Жизнь без руки. Можно ли жить без рук? Ещё как

История о забайкальце, который нашел в себе силы не впасть в уныние после того, как лишился конечностей

Елена Комогорцева из села Елизаветино Читинского района ревниво следит за каждым шагом, за каждым взглядом – не смотрит ли кто в сторону ее Андрея. Вспоминает, как познакомились, она – чуть-чуть, но старше. Когда планировали появление на свет старшей – Насти, ему еще и 18 не было.

Не было? Или было? – засомневались оба.

Вы меня не пугайте, - улыбается совсем взрослая уже Настя – семнадцатилетняя студентка колледжа, будущий педагог.

Руки – до локтя – 36-летний Андрей потерял, когда ему было 22 года. Пошел домой от друзей, будучи слегка навеселе – обмывали ремонт грейдера. Торопился домой – коров загонять, упал и ударился головой, когда шел через горочку. Так не стало рук...

Уныние

В уныние-то я впал, когда в больнице лежал. Думал – не стоит, наверно, жить. Мужики, соседи по палате, нормальные попались, разговорились в курилке. Спрашивают: «Все отморозил, нет»? Отвечаю им - жена приедет, надо посмотреть. Оказалось – нормально. В общем, я пыль с себя стряхнул и начал дальше жить.

В прошлую нашу встречу с семьей Комогорцевых, в 2011 году, у Андрея были обычные косметические протезы. Проще говоря, вместо рук – две резиновых, кукольных культяпки. За человеческие руки их можно принять только близорукому, и то издалека. Теперь – другое дело. Теперь в хозяйстве имеется один биоэлектронный протез. Такая замена руки, которая реагирует на движение, может захватывать предметы… Правда, лежит она пока в шкафу, второй-то нет – такой протез стоит 102 тысячи рублей. Но, к слову, Андрею достался бесплатно, по квоте.

Друг Коля в 2012 году увидел по телевизору, что протезное предприятие начало делать эти руки. Прибегает: «Сюжет видел – езжай, делай». Я приехал туда, сказали, что волокиты много. Бумаг много надо собрать и по больницам поездить. Я отвечаю, что, в принципе-то, к трудностям привык. В итоге, одну биоэлектронную руку оформить удалось, теперь жду вторую.

Психологический барьер

Мне кажется, справившись с травмой, Андрей преодолел у себя в голове какой-то психологический барьер. Его отсутствие теперь позволяет ему жить как все люди, а работы делать даже больше, чем многие мужики с обеими руками. Плюс характер – непоседа из непосед. «Андрюша-то все летает где-то», - улыбается жена. Недавно рванул с приятелем во Владивосток за новой машиной. Помогать.

Человек с характером Андрей часто рвется в бой. Иногда – буквально. В последний раз инцидент случился, потому что «у дедушки поросенка украли». Драться, водить машину и трактор, выращивать пчел, обнимать жену и детей, Андрей может беспрепятственно.

«Чем больше шкаф, тем громче падает»

Почти каллиграфический круглобокий почерк безрукого Андрея куда аккуратнее бессвязных торопливых каракулей в блокноте журналиста.

Я ж пропуски заполняю, документы – объясняет он.

Это он рассказывает про новую работу. Человек без обеих рук работает охранником в солидной организации. За несколько месяцев его за хорошую работу перевели со склада в магазин. Вспоминает, как принимали:

Шеф - бывший оперативник. Критерии отбора строжайшие. Собеседование со мной провели, я написал все, что требовалось, и вопросы отпали. Шеф, кстати, у нас такой психолог – посмотрел на человека и все понял. В общем, поехали мы на базу. Я говорю – могу машину водить, да все, что угодно делаю. На утро приехал на смену, и шеф в девять приходит. «Ну, я, - говорит, - всю ночь думал-думал - как ты будешь работать»? И я гляжу – он вроде «съезжать» начал. «Охранник, - продолжил он, - должен быть здоровым и сильным». Я ему сразу ответил - чем больше шкаф, там громче падает. И все, остальные вопросы отпали.

Выйду на балкончик – покурю…

К своему небольшому деревенскому домику Андрей мечтает пристроить мансарду с балкончиком. Сам. После того, как собственными глазами увидишь выкопанный в мерзлой земле колодец, понимаешь – кто-кто, а он-то точно справится.

В этом еще больше убеждаешься после того, как пощелкаешь добытые главой семьи в кедровнике орехи.

Полмешка уже сощелкали, - считает, прищурившись Андрей, - в тот год не было машины для чистки – шишками привез. Колот с другом таскали. То Витек потаскает, то я.

… Домой уезжаем с баночкой меда в обнимку. Своего меда, свежего из ульев начинающего пчеловода, непоседы и трудяги Андрея Комогорцева.

Маркетолог Елена Кузнецова о ребрендинге инвалидности, глубинных смыслах и о мужчинах

Сейчас к сорока годам я не чувствую себя инвалидом и это определенное достижение. Мне потребовалось с самого рождения противостоять догмам, противостоять каким-то вещам и в итоге я себя инвалидом не чувствую. И самое интересное, что люди на меня не реагируют как на инвалида.

Елена Кузнецова живёт с протезом вместо правой руки. Живёт активно и гармонично. Завязывает необычные узлы на шейных платках, вкусно готовит, водит машину. Может поэтому, когда они с подружками ходят по Питерским магазинам, ей периодически предлагают купить платье с коротким рукавом. Она отшучивается. А когда спрашивают, почему у неё кольцо с помолвки не на той руке, успокаивает всех, что не католичка – просто у неё нет правой руки. И ловит удивленный взгляд. Опять забыли. Но Елена такой забывчивости знакомых рада. Ведь добрыми люди к ней были не всегда, да и сама она раньше воспринимала себя совсем иначе.

«Судьба из тысячи выбрала нас. Это наш крест»

В конце семидесятых в СССР УЗИ беременным не делали. Поэтому когда родилась Елена, врачи в роддоме тут же принялись отговаривать её родителей. Ребенок родился с врожденным недоразвитием предплечья - без правой руки. Зачем её оставлять? Есть же детдом.

Отдельно разговаривали с отцом, отдельно - с матерью. Тогда такая была система, и она до сих пор существует: в России нет инвалидов. Их прячут. Их прячут очень сильно. И папа написал маме записку: «Судьба из тысячи выбрала нас. Это наш крест», - и они меня забрали.

Отцу Елены пришлось полностью отказаться от общения со своими родственниками: они искали, кого обвинить в рождении девочки без руки, и выбрали её мать. Как муж, он не мог с этим согласиться. Как отец, не мог смириться, что дочь – инвалид. Но все понимали, что Елене в жизни будет нелегко.

Почему-то взрослых очень заботил вопрос, почему я такая и кто в этом виноват. Мою маму научили, что если она не будет давать мне спуску, не будет жалеть, будет всё заставлять меня делать, тогда из меня получится человек. И воспитание было достаточно жесткое. У родителей не было никакого желания относиться ко мне как к инвалиду. Они сказали себе, что я обыкновенный человек. И так мы и жили. Конечно, они очень боялись, я так думаю, получится или не получится, поэтому заставляли меня учиться обходиться без посторонней помощи.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Это одно из ранних детских воспоминаний Елены: она пытается одной рукой натянуть колготки и всё время срывается. Она хнычет и начинает снова. Не получается. Ревёт в голос. Так сильно, что гостившая у них мамина подруга не выдерживает: «Да помоги ты уже ей!» Мать отказывается: «А если меня не будет, кто ей станет помогать натягивать колготки? Пусть сидит и учится». И Елена научилась. Постепенно. Всему.

Я даже гвоздь могу забить. Я даже могу белок от желтка отделить, - смеётся Елена Кузнецова. - Прекрасно пеку. Всё остальное - тоже. При этом я села в детстве на велосипед и поехала, потому что я представила в голове, как я еду. И я часто это использую. Если я в голове представляю, как я это делаю, то тело творчески подчиняется, и я придумываю способ, как это делать. А еще я вяжу спицами и крючком.

- Как?

Сама научилась. Руками. Недавно связала дочери свитер. Она носит его. И мужу связала свитер тоже на Новый год. Мои вышивки продавались на ярмарках. Вязание, вышивка, мягкая игрушка, плетение макраме, моделирование, дизайн, танцы - чего только я ни делала.

- То есть Вы благодарны родителям за строгость и игнорирование инвалидности?

Да, благодарна …теперь. Хотя мне больно было и тяжело, и казалось, что родители меня стесняются и прячут, и т.д. Недавно мы разговорились с мамой: она меня, таким образом, хотела защитить, а я интерпретировала, что меня родители не любят. Мне всё время казалось, что они от меня откажутся.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

«Я ошибка и поэтому могу делать только ошибки»

Что ещё дала Елене родительская строгость? В детсадовском возрасте ей поставили активный протез. Таких в советское время было не много. Родители детей-инвалидов порой пытались возместить только косметическую функцию отсутствующей конечности, а на функциональность протеза не обращали внимания. Стесняясь своих протезов, иногда сами дети шли по пути наименьшего сопротивления – ленились делать упражнения. Для Елены пути наименьшего сопротивления не было.

Мне родители не разрешали ходить дома без протеза. Я должна была всё время быть в протезе. Это очень тяжело. Мне приходилось отвоевывать в подростковом возрасте себе право ходить без протеза.

- Отдыхать от него?

Да, хотя бы дома. То есть всегда есть оборотная сторона медали. Хорошо, что мой характер и жизнерадостность не позволили сломаться под этим натиском. Но это самое травмирующее мое воспоминание - что родители старались скрыть, что я инвалид. Я ходила в детский сад и, чтобы ложиться спать, мне покупали футболки с длинным рукавом. Мне нельзя было снимать протез. Может быть, дети бы острее на меня реагировали, дразнили бы. А может наоборот, это вот скрывание, утаивание провоцировало какие-то недобрые взгляды.

Елена замолкает. У каждого есть свои болезненные воспоминания из детства. Их можно пытаться игнорировать, спрятав в чулане своего подсознания, можно часами проговаривать с психологом, можно отпустить.

Если бы мы с вами говорили об этом пять или десять лет назад, я бы рассказывала очень страшные истории, потому что тогда я себя воспринимала по-другому. Я себя воспринимала более травмированной. Считала, что я ошибка и поэтому могу делать только ошибки. Да, в детстве всякое бывало. В начальной школе объявили бойкот, кто-то говорил, что у меня не хватает половины мозга и на меня ходили, показывали пальцем. До сих пор в метро могут коситься – видеть, что я держусь одной рукой, во второй сумка, и не уступят место. Сидят и смотрят. Раньше я очень стеснялась, а сейчас нагло могу в ответ смотреть или спросить: «Вас что-то беспокоит?» - пошалить, смотря какое настроение. Раньше я зацикливалась на негативе - сейчас ищу возможности.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Любая задача – это либо угроза, либо возможность

Сегодня Елена независимый маркетолог. Она из разряда людей, которых мы называем энерджайзерами, деятелями. У неё в работе всегда несколько проектов. Она шумная, общительная. У неё есть младшая сестра и дочь. И хотя в детстве отношения с сестрой были непростыми, именно с рождением дочери Елену повторно настигло осознание инвалидности.

Я надеялась, что уж дочь-то, которая меня знает с рождения, должна воспринимать меня такой, какая я есть. В итоге она не задавала вопросов, но когда в садике она захотела, чтобы я что-то делала – заплетала косы или ещё что-то, что я действительно не могу, - она очень обижалась на меня, плакала, устраивала истерики, что я не такая мать, какая ей нужно. Не такая, как все мамы.

И словно вспоминая, как в детстве родители учили её всё делать самостоятельно, Елена старалась помочь дочери осознать, что сложности - это не тупик, а возможность.

Я ей объясняла – это у тебя возможность самой научиться. Я долго очень ей эту мысль вкладывала. В начальных классах она сама научилась себе делать прически, плести колоски, и сейчас уже делает девочкам на переменках в школе. И вот сейчас, спустя много лет, мы с ней можем поговорить: помнишь, я была непреклонна – вот это на самом деле тебе возможность чему-то научиться. Ну и что, что у меня чего-то нет. Это, на самом деле, возможность. Мы сталкиваемся с какой-то задачей и проблемой и, на самом деле, мы можем воспринять это как возможность или как угрозу. Обычно люди выбирают угрозу - это страшно, это тяжело. На самом деле, это возможность.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Жизнь в парадигме возможностей

Нас отвлекают. В какой-то момент вспоминается фраза Елены, что ещё пять лет назад у неё было совершенно иное восприятие мира. Она прошла через депрессию и, только оказавшись наедине с собой, смогла заново оценить жизнь и собственные возможности. Сегодня передо мной женщина-лидер, которая ставит цели и добивается их, развивает собственный бизнес, живёт… не как человек без руки. Она наслаждается этой жизнью.

Мне бы хотелось донести очень важные вещи – неважно, что у тебя есть, важно, что у тебя есть возможность, и жить в парадигме возможностей, как бы это сложно ни было перестраивать свой мозг. Но всё: и себя, и детей, и своё окружение, - надо максимально настраивать на возможность. Для себя я решила, что уже всем всё доказала: обществу я доказала, что я состоялась, родителям доказала, дочери доказала, сестре доказала, себе доказала – теперь можно жить для себя. Реально я привыкла быть белой вороной, и это настолько меня перепрошило… Если раньше я очень стеснялась того, что я белая ворона, то теперь я очень этим горжусь, - поясняет Елена Кузнецова в эксклюзивном интервью для читателей . - Индивидуальность сейчас всё больше и больше принимает ценность, и это на самом деле так. И одинаковых штампованных людей уже не хочется. Уже такой передоз информации, перегруз, что действительно, чтобы человек откликнулся, захотел с тобой общаться, тебе нужно быть настоящим и действительно другим. И ничего страшного нет в том, чтобы быть другим.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Такая, какая я есть

Для человека, который с детства всё решает и делает сам, и ещё в третьем классе определился с поступлением в ВУЗ, выбор мужчины – сложен и важен. Но Елена нашла того, с кем может быть собой, без боязни оказаться уязвимой.

Мы съели такой пуд соли, который за десятилетия не съедают вместе, и сейчас он мой покровитель. Я хотела себе покровителя, потому что мне с одной стороны нужна была самостоятельность, а с другой стороны поддержка. Я всё время думала, что это финансовая поддержка, а оказалось, что мне не это нужно. Мне нужно глубокое принятие меня такой, какая я есть. Я, наверное, этого от родителей не чувствовала, ни от кого не чувствовала так, как от него. Я ему нравлюсь, какая я есть. Я абсолютно свободна в своих действиях, но я при этом всё время с ним советуюсь. Я никогда ни с кем не советуюсь, а с ним - всё время. Он у меня как апробатор моих идей, он все время мне что-то подсказывает, такой как коуч – тёплое зеркало. И сейчас это именно тот мужчина, который мне нужен. Под его покровительством я могу шалить – мой творческий ребенок с ним вот реально очень-очень отдыхает, я могу баловаться. Этого мне не разрешали ни родители, ни мои мужчины. У меня дочь иногда говорит, что я веселюсь больше, чем она. И всё потому, что он рядом.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Инвалидность – не тот барьер, что не позволяет жить

Знаете, с одной стороны протез – это психологическая травма, с другой стороны - это было очень серьезным мотиватором, чтобы двигаться. Понятно, что я какое-то исключение из правил. Но я такая. Может я и не была бы такой, если б были две руки, а может, имела бы мировую известность, - Елена смеется. – Сейчас у меня есть любимый мужчина. Но я сама подняла на ноги дочь, мы много путешествуем, она прекрасно одета, сыта, и я полностью её обеспечиваю и себя, построила квартиру, купила машину. Конечно, мне какие-то вещи даются сложнее. Но я не хочу, чтоб под маркой инвалидности усложняли жизнь. Жизнь не простая и бывает, чтобы чего-то добиться, нужно преодолевать себя. Но инвалидность – это не тот барьер, не самое страшное в жизни, что не позволяет жить . Это общество, на мой взгляд, надумывает. Потому что легче всего, например, собственный непрофессионализм скинуть на то, что ты инвалид и ничего не понимаешь. Мне вот однажды было отказано в должности руководителя, потому что сказали: «Раз она инвалид, значит, она психически неустойчива». У меня потрясающий управленческий опыт и огромное количество моих подчиненных остаются моими друзьями. То, какой я руководитель, никак не связано с инвалидностью.

Елена в первую очередь женщина. Яркая. Неординарная. Неудивительно, что на фотографиях, она старается подчеркнуть свою силу - свою позитивную энергию и красоту. На самом деле открыто заявлять о том, что она не инвалид, хотя у неё и нет руки, Елена начала только в конце прошлого года, чуть позже родилась идея написать об этом книгу.

Всё началось 8 января. Мы встретились с приятельницей - она мой партнер равноправный, – и я ей рассказала идею, над которой думала 20 дней и сорок лет. Это будет книга про жизнь без руки: как вообще без неё жить. Но это будет не просто справочник – я хочу с её помощью подвинуть парадигму в обществе. Сейчас на высоком уровне идет скрининг беременности и вероятность того, что человек родится без руки, снижается. За счет чего снижается? За счет того, что родители должны принять грех на душу и сделать аборт. А если бы эта книга появилась в женской консультации… Это опять же старая идеология – отказаться от сложности, отказаться от трудности. А это не трудность – это просто другая человеческая способность. Но мы же не отказываемся от ребенка, который 170 см вместо 200, как нам хотелось бы. Мы не отказываемся от этого. Мы принимаем эту индивидуальность, как индивидуальность. Иногда мне кажется, что отсутствие руки было более простым способом моей адаптации в обществе, потому что я могла все списать на руку: у меня не получается, потому что нет руки. Но какая разница - человек родился без руки или без ноги. Просто у него есть другие особенности. …Человеческий потенциал неограничен физическими возможностями. Как мне всегда говорил отец: «Если у тебя голова на плечах – не важно, есть у тебя руки, ноги, - ты всегда можешь заработать себе на жизнь».

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Ребрендинг инвалидности

Послужной список маркетолога Елены Кузнецовой впечатляет: она проводила ребрендинг сети магазинов бытовой техники и электроники, руководила отделом маркетинга, занимала пост бренд–менеджера и была заместителем директора по продажам и маркетингу. Сегодня Елена независимый консультант по стратегическому и тактическому маркетингу. Когда клиенты сталкиваются с ней лично и видят, насколько она деятельный и харизматичный человек, - для них это своего рода прорыв.

Некоторые говорят: «Лена, если ты живешь, радуешься, и вообще столько успеваешь, если столько у тебя жизнелюбия, то нам вообще грех жаловаться». Я очень благодарна жизни и судьбе за всё: за мой путь, за все эти встречи и работу внутри меня. Мне было подарено множество возможностей изменить свою жизнь в лучшую сторону, изменить качество своей жизни. Вообще у меня есть глобальная мысль – сделать ребрендинг инвалидности. Я маркетолог и знаю, как создавать идейные компании, и я понимаю, что та идеология, на которой построена благотворительность, она полностью утопична. На мой взгляд, многие благотворительные фонды живут от гранта к гранту. Они осваивают бюджет, они не гибкие, они борются за гранты друг с другом, а я хочу сделать объединяющую какую-то комьюнити и начать, возможно, с адаптации инвалидов без руки, без предплечья, без кисти – потому что мне это все понятно, а потом идти дальше. Хочу, чтобы реально это было объединение, где люди воодушевляются и заряжаются идеями. Чтобы сами инвалиды подключались, развивались, через это чувствовали себя по-другому, и они будут бацилами – вирусами – другой прививки обществу.

Фото предоставлены Еленой Кузнецовой

На сегодня только в нашей стране проживает 12,2 млн. инвалидов*. Общество старательно внедряет принцип инклюзии. Особые люди работают в кафе, шьют модную одежду, устраивают выставки. Мы всё чаще видим на обложках журналов и на подиумах моделей с синдромом Дауна, моделей-колясочниц. Но для такого прорыва и принятия особых людей понадобился не один год и даже не десятилетие.

Сдвиг парадигмы в обществе уже начался, и он начался лет 20-30 назад: появились родители, которые по-другому воспитывают детей, и сейчас эти дети выросли и достигли другого. Вот сейчас можно говорить о прецедентах – что другой тип восприятия, другая парадигма жизни позволяет достичь других результатов. Например, обыкновенный ребенок стартует с нуля, а инвалид стартует с «-10». Понятно, чтобы встать на уровень «15», обыкновенному ребенку нужно преодолеть 15 отметок, а инвалиду то нужно преодолеть 25 и не потому, что он не способен, а потому что в обществе существует такая жесткая структура, которая не даёт расти ментально. Потому что восприятие возможностей – это ментальная программа. Просто нужно вставить другую ментальную программу. …У нас очень закомплексованное общество. Настолько страшно смотреть на инвалида, потому что ты боишься оказаться в такой ситуации, боишься, что тебе предстоит такой вызов. Легче не думать о проблеме, задвинуть её. Но эта проблематика существовала давно – и в Спарте, и в нацисткой Германии. На самом деле, моя цель - чтобы не повторился нацизм, чтобы не было понятия «сверхчеловек», чтобы была важна индивидуальность каждого. А мы всего лишь начали говорить о том, как жить без руки…

Следить за новым проектом

И дело вовсе не в плохом почерке или удобстве / неудобстве, как заблуждаются многие.

Одно из любимых "хобби" моих детей - попадание в какие-нибудь медицинские случаи из разряда один на миллион. Один из таких случаев как раз прояснился на днях.
С того момента, как от старшего ребенка стали требовать демонстрировать мелкую моторику для школы, он показывал исключительно свою "безрукость" или в лучшем случае "недоделанную двурукость". Надо сказать, что к этому решающему моменту шести лет у него был ожог правой руки и два вывиха локтя с гипсом на ней же, последний как раз в 5.5 лет. Тогда мы пошли к эрготерапевту - молодой неопытной девице, которая сказала, что ребенок должен решать сам. Правая рука болела, и ребенок предпочел левую. Педиатр сказал: скоро в школу, пусть остается левая. Мои сомнения были утоптаны в подсознание.
Время шло, началось письмо. Я только радовалась, что это Grundschrift, а не латинский или упрощенный. Немыслимое торможение списывала на "амбидекстровость". С увеличением нагрузки со второй половины второго класса и началом третьего новые и старые проблемы начали кристаллизоваться, как и новая уверенность: никакой он не амбидекстр и никакой он не левша, а чудо чудное диво дивное - переученный правша! Все это время я была в поисках специалиста по рукам, потому что обычный эрготерапевт явно не мог с этим справиться. Наконец, специалистку я нашла, добираться нам до нее почти час на поезде, но ближе никого не оказалось. Одно занятие мы разговаривали, второе - фиксировали движения ребенка на видео, третье - разбирали видео. Мое мнение она подтвердила. Теперь надо переучивать, но дело это, как говорит терапевт, непростое и может не получиться, если ребенок не захочет сотрудничать.

Таким образом, вывод: если у вас есть сомнения в том, какая рука у ребенка ведущая, - отведите к его к сертифицированному специалисту до школы, особенно если у рук были травмы. Ниже я перечислила действия, которые помогают определить ведущую руку. Найти терапевта непросто, их довольно мало, но ошибка в этом вопросе будет стоить очень дорого, так что лучше напрячься. Занимается проблемой институт леворукости в Мюнхене, но список специалистов на их сайте неполный и неточный.

Последствия переучивания ведущей руки


Сокращенное изложение немецкой статьи о том, почему не стоит переучивать левшей (правшей это тоже касается, просто крайне редко встречается) и к каким проблемам это ведет. На русском этой информации не нашла - пишут только коротко "не переучивайте, плохо будет" или дают весьма расплывчатую и сокращенную картину последствий.

Как известно, правое и левое полушария нашего мозга решают разные задачи, и одно из них является ведущим. Левое отвечает за речь, логику, анализ и последовательность, мышление знаками, интеллект. Правое - за синтез, мышление "в целом" (а не последовательно), образность, музыкальность, пространство и перспективу, интуицию. Полушария в обычном режиме "сотрудничают" друг с другом и используются как для своей "специализации", так и для помощи в других видах деятельности, но в случаях, когда возникает конфликт, ведущее погашает деятельность неведущего, чтобы мозг нормально функционировал и принимал решения. Хотя, если речь идет о действиях, в которых одно из полушарий сильнее, оно принимает на себя ведущую функцию, даже если ведущим является другое полушарие (например, если правша играет на музыкальном инструменте).
Таким образом, ведущая рука - это значительно больше, чем моторика: речь идет о работе всего мозга.
И если мы вмешиваемся в эту работу, меняя руки, то нормальное функционирование мозга становится затруднительным. Все указанные ниже последствия не обязательно встречаются у всех переученных, но очень часто. Асимметричность мозга может быть разной (в частности, у мужчин сильнее, чем у женщин) плюс у разных организмов разные возможности для компенсации. Поэтому последствия переучивания выражаются у некоторых людей сильнее, чем у других.

Первичные последствия переучивания

Проблемы с памятью, особенно кратковременной. Человек забывает, где он только что был, что он уже сделал. Забывает, что он собирался только что сказать.

Проблемы с концентрацией - уменьшается способность концентрироваться. Переученный ребенок быстро отключается, начинает мечтать или вести себя неспокойно, разговаривать с соседями, делать из себя клоуна.

Легастения (затруднения с чтением и письмом). Особенно часто зеркальное отражение букв, чтение наоборот. У нас - забывание облика слов, постоянный неправильный выбор букв (без какой-либо логики - нужно писать р - пишем т, например), произвольный пропуск букв, невозможность одновременно думать и писать.

Проблемы с ориентацией в пространстве

Проблемы с мелкой моторикой, неловкость движений

Проблемы с речью (заикание, долгий поиск нужного слова, сложности с выстраиванием собственных мыслей, потеря мыслей)

Вторичные последствия (развиваются на базе первичных и как следствие давления взрослых на ребенка)

Неуверенность в себе, ощущение недооцененности (понимание уровня своего интеллекта не соответствует тому, как его оценивают другие), отказ отвечать на уроках из-за страха неудачи. В результате давления взрослых ситуация только нагнетается, теряется способность себя адекватно оценивать, развивается стремление к самоизоляции

Постоянное нервное состояние, невозможность отключиться, ощущение себя "другим"

Постоянное сильное переутомление

Скачкообразное мышление и склонность к возражениям. Человек забывает ход своих мыслей, знает об этом, поэтому пытается высказаться сразу, как только мысль пришла в голову, не заботясь о точности и дипломатии. Проблемы с признанием авторитета других людей.

Частое повторение одного и того же (так как забывает, что уже говорил)

Избыточное компенсирование, эффект Демосфена. Человек тратит огромные усилия на то, чтобы преодолеть свои недостатки, и благодаря самодисциплине достигает своего, но очень дорогой ценой и имеет проблемы в отношениях с окружающими. Перфекционизм, ведущий к быстрому отказу от попытки: идеала невозможно достичь - как следствие ребенок сразу сдается.

Вегетативные проблемы.
Необходимость тратить значительно больше сил, чем тратят обычно в подобных ситуациях люди, может привести к следующим проблемам: обильное потоотделение, тик, судороги, головная боль, нарушение сна, грызет ногти.

Неврологические и психосоматические нарушения являются следствием переутомления организма. Конкретные болезни зависят от того, какие слабые места есть у данного конкретного организма.

Действия, которые помогают оценить ведущую руку

Ребенок уже использует какую-то руку для рисования или письма, но мы сомневаемся, правильно ли. В данном случае все действия с мелкой моторикой нам не очень подойдут для определения ведущей руки, так как выбор руки для них может быть результатом обучения или травмы, а не внутренней склонности. Чем старше ребенок, тем более переученным он может быть. Поэтому нужны виды деятельности, когда ребенок отключается от обучения, действует неосознанно. Это первая группа действий. Вторая группа действий связана с обучением, там используются другие наблюдения.

Первая группа

1. Особенности мышления: склонность к логике или склонность к творчеству. Это неоднозначный показатель, но если склонность очень выраженная, то обычно совпадает с выбором руки (первый правша, второй левша).

Далее я не буду писать слова "выбор руки для", только указывать деятельность. Преобладающий выбор той или иной руки говорит о ведущем полушарии. Наблюдать лучше длительный период в свободном режиме. Если предлагается какая-то деятельность, которая не является ежедневной, в режиме "сидим за столом", то предметы нужно класть перед ребенком ровно посередине.

2. Есть пальцами, без столовых приборов.

3. Пить из стакана без ручки (чашки с ручкой часто заточены под правшей - рисунок с соответствующей стороны).

4. Жестикуляция (какая рука чаще используется для жестов).

5. Указание на дальний объект.

6. Каким глазом смотрит в замочную скважину, подзорную трубу (за неимением картон от туалетной или кухонной бумаги).

7. Вести велосипед / самокат и идти рядом.

8. Крутить ручку помпы или колесо.

9. Собирать башню из кубиков.

10. Возить машинку (могут использоваться обе руки, но одна будет иметь преимущество).

11. Кидать и ловить мяч одной рукой.

12. Солить

13. Наливать (воду из бутылки, поливать цветы). Если вода тяжелая или сосуд имеет неудобную ручку, то это действие можно перенести в следующий раздел.

14. Кидать кубики в настольных играх.

15. Ведущая нога в футболе, прыганье на одной ноге - хотя это вторичный признак, не является определяющим.

16. Вытягивание предмета из мешка. Сложить по два одинаковых по форме кубика в мешок (например, два шарика, два кубика, два бруска, две крыши) и предложить вытащить пары вслепую.

17. Открывать дверь.

18. Крутить большую юлу с палкой в центре, маленькие волчки (это действие также может относиться к группе 2)

19. Выставлять на стол предметы для игры и переставлять их в игре (фишки в настольных играх, животные для зоопарка, лего-фигурки...).

Следующие действия могут быть свободно использованы для определения ведущей руки, только если нет подозрения на переучивание и если не было травм. В противном случае надо смотреть не столько на то, какая рука используется, сколько на язык тела. Если рука неправильная, то тело скукоживается, напрягается, плечи перекашиваются, туловище наполовину разворачивается, лицо напрягается, особенно вокруг рта, губы закусываются, высовывается кончик языка - изменение тем очевиднее, чем сложнее задача.

Открывать банки

Перекладывать спички, бусины и другие предметы на скорость из одной коробки в другую

Нанизывать прищепки на картонный круг, нанизывать бусины на шнур

Забивание гвоздей

Чистить овощи с помощью овощечистки

Чистить зубы

Рисовать кисточкой

Открывать дверь ключом

Точить карандаш

Мыть посуду

Есть вилкой, ложкой, резать ножом

Заводить игрушку с заводом

Предложить написать одинаковые буквы или слова сначала одной рукой, потом другой рукой, закрасить одинаковые объекты. При этом смотреть, какой рукой выбирается карандаш из кучки посередине стола, как ребенок сидит.

Если перед вами встанет проблема переучивания - не делайте это сами, обратитесь к специалисту. Если у вас вырисовывается амбидекстр - это тоже не является плюсом для ребенка. "Двурукость", к примеру, может развиться при родовых травмах (нехватке воздуха при родах). Эрготерапевты работают также и с ними, чтобы уменьшить нагрузку на мозг.

10 известных людей без рук, которые живут полноценной жизнью

5 (100%) 1 vote

Как человеку жить без рук? Кажется, он обречен на жизнь полную страданий и лишений, но это далеко не так. Мы познакомим вас удивительными людьми без рук, которые живут полноценной жизнью. Их силе характера можно только позавидовать.

Один мотоциклист получил предупреждение от офицера полиции в Китае за езду без рук. Полиция остановила мотоциклиста, но была шокирована тем, что у него в действительности просто нет рук. Лю 27 лет, он потерял руки еще в детстве в результате электрического шока.

Когда ему было 10 лет, родители отправили его в цирк, что бы он научился чему-нибудь. Там он натренировался езде без рук. Лю признал, что уже более 10 лет он катается на мотоцикле, и у него нет даже прав. Полиция отпустила его без наказания, но взяла обещание, что он больше никогда не будет ездить на мотоцикле.

Когда Марк Штуцман распаковывает свой лук и начинает его собирать, он привлекает множество взглядов на себя. Нет ничего особенного в его луке и стрелах, все дело в том, что всю процедуру он проводит одними ногами.

Безрукий с рождения и усыновленный в семью с 7 братьями и сестрами, Марк никогда не позволял своему дефекту мешать развитию. Он делает абсолютно все ногами: есть, водит, пишет, и набирает номер на телефоне. Стрельбой он начал заниматься в 16 лет.

На соревнованиях он выступает в группе со здоровыми людьми, что уже достойно уважение. Лук он держит руками, тетиву натягивает плечом (на нем расположен специальный прибор), а выстрел совершает зубами. Его результаты достаточно хороши, что бы быть претендентом на участие в Олимпиаде.

Когда Лю Вей впервые выступил на конкурсе «Таланты Китая», не было ни одной пары сухих глаз. Пианист играл пальцами ног. 10 октября 2010 года было объявлено, что не стало сюрпризом, о победе Лю Вея на конкурсе, приз за который 3-х недельный тур в Лас-Вегас.

Лю Вей потерял руки несколько лет назад, в результате удара электрическим током.

4. Уличный каллиграф

В мае 2010 года, в полдень, удивительная сцена предстала перед прохожими недалеко от входа в здание Foxconn Corporation в Шеньжене. Оптимист из одной провинции Китая, без рук, зажатой в ноге кисточкой написал несколько вдохновляющих слов для рабочих завода Foxconn. Фраза была предназначена рабочим, которые хотели совершить самоубийство. Он написал: «Братьям и сестрам завода Foxconn, жизнь бесценна, выполняйте свой долг, всегда есть выход, гармония заключена в вас».

Безрукий человек рассказал о своем несчастье. Несколько лет назад он был начальников в Пекине, и взрыв газа сделал его недееспособным. После нескольких хирургических операций он выжил. Он вырос в бедной семье, и что бы как-то продержаться начал учиться искусству каллиграфии. Его оптимизм вдохновил множество людей по всему Китаю, которые также помогли ему оплатить все счета за медицинское обслуживание. Когда он услышал о десяти самоубийствах на заводе Foxconn, то решил что сможет убедить молодых рабочих не совершать подобных глупостей.

Кайл Мэйнард не самый обычный борец. Кайл был лучшим борцом в школе и одним из лучших в своей академии. Он также поступил в университет Джорджии. Кайл является мотивацией для любого человек, преодолевающего трудности. Он родился без локтей и голени – результат редкого отклонения.

Сейчас Кайл работает активационным спикером в бюро спикеров Вашингтона. Он также автор мемуаров:

  • «No Excuses» (Никаких оправданий);
  • «The True Story of a Congenital Amputee» (Истинная история врожденной ампутации);
  • «Who Became a Champion in Wrestling and in Life» (Кто стал чемпионом по борьбе и в жизни).

Томми МакОлайф был чемпионом мира по гольфу среди безруких. Томми родился в 1893 году в Буфало. Его руки были ампутированы после переезда их поездом в 1902 году. Он учился писать, держа ручку в зубах. Был президентом класса. Женился в 1919 году, отец четырех детей и дедушка 16 внуков.

Он стал кэдди в ближайшем гольф-клубе. Там он учился играть в гольф, держа клюшку плечом и подбородком. Он стал настолько хорошо играть, что стал чемпионов среди кэдди. После окончания колледжа его брат Вальтер посоветовал Томми начать свое шоу Водевиль в Нью-Йорке. Его шоу стало настолько популярным, что он гастролировал с ним по 48 штатам, по всей Канаде и Австралии. Он играл в гольф со многими известными гольфистами своего времени.

7. Первый безрукий пилот

Джессика Кокс родилась без рук. Ни один предродовой тест не показал никаких отклонений, но так получилось, что у нее очень редкий врожденный дефект. Джессика выучилась на психолога, она может писать, водить автомобиль, расчесывать свои волосы, говорить по телефону и все это одними ногами. И у нее есть лицензия на полеты на самолетах.

Самолет, на котором она летает, называется Ercoupe и это один из немногих самолетов сконструированных без педалей. Джессика использует свои ноги как руки для управления таким самолетом. Она училась 3 года, вместо обычных 6 месяцев, для получения летной лицензии.

Для ребенка научиться ходить, значит часто падать на руки. Для Тони Мелендеса это значило постоянно падать на лицо. Ему пришлось учиться вставать без рук. Это научило его никогда не сдаваться. Тони хотел научиться играть на гитаре пальцами ног. Для этого он практиковался по 7 часов каждый день, пока не достиг результата.

В 1987 году Мелендезу было 25, он сыграл во время визита Папы Иона Павла II в Лос-Анджелес, и папа призвал его «продолжать давать надежду всем людям». В ответ на это Тони объездил 40 штатов и по всему США как мотивационный спикер.

9. Безрукая спортсменка

Барби Гуерра потеряла руки в 2 года в результате несчастного случая. Теперь она фитнес модель.

10. Безрукий художник

Эта удивительная картина была нарисована безрукой жертвой лекарства Талидомид, при помощи правой ноги. Питеру Лонгстаффу 48 лет, он богатый фермер, отец и тренер молодежной футбольной команды.

Питер был одним из многих детей с деформациями, рожденных в 50 – 60 годах в результате использования Талидомида их беременными мамами.

Эти люди заслуживают звания – Воины Духа. То, что большинству дается от рождения, им пришлось добывать путем неимоверных усилий и тренировок. Они на своем примере смогли доказать, что нет ничего невозможного.

Пользовательница Twitter Елена Бартенева (Elle Pugs) устроила необычный флешмоб. За один «лайк» она рассказывала один факт из своей жизни. Девушка лишилась руки при рождении, но эта особенность не сильно омрачает ее жизнь: она учится, участвует в фотосессиях и любит черный юмор. А еще говорит, что ей очень повезло с семьей и друзьями.

30 фактов о том, каково это — жить без руки:

1) Я всегда готова к лишнему вниманию на улицах. Это может ограничиться долгим взглядом, но может дойти и до перешептывания и тыканья пальцем.

2) Так как у меня это с рождения, я изначально привыкла делать все при помощи полутора рук.

3) Если смотреть на нее под определенным углом, можно увидеть мордашку.

4) Я знатно экономлю на маникюре (плачу только за одну руку).

5) У меня не было детства, как в американских сериалах, но была парочка эпизодов, о которых вспоминать не хочется.

6) У меня сейчас вторая группа инвалидности, которую приходится обновлять каждый год. Это включает в себя рентген руки с демонстрацией прошлогоднего снимка.

7) Я так родилась, потому что еще в утробе случайно запуталась рукой в пуповине. Руку зажало, и появилась на свет я уже так.

8) Меня раздражает, когда люди спрашивают про это не напрямую, а через общих знакомых. Понимаю, что вопрос кажется неловким, но мне потом более неловко доказывать, что я не потеряла ее в аварии. Из-за этого испорченного телефона некоторые долгое время думали, что я попала в аварию и это не врожденное.

9) В детстве я могла бесплатно поехать в лагерь каждый год и получала кулек сомнительных сладостей перед Новым годом.

10) Из-за того, что одна рука тяжелее другой, у меня с детства легкое искривление, благо, сейчас не такое заметное.

11) У меня есть косметический протез, который я сейчас использую для крафта. Когда я впервые пришла с ним в школу, переполненная гордостью, мои одноклассники испугались и просили его снять. Как итог, почти все уроки на моей парте просто лежала искусственная рука. На самом деле мне в нем было дико неудобно и жарко, не говоря уже о том, что я привыкла ходить по-другому. Именно поэтому я не ношу протезы и не собираюсь, ибо жить в постоянном дискомфорте, чтобы другим было приятно на меня смотреть? Ну уж нет.

12) Случалось, что дети не хотели со мной играть/дружить, ибо думали, что это заразно.

13) Еще я получаю целую ПЕНСИЮ каждый месяц, но никогда не держала ее в руках, ибо она сразу идет на оплату коммунальных платежей.

14) Еще со школы я постоянно хожу с рюкзаком на правом плече. Я настолько к этому привыкла, что без него буквально чувствую себя голой.

15) На самом деле именно из-за руки я долгое время не решалась на косплей и хождения на фесты, ибо опасалась реакции окружающих.

16) Я могу вести себя так, что через какое-то время вы забываете об этой моей фишке.

17) Однажды мне написал мужчина, который предлагал мне переспать с ним из-за фетиша на ампутацию. Он предлагал 200 долларов.

18) Меня ужасно бесит жалость во всех проявлениях, поэтому мое отношение к людям, провоцирующим ее, более чем понятно.

19) Мне часто уступают место в маршрутке, но я почти всегда отказываюсь и спокойно уступаю тем, кому нужнее.

20) Как это ни странно, пару раз меня отшивали, когда узнавали про руку, и это оставляло следы на моей самооценке.

21) Я просто обожаю черный юмор, шучу сама и ценю творения окружающих. Без самоиронии как без рук!

22) Моих друзей выводит из себя, когда дело касается чрезмерного внимания или оскорбления в мой адрес. Они злятся сильнее меня…

23) В детстве я считала, что со мной что-то не так, а вот выросла и поняла, что это люди бывают идиоты.

24) Мечтаю выйти 31 октября вечером на обочину и ходить, обмазав правую руку краской/кетчупом.

25) Несмотря на такое мое отношение ко всему этому, раз в несколько месяцев у меня случается ‘сбой’ и я плачу взахлеб, но потом мне очень легко.

26) В детстве, когда я гуляла по базару с бабушкой, мне часто давали какие-то угощения и игрушки бесплатно. Я верила, что это все мое очарование.

27) Я умею кататься на велосипеде, прыгать на скакалке и т. д. Все, кроме подтягивания на турниках и завязывания шнурков.

28) Я могу бесплатно кататься в трамваях и троллейбусах, но на этом мои льготы заканчиваются.

29) Я часто слышу: “Вот если бы у меня так было, не знаю, выдержала бы я это/смогла бы я так”.

30) Когда я родилась, акушерка предложила маме поменяться на ‘полноценного ребенка’, от которого отказалась мама, и сдать меня в детдом. Несмотря на давность факта, я частенько думаю об этом и представляю, насколько иной была бы моя жизнь и как мне повезло с семьей.