Сценарий литературно-музыкальной композиции о войне. Литературно-музыкальная композиция «Память» Необычная литературно музыкальная композиция о войне

Литературно-музыкальная композиция для учащихся начальных классов «Про войну»

В зале звучит песня В. Высоцкого «Ты бы пошел с ним в разведку?». Зрители усаживаются на свои места. Занавес закрыт.

Открывается занавес . На сцене в необычном освещении стоят пластически выстроенные фигуры в красном и в черном. Красные - на правой половине сцены, черные - на левой. Начинает звучать фонограмма песни на стихи Р. Гамзатова, музыку Я. Френкеля «Журавли». Фигуры движутся под музыку. На словах «и превратились в белых журавлей» появляются фигуры в белом «летящие» по сцене в пластическом этюде, имитирующие журавлей. Песня смолкает, все дети уходят со сцены.

Звучит в фонограмме первый куплет песни Б. Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги?».

Вы слышите, грохочут сапоги?

И птицы отдаленные летят,

И женщины глядят из-под руки,

Вы видите, куда они глядят.

Вы слышите - грохочет барабан:

«Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней!»

Уходит взвод в туман, туман, туман...

А прошлое ясней, ясней, ясней.

Проходит шеренга солдат в обмундировании, с оружием. Один остается.

Солдат.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как крынки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

К. Симонов

Звучит фонограмма песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая!»:

Ах, война, что ты сделала, подлая!

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

Под окошком чуть-чуть помаячили

И ушли - за солдатом солдат...

До свидания, мальчики, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

Парень и девушка, взявшись за руки, проходят через весь зал до сцены, обыгрывая слова песни пантомимой. В конце фонограммы они останавливаются, глядя друг другу в глаза.

Всю ночь не разнимали руки,

Всю ночь не спали мы с тобой.

Я после долгой, злой разлуки

Опять пришла к тебе, друг мой.

Теперь навек - ты веришь? Веришь?

«Любовь одна и жизнь одна...»

И вдруг стучит соседка в двери,

Вошла и говорит: «Война!»

Он. Война уже с рассвета длится.

Она. Войне уже девятый час.

Он. Уж враг за новою границей.

Она. Уж сотни первых вдов у нас.

И в вечность канул день вчерашний.

Ты говоришь: «Ну, как? Не страшно?»

Нет... Ты идешь в военкомат?

Еще не муж, но больше - брат...

Ступай, родной, ведь ты - солдат;

Ты соотечественник мне,

Он. Ив этом - все. Мы на войне.

Звучит фонограмма второго куплета песни Б. Окуджавы «Ах, война».

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Вместо свадеб окопы и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим...

Высвечиваются двое, стоящие в разных концах сцены, они как бы обращаются друг к другу на большом расстоянии. Она говорит, а он как бы читает ее письмо.

Как у облака на краю,

Вспоминаю я речь твою,

А тебе от речи моей

Стали ночи светлее дней.

Так, отторгнутые от земли,

Высоко мы, как звезды, шли,

Ни отчаяния, ни стыда,

Ни теперь, ни потом, ни тогда.

Но живого и наяву,

Слышишь ты, как тебя зову,

И ту дверь, что ты приоткрыл,

Мне захлопнуть не хватит сил.

А. Ахматова

Звучит громко шебет птиц.

Выбегают навстречу друг другу одетые в военную форму парень и девушка. Обнимаются.

Он. Люба! Любонька!

Она . Это же просто чудо! Ты - мой комбат!

Он. А ты - мой старшина! Слышишь, как звучит: «Мой старшина!» Солиднее, чем комбат, а? Ну, рассказывай все по порядку!

Она . Подумай только, ведь это случайно! Я могла не встретить тебя! Мы искали свой полк, наш, Сталинградский, но погиб наш заместитель комдива, решили проситься к танкистам. А получилось - к тебе!

Он. Любонька! А помнишь - Крым, твой и мой двор, море, стихи, помнишь, ты приучала меня к Маяковскому...

Она. Я все помню, с самого-самого начала...

Он. Старшина ты мой, через три минуты занятия с командирами взводов. Вечером встретимся.

Она . Ты расскажешь мне, как это ты уже подполковник?

Он. Разве в этом дело? Бить надо врага - вот, что сейчас главное (обнимаются и расходятся).

Опять звучит в записи щебет птиц, потом грохот орудий.

Девочка.

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву и тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю. Друнина

Звучание музыки несколько секунд. Куплет песни В. Высоцкого «Всю ночь продолжалась кровавая эта потеха...».

Две девочки в форме сидят спина к спине, взявшись за руки.

Юлька.

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Зинка.

Знаешь,- Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна...

За порогом бурлит весна,

Старой кажется, каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Юлька.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

Зинка.

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Юлька.

Зинка нас повела в атаку,

Пробивались по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Зинка.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить!

Юлька.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна...

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна,

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Ю. Друнина

Звучит щебет птиц, раздаются залпы орудий, потом снова слышно пение птиц.

Мальчик.

Кончался бой, и снова птицы пели,

И будто до войны, еще вчера,

Бросая под ноги тяжелые шинели,

Живые танцевали у костра.

Звучит песня «Случайный вальс». Пара танцует, когда остальные поют. Выбегают и весело пляшут под песню «Смуглянка».

Звучит фонограмма песни В. Высоцкого «Мне этот бой не забыть нипочем».

Высвечивается мальчик, который написал и перечитывает письмо отцу.

Мальчик . Здравствуй, дорогой мой папа! Мы живем хорошо, только очень по тебе скучаем. Я теперь с мамой работаю на заводе. И мне дают рабочую карточку. Папка, родненький! Бей фашистов сильнее, чтобы скорее стал мир и все мы были вместе. А то мама очень плачет, думает, что никто не видит. Она говорит, что ей все платья стали велики и поменяла их на молоко и хлеб. А то Сашка болеет. У нашей Мурки три котенка, а Сашок боится, что их убьют фашисты. Папка! Я хочу быть сильным, как ты, и прогнать немцев. И мы опять будем с тобой ловить рыбу и петь про черные глаза. Я тебя очень люблю и жду сильно. Твой старший сын Василий.

Отец мальчика.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора,

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь.

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

К. Симонов

Звучит фонограмма одного куплета песни Б. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал». Выходят все дети.

Девочка.

И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнет на почку и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.

А. Ахматова

Мальчик.

Победа у наших стоит дверей...

Как гостью желанную встретим?

Пусть женщины выше поднимут детей,

Спасенных от тысячи тысяч смертей,

Так мы долгожданной ответим.

А. Ахматова

Дети поют песню «Рисуют мальчики войну». Несут в зал сначала большие детские рисунки о войне, на последнем куплете — рисунки с цветами, салютом.

Литературно-музыкальная композиция о войне.

Звучит фонограмма детского смеха, дети играют с игрушками.Смех обрывается. Дети замирают. Звучит голос Левитана.
Ведущий:
Война…. Какое страшное слово!
Война – жесточе нету слова.
Война – страшнее нету слова.
Война – печальней нету слова. Война – это письма, которые ждут и боятся получать.
Война – это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу, уничтожению, смерти.
Война – сыновей принимая прах,
Навзрыд Россия голосила.

Война – остаться целыми в живых
Она всех остальных просила.
Весь под ногами шар земной…
Живу…
Дышу…
Пою…
Но в нашей памяти всегда…
Все. Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровянее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем дальше мы уходим от войны…

1 куплет:
Сколько писем солдатских с той последней войны.
До сих пор адресатам так и не вручены.
Может нет адресата и писавшего нет..
Так кого же он ищет треугольный конверт.
Припев:


Треугольная повесть, повесть в несколько строк
"Мол,воюю на совесть. Слушай мамку,сынок.."
2 куплет:
Желтым пеплом покрыла треугольники осень
Строчки ливнями смыты, словно вдовьей слезой
И слова уже стали неразборчивы очень
Но до боли понятен смысл тех писем простой
Припев:
Треугольная небыль, невозможная быль
В три погибели неба, пуль шальная кадриль
Треугольная радость, треугольная грусть.
Уцелевших три слова: "Я Маруся,вернусь.."
3 куплет:
Мы хотим,чтобы знали люди нашей страны
Эти письма писали нам солдаты с войны
Это так завещали все сполна любить
Что они защищали и смогли защитить
Припев:
Треугольная небыль невозможная быль
В три погибели неба пуль шальная кадриль
Треугольник бумажный есть мечты и держись
Промелькнуло однажды, "побеждаем, кажись!"
Ведущий.
Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!
показ презентации

Звучат 1-й куплет и припев песни "Священная война".
Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.
Через зал натянуты нити, по которых висят солдатские письма (треугольники).
Ведущий
Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет.
На сцену выходит девушка-почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены.
1
- Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?
Почтальонка

Все газеты да газеты.


2
- Почтальонка! Почтальонка!
Далеко ль тебе тащить?
Почтальонка
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.
Все журналы да журналы.
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума! (отдаёт письмо)
3
- Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?
Почтальонка
- Обошла я все дома. Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума! (отдаёт письмо)
4
- Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!
Почтальонка
- Не могу снимать суму! Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому. Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка! (отдаёт письмо)
Почтальонка
Серый камень на груди. Серый камень на груди.
На сцене остаются Катя Каталова Настя Дементьева Катя Анципович читают письма.

1 читает письмо
«Здравствуйте, милые Зиночка и Галочка! Шлю вам свой горячий привет. Зинуля, сейчас одна задача - скорейший разгром Гитлера, чтобы мы могли снова встретиться. Я надеюсь, что после разгрома врага наша встреча состоится. Я надеюсь, что ты с честью выдержишь это жизненное испытание. Помни всегда, что я в боях думаю о вас, что я, не жалея жизни, борюсь за вашу спокойную жизнь, за вашу свободу и независимость. И если.придется умереть, то и тогда не забывай меня, знай, что жизнь моя - цена вашей жизни. Я думаю, что все это ты прекрасно понимаешь.
2 читает письмо
Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь - 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь...
3 читает письмо
Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
Еще косится автомат
На окон черные подвалы,
Еще "цивильные" дрожат
И не выходят из подвалов.
И, тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.
Пулемётная очередь
Первая сцена гашения "бомб - зажигалок", под рокот самолетов, взрывов и воздушной тревоги. После налета возвращается домой, снимает пальто и засыпает ни стуле. Под пальто - белый халат.
Вторая сцена.
Тюрьма, девушка пишет письмо и начинает читать его вслух: "Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: "Боренька", а им ничего не сказала - не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все".
"Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено - ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! ВО ИМЯ ЖИЗНИ будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.
Твоя Паша".
Ведущий
Госпиталь. Все в белом.
Стены пахнут сыроватым мелом.
Запеленав нас туго в одеяло
и подтрунив над тем,как мы малы.
Нагнувшись воду на полу гоняла сестра.
А мы глядели на полы
И нам в глаза летела синева,
Вода, полы, кружилась голова.
Слова кружились: и она.
Третья сцена.
На сцену выходят Маша Подхапова, Настя Дементьева, Катя Анципович
Инна Зуева в роли мед сестры.
Каждый встаёт на своё место Инна в центре сцены
Маша Подхапова,
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Настя Дементьева,
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Катя Анципович
Но вот в сто первый раз,
в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шелк знамен
в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто…
Ведущий
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый...
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.

Звучит песня «Журавли»

А превратились в белых журавлей.

Они, до сей поры, с времен тех дальних,
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый –
Быть может это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес, по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей
Звучит фонограмма победы
Ведущий
Встала пшеница спелая,
Тихо плывет рассвет.
Все, что могли вы сделали,
Ребята, которых нет!

Плакать устали матери,
Но через толщу лет
Смотрят на нас внимательно,
Ребята, которых нет!

Будто склоняясь над судьбами!
Будто шагая вперед
Нам они стали судьбами -
Ребята, которых нет!"

В это время выходят чтецы зажигают множество свечей.
Cтихотворение В. Мавродиева «Мать».
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо березок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю,
Я вижу, как смотрят с тоской

Как трудно, пройдя столько зим и невзгод,
Опять не увидеть тепла!
Он был, или не был, ваш солнечный год:
Октябрь, коммунисты, война?

Вам обещали светлые дали,
Вы ж защищали царство печали...
Верили свято в лучшие годы,
Шли по этапу в царство свободы...

Вы стали слабей, и всё чаще болеть,
Мы стали умней и хитрей,
Мы многое сможем узнать и успеть,
Но сможем ли быть чуть добрей?

Я покойного деда медали храню
С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю!..
Старые люди! Строгие судьи -
Кто вас помянет, кто вас забудет?
Жизнь догорает, но боль не стареет,
Время проверит, кто что умеет!

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 733 г. Москвы

Конспект внеклассного мероприятия

для учащихся 3 – 6 классов

литературно-музыкальная композиция

«Победе в Великой Отечественной войне посвящается»

подготовили: Афиногенова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы,

Волкова Алла Дмитриевна учитель английского языка.

Москва 2014 г.

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине и её защитникам.

Задачи.

Образовательные:

    расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне;

    ознакомить учащихся с жизнью и подвигами людей в годы ВОВ .

Развивающие:

    развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

Воспитательные:

    воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенёсшим все тяготы военных лет.

    формирование дружеских, товарищеских отношений;

    сделать данное мероприятие ярким и незабываемым.

Оформление: класс украшен плакатами, фотографиями военных лет, выставка книг о Великой Отечественной войне, рисунками учеников.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация «Священная война», презентация «Дети войны», записи песен и музыки военных лет, солдатская форма.

Участники: ученики 3-го класса, ученики 6-го класса, педагоги.

Ход мероприятия.

1-й чтец:

Нам за всеми памятными датами

Видится главнейшая одна -

День, когда весною сорок пятого

На земле закончилась война.

2-й чтец:

Отдымили старые пожарища,

Мирно распускается сирень,

Но нельзя, нельзя забыть, товарищи,

Тот светлый майский, тот победный день!

Слайд-шоу «День Победы» слова: В. Харитонов, музыка: Д. Тухманов.

Ведущий (ученик 6-го класса): Каждый год 9 мая наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло уже 69лет. Время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца. Необходимо помнить о миллионах погибших. Помнить, чтобы жить!

Ведущая (ученица 6-го класса): Светлой Памяти 20 миллионов погибших в этой войне, обеспечившим вместе со всем народом мир и счастье на Земле и нашу с Вами жизнь Мы посвящаем наш праздничный концерт.

3-й чтец:

Умытая слезами - не дождем,
Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днем,
Чтоб никогда не позабыть о том,
Какой был подвиг совершен Отчизной!

Ведущий: Сегодня в торжественный, праздничный день Великой Победы, мы возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

Ведущая: Последние минуты мира, последние минуты тишины. Они были прерваны появившимися в небе самолетами с черной свастикой. Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напала на нашу Родину.

4-й чтец:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова… (Звучит голос Левитана о том, что началась война).

«Священная война» слова: В. Лебедев-Кумач, музыка: А. Александров.

5-й чтец:

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой.
Нам выдал общую беду,
На всех, на все четыре года.

6-й чтец:

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

На экране военная хроника: взрывы, бомбежка .

Ведущий: Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Ведущая: Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Ведущий: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ведущая: Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

7-й чтец:

Война - это горе и слёзы,

И грохот снарядов вокруг.

Война – это с неба угроза

И пуль пролетающих звук.

Война – это боль и отчаянье,

И ужас в глазах матерей.

Война нам приносит страданье,

Нельзя забывать нам о ней.

Ведущий: Горькими были первые месяцы войны. Мы отступали. Через 3 с половиной месяца войны фашистские войска вплотную подошли в Москве.

8-й чтец:

Вой сирены, дышащее смертью небо

И спасенье в метро от бомбежки.

И кусочек черного хлеба,

Как сокровище в детской ладошке.

Это все Москва сорок первого года.

Я не видел это, но знаю.

Испытания духа народа

Я в семейном кругу постигаю.

С той поры прошло уж немало лет.

Помню памятью близких людей,

Как ушел на войну ополченцем мой дед

Защищать Москву, свой дом и детей.

Девочки 6-го класса исполняют песню «Катюша» слова: М. Исаковский , музыка: М.Блантер.

Ведущий: Ещё война, но мы упрямо верим, что будет день, мы выпьем боль до дна. Широкий мир нам вновь откроет двери, с рассветом новым встанет тишина.

Ведущая: Война – самая тяжёлая из бед, которая бывает, но даже на войне солдатам всегда помогало чувство юмора. Оно создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат.

Сценка на привале (три солдата сидят у костра и ведут беседу).

1 солдат : А я расскажу, как я однажды за «языком» ходил.

Вот сижу я, значит, братцы.
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу братцы,
Немец лезет,

2 солдат : Но, а ты?

1солдат : Но, а я конечным делом,
Притаился меж сосён,
Белый снег, и я, весь в белом.
Жду бандита...

3 солдат : Но, а он?

1 солдат : Ну а он. Ползёт по лесу.
Только вижу, я братцы.
Много, в том фашисте весу,
Как бугай он...

2 солдат : Ну а ты?

1 солдат: Ну, а я по весу муха, как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?

3 солдат : Ну, а он?

1 солдат : Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только я браты,
Брюхом он лежит на ложе,
Снег глубокий...

2 солдат : Ну, а ты?

1 солдат: Ну, а я решил упрямо;
Взять живым его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет...

3 солдат : Ну, а он?

1 солдат: Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнут в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает...

2 солдат : Ну, а ты?

1 солдат: Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный “пэ-пэ-ша”.

3 солдат : Ну, а он?

1 солдат : Куда ж деваться?

Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху! Я
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.

Ведущий: После тяжёлых боёв солдатам необходим отдых, хотя бы и короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

Ведущая: Солдаты знали, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Но всё же звучали на войне шутки, весёлые песни, частушки.

К участникам сценки выходят девочки, исполняют частушки.

    Моросят дожди косые
    На берлинском на пути
    Лучше матушки России
    В мире края не найти.

    2. Мать сыночка провожала
    И такой наказ дала:
    «Береги страну родную,
    Как тебя я берегла».

    3. Наши танки в бой несутся,
    Содрогается земля.
    Пусть не зарятся фашисты
    На колхозные поля.

    4. Злобный враг войну затеял,
    Мы его не пощадим:
    И на море, и на суше
    Разобьём и разгромим.

    5. Я милёнка-гармониста
    Собирала тщательно.
    Пусть нечистого фашиста
    Бьёт он основательно.

    6. Гитлер злится, Гитлер злится,
    Очень он ругается.
    Приказал Россию взять,
    Да не получается.

    7. Гитлер вздумал угоститься -
    Чаю тульского напиться,
    Зря, дурак, позарился –
    Кипятком ошпарился.

    8. Налетели вражьи птицы
    На советские границы,
    Им от наших от ворот
    Показали поворот.

    9. Русский воин – молодец
    Хорошо сражается,
    Силою смекалкою
    Всегда он отличается.

    10. «Русиш, русиш, вам капут», -
    Немцы так кричали,
    А когда мы победили,
    В ноги нам упали.

    11. Сидит Гитлер на заборе,
    Плетёт лапти языком,
    Чтобы вшивая команда
    Не ходила босиком.

    12. На нас Гитлер наступает,

Всей Европе хвалится.

Ну и мы не оплошали,
Прикурить ему мы дали.

13. В деревню немцы ворвались,
От радости взбесилися.
Поросят всех, кур поели,
Чтоб вы подавилися!

14. Наши воины в Берлине
Празднуют победу,
Все ликуют и поют,
Честь солдату отдают.

Ведущая: Письма, письма. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой! Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась. И радостно было открывать их, и всякий раз тревожно и боязно: «Не случилось ли чего?

9-й чтец:

Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее прочитать.

На страницах застыли года.
22 ему будет всегда:
«Мама! Я здоров и живой».
А на утро последний бой.

Выходят мальчики 6-го класса в солдатской форме, в руках держат треугольники-письма. Тихо играет песня «В землянке» слова: А. Суркова, музыка: К. Листова.

1-й мальчик (солдат):

Здравствуй, мама!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой,
Будем мы фашистов гнать.
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
2-й мальчик (солдат):

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!

3-й мальчик (солдат):

Родная, любимая, милая мама!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры.
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

4-й мальчик (солдат):

Дорогие, мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Ведущий: Образы далёких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях; придавали им сил и мужества.

Ученик 9-го класса читает стихотворение «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

К. Симонов.

Вальс под музыку песни «Синий платочек» слова: Я. Галицкий и М. Максимов, музыка: Е. Петербургский.

Ведущий: Много испытаний выпало на долю женщин в годы Великой Отечественной войны. Много слез было в этой войне, но материнских слез больше всего: слез матерей, провожавших на фронт сыновей.

«Баллада о матери» читает ученица 6-го класса.

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну, и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,

И пронесся материнский крик.
Алексей, Алешенька, сынок,
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась - вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить,
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок,
Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино,
Все ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войн.

А. Дементьев.

Песня «Журавли» слова: Р. Гамзатова (перевод Наума Гребнева), музыка: Я. Френкеля исполняет ученик 6-го класса.

1-й чтец (ученица 3-го класса):

Его я узнала не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Ведущий: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.

2-й чтец:

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских - седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

Песня «Дети вой­ны» исполняют ученики 3-го класса.

Стихотворение Ю.Воронова «В школе» читает ученица 6-го класса.
Девчонка руки протянула И головой – на край стола… Сначала думали – уснула, А оказалось – умерла. Ее из школы на носилках Домой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинки То исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова Лишь хрипло сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья – после похорон.

Ведущий: Блокада. Ещё одна страшная страница в истории Великой Отечественной войны. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам.

Ведущая: Символом стойкости Ленинграда стала девочка Таня Савичева.

Стихотворение читает ученица 9-го класса:

В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:

А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Ведущий: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.

Ведущая: По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет.

Выходят ученики 3-го класса, рассказывают о пионерах-героях (от первого лица).

1-й ученик: Я, Валя Котик, родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, я вместе с друзьями решил бороться с врагом, был разведчиком. Погиб как герой, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

2-й ученик: Я, Марат Казей,жил с мамой и сестрой Ариадной в Минске. Мою мать, зато, что прятала у себя раненых партизан и лечила их, немцы повесили в 1942 году. После её смерти мы с сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Я был разведчиком, участвовал в диверсиях. За смелость и отвагу в боях был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Погиб, подорвав себя и врагов гранатой.

3-й ученик: Я, Зина Портнова, война застала меня в деревне Зуя, куда я приехала на каникулы. Участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 была зверски замучена фашистами. За стойкость, мужество посмертно мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

4-й ученик: Я, Лёня Голиков, рос в деревне Лукино, когда моё родное село захватил враг, ушел к партизанам. Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Погиб 2 апреля 1944 года. За стойкость, мужество посмертно мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

5-й ученик: Я, Володя Дубинин, был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи Керчи. Подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Погиб от взрыва мины при разминировании подходов к каменоломням, посмертно награждён орденом Красного Знамени.

6-й ученик: Я, Лара Михеенко, родилась в Ленинградской области. Весной 1943 года вместе с подругой ушла в партизанский отряд. Мы собирали сведения о дислокации фашистов, узнавали, где собирают отобранный скот для отправки в Германию, какое количество солдат и техники в том или ином районе. 4 ноября 1943 года после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, я была расстреляна.

4-й чтец (ученица 3-го класса):

Пусть будет мир!

Пусть пулеметы не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города... Мир нужен на земле всегда
Н. Найдёнова.
Песня «Солнечный круг» слова: Л. Ошанин, музыка : А Островский исполняют ученики 3-го класса.

Выходят мальчики 6-го класса в форме солдат.

1-й мальчик (солдат):

Ты видел, как смеются дети
На этой солнечной планете?
Да разве мы с тобой позволим
Разрушить счастье их земное?

2-й мальчик (солдат):

Ты видел, как смеются дети?
Лучами льется смех счастливый
И весь народ моей России
Живет и думает о мире.

3-й мальчик (солдат):

О ясном солнце в небе синем,
О птичьем пенье по весне!
Чтоб людям мира жить счастливо
На всей большой нашей земле.

4-й мальчик (солдат):

Должны бороться мы за мир,
А люди всей земли – дружить,
Тогда сказать мы сможем смело:
Земле, планете нашей – жить!

Песня «Должны смеяться дети» слова: М. Пляцковского, музыка: Ю. Чичкова исполняют ученики 3-го и 6-го классов.

1-й мальчик (солдат):

Началось все в 41-м,

В том трагическом году.

Всему советскому народу

Объявили про войну.

2-й мальчик (солдат):

Чаша терпенья полна до краев.

Сколько тяжелых было боев!

Но не сумели нас немцы сломать,

Им есть теперь тоже, что вспоминать.

3-й мальчик (солдат):

Было очень нам тяжело.

Холодно, голодно, но мы знали одно:

Жизнью мы жертвовали,

Чтоб победить,

Чтоб свободно и радостно

Вы могли жить.

Слайд-шоу под музыку из к/ф «Офицеры» слова: Евгений Агранович , музыка: Рафаил Хозак.

Ведущий:

Война закончилась. И заживают раны,
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.

Ведущий:

Война закончилась. Но с каждым годом,
Редеет славная гвардейская родня,
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!

Объявляется Минута молчанья

Ученик 6-го класса: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

Ученица 3-го класса: Мы никогда не забудем тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Ученик 6-го класса: Мы будем достойными потомками того великого поколения.

Ученица 3-го класса: Мы благодарны им за эту победу, за наши мирные жизни, за то, что они вынесли все лишения и ужасы военного времени и победили.

Ученик 6-го класса: Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

Список литературы.

1.Школьная библиотека – « Час мужества»- Москва, «Просвещение», 1990г. 2. Школьная библиотека – «Поэзия периода Великой Отечественной Войны 1941-1945» - Москва, «Просвещение», 1990г. 3. Школьная библиотека – «Поэзия периода Великой Отечественной Войны и первых послевоенных лет» - Москва, «Просвещение», 1990г.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
(А. Твардовский)

Цель:

  • Воспитать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам.
  • Научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя.

Материалы:

  • Плакаты: “Дошли до Берлина”, “Родина – Мать зовёт”

  • Выставка детских рисунков “Никто не забыт - ничто не забыто.”

  • Выставка книг на военную тематику

Подготовительная работа:

  • Конкурс детских рисунков, оформление книжной выставки
  • Заучивание стихов, песен, разучивание танцев
  • Подбор костюмов

(Звучит запись военной песни на сцену выходят 6 учащихся - 3 мальчика и 3 девочки.)

(Слайд №1)

От неизвестных и до знаменитых,
Сразить, которых годы не вольны,

Их миллионы незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Память человеческая строго
Дни считает, как бойцов в строю

Знает мир, что путь ваш был нелегок
К этому торжественному дню.

Война не заканчивается, когда смолкает оружие.
Она продолжается в душах тех, кто в ней участвовал.

Она будет напоминать о себе, пока живы матери,
потерявшие сыновей, пока болят раны воинов.

(Слайд №2)

ВЕДУЩИЙ 1: Каждый год в первые майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым.

Более шести с половиной десятилетий прошло с того летнего воскресного дня 1941 года. Но каждый из нас содрогается, услышав строки, бьющие прямо в сердце: “Сегодня, 22 июня 1941года, в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза”. Война...

(Слайд №3)

ВЕДУЩИЙ 2: Прошло 67 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, сердцах, мыслях. Да, у времени своя память. Время лечит. А память хранит. Веками человечество пишет и хранит письма. В них история. История страны, народа, человека. Самые сокровенные, самые искренние чувства, которые переживает за свою жизнь человек, хранят эти листочки бумаги.

ВЕДУЩИЙ 1: И пока в школьных музеях, в семейных архивах, в наших сердцах мы храним письма, жива память о тех, кто отдал свои жизни во благо нашего светлого будущего.

(Слайд №4)

ВЕДУЩИЙ 2: Шестьдесят семь лет, назад отзвучали последние выстрелы большой, трудной, трагической и незабываемой Великой Отечественной войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не должны забывать о тех, кто “ковал” победу в тылу, кто выстоял эти 1418 дней и ночей и дошёл до Берлина. И в торжественные, праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

(Слайд №5)

ВЕДУЩИЙ 1:

Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом в мае.

(Слайд №6)

ВЕДУЩИЙ 2:

На незримых фронтах
Необъявленных войн
Нету пауз и нету антрактов.
Все гремит над землей
Нескончаемый бой,
Лязг затворов и танковых трактов.
И к прикладу плечо
Притерпелось уже,
Принимая отдачу тугую,
Этой ночью мой друг
На ничейной меже
Принял в сердце случайную пулю.

(Слайд №7)

(звучит военный вальс, выпускники танцуют)

(Слайд №8)

ВЕДУЩИЙ 1:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Каких-то пять минут осталось.

(слайд №9)

ВЕДУЩИЙ 2:

День был с небом без границ,
Небом синим и бездонным.
День был светел пеньем птиц
И надеждами влюблённых.
Не спешила ночи тень опуститься над землёю.
Это был последний день
Последний день перед страшною войною.

(Слайд №10)

ВЕДУЩИЙ 1: Сколько трудов выпало на долю женщин, матерей, жён в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа... Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами.

(выходят девушки в платках)

(слайд №11)

1 девушка:

Что есть жизнь человека? Дар свыше. В эту жизнь мы приходим для того, чтобы жить, растить детей, быть счастливыми. На земле одно поколение сменяет другое. И нет в истории человечества ни одного поколения, которое не познало бы войны, боли потери близкого человека. Когда больно, когда душа кричит не всегда все можно выразить словами.

(Слайд №12)

2 девушка:

“И начались страшные дни. Жесточайшие бомбардировки не прекращались. Видимо, немцы решили полностью уничтожить город, всех и вся, что в нём находилось. Уже никто не мог покинуть этот город...”

(Слайд №13)

3 девушка:

На фронт сынку я на заре писала,
Водила пальцем по стоке:
- Сынок, - в письме ему сказала, -
Всё хорошо у нас в селе.
Посеяли хлеба, картошку посадили...
Но не писала, как дался тот сев,
О том, что в плуг корову снарядили.
И бабы по бокам, в натуге посинев...
- Сынок, - писала я, - ты будь смелее,
А обо мне не думай, не тужи,
Гони врага проклятого с России,
Отчизне-матери своей служи.
А я дождусь тебя, я не помру без спроса,
Мне много ль надо-то, мне надо-то чуть-чуть:
Вот выдал председатель к севу проса,
Картошка есть ещё. Дотянем как-нибудь.
А ты, мой сын, писал бы мне почаще.
Аль всё бои идут, и нету им конца?
Твои мне письма всех гостинцев слаще
Да фотокарточка героя-молодца.
Ты сделал хорошо, что карточку мне выслал,
Теперь и утром ранним и в ночи
Я будто говорю с тобою в мыслях.
И ты, моя кровинка, не молчи.
Уж отыщи минутку да другую
От сна, от отдыха для мамы оторви
И напиши, что жив-здоров, целую,
Мол, скоро буду дома, только жди.
Я жду, родной, из всех я сил стараюсь.
И сколько нужно будет - столько буду ждать!
А ты, солдатик храбрый, постарайся
Живым остаться и порадуй мать...-

(выходит ученик, исполняет под гитару песню “Здравствуй, Мама!”)

(Слайд №14,15)

Здравствуй, Мама!
Я опять пишу письмо
Здравствуй, Мама!
Все как прежде хорошо
Все нормально, светит солнце
Над горой встает туман
Знаешь, мама, здесь не страшно
Просто здесь Афганистан
Как там наши?
Я во сне всех видел вас
Как сестренка?
Перешла-ль в четвертый класс?
Ты бы, мама, Ольгу в гости
К нам почаще бы звала
И скажи ей, что вернусь я
Чтоб она меня ждала /
Мать читает, а в глазах стоит туман
Мать читает, все здесь правда, что - обман

Сын в земле, а на ладони - листик этого письма
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - орден "Красная звезда"
Лишь вчера с соследним ветром
Горе стукнуло в окно
А сегодня, на рассвете
Почтальон принес письмо
В нем живой он, он смеется
И так хочет долго жить
Здравствуй, Мама! Здравствуй, Вечность
Мы не в праве их забыть
Здравствуй, Мама...

ВЕДУЩИЙ 1:

(Слайд №16)

Все то, что в письмах им писали из дому,
Все то, что в песнях с их судьбой сплелось,
Все это снова, заново и сызнова,
Коротким словом – Родина – звалось

ВЕДУЩИЙ 2:

Тех мрачных лет воспоминанье свято,
Претензий никому не предъявить.
Но по плечу российскому солдату
От имени России говорить.

(Слайд №17,18)

1 мать:

На площади опустошённой разрушен вражеским огнём,
Приветливый, многооконный с цветами в окнах детский дом.

2 мать:

Что в мире может быть печальней полуразрушенных печей,
На месте прежней детской спальни, среди обломков кирпичей.

3 мать:

В зале я видела мячик детский, а рядом школьная тетрадь,
Её примял сапог немецкий, оставив грязную печать.

4 мать:

Нет преступления бесцельней, бессмысленней злодейства нет.
И слезы детские и материнскую слезу, мы будем помнить много лет.

(Слайд №19)

1 ребёнок:

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.

2 ребёнок:

Почему сыновья не вернулись домой.
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней.

3 ребёнок:

Дети детство узнали в руинах домов
Эту память вовек не убить
Лебеда – их еда и землянка – их кров
А мечта – до победы дожить

(Слайд №20)

4 ребёнок:

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне
чтобы не было войн и смертей
чтобы мамам страны не пришлось хоронить
вечно юных своих сыновей.

(Слайд №21)

ВЕДУЩИЙ 1:

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет...

(Слайд №22)

ВЕДУЩИЙ 2:

И сколько сыновей, великая Россия,
Ты отдала за то, чтобы великой быть.
Безусых, молодых, веселых и красивых,
А ведь они могли сто лет прожить.

(Свет гаснет, выходят участники, у каждого в руке горит свеча, одна из участниц играет на скрипке)

(Слайд №23)

Мы будем жить в рассветах и закатах,
В мерцанье звезд и в шелесте волны.
Мы будем жить в молоденьких солдатах,
В делах страны живущей без войны.
Мы будем жить и в вас, и в ваших детях.
Мы станем ветром, колосом, дождем.
Мы будем жить! И завтра на рассвете
В тяжелый бой за эту жизнь пойдем.

ВЕДУЩИЙ 2:

Возвращаются радость и гордость,
Осыпается траур с лица –
Лишь афганская, терпкая горечь
Не спеша покидает сердца.
Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет –
И минута молчания длится
В тех, кто вынул счастливый билет.

(Слайд №24)

ВЕДУЩИЙ 1:

Этим людям мы обязаны очень многим. Но вспоминаем об этом не так часто - один раз в году, 9 мая. В остальное же время - это в лучшем случае чьи-то бабушки и дедушки, в худшем одинокие старики. Они не ждут от нас преклонения или бесконечной благодарности за свои подвиги. Они просто хотят иногда слышать от нас слово “Спасибо!” и чувствовать, что они кому-то нужны.

ВЕДУЩИЙ 2:

Вспомним тех, кто бился на фронте с врагом, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу, кто дошёл до Берлина и Праги, и кого сегодня нет с нами. В память о тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны и умер от ран, объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

(Звучит звук биения сердца)

(Слайд №25)

Мы, дети XXI века, не хотим жить для войны. Мы хотим учиться в школе, играть с друзьями, петь, веселиться, пускать кораблики по весенним лужам, рисовать, запускать в чистое голубое небо воздушного змея, сажать деревца - словом, светло и радостно жить на Земле.

ВЕДУЩИЙ 1:

Есть истории огромный камень,
Мы на нём напишем имена,
Золотом их тиснем, чтоб веками
Помнила и чтила их страна –
Всех, кто умер за свою Отчизну,
За её величье и рассвет,
Всех, кто отдал дорогие жизни,
Чтобы ярче лился счастья свет.

(Слайд №26)

ВЕДУЩИЙ 2:

Война свои “подарки” раздала –
Кому звезду на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала долгота,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет.
И время врачевать умеет раны.
Давайте помнить тех, кто не придет.

(Слайд №27)

ВЕДУЩИЙ 1:

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, люди всей земли!
Пусть наша дружба только вырастает!

(Слайд №28)

ВЕДУЩИЙ 2: И какие бы времена не наступили, истинная школа человеческих ценностей остается неизменной – это верность солдатской дружбе, неистребимая любовь к Отечеству, всегдашняя боль за свою землю.

(Приглашение ветеранов на сцену, поздравление, вручение цветов)

ВЕДУЩИЙ 1:

Не старейте, дорогие бойцы, мальчишки и девчонки войны, о вас еще напишут великие книги, а родная Русь всегда была братской, многонациональной и непобедимой!

Низкий поклон вам, мужественные солдаты Великой Отечественной войны. Живите долго и счастливо.

(все участники выходят и исполняют песню “День Победы”)

Vera Spirina
Музыкально - Литературная композиция для старших дошкольников на материале песен о войне

МУЗЫКАЛЬНО - ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«И чтобы не было пожара, вновь не гремел огонь войны… »

Программное содержание. Разнообразить формы воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста на материале песен о войне . Продолжать знакомить детей с песнями военных лет. Формировать активное положительное отношение к славным защитникам нашей Родины - войнам Российской армии .

В зале оформлена выставка «Чтобы не гремел огонь войны из семейных альбомов детей и сотрудников.

В зал входят дети под фонограмму песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане» (музыка А . Фатьянова, слова В. Соловьева - Седого) .

Музыкальный руководитель приглашает всех к фотовыставке посвященной Дню Победы.

Замечательный поэт А. Смирнов написал такое стихотворение :

Дочь обратилась однажды ко мне :

Папа, скажи мне, кто был на войне ?

Прадед Алёша холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой.

Дедушка Лёня - военный пилот -

В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои :

«Слишком тяжёлые были бои» .

Бабушка Соня трудилась врачом,

Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Аркадий погиб на войне .

Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей .

Легче ответить - кто не был на ней.

Музыкальный руководитель . Дети, расскажите, пожалуйста, чьи фотографии размещены на этом стенде.

(Дети по очереди рассказывают, кто изображен на той или иной фотографии из архива своих родителей).

Музыкальный руководитель . Мужчины и женщины воевали с фашистами. Женщины и дети далеко от фронта приближали Великую Победу своим трудом.

9 мая - светлый и радостный праздник. 70 лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом . Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов - защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава!

Дети проходят на свои места.

Музыкальный руководитель .

В первые дни войны вся страна услышала песню «Священная война » . Написал эту песню композитор Александр Александров.

(Слушают отрывок из песни в грамзаписи.)

Музыкальный руководитель .

Песня «Священная война » прозвучала как призыв к действию, сплочению всего народа на борьбу с захватчиками нашей Родины. Она помогла поверить в Победу, объединила всех, придавая мужества и силы.

Наш народ от мала до велика поднялся на защиту Родины. «Прощай, прощайте…» , - эти слова слышались со всех сторон. И песен прощальных было очень много. (Звучит мелодия песни «Прощание славянки» ) Эта песня называется «Прощание славянки» музыка В . Агапкина, слова В. Лазарева. Под эту песню уходили на фронт наши защитники. Многие из них прощались навсегда, им не суждено было вернуться в свой город, село, к своим родным и близким, к своим детям.

Наступает минута прощанья,

Ты глядишь мне тревожно в глаза.

И ловлю я родное дыхание,

А вдали уже дышит гроза.

Музыкальный руководитель . Люди разных национальностей, взрослые и даже дети воевали с врагами. Война была очень жестокой , она принесла много горя и слез, разруху и голод.

Музыкальный руководитель под фонограмму читает отрывок из песни

Звучит мелодия песни «На безымянной высоте»

муз. В. Боснера, сл. М. Матусовского.

Музыкальный руководитель .

Дымилась роща под горою,

И в месте с ней горел закат…

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их друзей хороших,

Лежать осталось в темноте.

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

(Мальчики в пилотках читают по очереди)

1. Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда…

Кто хоть однажды видел это

Тот не забудет никогда.

2. Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

3. Над нами «мессеры» кружили,

И было видно, словно днем…

Но только крепче мы дружили

Над перекрестным арт-огнем.

4. И как бы трудно не бывало,

Ты верен был своей мечте.

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Музыкальный руководитель . Как вы думаете, о чем еще пели песни во время войны ?

Дети. О дружбе, верности.

Музыкальный руководитель . О дружбе, верности и любви.

В дни войны песня была и мечтою о встрече с родными и друзьями, о встрече с родными местами, где они жили.

Дети танцуют под фонограмму песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Исаковского, сл. М. Блантера) .

Музыкально - ритмическая композиция «В лесу прифронтовом» (на плечах у девочек косынки, на головах у мальчиков пилотки) .

Музыкальный руководитель . Самой любимой и на фронте, и в тылу была песня «Катюша» . Эту песню ещё до войны написал композитор Матвей Блантер на стихи поэта Михаила Исаковского. О чём она? О светлой и красивой любви девушки к воину, защитнику Родины.

В годы Великой Отечественной войны наши солдаты стали ласково называть «катюшами» новые реактивные миномёты, которые наводили ужас на врагов.

Песню «Катюша» , которой уже 77 лет, наш народ любит и помнит до сих пор!

Дети исполняют песню «Катюша» (музыка М . Блантера, слова М. Исаковского)

Музыкальный руководитель . Отгремела война , на землю пришел мир.

Музыкальный руководитель читает стихи из песни «Весна сорок пятого года» Музыка : А. Пахмутова Слова : Е. Долматовский

Земля повернулась навстречу весне,

Хорошая нынче погода.

Такою порой вспоминается мне

Весна сорок пятого года.

Проходят года, но не меркнет вдали

И горе, и подвиг народа.

Мы трудной дорогой к победе пришли

Весной сорок пятого года.

Много песен прозвучало на дорогах войны . Он остались в памяти миллионнов людей. Для меня и для вас, дети, это история нашей страны.

Наша армия защищает нас с вами, наше мирное небо, нашу великую землю, нашу Родину. С памятью о своих прадедах и под звуки военных оркестров весной и осенью идут служить молодые солдаты. И служат с честью!

Достойно отслужили в армии и ваши папы. Пройдет немного времени, вы,мальчишки, подрасте и займете место тех, кто сейчас стоит на страже нашей страны Родины.

Мальчики исполняют песню «Будем в армии служить»

Муз. Ю. Чичкова, сл. В. Малкова.

Музыкальный руководитель . Накануне великого праздника, Дня Победы, хочется вам рассказать о нашем земляке, бывшем солдате советской армии, кавалере 15-ти наград, проживающем в поселке Кадуй, Дмитрии Кукушкине.

Поэт - фронтовик пишет о себе так : «Горжусь тем, что мне с оружием в руках, с моими боевыми друзьями выпала честь защищать нашу славную великую Россию».

Дмитрий Кукушкин написал замечательное стихотворение «Чтобы не гремел огонь войны . (Показ портрета)

Вот его стихи, которые ветеран посвятил не только своим фронтовым друзьям, но и нам с вами.

Известно всем : война -

враг счастья,

Всех благ,

что создал человек…

Война…средь грозного

ненастья,-

Пожар лихой

в ракетный век.

И чтобы не было

Вновь не гремел

огонь войны…

Все мы, жильцы

земного шара,

Мир сохранять

людской должны.

Дети исполняют песню «День Победы» музыка М . Еремеевой, слова С. Еремеева.