Научно-технический энциклопедический словарь. Способ получения средней яри-медянки

Зеленых красок существует очень много, при чем они носят самые разнообразные названия — частью по месту их происхождения, частью по составу, частью же по их применению. Таким образом существует бременская и брауншвейгская зелень, хромовая зеленая и, наконец, вагонная и садовая зелень.
Кроме обычных способов приготовления красок, зеленые краски можно получить смешением желтой и синих красок. Известно, что зеленый цвет составной и может быть составлен из желтого и синего. При этом зеленая краска получается тем более темно: о оттенка, чем в нее больше входит синей. И наоборот: она тем светлее и ярче, чем в ней больше жел­той краски.
Большинство зеленых красок составляются либо из медных солей, либо же в состав их входят хромо­вые соединения.
Среди зеленых красок много ядовитых. Так, ядо­витыми являются в большей или меньшей степени все краски, в состав которых входит медь.
Поэтому при изготовлении медных красок должны приниматься специальные гигиенические меры, в целях избежания возможности отравления. Такими мерами прежде всего является чистота в рабочем помещении и вентиляция его.
Я р ь-м е д я н к а. Одной из наиболее распростра­ненных медных зеленых красок является ярь-медянка. В продаже она имеется двух сортов. Первая так назыв. средняя ярь-медянка и вторая основная ярь-медянка.
Основную солъ можно приготовить так: виноград­ные выжимки оставляют стоять в бочках до тех пор, пока содержащийся в них сахар превратится в спирт, а затем в уксусную кислоту. Когда появится доста­точно сильный уксусный запах, выжимки переклады­вают в глиняные горшки слоями, попеременно с нагре­тыми медными листами, предварительно покрытыми раствором средней соли яри-медянки и высушенными. Горшки ставят в прохладное место и когда на медных листах образуется дсста точно толстый слой яри-медянки, ее соскабливают, смешивают в бочке с водою, полученную массу помещают в кожаные мешки и прессуют в виде небольших пластинок.
Медные листы, очищенные от яри-медянки снова обрабатываются выжимками до полного их растворения.
Полученная, нерастворимая в воде, синяя ярь-медянка, приготовленная на масле, после покрытия этой краской какой-либо поверхности принимает зеле­ный цвет.
Лучшею ярыо-медянкою считается французская, приготовленная на выжимках из французского вино­градного уксуса. Первоначально при покраске она не отличается хорошим цветом, но постепенно—по мере того, как краска стоит на воздухе, она становится более и более глубокой и красивой.
Французская ярь-медянка отличается. большою прочностью. В продаже она имеется либо в чистом виде, разведенная на масле, либо так называемый готовый колор, подсвеченная другой краской.
Там, где нет виноградных выжимок, для получения яри-медянки смачивают медные листы уксусом и оста­вляют их в теплом месте. Полученная ярь-медянка будет иметь зеленый цвет и принадлежит к числу вторых сортов этой краски.
Средняя ярь-медянка может быть получена, если растворить углекислую медь в. уксусной кислоте при нагревании. Полученную прозрачную жидкость сли­вают, затем выпаривают ее до появления пленки соли, и сливают ее в деревянные кадочки, в которых эта ярь-медянка осаживается на вставленные в жидкость деревянные палки или натянутые в ней веревки.
Средняя ярь-медянка продается в виде сростков темно-зеленых кристаллов, растворимых в воде.

Словарь Ефремовой

Ярь-медянка

ж.
То же, что: ярь (1*).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Ярь-медянка

(Verdigris, Grü nspan) - представляет весьма распространенную зеленую краску, по составу представляющую смесь основных уксусно-кислых солей различной основности. Она употребляется в качестве масляной краски в значительных количествах для покраски железных крыш, в особенности в смеси с свинцовыми белилами, причем, весьма вероятно, вследствие взаимодействия этих веществ зеленый цвет приобретает своеобразный оттенок. Я.-медянка имеет значение также и как клеевая краска; сверх того она применяется изредка в ситцепечатании, в обойном производстве а также для приготовления Швейнфуртской зелени и других содержащих медь зеленых красок. В торговле различаются два главных сорта Я.-медянки: один сорт, синяя Я.-медянка, по составу отвечающая менее основной соли, и другой сорт, зеленая ярь, отвечающая более основной соли. Состав первой может быть выражен формулой: 2Сu(С 2 Н з О 2)(ОН) + 5Н 2 О, а состав второй 2Сu(С 2 Н з О 2) 2 .CuO. Первый сорт яри назыв. также французской ярью, так как он в значительных количествах готовится во Франции (в Монпелье), а второй до сих пор носит название английской яри, хотя производство этого сорта вовсе не сосредоточивается в одной только Англии, а практикуется в широких размерах также и в других странах, например: России, Германии, Швеции и др. Я.-медянка таким образом не представляет минеральной краски в собственном смысле этого слова, так как в состав ее входит органическая кислота, но тем не менее она обыкновенно причисляется к минеральным краскам. Образование как того, так и другого сорта яри обусловливается воздействием паров уксусной кислоты и воздуха на металлическую медь. Английская ярь готовится воздействием древесной уксусной кислоты, а французская действием бродящих виноградных выжимок, содержащих уксусную кислоту брожения. Получение Я.-медянки помощью виноградных выжимок производится преимущественно в странах, культивирующих виноград и занимающихся виноделием. Во Франции центрами этого производства являются Гренобль и Монпелье. Выжимки, перед употреблением в дело, подвергаются предварительно ферментации в больших глиняных сосудах, закрывающихся деревянной крышкой. Пригодность их или их достаточная спелость проверяется погружением в них вычищенной медной пластинки, которая, если выжимки достаточно проферментировали, через 24 часа покрывается однородным зеленым налетом. Самое производство этой краски при помощи выжимок идет таким образом. Во влажном помещении, температура которого держится не выше 12° - 15° C., располагается ряд деревянных ящиков, на дно которых слоем в 3 сантиметра располагаются выжимки, а на них по возможности равномерно медные листы, хорошо очищенные с поверхности. Эти листы предварительно погружаются в раствор или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли и затем подсушиваются. Без этой предосторожности краска получается сравнительно темного оттенка. Поверх медных листов вновь накладываются выжимки, опять медные листы и т. д. до самого верха ящика, высота которого обыкновенно не превышает 65 сантиметров. Большей частью уже по прошествии нескольких дней на поверхности листа замечается зеленый налет, который все увеличивается и через три-четыре недели достигает предельной толщины. По прошествии этого времени листы вынимают, омывают теплой водой и оставляют для вызревания в теплом и влажном помещении тоже в течение 2 - 3 недель. При этом вновь происходит окисление меди и образование основной медной соли, которая легко отделяется от медного листа, в еще влажном состоянии формуется от руки в шары, которые затем высушиваются на воздухе. По данным С. Пьера выжимки, получающиеся при приготовлении 2100 литров вина с соответствующим количеством меди, дают 41 кило сырой и 27 кило сухой продажной яри, содержащей 8,6 кило меди. Английская Я.-медянка готовится совершенно аналогичным путем, только вместо выжимок употребляется древесная уксусная кислота, получающаяся при сухой перегонке дерева. В четырехугольные деревянные ящики закладываются попеременно медные листы и шерстяные лоскуты, смоченные уксусной кислотой. Прежде чем укладывать медные листы в ящики, их тоже необходимо нужно предварительно смочить раствором или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли, а затем слегка подсушить при невысокой температуре. Шерстяные лоскуты через 2-3 дня смачиваются свежей кислотой, пока не заметят, что на листах образовался слой маленьких зеленых кристаллов. Как только это будет замечено, шерстяные лоскуты перегораживают от медных листов лучинками так, чтобы воздух имел доступ между ними. Вся операция наращивания на листах яри длится 6 - 8 недель, пока листы не покроются сравнительно толстым слоем. Очищенные от кристаллов листы служат для дальнейшей работы, а снятая с поверхности краска размешивается с водой или уксусной кислотой в однородное тесто, плотно накладывается в кожаные мешки, которые и оставляют на солнце до тех пор, пока краска не затвердеет. Получающийся продукт не тождествен с тем, который получается по первому способу, но содержит немного меньше уксусной кислоты, вследствие чего он и отличается по цвету. Анализ яри имеет целью определение меди и уксусной кислоты. Количественное содержание меди определяется прокаливанием определенной навески исследуемого образца, растворением получающегося остатка в соляной кислоте и осаждением процеженного, разбавленного водой, кипящего раствора раствором едкого натра. Получающийся осадок окиси меди промывается водой, высушивается, прокаливается и взвешивается. Количественное содержание уксусной кислоты определяется перегонкой навески яри с форфорной кислотой и титрованием получающегося кислого погона титрованным раствором щелочи. Я.-медянка часто фальсифицируется известью, песком, глиной, пемзой, гипсом, тяжелым шпатом и медным купоросом. Если вместо медных листов для производства яри употреблялись латунные листы, то ярь всегда содержит цинк. При растворении в соляной кислоте песок, глина, тяжелый шпат и т. и. остаются нерастворенными и могут быть взвешены. В хороших образцах яри общее количество нерастворимого остатка обыкновенно не превышает 3 %, а во всяком случае не должно превышать 6 %. Как суррогат яри, значительно более дешевый, предложена была Харичковым нафтеновомедная соль, ярко-зеленого цвета, приготовляемая из нафтеновых кислот, отброса, получающегося при очистке керосина щелочью.

Медянка, ярь-медянка . Grunspan, Vert de gris, Vert en Grappe. Очень популярная и универсальная краска, представляющая уксусно-медную соль, растворима в воде; самостоятельно не употребляется, применяется в смеси с белилами.

Наличие медянки обнаружено во многих окрасках в Древнем Риме Получение медянки известно давно; ее производство состоит в окислении металлической меди виноградными выжимками, предварительно подвергнутыми уксусному брожению. В южной Франции этот способ практикуется и в настоящее время; так получаемая медянка поступает в торговлю под названием французской, считающейся лучшей. В Германии, Швеции и России медянку получают окислением меди очищенным древесным уксусом; продукт выходит довольно качественным, но во многих отношениях уступает французскому, получаемому с помощью виноградного уксуса

Медянка как химический материал — непостоянное соединение; она состоит из смеси уксуснокислой, двууксуснокислой, трехуксуснокислой окиси меди и уксуснокислой закиси меди. Приблизительный состав частей: окиси меди от 43 до 45%, уксусной кислоты от 27 до 29%, воды от 25 до 28% и около 1% разных примесей.
Медянка в сухом виде представляет весьма плотный продукт, имеет землистый излом с признаками кристаллического строения.

Цвет массы — сине-зеленый; полностью растворяется в нашатырном спирте и кис- * лотах. Из всех медных красок имеет наибольшее применение Входя в химическое соединение со свинцовыми белилами, дает масляную краску высокого качества чрезвычайно прочную, красивого цвета, который после нанесения приобретает бирюзовый оттенок, но по мере образования медного мыла переходит в травянисто-зеленый, приятный для глаза колер и остается таким постоянно. Красочный слой медянки в результате химического соединения ее с олифой является необыкновенно прочным, от времени как бы металлизируется, препятствуя масляному цементу краски разлагаться под действием атмосферных влияний — сырости, воздуха, света, перемен температуры и проч., способствующих разложению всех органических веществ, к числу которых относится и олифа. В данном случае масло как бы теряет свои органические свойства, образуя с медянкой и входящими в состав краски свинцовыми белилами про химическое соединение медно-свинцовое мыло. Вот почему во всех случаях, где вопрос прочности окраски играет существенную роль, медянка является незаменимым материалом.

Эти положения основаны не только на теоретических данных На практике они подвергаются многими фактами: железные крыши, окрашенные медянкой, не требуют малярного ремонта более десяти лет, тогда как при наилучших условиях окраска другими масляными красками, подверженными влиянию наружной атмосферы, не выдерживает более пяти лет.

Способ производства медянки давно уже не составляет секрета, в южных провинциях Франции виноградные выжимки давно применяют в производстве медянки; виноградный уксус, образуемый от брожения выжимок, сам по себе чист и содержит только примеси виннокаменной и молочной кислот. В смеси с медью дает соль прекрасного цвета Древесный уксус, содержащий в растворе пригорелые масла фенол, смолы и проч., в смеси с медью не дает такого чистого цвета соли.
Медянка как довольно дорогая краска часто встречается с примесью дешевых материалов, например, глины, гипса шпата и других. Эти примеси обнаруживаются при растворении краски в нашатырном спирте. Примеси остаются в виде осадка по количеству которого можно судить о степени чистоты краски.

Всем известно, что медь имеет красно-металлический окрас с благородным сиянием. Но распространенная краска ярь-медянка окрашена вовсе не в оттенки красного. Ее широко применяли еще несколько веков назад в иконописи, для окрашивания тканей и домашней утвари, для самых различных декоративных работ. Не утратила она значения и сегодня, хотя технология изготовления претерпела немало изменений. В нашей статье мы подробно рассмотрим, что же это за краска такая, какова ее история и современное промышленное значение.

Что такое ярь-медянка?

Краску получают путем сложных химических процессов. На языке науки это сложное неорганическое соединение называется медной солью уксусной кислоты. Кристаллы этого вещества имеют насыщенный сине-зеленый окрас. Они-то и используются для изготовления краски.

Сорта и цвета ярь-медянки

Зеленая краска ярь-медянка наиболее распространена. Она может иметь разные оттенки, от холодного травяного до теплого золотисто-зеленого, как крылья летнего жука. В некоторых источниках его именуют английской ярью, ведь когда-то производили такую краску в Англии. Сегодня производство налажено во многих странах, в число которых входит и Россия. Эта ярь получается в результате воздействия на медь древесной уксусной кислоты.

Есть и другой сорт - синяя ярь-медянка, которую нередко именуют французской, но в отличие от первого сорта, она действительно в основном изготавливается в Для получения такой яри медь подвергают продолжительным воздействиям сброженных выжимок винограда.

Свойства

Краска, приготовленная на основе ярь-медянки, считается довольно стойкой и укрывистой. Перед нанесением поверхность обязательно нужно зашкурить и обезжирить, чтобы ярь легла ровно. Наносить краску лучше тонкими слоями. Продолжительность высыхания слоев краски средняя.

Художники иногда используют краску еще и в качестве клея, на свежий слой надежно и прочно прилипают некрупные декоративные элементы.

Историческая справка: как готовили ярь-медянку на Руси

Примечательно, что люди научились делать такую краску не так уж давно. Хорошо была известна ярь-медянка на Руси, куда была привезена, вероятнее всего, из Византии. Медь легко вступает в реакцию не только с лабораторными реактивами, но и с намного более доступными агентами. Когда-то люди подметили, что этот металл может поменять цвет даже от контакта с кожей. Возможно, это и стало началом экспериментов с медью. Ни о каких лабораторных испытаниях в старые времена и речи не было, но органических кислот немало в ягодах, фруктах, овощах, частях растений.

Сегодня известно, из чего делали ярь-медянку на Руси. Для этого использовали медные пластинки или стружку, а также размоченный в воде горох. Смесь настаивали в теплом месте около двух недель. За это время продукты брожения содержащегося в горохе крахмала вступали в реакцию с медью, в результате чего и получалось необходимое вещество, отливающее синевой или прозеленью.

На основе полученного вещества изготавливали краски, которые применяли при окрашивании льняных, хлопковых и шерстяных тканей, пряжи, предметов быта, зданий и строений, а в более поздние времена еще и при написании книг. Применяли ярь также иконописцы, художники, иллюстраторы.

Производство и применение в современном мире

Процесс изготовления пигмента отличается от старинного, но в его основе то же вымачивание меди с реагентом. Современные производители используют крупные чаны, в которых послойно уложены тонкие и смоченные древесной уксусной кислотой или виноградной выжимкой шерстяные лоскуты. Как только на листах металла начинает образовываться пигментированный налет (ярь), между медью и тканью устанавливают зазоры, чтобы обеспечить доступ воздуха. Процедура последующего наращивания слоя яри продолжается полтора-два месяца. За это время каждый лист обрастает слоем толщиной в несколько сантиметров. Ярь сравнительно легко отделяется от металлической основы, а затем с помощью специальных реактивов и воды превращается в тесто. Его отстаивают на солнце, чтобы после измельчить и подготовить к дальнейшему использованию в качестве пигмента.

Согласно современной классификации, называть полученную краску минеральной, как это обычно и бывает, не совсем правильно, ведь в ее составе присутствует и органика. Но такое определение довольно распространено и привычно даже тем, кто хорошо знает, как получают медную ярь-медянку.

Описанный способ является самым распространенным, но вовсе не единственным. Для получения пигмента иногда применяются и другие более сложные технологии.

Сегодня ярь-медянка используется в тех же сферах, что и раньше. На ее основе готовят различные краски, предназначенные для окрашивания синтетических и натуральных поверхностей и волокон.

(Verdigris, Grü nspan) - представляет весьма распространенную зеленую краску, по составу представляющую смесь основных уксусно-кислых солей различной основности. Она употребляется в качестве масляной краски в значительных количествах для покраски железных крыш, в особенности в смеси с свинцовыми белилами, причем, весьма вероятно, вследствие взаимодействия этих веществ зеленый цвет приобретает своеобразный оттенок. Я.-медянка имеет значение также и как клеевая краска; сверх того она применяется изредка в ситцепечатании, в обойном производстве а также для приготовления Швейнфуртской зелени и других содержащих медь зеленых красок. В торговле различаются два главных сорта Я.-медянки: один сорт, синяя Я.-медянка, по составу отвечающая менее основной соли, и другой сорт, зеленая ярь, отвечающая более основной соли. Состав первой может быть выражен формулой: 2Сu(С 2 Н з О 2)(ОН) + 5Н 2 О, а состав второй 2Сu(С 2 Н з О 2) 2 .CuO. Первый сорт яри назыв. также французской ярью, так как он в значительных количествах готовится во Франции (в Монпелье), а второй до сих пор носит название английской яри, хотя производство этого сорта вовсе не сосредоточивается в одной только Англии, а практикуется в широких размерах также и в других странах, например: России, Германии, Швеции и др. Я.-медянка таким образом не представляет минеральной краски в собственном смысле этого слова, так как в состав ее входит органическая кислота, но тем не менее она обыкновенно причисляется к минеральным краскам. Образование как того, так и другого сорта яри обусловливается воздействием паров уксусной кислоты и воздуха на металлическую медь. Английская ярь готовится воздействием древесной уксусной кислоты, а французская действием бродящих виноградных выжимок, содержащих уксусную кислоту брожения. Получение Я.-медянки помощью виноградных выжимок производится преимущественно в странах, культивирующих виноград и занимающихся виноделием. Во Франции центрами этого производства являются Гренобль и Монпелье. Выжимки, перед употреблением в дело, подвергаются предварительно ферментации в больших глиняных сосудах, закрывающихся деревянной крышкой. Пригодность их или их достаточная спелость проверяется погружением в них вычищенной медной пластинки, которая, если выжимки достаточно проферментировали, через 24 часа покрывается однородным зеленым налетом. Самое производство этой краски при помощи выжимок идет таким образом. Во влажном помещении, температура которого держится не выше 12° - 15° C., располагается ряд деревянных ящиков, на дно которых слоем в 3 сантиметра располагаются выжимки, а на них по возможности равномерно медные листы, хорошо очищенные с поверхности. Эти листы предварительно погружаются в раствор или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли и затем подсушиваются. Без этой предосторожности краска получается сравнительно темного оттенка. Поверх медных листов вновь накладываются выжимки, опять медные листы и т. д. до самого верха ящика, высота которого обыкновенно не превышает 65 сантиметров. Большей частью уже по прошествии нескольких дней на поверхности листа замечается зеленый налет, который все увеличивается и через три-четыре недели достигает предельной толщины. По прошествии этого времени листы вынимают, омывают теплой водой и оставляют для вызревания в теплом и влажном помещении тоже в течение 2 - 3 недель. При этом вновь происходит окисление меди и образование основной медной соли, которая легко отделяется от медного листа, в еще влажном состоянии формуется от руки в шары, которые затем высушиваются на воздухе. По данным С. Пьера выжимки, получающиеся при приготовлении 2100 литров вина с соответствующим количеством меди, дают 41 кило сырой и 27 кило сухой продажной яри, содержащей 8,6 кило меди. Английская Я.-медянка готовится совершенно аналогичным путем, только вместо выжимок употребляется древесная уксусная кислота, получающаяся при сухой перегонке дерева. В четырехугольные деревянные ящики закладываются попеременно медные листы и шерстяные лоскуты, смоченные уксусной кислотой. Прежде чем укладывать медные листы в ящики, их тоже необходимо нужно предварительно смочить раствором или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли, а затем слегка подсушить при невысокой температуре. Шерстяные лоскуты через 2-3 дня смачиваются свежей кислотой, пока не заметят, что на листах образовался слой маленьких зеленых кристаллов. Как только это будет замечено, шерстяные лоскуты перегораживают от медных листов лучинками так, чтобы воздух имел доступ между ними. Вся операция наращивания на листах яри длится 6 - 8 недель, пока листы не покроются сравнительно толстым слоем. Очищенные от кристаллов листы служат для дальнейшей работы, а снятая с поверхности краска размешивается с водой или уксусной кислотой в однородное тесто, плотно накладывается в кожаные мешки, которые и оставляют на солнце до тех пор, пока краска не затвердеет. Получающийся продукт не тождествен с тем, который получается по первому способу, но содержит немного меньше уксусной кислоты, вследствие чего он и отличается по цвету. Анализ яри имеет целью определение меди и уксусной кислоты. Количественное содержание меди определяется прокаливанием определенной навески исследуемого образца, растворением получающегося остатка в соляной кислоте и осаждением процеженного, разбавленного водой, кипящего раствора раствором едкого натра. Получающийся осадок окиси меди промывается водой, высушивается, прокаливается и взвешивается. Количественное содержание уксусной кислоты определяется перегонкой навески яри с форфорной кислотой и титрованием получающегося кислого погона титрованным раствором щелочи. Я.-медянка часто фальсифицируется известью, песком, глиной, пемзой, гипсом, тяжелым шпатом и медным купоросом. Если вместо медных листов для производства яри употреблялись латунные листы, то ярь всегда содержит цинк. При растворении в соляной кислоте песок, глина, тяжелый шпат и т. и. остаются нерастворенными и могут быть взвешены. В хороших образцах яри общее количество нерастворимого остатка обыкновенно не превышает 3 %, а во всяком случае не должно превышать 6 %. Как суррогат яри, значительно более дешевый, предложена была Харичковым нафтеновомедная соль, ярко-зеленого цвета, приготовляемая из нафтеновых кислот, отброса, получающегося при очистке керосина щелочью.