Как начать работать репетитором? Личный опыт. Как начать работать репетитором: секреты профессии

  • Нужна ли лицензия репетитору
  • Стоимость услуг репетитора

Качественное образование представляет собой важнейший базис для достижения успеха практически в любой сфере. Ученик с хорошими знаниями проще поступит в университет, студент сможет легко преодолевать экзаменационные сессии, а молодой специалист с дополнительными и необходимыми навыками повышает свои шансы на стремительный карьерный рост.

Поскольку спрос на услуги репетиторов велик, на рынке имеется достаточно предложений различных школ и частных преподавателей. Чаще всего услугами репетиторов пользуются студенты и ученики школ. Часть из них хотят закрыть пробелы в определенных знаниях, а другие – более тщательно изучить конкретную сферу. Нередко взрослые люди обращаются к услугам репетиторов, дабы изучить иностранный язык или пройти курсы дополнительного профессионального образования чтобы освоить новую профессию.

Однако одной мысли «я хочу стать репетитором» недостаточно для того, чтобы быть профессионалом в данной области. Давайте рассмотрим, что для этого необходимо.

Во-первых, качественный преподаватель должен обладать немалыми психологическими навыками. При этом репетитор не должен быть лишен креативности . Стоит помнить, что преподаватель является для своего ученика в первую очередь помощником и соратником. В данной статье мы подробно рассмотрим, как стать хорошим репетитором.

Что нужно чтобы стать хорошим репетитором

Немногие понимают, что репетитор – сложная и ответственная профессия. Существует стереотип, что репетиторство – побочная деятельность школьного учителя или преподавателя ВУЗа. В реальности истинные мастера своего дела не являются ни первыми, ни вторыми.

Опыт и наличие высшего образования – главные требования к качественному репетитору. Не будут лишними навыки в сфере педагогики или психологии. Кроме того, практические навыки также являются немаловажными. Стоит понимать, что, чем дольше человек занят в данной сфере, тем опытнее он становится и тем качественнее он выполняет свою работу. Соответственно, его тарифы со временем имеют тенденцию расти.

В большинстве случаев проследить длительность опыта нелегко. Поэтому не будет лишним просить у каждого своего ученика рекомендации. Отзывы являются своего рода подтверждением вашей компетентности в данной сфере.

На самом деле репетиторством может заниматься любой человек, который имеет высшее образование и желание преподавать. Однако стоит понимать, что данный вид деятельности подходит далеко не каждому. Помимо знаний нужно иметь определенные личностные качества, которые свойственны хорошему педагогу. К ним можно отнести следующие:

  1. Ответственность. Именно это качество позволит вам планировать эффективные уроки и поддерживать учебную дисциплину во время занятий;
  2. Интерес к предмету преподавания. Хороший репетитор всегда совершенствует и дополняет свои знания, а также улучшает методику преподавания;
  3. Навык доступного и понятного изложения материала. Несмотря на то, что многие из нас хорошо понимают тот или иной вопрос, объяснить его другому человеку бывает нелегко. Качественный репетитор должен легко справляться с данной задачей.
  4. Пунктуальность дает возможность вовремя начинать и заканчивать занятие;
  5. Умение наладить контакт с учеником. Личное обаяние и компетентность в своем предмете – основа для построения доверительных отношений с подопечным;
  6. Терпеливость и лояльность к ошибкам ученика.

Если вам свойственны вышеперечисленные качества, нужно немедленно начинать искать учеников, а в качестве практики и для набора определенного опыта можно начать с уроков с детьми своих знакомых.

Что нужно знать начинающему репетитору

Как репетитору искать учеников

Сегодня в сети есть ресурсы, на которых можно размещать свою анкету, где указывается город, в котором вы планируете работать, район, куда вам будет удобно ездить на занятия, тарифы, ваше образование, опыт работы и другие полезные данные.

Если вы хотите отстраниться от посредников, можно подумать о размещении объявлений в сети или в прессе. Не будет лишним расклеить объявления недалеко от школ и ВУЗов. Оригинальным и весьма эффективным решением будет создание сайта для проведения занятий по Skype.

Нужна ли лицензия репетитору

Репетиторство являет собой форму индивидуальной педагогической деятельности, которая не подлежит лицензированию. Квалификация подтверждается соответственным дипломом. Важно, чтобы преподаватель мог легко находить контакт со своими учениками. В этом вам помогут навыки в сфере педагогики, психологии, а также опыт работы в учебном заведении.

Нужно понимать, что репетиторство представляет собой предпринимательскую деятельность. Поэтому необходимо оформить свидетельство ИП. Естественно, такой формат работы говорит о том, что вам придется платить налоги, тем самым разделяя ваши доходы с государством. Однако такое решение имеет и ряд плюсов, среди которых – рост прибыли в том случае, если вы принимаете студентов у себя дома.

Есть также иной вариант. Если у репетитора имеется предпринимательская жилка, он может организовать свой собственный обучающий центр. Нужно учитывать, что неуплата налогов юридическим лицом, коим является подобное учебное заведение, наказывается штрафом в размере от 20 до 50 тысяч рублей. В таком случае организации необходима лицензия, позволяющая вести преподавательскую деятельность.

Стоимость услуг репетитора

Стоит отдельно поговорить о вопросе тарифов на репетиторские услуги. Не нужно делать их очень низкими, поскольку у вас не будет мотивации выполнять свою работу хорошо. Более того, у потенциальных клиентов могут возникнуть сомнения по поводу качества ваших услуг. Если вы хорошо выполняете свою работу, обязательно требуйте достойную оплату за нее. Отсутствие опыта может стать причиной снизить свои тарифы на уровень чуть ниже среднего, однако не стоит переусердствовать в данном вопросе.

Нет единых методов расчета стоимости репетиторских услуг. Имеются следующие факторы, влияющие на цену:

  • Профильное образование педагога;
  • Опыт работы;
  • Регион проживания;
  • Место проведения уроков;
  • Интенсивность учебы;
  • Гарантии, предоставляемые репетитором;
  • Уникальность преподаваемого предмета.

К примеру, услуги репетитора по физике в Самаре будут стоить дешевле, чем подобные же уроки в Москве. В то же время, поскольку данная сфера является менее распространенной в сравнении с английским языком , стоимость уроков будет чуть выше, нежели тарифы преподавателя иностранного.

Если по окончанию урока ваш ученик не вспоминает об оплате, вы можете напомнить ему о гонораре. Можно задать вопрос, каким образом клиенту удобнее производить оплату – за десять занятий или отдельно за каждое, после чего уточнить, что второй вариант для вас предпочтительнее.

Задавая себе вопрос, как стать успешным репетитором, нужно понять, что усиленный труд в данном направлении позволит достичь немалых высот в этой сфере. Вы должны хорошо разбираться в предмете, иметь немалый опыт работы, делать занятие интересными и эффективными, а также постоянно обновлять ваши знания.

Кроме того, у вас должно быть желание обогатить своего ученика новыми знаниями. Станьте наставником и другом для вашего подопечного. Практикуйте принцип того, что не существует безнадежных учеников.

Для понимания того, что нужно, чтобы стать репетитором, воспользуйтесь следующими советами:

  • Выберите одну узкую сферу и станьте качественным репетитором именно в ней;
  • Практикуйте индивидуальный подход к каждому ученику;
  • Во время первого занятия постарайтесь оценить уровень знаний ученика, преследуемые цели, нагрузку, которую он сможет выдержать;
  • Главная цель преподавателя – сделать предмет для ученика интересным, не заставляя при этом его изучать что-либо;
  • В процессе занятий следует давать возможность ученику высказывать свое мнение и позволять чаще говорить об изучаемом предмете;
  • Сделайте так, чтобы ученик уважал вас, поскольку это является основой построения эффективных деловых отношений. В том случае, когда сделать это не представляется возможным, можете смело отказываться от работы с учеником. Помните о том, что вы всегда сможете найти более эффективное и продуктивное применение своим навыкам и умениям.

Недостаточно знать то, как стать репетитором . Помните, что репутация является основой успешной карьеры любого преподавателя. Нужно понимать то, что один негативный отзыв о ваших услугах обойдется вам дороже, чем три позитивных рекомендации. Это особенно актуально для преподавателей, имеющих основную работу и привлекающих студентов для дополнительной подготовки по конкретному предмету.

Эти советы помогут вам преодолеть уйму сложностей на пути построения собственного дела. Следуя им, вы достаточно быстро сможете достичь хорошего уровня дохода и завоевать отменную репутацию в своей сфере.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Для кого-то репетиторство - лишь способ подработки в ожидании постоянного дела. Но оно может стать и полноценной работой, приносящей не только доход, но и удовлетворение. Репетитор и преподаватель русского как иностранного в Институте русского языка и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова Наталия Демидова рассказала ЧТД, как начать преподавать частно.

С чего начать

1. Кто вы?

Для начала нужно подумать, что вы умеете делать лучше всего, что выделяет вас из множества других специалистов. Возможно, вы хорошо работаете в Excel или владеете авторской методикой постановки голоса - запросы на услуги таких репетиторов тоже встречаются. Если у вас нет соответствующего профессионального образования, найти учеников, конечно, будет сложнее, но это возможно, если вы хорошо владеете предметом.

На сегодняшний день диплом уже не является главным достоинством преподавателя.

На него смотрят, но не в первую очередь. Гораздо важнее, что вы умеете делать, а также положительные отзывы ваших клиентов.

2. Кому преподавать?

Следующий шаг - подумать, кому именно вы собираетесь преподавать. Вы хотите заниматься иностранным языком со взрослыми, которые учат его для себя, готовить старшеклассников к ЕГЭ или работать с маленькими детьми? Я начинала с учеников младшей и средней школы, они были еще не взрослые, но уже и не совсем маленькие - это дало возможность заложить крепкий языковой фундамент, легче научить чему-то с нуля, чем исправлять чужие ошибки.

Я преподаю уже 8 лет и сейчас предпочитаю заниматься со взрослыми учениками, потому что уровень сознательности у них выше. Не нужно тратить силы на то, чтобы замотивировать их учиться. Дело в том, что от родителей поступает запрос заинтересовать ребенка предметом. Это очень большая проблема, потому что ты видишь его один час два раза в неделю, а все остальное время он общается с другими людьми: школьными учителями, друзьями, родственниками. И если родители не создали условий, при которых ребенку в принципе нравиться учиться и развиваться, ты можешь хоть в лепешку разбиться - кардинально изменить что-то будет сложно. При этом от репетитора в любом случае ждут высокого результата.

Так что подумайте, с какими учениками вы чувствуете себя комфортнее. Нет легкого возраста, но, возможно, есть та возрастная категория, которая подходит вам больше других.

3. Как учить?

Приняв решение о том, с какой аудиторией вы предпочитаете работать, можно приступить к составлению учебного плана, выбрать учебники и решить, какие методики вы будете использовать.

Что касается учебного плана, то он не обязательно должен быть подробным, но нужно хотя бы примерно представлять себе структуру. Самое простое, конечно, - использовать готовую программу и идти поурочно по учебнику, но я предпочитаю комбинировать разные пособия и методики - готовлюсь к каждому уроку с нуля исходя из потребностей ученика.

4. Как найти силы?

Самое страшное - первый урок. Тренируйтесь на родственниках! Или друзьях. Для начинающего преподавателя нет ничего важнее практики.

У меня тоже был такой опыт: я провела несколько занятий по русскому и английскому языку с двоюродной сестрой, разбирая с ней правила из учебника.

Все, кто хотя бы раз брал в руки учебник, написанный в советское время, знаком с «рамочками» в начале параграфа, содержание которых нужно выучить. Школьник, вынужденный зубрить дни и ночи напролет, в один прекрасный день просто впадает в анабиоз. Но после того как мы с сестрой стали вместе прорываться через все эти дебри деепричастных оборотов и составных глагольных сказуемых, тучи начали рассеиваться.

Осознание, что я могу помочь конкретному человеку, дало уверенность в своих силах.

Первое полноценное занятие я провела спустя несколько месяцев, с дочкой знакомых, которая училась в пятом классе и хотела подтянуть английский язык. К слову, тот первый урок прошел хорошо, я помню его в деталях до сих пор.

Где искать учеников

1. Разместить анкету на интернет-ресурсах

Именно так я и решила действовать с самого начала, разместив свою анкету на сайте profi.ru, который тогда назывался «Ваш репетитор». Раньше подобных ресурсов было совсем немного и начинающему преподавателю без рейтинга было легче найти учеников - тогда у меня на это ушло около двух недель. Сейчас выбор ресурсов большой, конкуренция среди преподавателей выше. Стоит зарегистрироваться сразу на нескольких платформах и смотреть, какая окажется эффективнее для вас.

2. Дать объявление и запустить сарафанное радио

Cоветую не пренебрегать размещением объявлений, причем не только в соцсетях. Это не очень работает на улице, но на информационном стенде, который постоянно смотрят студенты, - почему нет? В МГУ на факультете иностранных языков я видела старые добрые бумажные объявления.

Запускайте также сарафанное радио, опрашивая всех, кто приходит в голову. Многие по-прежнему предпочитают заниматься с репетитором, которого рекомендовали друзья и знакомые.

3. Обратиться в специализированные центры

Языковые школы или многопрофильные образовательные центры часто предлагают такую опцию - они находят учеников, а репетитор занимается с ними индивидуально на базе школы. Обычно такие центры берут довольно высокий процент, но для начала это очень неплохо, потому что поиск учеников там ведут за вас. При такой системе хорошо предложить свой авторский курс, чтобы создать ценный учебный продукт на рынке образовательных услуг.

4. Пойти работать в школу или вуз

Раньше в репетиторы уходили школьные учителя и преподаватели институтов. Если у них была хорошая репутация, ученики появлялись сами собой, застенчиво подходя после уроков с застывшим в глазах вопросом: «А частным образом вы занимаетесь?» Сейчас этот механизм тоже работает, особенно в небольших городах. Но здесь могут возникнуть некоторые организационные сложности, потому что не каждый вуз или школа захочет, чтобы их сотрудники подрабатывали частно, особенно если уроки проходят на территории учреждения и руководство о них не осведомлено.

5. Завести образовательный блог

Если вам по душе современные технологии, вы можете завести свой блог на YouTube или канал в Telegram. Просто записывайте уроки или советы и заодно приглашайте на занятия или вебинары.

Репетиторство - по сути, предпринимательство, и все способы продвижения личного бренда помогают достичь цели.

График работы репетиторов

Интернет-ресурсы по подбору репетиторов удобны еще и тем, что многие вещи там автоматизированы. Можно вывесить расписание онлайн, указать удобные для выезда районы, возраст учеников и ввести массу других параметров. Это помогает сэкономить много времени на организационных моментах и больше сосредоточиться на занятиях.

Я знаю одного настолько популярного репетитора, что ученики готовы приехать к нему в час ночи, если в его плотном графике появляется окно. В том-то и прелесть работы частным преподавателем, что можно строить расписание, как хочешь. Правда, большинство учеников хотят заниматься во вторую половину дня, утренние занятия скорее исключение.

Что касается занятости, то все зависит от личных аппетитов: если ученики приходят к вам домой или вы преподаете по скайпу, можно осилить и 10 уроков в день.

Если же занятия проходят на территории ученика, то для меня комфортно проводить не более 3-4 уроков в день.

Удобно брать учеников разного возраста, потому что тогда появляется возможность заполнить весь свой рабочий день. Младшеклассники заканчивают учиться около двух дня, старшеклассники - около четырех, взрослые - после шести. Но для того, чтобы жонглировать разными уровнями учеников, потребуется опыт.

Сколько зарабатывают репетиторы

Если мы говорим об английском языке, то репетиторы зарабатывают от 20-30 тысяч рублей в месяц (при средней загрузке) до 150-200 тысяч, если вы крутой преподаватель с высоким рейтингом и хорошей работоспособностью. Такие специалисты могут брать 3 000 рублей и больше за 60 минут. Но надо делать поправку на то, что ученики могут заболеть, перенести занятие или передумать - заработок репетитора не очень стабильный.

Некоторые преподаватели организуют систему таким образом, что ученик сразу оплачивает несколько занятий и должен заранее предупредить об отмене, в противном случае деньги не возвращаются. Опять же, такие условия могут себе позволить репетиторы с высокой занятостью, к которым очередь выстраивается за несколько месяцев.

Начинающие преподаватели обычно устанавливают минимальную цену - 500 рублей за час, меньше практически никто не берет.

    Начинайте как можно раньше. Если вы планируете заниматься репетиторством, не ждите того момента, когда вы окончите институт и сможете приложить диплом в доказательство. Некоторые школьники уже в старших классах начинают зарабатывать деньги, помогая другим решить трудные задачки или разобраться в новой грамматике.

    Можно брать немного больше уроков, чем вы собираетесь провести в реальности, потому что, как правило, часть занятий ежемесячно пропадает, особенно много болеют и пропускают школьники. Если вдруг так случится, что отмен не будет, придется, конечно, тяжеловато, но подстраховка не помешает. Ведь каждый репетитор сам себе хозяин и в случае чего никто не найдет ему замены и не оплатит больничный.

    На первом занятии очень важно установить личный контакт, без него ничего не выйдет. Не нужно бояться потратить на это 5-10 минут. Особенно школьнику будет приятно, что ты видишь в нем личность, а не просто очередного лодыря, которого нужно подтянуть по предмету.

    С новым учеником-школьником я всегда начинала с вопроса: «Что вы обычно делаете на уроках, что тебе дается легче, а что труднее?»

    Можно разговаривать и на отвлеченные темы - из собранного на ученика «досье» во многом будет строиться ваша дальнейшая работа, потому что репетиторство - это всегда индивидуальный подход.

    Важно с самого начала проговорить с клиентом, что чудеса не случаются сразу, и не брать на себя невыполнимых обязательств. Некоторые хотят, чтобы за 10 занятий были восполнены все пробелы, и ты, как молодой преподаватель, послушно киваешь и говоришь: «Да-да, конечно, я все сделаю». Но если ты не сможешь выполнить обещанное, то вызовешь только недовольство клиента и заработаешь плохую репутацию. Нужно обозначить реальные перспективы и стремиться к ним. Нет целей - нет достижений!

    Также очень важно не забывать про обратную связь с учеником: постоянно спрашивать, все ли ему нравится, комфортна ли такая подача темы - не бояться задавать конкретные вопросы, напрямую влияющие на качество работы. Многие люди предпочитают молчать до последнего, не говорят, что их что-то не устраивает, а потом просто отказываются от занятий. Особенно это касается школьников: надо разговаривать и с родителями, и с детьми.

Зачем идти в репетиторы

Некоторые думают, что преподавать скучно, но чем больше ты в профессии, тем больше возможности найти нестандартные и очень интересные заказы. Например, меня однажды пригласили на две недели поработать в Грецию, пока семья отдыхала на море в летние каникулы.

Под шум прибоя я занималась литературой с двумя детьми: мальчика шести лет учила читать, а его 13-летнюю сестру - писать эссе.

На тот момент это была работа мечты. Если вы хотите найти подобные заказы, вам нужно ориентироваться на так называемый VIP-сегмент. В такой работе есть свои нюансы, но если вашими услугами останутся довольны, то хорошие рекомендации не заставят себя долго ждать, и репутация вырастет быстро.

Дважды я помогала подготовиться к вступительной речи в творческий вуз - один раз это была актриса, другой - художница. Они были талантливы в своем деле, но формулировки давались им с трудом, работать с такими запросами было очень интересно.

Частное преподавание - благодарный труд, и это огромный плюс для меня. Когда ты работаешь в группе, то все-таки не имеешь возможности установить личный контакт с каждым учеником, учесть все индивидуальные особенности, твоя задача - пройти программу, выполнить план.

А во время частных занятий ты сосредоточен на одном человеке, и если вы вместе добьетесь успеха, то благодарности не будет предела. Репетитор помогает не только научиться чему-то, но и справиться с психологическими проблемами, зажимами. А когда кто-то с твоей помощью становится эффективнее и лучше - это большая радость.

Многие из нас способны чему-то научить других людей. Желание передавать знания обычно побуждает людей становиться преподавателями и работать в школах или вузах. Но можно пойти и другим путём. Например, стать частным педагогом - репетитором.

Репетитор - человек достаточно вольный, у него нет надзирателей в виде, скажем, завуча или проректора. Однако в такой, казалось бы, вольной и творческой работе, как репетиторство, есть всяческие нюансы, которые следует учитывать и к которым необходимо готовиться, решаясь обучать кого-то на дому.

Если вы решили стать репетитором, прежде всего нужно разместить объявление.

Позаботьтесь об абсолютной грамотности текста, даже если вы собираетесь обучать гончарному мастерству, а вовсе даже не русскому языку.

Укажите район - таким образом вы отсеете заведомо неподходящих клиентов. Желательно писать свое имя полностью, а не просто «Ляля» или «Аня». Добавьте фамилию, и уровень доверия потенциальных клиентов возрастёт. Желательно также приложить и собственное фото, а не картинку вспотевшего от усердия школьника.

Теперь разберёмся, к чему нужно быть готовым, когда берёшься помогать кому-то изучать науку, пусть даже эта наука - математика в начальных классах. Расскажу на примере обучения школьников.

  1. Сразу объясняйте родителям учеников, что вы не волшебник и не сможете моментально превратить троечника в отличника. А может, и за год на четвёрку не наскребёте, потому что многое, но далеко не всё зависит от педагога. Это нужно изложить чётко, чтобы потом не было претензий. Бывают такие люди, которые искренне полагают: раз они заплатили деньги, значит, купили знания и в школе.
  2. Далеко не все ученики будут вам нравиться, но вы обязаны нравиться им , иначе они просто разбегутся. Поэтому вам - вольному скульптору детского ума - придётся попотеть, чтобы найти подход к каждому из них, не проявляя негативных эмоций. Безусловно, делать внушение ребёнку, если он не выполняет домашнее задание или опаздывает, нужно, главное - не переусердствовать. Не унижайте учеников, будьте доброжелательны, шутите, и они ответят тем же.
  3. Всегда держите обратную связь с родителями. Даже если, на ваш взгляд, обучение протекает гладко, есть прогресс, родители могут быть другого мнения. К тому же неизвестно, что дитя рассказывает про вас дома. Звоните, общайтесь, делитесь соображениями, хвалите или журите ребёнка (однако недовольство выражайте очень тактично). В общем, пусть родители вас видят или слышат. Они должны знать, что их деньги уходят не в немую пустоту.
  4. Усердно готовьтесь к занятиям, составляйте план. Не нужно рассчитывать на импровизацию и собственный педагогический талант. В каждом деле важна дисциплина и последовательность. В , пожалуй, особенно. Не переживайте, что вы можете чего-то не знать, не понять вопроса. Скажите ученику, что уточните этот момент. Разумеется, не забудьте после разобраться в вопросе.
  5. Если ученик ведёт себя из рук вон плохо - ноет, не выполняет заданий, каждые две минуты смотрит на часы, огрызается и прочее - прощайтесь с ним. Не нужно изводить себя. В итоге вы можете сорваться на ребёнка, а вам потом прилетит от родителей. Зачем портить имидж? Вежливо объясните родителям, что ребёнок, возможно, пока не готов к индивидуальным занятиям.
  6. Школьники, особенно младшего возраста, физически не могут высидеть час занятий , да ещё и тет-а-тет с преподавателем. Если ребёнок, в целом ответственный и сообразительный, под конец начинает зевать и тормозить - сократите время урока. Обязательно сообщите об этом родителям, они, скорее всего, не будут против. Соответственно, оплата уменьшится, но для нас ведь главное - результат, а , не так ли?
  7. Если после урока ученик забыл заплатить - не стесняйтесь ему напомнить. Не думайте, что он принесёт в следующий раз. Вдруг не принесёт? Мало ли: забыл, потерял, потратил на орешки. А дома об этом могут и не узнать.
  8. Приготовьтесь к тому, что расписание ваших занятий будет постоянно меняться, вам придётся подстраиваться под учеников. Мало того, воспитанники будут опаздывать или вообще пропускать занятия, зачастую без предупреждения. Желательно напоминать о занятии накануне вечером звонком или сообщением.

В репетиторстве, как и в любой другой работе, важна ответственность, усердие и нацеленность на хороший результат. Но, прежде всего, учитель - это творческая профессия, порой опустошающая даже значительный резерв духовных и физических сил.

Уважайте свой труд и труд ваших учеников. И помните: учить кого-то порой сложнее, чем учиться.

Есть ли у вас опыт работы репетитором? Поделитесь им в комментариях.

Никто не застрахован от ошибок. Начинающие специалисты - тем более. Но в некоторых профессиях: инженера, врача, учителя и других - ошибки могут дорого стоить. Данная статья - это попытка дать несколько советов, которые, возможно, позволят избежать этих ошибок.


1. Неуверенность в себе

Как говорится, «у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Приходя на урок впервые, любой репетитор должен произвести положительное впечатление, а начинающий - троекратно. Чрезмерное волнение начинающего репетитора (дрожащие руки и голос, навязчивые движения) может произвести странное впечатление, сгладить которое ему пока нечем, в отличие от преподавателя с опытом, на некоторые особенности которого в принципе можно закрыть глаза.

Неуверенность в себе и страх не понравиться ученику могут заставить репетитора неправильно выстроить линию поведения с ним - с «заигрыванием» и стиранием необходимой дистанции в отношениях, что, в свою очередь, ослабит его авторитет и позволит ученику работать вполсилы. Нельзя впадать и в другую крайность, надевая маску злого преподавателя, запрещающего и угрожающего. Маска рано или поздно слетит, обнажив ваше истинное лицо, а это позволит ученику вести себя с вами безо всякого уважения. Перед тем как идти на урок, сделайте небольшую зарядку, глубоко вдохните, поднимите голову и улыбнитесь своему отражению в зеркале. У вас достаточно знаний, чтобы передавать их другим, обаяния, чтобы понравиться людям, и уверенности, чтобы оставаться самим собой, когда вас пытаются сбивать с толку.

Не опаздывайте на урок, но если чувствуете, что всё-таки не успеете вовремя, обязательно позвоните: за сам факт опоздания вас никто не убьёт, а своим звонком вы оставите впечатление как минимум вежливого человека. Не беритесь за все предложения подряд: пока ваша ставка невысока, в разъездах с одного конца города до другого вы потратите на транспорт половину заработанных денег, время, в течение которого вы могли бы провести ещё один урок, и силы, которые вам, конечно, ещё понадобятся.


2. Бессистемность занятий, отсутствие выраженных требований

Ещё до начала занятий вы должны сформировать некий свод правил, общих для всех, а позже дополнить его пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, многим ученикам я настоятельно рекомендую на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи разного рода теории, для проверочных работ и для домашних заданий. Причём, если вы их заводите, вести их вы с учеником должны на каждом уроке, а не тогда, когда вы об этом случайно вспомните. Ученика тоже нужно приучать к порядку: он всегда должен знать, где лежат его тетради и книги, готовить их заранее и не терять. Потеря задания, с точки зрения нерадивого ученика, является весьма уважительной причиной его невыполнения. Поэтому, если вы занимаетесь не по учебникам, а по различным раздаточным материалам, порекомендуйте ученику завести для них специальную папку. Заведите и для себя ежедневник или какое-то подобие журнала: в нём будет удобно записывать пройденный материал, домашнее задание и ошибки каждого ученика, над которыми, по вашему мнению, следует в следующий раз поработать, поскольку держать всю эту информацию в голове, особенно когда учеников у вас станет много, не так уж просто.

Родителям учеников вы должны чётко и ясно сообщить стоимость занятий, дни и время, которые подходят вам, требования к ребёнку, вашу позицию по поводу отмены и переноса занятий, а также впоследствии оперативно информировать родителей о плохом поведении детей или невыполнении ими домашних заданий, не позволять им на себе ездить и без сожалений прощаться с ними, когда это начинает происходить.


3. Отсутствие плана урока

Ошибочно считать, что хорошее знание предмета позволяет не готовиться к уроку. Особенно если вы ещё в самом начале пути. Необходимо составить план, в котором указать, что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Но к плану нельзя относиться формально. Каким бы простым ни казался вам материал, его нужно очень тщательно проштудировать, отметив себе способы его объяснения (чем больше, тем лучше: одного всегда недостаточно), возможные трудности учеников и способы их преодоления, возможные ответы учеников на устные и письменные задания. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к тому, что домашнее задание учеником может быть не сделано или сделано не полностью, поэтому вместо того, чтобы быстро его проверить и начать новую тему, вам придётся заняться чем-то другим. Таким образом, в плане должны быть предусмотрены несколько вариантов развития урока. Время на выполнение пунктов плана необходимо рассчитывать заранее и распределять равномерно, не углубляясь в какую-то одну задачу в ущерб остальным. Совершенно недопустимо прерывать ученика в разгар выполнения задания просто потому, что вы сами не рассчитали, как много времени оно у него отнимет.


4. Единый подход к разным ученикам

Если вы - начинающий преподаватель, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась обширная методическая библиотека, и для вас сейчас важно не бояться осваивать новое. У разных учеников разные проблемы и разные цели, поэтому и учебники вы должны использовать разные, а не один-два наиболее хорошо вам известных. Потратьте время на поиск и предварительное оценивание материалов, чтобы в дальнейшем не тратить его на то, что ученику совершенно не требуется. Впоследствии, чтобы облегчить поиск нужного материала по той или иной теме, можно будет составить каталог имеющихся ресурсов.


5. Неготовность отвечать на вопросы

Активные, заинтересованные ученики - настоящий подарок для любого репетитора, но головная боль для начинающего. Неожиданности подстерегают на каждом шагу: например, если вы преподаёте иностранный язык и, изучая тему «Профессии», спрашиваете ученика, кем работают его родители, то не ждите, пожалуйста, что все окажутся учителями, инженерами или врачами. Преподаватель иностранного языка может столкнуться с проблемой специфических интересов ученика, лежащих вне его языковой компетенции, и испытывать в связи с этим затруднения в переводе того или иного термина (детали самолётов, фигуры танцев). В этом случае вам не помешает ознакомиться с той или иной категорией лексики, но сообщить ученику, что вы не можете знать всего и подтолкнуть его к самостоятельным открытиям. В свою очередь, на уроке физики у ученика может оказаться свой альтернативный взгляд на причину каких-то явлений природы, и вы должны поставить себя на его место, чтобы понять его точку зрения и разъяснить любые вопросы.


6. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

С другой стороны, ученики, не так быстро соображающие, требуют от репетитора большого самообладания, потому что кричать на них нельзя никогда, даже если очень и очень хочется. Крик и ругань пугают детей, блокируют их мыслительные процессы и порождают комплексы. Даже если вам придётся объяснять материал двадцатью пятью разными способами, прежде чем ученик поймёт, чего от него хотят, попробуйте отнестись к этому с позитивом. Вы суперпреподаватель, если вы знаете двадцать пять способов, чтобы объяснить одну тему, а вашему терпению позавидовали бы индийские йоги! К тому же, в конце концов, вы всё равно своего добьётесь, а благодарность такого ученика будет гораздо выше.


Начинающий преподаватель, студент или вчерашний студент может пребывать в некоторой эйфории от получения новых профессиональных знаний или нового статуса и от души желать научить ученика всему сразу. Такой своей щедростью он может принести вред, а не пользу, нарушить картину мира ученика и заставить усомниться в системе обучения, применяемой по данному предмету на данном этапе, особенно если речь идёт о начальной школе. Второклассник, как своё имя, выучивает, что на ноль делить нельзя, но если репетитор между делом сообщит ему, что это не совсем так, то недопонимание со школьной учительницей и снижение оценок ему гарантировано. Другая крайность&nbs;- вообще избегать любых сложностей и терминологии, даже той, которая ученику заведомо должна быть известна («дополнение», «наречие», «диффузия», «катализатор»), и пользоваться вместо них описательными оборотами, чтобы не перегружать его мозг. Необходимо твёрдо знать программу каждого класса и придерживаться её, делая поправку на глубину знаний и способности каждого конкретного ученика.

19.03.18 34 356 4

Как филолог стал репетитором

И зарабатывает как технарь

Два года после университета я работала учителем русского языка и литературы. Уволилась из-за зарплаты 8500 рублей. Решила работать на себя и стала репетитором.

Ева Иванова

репетитор по русскому языку и литературе

Сначала работала через платформы-посредники и ездила домой к ученикам. Со временем новые ученики стали обращаться по рекомендации, и теперь не я, а они приезжают ко мне домой на уроки. Сейчас я зарабатываю 95 000 рублей в месяц. Расскажу, как у меня это получилось.

Платформы-посредники

Сначала я нашла четыре сайта-посредника и зарегистрировалась на них. Такие платформы работают по тендерной схеме: заказчик создает заявку, репетитор оставляет на нее отклик, а  администратор подбирает подходящего репетитора.

Из четырех только один сайт, «Ваш репетитор», сразу внушил мне доверие: при регистрации нужно было заполнить подробную форму, указать личные данные, сведения об образовании и опыте, приложить фотографию.

Моя анкета репетитора появилась на сайте только через несколько дней. Перед этим администратор позвонил для небольшого интервью и проверил подлинность данных. Дальше я указала стоимость одного урока и районы, в которые готова выезжать.

Платформа предлагала репетиторам получить сертификат, чтобы увеличить доверие клиентов. Процедура была простой, и я сразу отправила все документы: сканы дипломов и сертификатов и мое фото с разворотом паспорта, чтобы было видно фамилию и фотографию. Три года назад репетитор мог пройти сертификацию по желанию, сейчас это обязательное требование сайта. Без подтверждения личности и специальности получить заказ не удастся.

Для клиентов платформа работает бесплатно. Репетитор платит процент от цены заказа после первого проведенного занятия. Обычно это полная стоимость 1-2 уроков.

Первого ученика я получила через две недели после регистрации. Через полтора месяца у меня появился рейтинг, который складывается из отзывов родителей. Чем выше рейтинг, тем больше возможностей получать заказчиков.

Остальные три сайта работали формально: доски с заказами были пустые, при регистрации репетитора никак не проверяли. За 3 года они не принесли ни одного заказа.



Правила работы

Для начала я решила работать на выезде и заниматься со школьниками 6-9 классов.

Через пару месяцев поняла, что трачу много времени и денег на дорогу. А еще я живу в Сибири - зимой стоять на остановках и ездить на общественном транспорте холодно.

К тому же в каждом доме свои правила и привычки, я в них вписывалась не всегда. У некоторых много кошек, а у меня аллергия. С одним мальчиком я занималась 3 месяца на кухне, и все это время под моим стулом лежали обертка от шоколадки и крышка от сока. Одни и те же обертка и крышка. В другом доме отец ребенка во время занятия заходил в комнату и стоял у меня за спиной в одних трусах. Спасибо, что хоть в трусах.

Я начала беспокоиться о своей безопасности: сделала таблицу-расписание, вписала туда время занятий, адреса, телефоны и имена родителей и отдала ее своим родным.

На первое занятие я брала с собой копию паспорта и дипломов. Показывала родителям, чтобы они были уверены, что я это я. Не давала ксерокопировать их или фотографировать: объясняла, что все данные обо мне есть у компании-посредника.

Правила работы репетитора на выезде

Предупредить, если опаздываешь.

Некомфортно или опасно - уходить.

Закладывать стоимость проезда в стоимость занятия.

Установить границы: не участвовать в семейных склоках, не обедать, не принимать ничего в подарок.

Через год я отказалась от работы в чужих домах и стала брать только тех учеников, которые были готовы приезжать ко мне.

Когда в мой дом стали приходить незнакомые люди, я вдвойне стала беспокоиться о безопасности. Стараюсь назначать первое занятие на время, когда дома есть кто-то кроме меня. На критический случай держу в рабочем столе перцовый баллончик.

За три года был лишь один случай, который заставил меня переживать. На волне новостей об учительнице, совратившей трех учеников, один одиннадцатиклассник задумчиво спросил, что будет, если он скажет родителям, что мы вовсе не русским занимаемся. Спокойно ответила, что меня посадят ни за что, а он и другие мои ученики останутся накануне экзамена без крутого преподавателя. С тех пор стала записывать все занятия с ним на диктофон.

Несмотря на опасения, я стараюсь уважительно и дружелюбно относиться ко всем ученикам и помнить, что большинству из них некомфортно в чужом доме. Зимой предлагаю замерзшим ребятам чай и конфету, а летом - воду или сок.

Правила работы у себя дома

Предупредить ученика, если в доме есть животные; спросить, нет ли аллергии.

Подготовить светлое рабочее место, удобный стул, запасную ручку. Убрать все, что отвлекает внимание.

Приготовиться к тому, что ученики будут пользоваться ванной и туалетом - не сушить там нижнее белье, убрать косметику, личные вещи и туалетную воду.

Убрать с видных мест ценные вещи.

Смириться с носками.

Родители

Хотя я занимаюсь с детьми, мои заказчики - родители. Это они платят за занятия, поэтому я стараюсь уделять им достаточно внимания.

За время работы я поняла, что о правилах и порядке работы надо обязательно подробно рассказать во время первого звонка. Но этого недостаточно. Лучше распечатать или отправить по электронной почте памятку.

Я всегда приглашаю родителей на первый урок, но за три года никто из них так и не пришел.

Еще я уточняю, каким способом удобнее общаться: звонки, смс, Телеграм или другие мессенджеры. Если ученик не пришел на занятие - звоню или пишу, чтобы уточнить, все ли в порядке. Не делает домашние задания, не пишет сочинения - предупреждаю родителей, что это повлияет на результат моей работы.

Со старшеклассниками я напрямую решаю вопросы о переносе занятий или отработке пропущенных уроков. Когда учишь школьников 5-9 классов, все изменения в расписании нужно согласовывать с родителями.

Ученики

Большинство одиннадцатиклассников сами просят родителей найти им репетитора, потому что волнуются перед предстоящими экзаменами. Они готовы работать и знают, что результат зависит от них. С такими учениками просто и приятно заниматься.

Встречаются и ленивые или капризные дети. Их заставляют учиться родители, поэтому репетитора они воспринимают как наказание: бунтуют, игнорирую задания, чатятся или отвечают на звонки во время урока. С такими я не работаю.

Если ученик не делает домашнее задание, пропускает занятия без предупреждения, говорю и ему, и родителям, что не вижу смысла в таких уроках. Либо ученик начинает учиться, либо я прекращаю с ним заниматься.

Самое важное в работе репетитором: я могу сама выбирать, с кем мне работать.

Результат

Я убеждена, что ни один репетитор не может гарантировать конкретный результат на экзамене. Об этом я прямо говорю родителям во время первого общения. Единственная гарантия, которую я даю: уровень знаний ученика будет значительно выше того, с которым он ко мне пришел.

Если родители требуют, чтобы я пообещала 100 баллов на ЕГЭ , я вежливо отказываюсь от сотрудничества. Результаты ЕГЭ зависят от многих факторов: даже самый подготовленный ученик на экзамене может растеряться, впасть в ступор или истерику.

На первом занятии я тестирую ученика, проверяю уровень знаний. Потом звоню родителям, чтобы сказать, каких результатов реально добиться за то время, которое осталось до экзамена.

Средний балл ЕГЭ , который получили за последние 3 года мои ученики: русский язык - 96 баллов; литература - 87.

Деньги

Я работаю по-другому: ребята рассчитываются сразу после урока. Бывает, что ученик забывает про оплату. Мне некомфортно спрашивать про деньги, поэтому в прошлом году я придумала небольшую хитрость - спрашиваю: «Маша, мне нужно поискать сдачу?»

Чтобы не держать в голове, что кто-то должен мне денег, переводы на карту я принимаю только от тех, с кем занимаюсь по скайпу. Первый дистанционный урок я прошу оплатить до его начала, остальные - после, но в тот же день.

Основное правило - не работать в кредит

Встречаются родители, которые рассказывают о тяжелой жизни и обещают заплатить через неделю, месяц. В таких ситуациях я спокойно говорю: «Я вас понимаю, но, к сожалению, не могу работать на таких условиях. Надеюсь, вы быстро справитесь с возникшими трудностями. Могу сохранить место в расписании до такого-то числа. Буду ждать Машу (Сашу, Пашу)».

В первый год я работала по ставке  600 рублей за 90 минут. За месяц набрала 6 учеников. Доход в месяц получался около 29 000. Минус расходы на дорогу и перекусы.

Второй год я работала по ставке 750 рублей за 90 минут. У меня было 10 учеников одновременно. Средний доход в месяц стал 60 000. И никаких минусов на дорогу, потому что ученики сами приезжали ко мне.

Во второй год сотрудничества «Ваш репетитор» открыл мне доступ к дистанционным заказам  -  я начала работать с учениками из Москвы и Петербурга по скайпу. В этих городах стоимость очного урока русского языка и литературы колеблется от 1500 до 5000 рублей за 90 минут. Те, кто хочет сэкономить, работают с репетиторами из регионов.

Каждый год я немного увеличиваю стоимость часа занятий. Сейчас работаю по ставке 1000 рублей за 90 минут. Это дорого для Сибири, но учеников меньше не стало. Мой средний доход в месяц  -  95 000 рублей.

1000 Р

за 90 минут - по такой ставке я сейчас работаю

Заработало сарафанное радио  -  ученики приходят напрямую, по рекомендациям других ребят. За такие заказы не нужно платить процент сайту, это экономит мне около 10 тысяч рублей.

Летом и в сентябре практически нет учеников. Поэтому весь рабочий год я откладываю. На четыре пустых месяца оставляю минимум 200 тысяч - по 50 тысяч на месяц.


Налоги

Компании-посредники не платят налоги за репетитора - это ответственность самих репетиторов. Но по закону у репетиторов есть налоговые каникулы - они могут не платить налоги, если сами оказывают услуги для личных нужд. Для этого нужно подать уведомление в инспекцию. Тогда по доходам за 2017 и 2018 год не придется вообще ничего платить в бюджет и отчитываться.

Пока я не подала уведомление, но еще успеваю это сделать, чтобы соблюсти закон и не оказаться в должниках перед государством. За два года я ничего не буду платить в бюджет, а потом освобождение или продлят, или придумают упрощенный порядок для самозанятых репетиторов.

Я за легализацию: даже если ничего не придумают, после налоговых каникул зарегистрируюсь как ИП и буду платить 6% от дохода.

Итоги

Плюсы работы репетитором:

  • хороший доход, особенно для моего города;
  • сам организуешь рабочий день;
  • работать интересно;
  • можно выбирать, с кем работать, а с кем нет;
  • двоечники, а значит и клиенты, будут всегда.
  • большая ответственность, если готовишь ученика к ЕГЭ ;
  • временами надоедает рассказывать одно и то же по пять раз в день;
  • ученики болеют, переносят занятия, прогуливают, иногда вовсе пропадают;
  • попадаются неадекватные заказчики.