Как вырастить зелень на подоконнике. Веселый огород

В дошкольном учреждении дети проводят большую часть времени. Отчасти это их второй дом. Стараниями воспитателей, ребята, в течение дня постигают много нового. Для большего разнообразия и заинтересованности, в программу включены творческие проекты. Огород на окне в детском саду оформление в виде сказки один из них. Подручные средства, терпение и фантазия помогут воплотить идеи в жизнь.

Многие дети понятия не имеют, как что растет, они совершенно не знакомы с экологической культурой. Этот пробел непременно нужно восполнить.

Крайне важно сформировать у дошкольников эстетические чувства. А начинать необходимо с самого простого, постепенно усложняя задачу по мере взросления ребенка.

Особые требования

Когда дело касается маленьких детей, крайне важно позаботиться об их безопасности.

  • разбивая мини — огород на окне, не забывайте о размерах. Они не должны выходить за рамки подоконника;
  • для реализации идеи выбирается безопасная зона;
  • применение удобрений запрещено.

  1. Для огорода на окне, нужно выбрать солнечную сторону, если таковой нет, придется придумать дополнительное освещение.
  2. Соблюдение температурного режима, в помещении, должно быть, не ниже +17 градусов.
  3. Для мини грядок нужен готовый грунт. Ни о каких удобрениях, не может быть и речи – их использование в дошкольных учреждениях, строго запрещено.

Приступаем к созданию

В силу возраста, ребята пока еще толком не понимают, что и как нужно делать. Основная ответственность лежит на воспитателе. Начинается все с оформления, вот тут дети могут проявить фантазию. Для этого в ход пойдет все что угодно, ящички, пластиковые бутылки и стаканчики. На окне особо не разгонишься из-за ограниченного пространства. Придется довольствоваться двумя грядками, чтобы потом их сравнивать.

Правильнее отдавать предпочтения крупным семенам (лук, бобы, горох, комнатные огурцы). Детская моторика с ними легко справится.

Оформление

Дети должны принимать непосредственное участие в процессе. Правильно посадить зернышко в землю, у них, может сразу не получиться, тогда доверьте им не менее ответственное дело – оформление.

Создавая огород на окне в детском саду, не забываем об оформлении в виде сказки. Кстати, в качестве идеи, можно использовать любимые мультфильмы. Например, «Маша и медведь».

Растениям для хорошего роста необходимо тепло. Значит, рисуем солнышко, раскрашиваем, вырезаем его и клеем на окошко. Оно будет согревать грядки. По такому же принципу рисуем облака и бабочек.

Если позволяет место, можно поставить целую луковицу в воду, и совсем скоро ребята увидят плоды своих трудов и даже смогут к обеду отведать свежий зеленый лучок. Просто в баночке он будет смотреться скучно и не эстетично. Можно обклеить тару цветной бумагой, или попросить маму связать на нее чехол, к нему пришить пуговички, они будут выполнять функцию глазок и носика. Получится Чиполино.

По той же схеме, что и солнышко, сделайте дерево и приклейте на оконном откосе, будет очень красиво. Промеж мини — грядок, расставьте фигурки животных. Это, может быть, кто угодно, заяц, корова, лошадка.

Есть еще одна отличная идея – из дощечек или частей конструктора сделать что-то вроде забора и прикрепить скотчем к подоконнику. Данная конструкция будет выполнять функцию палисадника. По большому счету, в ход можно пустить что угодно. В машинках можно разбить грядки, а игрушками от киндер сюрприза оживить свободное пространство.

На широком подоконнике, прекрасно будет смотреться небольшая «альпийская горка» из старой сушилки. Каждый ярус будет занят растениями.

Оригинальные идеи по оформлению

Чем старше детсадовская группа, тем больше ответственности за огород на окне можно на нее возложить. Дети вполне справятся с очищением мини грядок от сорняков, смогут следить за температурным режимом и поливом. Да и придумать интересные идеи по оформлению маленького зеленого уголка. Здесь точно их смекалка и сообразительность, придутся, кстати. Под изгородь можно приспособить кусочки картона. А посередине участка водрузить пугало.

В уголке, где растут огурцы, прямо на изгороди, можно прикрепить пчелок из цветной бумаги. Стараниями ребят, работающими над оформлением, огород на окне в детском саду будет похож на сказку. Каждая мелочь несет в себе определенный смысл. Задача родителей и воспитателей, объяснить это маленьким почемучкам.

Вы только представьте, сколько радости будет у ребенка, когда он увидит первые всходы. Это подстегнет интерес к огороду, ведь труды не пропали даром.

Вверху, на окне, можно разместить небольшие вазоны с цветами. Наверняка девочкам будет интересно за ними ухаживать. Заодно, они почерпнут для себя новую информацию. Например, одни растения любят больше влаги и преимущественно холодный полив, другие меньше. И поливать их нужно только теплой водой. Узнав все это, дети смогут самостоятельно ухаживать за растением у себя дома.

Какую пользу для ребенка несет огород за окном

Создавая миниатюрный огород на окне, дети получают новую информацию. Они учатся ухаживать за культурами и пополняют свой словарный запас. Раньше такие термины, как, посадка, взрыхление, семена и другие, были им непонятны. А теперь ребята имеют четкое представление обо всем этом.

Кто бы мог подумать, огород на окне, помогает ребенку в освоении азов математики. Не у всех есть способность к быстрому соображению. Легче усваивается наглядный материал, любой опытный педагог это подтвердит.

Можно придумывать разные задачки на сложение и вычитание. Например: «мы посадили 6 луковиц, 4 из них успели прорасти и дать зеленое перо. Вопрос, сколько луковиц в данный момент не проросло».

Это далеко не все плюсы данного проекта. Непосредственное участие в посадке растений, развивает в детях чувство ответственности. Осваивая новые знания, они самостоятельно ищут ответы на интересующие вопросы. Тем самым обогащая свой внутренний мир и расширяя кругозор.

Елена Никанорова

Я, очень рада, что вы зашли на мою страничку. Каждый год, в группе на подоконнике , вместе с детьми мы сажаем огород . В этом году, мы тоже решили немного пофантазировать.

Созданием данного огорода занимались все дети и воспитатели.

Было интересно и увлекательно наблюдать, как в нашей группе растут и радуют нас посаженные своими руками лук, чеснок, морковь, петрушка, укроп, огурцы, томаты.

Особенно нравилось детям срезать лук и укроп и добавлять его в суп. Когда на улице ещё лежал снег, мы могли порадовать себя своими собственными витаминами. Ребятам очень нравилось ухаживать за огородом . Каждый день дети зарисовывали изменения, происходящие с растениями. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними. Всё это положительно влияет на развитие мышления. Систематический труд на огороде , повышает интерес, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Как-то раз, наши детки,

Задали такой вопрос!

«Что такое огород

Долго с ответом не тянули :

Сразу работу развернули!

Пока детям интересно всё узнать,

Экспериментом занялась!

Дети удивляются всему :

Что? Зачем? И почему?

Чтобы не было никаких сомнений,

Нужно точно нам узнать,

Все условия для роста растений.

Сколько влаги, света нужно,

Чем мы будем удобрять?

Чтобы осенью хороший,

Урожай смогли собрать.



Да, вопросов здесь не мало,

Чтоб на все найти ответ,

Мы решили в нашей группе,

Провести эксперимент!


Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему :

Как? Зачем? И почему?


Мы к проблеме этой важной,

Все серьёзно подошли ,

И научную поддержку,

У родителей нашли.

Вместе книжки мы читали,

В интернете «пропадали» .


Мы, с родителями даже,

Книжки сделали для всех,

Ждёт, конечно же успех!


Стали думать мы, решать,

Какую почву надо взять?

Провели эксперименты,

Отобрали семена.


Брали землю, торф, песок,

Мох, на всякий случай.

Проращивали семена.

Выясняли,

Где семена прорастут быстрее, лучше.


Разделили мы растения :

Первые поливали, вносили удобрения.

Про вторые – позабыли,

Не поливали, не кормили.

Третьи – солнышка лишили.


Есть ростки в песке и торфе,

Даже в мохе, тоже есть.

Только нет в сухой земле,

И в горшке, что в темноте.



Значит можно сделать вывод,

Проведя эксперимент :

Для посадки нам нужна –

Удобренная земля.

Солнца ласкового луч –

Вот к успеху верный ключ!

А ещё нужна вода,

Не из под крана, без вреда.

Надо сутки ей стоять,

А потом уж поливать.



Вот мы и посадили огород ,

Посмотрите, что растёт!

Будем мы ухаживать,

Будем поливать,

Будем за росточками,

Дружно наблюдать!



Сажаем луковицы в маленькую грядку.

Потом взойдут зелёные «лучинки» ,

И вырастут здесь по порядку.

Подрастай, лучок, смелей

Наливайся, зеленей.

Вот и вырос зелёный лук,

Тот, что от семи недуг!

Кушай лук и будь здоров,

И не надо докторов!



На окне -дремучий лес!

Словно ёлочки у троп,

Вырос маленький укроп.


Вот капризная рассада,

Подкормить бы её надо.

Удобренья наведу,

И все грядочки полью.



Для огурчиков –теплица

Чтоб расти им, не лениться.

В ней уютно и тепло,

Огурцов будет полно.


Долгожданный первенец, появился огурец.

Весь в пупырышках зелёных, и с цветочком на носу.

К солнцу тянется, к теплу, позже к нашему столу.

Налетай, хрусти, ребята

Огуречные салаты.

Масса нужных в них веществ,

Для людей полезных есть.


Поливаем и рыхлим

В огороде сами ,

Как за грядками следить

Мы уже все знаем!


Такую рассаду помидор мы вырастили на окне.


А такие кустики томатов, выросли у нас на грядке.


Клумбы новые разбили,

И цветочки посадили.

Их польём водой из лейки,

Осторожно у корней.

Приживайтесь поскорей!


Вот такие цветы, выросли на

Зимой, когда на огороде уже завершили свой урожайный сезон даже самые поздние огородные культуры, можно порадовать себя свежайшими овощами, выращенными в условиях дома.

Миниатюрный дачный участок на подоконнике – отличная возможность в зимнее время получить свежий и вкусный урожай. Огород на подоконнике зимой для начинающих садоводов может стать полезным опытом.

Выращивание дома

Выращивание огородных культур немного отличается от выращивания их же в открытом грунте, так как происходит в ограниченном пространстве и с меньшим количеством солнечного света.

  • Не следует садить в одну емкость несколько разных растений. Каждой культуре требуются различные условия для роста, зачастую не сочетающиеся друг с другом. Если существует надобность в дополнительном месте на подоконнике, следует сконструировать многоярусный стеллаж.

    Многоярусный огород

  • Не рекомендуется собирать землю с огородного участка. Она может быть инфицирована вредителями и болезнетворными микроорганизмами. В комнатных условиях справиться с ними почти невозможно без использования химических препаратов. А это может быть опасно для здоровья.
  • Используйте для выращивания кухонные подоконники. На кухне, как правило, температура воздуха и влажность несколько выше, чем в других комнатах. Ускорить прорастание семян можно, используя целлофановые пакеты и создавая из них своеобразное подобие теплиц.
  • Перед посадкой семена следует замачивать в теплой воде. Появление ростков из семян является признаком того, что они готовы к высаживанию. Такой метод значительно повышает всхожесть семян, и огород на подоконнике зимой (для начинающих, фото) порадует садоводов отличным урожаем. В качестве емкости для замачивания можно использовать блюдце, в которое выкладываются семена, обвернутые в тряпочку. Их следует увлажнять по мере испарения влаги из блюдца.

    Экономное выращивание лука

  • Высаживать семена следует во влажную почву. Присыпав их землей, почву нужно увлажнить еще раз, уплотнить землю и накрыть пакетом. Пакет убирается после того, как появятся первые всходы. Полив производится теплой водой.
  • В зимнее время световой день очень короткий. Для полноценного роста необходимо обеспечить растениям дополнительное освещение. Рекомендуется приобрести специальные фитолампы, которые вырабатывают свет, аналогичный солнечному. Для растений, которые испытывают надобность в высокой влажности, понадобятся специальные увлажнители воздуха.
  • Чтобы вода не застаивалась, необходим хороший дренаж. Самый простой способ улучшить влагопроводимые свойства – добавить на дно емкости керамзит в пару сантиметров толщиной. Застой воды способствует появлению и размножению грибков, вызывающих гниль корней.

    Дополнительное освещение

  • Используйте имеющуюся в открытом доступе информацию. Решив вырастить огород на подоконнике зимой для начинающих, форум садоводов, тематические сайты и современную литературу для огородников следует использовать в первую очередь. На личном опыте других пользователей этих ресурсов, можно узнать какие действия нужно или не нужно совершать.
  • Растениям на подоконнике, как и в открытом грунте, необходимы подкормки. Следует использовать только проверенные и безопасные органические и минеральные удобрения, которые не нанесут вреда людям.

Растения для подоконника

Для выращивания растений на подоконнике, рекомендуется выбирать наиболее неприхотливые и способные адаптироваться к комнатным условиям огородные культуры.

  • Укроп . Считается самым выносливым и неприхотливым растением. Его семена не нуждаются в предварительном проращивании. Большинство сортов показывают очень хорошую всхожесть. Для его выращивания не потребуется наличие особых садоводческих навыков, а в результате можно получить свежую и ароматную зелень. Вы также можете прочитать, как сажать укроп в грядки.

  • Петрушка . Этот вид зелени традиционно используется вместе с укропом в приготовлении блюд. Перед высаживанием семян в почву, их следует на сутки замочить в теплой воде, после чего высушиваются и натираются песком. Это помогает им лучше переносить комнатные условия и способствует обогащению полезными веществами. Петрушка – влаголюбивое растение, поэтому не допускайте пересыхания почвы.

    Петрушка

  • Зеленый лук . Самое распространенное растение, без которого нельзя представить огород на подоконнике зимой для начинающих – лук. Для его выращивания даже земля не требуется. Его можно выращивать в банках или специальных емкостях для выращивания зеленого лука. Корневая система лука должна быть постоянно в воде, которую следует добавлять при надобности.

    Зеленый лук

  • Базилик . Является теплолюбивым растением, поэтому для него нужно выбирать только самые теплые места. Базилик очень болезненно воспринимает любую прохладу и перепады температуры в сторону ее понижения. Во время посадки семян следует оставлять между ними не менее 6 см свободного пространства. В этом случае урожай будет более раскидистым. Не забудьте более подробно прочитать о том, как вырастить базилик .

  • Шпинат . Довольно неприхотливое растение, которому для полноценного роста требуется достаточное освещение и хороший полив. Садить семена глубоко в почву не рекомендуется. В таком случае они будут всходить очень долго. В этом кроется причина того, что начинающие садоводы не могут вырастить шпинат на подоконнике.

  • Руккола . Очень требовательное растение к освещению. В зимних условиях ему просто необходимо дополнительное освещение. Не забывайте обильно увлажнять почву. Глубина посева семян не должна превышать 1,5 см.

  • Редис . Восполнить зимнюю потерю витаминов поможет огород на подоконнике зимой, а для начинающих редис может стать лучшим овощем. Он содержит множество незаменимых витаминов и микроэлементов, а также его довольно просто выращивать. При выборе семян следует отдать предпочтение коричневым семенам. Они обладают более высокой всхожестью. Редис любит прохладную температуру, поэтому следует чаще проветривать помещения, где он растет. У нас есть очень интересная статья про посадку редиса в ячейки из-под яиц .

  • Острый перец . Порадовать себя острым перцем можно и в зимнюю пору. Для этого следует выбирать ранние сорта. Они не требуют дополнительного освещения. Семена следует прорастить и высадить в почву на глубину около 1 см. После этого емкость накрывается пленкой, которую следует убрать после появления нескольких листков. Проблема выращивания заключается в поиске подходящего места.

    Острый перец

  • Сладкий перец . Многолетние сорта могут радовать садоводов урожаем в течение всего года, но его очень хлопотно выращивать. Сквозняки, недостаток света негативно сказывается на урожайности. Требует хорошо разрыхленной почвы. Более подробно о том, как сажать сладкий перец .

    Сладкий перец

  • Томаты . Вырастить на подоконнике можно и такой овощ. Семена следует выбирать из самоопыляемых гибридных низкорослых сортов. Почва для томатов должна быть подходящей, а полив – умеренным. Томаты не любят излишней влаги, но ее недостаток может негативно повлиять на скорость роста и урожайность. Кусты, полученные черенкованием, имеют более высокую приживаемость и быстрее начинают цветение.

  • Огурцы . Следующий овощ, которым может порадовать огород на подоконнике зимой для начинающих – огурцы. Для выращивания в комнатных условиях следует выбирать самоопыляемые сорта, выведенные специально для дома. Огурцы – влаголюбивые растения, поэтому полив должен быть обильным, особенно в начальной фазе выращивания. После появления всходов, огурцы следует периодических покармливать. В качестве удобрения рекомендуется использовать настой древесной золы.

  • Клубника . Декоративные сорта клубники идеально подходят для выращивания на подоконнике. Она может плодоносить круглый год даже при низком уровне света. После начала цветения следует провести опыление вручную. Для этого можно воспользоваться ватными палочками и пройтись ими по всем цветкам.

    Клубника

  • Салат . Растение очень любит освещенные участки, поэтому нужно будет предусмотреть для него дополнительное освещение. Полив должен быть умеренным. Недостаток влаги сильно скажется на скорости роста салата. Но ее переизбыток еще хуже. При излишке влаги корни салата быстро начинают гнить.

  • Тимьян . Для выращивания тимьяна требуется хорошее освещение и легкие почвы. Температурный режим не сказывается на скорости роста и состоянии растений. Полив должен быть умеренным.

Огород на подоконнике в детском саду

Комнатный огород можно использовать в различных целях. Огород на подоконнике зимой для начинающих в ДОУ становится очень популярной методикой обучения. Это помогает малышам получать знания о выращивании растений и принимать в этом непосредственное участие.

Опытные воспитатели отмечают, что интерес детей к любому занятию многократно увеличивается, если они могут наблюдать результаты своего труда. Очень часто используется выращивание зеленого лука, как самый простой метод получения полноценного урожая на подоконнике.

В детском саду

Начав с подоконника, можно расширить масштабы огорода. В зимнее время саженцы будут расти в комнатных условиях, а с наступлением весны детский огород можно перенести в открытый грунт и уже выращивать там. Используя фантазию, опытные воспитатели делают из этого обыденного занятия настоящий праздник для малышей.

На тематических форумах воспитателей часто можно встретить темы с полным описанием, того как проводятся мероприятия по выращиванию овощей в условиях детского сада с множеством фотографий и видеосюжетами.

Можно получить больше информации об огороде на подоконнике зимой для начинающих на видео. Опытный садовод поможет узнать про основные проблемы выращивания растений в комнатных условиях, а также поделится секретами их решения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 4» Г. ОБЛУЧЬЕ

Тематический проект

«Огород на подоконнике»

Разработала:

Кочекова Ирина Васильевна

Тематический проект: «Огород на подоконнике»

"У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот"

Цель:

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.

Проектная идея . Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Участники проекта:

Дети старшей группы «Весёлые ребята»;

Педагоги;

Родителей.

Причины разработки:

1. Расширять представления детей об окружающем мире,

2. Не умение детей ставить перед собой цель, подбирать инструменты для работы, содержать в порядке рабочее место и убрать его за собой.

Задачи проекта:

1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Развивать познавательные и творческие способности детей.

5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

8. Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

9. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).

10.Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

11.Разъяснять значимость труда.

12.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.

13.Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.

14.Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

15.Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.

Работа с родителями.

1.Провести родительское собрание по теме: «Участие в проекте «Зимний огород на окне».

2.Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на подоконнике» – контейнеры, землю, семена для посадки

3.Сходить с детьми в ботанический сад.

4.Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

Ожидаемые результаты.

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки.

Опыты, наблюдения, беседы.

Реализация проекта «Огород на подоконнике»

в старшей группе «Весёлые ребята»

В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают цвета. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»

На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят ли они пользу?

Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.

Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:

Что мы знаем о растениях

Что нового можем узнать?

Как мы сможет получить новые знания?

Все ответы записывались в таблицу, На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли

Что мы знаем о растениях

Что можем и хотим узнать

Как мы это узнаем

Растения растут в земле;

Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты;

У растений есть листья, цветы;

Растения на улице растут только летом;

На даче выращиваем летом овощи;

В помещении растения растут всегда;

Из овощей варят суп, делаю салат;

Папа дарит цветы на праздники,

Зимой в банках приносят огурцы, они маринованные;

Лес – это много разных растений.

Как растут растения?

Чем подкармливать растения?

Зачем подкармливают?

Где растут растения?

Какие бываю растения?

Какую пользу приносят растения?

Как правильно ухаживать за растениями?

Откуда берутся семена?

Какие растения используются при приготовлении блюд?

Из чего состоят растения?

Что особенно важно для жизни растений?

Побеседовать с родителями о пользе растений, и как за ними ухаживать;

Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;

Нарисовать картины с изображением растении;

Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи;

Обратить внимание на прогулке какие растения растут на участке.

Проект рассчитан на 12 недель

1 ЭТАП – подготовительный (2 недели).

Экскурсия в магазин «Семена»

2 ЭТАП – исследовательский (8 недель).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

3 ЭТАП - заключительный (2 недели)

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку». Провели праздник для детей и родителей группы «Овощи с нашей грядки», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали. Завершился праздник веселым чаепитием.

Организационная деятельность.

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме

2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности

3.Составить перспективный план мероприятий

План реализации проекта.

1.Экскурсия в магазин «Семена»

1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. .

2. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике». Воспитатели группы, первая неделя ноября .

3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Родительский комитет, первая неделя ноября.

4. Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели, вторая неделя ноября.

Исследовательский этап (8 недель)

Рассматривание семян (укропа, огурцов), посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы, 3 неделя ноября

1. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы. Декабрь, 1-2 неделя января

2. Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

3. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др. Воспитатели группы. В течение всего проекта

4. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течение всего проекта

5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течение всего проекта

6. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течение всего проекта

Заключительный этап (2 недели)

1. Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. 3 неделя января

2. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. 3 неделя января

3. Праздник «Овощи и фрукты с нашей грядки». Воспитатели группы, родители. 4 неделя января

4. Проведение конкурса «Угадай название овоща». Воспитатели группы. 4 неделя января

План экспериментальной деятельности

Земля.

Название мероприятия: Экспериментально-опытное занятие «Какая земля».

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: Земля в контейнерах

Вода

Название мероприятия: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце

Название мероприятия: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

Человек

Название мероприятия: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Подготовительный этап:

Экскурсия в магазин «Семена».

Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.

1. Продолжать формировать понятия - специализированный магазин, продавец, покупатель.

2. Познакомить детей с разновидностью семян, предметами ухода за ними.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду продавца - консультанту.

4. Вызывать у детей желание узнавать, откуда появляются семена, как их хранят, и что с ними делать дальше.

Предшествующая работа:

Воспитатель предварительно договаривается с работниками магазина о приходе детей на экскурсию.

В магазине педагог обратила внимание детей на разнообразие семян, кашпо, лотков под выращивание рассада, цветов и других растений (пальмы, виноград и т.д.). Воспитатель предлагает осмотреться и сформировать свои вопросы на восприятии увиденного.

Дети задавали вопросы продавцу - консультанту:

Откуда привозят семена?

Кто и как выращивает такие красивые цветы?

Почему полезнее земля для растений, которая в магазине, чем земля с газонов?

Почему так много горшков для цветов?

Если различия для посадки, или можно использовать любой горшок?

Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?

Как надо правильно сажать растения?

Педагог обратила внимание детей, что в магазин постоянно заходят люди, и что покупают. Покупатели покупают не только семена и кашпо, они так же покупают специальные «подкормки» для растений.

А для чего это надо попросим рассказать продавца.

После возвращения из магазина, дети обмениваются впечатлениями. Вместе с воспитателями делают вывод о полезности растений и важности ухода за ними. Вместе вспоминают полезные советы продавца-консультанта. Педагог предлагает выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивка огорода на подоконнике.

Практическая часть

В группе детского сада разбивка огорода на подоконнике.

Проанализировав информацию, полученную в магазине дети под руководством педагогов, приступили к разбивке ограда на подоконнике.

Вначале они приготовили лоточки, наполнили их землей. Рассмотрели семена, обратили внимания, что не все семена одинаковые, чеснок вообще высаживают зубчиками, которые используются в пищу, а вот семена огурцов смогут склевать птицы.

После посадки семян в землю важно полить землю водой, что бы семена «проснулись», и начали прорастать.

Воспитатель предложила подумать: похож наш подоконник на огород? И чего для этого не хватает. Вмести с детьми, подоконник оформили атрибутами и игрушками соответствующей тематике.

Оформление альбома «Домашнее задание»

По итогам посещения «Уголка природы».

Цель:

1. Помочь детям запомнить и систематизировать всё то, что они узнали о растениях.

2. Развивать творчество, фантазию детей, умение мыслить образно.

Практическая часть:

Дети самостоятельно выполняли работу, рассуждая о том в какой последовательности должны расположиться рисунки.

В ходе работы перешли к единому мнению – рисунки должны расположиться в той, как расположены растения в «Уголке природы».

На первой странице расположили рисунок самого «Уголка природы».

После каждого рисунка располагали рассказ, составленный вместе с родителя о посещении «Уголка природы». Каждый рассказ был прочитан, дети делились своими впечатлениями.

Групповой праздник

« Овощи фрукты с нашей грядки».

Цель : закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия; глаголов связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей и фруктов. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить составлять описательные рассказы.

Материалы: мультимедиа проектор, иллюстрации с изображением овощей, фруктов. Муляжи или свежие овощи и фрукты. Нарезанные мелкими кусочками овощи и фрукты.

Ход праздника:

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришла бабушка Федора.

Бабушка Федора: Здравствуйте ребята! Решила я для своих друзей праздник устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что ничего-то я, Федора не знаю и не умею! Я к вам пришла за помощью, вот сколько всего принесла. (Показывает детям картинки, на которых изображены овощи и фрукты). Для начала помогите разобраться, где тут овощи, а где фрукты, какого они цвета, какой формы.

Дети по очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и фрукты, говорят, что они взяли, и кладут на один поднос овощи, а на другой фрукты.

Воспитатель: Бабушка Федора, а ты знаешь, где растут овощи?

Бабушка Федора: Нет, конечно!

Воспитатель: Ребята! Какие овощи растут в земле?

Дети называют, а педагог показывает на мультимедиа проекторе овощи (баклажан, кабачок, тыква капуста редиска, огурец, помидор, горох, лук, чеснок)

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

Воспитатель: Помидоры.

Дети: Срывают.

Воспитатель: лук.

Дети: выдёргивают.

Воспитатель: Баклажаны.

Дети: Срезают.

Воспитатель: репу.

Дети: выдёргивают.

Воспитатель: тыкву.

Дети: срезают.

Воспитатель: морковь.

Дети: выдёргивают.

Бабушка Федора: Прежде чем начать готовить с овощами что-нибудь, что надо сделать? (дети – мыть). Обязательно мыть? А зачем? (Ответы детей). А какие овощи необходимо почистить? (репу, свёклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель). И всё сразу варят? (нет).

Воспитатель: Не торопись, бабушка Федора. Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (помидоры, огурцы, редиску, капусту, репу, морковь). А что можно из них приготовить? (салаты). А какие овощи можно есть и сырыми и варёными? (капусту, морковь, помидоры, репу).

Бабушка Федора: А что можно приготовить на первое? (овощной суп). Из каких овощей?

Воспитатель: А какую зелень мама добавляет в овощной суп? (укроп, петрушку).

Бабушка Федора: А на второе что приготовить? Кашу можно? (кашу из тыквы). А котлеты? (морковные, капустные, свекольные). Из картофеля, что можно приготовить? Из кабачков и баклажанов, что можно приготовить? Прекрасно, но у нас столько овощей, много ещё останется. Что же с ними делать? (засолить).

Воспитатель: Ребята, давайте покажем и расскажем бабушке Федоре, как солить капусту.

Проводится физкультминутка. Дети хором произносят стихотворение и сопровождают его соответствующими действиями.

Мы капусту рубим,

Мы капусту трём,

Мы капусту солим,

мы капусту жмём.

Воспитатель: Перед вами иллюстрации с изображением овощей. Посмотрите на них, решите, кто каким овощем на огороде будет, и поиграем в огород.

Дети: Есть у нас огород,

Там морковка (редиска, свекла) растёт-

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, морковь (редиска, свекла),

Сюда спеши,

Ты немного попляши.

Под весёлую музыку пляшут сначала дети-моркови, затем дети-редиски.

Воспитатель: теперь все поспешите, в гости приходите.

Бабушка Федора: А ещё я хочу приготовить соки.

Воспитатель: Дети, давайте скажем бабушке Федоре, какие соки у неё получатся, я буду называть фрукт, а вы будете говорить, какой сок из него получится (яблоко – яблочный). Что можно приготовить из фруктов на зиму? (Варенье, цукаты, сушёные фрукты). Перед каждым из вас иллюстрация с изображением овоща и фрукта. Скажите бабушке Федоре, как вы их будете употреблять в пищу. (Огурец съем сырым, а из апельсина сделаю сок и выпью.)

Бабушка Федора: Я вам вкусный сюрприз приготовила. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща или фрукта, а вы мне расскажите, что вы попробовали – овощ или фрукт, как он выглядит, какой на вкус, что из него можно приготовить.

Бабушка Федора раздаёт детям кусочки фруктов и овощей. Каждый ребёнок рассказывает о фрукте (Овоще), который он попробовал.

Бабушка Федора: Спасибо, ребята! Сегодня я узнала много интересного и многому научилась.

Стала поваром сегодня,

Чищу, режу, варю репу,

Свёклу тру, картошку жарю,

Могу сварить я вкусных щей

И котлет из овощей.

Мои друзья будут довольны. До свидания!

Воспитатель: До свидания, бабушка Федора. Приходи к нам ещё в гости, поможем, чем сможем.

Вот и празднику конец, а кто понял молодец!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

Загадки об овощах.

Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук)

Круглая да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Этот овощ тыкве брат -

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (Кабачок)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют... (Огурцы)

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья - близнецы,

А зовут их... (Огурцы)

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это - красный... (Помидор)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

У красавца-толстяка

Ярко-красные бока.

В шляпе с хвостиком синьор -

Круглый спелый... (Помидор)

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (Репка)

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок... (Морковка)

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам... (Свекла)

Загадки о фруктах.

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это... (слива)

На ветвях они висели,

Как созрели - посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (сливы)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос. -

Сладок мягкий... (абрикос)

В желтоватой корочке

Розовые долечки.

Этот горько-кислый фрукт

Называется... (грейпфрут)

Он из стран, где климат жаркий.

Ярко-желтый, но не сладкий.

Даже спелый кислый он.

Как зовется фрукт? (Лимон)

Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы-панамочки

Прячутся в зной... (яблочки)

Мала, как мышь, Красна, как кровь, Вкусна, как мед. (Вишня)

Синий мундир,

Белая подкладка, В середине - сладко. (Слива)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст. Покопай немножко:

Под кустом …(Картошка, картофель)

Золотое решето

Черных домиков полно. (Подсолнух)

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

В кадочках теперь не пусто -

В них заквасится... (Капуста)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (Картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (Лук)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят... (Лук)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (Чеснок)

На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (Тыква)

Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий... (ананас)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

Сверху - шкурка золотая,

В центре - косточка большая.

Что за фрукт? - Вот вам вопрос.

Это сладкий... (абрикос)

Летом в платьице зеленом,

А по осени - в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это... (слива)

Надорвали край рубашки -

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их все назад.

Что за плод такой? (Гранат)

Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке. Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Пословицы и поговорки о фруктах и овощах.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Лук от семи недуг.

Картофель - хлебу подспорье.

Картошка - хлебу присошка.

Хрен редьки не слаще.

От осины не родятся апельсины...

Всякому овощу свое время.

Молодец, как соленый огурец.

Одного поля ягоды.

Поговорки:

Огород – для семьи доход

«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».

Загадки:

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук

А в руках душистый груз,

Разных бус

На разный вкус.

Редис

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок

Зелёненький лесок.

Репа

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

Чеснок

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.

Семя

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков…?

Голова на ножке,

В голове - горошки.

Стоит в саду кудряшка -

Красная рубашка,

Сердечко непростое.

Что это такое?

Стихи:

А. Максакова

Посадила в огороде ;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют.

Т. Казырина

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни!

Ж. Дарк

Летом огород - что город!

В нём – сто тысяч горожан:

помидор, горох, капуста,

кабачок и баклажан.

А по осени там пусто!

Скоро в град придёт зима

Люд разъехался в корзинках

в погреба и закрома!

И. Михашина

Дети все стремятся к маме.

Я сижу в своей панаме.

Я люблю свой огород .

Здесь клубника лезет в рот.

Провели

Дидактические игры:

«Вершки и корешки »

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко.

Ход игры

П
едагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз - (большие пальцы)

Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх.)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды - яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3. Яблоки кислые. Махнуть рукой "Эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4. Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5. Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8. Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"

Сад - решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В сад идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки на горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

«Цветок распустился»

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Они распускаются

Быстро, как в сказке.

Во время прогулки ваш ребенок окапывается в песочнице и строит замки из куличей? А потом собирает все ветки в округе и высаживает вокруг замка цветущий сад? Поздравляем! У вас растет маленький садовод и огородник, которому пора заводить персональные грядки! Всего-то и нужно, что горшок с землей и горстка семян. Пособие по ботанике и природоведению готово! А заодно и свежую зелень к столу вырастите, чем юный садовод будет немало гордиться.

pandaland.kz

От семечка до тарелки

Огород на подоконнике – тот самый случай, когда и развлечение, и наука, и полезное дело произрастают, так сказать, в одном горшке. Чем сто раз объяснять малышу, как получается из желудя дуб, а из семечка – подсолнух, лучше один раз это семечко посадить и своими глазами наблюдать за его ростом.

supersadovod.ru

О, сколько будет радости, когда из земли появится первый крохотный зеленый росток! А сколько гордости будет потом, когда огородник-любитель собственноручно принесет маме веточку петрушки для супа или перышки укропа для овощного салата.

Высаживая растения, ухаживая за ними, ребенок учится терпению и наблюдательности. И понимает, как много времени нужно, чтобы что-то выросло. Дети нетерпеливы, и ожидание долгосрочных результатов научит их тому, что не все на этом свете достается легко и просто.

www.burston.co.uk

И еще один плюс дает огород на окошке. Каким бы капризными малоежками ни были ваши сын или дочь, но свою личную выращенную зелень они попробуют наверняка! И даже если ребенок не станет гурманом и не начнет поедать пучками петрушку и укроп, то обогатит свой лексикон названиями пряных трав, научится различать тонкие ароматы, выучит парочку кулинарных секретов, помогая маме добавлять розмарин в мясо, а мяту в десерт…

С чего начать?

assets.kitchendaily.com

Огород на подоконнике начинается, конечно, с подготовительных работ.

Подоконник. Сначала нужно выбрать окно. Северная сторона дает слишком мало света, и вам понадобится люминесцентная лампа. Южное окошко дает много солнца и света, но в жаркий полдень нужно будет горшочки затенять от палящих лучей. Лучше всего растения себя чувствуют на подоконниках с юго-восточной и юго-западной стороны.

Инструменты. Мини-огород, конечно, не требует многочисленного инвентаря. Но в любом случае, вам понадобится насыпать землю из пакетов в горшочки, делать ямки для семян, закапывать, рыхлить. Для этих целей подойдет и обычная столовая ложка. Но если вы беретесь за дело вместе с ребенком, можно обзавестись детским набором для песочницы – совочек, грабельки, лейка, все, как у настоящего садовника!


athomeshopping.co.uk

Земля. Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви, другие насекомые, семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ с малышом безопаснее будет купить большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой. Там же продается и керамзит – камушки, которые нужно сыпать на дно каждого горшка для лучшего дренажа. Без керамзита земля в горшках может закиснуть.


seeitgro.files.wordpress.com

Горшки. Выбирая «грядки» для вашего огорода, прислушивайтесь к своему чувству прекрасного. Кому-то по душе практичные и яркие пластиковые горшочки или продолговатые контейнеры, кому-то нравятся классические керамические вазоны. Уверяем вас, укропу и петрушке все равно, где произрастать. Им понравятся и старые кружки с отбитыми ручками, и емкости от йогуртов или маскарпоне, и даже непромокаемые картонные тетрапаки от детского кефира. Главное, чтобы эти «горшочки» радовали ваш взгляд и удачно вписывались в интерьер комнаты.


dom-sad-og.ru

Семена. Если вы готовитесь к огородному сезону серьезно и заранее, то пакетики с семенами можно приобрести в интернете: там есть большой выбор пряных трав – от сельдерея и тархуна до кинзы и орегано. Если же все решения вы принимаете спонтанно и посадку хочется начать прямо сейчас, загляните в ближайший к вашему дому сельскохозяйственный магазин, в хозяйственный отдел ЦУМа или другого крупного супермаркета, в киоск «Белсоюзпечати», где наверняка томится, ожидая вас, пакетик с «Петрушкой кучерявой» или «Салатом листовым».

Спецодежда. Для посадочных работ подберите одежду, которую не жалко испачкать землей и намочить водой. Застелите стол или пол газетами, чтобы земля не разносилась по всему дому. Сохраняйте терпение и позвольте маленькому садоводу получать удовольствие от возни с землей. Пусть насыпает лопаткой землю в горшочки, делает карандашом углубления и укладывает в каждое по семечку, пусть грабельками или вилкой присыплет семена землей, а потом польет все из лейки или распылителя. И еще, не забудьте о разноцветных резиновых перчатках, которые помогут рукам остаться чистыми.


www.funathomewithkids.com

Что сажать?

Так как ваш огородик – все-таки больше развлечение, чем серьезное выращивание урожая и заготовка овощей на зиму, то и садить нужно самые простейшие и неприхотливые растения.


blog.adafruit.com

Зеленый лук. Наверное, у каждого из нас хоть раз в жизни стояла на подоконнике баночка с водой, в которой жила важная проросшая луковица. И если посадить пару луковок в грунт, они с удовольствием выпустят зеленые стрелки уже на пятый или седьмой день, а через две недельки после посадки можно и урожай собирать!

Совет: не закапывайте луковицу слишком сильно в землю, только немножко заглубите, этого будет достаточно.


mtdata.ru

Петрушка. Петрушка – еще одно весьма неприхотливое растение, согласное вырасти в горшке на подоконнике и не предъявляющее особенных требований по уходу. Правда, придется подождать, прежде чем из семян проклюнутся ростки: растет петрушка медленно. И еще, она очень любит свет, поэтому подыщите для нее самый солнечный подоконник.

Совет: семена петрушки желательно замочить на день-другой перед посадкой, это поможет им прорасти и взойти быстрее.


www.udec.ru

Кресс-салат. Наверное, это самый миниатюрный вид салата, который наверняка понравится детям если не своими вкусовыми качествами, то «кукольным», игрушечным внешним видом. Кресс-салат является одним из самых простых в выращивании растений, поскольку нетребователен и не боится тенистого пространства. Он без проблем взойдет даже на северном окне.

Совет: собирать урожай кресс-салата удобнее всего ножницами. Предложите своему маленькому садоводу самому настричь урожай к обеду.


threecleversisters.files.wordpress.com

Мята. Дети обожают мяту, ведь она входит в состав многих леденцов, жевательной резинки, пряников, даже шоколад бывает мятный. А как ароматен мятный чай, особенное если бросить в него свежие листочки! Выращивать мяту на подоконнике совсем не сложно, это душистое растение любит полутень и умеренный полив. Правда, листочков придется подождать: прорастают семена примерно через три недели после посадки, растет медленно, и только через полтора-два месяца вы сможете отщипнуть листики для чая.

Совет: у мяты мощные и разветвленные корни, поэтому ей подойдет широкий и не очень глубокий горшок.

Уважаемые огородники и огородницы! Расскажите, какую зелень вы высаживаете с детками. Поделитесь опытом в комментариях.