Русские народные игры. Подвижные игры в детском саду

Гуси-лебеди ……………………………………………………….3

Обыкновенные жмурки……………………………………………4

У медведя во бору …………………………………………………5

Краски………………………………………………………………6

Горелки……………………………………………………………..6

Выше ноги от земли……………………………………………… 8

Волк во рву………………………………………………………....8

Бездомный заяц…………………………………………………….8

Части тела………………………………………………………......8

Снежная королева………………………………………………….9

Охотники и зайцы………………………………………………….10

Два Мороза…………………………………………………………10

Коршун и наседка…………………………………………………..11

Караси и щука………………………………………………………11

Плетень……………………………………………………………...11

Иголка и нитка………………………………………………………12

Пошла коза по лесу…………………………………………………12

Как у бабушки Ларисы……………………………………………..13

Как у бабушки Маланьи…………………………………………… 14

Гуси – лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живет хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Обыкновенные жмурки

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

Кот, кот на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Квас.

Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

У медведя во бору

Медведь выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во, бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Тук, тук!

Кто там?

Покупатель.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: « Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка.

Играющие на распев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле, едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Выше ноги от земли

Игроки бегают по площадке в разных направлениях. Выбранному водящему дается в руки флажок. Водящий поднимает флажок вверх и бегает вместе со всеми. По команде «Лови!» дети убегают и «прячутся» на любом возвышении (гимнастическая стенка, скамейка, турник и т.п.). Игроков, не успевших «спрятаться», водящий пятнает флажком.

Игроки, которых запятнали, остаются в игре. Отмечаются водящие, которые запятнали большее количество игроков.

Волк во рву

Игроки – «козы» находятся на одной стороне площадки. В центре площадки параллельными линиями обозначен «ров», шириною 70-100 см. Водящий – «волк» стоит во рву. По команде «Козы – в поле, волк во рву!» козы перебегают на противоположную сторону, перепрыгивая через ров. Волк старается запятнать прыгающих коз. Игра повторяется 2 раза, затем выбирается новый водящий.

В прыжке отталкиваться одной ногой; волку нельзя выходить за пределы рва.

Бездомный заяц

Игроки – «зайцы» стоят в «домиках» - обручах, расположенных на одной стороне площадки. По команде зайцы выпрыгивают из домиков и прыгают по площадке на двух ногах. Педагог в это время убирает один или несколько обручей. По звуковому сигналу зайцы прячутся в домики. Тот, кому не хватило домика, - бездомный заяц, он остается в игре. Игра продолжается 4-5 раз, отмечаются самые ловкие зайцы.

Прятаться можно в любой домик, два зайца в один домик спрятаться не могут.

Части тела

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнера и кладет руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «спина-спина», «рука-нос» и др.

Снежная королева

Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остается стоять на месте.

При повторении игры из числа самых ловких игроков выбирается другой водящий.

Охотники и зайцы

Игроки – «зайцы» находятся в домике на одной стороне площадки, водящий – «охотник» стоит на противоположной стороне площадки. Рядом с водящим лежат снежки. Зайцы прыгают по площадке на двух ногах. По команде «Охотник!» убегают в домик, а охотник бросает в ноги зайцев снежки. По окончании игры подсчитывается количество пойманных зайцев и выбирается новый охотник.

Нельзя бросать снежки в туловище и голову игрокам.

Два мороза

Игроки находятся на одной стороне площадки, водящие – «Два Мороза», в центре площадки лицом к игрокам. Морозы говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые!»

- «Я Мороз – Красный нос!»,

- «Я Мороз – Синий нос!»,

«Ну-ка, кто из вас решится, в путь дороженьку пустится?»

Дети хором говорят: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

После этих слов игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящие стараются их запятнать («заморозить»). По окончании игры подсчитывают количество «замороженных» игроков и выбирают новых водящих.

Перебегать с одной стороны площадки на другую, не толкаться и не мешать другим игрокам.

Коршун и наседка

Дети стоят в колонне по одному в сцеплении, положив руки на пояс впередистоящим игрокам. Первый игрок в колонне – «наседка», водящий – «коршун», располагается напротив игроков и старается запятнать позади наседки одного из «цыплят». Наседка не пропускает его, перемещаясь из стороны в сторону, не задерживая коршуна руками. Коршун выигрывает, если в течении установленного времени (30-40 с) ему удается запятнать игрока или если разорвется цепочка. Игра повторяется с новыми водящими.

Играют 8-10 человек, игроков можно разделить на 2-3 команды.

Караси и щука

Участвуют две группы. Одна группа строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться карасей, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с участием другой щуки. По окончании игры отмечается лучший водящий.

Карасям нельзя трогать камешки руками.

Плетень

Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноименные руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются по залу в разных направлениях, а о команде «Плетень» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда которая быстрее построится.

Очередность игроков в команде можно не соблюдать.

Иголка и нитка

Игроки строятся в круг, берутся за руки. Водящие – «иголка» и «нитка» находятся за кругом. По сигналу иголка начинает убегать от нитки, пробегая «змейкой» под руками игроков, стоящих в кругу. Нитка, догоняя иголку, бежит в том же направлении. Если нитка догонит иголку, или нитка перепутает путь движения за иголкой, то выбирают новых водящих. Если нитка за 20-30 сек. Не смогла догнать иголку, то игра останавливается и выбираются новые водящие.

Если детей много, то можно составить 2-3 круга. Игрокам, стоящим в кругу, не разрешается трогать водящих руками и мешать им. Нитка должна бежать по тому же пути, что и иголка.

Пошла коза по лесу

Дети стоят в кругу взявшись за руки. Выбирается водящий - «коза». Водящий, стоя внутри круга, выбирает из играющих пару и выводит ее в круг.

Пошла коза по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

Дети вместе с водящим выполняют соответствующие движения. Слова песни можно пропевать.

Как у бабушки Ларисы

Все играющие становятся в круг, один из них – водящий – становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они ни пили, ни ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так!

Игрок, стоящий в центре круга, принимает какую-нибудь необычную позу, остальные участники повторяют ее за водящим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга. Если водящий – мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы….» заменяются словами «Как у дедушки Ивана»

Бабушка Маланья

Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в очень веселую игру-хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки Дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке в одну сторону, держась за

Семь дочерей, руки. Останавливаются и с

Семь сыновей, помощью жестов и мимики

Все без бровей. изображают то, о чем говорится в

С такими глазами, тексте: закрывают руками брови

С такими ушами, делают «круглые глаза» и

С такими носами, «большой нос» и т.п.

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, Присаживаются на корточки и

Целый день сидели, одной рукой подпирают

На нее (него) глядели, подбородок. Повторяют за

Делали вот так… ведущим любое смешное

Движение.

Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными: можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, поплясать и т.д.

Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи. Разрешается показывать любые движения, но кривляться или дурачиться нельзя. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.

Рубрика:

Подвижная игра « БЫСТРО ШАГАЙ!»

На одном конце площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие. На другом конце спиной к играю­щим, лицом к стене, становится во­дящий. Он закрывает лицо руками и говорит:

Быстро шагай! Смотри не зе­вай! Стоп!

Пока водящий произносит эти сло­ва, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они долж­ны немедленно остановиться и заме­реть на месте, а водящий быстро оглядывается назад. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сде­лал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять становится к стене и произносит те же слова.

Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему так, чтобы суметь запятнать его раньше, чем он успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою черту, водящий гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. За­пятнанный становится водящим.

Подвижная игра « ПЛЕТЕНЬ»

Играющие разбиваются на две команды и строятся в две шеренги, одна против другой, на расстоянии 10-15 шагов.

Руководитель показывает ребятам, как строить плетень. Для этого на­до, скрестив руки перед собой, со­единить свою правую руку с левой рукой соседа слева, а левую-спра­вой рукой соседа справа.

Когда ребята это усвоят, обе шеренги, опустив руки, движутся на­встречу друг к другу со словами:

Раз, два, три, четыре.

Мы читаем и считаем,

На луну слетать мечтаем…

Повторяя эти же слова, шеренги возвращаются обратно. Руководитель подает свисток. Ребята разбегаются, образуют один общий круг на сере­дине площадки и весело пляшут под музыку. По второму свистку они должны вернуться на свои места, построиться в шеренги и переплести руки, образуя плетень.

Валентина Борисова

Праздник народных игр

Дети заходят в зал и становятся полукругом:

1-Й РЕБЕНОК:

Пожалуйте, гости дорогие!

Давно мы вас ждем-поджидаем.

Праздник без вас не начинаем.

2-Й РЕБЕНОК:

У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

3-Й РЕБЕНОК:

Сегодня будут игры, танцы, смех.

Радости хватит для всех.

Уважаемые родители! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. Играли, наверное, и вы, а теперь играют ваши дети. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.

Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать

Хоровод заведем, песню звонкую споем!

Дети исполняют хоровод «НА ГОРЕ-ТО, КАЛИНА». После хоровода дети остаются стоять в круге.

Игра ПЛЕТЕНЬ

Ребята, а вы знаете, что такое ПЛЕТЕНЬ? А ну-ка, покажите, как он плетется.

Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, и сплетают руки в ПЛЕТЕНЬ.

А родители смогут сплести ПЛЕТЕНЬ? Давайте, выходите, свое умение покажите.

Все вместе играют в игру «ПЛЕТЕНЬ».

На наших игрищах, игр разных тыща!

В играх рот не разевай – ловкость, смелость проявляй!

Сейчас я приглашу силачей силой помериться. А игра называется «МЕД и САХАР».

ИГРА «МЕД и САХАР»

Дети садятся на пол по два человека с одной стороны длинной палки и по два с другой. По сигналу начинают ее перетягивать, соревнуются, на чьей стороне больше силы, на стороне МЕДА или САХАРА. Победители определяются по результатам третьей игры. Первый раз играют дети, а затем папы.

А сейчас, девчонки-хохотушки! Запевайте-ка частушки!

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

И мальчишки не зевайте! Вы девчонкам подпевайте!

ЧАСТУШКИ

МАЛЬЧИКИ:

Ой, девчата-дорогие! Разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье вместе с вами погулять!

Мы частушек много знаем, все частушки разные!

Вы хорошие ребята, только пятки грязные!

МАЛЬЧИКИ:

Извиняюсь, дорогая, что к тебе я не пришел.

Штаны папины большие, а свои я не нашел!

Полюбила я тебя, а ты задаешься.

Я Сережку полюблю, с тобой не разберешься!

МАЛЬЧИКИ:

На гулянье собирался, мамка супу налила.

А с гулянья возвратился – подзатыльников дала.

Я хотела выйти замуж, мать корову не дает.

А жених такой попался – без коровы не берет.

МАЛЬЧИКИ:

Я за карие глаза, да за русую косу.

Дорогая, для тебя и корову принесу.

Меня мама родила, думала хорошая.

Развернула, посмотрела – кнопочка курносая.

МАЛЬЧИКИ:

Мы девчонок в своей группе очень уважаем.

Да пускай они нас любят – мы не возражаем.

Ваши ноги косолапы, ничего не топают.

Посмотрите-ка на наши – как задорно шлепают.

Мы ребята-дошколята, в Абакане мы живем.

В садик «Золушка» мы ходим, и частушки там поем.

Мы частушки вам пропели, дорогая публика.

За карманы не держитесь, не возьмем ни рублика.

Скажите-ка, ребята, кого боится мышка?

Кто бежит за ней вприпрыжку? (Кошка)

А еще чего боится мышка? (Мышеловки)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем все играть!

Мышеловку нам сделают родители. А мышками будут дети.

Родители становятся в круг парами лицом друг к другу, взявшись за руки. Дети бегают по кругу под сцепленными и поднятыми руками родителей, по сигналу руки опускают и «мышеловка ловит мышей».

А теперь, друзья, все вместе, звонкую споем мы песню.

Ансамбль девочек поет песню «Подай балалайку», припев поет весь зал.

А сейчас вы не зевайте, мою загадку отгадайте:

Сама не ест, а всех кормит? (Ложка)

Снова нас зовет игра.

Поиграем, детвора!

ИГРА «ГДЕ РАБОТА - ТАМ ЕДА»

Играют дети и родители. На расставленных по кругу стульях, лежат ложки. Играющих больше чем стульев. Не успевший взять ложку и занять стул – выбывает из игры.

Оркестр ПОЛЯНКА

А вот свистульки, трещотки, ложки.

Кто хочет поиграть немножко?

Шумовые инструменты: ложки, коробочки с крупой, хрустальные колокольчики, стукалки, дудочки, трещотка разложены на столах. Заранее подготовленный ребенок-дирижер управляет оркестром детей и родителей, которые аккомпанируют русской народной мелодии «Полянка».

У русского народа есть праздник – «МАСЛЕННИЦА». Так вот на этом празднике всегда играют игру «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО».

Будем праздник продолжать.

Будем в «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО» играть.

ИГРА «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО»

Дети становятся в колонны по 6 человек, ведущий с платочком (всего их 6 штук) стоит на противоположной стороне от команд. Первые в обеих командах обегают сначала свою команду, а потом, стремятся первыми забрать у водящего платочек. Побеждает команда, набравшая больше платочков. Играют сначала дети, а потом родители.

Делу время – потехе час.

Потанцуем мы сейчас.

КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ «САПОЖНИК»

На первую часть музыки:

Дети садятся по кругу на одно колено, имитируя соответствующие движения в такт музыке – они «сапожники». Родители-клиенты становятся перед сапожниками, выставляя ногу для починки обуви, стучат носком выставленной ноги, могут выполнять полуобороты туловищем вправо и влево, слегка пружиня ногами.

На вторую часть музыки:

Сапожники и клиенты подскоками кружатся в парах сначала вправо, затем влево.

По окончанию музыки:

Клиент раскланивается со своим партнером и переходит по кругу к другому сапожнику. Танец повторяется несколько раз.

Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу!

Кто-то к нам сюда идет…

На ширме появляется большая кукла Петрушки.

ПЕТРУШКА:

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте мамы и папы!

Я веселая игрушка. А зовут меня … (Петрушка).

А вас как зовут?

Я принес вам интересную игру, она про сказки, называется «ДОБАВЛЯЛКИ».

Игра ДОБАВЛЯЛКИ

Будете со мной играть?

1. Ок-ок-ок – покатился … (колобок!

2. Су-су-су – петушок прогнал… (лису!

3. Цо-цо-цо – снесла курочка… (яйцо!

4. Ят-ят-ят – серый волк не съел… (козлят!

5. А’на-а’на-а’на – несут лебеди… (Ивана!

6. Йок-йок-йок – не садись на… (пенек!

ПЕТРУШКА:

Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки!

А для родителей я тоже кое-что припас.

В магазин заходил, шарики для вас купил.

В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?

Кто секретик отгадает, тот подарок получает!

Вызванным родителям предлагается любым способом лопнуть шарик с запиской. Родитель зачитывает записку и отгадывает – кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.

1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство, в обмен на стиральную машину Индезит». (Старуха)

2. «Несу золотые яйца». (Курочка-Ряба)

3. «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино)

4. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит)

5. «Отмою все!». (Мойдодыр)

6. «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди)

ПЕТРУШКА:

И последняя загадка для всех:

Ок-ок-ок – стоит в поле… (Теремок)

Петрушка, а мы знаем игру про Теремок и будем сейчас играть!

ПЕТРУШКА:

Играйте-играйте, да про меня не забывайте,

Почаще в гости приглашайте! До свиданья!

Хотите поиграть в «Теремок»? Становитесь в хоровод.

ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ИГРА «ТЕРЕМОК»

Персонажами выбирают детей, родители и дети ведут хоровод. Действие идет по сказке «Теремок».

ВЕДУЩАЯ: Вот и подошел к концу наш праздник!

1-Й РЕБЕНОК: Игры в садике и смех, это главное для всех.

Мы друзья – ты и я, славная у нас семья!

2-Й РЕБЕНОК: Потому что вместе – веселей поются песни!

Потому что вместе – игры вдвое интересней!

Вместе смех смешней и еда вкусней!

ВЕДУЩАЯ: Играми, да плясками сыт не будешь.

Славится русский народ гостеприимством, да угощением!

3-Й РЕБЕНОК (с самоваром):

Мы идем, идем, идем! Самовар с собой несем!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Чай горячий на столе, пышки и варенье!

Приглашаем вас отведать наше угощенье!

ВЕДУЩАЯ: Чай пить – не дрова рубить! Приглашаем всех к столу!

Все проходят на чаепитие.

ЛИТЕРАТУРА

Н. Г. Куприна. Коммуникативные игры танцы в воспитании детей. Екатеринбург, 2002.

Проведение фольклорных праздников в детском саду. Псков, 1994.

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке.

Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В пое, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд-
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Жмурки (фантомас) — детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Хорошо развивает координацию движений и слух играющих.

Русские подвижные игры очень разнообразны. Ниже описана русская подвижная игра Жмурки, точнее несколько ее видов.

Обыкновенные жмурки.

Одному из играющих - жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:

«Кот, кот, на чем стоишь?» - «На квашне» (квашня - деревянная посуда для замешивания теста) - «Что в квашне?» - «Квас». - «Лови мышей, а не нас».

После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры:
Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока. который не может убежать от него;
Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать слишком далеко;
Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках;
Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Указания к проведению игры:

Игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Граница игровой площадки должна быть четко определена, и выходить за нее участники игры не должны.

Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».

Дети должны бегать неслышно около жмурки. смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и также неслышно убежать; могут за спиной у жмурки тихо произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»

Жмурки на местах.

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз.

Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» - «На мосту». - «Что продаешь?» - «Квас». - «Ищи три года нас!»

После слов играющие расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки.

Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.

Круговые жмурки (Трубочка).

Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную трубочку и заставляют повернуться три раза.

Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг жмурки, чтобы он не знал, кто где стоит.

Когда все остановятся, жмурка делает несколько шагов к играющим и дотрагивается до кого-то трубочкой, спрашивая его: «Кто?» Ему отвечают: «Мя-у!», «Ку-ка-ре-ку!»

Игра в жмурки

Только снег разоденет Сусанну в меха
И повиснет алмаз на носу пастуха,
Дорога мне скамья пред большим очагом
Да огнем озаренные стены кругом.

Горою уголь громоздите,
А поперек бревно кладите.
И табуретки ставьте в круг
Для наших парней и подруг.

В бочонке эль темней ореха.
Любовный шепот. Взрывы смеха,
Когда ж наскучит болтовня,
Затеем игры у огня.

Девчонки шустрые ребят
Кольнуть булавкой норовят.
Но не в долгу у них ребята -
Грозит проказницам расплата.

Вот Роджер бровью подмигнул
И утащил у Долли стул.
И вот, не ждавшая подвоха,
Поцеловала пол дуреха!
Потом оправила наряд,
На Джона бросив томный взгляд.

Джон посочувствовал девчурке.
Меж тем играть решили в жмурки
И стали быстро убирать
Все, что мешало им играть.

Платок сложила Мэг два раза
И завязала оба глаза
Косому Виллу для того,
Чтоб он не видел ничего.

Чуть не схватил он Мэг за платье,
А Мэг, смеясь, к нему в объятья
Толкнула Роджера, но Вилл
Из рук добычу упустил.

Девчонки дразнят ротозея:
"Лови меня! Лови скорее!"
И вот, измаявшись вконец,
Бедняжку Кэт настиг слепец.
Он по пятам бежал вдогонку
И в уголок загнал девчонку.

Попалась, Кэтти? Твой черед
Ловить того, кто попадет!
Смотри, вот Роджер, Роджер близко!.. -
И Кэтти быстро, словно киска,
В погоню кинулась за ним.
(Ему подставил ножку Джим.)

Надев платок, он против правил
Глаза свободными оставил.
И, глядя сквозь прозрачный шелк,
Напал на Джима он, как волк,
Но Джим ему не дался в руки
И с ног свалил малютку Сьюки.
Так не доводит до добра
Людей бесчестная игра!..

Но тут раздался дружный крик:
"Он видит, видит!" - крикнул Дик.
"Ай да слепец!" - кричат ребята.
Не спорит Роджер виноватый.

И вот, как требует, устав,
На Роджера наложен штраф:
Суровый суд заставил плута
Перевернуться трижды круто.
И, отпустив ему грехи,
Вертушка Крт прочла стихи,
Чтобы игру начать сначала.
"Лови!" - вертушка закричала.

Слепец помчался напрямик,
Но он не знал, что хитрый Дик
Коварно ждет его в засаде -
На четвереньках - шутки ради.

Он так и грохнулся... Увы!
Все наши планы таковы.
Не знает тот, кто счастье ловит,
Какой сюрприз судьба готовит...

Городки́ — русская народная спортивная игра. Выбивание палками с определённых расстояний из квадрата, так называемые «города», пяти городков, то есть — цилиндрических чурок, в виде разнообразных фигур.

История

Игра существует более двух столетий.

Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.

В городки с удовольствием играли русские писатели Толстой и Горький, певец Шаляпин, музыкальный критик и композитор Стасов, академик Павлов, генетик Тимофеев-Ресовский, а также советские руководители Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.

Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В 1928 году городки были включены в программу Всесоюзной Олимпиады. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур. Начиная с 1987 года асимметричные мишени для левшей стали зеркально переворачивать.

Особую популярность городки завоевали в XX веке. С 1936 года проводили чемпионаты СССР по городкам.

Почти все соревнования выигрывали москвичи. Заслуженный мастер спорта, чемпион Союза по городкам в командном и личном зачете Семён Громов в шутку утверждал, что в 50-х годах чемпионские звания распределялись ещё в поезде, который вёз московских городошников на соревнования. В командных баталиях самыми знаменитыми были команды «Серп и молот» (5 лет чемпионства), «Спартак» (5 лет чемпионства), «Зил».

Согласно официальной статистике, в 60-е — 70-е годы городками в СССР занималось около 350 тысяч человек. Популярность городков стала падать к 80—90-м годам.

После развала Советского Союза количество занимающихся резко сократилось, инвентарь городошный больше не производился.

С начала XXI века интерес к городошному спорту снова стал повышаться. В частности ежегодно проходят розыгрыши Кубка Европы по городкам.

Правила

Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

Размеры площадки («город») — 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полу кон») — 6,5 м; длина городков — 20 см, диаметр их — 4,5—5 см; длина биты — не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

Бросок считается потерянным, если:
бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Партия в городки состоит из 15 фигур:













В этой последовательности их и выбивают.

Состязания городошников бывают личными — между двумя спортсменами, а также командными. Перед встречей проводится жеребьёвка, кому первым вступить в игру. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать следующую получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.

Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии — на асфальте, на земле, на газоне — и делается разметка.

В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее.

В каждой партий может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её.

Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.

Эта игра на свежем воздухе предполагает точный расчет, настойчивость, умение выбирать правильную стратегию, развивает меткость и выдержку, располагает к приятному общению… Нет, это не старинная забава шотландских пастухов, со скуки загонявших посохами камни в кроличьи норы, а ныне спорт аристократов - гольф. Это наши традиционные ГОРОДКИ!

К
огда говорят, что игре этой всего-то около девяноста лет, то имеют в виду городошный спорт. В 1923 г. в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. А без единых прописанных правил с произвольными «городами», «конами», «полуконами» и размером биты на Руси рюхами - так называли деревянные цилиндрические чурки - развлекались давненько. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в официальных исторических документах. А называть игру могли и «чухами», и «чушками», и «деревянными бабками». Поговаривают, что в городки с увлечением играли Петр I, генералиссимусы Суворов и Сталин, вождь пролетариата Ленин, писатели Лев Толстой и Максим Горький, академик Иван Павлов, оперный певец Федор Шаляпин и летчик-испытатель Валерий Чкалов.

Суть современной игры состоит в том, чтобы бросками бит поочередно выбить из площадки - города (отсюда и название) - определенное количество различных фигур, составленных из пяти цилиндрических столбиков из березы, липы или бука. И на выбивание пятнадцати фигур нужно затратить как можно меньше бросков. Победитель определяется по итогам трех туров. Главное городошное орудие делают из крепкого дерева - дуба, кизила, боярышника. Длина биты должна быть не более 1м, вес 1,5-2 кг. Длина городков - 20 см, а диаметр 4-5 см.

С 1936 г. в СССР регулярно проводились личные и командные чемпионаты. В городки стали играть повсеместно - городошные площадки оборудовали на стадионах, в парках, домах отдыха, пансионатах и пионерских лагерях.

Сегодня традиции игры бережет Международная федерация городошного спорта, которая объединяет спортсменов России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии и Швеции.

К слову, скандинавы имеют собственные вариации городков. Kyykka - древняя игра, сестра-близнец славянских рюх, некогда была очень любима в Карелии, Финляндии и Эстонии. В ней, как и в старороссийском варианте, используются сразу две площадки. А городков устанавливают не пять, а двадцать. Старинная игра Kubb довольно популярна в Швеции и сейчас. Эта разновидность городошной забавы имеет еще и запутанный сюжетный ход, а деревянные бруски у шведов разной формы и зовутся «викингами» и «королем».

«Население Поволжья» - Население 1152,2 тыс. чел. (2004). Город с 1688. В список 100 крупнейших машиностроительных предприятий России входят 16 заводов Поволжья. Специализируется на производстве электроэнергии. Республика Калмыкия. САМАРА (в 1935-1991 гг. Город-герой с 1965. Национальные костюмы. Основан в 1177. Республика Татарстан.

«Поволжье» - В Калмыкии население минимальное, 60 % составляют сельские жители. В пределах Поволжья выделяются сравнительно приподнятое правобережье с Приволжско возвышенностью и левобережье - т. н. Экономическая ось - река Волга. Но характерна неравномерная обеспеченность влагой - по нижней Волге бывают засухи и суховеи.

«Самара» - Жигулевский пивоваренный завод. Монумент ракета - носитель «Союз» олицетворяет Самару Космическую. Речной вокзал. Шоссе длиною более 16 км пересекает Самару с запада на восток. Расположена в историческом центре города Самары. Московское шоссе. Автовокзал. Самарский металлургический завод. Памятник В.И. Чапаеву.

«Поволжский экономический район» - Трaктoр вт 100Д. Центральный. Chevrolet Niva-FAM1. Экономико -географическое положение Поволжья. Тюркские: татары. 1.Финно-угорские: Трактор вт 175. 3.Природные зоны: природная зональность ярко выражена (см. Башкиры. 2.Район вытянут с севера на юг (около 1500 км.). Соль каменная- оз.Баскунчак, Волгоградская область.

«География Поволжья» - Религия поволжья. Красоты поволжья. Площадь водосбора Волги огромна. В настоящее время основные отрасли специализации Поволжья -машиностроение и нефтехимия. Программа рассчитана на15 лет (1996-2010). Главная река поволжья. На рубеже 19-20 веков - началась индустриализация Поволжья. Голод в поволжье.

«Пенза» - Ул. Московская. Выдающиеся люди. Символ непрерывного роста и развития. Арбеково. Лачинов Елисей Протасьевич. Старая Пенза. Памятник Первопоселенцу. О, Пенза, на свете ты очень давно. Вклад в литературу. Гимнастический комплекс. Оборонительный вал. Ледовый дворец. Новостройки. Театральная площадь. Драматический театр.

Всего в теме 19 презентаций