Когда повышение зарплаты учителям в. Индексация заработных плат

В СРЕДНЕМ ВСЕ ХОРОШО

Средний заработок московского учителя - 54 - 55 тысяч рублей в месяц, - гордо рапортует пресс-служба Департамента образования столицы. - Это выше средней зарплаты по городу. Максимальные заработные платы - больше 300 тысяч рублей в месяц. Но это у отдельных, самых исключительных педагогов. А просто хороший учитель может получать больше 100 тысяч рублей.

Вот это да! Еще недавно профессия учителя была синонимом слова «нищий». А теперь, работая в школе, можно получать больше, чем в офисе! Видимо, не зря этим летом многие абитуриенты принесли заявления в приемные комиссии педвузов.

И все-таки каким образом столичные педагоги разбогатели? Как работает новый механизм финансирования школ и оплаты работы учителей? Я практически наугад выбрал обычную школу на окраине Москвы .

Центр образования № 775 находится в Люблине . По соседству - сильная гимназия и еще недавно был математический лицей. Туда уходили учиться способные ребята, а в 775-й занимались «обычные». В общем, «очень средняя» общеобразовательная школа. Восемь лет назад центру образования построили новое здание - старое совсем обветшало.

У нас в этом году за парты сели 812 учеников, - рассказывает директор

775-й Елизавета Чиркова. - С ними работают 63 учителя - 54 на полную ставку и девять совместителей. Средняя зарплата педагога в нашей школе - 73 тысячи рублей в месяц.

Откуда такие деньги?

Смотрите. Финансирование сейчас зависит от количества учащихся. У нас детей много. Поэтому от государства получаем в год 101 миллион рублей. Каждый месяц 6,3 миллиона рублей выделяем на заработные платы. Управляющий совет определил, как начислять деньги каждому педагогу. Есть система показателей - учитываются категория, звание (заслуженный учитель, например), успехи учеников, внеклассная работа. Дальше - простая арифметика. Кто на сколько наработал, тому столько и причитается.

У вас большой разброс заработных плат?

Не очень. Начинающие учителя получают по 55 - 57 тысяч рублей. Больше других зарабатывают преподаватели иностранного языка (у них особый повышающий коэффициент) и математики. У них у всех в месяц около 100 тысяч рублей выходит.

УРОК АРИФМЕТИКИ

Чтобы разобраться, как складывается зарплата педагога, я попросил разрешения «заглянуть в карман» одному из учителей. Учитель математики Татьяна Андреевна Караваева согласилась раскрыть тайны своего бюджета. У Караваевой стаж 25 лет. Заработная плата 101 тысяча рублей в месяц.

У Татьяны Андреевны хрестоматийная судьба учительницы. В 1980-х окончила барнаульский педвуз. Вышла замуж за молодого офицера и отправилась вместе с мужем по гарнизонам. Пожить и поработать довелось везде: от Владивостока до Таджикистана . Каждая новая звездочка на погонах любимого - новый уголок СССР , новая школа, новые ученики. И так до следующего назначения.

Восемь лет назад мужа перевели в Москву. Татьяна Андреевна пришла на биржу труда и получила направление в школу № 775.

Мне пешком до школы - минут двадцать. К восьми я уже здесь, - рассказывает Татьяна Андреевна. - Пока подготовлю все - уже первый урок. После занятий проверяю тетради, потом консультации, помогаю ребятам проекты делать. В общем, как минимум до шести я в школе.

В общем, самая обычная жизнь обычной учительницы, которая честно выполняет свою работу. Почему тогда такая большая заработная плата? Это какое-то особое отношение?

Это арифметика - у нас не директор решает, кому что доплачивать - зарплата рассчитывается по единой для всех схеме, - уверяет директор Елизавета Чиркова. - Татьяна Андреевна - очень хороший учитель. Но я сама несколько удивилась, когда обнаружила, что она зарабатывает больше всех в школе.

КСТАТИ

Меньше всех в школе № 775 получает молодая учительница английского языка. Она работает первый год, у нее нет стимулирующих выплат. Категорий и званий тоже получить еще не успела. Нагрузки всего 18 часов - каждый день в 14.00 она уже дома. Еще пара часов уходит на проверку тетрадей и подготовку к урокам. В общей сложности ей начисляют 66 тысяч рублей «грязными». После вычета налогов на руки она получает 57 400 рублей.

КОММЕНТАРИЙ ДИРЕКТОРА

Елизавета ЧИРКОВА, директор школы № 775:

При переходе на новую систему финансирования и оплаты мы должны были придумать такой алгоритм расчета, чтобы все учителя получали не меньше, чем раньше. Этого требовал закон. Поэтому ввели коэффициенты и надбавки «значкистам» - заслуженным и народным педагогам и тем, у кого есть категории.

Максимальные коэффициенты приоритетности у учителей первого класса - это самая ответственная работа, у преподавателей математики, русского и иностранного языков (предметы обязательного ЕГЭ и дефицитные лингвисты). Для них он 1,25. Оклады всех учителей начальных классов умножаем на 1,2. Коэффициент 1,15 установлен для преподавателей естественных дисциплин и информатики.

Если класс на уроке делится на группы, для учителей по этим предметам ставка ученико -часа удваивается.

Молодые специалисты дополнительно получают по 4000 рублей. Есть надбавка за вредность для химиков и информатиков.

Максимальный размер стимулирующей части заработной платы в моей школе 20 тысяч рублей.

Кроме того, в конце года из сэкономленных школой средств учителя получают итоговые премии. В прошлом году я была хорошей подругой Деда Мороза и начислила своим сотрудникам под Новый год по 100 тысяч рублей.

Все школы несут постоянные расходы: на здание, на администрацию, на коммунальные платежи. Когда учеников много, эти платежи больших трудностей не вызывают. А вот когда ребят мало, финансирования тоже, тогда приходится на всем экономить.

Нам сейчас отдают здание неподалеку. Там была школа, но она переехала. С одной стороны, нам сейчас тесновато, и новому дополнительному помещению мы рады. Но с таким расширением у нас сильно увеличится площадь и возрастут расходы. А дополнительных денег сразу не появится. Чтобы сохранить хорошую экономику школы, нам надо будет привлечь новых учеников - тем самым увеличив свой бюджет. Родители сейчас очень требовательные, им не все равно, кто будет работать с их детьми. Если в штате есть сильные педагоги, к ним приводят учеников. Но труд таких сотрудников должен хорошо оплачиваться. Если новые школьники придут к нашим сильным педагогам, школа получит дополнительное финансирование. И тогда зарплаты можно будет еще увеличить.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

А кто поддержит педагогов за МКАД?

Представляю отклики после публикации этого материала: совсем Москва зажралась! У них учителя за 50 тысяч получают, а в Московской области - 30 тысяч. Еще чуточку дальше, в Калужской области, - 20 тысяч. Есть регионы, где и под 14 тысяч с трудом выходит. Действительно несправедливо.

В 90-х годах прошлого века, когда в федеральной казне было шаром покати, школы передали на муниципальный уровень. Ну и пошло-поехало. Есть деньги в районе, есть совесть у тамошнего руководства - учителя не бедствуют. Район дотационный - и педагоги нищенствуют. Я уже много раз писал - такая схема неправильная. Что в Удмуртии , что на Камчатке, что в Москве учителя преподают одни и те же предметы по одним и тем же программам. То есть трудозатраты у них одинаковые. И делают они одно дело особой государственной важности. Но вот получают по-разному. Говорят, таков закон и переводить учителей в ранг госслужащих никто не будет - нет на это денег. Но нашли же деньги, чтобы платить лейтенантам по всей стране по 50 тысяч рублей...

Да, нынешняя система финансирования более толковая - она на самом деле помогает стимулировать тех учителей, кто готов интересно учить и сам продолжает учиться. И в Москве она действительно заработала. Устроиться в столице учителем - большая проблема. Вакансий нет. Но у Москвы есть деньги - большая часть финансов страны прокачивается через этот город.

А как поощрять учителей в других регионах, когда там просто нет денег на стимулирующий фонд да и в фонде базовом дыры?

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

А сколько получаете вы? Давайте обсудим!

На сегодня остается актуальной проблема повышения заработной платы. До 2015 года индексация проводилась и давала положительный результат. Но нынешний год принес новые сюрпризы. Разберемся, стоит ли ждать госслужащим повышения минимальной платы.

Повышения зарплаты бюджетникам в 2016 году в России последние новости, приказ
Четыре года назад президент Путин издал «майские указы», на которые люди полагали большие надежды. Майский указ повышения зарплаты обещал учителям, врачам и другим бюджетникам доход в двойном размере от средней з/п в регионе.

Однако с декабря 2016 у правительства появилась идея экономить на зарплатах бюджетников. В этом году Путин сэкономит на них не меньше чем 34 миллиарда руб. В связи с эти будет изменена система расчета средней зарплаты в регионах. С сентября ушедшего года действует постановление «О совершенствовании статистического учета». Это значит, что начнется не резкое повышение, а снижение платы. Если следовать федеральным проектам, то ни один госслужащий не получит повышенной зарплаты. Но правительство уверяет, что данного майского указа это не касается. По словам Топилина подчиненные президента разбирают вопрос об индексации госслужащим с октября 2016, пишет Российская газета. Все же почему-то сегодня многие бюджетные учреждения переходя с оклада на хозрасчет.

Свежие новости говорят, что в экономический кризис может быть проведена индексация в соответствии с инфляцией, но об этом еще молчат.

Планируется и ожидается ли индексация?

Когда будет повышение зарплаты бюджетникам в 2016 году в России, — актуальный, как никогда вопрос, так как уровень жизни стал намного хуже и ниже, то ожидаемое повышение заработной платы теплит большие надежды. Ситуация в стране критическая – в 5 раз увеличилось количество нищих, их число составляет 20 млн. человек. Каждая сфера имеет разный средний доход. Более точные цифры покажет таблица:

В 2016 зарплата педагогов будет расти, а бумажная нагрузка на учителей уменьшится. Об этом рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на правительственном часе в Совете Федерации.

Министр пояснил, что рост доходов педработников запланирован исходя из возможностей региональных бюджетов и напомнил: "Сейчас в школах всего 0,8 процента вакансий. В большинстве регионов выполнены требования по увеличению зарплаты учителей. За прошлый год она выросла в среднем на 11 процентов. Больше всего увеличились доходы у педагогов, работающих с детьми-сиротами и в системе дополнительного образования".

Как известно, школы работают по новым стандартам, которые затронули всю начальную школу и пятый класс. При этом на учителей значительно возросла бумажная нагрузка - надо писать программы, планы уроков, отчеты. После принятия стандартов эксперты подсчитали, сколько бумаг будет писать учитель, вышло несколько десятков страниц. Сейчас в стандарты готовятся дополнения, которые снимут излишнюю нагрузку на педагогов. Бумаги писать все равно придется, но это будут вовсе не многотомные отчеты.

Все дворцы и дома творчества, школы искусств, спортивные и художественные школы: одним словом, все учреждения системы допобразования с 2016 года перейдут на нормативно-подушевое финансирование и будут получать средства, как и обычные школы - вслед за учеником. Но учеба у нас - вещь обязательная, а кружок или секция - сугубо добровольное. И если ученик записался в сентябре, допустим, в кружок фортепиано, то в ноябре он может и бросить его. А что будет с зарплатой педагога и кто скажет, сколько должен получать руководитель хора, где занимается 30 человек и кружка фортепиано, где всего десять?

В системе дополнительного образования действительно трудно рассчитать норматив, поэтому переход на нормативно-подушевое финансирование будет поэтапным, - пояснил министр. - Будут учитываться и особенности занятий, и то, что они не являются обязательными, как в школе.

На сегодняшний день, по официальным данным, в кружках и секциях числится 12 млн детей. Это примерно 65 процентов. По словам Дмитрия Ливанова, показатели для села такие же высокие: "Программами допобразования там охвачены две трети школьников. За последний год было построено 1600 сельских спортзалов. Во второй половине дня в школах идут занятия в кружках и секциях".

К сожалению, эта вторая половина дня во многих школах по-прежнему занята второй или даже третьей сменой. Несмотря на строительство и ремонт аварийных зданий, проблема нехватки мест в школах остается. В Пермском крае, например, таких школ - почти 20 процентов. Есть проблемы в Бурятии, на Северном Кавказе. Дмитрий Ливанов напомнил: за год в России было построено 100 школ, а в 2016 году начинается большая программа строительства новых школьных зданий.

К 2025 году нам понадобится почти 5 млн. новых мест в школах, и думать об этом надо уже сегодня, - рассказал министр.

Именно поэтому нельзя ограничиваться только ремонтом аварийных и старых зданий. Мест там не хватит ни при каком раскладе.

А вот с детскими садами ситуация в последние годы значительно улучшилась. В 31 регионе обеспеченность составила почти 100 процентов. В целом по стране местами в детский сад обеспечены 97 процентов малышей. Что важно, не за счет сокращения ясельных групп. Тревожное положение сохраняется только в 9 регионах, где в детские сады ходят не больше 90 процентов детей.

Еще один важный вопрос, связанный с вузами - сокращение преподавателей-совместителей. Министра спросили: поддерживает ли он такую оптимизацию, ведь именно совместители иногда самые компетентные педагоги, так как знают и теорию, и практику?

У министерства нет такой позиции - сокращать совместителей. Люди, которые совмещают практику и преподавание - плюс. Госзадание вузам не сокращалось, но есть проблема сокращения контингента, который поступает в вузы. Это связано с демографической ситуацией. Вузы активно конкурируют за студентов, и там, где их мало, возможно сокращение преподавателей, - объяснил министр позицию своего ведомства.

Продолжится увеличение целевого набора, когда студент после окончания будет обязан вернуться на предприятие, которое направило его на учебу. По словам Дмитрия Ливанова, в мединституты целевой набор составляет уже 70 процентов и через несколько лет, когда выпускники придут на работу в больницы и поликлиники того региона, который их направил учиться, проблем с кадрами будет меньше.

Современную экономическую обстановку нельзя назвать процветающей и способной оказать существенные финансовые вливания в образовательную систему, ввиду чего каждый 2-й учитель жалуется на уровень своего дохода, который не всегда позволяет приобрести самые необходимые товары и услуги.

В государстве в целом, а также в отдельных ведомствах, очень обеспокоены поиском возможных вариантов исправления ситуации.

Ситуация сегодня по зарплатам

Школьный учитель никогда не мог похвастаться высоким уровнем официального дохода, во все времена спасала только частная практика – платное репетиторство. При определении статуса и престижности профессии, материальная часть занимает далеко не последнюю роль, следовательно, все меньше людей стремятся стать учителями .

Статистические данные непоколебимы и говорят о том, что гражданин, практикующий преподавание в школьном учреждении общеобразовательного уровня, ежемесячно зарабатывает примерно 20 тыс. руб . В связи со столь плачевными значениями, правительство страны приняло решение о том, что увеличение научной нагрузки должно положительно отразиться на уровне стабильного дохода.

В 2012 году случилось подписание указа, в котором Президент утвердил так называемую «дорожную карту», в соответствии с которой к 2019 году уровень ежемесячного официального дохода граждан, обучающих подрастающее поколение в стенах школы, должен повыситься минимум в 1,5 раза.

На основании только что подписанного документа и поручения руководства страны, было решено провести индексацию заработных плат учителей , на что федеральный бюджет выделил достаточно крупную денежную сумму. Правда, следом наступили кризисные времена, и скорость реализации вышеуказанных мероприятий существенно снизилась, а в некоторых регионах и вовсе остановилась.

Процент индексации, заложенный на текущий год, равняется 4% , что само по себе не плохо, так как уровень инфляции не должен превысить 6% , соответственно, подобный пересмотр ежемесячного дохода позволит практически полностью перекрыть повышение цен на необходимые товары и услуги.

В попытках найти способ повышения заработной платы учителям, государственная верхушка правления пришла к тому, что нужно начать применение «эффективных контрактов» . Существенная разница с обыкновенным договором, регулирующим взаимоотношения руководителя и подчиненного, таится во внедрении критериев, оценивающих качество и эффективность трудовой деятельности.

То есть, на высокий уровень официального дохода может рассчитывать только тот гражданин, который очень серьезно и скрупулезно подходит к выполнению своих обязанностей , закрепленных в должностной инструкции, и делает все возможное для регулярного самосовершенствования.

По сути принимаемые на государственном уровне изменения сводятся к тому, что для увеличения суммы ежемесячного дохода педагог должен постоянно повышать свою квалификацию: работать над диссертациями, активно участвовать в научной работе и т.д. Подобная деятельность может значительно повысить статус школы и положительно отразиться на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Власти заботятся о том, чтобы преподавательский состав был высококвалифицированным, то есть учитель должен уметь:

  • грамотно передавать имеющиеся знания;
  • справедливо выставлять оценки;
  • способствовать формированию правильных интересов у школьников;
  • и т.д.

Вышеперечисленные обязанности подвластны далеко не всем специалистам, ведь не зря говорят, что педагогом нужно именно родиться. При этом следует помнить о том, что учитель, как и любой другой гражданин, заинтересован в достойном уровне оплаты. Качество предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит от получаемого заработка: преподавание будет в радость только в том случае, если у учителя не будет болеть голова о том, где найти дополнительный источник дохода.

Законопроекты направлены на достижение следующих целей:

  1. Повышение ежемесячного дохода посредством увеличения профессиональной нагрузки.
  2. Снижение коррупционной составляющей при помощи внедрения новой системы окладов.
  3. Уменьшение объема частной практики. В освободившееся время специалист сможет более тщательно подготовиться к уроку.

В настоящее время заработная плата учителя напрямую зависит от средних показателей, действующих в области. Перед каждым субъектом власти поставлена задача: увеличить официальный уровень дохода учителя доступными и законными способами.

Индексация заработных плат

Предвыборная кампания В.В. Путина в 2012 года базировалась на гарантировании повышения доходов специалистов, посвятивших трудовой отрезок своей жизни, работе в бюджетной сфере. Сразу после вступления в должность Президент заверил своей подписью 11 указов, касающихся повышения заработной платы граждан, трудящихся в государственном или бюджетном секторе. Повысить ежемесячный доход педагогического и медицинского персонала планировалось поэтапно в 2018 году, причем в следующем порядке:

  • на 200% по сравнению со средней заработной платой, зафиксированной в регионе, если речь идет о преподавателях ВУЗов и врачах;
  • на 150% по сравнению с имеющимся в 2012 году значением в отношении педагогов, трудящихся в стенах общеобразовательных школ;
  • на уровне средних значений, если в расчет берутся средние и младшие медицинские работники, а также специалисты социальной сферы.

В соответствии с официальными статистическими данными, в настоящее время в стране действуют следующие средние значения:

  • преподаватель в ВУЗе получает примерно 35 000 руб.;
  • учитель, старающийся на благо общеобразовательного учреждения, может рассчитывать в среднем на 27 000 руб.;
  • мастер, практикующий производственное преподавание, получает не более 23 000 руб.

Пересмотр заработных плат работников бюджетной сферы, в том числе и учителей, производится регулярно . Размер плановой прибавки обычно зависит от величины базовой инфляции. Ждать существенного роста в регионах не приходится, так как в последнее время наблюдается отрицательная динамика – финансирование сферы образования регулярно сокращается.

Практически все граждане заметили тяжелое экономическое положение страны, поэтому многих интересует не столько увеличение дохода, сколько сохранение настоящего положения. Причина проста: рост заработной платы педагогов напрямую связан со средними значениями дохода в регионе .

В 2017 году руководящий состав страны изменил подход к определению данного показателя: в расчете теперь участвуют не только сотрудники учреждений, но и граждане, трудящиеся по найму. Внедрение вышеописанных изменений привело к тому, что при наличии планового увеличения бюджетных средств на оплату труда, реальная заработная плата учителя снижается .

Ждет ли педагогов повышение окладов?

Труд учителей является очень важным, ведь именно эти люди делятся с подрастающим поколением имеющимися знаниями и опытом. Их влияние существенно отражается не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии школьников.

Всегда считалось, что педагог – это представитель интеллигенции. Эту профессию стремились освоить, так как она являлась очень престижной. Лишь на протяжении последних десятилетий образовательные учреждения испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, а педагогические факультеты страдают от недостатка абитуриентов .

Упрямые статистические цифры говорят о том, что средний уровень дохода российского учителя составляет 30 000 руб. Вроде бы неплохое значение подумают многие. Но, все становится гораздо печальнее после пристального рассмотрения отдельных регионов:

  • Дальний Восток гарантирует примерно 75 000 руб. учителю;
  • столица России может порадовать 65 000 руб.;
  • а в Северо-Кавказский округ и Калмыкия не могут предложить более 20000 руб.

Как уже упоминалось выше, Президент в 2012 году подписал Указ, в соответствии с которым заработные платы школьных педагогов должны были вырасти к 2018 году в 1,5 раза. Но, кризисная обстановка 2014 года значительно замедлила процесс и вынудила руководящий состав страны приступить к поиску дополнительных источников финансирования программы.

При расчете среднего показателя стали использовать итоговые цифры заработных плат не только учителей, трудящихся в государственном секторе, но и тех, которые занимаются преподаванием в частных школах. Ежемесячный доход, конечно, увеличился, но только формально.

В следующем году Правительство планирует внедрить новый профессиональный стандарт педагогов , в соответствии с которым учитель должен обладать умениями работы с детьми-инвалидами, с одаренными школьниками или с теми, кто не владеет русским языком.

Будет ли проводиться индексация окладов специалистов образовательной сферы в 2017 году? Последние новости говорят о том, что повысить ежемесячный доход учитель можно посредством следующих способов:

  • закрытие малокомплектных школ;
  • сокращение штатного расписания.

Будут ли сокращения учителей?

Повышение заработной платы педагогического состава является частью президентской дорожной карты, утвержденной в 2012 году, на основании которой Правительство разработало специальную программу, гласящую о том, что оклад учителя нужно ежегодно увеличивать на значение коэффициента инфляции.

Будет ли проводиться сокращение штатов в общеобразовательных учреждениях? Подобные сведения регулярно озвучиваются в СМИ, но официальное подтверждение отсутствует. Даже если подобные мероприятия планируются, грядущие выборы Президента, вероятнее всего отсрочат неприятные события.

Данное видео содержит подробную информацию о новой системе начисления зарплат учителям с 1 января 2017 года.

August 17th, 2016

По сравнению с прошлым годом "преподавательский голод" увеличился на 44%. Чаще всего работодатели ищут педагогов начальных классов. Педагогов нет. Никто не хочет идти в Москве работать в школу за зарплату в 70-100 тысяч рублей.

При этом по сравнению с январём 2016 года количество вакансий в Москве для учителей средней школы увеличилось к концу июля на 136%. Учителя увольняются из школ. Лето всегда обостряет "голод работодателей" в школах, так как нужно к началу учебного года сформировать новый штат (в этот период появляется 40% всех вакансий для педагогов).

Средняя зарплата школьного учителя в столице на сегодняшний день составляет от 40 до 60 тысяч рублей без учёта премий и других надбавок(!). С надбавками и премиями зачастую выше 100 тысяч.

Востребованнее всего на рынке учителя начальных классов (20% всех объявлений в сфере среднего образования), 15% вакансий - для педагогов по математике, 11% - по русскому языку и литературе. Каждая десятая вакансия - поиск преподавателя по английскому языку или по физике.

Уровень зарплат зависит от нескольких факторов: возможности учебного заведения, стажа работы, наличия премий и от нагрузки (количество учебных часов). Также на оклад влияет предмет, который педагог ведёт.

Максимальная зарплата учителя в Москве - 90 тысяч рублей. Без премий и надбавок! Самый высокий доход у столичных педагогов по биологии и химии, английскому языку, математике и информатике (от 46 тысяч до 65 тысяч рублей голого оклада). Но обычно все берут дополнительные часы, факультативы, получают премиальные.

& ***САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ ПОСТЫ*** &