Почему корабли из железа не тонут. Старт в науке

Екатерина Щукина
Конспект занятия «Почему не тонут корабли»

Тема : «Почему не тонут корабли .

Программное содержание : Закрепить знания детей о водном транспорте, свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, высказывать свои предположения, аргументировать свои высказывания, познавательную активность.

Материалы : иллюстрации различных моделей кораблей и пароходов ; прозрачная ёмкость с водой; металлические предметы : скрепки, магнит, ножницы, чайная ложка, ключ, две баночки из-под леденцов, одна из которых с парусом; поднос, бумажные веера.

Ход занятия : В начале занятия педагог обращает внимание детей на иллюстрации с изображением кораблей , размещенные на доске.

Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о транспорте. Но для начала разгадайте загадку :

Ходит город-великан

На работу в океан.

О чём эта загадка? (о пароходе, корабле )

Совершенно верно. Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о кораблях . Посмотрите внимательно на доску. Что такое изображено на всех иллюстрациях, вывешенных на доске? (корабль , пароход, парусник, лодка, катер)

Как одним словом можно назвать их всех? (водный транспорт)

-Почему все они относятся к водному транспорту? (все они передвигаются по воде)

Для чего нужен водный транспорт? (перевозить грузы, пассажиров, путешествовать)

Вспомните, из чего раньше строили корабли и лодки ? (из дерева)

Из чего строят корабли теперь ? (из металла)

Как вы думаете, почему ?

Дети высказывают свои предположения.

Ребята, посмотрите. Здесь на подносе у меня лежат какие-то предметы (педагог показывает лежащие на подносе скрепки, магнит, ножницы, чайную ложку, металлическую баночку из-под леденцов и предлагает детям назвать их).

Ребята, как вы думаете, какое отношение все эти предметы имеют к кораблям ? Что между ними общего? (все они также как и корабли сделаны из металла )

Чем отличаются эти предметы между собой?

Какими свойствами обладает металл? (он твёрдый, тяжёлый, тонет в воде) .

Если мы опустим эти предметы в воду, они поплывут? (нет) Почему ? (они тяжёлые)

А давайте попробуем.

Поочередно дети опускают предметы с подноса в воду и наблюдают за тем, что с ними происходит.

Что с ними произошло? (они утонули , пошли ко дну)

Значит, мы можем сделать вывод, что металлические предметы не обладают плавучестью, тонут . Но посмотрите на наши иллюстрации с кораблями . Они тоже построены из металла, и гораздо больше по размеру, однако плавают. Как такое возможно? Почему корабли , построенные из металла, не тонут ? (его волны держат, они большие, и т. д.)

Педагог показывает детям металлическую баночку из-под леденцов.

Это наш с вами кораблик . Он, как и настоящие корабли , сделан из металла. Как вы думаете, он поплывёт? (нет) Почему ?

Педагог опускает банку в воду.

-Почему она не тонет ?

Дети высказывают свои предположения, аргументируя их.

Ребята, что находится внутри нашего кораблика (банки? (Воздух)

А внутри больших кораблей воздух есть ? Где он находится? Влияет ли воздух на их плавучесть? Как?

В кораблях тоже есть воздух , который держит их на плаву. А почему тогда утонули другие металлические предметы? (в них нет воздуха)

-Почему воздух держит корабли на плаву ? (он легче воды)

И всё же, иногда случаются кораблекрушения , и корабли тонут , идут ко дну. Как вы думаете, почему это происходит ?

Как вы думаете, влияет ли на это погода? Как влияет? (сильный ветер и волны)

«….Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет .

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

Когда погода портится, на море начинается шторм, буря. А что такое шторм? Буря? (сильный ветер, гроза, большие волны)

Как влияет сильный ветер на то, что корабли тонут ? (рвёт паруса)

Как влияет вода на то, что корабли идут ко дну ? (волны заливают корабль )

Но мы же с вами выяснили, что корабли не тонут потому , что их держит на плаву воздух. Почему же тогда во время шторма происходит с кораблями , что они могут пойти ко дну?

Дети выдвигают свои предположения.

Давайте мы посмотрим, как влияет сильный ветер на плавучесть кораблей .

Педагог предлагает детям взять веера и начать сильно махать на «кораблик » и понаблюдать, что при этом происходит.

Что происходит с кораблём при сильном ветре ? (начинается шторм, буря и «кораблик терпит кораблекрушение )

Как вы думаете, а что сильнее влияет на то, что корабли терпят кораблекрушение : вода или ветер? Почему ? (они равны по силе)

В конце занятия педагог подводит итог.

Какой серьёзный вопрос мы сегодня выясняли на нашем занятии ? (почему не тонут корабли )

И почему же они не тонут ? (в полостях корабля содержится воздух . Он легче воды, поэтому держит корабль на плаву )

Публикации по теме:

12 Апреля-День космонавтики!Этот праздник мы помним с самого детства. И наверное не секрет,что каждый из нас когда то в далеком детстве мечтал.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Корабли для путешествия» 1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около.

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, РИСОВАНИЕ) Тема: «КОРАБЛИ КАЧАЮТСЯ НА ВОЛНАХ».

Конспект образовательной деятельности по ИЗО в подготовительной группе (аппликация) «Корабли на рейде» Цель:Упражнять в вырезании и составлении изображения предмета (корабля,корабля,передавая основную форму и детали. Закреплять умение детей.

Конспект занятия по конструированию из мелкого строительного материала «Корабли» в подготовительной группе детей с ЗПР Цель: научиться моделировать из геометрических фигур и конструировать по модели различные виды судов. Пр. зад. : формировать умения детей.

Вот уже третий год в нашем детском саду проводится военный парад, посвященный Великой Победе в ВОВ «Мы этой памяти верны». Начинается он.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Эммаусская СОШ»

Калининский район

Почему корабли не тонут?

Выполнил обучающийся 1 «Б» класса:

Хорьков Антон

Руководитель: Галашан Т.А.,

учитель начальных классов

Эммаусс

2015 г.

Содержание

1.Введение ………………………………………………………… 3

2. Основная часть …………………………………………………. 4 - 6

1) История вопроса

2) Почему корабли не тонут – проведение опытов;

3) Модели кораблей.

3. Заключение ………………………………………………………. 7

4. Список использованной литературы ………………………….. 8

5. Приложение …………………………………………………….. 9 - 11

http://

http://

Следующий этап сводим противоположные углы получившегося треугольника.

У нас должна получиться фигура как на рисунке.

У получившегося треугольника сводим противоположные углы и последнее, берёмся за верхние уголки и разводим их в стороны.

Модель 2. Лодочка.

Модель 3. Пароход.


Модель 4.

Для изготовления нам понадобится квадратный лист бумаги.

Подгибаем все 4 угла к центру листа и это действие производим еще два раза.

Окончательно переворачиваем нашу конструкцию, отгибаем и раскрываем два противоположных квадратных «гнёздышка».

Два других противоположных «гнёздышка» оттягиваем в стороны за уголки.

Сделайте несколько корабликов оригами разного цвета и размера. Советуем вам делать кораблики из бумаги, которая плохо впитывает воду, чтобы они дольше не размокали в воде. Еще можно окунуть бумажные кораблики в расплавленный пчелиный воск или парафин, тогда они станут водонепроницаемыми.

Выполнили:
Дергилёв Максим,
Гузиёв Игорь
ученики 3 класса

В современных условиях роль проектной и учебной исследовательской деятельности существенно возрастает. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Проектная работа способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Таким образом, создание условий для реализации проектной и исследовательской деятельности – задача современной образовательной организации.

Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Основы проектной и исследовательской деятельности закладываются в начальной школе. От современной школы требуются особых усилия по формированию комплекса условий для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся (начиная с 1-го класса).

Данная исследовательская работа была проведена в рамках внеурочной деятельности “Я - исследователь”.

І. Введение

1.1. Обоснование выбора темы работы

На внеурочной деятельности нас заинтересовала тема: “Предметы на воде”. Мы знали, что лёгкие предметы на воде не тонут, а тяжёлые - тонут. Но, поразмыслив, задумались над тем, что корабли в море сделаны из стали, но они не тонут. Мы решили провести исследование и найти ответ на вопрос: “Почему корабли не тонут?”

1.2. Цели и задачи работы

Цель:выяснить причины, позволяющие кораблям не тонуть и не переворачиваться; можно ли построить дом на воде?

1. Собрать и проанализировать информацию о плавучести тел.

2. Провести опыты, объясняющие условия, при которых тела плавают в воде.

1.3. Построение гипотез, определение методов исследования, составление плана работы

Гипотезы

Предположим,что корабль имеет особенности строения, которые позволяют ему не тонуть:

  • материал, из которого изготовлен корабль, не даёт ему тонуть;
  • корабль не тонет, потому что имеет особую форму;
  • секреты строения.

Что, еслипостроить плавучий дом.

Методы исследования:

  • “Подумай сам”.
  • “Посмотри в книгах”.
  • “Спроси у других людей”.
  • “Обратись к компьютеру, посмотри в глобальной компьютерной сети Интернет”.
  • “Понаблюдай”.
  • “Проведи опыты, эксперимент”.

План исследования

  1. Изучение литературы и анализ.
  2. Проверка гипотез экспериментальным путём.
  3. Работа с компьютером.

ІІ. Основная часть

2.1. Проверка гипотез с использованием научной литературы

Мы летом отдыхали на речке и замечали странную вещь. Когда мы пытались нырнуть и задержаться на дне, то у нас ничего не получалось. Какая –то сила выталкивала тела вверх.Что это за сила?

Мы решили обратиться к литературе.Оказывается, когда-то давно древнегреческий учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.

Мы узнали от учителя физики, что есть тела легче воды, есть тяжелее. Одни тонут, а другие нет.

Предметы могут тонуть или не тонуть в зависимости от того, какова плотность материала, из которого сделан предмет и какова плотность жидкости.

Из энциклопедии мы узнали о том, что корабль имеет продолговатую форму, чем-то напоминающую глубокую тарелку. Палубы на корабле закрывают его как крышки.

Когда судно идёт без груза, оно высоко сидит в воде.

Даже полностью гружёное судно не тонет. Потому что его контроль-отметка – грузовая ватерлиния – всегда находится над водой.

Корабли строят так, чтобы они в воде не тонули

Днище корабля специально делают такой формы, что когда корабль наклоняется вбок, он волей – неволей стремится опять выпрямиться.

Палубы на корабле закрывают его нутро как хорошие крышки. Поэтому вода не попадает в него, и даже в самый сильный шторм корабль не становится заметно тяжелее. Конечно, если надежно задраены палубные люки.

2.2. Проверка гипотез экспериментальным путём

Для проверки наших гипотез нами были проделаны следующие опыты.

Предположим,что корабль имеет особенности строения, которые позволяют ему не тонуть.

I. Материал, из которого изготовлен корабль, не даёт ему тонуть.

Провели опыт“Тонет, не тонет”: взяли железную ложку, деревянный брусок, пластмассовый предмет и стеклярус. Ложка и стеклярус затонули, а брусок и пластмасса нет. (Приложение 1)

Вывод:пробковые и деревянные тела вода выталкивает, а металлические и стеклянные – нет.“Плавучесть” корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.

А корабль сделан из стали. И он плавает.

Гипотеза не подтвердилась!

II. Корабль не тонет, потому что имеет особую форму.

Следующий опыт, который был нами проведён “Предел плавучести”.

Опустим крышку кастрюли на воду сначала в горизонтальном положении, а потом вертикально. В горизонтальном положении крышка не тонет, а в вертикальном сразу идёт ко дну. (Приложение 1)

Вывод:плавучесть предмета зависит от его плотности. Корабль не тонет, так как имеет большой объём.

Ещё один опыт, который подтверждает особенность строения корабля: “Строение”

1. Сделаем из пластилина лодочку и пустим в воду. Лодочка держится на воде.

2. Вытащим лодочку, сомнём в комок и опустим в воду. Комок пластилина опустился на дно. (Приложение 1)

Вывод:плавучесть предмета зависит от его формы. Непотопляемость корабля зависит от его строения.

III. Определённые секреты строения корабля.

Для подтверждения этой гипотезы нами были проведены следующие опыты: 1. “Сила воды”

1. Возьмём крупный фрукт, например, гранат. Привяжем к нему тонкую резиновую нить так, чтобы гранат висел на нити. Затем взвесим его с помощью безмена.

2. Опустим гранат, подвешенный на резинке, в сосуд с водой. (Приложение 1)

Вывод: Вода выталкивает предметы. На корабль, погружённый в воду, действует выталкивающая сила.

Этот закон открыл древнегреческий учёный Архимед в???в.до н.э. Стальной корабль не тонет, потому что он вытесняет много воды. Чем больше какой-то предмет вытесняет воды, тем сильнее она выталкивает его.

2. “Эффект рассола”

1. Наполнили стакан водой и опустили яйцо. Яйцо опустилось на дно.

1. Стали добавлять в воду соль (понемногу) до тех пор, пока яйцо полностью не всплыло. От соли плотность воды увеличилась. (Приложение 1)

Вывод: солёная вода плотнее пресной, поэтому выталкивающая сила воды больше в солёной воде.

2.3. Выводы

“Плавучесть” корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.

Корабли не тонут, потому что на них действует выталкивающая (подъемная) сила по закону Архимеда, направленная вверх и равная весу жидкости, вытесненной кораблем.

Корабль будет находиться на плаву до тех пор, пока его вес будет меньше или равен весу вытесненной им жидкости, что достигается, в том числе, и наличием прослойки воздуха в отсеках корабля.

Выталкивающая (подъемная) сила зависит от плотности жидкости. Следовательно, в море, где вода солёная (с большей плотностью), выталкивающая сила, действующая на корабль больше, чем в реке или озере, где вода пресная.

Корабли специально строят такой формы и такого строения, чтобы они не тонули.

Узнав всё это, мы решили, что можно построить плавучий дом.

Наши эскизы с учётом всех особенностей строения. (Приложение 2)

Заглянув в Интернет, мы нашли фотографии домов на воде (Приложение 2)

ІІІ. Заключение

Мы нашли ответ на свой вопрос “Почему корабли не тонут?”. Первая гипотеза наша не подтвердилась, вторая и третья подтвердились, но мы узнали много нового про кораблестроение, про свойства воды, про закон Архимеда.

Конечно, есть еще много того, что мы не понимаем, например, физические понятия, законы, формулы, но думаем, в старших классах мы сможем разобраться в этих вопросах подробнее.

А сейчасмы сможем рассказать своим друзьям и одноклассникам о своих открытиях.

ІV. Список литературы

  1. Ушаков С.З. Плавание тел [Текст] / С.З. Ушаков: детская энциклопедия, том 3 “Числа и фигуры, вещество и энергия”. – Москва: “Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР”, 1961. – С. 279-288.
  2. Большая книга экспериментов для школьников/Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И.Мотылевой. – М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2012. – с.35-66
  3. Самолёты. Автомобили. Корабли. /авт. текста Николас Харрис; ил. Питера Денниса; [пер. с англ. А. В. Банкрашкова]. – Москва: Астрель, 2013. – с.16-17

В настоящее время кораблестроение хорошо развито. Громадные стальные и железные суда бороздят просторы океана. Однако у многих возникает вопрос: почему корабль не тонет? Ведь его масса огромна, и он должен утонуть сразу же, как только окажется на воде.

Почему корабль не тонет? Физика в кораблестроении

Для того чтобы объяснить такое интересное явление, необходимо обратиться к закону великого ученого Архимеда. Закон звучит следующим образом: жидкость выталкивает любые тела с такой силой, которая равняется весу жидкости в объеме погруженной в нее части тела. Если говорить более простыми словами, то звучит это примерно так: чем больше площадь корабля, тем тяжелее он может быть и при этом не утонуть. А значит, большая площадь позволяет использовать такие тяжелые материалы, как сталь или железобетон, которыми и пользовались США для кораблестроения в начале 20-го века.

К тому же большая площадь дает возможность нагружать судно грузом. Плавучесть корабля поддерживается объемом воздуха, который заключен в объем всего судна. Стоит отметить, что воздух в 825 раз легче, чем вода. Это же и является ответом на вопрос, почему корабль не тонет. Ведь именно из-за образования так называемой воздушной подушки и при использовании закона Архимеда удается строить стальные судна, которые не уходят под воду.

Почему корабль не тонет? Инженерная часть

Кроме закона Архимеда и принципа воздушной подушки, инженеры кораблестроения используют еще кое-что. Это называется принцип рычага. Он обеспечивает плавучесть судна, а также его способностью сопротивляться ветру и волнам. Проектирование корабля можно рассмотреть на обычном тазике, плавающем в ванной. Если оставить предмет в небольшом объеме воды, то плавать он будет постоянно, а вот если перенести его в речку и пустить по воде, то через определенный период тазик наполнится жидкостью из-за ветра и волн и, естественно, утонет.

Этот же принцип сработает и на громадном стальном корабле, если он будет характеризоваться малой остойчивостью. Ею называют способность корабля сохранять устойчивую позицию на воде. Зависимость этого показателя происходит от того места, в котором расположен центр тяжести судна. Чем выше поднимается этот центр, тем легче будет ветру и волнам перевернуть судно.

Это говорит о том, что остойчивость малая. Именно по этой причине все современные судна строятся с расчетом на то, что все тяжелые части вроде ходовых двигателей и т. д. располагаются в нижней части судна. Строительство кораблей также проходит с небольшим нюансом. Чтобы увеличить остойчивость и уменьшить риск потопления судна, конструкторы оборудуют дно корабля специальными свинцовыми накладками, которые исполняют роль утяжелителей.

Правила морехода

В настоящее время довольно распространенно использование компьютерных программ при погрузке продукции на судно. Программа берет на себя расчеты размещения груза. Основное правило, которому следует компьютер, - это сохранение плавучих качеств корабля. То есть погрузка должна осуществляться равномерно, чтобы не перегрузить один из бортов, что сместит центр тяжести и потопит судно.

На корабле есть ответственный за погрузку человек. Чаще всего это старший помощник капитана. Распределение веса на судне должно идти таким образом, чтобы наиболее тяжелые грузы размещались в трюме, а более легкие - на палубе корабля. Еще одним из важнейших правил является закрытие отсеков во время пробития борта корабля. При нормальном состоянии каждый из отсеков открыт, однако в случае пробоя, отделение герметизируется закрытием двери. Проектирование корабля осуществляется таким образом, чтобы не создавать слишком большие отсеки, а разбивать все пространство на несколько мелких.

Управление судном

Если более полно отвечать на вопрос, почему корабль не тонет, то стоит отметить, что важным фактором является и профессиональное управление судном. Одно из основных правил управления им заключается в том, что нельзя поворачивать судно "лагом к волне". Это правило касается экстренных ситуаций, к примеру попадания в шторм. Лаг - это бок. Другими словами, нельзя разворачивать корабль боком, иначе вероятность того, что сильная волна его опрокинет, очень велика. Важно понимать, что единственное, что удерживает судно на воде, - это остойчивость и плавучесть, а потому все правила управления, погрузки и т. д. выполнять строго обязательно.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я очень люблю путешествовать. Прошлым летом я ездил отдыхать на Черное море. Однажды я увидел огромный танкер, плывущий в море. Современные танкеры, которые перевозят нефть, самые большие корабли в мире - их длина достигает пятисотааметров, а их танках помещается до полумиллиона тонн нефти!

По приездуыдомой я смастерил свой кораблик из бумаги, но в воде он перевернулся и вскоре утонул. И тут я задумался над вопросом: почему же настоящие корабли не тонут? Ведь ониасделаны из железа и гораздо тяжелее моего кораблика.

Мне захотелось самому этоппонять с помощью опытов и самостоятельно найти ответ на вопрос «Почемуакорабли не тонут?» Ведь так хочется, чтобы мой кораблик поплыл!

В связи с этим, мы выбрали тему своей исследовательской работы - «Почему корабли не тонут?».

Цель работы : выяснить причины, позволяющие кораблям не тонуть и не переворачиваться.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Найти информацию о первыхасредствах передвижения по воде, истории кораблестроении, узнать о современных конструкторах, прославивших Россию и обпосновных принципах работы корабля;

2. Провести серию опытов, позволяющих шаг за шагом выяснить условия, при которых тела плавают в воде.

3. Попробовать изготовитьасамому кораблики (парусный и механический), учитывая свойства плавучести тел;

4. Провести анкетирование учащихся 5 классов, с целью выяснить, что знают о плавучести тел мои сверстники и проанализировать результаты исследований; аааааааааааааааааааааааааааааааааааа

5. Провести классный час на тему: «Почему не тонут корабли» с демонстрацией опытов, позволяющих выяснить условия, при которых тела плавают в воде. ааааааааааааааааааааааааааааааааа

В основу исследования положена гипотеза : предположим, корабль имеет особенности строения, позволяющие не тонуть, если:

1. Материал, изпкоторого изготовлен корабль, не дает ему утонуть.

2. Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму

3. Корабль не тонет, потомуачто воздух внутри него держит его на плаву.

4. Секреты строения кораблей. ааааааааааааааааааааааааааааааа

Объект исследования - корабль

Предмет исследования - особенности строения корабля.

Во время выполнения работы использовались методы:

Метод поиска информации (анализ и обобщение литературы по теме исследования) аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

Наблюдение;

Анкетирование.

Теоретическая значимость: систематизация и обобщение материала по теме исследования.

Практическая значимость: практическое использование полученного материала на уроках, классных часах, во внеклассных мероприятиях.

    На корабле сквозь века

I.1. История развития кораблестроения

Для сбора информации мы использовали интернет, а также книги и другие печатные издания. В поиске знаний о древних судах, в большей мере, мы использовали интернет, такакак, именно там можно было найти более подробную и разнообразную информацию с рисунками, фотографиями и схемами. ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии

В поисках пищи люди часто селились по берегам рек и морей. Эти места были очень удобны для ловли рыбы и охоты на зверей, приходящих на водопой. Живя здесь, человеканаучился преодолеватьаводные пространства. Появились первые простейшие средства передвижения по воде: плоты и выдолбленные из дерева челноки. ииииииииииииииии

Одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют примерно 5в. до н.э.

Во всех славянских языках существует слово корабль. Корень его - "кора" - лежит в основе таких слов, как "корзина". Древнейшиеарусские суда делались из гибких прутьев, какакорзина и обшивались корой (позднее - кожами). Известно, что уже в 8 в. наши соотечественники плавали по Каспийскому морю. В 9 и первой половине 10 в. русскиеаявлялись полными хозяевами Черного моря, и не даром в то время восточные народы называли его "Русским морем".ииииииииииииииии

В 12 в. на Руси впервые были построены палубные суда. Палубы, предназначенные для размещенияавоинов, одновременно служили защитой гребцам. Славяне были искуснымимсудостроителями и строили суда различных конструкций.

Благодаря этому при сжатии льдов, среди которых приходилось плавать, судно "выжималось" нааповерхность, не подвергаясь деформациям и снова погружалось в воду при расхождении льдов.

Организованное морское судостроение в России началось в конце 15 в., когда в Соловецкомпмонастыре былавоснована верфь для постройки промысловых судов.

Позднее уже в 16-17 вв. шаг вперед сделали запорожские казаки, совершавшие на своих "Чайках" рейды на турок. Методика постройки была такой же как при изготовлении киевскихвнабойных лодей (чтобы увеличить размер судна к долбленойи.середине с боков прибивалось несколько рядов досок).

В 1552 году после взятия Иваном Грозным Казани, а затем и завоевании в 1556 г. Астрахани, эти города становятся центрами строительства судов дляпКаспийского моря.

При Борисе Годунове были предпринятыабезуспешные попытки основать в России военный флот.

Первое в России морское судно иноземнойпконструкции "Фридерик" было построено в 1634 г. в Нижнем Новгороде русскими мастерами.

В июне 1693 г. Петр I заложил ввАрхангельске первую казенную верфь для постройки военныхр.кораблей. Через год Петр снова посетил Архангельск. К этому времени 24-пушечный корабль "Апостол Павел", фрегат "Святое Пророчество", галера иктранспортное судно "Фламов" образовали на Белом море первуюп.русскую военную флотилию. Началось создание регулярного военно-морского флота.

В 1702 г. в Архангельскепьбыли спущены два фрегата: "Святой Дух" и "Меркурий". В 1703 г.был заложен Санкт-Петербург центром которого стало Адмиралтейство - самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенныйаФедосием Скляевым и Петром Первым в 1712 г. 54-пушечный корабль "Полтава". К 1714 г. Россия имела свой парусный флот. ……………

Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль "Лесное" (1718г.).

При Петре Iр.были введены следующие суда:

Корабли - длиной 40-55 м., трехмачтовыеас 44-90 пушками;

Фрегаты - длиной до 35 м., трехмачтовые с 28-44 пушками;

Шнявы - длиной 25-35 м. , двухмачтовые с 10-18 пушками;

Пармы, буера, флейты и др. длиной до 30 м.

В 1782 г. было построено "водоходное судно" Кулибина. В начале 19 в. удачную "машину" с использованием дляптяги лошадей изобрел мастер Дурбажев.ьььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььь

Первый рейсовый пароход нап.линии Петербург-Кронштадт был построен в 1815 г. На дошедшем до нас видно, что труба его кирпичная. На более позднем рисунке труба железная.бббббьььььььььььььььььььььььь

В 1830 г. в Петербурге было спущено на воду грузопассажирское судно "Нева", имевшее кроме двух паровых машин еще и парусное вооружение. В 1838 г. в Петербурге прошел испытания на Неве первый в мире электроход. В 1848 г. Амосовп.построил первый в Россииавинтовой фрегат "Архимед".

Особенно бурно стало развиваться пароходство на Волге и других реках после отмены крепостного права в 1861 г. ююююююююююююююююю

Главнымр.судостроительным предприятием стал основанный в 1849 г. Сормовский завод. Здесь были построены первые в России железные баржи и первый товаропассажирский пароход. Первоеав мире применение двигателя Дизеля на речных судах былор.осуществлено также в России в 1903 г.

Во второй половине 19 в. на смену деревянным кораблям пришли железные. Любопытно, что в России первымип.военными металлическими кораблями оказались две подводные лодки в 1834 г.

В 1835 г. было построено полуподводноеасудно "Отважный". Оно погружалось ниже уровня моря оставляя над водой толькор.дымовую трубу. В начале 19 в. на судах появились паровые машины, а использование сначала кованного железа, а затем прокатной стали в качестве конструкционного материала прип.постройке судов привело в 1850-60 гг. к революции в судостроении.

Переход к строительству железных судовапотребовал введения нового технологического процесса и полного преобразования заводов.

В 1864 г.и.была построена первая в России броненосная плавучая батарея. В 1870 г.п.в составе Балтийского флота было уже 23 броненосных корабля. В 1872 г.о. построен броненосец "Петр Великий" - один из сильнейших кораблей в мире по тем временам.

Для Черноморского флота А. Поповаразработал проект броненосца береговой обороны Новгород в 1871г.

В 1877 г. Макаровыми былир.сконструированы первые торпедные катера в мире. В том же году был спущенапервый в мире мореходный миноносецр."Взрыв".

Русскоер.транспортное судостроение конца 19 в. значительно отставало от военного. В 1864 г. было построено первоеаледокольное судно "пайлот". ооо

В 1899 г. построенпрледокол "Ермак" (плавал до 1964 г.). ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии

I.2. Современные конструкторы, прославившие Россию

Широко известны достижения отечественных ученых и конструкторов в области судостроения. В середине ХIХ века воавсем мире начинается переход от строительства деревянных парусных судов к паровым судам, появляются корабли, изготовленные из металла. Отечественный Военно-морской флот становится броненосным.ооооооооооооооооооооооооооооо

История оставила нам имена наиболее известных кораблестроителей, опережавших свое время. Особенно интересна судьба Петра Акиндиновича Титова, ставшего главным инженеромакрупнейшего судостроительного общества и не имевшего при этом даже свидетельства об окончании сельской школы. Знаменитый советскийакораблестроитель академик А.Н. Крылов считал себя учеником Титова.рррррррррррррррр

В 1834 году, когда флот не имел ни одного металлического корабля, на Александровском литейном заводеабыла построена подводная лодка, сделанная из металла. Ее вооружение состояло из шеста с гарпуном, пороховой мины и четырех пусковых установок для запуска ракет.

В 1904 году по проекту И.Г. Бубнова - знаменитого строителя линейных кораблей - была начата постройка подводных лодок. Созданные нашими мастерами лодки "Акула" и "Барс" оказалисьаболее совершенными, чем подводные суда всех воевавших в Первуюпмировую войну стран.

Важную роль в совершенствовании отечественного подводного флота сыграл советский конструктор-кораблестроитель иаизобретатель доктор технических наук, академик АН СССР Сергей Никитич Ковалев (1919). С 1955 года он работал главным конструкторомаЛенинградского центрального конструкторского бюро "Рубин". Ковалев - автор свыше 100 научных трудов и многих изобретений. Под егорруководством были созданы атомные подводные лодки-ракетоносцы, известные за рубежом под шифром "Янки", "Дельта" и "Тайфун".

Русский флот намного опередил иностранные флоты в развитии минного оружия. Эффективныеамины были разработаны нашими соотечественниками И.И. Фицтумом, П.Л. Шиллингом, Б.С. Якобсоном, Н.Н. Азаровым. Противолодочнуюрглубинную бомбу создал наш ученый Б.Ю. Аверкиев.ррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

В 1913 году русский конструктор Д.П. Григорович построил первый в мире гидросамолет. С тех пор в отечественном Военно-морском флоте велись работы по оборудованию судов в качествеаносителей корабельной авиации. Созданные на Черномрморе авиатранспорты, которые могли принимать до семи гидросамолетов, участвовали в боевых действиях в годы Первой мировой войны. тттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт

Ярким представителем отечественных конструкторов-кораблестроителей является Борис Израилевич Купенский (1916-1982). Он был главным конструктором сторожевых кораблей типа "Горностай" (1954-1958), первых в советском Военно-морском флоте противолодочных кораблей с зенитно-ракетными комплексами иагазотурбинной всережимной энергетической установкой (1962-1967), первого в ВМФ СССР боевого надводного корабля с ядерной энергетической установкой и головного в серии атомных ракетных крейсеров "Киров" (1968-1982) с мощным ударным и зенитным вооружением, практически неограниченной дальностью плавания. ооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

лллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллл

I.3. Принцип работы корабля

Трюмная часть корабля вытесняет массу воды, равную ее собственной массе. Пытаясь вернуться на свое место, вытесненная водаатолкает корабль вверх. ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

Установленные под углом лопасти корабельного винта, вращаясь, создают усилие, толкающее винт и соответственно корабль вперед. На некоторых современных скоростных паромахаиспользуется водоструйный движитель; морская водаазасасывается в него, а затем выпускается высокоскоростной струей. пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

Руль, подвешенный на шарнирах на корме судна, соединяется со штурвалом или румпелем. Если рулевойаотводит румпель влево, руль и корма двигаются вправо. Если необходимо сделать поворот вправо, он отводит румпель влево. рррррррррррррррррррррррррррррррр

В эпоху парусных судов была разработана такая установка парусов, которая позволяла двигаться против ветра. Делаяаповороты в разные стороны (идя галсами), корабль продвигался вперед, даже когда не было попутного ветра. пппппппппппппппппппппппппппппп

Выводы по главе I

В этой главе мы подобрали и изучили литературу по данной теме. Мы нашли информацию о первых средствах передвижения по воде, истории кораблестроении, узнали о современных конструкторах, прославивших Россию и об основных принципах работы корабля.

Узнали, что судостроение одна изадревнейших отраслей промышленности. Начало его отделено от нас десятком тысячелетий.

История кораблестроения начинается от появления первых плотов и лодок, выдолбленных из целого деревянного ствола, до современных красавцев-лайнеров и ракетных кораблей, уходит своими корнями в глубокую древность. Она столь же многогранна и насчитывает столько же веков, как и сама история человечества.

Главным стимулом возникновения мореплавания, равно как и связанного с ним кораблестроения, явилосьаразвитие торговли между народами, разделенными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью весел, лишь изредка используя в качестве вспомогательной силы - парус. Затем, приблизительно в X - XI веках, наряду с гребными судами появились чисто парусные суда.

Судостроительная промышленность, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства и обладая научно-техническими и производственным потенциалом, оказывает решающее влияние на многие другие смежные отрасли и на экономику страны вацелом, а также на её обороноспособность и политическое положение в мире. Именно состояние судостроения является показателем научно-технического уровня страны и её военно-промышленного потенциала,ваккумулируя в своей продукции достижения металлургии, машиностроения, электроники и новейших технологий.

Мы задались вопросом, почему огромные суда держатся на воде и не тонут. Чтобы ответить на этот вопрос, мыапровели исследовательскую работу.

Глава II. Исследовательская работа

Изучив литературу, мы решили провести практическую работу с целью выяснить условия, при которых корабли не тонут. Исходя из этого, мы поставили перед собой следующие задачи:

    Провести анкетирование с целью выяснить, что знают о плавучести тел мои сверстники и проанализировать результаты;

    Провести серию опытов, позволяющих шаг за шагом выяснить условия, при которых тела плавают в воде;

    Попробовать изготовить кораблики (парусный и механический), учитывая свойства плавучести тел;

    Провести классный час на тему: «Почему не тонут корабли» с демонстрацией опытов, позволяющих выяснить условия, при которых тела плавают в воде.

II.1. Анкетирование учащихся пятых классов

Мы провели анкетирование с целью выяснить, что знают о плавучести тел мои сверстники. В этом опросе участвовали 37 человек. Ребятам мы задали один вопрос: «Почему не тонут корабли?» и предложили несколько вариантов ответов:

Материал;

Строение.

Результаты предложены в диаграмме (Приложение 1). Большинство ребят (20 (54%) из 37 опрошенных) считают, что особое строение корабля влияет на его плавучесть. Мы решили в этом разобраться практическим путём.

ррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

II.2. Проведение экспериментальных опытов

Опыт № 1. Влияет ли материал, из которого асделан корабль, на его плавучесть?

Поочередно погружаем в воду предметы, сделанные из дерева, стекла, пластмассы, металла. Мы увидели, чтоапредметы из стекла и металла утонули, а из дерева и пластмассы - нет (Приложение 2).

Все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек - молекул. Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу - обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну. А тела, в которыхамолекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшейпплотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды. У железа и стекла плотность больше плотности воды, и поэтому они утонули. Тела, плотностьакоторых меньше плотности воды, свободно плавают по её поверхности. Современные корабли сделаны из металла. рррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

Вывод: Плавучесть корабля неазависит от материала, из которого он изготовлен. Следовательно, гипотеза № 1 не верна.

Опыт № 2. Влияет ли форма на плавучесть корабля?

Мы взяли пластилин, погрузилиаего в воду и увидели, что он утонул. Мы решили придать пластилину форму корабля, погрузилиаего вновь в воду и увидели, что он не утонул, а поплыл! Волшебство свершилось - тонущий материал плавает на поверхности! (Приложение 2)

Вывод: Корабль не тонет, потому что онаимеет особую форму, следовательно, гипотеза № 2 верна. пппппппппппппппппппппппп

Опыт 3. Секреты строения.

Корабли строят так, чтобы они в воде нептонули. Даже полностью гружённое судно не тонет. Потому что его контроль-отметка - грузовая ватерлиния - всегда находится над водой. Днище корабля специально делают такой формы, что когда корабль наклоняется вбок, онаволей - неволей стремится опять выпрямиться. Палубы на корабле закрывают его нутро как хорошие крышки. Поэтому вода не попадает в него, иадаже в самый сильный шторм корабль не становится заметно тяжелее. Конечно, если надежно задраены палубные люки. ппппппппппппппппппппппппппппппппп

У меня остался последний вопрос - почему под воздействием волн суда не переворачиваются? ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

Я вспомнил, как у моего братишки любимой игрушкой была Неваляшка. Я решил использовать пустуюапластиковую бутылку. В воде она плавала. Тогда я наполнил дно монетами, и бутылка встала…..(Приложение 2)

Вывод: Центр тяжести - ниже основной части бутылки, и поэтому при любой качке корабль не перевернётся.

Опыт № 4. Влияние воздуха на плавучесть корабля.

Мы взяли два воздушных шарика, один из которых надули, и погрузили их в воду. Вода попалаавнутрь не надутого шарика, и он начал постепенно погружаться в воду. Надутый шарик не тонет, даже если надавить на него сверху рукой. (Приложение 2)

Вывод : Корабль не тонет, потому что воздухавнутри него держит его на плаву, следовательно, гипотеза № 3 верна. пппппппппппппппппппп

Оказывается, когда- то давно древнегреческийаучёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, которыйаизвестен сейчас как Закон Архимеда. Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из таза, действовала сила Архимеда, которая выталкивала шарик на поверхность.

Таким образом, атело не утонет, если архимедова сила равна или больше веса тела. Железные суда проектируют и строят с таким расчётом, чтобы при погружении они вытесняли огромное количество воды, вес которой равен их весу в загруженном состоянии (это называется водоизмещением корабля). В этом случае на них будет действовать выталкивающая архимедова сила соответствующей величины. Вот одна из причин, почему корабли не тонут. Корабльавнутри имеет множество пустых, наполненных воздухом помещений и средняя его плотность значительно меньше плотности воды. Именно поэтому он держит корабль на поверхности воды и не даёт затонуть. И корабль, даже с очень большим на борту грузом будет плыть по водам морей и океанов. ппппппппппппппппппппп

Таким образом, корабли не тонут потому что на них действует сила, действие которой впервые описаладревнегреческий учёный Архимед. Согласно выводам Архимеда на всякое тело, погружённое в жидкость, постоянно действует выталкивающая сила и величина её равна весу вытесненной этим телом воды. Если эта архимедова сила больше или равна весу тела, то оно не утонет. ааааааааааааааааааааааааааааааааааа

Если железка не имеет ни одной дырочки, куда бы попал воздух, то она сразу же потонет в воде… А если смастерить кораблик по всем правилам науки — он спокойно будет держаться на плаву. пппппппппппппппппп

эээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээ

II.3. Изготовление корабликов (парусного и механического)

Мы решили смастерить свои кораблики, придерживаясь основных правил, выведенных из опытов. В результате мы смастерили парусный кораблик и механический. Для этого мы взяли древесный брусок, разметили на нем формы будущих кораблей, приаэтом мы придерживались строгой симметрии и точных расчетов, чтобы края наших кораблей были максимально ровными и одинаковымипотносительно боковых сторон. С помощью напильников мы выпилили форму и получили две заготовки. Парусный кораблик мы покрыли лаком, с помощью дрели сделали небольшие дырочки, чтобы укрепить мачту и паруса, сделали борта. Позже мы укрепили мачту и повесили на них паруса. Уамеханического кораблика мы установили моторчик, с помощью напильника сделали мачту у корабля, покрыли нашу заготовку гуашевой краской, раскрасили (Приложение 3). Из проведенных нами опытов над корабликами, мы увидели, что они не тонут и не наклоняются на бока, плывут ровно и плавно. (Приложение 4). После того, как мы провели серию опытов, позволяющих шаг за шагом выяснить условия, при которых тела плавают в воде, изготовили сами кораблики, мы провести классный час на тему: «Почему не тонут корабли», где познакомили ребят с основными правилами конструирования кораблей (Приложение 5).

Выводы по главе II

Таким образом, мы провели исследовательскую работу с целью выяснить условия, при которых корабли не тонут. Исходя из этого, нами было проведено анкетирование среди учащихся пятых классов с целью выяснить, что знают о плавучести тел мои сверстники. Оказалось, что 54% опрошенных считают, что особое строение корабля влияет на его плавучесть. Мы решили в этом разобраться практическим путём. С этой целью мы провели ряд опытов, где выяснилось, что плавучесть корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен, корабль не тонет, потому что он имеет особую форму. Мы вывели главный вывод - корабли не тонут потому что на них действует сила, действие которой впервые описал древнегреческий учёный Архимед. Согласно выводамаАрхимеда на всякое тело, погружённое в жидкость, постоянно действует выталкивающая сила и величина её равна весу вытесненной этим телом воды. Если эта архимедова сила больше или равна весу тела, то оно не утонет. Мы изготовили кораблики (парусный и механический) и убедились, что если учитывать свойства плавучести тел, кораблик не потонет. Весь свой практическийавывод мы презентовали на классном часу, где еще раз показали ребятам опыты, доказывающие свойства плавучести тел и продемонстрировали сделанные нами кораблики.

ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Заключение

Исходя из основной цели нашей работы - выяснить причины, позволяющие кораблям не тонуть и не переворачиваться, мы:

1. Подобрали и изучили литературу по данной теме.

Мы узнали о первых средствах передвижения по воде, истории кораблестроении, узнали о современных конструкторах, прославивших Россию и об основных принципах работы корабля.

2. Провели анкетирование с целью выяснить, что знают о плавучести тел мои сверстники и проанализировали результаты;

3. Провели серию опытов, позволяющих шаг за шагом выяснить условия, при которых тела плавают в воде;

4. Изготовили кораблики (парусный и механический), учитывая свойства плавучести тел;

5. Провели классный час на тему: «Почему не тонут корабли» с демонстрацией опытов, позволяющих выяснить условия, при которых тела плавают в воде.

Мы нашли ответ на свой вопрос “Почему корабли не тонут?”. Первая гипотеза наша не подтвердилась, вторая и третья подтвердились, но мы узнали много нового про кораблестроение, про свойства воды, про закон Архимеда.

Конечно, есть еще много того, что мы не понимаем, например, физические понятия, законы, формулы, но думаем, в старших классах мы сможем разобраться в этих вопросах подробнее.

Судостроительная промышленность, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства и обладая научно-техническими и производственным потенциалом, оказывает решающее влияние на многие другие смежные отрасли и на экономикуастраны в целом, а также на её обороноспособность и политическое положение в мире. Именно состояние судостроения является показателем научно-технического уровня страны и её военно-промышленного потенциала, аккумулируя в своей продукции достижения металлургии, машиностроения, электроники и новейших технологий.

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааСписок литературы

1. Большая книга экспериментов для школьников/Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И.Мотылевой. - М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2012. -

2. Самолёты. Автомобили. Корабли. /авт. текста Николас Харрис; ил. Питера Денниса; [пер. с англ. А. В.аБанкрашкова]. - Москва: Астрель, 2013.

3. Энциклопедический словарь юного физика. М.: Педагогика Пресс, 2005

4. Юный исследователь. М.: "РОСМЭН",2015

5. Ушаков С. З. Плавание тел / С. З. Ушаков: детскаяаэнциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». - Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 1961.

6. citaty.su kratkaya-biografiya-arximeda/

7. http://ru.wikipedia.org

8. http://dreamworlds.ru

9. http://planeta.rambler.ru

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

Тезаурус

Атомныйракетныйкрейсер — подкласс ракетных крейсеров, отличающийся от других кораблей этого класса, наличием ядерной энергетической установки (ЯЭУ). Первыеаатомные крейсера появились в 1960-х годах. В связи со значительной сложностью и крайне высокой стоимостью они имелись лишь в ВМС сверхдержав — США и СССР. В настоящий момент атомные ракетные крейсера эксплуатируются только ВМФ России.

Бриг (англ. brig) — двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с однимакосым гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем

Броненосец — тяжёлый артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море.

Канонерская лодка (от нем. Kanonenboot) — класс небольших боевых кораблей с мощным артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней.

Карбас - оснащался двумя мачтами, несущими прямые рейковые или шпринтовые паруса.

Корвет — класс военных кораблей.

Крейсер — (нидерл. kruiser, мн. ч. крейсера́ или кре́йсеры, от kruisen — крейсировать, плавать по определенному маршруту) — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморскихафлангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие. Со второй половины XX века тенденция к укрупнению боевых соединений для обеспечения защиты от авиации противника и специализация судов для выполнения конкретных задач привела к практическому исчезновению кораблей общего назначения, какими являются крейсера, из флотов многих стран. Только военно-морские силы США, России и Перу используют их в настоящее время.

Ледокол — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.

Линейный корабль — парусное деревянное военное судно, водоизмещением от 1 до 6 тысяч тонн, имевшее 2-3 ряда пушек в бортах.

Монитор — класс низкобортныхаброненосных артиллерийских кораблей, преимущественно прибрежного действия.

Миноносец — надводный мореходный корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого является торпедное.

Пакеботы — (от нем. Pack — тюк и Boot — лодка или через нидерл. раkkеt-bооt) — двухмачтовое судно, сапомощью которого перевозили почту и пассажиров в некоторых странах в XVIII—XIX веках. В XIX веке использовались также паровые пакетботы

Пароходофрегат — фрегат, имевший кроме парусного вооружения паровой двигатель и гребные колёса в качестве движителя.

Парусный корабль — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребныеасуда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.

Подводная лодка — класс кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Основное вооружение подводных сил военно-морского флота (сил) вооружённых сил многих государств мира. Важнейшее тактическоеасвойство подводной лодки — скрытность.

Поморская лодья - имела три мачты, несушие по прямому парусу.

Противолодочный крейсер — разновидность противолодочных кораблей, специализированных для несения противолодочных вертолётов.

Раньшина - судно, где корпус в подводной части имел яйцевидную форму.

Торпедный катер — класс быстроходных маломерных боевых кораблей, основным оружием которых является торпеда.

По разным источникам, торпедные катера ведут начало или от изобретения морских мин вообще, или от самодвижущихсяамин, позднее названных торпедами (с появлением мины встает вопрос о ее применении, а значит, и носителе).

Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения.

Трёхмачтовый военный корабль XVII—XIX вв. с прямым парусным вооружением и 18 — 30 орудиями на верхней палубе, использовался для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение 460 тонн и больше. С 40-х гг. XIX в. появились колёсные, а позднее —апарусно-винтовые корветы.

Фрегат — военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами. Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался как для дальней разведки, то есть действий в интересах линейногоафлота, так и крейсерской службы — самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью защиты торговли или захвата и уничтожения торговых судов противника.

Шитик - плоскодонное судно с навесным рулем, оснащенное мачтой с прямым парусом и веслами.

Эскортный корабль специальной постройки, появившийся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. Водоизмещение 500—1600 тонн, скорость 16—20 узлов (30—37 км/ч). Вооружение: артиллерийские установки калибра 76—102 мм и зенитные автоматы калибра 20—40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы, оборудованы радиолокационными и гидроакустическимиасредствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия оснащаются ракетными установками.

Приложение 1

Анкетирование учащихся пятых классов