Культура чаепития в китае. Китайская чайная церемония

Несмотря на то, что многие люди относятся к китайцам с некоторой долей предубеждения, эта нация, несомненно, заслуживает уважения.

Трудолюбивые, как муравьи и верящие в древние легенды, они строго соблюдают свои старинные традиции, несмотря на современные веяния. Одной из таких традиций является китайская чайная церемония.

Чайные традиции Китая формировались не одно тысячелетие. Жители Поднебесной относят этот напиток к важнейшим вещам, необходимым для ежедневного употребления наряду с рисом, солью, соевым соусом и маслом. , чай здесь пьют не только для утоления жажды.

Он играет важную роль в тонкостях отношений между людьми, психологии, китайской кухне и даже в медицине!

А в зависимости от обстоятельств, меняются и виды чайных церемоний:

  • “Знак уважения” – угощая чашкой чая старшего по возрасту или должности, человек выражает ему свое почтение. Так, посиделки со старшими родственниками в чайной – одно из любимых воскресных занятий китайцев. Что касается социальных отношений между сотрудниками, то в недалеком прошлом остались те времена, когда чай подавал младший по статусу работник.

Китай меняется и демократизируется – теперь родители могут подать ребенку чай, а начальник свободно угостить подчиненного.

  • “Семейная встреча” – совместные чаепития с родственниками в ресторанах и чайных. Выходные и праздничные дни большинство китайцев стараются провести с семьей на совместном чаепитии, поскольку родственные связи у них достаточно крепки.
  • “Извинение” – после ссоры человек, который желает помириться и попросить прощения, приносит чашку чая в знак искреннего раскаяния.
  • “Благодарность старшим в день свадьбы” – жених и невеста в знак уважения подносят родителям чай, опустившись на колени. Родители пьют напиток и благословляют молодых.
  • “Сплочение семьи в день свадьбы” – молодые подносят чай каждому родственнику, называя его имя и социальный статус. Так они знакомят две семьи и как бы “соединяют” их в одно целое. Отказаться от чая означает воспрепятствовать браку.
  • “Поддержание традиции” – самая популярная китайская чайная церемония, называемая Гунфу Ча (Высшее искусство чая). Друзья и родственники собираются в чайной комнате, заваривают чай и наслаждаются беседами. Старшие участники делятся мудростью с младшими и передают им свой опыт.

Традиции китайской чайной церемонии

Правильно организованный процесс гунфу ча, по словам китайских монахов, задействует все пять стихий (огонь, воду, дерево, воздух и землю) и наполняет душу покоем.

Перед началом церемонии важно создать в комнате гармоничную атмосферу умиротворения и спокойствия. Здесь может помочь нежная мелодия бамбуковой флейты, музыка ветра или полная тишина.

Немаловажное значение имеет роль человека, ведущего церемонию. Ведь он должен быть не только профессионалом чайного дела, точно выполняя все тонкости этого искусства, но и хорошим психологом, умело направляя разговор и поддерживая всех участников для создания изысканного действа.

От гостя же требуется совсем немного – вдыхать аромат, наслаждаться вкусом и интересной беседой.

Китайская чайная посуда

Чайные листья нуждаются в бережном отношении и правильном хранении. Лучше всего для этой цели подходят жесткие чайные коробки, а также глиняные и фарфоровые сосуды, плотно закрывающиеся и сохраняющие свежесть и аромат чая.

Для проведения настоящей церемонии, следует обзавестись определенным набором китайской посуды, о котором и пойдет речь.

Чайная коробочка (ча-хэ). Предназначение ее состоит в ознакомлении участников с чаем.

Именно с этого ритуала начинается чаепитие. Для того чтобы все могли рассмотреть, понюхать, потрогать чайные листы, ча-хэ сделано в удобной форме чашки, слегка вытянутой по одной стороне. Для пересыпания заварки в чайник, с одного края коробочки имеется специальное отверстие.

Набор чайников разных размеров, сделанных из красной глины. Разные сорта чая требуют заваривания в разных сосудах во избежание смешивания запахов. Поэтому каждый новый вкус рождается в новом чайнике. Наборы могут быть из разных сортов глины – иссинской, пурпурной и других.

Набор маленьких чайных чашек, отличающихся по объему, цвету и форме. Жители разных регионов Китая пьют чай из разной посуды.

Например, северные китайцы предпочитают большие чашки с крышкой и ручкой, а южные используют для чайной церемонии целый набор из трех предметов (гай-вань).

В него входят глубокое блюдце, небольшая пиала, которую вставляют в это блюдце и крышечка для пиалы. Китайцы также используют чайные парочки (очень маленькая пиала и чашечка вэнь-сян-бэй).

Их ставят на красивый деревянный или керамический поднос с небольшими бортиками. Также для чайной церемонии можно использовать керамические чашечки, покрытые белой эмалью. Выбор чайных чашек зависит от цели проведения церемонии и личных предпочтений хозяина.

Как влияет черный чай на артериальное давление, и можно ли его пить при грудном вскармливании, вы узнаете .

Чайная доска (ча бань). Служит подставкой для чайника и чашек в процессе проведения церемонии.

Также в ритуале чаепития китайцы используют такие предметы, как чайная кисточка (ча би), щипцы (цзя цзы), игла для пробивания носика чайника (ча цзань), воронка на чайник (ча сяньло), а также полотенце, специальные ложки и ситечки.

Этапы китайской чайной церемонии

В самом начале ритуала чайник ополаскивается кипятком, а затем этой водой омываются и чашки.

Здесь очень многое зависит от ведущего – он должен быть очень внимательным, сосредоточенным и спокойным.

Только в этом случае сохранится та плавность движений, при которой вода без остановок (это важно!) сможет пролиться в посуду. Китайцы считают, что длинная и непрерывная, тонкая струя гарантирует участникам церемонии спокойную и долгую жизнь.

Перед тем, как засыпать чайную заварку в подготовленный чайник, ею следует полюбоваться – посмотреть, потрогать, понюхать. При отсутствии ча-хэ (чайной коробочки), ее роль выполняет чистая сухая ладонь.

О рецептах приготовления, противопоказаниях и полезных свойствах чая ройбуш вы можете узнать .

Найти информацию об уникальном, редчайшем и самом дорогом в мире красном китайском чае, вы можете, перейдя по адресу:

После того, как все участники ознакомились с заваркой, на чайную доску устанавливается посуда для церемонии – заварочный чайник, чашки или чайные парочки и другие имеющиеся аксессуары.

Затем ведущий насыпает чай и заливает его горячей водой.

Считается, что первая вода омывает лист и подготавливает его к раскрытию аромата. Затем сразу же заливается второй раз, поскольку чайные листья, по убеждениям китайцев, ни в коем случае нельзя оставлять без воды.

Все последующие заваривания происходят по мере выпивания чая участниками. Когда чай в заварочном чайнике приготовлен, ведущий разливает его в маленькие чашечки, накрывает широкими пиалами, переворачивает и раздает гостям.

Каждый участник подносит свой чай к носу и наслаждается ароматом.

С этим вдыханием человек настраивает свои ощущения и тонкие каналы восприятия, погружается в особое умиротворенное состояние.

Затем чай пьют маленькими глотками, распределяя настой по всей ротовой полости и прислушиваясь к своим внутренним переживаниям.

Вода для китайской чайной церемонии

Самым важным элементом ритуального чаепития, не считая чайных листьев, является вода. В идеале это должна быть кристально чистая жидкость из горных источников или родников. В крайнем случае, из колодца.

По мнению китайцев, никакая другая вода не даст настоящего волшебного напитка и не позволит ощутить нужное энергетическое состояние. Но выбор воды – не единственная сложность в этом сложном деле. Ее еще нужно правильно вскипятить, наблюдая за циклами огня.

Если жидкость успела вскипеть – ее энергия была передана стихии огня и такую воду использовать бесполезно. Если же ведущий поспешил снять воду с огня и она не набрала необходимой температуры, чай просто не заварится.

Китайцы выделяют четыре стадии кипения:

  1. “Рыбий глаз” – крупные пузырьки воздуха поднимаются вверх с тихим шумом.
  2. “Крабий глаз” – пузырьки меньшего размера поднимаются со средним шумом.
  3. “Жемчужные нити” – струйки пузырьков поднимаются к поверхности с отчетливо слышным шумом.
  4. “Бурлящий источник” – сильное и бурное кипение воды (до него доводить нельзя, иначе придется начинать все сначала).

Тонкости китайского чаепития

Для разных сортов чая используются разные способы заварки – это один из великого множества нюансов проведения китайской чайной церемонии.

Например, или любой другой нежнее , или , поэтому для его заваривания используется менее горячая вода.

В зависимости от цели проведения чайной церемонии, выбирают и сорт чая. Так, улун считается праздничным напитком и именно ему посвящена церемония Гунфу ча. Этот сорт абсолютно не подходит для поспешных или офисных чаепитий.

Чайная церемония не должна проводиться “на десерт” – после приема пищи следует выждать как минимум 2 часа.

За несколько часов до чаепития нельзя употреблять острые, сладкие и кислые блюда, а также пить алкоголь, курить и пользоваться парфюмом.

На голодный желудок желательно не пить большое количество чая (в среднем на церемонии гостю предлагается до 20 чашек).

В глазах европейца китайская чайная церемония выглядит мистическим и экзотическим ритуалом, который имеет много особенностей и нюансов.

Но при правильном проведении этого действа, даже одно участие в Гунфу ча может полностью изменить представление человека о чае и даже способствовать его духовному развитию!

Юлия Верн 48 876 1

Китайская чайная церемония - Гунфу-Ча или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая, одна из многих, исторически сложившихся, китайских традиций, зародившихся несколько тысяч лет назад в древнем Китае. Китайская Гунфу-Ча - родоначальница всех чайных традиций, распространившихся по всему миру, представляющая собой отдельный ритуал восхищения вкусом чайного напитка, берущий свое начало из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун.

Приготовлению чая в Китае всегда уделялось высокое внимание, что является неотъемлемой частью традиционных китайских чаепитий, независимо от форм сухого чайного сырья. К концу XIV века, в эпоху династии Мин, излюбленным чайным напитком семьи императора был чай, приготовленный из цельных сухих листьев, в то время как народ попроще мог позволить себе только брикетированное и мелколистовое чайное сырье.

Со временем изменялась посуда, в которой заваривали и из которой наслаждались чайными напитками. Так, к середине XV века появляется специальная чашка - гайвань, которая служит и заварником и чашкой одновременно. Гайвань - одна из немногих представительниц чайной утвари, которая используется в традиционном китайском чаепитии и по сей день. Посуда напоминает собой обычную чашку, объем которой может колебаться от 100 до 350 мл, без ручки, но с обязательным присутствием крышки и блюдца. Еще одно обязательное условие - наличие идентичного расписного узора на всех трех элементах посуды, которым, в средние века обозначали принадлежность к определенному статусу при дворе, а в последующем и - к семейному очагу.

Гайвань — традиционная китайская чайная утварь

Классическая гайвань представляет собой модель мира, где блюдце - символизирует основу (землю), крышка - защиту (небо), а сама чашка - человека, уверенно стоящего на земле под защитой неба.

Крышка обязательно прилегает к чашке неплотно - образуя щель, через которую пьется чай или разливается по чашкам в кругу семьи.

Почти одновременно с гайванью появляется еще один представитель посудных китайских изысков - глиняный чайник исинь, получивший свое название благодаря китайскому городу Исин (иногда произносится Исинь), в пригороде которого - Диншучжэне на берегу озера Тай, находятся залежи фиолетовой глины с примесями песка, собственно из которого и изготовлен чайник.

Исинская фиолетовая глина обладает особыми качествами при обжиге - материал приобретает блеск и пористую жесткую структуру, которая обуславливает медленное остывание чайника и дает возможность «дышать» содержащемуся в нем чаю.

Требования к воде

Чаепитие Гунфу-Ча - процесс, который должен удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, обладая, при этом богатым, насыщенным вкусом и ароматом, чего невозможно без правильно подобранной воды для заваривания, ее подготовки и непосредственного использования. Мастерство работы с водой передавалось китайскими чайными мастерами из тысячелетия в тысячелетие, постоянно совершенствуясь и оттачиваясь.

Процесс подготовки воды начинается с ее подбора. Вода с примесью посторонних запахов или обладающая плохим вкусом не подходит для использования в чаепитии. Слишком мягкая вода также отвергается - в ней слишком мало духа земли: природных минеральных солей, которые придают готовому напитку особую уверенность. Лучшей водой для приготовления чая считается родниковая вода, которые берет свои истоки из самого сердца земли, одухотворяя и оживляя чайный напиток.

Воду для заваривания хорошо кипятить в отдельном котле, такой емкости, которой будет достаточно для всех участников чаепития. Нагревание проводится единожды - от холодной родниковой до необходимой температуры. Не допускается остывание и повторный нагрев - это повышает мягкость воды и убивает ее живые свойства.

Только опытный чайный мастер может определить достаточный нагрев воды, а зависимости от сорта используемого чая, коих немного - для Гунфу-Ча используются всего два сорта чая: улун и пуэр. Для заваривания улуна температура воды должна достичь уровня 95 градусов, а для пуэра - 100.

Определить готовность нагретой воды можно и самостоятельно, если нет под рукой термометра. Вода температурой 75-85 градусов образует пузырьки, как их называют китайцы - «глаза краба», размером около 3 мм, создавая при этом громкий, резкий, шипящий звук.

При температуре 90-95 градусов, пузырьки размерами больше - около 8 мм, носят название «рыбьи глаза». Звуки кипения приглушенные, переливающейся тональности, звуки «шума ветра в соснах».

Необходимая утварь

Существуют некоторые различия между традициями Гунфу-Ча на территории материкового Китая и острове Тайвань, особенно это касается посуды, используемой в чаепитии. Поэтому набор приспособлений и посуды может несколько различаться, но это никак не отражается на качестве самого мероприятия.

Основная чайная утварь, без которой не обходится ни одна Гунфу-Ча в Китае:

  1. Чайник для заваривания исинь (Yixing) и комплект гайваней, которых должно равняться числу участников чаепития. Гайвани используются в материковой культуре чаепития;
  2. Чайный кувшин Ча-Хай - глиняная посуда, в которую сливается настоявшийся напиток, для согласования всех его разновидностей ароматов. Ча-Хай, в тайваньской культуре, служит основным источником розлива чая по чашкам;
  3. Котел с нагретой до необходимой температуры водой;
  4. Высокая узкая чашка Сян-Бэй и низкая широкая Пин-Бэй, которые неразлучно объединены в чайную пару и применяются только в тайваньской чайной культуре;
  5. Плоская фарфоровая подставка - Бэйнч-Жань, круглой или квадратной формы, которая визуально формирует единство чайной пары;
  6. Небольшой лоскут мягкой льняной материи темного цвета для вытирания пролившихся по посуде чайных капель;
  7. Чайная коробочка Ча-Хэ, в которую насыпают сухое чайное сырье и пускают по кругу участников с целью познакомить их с сортом, видом и ароматом будущего напитка;
  8. Фарфоровая ложка для очистки носика и краев посуды от мусора и плавающих чайных листков;
  9. Бамбуковая ложка для взвешивания и дозирования сухого чайного сырья;
  10. Фильтр-ситечко для носика исиня;
  11. Широкая деревянная доска - Ча-Пань - основная подставка под всю утварь;
  12. Широкие чайные щипцы для извлечения чайных листьев из исиня.

Процесс церемонии

Церемония китайского чаепития должна проходить в помещении, освещенном рассеянным солнечным светом, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы ни одна мелочь, включая яркий луч света, не помешала пропитаться духом чайного напитка.

Цветовая гамма в помещении предпочтительно пастельных тонов с преобладанием светло-зеленых или светло-коричневых оттенков. Обязательно наличие легкого движения воздуха, вольного духа ветра, который приносит дух Гунфу-Ча в каждый уголок самой закрытой души.

В воздухе витают легкие, ненавязчивые ароматы жасмина или лаванды, слышны пение птиц и легки звуки традиционной китайской музыки. Все окружение должно быть мирным, спокойным, способствовать расслаблению души и тела - дух чая не терпит суеты.

Стол, за которым проводится чаепитие, должен быть достаточно вместительным, чтобы не допускать перегруженности посудой и соответствующие неудобства вследствие этого.

Подготовка

Первый этап - Вэнь Ху Тан Бей - согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1,5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

Второй этап - Жань Шань Цзя Мин - оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

Третий этап - Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) - отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды - половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

Четвертый этап - Суан Ху Гао Чонг - «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой - один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

Пятый этап - Чун Фэн Фу Миан - «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

Шестой этап - Зай Чжу Цин Куан - «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты - не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая - для непосредственного заваривания. Низкий, а значит - близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап - Гуа Мом Лин Гай - поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

Обслуживание участников чаепития

В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей.

Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая.

Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

Благодарность аромату и чаепитие

Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда - чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» - это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян - «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих.

Переворот чашек - Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») - заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка.

Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй - основной, а третий - завершающий, который формирует послевкусие.

На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину - комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

Очистка посуды

Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем - кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью.

Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

Китайские традиции чаепития

Как известно, чай в Китае - традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус.

Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям:


Кухня Китая, национальная и местная: что приготовить и где поесть. Рецепты, способы приготовления, закуски, десерты, горячие блюда и напитки Китая.

  • Горящие туры по всему миру

Обязательная экскурсия, которую туристам предложат в любом городе, провинции или на острове Китая - это чайная церемония. Издревле считается, что лучший чай в Китае выращивается на горе Хуаншань, провинция Анхой, на высоте 4 км над уровнем моря. Этот сорт часто называют «чаем облаков и туманов».

Непосредственно перед чайной церемонией («гунфу-ча») следует по максимуму избавиться от посторонних запахов: вымыть руки, почистить зубы, прополоскать рот. А также не стоит сочетать её с едой. Женщинам рекомендуется стереть помаду с губ, чтобы она не портила ни вкуса, ни запаха чая. Вообще, чайная церемония проводится молча, но если человек участвует в этом процессе впервые, хранить молчание ему сложно.

Китайская чайная церемония

Церемония

Первое действо церемонии - подогревание воды для чая. Вода подогревается прямо у места чаепития. Затем начинается демонстрация чая гостям.

Порция чая, отмеренная для заваривания, пересыпается в специальную чайницу, после чего каждый участник церемонии дважды вдыхает аромат чая и дважды выдыхает его в чайницу. При вдохе нужно стараться дышать как можно глубже, чтобы запах достиг самого низа лёгких. Знакомство с чаем можно также ограничить рассматривание оного в «чахэ» - черпалке.

После того, как ополоснули посуду горячей водой, наступает «чжича в чаху» (пересыпание чая в чайник). Ни в коем случае нельзя трогать чай руками, дабы не «прицепить» к нему посторонние запахи. Затем чай заливают горячей водой (именно горячей водой от 60 °C до 90 °C, а не кипятком).

Первая заливка чая («сича») - это ещё не заваривание. Ей не надо давать настаиваться, поскольку она всё равно идёт на слив. Первой заваркой омываются чашки для пития («чабэй») - чай переливается из чашки в чашку, и высокие чашки («вэнсябэй», чашки для вдыхания аромата чая). Процедуры омовения чашечек называются, соответственно, «сибэй» и «сивэнсябэй». Во время омовения чайные листья начинают потихоньку раскрываться и очень активно излучать аромат - это второе знакомство участников с чаем. Аромат опять вдыхается два раза глубоко и выдыхается в чайник (аккуратно - пары обжигают!) Это всё подготовительные мероприятия, а теперь - само чаепитие.

Заваренный чай наливают через ситечко в кувшинчик, из которого его разливают по высоким чашкам «вэнсябэй»: так, чтобы у всех был чай одинаковой крепости. Для этого чай наливают по частям - сначала на четверть, потом ещё на четверть и ещё. Остатки выливаются.

Затем «вэнсябэй» накрываются питьевыми чашками «чабэй», как крышкой. Чашки переворачивают, чтобы не расплескивался чай, и «чабэй» оказывается внизу. Высокие чашки вынимаются, а чай оказывается в питьевых чашках. В высоких чашках концентрируется аромат, который нужно вдыхать, по традиции, засовывая нос в чашку. А из питьевой чашки пьют чай маленькими глотками.

Когда чай выпит, всю процедуру повторяют заново, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат.

На родине чая, в Китае, этот напиток считается культовым. На протяжении многих тысячелетий народом Поднебесной собирались и затем обрабатывались листья, произрастающие на чайном дереве.

Кроме этого, постепенно зарождалась целая система знаний. В их числе было и проведение китайской чайной церемонии. Причем пили этот напиток как императоры, так и простые крестьяне.

Первооткрыватель чая

Этот бодрящий и тонизирующий напиток в Китае обладает большой популярностью. Его открытие приписывают Шень-Нуну - мифическому императору, который правил страной приблизительно в 2700 году до н. э. Легенды гласят о том, что этот повелитель Поднебесной - отец китайской медицины и божественный землепашец. На протяжении своей жизни им были опробованы различные виды растений и изучены их полезные свойства, которым он и обучал народ. Согласно преданию, Шень Нун обладал змеиным телом, имел человеческое лицо, расположенное на бычьей голове, носом тигра, а его живот был из прозрачного нефрита.

История открытия чая

По поводу появления у народа Поднебесной этого культового напитка существует сразу две легенды. Согласно первой из них, император Шень Нун пожевал ароматные, но горькие на вкус листья, облетевшие с растущего недалеко от него куста. Сделал он это в поисках лекарства, попробовав очередное растение и отравившись им. Листья, которые он использовал для облегчения своего состояния, сделали его бодрым и придали силы. И позднее это средство было постоянно при императоре. Он носил с собой листья чайного дерева и жевал их после того, как пробовал новые, неизведанные для него травы.

Существует и второй вариант легенды. Он рассказывает нам, как листья чайного дерева ветром занесло в котелок, в котором кипела вода. Шень Нун заметил, что постепенно она приобрела золотистый цвет. Император испробовал получившийся ароматный и вкусный напиток и ощутил после этого бодрость.

Открытие чая Бодхихармой

Существует и еще одна легенда. Она повествует нам о том, что впервые чай открыл монах Бодхихарма. Им было принято решение о проведении непрекращающихся молений Будде. Однако после четырех лет медитации монах все же уснул. Проснувшись в гневе от того, что нарушил свой обет, Бодхихарма отрезал себе веки, бросив их на землю. В этом месте выросло два чайных дерева.

Появление традиций

В период правления династии Хань с 221 по 206 г. до н. э. китайцы активно изучали те свойства, которыми обладает чай. При этом они все больше расширяли свои познания в сфере выращивания этого растения и переработки сырья. Далее, в эпоху Троецарствия (221-277 гг.), удивительный тонизирующий напиток начал заменять вино на пирах. Тогда же и берет начало история возникновения китайской чайной церемонии.

В 618-907 гг., в эпоху правления Тан, это растение почитали как еду и лекарство. И только позже листья чайного дерева начали собирать только для приготовления напитка. Причем относились к нему как к чудесному и удивительному средству, питающему жизнь.

Развитие традиций

«Семейное сплочение»

Во время проведения свадьбы чайная церемония способствует знакомству семей молодоженов.

«Передача опыта и мудрости»

Нередко в чайных церемониях Поднебесной участвуют молодые люди и пожилые. Подобная церемония позволяет распространять и сохранять традиции, а также передавать молодому поколению тот жизненный опыт, который составляет культурное наследие великой страны.

Ноя 12, 2017

С давних времен в Китае существует перечень вещей, «потребных ежедневно». В нем 7 позиций, одну из которых (наравне с дровами, солью, рисом, соевым соусом, уксусом и маслом) занимает чай. Его пьют дома и на официальных мероприятиях, встречают этим напитком высоких гостей, используют в буддизме для проведения различных ритуалов и в медицине как лечебное средство и даже противоядие.

В китайской культурной традиции чайная церемония (она называется Гунфу Ча ) имеет большое значение. Ее принципы, главный из которых – восхищение вкусом напитка, были заложены несколько тысячелетий назад и претерпели за это время не так уж много изменений.

По примеру Гунфу Ча чайные ритуалы появились в разных странах мира, везде – со своими особенностями и национальным колоритом. Кстати, даже в самой Поднебесной чайная культура отдельных провинций имеет свои характерные черты, однако неизменным является благоговейное отношение к напитку.

Также у нас есть отдельная публикация по видам элитного китайского чая — по .

История и философия

Истории чайной церемонии посвящены многочисленные монографии. Большинство авторов поддерживают версию о том, что своей популярности чай обязан монахам. Этот напиток они употребляли во время общения друг с другом, когда подолгу обсуждали важные, в том числе и «ученые» темы. Так родились и сам ритуал, и его философия, которая побуждает участников настроиться на «внутреннюю волну», на положительные эмоции , искать и находить ответы на самые важные вопросы внутри себя и одновременно наслаждаться ароматами напитка и эстетической составляющей ритуала.

Как правило, в нем участвуют и новички, поэтому чайная церемония предполагает наличие некоего руководителя, который не просто разливает напиток по чашкам, но и помогает создать необходимую атмосферу – действует мягко, но уверенно, заботится о том, чтобы гости не мешали друг другу громкими разговорами, а имели возможность погрузиться в свои мысли.

К ритуалу, каков он сегодня, в Поднебесной пришли не сразу . Даже с заваркой экспериментировали довольно долго: сначала листья варили, получая в итоге «ароматную кашу», потом придумали листья прожаривать, делать из них муку и заливать кипятком, позже отработали технологию изготовления плиточного чая.

Одной из изюминок ритуала стало так называемое «сравнение чаев»: участники этого действа взбивали палочками напиток, приготовленный из размолотых в пыль листьев, до образования пены. Тот, у кого она оказывалась более плотной и красивой, становился победителем.

Ближе всего к сегодняшним ритуалам — чаепития, проходившие в XIV-XV веках , в годы правления династии Мин. В этот же период зародилась традиция использовать для них особые виды посуды, в частности — чашки под названием «гайвань» (ими пользуются до сих пор), которые, помимо своего прямого назначения, служат также заварниками.

Культура чаепития в Китае

«Гунфу Ча» в переводе на русский означает «высшее мастерство чаепития». Задача церемонии – помочь человеку насладиться достоинствами напитка. Их, как подсчитали въедливые китайцы, четыре:

  • цвет чая;
  • форма чайных листьев;
  • вкус напитка;
  • аромат.

Посуда

Уже упоминавшаяся чашка гайвань обходится без ручки, однако дополнена крышкой (символ неба) и блюдцем (символ земли). Непосредственно чашка олицетворяет собой человека, который твердо стоит на земле, под защитой неба . Крышка и чашка образуют между собой щель, через которую человек разливает напиток гостям или пьет сам.

Важно, чтобы и крышка, и блюдце были для гайваня «родными», то есть имели бы один и тот же узор (разрозненные элементы от разбившейся посуды соединять нельзя), только в этом случае они становятся своеобразным символом родного очага.

Объем чашки – 100-350 мл. Количество необходимых гайваней определяется по числу участников чайной церемонии.

Чайник для заваривания называется исинь, так как в старину этот вид посуды изготавливали из особой фиолетовой глины, добываемой близ города Исин. Этот материал был выбран потому, что после обжига он приобретал пористую и одновременно жесткую структуру, а потому служил долго , а главное – позволял чаю «дышать».

Другие атрибуты и принадлежности, без которых невозможен китайский ритуал:

Вода

Лучшей считается вода родниковая, и в этом тоже – дань традиции, большой философский смысл: такая вода рождается в сердце земли, поэтому приготовленный из нее напиток наполнен жизнью, одухотворен. Однако не всякая родниковая вода может быть использована. Плохо, если она слишком мягкая, не содержит достаточного количества минеральных солей. Недопустимо, если у воды имеется какой-то свой запах или неприятный вкус.

Кипятят воду в котле, причем только 1 раз, до нужной температуры. Дополнительный подогрев является нарушением традиции. Для разных видов чая обеспечиваются разные условия: для достаточно 95 градусов, для пуэра требуется 100. Опытный мастер определяет нужный момент «на глазок» (по размеру образующихся на поверхности пузырьков) и на слух (в закипающей воде он должен услышать «шум ветра в соснах»).

Музыка

Проведение церемонии невозможно без музыки. Правильно подобрать ее – настоящее искусство. Она должна быть ненавязчивой, медленной, по звучанию близкой к классическим китайским музыкальным инструментам.

Также приветствуется вариант, когда в музыкальном произведении слышатся щебет птиц, журчание воды, шелест листьев в лесу. В этом случае уместно наполнить помещение легким, едва уловимым ароматом лаванды или жасмина.

Предметы интерьера

Проводить чайные церемонии рекомендуется в помещении, оформленном в пастельных тонах, с зелеными и коричневатыми оттенками. Солнечный свет должен быть рассеянным, обязательно – легкое движение воздуха, который (оказывается, и в этом имеется свой смысл) будет добираться до каждого уголка человеческой души, помогать ей раскрыться.

Что касается интерьера, то здесь предпочтение отдается минимализму : бамбуковые циновки, низенький стол и больше ничего. Стол, правда, должен быть большим, чтобы места вокруг него хватило всем участникам, а сервиз и необходимые предметы располагались бы свободно, не создавая ощущения тесноты.

Для организатора церемонии предусмотрен чабань – небольшой столик, внутри которого имеется поддон, чтобы сливать лишнюю воду. На чабань иногда ставят фигурки из особой глины, которая меняет цвет в зависимости от изменения температуры воды.

Виды церемоний

Помимо классической Гунфу Ча, сложились и другие традиции проведения чайных мероприятий. Среди наиболее популярных:

  • Гун фу ча – главным «героем» церемонии является какой-либо один конкретный сорт;
  • Хэ ча – участники чаепития пробуют разные сорта чая;
  • Пин ча – участники церемонии знакомятся с большим разнообразием сортов, а среди гостей присутствуют опытные дегустаторы, которые делятся своими впечатлениями;
  • Лу Юя – напиток готовится на открытом огне, к чайным листьям добавляют целебные травы.

Приготовления к мероприятию

Чтобы чайная церемония прошла на достойном уровне, к ней должен готовиться каждый из ее участников, настраиваясь на нее эмоционально, стараясь отрешиться от окружающей суеты, больших и малых проблем.

Важно, чтобы все собравшиеся гости были друг другу симпатичны , располагали бы достаточным временем и не смотрели то и дело на часы, боясь куда-то опоздать. Непосредственно перед церемонией нужно отключить мобильный телефон.

Чайный мастер перед приходом гостей должен создать в помещении, где проходит церемония, необходимую обстановку, убрать все лишнее, красиво расставить набор посуды и аксессуары.

Проведение китайской чайной церемонии

Описание чайного действа включает несколько этапов, очередность которых нельзя нарушать, поскольку в каждом заложены определенные символы.

Этап 1. Исинь и гайвани надо согреть, заполнив их примерно на треть кипятком. Через 2 минуты воду сливают.

Этап 2. Оценка качества чая: участники церемонии знакомятся с заваркой, которая насыпана в специальную чайную коробочку. Передавая ее друг другу, каждый делает 3 вдоха, а выдыхает (так требует традиция) – на листочки чая: тепло человека их согревает и аромат становится ярче.

Этап 3. Чайный мастер отмеряет необходимое количество чайных листьев с помощью специальной бамбуковой ложки и высыпает их в исинь. Традиционная норма – 15 г заварки на 150 мл воды.

Этап 4. Он называется «промывание высокой струей». Воду (кипящую или согретую до определенной температуры, как того требует тот или иной сорт чая) наливают в исинь, заполняя его до краев. Струйка должна быть тонкой и литься с высоты от полуметра до 70 сантиметров.

Этап 5. С помощью фарфоровой ложки из исиня убирают всплывшие листочки и образовавшиеся пузырьки. Закрывают исинь крышкой на пару минут, а затем выливают жидкость в специально подготовленную посуду. Этот чай не пьют.

Этап 6. Вновь заполняют исинь водой. На этот раз струя должна быть сильной, а высота падения воды – от 10 до 15 см.

Этап 7. Мастер повторяет действия 5-го этапа с той разницей, что закрывает исинь крышкой не на пару минут, а всего на 20-50 секунд. После этого напиток готов к употреблению.

Разливают чай по гайваням непосредственно из исиня (в тайваньской традиции – из кувшина ча-хай). Делает это хозяин дома, где собрались гости, либо чайный мастер, если церемония проходит в ресторане.

В тайваньском варианте используется чайная пара, состоящая из двух чашек. Здесь свобода похозяйничать предоставляется самим гостям: они могут налить из гайваня немного напитка в высокую чашку и оценить его аромат, а в низкую – чтобы оценить вкус напитка и его цвет.

Заваривать чай разрешено многократно: улун – от 4 до 8, пуэр – до 16. Подробнее о том, как правильно заваривать чай пуэр мы писали . А выпивают собравшиеся как минимум по 7 чашек:

  • чашка 1 – знакомство с напитком;
  • 2 – возможность расслабиться и отбросить, если они были, негативные эмоции;
  • 3 – заряд бодрости;
  • 4 – ощущение покоя;
  • 5 – очищение тела;
  • 6 – ясность разума;
  • 7 – общая релаксация.

Особое внимание придается первым глоткам: сначала делают маленький, затем большой (основной) и вновь маленький . Этот ритуал дает возможность оценить аромат чая, его вкус и послевкусие.

Правила и традиции

Чтобы чайная церемония была полезна и духу, и телу, нужно выполнять некоторые правила:

  • напиток не должен быть обжигающим;
  • нельзя пить его на голодный желудок;
  • сразу после обильной еды пить чай тоже нельзя, лучше сделать небольшой перерыв;
  • вредно пить вчерашний чай.

Согласно китайской традиции чайные мероприятия рекомендуется проводить по каким-либо важным поводам :

  • оказать уважение пожилому человеку;
  • украсить чайной церемонией семейную встречу родителей и детей;
  • поблагодарить родителей молодоженов в день свадьбы;
  • отметить знакомство родителей будущих новобрачных.