История создания ООО Торговый дом «Алиса.

8 марта 1914 года жители Сокольников, глядя на людей, выходящих из недавно построенной Воскресенской церкви, что у парка, с удивлением отмечали, что ни шипящих приходских старух, ни пронырливых сокольнических юродивых, ни барынь с детьми, ни чиновного люда среди толпы не было.

Крестясь и натягивая картузы, из церкви выходили одни мастеровые. Лишь несколько господ в вицмундирах с инженерными молоточками в петлицах, да барин в партикулярном платье долго еще о чем-то совещались с батюшкой и покинули храм последними.

Барина в Сокольниках знали многие, но молебен с мастеровыми видели впервые. Так Фрол Ефимыч Серегин, основатель и хозяин "Мебельной Мануфактуры Серегина", отмечал десятилетие своего предприятия.

Строго говоря, предприятию на ту пору было уже даже и не десять, а целых двенадцать лет. В конце 1902 года бывший крестьянин из орловской губернии Фрол Серегин вместе с братом Филиппом обустроил на Сухаревке небольшую мастерскую по починке мебели.

О первых двух годах деятельности братьев почти ничего неизвестно. Сухаревский рынок тех времен, по воспоминаниям Гиляровского, вообще был местом темным, а персонажи, сновавшие по нему, в основном были известны только филерам из охранки да еще немногим газетным репортерам. Слабые, как известно, на Сухаревке не выживали.

Братья Серегины выжили, и дело свое продолжили. Правда, уже порознь: старший, Фрол Ефимыч, перебрался в Сокольники, где и основал свою фабрику, а младший - Филипп - вынырнул через пару лет в Аргентине владельцем фирмы, не имевшей какого-либо более или менее четкого направления деятельности.

Чем только не занималась компания Филиппа! Мебель, общежития для рабочих американской телеграфной компании, работавших тогда в Буэнос-Айресе, деревянные кузова для первых автомобилей - далеко не полный перечень деятельности младшего Серегина. В 1905 году, когда в Аргентину хлынули напуганные первыми погромами российские евреи, Филипп даже открыл в городе Тукуман магазин по продаже кошерной пищи.

Кончилось тем, что младший Серегин (или Фил, как он стал себя называть) перебрался в Бразилию, остолбил участок берега на какой-то безвестной речке, где сброд, согнанный со всего света, добывал ему изумруды.

После Бразилии была Мексика, Колумбия, участие в нескольких латиноамериканских революциях, которых, как известно, в заполошной Латинской Америке на иной год приходится едва ли не больше, чем солнечных дней. В итоге и без того довольно извилистый след младшего Серегина снова затерялся. На этот раз надолго - на целых семь лет.

Часть 2. Прокламация

Фрол же Ефимыч вел себя иначе. На пустяки не распылялся, легкой наживы не искал, но уж свое дело крепко держал в крестьянских руках. В 1903 году фабрика пошла в гору, после того как старший Серегин ухитрился получить заказ от Купеческого собрания.

С этого момента бывший крестьянин стал вхож в лучшие дома Москвы. Фабрика у него была не то, чтобы большой - не морозовские мануфактуры, конечно, - но главное, чем всегда брал "своего клиента" Фрол Ефимыч - надежность, качество своей мебели.

Конкуренты из фабрикантов, да и собственно торговцы, особенно иноземные, его не жаловали. Знали ведь, - не пропустит Серегин нового германского дивана или кресла. Обязательно купит, разберет со своими мужиками до гвоздя, до доски. И обязательно ведь, стервец, в точности такое же у себя сделает, и на поток через месяц запустит. Да еще и похвалится, - у немца, вишь, деревяшка совсем сопливая, а у меня, мол, - чистый дуб, сосна, вишня...

А тут еще и плантацию кавказского бука Серегин прикупил. Куда как хорошо! - едешь на воды, заглянешь к собственным лесорубам, сушилку новую посмотришь, спившемуся немцу-управителю в буковой роще дубьем мозги вправишь. Да и полицмейстеру рублем поклониться не грех: не трожь ты, мил человек, моих-то, у меня народ как на подбор, да и охрана своя, слава богу, поставлена. Вот и ладненько!

Так и получалось, что если хочет кто пыль в глаза пустить - покупает на Кузнецком, а если хочет то же самое, только лучше да дешевле - едет к Фролу Ефимычу.

Меценатом Серегин, по примеру того же Морозова или Рябушинских с Третьяковым, не стал. На художников не тратился, про картинки их только и буркнул однажды, что "не понимаю я, мол, этого, баловство это все", но чертежи читал легко, никогда не жалел денег на инженеров, станки выписал из Германии лучшие - крупповские. Даже болты покупал бог весть где; в штате Огайо. Чем-то Серегина наши, путиловские и сормовские, не устроили.

Но положение обязывало. Просто беда в России какая-то была в начале века! - ежели ты фабрикант, то помогай революции либо меценатствуй, художников да поэтов содержи как будто кокоток с Еропкинского! Серегин понимал, что хрен редьки не слаще - ему что революционеры, что художники - все голодранцы!

Эпоха требовала своего. Одни названия моделей чего стоили! В пятом году Фрол Ефимыч, наряду с уже выпускавшимися "Егозой", "Двуглавым Орлом" (между прочим, первый в России угловой диван), "Мадамкой" вынужден был запустить такие названия как "Бомбист", "Адская Машина", "Переворот" (одна из первых раскладных моделей) и даже "Прокламация".

Савва Морозов, исключительный почитатель серегинских диванов, свел однажды Фрола Ефимыча с успевшим уже на ту пору прославиться террористом Николаем Бауманом.

Революционер, изнемогавший в боях с царизмом, "буквально не имел на чем отдохнуть" и намеревался, как теперь говорят "бартером", в обмен на близкую революцию, выпросить у Серегина диван да пару кресел, чтоб меблировать явку для своей группы.

О замечательном в своем роде разговоре этих трех рассказывал в 1927 году следователям ОГПУ бывший старший приказчик Серегинской мануфактуры С. Барков.

Ну и чего ж, вы, господа социалисты, добиваетесь? - будто бы спросил Баумана Серегин.

Да порешить они нас с тобой, Фрол, желают! - захохотал Морозов. - А фабрики наши, на дым пустить.

Угу, - сообразил Серегин. - А мастеровых моих, по миру, значит?

Ну, это не так! - горячо возразил Бауман. - Мастеровые сами вашим заведением после революции управлять станут.

Ну так вот ты, мил человек, тогда и за диваном ко мне приходи после этой самой своей революции, - окончательно определился Серегин и, прощаясь с гостями, бросил:

Савва! Художников с поетами тоже не надо...

Часть 3. …И другие

Впрочем, большая часть жизни проходила у Серегина не в беседах с разномастными борцами, а в поездках по выставкам, работе с инженерами, поисках талантливых конструкторов.

Техническая мысль в России была на взлете. С приходом Советов утвердилось мнение, будто были мы до 13-го года отсталыми, а, начиная с четырнадцатого, уже и вовсе скатились в пропасть, доведенные самодержавием до ручки.

Тем не менее, архивы говорят как раз об обратном. То было время, когда Игорь Сикорский создавал своего "Илью Муромца", самый большой в мире самолет, до аналога которого конструкторы Европы с Америкой шли потом еще более 10 лет. Завод "Руссо-Балт" выпускал автомобили, в Харькове собирали паровозы, а Константин Циолковский, вздув керосиновую лампу, разрабатывал по ночам свою теорию межпланетных сообщений.

Не дремал, глядя на то, что творилось вокруг, и Фрол Серегин. Мебель "Мануфактур Серегина" продавалась в собственных серегинских "платц-салунах" от Москвы до Иркутска и от Архангельска до безвестной Кушки. Кто и зачем покупал ее в Кушке - до сих пор неясно. А вот в столицах она стояла у князя Кропоткина, адвоката Плевако, министра Витте, у всесильного Петра Аркадьевича Столыпина, да и много еще у кого, включая августейших.

Кстати, лозунг "Покупай российское!" родился вовсе не в наше время, а целых сто лет назад! И не из-за таможенных тарифов, весьма, кстати, благоприятных в то время для иноземцев, не из-за того, чтоб продвинуть "пусть плохое, да свое", а как раз потому, что "свое" в те годы слишком часто было лучше и дешевле "чужого".

Да и сам лозунг родился не в правительстве, а в народе. Достаточно вспомнить вологодское масло в Париже, волжскую пшеницу в Канаде, аэропланы Сикорского во Франции и текстиль "Трехгорки" в Брюсселе!

Серегин (впервые в России) выпустил диван-кровать, столь обычную теперь и совершенно диковинную по тем временам штуку. Называлось это сооружение "Дрёма" и приводилось в движение механизмом, который разработал для Серегина механик Антон Семенович Дановский.

Старший инженер-механик мануфактуры, без которого Фрол Серегин не принимал ни одного мало-мальски важного решения, выпускник Казанского университета, проходивший однажды по одному делу с неким Вл. Ульяновым, Дановский довольно быстро "уволился из революции", променяв идею "освобождения рабочего класса от тирании самодержавия" на идею "освобождения рабочего класса от тирании ручного труда".

Трудами Дановского на мануфактуре появились первые "механические молотки", - прообраз сегодняшних американских скобовых пистолетов, работавшие от перегретого пара. На Клязьме у Серегина стояли мельницы, приводившие в движение четырнадцать циркулярных пил, где обрабатывались деревянные части конструкций, в Мытищах были выстроенны из красного кирпича громадные цейхгаузы - серегинские склады.

Между прочим, вспоминая марксистскую теорию спирального развития общества, стоит заметить, что на месте тех, некогда грандиозных сооружений выстроенных трудами Фрола Ефимыча, нынче стоит самый обыденный ангар, где одна из московских компаний и сейчас торгует мягкой мебелью. И ведь успешно торгует! Сто лет прошло, а склад, хоть и неказист он теперь, конечно, не прежние хозяйские хоромы, но по-прежнему стоит там же, в Мытищах, на том же самом месте и работает. Умел, значит, Фрол Ефимыч места выбирать...

Часть 4. Что это был за праздник?

А в 1914 году прошел тот самый первый молебен в Сокольниках. Почему Серегин выбрал для празднования дня рождения мануфактуры именно восьмое марта?

Женский день тогда в России, как, в общем, и нигде в мире, еще не праздновался. Да и женщин, честно говоря, на фабрике было - раз-два и обчелся.

Мастеровых Фрол Ефимыч с Дановским отбирали сами, перекупая у конкурентов, а то и из-за границы выписывая. Скажем, Мориц Моон, фламандец из Брюгге, налаживал у Серегина обивочные цеха, а Ганс Штайндорф разрабатывал то, что сейчас легкомысленно называется малопонятным словом "дизайн". Тогда это было искусством, и Штайндорф владел им в совершенстве.

Другими словами, основной состав работников у Фрола Серегина был мужской. Даже за "Зингерами", что на ту пору уже выпускались в подмосковном Подольске, сидели мужчины. "Тонкая машина, - говорил Серегин, - куда ж за нее бабу сажать-то...".

Это потом, уже в тридцатых, по призыву комсомола, а на самом деле, то по страшной нужде из деревень, стали прибывать на фабрику женщины. Когда процент их соотношения с мужской частью рабочих стал заметно преобладать, в "светлых" начальственных головах и родилась легенда о том, что фабрика так называется в честь Международного Женского Дня.

Но все было совсем иначе.

Из допросов ОГПУ, "снятых", как принято было говорить, со старшего приказчика С.Баркова в невеселом 1927 году, следует, что день 8 марта Фрол Ефимыч выбрал для молебна только потому, что именно этот день был днем рождения младшего Серегина, сгинувшего, как думал тогда Фрол Ефимыч, на чужбине. Так что молебен был как бы двойным: и в память о брате и, заодно, в честь юбилея фабрики. Брат на следующий же год отыскался, а вот праздник Фрол Ефимыч переносить не стал и в 1915-ом снова устроил его 8-го марта. И на следующий год тоже. И потом.

Не только в Сокольниках, не только по всей Москве, но и по всем городам России, где только были у фабрики контакты, уже знали, что в марте 8-го числа фабрика Серегина не работает. Их так и стали звать - "мартовские". Производство расширялось, народу в цехах и на складах прибывало, и в церковь московскому обывателю в этот день уже было не пробиться. К революции на 1-е мая в России не работал никто. А вот на 8-е марта - только серегинские!

Часть 6. Время, вперёд!

Это было время НЭПа, время активных деловых связей Советов с Западом, время блистательных речей наркоминдела Литвинова, культурологических витийствований Бухарина, время первых концлагерей и внутрипартийной борьбы в ВКП(б).

С 1926-го по 1929 годы Фрол Серегин, предусмотрительно оставив младшего брата в Штатах управлять тамошним производством, пытался возродить свою фабрику. Те немногие рабочие, что выжили в гражданскую, уцелели во время эпидемий "испанки" и сыпняка, не полегли в продотрядах, - те вернулись к Серегину. Правда, теперь он уже не был полновластным хозяином, а всего лишь "американским акционером".

Очень быстро выяснилось, что стране победившего пролетариата не нужна настоящая, действительно качественная мебель. Прежние поставщики сгинули, наркоматы завели волынку с планами, графиком поставок, тарифами на транспорт, с распределением мебели через рабочий кредит...

Да и кому, собственно, могла понадобиться мебель, что рассчитана не на одно десятилетие? Ведь ночные звонки, аресты, первые острова ГУЛАГа пришли не после убийства С.М.Кирова, не в 1934-ом, а гораздо раньше. Все началось еще при Ленине, а после того, как Сталину удалось победить Троцкого, репрессии начали набирать обороты. И командир РККА, и простой работяга жили лишь одним днем, не загадывая надолго вперед.

Но дело не только в репрессиях. Кому было тогда вообще размышлять о будущем? - Не тем же, о которых Маяковский писал: "под старою телегою рабочие сидят..."? Ну, сидят себе, да и пусть сидят! Даже без нар обходятся. Значит, и так им хорошо. При чем же здесь комфорт? При чем качество? Какое удобство? Ясно же сказано трибуном революции: "сидят в грязи рабочие и мокрый хлеб жуют"! Впрочем, сам-то трибун, воспев все это безобразие, вскоре и застрелился. Не стал брать на себя ответственность за то, что воспевал.

Но Серегин не был поэтом и никогда им даже не сочувствовал. Для него стало совершенно очевидно, что концессия срывается, что мебель народ покупать просто не в состоянии. Нужно было искать выход, иначе большевики могли по условиям договора закрыть концессионное предприятие, что они уже, собственно и начали проделывать, взявшись за чукотские горно-обогатительные комбинаты англичан.

И тут, на фоне всеобщего мебельного уныния, Фролу Ефимычу пришла в голову совершенно гениальная в своей простоте идея: выпускать не диваны, не кресла, и даже не кровати. Он начал выпуск пружинных матрасов!

Помните, у Ильфа с Петровым - "Граждане! Любите матрасы!". Так вот это классики как раз о тех самых, о серегинских матрасах. Спрос был необыкновенным. Их устанавливали на самодельные, из ворованных досок сбитые, каркасы, ставили на кирпичи, просто клали на пол. Целая глава посвящена в "12 стульях" этому матрасному буму, спровоцированному в 1927-ом году Фролом Серегиным!

На какое-то время Фрол Ефимыч повеселел. Отслужили (правда, уже без помпы, неявно) молебен на 8-е марта. Серегин только хмыкал в бороду, глядя на вывеску, где вместо его фамилии нынче значилось "Фабрика Мебели 8-го Марта" и говорил старику Баркову:

А пусть их что хотят, то и говорят. На вывеске-то все равно по-моему вышло!

Мебельная фабрика МСТ. Мебель, основанная в 1997 году, является ведущим производителем корпусной мебели в регионе. В период становления компания определила свою нишу на мебельном рынке и на протяжении многих лет уверенно движется в выбранном направлении, сохраняя традиции и внедряя новые идеи, осваивая передовые технологии.

Сегодня МСТ. Мебель — это 12000 м² производственных и складских площадей. Более 300 человек персонала, девять из которых работают в компании со дня ее основания. Более 70 единиц производственного оборудования ведущих европейских производителей BIESSE, HOLZHER, HOMAG. Собственный автомобильный парк насчитывает более 20 автомобилей.

Основное направление деятельности МСТ. Мебель — производство и оптовая торговля бытовой и офисной мебелью. Ассортимент продукции насчитывает более 200 наименований, среди которых корпусная мебель: столы , тумбы , кровати , прихожие , министенки , компьютерные и журнальные столы , комоды , шкафы , а также мебель из стекла — журнальные столы и зеркала . Одна из специализаций компании — это выпуск модульной мебели, с помощью которых любой покупатель может с легкостью создать интерьер квартиры или офиса по своему вкусу.

Вся мебель изготавливается на итальянском оборудовании только из качественного материала, имеющего широкую цветовую гамму, с использованием как отечественной, так и импортной фурнитуры, что придает изделиям особую привлекательность. Компания МСТ. Мебель является официальным дилером таких поставщиков материалов и комплектующих как «Кроностар» и «Аlfa-profil», а также многолетним партнером компании «Увадрев».

Для быстрого обслуживания предприятие имеет постоянные складские запасы готовой продукции. А маневренность производства позволяет в кратчайшие сроки изготавливать мебель по желанию заказчика.

Гибкая ценовая политика, в сочетании с высоким качеством продукции, разнообразным ассортиментом, современным дизайном, применением передовых материалов и высоким профессиональным уровнем менеджмента, позволили мебельной фабрике МСТ. Мебель расширить географию продаж от Санкт-Петербурга до Сахалина, успешно попробовать свои силы в ближнем зарубежье.

Успехи компании нашли признание и у профессионалов. На выставке «Мебель-Интерьер-Кухня. УралЛесДревМаш», проходившей в городе Екатеринбург в 2007 году, мебельная фабрика МСТ. Мебель была награждена серебряной медалью «За успешное внедрение в производство мебели разнородных материалов: стекло, дерево, металл». В 2008 году мебельная фабрика МСТ. Мебель получила сертификат участника 16-ой Международной специализированной выставки — ярмарки мебели и сопутствующих товаров в Москве. В 2012 году на выставке Евроэкспомебель-Урал в г.Екатеринбург стала победителем в номинации «современные решения в производстве корпусной мебели».

Помимо основной деятельности, компания проводит активную политику в сфере благотворительности. Оказывается постоянная помощь таким учреждением как: Лингвистический лицей № 22 им. А.С. Пушкина г. Ижевска, Школа-интернат Киясовского района, Городская детская больница № 2 г. Ижевска. Духовное управление мусульман Пермского края неоднократно выражали благодарность руководству мебельной фабрики МСТ. Мебель за оказанную помощь. В ноябре 2008 года компания организовала отправку гуманитарного груза — мебель для школы в Абхазию.

В 2009-2011 гг. компания принимает участие в региональных и федеральных выставках и конкурсах. В это же время начинается активное развитие розничной сети «Шкап». Сегодня мебельные салоны «Шкап» открыты в Ижевске, Чайковском, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Воткинске. Создан также фирменный интернет-магазин shkap.ru

1 июня 2011 года мебельная фабрика МСТ.Мебель приняла активное участие в организации и проведении Республиканского праздника «Цветное небо», посвященного Международному дню защиты детей.

В мае 2012 года приобретено новое оборудование – японский УФ-плоттер Mimaki-JFX 1631 plus последнего поколения. С помощью которого сейчас применяются новые технологии в изготовлении – выпускаются серии мебели с фотопечатью.

30 ноября 2012 года фабрика МСТ.Мебель стала лауреатом премии «Признание республики» за вклад в социально-экономическое развитие республики.

Мы продолжаем ставить новые цели, воплощать новые идеи и создавать хорошую мебель для хороших людей.

Благодаря отсутствию нормальной оплачиваемой работы можно создать свой бизнес, как это сделал Динис Валиахметов. На данный момент он имеет в Омске три фирменных магазина мебельной фабрики Involux и еще один магазин по продаже матрасов.

Динис вспоминает, как после получения диплома и безрезультатных попыток устроиться на работу он хотел уже возвращаться в деревню Красноярку, откуда и приехал когда-то получать образование. Но в родных краях тоже перспектив не было.

Потом, все-таки, выпускник нашел работу в транспортном департаменте города Омска, где проработал полтора года. Увы, заработная плата не могла покрыть даже расходы на аренду жилья. Такое не особо радостное стечение обстоятельств подтолкнуло Диниса к открытию собственного дела.

Молодой предприниматель учился в СибАДИ на специалиста по организации безопасности дорожного движения и расследованию ДТП. Данное образование открывало перспективы для выпускника в любом ГИБДД либо в службе аварийных комиссаров. Но Динис сразу понял, что такая работа ему не по душе, хотя его старший брат давно и благополучно трудится в ГАИ.

Благодаря профессору СибАди Юрию Рябоконю, с которым у выпускника сохранились прекрасные отношения с учебы, Динис был трудоустроен в мэрию на должность ведущего инженера по безопасности ревизорской службы.

Полтора года работал за 7600 рублей в месяц, объезжал город в поисках дефектов на дорогах, которые следует исправить.

Например, отсутствует дорожный знак или разметка. Результативность его работы составляла около 1%. Еще тогда Динис понимал, что работа бессмысленная, хотел уволиться, но отец настоял на том, что работа в администрации имеет свои перспективы.

Во время работы в мэрии молодого человека полностью содержали родители, ведь такой крохотный оклад не позволял оплатить даже аренду квартиры. Данная ситуация очень напрягала парня, и он решил сменить деятельность.

Совместно со своим другом будущий владелец мебельных магазинов организовал точку по продаже шашлыков на Первомайском рынке. Арендаторы позволили снять место с отсрочкой платежа на 3 месяца, такой же договоренности удалось достичь и при закупке продуктов.

Ребята смогли убедить поставщиков, что открываемая шашлычка будет исключительным местом. Таким образом, были получены напитки, различные чипсы, шоколадки и жвачки. Мясо молодые люди покупали и мариновали сами на своей съемной квартире.

Работали друзья по очереди, партнер с утра и до 7 вечера, а Динис сразу после работы в мэрии и до часу ночи. Шашлычный бизнес позволял молодому человеку зарабатывать в три раза больше, чем он получал на своей основной работе.

Но такой ритм и образ жизни быстро лишали сил, а квартира пропиталась запахом маринованного мяса. Тогда молодой предприниматель оставил шашлычную другу, но тот не смог справиться один с такой работой и в результате закрыл бизнес.

Сезонная депрессия

Затем Динису удалось устроиться в строительную компанию знакомых, там он занимался продажами. Нынешний бизнесмен рассказывает, как он легко договаривался с поставщиками о бонусах, и как руководство прислушивалось к нему в вопросах продвижения.

Но вот только эти успехи не особо сказывались на его заработной плате.

Однажды, получив 12 тысяч рублей, Динис понял, что ему проще самостоятельно заниматься подобным делом – это будет эффективнее и выгоднее.

И занялся, открыв точку продаж в арендованном офисе. Продавал молодой предприниматель те же материалы, что и его бывший наниматель. Сохранившиеся наработки с поставщиками помогли организовать дело, единственный недостаток – это сезонность, в зимнее время практически нет работы.

Салон продаж пережил две тихих зимы, после чего Динис решил искать другу отрасль для реализации, которая не имеет сезонного характера работы.

Пока бизнесмен находился в поиске, родственник посоветовал ему начать продавать диваны. Сначала парню эта идея не очень понравилась, так как на омском рынке мебели вполне хватало конкурентов. А потом Динису пришла идея стать эксклюзивным дистрибьютором мебельной фабрики в Омске.

Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке:

Бизнес по продаже стройматериалов дал возможность бизнесмену создать сбережения, которые были инвестированы в новое дело. Стартовый капитал состоял из накопленных 500 тысяч рублей, плюс помогли родственники, этих денег хватило на открытие первого магазина мебели.

Во время зимнего застоя на рынке стройматериалов парень изучал детали и особенности ведения мебельного бизнеса путем посещения имеющихся магазинов и общения с продавцами. В ходе исследования выявлял недочеты в работе, а также просчитывал возможные риски.

Магазин своими руками

Благодаря появлению соглашения о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией, бизнесмен завез новый бренд в Омск. Мебельная фабрика Involux, с которой договорился Динис, является белорусской. В этой республике немного другое ценообразование, что и повлияло на выбор бизнесмена.

Идеальное соотношение цены и качества до кризиса и достаточно широкий ассортимент привлекли молодого человека. Данная фабрика специализируется на офисной и детской мебели. По словам владельца магазинов, львиная доля выручки складывается от продаж именно детской мебели.

После выбора партнера, бизнесмену необходимо было помещение для торговли. Он хотел арендовать в «Континенте» площадь на первом этаже, на которую, как оказалось, претендовали еще 40 фирм, и ждали они своей очереди уже около двух лет. Вариант с ожиданием не устроил Валиахметова и он решил согласиться на третий этаж, где кроме двух салонов матрасов не было больше ничего.

Первое время Динис делал все своими руками, для хорошего салона мебели требуется минимум 1,5 миллиона рублей инвестиций (такую сумму он потратил, открывая новый магазин в «Кит-интрьере»), а фактически на руках у молодого человека было 600 тысяч рублей. Поэтому в ночное время Динис сам делал ремонт в павильоне, даже доставку мебели и ее сборку он осуществлял своими силами.

Так как третий этаж практически пустовал, конкурирующие салоны располагались на первом этаже, а аренду в 100 тысяч рублей необходимо было оплачивать, владелец магазинов решил сделать мощную рекламу.

Данный бренд был неизвестен на рынке, на слуху были в основном «Шатура» и «Лазурит». Благодаря администрации «Континента», которая скупала оптом рекламные площади, бизнесмен разместил рекламу на билборде торгового центра (для «Континента» они обходились по достаточно низкой цене, таким образом, руководство помогало новым неизвестным компаниям в раскрутке). Кроме этого, Динис смог уговорить управление фабрики заняться продвижением своего бренда.

Однажды Динису приснилось, что на первом этаже «Континента» стоит подиум с образцами мебели. Эту идею парень решил воплотить в жизнь. Основу для подиума ему помог сделать брат из деревни, что не потребовало больших затрат.

А основные конкуренты хоть и раздосадованы таким фактом, но выделить средства на что-то похожее не могут, ведь никому даже не догадаться, что многое можно делать своими руками. При помощи различных рекламных инструментов хозяин мебельных магазинов за полгода смог привлечь хороший поток клиентов и увеличить обороты, которые постоянно росли, пока не пришел декабрьский кризис, делится Валиахметов.

От кризиса спас Казахстан

Удачный старт в мебельном бизнесе состоялся, теперь необходимо задуматься о наборе персонала. Динис очень тщательно отбирал продавцов-консультантов и сборщиков мебели.

Мебельный бизнес достаточно специфичный, присутствует большая конкуренция. То есть, до покупателя необходимо доносить не только то, что это, например, шкаф или кровать, а также, почему он должен выбрать именно их и почему они лучше других.

От сборщика тоже многое зависит, поначалу приходилось сталкиваться с поломкой мебели, которую предприниматель менял за собственные средства. Позже была найдена отличная сервисная служба с профессиональными работниками , после чего количество жалоб не просто сократилось, а исчезло вообще.

Имея уже три торговые точки по продаже мебели, бизнесмен открыл салон матрасов, эта просьба поступила к нему от самого производителя. Так как товар сопутствующий его основному виду деятельности, Динис принял решение стать официальным представителем итальянской марки Lineaflex, запустившей производство в Подмосковье.

Кризис на мировом валютном рынке сказался на мебельном бизнесе. Цены поставщиков резко пошли вверх из-за курсовых колебаний, естественно покупатели стали отсеиваться.

Самое тяжелое время наступило в феврале, два месяца до него удалось продержаться за счет казахстанских покупателей, которые поддерживали стабильный спрос на мебель. Сам предприниматель любит пошутить на эту тему, якобы соседи выручили.

По подсчетам предпринимателя, в месяц на аренду, рекламу и другие расходы, уходит около 750 тысяч рублей . В тяжелые времена эти платежи приходилось частично осуществлять из собственных средств, которые откладывались на расширение бизнеса. Владелец сети салонов считает хорошим знаком то, что ему удалось выдержать кризис в то время, как многие его конкуренты вынуждены были закрыться.

Большие планы на будущее бизнесмен не строит, на ближайшее время у Диниса Валиахметова в проекте расширение дела. Сейчас уже ведутся переговоры с различными производителями мебели, чтобы привезти в город новые бренды.

На данный момент спрос на мебель стабилизировался, динамика показывает на хорошие перспективы. Давно Динис мечтает открыть ресторан, возможно в будущем это осуществиться.

Едва ли кто может представить, что вполне обычные предметы интерьера, такие как стол или шкаф, когда-то были показателями роскоши и высокого статуса их владельца. Сегодня мебелью оформляют не только помещения, но и парки, сады, улицы. Она активно используется в организации любой обстановки жилых и общественных мест, и представляет собой отдельную отрасль прикладного искусства.

История мебели, согласно археологическим данным, берет свое начало в очень глубокой древности, когда человек впервые начинает создавать удобство в своем скромном жилище. Места отдыха из шкур, колыбели для младенцев из древесины. К сожалению, все это не сохранилось до нынешнего времени. Самые древние образцы мебели были найдены в Египте и датируются третьим тысячелетием до нашей эры.

Первый табурет

Египет, как один из самых древнейших очагов человеческой цивилизации, сумел сберечь миру богатое культурное наследие далекого прошлого. Архитектура храмовых и дворцовых комплексов, письменность на камне и папирусе, первые знания в области математики, медицины и науки, ювелирные украшения. Здесь и начинается история возникновения мебели.

В царских захоронениях династической эпохи 3400-2980 гг. до н. э. были обнаружены обычные и складные деревянные табуреты с ножками из слоновых клыков, а также отдельные фрагменты ларцов из черного дерева. В погребениях венценосных особ второго тысячелетия до нашей эры археологи находили подобие современных кровати и стула. Кровать представляла собой прямоугольную деревянную раму, покрытую золотой оболочкой, которая в виде сетки была обтянута веревками или ремнями. Ее причудливые ножки мастерски отображали лапы животного, льва или волка. Разнообразные сундучки и ларцы украшались узорами геометрических форм и инкрустировались зеленым и синим малахитом, бирюзой и слоновой костью. Особая мода на инкрустацию мебели была выявлена в 745-718 гг. до н. э. в эпоху правления XXIII династии.

Мебель в Древнем Египте делалась из привозных деревьев крепких пород, она отличалась особой прочностью, жесткостью и функциональностью. Употреблялась древесина кедра, смоковницы, тиса и оливкового дерева.

Мебель древних царств

С развитием цивилизации и появлением новых империй, рождались и новые элементы мебели. Об истории мебели Древней Греции можно судить по скульптурам и сохранившимся изображениям на вазах. Известно также, что греки делали сундуки многофункционального пользования, которые долгое время являлись основным предметом интерьера.

Влажный и жаркий климат Древней Индии сформировал своеобразную культуру: люди ели, сидели и спали на полу. Поэтому только для интерьеров дворцов знати характерны были валики, ковры, низкие стулья без спинки и табуреты из ажурного каркаса с сиденьем-подушкой круглой формы. Мебельные ремесленники в своих изделиях использовали все возможное, что давала природа: камень, глину, раковины, растительное волокно, травы и деревья.

Древние римляне отличались особым тонким художественным вкусом, что имело отражение на убранстве их домов. Они отдавали предпочтение разнообразию стульев и ложам, не придавая значения столам. Их мебель инкрустировалась драгоценными камнями и металлами, и украшалась искусной резьбой. Римские мастера использовали в качестве материала цветной мрамор. Тогда же появляется первая плетеная мебель из ивовых прутьев.

К началу первого тысячелетия нашей эры возникли некоторые аналоги

От простоты к искусству

История начинается вместе с ее развитием и тесно сопряжена с архитектурными стилями. Можно проследить эволюцию от простоты и незатейливости изделий к их великолепию и изысканности.

Готическая эпоха (XII-XV вв.) рождает свой неповторимый стиль. Если в средние века мебель изготовлялась все более тяжеловесной, то с изобретением «лесопильной мельницы» ее объемные конструктивные элементы значительно облегчились. Предметы интерьера становятся удобными и прочными.

С повышением уровня жизни от представителей дворянства стали поступать запросы к более роскошному убранству домов. Мастера стараются придать предметам особую стройность и изящество: за дело берутся столяр, резчик, позолотчик и живописец. Мебель становится привычным предметом интерьера. В этот же период, перекликаясь со сложными композициями архитектурных сооружений, создается первая «многоэтажная» мебель.

Приход шкафа

Если внимательно отслеживать историю появления мебели, то можно заметить, что именно сундук является родоначальником разнообразных элементов интерьера. В силу своей мобильности он был одним из самых важных предметов каждого дома. Обилие хранимых в сундуке вещей время от времени служило вертикальному его «вытягиванию». В конце XV века в Голландии такой сундук поместили на торец, и получился первый аналог шкафа. Чуть позже к нему присоединили второй сундук, что стало прототипом двустворчатого шкафа.

Во Франции в начале XVI века сундук поставили на подстолье, в результате чего появился «кабинет». И с этого времени наступает эпоха шкафа, он постоянно совершенствуется, превращаясь в изысканный и востребованный элемент интерьера.

Сменялись архитектурные стили, совершенствовалась и менялась мебель. Рококо потеснил барокко и принес с собой туалетные столики, канапе и секретеры.

Появление мягкой мебели

Предметы, напоминающие мягкую мебель, имели место еще в глубокой древности. К примеру, в культуре Персии для отдыха и возлежания использовали некие возвышения, убранные коврами и подушками. Жители Египта и Греции, создавая различные модели сидений, также умягчали их с помощью подушечек.

К середине XVII века, в период классицизма Франция как истинная законодательница мод в интерьере дала рождение первым моделям современной мягкой мебели. История создания комфортного сиденья повествуют о том, что сначала стулья и диваны обтягивались простой тканью. По мере того как многослойная одежда аристократов облегчалась, сидеть на жестких седалищах становилось все более неудобно. Обтягиваемую тканью мебель стали наполнять овечьей шерстью, конским волосом, лебяжьим пухом или сухой травой.

Мебель в стиле Буль

Во второй половине XVII века выдающийся мастер, работавший в мастерских Лувра при Людовике XIV, дает рождение особого стиля художественной мебели. Андре-Шарль Буль объединяет известные способы украшения мебели в одном произведении, не теряя при этом ясности рисунка в целом и логичности самой конструкции. Будучи профессиональным эбенистом, он изящно сочетает разные породы дерева, впервые используя позолоченную медь. Изучив ранее технику черепаховой инкрустации, мастер решает применить ее в декоре мебели.

Шарль Буль оставил значительный след в истории развития мебели. В настоящее время его сохранившиеся коллекции можно увидеть в Лувре (Париж), (Лос-Анджелес) и в ряде французских дворцов.

Французская мебель в стиле Ампир

Изменение характера мебели во Франции в конце XVIII века произошло под влиянием увлечения античностью. Этой тенденции значительно способствовали походы Бонапарта и археологические раскопки Помпеи. Стиль, заступивший на смену классицизму, символизировал собой величие и могущество империи (empire), созданной Наполеоном.

Тяготение к древности отразилось на убранстве домов, которые стали оформлять на греко-римский лад, согласно истории. В этого стиля отличалась характерными архитектурными формами (колонны, консоли, пилястры), которые использовали для членения передней части комодов и шкафов. Обстановка не отличалась удобством, предпочтение отдавалось красоте, массивности предметов. В употребление входят книжные шкафы с решетками, открытые серванты, стоячие зеркала. Изобретаются раздвижные элементы.

История русской мебели

В отличие от европейской мебели, большинство экспонатов которой были прекрасно сохранены, мебель русской старины представлена весьма скромным количеством. Из-за мало уцелевших исторических сведений, даты создания некоторых элементов точно не определены и вызывают споры. Известно, что изготовление мебели на Руси было тесно сопряжено с постройкой жилища, архитектура которого развивалась крайне медленно и носила весьма устойчивый характер. Интерьер домов был довольно простым, даже мебель зажиточных людей не отличалась изыском. Основными предметами были лавки, столы, табуреты и скамьи, сундуки появились значительно позднее.

Мебель в истории России начинает развиваться только в XVII веке, когда международные связи государства значительно расширяются. В царских палатах появились ларцы и венецианские зеркала. При Оружейной палате учреждаются мастерские. А в XVIII веке в Туле начинают делать железную мебель высокого художественного качества.

Русская мебель быстро включилась в общий поток европейского развития и сумела сохранить свою самобытность и национальные черты.

Стул для каждого

В XIX веке австрийский мастер Михаил Тонет, мечтая о простой и компактной мебели, приступает к экспериментам с деревянными деталями. Изучая возможности материала, он всячески подвергал его различным деформациям. Ему удалось изобрести стальные формы и шины для сгибания древесины: в процессе одновременно обеспечивалось гнутье нескольких сегментов. Это дало начало серийному производству. Рациональный расход материала привел к дешевому изготовлению стульев и кресел.

До конца XIX века, в общем, было произведено около 50 миллионов стульев по вполне доступной цене, на которых сидели в Америке, Европе и России.

Мебель для детей

История детской мебели началась еще в Древнем Египте, где в захоронениях находили маленькие кроватки, отличавшиеся от взрослых только размерами. Стоит отметить, что до XVIII века в большинстве своем люди не озабочивались отдельным ложем для своего ребенка. Маленькие дети спали чаще всего с родителями или со старшими детьми.

Специально отдельная детская мебель как таковая долгое время нигде не производилась. Интерьер детской комнаты напоминал родительскую спальню с большой кроватью, ковром и картинами, а игровая зона отсутствовала.

Эпоха Возрождения подарила детской мебели стеллажи, которые чаще всего стали использовать для книг. Пеленальные столики вместе с комодами появились в XVII веке, но популярность к ним пришла значительно позднее. Это объясняется тем, что покупку совершали только состоятельные семьи для оформления детских комнат.

Занимательные факты

  • В Древней Греции скамьи, табуреты и стулья преимущественно использовались женщинами и детьми. Мужчины отдавали предпочтение лежанкам и кроватям.
  • По преданиям легенды, подлокотники на стульях появились после одного неприятного инцидента на похоронах фараона. Во время официальной церемонии гость упал с неудобной скамьи.
  • В 1911 году изобретателем Томасом Эдисоном была представлена бетонная мебель, которая, несмотря на свою долговечность и красоту, осталась не востребованной.
  • Король Франции и Навары Людовик XIV вошел в историю мебели как обладатель самой большой коллекции кроватей - 413 штук.
  • Барная стойка была придумана на Диком Западе как укрытие для барменов от пуль недовольных клиентов и бандитов.
  • Диван длиною в один километр был изготовлен в России в 2014 году. На нем одновременно могут разместиться 2,5 тыс. человек.