Жизнь с одной рукой. «Не надо ставить мне рамки»: Я с детства живу без одной руки

Устроила необычный флешмоб. За один «лайк» она рассказывала один факт из своей жизни. Девушка лишилась руки при рождении, но эта особенность не сильно омрачает ее жизнь: она учится, участвует в фотосессиях и любит черный юмор. А еще говорит, что ей очень повезло с семьей и друзьями.

  1. Я всегда готова к лишнему вниманию на улицах. Это может ограничиться долгим взглядом, но может дойти и до перешептывания и тыканья пальцем.

  2. Так как у меня это с рождения, я изначально привыкла делать все при помощи полутора рук.

  3. Если смотреть на нее под определенным углом, можно увидеть мордашку.

  4. Я знатно экономлю на маникюре (плачу только за одну руку).

  5. У меня не было детства, как в американских сериалах, но была парочка эпизодов, о которых вспоминать не хочется.

  6. У меня сейчас вторая группа инвалидности, которую приходится обновлять каждый год. Это включает в себя рентген руки с демонстрацией прошлогоднего снимка.

  7. Я так родилась, потому что еще в утробе случайно запуталась рукой в пуповине. Руку зажало, и появилась на свет я уже так.

  8. Меня раздражает, когда люди спрашивают про это не напрямую, а через общих знакомых. Понимаю, что вопрос кажется неловким, но мне потом более неловко доказывать, что я не потеряла ее в аварии. Из-за этого испорченного телефона некоторые долгое время думали, что я попала в аварию и это не врожденное.

  9. В детстве я могла бесплатно поехать в лагерь каждый год и получала кулек сомнительных сладостей перед Новым годом.

  10. Из-за того, что одна рука тяжелее другой, у меня с детства легкое искривление, благо, сейчас не такое заметное.

  11. У меня есть косметический протез, который я сейчас использую для крафта. Когда я впервые пришла с ним в школу, переполненная гордостью, мои одноклассники испугались и просили его снять. Как итог, почти все уроки на моей парте просто лежала искусственная рука. На самом деле мне в нем было дико неудобно и жарко, не говоря уже о том, что я привыкла ходить по-другому. Именно поэтому я не ношу протезы и не собираюсь, ибо жить в постоянном дискомфорте, чтобы другим было приятно на меня смотреть? Ну уж нет.

  12. Случалось, что дети не хотели со мной играть/дружить, ибо думали, что это заразно.

  13. Еще я получаю целую ПЕНСИЮ каждый месяц, но никогда не держала ее в руках, ибо она сразу идет на оплату коммунальных платежей.

  14. Еще со школы я постоянно хожу с рюкзаком на правом плече. Я настолько к этому привыкла, что без него буквально чувствую себя голой.

  15. На самом деле именно из-за руки я долгое время не решалась на косплей и хождения на фесты, ибо опасалась реакции окружающих.

  16. Я могу вести себя так, что через какое-то время вы забываете об этой моей фишке.

  17. Как это ни странно, пару раз меня отшивали, когда узнавали про руку, и это оставляло следы на моей самооценке.

  18. Мне часто уступают место в маршрутке, но я почти всегда отказываюсь и спокойно уступаю тем, кому нужнее.

  19. Меня ужасно бесит жалость во всех проявлениях, поэтому мое отношение к людям, провоцирующим ее, более чем понятно.

  20. Однажды мне написал мужчина, который предлагал мне переспать с ним из-за фетиша на ампутацию. Он предлагал 200 долларов.

  21. Несмотря на такое мое отношение ко всему этому, раз в несколько месяцев у меня случается ‘сбой’ и я плачу взахлеб, но потом мне очень легко.


  22. В детстве я считала, что со мной что-то не так, а вот выросла и поняла, что это люди бывают идиоты.

  23. Моих друзей выводит из себя, когда дело касается чрезмерного внимания или оскорбления в мой адрес. Они злятся сильнее меня…

  24. Я просто обожаю черный юмор, шучу сама и ценю творения окружающих. Без самоиронии как без рук!

  25. В детстве, когда я гуляла по базару с бабушкой, мне часто давали какие-то угощения и игрушки бесплатно. Я верила, что это все мое очарование.

  26. Я умею кататься на велосипеде, прыгать на скакалке и т. д. Все, кроме подтягивания на турниках и завязывания шнурков.

  27. Я могу бесплатно кататься в трамваях и троллейбусах, но на этом мои льготы заканчиваются.

  28. Я часто слышу: “Вот если бы у меня так было, не знаю, выдержала бы я это/смогла бы я так”.

  29. Когда я родилась, акушерка предложила маме поменяться на ‘полноценного ребенка’, от которого отказалась мама, и сдать меня в детдом. Несмотря на давность факта, я частенько думаю об этом и представляю, насколько иной была бы моя жизнь и как мне повезло с семьей.

Текст: Катя Крюк

Меня зовут Катя Крюк, мне 21 год, и у меня нет левой руки. Самоирония, пожалуй, самое действенное лекарство от комплексов, поэтому мой псевдоним - Крюк. Чаще всего с близкими я шучу, что я «безрукая» - это помогает мне не комплекcовать по поводу протеза. До сих пор никто не знает, почему я родилась такой: врачи пожимают плечами, интернет не даёт чёткого ответа. Говорят, что дело в генетике: генетическая информация с «ошибкой» передаётся от родителя к ребёнку - но даже в этом нельзя быть уверенным.

Мама рассказывала, что, когда я родилась, одна из медсестёр увидела меня и сказала акушерке: «Ого, может, не будем роженице говорить?» - на что акушерка ответила: «Она что, не заметит?» Моя семья, конечно, была шокирована таким поворотом событий. После рождения я пролежала пару месяцев в больнице, а родители всё это время переживали и пытались понять, что со мной делать - отдавать они меня, естественно, никуда не собирались, но как жить дальше и как воспитывать меня, оставалось вопросом. В итоге они решили относиться ко мне как к обычному ребёнку, поэтому с раннего возраста я делала всё то же, что и другие дети. Первый протез у меня появился, когда мне было примерно полтора года, поэтому привыкать к нему мне не пришлось - он стал частью меня и помогал во многих бытовых вещах. Дети, как правило, тоже не обращали особого внимания - так продолжалось до похода в детский сад.

В саду дети дали мне понять, что со мной что-то не так. Меня обзывали и обижали, поэтому детский сад я возненавидела с первых дней, и каждое моё утро начиналось со слёз. Из-за огромного нежелания ходить в сад я часто болела и подолгу исступлённо плакала. Воспитатели и другие взрослые смотрели на меня, девочку с протезом, с жалостью и зачастую не знали, как со мной обращаться, поэтому меня отделяли от остальных детей: я спала в отдельной кроватке на краю комнаты, стул, у которого я должна была переодеваться, был вообще за шкафом. Иногда мне говорили: «Не делай этого, если не можешь», - а в моей голове крутилось: «Я могу всё, не надо ставить мне рамки».

Когда я пошла в школу, учителя общались со мной с осторожностью, потому что я была «необычным» ребёнком. А одноклассники (спасибо им за это!) играли со мной так же, как и со всеми. В моём классе всё было достаточно спокойно, и я не была объектом насмешек, но в самой школе обо мне ходили слухи: некоторые говорили, что я попала в автокатастрофу, другие - что меня укусила акула, а я ради смеха периодически подтверждала эту информацию. В школе мало кто спрашивал у меня об этом в лоб - но были люди, которые подходили ко мне на улице или в метро и спрашивали: «Что с рукой?» До четырнадцати лет в таких ситуациях я теряла дар речи и начинала плакать. Когда стала постарше, начала просто уходить, не отвечая, потому что не знала, как реагировать на такую наглость, как рассказать об этом и не расплакаться. Самым большим стрессом для меня было, когда вопросы по поводу протеза задавали представители противоположного пола: если со мной об этом хотел поговорить мальчик, да ещё и тот, кто мне нравился, я была готова провалиться сквозь землю и разрыдаться у него на глазах.

Сегодня я понимаю, что, если бы не мой протез, я бы не была такой отзывчивой и сильной

Родителям о своих переживаниях я не рассказывала, это бы их расстроило - мы вообще старались не говорить на эту тему, потому что она была болезненной и для меня, и для мамы с папой. Помню, мне было лет десять, я гостила у бабушки, мы собирались пойти по магазинам, и я надела на протез колечки и браслеты. Бабушка увидела это и сказала, чтобы я сняла украшения, потому что это только привлекает лишнее внимание к протезу. Браслеты я сняла, но только недавно поняла, что не нужно было этого делать.

Работа над комплексами - это долгий процесс. Я до сих пор иногда ловлю себя на том, что боюсь рассказать о протезе незнакомому человеку, но потом прогоняю эти мысли: если кто-то из-за этого не захочет со мной общаться, значит, проблемы у него, а не у меня. Помню, в подростковом возрасте я каждый вечер рыдала в подушку из-за того, что у меня нет руки, и думала, что моя жизнь именно поэтому не будет счастливой. Я думала, что никогда не выйду замуж и не рожу детей, потому что меня такую никто не полюбит. Но с личной жизнью у меня всё складывается хорошо, и я не могу сказать, что когда-то была обделена мужским вниманием. Сегодня я понимаю, что, если бы не мой протез, я бы не была такой отзывчивой и сильной. Мой характер сложился благодаря всему, что мне приходилось преодолевать с рождения. Я благодарна, что всё сложилось так, как сложилось.

Каждый человек, имеющий инвалидность, проходит медицинское освидетельствование. Когда я собирала документы о своем состоянии, то меня предупредили, что мне могут снять инвалидность, потому что никакой угрозы для моей жизни нет - то есть я, без руки, по всем законам и документам буду считаться здоровым человеком. Поэтому на медкомиссии я притворялась очень немощной - только так у меня получилось отстоять свою инвалидность. Не сказала бы, что у человека с инвалидностью третьей группы в России есть какие-то особые привилегии: я не могу даже парковать машину на специально отведённом месте, у меня нет бесплатного проезда в метро, положенные мне средства реабилитации и протезы никогда не поступают вовремя.

Мы с друзьями сами хотим сделать мне протез, потому что тот, что предоставляет государство, кажется мне очень уж некрасивым. Всех знакомых дизайнеров я прошу придумать мне протез из разных материалов, чтобы показать людям, что они могут быть и доступными, и красивыми. Ведь протез может стать объектом искусства, как у певицы из Латвии. Увидев её, я была в восторге и ещё больше уверилась в том, что протезы могут быть красивыми. Но, к сожалению, культура необычных протезов в России не развита, и стоят они довольно больших денег. В Европе эти расходы покрывает страховая компания, а у нас государство выделяет тридцать тысяч рублей, на которые можно сделать разве что полиэтиленовый протез в центре медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г. А. Альбрехта. Мы с друзьями пытались напечатать протез на 3D-принтере, но пока удачной модели не получилось. Наша цель - сделать красивую и удобную «руку», чтобы летом я могла носить футболки и не стесняться.

На улице людей с инвалидностью можно увидеть редко - если они и есть, то чаще всего это люди, которые просят милостыню в метро. В России не учат относиться к людям с инвалидностью спокойно и с уважением. Не так давно услышала фразу мамы, которая сказала своему ребёнку: «Не смотри на него, дядя болеет». Да не болеет дядя! У него просто нет ноги! Когда по городу идёт иностранец на зарубежных протезах, люди смотрят на него так, будто он с другой планеты. В России делают вид, что людей с ограниченными возможностями нет: у нас мало пандусов и оборудованных пешеходных переходов - не везде можно пройти с детской коляской, что говорить об инвалидной. Людей с инвалидностью много, они просто стесняются показывать себя, поэтому и другие люди не привыкли к тому, что все мы разные. Иногда я вижу в общественном транспорте людей с протезами рук, но чаще всего они кладут руку с протезом в карман или носят чёрную перчатку, чтобы было менее заметно.

Мне грустно, что в России очень мало делается для людей с инвалидностью. Здесь довольно много бюрократии и по каждому поводу надо собрать сотню документов. Но даже если ты соберёшь сотню бумаг, доказывающих, что тебе необходим протез, то, скорее всего, окажется, что нет финансирования. Я не жалуюсь, но мне обидно, что детям с инвалидностью приходится ждать коляски, протезы и другие средства реабилитации по многу лет и на них могут не выделить нужное количество денег. В Петербурге изготовлением протезов занимается только один институт. Там их делают так же, как в девяностые - а ведь на дворе двадцать первый век! Но добиться от государства современных протезов нереально.

Людей с инвалидностью много, они просто стесняются показывать себя

После школы передо мной встал вопрос о выборе профессии и вуза. Ещё в начале одиннадцатого класса я решила поступать в Мухинское училище, потому что всю жизнь рисовала и окончила художественную школу. Третья группа инвалидности не помогла мне поступить на бюджетное место, выделенное для людей с ограниченными возможностями, а для обычного бюджетного мне не хватило пары баллов. У меня не очень богатая семья, поэтому я приняла решение снова попробовать поступить через год. На это время я устроилась на работу администратором, каждый день ходила на курсы и к частным преподавателям, чтобы подготовиться к поступлению. Этот год был очень важен для принятия себя: я начала общаться с людьми, которые реализуют собственные проекты, занимаются творчеством и не думают о мнении других. Я работала на разных должностях и понимала, что в профессиях у меня нет ограничений - я могу всё. Раньше, устраиваясь на работу, я умалчивала о том, что у меня нет руки, ждала, пока начальство начнёт уважать меня как работника. Как правило, когда они узнавали об инвалидности, то ничего не говорили - помню только один раз, когда начальница накричала на меня из-за этого.

На следующий год я поступила на бюджетное отделение и продолжила работать в магазине одежды своих друзей. Там продавались вещи российских дизайнеров, и я поняла, что тоже хочу шить одежду - позже я запустила свой бренд одежды и аксессуаров Total Kryuk . Занимаясь его развитием, я каждый день убеждаюсь, что могу всё. Девиз Total Kryuk - «Одной правой»; этот слоган мы напечатали на правом рукаве свитшотов. Покупатели часто спрашивают нас о его значении, и мы всегда рассказываем им мою историю. Я не хочу называть себя особенной, но если мой пример может кого-то мотивировать, это самое важное, что я могу дать людям.

Сложностей в работе у меня нет. Я не могу играть на гитаре, не могу завязать себе ровную косичку, но я могу рисовать, водить машину с механической коробкой передач, плавать, шить одежду, работать за компьютером, готовить - в общем, делать практически всё, что делают другие люди. У меня нет одной руки, но у меня очень много амбиций. Благодаря тому году после одиннадцатого класса я смогла понять, что мне нужно на самом деле.

Я не могу сказать, что избавилась от всех комплексов, но я каждый день работаю над этим. Своим примером я хочу показать, что ничто не может помешать тебе быть счастливым и делать то, что по-настоящему приносит удовольствие. Развивая свой бренд и рассказывая о себе людям, я убеждаюсь, что некоторые всё-таки реагируют на тех, кто отличается от них, адекватно, с уважением и пониманием. Поэтому я призываю всех быть добрее друг к другу и помнить, что люди, которые должны быть рядом, будут любить тебя при любых обстоятельствах.

Фотографии: Дмитрий Скобелев

И дело вовсе не в плохом почерке или удобстве / неудобстве, как заблуждаются многие.

Одно из любимых "хобби" моих детей - попадание в какие-нибудь медицинские случаи из разряда один на миллион. Один из таких случаев как раз прояснился на днях.
С того момента, как от старшего ребенка стали требовать демонстрировать мелкую моторику для школы, он показывал исключительно свою "безрукость" или в лучшем случае "недоделанную двурукость". Надо сказать, что к этому решающему моменту шести лет у него был ожог правой руки и два вывиха локтя с гипсом на ней же, последний как раз в 5.5 лет. Тогда мы пошли к эрготерапевту - молодой неопытной девице, которая сказала, что ребенок должен решать сам. Правая рука болела, и ребенок предпочел левую. Педиатр сказал: скоро в школу, пусть остается левая. Мои сомнения были утоптаны в подсознание.
Время шло, началось письмо. Я только радовалась, что это Grundschrift, а не латинский или упрощенный. Немыслимое торможение списывала на "амбидекстровость". С увеличением нагрузки со второй половины второго класса и началом третьего новые и старые проблемы начали кристаллизоваться, как и новая уверенность: никакой он не амбидекстр и никакой он не левша, а чудо чудное диво дивное - переученный правша! Все это время я была в поисках специалиста по рукам, потому что обычный эрготерапевт явно не мог с этим справиться. Наконец, специалистку я нашла, добираться нам до нее почти час на поезде, но ближе никого не оказалось. Одно занятие мы разговаривали, второе - фиксировали движения ребенка на видео, третье - разбирали видео. Мое мнение она подтвердила. Теперь надо переучивать, но дело это, как говорит терапевт, непростое и может не получиться, если ребенок не захочет сотрудничать.

Таким образом, вывод: если у вас есть сомнения в том, какая рука у ребенка ведущая, - отведите к его к сертифицированному специалисту до школы, особенно если у рук были травмы. Ниже я перечислила действия, которые помогают определить ведущую руку. Найти терапевта непросто, их довольно мало, но ошибка в этом вопросе будет стоить очень дорого, так что лучше напрячься. Занимается проблемой институт леворукости в Мюнхене, но список специалистов на их сайте неполный и неточный.

Последствия переучивания ведущей руки


Сокращенное изложение немецкой статьи о том, почему не стоит переучивать левшей (правшей это тоже касается, просто крайне редко встречается) и к каким проблемам это ведет. На русском этой информации не нашла - пишут только коротко "не переучивайте, плохо будет" или дают весьма расплывчатую и сокращенную картину последствий.

Как известно, правое и левое полушария нашего мозга решают разные задачи, и одно из них является ведущим. Левое отвечает за речь, логику, анализ и последовательность, мышление знаками, интеллект. Правое - за синтез, мышление "в целом" (а не последовательно), образность, музыкальность, пространство и перспективу, интуицию. Полушария в обычном режиме "сотрудничают" друг с другом и используются как для своей "специализации", так и для помощи в других видах деятельности, но в случаях, когда возникает конфликт, ведущее погашает деятельность неведущего, чтобы мозг нормально функционировал и принимал решения. Хотя, если речь идет о действиях, в которых одно из полушарий сильнее, оно принимает на себя ведущую функцию, даже если ведущим является другое полушарие (например, если правша играет на музыкальном инструменте).
Таким образом, ведущая рука - это значительно больше, чем моторика: речь идет о работе всего мозга.
И если мы вмешиваемся в эту работу, меняя руки, то нормальное функционирование мозга становится затруднительным. Все указанные ниже последствия не обязательно встречаются у всех переученных, но очень часто. Асимметричность мозга может быть разной (в частности, у мужчин сильнее, чем у женщин) плюс у разных организмов разные возможности для компенсации. Поэтому последствия переучивания выражаются у некоторых людей сильнее, чем у других.

Первичные последствия переучивания

Проблемы с памятью, особенно кратковременной. Человек забывает, где он только что был, что он уже сделал. Забывает, что он собирался только что сказать.

Проблемы с концентрацией - уменьшается способность концентрироваться. Переученный ребенок быстро отключается, начинает мечтать или вести себя неспокойно, разговаривать с соседями, делать из себя клоуна.

Легастения (затруднения с чтением и письмом). Особенно часто зеркальное отражение букв, чтение наоборот. У нас - забывание облика слов, постоянный неправильный выбор букв (без какой-либо логики - нужно писать р - пишем т, например), произвольный пропуск букв, невозможность одновременно думать и писать.

Проблемы с ориентацией в пространстве

Проблемы с мелкой моторикой, неловкость движений

Проблемы с речью (заикание, долгий поиск нужного слова, сложности с выстраиванием собственных мыслей, потеря мыслей)

Вторичные последствия (развиваются на базе первичных и как следствие давления взрослых на ребенка)

Неуверенность в себе, ощущение недооцененности (понимание уровня своего интеллекта не соответствует тому, как его оценивают другие), отказ отвечать на уроках из-за страха неудачи. В результате давления взрослых ситуация только нагнетается, теряется способность себя адекватно оценивать, развивается стремление к самоизоляции

Постоянное нервное состояние, невозможность отключиться, ощущение себя "другим"

Постоянное сильное переутомление

Скачкообразное мышление и склонность к возражениям. Человек забывает ход своих мыслей, знает об этом, поэтому пытается высказаться сразу, как только мысль пришла в голову, не заботясь о точности и дипломатии. Проблемы с признанием авторитета других людей.

Частое повторение одного и того же (так как забывает, что уже говорил)

Избыточное компенсирование, эффект Демосфена. Человек тратит огромные усилия на то, чтобы преодолеть свои недостатки, и благодаря самодисциплине достигает своего, но очень дорогой ценой и имеет проблемы в отношениях с окружающими. Перфекционизм, ведущий к быстрому отказу от попытки: идеала невозможно достичь - как следствие ребенок сразу сдается.

Вегетативные проблемы.
Необходимость тратить значительно больше сил, чем тратят обычно в подобных ситуациях люди, может привести к следующим проблемам: обильное потоотделение, тик, судороги, головная боль, нарушение сна, грызет ногти.

Неврологические и психосоматические нарушения являются следствием переутомления организма. Конкретные болезни зависят от того, какие слабые места есть у данного конкретного организма.

Действия, которые помогают оценить ведущую руку

Ребенок уже использует какую-то руку для рисования или письма, но мы сомневаемся, правильно ли. В данном случае все действия с мелкой моторикой нам не очень подойдут для определения ведущей руки, так как выбор руки для них может быть результатом обучения или травмы, а не внутренней склонности. Чем старше ребенок, тем более переученным он может быть. Поэтому нужны виды деятельности, когда ребенок отключается от обучения, действует неосознанно. Это первая группа действий. Вторая группа действий связана с обучением, там используются другие наблюдения.

Первая группа

1. Особенности мышления: склонность к логике или склонность к творчеству. Это неоднозначный показатель, но если склонность очень выраженная, то обычно совпадает с выбором руки (первый правша, второй левша).

Далее я не буду писать слова "выбор руки для", только указывать деятельность. Преобладающий выбор той или иной руки говорит о ведущем полушарии. Наблюдать лучше длительный период в свободном режиме. Если предлагается какая-то деятельность, которая не является ежедневной, в режиме "сидим за столом", то предметы нужно класть перед ребенком ровно посередине.

2. Есть пальцами, без столовых приборов.

3. Пить из стакана без ручки (чашки с ручкой часто заточены под правшей - рисунок с соответствующей стороны).

4. Жестикуляция (какая рука чаще используется для жестов).

5. Указание на дальний объект.

6. Каким глазом смотрит в замочную скважину, подзорную трубу (за неимением картон от туалетной или кухонной бумаги).

7. Вести велосипед / самокат и идти рядом.

8. Крутить ручку помпы или колесо.

9. Собирать башню из кубиков.

10. Возить машинку (могут использоваться обе руки, но одна будет иметь преимущество).

11. Кидать и ловить мяч одной рукой.

12. Солить

13. Наливать (воду из бутылки, поливать цветы). Если вода тяжелая или сосуд имеет неудобную ручку, то это действие можно перенести в следующий раздел.

14. Кидать кубики в настольных играх.

15. Ведущая нога в футболе, прыганье на одной ноге - хотя это вторичный признак, не является определяющим.

16. Вытягивание предмета из мешка. Сложить по два одинаковых по форме кубика в мешок (например, два шарика, два кубика, два бруска, две крыши) и предложить вытащить пары вслепую.

17. Открывать дверь.

18. Крутить большую юлу с палкой в центре, маленькие волчки (это действие также может относиться к группе 2)

19. Выставлять на стол предметы для игры и переставлять их в игре (фишки в настольных играх, животные для зоопарка, лего-фигурки...).

Следующие действия могут быть свободно использованы для определения ведущей руки, только если нет подозрения на переучивание и если не было травм. В противном случае надо смотреть не столько на то, какая рука используется, сколько на язык тела. Если рука неправильная, то тело скукоживается, напрягается, плечи перекашиваются, туловище наполовину разворачивается, лицо напрягается, особенно вокруг рта, губы закусываются, высовывается кончик языка - изменение тем очевиднее, чем сложнее задача.

Открывать банки

Перекладывать спички, бусины и другие предметы на скорость из одной коробки в другую

Нанизывать прищепки на картонный круг, нанизывать бусины на шнур

Забивание гвоздей

Чистить овощи с помощью овощечистки

Чистить зубы

Рисовать кисточкой

Открывать дверь ключом

Точить карандаш

Мыть посуду

Есть вилкой, ложкой, резать ножом

Заводить игрушку с заводом

Предложить написать одинаковые буквы или слова сначала одной рукой, потом другой рукой, закрасить одинаковые объекты. При этом смотреть, какой рукой выбирается карандаш из кучки посередине стола, как ребенок сидит.

Если перед вами встанет проблема переучивания - не делайте это сами, обратитесь к специалисту. Если у вас вырисовывается амбидекстр - это тоже не является плюсом для ребенка. "Двурукость", к примеру, может развиться при родовых травмах (нехватке воздуха при родах). Эрготерапевты работают также и с ними, чтобы уменьшить нагрузку на мозг.

Они сидят рядом — женщина с пустым рукавом вместо правой руки и мужчина, вполне уверенный в себе. Пара, чем-то неуловимо схожая внешне и разделённая пропастью лет и положения. Мать и сын, встретившиеся через 40 лет.

В 1974-м она оставила его в роддоме. То ли побоялась забот, ведь самой было лишь 19, то ли просто не хотела видеть потомка любимого, разбившегося на мотоцикле. Сейчас очень жалела о той глупости, о том, что столько времени прожила без него. Виталий, вполне успешный человек, имеет своё дело, любимых жену, троих детей, маму и папу. Он по-прежнему немного растерян, хотя знал, что где-то есть женщина, родившая его, биологическая мать.
- Мои любимые мама и папа не скрывали, что усыновили меня, — рассказывает симферополец Виталий. — У нас никогда не было и не будет никаких тайн в семье. Лет в пять узнал, что неродной им по крови, тем не менее уже тогда чувствовал, что родной по всему остальному. Мои родители — учителя, очень желали детей, тем не менее не получалось. И тогда приехали в дом малютки, увидели меня. Говорят, я сразу улыбнулся и протянул ручки. Не помню, тем не менее думаю, так и было. Они — моя семья. Благодаря им всё в моей жизни хорошо.

А ещё они подарили мне дедушку и бабушку — родителей родного отца. Узнали каким-то чудом, что те очень желают меня видеть, страдают, позволили встречаться, мы стали одной семьёй.

Мужчина признаётся, что в армии друг рассказал ему о похожей ситуации — он также был усыновлён, тем не менее, узнав, не смог простить ни тех, кто воспитал, за то, что врали, ни ту, кто родила, за то, что бросила. Обижать родителей Виталий не собирался, тем не менее в душе поселился «червячок» — смог бы простить биологическую мать? Он никогда её не искал, просто знал: была та, кто носила его под сердцем 9 месяцев. А простить… Наверное, ведь она не сделала аборт, подарила ему жизнь, что уже само по себе хорошо. Потом мысли забылись. После службы в армии окончил институт, женился, с нуля поднимал дело, подарил родителям внуков и внучку. Просто был счастлив.
- О том, что у меня где-то сын, особо не думала, — говорит Елена Михайловна. — Вначале слишком больны были воспоминания о его отце: очень любила Серёжу, он старше на три года, институт заканчивал. Первая любовь, ветер в лицо — гонки на мотоцикле. Когда узнал, что беременна, обрадовался, говорил: поженимся, ни в чём нуждаться не буду. В тот вечер ехал ко мне. Шёл дождь, на мокрой дороге не справился с управлением. Недавно ходила на то место на Феодосийском шоссе, опустила на трассу кленовые листья — он любил дарить их, лучше всяких роз это было. Как доносила ребёнка — не знаю, родила и тут же написала отказ, как настаивали мои родители. О Серёжиных не думала: не могла, чтобы в квартире, где мы с любимым были так счастливы, ходил кто-то на него похожий.

После родов бросила институт, уехала в Керчь, устроилась диспетчером на автобазу, начала пить. Через пять лет с дальнобойщиком перебралась в Новгород. Детей больше не получилось, да и с новым другом жизнь не сложилась, хотя и 14 лет вместе были, — он по пьяни стал показывать силу, она ответила, однажды взяв в руки нож. Женская тюрьма в Красноярском крае и 12-летний срок — лучшее место и время для дум.
- Там вспоминала и Крым, и первую любовь, и сына, — признаётся женщина. — Рядом была зэчка, которая всё рисовала на любом клочке дочь маленькую, что на воле осталась. Решила, выйду — хоть издали посмотрю, как вырос мой мальчик.

На свободу она вышла досрочно, по инвалидности — во время работ лишилась руки. Ещё годы скитаний, прошение милостыни у храма, жалость старушки, церковной служительницы, что дала кров и дала возможность с работой. И всё чаще посещавшая мысль: увидеть сына.

Как только смогла, приехала в Симферополь. Сразу на кладбище, к любимому, все данные годы помнила: могила неподалёку от входа, с берёзкой в ограде. Нашла, обомлела: в ограде ещё два памятника — серёжиным родителям, их протирает от пыли молодая женщина, а мужчина красит оградку. Сердце зашлось, еле на ногах удержалась, за оградку ухватилась. «Вам плохо?» — оглянулся мужчина, и Елена Михайловна чуть не закричала: у него была улыбка, как у любимого. Поспешно извинилась, прошла мимо, уже обо всём догадавшись. На следующий день поехала в квартиру, где когда-то жил Сергей с родителями. Дверь открыла незнакомая женщина. Как оказалось, та, что стала мамой её сыну, — с мужем она перебралась в квартиру, завещанную парню дедушкой и бабушкой, чтобы у Виталия с семьёй было больше места. Мамы проплакали весь вечер, а отец позвонил сыну. Виталий понял всё и простил, ведь он давно для себя решил: просто благодарен той, что подарила ему жизнь.

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Семья беженцев из троих детей, беременной женщины и бабушки ищет жильё
В керченском реабилитационном центре проживает семья, в главе которой находится беременная мать. Эта семья состоит из 5 человек – это бабушка, сама мама и трое детей.
Милиция нашла мать двухмесячного малыша, которая оставила его знакомым
Сотрудники милиции нашли мать двухмесячного малыша. Она пришла к себе домой с приятелями для дальнейшего принятия спиртного.
В Керчи мать у знакомых оставила двухмесячного малыша и пропала
Вчера, 10 января в милицию и в Скорую помощь обратился мужчина, который проживает на Нижнем Солнечном. Знакомая его жены привезла два дня назад к ним своего грудного сына и оставила.
Что вас заботит сейчас, в данную самую минуту?
Что вас заботит сейчас, в данную самую минуту? Ответы мы искали долго: то ли крымчане такие беззаботные, то ли просто не желают отвечать.
В роддоме Керчи умерла мать с младенцем
4 ноября в Керченском роддоме умерла женщина вместе с новорожденным ребенком. Об этом редакции Керчь.ФМ сообщили сразу несколько человек.
Мамины слёзы
У крымчанки украл ребёнка собственный муж 25-летняя крымчанка Нелли Моисеева уже десять дней не находит себе места — пропал её трёхлетний сынишка Эральп. Мать убеждена, что малыша похитил отец — гражданин Турции, с которым она разводится.
Симферопольский милиционер нашел в соцсети родителей потерявшегося ребенка
Катаясь на велосипеде, 5-летний мальчик не заметил, как покинул пределы родного села. Ребенок вернулся домой целым и невредимым благодаря неравнодушию жителя столицы автономии и смекалке правоохранителя.
Соцсети помогли симферопольской милиции найти родителей потерявшегося ребенка
5-летний ребенок уехал от родителей на велосипеде На улице Залесская в Симферополе 58-летним местным жителем был обнаружен ребенок, который катался на велосипеде без присмотра родителей. Мужчина поинтересовался у мальчика, где его родители, и узнал, что ребенок потерялся.
Не боясь числа «13»
45 лет назад суеверия не напугали молодожёнов Для людей суеверных число «13» считается несчастливым, в данный день они стараются не делать ничего важного и удивляются, когда кто-то своим примером опровергает числовые предрассудки. Сорок пять лет назад, 13 июля 1968-го, в Центральном загсе Симфероп...
С чистого листа
Иногда, чтобы найти счастье, надо пережить разлуку Она каждый вечер спешит с работы домой, чтобы, едва сбросив туфли и включив кофеварку, засесть за компьютер. Скорее в Интернет: вдруг он уже пришёл и, как всегда, послал ей в качестве приветствия смешной смайлик.
Диплом для мамы
Боженька сделал нам с мужем свадебный подарок — через месяц после свадьбы я узнала, что беременна! Мы с мужем очень желали ребёнка, но для начала планировали крепко встать на ноги, обеспечить будущее своей семьи.
Папа в декрете. Ребенок это не приговор
Женщина в декрете – явление обычное. Мужчина в декрете – удивительное.
В Керчи у женщины, прикованной к постели, желали забрать сына
Недавно в Керченский городской суд обратилась служба по делам детей департамента по социальным вопросам Керченского городского совета. Служба подала иск в интересах 14-летнего подростка.
Школьная любовь
Когда они вместе гуляют по парку, им вслед улыбаются прохожие. Как же: идеальная семья, любящие муж и жена, трое весёлых ребятишек — мальчик постарше и девчушки-двойняшки.
В Керчи у скандальной матери забрали старшую дочь в детдом – пока временно
В Керчи социальные службы и криминальная милиция по делам детей смогли убедить керчанку, оставившую детей без присмотра, написать заявление с просьбой временно поместить старшую дочь в детский дом, передают «Аргументы недели – Керчь». После того как вечером ребенка госпитализировали с подозрением...
В Керчи нерадивая мамаша на весь день бросила троих малышей в закрытой квартире
В Керчи женщина на весь день бросила троих малышей в закрытой квартире. Об этом рассказали работницы местной аптеки, какие вызвали милицию, пишет Kerch.fm.

Маркетолог Елена Кузнецова о ребрендинге инвалидности, глубинных смыслах и о мужчинах

Сейчас к сорока годам я не чувствую себя инвалидом и это определенное достижение. Мне потребовалось с самого рождения противостоять догмам, противостоять каким-то вещам и в итоге я себя инвалидом не чувствую. И самое интересное, что люди на меня не реагируют как на инвалида.

Елена Кузнецова живёт с протезом вместо правой руки. Живёт активно и гармонично. Завязывает необычные узлы на шейных платках, вкусно готовит, водит машину. Может поэтому, когда они с подружками ходят по Питерским магазинам, ей периодически предлагают купить платье с коротким рукавом. Она отшучивается. А когда спрашивают, почему у неё кольцо с помолвки не на той руке, успокаивает всех, что не католичка – просто у неё нет правой руки. И ловит удивленный взгляд. Опять забыли. Но Елена такой забывчивости знакомых рада. Ведь добрыми люди к ней были не всегда, да и сама она раньше воспринимала себя совсем иначе.

«Судьба из тысячи выбрала нас. Это наш крест»

В конце семидесятых в СССР УЗИ беременным не делали. Поэтому когда родилась Елена, врачи в роддоме тут же принялись отговаривать её родителей. Ребенок родился с врожденным недоразвитием предплечья - без правой руки. Зачем её оставлять? Есть же детдом.

Отдельно разговаривали с отцом, отдельно - с матерью. Тогда такая была система, и она до сих пор существует: в России нет инвалидов. Их прячут. Их прячут очень сильно. И папа написал маме записку: «Судьба из тысячи выбрала нас. Это наш крест», - и они меня забрали.

Отцу Елены пришлось полностью отказаться от общения со своими родственниками: они искали, кого обвинить в рождении девочки без руки, и выбрали её мать. Как муж, он не мог с этим согласиться. Как отец, не мог смириться, что дочь – инвалид. Но все понимали, что Елене в жизни будет нелегко.

Почему-то взрослых очень заботил вопрос, почему я такая и кто в этом виноват. Мою маму научили, что если она не будет давать мне спуску, не будет жалеть, будет всё заставлять меня делать, тогда из меня получится человек. И воспитание было достаточно жесткое. У родителей не было никакого желания относиться ко мне как к инвалиду. Они сказали себе, что я обыкновенный человек. И так мы и жили. Конечно, они очень боялись, я так думаю, получится или не получится, поэтому заставляли меня учиться обходиться без посторонней помощи.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Это одно из ранних детских воспоминаний Елены: она пытается одной рукой натянуть колготки и всё время срывается. Она хнычет и начинает снова. Не получается. Ревёт в голос. Так сильно, что гостившая у них мамина подруга не выдерживает: «Да помоги ты уже ей!» Мать отказывается: «А если меня не будет, кто ей станет помогать натягивать колготки? Пусть сидит и учится». И Елена научилась. Постепенно. Всему.

Я даже гвоздь могу забить. Я даже могу белок от желтка отделить, - смеётся Елена Кузнецова. - Прекрасно пеку. Всё остальное - тоже. При этом я села в детстве на велосипед и поехала, потому что я представила в голове, как я еду. И я часто это использую. Если я в голове представляю, как я это делаю, то тело творчески подчиняется, и я придумываю способ, как это делать. А еще я вяжу спицами и крючком.

- Как?

Сама научилась. Руками. Недавно связала дочери свитер. Она носит его. И мужу связала свитер тоже на Новый год. Мои вышивки продавались на ярмарках. Вязание, вышивка, мягкая игрушка, плетение макраме, моделирование, дизайн, танцы - чего только я ни делала.

- То есть Вы благодарны родителям за строгость и игнорирование инвалидности?

Да, благодарна …теперь. Хотя мне больно было и тяжело, и казалось, что родители меня стесняются и прячут, и т.д. Недавно мы разговорились с мамой: она меня, таким образом, хотела защитить, а я интерпретировала, что меня родители не любят. Мне всё время казалось, что они от меня откажутся.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

«Я ошибка и поэтому могу делать только ошибки»

Что ещё дала Елене родительская строгость? В детсадовском возрасте ей поставили активный протез. Таких в советское время было не много. Родители детей-инвалидов порой пытались возместить только косметическую функцию отсутствующей конечности, а на функциональность протеза не обращали внимания. Стесняясь своих протезов, иногда сами дети шли по пути наименьшего сопротивления – ленились делать упражнения. Для Елены пути наименьшего сопротивления не было.

Мне родители не разрешали ходить дома без протеза. Я должна была всё время быть в протезе. Это очень тяжело. Мне приходилось отвоевывать в подростковом возрасте себе право ходить без протеза.

- Отдыхать от него?

Да, хотя бы дома. То есть всегда есть оборотная сторона медали. Хорошо, что мой характер и жизнерадостность не позволили сломаться под этим натиском. Но это самое травмирующее мое воспоминание - что родители старались скрыть, что я инвалид. Я ходила в детский сад и, чтобы ложиться спать, мне покупали футболки с длинным рукавом. Мне нельзя было снимать протез. Может быть, дети бы острее на меня реагировали, дразнили бы. А может наоборот, это вот скрывание, утаивание провоцировало какие-то недобрые взгляды.

Елена замолкает. У каждого есть свои болезненные воспоминания из детства. Их можно пытаться игнорировать, спрятав в чулане своего подсознания, можно часами проговаривать с психологом, можно отпустить.

Если бы мы с вами говорили об этом пять или десять лет назад, я бы рассказывала очень страшные истории, потому что тогда я себя воспринимала по-другому. Я себя воспринимала более травмированной. Считала, что я ошибка и поэтому могу делать только ошибки. Да, в детстве всякое бывало. В начальной школе объявили бойкот, кто-то говорил, что у меня не хватает половины мозга и на меня ходили, показывали пальцем. До сих пор в метро могут коситься – видеть, что я держусь одной рукой, во второй сумка, и не уступят место. Сидят и смотрят. Раньше я очень стеснялась, а сейчас нагло могу в ответ смотреть или спросить: «Вас что-то беспокоит?» - пошалить, смотря какое настроение. Раньше я зацикливалась на негативе - сейчас ищу возможности.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Любая задача – это либо угроза, либо возможность

Сегодня Елена независимый маркетолог. Она из разряда людей, которых мы называем энерджайзерами, деятелями. У неё в работе всегда несколько проектов. Она шумная, общительная. У неё есть младшая сестра и дочь. И хотя в детстве отношения с сестрой были непростыми, именно с рождением дочери Елену повторно настигло осознание инвалидности.

Я надеялась, что уж дочь-то, которая меня знает с рождения, должна воспринимать меня такой, какая я есть. В итоге она не задавала вопросов, но когда в садике она захотела, чтобы я что-то делала – заплетала косы или ещё что-то, что я действительно не могу, - она очень обижалась на меня, плакала, устраивала истерики, что я не такая мать, какая ей нужно. Не такая, как все мамы.

И словно вспоминая, как в детстве родители учили её всё делать самостоятельно, Елена старалась помочь дочери осознать, что сложности - это не тупик, а возможность.

Я ей объясняла – это у тебя возможность самой научиться. Я долго очень ей эту мысль вкладывала. В начальных классах она сама научилась себе делать прически, плести колоски, и сейчас уже делает девочкам на переменках в школе. И вот сейчас, спустя много лет, мы с ней можем поговорить: помнишь, я была непреклонна – вот это на самом деле тебе возможность чему-то научиться. Ну и что, что у меня чего-то нет. Это, на самом деле, возможность. Мы сталкиваемся с какой-то задачей и проблемой и, на самом деле, мы можем воспринять это как возможность или как угрозу. Обычно люди выбирают угрозу - это страшно, это тяжело. На самом деле, это возможность.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Жизнь в парадигме возможностей

Нас отвлекают. В какой-то момент вспоминается фраза Елены, что ещё пять лет назад у неё было совершенно иное восприятие мира. Она прошла через депрессию и, только оказавшись наедине с собой, смогла заново оценить жизнь и собственные возможности. Сегодня передо мной женщина-лидер, которая ставит цели и добивается их, развивает собственный бизнес, живёт… не как человек без руки. Она наслаждается этой жизнью.

Мне бы хотелось донести очень важные вещи – неважно, что у тебя есть, важно, что у тебя есть возможность, и жить в парадигме возможностей, как бы это сложно ни было перестраивать свой мозг. Но всё: и себя, и детей, и своё окружение, - надо максимально настраивать на возможность. Для себя я решила, что уже всем всё доказала: обществу я доказала, что я состоялась, родителям доказала, дочери доказала, сестре доказала, себе доказала – теперь можно жить для себя. Реально я привыкла быть белой вороной, и это настолько меня перепрошило… Если раньше я очень стеснялась того, что я белая ворона, то теперь я очень этим горжусь, - поясняет Елена Кузнецова в эксклюзивном интервью для читателей . - Индивидуальность сейчас всё больше и больше принимает ценность, и это на самом деле так. И одинаковых штампованных людей уже не хочется. Уже такой передоз информации, перегруз, что действительно, чтобы человек откликнулся, захотел с тобой общаться, тебе нужно быть настоящим и действительно другим. И ничего страшного нет в том, чтобы быть другим.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Такая, какая я есть

Для человека, который с детства всё решает и делает сам, и ещё в третьем классе определился с поступлением в ВУЗ, выбор мужчины – сложен и важен. Но Елена нашла того, с кем может быть собой, без боязни оказаться уязвимой.

Мы съели такой пуд соли, который за десятилетия не съедают вместе, и сейчас он мой покровитель. Я хотела себе покровителя, потому что мне с одной стороны нужна была самостоятельность, а с другой стороны поддержка. Я всё время думала, что это финансовая поддержка, а оказалось, что мне не это нужно. Мне нужно глубокое принятие меня такой, какая я есть. Я, наверное, этого от родителей не чувствовала, ни от кого не чувствовала так, как от него. Я ему нравлюсь, какая я есть. Я абсолютно свободна в своих действиях, но я при этом всё время с ним советуюсь. Я никогда ни с кем не советуюсь, а с ним - всё время. Он у меня как апробатор моих идей, он все время мне что-то подсказывает, такой как коуч – тёплое зеркало. И сейчас это именно тот мужчина, который мне нужен. Под его покровительством я могу шалить – мой творческий ребенок с ним вот реально очень-очень отдыхает, я могу баловаться. Этого мне не разрешали ни родители, ни мои мужчины. У меня дочь иногда говорит, что я веселюсь больше, чем она. И всё потому, что он рядом.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Инвалидность – не тот барьер, что не позволяет жить

Знаете, с одной стороны протез – это психологическая травма, с другой стороны - это было очень серьезным мотиватором, чтобы двигаться. Понятно, что я какое-то исключение из правил. Но я такая. Может я и не была бы такой, если б были две руки, а может, имела бы мировую известность, - Елена смеется. – Сейчас у меня есть любимый мужчина. Но я сама подняла на ноги дочь, мы много путешествуем, она прекрасно одета, сыта, и я полностью её обеспечиваю и себя, построила квартиру, купила машину. Конечно, мне какие-то вещи даются сложнее. Но я не хочу, чтоб под маркой инвалидности усложняли жизнь. Жизнь не простая и бывает, чтобы чего-то добиться, нужно преодолевать себя. Но инвалидность – это не тот барьер, не самое страшное в жизни, что не позволяет жить . Это общество, на мой взгляд, надумывает. Потому что легче всего, например, собственный непрофессионализм скинуть на то, что ты инвалид и ничего не понимаешь. Мне вот однажды было отказано в должности руководителя, потому что сказали: «Раз она инвалид, значит, она психически неустойчива». У меня потрясающий управленческий опыт и огромное количество моих подчиненных остаются моими друзьями. То, какой я руководитель, никак не связано с инвалидностью.

Елена в первую очередь женщина. Яркая. Неординарная. Неудивительно, что на фотографиях, она старается подчеркнуть свою силу - свою позитивную энергию и красоту. На самом деле открыто заявлять о том, что она не инвалид, хотя у неё и нет руки, Елена начала только в конце прошлого года, чуть позже родилась идея написать об этом книгу.

Всё началось 8 января. Мы встретились с приятельницей - она мой партнер равноправный, – и я ей рассказала идею, над которой думала 20 дней и сорок лет. Это будет книга про жизнь без руки: как вообще без неё жить. Но это будет не просто справочник – я хочу с её помощью подвинуть парадигму в обществе. Сейчас на высоком уровне идет скрининг беременности и вероятность того, что человек родится без руки, снижается. За счет чего снижается? За счет того, что родители должны принять грех на душу и сделать аборт. А если бы эта книга появилась в женской консультации… Это опять же старая идеология – отказаться от сложности, отказаться от трудности. А это не трудность – это просто другая человеческая способность. Но мы же не отказываемся от ребенка, который 170 см вместо 200, как нам хотелось бы. Мы не отказываемся от этого. Мы принимаем эту индивидуальность, как индивидуальность. Иногда мне кажется, что отсутствие руки было более простым способом моей адаптации в обществе, потому что я могла все списать на руку: у меня не получается, потому что нет руки. Но какая разница - человек родился без руки или без ноги. Просто у него есть другие особенности. …Человеческий потенциал неограничен физическими возможностями. Как мне всегда говорил отец: «Если у тебя голова на плечах – не важно, есть у тебя руки, ноги, - ты всегда можешь заработать себе на жизнь».

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Ребрендинг инвалидности

Послужной список маркетолога Елены Кузнецовой впечатляет: она проводила ребрендинг сети магазинов бытовой техники и электроники, руководила отделом маркетинга, занимала пост бренд–менеджера и была заместителем директора по продажам и маркетингу. Сегодня Елена независимый консультант по стратегическому и тактическому маркетингу. Когда клиенты сталкиваются с ней лично и видят, насколько она деятельный и харизматичный человек, - для них это своего рода прорыв.

Некоторые говорят: «Лена, если ты живешь, радуешься, и вообще столько успеваешь, если столько у тебя жизнелюбия, то нам вообще грех жаловаться». Я очень благодарна жизни и судьбе за всё: за мой путь, за все эти встречи и работу внутри меня. Мне было подарено множество возможностей изменить свою жизнь в лучшую сторону, изменить качество своей жизни. Вообще у меня есть глобальная мысль – сделать ребрендинг инвалидности. Я маркетолог и знаю, как создавать идейные компании, и я понимаю, что та идеология, на которой построена благотворительность, она полностью утопична. На мой взгляд, многие благотворительные фонды живут от гранта к гранту. Они осваивают бюджет, они не гибкие, они борются за гранты друг с другом, а я хочу сделать объединяющую какую-то комьюнити и начать, возможно, с адаптации инвалидов без руки, без предплечья, без кисти – потому что мне это все понятно, а потом идти дальше. Хочу, чтобы реально это было объединение, где люди воодушевляются и заряжаются идеями. Чтобы сами инвалиды подключались, развивались, через это чувствовали себя по-другому, и они будут бацилами – вирусами – другой прививки обществу.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

На сегодня только в нашей стране проживает 12,2 млн. инвалидов*. Общество старательно внедряет принцип инклюзии. Особые люди работают в кафе, шьют модную одежду, устраивают выставки. Мы всё чаще видим на обложках журналов и на подиумах моделей с синдромом Дауна, моделей-колясочниц. Но для такого прорыва и принятия особых людей понадобился не один год и даже не десятилетие.

Сдвиг парадигмы в обществе уже начался, и он начался лет 20-30 назад: появились родители, которые по-другому воспитывают детей, и сейчас эти дети выросли и достигли другого. Вот сейчас можно говорить о прецедентах – что другой тип восприятия, другая парадигма жизни позволяет достичь других результатов. Например, обыкновенный ребенок стартует с нуля, а инвалид стартует с «-10». Понятно, чтобы встать на уровень «15», обыкновенному ребенку нужно преодолеть 15 отметок, а инвалиду то нужно преодолеть 25 и не потому, что он не способен, а потому что в обществе существует такая жесткая структура, которая не даёт расти ментально. Потому что восприятие возможностей – это ментальная программа. Просто нужно вставить другую ментальную программу. …У нас очень закомплексованное общество. Настолько страшно смотреть на инвалида, потому что ты боишься оказаться в такой ситуации, боишься, что тебе предстоит такой вызов. Легче не думать о проблеме, задвинуть её. Но эта проблематика существовала давно – и в Спарте, и в нацисткой Германии. На самом деле, моя цель - чтобы не повторился нацизм, чтобы не было понятия «сверхчеловек», чтобы была важна индивидуальность каждого. А мы всего лишь начали говорить о том, как жить без руки…

Следить за новым проектом