Микены Mykenes. Микены - древний город

  • ДАТА: XII-XIV века до н. э.
  • СТИЛЬ: Микенский
  • МАТЕРИАЛЫ: Камень
  • ПОСТРОЕН: по приказу критских правителей
  • Легендарный дворец-крепость Агамемнона и Клитемнестры, история которых много раз становилась сюжетом для великих произведений древнегреческой литературы

Гомер в своих эпических поэмах «Илиаде» и «Одиссее» описал Микены, легендарную горную твердыню царя Агамемнона, как «несокрушимую цитадель, бога-тую золотом», И Гомер, и Эсхил в своей «Орестее» называли Микены местом кровавой расправы, где смертных карают боги. Агамемнон был предводителем войска во время Троянской войны. Потом, чтобы боги даровали попутный ветер, и военный флот мог двигаться, он принес в жертву свою дочь Ифигению. Царь вернулся с победой, но его жена Клитемнестра с любовником Эгистом убила его прямо в купальне. Убийцам отомстил Орест, сын Агамемнона, и они приняли свою смерть от его руки.

Мифы и реальность

Из всех археологических достопримечательностей Греции, у которых есть мифическое прошлое, Микены ближе всего к греческим легендам. Особенно если считать, что в легендах сплетаются истории из разных времен. Микены расположены на скалистых холмах над Аргосской долиной, рядом с главной дорогой между городами Коринф и Аргос. Крепостные стены и большинство зданий были построены в 1380- 1190 годах до н. э., хотя на этом месте еще с глубокой древности, с XVI века до н. э„ были поселения правителей. В наши дни цитадель лежит в руинах, но даже сейчас можно вообразить себе ее потрясающее великолепие и поразиться архитектурным достижениям микенской цивилизации.

Знаменитые Львиные ворота – главный ритуальный вход в крепость, где жила элита. В основном город располагался перед ними. Чтобы подчеркнуть великолепие ворот, каменную кладку там обработали лучше, чем в других местах, и над воротами установили удивительный каменный рельеф. Два мускулистых и, увы, уже безголовых льва на этом рельефе стоят по бокам колонны.

За стенами цитадели

Прямо за стенами цитадели находится кладбище правителей, обнесенное стеной по кругу. В этих гробницах немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил одну из самых великолепных археологических находок – множество прекрасных кинжалов из бронзы, чаш и кубков, тиар и цепей из золота филигранной работы и удивительную золотую посмертную маску. Шлиман тогда воскликнул: «Я взглянул в лицо Агамемнона!» Хотя последующие исследования показали, что гробницы появились за 300 лет до Троянской войны, все равно нельзя усомниться в богатстве и величии микенской цивилизации.

За стенами крепости, под холмом, расположена так называемая Сокровищница Атрея, прекрасный пример микенского каменного “мавзолея-улья”

От гробниц лестницы ведут прямо к царскому дворцу на вершине холма, границы стен его до сих пор заметны. В центре – двор, оттуда можно попасть в мегарон, большой зал для приемов, с традиционным круглым очагом. Стены этого зала когда-то были покрыты яркой росписью. Еще во дворце был тронный зал и много маленьких комнат. На востоке – Дом с колон-нами, величественное здание, двор которого с трех сторон окружают колонны. Tакже частично сохранилась лестница, когда-то она вела на второй этаж.

У восточной стороны крепости был потаенный источник с водохранилищем, он залегал под землей, к нему спускалась винтовая лестница. Водохранилище построили в XII веке для того, чтобы люди в крепости могли выдерживать долгую осаду. Осаждали крепость, скорее всего, враждебные микенские пари или захватчики-дорийцы с севера. К 1100 году до н. э. когда-то процветающее поселение уже было заброшено.

Микены – древний город, упомянутый во многих греческих легендах. Он был родиной знаменитого Агамемнона, одержавшего победу над неприступной Троей. Здесь же жили многочисленные персонажи произведений античных поэтов и мифические герои. Город являлся крупнейшим культурным центром. Он даже дал название целой эпохе, названной «микенской цивилизацией». Микены отличались огромным богатством, следы которого были обнаружены при археологических раскопках несколько веков спустя.

Микены в мифологии

Согласно мифам Древней Греции, город построил сын Данаи и Зевса Персей. Именно ему принадлежит победа над ужасной Медузой Горгоной. Для защиты города могучие циклопы установили крепостную стену длиной 900 м. Она изготовлена из огромных каменных плит. Их высота местами достигает 7,5 м, а вес равен 10 тоннам. Никакому человеку не под силу выполнить такую работу.

Управление Микенами от Персея перешло к его потомкам, которые несколько поколений поддерживали процветание города. Постепенно власть перешла к династии Атрея, что не приуменьшило влияния города.

Схема древнего города

Агамемнон – достойный правитель и наследник династии – сумел собрать войско и в длительной борьбе победил Трою. Однако в это время произошли трагические события, имевшие влияние на всю его жизнь. Они описаны в мифах и произведениях поэтов.

Во время похода попутные ветры прекратились и дальнейшее продвижение было под вопросом. По велению Оракула, Агамемнон принес в жертву богам собственную дочь. Жертва была не напрасной, боги помогли Агамемнону одержать победу, но разбили сердце матери девушки и жене царя. Вернувшись домой лишь через 10 лет, царь застал свою жену Климнестру убитой горем. Она не простила мужа и вступив в сговор со своим любовником, убила его в ванной. Спустя почти три тысячелетия греки продолжают называть женщин-мужеубийц именем древней царицы.

Микены в истории Греции

Микены являлись крупнейшим городом всего Эгейского побережья и древней Эллады. К сожалению, сохранилось очень мало документальных подтверждений с того периода. Большинство информации приходится черпать из археологических находок и поэтических работ Гомера, Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Историки предполагают, что основан город был в 2000 г. до н.э. За свою историю ему пришлось дважды пережить расцвет и упадок. Первый период приходится на доантичную эпоху и завершается во время извержения вулкана на острове Санторини.












Во второй расцвет Микены стали наибольшим городом нынешней Европы, которому принадлежали практически все земли Пелопоннеса. Здесь же располагалась резиденция правителей. К началу христианской эпохи роль Микен значительно уменьшилась, а полное запустение настигло его ко II в. уже нашей эры.

Описание и достопримечательности

Благодаря работе археологов XIX в. удалось обнаружить древний город и изучить его историю. Настоящую революцию в изучении Микен совершил Генрих Шлиман – бизнесмен и археолог-любитель, одержимый идеей найти великую Трою. Во время раскопок было обнаружено множество предметов быта и глиняных табличек, а также драгоценностей, включая золотую маску Агамемнона.

Внутри крепостных стен, местами достигавших 17 м в толщину, обустраивали галереи и казематы. От основания холма к крепости проходили многочисленные тропинки для жителей окрестностей. Знатные особы добирались в город по мощеной дороге. Главными воротами города были Львиные ворота, сделанные из трех обтесанных глыб и украшенные фигурами львиц.

В центральной части Микен находились помещения для царя и царицы (мегароны). Это просторные залы с троном для владыки. На полу и стенах до наших дней сохранились элементы прекрасных фресок и остатки очага в центральной части. Здесь проходили все важные собрания и суды. Среди других помещений уцелел красноватый пол ванной комнаты, где и был убит знаменитый Агамемнон.

Для хранения праха венценосных особ использовались усыпальницы в виде шахт. Наибольший интерес представляет сокровищница Атрея, к которой ведет коридор длиной 36 м. Сама же сокровищница имеет цилиндрическую форму и накрыта огромной монолитной плитой. Ученым до сих пор не понятно, как древние строители смогли установить плиту весом более 120 тонн.

Недалеко от гробниц можно увидеть остатки других строений, таких как дома Сфинкса, торговца маслом или виноторговца. Также на территории работает музей, в котором представлены ценные археологические находки.

Как добраться?

Чтобы добраться к руинам древнего города, следует приехать в небольшую деревушку Микинес, которая находится в 90 км от Афин. Экскурсионные автобусы регулярно отправляются в Микены со столичного терминала КТЕЛ Афинон. Посетить развалины можно самостоятельно, купив билет за 8 евро, но больше впечатлений оставит экскурсия в компании опытного гида, который поделится массой полезных и интересных фактов.

Рядом с деревней Микинес на полуострове . В прошлым являлся крупнейшим центром Микенской цивилизации, в настоящее же время это главнейшая достопримечательность периода античности. Датируется вторым тысячелетием до н. э. В письменных источниках впервые упоминается еще Гомером.

Согласно мифам, Микены были основаны Персеем, убийцей Медузы Горгоны. Здесь жили потомки Даная и переселившихся из Элиды амифаонидов. В 468 г. до н.э. город был уничтожен аргосцами. Руины включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году.

Достопримечательности

Остатки древнего города – это музей под открытым небом, который обнесен 900-метровой стеной, сложенной из огромных камней.

Главные достопримечательности Микен:

  • Львиные ворота, охранявшие вход в цитадель,
  • купольные гробницы (толосы),
  • мегароны царя и царицы,
  • королевское кладбище,
  • дворец Агамемнона,
  • гробница Агамемнона.

Посещение археологического парка платное. Единый билет стоит 8 евро (дети до 18 лет - бесплатно) и действует при посещении Микенского акрополя, «Сокровищницы Атрея» и Археологического музея.

В 7 км к югу от Микен находится Аргив-Эрейон (Иреон Аргивский), который является святилищем Геры. Открыт для посещения ежедневно, в сезон с 8:30 до 15:00. Вход бесплатный.

Видео

Как добраться до Микен

Древние руины находятся примерно в 90 км от города и рядом с городом Аргос. Добраться до Микен из Афин можно на автобусе, который отправляется с междугороднего автовокзала КТЕЛ Афинон. Ехать 2 ч, проезд стоит 12 евро.

Также можно доехать на такси из любой точки Пелопоннеса. К городу также организуются экскурсии.

Отели

Рядом с археологическим парком расположена деревня Микинес (в 2 км), где есть несколько отелей, в которых можно остановиться на ночь, а на утро отправиться на осмотр древнего города.

Побольше выбор жилья в городе Аргос, являющийся ближайшим к Микенам крупным населенным пунктом. Забронировать отели можно на

Микены находятся на холме между двумя горными возвышенностями. Крепость Агамемнона в Микенах лучше любого другого места в Греции заслуживает названия легендарной. Крепость обнаружил в 1874 году немецкий археолог Генрих Шлиман, открывший Трою. Шлиманом двигала простодушная вера в то, что здесь он обретёт свидетельства, подтверждающие правдивость гомеровского эпоса. Шлиман нашёл блистательно сделанные изделия из золота и необычные захоронения.

История и легенды про Микены (Греция)

Микенско-Аргосский регион относится к тем областям Греции, которые были обитаемы с древнейших времён, о чём свидетельствуют неолитические стоянки, появившиеся около 3000 года до нашей эры. Но с Микенской крепостью и драматическими событиями вокруг неё связаны три столетия конца 2-го тысячелетия до нашей эры – период примерно от 1550 до 1200 годов до нашей эры. Он назван Микенским, но термин подразумевает не только окрестности Микен, но всю цивилизацию бронзового века, процветавшую в то время на .

Миф, изложенный Гомером в «Илиаде» и «Одиссее» и Эсхилом в «Орестее», рассказывает об истории Микен. Микены заложил Персей, убивший медузу Горгону, но затем город попал в обагрённые кровью руки Атрея. Фиест соблазнил жену своего брата Атрея, и тот, чтобы отомстить, убил сыновей Фиеста и скормил их родному отцу. Не удивительно, что такое поведение прогневало богов. Дочь Фиеста Пелопия родила от отца сына, которого назвали Эгистом, который, повзрослев, убил Атрея и вернул престол Фиесту.

Проклятье богов пало на сына Атрея Агамемнона. Вернувшись в Микены с Троянской войны, во время которой он командовал греческими войсками за этот пост главнокомандующего он, отправляясь на войну, пожертвовал свой дочерью Ифигенией – Агамемнон был убит собственной женой Клитемнестрой и её любовником – тем самым Эгистом, который убил его отца Атрея. Трагический круг завершил сын Агамемнона Орест, убивший свою родную мать, то есть Клитемнестру, после чего его преследовали Эринии – до тех пор, пока Афина не выпросила у Эриний прощение злосчастному мстителю и не сняла с рода Атридов тяготевшее на нём проклятие.

То, что обнаружили в Микенах археологи, замечательно вписывается в легенду – по крайней мере, если понимать её как поэтический рассказ об истории междинастических распрей или – к чему склоняются в большинстве своём учёные – слияние нескольких рассказов, возникших в разные времена и о разных же временах повествующих. У строения, которое нашёл Шлиман, обнаружены черты, позволяющие думать, что оно использовалось примерно с 1950 года до нашей эры, но знавало два периода явного запустения: около 1200 и снова – около 1100 годов до нашей эры, после чего город, процветанию которого, казалось бы, ничто не мешало, и вовсе был оставлен обитателями.

Объяснить все эти события пока не удаётся, тем более что известная теория «дорийского нашествия» не может быть верной, но похоже, что закату Микен могла способствовать какая-нибудь масштабная война между соперничающими царствами. И ещё похоже, что высокое развитие цивилизации к XIII веку до нашей эры лишь ожесточало борьбу, а раскопки Трои подтвердили рассказ о разорении в 1240 году до нашей эры этого города войском, предводителем которого очень даже мог быть царь из Микен. Как раз в этот период в Микенской крепости строились новые мощные укрепления.


Войти в Микенскую крепость (лето: понедельник 12:30 19:30, вторник-воскресенье 8:00-19:30; зима: 8:30-17:00; 8 €) можно через знаменитые Львиные ворота. Большой интерес вызывают грандиозные стены, толщина которых местами достигает 6 метров и сложены они из камней огромных размеров. Стены называют «циклопическими»: эллины полагали, что соорудить подобное по силам лишь каким-то легендарным существам, например, циклопам – не смертным людям. Над воротами – резной рельеф изящной работы.

Микены в этот период находились на вершине своего могущества – город возглавлял конфедерацию городов Арголиды ( , Ассина, Гермиона – нынешний Эрмиони), господствовал на Пелопоннесе и властно распространял своё влияние на другие города, расположенные на побережье Эгейского моря. Столп, поддерживаемый двумя могучими львами, похоже, был своего рода гербом микенского царствующего дома – во всяком случае похожее изображение украшает найденную в крепости стелу.

Внутри стен справа Шлиман в результате раскопок обнаружил захоронения – Погребальный круг. Полагают, что здесь находятся останки Агамемнона и его приближённых, умерщвлённых после того, как они победоносно вернулись из Трои. Открыв одну из могил, Шлиман обнаружил в ней очень тщательно выполненную великолепную золотую маску и решил, что это Агамемнон: «Я взирал на лик Агамемнона!» – восклицал немец в восторженной телеграмме, отправленной им королю .

В самом деле, на какое-то время истинность гомеровых повествований показалась несомненной и неопровержимой. Но в действительности оказалось, что погребения совершались по крайней мере за три столетия до Троянской войны, хотя если Гомер соединил в своём эпосе несколько различных сказаний, появившихся в разное время, нет причин отвергать вероятность связи между маской и микенским царём, которого могли звать и Агамемноном. Сокровища (они теперь в ) несомненно царские – мало какие из археологических находок сравнимы с ними по своему богатству и пышности.

Шлиман считал просторный Южный дом за могильным кругом дворцом Агамемнона. Однако Царским дворцом скорее было более величественное здание, обнаруженное позднее во время раскопок недалеко от вершины акрополя. В XIII веке до нашей эры его перестроили, и получился впечатляющий, прекрасно отделанный архитектурный комплекс: хотя развалины доходят лишь до уровня земли, границы между отдельными помещениями угадываются достаточно легко.

Подобно всем микенским дворцам, и этот выстроен вокруг большого внутреннего двора: лестница на южной стороне вела, должно быть, через некую прихожую в большой прямоугольный тронный зал. На востоке через сдвоенный портик входили в мегарон большие приёмные покои с традиционным круглым очагом посередине. Считается, что небольшие отсеки в северной части дворца служили царскими покоями, а остатки алебастровой ванны, найденные в одной из этих комнат, наводят на зловещие подозрения – уж не здесь ли убивали Агамемнона?


Прогулка по земляным валам погружает в грёзы о событиях давно минувших дней. Потайная цистерна, которую зарыли там около 1225 года до нашей эры, напоминает о том, какую жизнь вели микенцы. Возможно, она помогала обороняющим крепость выдержать осаду извне. Ступени ведут вниз, к подземному источнику – и вы можете преодолеть этот путь до конца, только возьмите факел или, лучше, фонарик, и наденьте сапоги: на последнем вираже извилистого перехода капает вода. Неподалёку находится Дом колонн, сохранился фундамент лестницы, которая некогда вела наверх.

В самой крепости могла селиться только микенская правящая верхушка («элита»). Поэтому основная часть города расположена ниже, за пределами оборонительных стен, у дороги были найдены остатки домов, принадлежавших торговцам маслом и вином. Среди находок – таблички с линейным письмом, которые удалось прочесть: на таблицах написаны рецепты ароматизации оливкового масла пряностями.

Там же нашли немало глиняной посуды, внешний вид и обилие которой позволяет думать, что у древних микенцев существовали обширные торговые связи. Найденные таблички лишний раз свидетельствуют о высоком уровне микенской цивилизации: судя по расшифрованным текстам, навыки письменности имели не только правительственные писцы, трудившиеся в царских дворцах, как думали прежде. Возможно, рядом с крепостью находился процветающий зажиточный город.

Рядом с развалинами жилищ обнаружен ещё один Могильный круг, сооружение которого относят примерно к 1650 году до нашей эры. Возможно, эти захоронения оставила прежняя династия, соперничавшая с царями Погребального круга. Рядом два толоса – так назывались круглые погребальные камеры. Обнаруживший толосы Шлиман «опознал» их как могилы Эгиста и Клитемнестры. Первая, та, что ближе к Львиным воротам, сооружена около 1500 года до нашей эры и теперь обваливается – потому её огородили верёвками. Вторая – лет на двести моложе, иначе говоря, относится к временам Троянской войны, и к ней пока пускают.

В четырёхстах метрах по дороге от крепости находится толос, называемый Сокровищницей Атрея, или более официальное название – «Могилой Агамемнона» (тот же график, что у крепости; плата за вход включена в стоимость билета в крепость). Под этим куполом, видимо, в самом деле хоронили последних микенских царей.

Но зачем бы и для кого бы ни воздвигалось это напоминающее улей сооружение, оно бесспорно остаётся выдающимся памятником микенской эпохи. Войдя в толос через величественный пятнадцатиметровый туннель, вы окажетесь в слишком узком проходе, так называемом дромосе.

Сокровищница Атрея представляет собой монументальное сооружение исключительно совершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней двери покрыты рельефами и бронзовыми украшениями.


От современной деревни Микинес всего 2 километра до развилки автострады Коринф-Аргос и до железнодорожного вокзала в Фихти, но далеко не все поезда маршрута -Аргос останавливаются на станции Фихти.

Автобусы, едущие из в Аргос или , обычно высаживают желающих попасть в Микены пассажиров у Фихти (в кафе рядом с развилкой торгуют автобусными билетами), а не в деревне Микинес.

Её и античные Микены обслуживают переполненные автобусы, едущие из Нафплиона через Аргос. До античных Микен из центра Микинес два километра пути в гору, в сезон вам попадётся пара передвижных забегаловок и передвижная почта – в фургоне.

  • Проживание и питание в деревне Микинес (Греция)

Если собственным автомобилем вы не располагаете, то вам, быть может, захочется остановиться в деревне: Микинес днём заполнена туристами, но когда заканчивается рабочий день и автобусы с путешественниками уезжают, сразу же воцаряется тишина. На единственной улице селения есть гостиницы, названные именами Атридов, но можно и снять комнату. От обоих микинесских кемпингов (их два) до центра рукой подать, хотя они находятся на околице села.

Оба работают круглый год, хотя Camping Mykines меньше, но ближе к археологической площадке, чем Camping Atreus. Во всех нижеперечисленных гостиницах работают рестораны, рассчитывающие в основном на группы туристов, желающих ланча, поэтому не ждите от этих заведений чего-нибудь этакого. Захочется поесть, зайдите в Electro или King Menelaos, а то и просто Menelaos – вся троица устроилась на главной улице.

1). Отель Belle Helene – Своеобразная гостиница с хорошим рестораном – в том самом доме, где жил Шлиман, когда шли раскопки в Микенах. В книге гостей вы увидите автографы Вирджинии Вульф, Генри Мура, Сартра и Дебюсси;

2). Отель Rooms Dassis – Приятная, хорошая обстановка; гостиницей и турагентством владеет Марион Дассис, канадка, вышедшая замуж за одного из членов местного клана. Гостиница хороша для проживания групп, студентов и семей;

3). Отель Klytemnestra – Чистые, приятные, современные номера, управляют гостиницей греческие – или австралийские – хозяева;

4). Отель Le Petite Planete – Прекрасные виды и плавательный бассейн. Работает с апреля по октябрь. Местонахождение: недалеко от античных Микен.


Аргосский Герайон и античная Мидея в Греции

Мало посещаемый Аргосский Герайон (ежедневно 8:30-15:00; бесплатно) в микенские и классические времена считался важным святилищем, посвящённым Гере. Предание гласит, что именно здесь Агамемнона выбрали предводителем войска во время Троянской войны. От Микен до святилища 7 километров на юг, дорога идёт вдоль нового шоссе на Тиринф, по пути можно любоваться великолепными видами равнин, простирающихся до Аргоса.

Близ храма вы увидите несколько микенских погребений, но главное – храмовый комплекс (точнее, его остатки) над соединёнными меж собой террасами – построено в V веке до нашей эры. Уцелели также римские бани (термы) и палестра, а центральный фундамент храма по величине такой же, как у афинского Парфенона.

Если вы на машине, и едете по дороге Микены-Нафплион, то Герайон – прекрасный повод отвлечься, а если вы уже осмотрели Микены, то можно совершить прогулку к этому храму – из деревни Микинес вы дойдёте пешком за час с небольшим, только отыщите сначала старую тропу, ведущую из Микинеса на юго-восток – она идёт параллельно дороге на Айия-Триаду. Из деревни Хоникас можно уехать на автобусе в Аргос, но лучше всё-таки преодолеть 5 километров и добраться до селения Айия-Триада, которое связано с Нафплионом, и откуда транспорт ходит несколько чаще.

Античная Мидея находится между деревнями Мидея и Дендра. В микенскую эпоху античная Мидея была третьим укреплённым дворцом наряду с Микенами и Тиринфом. Раскопки обнаружили укрепления на площади около 2,5 гектаров, а также останки девочки – она, вероятно, погибла во время землетрясения, случившегося в XIII веке до нашей эры – и много ремёсленных орудий, но самая знаменитая находка, так называемая «кираса из Дендры» (бронзовые доспехи) – теперь в музее Нафплиона.

Вконтакте

III тысячелетие до н. э. в истории материковой Греции характеризуется всё большим распространением металлов. Раннеэлладские племена были уже знакомы с их обработкой: в Зигури (южнее Коринфа) найдено остриё бронзового кинжала, в Герее (Аркадия) - золотой предмет; серебро использовалось иногда для булавок. Захоронения того времени были обычно коллективные; они размещались в узких колодцеобралных и высеченных в скале могилах. Поселения, как правило, расположены на холмах. Нет никаких следов имущественного и социального расслоения этих племён. Только в районе Тиринфа в древнейших слоях вскрыт фундамент круглой большой постройки, которая, возможно, представляла собой хижину племенного вождя. Очевидно, раннеэлладские племена жили в условиях первобытно-общинного строя.

Около 2500 г. в Фессалии возникает так называемая культура Димини, родственная культурам придунайских племён, и в частности трипольской. Для неё характерны оборонительные стены, которые возводились вокруг поселений, и прямоугольный дом с мегароном(Мегароном называлась в более позднее-«гомеровское» время центральная комната в греческих домах. Она представляла собой прямоугольное помещение на столбах с отверстием в кровле).

Носители этой культуры, повидимому, являлись предками некоторых из греческих племён. Эта культура, сосуществовавшая с раннеэлладской, постепенно распространяется на юг вплоть до Крита.

Раннеэлладские племена говорили, очевидно, на языке, не принадлежавшем к числу индоевропейских. В древнегреческий язык вошло большое число слов с основами, оканчивающимися на -нт (-нф) и -се, отсутствующими в других индоевропейских языках. К этим словам наряду с такими географическими названиями, как Коринф, Тиринф, Олинф, принадлежат наименования многих растений: гиацинт, нарцисс, кипарис и многие другие. Повидимому, всё это является наследием в греческом языке, полученным от раннеэлладских, догреческих племён, населявших материковую Грецию в III тысячелетии до н. э. Раннеэлладские племена были родственны древнейшему населению Малой Азии, так как и здесь встречаются сходные географические названия. Образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены и в древнейших слоях Трои, а также на Крите.

Древние греки называли догреческое население страны пеласгами, карийцами или лелегами. Эти племена заселяли Эгеиду с периода неолита. Они, повидимому, не принадлежали к числу народов индоевропейской семьи языков.

Между 2200 и 2000 гг. до н. э. южная часть Балканского Среднеэлладскии полуострова подвергалась опустошительному нашествию. (XXI - XXII до н.э). Волна греческих племён (сами греки называли себя позже эллинами) хлынула в Эгеиду с севера. При раскопках во многих поселениях раннеэлладский слой отделён от последующих прослойкой пепла; другие раннеэлладские поселения были вообще покинуты своими жителями. Завоевателей принято называть миниями, так как характерные для них предметы (серая посуда) были найдены впервые в Орхомене в Беотии, где, согласно греческим преданиям, жили легендарные минии. Серая минийская посуда была сделана из хорошо размятой глины, которая после обжига приобретала темно- или светлосерый цвет. Минийскай серая керамика, современная упомянутой выше критской керамике типа камарес, датируется первыми веками II тысячелетия.

Начало среднеэлладского периода совпадает во времени с появлением хеттских племён в центральной и восточной части Малой Азии, говоривших на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье. Минии, повидимому, принесли с собой греческий язык.

Античные источники в общем довольно точно указывают границы расселения отдельных эллинских племён на протяжении почти всего II тысячелетия до н. э. вплоть до начала следующего вторжения - переселения дорийцев. Данные древних писателей подтверждаются изучением районов распространения различных греческих диалектов. Три основные группы греческих племён - ионийцы, ахейцы и эолийцы- расселились на территории материковой Греции: ионийцы жили в Аттике и в северовосточной части Пелопоннеса, ахейцы заняли почти весь Пелопоннес, эолийцы расположились в Фессалии и Средней Греции, за исключением Аттики. В течение почти всего II тысячелетия ахейские племена, жившие в наиболее плодородных районах и находившиеся ближе к древнейшим - догреческим центрам культуры (прежде всего к Криту), развивались значительно быстрее, чем другие греческие племена; они первыми создали классовое общество и государство и распространились по всей территории Эгеиды. Ахейцами, в частности, было создано и Микенское царство, сыгравшее важную роль в истории древнейшей Греции.

Племена среднеэлладской культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. В их селениях найдены пшеница, ячмень, просо, лук-порей, горох, бобы, чечевица и горшки с желудями, вероятно, употреблявшимися в пищу. Во многих минийских домах встречаются светильники, в которых горючим материалом служило оливковое масло. Обнаружены также кости быков, овец, коз и ослов, что свидетельствует о развитии скотоводства. Минии занимались и рыбной ловлей. В Филакопи, на острове Мелос, найдена ваза XVIII или XVII в. до н. э.,на которой изображена вереница идущих вдоль ручья людей, держащих в каждой руке по рыбе.

Мининская керамика, в отличие от раннеэлладских сосудов, делалась уже на гончарном круге. На протяжении пяти веков среднеэлладского периода керамика прошла значительный путь развития. Более поздняя минийская керамика, сосуществовавшая, впрочем, с серой, отличается жёлтым цветом, что, вероятно, было обусловлено усовершенствованием гончарных печей и повышением температуры обжига. На орнаментах жёлтой мининской посуды впервые заметно некоторое критское влияние. Глиняных сосудов в минийских домах встречается очень много; наряду с кухонной посудой грубой отделки при раскопках находят тонкостенные сосуды, громадные пифосы - сосуды для хранения продовольствия, изящные кубки; обнаружены также специальные сосуды для воды, вина, оливкового масла и т. д. Орнамент жёлтой минийской керамики среднеэлладского периода почти незаметно переходит в позднеэлладский.

Частые находки боевых бронзовых топоров, украшений из драгоценных металлов и, реже, металлической посуды свидетельствуют о значительном прогрессе в технике обработки металлов по сравнению с раннеэлладской культурой.

Минийские племена жили ещё в условиях первобытно-общинного строя. Захоронения их, известные в числе нескольких сот, производились в так называемых ящичных могилах. Тело покойника обычно в скорченном положении помещалось как бы в каменный ящик из известняковых плит; в могилы клалось мало инвентаря. Всё же, если судить по предметам домашнего обихода, уже намечаются некоторые различия в имущественном положении отдельных семей.

Позднеэлладский период (XVI - XII вв. до н. э.)

Позднеэлладский период продолжался примерно с 1600 по 1100 г. до н. э. В истории материковой Греции это время называется также микенским, по имени главного центра культуры того периода - Микен. Количество археологических памятников очень велико. Наиболее выдающиеся памятники происходят из пелопоннесских центров этой культуры: Микен, Тиринфа и Пилоса. Однако позднеэлладские предметы находят в больших количествах во всём Восточном Средиземноморье, вплоть до Египта и Угарита (Финикия). Крупные центры микенской культуры характеризуются монументальными архитектурными сооружениями (дворцы, крепостные стены, громадные гробницы), большим количеством драгоценных металлов, высокохудожественными ремесленными изделиями, многими вещами, привезёнными из стран Востока и даже Прибалтики (янтарь). Но основная масса поселений - а их раскопано не менее сотни - по своему инвентарю и, следовательно, образу жизни обитателей не многим отличается от тех же поселений предшествующего периода. Зато в главных центрах микенской культуры, в частности в самих Микенах, заметна постоянная, иногда изумительно быстрая эволюция материальной культуры.

Наиболее показательно для этого времени изменение в формах захоронений; на протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Ямные могилы представляют собой овальные или прямоугольные углубления в земле, обычно скалистой; на тело покойника клали глиняные миски; эти захоронения характерны для ранне- и среднеэлладского времени, но встречаются и в поздний период.

Одновременными ямным погребениям являются и описанные выше ящичные могилы. Инвентарь обеих этих групп могил исключительно беден, что, возможно, объясняется низким уровнем развития производительных сил в ранний периоды, а для последующего времени также и тем, что в таких могилах хоронили простых людей.

Следующим, наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3-4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений. Инвентарь этих гробниц поражает обилием изделий из золота. В них также найдено много изделий из бронзы и серебра. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйпа и другие явно привозные предметы. Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минийская керамика. Расположены гробницы среди среднеэлладских могил. Очевидно, это были захоронения правителей.

Четвёртым видом погребений являются камерные гробницы, строившиеся внутри холмов. Вход в погребальную камеру вёл через открытый коридор-дромос. Камеры представляют собой семейные склепы. Их инвентарь состоит из оружия, орудий производства, украшений, предметов домашнего обихода и т. д. Такие гробницы были обнаружены не только в Микенах, но и на всей территории распространения микенской культуры. Эти гробницы считают усыпальницами аристократических семей.

Последняя группа погребальных сооружений - купольные гробницы позднеэлладского периода, являющиеся большими (диаметром до 14 м) сооружениями каменной кладки; высота их примерно равна диаметру основания. В архитектурном отношении эти гробницы являются дальнейшим развитием камерных гробниц; они также снабжены дромосом. Таких гробниц обнаружено несколько десятков, в том числе 9 в районе Микен. Большинство этих гробниц было разграблено ещё в древности, однако сложность их сооружения и сохранившийся в некоторых гробницах инвентарь дают право считать их местами погребения царей, которых условно называют царями «династии купольных гробниц».

Микены

Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути между Коринфом и Аргосом. Микенский холм был заселён с начала III тысячелетия. Благодаря удобному положению в центре небольшой, но плодородной равнины, наличию водного источника - Персей и, наконец, недоступности холма для противника поселение постепенно расширялось. В среднеэлладский период была сооружена оборонительная стена вокруг вершины холма и построены дома на соседних возвышенностях. У западного склона вершины холма было расположено кладбище, на котором находились шахтовые гробницы.

В период, когда сооружались шахтовые гробницы, микенское общество переживало подъём. Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование - явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далёкими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах даёт основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития. Все археологические данные свидетельствуют о местных корнях микенской культуры.

В начале XV в. до н. э. в Микенах, повидимому, пришла к власти упоминавшаяся выше «династия купольных гробниц», продержавшаяся по крайней мере до 1300 г. до н. э. В это время наиболее ощутимо влияние критского искусства. Как говорилось ранее, из расшифровки линейного письма Б неизбежно следует, что именно в это время ахейцы завоевали Кносс. Победители, несомненно, вывезли на родину не только много предметов критского искусства, но, возможно, и критских ремесленников. В это же время значительно расширяются связи Микон с другими странами. В Эль-Амарне (Египет), например, найдено 19 микенских ваз - видимо, подарок фараону Эхнатону. Большое количество микеискои керамики найдено в Трос и Милете (западное побережье Малой Азии), на острове Кипр и даже в Угарите (Финикия).

В XIV в. до н. э. в Микенах наблюдается значительное строительство. Расширяется и укрепляется Микенский акрополь (кремль), строятся циклопические стены с так называемыми Львиными воротами. На вершине холма возводится новый дворец с мегароном, тронным залом, святилищем. Стены дворца расписываются высокохудожественными фресками. Каменной оградой в это время были обнесены и шахтовые гробницы. Много новых домов, раскапываемых в настоящее время, было построено на прилежащих холмах. В искусстве заметна борьба против критского влияния; критские цветочные и морские мотивы становятся всё более условными и, наконец, уступают место линейному орнаменту со многими лентами и спиралями.

К этому времени относится создание сети дорог, связывающих Микены с Арголидским и Коринфским заливами. Сохранившиеся до настоящего времени остатки мостов,насыпей из булыжника и т. д. показывают, что все эти дорожные сооружения были построены по единому плану. Наличие развитой дорожной сети свидетельствует о том, что Микены в это время были столицей какого-то небольшого, централизованного государства. Находки микенской керамики вне материковой Греции становятся, можно сказать, массовым явлением. Особенно много такого рода находок сделано на островах Эгейского моря и в южной части Малой Азии. Микенского типа купольная гробница найдена в Колофоне (малоазийское побережье). Это было время наибольшего расцвета и распространения микенской культуры.

В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, повидимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей. Одновременно перестраиваются и оборонительные сооружения Тиринфа. В XIII в. до н. э. прекращаются связи с Египтом.

Исходя из подсчётов античных авторов, войну ахейцев, возглавлявшихся царём Микен Агамемноном, против Трои, описанную в греческом эпосе-«Илиаде»,следует датировать началом XII в. (1194-1184 гг. до н. э.). Археологические данные свидетельствуют о том, что в эти годы ахейцы находились в связи с северо-западным побережьем Малой Азии и что Троя примерно в это время подверглась разрушению. «Илиада» в поэтической форме отразила, повидимому, действительно имевшее место военное столкновение между ахейцами и троянцами.

Другие центры микенской культуры

Сооружения, аналогичные микенским, были найдены в Тиринфе, Пилосе, Фивах и некоторых других местах. Раскопанный ещё в прошлом веке Тиринфский дворец находился на расстоянии около 15 км от Микен. Он так же был построен на крутом холме и окружён почти неприступными стенами. Внутренняя планировка этого дворца аналогична микенской. И здесь имеется мегарон, а стены покрыты фресками в микенском стиле.

Несколько позже был построен дворец в Пилосе (Мессения). Недалеко от Пилоса находится купольная гробница. В верхних слоях Пилосского дворца ещё при начале раскопок было найдено множество хозяйственных документов - глиняных табличек со знаками линейного письма Б. Пилосский дворец сгорел или был сожжён в начале XII в. до н. э.


Следы микенской культуры обнаружены и в Лаконике (юго-восточная часть Пелопоннеса). Главным её центром в позднеэлладский период были Амиклы; кладбище местных правителей находилось вблизи современной деревни Вафио. В гробницах было найдено большое количество предметов искусства, в том числе два прекрасных золотых кубка. В Центральной Греции более крупные поселения были открыты в Фивах, Афинах и ряде других мест. К концу позднеэлладского периода относятся следы ирригационных сооружений на Копаидском озере в Беотии.

Дворцы с их большими комплексами монументальных построек были лишь островками в море селений, так сказать, деревенского типа, обитатели которых жили в условиях, немногим отличающихся от предыдущего времени. Таких поселений в одной только материковой Греции раскопано несколько десятков. В Кораку, Эвтресисе и многих других селениях не найдено никаких монументальных построек, нет привозных вещей, очень мало ремесленных изделий, за исключением глиняных сосудов.

Состояние производительных сил в позднеэлладское время.

Микенское время - расцвет бронзового века. Из бронзы делались самые разнообразные орудия труда, вооружение, сосуды, украшения и т. д. В районе Микен были найдены бронзовые слитки, топоры, ножи, перстни, гвозди, дверные шарниры и др. В несколько меньшем объёме применялись другие металлы. Из олова делалась кухонная посуда; даже глиняные сосуды изготовлялись с подражанием металлическим образцам. В Немее, севернее Микен, найдены остатки медного рудника. Некоторые учёные предполагают, что источником богатства Микен является разработка месторождений меди. Золото и серебро относительно широко применялись для изготовления всякого рода украшений. Однако такие украшения были дороги и носились только богатыми.

Вопреки долго распространённому мнению, микенская Греция была знакома и с железом, которое, однако, использовалось только для предметов роскоши. В слоях того времени найдено несколько железных колец, подвесок, пуговиц; в Тиринфе обнаружена железная арфа. Лишь в конце позднеэлладского периода была освоена техника плавления железа, по образцу плавки меди, но всё ещё при довольно низких температурах: в шлаках микенского времени очень высок процент содержания железа.

Главной отраслью производства было, несомненно, земледелие и связанное с ним скотоводство. В этот период продолжали сеять пшеницу и ячмень, сажали горох, бобы, чечевицу. Во многих домах найдены кладовые с пифосами, наполненными зерном. Специальное зернохранилище было обнаружено в Микенах. О значительном развитии масличных культур и виноделия свидетельствуют материалы раскопок домов вблизи Микенского акрополя, условно называемые археологами домами «торговца оливковым маслом» и «торговца вином». В первом из них было найдено 39 табличек с надписями линейным письмом Б, в которых учитывался приход и расход оливкового масла.

Разводился в это время крупный рогатый скот; имеются данные о разведении овец и свиней. В одной из шахтовых могил найдено изображение лошади, которая запрягалась тогда только в боевые колесницы. Для перевозки грузов применялись ослы и мулы. Ряд косвенных данных - значительный рост населения, использование большого числа людей на крупных постройках, развитие ремёсел - приводит к выводу, что производительность труда в сельском хозяйстве должна была к этому времени значительно возрасти.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т..д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

Крупные размеры микенских построек говорят о довольно высоких знаниях строителей, длительных трудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков по камню и ряда других работников. Громадные каменные блоки весом иногда в десятки тонн, из которых были построены оборонительные стены Тиринфского дворца, доставлялись из каменоломни, отстоящей от Тиринфа на добрый десяток километров. Камни для построек вначале обрабатывались тяжёлыми молотами, затем их резали уже бронзовой пилой. Применение системы противовесов и кронштейнов и установка водосточных труб требовали довольно сложных расчётов. Характерно единообразие точно выработанных приёмов кладки стен на всей территории распространения микенской культуры.

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным. В Зигури найден большой склад керамики, в котором насчитывалось несколько сот чаш, блюд, кувшинов и т. д. Наличие столь больших запасов посуды в маленьком поселении, расположенном вдали от крупных центров, свидетельствует о значительном развитии гончарного дела.

Совокупность всех этих данных показывает, что ремесло уже отделилось от земледелия и стало самостоятельной отраслью производства. Большая часть ремесленников работала при дворцах местных правителей и была занята производством оружия, строительством, создавала предметы роскоши. Другие, как, например, гончары, вырабатывали предметы широкого потребления.

Внутренняя торговля была развита слабее, чем внешняя. В микенскую Грецию кроме олова ввозились исключительно предметы роскоши. Для сравнения напомним, что в это время на Крите уже встречаются слитки из меди, по форме напоминающие бычью шкуру и игравшие, вероятно, роль денег.

Общественные отношения

После того, как был найден ключ к чтению свыше 3 тыс. кносских я пилосских табличек со знаками линейного письма Б, которые в течение полувека представляли собой загадку для исследователей, становится возможным дать общую картину социальных отношений микенского и позднеминойского общества.

Таблички представляют собой архив главным образом царского и храмового хозяйства. Повидимому, значительную часть лиц, упоминаемых в текстах, составляют рабы. В очень многих случаях указывается место происхождения рабов,обычно это какие-либо греческие поселения, но в Пилосе были рабы и из Кносса. Учитываются в табличках и дети рабынь. В особых случаях перечисляется довольно большое количество мальчиков и девочек, пожертвованных храмам различных греческих богов. Вообще, если судить по данным табличек, большинство рабов принадлежало храмам. Упоминаются в надписях рабы, занятые в скотоводстве и ремесле; многие были посажены на землю и обязаны поставлять храмам определённое количество продовольствия. Пилосские таблички заключают в себе много сведений о доэлой. Этот термин, вероятно, соответствует греческому дулой, обозначавшему рабов. Группа называемых этим термином лиц насчитывает многие сотни человек. Таким образом, пилосские таблички полностью подтверждают рабовладельческий характер греческих обществ микенского периода.

Аграрные отношения, если судить на основании тех же текстов, были примерно следующие. Часть земледельцев владела земельными участками; о других говорится как об арендаторах. Арендаторы земли вносили плату за свои участки натурой. Выше указывалось, что многие храмовые рабы были также посажены на землю, очевидно, принадлежавшую храмам. Наряду с этим в табличках говорится и о царских участках, обозначаемых термином теменос, встречающимся и в гомеровском эпосе. Очевидно, расслоение свободного земледельческого населения было уже значительным.

Довольно много и в пилосских и в кносских табличках говорится о ремесленниках. Перечисляются чаще всего кузнецы, которым выдаётся металл, вероятно в слитках, и которые сдают готовую продукцию; кузнецы получают за это продовольствие; им даются и рабы. В табличках иногда идёт речь о значительных количествах металлических изделий; в одной надписи упомянуто 217 топоров, в другой 50 мечей, в третьей 462 пары колёс. Кузнецы, так же как земледельцы, получали определённые задания, но были освобождены от поставок продовольствия. Ткани, белые и цветные, и одежда производились рабынями, которые также сдавали определённое количество готовой продукции.

Относительно мало говорится в табличках о господствующем классе рабовладельцев; упомянуты басилеи - термин, которым обозначались племенные вожди («цари») в гомеровских поэмах. Однако они играли ещё сравнительно скромную роль. В текстах упоминаются жрецы и некоторые другие категории знати.

Отношения собственности на землю, наличие значительных храмовых хозяйств и состав господствовавшего класса рабовладельцев, в котором большую роль, повидимому, играли жрецы, делает общество микенского периода более сходным с обществами некоторых ранних восточных рабовладельческих государств, чем с позднейшими рабовладельческими обществами Греции.

Падение микенской культуры

В XIII в. до н. э. выступают всё более отчётливо признаки ослабления микенского общества; внешние связи постепенно уменьшаются; в самих Микенах ведется только оборонительное строительство. Вскоре наступает окончательное падение микенской культуры. Археологические раскопки показывают, что в это время совершенно прекращается строительство; отсутствуют данные о внешних связях; даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же картина упадка наблюдается и в Тиринфе. Только в Афинах, как это было выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идёт интенсивное оборонительное строительство. В Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя.

Эти мероприятия проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира. Такой угрозой, повидимому, было вторжение племён дорийцев. Наряду с ионийцами, ахейцами и эолийцами, дорийцы представляли собой одну из основных групп древнегреческих племён. По свидетельству античных авторов, переселение дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, следовательно, в самом конце XII в. дон. э. Археологические данные подтверждают, что падение Микен произошло в последней трети XII столетия до н. э. Представляется несомненным, что микенское общество пало под ударами племён дорийцев.

При анализе причин падения рабовладельческой микенской культуры обычно указывается на то, что дорийцы имели вооружение из железа и что мощь микенского общества была подорвана длительной Троянской войной. Это объяснение далеко не достаточно. Упадок микенской культуры начинается по крайней мере за столетие до переселения дорийцев. Данные пилосских надписей доказывают, что в Пилосе имелись массы жестоко эксплуатируемых рабов и безземельных. Именно эта причина должна была в решающей степени ослабить сопротивляемость рабовладельческого микенского общества перед лицом дорийских племён, которые не знали ещё острых классовых противоречий. К тому же ранние рабовладельческие микенские общества сложились только в немногих центрах Пелопоннеса и, возможно, Средней Греции; основная масса окружающего населения жила ещё в условиях, близких к условиям предшествующего периода и, вероятно, также подвергалась эксплуатации микенских и других рабовладельцев. Все эти обстоятельства и предопределили крушение микенской культуры.

Несмотря на быстрое падение ранних рабовладельческих обществ микенской Греции, они сыграли довольно большую роль в дальнейшем развитии греческой культуры, которая многое унаследовала от обществ позднеэлладского периода. Местное население не было уничтожено дорийцами; культура греческих племён I тысячелетия до н. э. многими своими корнями уходит в микенский период.