Замок Шамбор — как добраться из Парижа, Франция. Замок Шамбор во Франции, Париж: история, описание и фото

Необычный замок Шамбор во Франции - это один из знаменитых дворцов Луары, считающийся выдающимся памятником архитектуры времен Ренессанса. Он был возведен по личному указанию короля Франциска I, намеревавшегося отдыхать в нем вместе со своей прекрасной фавориткой графиней Тури, которая обитала неподалеку. Дворец расположен на излучине реки Коссон - ответвления реки Беврон, являющейся левым притоком Луары. От левого берега этой крупнейшей водной артерии Франции Шамбор отделяет всего 6 км.

История замка

Интересно проследить историю Шамбор в его современном виде появился здесь только в середине XVI века. Имение, большую часть которого занимали леса, было приобретено семейством герцогов Орлеанских у графа Блуа. В конце XV века представители этой династии взошли на трон, что автоматически сделало Шамбор королевской резиденцией.

Полуразрушенный средневековый замок в поместье совсем не соответствовал достоинству гордых французских монархов, поэтому Франциск I принял решение о возведении нового дворца.

Хотя имя архитектора точно до сих пор неизвестно, определенные исторические источники утверждают, что в разработке проекта участвовал сам великий Леонардо да Винчи. Трудно сказать, действительно ли это правда: знаменитый живописец скончался в 1519 году, когда строительство только начиналось. Однако искусствоведы утверждают, что лестница замка, которая состоит из двух переплетенных спиралей, создана именно гениальным Леонардо. Лестничные марши ее двух веток расположены таким образом, что поднимающиеся и спускающиеся по ней люди никогда не столкнутся.

О постройке замка Шамбор отзывы современников были не слишком лестными. Сам процесс возведения стен и укреплений выглядел достаточно грандиозно для той эпохи, но можно смело сказать, что новое поместье создавалось на крови и костях. Для строительных работ потребовалось более 200 тысяч тонн камня, а участие в них принимало около 2 тысяч человек. Многие из них не дожили до завершения строительства из-за непомерных физических нагрузок и болотной лихорадки, часто встречающейся в этой заболоченной местности.

Строение было завершено в 1547 году, уже после кончины монарха, который посещал Шамбор всего лишь несколько раз с целью поохотиться. На протяжении ста лет замок оставался практически заброшенным, пока в конце XVII века Людовик XIV не распорядился немного перестроить его. В частности, на часовне была установлена новая кровля, а часть комнат была объединена в королевские апартаменты. В 1670 году именно здесь с успехом прошло первое представление знаменитой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

В первой половине XVIII века временным владельцем дворца Шамбор стал Станислав Лещинский - польский монарх в изгнании, являвшийся отцом супруги Людовика XV. Затем до начала Французской революции в здании сначала размещалась армейская казарма, потом превратившаяся в лабораторию таинственного алхимика графа Сен-Жермена. После революционного переворота и до 1930 года замок переходил от одного французского аристократа к другому, пока не стал собственностью государства.

Во время Второй мировой войны в Шамборе прятали бесценные произведения искусства из Лувра, в частоности «Мону Лизу» и Венеру Милосскую. Несмотря на то, что часть строения в этот период была уничтожена пожаром, дворец сохранился относительно неплохо и сейчас открыт для посещений туристами.

Что посмотреть в замке

На фото видно, что замок Шамбор построен из больших глыб белого песчаника. Это придает ему особый колорит, делая здание более легким и воздушным, чем мрачные средневековые цитадели. Длина фасада превышает 150 м, а ширина строения составляет чуть более 110 м. Дворец состоит из более чем 400 комнат, соединенных между собой 77 лестницами. Здесь установлено около 300 каминов, считающихся настоящими произведениями искусства, а многочисленные капители украшают 800 скульптурных композиций.

Согласно отзывам туристов, в поместье Шамбор заслуживают внимания следующие объекты:

  • Донжон - центральная башня дворца, придающая ему сходство со средневековыми цитаделями. В нем пять этажей, на каждом из которых обустроено по 4 комнаты округлой и квадратной формы. Помещения связаны 4 узкими галереями, соответствующими сторонам света, которые сходятся у центральной двойной лестницы.
  • Часовня в западной части замка, спроектированная знаменитым архитектором той эпохи Жаном ле Гумбль, и апартаменты правителя Франции в восточном крыле. Такое расположение являлось достаточно нестандартным для королевской резиденции. Оно означало, что монарх проживает в комнатах, направленных по отношению к Иерусалиму и считает себя главой не только светской, но и духовной власти в стране.
  • Двойная лестница винтового типа в центре дворца. Она привлекает внимание не только тем, что подъем и спуск по ней разделены в пространстве, но и красивым резным узором. Лестница огибает донжон по всей его протяженности и ведет к гигантской террасе, с которой открывается красивый вид на дымоходы и капители кровли. Над пролетами установлена небольшая башня-маяк, прекрасно заметная не только снаружи, но и изнутри строения, когда человек стоит на нижнем этаже. Высота башни превышает 30 м, а ее вершину украшает лилия - символ французских королей.
  • Второй этаж дворца. На его своды нанесены символы-эмблемы Франциска I (саламандра и буква F, заканчивающаяся королевским венцом) и его матери Луизы Савойской (шнурок с завязанными узелками). На лестничных клетках некоторые монограммы, расположенные рядом с террасами, размещены в перевернутом виде, чтобы Господь видел их и мог оценить могущество короля.
  • Гобелены-полотна «Охота короля Франциска», созданные в первой половин XVII века. Они изготавливались вручную, еще до открытия знаменитой королевской мануфактуры по производству гобеленов.

Как гласят предания, французский монарх и Жан ле Гумбль разрабатывали грандиозный для XVI века проект отвода Луары из ее русла таким образом, чтобы воды реки струились прямо перед замком. Однако по здравом размышлении правитель отбросил эту идею, воплощение которой обошлось бы слишком дорого.

Экскурсии и цены

Если верить описанию из путеводителей, замок Шамбор практически не имеет аналогов не только во Франции, но и по всей Европе. Более 30 лет назад он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому заслуживает тщательного внимания. Попав сюда, обязательно посетите:

  • Лестничный лабиринт , соединяющий небольшие винтовые лестницы, живописные террасы и открытые галереи. Предполагают, что такая планировка позволяла избежать встречи многочисленных любовниц короля друг с другом.
  • Музей охоты и природы , расположенный на втором этаже. Здесь экспонируются картины, посвященные теме охоты, авторства Рубенса, Снейдерса, Кранаха и других великих живописцев.
  • Парк. Он занимает более 5 га и окружен самой длинной во Франции стеной общей протяженностью свыше 30 км. Туристам открыт доступ лишь на небольшой огороженный участок площадью 1000 га. В парке водятся олени и кабаны, а также множество видов пернатых.

С января по март и с октября по декабрь экскурсии по замку проводятся с 10:00 до 17:00, с апреля по сентябрь - с 9:00 до 18:00. Входной билет обойдется в 11 EUR. Купить его можно не позже, чем за 30 минут до закрытия.

Как добраться из Парижа

Из Парижа в Шамбор можно попасть на поезде компании TGV, который отходит от вокзала Аустерлиц. Путешествие в купе класса люкс обойдется примерно в 35 EUR, стоимость билета во второй класс составляет 23 EUR. Продолжительность поездки не превышает 1,5 часов, а выйти следует на остановке Блуа.

Также вы можете добраться до замка от вокзала Монпарнас с одной пересадкой. Для этого необходимо доехать до Сен-Пьер-де-Корп - городка неподалеку от Тура (билет обойдется примерно в 40 EUR - 50 EUR). Здесь вам придется пересесть на местную электричку TER, которая довезет вас до Блуа всего за 25 минут.

Шамбор - настоящая энциклопедия эпохи расцвета королевской монархии. Посетив замок, вы узнаете немало увлекательных фактов о жизни выдающихся представителей династии Бурбонов.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции.

Франциск I. Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр


После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи.

Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка.

Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза.

Francois I with Leonardo da Vinciin 1519

В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку.

План замка

В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек.

Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Архитекторы планировали строить крепость, поэтому стены здесь толстые, потолки высокие, залы сырые и холодные.

Пьер-Дени Мартен - Вид на замок Шамбор со стороны парка 1722

Их должны были обогревать 365 каминов, расположенные в опочивальнях (их количество совпадает с числом дней в году). В замке три этажа, более 440 помещений.

И хотя в ходе работ Шамбор попытались превратить в комфортное жилье, внутреннее устройство все-таки больше подходит для обороны от врагов, чем для отдыха.

Старый чертеж замка Шамбор, юго-восточная сторона Дата 1749

Сердце замка - донжон - квадратное в плане помещение с круглыми башнями по углам. Конечно, это сооружение уже не было рассчитано на оборону. Своими монументальными формами он должен символизироваться величие власти владельца. Впрочем, согласно традиции, перед замком был вырыт глубокий ров с водой (засыпан в XVIII веке) и установлен подъемный мост.

Ограждение замка имеет прямоугольную форму. Две круглые башни ограждения, фланкирующие центральный въезд, позже названы "Королевским", были невысокими, с плоской крышей, так что там могла находиться стража с приданными ей легкими пушками. Две другие башни, завершенные высокими коническими кровлями, уже связывались с композицией противоположного, северо-западного фасада, который стал основным. Во внутренних углах их разместились винтовые лестницы, напоминавшие лестницу в замке Блуа.

Знаменитая двойная спиральная лестница в центре замка поднимается с первого этажа до светового фонаря, возвышающегося над крышей. Двойные спирали ее маршей заключены в восьмигранник, образующий мощный ствол. Это словно самостоятельный павильон, стоящий в центре греческого равноконечного креста пересекающихся сводчатых залов - "Залов Стражи".

Такая необычная архитектурная фантазия создавала своеобразный игровой лабиринт в духе новых светских затей, что существенно отличало эту лестницу от ее прототипа - лестницы с двумя самостоятельными маршами в парижской церкви св. Бернардена. В отличие от примеров готического зодчества, придававших лестнице служебное назначение и заключавших ее в каменный футляр, здесь лестница занимает центральное положение в композиции интерьерного пространства, являясь его лучшим украшением. Белый камень с берегов Шера и Эндра, который заставлял фасады дворца светиться на солнце, подобно кристаллу, в интерьере с приглушенным освещением, открывается иными своими качествами - почти скульптурной пластичностью всех элементов, мягко прорисовывая каждую деталь.

Поднимаясь по одному ряду ступеней и спускаясь по другому, каждый раз можно по-новому воспринимать одно и то же пространство интерьера. Крестообразные переходы, наподобие мостиков, ведут от ступеней лестницы на второй этаж. Сама же она поднимается в башнеобразный фонарь, возвышающийся на террасе донжона. Кессонированные своды лестницы содержат, чередуясь в шахматном порядке инициал F и изображение саламандры (символы Франциска I).

На каждый спиральный марш есть свой вход.

Панорамный вид двойной спирали лестницы.

Человек, поднимающийся по "своей" спирали, может увидеть идущего по другой только сквозь небольшие окна, но встретиться друг с другом они не смогут. Эта лестница, несомненно, имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.

План замка, строго симметричный, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Все апартаменты, расположенные на разных этажах донжона, выходят окнами во внутренние помещения, образующие крест с лестницей в центре.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.

Первый этаж

Здесь находится вход в часовню (западное крыло), вход в королевское (восточное) крыло, выставка карет и выставка скульптуры.
В помещении для карет собраны конные экипажи. Они никогда не использовались, так как были заказаны графом Шамбор у каретного мастера Биндера в 1871 году специально для торжественного въезда нового короля в Париж, который так и не состоялся. Седла и прочие шорные изделия были выполнены знаменитой парижской фирмой Гермес.

Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.

Statue of Madame Élisabeth 1792Sister of Louis XVI

Второй этаж

На втором этаже посетители могут ознакомиться с различными вариантами обстановки жилых помещений замка с XVI по XIX века, благодаря воссозданию элементов интерьера тех времен.

Камин на втором этаже замка Шамбор

Покои Франциска I расположены в восточном крыле. Это легко заметить по многочисленным изображениям лилий и саламандры (королевского геральдического символа), используемых во внешней и внутренней отделке, например, на двери:

Поначалу Франциск размещался в донжоне, но вскоре решил перебраться в восточное крыло здания, в которое ведут галерея и наружная винтовая лестница. В это крыло входят одна комната, два кабинета, небольшая молельня и зал заседаний.

Королевская кровать

The royal statue of King Francis I (1494-1547)

Апартаменты короля , расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву F - эмблему короля Франциска I. Саламандры символизируют девиз короля "Nutrsco et extinguo", что можно перевести как "я питаюсь (хорошим огнем) и гашу (плохой огонь)".

Рабочий кабинет Франциска I

Парадные апартаменты были созданы в 1680 году, когда две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие правилам этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV.

Парадные апартаменты 1861 г.

Поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая, парадный зал и частные апартаменты переходят одна в другую, как в Версале. Оформление парадных апартаментов, которое вы видите сегодня, было выполнено по заказу маршала Саксонского в XVIII веке. Меблировка была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Есть гобелены и портреты известных исторических личностей и мраморный бюст самого Людовика.

Королевскую часовню (вход с первого этажа), занимающую западную башню Шамбор, начали строить при Франциске I, а заканчивал при Людовике XIV архитектор Версаля Ж.А Мансар. Ее архитектурное решение также навеяно итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. Зал часовни необыкновенных размеров представляет собой самое большое помещение замка.

Апартаменты королевы , в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Ментенон, расположены в башне по соседству с апартаментами короля. Они так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных апартаментов. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Апартаменты XVIII века видели самое оживленное время в жизни замка - в течение целых 12 лет их занимали приближенные персоны Станислава Лещинского и маршала Саксонского. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем их разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В больших каминах XVI века были устроены камины более скромных размеров. Здесь воссоздана обстановка эпохи Просвещения.

Польская кровать из "комнаты олеандров"

Печь с гербом маршала Саксонского

Жилые помещения были переоборудованы и под Музей графа Шамбор - последнего владельца замка и последнего из прямых потомков Людовика XVI - в память об одном из важных периодов истории Франции. Граф Шамбор оставался владельцем замка с 1821 года до самой смерти в 1883 году, но он провел в нем всего лишь три дня. Он должен был вступить на престол Франции в 1871 году после поражения Франции в войне с Пруссией. Отказавшись от трона, граф отправился в изгнание, и во Франции была провозглашена Третья Республика. Среди экспонатов музея - коллекция военных игрушек графа, его посуда и столовое серебро, его парадная кровать, а также серия гравюр и портретов, которые принадлежали его матери, герцогине де Берри.

Галерея миниатюрных пушек

Кровать графа де Шамбор, выполненная в Нанте в 1873 году Эмилем Пуансоном


Цитата сообщения

Я уж было собрался покинуть с вами , но тут вдруг обнаружил, что мы с вами не осмотрели наверное самый красивый замокэтих мест. Давайте все таки немного тут еще задержимся, а уж потом конечно же отправимся к или . Что же это за великолепный замок?

Романтический замок Шамбор всегда был и остается самым красивым и романтичным из замков долины Луары, ведь свой вклад в его строительство внес сам Людовик XIV - известный ценитель прекрасного и автор божественного Версаля. В архитектурных формах Шамбора сказалось все величие и роскошь эпохи Возрождения.

Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената.




Кликабельно 2000 рх

После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза


Pierre -Denis Martin "The Chateau de "

В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек.



1954 год, Кликабельно

Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона. Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления.


Франциск I Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр

Франци́ск I (1494 —1547) — король Франции с 1 января 1515, сын графа Ангулемского Карла, двоюродного брата короля Людовика XII, и Луизы Савойской. Основатель Ангулемской ветви династии Валуа. Его царствование ознаменовано продолжительными войнами в Европе и расцветом французского Возрождения. С именем Франциска тесно связано Возрождение во Франции. Уединённый образ жизни французского двора сменяется при Франциске блестящим и шумным весельем. При королевском дворе, где большую роль стали играть дамы, сосредоточилась вся общественная жизнь. Экспедиции в Италию познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов; он увлекся культурой Возрождения, главным образом его эстетической стороной, окружал себя учёными и поэтами, любил беседовать с ними. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. В 1517 году Франциск решил основать высшую школу древних языков и хотел поставить во главе её Эразма Роттердамского, но Эразм отказался.


Стены Шамборского замка Франциска I украшает герб его возлюбленной — графини де Тури, жившей с мужем неподалёку.

В 1530 году он открыл Collège de France, нанесший сильный удар схоластической Сорбонне. Франциск основал и королевскую типографию, в которой работал гуманист Роберт Этьенн. Он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто; Рафаэль написал для него несколько картин («Архистратиг Михаил»). Особенно увлекался Франциск архитектурой и скульптурой. Венцом национального направления в архитектуре явился замок Шамбор, итальянского — Фонтенбло, над которым работало несколько знаменитых итальянских художников, в том числе Бенвенуто Челлини. При дворе Франциска жил поэт Клеман Маро, сопровождавший Франциска в Италию и попавший в плен при Павии. В 1532 году появился роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Клод была богатейшей наследницей в Европе (родители, кроме других наследственных владений, отдали ей Бретань и Милан), она долго составляла предмет исканий молодого Карла Австрийского (позже императора Карла V), но, несмотря на благосклонное отношение к нему её матери, была выдана после смерти Анны отцом за Франциска Валуа, графа Ангулемского. Свадьба Клод и Франциска состоялась 18 мая 1514 года. Вскоре после смерти Людовика XII муж Клод вступил на престол.

При дворе Клод постоянно была в тени своей свекрови Луизы Савойской и золовки Маргариты Ангулемской. Её брак с Франциском не был счастливым. У них родился наследник — будущий король Генрих II, ещё два сына, умершие молодыми, и четыре дочери. У Франциска было множество любовниц, но королева не устраивала скандалов по этому поводу, и король особо её за это ценил. Она безусловно любила мужа, и Франциск, пусть и по-своему, тоже любил её. Клод умерла в 1524 году, когда ей было всего 24 года.

Элеонора Габсбург (1498—1558) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I. Среди претендентов на её руку были короли Англии Генрих VII (король Англии) и Генрих VIII, короли Франции Людовик XII и Франциск I и король Польши Сигизмунд I.

По желанию брата, 16 июля 1518 она вышла замуж за короля Португалии Мануэля. У них было двое детей.
Элеонора стала вдовой в декабре 1521 года, когда Мануэл умер от чумы.
4 июля 1530 года она вышла замуж за короля Франции Франциска I. Этот брак был не более счастливым, чем предыдущий, Франциск предпочитал новой жене любовницу Анну де Пислё. Детей у супругов не было. Брантом пишет, что королева в интимной жизни находила отдохновение в объятиях своих придворных дам.

Как королева Франции не имела никакого влияния, однако служила связующим звеном между Францией и Священной Римской империей. Умерла от приступа астмы, находясь в обратной дороге из Португалии, где пыталась помириться со своей дочерью.


Луиза Савойская

Франциск I долго не задерживался в замках Луары и Фонтенбло. Обычно он один месяц в году жил в Париже, в большинстве случаев зимой или весной. Париж сохранил свое огромное политическое и властно-правовое значение уже потому, что там заседал парламент, который ратифицировал любой законодательный указ.

Если посмотреть на придворное окружение Франциска I, то становится ясно, что женщины играли важную роль в жизни короля, хотя многое, что об этом было написано, является чистым вымыслом. Вне всяких сомнений, Франциск I поднял статус женщины при своем дворе. «Король веселится?» Этот образ-клише, который сохранился по сей день, имеет истоки в историографии 16 и 17 веков. В действительности же частную жизнь короля постичь трудно. Зато неоспоримо, что его любовницы имели политическое влияние, которого не следует недооценивать. Это относится не столько к его первой возлюбленной мадам де Шатобриан, сколько к Анне д"Эйли, герцогине д"Этамп, о которой английский посланник Энтони Браун писал в 1527 г.: «Как слышно, он (Франциск) всем дамам предпочитает девушку, которую зовут Эли и красота которой, на мой взгляд, не очень достойна упоминания». Герцогиня была в центре дамского общества, в кругу которого король развлекался каждый вечер.

С самого детства Франциск I постоянно находился под влиянием женщин, прежде всего своей матери Луизы Савойской. Луиза была выдана замуж в 12 лет, а в 18 лет стала вдовой, она не только воспитала своего сына, но и позже, во время его отсутствия во Франции (1515 и 1524/25 гг.) исполняла обязанности регентши. До самой смерти (1531) она была влиятельной фигурой при дворе, уравновешивала противоречия придворных групп и деятельно участвовала в политике.


Анна де Писслё, герцогиня д"Этамп

Клотильда Французская, первая жена Франциска I, подарила королю трех сыновей и четырех дочерей, из которых только двое пережили отца (Генрих и Маргарита, вышедшая замуж за герцога Савойского). Когда Элеонора, старшая сестра Карла V и вторая жена Франциска I, в июле 1530 г. прибыла во Францию, король находился под сильным влиянием своей любовницы герцогини д"Этамп. Элеоноре пришлось довольствоваться второстепенной политической ролью. Этому способствовало и то обстоятельство, что она была бесплодна.


Франсуаза де Фуа, графиня Шатобриан фаворитка короля Франциска I.

Но давайте вернемся к саомому замку.

План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.


Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.


Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.


Кликабельно 3000 рх

Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка.

Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.


Кликабельно 4000 рх

Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек.

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву Р - эмблему короля Франциска I.


Кликабельно 3000 рх

Капелла, расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. План замка, строго симметрический, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".


Кликабельно

С особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество, организованное церемониймейстером - бароном Монморанси, в зиму 1539 года по случаю визита Карла V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали. В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

После его смерти, наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей.


Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозэну; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.


Кликабельно 2000 рх

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. В 1725 году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу Лещинскому, который возобновил строительство. Двадцать лет спустя замок перешел к маршалу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье. Во времена правления герцога де Бордо.

Адрес: Chambord, France (посмотреть на )
Расстояния: 120 км от Парижа, 20 км от Блуа
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:15 (с апреля по сентябрь)
и с 9:00 до 17:15 (в остальное время года)
Вход: 12?, бесплатно для детей до 18 лет
Сайт:




Если вы посетите замок, обязательно уделите внимание терассам: сочетанию окон, лестничной башни и венчающей это незабываемое сооружение башня с лилией. Интересна также и часовня, которую построили в крыле, противоположном королевскому. Это самое большое помещение в замке, которое призвано подчеркнуть божественность правителя.
Одна из комнат замка

Приемники короля Франциска посещали замок крайне редко. Только при Людовике XIII замок начали реконструировать, однако реконструкцию завершили уже во времена правления его сына.


Кликабельно 4000 рх

К сожалению, в связи с неопределенным политическим положением в то время так и не была завершена реконструкция сада и конюшен.

На территории замка расположен огромный парк, который также занесен в список наследия природы Франции. Парк Шамбора, состоящий из болот, сосновых лесов и полей, на которых несколько веков охотились французские дворяне, ныне превращен в парк-заповедник. Здесь можно встретить самые редкие виды животных и растений, часть из которых даже занесена в красную книгу.






Кликабельно




Кликабельно 4000 рх




Давайте теперь виртуально осмотрим окресности замка. Нажимаем на картинку и попадаем во Францию.

Контакты

Адрес: Château, 41250 Chambord, Франция

Телефон: +33 2 54 50 40 00

Стоимость: 11€, до 25 лет бесплатно

Официальный сайт:

Париж хранит в себе ещё немало тайн, которые только предстоит открыть заинтересованному туристу. За пределами французской столицы можно увидеть необыкновенные достопримечательности, достойные восхищения и преклонения.

Долина реки Луары славится прекрасными архитектурными творениями, построенными руками человека. Дворцы разных эпох величественно охраняют покой королевского водоёма. Замок Шамбор — один из них.

Шедевральный Шато де Шамбор является настоящим произведением искусства, созданным в эпоху Ренессанса и дожившим до наших дней. В самом крупном монументальном комплексе Франции можно увидеть :

  • портретную живопись французских монархов;
  • музей природы и охоты;
  • большую лесо-парковую территорию, окружающую дворец.

Великолепный замок восхищает своей грандиозностью и красотой, поэтому число туристов, желающих увидеть собственными глазами это чудо, растёт с каждым годом. Большинство из них предпочитают самостоятельное путешествие в Луару для ознакомления с восхитительным Шамбором.

Замок Шамбор и история его появления

История создания дворца Шамбор омрачена высокой смертностью его строителей, которая была обусловлена тяжёлым климатом болотистой местности. Человек, подхвативший смертельную болотную лихорадку был обречён. Условия труда на стройке 16-ого века были адские. Над возведением фундамента и каменных стен Chateu de Shambord работало около 2000 людей. Благодаря их труду сегодня можно лицезреть красивейшее творение времён Реннесанса.

В конце 14-ого века семейство герцогов Орлеанских совершило знаменательную покупку, приобретя у четы Блуа имение Shambor, расположенное в лесу. Вскоре герцог взошёл на трон и стал Людовиком 13.

У короля подрастает смышлёный сын Франциск, обожающий всё, что связано с Италией. В начале 16-ого века сын французского монарха прибыл с Апеннинского полуострова не один, а в компании с гениальным Леонардо да Винчи. Переполненный впечатлениями от посещения солнечной Италии, Франциск в скором времени принимает решение о начале строительства охотничьего поместья.

Планируется, что здание должно затмить своим великолепием и заткнуть за пояс красивейшие итальянские дворцы. Увы, имя архитектора замка Луары Шамбор так и осталось неразгаданной тайной. Считается, что легендарный да Винчи приложил руку к архитектурному плану дворца, но это всего лишь домыслы учёных, не подтверждённые ничем. Дело в том, что творец умер, не дожив всего лишь пару месяцев до открытия масштабной стройки. Существует иная версия и непрямые доказательства того, что архитектором замка был Доминико де Кортон.

Кончина Франциска обрекает Шамбор во Франции на некие метаморфозы и долгие скитания от владельца к владельцу. По указанию Людовика 15 было решено построить в северных покоях Шамбора подобие театральной сцены. Именно здесь была создана знаменитая пьеса «Мещанин во дворянстве» и состоялась премьера спектакля «Господин де Пурсоньяк». В последующие годы в замке Шамбор происходят такие события :

  • в 18 столетии он становится убежищем для сбежавшего из Польши короля Лещинского;
  • долгое время дворец служит местом обитания для графа Саксонского и его войска;
  • в Шато де Шамбор располагалась экспериментальная лаборатория Сен-Жермен;
  • дворец прошёл испытание французской революцией и был разграблен;
  • в 19 веке владельцем Shambor стал граф Шамбор, пробывший им более 60 лет.

В середине 20-ого века мытарства замка окончились. Правительство выкупило его у последнего хозяина Элии Бурбонского и с того времени Chateu de Shambord считается официальным государственным и народным наследием Франции, входящим в ЮНЕСКО.

Описание знаменитого дворца

Не хватит всех эпитетов на свете, чтобы охарактеризовать воздушный замок из камня, сверкающий белизной и величием древней эпохи. О размерах этого дворца можно судить по одному только наличию более 400 покоев. До строительства легендарного , Shambord считали самым великолепным дворцом современности, впрочем, он таким остаётся до сих пор.

Со всех сторон замок окружён лесным массивом. Так называемая парковая зона ограждена длинной стеной. Здесь и по сей день охотятся, благо угодья богаты разнообразной дичью и птицей.

Архитектура древнего Шамбора ошеломляет своей грандиозностью, не зря его считают произведением самого Леонардо да Винчи. Дворцовое сооружение состоит из :

  • донжона
  • и двух пристроек.

В центральном здании пять этажей. Каждый этаж оборудован квадратными и круглыми комнатами. Коридоры переплетаются между собой и соединяются в центральной части этажа. Лестницы дворца Шамбор — отдельная тема. Всего их насчитывается около 80 экземпляров. Планировка Chateu de Shambor достаточна запутана и если верить легенде, то это сделано не случайно. Такой план замка позволял фавориткам короля не сталкиваться нос к носу в многочисленных коридорах.

Уникальным архитектурным произведением Шамбора считается винтовая лестница , снабжённая 2-умя входами. Оригинальность этого сооружения заключается в том, что две лесенки соединены между собой в спираль и поднимаются вверх, но вот сюрприз — место их пересечения в какой-либо одной точке отсутствует. Лестница выводит туристов на террасу, с которой открывается чудесный вид.

Во дворце присутствует большое количество предметов старины

Rong>:

  • мебель,
  • кухонная утварь;
  • предметы повседневного обихода и т.д.

Также в Шамборе находится знаменитый музей охоты и природы . Франциск был истинным любителем поохотиться. На третьем этаже дворца проходили балы. Тут расположена королевская опочивальня , где засыпал и просыпался Франциск. Почти во всех покоях есть камин. Комнаты в донжоне не отличаются большими размерами и интерьер их достаточно скромен, нежели в боковых пристройках.

В восточном крыле расположена спальня королевы и короля , а в западном находится капелла , схожая по архитектуре с греческим античным зданием. Крышу дворца украшают ровно 365 башен, на которых расположены различные мифические персонажи. Поговаривают, что именно на крыше Франциск любил проводить многочисленные приёмы гостей.

Мероприятия, проводимые в Shambord

Помимо просмотра внутреннего убранства дворца, туристы могут насладиться прекрасными шоу-программами и другими мероприятиями , организованными на территории замка.

О дополнительных мероприятиях вы можете узнать, зайдя на официальный сайт замка

Где находится замок и как добраться до дворца из Парижа

Адрес : Замок, 41250 Шамбор

Время работы дворца : ежедневно двери замка гостеприимно открыты для многочисленных посетителей. Не работает замок :

  • на Католическое Рождество (25 декабря),
  • в канун Нового Года (31 декабря),
  • на Новый год (1 января).

Часы работы:

  • с 02 января по 31 марта и с 01 октября по 31 декабря с 9 до 17 часов ;
  • с 01 апреля по 30 сентября с 09 до 18 часов .

Кассы закрываются за 30 минут до официального окончания работы дворцово-паркового комплекса.

Цена билета :

  • взрослые 11€;
  • гражданам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста в сопровождении взрослых — вход свободный.

Чтобы самостоятельно добраться из Парижа в Шамбор :


Расстояние от Парижа до замка Шамбор на карте Франции:

Замок Шамбор на фото и видео

Фото : белоснежная жемчужина Луары — воздушный замок из камня Шамбор гордо возвышается над долиной.

Шедевр Возрождения, королевский каприз – оба эти определения идеально подходят к величественному Шамбору, самой пышной королевской резиденции на Луаре. Замок, расположенный к востоку от Блуа, доминирует над всей местностью. Одни считают, что своим великолепием Шамбор уступает только Версалю, другие возражают, говоря, что замысел и размах дворца на Луаре затмевает парижскую резиденцию Бурбонов.

Признаться, я всего этого не знала, когда выбирала замки для посещения - скорее это было наитие, наложенное на маршрут следования.
Шамбор - самый большой замок долины Луары, именно с него начинают осмотр замков большинство турфирм. Это своего рода "ворота" в долину Луары. Но в моём списке он оказался лишь четвёртым..Сразу хочу сказать, что никаких особых историй с ним не связано - замок строился как охотничий домик. Короли приезжали, охотились несколько дней и уезжали обратно. А то, что этот "домик" похож скорее на дворец, иначе, как причудой короля не назовёшь. Но я люблю чудиков, а уж королевские чудачества - тем более.

История замка
Шамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.

Франциск I, король Франции

После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии. Тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен, так как в 1519 году художник умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. Франциск I очень любил Леонардо, называл его своим отцом и был с ним до самой последней минуты его жизни.

Строительство Шамбора началось в тот же год, в год кончины Леонардо да Винчи, и стало одной из самых крупных строек Возрождения. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700-1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки. Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 г. обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника - возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка.

На телегах из порта Сен-Дье (Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника - камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика. Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.

Начиная стройку, архитекторы Франциска приняли за основу типичный для замков позднего средневековья план: центральная укрепленная башня (донжон), расположенная внутри крепостных стен. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 72 дня. В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

Хотя замок не был тогда полностью готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю визита императора Священной Римской империи германской нации Карла V. С особым размахом и пышностью прошло это парадное торжество, организованное церемониймейстером – бароном Монморанси.

Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.

В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

Генрих III и Генрих IV охоту не любили, а потому посещали замок крайне редко – замок оставался незанятым в течение 50 лет.
В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Охотничьи угодья постепенно преобразовывались в парк. В 1725 году Людовик XV передал Шамбор своему тестю – потерявшему свой польский трон королю Станиславу Лещинскому, продолжившему совершенствовать резиденцию вплоть до того момента, как он занял трон герцогства Лотарингского.

Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морицу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввёл в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Мориц Саксонский

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году всё его великолепное убранство было вывезено. Жители близлежащего городка постановили разобрать эту "ненормальную громаду на камень и построить дома для патриотов", что и попытались сделать. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

В 1821 году легитимисты выкупили замок и преподнесли его в подарок внуку Карла Х герцогу Бордо, принявшему титул графа Шамбор. Последний представитель династии Бурбонов был своеобразным живым символом партии роялистов, стремившейся к реставрации монархии. Он мог бы стать королем под именем Георга V, но ответил на все предложения отказом, хотя и сохранил до самой смерти, наступившей в изгнании в 1883 году, верность белому флагу с золотыми лилиями.

Граф де Шамбор

Во время Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована немецкой армией, замок занял гитлеровский генерал. В 1944 году, убегая, он в качестве «отвлекающего маневра» поджег Шамбор. Замок спасли партизаны-маки, и писатель Гастон Монмуссо, воевавший в долине Луары, словами одного из своих героев сказал:

"Вот замок капиталистов... Я должен был бы ненавидеть этот замок с его башенками, парадными лестницами, роскошной обивкой стен. Но нет, наоборот, я его люблю, есть в нем что-то мое..."

Это «что-то мое» создавалось трудом не одного поколения мастеров: каменщиков, резчиков, плотников, художников, кузнецов. Прекрасные слова об очаровании замка Шамбор сказал писатель Виктор Гюго, сравнивший его с «женщиной, у которой порывом ветра разметало волосы».

С 1932 года Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального парка. Около пяти тысяч деревьев, тенистые аллеи составляют роскошное зеленое обрамление белокаменного дворца. В пейзаже дворец встает как видение, "сказочные чертоги Багдада и Кашмира" (А. де Виньи). Он не мыслим без своего окружения. Если средневековые замки, суровые и угрюмые, казались чуждыми пейзажной среде, то тут мы видим иное. И цвет земли, и зелень леса, наползающие с Луары, создают свое настроение, свою особую атмосферу.

Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать.

Историю замка я целиком и полностью взяла из интернета - заморачиваться не стала, так как впереди нас ждёт большая обзорная экскурсия, которую я сама и проведу, как всегда. В общем, продолжение следует..