Значение слова «пассионарность. Пассионарная личность

  • взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
  • группами людей со сходным стереотипом поведения;
  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю ;
  • устойчивыми эволюционирующими системами ;
  • иерархическими структурами.
  • Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

    хотя и могут ими быть.

    Этнические системы

    Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос , этнос , субэтнос , конвиксия и консорция . Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

    Суперэтнос Самая крупная этническая система. Состоит из этносов . Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Этнос Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом . Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером . Субэтнос , конвиксия и консорция части этноса , обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы , старообрядцы , казаки .

    Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

    Формы этнических контактов

    Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии [ ]

    Этнические антисистемы

    Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии [ ]

    Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности , включающую девять её уровней.

    Уровень Название Пояснение Описание
    6 жертвенный высший уровень человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью . Примерами таких личностей являются Ян Гус , Жанна Д"Арк , протопоп Аввакум , Иван Сусанин
    5 человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриарх Никон , Иосиф Сталин и др.
    4 уровень перегрева / акматической фазы / переходный То же самое что 5, но в меньшем масштабе - стремление к идеалу успеха . Примеры - Леонардо да Винчи , А. С. Грибоедов , С. Ю. Витте , Наполеон Бонапарт , Александр Суворов .
    3 фаза надлома стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за примерами далеко ходить не надо - это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты, и т. д.
    2 поиск удачи с риском для жизни Это искатель счастья , ловец фортуны, колониальный солдат , отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью.
    1 пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни
    0 обыватель нулевой уровень тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза (кроме обскурации (время окончательной потери пассионарности)), но лишь в инерцию и гомеостаз является определяющим в поведении этноса.
    -1 субпассионарии ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту
    -2 субпассионарии не способны на действия, изменения. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин либо происходит гибель этноса, либо берут своё гармоничники (обыватели).

    Л. Н. Гумилёв неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, и называл пассионариев - «люди длинной воли». Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это всё не исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамент: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.

    Пассионарные толчки

    Время от времени происходят массовые мутации , повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами. Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Возможно время от времени на землю попадает луч жесткого излучения от Солнечного протуберанца.

    Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым (легенда к карте):

    I (XVIII век до н. э.).

    1. Египтяне -2 (Верхний Египет). Крушение Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство . Столица в Фивах (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нумибию и Азию.
    2. Гиксосы (Иордания. Северная Аравия).
    3. Хетты (Восточная Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хуритских племен. Возвышение Хаттуссы . Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.
    II (XI век до н. э.).
    1. Чжоусцы (Северный Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу империи Шан Инь. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы на юге, пустыни на севере.
    2. (?)Скифы (Центральная Азия).
    III (VIII век до н. э.).
    1. Римляне (центральная Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Появление латинского алфавита.
    2. Самниты (Италия).
    3. Эквы (Италия).
    4. (?)Галлы (южная Франция).
    5. Эллины (средняя Греция). Упадок ахейской критомикенской культуры в XI-IX вв. до н. э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни,
    6. Киликийцы (Малая Азия).
    7. Персы (Персида). Образование мидян и персов. Дейок и Ахемен - основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги.
    IV (III век до н. э.).
    1. Сарматы (Казахстан). Вторжение в европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий.
    2. Кушаны -согдийцы (Средняя Азия).
    3. Хунны (южная Монголия). Сложение хуннского родоплеменного союза. Столкновение с Китаем.
    4. Когурё (южная Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение древнего корейского государства Чосон (III-II вв. до н. э.). Образование на месте смешанного тунгусо-маньчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче.
    V (I век).
    1. Готы (южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Чёрному (II в.). Широкое заимствование античной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе.
    2. Славяне . Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Чёрного морей.
    3. Даки (современная Румыния).
    4. Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование института церкви. Расширение за пределы Римской империи.
    5. Иудеи -2 (Иудея). Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Война с Римом. Широкая эмиграция за пределы Иудеи.
    6. Аксумиты (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства.
    VI (VI век).
    1. Арабы -мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племен Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до Испании и Памира.
    2. Раджпуты (долина Инда). Низвержение империи Гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну.
    3. Боты (южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай.
    4. Китайцы -2 (северный Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь Китай и Центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии.
    5. Корейцы . Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре. Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Силла. Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка.
    6. Ямато (Японцы). Переворот Тайка. Возникновение центрального государства во главе с монархом. Принятие конфуцианской морали как государственной этики. Широкое распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение строительства курганов.

    График, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времени её существования. По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка , послужившего причиной появления этноса.
    По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах:
    1) в качественных характеристиках от уровня P2 (неспособность удовлетворить вожделения) до уровня Р6 (жертвенность);
    2) в шкале "количество субэтносов (подсистем этноса) индексы n+1, n+3 и т. д., где n - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе;
    3) в шкале «частота событий этнической истории».
    Данная кривая является обобщением 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных для различных суперэтносов , возникших вследствие различных толчков.

    VII (VIII век).

    1. Испанцы (Астурия). Начало Реконкисты. Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон и графства Португалия на базе смешения испано-римлян, готов, алан, лузитан и др.
    2. Саксы . Раскол империи Карла Великого на национально-феодальные государства. Отражение викингов, арабов, венгров и славян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую ветви.
    3. Скандинавы (южная Норвегия, северная Дания). Начало движения викингов. Появление поэзии и рунической письменности [ ] . Оттеснение лопарей в тундру.
    VIII (XI век).
    1. Монголы (Монголия). Появление «людей длинной воли». Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства - Ясы и письменности. Расширение улуса от Жёлтого до Чёрного моря.
    2. Чжурчжэни (Манчжурия). Образование империи Цзинь полукитайского типа. Агрессия на юг. Завоевание северного Китая.
    3. Самураи в Японии. После этого Япония иллюстрирует интерференцию ПТ VII и XI веков и в конечном итоге переход японского этногенеза с линии ямато на самурайскую линию. Например революция Мэйдзи и отстранение самураев от власти это признак надлома самурайского этногенеза.
    IX (XIII век)
    1. Литва . Создание жесткой княжеской власти. Расширение ВКЛ от Балтийского до Чёрного моря. Принятие христианства. Слияние с Польшей .
    2. Великороссы . Исчезновение Древней Руси, захваченной Литвой (кроме Новгорода). Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы.
    3. Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация османским бейликом активного мусульманского Населения Ближнего Востока, пленных славянских детей (янычары) и морских бродяг Средиземноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко.
    4. Эфиопы (амхара , Шоа в Эфиопии). Исчезновение Древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия эфиопского православия . Возвышение и расширение царства Абиссиния в Восточной Африке.

    Кроме того, в трудах Гумилёва разбросаны упоминания о других толчках, почему-то не сведённых автором в общую таблицу. К ним принадлежит пассионарный толчок в Латинской Америке, породивший ацтеков, инков и некоторые другие индейские этносы; толчок в Южной Африке в конце 18 века, породивший этнос зулусов, и др. Упоминаются также толчки, которые сам автор относил к гипотетическим, будучи не уверенным в том, связать ли с пассионарными толчками некоторые исторические события, такие как возвышение Альморавидов или сопротивление Ирландии завоеванию.

    Пятый век, ПТ по линии Ирландия-Уэльс-Западная Африка (Сопротивление Уэльса нормандскому завоеванию и захват Уэльса на стадии надлома)

    В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака и. т. д. в XIX-XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII века . Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину) проводят его по линии Япония - Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М. Хохловым) - по вертикальной линии, проходящей через Кавказ . Если не забывать о том, что толчок точно доказано прошел через территорию Зулусов, то меридиальный характер ЮАР-Грозный-Ориенбург и время середины 17 века будет вернее. По мнению Пенежина В. А. имеют место два отдельных меридиальных пассионарных толчка. Азиатский просматривается время- середина XVI века и линия Маньчжурия -Китай-Вьетнам-Кампучия-Сингапур-Малайзия (Захват маньчжурами Китая, начало широкого распространения ислама в Индонезии)

    Этногенез

    Начальные условия

    Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

    • нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
    • сочетание двух или более ландшафтов на территории,
    • присутствие двух или более этносов на территории.

    Протекание

    Типичный этногенез состоит из следующих стадий:

    Срок Название Примечания
    0 лет (начало отсчёта) Толчо́к или дрейф Как правило, не отражён в истории.
    0-150 лет Инкубацио́нный пери́од Рост пассионарности. Отражён только в мифах .
    150-450 лет Подъём Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.
    450-600 лет Акмати́ческая фа́за , или перегре́в Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.
    600-750 лет Надло́м Резкий спад пассионарности. Гражданские войны , раскол этнической единицы.
    750-1000 лет Инерцио́нная фа́за Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.
    1000-1150 лет Обскура́ция Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация .
    1150-1500 лет Мемориальная Сохранение только памяти о жизни этноса.
    1150 лет-неопределённо долго Гомеоста́з Существование в равновесии со средой.

    Взаимодействие этносов

    Способы, которыми взаимодействуют этносы , определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз , ксению и химеру .

    Критика пассионарной теории этногенеза

    Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

    Теории «химер», «антисемитизм»

    Согласно Л. Н. Гумилеву,

    …экзогамия, отнюдь не относящаяся к «социальным состояниям» и лежащая в иной плоскости, оказывается реальным деструктивным фактором при контакте на суперэтническом уровне. И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, то есть уничтожает, оба прежних.

    Это высказывание критикуют Ю. Бромлей и В. А. Шнирельман .

    В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:

    Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту… он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси.

    • «Византизм и славянство » (Леонтьев)
    • «Россия и Европа » (Данилевский)
    • «Закат Европы » (Шпенглер)
    • «Постижение истории » (Тойнби)
    • «Ноосфера » (Вернадский)

    Примечания

    1. Гумилев Л. Н. // Большая российская энциклопедия , т.8 М., 2007, с.155..
    2. Гумилёв Лев Николаевич в энциклопедии «

    Пассионарии, гармоничники, субпассионарии
    Пассионарность имеют все люди, но в разных дозах. Пассионарность проявляется в разных качествах в властолюбии, гордости, тщеславии, зависти. Пассионарность не оставляет место бездействию и равнодушию.
    В Википедии записано "Пассионарии - в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.
    Термин введен Л. Н. Гумилевым для пояснения коллективных процессов, вызвавших переселение и державотворчество кочевых тюркоязычных народов. Идея получила своих развитие, особенно среди азиатских авторов. Например, у Р. Рахманалиева в его труде "Империя тюрков".
    В более старых исторических школах причины процессов начала переселений искали в сугубо материальных процессах - неурожай, падеж скота (голод), нападение более воинствующих соседей. Гумилев и его последователи "добавляют" к этим бесспорным фактам некую духовную "готовность" большой части этноса к коренным изменениям, в частности к расставанию с родными местами. Именно наличие большого количества таких "заряженных" на перемены пассионариев является той последней каплей, которая переполняет чашу. Но их количество должно быть достаточно велико, так как вождя-новатора должны поддержать. Иначе он закончит жизнь как изгой.
    Со временем, термин, вопреки первичной трактовке, стали применять и в культурологическом контексте. Это противоречит идее Гумилева, который разбивал процесс на несколько этапов по уровню "пассионарности", первоначально нарастающей и вовлекающей в процесс другие народы, а затем спадающей, что приводит к созданию государства и оседлости. Дальнейший спад "пассионарности" приводил к постепенному "размыванию" массы агрессоров, нередко к принятию их часть чужих культурологических ценностей, религии и даже языка. Зафиксированы случаи полной ассимиляции с завоеванными, как, например, в Китае.
    Расцвет культур свойственен началу периода спада "внутреннего накала" и в основном у покоренных народов. Этот феномен развития возникает "под эгидой" захватчиков, но на собственной национальной почве. Достижением исходных "пассионариев" становятся необходимые для существования государства области - учет (финансы и налогообложение), делопроизводство, органы правопорядка, почта-связь. Так в Восточную Европу попала система почтовых "ям" - размещенных на расстоянии дневного конного перехода постоянных станций со сменными лошадьми, обслуживающих в первую очередь государственных "ямщиков". Так же отметим разумное сохранение захватчиками системы самоуправление на местах, а нередко и правящей элиты.
    Идея о "пассионариях" - изобретателях и творцах более поздняя и не имеет достаточного подтверждения. Пассионарии легко адаптируются и заимствуют у покоренных народов новации, но сами в них не преуспевают. Например, монголы, не имевшие опыта в создании осадных машин (в Восточнославянских летописях "пороков") захватывали их у китайцев и поручали китайским-же мастерам обслуживание и эксплуатацию.
    Собственно пассионарии - особи энергоизбыточного, активного общественного типа. Антипод пассионарию - субпассионарий, особь энергодефицитного типа. По Подолинскому, пассионарий - наиболее активный субъект общественного движения производительного типа - изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни. Противопоставляются таким пассионариям растратчики энергии, стяжатели паразитического типа.
    Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Они организуются в группы (консорции), те, в свою очередь, становятся ядрами новых этносов, образующихся обычно через 130-160 лет после «толчка», и выдвигают идеологии, становящиеся их доминантами.
    В контексте определение используется в значении «предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти».
    Л. Н. Гумилев в своих книгах развивает положения уникальной теории пассионарности: "Пассионарность как мера активности и сопротивляемости.
    Для целей нашего анализа целесообразно ограничиться делением на две группы, имеющие разные знаки. Первая – это комплекс потребностей, обеспечивающих самосохранение индивидуума и вида – "потребности нужды"; вторая – мотивы иного рода, благодаря которым происходит интеллектуальное освоение непознанного и усложнение внутренней организации – "потребности роста", то, что Ф. М. Достоевский описал в "Братьях Карамазовых" как "потребность познания", ибо "тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить", и при этом "устроиться непременно всемирно", потому что человеку нужна общность идеалов.
    Для раскрытия целей и смысла жизни, необходимо учитывать величину "эгоизма" в каждом человеке.
    Формирование целей и смыслов всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни. Такое, безусловно, редко встречающееся явление есть отклонение от видовой нормы поведения, потому что описанный импульс находится в оппозиции к инстинкту самосохранения и, следовательно, имеет обратный знак. Он может быть связан как с повышенными способностями (талант), так и со средними, и это показывает его самостоятельность среди прочих импульсов поведения, описанных в психологии. Этот признак до сих пор никогда и нигде не описывался и не анализировался. Однако именно он лежит в основе антиэгоистической этики, где интересы коллектива, пусть даже неверно понятые, превалируют над жаждой жизни и заботой о собственном потомстве.
    Пассионарность - это страсть, любое сильное желание, без животных инстинктов. Животные инстинкты стимулируют эгоистическую этику и капризы являющиеся симптомами разболтанной психики, а равно душевные болезни. Пассионарность, конечно, – уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое явление.
    Ф.ЭНГЕЛЬС О РОЛИ СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
    Энгельс ярко описывает силу страстей человеческих и их роль в истории: "...цивилизация совершила такие дела, до каких древнее родовое общество не доросло даже в самой отдаленной степени. Но она совершила их, приведя в движение самые низменные побуждения и страсти людей и развив их в ущерб всем их остальным задаткам. Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства".
    Эта мысль пронизывает ткань работы Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Он указывает, что именно "алчное стремление к богатству" привело к возникновению антагонистических классов. Говоря о падении родового строя в обществе (в том обществе, где функционирующие этносы находятся, по нашему мнению, в фазе гомеостаза), Энгельс писал: "Власть этой первобытной общности должна быть сломлена, – и она была сломлена. Но она была сломлена под такими влияниями, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества. Самые низменные побуждения
    - вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния – являются восприемниками нового цивилизованного классового общества; самые гнусные средства-воровство, насилие, коварство, измена-подтачивают старое бесклассовое родовое общество и приводят его к гибели".
    Так смотрел Энгельс на прогрессивное развитие человечества. Алчность же – эмоция, коренящаяся в сфере подсознания, функция высшей нервной деятельности, лежащая на грани психологии и физиологии. Равноценными эмоциями являются жадность, страсть к наслаждениям, скаредность, корысть, упоминаемые Энгельсом, а также властолюбие, честолюбие, зависть, тщеславие. С обывательских позиций, это "дурные чувства", но с философских-"дурными" или "хорошими" могут быть только мотивы поступков, причем сознательные и свободно выбранные, а эмоции могут быть только "приятными" или "неприятными", и то смотря какие поступки они порождают. А поступки могут быть и бывают самые различные, в том числе объективно полезные для коллектива. Например, тщеславие заставляет артиста добиваться одобрения аудитории и тем совершенствовать свой талант. Властолюбие стимулирует активность политических деятелей, подчас необходимую для государственных решений. Жадность ведет к накоплению материальных ценностей и т.д. Ведь все эти чувства – модусы пассионарности, свойственной почти всем людям, но в чрезвычайно разных дозах. Пассионарность может проявляться в самых различных чертах характера, с равной легкостью порождая подвиги и преступления, созидание, благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию.
    Столь же категорично высказывался и Гегель в своих лекциях по философии истории: "Мы утверждаем, что вообще ничто не осуществлялось без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем интерес страстью, поскольку индивидуальность, отодвигая на задний план все другие интересы и цели, которые также имеются и могут быть у этой индивидуальности, целиком отдается предмету, сосредоточивает на этой цели все свои силы и потребности, – то мы должны вообще сказать, что ничто великое в мире не совершается без страсти".
    В цитированном описании социопсихологического механизма, несмотря на всю его красочность, есть немаловажный дефект. Гегель сводит страсть к "интересу", а под этим словом в XIX в. понималось стремление к приобретению материальных благ, что заранее исключает возможность самопожертвования. И не случайно, что некоторые последователи Гегеля стали исключать из мотивов поведения исторических персон искренность и бескорыстную жертвенность ради предмета своей страсти. Такая вульгаризация, к сожалению, ставшая общим заблуждением, вытекает из нечеткости формулировки немецкого философа.
    Да, идеи – это огни в ночи, манящие к новым и новым свершениям, а не вериги, сковывающие движения и творчество. Уважение к предшественникам состоит в том, чтобы продолжить их подвиг, а не забывать о том, что они сделали и для чего. Пассионария не понимают даже его "друзья" и ближние.
    Итак, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, – к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака – пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность
    - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный.
    Внутренний нажим пассионарности сильнее инстинкта самосохранения, и уважения к законам, воспитанного в нем культурой и обычаем.
    Пассионарий крайне тщеславен и завистлив, но эти качества - только проявления пассионариости. Значит, не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения.
    Пассионарии служат центром притяжения для большого количества людей истпользуя их энергию толчка растрачивая полученный импульс.
    Пассионарное напряжение
    Для пассионариев же характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Это дает возможность характеризовать ту или иную эпоху в аспекте пассионарности.
    ПАССИОНАРНАЯ ИНДУКЦИЯ
    Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные (а в еще большей степени -импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они обретают свой природный психоэтнический поведенческий облик. Пассионарная индукция проявляется всюду. Это общеизвестное явление объясняют отмеченные нами пассионарные индукция и резонанс. И они позволяют понять значение органических пассионариев, являющихся "затравкой" для тех, кого пассионарность заразила. Без первых вторые рассыпаются розно, как только исчез генератор пассионарной индукции и иссякла инерция резонанса. А это обычно происходит очень быстро.
    СПОСОБЫ УТРАТЫ ПАССИОНАРНОСТИ
    Пассионарии обречены. Правильно!
    Итак, пассионарность-не просто "дурные наклонности", а важный наследственный признак, вызывающий к жизни новые комбинации этнических субстратов, преображая их в новые суперэтнические системы. Теперь мы знаем, где искать его причину: отпадают экология и сознательная деятельность отдельных людей. Остается широкая область подсознания, но не индивидуального, а коллективного, причем продолжительность действия инерции пассионарного толчка исчисляется веками. Следовательно, пассионарность – это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, – это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединиться и действовать согласно; так возникает первичная консорция, быстро обретающая те или иные социальные формы, подсказанные уровнем общественного развития данной эпохи. Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение, тогда как разрозненных пассионариев не только в древности "либо изгоняли из племен, либо просто убивали". Примерно так же обстоит дело в классовом обществе. Это отметил Пушкин, написав: "...посредственность одна нам по плечу и не странна..." ("Евгений Онегин", глава восьмая, IX).
    ОСОБИ ГАРМОНИЧНЫЕ
    Когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную. Тогда гармоничные особи оказываются спасителями своих этносов, но тоже до определенного предела.
    Люди этого склада – крайне важный элемент. Они умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится внешний враг.
    Надо помнить, что повышенная беззащитность не всегда способствует процветанию.
    "ВЫРОЖДЕНЦЫ", "БРОДЯГИ", "БРОДЯГИ-СОЛДАТЫ;
    Наконец, в составе этносов почти всегда присутствует категория людей с "отрицательной" пассионарностью. Иначе говоря, их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению.
    Такие последствия и соответственно смену идеала дает потеря пассионарного напряжения системой. Лозунг "жизнь для себя" – это легкий путь в черную гибель.
    Пассионарнооть отдельного человека сопрягается с любыми способностями: высокими, малыми, средними; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции человека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; и она не делает человека "героем", ведущим "толпу", ибо большинство пассионариев находятся именно в составе "толпы", определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент. Группа субпассионариев в истории наиболее красочно представлена "бродягами" и профессиональными сенатами-наемниками (ландскнехтами). Они не изменяют и не сохраняют его, а существуют за его счет. В силу своей подвижности они часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя без субпассионариев, то те без пассионариев – ничто. Они способны на нищенство или на разбой, жертвой которого становятся носители нулевой пассионарности, т.е. основная масса населения. Но в таком случае "бродяги" обречены: их выслеживают и уничтожают. Однако они появляются в каждом поколени.
    ГРАДАЦИИ ПАССИОНАРНОСТИ
    Типичными пассионариями, но отнюдь не "героями" и не "вождями" являются: Скупой рыцарь, одержимый алчностью; Дон Гуан, стремящийся к любовным победам ради побед; Сальери из зависти убивающий Моцарта; Алеко, из ревности зарезавший Земфиру. Пассионариями и вождями, хотя и не героями у Пушкина выступают Мазепа и Пугачев (весьма далекие от исторических прототипов), а героями, но не пасссионариями – Гринев и Машенька Миронова, рискующие жизнью ради долга. Образец пассионария и героя, хотя и короля, но не "вождя" – Карл XII, "любовник бранной славы -для шлема кинувший венец", т.е. приносящий интересы своей страны в жертву своему тщеславию. Последнему противопоставлен Петр I – гармоничная личность, выполняющая свой долг перед Россией, гораздо более сильная, чем Карл XII, следующий собственным капризам. Так – в трактовке Пушкина, и это близко к действительности, ибо, за исключением личных черт: возбудимости, детской жестокости и т.п., Петр был подобен своему отцу, т.е. был человеком своего времени и продолжал одну из линий русской культурной традиции – сближение с Европой, возникшую в начале XVII в. при Михаиле Федоровиче. Но при этом Петра окружали пассионарии, например Меншиков, Ромодановский, Кикин, но они ни вождями, ни героями не были. Ни по Пушкину, ни на самом деле. Поэтому сопоставление пассионариев с вождями – домысел, цель которого описание одного из поведенческих признаков свести к банальной, давно отброшенной теории.
    И ничуть не менее абсурдна другая, обратная точка зрения, сводящая все мотивы поступков самых разных людей к стремлению получить выгоду, причем под последней подразумеваются только деньги и эквивалентные им ценности. Эта вульгарная позиция субпассионарного обывателя часто выдается за материализм, с которым она на самом деле не имеет ничего общего. Обыватель, как правило, лишен воображения.
    Он не может и не хочет представить себе, что существуют люди, не похожие на него, движимые иными идеалами и не стремящиеся к иным целям, нежели деньги. Концепция непосредственной выгоды никогда не была точно сформулирована, потому что тогда стала бы очевидна ее абсурдность, но как сама собой подразумевающаяся она фигурирует в рассуждениях по любому поводу и даже в научных построениях, почему и требует к себе внимания.
    Затухание пассионарности
    ВСПЫШКА И ПЕПЕЛ
    Теперь можно сказать, что "пусковой момент" этногенеза – это внезапное появление я популяции некоторого числа пассионариев и субпассионариев; фаза подъема – быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; акматическая фаза – максимум числа пассионариев; фаза надлома – это резкое уменьшение их числа и вытеснение их субпассионариями: инерционная фаза – медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации – почти полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают погубить его до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт, состоящий из гармоничных особей и входящий в биоценоз населяемого им региона как верхнее, завершающее звено.
    Эту внутриэтническую эволюцию проделали все этносы, которых мы считаем примитивными только потому, что их незаписанная история тонет во мгле веков. Но ту же картину мы наблюдаем в истории, причем особенно четко это просматривается на субэтнических целостностях, например на сибирских казаках.
    Как объяснить несовпадение "расцветов" пассионарного и творческого?
    ПАССИОНАРНОСТЬ СЛАБАЯ. НО ДЕЙСТВЕННАЯ
    Творческое сгорание Гоголя и Достоевского, добровольный аскетизм Ньютона, надломы Врубеля и Мусоргского – это тоже примеры проявления пассионарности, ибо подвиг науки или искусства требует жертвенности, как и подвиг "прямого действия". В процессах этногенеза ученые и артисты тоже играют важную роль, хотя и другую, нежели деятели политической истории. Они придают своему этносу специфическую окраску и таким образом либо выделяют его из числа прочих, либо способствуют межэтническому общению, благодаря чему возникают суперэтнические целостности и культуры. К пассионариям же, хотя и меньшего напряжения, относятся безымянные строители готических соборов, древние русские зодчие, сочинители сказок и т.п., по внутреннему влечению выбравшие эти трудные профессии. Понятно, что к ним принадлежат и талантливые летописцы, которые попадают в этот раздел по принятой нами классификации.
    Обратим внимание на относительно слабые, но творческие степени пассионарного напряжения системы. Их две: одна на подъеме до "перегрева" системы, который мы будем называть "акматической фазой", и вторая-в надломе, знаменующая переход к фазе, которую мы назвали "инерционной". Образно говоря, оба интересующих нас момента являются перегибами кривой роста (плюс-минус) пассионарности этнической системы, причем даже при спаде до полной потери напряжения еще далеко. При относительно невысоком уровне пассионарности стереотип поведения и общественный императив человека не таковы, чтобы незаметно для него самого толкнуть его на добровольную смерть ради им самим выбранной идеальной или даже иллюзорной цели. Но имеющееся в этносе этого периода пассионарное напряжение достаточно для того, чтобы к оной цели стремиться и хотя бы немного изменить окружающую его действительность. Вот тут-то, если у человека есть соответствующие способности, он предается науке или искусству, дабы убеждать и чаровать современников.
    Стихи ли, картины ли, театральные представления – все это действует на воспринимающих людей и меняет их, причем мы не ставим здесь вопроса: к лучшему или к худшему? Если же эти способности отсутствуют – человек накапливает богатство, делает служебную карьеру и т.п. Исторические эпохи, где господствует данный уровень пассионарности, рассматриваются как расцвет культуры, но за ними всегда следует один из двух возможных жестоких периодов: либо при подъеме пассионарности происходит уже описанный "перегрев", либо при медленном ее спаде наступает упадок.
    Мы показали, что личность даже большего пассионарного напряжения не может сделать ничего, если она не находит отклика у своих соплеменников. А именно искусство является инструментом для соответствующего настроя; оно заставляет сердца биться в унисон. И поэтому можно утверждать, что Данте и Микеланджело сделали для интеграции итальянского этноса никак не меньше, чем Цезарь Борджиа и Макиавелли. И недаром эллины чтили Гомера и Гесиода наравне с Ликургом и Солоком, а древние персы Заратустру даже предпочитали Дарию I Гистаспу. Пока пассионарность пронизывает этнос в разных дозах – идет развитие, что выражается в творческих свершениях; но поскольку не может быть поэта без читателя, ученого – без учителя и учеников, пророка – без паствы, а полководца – без офицеров и солдат, механизм развития лежит не в тех или иных персонах, а в системной целостности этноса, обладающего той или иной степенью пассионарного напряжения.
    Субпассионарии - это люди живущие без цели и смысла.
    Субпассионарии
    Материал из Википедии - свободной энциклопедии
    Субпассионарии - в пассионарной теории этногенеза люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде. Субпассионарность (недостаток энергии) проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, в асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Люди такого типа хорошо известны во все эпохи и встречаются практически во всех этносах. Их называют бродягами, босяками, бомжами и т. д. Обычно они скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить, не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредоточение субпассионариев приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков. Все это следствия основной черты субпассионариев - неспособности контролировать свои вожделения, даже если их удовлетворение идет во вред себе и окружающим.
    Гармоничные особи (гармоничники) - особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения. (В. Ермолаев. Толковый словарь понятий и терминов этногенеза, 1989 г).
    Пассионарность это атрибут не сознания а подсознания. Инстинкт самосохранения отсутствует - анти-инстинкт, безудержный эгоизм, но влечение к истине и красоте. Атрактивность - аналог пассионария. Поэты, правдолюбцы, люди с неуёмной жаждой деятельности. Пограничники. Пушкин был пассионарий, Александр Македонский, Иррациональность поведения а не разум - славу ставил выше целесообразности. Пассионарность - это способность к изменению окружения и обстоятельств, люди горящие страстью. Фаза подъема - отчаянные готовые к идеалу победы. жертв ради Аттрактивность аналог пассионарности, но у них больше разумного эгоизма.
    Аттрактивность - (от лат. attrahere - «привлекать») - привлекательность, в основном естественное состояние чего либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию. Атрактивность - влечение к абстрактным ценностям истины, красоты и справедливости.Свойство человека вызывать к себе симпатию и доверие у др. людей

    Пассионарность как качество личности – непреодолимая склонность к какой-либо деятельности на осуществление великих в понимании человека целей; склонность рисковать, увлекаться до одержимости, идти на жертвы ради достижения того, что считается человеком ценным; быть страстным в половом отношении.

    Политрук во время небольшого марша ведет беседу с солдатами. Тема разговора кирпичи, которые кучей лежат у места отдыха. Политрук спрашивает у солдат: «Какие желания у Вас возникают, когда смотрите на груду кирпичей?» Один солдат говорит: У меня возникает желания построить дома всем бездомным». Другой говорит: « Я хочу построить стену вдоль границы». Солдат Ваня молчит. К нему обращается политрук: «Ну а у тебя Иванов, какое возникает желание?» Ваня смотри в землю и говорит: «Женщину хочется». Политрук: «Ну почему, когда смотришь на кирпичи, женщину хочешь». Ваня отвечает: «А мне всегда женщину хочется, на что бы я не смотрел».

    О сексуальности известных пассионариев ходят легенды. Например, монголы утверждают, зная о сексуальности Чингисхана, что каждый десятый монгол его кровный потомок. О Наполеоне рассказывают, что во время завоевательных походов к нему приводили женщин, он отрывался от совещания выходил в соседнюю комнату, вступал в интимные отношения с приведенной ему знатной дамой, не отстегивая шпаги, и снова возвращался на совещание,… женщины обижались.

    Лимарев В.Н. пишет: «Пассионарии неудержимы в своем стремлении к активным действиям во имя каких-либо целей. Они — движущая сила при обновлении человеческого рода. Благодаря их энергии происходят, в соответствии с теорией этногенеза, преобразования в обществе. Один из аспектов проявления их жизненной энергии это повышенная сексуальность».

    Историк Гумилев в своих работах пишет (цитирую близко к тексту). Я (Гумилев) задумался, как незначительные числом гунны, ворвавшись в Европу, и покорив её огромное пространство, превращаются, неожиданно, в многочисленный народ. А потом, подумал, а мужиков, собственно говоря, много и не надо. Много мужиков не надо было арабам, когда они завоевывали мир. У арабов были преимущества над другими окружающими их народами — повышенная пассионарность и наставления пророка Мухаммеда.

    Понятие пассионарности в свое время предложил Лев Николаевич Гумилев. Этот термин происходит от «passio» — страсть. Пассионарный (от английского passion — страсть) — страстный, эмоциональный.

    Психологи отмечают, что пассионарий не может жить спокойно, повседневными заботами без увлекающей и манящей цели – он склонен геройствовать и за ценой не постоит. Причем жертвовать будет не только собой, но и другими. Возможны также «перегибы» и «перегревы», когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную. Пожалуй, стоит добавить, что правильнее называть пассионариев не «ведущими», а «толкающими», «раскачивающими» и не всех вождей считать пассионариями. Пасионарий инициативен, деятелен, смел, и решителен. Он всегда готов к переменам, к изменению реальности вокруг себя.

    Великие пассионарии: Эрнесто Че Гевара, Наполеон, Александр Македонский, Сальвадор Дали, Колумб.

    Журналист Александр Зубарев задумывается, можно ли завидовать пассионариям. Сама пассионарность, как явление, вызывает только тихую зависть. Вот, повезло же человеку. «Энергии биосферы у него много. Он просто не может не действовать! Вот мне бы так!». Есть такие мысли? Не торопитесь завидовать. Пассионарность не так хороша для большинства людей, как это может показаться.

    Наполеон, начал свое восхождение бедным поручиком в артиллерии. Во время итальянской компании он стал богачом, поэтому остальную часть жизни мог прожить не трудясь, а купаясь в роскоши, но его потянуло в Египет, затем на Испанию, на Москву …

    Для современников стимул деятельности Наполеона оставался загадкой. Ведь все его деяния не были нужны стране и французской буржуазии, но он не останавливался. Да, Наполеон всякий раз по-разному объяснял мотивы своих поступков, но действительным источником их была неуемная жажда деятельности. Даже на острове Святой Елены он писал мемуары, потому что не мог не действовать.

    Александр Македонский имел по праву происхождения все, что нужно человеку: пищу, дом, развлечения и даже беседы с Аристотелем. И тем не менее он вел столько войн одна за другой, что бессмысленность их возмутила даже самих македонян. И кто знает, от чего на самом деле умер Александр в Индии?

    Сальвадор Дали, хоть и был очень богат, считался лицом нежелательным для многих стран. Лев Толстой, хоть и граф, а подвергся отлучению от церкви, что в то время означало для большинства людей пометку «опасен и заразен. Держаться как можно дальше».

    Посмотрим на наших современников. Бил Гейтс, например, имеет столько денег, что может жить много жизней без всяких забот, но он по-прежнему «на посту». Да и вообще, большинство бизнесменов, по их же словам, делают дело не потому, что им деньги нужны, а потому что «чем еще заниматься? Просто так жить скучно…».

    Цитата из книги Льва Гумилева «Конец и вновь начало», позволяющая шире понять суть такого качества личности как пассионарность.

    Обратимся к более поздним временам — периоду завоевания Испанией Америки. Кто шел в конкистадоры, кто ехал после Колумба за море с Кортесом, Писарро, Кесадой, Карвахалем, Вальдивией в страшные американские джунгли Юкатана, в нагорье Мехико, в перуанские оснеженные Анды, в благословенное Чили, где арауканы победили испанцев и сохранили свою независимость до освобождения Америки и до создания Чилийской республики? Самое опасное место было в Чили. Туда женщин не брали, поэтому все чилийцы сплошь метисы. Индейские женщины очень красивы, и поэтому испанцы, которые воевали против арауканов — насельников Южного Чили, женились на местных женщинах.

    Но зачем они туда шли? Я посмотрел статистику. Статистика эта, правда, касается не Америки, а Филиппин — другой испанской колонии. Так вот: 85% приезжавших испанцев умирало в первый же год — от болезней, от недоедания, некоторых убивали в стычках с туземцами, некоторых — в скандалах с начальством, потому что в этих отдаленных местах произвол был невероятный, и любой неугодный человек мог быть осужден за что угодно и казнен.

    В общем, 85% шли на смерть, а из тех 15%, которые возвращались, вероятно, 14% были безнадежно больны, потому что они не выдерживали такого переутомления, когда уже любой грипп может человека свалить и дать хроническую болезнь.

    Да, золото они привозили, но это золото им было не на что тратить, потому что золота стало столько, что в Испании подскочили цены и на вино, и на оливки, и на хлеб, и на ткани… Всех их точила алчность, стремление получить золото, которое само по себе и не нужно, но важно как знак твоих подвигов, как знак свершения.

    Петр Ковалев

    Пассионарность

    понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

    П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

    П.является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д"Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

    Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.


    Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "пассионарность" в других словарях:

      ПАССИОНАРНОСТЬ - [Словарь иностранных слов русского языка

      пассионарность - сущ., кол во синонимов: 1 стремление (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      ПАССИОНАРНОСТЬ - Сила страсти; состояние человека (социальных групп, этносов), вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения; способность к сверхнапряженной деятельности Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      Пассионарность - Пассионарная теория этногенеза историко этнологическая теория Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых… … Википедия

      Пассионарность - (фр. – страстность) – это состояние повышенной тяги к действию, неодолимое стремление изменить окружающую среду своей жизнедеятельности даже ценой своей жизни, здоровья, благополучия. Пассионарность – это жертвенность ради какой то цели. Она… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

      Пассионарность - активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко как отказ от удовлетворения ближайших по­требностей,… … Экология человека

      ПАССИОНАРНОСТЬ - понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза. П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Пассионарность - (от фр. passion страсть) в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций … Начала современного естествознания

      пассионарность - пассион арность, и … Русский орфографический словарь

      ПАССИОНАРНОСТЬ - (от лат. страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Книги

    • Борьба Польши с казачеством во второй половине XVII и начале XVIII века , Волк-Карачевский Василий Васильевич. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Свою небольшую, немного эмоциональную работа, 25-летний ученый, только недавно закончивший Киевский…

    Пассионарность - означает сверхэнергичность.

    Пассионарий - это человек, наделённый избыточной энергией, импульс которой превышает импульс инстинкта самосохранения, вследствие чего пассионарий способен пожертвовать своей жизнью ради идеи.

    «Пассионарность, – писал Гумилёв, – это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни соплеменников и современников».

    Пассионарии – особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из окружающей среды энергии больше , чем это требуется для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по изменению окружающей среды. Причем, психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять.

    Пассионариев в составе этноса всегда меньшинство,
    но они составляют тот стержень, на котором держится вся этническая система

    «Это мотор, который всё двигает». Конечно, писал Гумилёв, пассионарность является отклонением от видовой нормы, это, вероятно, мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии. Хотя нормальные люди (которые считают, что если уж рисковать жизнью, то за большие деньги) часто называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими.

    Гумилёв вспоминал, что когда он впервые выступил с описанием этого феномена, то его сразу же обругали в журнале «Вопросы истории» и обвинили в отходе от материализма. А потом вызвали на редколлегию и спросили: «Что это за качество, которое вы называете «пассионарность», и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом?

    Я им стал объяснять – долго, научно. Вижу – ни бум-бум не понимает эта редколлегия.

    Мне говорят: «Ну, ладно, хватит, хватит», – мол, не умеете объяснять.

    «Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному!» Они говорят: «А, это оптимизм. Это хорошо»…

    Пассионарность проявляется в различных чертах характера. Это может быть

    • гордость,
    • тщеславие,
    • алчность,
    • жажда власти,
    • ревность.

    «Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психики данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие», – писал Гумилёв.

    То есть, пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный учёный, и разбойник, и революционер-нигилист.

    Гитлер тоже был пассионарием, со своей иллюзорной идеей. Гумилёв дает этому явлению следующее объяснение: «…всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) – не исключение. На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания, или упрощения их». Например, идеология нацизма ставила своей целью истребление и порабощение большинства народов, как неполноценных, а это означало упрощение сложной многообразной планетарной системы состоящей из разных государств, этносов, культур, религий. Гитлер был типичным пассионарием с отрицательным знаком. К такого рода пассионариям можно отнести и многих лидеров революционного марксизма, и современных финансовых глобалистов, поскольку в их идеологиях прямо говорится о слиянии всех наций и культур на планете Земля в одну глобальную этнокультурную кашу…

    Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности Гумилёв приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пассионарности – Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. Достигнув вершин власти, они имели всё: деньги, славу, почитание. Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные, бессмысленные походы (Индийский – Александра, Русский и Испанский – Наполеона). Для большинства современников, писал Гумилёв, стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: «Царь, куда ты нас ведёшь? Зачем нам эти индусы? Мы даже добычу, которую здесь берём, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад… Царь, мы тебя любим, но хватит!» Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге.

    Когда Наполеон проиграл, и русские войска в 1814 году входили в Париж, французские буржуа кричали: «Мы не хотим войны! Мы хотим торговать!»

    Что же заставляло этих людей, Наполеона и Александра, действовать так неразумно? Только одно – неуёмная жажда действия .

    Ярко выраженные пассионарии:

    • Жанна д’Арк,
    • Коперник,
    • Сергий Радонежский,
    • патриарх Никон,
    • Ермак,
    • Пугачёв,
    • Суворов,
    • Сталин…

    Однако пассионарны могут быть не только великие полководцы, герои, правители. «Лидеры-пассионарии, – говорил Гумилёв, – лишь видимая верхушка пассионарных людей этноса». Простой солдат тоже может быть пассионарным. Например, Василий Теркин у Твардовского – типичный пассионарий. Так же как и бронебойщик Лопахин у Шолохова. Люди такого типа не столько «ведущие», сколько «толкающие» всех остальных. Они как бы «заводят» окружающих своей избыточной энергией.

    Пассионариями были землепроходцы, монахи-миссионеры, купцы-путешественники. Например, простые византийские монахи доходили с проповедью православия до Китая. Они подвергались постоянной опасности на этом пути, многие погибли, но они все равно шли и шли, и ничто не могло их остановить. Множество пассионариев мы видим среди творческих людей – художников, писателей и поэтов: «Талант – это пассионарность на индивидуальном уровне».

    В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены.

    Пассионарность обладает одним важным свойством – она заразительна. Это значит, что люди нормальные (а в ещё большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии. Это издавна использовалось в военном деле. Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части, или распределяли в массе солдат, чтобы поднять их воинский дух. Практика показывает, что два-три пассионария могут поднять боеспособность целой роты (100 – 120 чел.). (Ну, а когда пассионариев не хватает, в дело вступают заградотряды.)

    С чем связана такая индукция пассионарности? Видимо, всё с тем же силовым полем (биополем) пассионария, которое Гумилёв называл пассионарным полем . Когда сегодня говорят о харизме – имеют в виду именно это явление.

    Гумилёв приводит такой пример. В 1880 году Ф. М. Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным, несколько человек упали в обморок. Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей.

    Но откуда берутся пассионарии? Гумилёв выдвигает гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений – пассионарных толчков . Они довольно редки (2 – 3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около 300 километров: «Словно кто-то стегает по планете плетью». Эти полосы никогда не переходят на обратную сторону земного шара.

    Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или, значительно реже, динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос.

    «Каждый пассионарный толчок, – говорил Гумилёв, – перемешивает население; в результате, как из перемешанной колоды карт, создается новая комбинация».