Интеллектуальная игра на мероприятие: «Что, Где, Когда? Правила игры «Что? Где? Когда.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУК ЦУМБ

__________________

«___» ______________________2013

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений г. Барнаула

I . Цели и задачи:

Проведение интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» среди учащихся старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий г. Барнаула имеет цель:

● развитие общей эрудиции и творческих способностей школьников.

Основные задачи Игры:

● привлечение общественного внимания к интеллектуальному развитию молодежи;

● формирование у подростков активной жизненной позиции;

● создание условий для реализации интеллектуального потенциала молодежи;

● формирование у школьников навыков публичных выступлений, работы в команде, участия в интеллектуальных соревнованиях;

● стимулирование сотрудничества между образовательными учреждениями г. Барнаула и МБУК ЦУМБ;

● пропаганда чтения и формирование положительного имиджа библиотеки.

II . Общие положения:

Игра состоит из отборочного этапа, полуфинальных и финальных игр.

На этапе отборочного турнира определяются команды-участницы полуфинальных игр.

По итогам полуфинала, команды, занявшие первые 4 места в турнирной таблице, проходят в финал.

На финальном этапе определяется Победитель интеллектуальной игры для школьников «Что? Где? Когда?».

III . Учредители и организаторы:

Учредителем и организатором Игры является муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная универсальная молодежная библиотека г. Барнаула им. » (МБУК ЦУМБ). Учредитель оставляет за собой право внесения изменений в настоящее Положение.

IV. Требования, предъявляемые командам:

ñ учебное заведение самостоятельно формирует сборную команду из учащихся 9-11 классов для участия в Игре;

ñ к участию в команде допускаются лица в возрасте от 14 до 17 лет;

ñ команда должна иметь куратора (учитель, классный руководитель , завуч по воспитательной работе и др.)

ñ участником отборочного этапа Игры может быть команда в составе 6 человек, подавшая заявку на участие в Игре за 2 недели до планируемой даты проведения Игры (приложение);

ñ команда должна иметь капитана, название, девиз;

ñ предусматривается участие в Игре нескольких команд одного учебного заведения, однако, в этом случае не допускается участие одного игрока в нескольких командах;

ñ в ходе Игры участники обязаны не допускать некорректного поведения по отношению к организаторам и соперникам;

ñ во время минуты обсуждения командам запрещено пользоваться какой-либо литературой, справочными пособиями, мобильными телефонами, прочими средствами связи и электронными устройствами, в случае нарушения этого правила, команда дисквалифицируется.

V . Порядок проведения Игры:

1. Отборочный этап.

Отборочный этап проводится в форме блиц-игры.

В играх отборочного этапа участвуют по два представителя от каждой

Блиц-игра состоит из 20 вопросов, на которые участники дают ответы в письменном виде:

Задача команд – своевременно дать правильные ответы на вопросы отборочного этапа Игры;

Команды дают ответы в письменном виде на русском языке , если в вопросе не указано иное требование;

Время ответов ограничено 25 минутами, за это время представители команд должны провести обсуждение, вписать ответы в бланк и сдать бланки с ответами ведущему;

Ответы, сданные с опозданием, не рассматриваются;

Письменные ответы команд сохраняются до подведения окончательных итогов игры.

Ответ считается неправильным, если:

Не раскрывает суть вопроса с достаточной степенью конкретизации;

Форма ответа не соответствует форме вопроса;

Допущены грамматические ошибки;

В ответе допущены грубые ошибки (неправильно названы имена, фамилии, названия, даты, способ действия и т. п.), искажающие или меняющие суть ответа.

За ответы командам начисляются баллы - 1 балл за каждый правильный ответ; 0 баллов - за неправильный.

В полуфинал выходят команды набравшие не менее 15 баллов.

2. Полуфинал.

Игры полуфинала проводятся в форме «Брейн-ринга». В каждом бою одновременно участвуют две команды. Соперники для каждого боя определяются путем жеребьёвки. Бой состоит из 5 раундов, в каждом из которых играется один вопрос и разыгрывается одно игровое очко.

Задача играющих - дать правильный ответ на вопрос, поставленный ведущим, раньше, чем команда соперников. При выполнении этих условий команда получает одно игровое очко.

Каждый раунд начинается со слов ведущего «Внимание, вопрос номер…». После произнесения слова «Время» ведущий или его помощник запускает отсчет чистого времени, что сопровождается звуковым и/или световым сигналом.

После начала отсчета чистого времени любая из команд имеет право поднятием флажка остановить отсчет и дать ответ.

Команда, нажавшая кнопку до начала отсчета (начиная со слов ведущего «внимание, вопрос!»), лишается права ответа (фальстарт). В случае фальстарта команда теряет право ответа на текущий вопрос.

Команда, нажавшая на кнопку, прекращает обсуждение, и её капитан указывает на игрока, который произнесет ответ. Любые попытки коммуникации этого игрока с кем-либо, кроме ведущего, считаются подсказкой. За нарушение этого пункта или подсказку команда наказывается лишением права ответа на текущий вопрос.

В случае неправильного ответа, фальстарта или лишения команды, поднявшей флажок первой, права ответа, сопернику дается 20 секунд, после чего отсчет чистого времени прекращается, и ответы не принимаются. В случае, если обе команды не поднимают флажок чистое время ограничено 60 сек. Ведущий обязан за 10 секунд и за секунду до истечения чистого времени объявить об этом играющим командам.

Правильность ответа определяет жюри.

Если одна из команд дает правильный ответ, ей засчитывается игровое очко.

Раунд заканчивается тогда, когда одна из команд дала правильный ответ или каждая из команд, в результате нажатия на кнопку, дала неправильный ответ, сделала фальстарт или потеряла право ответа.

В случае возникновения спорной ситуации, технической ошибки ведущего или подсказок из зала вопрос может быть снят и заменен другим.

Все набранные командой очки заносятся в турнирную таблицу. По итогам серии полуфинальных игр команды, занявшие первые 4 места в турнирной таблице, принимают участие в финальных играх на звание Победителя.

3. Финал.

Финальные игры проводятся в соответствии с условиями проведения полуфинальных игр.

Набранные в процессе финальных игр очки прибавляются к ранее набранным командой в полуфинале. Таким образом, победителем объявляется команда, набравшая наибольшее количество очков; призовые места распределяются в соответствии с местами в турнирной таблице.

В случае равенства количества набранных очков первым дополнительным показателем является разница между количеством вопросов, на которые ответила команда и количеством вопросов, на которые дали правильные ответ соперники в тех играх, где эта команда участвовала, вторым дополнительным показателем – результат личной встречи между этими командами. В случае равенства всех показателей для команд, претендующих на первое место в группе, разыгрываются три дополнительных вопроса до первого отвеченного вопроса. Команда, ответившая на вопрос, объявляется победительницей боя. В случае, если на все три вопроса не ответит ни одна из команд, объявляется ничья.

VI . Подведение итогов и награждение:

По итогам Игры определяются команды-победители, занявшие первое, второе и третье места.

Команды, занявшие призовые места награждаются дипломами и специальными призами.

VII . Контактная информация:

Телефон: (38

e-mail: *****@***ru

Контактные лица:

Приложение
Заявка на участие

в интеллектуальной игре для школьников «Что? Где? Когда?»

Название команды__________________________________________________

Девиз:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Образовательное учреждение __________________________________________________________________

Куратор___________________________________________________________

Состав команды (ФИО, возраст, класс):

Капитан___________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

4_________________________________________________________________

5_________________________________________________________________

6_________________________________________________________________

Контактный телефон куратора________________________________________

Контактный телефон капитана________________________________________

ПОЛОЖЕНИЕ

Об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»

Общие положения

Настоящее Положение определяет цели и задачи интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», проводимой Томской областной организацией ВОС, порядок организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

Цели и задачи

Основной целью интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» является создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала членов ВОС, пропаганда и популяризация интеллектуальных игр как действенной формы проведения содержательного досуга молодёжи.

Проведение Игры предполагает решение следующих задач:

Раскрытие интеллектуальных и познавательных способностей;

Развитие нестандартного мышления;

Использование возможности привлечения широкого круга потенциально талантливой молодежи к активной познавательной деятельности;

Содействие расширению сферы знаний;

Содействие развитию навыков межличностного общения, умения действовать в коллективе;

Апробация методики проведения турниров по интеллектуальным играм среди учащейся и трудящейся и наработка соответствующего опыта;

Привлечение внимания органов власти, средств массовой информации, общества к потребности молодёжи в повышении своего интеллектуального уровня.

Программа Игры

1. Чемпионат проводится по правилам Международной Ассоциации Клубов «Что? Где? Когда?» (приложение №1), в соответствии с «Кодексом спортивного ЧГК».

2. Вопросная дистанция чемпионата включает в себя сорок вопросов, разбитых на четыре тура по десять вопросов в каждом, нумерация вопросов сквозная.

3. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

4. По истечении каждого тура проводится сверка, в ходе которой игрокам сообщается количество засчитанных им ответов.

5. Основным показателем при определении итогового места команды является количество правильных ответов. В случае, когда несколько команд, имеют равный показатель, выявление победителя производится путём проведения мини-игры из трёх вопросов для данных команд.



Требования к участникам и сроки проведения Игры

В случае необходимости, оргкомитет имеет право переносить сроки и место проведения, а также изменять продолжительность Конкурса.

В интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» может принять участие команда, подавшая заявку по форме (приложение №2) и в срок.

Форма участия в играх – командная. Состав команды 4-6 человек. К участию в игре допускаются молодые люди в возрасте от 14 лет.

Заявки на участие в Игре представляются в Томскую областную организацию ВОС не позднее, чем за 10 дней до проведения Игры по адресу: 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 6/2, тел/факс: 51-42-80, электронный адрес: [email protected].

По всем вопросам обращаться к Штанько Сергею Михайловичу, с.т. 8-923-404-2680.

Приложение №1

Правила игры «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда» - это командная игра, в которой команды соревнуются между собой в умении находить правильный ответ на поставленный перед ними вопрос за ограниченное время. В соответствии с правилами спортивного «Что? Где? Когда?», определёнными в Кодексе спортивного «Что? Где? Когда?», игра состоит в следующем:

Играют одновременно все команды, участвующие в туре;

После окончания чтения вопроса, все команды получают одну минуту времени на размышление;

По окончании минуты на размышление команда должна сдать свой ответ на заданный вопрос на бланке;

Отсчёт времени начинается с команды «Время», подаваемой ведущим, сразу после завершения им чтения формулировки вопроса. По истечению 50 секунд ведущий объявляет: «Осталось 10 секунд». После того как время закончено ведущий подаёт команду: «Время вышло».

Командам даётся 10 секунд на написание и сдачу ответа после команды «Время вышло», поданной ведущим по окончании минуты на размышление. Бланк с ответом должен быть поднят вверх одним из членов команды не позднее 10 секунд, данных на запись ответа, иначе ответ не засчитывается. Ответы команд собирают секунданты и доставляют в жюри;

Жюри принимает решение о зачёте или незачёте ответа каждой команды;

Отсутствие ответа или сдача ответа не вовремя приравнивается жюри к неправильному ответу;

После завершения процедуры приёма ответов секундантами, ведущий объявляет правильный ответ и соответствующие вопросу комментарии;

Следующий вопрос тура зачитывается ведущим после краткой паузы длительностью от 5 секунд до 3-х минут;

Между 4 турами, каждый из которых состоит из 10-ти вопросов, предусмотрен перерыв для отдыха и подведения итогов длительностью от 5 до 10 минут;

Победитель определяется жюри на основании турнирной таблицы, содержащей число правильных ответов, данных каждой командой в туре;

В каждый момент за игровым столом может находиться не более 6 игроков. Никто не может в ходе турнира играть за две команды - ни одновременно, ни в разное время. Замены игроков могут производиться только в перерыве после тура;

Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места, возвращаться на свои места, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном туре. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами;

В случае нарушения командой требований данного Положения либо правил или этики игры, команде может быть вынесено предупреждение, заносимое в протокол соревнования;

При повторном вынесении предупреждения команде, она решением организаторов может быть отстранена от участия в соревновании с аннулированием ее результатов и пересчетом рейтингов сыгранных ей вопросов. Ответы от отстраненной от участия в соревновании команды не принимаются.

Приложение №2

Форма заявки команды

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат VIII вида»

607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? »

Учитель

Кузнецова Светлана Юрьевна

2011-2012 учебный год

Цель мероприятия:

Расширять кругозор обучающихся.

Задачи мероприятия:

образовательная:

формировать умение работать в группе.

коррекционно – развивающая:

способствовать развитию у обучающихся речи, памяти,внимания и логического мышления, через ответы на вопросы.

воспитательная:

воспитывать у обучающихся чувство сплочённости.

План мероприятия:

1.Организация начала мероприятия (2-3 мин)

2.Сообщение темы и цели мероприятия (1мин)

3.Основная часть (40 мин)

4. Подведение итогов занятия (5 мин)

Ход мероприятия.

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые гости!

Вы присутствуете на игре «Что? Где? Когда?» Вопросы для игры были придуманы учителями нашей школы, которые присутствуют здесь, поэтому вы, уважаемые гости, будете представлять команду зрителей.

Сегодня против вас играет команда (имя и фамилия капитана) .

Встречайте, команда знатоков(ведущий объявляет игроков команды)

Игроки занимают места за игровым столом.

Правила игры

Капитан команды вытягивает конверт с вопросом.

На каждом конверте указаны ФИО учителя и два вопроса от него. Например, ведущий говорит: «Против вас играет учитель сельскохозяйственного труда Маркина Ольга Юрьевна.Внимание 1 вопрос (звучит вопрос) и т.д. » Всего 10 раундов (20 вопросов) по 2 вопроса в каждом.

Через одну минуту знатоки должны дать ответ.

Если ответ правильный, то очко присуждается знатокам, если – нет, то – команде зрителей.

Ведущий:

Мы начинаем.

1 раунд

Против вас играет учитель …… Внимание 1 вопрос….

(Через одну минуту капитан назначает отвечающего).

Господин (фамилия капитана) , кто отвечает?

Внимание, 2 вопрос….

(Ответ знатоков через 1 минуту) .

Внимание, правильный ответ ……

2 раунд

3 раунд

4 раунд

5 раунд

6 раунд

7 раунд

8 раунд

9 раунд

10 раунд

12 раунд

13 раунд

14 раунд

15 раунд

16 раунд

17 раунд

18 раунд

19 раунд

20 раунд

21 раунд

22 раунд

Вопросы:

Учитель швейного дела Кузнецова С.Ю .

1.Цвета расположены в следующем порядке: красный, оранжевый,

желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. О чем идет речь? (Радуга)

2.Что в черном ящике?

В чисто убранной светличке

Дремлют сестры-невелички.

Эти сестры весь денек

Добывают огонек. (Спички).

Учитель с.-х. труда Маркина О.Ю .

1.У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье: считают, что оно сильнее обоняния человека в миллион раз. А еще говорят, что его «ноги кормят». Кто он? (Волк).

2.Назовите по порядку цвета государственного флага России.(Белый, синий, красный)

Учитель с.-х. труда Безматерных А.В.

1.Назовите разницу между селом и деревней на Руси.(Наличие церкви в селе.)

2.Какие ноты растут в огороде.(Фа,соль)

Учитель с.-х. труда Цыбин А.А .

1.Почему кошка часто умывается? (Смывает свой запах)

2.Крокодилы могут лазить по деревьям. Правда ли это?

(Крокодилы действительно могут лазить по деревьям) .

Воспитатель Каштанова С.А .

1.Назовите представленные жанры изобразительного искусства.(Портрет, натюрморт, пейзаж).

2.Если по каким – то причинам один из гостей опаздывает, следует ли его ждать?(Нет)

Воспитатель Соболева В.Г.

1.Как называется собачья однокомнатная квартира.(Конура)

2.Ее называют лошадью в тельняшке. О ком речь? (Зебра)

Учитель математики Ширенкова Н.И .

1. Под двумя дугами два яблока с кругами. Что это?

(Брови и глаза).

(Углы должны быть равны 90 градусам).

Учитель письма и чтения Крылова Л.В.

1.В кого превратилась царевна – лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство славного Салтана?(В комара,

муху, шмеля).

2.Найти слово без приставки.

Пожелтеть, поилка, поливка, поломка.(Поилка)

Учитель биологии Рожкова Е.Г.

1.Какая ягода похожа на малину, только черного цвета? (Ежевика).

2.Он очень вынослив, может обходиться без пищи и воды несколько недель. А когда есть вода, то может выпить более 100 литров за 5 минут. Кто это? (Верблюд).

Учитель географии Рожкова Е.Г.

1. К торжественному крику

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг.(Урал)

2.Я – сибирская река,

Глубока и широка.

Вместо «е» ты «у» возьми

Стану спутником Земли.(Река Лена – луна)

Учитель истории Расторгуева Т.В .

1. Византия была богатым греческим государством. Столицей Византии был город Царьград, он же Константинополь. Сюда съезжали сотни торговцев со всех концов света, привозили свои товары, обменивали их и продавали. Приезжали в Константинополь и славянские купцы.

Как назывался знаменитый торговый водный путь, который пролегал от Балтийского моря через реки Западную Двину и Днепр до Черного моря?

Именно этим путем добирались наши предки до Византии.

(Путь из Варяг в Греки)

2. Речь идет о князе Олеге, прозванном жителями Руси Вещим за его мудрость и удачное правление. До наших дней сохранилось древнее придание о нем.О чем рассказывается в этом придании?

Звучит музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?»

Ведущий:

Наша игра окончена со счетом …. в пользу ….

Хочу поблагодарить игроков нашей замечательной команды за прекрасную игру.Предлагаю зрителям выбрать лучшего игрока команды, который получит приз.

Всем,спасибо.


Мероприятие «Что, Где, Когда?» отличная идея для или . Даже в школах на внеклассных встречах ребята с удовольствием включаются в интеллектуальные батлы . Главное правильно составить вопросы , чтобы «Что, Где, Когда» на мероприятии было интересно и доступно всем участникам. Стоимость игры от 6000р.

Можно дать задание всем игрокам придумать по 5-10 вопросов на игру и уже во время соревнований в командах вытягивать вопросы случайным методом . Но это правило действует, только если у вас несколько команд на мероприятие «Что, Где, Когда?».

Если же школьная команда единственная, то придумать интересные вопросы по возрасту должен организатор мероприятия или школьный учитель. Мы со своей стороны с удовольствием готовы помочь всем в организации и проведении интеллектуальной игры на мероприятии.

Игра «Что? Где? Когда?» как внеклассное мероприятие

Интеллектуальные игры на корпоратив – отличная идея, ведь многие взрослые начинали практиковаться в подобных увлекательных батлах еще в школе . Действительно, сегодня далеко не редкость, когда вместо стандартной линейки по какому-то случаю ребятам предлагают на мероприятие «Что, Где, Когда?».

Цель игры – максимально расширить кругозор всех участников и сформировать навыки командного общения . Мероприятие строится по принципу популярного телевизионного шоу , которое многим полюбилось. Удобно, что ничего не нужно выдумывать, все процедуры «Что, Где, Когда?» всем отлично знакомы и понятны.

Такие дети, становясь взрослыми, охотно идут на корпоратив «Что, Где, Когда?», просто потому, что они отлично умеют работать в команде и могут похвастаться развитым интеллектом. Память, внимание, логика – все это отлично тренируется через систему вопрос-ответ. Даже в стиле «Что, Где, Когда?» становится популярной.

Мероприятие «Что, Где, Когда?» на свадьбе

Нам часто поступают вопросы, интересна ли игра в «Что, Где, Когда?» для свадебного банкета. А почему нет? Специалисты творческого бюро МУР провели около 50 таких развлекательных конкурсов с постоянным успехом .

Главное заранее уточнить у молодоженов, хотелось бы им принять участие в таком действе и если да, то какой тематики должны быть вопросы . Ведь жениху и невесте и их гостям хотелось бы получить приятные эмоции, угадывая ответы на вопросы.

Открытое мероприятие:

Интеллектуальная игра

"ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"

Воспитателя- Саленко М.А.

Дата проведения: 21.12.2015года

Интеллектуальная игра "Что? "Где? Когда?". Цель:

Задачи:

Звучит музыка"Что?Где?Когда?"

Здравствуйте, дамы и господа! Сегодня понедельник,21 декабря, три часа по Казахстанскому времени. Начинаем нашу первую игру в зимней серии игр- Что? Где? Когда?

Представление команды знатоков:

Самый сообразительный-КусаиновМахсут, самый внимательный- Кордин Тимур,самый старательный- КострюковДарын, самый загадочный- Литвинов Толик, самый позитивный- СарбасовАзамат, самый наблюдательный- Полосухин Пётр, самый хитрый- Довбах Валентин.

И самый, самый, самый- капитан команды Ликчинов Павел.

Девиз команды:

Сила есть - ума палата!

Учись на пять - будешь все знать!

Учиться на пять - сильнее стать!

За ученого двух неученых дают!

Науки и знания - наше призвание!

Люби науки - не будет скуки!

Хочу все знать!

Учись, учись, учись и больше не ленись!

- Мы рады приветствовать вас в нашем клубе знатоков Что? Где? Когда?. Это игра для умных, сообразительных, великодушных, добрых, чутких. Не надо ссориться, умейте уступать и где надо признавать находчивость и сообразительность противника, ведь это просто ИГРА!!!

Игроки занимают место за игровым столом, берутся за руки и пожимают их.

4 сентября 1975 года ровно в 12:00 впервые в эфир вышла программа "Что? Где? Когда?". Сегодня правила этой игры может рассказать даже ребенок, но мало кто помнит, что 40 лет назад не было ни знатоков, ни волчка, ни знаменитой хрустальной совы. В первых играх друг против друга выступали две семьи, в доме у которых снимались 2 раунда, а потом сюжеты монтировались с помощью фотографий из семейного альбома участников. Позже в игре стали принимать участие студенты и программа получила название "молодежного телевизионного клуба", а в 1991 году превратилась в "интеллектуальное казино ". Первые вопросы для знатоков придумывал сам Владимир Ворошилов и команда редакторов, но спустя несколько лет на адрес программы стали приходить письма от телезрителей с вопросами, ответы на которые порой были самые неожиданные. А для наших знатоков вопросы пришли от преподавателей нашей школы.

Уважаемые участники, наши гости, я хочу представить вам наших уважаемых экспертов, которые будут следить за ходом нашей игры.

(Представляются эксперты).

Ни для кого не секрет, что прежде чем приступить к какому-нибудь важному, серьёзному делу, нужно размяться. Спортсмен разминает свои мышцы, делает какие-то упражнения; музыкант настраивает инструменты; певец распевается. А мы с вами собрались на игре «КЛУБ ЗНАТОКОВ», значит, и разминка у нас будет для ума.

Вам будут предложены вопросы на логическое мышление. За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл; если команда затрудняется ответить на предложенный вопрос, могут помочь болельщики, но тогда команда получает 0 баллов. Отвечать будете по порядку, начиная с капитана команды.

Примерные вопросы:

    Какой снег быстрее тает чистый или грязный?(Грязный)

3.Эскимосы считают, что он бывает жидким, легким, тяжелым, хрупким, блестящим, и еще насчитывают более двухсот видов его. О чем идет речь? (Снег)

4.Какой страшный зверь любит малину?(Медведь)

6.Как называется собачья однокомнатная квартира.(Конура)

7.Ее называют лошадью в тельняшке. О ком речь? (Зебра)

8.Кто говорил волшебные слова: «Сим, Сим, откройся!»? (Али-баба).

Молодцы! И так преподаватели против наших знатоков. Правила игры

    На обдумывание вопроса дается одна минута;

    В течение игры можно брать одну музыкальную паузу;

    Можно один раз попросить помощь зала;

    Игроку который по мнению экспертов самый умный,награждается сувениром “сова” - символ мудрости.

- Мы начинаем.

1 раунд счёт 0:0

-Против вас играет учитель …… Внимание вопрос….

(Через одну минуту капитан назначает отвечающего).

- Господин Ликчинов Павел (фамилия капитана) , кто отвечает?

-Внимание, правильный ответ ……

2 раунд...-Внимание, вопрос….

(Ответ знатоков через 1 минуту) .

-Внимание, правильный ответ...

3 раунд...Внимание вопрос....

(Ответ знатоков) и т.д.

1. Вопрос от Кох Сании Муратовны(учителя биологии):

Латинское название этого цветка"галактус"происходит от греческого"гала"-молоко и "актус"-цветок, т.е. молочно-белый цветок.

Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле шёл сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть её и как то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок- символ надежды. Как этот цветок называется?(Подснежник).

2. Вопрос от Сулейменовой РаушанЖумадиловны (библиотекаря) «Отгадай сказку с помощью подсказки»

Я загадала одно известное произведение. И, чтобы его отгадать, я вам буду давать подсказки к нему. Таких подсказок будет пять. Если кто-нибудь из команды узнает произведение после первой подсказки, то он получит пять баллов, после второй подсказки уже четыре балла, и так по убывающей. Начинает отвечать тот, кто быстрее поднимет руку.

Подсказки:

    Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

    У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приёмы.

    Её пытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.

    Дело кончилось свадьбой.

    Самым ценным достоянием главной героини был самовар. (Муха-цокотуха) .

3.Вопрос от Катаевой Нины Борисовны(учителя географии).

Словесный лабиринт. В нем находятся названия рек. Но все буквы в каждом названии перепутались, и ничего нельзя понять. Нужно сложить буквы правильно, и реки вырвутся на свободу. Иначе нам грозит наводнение! На выполнение этого сложного и ответственного задания команде дается 1 минута. Начали! (Засекает время.)

(Помощник раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв.)

1.ПРЕНД. (Днепр.)2. ГОЛАВ. (Волга.)3. ЗАТЕМ. (Темза.)

4. НАДУЙ. (Дунай.)5.МУРА. (Амур.) 6.НАЕЛ. (Лена.) 7.ЛАУР. (Урал.) 8.ВЕНА. (Нева.)9. РЕТЕК. {Терек.) 10.МАКА. (Кама.)11. ШТЫРИ. (Иртыш.)

Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

(произносят названия рек, которые были зашифрованы.)

Очень хорошо, что вы освободили реки из путаницы лабиринта и спасли нас от угрозы наводнения!

4 . Вопрос от Морозова Василия Анатольевича (учителя музыки) «Музыкальный»

Да, рады мы за вас, ребята.
Вам ума не занимать,
Но ведь надо вам когда-то и немного отдыхать.

Пришло наконец это время - отдохнуть и послушать музыку. Но мы не будем забывать, для чего мы здесь собрались, поэтому и музыку мы будем слушать с пользой. Сейчас вашему вниманию будут предложены вступления к знакомым (а, может быть, и не совсем знакомым) песням. Ваша задача отгадать название песни и исполнителя. Максимальное количество баллов, которое вы можете получить – «два». Если отгадали только название песни или только исполнителя, получаете 1 балл. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. В случае неправильного ответа у команды будут сниматься баллы.

5. Вопрос от Колот Галины Фёдоровны(учителя рисования) .

Перед вами лежат краски, расположите их

в следующем порядке: красный, оранжевый,

желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. О чем идет речь?

Вы можете с помощью красок нарисовать и вам будет легче. (Радуга)

6.Вопрос от Аксёновой Галины Анатольевны(руководителя кружка Радуга)

Назовите представленные жанры изобразительного искусства (Портрет, натюрморт, пейзаж).

7.Вопрос от Желниной Анжелы Александровны (учителя литературы)«Театральный»

Послушайте внимательно. Один из зрителей выбирает одну из карточек, на которой написана пословица. Прочитав её, он должен за 30 секунд мимикой и жестами донести её до членов команды. В случае правильного ответа команда получает 1 балл. Начнём играть.Какую карточку вы выбираете? (Ответ). Вы выбрали (цвет) карточку, а на ней пословица… Прочитали её? Время! (Показ пословицы). Время вышло. Итак, ваш ответ.

- Совершенно верно, это была пословица… (или Время вышло.Вам не удалось угадать эту пословицу, а это было…)

Примерные пословицы:

    Яблоко от яблони недалеко падает.

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    Горбатого могила исправит.

    Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

    Много будешь знать, скоро состаришься.

    Без труда не вынешь рыбку из пруда.

    Дареному коню в зубы не смотрят и др.

    БЛИЦ- остаётся один игрок(капитан команды) и отвечает на три вопроса по 20 секунд:

Внимание вопрос первый:

1.Северная столица Казахстана(Астана)

3.Что изображено на флаге Республики Казахстан(Солнце, орёл и национальный орнамент)

ФИЗМИНУТКА:

Если вы с утра с радостью идёте в школу, помашите правой рукой.

Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперёд.

Если вы уверены в своих силах, топните ногой.

Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.

Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

Если вы верите в то, что наша страна займёт достойное место в мире, протяните обе руки вперёд.

Если вы верите, что будущее нашей страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

Молодцы! Вы все знаете, что в самые торжественные мгновения для страны взвивается голубой стяг и звучит гимн Казахстана. Каждый Казахстанец: и Президент, и родители, и учителя, и вы учащиеся, испытываем уважение к символике, гордость за свою страну,за наш Казахстан. В этом году мы отметили такие даты 550 летие казахского ханства и 20 летие Ассамблеи Казахстана.

9.Вопрос от ЖумабековойДаметжанДжамбуловны(учителя русс.яз).

Вы часто слышите от учителей пишите как попало, не стараетесь. Произнесите правильно это выражение.Внимание правильный ответ: Есть выражение " пишите как курица лапой".Это как? А пробовали вы писать лапой, т.е.ногой? Один игрок вставляет фломастер между пальцами и пишет Курица.

10.Вопрос от Недовенченой Екатерины Александровны(учителя СБО):

Вносится поднос, на котором находится банка кофе, инструкция по эксплуатации стиральной машины, таблетки.

Вопрос: Что может быть общего между этими предметами?

Ответ: Общее то, что на каждом из предложенных предметов есть описание, как заварить кофе, как пользоваться стиральной машиной и как принимать таблетки, т.е. указан алгоритм - набор правил, предписаний.

11.Вопрос от БаяндиноваАзатаСабитовича(воспитателя): Внимание вопрос: Это правильная организация работы и отдыха в течение дня. Если его соблюдать в течение дня, тогда вы будете всё успевать, чтобы оставаться здоровыми. (Режим дня)

Утром столько разных дел!

Ты умылся и поел,

Одеваешься, спешишь,

В школу весело бежишь.

Но запомнить надо всем:

Чтобы утро без проблем

Проходило, нужно вам

Собираться по часам.

Пять минут – на умыванье,

Пять минут – на одеванье,

Вам на завтрак семь минут!

Три – убрать постель, и тут

Выходить уже пора,

Собирайся детвора!

Чтобы в класс не опоздать.

У пустишь минуту – потеряешь час.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

Человек устает, когда ему делать нечего.

12.Вопрос от Саворовской Натальи Анатольевны(учителя математики):

Каждый знает, как трудно заучивать наизусть таблицу умножения. Между тем эту работу можно существенно облегчить, если воспользоваться одним старым способом вычислением на пальцах.

Вопрос: С помощью пальцев рук покажите таблицу умножения на девять.

Ответ : Положите обе руки рядом на стол, по порядку занумеруйте пальцы обеих рук следующим образом. Первый палец слева обозначим 1, второй за ним обозначим цифрой 2, а затем 3, 4… до десятого пальца, который означает 10. Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел, то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять вверх тот палец, номер которого означает число, на которое умножается девять, тогда число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца, определяет число десятков, а число пальцев, лежащих справа от поднятого пальца, обозначает число единиц полученного произведения.

13.Чёрный ящик: Каждый год мы отмечаем этот праздник. Здесь лежат символы этого праздника.Что лежит в чёрном ящике? Крыса(Мышь), бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца…Продолжите дальше перечень(ответ: в восточном гороскопе после овцы идет знак обезьяны)петух,собака,свинья.

Да, конечно это всеми любимый праздник Новый год,и символ Дед Мороз,и обезьяна.

Поздравляем Всех с наступающим Новым годом! Примите этот музыкальный номер.

Интересно послушать, что скажут наши эксперты!

(Подведение итогов, вручение "Совы")

- Итак, подошла к завершению наша игра. «Клуб знатоков» на сегодня закрывается, но хочется верить, что из этого зала вы выйдете чуточку умнее и богаче, ведь как гласит русская пословица: «Знание – самое большое богатство». До новых встреч!

Самоанализ игры.

Тема: Игра "Что? Где? Когда?"

Дата проведения: 21.12.2015 .

Цель: расширение кругозора учащихся

Задачи:

    расширить знания учащихся в области литературы, истории, русского языка, математики, природоведения, географии,биологии;

    развивать творческие, артистические способности учащихся;

    воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества;

    воспитывать уважение к соперникам.

На открытом мероприятии присутствовали дети и преподаватели школы. Перед проведением мероприятия был подобран сценарий, слайды, атрибутика. В игре участвовали восемь ребят из группы "Алые паруса". Все цели и задачи игры были реализованы. Все дети участвовали в силу своих знаний и возможностей. С интересом участвовали в игре, отвечали на вопросы и выполняли творческие задания. Вопросы и задания были разнообразными и интересными. Узнали много новых слов. Всем очень понравилось, занятие было для детей очень познавательным.Ученики выиграли игру у преподавателей со счётом 3:10.Эксперты выбрали самого умного - Литвинова Толика. Вручили победителю сову, которую изготовили сами на кружке.