«Тема родины в творчестве Блока, Маяковского, Есенина. Сочинение «Тема Родины в творчестве В

Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.

С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, её гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» — в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.

Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объёмны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:

Напрасно пухлые руки взмолены,--

Не остановить в его неслышном карьере.

Республик и царств беря барьеры.

Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его «голубую Русь». Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Его стихи — это летопись жизни с её взлётами и падениями.

Читая «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», «Преображение» мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чём он видит их смысл? Что означает — «принимал с крестьянским уклоном»? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в «деревенский рай», где «злачные нивы», «стада буланых коней», где с пастушеской дудкой «бродит апостол Андрей» («Иорданская голубица»).

Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему её завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.

Своё представление о революции поэт передаёт образом красного коня — образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берёз, черёмух и клёнов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.

Сойди, явись нам, красный конь!..

…О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села — всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.

Своё восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции.

С огромным мастерством передаёт он революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.

Главная тема и главный герой поэмы — народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос — это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.

Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

Владимир Владимирович Маяковский - поэт яркий, неистовый, революционный. Тема любви к Родине занимает в творчестве поэта центральное место. Маяковский откликается на все события в стране. Он раскрывает всепобеждающую силу патриотизма. Лирический герой поэта - человек с новой моралью, новым отношением к труду, к народу - он член великого коллектива советских людей.

Тяжела жизнь страны, перешедшей от войны к мирному строительству. За короткий срок нужно преодолеть разруху, голод, холод. И освобожденные от гнета капитализма люди готовы перенести все трудности во имя осуществления реальной мечты о городе-саде, который вырастет на голом месте, воздвигнутый их руками. Маяковский уверен, что осуществление этой мечты - дело недалекого будущего.

Я знаю -
город будет, Я знаю -
саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!

Принадлежностью к коллективу новых людей планеты гордится каждый человек. Горячей любовью к своему Отечеству полны слова лирического героя, высоко поднимающего советский паспорт:

Читайте,
завидуйте.

Я-
Гражданин
Советского Союза.

Источник этой гордости - в сознании исторической революционной роли своей страны, народа.

Москва для нас не державный аркан,
ведущий земли за нами,
Москва не как русскому мне дорога,
а как огневое знамя.

И Маяковский горделиво заявляет о своей принадлежности к многонациональной семье советских народов, взращенной силой и волей партии большевиков.

Только под знаменем большевиков воскресла свободная Грузия.

Да,
я грузин,
забитой но не старенькой нации.
в ущелье это.

Я -
равный товарищ одной Федерации грядущего мира Советов.

"Непобедимым оружием" в будущих классовых битвах называет поэт "солидарность людей, разных языком, но - одинаковых классом".

Будущий рядовой в заграничной роте,
идешь ли пехотой,
в танках ли ящеришься,
помни:

тебе роднее родни первая наша республика трудящихся!

Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства и промышленности, культуры, в быту, в международных делах. Поэт отмечает, что каждый день рождает новые "чудеса" на родной земле. Но самое большое чудо, рожденное Октябрем,- советский человек, свободный и сильный, преображающий свою землю, проявляющий при этом небывалый героизм. И Маяковский не раз возвращается в произведениях к определению того основного, что (делает советского человека особым, дает ему богатырские силы для свершения подвига:

Главное в нас это - наша
Страна Советов.

Советская воля.
советское знамя,
советское солнце.

Суть патриотизма советского человека, носителя новых (убеждений, чувств, морали, Маяковский раскрыл в своих многочисленных стихотворениях, особенно ярко и талантливо в стихотворении "Товарищу Нетте - пароходу и чело-реку".

Маяковского можно принимать или нет, но он наша история, от которой невозможно отказаться и отмахнуться.

Мне бы жить и жить.
сквозь годы мчась.

Но в конце хочу -
других желаний нету встретить я хочу мой смертный, час так,
как встретил смерть товарищ Нетте.

Тема Родины волновала русских поэтов еще со времен Ломоносова и Державина. Они хотели видеть свою страну сильной и могучей, любовались и гордились ею. Для них понятия страны и государства были единым целым, пусть сегодня их пытаются разделить. Как будто бывает страна без формы государственного устройства…

О «странной любви» к Отечеству первым заговорил , а подхватил Некрасов. Именно с него берет начало двойственное восприятие России – страны и убогой и обильной, и могучей, и бессильной одновременно, которую каким-то образом возможно так глубоко ненавидеть и так бескорыстно любить.

В творчестве А.Блока тема Родины проявилась далеко не сразу. Он вошел в литературу певцом Прекрасной Дамы. И только спустя несколько лет Блок увидел страну и людей. Нет, он тоже далеко не всем восхищался. Однако поэт умел находить особое очарование в красоте среднерусского пейзажа, в «разбойной» красе «нищей» России, где среди серых изб и ветровых песен, среди «острожной тоски», среди бескрайних лесов и полей вдруг испытываешь вдохновение, не сравнимое ни с чем. Блок быстро ушел от романтизации языческой Руси, которая «с болотами, и с журавлями, и с мутным взором колдуна», с «разноликими народами», ведущими хороводы. «Заплаканную и древнюю красу» России поэт берег в душе до последних дней. Показательно стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» Картина, нарисованная в нем, откровенно неприглядна, но очень она русская – с глубокого похмелья человек кается, потом грешит снова и заваливается в тяжелый сон. Наверно, Блок, как никто, умел любить Россию такой, какая она есть – со всеми язвами и уродствами, да и за них тоже.

Первым, к кому пришел совсем еще юный в Петербурге, был именно Александр Блок. И Блок отметил для себя певучесть и чистоту ранних есенинских стихов. Есенин никогда не стеснялся откровенно и незамысловато признаваться в любви к родному краю, Рязанщине, а через него – выходить к широким поэтическим обобщениям. Он был уверен, что чувство Родины необходимо любому поэту. Без этого чувства большой поэт состояться не может. Вот почему позднее Есенин решительно разошелся с имажинистами. «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!» — что может быть безыскуснее и трогательнее этого признания?

Образ Родины в стихах Есенина почти всегда неотрывен от природных реалий. Девушка-березка, подгулявший клен, ветер-отрок, заря-котенок – этот метафорический ряд можно продолжать очень долго. Природен человек и человекоподобна природа.

И пусть некоторые стихи Есенина чересчур риторичны, например, знаменитая концовка стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», где содержится противопоставление рая и земной Родины и выбор поэта однозначен – «дайте Родину мою!», но какая поэзия обходится без риторики?

Наконец, Владимир Маяковский, который долго не мог выбрать между поэзией и живописью. Футурист и авангардист в галстуковой рубашке и рубашковом галстуке желтого цвета. Человек, ворвавшийся вместе с другими футуристами в литературу на волне скандала и вызова. Было ли в нем чувство Родины и как оно проявлялось?

«Я не твой, снеговая уродина!» — такое шокирующее признание можно найти в одном из ранних стихотворений . И пусть последнее слово все-таки рифмуется с «родиной», но читатель понимает: никакого поклонения, трепетной любви от Маяковского ждать пока не приходится. Он весь находится в стихии борьбы, неприятия того, что существует, и ждет перемен. И вот они происходят – сначала Февраль, потом Октябрь.

«Землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть» — это написано о голодных годах, проведенных в Петрограде. А затем наступает время мирного строительства, и Маяковский включается в этот процесс вместе со всеми. «Пою мое Отечество, республику мою!» Он, как когда-то Ломоносов с Державиным, опять сопрягает понятия государства и страны. Он считает за честь называться советским человеком. И самоубийство в 1930-м году произошло на личной почве, а не из-за разочарования в идеалах. Маяковский искренне отдал всю свою силу поэта «атакующему классу», добился того, чтобы «к штыку приравняли перо». И все-таки большинство его стихов советского периода остались в своем времени. Они недостойны пера Маяковского, писались на злобу дня, по конкретному поводу.

А тема Родины – «вечная» тема. Она не стареет. Можно не сомневаться – профессиональные поэты и самодеятельные стихотворцы еще немало напишут на эту тему. Не всегда умело, лишь бы совершенно искренне. Чтобы могли повторить вслед за С.Есениным: «Я сердцем никогда не лгу».

И я, как весну человечества,
рожденную в трудах и в бою,
пою мое отечество,
республику мою!

В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мнению, это не только «народа водитель», но и «народный слуга». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещанством, эгоизмом. Перо - грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти - живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишениям во имя достижения цели, самоотречение вселяют в сердце поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города сада»:

Я знаю -
Город будет,
Я знаю -
саду цвесть,
когда
такие люди
в стране
советской
есть!

Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой гражданами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды. По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод,
за мора море
шаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворению Отечества, «которое будет», Маяковский ощущает искреннюю радость:

Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремлением быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.

…главное в нас это - наша
Страна Советов.
Советская воля, советское знамя,
советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия его современников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество - это великое, божественное дело, а творчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.

Мы идем чтобы,
сквозь револьверный лай,
умирая,
воплотиться в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.

мое отечество, республику мою!

В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мнению, это не только "народа водитель", но и "народный слуга". На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к преодолению "пережитков". Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой ""дрянью": бюрократизмом, пошлостью, мещанством, эгоизмом. Перо грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишениям во имя достижения цели, самоотречение вселяют в сердце поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле "города-сада":

"адовой" работе, совершаемой гражданами молодой страны: "освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды". По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.

солнечный край непочатый.

за мора море

шаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, "с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден". Ему по душе и "громадье" планов строителей новой жизни, и "размаха шаги саженьи", и марш, "которым идем в работу и в сраженья". Будучи причастен к сотворению Отечества, "которое будет", Маяковский ощущает искреннюю радость:

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.

Главное в нас

советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия его современников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество это великое, божественное дело, а творчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.

в пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела.