Наиболее опасные психологические типы мужчин. Типы личности человека: шизоидная личность

В гештальт-терапии попробую немного рассказать о шизоидной составляющей , которая, напомню, есть в каждом из нас, но у кого-то эта часть выражена сильнее, чем две другие (невротическая и нарциссическая). В дальнейшем, для простоты, я буду использовать слово “шизоид” для обозначения индивида, у которого эта часть ведущая и хорошо выражена. Также я не стану описывать шизоидную симптоматику в целом, а только в ключе интимных отношений, и безусловно, сквозь свою призму. Если кто хочет изучить тему (структуры личности) глубоко – читайте учебники по клинике и характерологии. Все, что я опишу здесь – это собранные по крупицам и процеженные через мой личный фильтр, познания, подкрепленные практикой и личным опытом. И не забывайте, что любая теория в психологии – это всего лишь частное мнение.

И так, главной потребностью шизоида является безопасность (а также витальность – ощущение себя живым). Поэтому первое, что характерно для шизоидной динамики отношений – это долгий преконтакт . Именно эта фаза цикла контакта является самой тяжелой: знакомства, первые шаги к сближению, установление связей – все это неимоверно сложно для таких людей. Шизоид склонен долго ориентироваться, присматриваться, колебаться и смущаться. Для того, чтобы отношения “закрутились” (дошли до фазы контактирования ), часто необходим сильный внешний толчок: участие третьих лиц, влияние обстоятельств, всевозможные знаки и знамения. В особо запущенных случаях, так все на преконтакте и затухает.

Получается так, что граница контакта Я-Ты в их случае очень жесткая, из-за болезненной потребности в безопасности. Если другой человек слишком напористо будет лезть “в контакт”, форсировать развитие отношений или нарушать границы, то это чревато либо ответной агрессией, либо уходом. И нередко разрушением контакта (надолго или навсегда). Если говорить метафорой, то шизоид – это постовой, который на границе контакта не говорит: “Стой, кто идет!”, а стреляет на поражение. Поэтому в отношениях таким людям важно сразу обозначить свой статус, границы (что обеспечивается договоренностями) и, желательно, временные рамки пребывания в этих отношениях, в определенном статусе.

Несмотря на то, что шизоид постоянно требует ясности, хотя сам он этим, как раз, не отличается – попытки выяснения отношений воспринимаются как вторжение и посягательство на личную свободу. Знаменитые двойные послания (double bind ) – это их фирменный признак. “Стой там – иди сюда”, “дайте мне побыть одному, но не оставляйте насовсем” – шизоид пребывает в вечном колебании между потребностью в близости и ужасом поглощения Другим. Еще “шизоидной фишкой” является иносказательность: вместо прямого и ясного послания, от них быстрее получить метафору, аллегорию, цитату, а то и вовсе, песню или ссылку на фильм или книгу – мол, догадайтесь сами. Диалог для шизоида – нелегкое испытание, очень редко удается выдержать баланс между отчуждением и перестимуляцией. Дело в том, что такие люди гиперчувствительны и оттого склонны к коммуникативным перегрузкам. И в близких отношениях, им порой, трудно вовремя остановиться и сказать “стоп” партнеру (из-за страха отвержения), в результате, они могут переживать эмоциональное истощение (много энергии ушло на обеспечение безопасности). Поэтому не удивляйтесь, если ваш шизоидный партнер после бурного всплеска в отношениях внезапно исчезнет, и надолго, не объясняя ни слова. В общем, рядом с шизоидным партнером трудно не почувствовать себя одиноким…

Для шизоида во всем важна Суть. Вопрос “зачем?” – главный. Это и философское “зачем вся эта любовь, что это такое и в чем ее смысл?”, и размышления на тему “зачем мне эти отношения и кто я в них?” Таким людям трудно довериться и пуститься в авантюру, пойти за своими чувствами. Поэтому шизоид склонен больше подвергать анализу отношения, чем жить в них, бесконечно что-то обсуждать и доказывать (чем нередко достает своего партнера). Это также один из способов уходить из контакта – в рассуждения. Если любовь безответная и приносит страдания, то смысл этих страданий также обязательно должен быть найден. Во всем важен смысл…

Шизоидные люди привержены аутистичным переживаниям, они чаще пребывают в своем внутреннем мире, нежели разделяют с другими свои чувства. В связи с этим, у них очень развита фантазия, и они склонны уходить в свои внутренние миры, будучи влюбленными, и мечтать, мечтать… Их восприятие своего Возлюбленного (Возлюбленной) может иметь мало общего с реальным человеком, особенно при неразделенной любви. Они очень чувствительны, проницательны, но не эмпатичны – им сложно считывать отношения между людьми – они как бы “не от мира сего”. Однако же, если понравившийся человек прошел тщательную проверку и был одобрен, шизоид пойдет до конца. Основные “шизоидные” требования к партнеру выглядят примерно так: понимание (лучше без слов), тактичность (чувствительность), достаточная автономность партнера, лояльность к уходам и странностям и сохранение комфортной дистанции. В виду того, что у них нет гибкости в эмоциональных связях, шизоиды склонны “залипать” на каком-то объекте любви долгое время и надеяться на взаимность, несмотря на очевидную невозможность этого. Однолюбы – это точно шизоиды.

Некоторым из них (особенно, с завышенным либидо), чтобы не подвергать себя риску привязанности, удается отделять секс, как витальную потребность, от чувственных отношений. Некоторым даже удается “расщепить” одного и того же человека. Поэтому в современной (шизо)культуре такие феномены как “секс по дружбе” уже давно никого не удивляют. То есть, мы можем говорить, что и предельный романтизм, так и “медицинское” отношение к сексу – все это проявления из шизоидной части личности. Если же сексуальность и чувственность удается интегрировать, и в отношениях достаточно доверия, то шизоидный партнер способен дать лучший секс, самый изысканный и нежный. В “здоровой шизоидности” можно тонко настраиваться на другого человека и чувствовать его. Тантра, йога, духовные и энергетические практики, высокое искусство – это все это делается именно из этой части.

Шизоиды – оригиналы и гурманы, как в сексе, так и в еде, в одежде, и во всем том, что входит в интимную зону. Если шизоид допустил вас в свое личное пространство – это уже много значит. К тому же, шизоиды – это априори умные люди, и при желании сохранить отношения, они приложат все усилия, чтобы понять другого, дорогого им человека. Они поднимут горы литературы, пойдут на терапию и будут всячески эволюционировать, чтобы восполнить эту брешь в развитии интимности.

Подводя итог, хочу еще раз уточнить, что здесь описана динамика шизоидной части (любой) личности. Типичным ярко выраженным шизоидом будет человек, у которого эта часть выражена значительно сильнее остальных, причем так было с детства. В то же время, в каждом из нас эта часть присутствует и как-то функционирует. При нарушении безопасности, она может “воспалиться” у кого угодно, и человек будет проявляться по шизоидному типу. Даже самый чувственный и открытый невротик, здорово обжегшись в любви, будет проявлять черты шизоидной личности, по крайней мере, какое-то время. К тому же, не забывайте, что чаще всего встречаются смешанные варианты – когда “выпирают” какие-то две части, и почти в равной степени, так что бывает не так-то легко распознать “ядро” (личности). Я вам больше скажу: с течением жизни, а особенно, под воздействием психотерапии, у человека могут здорово меняться доминанты, развиваться мозаичность. Последнее, собственно, и является целью терапии.

«Шизоид». .. Этот термин, наверное, воспринимается как наиболее психиатрический. Но мы рассматриваем шизоидов, как и другие представленные нами психотипы, в рамках рисунка личности. Норма. Их процентов десять. По полу: 23% среди мужчин и 89% среди женщин. И я провозглашу их значимость: ШИЗОИДЫ — ЭТО УМ ЗЕМЛИ.

Как понять, что перед нами шизоид?

Признаков слишком много, чтобы их перечислять здесь все. Здесь же мы больше печемся, как и при изложении характерных особенностей других психотипов, о взаимодействии мужа и жены. Но вкратце, чтобы было понятно, как можно вычислить шизоида, приведем их характерные признаки.

Телосложение диспластичное. Например, грузность и в дополнение — крупные выпяченные губы. Нет шеи и узкие плечи. Впрочем, шизоид чаще — жердь. У шизоидки меньше выражен «рельеф тела» (уплощенные ягодицы, маленькая грудь...). Сутулость. Независимо от роста и возраста. Пальцы с утолщенными суставами. Плоскостопие. Лицо с большей, чем обычно, асимметрией. Глаза могут быть слегка или слишком запавшие, очень широко или очень близко поставленные, слишком маленькие или слишком большие. Близорукость, астигматизм. Может быть неправильный прикус. Нестандартные уши: нет мочек, ушная раковина «вывернута наизнанку», оттопырена.

Диспластичные движения. Поэтому трудно «общаться» с предметами. Вот тычком в переносицу поправил очки. А вот пытается дотянуться до далекого предмета и падает. Несет стул — стукнет им стенку (а если это не стенка, а зеркало?). Пила застревает в бревне. Сигарету докуривает дотла, пальцы — в никотине. Газовую горелку зажигает газовой зажигалкой — обжигается. Если подает женщине пальто, то длинное пальто у него может предварительно долго «подметать пол», а короткое поднимет так, что даме приходится выворачивать руки.

Неаккуратность шизоида проявляется во всем: в быту, в одежде, в прическе. На ногтях — заусенцы. На лице — недобритые волоски (иногда они торчат из носа и из ушей). Кожа лица угреватая, с прыщиками. Впечатление запущенности.

Мимика не соответствует содержанию. Иногда как бы приклеенная,неподвижная улыбка. Или взгляд исподлобья. Или приподнятые, как у Пьеро, брови. Бывает, что просто малоподвижное лицо — гипомимия. Жестикуляция также не соответствует речевому содержанию, как и мимика. Для рукопожатия подается вялая плоская безжизненная ладонь. Вычурное шевеление пальцев. Однообразные, в ритм речи вихляния кисти.

Одежда в стиле давнего «ретро». Еще не истлевшая, но вышедшая из моды. Костюм сел от химчисток, а хозяин его располнел, и вот теперь пиджак слегка расходится на животе, а нитки, которыми пришита пуговица, растягиваются, перетираются, и пуговица уже висит на двух нитках. Чтобы она не отлетела, он пиджак не застегивает. Но пуговицы могут разболтаться и на брюках, тогда, если даже он не забыл застегнуть ширинку, впечатление, что она расстегнута. Брюки сели, и из под них видны щиколотки. На коленях — пузыри. Рубашка от стирок утратила товарный вид, пожелтела. Воротничок около шеи поистерся. Пуговицы на рубашке стали хрупкими и тоже пожелтели, какие то из них переломились. Туфли стоптанные и без набоек, нечищеные.

Прическа под стать одежде. Волосы не подстрижены, не уложены, не причесаны. Человек сам по себе, а голова сама по себе. Часто волосы долго не мытые. Словом, на голове, как и во рту, «каша».

Впрочем, краски здесь несколько сгущены. Вопервых, не всегда указанные минусы — в одном узле. Во вторых, каждое качество может быть не так явно выражено. Шизоиды с такими, но не резко выраженными чертами могут быть и вполне симпатичными.

Я здесь пока привел собственно внешние моменты. Но и они важны не только для диагностики личности, а могут быть камнем преткновения в супружеской паре. Если на голове «каша», то жене это не нравится, особенно эпилептоидке. Женаистероидка может стесняться немодного мужа.

А что из внутриличностных качеств шизоида важно для семейной жизни

Шизоид — это человек-формула, человек-схема. У него мысль превалирует над действием. И над образом. Его мышление преимущественно понятийно-теоретическое. Ему легче даются математика, физика, чем литература, история. Он хорошо разберется в теории стихосложения, но тускло прочитает яркое стихотворение. Он далек от жизни. Это кузен Бенедикт из «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна и Жак Паганель из его романа «Дети капитана Гранта». Ценностные ориентации у шизоидов разнообразные, но прежде всего в области теории. Философия, математика, теоретическая этика. Скорее эстетика, чем искусствоведение. Скорее искусствоведение, чем искусство. Они скорее музыковеды, чем музыканты. А если музыканты, то не эстрадные. Шизоиды интересуются скорее классической музыкой или современной, но серьезной. Названные особенности личности делают шизоида человеком непрактичным и в этом отношении трудным для семьи.

Шизоиды не энергетичны. Не хватает сил на то, чтобы навести элементарный порядок на столе, в квартире. В связи со слабой энергетикой у него накапливаются архивы. Новые архивы кладутся на более ранние. И вот на столе для работы осталась лишь маленькая «камера» между стопками бумаг, в ней он кое-как умещает бумажку, над которой сей момент работает. Но в этом хаосе он неплохо ориентируется. Он помнит, где что лежит, под какой кипой — какая папочка. Слой пыли не мешает ему найти нужный документ. Письменный стол— не только для примера. Это важная деталь личности шизоида, «на нем» протекает вся его интеллектуальная жизнь. Однако и в шкафу та же картина. Но чаще всего вещи лежат вне шкафа. Разбросаны по квартире. Один истероид сказал о своем друге шизоиде, что у него ко всем нужным предметам типа телевизора или компьютера между грудами вещей можно усмотреть тропинки. Это обусловливает глухое недовольство со стороны эпилептоидного или истероидного супруга.

Можно сказать, что у шизоида свой «беспорядочный порядок». Беспорядок интеллектуализированный. Много книг. Они валяются в разных, иногда малоподходящих, местах квартиры. Многие открыты на прорабатываемых страницах. Шизоид не наводит порядок на чужом столе, но и вторжение на свой стол не терпит. В основном потому, что после этого вторжения он вообще ничего у себя не найдет. А жена может попытаться навести на его столе порядок в обычном понимании. Тогда обеспечены конфликты.

Тот же сюжет ждет нас на кухне. Посуда свалена в раковину. Она не моется, пока еще есть хоть одна чистая тарелка. Но если и одной единственной чистой тарелки нет, то посуда все равно может не мыться, а моется одна тарелка, одна чашка, чтобы можно было поесть. А то выбирается из груды грязной посуды менее грязная и используется как чистая. Истероидку или эпилептоида в семье от такого сотрясает негодование.

Шизоид не ставит целей. Если интересно — он что-то делает. Это что-то может оказаться продуктивным. Шизоида интересует процесс, а не результат. Он вечный МНС (эта аббревиатура в советские времена означала: младший научный сотрудник). Его не интересует карьера. Он может копаться в теме, в книгах, в бумагах, в проводках... Комбинируя, перестраивая, любуясь, делая выписки, теряя их, снова воспроизводя. А жена никак не может понять, что это он все копается, делает выписки, а денег все нет и нет.

Мышление шизоида похоже на рябь и зыбь. Оно бессистемно. Он глубоко размышляет по поводу всего, что попадет в его поле зренияМысли не «причесаны», зато более богаты и разнообразны. У него и в голове — каша. Окружающих это раздражает. Из-за этого в супружеской паре тоже нет мира.

Мыслительная продукция шизоида может быть востребована сразу, и тогда его идеи развивают, за них платят, их проталкивают. В таких случаях он становится выгодным женихом, а потом мужем. Практичные эпилептоидки и истеродки это ценят. А истероидки даже и интриги плетут. Ведь талантливому шизоиду нужен импресарио. Таким импресарио может быть истероидная жена. Но это редкость. Чаще всего творчество шизоида не предусматривает сиюсекундной прагматической отдачи. Древнегреческий физик Герон еще в древности увидел, что висящий над огнем чайник отклоняется в сторону, противоположную струе пара. Повернул носик на чайнике из положения «вертикально» (по отношению к стенке чайника) в положение «горизонтально». Чайник над огнем завертелся. Нам, «умникам задним умом», теперь понятно, что это реактивное движение. И прагматик Королев его использовал для ракет. Но шизоида Герона и паранойяльного Королева разделяют многие сотни лет. Так что шизоиды творят впрок. Из банка их вечных идей черпают сегодня заводские технологии. Но если сегодня его идеи не востребованы, то жена может проклинать время, когда она поверила в него. А это значит — упреки, ненависть, конфликты, разводы...

Еще больше взаимонепонимание обусловлено тем, что шизоида интересует метафизика Аристотеля, метапсихология Фрейда, литературный сюрреализм Кафки, гештальтпсихология Коффки, агностицизм Канта, позитивизм Конта... Он любуется мыслительной казуистикой: «Небытие — это инобытие бытия», «Бытия нет, есть небытие». И эрудиция шизоида локализуется в сферах, далеких от житейских проблем. А жену волнует, где взять деньги на завтраки ребенку в школе. .

Шизоид творит даже не для человечества, а для себя и для таких же умников. Поэтому он часто работает «в стол». Никому не показывает. Потому что это мало кому интересно. Он «вечности принадлежит», как сказал про себя один шизоидный поэтхудожник. А для вечно нуждающейся семьи — это вечный предмет неудовольствия.

С эмпатией у шизоида тоже плоховато. Не чувствует он другого человека. Не улавливает настроения. Не видит явно неприязненного отношения к себе. Не вполне понимает, что в нем может вызвать юмористическое к нему отношение. Не чувствует, насколько он сам задевает человека своими замечаниями. Не чувствует, что он уже надоел со своим разговором. Будучи часто остроумным, шизоид направляет юмор на партнера и не задумывается, насколько его шутки приемлемы для человека. Все это расстраивает отношения с членами семьи. При недостаточности эмпатии шизоиду проще общаться с животными. И вот мы видим шизоидку с непородистыми собаками. А эпилептоидному мужу хочется ротвейлера.

Шизоид постоянно рассуждает по поводу того, почему и как он мыслит, как рождаются и затухают его чувства, как у него складываются отношения с людьми. Он не может построить их просто, не задумываясь. Он обязательно задумывается. Эта рефлексия в глазах родственников выглядит как «занудствование», которому надо сопротивляться.

Суицид (самоубийство) у шизоида — это не крик о помощи, как.у истеройда. Это — «не сложилась картина мира». Это — «мне не подходит такое человечество». Или: «надоело обуваться и разуваться».

Шизоид не очень-то заботится о семьеЗарабатывает обычно мало, и деньги у него не держатся. Он тратит их на книги, на канцелярию. Изза этого возникают трудности в семье, если жена его «не понимает».

Шизоиды агрессивны, хотя дерутся редко. Они схлестываются, как правило, в словесном поединке. Потешаются над «неграмотностью» обладателей других психотипов. Могут задать каверзный вопрос. Агрессивность проявляется в злопамятности и желчности, хотя собственно месть — не в его правилах, ведь для мщения нужна энергетика. В силу критичности мышления он непросто поддается даже разумным воздействиям. И в этих смыслах шизоид тоже не подарок для семьи.

Часто агрессивность шизоида проявляется в юморотворчестве, направленном на людей по любому поводу. Юмор шизоидный — смысловой, а не буффонадный Часто, увы, черный. Юной милой жене муж говорит: «Поцелуемся перед смертью...» А ведь и в самом деле: не после же смерти.

У шизоидов нередко инверсирован сон. Днем — сонливость, потому что дневная жизнь требует энерготрат. А ночью требования жизни минимизируются, и они могут работать долго — читать, писать. Это может затруднять отношения с эпилептоидными членами семьи, которым режим небезразличен.

Телесные несовершенства, перечисленные выше, обусловливают комплекс неполноценности шизоидов. Они частенько впадают в хронический алкоголизм. Спиваются как в одиночестве, так и в компании интеллектуальных собутыльников. Все это вместе тоже испытание для семьи.

Шизоид не любит и не умеет готовить. Если он живет в семье и его кормят, то он не слишком разборчив, не гурман, не придает значения тому, насколько вкусно еда приготовлена; это же не духовная пища. Но это может обижать заботливую жену.

Дом — в бедности. В нем только то, что надо для интеллектуального творчества. Много книг. Они под слоем пыли. Многие из них валяются в разных местах квартиры, на столах, диванах, на кухне. Как уже я писал, раскрыты на актуальных для него местах. По этому поводу ссоры с родственниками. Они высказывают претензии насчет того,

что книга положена на пищу и что в ней загнуты листы, а он к ним — насчет того, что они складывают его книги в стопку.

Мебель расшатана. Он ее еще и расшатает дополнительно. Чинит так: не шурупы завинчивает, а привязывает веревкой ножку стола.

Шизоид стремится к уединению, если ему с этими людьми трудно. Не то чтобы он стремился быть один. Он и рад бы общению. Но не доверяет. Боится ударов по психике. Поэтому шизоиды сближаются далеко не сразу. Больше с такими, как и он сам, отщепенцами. Больше по интеллектуальным интересам. Грузят друг друга своими идеями. Ходят друг к другу в гости, засиживаясь допоздна, обсуждая безжизненные проблемы, прокуривая воздух, квартиру, дом... Сигаретный дым в доме — психологическое сопровождение их дружбы. Для других членов семьи это часто совсем не «в кайф».

Любовь у шизоида — с интеллектуальным же компонентом. Полюбить можно умного, знающего, оригинально мыслящего человека. Умную, понимающую «мои» интеллектуальные запросы женщину. У шизоидов нет претензий к внешности. Ему в ней не надо лебединой шеи и цыганского пения под гитару. Тем более ей в нем не нужен имидж комильфо. Поэтому нередко мы видим вместе шизоида и шизоидку.

До брака шизоиды и общаются обычно с себе подобными одинокими братьями по интеллекту. Экспериментируют с гравитациейлевитацией, демонстрируют, несмотря на плохую дикцию, свою эрудицию... Они стайками, «само собой» возникающими, собираются в курилках библиотек. Но и читают там очень много. Собираются на квартирах друг у друга, пьют кофе, засиживаются допоздна. Наутро с несвежей головой отправляются читать или слушать лекции. И туманность их позиций усугубляется еще больше туманом в голове от несвежести бессонного духа. На этом и сходятся.

Поженившись, живут вместе долго. Любят природу, науку, животных, чтение, Интернет. Им свойствен интеллектуальный романтизм, они едут за туманом и за запахом тайги, там фотографируются, а теперь делают и видеофильмы, потом собираются в квартирах, на кухнях и пережевывают эти природоведческие походы. Если потом его окрутит молоденькая, он может с интеллектуальной ложью на устах бросить жену, с которой прожил много лет. Но чаще он никому из молоденьких не нужен, а старый конь борозды не портит, да и шило на мыло к чему же менять. Измены — редкость по тем же причинам.

О паре шизоид плюс истероидка мы говорили «в истероиде».

С эпилептоидами у шизоидов вечный бой на почве вещного беспорядка. Напряженка и с психастеноидами изза любви последних к чистоте и пренебрежения ею со стороны шизоидов.

Шизоидами одобряются любые сексуальные вольности — это эксперимент на себе. Гак что и в гетеросексуальной паре секс у шизоида «с выдумкой». Практикуется игровой садомазохизм. Именно игровой. При этом игра может быть и не такая уж поверхностная. Оператор телевидения — мазохист — на одной из моих консультаций рассказал, что одна проститутка наобещала бог знает какие златые горы, а на самом деле чистая халтура — в угол поставит и больше ничего не делает. Понятно, и гомосексуальность, умозрительно игровая же, не чужда шизоиду. Или вынужденная: если нет возможности с человеком противоположного пола, то своего пола все же человек, а не одиночество. Но чаще это не облигатная (обязательная) гомосексуальность, а бисексуальность. Групповой секс — как вариант. Но это редко — организовать еще сложнее. Часто секс у шизоида — отдельно от любви. Он сам по себе ценность.

Секс у шизоида до брака — от случая к случаю, нечастый. Ему трудно найти себе человека, с которым можно в достаточной мере интеллектуально и душевно сблизиться. Поэтому шизоид стремится к уединению, в процессе которого время от времени — онанизм с усложненными фантазиями. В них многое. Фетишизм — трусики важнее, чем половые органы. Присутствие третьего человека. Сцены реализации эдипова комплекса (у женщин — комплекса Электры). Так что «шизоид — он и в науках шизоид, и в сексе». С истероидкой здесь, кстати, может быть совместимость. А вот с эпилептоидкой — хлопоты.

Шизоид самоценен для себя, может жить и одинокой жизнью, тогда мастурбация спасает. Но и сама по себе она ценность для него. Вот если бы только не запугивание со стороны врачей и не ветхозаветные запреты. Но в XX веке уже, когда одной шизоидной девочке мама пригрозила: «Будешь там трогать — отрастет как у мальчика», волнений было немного: «Ну и пусть отрастет»

У шизоида просто не хватает энергии, чтобы организовать свою сексуальную жизнь. Шизоид может быть сексуально одинок не потому, что он никому не нужен, а потому, что для этого надо развить какую-то деятельность. Один шизоид (правда, это уже психопатическая личность) как-то заявил: «Женщина — это только наиболее громоздкий способ онанизма».

Дадим шизоидам некоторые советы по вопросам, касающимся семейной жизни. Надо взять упорядоченность эпилептоида, целеустремленность паранойяльного, жизнерадостность гипертима. Об истероидной пластичности шизоиду можно лишь мечтать. Пусть он обретет хотя бы эпилептоидную пластичность. Много конкретных советов по овладению вещным миром дано в «Как разбираться в людях».

Многое раздражает в шизоиде, когда он рядом с вами в семье. Но, во-первых, он более, чем другие психотипы, склонен меняться в разумных пределах в лучшую сторону. Так что не отчаивайтесь. А во-вторых, при его оценивании в дело должны вступить многочисленные «зато». Ну как бы мы жили без шизоидной математики, физики, интеллектуальной шизоидной художественной литературы, без оригинальных шизоидных эпитетов, метафор. Без остроумных не от мира сего замечаний о сильных мира сего. Без колеса, рычага, ветряных мельниц, солнечных батарей. Без открытия, что, несмотря на видимость, не Солнце вертится вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Без всей ноосферы, которая развивается во многом благодаря шизоидам. Еще раз: ШИЗОИДЫ УМ ЗЕМЛИ.

Явным плюсом шизоидной психики для того супруга, который сам живет интеллектуальной жизнью, является то, что шизоид не рвется к богатству и не делает карьеру. Для шизоида важны интеллектуальные ценности. Ему чужда идея накопительства. Он бессребреник. Если платят за его творчество, то он рад. Не платят — будет заниматься бесплатно своими разработками или бесплатно же с людьми, которые ему внимают. Шизоидка для любого мужа легче истероидки в быту в том смысле, что она мало тратит на моду.

Шизоиды — талантливые технари. Сейчас вот компьютеры портятся. У меня на кафедре полетел пентиум. Пытались вызвать мастеров — оказалось: это такая бюрократическая процедура, что решили поместить испорченный компьютер в дальний угол на шкафах. Пролежал год. Смотрели разные понимающие преподаватели информатики. Посоветовали писать апелляцию. Мы отказались и от этой бюрократической процедуры. Пусть лежит до списания. Совершенно случайно в помещение кафедры пришел студент третьего курса, психологическая группа, шизоид.

— А что там за компьютер, почему на дальней полке? Давайте посмотрю, — предложил он.

Посмотрел.

— Давайте починю. Терять было нечего:

— Попробуй, почини.

— Но надо привезти мой компьютер.

Привезли. Шизоид, что делать, привезти не может. Через час работы он определил, какие детали надо купить. Поехали с ним в магазин. Он выгадал что-то в цене на комбинациях деталей, вернулись, и еще через час компьютер, на который махнули рукой другие специалисты, за работал по-прежнему — или нет, как нам показалось, даже лучше, чем прежде. Вот что такое шизоид. Не скажу, что после этого мы стали завышать ему оценки, но «хорошо» и «отлично» ставили с удовольствием.

Так что дома могут быть расшатаны стулья, но бытовая электронная аппаратура будет работать исправно.

Шизоиды достаточно надежны. Вовремя отдают долги, выполняют обещанное. Слов на ветер не бросают. Они договариваются, а не манипулируют. Договора выполняют. Запишут — выполнят. Шизоид более или менее дисциплинирован, редко опаздывает. Он формалист. Это иногда неприятно, но зато доверять ему в целом можно. Он не вероломен. Он, правда, может заработаться и забыть об обещании. Спохватывается и выполняет.

Для шизоида старый друг лучше новых двух. Дружат они годами. Шизоид в своей жизни редко прибегает к вранью. Шизоиду зачем врать? Он ничего не выгадывает. Удовольствие его в размышлениях. Так что, чтобы получить удовольствие, юлить не надо. Шизоиду небезразлично его доброе имя. Но к славе не рвется.

Шизоид — трудяга. Учась в вузе, часто попутно занимается в нескольких научно студенческих кружках, на разных курсах, в других вузах. Оценки: больше «хорошо» и «отлично». Но это не принципиально для него. Он учится, потому что интересно. Творчество — со школьной скамьи. В науке шизоид практически всегда генератор идей. Он бескорыстно служит науке.

Эрудиция очень широкая и в очень разных сферах. Потому что он любит рыться в книгах, подолгу сидеть в библиотеках. Читает, делает выписки, конспектирует... Он не сосет энергию, как это делал бы истероид. А просто сам рад понимающему человеку. Он больше, чем другие, действенно поможет в решении сложных умственных задач. Позанимается с детьми. И со своими.

Если рядом с вами шизоид, вы можете испытать интеллектуальное удовольствие от глубины и оригинальности его высказываний. Главное в творчестве шизоида — парадоксальность. «И гений — парадоксов друг». Что такое парадокс? «Казалось так, а оказалось так» Причем казалось большинству, почти что всем, а то и просто всем. Ведь всем было ясно, что Солнце вертится вокруг Земли. А шизоидному Копернику стало ясно, что именно Земля вертится вокруг Солнца. Все считали, что знание — сила, а Екклесиаст полагал, что в многия мудрости — многия печали и тот, кто умножает знание, тот умножает скорбь. Все считали, что страдание — плохо, а Франки убеждает, что в страдании рождается глубинное понимание жизни. В этом ключе я переиначил процитированную фразу Екклесиаста — и получил другой парадокс на основе парадокса.

Фриц Риман. Шизоидные личности. Шизоидная личность и любовь
(Из книги "Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии/ Пер. с немецкого Э.Л. Гушанского. Изд. 3-е. - М.: Алетейя, 2000. - с. 31-49.

Как остаться собой среди множества,
среди толпы, которая кишит вокруг.
Шпиттелер

В этом разделе мы описываем личности, которые в плане рассматриваемых нами проблем испытывают страх перед самоотдачей и находятся под влиянием импульсов, направленных на усиление самостоятельности. С психологической точки зрения жизнь этих людей связана с повышенным стремлением к самосохранению.

Мы все испытываем желание не смешивать свою индивидуальность с другой, чувствительно реагируем на искажение нашего имени; мы не желаем быть заменены на другого, мы хотим осознавать нашу единичность как индивидуальность. Стремление от делиться от других сочетается со своей противоположностью - социальной сущностью принадлежности к группе или коллективу. Мы отстаиваем наши личные интересы в партнерских связях, межчеловеческих отношениях и в вопросах ответственности. Как сказывается это на человеке, который предпочитает уклониться от самоотдачи в пользу самосохранения?

Его стремления направлены прежде всего на сохранение независимости и самоудовлетворение (автаркию, autark). Быть независимым, не нуждаться ни в чьей помощи, не быть никому обязанным имеет для него решающее значение. Поэтому он дистанцируется от других людей, не позволяет приближаться к себе, стремится к отграничению.

Нарушение этой дистанции расценивается им как угроза его жизненному пространству, как опасность для его независимости и целостности его личности и вследствие этого пресекается. Так развивается типичный для шизоидной личности страх перед близостью в межчеловеческих связях. В связи с тем, что в реальной жизни от связей уклониться нельзя, он ищет такие защитные формы поведения, которые помогают ему отгородиться от жизни.

Прежде всего, в персонально-близких контактах шизоидные личности уклоняются от интимности и избегают ее. Они страшатся встречи с другой индивидуальностью, с партнером и стремятся ограничить человеческие связи лишь деловыми отношениями. Они стремятся быть анонимными участниками группы или коллектива и все же переживают свою принадлежность к общественным интересам. Они предпочитают использовать сказочную "шапку-невидимку", чтобы незамеченными принимать участие в жизни, и без нее отказываются от какой-либо активной общественной деятельности.

В отношениях с окружением они отстраненны, сдержанны, держатся на расстоянии, неразговорчивы и индифферентны до холодности. Они часто кажутся странными, обособленными, непредсказуемыми в своих реакциях или вызывающими недоумение. С ними можно быть давно знакомыми, но по-настоящему не знать их. Сегодня кажется, что мы имеем с этим человеком хороший контакт, а завтра он ведет себя так, будто мы с ним никогда не виделись: достигнутая ранее близость внезапно и резко прерывается, и появляется непонятная, необоснованная агрессивность или враждебность, оскорбительная для нас.

Избегание доверительной близости возникает из страха перед вами, перед открытостью самоотдачи и делает лиц с шизоидными чертами изолированными и одинокими. Их страх перед близостью усиливается при необходимости приблизиться к другим или при приближении других. Чувство склонности, симпатии, нежности и любви к другому в скором времени оставляет этих людей и сменяется переживанием опасности. Это объясняет, почему они уклоняются от таких ситуаций близости, могущих вызвать у них враждебность, - они внезапно прекращают близкие отношения, прерывают достигнутый контакт с другим и возвращаются назад, не стремясь более к установленной связи.

Между ними и окружением зияет глубокая пропасть в контактах, которая с годами расширяется и делает шизоидов все более изолированными. В результате всегда возникает следующая проблема: из-за отдаления от человеческого окружения шизоид все меньшe знает о других, это все больше расширяет пропасть в опыте общения и усиливает неуверенность в межчеловеческих контактах. Шизоид знает, что неправ в том, что является очевидным для других, особенно в области опыта доверительной близости и любящей предпочтительности. Вследствие этого он склонен к подозрениям и заблуждениям в межчеловеческом ориентировании и потому относится к людям с глубоким недоверием, так как его впечатления и представления об окружающих, в конечном счете, являются скорее проекцией его предположений и воображения, чем реальной действительности.

Шульц-Хенке описал картину, которая дает более ясное понимание мироощущения этих людей, - это пережитая всеми нами ситуация: мы сидим в поезде на вокзале; на соседнем пути стоит такой же поезд; внезапно мы замечаем, что один из двух поездов начинает двигаться. Поезд так мягко и незаметно отправляется, что мы не испытываем никакого сотрясения и судим о движении только на основании зрительного впечатления. Мы не имеем возможности понять, какой из двух поездов движется, до тех пор, пока не сможем бесспорно в этом убедиться, наблюдая за наружными предметами, которые не двигаются, пока наш поезд стоит, хотя соседний поезд уже сдвинулся с места, или наоборот.

Эта картина, часто встречающаяся во внутренней ситуации лиц с шизоидной структурой личности, означает: все, что человек воспринимает, представляет, чувствует и о чем думает, относится к его собственному существованию, даже если речь идет о событиях внешней жизни, и это состояние часто превышает возможности его психического здоровья по преодолению неуверенности в себе, связанной с отрывом от реальности. Вследствие ограничения контактов с миром межчеловеческих отношений его суждения основаны на впечатлениях и переживаниях, в них всегда имеется элемент сомнения, он рассматривает как действительность лишь фантазии, которые соответствуют его внутреннему миру, и он предпочитает ту картину мира, которую создал сам, считая взгляды других насмешкой над ним. Был ли сегодня начальник действительно холоден и враждебен по отношению ко мне, был ли он другим, чем раньше, или это мне только кажется? То, что люди с иронией смотрят на меня, что-либо означает, или это мне только кажется?

Эта неуверенность может достигать такой степени выраженности, что вызывает перерастание недоверчивости в подозрительность и переход к собственно бредовому восприятию и бредовым обманам восприятий, при которых внутреннее и внешнее смешиваются между собой, и эта путаница является для шизоидов проекцией действительности. Можно себе представить, как это мучит и беспокоит их, особенно если такая неуверенность носит длительный характер, и как вследствие этого становится некорригируемой упомянутая выше слабость контактов, связанная с близостью. Если мы попытаемся разделить их опасения и расспросить, почему попытка перейти к доверительной близости вызывает у них неуверенность и страх, то встретим лишь непонимание. Такое участие они расценят как насмешку или признак того, что их принимают за сумасшедших.

Полные недоверия, вытекающего из их глубокой незащищенности, независимо от того, является ли она первичной или следствием недостаточности межчеловеческих контактов, лица с шизоидными чертами характера развивают у себя такие функции и способности, которые помогают им ориентироваться в мире. Это восприятие через познание сущности, познавательный интеллект, сознание, рациональность. Будучи неуверенными во всем, что связано с эмоциональностью и чувственным познанием, они стремятся к "чистому" познанию, чьи результаты тем выше, чем больше они могут отрешиться от непосредственного созерцания. Мы должны понять, что шизоиды стремятся к точным знаниям, которые гарантируют их безопасность и отгороженность от источников субъективных переживаний.

В противоположность развитию этой рациональной стороны личности шизоидов, их эмоциональная жизнь остается прежней - она относится как к взаимоотношениям с партнером, так и к эмоциональным связям и взаимоотношениям. Для этих людей часто характерно выдающееся интеллектуальное развитие при эмоциональной недостаточности - эмоциональные переживания неразвиты, а иногда - бедны и скудны. Это придает значительную неуверенность при контактах, что создает множество трудностей в повседневной жизни - помимо недостатка или отсутствия деликатности и умеренности в человеческих отношениях, они не чувствуют своих партнеров по отношениям, не нюансируют свои взаимосвязи, что может создавать проблемы даже при самых элементарных попытках установить контакт. Вот пример:

В рамках своего обучения студент должен был написать реферат. Лишенный контактов, холодный и заносчивый, что было проявлением его неуверенности, он даже не предполагал расспросить своих коллег о том, как это обычно делается. Он страдал в одиночестве над решением проблемы, которая существовала в нем самом, а не в существе дела. Он был полон сомнений в том, могут ли его высказывания и решения соответствовать надеждам и ожиданиям, связанным с обучением, и постоянно колебался в своих умозаключениях между переоценкой собственной личности и чувством неполноценности из-за банальности и несостоятельности своих суждений. Уверенности недоставало ему и при сравнении своего реферата с работами других студентов. Он испытывал неловкость перед коллегами и вынужден был преступить через свою гордость ("просить у себя прощения") за то, что вынужден был советоваться с ними - не понимая, что такого рода отношения для них привычны. Из-за своей некоммуникабельности он испытывал расплывчатый и неопределенный страх, который усиливался по мере того, как он устанавливал естественные контакты с коллегами.

Такие и подобные им ситуации и манера поведения часто встречаются в жизни личностей с шизоидной структурой. Для них чрезвычайно тяжелы даже часто встречающиеся обыденные ситуации, которые не реализуются по причине затрудненности контактов, а вовсе не из-за недостатка способностей.
Шизоидная личность и любовь

Мы уже говорили о том, что для шизоидов особенно затруднительны проблемы, которые связаны с развитием межчеловеческих контактов: поступление в детский сад, знакомство со школьным коллективом, пубертат и встреча с противоположным полом, партнерские взаимоотношения и вообще всякие взаимосвязи. В связи с тем, что каждая близость провоцирует у них возникновение страха, они вынуждены в значительной степени сокращать близкие контакты или отказываться от них. Это приводит к тому, что они рассматривают любовь и любовные отношения как угрозу их независимости и утрату собственной значимости.

Встречающиеся в детстве трудности контактов в межчеловеческих отношениях, которые свидетельствуют о шизоидной проблематике и о которых становится известно со слов родителей или воспитателей, могут быть по субъективным причинам усилены или смягчены и выявляются до того, как эти нарушения становятся очевидными. Сюда относятся случаи, когда у ребенка возникают трудности в контактах в детском саду или в школьном классе, когда он не находит себе товарищей, когда он держится особняком, предпочитает одиночество и испытывает неприязнь к другим; когда молодой человек в пубертатном периоде уклоняется от контактов с противоположным полом, когда он зарывается в книгу, уклоняясь и отгораживаясь от контактов, или предпринимает другие действия для того, чтобы остаться одному; когда он переносит тяжелый мировоззренческий криз в период пубертата с раздумьями о смысле жизни без попытки разделить свои переживания с другими. Все это является сигналами тревоги, которые заставляют родителей обращаться за советом к психиатру или психотерапевту.

Дополнительная проблематика беспокоит шизоидных личностей в период наступления партнерских отношений, возникающих под давлением пубертата. Это связано с тем, что любовь подразумевает взаимную душевную и телесную близость. В каждой любовной встрече нашей самости и нашей независимости в равной степени угрожает опасность излишне открыться партнеру, и это в той или иной степени требует защиты. В связи с этим в каждой встрече таится препятствие в виде внутренней, интимной проблемы, которая, будучи до сих пор подсознательной и скрытой, может, будучи осознана, причинять боль.

Как должен поступать человек, испытывающий томительное желание близости и слияния, любви и нежности, что должен он сделать, чтобы предложить другому разделить с ним нарастающее сексуальное возбуждение? В основе описанного нарушения контактов, недостатка тактичности в межчеловеческих отношениях лежит нарастающая до достижения данного возрастного периода неопытность в межличностных контактах, из которой проистекает особая тяжесть интеграции сексуальности. Им не хватает полутонов для самооценки и для того, чтобы представить себя партнеру привлекательным и пленительным, чтобы решиться на совращение и самоотдачу. Нежность, вербальное или сентиментальное выражение склонности чуждо шизоиду, ему недостает чуткости и сопереживания, способности отождествить себя с другим.

Попытка разрешить конфликт между усиливающимся стремлением к обладанию и страхом перед близостью в межличностных контактах принимает различные формы. Чаще всего это проявляется в освобождении от любовного чувства и отщеплении от него сексуального влечения в чистом виде, т. е. в стремлении к сексуальной связи без любовного антуража. Партнер для него является лишь "сексуальным объектом", лишь средством для достижения полового удовлетворения, во всем остальном он его не интересует.

Однако вследствие такой эмоциональной безучастности партнерские взаимоотношения легко заменяются. Это защищает шизоидов от глубокого проникновения в их жизнь посторонних, свидетельствуя как об их полной беспомощности и неопытности в общеизвестных эмоциональных связях и отношениях, так и о том, что они предполагают, что партнер представляет угрозу для их жизни.

Все сказанное является основанием для развития механизмов защиты от чрезмерной близости и интимности со стороны партнера - шизоид не знает, как отвечать на его домогательства, так как они скорее неприятны ему, чем доставляют удовольствие.

Один мужчина обратился в бюро по брачному посредничеству и выбрал там фотографию дамы, которая меньше других понравилась ему: она, с его точки зрения, представляет для него меньшую угрозу и вряд ли вызовет у него любовные чувства.

Одна дама намерена вступать с мужчиной только в половую связь, игнорируя связь духовную, так как знает, что, вероятнее всего, больше не увидит его.

Женатый мужчина имел в том городе, где он жил вместе с семьей, еще одну, "тайную", квартиру, предпочитая быть недостижимым и сокрытым от семьи до тех пор, пока не испытывал склонность к возвращению домой. Он нуждался в том, чтобы защититься от эмоциональных претензий жены и других членов семьи (с другой стороны, эта личностная потребность в связи с семьей усиливалась, когда появлялась угроза его потребности в семейном убежище и приюте).

Из этих примеров видно, какой большой страх испытывают шизоидные личности перед связью, обязанностями, зависимостью и ограничением их личности. Этот страх оставляет их очень редко и объясняет их непредсказуемость и странные реакции.

Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет, - это он сам. Отсюда его чрезвычайная чувствительность к действительной или воображаемой угрозе его суверенитету и интегративности, к враждебному нарушению сохраняемой им дистанции. Он нуждается лишь в собственной поддержке, которая не оставляет его. Естественно, любые отношения, связанные с атмосферой доверия и интимности, не свойственны ему и не возникают в его связях с партнерами. Свою любовь он ощущает как принудительную связь, которую он должен прекратить," тогда как его партнер в такой связи ищет близости и теплоты. Его робость и нерешительность здесь может исходить из потребности избежать клятвы в верности и регистрации брака.

Один молодой человек под давлением своей подруги, которая хотела этого в течение нескольких лет, наконец обручился с ней. Он пришел к ней с кольцом, и они вместе отпраздновали обручение. Как только он вышел из дома, он опустил в ее почтовый ящик письмо, в котором отменил только что совершенное обручение.

Подобное поведение не так уж редко встречается у шизоидов. Часто они предпочитают знакомство на расстоянии и высказывают свое предпочтение в письмах, но непосредственная персональная близость отталкивает их, и они отказываются от прежних намерений.

В связи с упомянутым выше отделением сексуальности от чувства любви инстинктивные потребности шизоидов также носят изолированный характер; партнер рассматривается лишь как сексуальный объект, и любовная жизнь исчерпывается лишь функциональным процессом. Они не знают никаких любовных нежностей в виде пролога, им не свойственна эротика, для удовлетворения своих потребностей они идут напролом. Нежность легко преобразуется в причинение боли партнеру, жестокое нападение или даже нанесение телесных повреждений. За этим стоит подсознательное желание вызвать у партнера чувствительную реакцию из-за стремления после достижения полового удовлетворения как можно скорее отделаться от партнера. "После этого" - имеется в виду половой акт - "я Предпочитаю вышвырнуть ее" - вот характерное для мужчины-шизоида выражение, которое отражает его страх перед любовными требованиями партнерши.

Большие трудности проявляются тогда, когда у шизоида возникает резкая амбивалентность между любовью и ненавистью, когда его глубокие сомнения в своей способности любить переносятся на партнера. В таких случаях он предпринимает новые попытки, требуя от партнера других способов любви, чтобы устранить свои сомнения. Эти попытки могут дойти в буквальном смысле до садизма. Его поведение может носить исключительно деструктивный характер; любовные привычки и склонности партнера отклоняются, пренебрегаются, анализируются, подвергаются сомнению или дьявольским образом извращаются. Они воспринимают спонтанную склонность партнера как проявление нечистой совести и расценивают ее как проявление чувства вины или "подкуп" ("чего ты хочешь этим достигнуть?", "ты, пожалуй, хочешь как-то загладить свою вину").

При хороших абстрактно-теоретических психологических комбинаторных данных шизоиду представляются бесконечные возможности для такого рода тенденциозных истолкований. В романе Христианы Рохефорт "Подушка покоя" с особой убедительностью изображается такая связь, при которой любящая шизоидного партнера женщина со временем доходит до границы своей терпимости.

Нередко шизоидные личности своим цинизмом разрушают все нежные порывы партнера, не отказываясь, однако, от связи с ним. С их точки зрения, влюбленность в них партнера объясняется лишь в последнюю очередь их душевными качествами, а в первую - их поведением и внешностью. Это отражается в склонности к иронии и насмешкам: "не строй такие собачьи преданные глаза", "если б ты знал, как ты смешно выглядишь" или "оставь эти дурацкие любовные нежности и давай, наконец, перейдем к существу дела".

Естественно, что если у партнера систематически разрушаются стереотипы любовного поведения, то сохранение такой связи может свидетельствовать о необычных любовных склонностях, исходящих либо из садомазохистского генотипа, либо из чувства вины, страха утраты или других мотивов. В противном случае либо эта связь покупается, либо наслаждение достигается лишь через страдание. Обычно такого рода связь должна в конце концов прекратиться и привести к ненависти, поскольку после любовного триумфа шизоид "обретает свое истинное лицо". Однако эта ненависть не реализуется, так как к другим шизоид относится точно так же.

Автобиографические романы Стриндберга содержат много примеров подобных шизоидных трагедий, приводя выразительные описания жизненной основы такого развития личности (например, "Сын Магды"). Аксель Борг в главном действующем лице своего романа "В открытом море" блестяще изобразил шизоидную личность, в которой отчетливо видны автобиографические черты.

Эмоциональная холодность при дальнейшем развитии может достичь экстремальных и болезненных размеров, приводя к изнасилованию и наслаждению от убийства; это происходит, прежде всего, если на партнера подсознательно проецируются непереработанные чувства ненависти и мести (происходит, как это называется в психоанализе, "перенос" на партнера отношений к объектам зависимости, с которыми он был связан в детстве). Такая не интегрированная в личностную структуру отщепленная сторона инстинкта всегда очень опасна и проявляется при нарастающей неспособности понимать партнера и сочувствовать ему, что приводит к преступлениям, связанным с нарушениями влечений.

В связи с трудностями, которые проистекают из чувственной связи с партнером и вообще из поиска партнера, шизоиды часто остаются одинокими и в конце концов находят партнера в себе самом, получая при этом самоудовлетворение. В некоторых случаях они избирают для себя эрзац-объект, как это бывает в случаях фетишизма.

Естественно, что в каждом таком эрзац-объекте отражается неразвитая сексуальность, несмотря на то что эти формы нарушений способности к любви носят в себе элементы любовного желания и являются выражением ищущего любовного томления.

Нередко у шизоидов сексуальное развитие остается инфантильным при высокодифференцированной личностной структуре. Иногда случаи выбора в качестве сексуального партнера детей или подростков свидетельствуют о том, что тяжелое нарушение способности к контактам в таких случаях сопровождается меньшей вероятностью развития страха. Порой подавленная способность к любви и самоотдаче прорывается в экстремальных формах ревности и даже в бреде ревности. Шизоид чувствует, как мало любви он отдает партнеру, как мала его способность к любви, и подозревает, что партнер вряд ли сможет остаться с ним. В связи с этим он подозревает наличие соперника (иногда с достаточным основанием), который и сильнее любит, и больше него способен к любви. Лишенный теплоты и сочувствия, он расценивает естественное поведение партнера как проявление хитрости или насмешки над ним, которые отражают его демонизм и коварную преднамеренность. Эти истолкования могут дойти до бреда, до состояния, когда партнерские отношения становятся непереносимыми и в конце концов разрушаются с чувством наслаждения от разрыва и одновременно страдания, которого никто не может разделить и оценить. Мотивировка действий здесь выглядит так: если мне представляется невозможным любить и удержать любимого, то я предпочитаю разрушить эту связь, чтобы, по крайней мере, не потерпеть ущерба и не дать другому воспользоваться любовью моего партнера. Манеру поведения шизоида можно истолковать таким образом, что для него не исключена возможность любить и быть любимым, но он не может дать оценку любви и любовным отношениям. Уход партнера для него менее болезнен, чем попытка проявлять о нем заботу и отдавать ему свое внимание, и поэтому он предпочитает уход. Такая "профилактика разочарования" отнюдь не редка: она содержит в себе, в большинстве случаев, подсознательный аспект проверки партнера: если он, несмотря на мое поведение, еще любит меня, значит, он действительно любит меня. Прежде всего, это свидетельствует о том, как тяжело этому человеку понять, любят его или нет, испытывают ли к нему влечение. В экстремальных случаях подозрительность и ревность могут привести к убийству: если партнер меня не любит, он не должен любить и никого другого.

Осознанно страх самоотдачи переживается шизоидами как страх связи. Любовное влечение относится к самоотдаче и к самоотвержению; накапливаясь путем подавления и преодоления страха, такое самоотвержение представляется шизоиду как полная самоотдача, как попытка поглощения его партнером.

В связи с этим происходит так называемая "демонизация" партнера, что вызывает перенос преодоленного страха и делает объяснимым непонятное поведение шизоида, и прежде всего - внезапно возникающую у него ненависть, которая исходит из чувства угрозы от могущественного "Ты" (партнера) без понимания того, что этим могуществом его награждает собственная проекция шизоида.

Особенно тяжело шизоиду решиться на длительную эмоциональную связь. Он склонен большей частью к кратковременным, бурным, но изменчивым связям. Брак для него представляется, прежде всего, несовершенным человеческим устройством, которое само собой распадается, а потому не может принести радости и удовлетворения. Шизоиды склонны к расчетам и планированию человеческих потребностей и приспосабливаются к такого рода потребностям. Изменчивость их мнений в отношении длительных связей носит постоянный характер: требуя для себя свободы, они лишь теоретически допускают ее для партнеров как нечто само собой разумеющееся, в реальности же далеко не всегда позволяют это. Часто шизоид теоретически является сторонником брака и брачных отношений, на самом же деле он согласен лишь на те традиции и обычаи, которые позволяют ему сохранять свой стиль жизни, и любит лишь свои убеждения. Поэтому он часто расценивает честность и гражданское мужество как нечто отличающееся одно от другого. Нередко легализация даже длительной связи пугает их; для них обычны напоминающие супружество связи без их регистрации. При ранней утрате матери или разочаровании в матери они вступают в связь с пожилыми женщинами, полагаясь на их материнский инстинкт, тем самым наверстывая то, чего им не хватало в детстве. Такие женщины могут дать тепло и чувство защищенности без больших собственных претензий; это доверчивые женщины, которые понимают ситуацию непосредственно, не требуют от партнера того, чего он не может им дать, и не ожидают от этой связи ничего иного, нежели то, чем она обычно заканчивается. Лишь при глубоком нарушении соответствующих ранних фаз развития может возникнуть ненависть и желание отомстить по отношению к таким женщинам.

В связи с тем, что шизоиды расценивают женственность и женщин как угрозу своей жизни и относятся к ним с недоверием, у них нередко возникает влечение к собственному полу или они выбирают таких партнерш, которые благодаря своим квазимужским чертам выглядят не так, как другие, более женственные и привлекательные. Такие связи часто выглядят как дружески-братские и содержат больше общих интересов, чем связи, связанные с эротической привлекательностью противоположного пола.

Во всех случаях длительные связи тяжелы для шизоидов; раздельные спальни являются как бы само собой разумеющейся потребностью; партнеры должны понимать это и соблюдать требуемую дистанцию как для своей защиты, так и для сохранения отношений.

Из всего сказанного следует, что, исходя из тех оснований, которые теперь стали для нас более понятными, шизоиды испытывают большие трудности в развитии и проявлении своих любовных склонностей. Они необычайно чувствительны ко всему, что угрожает их свободе и независимости или ограничивает их; они скупы на сентиментальные высказывания и благодарны партнеру, если он скромно и ненавязчиво дает им приют и защищенность. Если партнер это поймет, то не будет показывать свою самую глубокую привязанность, а предоставит шизоиду без лишнего проявления чувств все, что может ему дать.

© Перевод, Гушанский Э.Л., 1998.
© Издательство "Алетейя", 1998.

Типы личности и типы характера человека

Каждый обладает своим индивидуальным рисунком характера и личностными особенностями. Попытки описать типы личности создали множество классификаций, начиная от опоры на внешность и конституцию, затем – основанные на темпераменте, завершая соционикой и популистскими типами для женщин (любовница, хозяйка и пр.).

Мы предлагаем рассмотреть типы личности , состоящие из конфигурации врожденных данных: тип высшей нервной деятельности (темперамент), глубинные влечения, особенности характера и приобретенных травм, благодаря которым окончательно и формируется уникальный личностный стиль каждого.

Типы характера человека имеют определенные названия, они соответствуют названиям известных психических заболеваний. Вместе с тем, это не означает, что представленные типы личности – это и есть заболевания, нет. Это просто название, отражающие определенную структуру личности и определенные типы характера человека в норме, а не патологии.

Интересно, что само понятие границ нормы крайне условно. Такого человека, который бы воплощал собой абсолютную норму, от которого мы могли бы отталкиваться в описаниях безумия, скорее всего, нет. Каждый человек живет со своими «тараканами», причудами и особенностями, которые и делают его уникальным.

Самое оригинальное, на мой взгляд, объяснение границ нормы и патологии попалось мне на глаза в социальной сети:

«Есть варианты патологии, которые в социально-адаптированном виде соответствуют типам психики. Каждый из нас при определённых условиях проявит ту патологию, к которой склонен. Представляете себе схему московского метро? Так вот, пока мы в пределах кольца, то есть социально-адаптированы, мы условно-нормальны, а дальше каждый уезжает по своей ветке. Ветки с тех пор стали куда длиннее, вот что я скажу, а скоро и второе кольцо будет…»

Таких «веток» или типов личности различают несколько – шизоидная, нарциссическая , параноидная, маниакально-депрессивная, истерическая, обсессивно-компульсивная, психопатическая, мазохистическая (по Н. Мак-Уильямс).

Эти типы личности не означают диагноза либо ругательного наклонения, это просто обозначения различий, классификация, наподобие веток метро. В случаях острого или хронического стресса каждый человек будет регрессировать по своей ветке, согласно типологии.

Типы характера человека практически не бывают чистыми , как не бывает и чистой нормы. Однако, внутри нас может жить шизоидная или нарциссическая или депрессивная , истерическая и т.п. часть личности, которая может быть большей или меньшей частью нашей психологии.

Алиса: Я сошла с ума, да?
Отец: Да. Чокнулась. Рехнулась. И просто сошла с ума. Но открою тебе секрет: безумцы всех мудрей.
Алиса в стране чудес

О шизофрении как клиническом заболевании есть много книг, исследований, монографий и описаний. Вместе с тем интерес к ней не утихает. В этой статье речь пойдет о шизоидном типе личности, находящимся в границах нормы, и о том, как шизоиду адаптироваться к жизни, оставаясь в согласии со своей природой.

При шизоидном типе личности на одном конце «ветки» есть гениальные, высокоэффективные, социально-адаптированные люди с шизоидной организацией личности, а на другом конце психические больные, страдающие шизофренией, не способные к самостоятельной социальной жизни.

Часто детей-шизоидов описывают как особо чувствительных, восприимчивых как к физическим стимулам – свет, прикосновения, звуки, так и к эмоциональным, проявления сильных эмоций заставляет их сжиматься, напрягают.

Взрослые люди-шизоиды также остаются удивительно чуткими, чувствительными, одаренными способностью понимать, воспринимать мир и других людей с потрясающей точностью и подлинностью. Люди, имеющие шизоидный тип личности остро чувствуют ложь и фальшь в других, как радар, выявляя любую неискренность.

Один из моих коллег, талантливый шизоид , настолько точно интерпретировал происходящее с клиентом на учебных сессиях, что по нему можно было ориентироваться как по камертону, настраивая свой профессиональный «внутренний инструмент» для чуткого восприятия другого человека.

Такая чувствительность делает шизоида очень уязвимым к внешним воздействиям, стрессу, от которого они убегают в свой внутренний мир.

Тенденция ухода в себя также может быть вызвана воспитанием в объятиях удушающей гиперопеки матери. При подозрениях на подростковую шизофрению часто рядом с мальчиком-подростком обнаруживается нарушающая личные границы мать, которая тащит своего покорного сына то в церковь, то на расстановки или к целителям.

Если в семье, где растет чувствительный ребенок-шизоид , практикуются эмоциональная неискренность, двойные послания, например, похвала и любовь на людях с одной стороны, равнодушие и критика дома – с другой, то рано или поздно ребенок может начать полагаться на уход в себя, изоляцию от других, чтобы защититься от лжи, фальши, вызывающих глубокое замешательство, гнев и безнадежность.

В школе я задавала неудобные вопросы про советский строй, за что и подвергалась скрытой агрессии со стороны учителей. Я оставила эти вопросы глубоко внутри себя.

Из терапевтической беседы

Необходимость полагаться на свой внутренний мир также может появиться в результате ранней изоляции ребенка, которого с младенческого возраста оставляли одного дома или в кроватке, не подходили ночью на крик, воспитывая «самостоятельность».

В итоге ребенок-шизоид старается найти способ адаптации к вынужденной изоляции и выбирает «не нуждаться» в близости, ища в большей степени опору в себе и своем внутреннем мире.

Что-то толкало меня из автобуса в автобус, где я могла сидеть с шизофренической апатией на лице, погрузившись в свой внутренний мир, и внешне ничем не выделяться среди остальных занятых своими проблемами пассажиров, которые равнодушно следят за мелькающими в окнах пейзажами.

Барбара О’Брайен. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: операторы и вещи.

В общем, вторгающиеся в тонкие границы изначально достаточно чувствительного ребенка взрослые, ранняя изоляция, одиночество и неэмпатичный родительский уход способствуют возникновению внутреннего конфликта между стремлением к близости и избеганием ее, желанием дистанцироваться, что и приводит к формированию шизоидного типа личности.

Ценной адаптивной способностью людей, обладающих шизоидной организацией личности, является их креативность. Важно лишь находить форму для выражения богатого внутреннего мира. Большая часть художников, скульпторов, музыкантов имеют шизоидную личность.

Здоровый человек шизоидного типа способен направить свои таланты в искусство, философию, в науку, в духовные изыскания, в какие-то действия в реальном мире. Более глубоко травмированный шизоид испытывает колоссальные страдания от невозможности реализации своих способностей из-за страха, отчуждения от общества, одиночества.

Я нашел себя в погружениях в глубины морской жизни на занятиях дайвингом. Это действие, которое я произвожу в реальном мире, и которое символически отражает мои привычные погружения в глубины самого себя.

Из личной беседы

Отчуждение и одиночество – частые попутчики человека шизоидного типа личности. Поскольку люди-шизоиды игнорируют общественные ожидания, индифферентно относятся к мнению большинства, то чаще страдают от бойкота или агрессии со стороны этого большинства.

Поэтому такие люди часто выглядят внешне бесстрастными, презрительными и ироничными по отношению к окружающей массе людей. Однако, внутренне они остро переживают собственную инаковость, отличность от других, непонятность для окружающих, а значит какую-то глубокую внутреннюю неправильность.

Для такого человека жизненно важно быть понятым, услышанным, одновременно ему может быть невыносимо страшно оказаться слишком близко к другому. Шизоид боится, что если близкий любимый человек его полностью узнает, то он покажется ему уродом или чудаком.

В итоге люди-шизоиды нередко выбирают обособленность и одиночество, уклоняясь от общения с другими людьми. Если такое происходит, то стоит, преодолевая страх , возвращать себя в общение. Возможно, сначала в терапии, затем в личной жизни.

«Подойди ближе, я одинок, но не приближайся, я боюсь вторжения» — приводит пример негласного послания человека шизоидного типа А. Роббинс. Конфликт близости – дистанции является центральным в шизоидном типе личности.

Страх вторжения, поглощения оказывается сильнее желания интимности. Часто в семьях при возникновении проблем в отношениях не-шизоидная женщина пытается сблизиться со своим партнером-шизоидом, «поговорить по душам», а тот в ответ, боясь поглощения, отдаляется.

Для того, чтобы считаться с такой особенностью и обеспечить комфортное существование шизоиду необходимо собственное безопасное пространство. Есть люди другого склада, другие типы характера человека, которые могут руководствоваться принципом «человеку на самом деле не много надо – крыша над головой, да хлеб с маслом».

Человеку с шизоидной личностью так не выжить, вернее, выжить можно, но придется постоянно испытывать страдания, душевную и физическую боль . Ему необходимы пространство, дистанция, воздух.

Буквально телом чувствую это городское замкнутое пространство хрущевки, боль от шума, гари, запахов. Здесь я не могу собраться, разваливаюсь на кусочки…

Из личной беседы

Для того, чтобы оставаться в контакте со своей природой, шизоиду важно найти или организовать себе свое место, дом, пространство, где он может чувствовать себя спокойно и безопасно. Иногда приходится изрядно постараться, чтобы обеспечить себе такое место, но оно того стоит.

При этом также важно иметь близкие отношения, не уходить во внутреннее или внешнее отшельничество.

По моим наблюдениям, у здоровых шизоидов дистанция в полмира при использовании современных технологий не будет являться препятствием для ощущения близости. Высокофункциональный человек, имеющий шизоидный тип личности, может организовать свою работу удаленно для того, чтобы успешно разрешить внутренний конфликт дистанции-близости.

Работать дома в безопасном уютном и своём пространстве, но с помощью современных технологий, держа руку на пульсе компании, в которой он трудится. В этом случае человек вообще не ощущает большого расстояния, так как благодаря чуткости шизоида, оно не препятствует близости и поддержанию контактов.

Кроме того, люди-шизоиды испытывают явную тревогу по поводу базовой безопасности. Так как окружающий мир кажется им наполненным угрожающими, тесными, шумными, разрушающими силами, опасными для индивидуальности. Иногда такая тревога может выглядеть преувеличенной для других людей.

— В России можно выживать, но жить по-настоящему… нет.
— Всю жизнь живу в России – пока не убили…

Подслушанный диалог

С этой тревогой трудно иметь дело, хочется позаботиться о безопасности, но до конца безопасно все равно не будет. Сначала нужно достичь ощущения безопасности и комфорта в пространстве дома и в отношениях с любимыми людьми.

Затем можно постепенно распространять это чувство стабильности и безопасности на внешний мир. Здесь не стоит торопиться, обретение внутренней земли обетованной плавно и своевременно распространится на внешний мир.

— Было хорошо в Камбодже?
— Да…
— Теперь найди свою внутреннюю Камбоджу.

Из терапевтической беседы

Когда внутренней безопасности нет, помогает внешний поиск такого места на земле. Если находится такое пространство, то оно остается внутри вас. Однако, если внешний поиск не сопровождает внутренним, то он грозит бесконечными скитаниями наподобие дауншифтеров, которые ищут что-то через внешний мир, путешествуют, но как будто не находят внутреннего мира. И наоборот, если есть «внутренняя Камбоджа», внутренняя точка равновесия и мира, то внешняя обстановка перестает быть угрожающей, тревожной, разрушающей.

Итак, мы выделили следующие особенности человека с шизоидным типом личности, и предложили способы их интеграции в жизнь:

  • Богатый внутренний мир, который важно учиться креативно выражать вовне, преодолевая тенденцию ухода в себя.
  • Внутренняя чуткость, чувствительность, сензитивность, которая требует психологической гигиены – создания безопасного пространства, умения беречь себя.
  • Конфликт дистанции – близости, для разрешения которого необходимо собственное безопасное пространство, соблюдение личностных границ в отношениях с близкими людьми, и опыт принятия другим человеком.
  • Пренебрежение условностями, общественными нормами, что может провоцировать нападение большинства на шизоида, усиливая его страх поглощения. В результате человек выбирает изоляцию и одиночество, уклоняясь от общения с другими людьми. В этом случае, стоит, преодолевая страх, возвращать себя в общение. Пусть контактов будет не много, один-три человека, этого может оказаться достаточно для комфортной жизни.
  • Тревога по поводу базовой безопасности, для погашения которой создается внутренне безопасное пространство, которое постепенно распространяется на внешний мир.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Астенический тип

Данный тип мужчин отличается раздражительностью, беспокойностью, пассивностью и несамостоятельностью. Мужчина-астеник часто жалуется на и отсутствие , постоянно опасается заболеть какой-то болезнью, излишне жалостлив и сентиментален. Обычно такой мужчина не любит брать на себя хоть какую-то ответственность и не стремится добиться в жизни успеха. Он редко имеет свое мнение, предпочитая подстраиваться под мнение окружающих. Некоторые мужчины-астеники испытывают сильную зависимость от собственной матери.

Строить отношения с астеником стоит только в том случае, если вы успешны, самостоятельны и любите доминировать. Под руководством сильной женщины астеник способен преуспеть в жизни, но он редко бывает за это благодарен. Если вы хотите опираться на крепкое мужское плечо или опасаетесь погрязнуть в и унылых буднях, мужчина-астеник не для вас. Также не стоит связывать с астеником, если вас сильно раздражает любое проявление человеческих слабостей.

Шизоидный тип

Этот тип характера мужчин замкнут, не общителен, погружен в собственный внутренний мир. Мужчина-шизоид эмоционально холоден даже с самыми близкими людьми и не способен открывать душу. Обычно шизоиды не любят следить за своим внешним видом – одеждой, прической и руками. Также им не свойственна аккуратность в быту. Многие мужчины-шизоиды испытывают страсть к коллекционированию вещей, которые, как правило, не обладают практической ценностью.

В начале отношений некоторые шизоиды могут даже показаться забавными, оригинальными и очаровательными чудаками. Кстати порой среди них встречаются действительно талантливые личности. Однако со временем их оригинальность и эмоциональная холодность начинают сильно утомлять. Если вы готовы мириться с непрактичностью, замкнутостью и отгороженностью шизоида, то у вас есть шансы образовать с ним успешный союз.

Эпилептоидный тип

Данному психологическому типу мужчины свойственна властность, авторитарность и раздражительность по пустякам. Мужчины-эпилептоиды болезненно аккуратны и педантичны, чрезмерно бережливы, мстительны и злопамятны. Они любят придерживаться правил и традиций. Их сильно раздражает женская эмоциональность, которую они отождествляют с глупостью. Эпилептоиды склонны критиковать и придираться к своей партнерше, причем многие их высказывания весьма обидны.

Строить отношения с мужчиной-эпилептоидом очень сложно. Это удается лишь женщинам, склонным к подчинению, либо женщинам, отличающимся аналогичным эпилептоидным типом личности. Если вы обладаете очень высоким интеллектом, добились карьерного успеха и занимаете определенное общественное положение, у вас также есть шансы ужиться с эпилептоидом, поскольку он будет вас уважать В остальных случаях данного типа мужчины желательно избегать, поскольку совместная жизнь с ним может превратиться в настоящий кошмар. Тем более что отношения с эпилептоидом, когда он этого не хочет, бывает сложно. Ярко выраженный мужчина-эпилептоид может даже прибегнуть к угрозам, чтобы удержать женщину с помощью страха.

Параноидальный тип

Этот тип личности мужчин точнее всего можно охарактеризовать всего одной фразой – тиран с садистскими наклонностями. Параноики злобны, агрессивны, подозрительны и недоверчивы, иногда проявляют мании величия. Совместная жизнь с параноиком – это постоянные скандалы, упреки, иногда побои. Параноидальный тип личности особенно опасен, поскольку его бывает сложно раскусить. В начале отношений параноик способен очаровать женщину благородными поступками, восхищением и пылким ухаживанием.

Стоит насторожиться, если мужчина склонен совершать поступки, за которые он перед вами впоследствии долго извиняется. Особенно если у вас создается впечатление, что ссоры и следующие за ними примирения доставляют ему удовольствие. Если параноик не распускает руки, возможно, вам все же удастся построить с ним длительные отношения. Но это возможно только в том случае, если вы сами склонны к мазохизму. В остальных случаях достижения счастья в таком союзе весьма и весьма сомнительно.