Изготовление грифа. Изготовление гитары

Статья не претендует на полноту и будет дополняться по мере поступления нового материала. В ней основное внимание уделяется выбору шейки грифа гитары и верхнего порожка.

Многие из вас, дорогие читатели, боятся того, что в ходе изготовления электрогитары своими руками даже самые маленькие ошибки могут привести к неудаче всего проекта и, как следствие, разочарованию. Мечта лопается, а кошелек становится ещё более пустым, чем был до этого).

Шейка грифа гитары

Как гитарист и страстный поклонник хамбакеров с уверенностью могу сказать, что по звукотехническим причинам очень хорошо, что мы рассматриваем в данной статье изготовление гитары Custom Stratocaster.

Кроме вышеуказанных причин, одной из причин является то, что мне как любителю блюза не хватало протяжности звука от моих гитар моделей Les Paul и SG.

Прежде всего, я отверг идею самодельного изготовления отдельных частей электрогитары из-за отсутствия собственного цеха с профессиональным инструментом и достаточного количества времени. Я посетил всемирно известный аукцион Ebay прежде всего для того, чтобы найти соответствующую моим представлениям шейку грифа гитары . А сделать это было совсем не так просто, как кажется.

На нижней картинке очень хорошо видно, что существуют 6 стандартных разновидностей профиля шейки грифа гитары , называемых также формами (по анг. Shaping). Эрик Клэптон (Eric Clapton), к примеру, использует V-образную форму шейки грифа на своей Блэки (Blackie).

После многочисленных испытаний шеек грифа различной формы в местных музыкальных магазинах мне лучше всего подошел C-Профиль. Это помогло мне весьма прилично сузить поиск идеального Стратокастера (Stratocaster). В итоге выбор пал на гриф из клена Fender Allparts , из-за того, что он имел подходящую мне форму, а также по причине того, что я ни разу не держал его в руках (был огромный интерес). Ладовые порожки и точки разметки грифа уже стояли на своем месте.

К счастью, как оказалось позднее, т.к. передо мной возникли проблемы защиты кленовой шейки грифа, которая, как известно, лакируется с тыльной стороны, и со стороны накладки. Операции по самостоятельному наклеиванию ладовых порожков электрогитары и тем более лакированию мной не проводились, так как это была бы на 100% небрежная работа.

Для ускорения игровой пригодности и для комфорта при игре оптимальными покрытиями шейки грифа при самостоятельном изготовлении электрогитары являются специальные воски и масла. Об этом я узнал на музыкальных форумах, посвященных гитаре. К тому же, если посмотреть все старые Стратокастеры профессионалов, очень часто оказывается, что лак на задней стороне шейки грифа гитары практически полностью стирается и, видимо, никому не мешает, а быть может, даже, каким-то образом и помогает.

Верхний порожек

Теперь пришла очередь верхнего порожка, который ведет струны вверх, к головке грифа. К сожалению, очень часто к нему относятся с пренебрежением.

Очень спорным является вопрос о том, какой материал для верхнего порожка гитары является наилучшим: кость, латунь или графит. Чисто из эксперимента я буду использовать порожек из латуни, который купил без насечек, на месте которых тонким фломастером нарисованы линии, соответствующие расположению струн.

Позднее нам будет важно, что каждая насечка должна быть по глубине в чуть более 0.5 раз больше диметра струны (на 50%).

Прежде всего, нужно проверить правильность изготовления верхнего порожка . Все в порядке, когда порожек точно подходит к пазу, т.е. свободно скользит туда-сюда, но не шатается. После проверки можно вставить порожек на свое место. Лучше всего укрепить его несколькими каплями суперклея и оставить ненадолго в покое. Верхний порожек должен выступать над грифом примерно на 3 мм.

Для справки приведу несколько размеров вам в помощь для грифов Стратокастера (Stratocaster):

Ширина шейки грифа у верхнего порожка - 41 мм.
Вычесть 2 раза по 3 мм = 35 мм. Расстояние между серединами 1-ой и 6-ой насечки.
35: 5 = 7 мм. Расстояние между серединами соседних насечек (расстояние между струнами электрогитары).
6 струн = 5 расстояний между ними.

На сегодня всё! Успехов вам в изготовлении электрогитары!

Подписывайтесь на

Пост не в формате кадабры, заранее извиняюсь. Движок кадабры привычен и удобен для написания длиннопостов, потому решено было воспользоваться именно им. К тому же, "пробка" же для общения на любые темы. Почему бы про гитары не пообщаться с кадабровчанами)

Всю свою гитарную жизнь мне был интересен процесс создания инструмента. Я читал про фабрики, смотрел видео про отделения custom shop, наблюдал как рождаются из кусков древесины привычные и знакомые формы стратов и лесполов. Витали мысли - а не попробовать ли закупиться нужными материалами и выпилить аки Папа Карло собственную, сделанную своими руками гитару. Причем сделанную именно так, как я хочу, а не как решил отдел маркетинга какого-нибудь раскрученного брэнда. Останавливало отсутствие ряда дорогостоящих инструментов и оборудования - понадобился бы фрезерный станок как минимум. Да еще и навык работы с этими инструментами и оборудованием требовался явно не нулевой.

Но все так безысходно.

Оказалось, что существуют такие продукты, как Guitar Kit. То есть - это просто набор более-менее готовых деталей, из которых любой умеющий обращаться с отверткой человек сможет собрать вполне работоспособный инструмент. В него входит, как правило, уже обработанные и подготовленные к покраске корпус и гриф (в гриф уже набиты лады и вставлен анкер), набор фурнитуры (бридж, колки) и электроника. В некоторых наборах начального уровня электроника будет уже распаянной, и при сборке потребуется просто подключить разъемы, т.е. даже навык владения паяльником не понадобится.

В более продвинутых китах голова грифа оставлена невырезанной, и можно придать ей любую желаемую форму

Не долго думая, мной был приобретен набор Harley Benton Les Paul Kit - оно даже продавалось в одном из питерских магазинов, и даже не надо было ждать доставки. Цена вопроса около 4500р.

Подробнее

Поставляется он в вот такой коробке

Внутри упакованы корпус леспольной формы, гриф, бридж tune-o-matic, колки, кнопки для ремня, распаянная электроника, крышечки, крепеж - всего хватает.

Присутствует наглядная инструкция на немецком и английском. Позабавило, что есть расхождения между двумя версиями инструкции: в английской колки прикручивают ключом, а в немецкой - хардкорно пассатижами.))

Корпус, увы, в отличии от тру-гибсон-леспола, сделан из липы. Топ - клен. Зато топ каноничной выпуклой arch-top формы. Были опасения, что он окажется плоским, но нет - все как надо.

В корпусе расфрезерованы и просверлены все необходимые полости, каналы и отверстия, приклеена пластиковая окантовка по периметру, древесина отшлифована и покрыта грунтом - то есть все готово к покраске и сборке. Кстати, "из-коробки" под покраску подготовлен только корпус, гриф предполагается оставить таким, как есть, на нем даже присутствует небольшой слой матового лака.

Тем не менее, есть некоторые требующие приложения рук недоделки. В полостях торчат заусенцы, занозы и опилки

Кстати, склеен корпус из трех кусков, что весьма сильно бросается в глаза с обратной его стороны)

Метод крепления грифа в нашем случае - на болтах. Карман грифа так же требует доработки - поверхность неровная и пятно контакта с грифом будет оставлять желать лучшего. Более того - угол наклона грифа, в случае если мы ничего не будем делать с карманом, окажется близок к 0 градусам, что кардинально неправильно для LP-подобной гитары. Нам нужно значение около 4 градусов - гриф должен быть завален, ибо у нас arch-top и tune-o-matic. Так что либо шлифуем карман и пятку грифа, либо подкладываем под пятку ближе 22му ладу какие-нибудь тонкие щепочки необходимой толщины. Без этого играть комфортно будет невозможно, так как струны будут висеть слишком высоко над грифом даже при максимально утопленном бридже.

Гриф сделан из клена, материал накладки - палисандр.

Голова весьма похожа на леспольную, и при желании можно ее сделать идентичной вырезав на ее торце так называемую "открытую книгу"

Стандартные для LP 22 лада, окантовка, инкрустация трапециями под перламутр - для бюджетного инструмента довольно симпатично выглядит

Увы, так же встречаются косяки. Неаккуратно вклеен один из ладов - из под него торчат остатки клея. В общем, лады потребуется шлифануть, чтобы добиться максимально низкого action (высоты струн) для комфортной игры без звона.

С пяткой грифа тоже не все хорошо. Вообще, есть ощущение, что для этих бюджетных китов используются грифы, которые попали под отбраковку на конвейерной линии Harley Benton и их пустили в бюджетные наборы. Тем не менее, это все не особо критично и поправимо

Зато с анкером все отлично - работает без нареканий, не заедает, прогиб грифа настраивается правильным образом.

Место вклейки головы в гриф сделано весьма аккуратно. Опасений, что голова треснет и отвалится, нет.

В целом гриф не без недостатков, но жить с ним можно. Чего не скажешь об электронике.

Во-первых это непонятные no-name звукосниматели. Во-вторых замечательная идея о соединении компонентов на разъемах разбивается о качество реализации - пайка хлипкая, контакт в разъемах ненадежный - если собираетесь на гитаре играть более чем пару раз в год, лучше от разъемов избавиться и припаять все по-человечески.

Уже на собранной гитаре обнаружилось, что схема пайки потенциометров громкости абсолютно неправильна - они работают как переменные резисторы, а не как потенциометры, что закономерно поганит звук и делает невозможной какую-либо адекватную работу с ручками. Посему - для нормального звука паяльник понадобится обязательно.

Покраска

Так как негоже оставлять гитару неокрашенной, начинаем подготовку корпуса и грифа. Для начала нужно определиться с окрасочными материалами. На эту тему можно написать отдельный трактат, потому постараюсь изложить все сжато и понятно.

Не стоит идти на поводу у инструкции, которая нам сообщает, что мы можем сходить в любой хозяйственный магазин и покрасить корпус краской из баллончика. Большое заблуждение, что электрогитаре не важно из какого материала она сделана - да, колебания струны снимаются звукоснимателем, но характер этих колебаний напрямую зависит от материала, с которым струна взаимодействует - это порожек, бридж, древесина корпуса и грифа, и их покрытие. Поэтому чем попало музыкальный инструмент красить нельзя.

Можно использовать нитрокраски, полиуретановые и краски на водной основе. Соответственно, лаки так же применяются либо на нитрооснове, либо полиуретановые. Нитро - более канонично (все старые инструменты покрыты именно нитролаком), меньше влияет на звук, но менее прочно. Полиуретан - прочнее, но сильнее влияет на звук.

Я выбрал краску на водной основе, а если точнее, то не совсем краску, а морилку Tury цвет "слива". Лак решил использовать нитроцеллюлозный ТЭКС НЦ-218.

Подготовку корпуса начинаем с зашкуривания и снятия слоя грунтовки - так как я решил использовать морилку, её следует наносить без грунта, чтобы она могла впитаться в древесину и прокрасить её. Заодно на этом этапе я подкорректировал профиль грифа - он был ближе к D-shape, а я его немного скруглил, приблизив к удобному мне C-shape. После этого заклеиваем полости малярным скотчем и приступаем к окраске.

Из-за того, что я поленился тщательно зашкурить корпус, кое-где остался грунт, потому морилка не хотела впитываться

Приходилось яростно ее втирать тампоном, иначе она просто бесследно стекала с поверхности.

Потратил на этот процесс несколько дней

Рабочее место)

Попытка сделать эффект sunberst увы не удалась. Может в другой раз...

Гриф тоже решил закрасить морилкой

В итоге этап нанесения краски-морилки завершился примерно вот этим:

Не все получилось так, как хотелось бы - виной моя лень, раздолбайство и кривизна рук. Теоретически, все можно было бы сделать красивее. Но, в принципе, получившийся винтажно-состаренно-потертый вид меня вполне устроил, в нем тоже было что-то забавное)

Далее предстояло нанести лак. Поскольку все происходило на территории обычной квартиры, предстояло решить проблему с вентиляцией - нитролак токсичен и вонюч. Более того, в тот момент была зима, а для работ с этим лаком требовалась строго определенная температура. Потому были закуплены респираторы и временно переоборудован балкон под импровизированную окрасочную камеру. Повешен термометр и установлена тепловая пушка для поддержания нужной температуры.

К карману грифа корпуса прикрутил деревянную рейку, чтобы было за что поворачивать корпус в процессе нанесения лака, и подвесил всю конструкцию на стремянку.

Гриф просто положил сверху стремянки

Старался делать слои как можно тоньше, и обойтись всего 4-5 слоями - хотелось максимально тонкого покрытия. Получились вот такие блестючие глянцевые гриф и корпус

Примеряем

Само собой, оставлять это в таком виде нельзя. Требуется шлифовка лака. Для начала нужно выждать время, пока слои лака окончательно высохнут и схватятся. В разных источниках читал о разных сроках для нитролака - кто-то говорит о неделе, а кто-то о 2х месяцах. Я ждал чуть меньше недели, возможно это не очень правильно, но хотелось уже скорее долгожданную гитару собрать и поиграть)

Для шлифовки были куплены листы наждачной бумаги зернистостью от 400 до 2500. Подробно технологию расписывать не буду, так как уже точно не помню сколько каждой градацией приходилось шлифовать. Действовал интуитивно, стараясь не переборщить, не перегреть лак - шлифовал руками, без машинки, тем не менее все равно старался не рисковать. Использовал воду. На шлифовку ушло пара вечеров.

В самом конце был применен автополироль и тряпочки из микрофибры. Постепенно гитара обрела более-менее цивилизованный вид

Остались последние штрихи этапа окраски - нанесение графитовой краски в полости, где будет находиться электроника для экранировки. Этим можно пренебречь, тем не менее, если хотим добиться отсутствия фона, наводок и избавиться от прослушивания радио "маяк" через гитарный усилитель, это стоит сделать.


Осталось поставить держатели ремня и крышки полостей. Набор струн так же идет в комплекте, так что натягиваем струны и приступаем к первичной настройке. Если все сделали правильно, то должен получиться вот такой результат:

P.S.

Как это ни удивительно, получившийся на выходе инструмент вполне годен в применении. Да, это не леспол, но помним, что за это мы отдали всего 4500 (не считая лакокрасочных изделий). Звучит он на уровне гитар категории от 10000 до 20000. Решил его сравнить со своим Schecter Revenger 7, купленным за 12000, в который были установлены датчики EMG81-7(707) и произведен ряд доработок и порадовался тому, что самодельный леспол в принципе звучал не хуже (с поправкой на датчики)

Позже я поменял стоковый бриджевый ноунейм звукосниматель на Seymour Duncan JB. Результат замены можно услышать на видео ниже:

В результате, имея в арсенале Shecter Revenger 7 и Washburn Dime 332 я все равно большую часть времени играю на самодельном лесполе, настолько он получился удобным и приятно звучащим.

Составьте план сборки гитары. Если у вас не будет плана, в конечном счете, вместо предполагаемой гитары может получиться что-то совсем другое. Чтобы сделать хорошую гитару, вам нужно продумать ее дизайн, и определиться с комплектующими, которые вы хотите использовать. Состояние и качество вашей гитары будет зависеть от того, насколько умело вы справитесь со сборкой. Комплектация же зависит от того, какими средствами вы располагаете и какие бренды предпочитаете.

Сделайте чертеж. Все, что вы строите, будь-то то дом или lego-машинка, нуждается в чертеже. Чтобы сделать его, очень аккуратно нарисуйте гитару, которую вы хотите. Не пишите на этом листе ничего - позже это будет вам мешать. Укажите только необходимые размеры, а все остальные пометки делайте на другом листе. Вы также можете распечатать фотографию гитары в натуральном размере, и затем перенести контуры с помощью подсвеченной поверхности или листа стекла.

Корпус гитары. Чтобы сделать гитару, вам понадобится корпус. Корпус является самой важной частью гитары. Без него не было бы ни струн, ни звукоснимателей, ни самого звука. Если у вас есть гитара, вы можете использовать готовый корпус. Однако, если вы хотите, чтобы ваша гитара отличалась, вам нужно будет сделать корпус вручную из дерева. Тип дерева и его плотность влияет на тон и сустейн (как долго звучит нота). Выбрав дерево, начертите корпус на куске и вырежьте его. Заготовки корпуса из экзотического дерева, такого как болотный ясень и махагони, можно заказать на специальных ресурсах для сборки гитар, например stewmac.com. Получив корпус нужной формы, вам нужно сделать в нем полость для грифа. Существует три вида крепления грифа: на болтах, вклеенный (выглядит изящнее, но не так универсален), и сквозной (гриф проходит через весь корпус гитары).

Купите или сделайте гриф. Купить готовый гриф легче всего, но если вы делаете гитару сами, вам нужно будет сделать и гриф. Это не очень сложно, достаточно найти деревянный блок нужной длины (обычно длина грифа составляет около 24 дюймов/61 см, плюс-минус пару сантиметров). Если вы делаете гриф сами, вам нужно будет сделать ладовые порожки из ладовой проволоки, которую можно купить во многих местах. Процесс установки ладовых порожков достаточно трудоемкий, и требует аккуратности и терпения. Для каждого лада нужна отдельная выемка, и она должна быть везде одинаковой. Если выемки будут разными, гриф будет постоянно звенеть на разных ладах: это никому не понравится, и в первую очередь вам.

Вырежьте полость для размещения грифа. Ее размер может быть разным, поэтому будьте аккуратны и соблюдайте точность.

Выберите звукосниматели. Звукосниматели генерируют магнитное поле и улавливают вибрацию струн. Без звукоснимателей, ваша гитара не сможет работать с усилителем. Вам также нужно будет определить последовательность, в которой вы разместите звукосниматели. Это все зависит от вашего бюджета. Вот некоторые примеры:

  • SSS, SSH, HSH, HH, H, HHH, SS, Or HS
    • S - сингл, H – хамбакер
      • Будьте очень внимательны при выборе звукоснимателей, поскольку они влияют на тон.
  • Купите звукосниматели. Вы должны были выбрать подходящий для себя вариант. Поищите его в своем регионе, чтобы он был качественный и доступный по цене. Вы также можете найти интересные предложения в интернете (например, три звукосниматели за $50).

    Вырежьте полости для звукоснимателей. Есть два вида ходов: верхний ход используется для прокладки проводов в верхней части корпуса, и регуляторы доступны сверху (как в Fender Stratocaster); нижний ход используется для прокладки проводов в заднюю полость гитары (как в Gibson Les Paul). Сделайте полости нужной глубины для каждого звукоснимателя, и сделайте отверстия между полостями для проводов к регуляторам и другим звукоснимателям.

    Установите струнодержатель (бридж). Бридж держит струны на определенной высоте. Его нужно размещать прямо напротив грифа. Пазы для струн на бридже должны ЧЕТКО соответствовать пазам на порожке возле головы грифа. Некоторые бриджи самостоятельно держат струны (Telecaster), другие пропускают струны сквозь корпус (Les Paul).

    Покраска. Это самая интересная часть. Хорошо отшлифуйте корпус гитары, чтобы его можно было красить, и выберите цвет. Рекомендуется использовать краску на основе нитролака для придания дереву хорошего вида. Нанесите один слой, дайте ему высохнуть, затем нанесите еще один слой. Вы можете наносить четыре слоя или больше, пока цвет не будет вас устраивать. Если вы хотите, чтобы гитара долго хранилась, наносите меньше слоев и не используйте лак.

    Бытует мнение, что сделать своими руками приличную электрогитару невозможно. Однако это не так, обладая некоторыми навыками работы со столярным и слесарным инструментом, имея желание и терпение, работая с достаточной аккуратностью можно создать вполне приличный инструмент, по своим характеристикам не отличающимся от покупного.

    Конечно есть мастера специализирующиеся на изготовлении очень качественных музыкальных инструментов под заказ, но цену их изделий можно сравнить с ценой приличной машины. Начинающему музыканту будет вполне достаточно недорогой, качественно сделанной самодельной электрогитары.

    Корпус. Среди тех, кто делает электрогитары, существует мнение, что гитара должна быть как можно легче. Особенно это относится к начинающим. Конечно, на тяжелом инструменте играть труднее: быстро устаешь, но корпус все же должен быть массивным - весить не менее 3,5-4 кг. Изготавливается он из хорошо просушенных кленовых, березовых досок или многослойной фанеры. Но наилучший материал - древесно волокнистая плита. Она не имеет определенной структуры, сучков, легко обрабатывается.
    Контур корпуса наносят на доску карандашом (рис. 1) и выпиливают его лобзиком или лучковой пилой "змейка". Затем в корпусе вырезаются и сверлятся все необходимые отверстия. Нижняя стенка делается из фанеры толщиной 4-6 мм. Обе части скрепляют гвоздями на клею, предварительно зачистив соприкасающиеся поверхности. С боков гитару обрабатывают рашпилем! сначала под прямым углом, потом слегка закругляя острые кромки. Весь корпус зачищают шкуркой, начиная крупнозернистой и кончая самой мелкой.

    После обработки корпус покрывают нитрошпаклевкой - тальком, разведенным на любой нитрокраске до нужной густоты. Сначала из пульверизатора, а потом деревянной или стальной пластинкой зашпаклевывают вмятины, неровности, шляпки гвоздей. И так несколько раз С перерывом в 1-2 суток для просушки. Затем снова зачищают корпус мелкой шкуркой.
    Когда поверхность станет гладкой, гитару красят. Лучше всего для этой цели подходит нитрокраска, 4-5 слоев которой наносят из пульверизатора. Если же вы захотите сохранить структуру дерева, то, не шпаклюя, «проморите» гитару до нужного тона. Потом нанесите 5-6 слоев бесцветного нитролака.

    Гриф должен быть сделан из дерева твердых пород, предпочтительно бука. Подбирается брусок нужных размеров и рубанком стачивается по длине и ширине (рис. 2). Верхняя часть грифа - абсолютно ровная, без выступов и впадин. Нижняя часть закругляется по шаблону. Верхняя часть тоже слегка закругляется, но таким образом, чтобы от верхнего порожка до конца грифа кривизна сходила на нет. Можно использовать гриф от старой гитары, предварительно его переделав - уменьшив по ширине и изменив форму головки.

    При разметке ладов сначала подсчитывают расстояние от верхнего порожка до первого лада. Оно равно «мензуре», деленной на 17,8.
    Само по себе понятие «мензура» обозначает расстояние от верхнего порожка до нижнего порожка (бриджа). Чаще всего встречаются две величины: 648 мм (Fender) и 629 мм (Gibson).
    Потом чертят прямоугольный треугольник, основание которого - мензура, катет - расстояние до первого лада. Циркулем проводят полуокружность радиусом, равным катету. Из точки пересечения полуокружности и основания восстанавливают перпендикуляр: он равен расстоянию до второго лада, и т. д.

    Головку грифа делают из того же дерева, что и гриф (рис. 3). Ее выпиливают лобзиком и обрабатывают напильником, потом зачищают. Отверстия для колков сверлят на расстоянии 30 мм друг от друга сверлом Ø 6 мм. В том месте, где колки крепятся к головке, делают срез. Можно ставить отдельные колки или блоки из трех, четырех штук.
    После точной подгонки верхнего конца грифа и шейки головка приклеивается к фифу.

    Рис. 4. Установка ладов
    а - разметка ладов; б - в грифе выпиливаются пазы; в - верхний порожек.

    Теперь нужно аккуратно разметить лады и сделать пропилы ножовкой по металлу (рис. 4). Подогнав лады, как показано на рисунке 4, вставляют их в пропилы (после покраски). Верхнюю часть грифа вообще можно оставить некрашеной, необходимо только пропитать ее морилкой и покрыть лаком. Номера ладов обозначают кружками, ромбиками или просто пластинками из белой или черной пластмассы. Врезают их в гриф заподлицо. Для удобства игры обозначение ладов (2, 5, 7, 10, 12, 15, 17, 19...) можно сделать сбоку грифа.
    Гриф шпаклюется и красится так же, как и корпус. К корпусу он крепится стальной пластинкой на гвоздях. Шурупы лучше не применять, так как такое крепление со временем ослабевает (рис. 5).
    Верхние порожки для всех гитар одинаковы (см. рис. 4). Материал - гетинакс, текстолит, оргстекло. Конструкция ясна из рисунка.
    Регулируемые нижние порожки устанавливаются на гитарах соло и ритм (рис. 6): пластинка из латуни или меди крепится в держателе из оргстекла, дюралюминия, стали. На гайках делается накатка, резьба М5. Вращая их, можно изменять высоту струн над грифом. Верхние сферические концы винтов полируются. Наглухо они ввинчиваются только после окончательной обработки корпуса.

    Нижний порожек гитары - бас сделан из оргстекла или дерева (рис. 7).
    Струнодержатели делают для гитар ритм и бас. Конструктивное оформление (рис. 8) может быть любым при одном и том же расстоянии между отверстиями для струн.

    Эту деталь гитары нужно выполнять из любых достаточно прочных материалов: листового металла - меди, латуни, нержавейки, стали; пластмасс - оргстекла, плексигласа. Причем металлические струнодержатели желательно отполировать пастой ГОИ. Крепится деталь к гитаре шурупом, сюда же надевается и ремень.

    (рис. 9) предназначен для изменения тона, или, как говорят, для «электронной» окраски звучания. Натянутые струны, проходя через отверстия в валу, стремятся повернуть его по часовой стрелке, а пружины препятствуют этому. При движении анкера пружины натягиваются, а струны ослабляются (звук понижается на 1-0,5 тона). Если же анкер двинуть в противоположную сторону, струны натягиваются, звук повышается на 1-0,5 тона. При колебаниях анкера звук вибрирует.

    Основная деталь вибратора - вал. Вытачивается он на токарном станке. Материал - любой металл: бронза, алюминий, сталь. Кронштейны изготавливаются из листовой стали и крепятся к панели на винтах МЗх7 с гайками. Панель из листовой стали и вал полируются. Пружины крепятся к валу и панели тоже винтами МЗх7. Анкер - стальной пруток Ø 4 мм. На обоих его концах резьба М4 длиной 70 мм. Ручка анкера - эбонит, оргстекло. Длина анкера подбирается в зависимости от конструкции гитары: он должен достигать нижнего конца грифа.
    Механический вибратор необходим на гитаре соло, но начинающим надо учитывать, что сделать его не так просто.

    Звукосниматели - наиболее существенная часть электронного «хозяйства» гитары. Они преобразуют механические колебания струны в переменный ток той же частоты. Качество электромагнитного звукоснимателя зависит от его конструкции, свойств применяемых магнитов, их формы.
    Основная часть звукоснимателя - магнит с катушкой. Магниты лучше всего взять готовые, но можно сделать и самому. Сопротивление каждой катушки - от 500 до 1000 ом. Устанавливаются они под каждой струной (рис. 10) или же под всеми струнами сразу - если катушка достаточно велика (рис. 11).

    Рассмотрим конструкцию звукоснимателя с тремя магнитами и шестью катушками - по две катушки на магнит (см. рис. 10). Магниты крепятся в гнездах основания, изготовленного из текстолита или гетинакса. Общее сопротивление катушек, соединенных последовательно, должно быть порядка 4,5-5 тыс. ом. Вывод звукоснимателя делается из того же провода, что и обмотка: провод скручивается, зачищается, облуживается и обязательно экранируется.
    Корпус звукоснимателя - из листовой меди, латуни или алюминия толщиной 0,5-0,7 мм, также служит экраном. Чтоб в цепи не было обрывов и замыканий, перед установкой крышки катушки заливают расплавленным парафином. Катушки и магниты для этого датчика берутся готовыми, например от высокоомных наушников ТОН-1, ТОН-2, «Октава».
    Звукосниматель с одной катушкой (см. рис. 11) может быть сделан полностью самостоятельно, без деталей промышленного производства. При аккуратной намотке не понадобится и каркас: 4-5 тыс. витков провода ПЭЛ 0,05-0,07 наматывают на деревянный брусок размерами чуть больше магнита.
    Для самого магнита используют кусок старого напильника. Его отпускают - нагревают докрасна и охлаждают при комнатной температуре. Затем опиливают по размерам и закаляют. Для намагничивания готовый брусок подключают к катушке, приготовленной для звукоснимателя (рис. 12а). При включении в сеть переменного тока 220 в проволочка перегорает, а брусок намагничивается.
    В конструкции можно использовать и другие плоские магниты, предварительно изменив их полярность: нагрев до температуры свыше 60° и снова намагнитив описанным выше способом (рис. 12б).
    Экраном катушки служит медная или латунная фольга. Изолятором - тонкая бумага, пропитанная воском (калька, пергамент). Экран припаивается выводом к первому концу обмотки, считая от «земли».
    Корпус звукоснимателя изготавливается из пластмассы, целлулоида, плексигласа, оргстекла. Стенки, основание и верхняя крышка выпиливаются отдельно, а потом склеиваются клеем В8, дихлорэтаном, БФ-2 и т. д.

    В гитаре соло необходим предварительный усилитель и темброблок. На ритм-гитару можно поставить один темброблок, а на бас - только предварительный усилитель. Предварительный усилитель служит одновременно и регистром: при переключении с ОЗ (обычное звучание) на ОГР (режим ограничения) окраска звука становится такой же, как, например, у саксофона.
    Когда все элементы схемы собраны на корпусе, сверху крепится винтами декоративная панель из листового пластика (рис. 14).
    Корпуса электрогитар по форме могут быть самыми разнообразными (рис. 15). Окраска и размеры тоже. Нужно только выполнить несколько обязательных условий. Общая длина гитары должна превышать длину корпуса примерно в два раза (можно больше у бас-гитары). На гитару соло обычно ставится механический вибратор, на ритме он не обязателен На бас-гитаре допустим гриф без ладов, как у контрабаса, достаточно обозначить лады пиниями. Без ладов звуки бас-гитары мягче, чище, и можно применять интересные игровые приемы, которые при игре с ладами недоступны.
    На электрогитару ставится три или минимум два звукоснимателя. Первый расположен ближе к нижнему порожку (его звук резкий, сильный - в основном высокие частоты).

    Второй - ближе к грифу (его звук мягче, глубже, хорошо воспринимает низкие частоты). Включают их поочередно в зависимости от характера игры. Провод от электрогитары к усилителю обязательно экранированный. Длина его 3-5 м. Соединение через штекер или вилку.

    Электрогитара для новичка - это очень дорогое удовольствие. Это практически недостижимая для молодого человека мечта. Но между тем начинающему гитаристу подошла бы электрогитара, своими руками сделанная. И это не химера, это вполне возможно.

    Электрогитара своими руками

    Основной элемент инструмента - это корпус. На гитарах, сделанных на специализированных предприятиях, он изготовлен из дерева. Для самодельного инструмента этот вариант не подойдет, так как сделать корпус гитары из дерева в домашних условиях очень сложно. Для него нужен будет обойный клей, бумага и опилки.

    Дело в том, что корпус особой роли в звучании не играет. Здесь главное - устройство звукоснимателей и цифровой процессор, служащий для создания звуковых эффектов. Для его изготовления делается форма из пластилина. В нее и будет заливаться смесь для производства корпуса. Дно и стенки нужно сделать как можно более гладкими, тогда меньше придется доводить их поверхность после застывания. Вся форма лепится руками (контуры - любые).

    Теперь нужно приготовить смесь. Для нее понадобится пара ведер опилок, пара коробок обойного клея. В разведенный обойный клей засыпаются опилки. Все нужно хорошенько перемешать. Должна получиться довольно густая масса, которая и заливается в форму. Форму с массой нужно оставить на неделю на просушку.

    После того как смесь высохла, нужно проверить, отделив от корпуса пластилин, нет ли трещин. Если все-таки трещины обнаружатся, их следует замазать той же массой и опять на неделю оставить сушиться. Когда все просохнет, корпус необходимо отполировать с помощью Следующей операцией будет оклейка корпуса старыми газетами в 10 слоев. Применяется для этого все тот же обойный клей. Снова он должен сохнуть неделю. После этого придется еще раз его ошкурить и покрасить. Для этого нужна старая краска (чем старее, тем лучше, так как со временем из краски улетучиваются те вещества, которые портят звук гитары). Это будет последняя операция по изготовлению корпуса.

    Изготовление грифа

    Электрогитара, своими руками созданная, должна иметь гриф. Для этого берется толстая ветка любого дерева. Она должна быть не меньше 6 см в диаметре. Ее нужно распилить вдоль, а заготовку прострогать рубанком. С помощью стамески и молотка изготавливается голова грифа и его пятка, которой гриф соединяется с корпусом. Берется разрезается на кусочки, и из нее делаются лады. Алюминий лучше всего проводит звук. Проволока приклеивается к грифу клеем "Момент". Под соединение грифа с корпусом в корпусе стамеской делается углубление. Гриф приколачивается к нему гвоздями.

    Изготовление акустической части

    Колки лучше снять со старой гитары и прибить по бокам к грифу. Порожек для струн делается из гвоздей. Когда струны будут натянуты, гвозди нужно будет забить до конца. Мостик делается из старого шпингалета, для чего с каждой стороны моста забивается по три гвоздя. Два - на одинаковую высоту, а третий - чуть ниже. Два гвоздя с краю не дадут шпингалету соскользнуть. А третий будет опорой. Мостик устанавливается произвольно. Высота струн устанавливается высотой забитых гвоздей. Для закрепления струн позади шпингалета забивается шесть гвоздей, у них нужно откусить шляпки и слегка загнуть назад. Это будет струнодержатель. Чтобы заиграла электрогитара, устройство под названием «звукосниматели» лучше купить в магазине. Но можно попробовать сделать его самостоятельно.

    Вот и готова электрогитара, своими руками сделанная.