Фантастическая аналогия. Прием фантазирования аналогия

Символическая аналогия

Символическая аналогия – это представление ключевых элементов задачи в наглядном виде. Такая техника работает лучше всего, когда вы полностью диссоциируетесь от ярлыков и слов и просто создаете мысленные картины проблемы.

Одним из наиболее известных примеров символической аналогии было открытие Фридриха фон Кекуле о том, что бензол и другие органические молекулы – это замкнутые цепочки или кольца. Открытие стало прямым результатом техники, при которой он визуализировал змей, глотающих свои хвосты.

Чтобы опробовать эту технику, закройте глаза и нарисуйте задачу или проблему в своем сознании. Заблокируйте сформулированные в словах мысли (это можно сделать, повторяя простое слово типа «ом» до тех пор, пока оно не станет бессмысленным). Возникающие при этом визуальные идеи позже могут быть выражены вербально, нарисованы или записаны.

Группа инженеров использовала символические аналогии, чтобы изобрести компактный домкрат, который удлиняется приблизительно на метр и может выдержать до пяти тонн. Среди продуцированных группой умственных образов были:

Индийский фокус с веревкой, в котором веревка сначала смотанная и мягкая, а когда ее разматывают, становится твердой;

Гидравлический принцип эрекции полового члена;

Измерение стальной рулеткой;

Велосипедная цепь с гибкими звеньями, твердеющая при натяжении.

Эти образы были объединены, чтобы создать концепцию, на которой в конечном счете была основана конструкция компактного домкрата.

Попробуйте сделать следующее. Вообразите, что ваша задача – создать уникальный дизайн дорожных знаков, показывающих главные перекрестки в поселке. Изобразите дорожные знаки как свою тему. Повторяйте простое слово, чтобы заблокировать вербальные мысли. Запишите свою визуализацию.

Что у вас получилось?

Среди образов и ассоциаций, пришедших мне в голову, были следующие:

Образ ориентиров. Люди используют ориентиры, чтобы определить местонахождение объектов. Ассоциация: подумайте о знаке как художественном ориентире.

Образ охотничьих собак . Собаки помогают охотникам, указывая на добычу. Ассоциация: используйте в качестве знака контур животного.

Цвета. Чтобы обозначить направление, люди используют цвета («поверните направо у красного дома»). Ассоциация: используйте разные яркие цвета для обозначения главных и второстепенных перекрестков.

Эти образы и ассоциации позволяют развить уникальную идею дизайна: отметьте главные перекрестки гигантскими металлическими животными (возможно, лошадь, бык и волк), которые будут одновременно выполнять функцию произведений искусства и ориентиров.

Отметьте второстепенные перекрестки металлическими птицами (кукушка, сова, сойка). Покрасьте знаки в яркие цвета, например ярко-розовый, желтый и бирюзовый. («Поворачивайте налево у синей лошади и направо у розовой совы».)

Перед продавцом встала задача заставить аптекарей выставить детский лосьон одновременно в отделах товаров для детей и для взрослых. Он вызвал умственный образ бриллиантового кольца, спрятанного за склянкой с аспирином, и на основе его интерпретации создал эффективную коммерческую рекламу.

Идея : продавец построил всю кампанию вокруг понятия «скрытые выгоды». Все способы, которыми можно было бы заработать деньги, выставив детский лосьон во взрослом отделе, он перечислил мелким шрифтом на памятке и приложил к ней небольшую лупу. Этот рекламный трюк был одним из самых успешных способов продвижения товара в истории компании.

Представьте символические аналогии как воображаемые грибовидные облака (ничего не уничтожающие, ничего не созидающие), поднимающиеся из заблокированного сознания. Именно ваша точная интерпретация этих облаков придает им смысл и значение.

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Из книги Исцеление мыслью автора Васютин Васютин

Символическая архивация. В процессе формирования психики ребенок начинает захлебываться в огромном потоке информации, которая ежесекундно поступает в его мозг. И вполне определенно можно сказать, что был найден лучший выход для того, чтобы не утонуть в ней. Мозг стал

Из книги Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно автора Микалко Майкл

Прямая аналогия

Из книги 50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга автора Филлипс Чарльз

Фантастическая аналогия Эта техника заключается в использовании воображения без связи с окружающей реальностью. Для начала следует представить ситуацию, которая позволит найти лучшее решение проблемы. Фантастическая аналогия позволяет объединять слова, понятия

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму - Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые - они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс - формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма . Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика - это профессиональная деятельность, а мозговой штурм - лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические - телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая - отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза - внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии .

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год. Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Группе С поставлена проблема изобретения распылителя для таких веществ, как клей или лак и т.д. Это должно быть приспособление без крышки, которую нужно снимать и заменять каждый раз при использовании. Отверстие диспенсера должно быть сконструировано так, чтобы оно открывалось для работы и закрывалось после использования. Члены группы стали искать в природе аналогии (пример с лошадью).

А: Устрица высовывает свою шею из раковины...снова втягивает в раковину.

В: Да, но раковина устрицы - это ее скелет. Живая часть. анатомическое ее строение внутри.

С: Какая в этом разница?

А: Шейка не очищает себя... она просто втягивает себя под защиту раковины.

Д: Какие еще есть другие аналогии?

Е: А как насчет человеческого рта?

В: Что он распыляет?

Е: Плюет...рот выплевывает, когда захочет... Он не очищает себя по-настоящему...попадает на подбородок.

А: Мог бы быть такой рот, который бы не плевал на себя?

Е: Может быть, но это была бы стоящая выдумка... если человеческий рот не может содержать себя в чистоте со всей обратной связью человеческая система...

Д: Когда я был маленьким, я рос на ферме. Я обычно управлял телегой с сеном, запряженной парой лошадей. Когда лошадь собирается испражняться, я видел...как анальное отверстие открывается... расширяется... и закрывается...

Позже группа синектики, работающая на проблеме распылителя, изобрела устройство, которое работало точно так, как было описано в аналогии. Разнообразие образования среди членов группы дает множество примеров, успешно применяемых в механизме прямой аналогии.

Работы по классическим научным открытиям, а также 17 лет практических изобретений показывают, что биологическое восприятие физических явлений порождает полезные точки зрения. Ф. Гельмгольц при обсуждении изобретения офтальмоскопа уверен в влиянии различных научных областей друг на друга. «Я объясняю свой успех тем фактом, что обстоятельства, к счастью, обогатили меня знанием геометрии и изучением физики среди врачей, где физиология предстала целиной большой плодотворности, в то время как, с другой стороны, мои знания явлений жизни привели меня к проблемам, которые находятся вне чистой математики и физики!» Сравнение научных наблюдений в одной области с другой областью помогает выразить проблему по-новому. Ф. Гальтон подчеркивал необходимость адекватного знания, так, что потенциально разрушительные чуждые идеи могли быть тщательно отобраны и подобраны.

Пастер пишет, что его успешная работа по асимметрии естественной органики была основана на разнообразных понятиях, заимствованных из противоположных сфер науки. И обычай Кавендиша «сводить вместе непохожие вопросы» позволял ему постоянно сравнивать явления и теории одной области науки с другой. В искусстве мы тоже можем наблюдать эффект прямой аналогии. Например, поэзия Гете была выражена в музыке. Он говорил: «Мне часто казалось, как будто невидимый гений нашептывал мне что-то ритмическое, так что во время прогулок я всегда следовал ритму и в то же время я слышал нежные мелодии, сопровождающие песню».



А Шиллер заметил: «У меня концепция сначала не имеет определенного или ясного объекта: это приходит позднее. Этому предшествует определенное музыкальное состояние души, и за этим во мне только потом следует поэтическая идея». И в искусстве, и в науке механизм прямой аналогии функционирует как конструктивная часть творческого процесса.

От одного из упрямейших успешных промышленных изобретателей века идет пример прямой аналогии, который имел место в процессе изобретения тетраэтил. Считая, что керосин хуже горит, чем газолин, как известно, два ученых считали, что это потому, что керосин не испарялся так же хорошо, как газолин. Они вспомнили про дикий цветок с красными лепестками, который цветет ранней весной, даже под снегом. Если только керосин покрасить в красный цвет, думали они, он мог бы, как листья того цветка, впитывать тепло быстрее и испарялся бы достаточно быстро, чтобы гореть в моторе как газолин.

Область аналогии и символизм были приняты синектикой. Механизмы метафоры, в которые входят символическая аналогия и личная аналогия, а также прямая аналогия, применяются в нашей ежедневной экспериментальной работе. Теория синектики согласна с утверждением, что человек не знает даже свою науку, если он знает только ее.

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор - У. Гордон (США, 1952 г.). Синектика - это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное - известным».

Синектика - это процесс поиска и создания новых ассоциативных связей. Синектика - это коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза.

Метод синектики, как и другие , основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т.п. может вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятий и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.

Виды аналогий

Прямая аналогия

Пример прямой аналогии в рекламе ЛЕГО

Прямая аналогия - ведем поиск аналогичных решений, бизнес-идей, ищем похожие факты в разных отраслях, сравниваем и исследуем. Чаще всего сравнения проводят с биологическими системами (растения, деревья) и техническими системами (транспортные средства, летательные аппараты). Для хорошей работы с этой аналогией требуются люди с разносторонними знаниями, склонные к системному анализу задач и проблем, легко выходящие за свои профессиональные границы.

Личная (субъективная) аналогия

Личная (субъективная) аналогия - представьте себя тем, о чём идёт речь в задаче. Предметом, явлением, проблемой. Например, можно представить себя рекламируемым продуктом и попытаться описать «свои» возможности и ощущения. Для работы с этой аналогией от синектора требуется хорошее воображения, преимуществом будут способности к перевоплощению. Важно - «вжиться» в роль, стать частью рассматриваемой проблемы, а затем убить своего рационального цензора, который обычно шепчет в ухо блокирующие глупости. Выскажите то, что не поддаётся логике и рациональному рассуждению.

Символическая аналогия

Символическая аналогия в рекламе «Сникерс»

Символическая аналогия - поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Синектор должен понять и описать самую суть явления, затем найти противоположность этому явлению, обнаружить общее у этих явлений и… кратко, одной-двумя фразами (порой совершенно нелогичными и странными), описать связь между этими явлениями. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого.

Фантастическая аналогия

Фантастическая аналогия позволяет придумать самые необычные образы. В двух словах - вы описываете желаемый результат и при этом не учитываете никаких объективных законов реальности, даете волю своей фантазии. Нужно лишь включить на максимум своё воображение и образное мышление, и всё получится!


Фантастическая аналогия

Основные этапы работы

1 этап

Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины, области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, опираясь на комбинацию их знаний, гибкость мышления, разнообразие практического опыта, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении. Для её работы должны быть созданы все необходимые условия: помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой, в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

2 этап

Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по применению аналогий для «разогрева» всех участников и тренировки их креативных навыков. Синектики должны обсудить найденные аналогии для того, чтобы проанализировать творческий процесс, осознать ход поиска решений для поставленной задачи.

Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Важно, чтобы каждый член группы преодолел свой страх, смело выражал свои самые необычные мысли. Для этого нужно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии.

3 этап

На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:

  • Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить);
  • Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
  • Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
  • Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
  • Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).

В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.

Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения.

4 этап

Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.

Главные отличия от мозгового штурма

Их два. Синекторы не выдвигают законченные идеи, а ограничиваются ассоциациями, аналогиями, образами, метафорами, сравнениями и описанием ощущений - раз. В отличие от классического «мозгового штурма», при использовании синектики допускается критика - два. Эти два отличия в сумме позволяют улучшать, изменять или отказываться от высказанных идей.

На начальном этапе метода синектики аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Необходимо отказываться от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели.

В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

Пример

У. Дж. Дж. Гордон использовал эту стратегию для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», которое выражает суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость». В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles. Несколько лет назад я проводил семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную очистку кованых металлических деталей. Для очистки деталей они использовали песок, но он попадал в полости, и, чтобы убрать его оттуда, требовалось много времени и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы должны быть твёрдыми и в то же самое время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано «название книги» «Исчезающая твёрдость». Это навело их на мысль о льде как аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы будут очищать детали и затем превращаться в газ и испаряться.

Майкл Микалко, Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2007 г., с. 302.

Больше креативных методик

Мозговой штурм — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма - выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в том, чтобы научить участников не бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Этот метод пробуждает утомленное воображение. Основные положения метода: коллективный поиск идей, разделение […]

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление. Что такое ассоциации? Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при […]

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор - У. Гордон (США, 1952 г.). Синектика - это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное - известным». Метод синектики, как и другие методы ассоциативного поиска идей, основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, […]

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что здесь для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» подразумевается сжатый, образный, противоречивый, обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие. Вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов - «заглавие книги». Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием».

Синекторы утверждают, что символическая аналогия - независимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Вот несколько примеров такого видения анализируемых объектов, приводимых обычно в популярной литературе по методам решения творческих задач:

Шлифовальный круг - точная шероховатость;

Храповой механизм - надежная прерывистость;

Пламя - прозрачная стена; видимая теплота;

Мрамор - радужное постоянство;

Прочность - принудительная целостность.

В самом деле, рассмотрим первый пример. Шлифовальный круг обычно тесно связывают с таким понятием, как точность обработки. Но в то же время он обрабатывает материал потому, что шероховат. И чем больше неровности на поверхности круга, тем более быстро идет обработка. Но чем больше неровности, тем меньше точность обработки. Так символическая аналогия позволила нам увидеть сложную реальную проблему, стоящую перед людьми, занятыми разработкой и применением шлифовальных кругов. 74

Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, и начинать освоение лучше с них.

Прежде всего выявляется главная функция объекта, то действие, ради которого он создан. Почти все объекты выполняют не одну, а несколько главных функций; желательно видеть их все. После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная одной из главных. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

Практика применения символических аналогий показывает, что в процессе обучения слушатели довольно быстро осваивают эту форму представления объекта. Приведем ряд примеров, полученных во время обучения синектике.

Объект: паркет.

Аналогии: скользкое трение, целая дробность, дискретная сплошность, поющее молчание, извилистая половица, высший низ, блестящая шероховатость, многоугольный прямоугольник, вспученная плоскость, плоская елка, деревянный ковер, трескучая неподвижность, желанное наказание, попираемая роскошь, многоэлементное однообразие.

Объект: дерево.

Аналогии: неподвижная динамика, неподвижное движение, зеленый костер, качающаяся твердь, мягкая прочность, живой минерал, изменчивое постоянство, пористая плотность, отдающий по-

требитель, сучковатая стройность, занозистая гладкость, прямая ветвистость, возвышающийся углубитель, зеленое тепло, сухая водокачка.

Объект: вентилятор.

Аналогии: застывшая струя, воздушный фонтан, освежающая скорость, твердый ветер, разряженное давление, настольный сквозняк, застывший вихрь, надоедливое удовольствие, электрический ветер, теплая прохлада.

Применение этого механизма в практической работе также очень ценно, т.

к. позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Пример. В процессе решения практической задачи потребовалось усовершенствовать редуктор, сделать его более компактным, регулируемым по мощности. Значительно приблизил к решению творческую группу процесс формулирования символических аналогий. Наибольшую эвристическую ценность, по мнению разработчиков, имели символические аналогии, где редуктор определялся как «неподвижная ступенька» и «скомканный рычаг».

В более широком смысле механизм символической аналогии - это представление объекта в виде символа, образа, знака, пиктограммы. Вот почему символическая аналогия может быть выражена и в виде рисунка.

Примечание. Собственно символические аналогии известны уже очень давно, намного раньше, чем синектика. В лингвистике подобные сочетания называются «оксюмотроны» - они применяются для придания речи большей выразительности. (Например - «Звенящая тишина», «Слепящая мгла», «Алгоритм изобретения», «Творчество как точная наука» и пр.).

Издавна данный подход применялся и для проблематизации при обучении. Так, например, живший в VIII веке н. э. английский монах и ученый Алкуин, приглашенный учить Пипина - сына Карла Великого, строил обучение в диалоговом режиме. Пипин задавал вопросы, Алкуин отвечал. И ответы его очень напоминают символические аналогии - они коротки, выразительны:

Что такое туман?

Ночь днем.

Что такое язык?

Воздушный бич.

Что такое сон?

Образ смерти, и т. п.

Очень глубокие связи данная форма описания объектов имеет с исландскими каннунгами.