Иван тургенев. Иван тургенев Описание и стоимость

Дворянское гнездо - вожделенное жилище, эталон и своё всё для современного русского человека, живущего за городом. И если заказчик, желающий построить дом-усадьбу, вдохновляется литературным и историческим колоритом, то для исполнителя-архитектора такой проект становится ответственным экзаменом на знание истории архитектуры и умение пользоваться стилистическими средствами языка классической архитектуры Бурная история XX века оставила нам не много оригинальных образцов русской усадебной архитектуры. И если в Европе исторические палаццо и шато сохранились в гораздо большем количестве и до сих пор остаются в пользовании частных лиц, то в России сохранившиеся усадьбы и дворцы принадлежат государству и действуют уже в качестве музеев.

Перед архитектором Гарольдом Мосоловым и командой стояла сложная задача. Требовалось внутри большого, почти с дворцовым размахом построенного дома создать не просто интерьер в классическом стиле, а воссоздать такую атмосферу, как если бы с начала XIX века этот дом был обитаем. Представим, что со временем он органично изменялся и дожил до наших дней как жилой дом с несколькими культурными слоями, адекватный современным требованиям, но с бережно сохранённой атмосферой благородного прошлого.

Надо сказать, что для постройки именно такой размашистой усадьбы были все предпосылки. Дом находится не в тесном пригородном посёлке, а в центре большой, свободной от застройки территории, с лугами и лесом, именно усадьбы, а не участка. Первый этаж построен по классическому образцу: в центре большой холл, по обе стороны которого симметрично расположены анфилады комнат.
Представительская часть здания - это высокая, в два этажа, гостиная и холл с парадной лестницей, они производят впечатление дворца. Архитектор не стремился оформить все помещения в одном стиле, и это исторически оправданно, так как и в оригинальных усадьбах XIX века были "тематические" помещения, декорированные на определённую экзотическую тему, например китайскую. Опять-таки, задача архитектора и дизайнера в данном случае сложна: необходимо выдержать тонкую грань между стилизацией и эклектикой, не превратить интерьер в Диснейленд. Гарольд Мосолов и команда разработали концепцию, в рамках которой отдельные сдержанно-стилизованные помещения "нанизываются" на единый стилистический стержень - русский ампир. Поэтому гостиная в классическом стиле соседствует здесь с холлом в египетском стиле, а внутренняя часть величественной лестницы в центре здания представляет собой итальянский дворик, окнами выходящий в сад.

Стоит отметить вдохновенную и непростую работу архитектора со светом - естественным и искусственным. Расположение, размер окон в соотнесении с помещениями просчитаны так, чтобы создать игру света и ощущение открытости окружающей природе, благо пейзажи снаружи не испорчены огромными заборами и лишними строениями. А в цокольном этаже без окон создан внушительных размеров бар с бильярдной, и проблема освещения решена самым элегантным образом. Полностью залитый электрическим светом потолок имитирует атриум, открытый солнечным лучам. Кстати, настоящий атриум, или, точнее, купол, в доме тоже присутствует, и в ясную погоду солнце освещает весь монументальный лестничный проём.

Задаче создать не просто интерьер, а интерьер с историей, соответствует и главная спальня - хозяйская.
Архитектор предположил, что в начале XX века, в эпоху модерна, новое поколение владельцев дома решило обновить отдельные помещения в духе времени. Поэтому спальня владельцев дома в память гипотетических прабабушки и прадедушки оформлена в стиле ар деко. Мебель подбиралась не антикварная того периода, а современная, стилизованная, чтобы интерьер соответствовал духу нашего времени, не отдавал музеем.

Особой сложностью отличался подбор бытовой техники и электроники. Такой, которая не вносила бы в интерьер диссонанс ультрасовременным дизайном, но и не была бы чрезмерно застилизована. Поэтому автор решил остановиться на варианте сдержанного, функционального хай-тека, который своими рафинированными, почти прозрачными линиями деликатно внёс в обстановку современную, но не ломающую общий стиль тему.

Особый акцент данного интерьера - обилие тематической и сюжетной росписи, которая оживляет ампирную прохладцу и создаёт интересные визуальные эффекты. Например, роспись в баре-бильярдной изображает сцены скачек и задаёт общую английскую тему помещения.

Гарольд Мосолов:

"Мы старались создать в проекте атмосферу классической русской усадьбы, так чтобы этот дом не был похож на музей. Мы представили себе гипотетический исторический особняк, ампирное сооружение, построенное в XIX веке, но дожившее до наших дней и изменившееся за прошедшее время."

Описание и стоимость

Этот коттедж по своей архитектуре очень напоминает загородное поместье девятнадцатого века. Несомненным украшением главного фасада дома являются большие окна. На первом этаже окно арочное, оно выходит в гостиную. Вход в дом предваряет широкая лестница. Перильное ограждение лестницы и крыльца выполнено в одном решении с балюстрадой балкона второго этажа, а мощная колонна дополняет это решение. Отделочные материалы наружных стен стандартные, цветовая гамма классических пастельных оттенков. Цоколь коттеджа отделан натуральным камнем, крыша покрыта битумной черепицей. В левом крыле дома разместился просторный гараж на два автомобиля и техническое помещение с выходом на противоположную сторону. Фундамент дома образован монолитной железобетонной плитой. Наружные стены по проектировке имеют вариацию материала: здесь могут использоваться газобетонные блоки или кирпич. В этом отношении коттедж входит в категорию «кирпичные и газобетонные дома». Планировка дома современна и комфортна. На первом этаже помимо гаража расположены гостевая зона, спальня, кухня и столовая. В прихожей разместилась вместительная гардеробная. Из прихожей идет свободный выход в распределительный холл дома. Налево из холла расположились туалет, прачечная, душевая и спальная комната. Прямо из холла широкий дверной проем ведет в кухню, соединенную со столовой в единое пространство. Из столовой есть дверь на широкую террасу, выходящую в сад. Прекрасное место, где в летние вечера можно собраться всей семьей за чаепитием. Из холла направо - проход в светлую и уютную гостиную с камином. Столовая и гостиная двусветны, визуально они разделены лестницей, ведущей на второй этаж. На втором этаже расположились три спальни, две ванные комнаты и просторный холл с видом на гостиную. Из холла второго этажа есть выход на балкон, являющийся украшением главного фасада. Чердак по проекту не эксплуатируемый. В данном проекте предусмотрено зеркальное изображение дома и его поэтажная планировка. Это намного облегчит работу по выбору места под строение коттеджа на вашем участке с учетом его освещения и удаленности от соседних строений. Тип фундамента монолитная ж/б плита 60.3 (тощиной 200 мм) м3 Тип наружных стен кирпич или газобетон (альтернативно) 142.5/140.6 м3 Тип внутренних стен кирпич или газобетон (альтернативно) 36.3/35.7 м3 Тип перекрытий монолитные ж/б над 1-ым и 2-ым этажами 22.5 + 19.8 м3 Крыша стропильная конструкция Тип кровли керамическая чепепица 346.0 м2 Наружная отделка декоративная штукатурка 379.2 м2 Наружная отделка цоколя облицовочный камень 19.9 м2 Количество этажей 2 Высота дома от пола 1-го этажа 9.150 м Высота 1-го этажа от пола до потолка 3.0 м Высота 2-го этажа от пола до потолка 2.95 м Мощность котла с бойлером горячей воды 50 квт Расчетная электр. нагрузка с учетом электроплиты 20.85

Продажа проекта - без подряда. Архитектурно-строительные чертежи (АС) 36000 (64 листа формата А3) Внутренние инженерные системы (ИС) отопление, водопровод, канализация, электрооборудование 5000 (29 листов формата А3) Паспорт проекта 3500 Дополнительная копия проекта 3500

Вопрос-Ответ

Узнайте больше у продавца, ваш вопрос будет первым! ЗАДАТЬ ВОПРОС

Этот коттедж по своей архитектуреоченьнапоминает загородное поместье девятнадцатого века. Несомненным украшением главного фасада дома являются большие окна. На первом этаже окно арочное, оно выходит в гостиную. Вход в дом предваряет широкаялестница. Перильное ограждение лестницы и крыльца выполнено в одном решении с балюстрадой балкона второго этажа, а мощная колонна дополняет это решение. Отделочные материалы наружных стен стандартные, цветовая гамма классических пастельных оттенков. Цоколь коттеджа отделан натуральным камнем, крыша покрыта битумной черепицей. В левом крыле дома разместилсяпросторный гараж на два автомобиляи техническое помещение с выходом на противоположную сторону.Фундамент дома образован монолитной железобетонной плитой. Наружные стены по проектировке имеют вариацию материала: здесь могутиспользоваться газобетонные блоки или кирпич. В этом отношении коттедж входит в категорию «кирпичные и газобетонные дома».

Планировка дома современна и комфортна. На первом этаже помимо гаража расположены гостевая зона,спальня, кухня и столовая. В прихожей разместилась вместительная гардеробная. Из прихожей идет свободныйвыход в распределительный холл дома. Налево из холла расположились туалет, прачечная, душевая и спальная комната. Прямо изхолла широкий дверной проем ведет в кухню, соединенную со столовой в единое пространство.Изстоловой есть дверьна широкую террасу, выходящую в сад. Прекрасное место, где в летние вечера можно собраться всей семьей за чаепитием. Из холла направо - проход в светлую и уютную гостиную с камином. Столовая и гостиная двусветны, визуально они разделены лестницей, ведущей на второй этаж.На втором этажерасположились три спальни,две ванные комнаты и просторный холл с видом на гостиную. Из холла второго этажа есть выходна балкон, являющийся украшением главного фасада. Чердак по проекту не эксплуатируемый. В данном проекте предусмотрено зеркальное изображение дома и его поэтажная планировка. Это намного облегчит работу по выборуместа под строение коттеджа на вашем участке с учетом его освещения и удаленности от соседних строений.

Если, ознакомившись с проектом, вы решили, что такой коттедж вам не подходит по той или иной причине, не забудьте о том, что в каталоге нашего сайта всегда можно найти хороший дом. Проекты коттеджей здесь самые разные, сильно отличающиеся по планировке и дизайну. Также можно найти вариацию на просмотренный вами проект и, вполне возможно, все детали ее будут вас полностью устраивать.

Литературные критики утверждают, что созданная классиком художественная система изменила поэтику романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым почувствовал появление «нового человека» – шестидесятника - и показал его в своем сочинении «Отцы и дети». Благодаря писателю-реалисту в русском языке родился термин «нигилист». Иван Сергеевич ввел в обиход образ соотечественницы, получивший определение «тургеневская девушка».

Детство и юность

Родился один из столпов классической русской литературы в Орле, в старинной дворянской семье. Детство Ивана Сергеевича прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново неподалеку от Мценска. Он стал вторым сыном из трёх, родившихся у Варвары Лутовиновой и Сергея Тургенева.

Семейная жизнь родителей не сложилась. Отец, прокутивший состояние красавец-кавалергард, по расчету женился на не красавице, но состоятельной девушке Варваре, которая была старше его на 6 лет. Когда Ивану Тургеневу исполнилось 12, отец покинул семью, оставив на попечение супруги троих детей. Спустя 4 года Сергей Николаевич умер. Вскоре скончался от эпилепсии младший сын Сергей.


Николаю и Ивану пришлось несладко - у матери был деспотический характер. Умная и образованная женщина хлебнула в детстве и юности немало горя. Отец Варвары Лутовиновой умер, когда дочь была ребенком. Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать. Из-за жестокости матери и побоев отчима девушка сбежала к родному дяде, оставившему племяннице после смерти в наследство 5 тысяч крепостных.


Не знавшая в детстве ласки мать хотя и любила детей, особенно Ваню, но обращалась с ними так же, как с ней в детстве обращались родители - сыновьям навсегда запомнилась тяжелая матушкина рука. Несмотря на вздорный нрав, Варвара Петровна была женщиной образованной. С домашними она разговаривала исключительно на французском языке, требуя того же от Ивана и Николая. В Спасском хранилась богатая библиотека, состоящая в основном из французских книг.


Иван Тургенев в возрасте 7 лет

Когда Ивану Тургеневу исполнилось 9, семья переехала в столицу, в дом на Неглинке. Мама много читала и привила детям любовь к литературе. Предпочитая французских писателей, Лутовинова-Тургенева следила за литературными новинками, дружила с и Михаилом Загоскиным. Варвара Петровна досконально знала творчество , и цитировала их в переписке с сыном.

Образованием Ивана Тургенева занимались гувернеры из Германии и Франции, на которых помещица не жалела денег. Богатство русской литературы будущему писателю открыл крепостной камердинер Федор Лобанов, ставший прототипом героя рассказа «Пунин и Бабурин».


После переезда в Москву Ивана Тургенева определили в пансион Ивана Краузе. Дома и в частных пансионах юный барин прошел курс средней школы, в 15 лет он стал студентом столичного университета. На факультете словесности Иван Тургенев проучился курс, затем перевелся в Петербург, где получил университетское образование на историко-философском факультете.

В студенческие годы Тургенев переводил стихи и лорда и мечтал стать поэтом.


Получив диплом в 1838 году, Иван Тургенев продолжил образование в Германии. В Берлине прослушал курс университетских лекций по философии и филологии, писал стихи. После рождественских каникул в России Тургенев на полгода отправился в Италию, откуда вернулся в Берлин.

Весной 1841-го Иван Тургенев прибыл в Россию и через год сдал экзамены, получив магистерскую степень по философии в Петербургском университете. В 1843-м поступил на должность в Министерство внутренних дел, но любовь к писательству и литературе перевесила.

Литература

Впервые Иван Тургенев выступил в печати в 1836 году, опубликовав рецензию на книгу Андрея Муравьева «Путешествие к святым местам». Спустя год написал и опубликовал поэмы «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь» и «Сон».


Известность пришла в 1843-м, когда Иван Сергеевич сочинил поэму «Параша», одобренную Виссарионом Белинским. Вскоре Тургенев и Белинский сблизились так, что молодой литератор стал крестным отцом сына известного критика. Сближение с Белинским и Николаем Некрасовым повлияли на творческую биографию Ивана Тургенева: писатель окончательно распрощался с жанром романтизма, что стало очевидным после публикации поэмы «Помещик» и повестей «Андрей Колосов», «Три портрета» и «Бретер».

В Россию Иван Тургенев вернулся в 1850-м. Жил то в родовом имении, то в Москве, то в Петербурге, где писал пьесы, которые успешно шли в театрах двух столиц.


В 1852 году не стало Николая Гоголя. Иван Тургенев отозвался на трагическое событие некрологом, но в Петербурге, по повелению председателя цензурного комитета Алексея Мусина-Пушкина, его отказались публиковать. Осмелилась поместить заметку Тургенева газета «Московские ведомости». Цензор не простил ослушания. Мусин-Пушкин называл Гоголя «лакейским писателем», не достойным упоминания в обществе, к тому же разглядел в некрологе намек на нарушение негласного запрета – не вспоминать в открытой прессе погибших на дуэли Александра Пушкина и .

Цензор написал донесение императору . Иван Сергеевич, находившийся под подозрением из-за частых поездок за границу, общения с Белинским и Герценом, радикальных взглядов на крепостничество, навлек на себя еще больший гнев властей.


Иван Тургенев с коллегами по "Современнику"

В апреле того же года писателя на месяц посадили под стражу, а потом отправили под домашний арест в имении. Полтора года Иван Тургенев безвыездно пребывал в Спасском, 3 года он не имел права покидать страну.

Опасения Тургенева насчет запрета цензуры на выпуск «Записок охотника» отдельной книгой не оправдались: сборник рассказов, ранее печатавшийся в «Современнике», вышел. За позволение печатать книгу уволили чиновника Владимира Львова, служившего в цензурном ведомстве. В цикл вошли рассказы «Бежин луг», «Бирюк», «Певцы», «Уездный лекарь». По отдельности новеллы не представляли опасности, но, собранные вместе, носили антикрепостнический характер.


Сборник рассказов Ивана Тургенева "Записки охотника"

Иван Тургенев писал и для взрослых, и для детей. Маленьким читателям прозаик подарил сказки и рассказы-наблюдения «Воробей», «Собака» и «Голуби», написанные богатым языком.

В деревенском уединении классик сочинил рассказ «Муму», а также ставшие событием в культурной жизни России романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым».

За границу Иван Тургенев отбыл летом 1856 года. Зимой в Париже завершил мрачную повесть «Поездка в Полесье». В Германии в 1857-м написал «Асю» – повесть, переведенную при жизни писателя на европейские языки. Прототипом Аси, рожденной вне брака дочери барина и крестьянки, критики считают дочь Тургенева Полину Брюэр и незаконнорожденную единоутробную сестру Варвару Житову.


Роман Ивана Тургенева "Рудин"

За границей Иван Тургенев пристально следил за культурной жизнью России, вел переписку с писателями, оставшимися в стране, общался с эмигрантами. Коллеги считали прозаика противоречивой личностью. После идейного расхождения с редакцией «Современника», ставшего рупором революционной демократии, Тургенев порвал с журналом. Но, узнав о временном запрете «Современника», высказался в его защиту.

В период жизни Западе, Иван Сергеевич вступил в долгие конфликты с Львом Толстым, Федором Достоевским и Николаем Некрасовым. После выхода романа «Отцы и дети» он поссорился с литературной общественностью, называвшейся прогрессивной.


Иван Тургенев первым из российских писателей получил признание в Европе как романист. Во Франции он сблизился с писателями-реалистами , братьями Гонкурами, и Гюставом Флобером, ставшим ему близким другом.

Весной 1879 года Тургенев приехал в Петербург, где молодежь встретила его как кумира. Восторг от визита знаменитого писателя не разделяли власти, дав Ивану Сергеевичу понять, что длительное пребывание литератора в городе нежелательно.


Летом того же года Иван Тургенев побывал в Британии - в Оксфордском университете русскому прозаику дали звание почетного доктора.

В предпоследний раз Тургенев приехал в Россию в 1880 году. В Москве он присутствовал на открытии памятника Александру Пушкину, которого считал великим учителем. Русский язык классик называл поддержкой и опорой «во дни тягостных раздумий» о судьбе родины.

Личная жизнь

Роковую женщину, ставшую любовью всей жизни писателя, Генрих Гейне сравнил с пейзажем, «одновременно чудовищным и экзотическим». У испано-французской певицы Полины Виардо, невысокой и сутулящейся женщины, были крупные мужские черты лица, большой рот и глаза навыкате. Но когда Полина пела, она сказочно преображалась. В такой момент Тургенев увидел певицу и влюбился на всю жизнь, на 40 оставшихся лет.


Личная жизнь прозаика до встречи с Виардо была похожа на американские горки. Первая любовь, о которой Иван Тургенев с горестью поведал в одноименном рассказе, больно ранила 15-летнего юношу. Он влюбился в соседку Катеньку, дочь княгини Шаховской. Какое же разочарование постигло Ивана, когда он узнал, что его «чистая и непорочная» Катя, пленявшая детской непосредственностью и девичьим румянцем, – любовница отца, Сергея Николаевича, прожженного ловеласа.

Юноша разочаровался в «благородных» девицах и обратил взоры на девушек простых – крепостных крестьянок. Одна из нетребовательных красавиц – белошвейка Авдотья Иванова – родила Ивану Тургеневу дочь Пелагею. Но, путешествуя по Европе, писатель встретил Виардо, и Авдотья осталась в прошлом.


Иван Сергеевич познакомился с мужем певицы, Луи, и стал вхож в их дом. Современники Тургенева, друзья писателя и биографы разошлись во мнениях об этом союзе. Одни называют его возвышенным и платоническим, другие говорят о немалых суммах, которые оставлял российский помещик в доме Полины и Луи. Муж Виардо сквозь пальцы смотрел на связь Тургенева с женой и позволял месяцами жить в их доме. Есть мнение, что биологический отец Поля, сына Полины и Луи, – Иван Тургенев.

Матушка писателя не одобряла связи и мечтала, что любимый отпрыск остепенится, женится на молодой дворянке и подарит законных внуков. Пелагею Варвара Петровна не жаловала, видела в ней крепостную. Иван Сергеевич любил и жалел дочь.


Полина Виардо, слушая об издевательствах деспотичной бабушки, прониклась сочувствием к девочке и взяла ее в свой дом. Пелагея превратилась в Полинет и росла вместе с детьми Виардо. Справедливости ради стоит отметить, что Пелагея-Полинет Тургенева не разделяла отцовской любви к Виардо, считая, что женщина украла у нее внимание родного человека.

Охлаждение в отношениях Тургенева и Виардо наступило после трехлетней разлуки, случившейся из-за домашнего ареста писателя. Попытки забыть роковую страсть Иван Тургенев предпринимал дважды. В 1854 году 36-летний литератор повстречал юную красавицу Ольгу, дочь кузена. Но когда на горизонте забрезжила свадьба, Иван Сергеевич затосковал по Полине. Не желая ломать жизнь 18-летней девушке, Тургенев признался в любви к Виардо.


Последняя попытка вырваться из объятий француженки случилась в 1879-м, когда Ивану Тургеневу исполнился 61 год. Актрису Марию Савину не испугала разница в возрасте – возлюбленный оказался в два раза старше. Но когда пара в 1882 году отправилась Париж, в жилище будущего супруга Маша увидела множество вещей и безделушек, напоминавших о сопернице, и поняла, что она лишняя.

Смерть

В 1882 году после расставания с Савиновой Иван Тургенев заболел. Доктора поставили неутешительный диагноз – рак костей позвоночника. Умирал писатель на чужбине долго и мучительно.


В 1883 году Тургенева прооперировали в Париже. Последние месяцы жизни Иван Тургенев был счастлив, насколько может быть счастливым измученный болью человек - рядом с ним находилась любимая женщина. После смерти она унаследовала имущество Тургенева.

Классик скончался 22 августа 1883 года. Его тело доставили в Петербург 27 сентября. Из Франции в Россию Ивана Тургенева сопровождала дочь Полины, Клаудиа Виардо. Похоронили писателя на петербургском Волковом кладбище.


Называвший Тургенева «бельмом на своем глазу», отреагировал на смерть «нигилиста» с облегчением.

Библиография

  • 1855 – «Рудин»
  • 1858 – «Дворянское гнездо»
  • 1860 – «Накануне»
  • 1862 – «Отцы и дети»
  • 1867 – «Дым»
  • 1877 – «Новь»
  • 1851-73 - «Записки охотника»
  • 1858 – «Ася»
  • 1860 – «Первая любовь»
  • 1872 – «Вешние воды»

Этот коттедж по своей архитектуре очень напоминает загородное поместье девятнадцатого века. Несомненным украшением главного фасада дома являются большие окна. На первом этаже окно арочное, оно выходит в гостиную. Вход в дом предваряет широкая лестница. Перильное ограждение лестницы и крыльца выполнено в одном решении с балюстрадой балкона второго этажа, а мощная колонна дополняет это решение. Отделочные материалы наружных стен стандартные, цветовая гамма классических пастельных оттенков. Цоколь коттеджа отделан натуральным камнем, крыша покрыта битумной черепицей. В левом крыле дома разместился просторный гараж на два автомобиля и техническое помещение с выходом на противоположную сторону. Фундамент дома образован монолитной железобетонной плитой. Наружные стены по проектировке имеют вариацию материала: здесь могут использоваться газобетонные блоки или кирпич. В этом отношении коттедж входит в категорию «кирпичные и газобетонные дома».

Планировка дома современна и комфортна. На первом этаже помимо гаража расположены гостевая зона, спальня, кухня и столовая. В прихожей разместилась вместительная гардеробная. Из прихожей идет свободный выход в распределительный холл дома. Налево из холла расположились туалет, прачечная, душевая и спальная комната. Прямо из холла широкий дверной проем ведет в кухню, соединенную со столовой в единое пространство. Из столовой есть дверь на широкую террасу, выходящую в сад. Прекрасное место, где в летние вечера можно собраться всей семьей за чаепитием. Из холла направо - проход в светлую и уютную гостиную с камином. Столовая и гостиная двусветны, визуально они разделены лестницей, ведущей на второй этаж. На втором этаже расположились три спальни, две ванные комнаты и просторный холл с видом на гостиную. Из холла второго этажа есть выход на балкон, являющийся украшением главного фасада. Чердак по проекту не эксплуатируемый. В данном проекте предусмотрено зеркальное изображение дома и его поэтажная планировка. Это намного облегчит работу по выбору места под строение коттеджа на вашем участке с учетом его освещения и удаленности от соседних строений.