Как написать прямую речь с знаками препинания. Как оформляется прямая речь в тексте

А прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном закрываются кавычки и ставится точка.

Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».

Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», - и сразу же уснул.

Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул…» - и устремил взгляд в море.

Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.

Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» - «Два месяца». - «Вы будете мне звонить или писать?» - «Да, конечно!»
С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.

Вам холодно, Екатерина? - спросил Иван Петрович.

Давайте зайдем в кафе.

Оформление цитат:

Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.

Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».

Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.

Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся... и произведут бурю».

Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».

Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

Источники:

  • как оформляется прямая речь
  • Основные правила написания диалогов

Предложения с косвенной ю помогают передать чужие мысли от своего лица. Они содержат основную суть сказанных кем-то слов, проще в построении и пунктуационном . При замене прямой речи на косвенную важно обращать внимание на цель передачи мысли (сообщение, вопрос или побуждение), употреблять соответствующие средства связи частей предложения, следить за точными формами использования некоторых слов.

Инструкция

В нашем языке чужие слова можно передавать несколькими способами. С этой целью чаще всего используются прямая и косвенная речь. Сохраняя суть, эти синтаксические конструкции по-разному выражают содержание, произносятся и оформляются на письме.

При передаче мыслей с помощью прямой речи сохраняются все особенности высказывания: неизменным остается содержание, в устной речи сохраняется интонация, которая на письме показывается необходимыми знаками препинания. Это самый точный способ передачи чужих слов.

Косвенная речь, как правило, содержит основную суть чужих мыслей, сообщается не от лица автора, а говорящего без сохранения интонационных особенностей. В письменной речи оформляется без кавычек в виде сложноподчиненного предложения.

Заменяя прямую речь на косвенную, соблюдайте главные правила построения предложений, точно употребляйте формы отдельных слов. Предложения с чужой речью представляют две части: автор и передаваемая речь. В предложениях с прямой речью место слов автора непостоянное: впереди, в середине или после высказывания. Косвенная, как правило, занимает позицию после авторских слов и является придаточным предложением. Чтобы правильно справиться с заданием по замене подобных синтаксических конструкций, действуйте согласно определенному порядку.

Сначала определите границы частей предложения с прямой речью. Слова автора в предложении с косвенной речью почти всегда остаются неизмененными, они будут представлять главную часть сложноподчиненного предложения.

Далее обратите внимание на вид по цели высказывания предложения, входящего в состав прямой речи (оно будет придаточным). Если перед вами повествовательное предложение, то средством связи с главным будут союзы «что», «будто». Например, «Очевидцы утверждали, что (будто)

Семиклассники педагогической гимназии № 1505 г. Москвы для своих младших собратьев по учебе разработали и составили сборник упражнений (руководитель И.Л.СТАРИКОВА). Так занимаются проектной деятельностью – одним из видов исследовательской работы – в этой школе.
Осенью ребята 6–10-х классов выбирают тему проекта, а в зимнюю сессию защищают проект в качестве экзамена.

Составители сборника – ученики 7-го класса
Надежда ЗАВЬЯЛОВА,
Никита ФИЛАТОВ,
Иван ТРИФОНОВ,
Андрей ЮШИН,
Карен ЛАЛАЯН,
ГОУ гимназия № 1505,
г. Москва

Прямая речь

Семиклассники делают сборник упражнений

I. Языковое явление
(Что такое прямая речь?)

Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Она точно воспроизводит чужое высказывание и сопровождается авторскими словами.

«Ребята, давайте жить дружно!» – с улыбкой произнес кот Леопольд.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Стала щука упрашивать Емелю: «Не губи меня, Емелюшка. Отпусти в речку. Хочешь, я тебя за это богатым сделаю?».

II. Правописный аспект
(Пунктуация)

Для выделения прямой речи употребляются кавычки. Слова автора могут стоять перед, после и внутри прямой речи.

Схемы предложений с прямой речью

«П!» – а.

«Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки.

«П», – а.

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

«П?» – а.

«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

А: «П».

Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну».

А: «П?»

Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».

А: «П!»

Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!».

«П, – а, – п?»

«Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь?»

«П! – а. – П!»

«Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!»

«П! – а. – П».

«Покажи! – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет».

«П, – а. – П?»

«Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. - Вы дадите нам три корочки хлеба?»

«П? – а. – П!»

«Какой же он дурачок? – шептались люди. – Он хитрый, если заставил ведра идти!»

Условные обозначения.

– самое легкое задание
– задание средней тяжести
– самое трудное задание

Упражнение № 1


* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора нам подумать о зиме», – сказал как-то Наф-Наф. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. «До зимы еще далеко», – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом». С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята. Когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья решили взяться за работу. И только трудолюбивый Наф-Наф, строя дом, считал, что его дом должен быть крепостью.

    (Семиклассники привели ключи ко всем связным текстам. В данной публикации их нет. – Ред .)

Упражнение № 1

Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.

Оле-Лукойе тихонько приотворяет дверь, и веки у детей начинают слипаться.
«Хочешь побывать ночью в чужих землях, а к утру вернуться домой?» – спросил Оле Яльмара.
Аист взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края.
«Завтра из этих кур сварят суп», – сказал Яльмар и проснулся в своей маленькой кроватке.
Оле-Лукойе сказал: «Эта мышка явилась пригласить тебя на свадьбу».
«А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в полу?» – спросил мальчик.
«Какой чудесный запах! Весь коридор пахнет салом! Что может быть лучше?» – пропищала мышка.
«Что сегодня ты будешь рассказывать?» – спросил Яльмар.
Он раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик и сказал: «Сегодня некогда!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 1

Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

На улицах толпилось очень много людей. Все вокруг, показывая на карлика, кричали: «Какой длинный нос у этого безобразного карлика!».
Якоб очень хотел поглядеть на карлика, но надо было спешить к матери. Подкравшись, он положил руку ей на плечо и произнес: «Мама, ты на меня сердишься?».
«Что тебе нужно от меня, страшный карлик?» – испуганно закричала Ханна.
Якоб решил, что мать нездорова, и произнес: «Матушка, почему ты гонишь меня?».
Вокруг них уже толпилось много людей.
Обращаясь к окружающим, Ханна вымолвила: «Посмотрите на карлика! Он отпугивает всех покупателей своим страшным видом!».
Якоб побрел прочь с рынка. Он шел по улице и бубнил себе под нос: «Почему мать прогнала меня?».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2


* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. «Какая у тебя славная сабля и ранец!» – сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила: «Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!».
3. «Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз», – продолжила ведьма, указывая на дерево.
4. Солдат спросил: «А зачем мне туда лезть?».
5. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво», – ответила ведьма.
6. Солдат приказал: «Тогда обвязывай меня веревкой!».
7. «Тащи меня, старая ведьма, обратно», – приказал солдат, выполнив задание.
8. Ведьма с нетерпением спросила: «Огниво взял?».
9. «Эх, чуть не забыл!» – воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.
10. «Отвечай быстро, а не то отрублю тебе голову!» – закричал солдат.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2

Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. «Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?» – говорил купец, приголубливая свою меньшую дочь.
2. «Умереть тебе смертью безвременною!» – завопил дикий голос.
3. Мохнатое чудовище заревело: «Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок?».
4. Утром позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей все, что с ним приключилось, и спросил: «Хочешь ли ты избавить меня от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному?».
5. «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек», – сказала старшая дочь и наотрез отказалась ехать.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2

Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. Мама сказала Элли: «В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись».
2. «А все-таки без волшебников скучно. Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник», – ответила Элли.
3. «Ой, Тотошка, какой ты смешной!» – сказала Элли.
4. Старушка обратилась к Элли: «Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя?».
5. «Меня принес сюда ураган в этом домике», – робко ответила Элли.
6. «Никогда не слыхала такого названия», – сказала волшебница, поджав губы.
7. «Это правда, сударыня. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой», – смущенно ответила Элли.
8. Волшебница Виллина огорчилась: «Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 3

Какие глаголы мы употребим в предложении с прямой речью, если надо передать:

1) сильное волнение;
2) возмущение, негодование;
3) спокойное настроение;
4) радость;
5) просьбу;
6) задать вопрос?

Распределите глаголы по группам.

Попросил, сказал, возмутился, провозгласил, ужаснулся, сообщил, спросил, ответил, взмолился, возразил, воскликнул, закричал, поинтересовался, усмехнулся, заревел, подумал, переспросил, приказал, упрекнул, рассердился, услышал, произнес, успокаивал, выспрашивал, промолвил.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

подумал, скомандовала, поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила, сказали, спрашивали.

«Шевелите лапками!» – ______ утка, поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он некрасив, а плавает лучше других». «Слишком велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка. «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» – ______ дети и взрослые.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

сказал, подумал, взмолился, отвечал, закричал, поинтересовался, спросил, промолвил.

Испугался Осел и ______: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб». А потом ______: «Пойду-ка я в город Бремен и стану там уличным музыкантом». «Ах, Осел, пожалей меня!» – ______ собака. «Что ты такой невеселый?» – ______ Осел, заметив Кота. «Пойдем, Петушок, с нами в город Бремен», – ______ Осел. Радостно ______ Петух: «Огонек светится!». Заглянул Осел в окно и ______: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют». «Как бы нам этих разбойников из дома выгнать?» – ______ Петух.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

ответил, сказал, пропищал, закричал, переспросил, поинтересовался, спросил, рявкнул.

Кот отвесил королю почтительный поклон и ______: «Мой господин приказал преподнести вам этот скромный подарок». «Поблагодари своего господина», – ______ король. Кот бросился к карете и ______: «Помогите! Маркиз де Карабас тонет!». Король ______, выглянув из окна: «Чей это луг вы косите?». «Меня уверяли, что вы умеете превращаться в любого зверя», – ______ Кот. «Я сейчас же сделаюсь львом», – ______ великан. «А вы умеете превращаться в самых мелких животных?» – ______ Кот. «Вы считаете это совершенно невозможным?» – ______ великан.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Какая сегодня прекрасная мокрая погода подумала лягушка Утки кричали хлопая крыльями хорошо на юге Лягушка пришла в восторг и спросила а много ли там комаров и лягушек Целые тучи отвечала утка Возьмите меня с собой попросила лягушка Удивленная утка воскликнула а как мы тебя возьмем У тебя ведь нет крыльев Позвольте мне подумать пять минут взмолилась лягушка Утки лягушку несут кричали ребята Она не выдержала и закричала это я все придумала Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках поведала лягушка местным квакушкам Я пробуду у вас до весны проговорила лягушка-путешественница

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Жил на свете король который очень любил наряжаться Однажды в город прибыли двое обманщиков которые выдавали себя за ткачей Мы можем делать такую чудесную ткань которая становится невидимой для глупого человека уверяли они Король воскликнул вот это будет платье Он обрадовался что сможет отличить умных людей от глупых Приступайте к работе сказал король Все говорили мастера усердно работают а у самих на станках ничего нет Неужели я настолько глуп ведь я ткани не вижу подумал министр Ткач спросил как ваше мнение Чудесно восхитительно ответил министр

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Русалочка спасла принца Она захотела узнать больше о людях У своей мудрой бабушки Русалочка спросила чем отличаются люди от русалок У них есть душа Ты тоже обретешь душу если в тебя влюбится кто-нибудь из людей ответила бабушка Я должна быть похожа на людей решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме Знаю зачем ты пришла проговорила она Ты отделаешься от своего хвоста но взамен отдашь мне свой чудесный голос проговорила ведьма смеясь Хорошо ответила Русалочка Ведьма поставила котел на огонь чтобы сварить зелье

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Лисица, сидя под окном, пела: «Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку». «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь на охоту. Говорит хитрая лиса: «Что же, Петя, ты такой гордый стал?». «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!» – закричал петушок. Выходя из дома, кот строго приказал: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису». – «Нет, лиса, больше не обманешь меня! Не выгляну в окошко», – подумал петушок. Подойдя к окну, хитрая лиса воскликнула: «Посмотри, Петя, сколько у меня всяких диковинок!»

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

«Доброе утро! My», – вздохнула корова за рекой. Ежик тихо проговорил: «Вот и звезда упала, и трава наклонилась влево, и от елки осталась одна верхушка, и теперь она плывет рядом с лошадью». «Где же теперь лошадь?» – подумал ежик. Он продолжал рассуждать: «Лошадь захлебнется в тумане, если ляжет спать?». «Я в реке из тумана», – сообразил ежик. Он решил: «Пускай эта река сама несет меня». «Вот так история», – подумал еж. Ежик проворчал: «Разве кто в это поверит?».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

«Что это за книжка, если в ней нет картинок?» – подумала Алиса. Кролик пробормотал себе под нос: «Как же я опаздываю!». «Едят ли кошки летучих мышей?» – засыпая, проговорила Алиса. Девочка строго сказала: «Сначала я должна убедиться, что здесь нигде не написано слово яд ». «Я заставляю долго ждать герцогиню», – довольно быстро проговорил кролик. Алиса продолжала разговаривать сама с собой: «Как странно все сегодня! А вот вчера все было обычно».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Образец:


«Плохо попасть в такую непогоду», – сказал старый поэт. «Я озяб и промок», – закричал ребенок.
«Меня зовут Амур», – ответил мальчик.
«Я умею стрелять из лука», – рассказал веселый мальчуган. «Мой лук совсем не испорчен», – воскликнул мальчик.
«Мальчики и девочки! Остерегайтесь этого Амура», – сказал поэт. «Этот мальчик – большой плут», – сказал добрый старик.
«Дети, не связывайтесь со скверным мальчишкой», – предупредил старик.
«Мой лук совсем высох, но ему ничего не сделалось», – сказал Амур.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Образец:

Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

«Раньше марта месяца они не появятся на свет», – сказала удивленная девочка.
«Иди в лес да без цветов не возвращайся», – сказала сестра заплаканной девочке.
«Все равно где замерзать», – подумала бедняжка, сев на поваленное дерево.
Девочка показала старику пустую корзинку и сказала: «Нужно мне набрать в нее подснежников».
Бедняжка заплакала и сказала: «Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться».
Усмехнулся старик и говорит: «Торопись и быстрее собирай цветы».
Мачеха кричит дочке: «Надень рукавички и застегни шубку!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Образец:

Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

«Мои цветочки совсем завяли», – сказала маленькая Ида.
«Цветы сегодня ночью были на балу», – сказал студент.
«Маленькие маргаритки и ландыши тоже пляшут», – рассказал он.
«Ты очень мила», – сказала большая крапива красной гвоздике. «Встань с постельки, Софи», – сказала маленькая Ида кукле.
«Я знаю, где будет бал ночью», – шепнула девочка тюльпанам и гиацинтам.
«Это глупые выдумки», – громко закричала восковая кукла Софи.
«Софи, ты плохая», – сказала маленькая Ида.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 8



Девочка вошла, сп_ткнулась о веревочку и упала. Б_шмачок с правой ноги слетел и отк_тился в сторону. Хитрая Бастинда схватила его и надела на свою ногу. «Отдайте башмачок! Как вам не стыдно!» – закричала Элли. «Попробуй отбери!» – кривляясь, отвечала старуха. Элли схв_тила ведро воды, подбежала к старухе и окатила ее водой (с)головы (до)ног. От нее пов_лил жар. Волшебница завиз(?)жала: «Что ты наделала? Ведь я сейчас растаю». «Мне очень жаль, сударыня. Но зачем вы украли башмачок?» – ответила Элли. Голос волшебницы прервался, она с ш_пением осела на пол. Элли с ужасом глядела на гибель Бастинды.

Упражнение № 8

Приготовьтесь писать диктант.

1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.

Заплакала па_ч_рица и побежала рассказать мачехе о своей беде. Мачеха сердито сказала: «Ты ур_нила веретено, ты его и доставай!». «Без веретена не возвращайся!» – гневно крикнула она девушке. Очнувшись, она увидела, что лежит на зеленой лужайке. Яблоня попросила девушку: «Потряси меня! Мои яблочки давно поспели!». Девушка тр_сла яблоньку (до)(тех)(пор), пока не осталось ни одного яблочка. В окно избушки выглянула старуха и крикнула ей: «Если будешь хорошо работать, я тебя награжу». А через минуту добавила: «Работай отлично! Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет!». Хорошо ж_лось девушке у Метелицы. Та ее не ругала, а кормила всегда сытно и вкусно.

Упражнение № 8

Приготовьтесь писать диктант.

1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.

На краю сундука сидел маленький человечек. «Это самый настоящий гном!» – догадался Нильс. Мать часто рассказывала о том, что гномы живут в лесу и все знают о кладах, которые зарыты в землю. Нильс соск_льзнул на пол и (с,з)дернул сачок с гвоздя. Гном взмолился: «Отпусти меня, я дам тебе за это золотую монетку. Она будет большая, как пуговица на твоей рубашке». Нильс подумал и сказал: «Это очень хорошо». Через несколько минут он решил, что попр_сил мало. «Я хочу, что(бы) ты учил за меня уроки!» – добавил Нильс и посмотрел на гнома в сетке сачка. Вдруг сачок выпал из рук, а мальчик отк_тился кубарем в угол. «Я теперь не больше воробья!» – воскликнул он, когда увидел себя в зеркале. Маленький Нильс решил: «Мне надо обязательно найти гнома».

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь. Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

Под елкой лежали подарки. «Как много игрушек!» – воскликнула Мари. Девочка смущенно спросила: «Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек?» – «Он куплен для всех и будет аккуратно разгрызать твердые орехи», – ответил отец.
Мари положила в рот Щелкунчика орех. Скорлупа ореха треснула и упала, а у Мари осталось на ладони вкусное ядрышко. Она выбирала самые маленькие орехи, чтобы человечку не приходилось разевать рот слишком широко.
Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» – крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик!» – закричала Мари и отобрала его. «А что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» – воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок.
К детям подошел отец и сказал: «Я отдаю Щелкунчика на попечение Мари. Он нуждается в ее заботе». «Раненых никогда не оставляют в строю», – добавил он. Мари подвязала Щелкунчику пострадавшую челюсть красивой белой ленточкой, которую отколола от своего платья.

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте. Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь.
Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

Великому художнику и строителю Дедалу пришлось бежать из Афин. Критский царь Минос дал ему пристанище. Дедал знал, что царь никогда не отпустит его.
Однажды, сидя у моря, мастер подумал: «Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?». Он собрал перья больших птиц, искусно связал их и скрепил воском. Дедал сделал два крыла для себя и для своего сына Икара. Крылья прикреплялись к груди и рукам.
Дедал надел крылья сыну и сказал: «Спокойно взмахивай руками. Не спускайся слишком низко к волнам и не поднимайся очень высоко». Осторожно летел Дедал. Икар решил: «Поднимусь высоко-высоко, выше ласточек, выше жаворонка, к самому солнцу».
Под жаркими лучами растаял воск, распались перья. Икар стремительно падал и исчез в море. Дедал, опустившись на остров, сломал крылья и проклял искусство, погубившее сына. Люди запомнили эту легенду и вспоминали о ней, мечтая о покорении воздуха.

В работе над проектом были использованы следующие сказки и мифы:

1) «Три поросенка»;
2) «12 месяцев»;
3) «Лягушка-путешественница»;
4) «Аленький цветочек»;
5) «Бременские музыканты»;
6) «Кот, петух и лиса»;
7) «Дедал и Икар»;
8) «Волшебник Изумрудного города»;
9) «Ежик в тумане»;
10) «Приключения Алисы в стране чудес»;
11) «Волк и семеро козлят»:
12) «Гадкий утенок»;
13) «Дюймовочка»;
14) «По щучьему велению»;
15) «Приключения кота Леопольда»;
16) «Телефон»;
17) «Золушка»;
18) «Маша и медведь»;
19) «Приключения Буратино»;
20) «Царевна-лягушка»;
21) «Доктор Айболит»;
22) «Два жадных медвежонка»;
23) «Красная Шапочка»;
24) «Лиса и волк»;
25) «Мороз Иванович»;Ъ
26) «Сивка-Бурка»;
27) «Каменный цветок»;
28) «Незнайка и его друзья»;
29) «Волшебное кольцо»;
30) «Русалочка»;
31) «Новое платье короля»;
32) «Оле-Лукойе»;
33) «Карлик Нос»;
34) «Госпожа Метелица»;
35) «Скверный мальчишка»;
36) «Колобок»;
37) «Огниво»;
38) «Щелкунчик и мышиный король»;
39) «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
40) «Цветы маленькой Иды».

При работе над проектом была использована следующая литература:

Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

И.Э. Савко. Весь школьный курс русского языка. Минск, Современный литератор, 2002.

Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2004.

Д.Э. Розенталь. Пунктуация и управление в русском языке. М.: Книга, 1988.

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 2002.

Знаки препинания при прямой речи. Во всех случаях прямая речь выделяется кавычками. Кроме этого есть еще знаки, которые зависят от расположения прямой речи в предложении.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью , то после них ставится двоеточие , а первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» (М. Лермонтов)

А: «П».

2. Если прямая речь стоит перед словами автора , то после неё ставится запятая и тире ; если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.
«Это лошадь отца моего», - сказала Бэла. «Увидеть барский дом нельзя ли?» - спросила Таня .

«П», - а. «П?» - а.

3.1 . Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся с маленькой буквы.
«Я говорил вам, - воскликнул Максим Максимыч, - что нынче будет погода». (Без слов автора было бы: «Я говорил вам, что нынче будет погода».)

«П, - а, - п».

3.2. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«Суда на пристани есть, - подумал я. - Завтра отправлюсь в Геленджик». (Без слов автора было бы: «Суда на пристани есть. Завтра отправлюсь в Геленджик»).

«П, - а. - П».

3.3 Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«Почему в шесть? - спросил Павел. - Ведь сменяются в семь» (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».) «Ну, хорошо, хорошо! - засмеялась Валя. - Я никому не скажу» . (Без слов автора было бы: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу».)

«П? - а. - П». «П! - а. - П».

«П, - а: - П». «П? - а: - П?»

4. При передаче диалога речь каждого лица берётся в кавычки, отделяется от речи других лиц при помощи тире. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
«Гей, добрый человек! - закричал ему ямщик. - Скажи, не знаешь ли, где дорога?» - «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе, - отвечал дорожный, - да что толку?» - «Послушай, мужичок, - сказал я ему, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега? - «Сторона мне знакомая», - отвечал дорожный…

5. Очень часто в печати слова каждого лица в диалоге начинаются с новой строки, и тогда перед ними ставится тире. Кавычки в таком случае не употребляются.

Позвольте мне сегодня пойти в гости, - сказала однажды Настя, одевая барышню.
— Изволь, а куда?
— В Тугилово, к Берестовым.

Схема

Таблица

Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», – думал Павка (Н. Островский); «Дедушку знаешь, мамаша?» – матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» – сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян…» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь).

§ 121. Авторские слова внутри прямой речи

  1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами. Например: «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться» (Фурманов).

    Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (название литературного произведения, промышленного предприятия и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

    Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь:

    а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А. Н. Толстой);

    б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);

    в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит , играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора);

    г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих .

  2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин); «Позвольте, – заметил один скептик, – не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров).
  3. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Я ни с кем и ни с чем не связан, – напомнил он о себе . – Действительность мне враждебна» (Горький); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, – покачал головой Воропаев . – Ну разве мне дойти?» (Павленко).
  4. Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Так вас зовут Павкой? – прервала молчание Тоня . – А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «Вот он, край света! – воскликнул Мохов . – Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!» (Ажаев).
  5. Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставится или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с прописной. Например: «Не надо… – сказал Вершинин, – не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Кальсонера… атакуем… – задыхаясь, отвечал Коротков. – Да он в наступление перешёл…» (Булгаков).
  6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Я тебя не спрашиваю, – строго сказал офицер и снова повторил: – Старуха, отвечай!» (Горький); «Покорно благодарю, – отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: – Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).

§ 122. Прямая речь внутри авторских слов

1) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А. Н. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул , между которыми находится прямая речь); …Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Лесков) (запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь); Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (В. Кудашев) (запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но );

2) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин) (тире поставлено в связи с тем, что предшествующая прямая речь заканчивается вопросительным знаком); И только когда он шептал: «Мама! Мама!» – ему становилось как будто легче… (Чехов) (прямая речь заканчивается восклицательным знаком); …Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» – и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Толстой) (перед и при однородных сказуемых встречается также постановка запятой и тире);

3) запятая и тире ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов, например: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно… (Гоголь).

Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но перед ними двоеточие не ставится, например: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Гоголь); Он вспомнил пословицу «Не плюй в колодец…» и отошёл в сторону; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание .

Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, надпись, выражение и т. п., то перед ними ставится двоеточие, например: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» (Пушкин).

§ 123. Знаки препинания при диалоге

  1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:

    – Родные есть?

    – Нет никого. Я один в мире .

    Знаешь ли грамоту?

    Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?

    – Знаю. Греческий (Булгаков).

  2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней посредством тире, например: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет» . – «На ком?» – «На Лариной» . – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед» (Пушкин).
  3. Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается: «Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна . «Ничего, живём понемножечку», – ответил Старцев (Чехов).

Когда мы пишем стихи, то очень часто употребляем в них не только свою - авторскую речь, но и речь персонажей и даже иногда включаем диалоги нескольких своих персонажей, перемежая их авторскими комментариями - размышлениями, выводами, замечаниями. Это делает наши стихи живыми, яркими, позволяет передавать особенности языка каждого из персонажей: не только ЧТО каждый говорит, но и КАК - какими словами, с какой интонацией и с какими лексическими особенности речи. Персонажи т.о. обретают в произведении свое особое лицо, делаются узнаваемыми.

Но как правильно записывать в тексте чужую речь? Безграмотная запись не только портит впечатление от стихов, но и затрудняет их понимание - запутывает читателя. Последний перестает воспринимать сюжет произведения и теряет к нему интерес. Поэтому очень важно освежить в памяти нехитрые правила записи чужой речи и принять, как данность, что ГРАМОТНАЯ ЗАПИСЬ ВАЖНА ВЕЗДЕ - и В СТИХАХ ТОЖЕ!

Правила записи прямой речи в стихах ничем не отличается от записи прямой речи в прозе. Разве что (поскольку поэтическая речь, как правило, разбита на отдельные строки- стихи), то допускается способ записи, при котором каждая строка независимо ни от чего всегда начинается с заглавной буквы.

ВНИМАНИЕ:
Предпочтительно всегда записывать поэтическую речь, содержащую диалог, не в свободном формате, как это делается в прозе, а все равно отдельными стихами - каждую строку завершать концевой рифмой.

Для начала разберемся с правилами пунктуации.

ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

В данной статье рассмотрим только «прямую речь» и «диалог».

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Схема 1
"П", – а.
"П!" – а.
"П?" – а.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Схема 2
А: "П".
А: "П!"
А: "П?"

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

Схема 3
"П, – а, – п".
"П, – а. – П".

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка.

Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Схема 4
А: "П," – а.
А: "П!" – а.
А: "П?" – а.

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы.

Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено.

Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку.

Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.
"П, – а, – п. П".
"П, – а. – П".

2. Диалог

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский)

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?
– А так иду, куда ноги идут.
– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

А:
– Р.
А:
– Р!
А:
– Р?

Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. (Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2). Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

– Р, – а.
– Р! – а.
– Р? – а.

– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3). Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Р, – а, – р.
- Р, – а. – Р.

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих.(Гоголь)
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

А:
– Р, – а.
А:
– Р! – а.
А:
– Р? – а.

Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

*************************************

Не так уж сложно, не правда ли? Дерзайте!