Долгота гласных в некоторых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os "кость" и o:s "рот",populus "народ" npo.pulus "толпа").
В тональных языках (например, в языках юго-восточной Азии) при классификации гласных по тону учитываются более сложные
признаки, в частности, скорость изменения частоты, время, за которое происходит изменение, регистр и др.
Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противопоставление трех универсальных признаков - подъема, ряда и лабиализованное™, все остальные признаки являются уже специфическими, отличительно характеризующими тот или иной язык.
С точки зрения однородности артикуляции гласные подразделяются на дифтонги (< греч. diphthongos "двугласный") и монофтонги (< греч. monos "один" и phthongos "звук"). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикулято-рным движением (ср., например, английский дифтонг at, немецкий ае). В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие дифтонги: восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг ue.fuente "источник"); нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немецкий дифтонг au: Maus "мышь"); восходяще-нисходящий (или истинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково ударных гласных (ср. латышский дифтонг au: tauta "народ"). Все дифтонги, как правило, обладают большей длительностью, чем монофтонги. Монофтонг - это гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью, органы речи при артикуляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит сдвиг органов речи (ср., например, английский дифтонг в словах now "сейчас" и pound "фунт").
От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно неоднородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступающий в качестве переходного (ср., например, русский диалектные звуки е" (е склонный к и) или (о склонный к у).
Кроме артикуляционных, существуют акустические характеристики гласных, где в качестве дифференциальных выступают иные признаки: частота звука, зона его образования и др. Надгортанные полости (рта и носа), выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты гласных звуков. Эти резонансные частоты называются формантами гласных. При классификации гласных с акустической точки зрения учитывают обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй, относительно которых известно,
что их частота определенным образом связана с артикуляционными свойствами гласных: частота первой форманты зависит от подъема гласного (чем более открытый гласный, т.е. чем ниже его подъем, тем выше частота первой форманты, рус. гласный а и, наоборот, чем более закрытый гласный, т.е. чем выше его подъем, тем частота ниже, рус. гласные и, ы, у); частота второй форманты зависит от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота второй форманты, рус. гласные е, и); лабиализованность гласных понижает частоту обеих формант. В соответствии с этим гласные верхнего подъема и, ы, у имеют наиболее низкую по частоте первую форманту, тогда как гласный нижнего подъема а имеет наиболее высокую первую форманту. Наиболее высокую вторую форманту имеет нелабиализованный гласный переднего ряда и, а наиболее низкую - лабиализованный гласный заднего ряда у.
Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «со-гласный», т.е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге (хотя существуют языки, например, сербский, хорватский, македонский, словенский и др., где согласные, но только сонорные, обладают слоговостью; в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они также могут приобретать сло-говость, ср. бобр, мудр, ржав, льстить). Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действующего органа, образующего преграду; 3) способ образования преграды и ее место; 4) положение мягкого неба.
В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артикуляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций приводится акустический признак - степень участия шума при образовании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо -голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus "звучный"), образуемые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.
В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где возникает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.
Губные согласные - это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б,м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные,рус.в, ф).
В язычных согласных активным действующим органом, создающим шумообразующую преграду, является язык, артикулирующий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зубов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спинки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.
В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex "верхушка"), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. /, d); дорсальные (< лат. dorsum "спина"), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные (< лат. саситеп "острый конец, вершина"), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка (слн. dz "); ретрофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).
В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создается сближением средней части спинки языка ствердым небом (рус. j).
При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).
Увулярные согласные (< лат. uvula "язычок") - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [г]).
Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx "зев") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается путем сужения глотки (ср. укр., слц., чеш. [И], укр. нога; слц. hora; чеш. hlava).
Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx "гортань") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (чеш. диал. ?око, араб, ahl "семья", иврит, mahir "искусный").
В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые
и дрожащие.
При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на взрывные, в которых смычка раскрывается мгновенно (рус. п,б,щд,к г)", аффрикаты (< лат. affricata "притертая"), в которых смычка раскрывается медленно, постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза, так как артикулирующие органы не раскрываются полностью и между ними сохраняется сужение (рус. ч, ц); носовые, в которых смычка образуется полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием небной занавески, вследствие чего воздух свободно протекает в носовую полость (рус. н, м).
Некоторые ученые среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (ср. рус. а[бб]ат, о[тт]уда).
Щелевые согласные - это согласные, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. с, з, ш, ж,ф,в,х, n,j), В зависимости от того, где образуется щель - в срединной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зубами) - различают срединные согласные (рус. с,з,ш,ж, ф, в, x,j) и боковые (рус. л).
При образовании дрожащих согласных происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. р). По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.
В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной за-навески)при произношении согласных различают ртовые и носовые согласные. Ртовые согласные-это согласные, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа (все русские согласные, кромем,н); в носовых согласных мягкое небо опущено и открывает проход воздуха в полость носа (рус. м, н).
В зависимости от того, происходит ли наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную, все согласные подразделяются на мягкие (или палатальные < лат. palatum "небо") и твердые. Мягкие согласные - это согласные, при образовании которых происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед (ср.
Рус. мягкие согласные б\ в", д\ т" и др.); твердые согласные произносятся без этой дополнительной артикуляции, хотя последние исследования в области фонетики показали, что при произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация < лат. velum "завеса" (ср. произношение русского веляризованного согласного [л] и невеляризованного, т.н. европейского [/]).
Учитываются и другие артикуляционные признаки согласных, в частности, участие пассивного органа в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей неба). Так, например, язычные (по активному действующему органу) согласные по пассивному органу, т.е. по тому органу, с которым происходит смычка языка, могут быть охарактеризованы как дентальные (или зубные, рус. т,д,с,з,л,н,ц\ альвеолярные (или надзубные англ. /, d), передненебные (рус. ш, ж, ч р), средненебные (рус. у), задненебные (рус. к, г, х).
Кроме артикуляционной, существует акустическая классификация согласных, в которой учитывается прежде всего сила шумовых составляющих. В соответствии с этим критерием, как уже указывалось, согласные подразделяются на шумные и сонанты. При артикуляции сонантов наблюдается преобладание голоса над шумовыми составляющими, что с акустической точки зрения приближает их к гласным, при образовании шумных согласных преобладающим является шум.
Важнейшим акустическим признаком согласных является характер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому признаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также характер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глот-тализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артикуляции (слн. [?]) и неглоттализованные. Существуют и другие акустические признаки, использующиеся в акустической классификации согласных.
Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало разработке новых универсальных классификаций, построенных по дихотомическому (< греч. dicha "на две части" и tome "сечение") принципу. Первая такая классификация была предложена американскими учеными P.O. Якобсоном, М. Халле, Г. Фантом. Выделив 12 пар различительных признаков (среди которых были, например, такие, как: гласный/негласный, согласный/несогласный, компакт-
ный/диффузный, т.е. учитывается степень концентрации произносительной энергии, напряженный/ненапряженный, т.е. степень напряжения мускулатуры речевых органов, прерванный/непрерванный, т.е. учитывается наличие и характер преграды при прохождении воздушной струи, носовой/ртовый, звонкий/глухой и др.), они попытались описать звуки, представленные во всех языках мира. Позднее эта классификация была упрощена американскими учеными Н. Хомским и М. Халле, предложившими учитывать три основных признака при описании звуков речи: сонорный/несонорный, вокальный/невокальный, консонантный/неконсонантный, которые, однако, при необходимости можно расширить за счет введения дополнительных (таких, например, как способ артикуляции, место образования звука, источник голоса или шума и др.). Эти классификации свидетельствуют о том, что возможности описания звуков речи во всем их многообразии еще далеко не исчерпаны. Работа над созданием универсальных классификаций продолжается и в настоящее время.
СЛОГ КАК АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения другие. Существуют разные определения слога. Основное различие между ними связано с тем, какие признаки (артикуляционные или акустические) берутся за точку отсчета.
С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная единица речевого потока (Л.В. Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (Ю.С. Маслов). Иногда эти определения уточняют, расширяя их указанием на организацию дыхания в процессе речи: «Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения» (Л.В.Щерба). Это так называемая экспираторная теория слога. Однако данные экспериментальной фонетики свидетельствуют о том, что число дыхательных толчков и число слогов не совпадают.
Существует и другая теория слога - сонорная, основанная на акустических критериях. При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. «Слог - это отре-
зок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью» (Р.И. Аванесов). Этот наиболее звучный звук является слогообразующим, вокруг него группируются неслогообразующие звуки.
Существуют и другие, менее распространенные теории слога, например, динамическая, согласно которой слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (Л.Л. Касаткин).
В русском языке (как и во многих других языках) слогообразующим является гласный. Именно гласный образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются согласные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх "верх", мак. врба "верба", чеш. vlk "волк"). В русском языке в потоке речи сонорные также могут иногда приобретать слоговость, однако только в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).
Слоги могут иметь разную структуру: если элементы слога обозначить латинскими буквами С - consonans "согласный", V - vocalis "гласный", то структуру слога можно представить следующим образом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), С VC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. Maus "мышь"), CCVVV (вьетнам. ngoäi "снаружи"): в двух последних случаях один гласный, а именно [а], составляет ядро, а другие периферию и т.д.
В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые и закрытые слоги. Открытые слоги оканчиваются слоговым звуком (ма-ма), закрытые - неслоговым (у-тес). Учитывается не только качество звука, закрывающего слог, но и звука, с которого начинается слог. В зависимости от этого слоги подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетаемости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех согласных типа встре-ча и невозможность подобных сочетаний во французском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия островов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC).
В истории русского языка существовали разные тенденции в построении слога. В древний период (Х-ХИ вв.) преобладала тенденция к открытому слогу, которая имела силу закона, о чем свидетельствуют древнерусские памятники, где встречаются написания типа къто, съна и др., в которых первый слог заканчивает редуцированный гласный звук «ер». Однако со временем (после процесса «падения редуцированных») эта тенденция стала носить менее выраженный характер, так как появились и закрытые слоги (др.-рус. съ-нъ > сон).
Конец одного слога и начало другого образует слогораздел, являющийся границей слога. На границе слога происходит, как правило, уменьшение звучности, что связано со строением слога. В современной фонетической литературе существует несколько теорий слогораздела. Согласно теории, разработанной Р.И. Аванесо-вым, каждый слог в русском языке строится по закону восходящей звучности, т.е. звуки располагаются в слоге от наименее звучного к наиболее звучному, поэтому слогораздел проходит всегда на месте спада звучности (в слове, имеющем слоговую структуру CVCV, слогораздел пройдет между гласным и последующим согласным CV-CV: во-да). Исходя из того, что наиболее звучными являются гласные, а из согласных - сонорные, Р.И. Аванесов предложил следующие правила слогораздела:
1) сочетание шумных согласных между гласными (модель
VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-стюм;
2) сочетание шумного и сонорного согласного между гласными (модель VCCV)otxoäht к последующему слогу, т.е. V-CCV: до-бро;
3) сочетание сонорных между гласными (модель VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-рма;
4) сочетание сонорного и шумного между гласными (модель VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: пар-ma, поскольку сонорный обладает большей звучностью, чем шумный. При таком слогоразделе следующий слог строится в соответствии с законом восходящей звучности.
5) сочетание j с любым согласным между гласными (модель
VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: лей-ка.
Однако эти правила слогораздела распространяются только на неначальные слоги, в начальных слогах закон восходящей звучности нарушается (ср. рта, льды, где имеются два «пика звучности» -на начальном сонорном и на гласном), иногда он может нарушаться и в неначальных слогах (ср. ло-жка, где щелевой согласный [ш] более звучный, чем смычный [к]). В связи с этим появилась другая
теория, согласно которой слогораздел всегда проходит после гласных (Л.В. Бондарко).
Существует, однако, еще одна теория, сформулированная JLB. Щер-бой, в соответствии с которой граница слогораздела в русском языке тесно связана с ударностью слога:
1) если ударным является первый слог, то следующий за ним согласный является сильным и примыкает к ударному гласному, образуя закрытый слог: шап-ка;
2) если ударным является второй слог, то оба согласных в модели VCCV отходят к ударному слогу в связи с действующей в русском языке тенденцией к открытому слогу: до-стать;
3) в сочетании сонорного и шумного согласных между гласными принцип ударности не действует, так как слогораздел проходит внутри слога, т.е. VC-CV: сол-дат.
Однако данные экспериментальной фонетики не подтвердили зависимости места слогораздела от локализации ударения, хотя признак ударности слога для слогораздела является значимым.
Законы слогораздела в языках мира неодинаковы (во французском языке, например, в отличие от русского, слогораздел, как правило, проходит между согласными, ср. tek-nik), они могут различаться в диалектах даже одного языка (ср., например, севернорусское и южнорусское слогоделение слова картошка: сев.-рус. кар-тош-ка, юж.-рус. ка-рто-шка).
В разных языках соотношение между членением слова на слоги и его морфемным членением складывается по-разному: в русском, например, связь между слоговым и морфемным членением отсутствует (ср. различие в слоговом и морфемном членении слова сбежали: слоговое членение сбе-жа-ли, морфемное с-беж-а-л-и). Об отсутствии влияния морфологической границы на слогораздел свидетельствует и тот факт, что согласный в абсолютном конце слова произносится в одном слоге с гласным, начинающим следующее слово, ср. [но-чу-жа-са]. Однако в китайском и вьетнамском языках (являющихся языками слогового строя) эта связь прослеживается: слог почти всегда выступает в качестве представителя морфемы, и границы слогов не могут перемещаться, ср. вьетн. bat "чашка" и bat Ыее "чашечка".
Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока, кроме звука и слога, выделяются фонетическое слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, хотя выделение их происходит на разных основаниях - собственно фонетических, функциональных, смысловых и интонационных.
Фонетическое слово -это отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением. В русском языке это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать), однако есть языки, где в этот отрезок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elle est heureuse "она счастлива").
Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объединенный интонационно-смысловым единством входящих в него знаменательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером \ туристская группа \ в полном составе \ возвращается на базу). В семантическом плане синтагма представляет собой отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла высказывания при ином его членении на синтагмы: Завтра \ вечером туристская I группа в полном \ составе возвращается на \ базу).
Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризующийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений (ср. фразу, которая представлена тремя предложениями: Вот вы сели, лошади тронулись, колокольчик зазвенел).
Артикуляция звука речи.
Артикуляция звуков речи – это работа органов речи, необходимая для произнесения звука.Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи – артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука:
1) приступ (экскурсия) состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука;
2) выдержка – это сохранение положения, необходимого для произнесения звука;
3) отступ (рекурсия) – артикуляция состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.
4. Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков.
В каждом языке обычно содержится около 50 звуков речи.
1) С акустической точки зрения они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно, без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования – фокус.
При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.
Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голоса, т.е. они всегда сонорные (от лат. sonus – звук).
2) Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.
3) Но основное различие гласных и согласных состоит в их роли в сло-гообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.
Классификация гласных
Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:
1) ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении: при подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э ), средней – средние (ы ), задней – задние гласные (о, у );
2) подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема; различаются гласные открытые , или, иначе говоря, широкие (а ), и закрытые , то есть узкие (и, у ) (в некоторых языках, напр., в нем. и фр.яз., близкие по артикуляции звуки различаются только по небольшой разнице в подъеме языка. Ср. открытое [б] в словах derm (нем.); fait, pret (фр.); и закрытое [е] в словах Меег (нем.); fee, pre (фр.));
3) лабиализация – участие губ в артикуляции звука: в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет, различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр. [о], [у] и неогубленные гласные, напр. [а];
4) назализация – наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков – неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (французский, польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные;
5) долгота: в ряде языков (англ., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [a], [i], [о], [и] и долгие гласные: [а:], [ i:], [о:], [и:].
В латинском и древнегреческом языках это явление используется в стихосложении: на соотношении долгих и кратких слогов основаны различные стихотворные размеры (гекзаметр, дактиль), которым соответствуют современные стихотворные размеры, в основе которых – динамическое ударение.