Иисус был в аду. Вера православная - св о сошествии во ад

Размышления в Великую Субботу архимандрита Сильвестра (Стойчева), профессора КДАиС.

Великая Суббота. Пасха совсем близко. Почти прикасаемся к Празднику Праздников. Богослужение Великой Субботы уже в свете пасхальном: белое облачение, тихая предпасхальная радость в напевах. Иисус Христос – Бог и человек. И как у человека у Него есть душа. И если тело Христа было мертвым эти три дня, то что было с Его душой?

В Четвероевангелии нет прямых указаний на это.

И в Посланиях апостольских не так уж много текстов, которые ответят на этот вопрос.

Но их вполне достаточно.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18).
«…Мертвым было благовествуемо» (1 Пет. 4:6).
«Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9).

Итак, Христос сходил в некое место, которое названо в указанных текстах «темницей», «преисподней», и там проповедовал мертвым.

Что это за место, о котором идет речь? Его традиционно называют адом. Христос сошел в ад!

Сейчас слово «ад» воспринимается нами как противоположность раю. В аду находятся грешники, в раю – праведники.

Но библейский ад, или по-древнееврейски «шеол», это нечто совсем иное. После грехопадения Адама и Евы рай недоступен для людей. И не в силу их личных грехов, а из-за той непреодолимой пропасти, которая возникла между Богом и человеком. В ветхозаветный шеол сходят все – и праведники, и грешники. Все люди на земле. Шеол – место, где нет радости, это место печали. И хотя в предновозаветные времена у евреев появились представления о некой градации в аду-шеоле, где праведники находятся в одном месте, а грешники – в другом, это не меняло коренным образом главного содержания учения о шеоле.

Учение о шеоле, по сути, – это учение о торжестве смерти. Смерть как главное следствие грехопадения управляет всеми. Она собирает свой оброк. И никто этого не может избежать. Образно говоря, смерть имеет право на каждого человека, потому что в каждом есть грех. А если есть грех, значит и смерть имеет власть: «…Грех вошел в мир, и грехом смерть…» (Рим. 5:12).

Это тотальное властвование смерти над родом людским апостол Павел называет царствованием смерти (Рим. 5:14). В одной из проповедей свт. Василия есть слова, ярко характеризующие власть смерти: «Смерть пасла человеков… пока не пришел истинный Пастырь…» До Христа Доброго Пастыря смерть пасет человечество… и ад-шеол ее законное царство.

Диавол как враг рода человеческого стремится всех вогнать в загон смерти. Ему это нужно, ему это в радость, потому что смерть противоположна жизни, которую создал Господь.

Бог есть не только Бог живых, но и Бог умерших, именно потому Он, являясь Моисею, называет Себя «Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», которые в то время уже были умершими. Для Всевышнего все живы: и те, кто еще во плоти, и те, кто уже нет…

Богочеловек Иисус Христос пришел спасти род человеческий. И не только своих современников, но и тех, кто будет после, и тех, кто был до…

Но те, кто умер до Боговоплощения и Искупления, находились в аду-шеоле. И Христос сходит в ад, чтобы их спасти.

День Великой Субботы – это день, в который Церковь вспоминает сошествие Христа в шеол.

В творениях многих святых отцов присутствует идея, согласно которой диавол стремился убить Христа. Зная, казалось бы, несокрушимую силу и власть смерти, диавол хочет смерти Иисуса. Он думает, что, убив Христа, победит его. Именно поэтому, как пишет свт. Фотий, диавол «рвался ко Кресту», радуясь мучениям и крови Спасителя.

Христос умер. Невообразимый парадокс. Умер Тот, Кого именуют Живодавцем… Умер Податель и Источник жизни.

Как такое может быть? Как это можно объяснить?

Иисус Христос – Бог во плоти. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Сын, ради спасения людей воплотился и вочеловечился. Человеческая природа приобрела свое реальное бытие в Личности Бога-Слова, и потому «Христос весь есть совершенный Бог, но не все в Нем Бог; ибо Он – не только Бог, но и человек». Во Христе две природы: Божественная и человеческая. Но только одна Ипостась (Личность) – Ипостась Бога-Сына.

Поэтому если мы спросим «Кто?», например, совершает это или то действие, получим ответ: Бог-Слово. Но если мы зададимся вопросом «Что?», то ответ будет касаться природы. У апостола Павла есть выражение «Распяли Господа славы». Кого распяли? Господа. Что страдало на кресте? Человеческая природа.

Кто сошел в шеол? Господь. Что сошло в шеол? Душа.

В церковном песнопении говорится: «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный».

Итак, Бог Сын в смерти Своей по человечеству остается с телом Своим, а душою сходит в ад и неразлучно пребывает с Отцом и Святым Духом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Хотя Христос и умер, как человек, и святая душа Его разлучилась с пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими».

Поэтому в ад сходит не просто очередная душа человека, как ожидал того диавол, но душа Богочеловека.

В аду, как говорится в Посланиях апостольских, Христос проповедовал душам умерших.

Свт. Епифаний Кипрский очень красочно описывает, как души, находящиеся в шеоле, ожидают избавления, потому что в шеол сходили и пророки, и праведники, которые предвозвещали приход Мессии. И вот когда душа Христа сходит в ад, когда свет наполняет темноту ада, души стремятся со всех уголков шеола к своему Спасителю, который не оставил их, но пришел за ними!

Церковь в песнопении воспевает: «Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества». Ад не выдерживает силы и славы Божьей и разрывается изнутри, сокрушается в своих основаниях.

Икона сошествия Христа во ад изображает сокрушенные врата адовы и Иисуса, держащего за руки Адама и Еву.

Ветхий Адам и Новый Адам. Новый Адам пришел забрать Ветхого Адама из места печали. Адам и Ева – прародители и первые грешники. Древнейшие обитатели шеола. Сколько поколений своих потомков они встретили в аду, и все они становились пленниками ада. Но Избавитель пришел. Диавол, смерть и ад посрамлены. Весельные владетели душ человеческих остались ни с чем! «Ад остался пуст», – гласит песнопение. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55), – восклицает апостол Павел.

Христос три дня пробыл во гробе… Мы исповедуем, что в это время Он сходил душою в ад, откуда вывел души людские.

Мы знаем, что Христос Воскрес. Нам известно это две тысячи лет, и потому для нас Великая Суббота не страшный день…

Но представим себе первую Великую Субботу… Это день после похорон Христа. Следующий день после Распятия и Смерти. Тот, кто хоронил близких, знает, что такое следующий день после похорон…

Чувства учеников Христовых в ту Субботу, наверное, никто не сможет передать…

Разве мог Бог оставить в таком горе учеников своих? Три дня. Именно столько надлежало пробыть Христу во гробе. Сам Господь говорит об этом: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Однако из любви к ученикам Своим, дабы сократить время их скорби и быстрее даровать им радость, Христос не убавляет количество дней Своего пребывания в гробу, но уменьшает количество часов. Он пробыл погребенным три дня, но не 72 часа. Святитель Лев Великий так объясняет это: «По Своему милосердию, чтобы долгая скорбь не терзала смятенные души учеников, Он сократил со столь удивительной быстротой объявленный трехдневный промежуток, что благодаря прибавлению к целому второму дню последней части первого и первой части третьего, Он и уменьшил срок на некоторое время, и число дней не убавилось».

Ничего нет сильнее смерти… и любви. Они несопоставимы. Они разнополюсны. И если сравнивать их, то только по силе. Ветхозаветная Книга Песнь Песней так и говорит: «Ибо крепка, как смерть, любовь» (Песн. 8:6).
Но Бог явил нам и открыл в Сыне Своем, что любовь сильнее смерти, потому что ради любви можно войти в границы смерти, а смерть пересечь свои границы, выйти за свои пределы не может. Любящий в силе пойти на смерть ради любимых, а смерть полюбить не может, потому что любовь – это единение, а смерть – разлучение.

Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). И ради любви Он взошел на Крест и пресек границы царства смерти. Смерть посрамлена. Смерть побеждена. Крепость ее разрушена, и смерть обессилена. Она побеждена своим же оружием, ибо Христос «смертью смерть попрал».

Древние слова Писания гласят: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). День седьмой суббота (Исх.16:26).
Все ветхозаветные предписания и повеления – прообразы новозаветного времени.

Суббота Ветхого Завета, день почитания, день, посвященный Господу. В Новом Завете ветхозаветное почитание дня субботы толкуется как прообраз, когда Бог-Слово почил плотью Своею после свершенного на Кресте.
Сегодня поется: «Сей день таинственно прообразовал великий Моисей, говоря: “И благословил Бог день седьмой”, ибо это – благословенная суббота. Она – упокоения день, в который почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Через промыслительную смерть плотию упокоившись и вновь вернувшись к тому, чем был через воскресение, Он даровал нам вечную жизнь, как единственно благой и Человеколюбец».
Великая Суббота. Преблагословенная Суббота.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Спускался ли Иисус в ад? Проповедь Христа духам. Толкование Послания Петра 3:18-21

Как мы уже отметили, богословы многих христианских конфессий считают, что Иисус после смерти проповедовал в аду. Свою позицию они подтверждают текстом из послания апостола Петра: «Находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:19). Действительно, похоже… Однако здесь мы видим лишь факт сошествия куда-то Иисуса и Его проповедь духам, находящимся в темнице . Теперь давайте, как и в случае с притчей о богаче и Лазаре, попытаемся проанализировать слова Петра.

Для начала нам необходимо отбросить все предубеждения и стереотипы. Ведь в том числе из-за них впала в заблуждение молодая христианская церковь. Представьте, что вы ничего не знаете ни о проповеди Иисуса в аду, ни о муках в аду грешников. Слова Петра мы с вами будем соотносить не с мудрствованиями человеческими, а со Словом Божьим - другими текстами Священного Писания. Вот так целиком выглядит законченная мысль апостола:

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал , некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя , во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды . Так и нас ныне подобное сему образу крещение , не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:18-21).

Если убрать художественную составляющую, то речь Петра можно сформулировать так: «Христос за нас умер, но воскрес и взошел на небеса Духом Божьим. Тем же Духом Он ранее спускался на землю и через Ноя проповедовал людям, находящимся в узах греха. Тогда 8 человек послушались Ноя и спаслись от воды и водою. Так и теперь проповедь, имеющая логическим завершением крещение, в воды которого погребается грех, спасает людей через Христа».

В пользу правильности такого толкования послания Петра можно привести массу аргументов. Так, если предположить, что первая часть фразы апостола о проповеди духам не связана со второй - днями Ноя , тогда текст развалится, потеряется его целостность и смысл. Но ведь невозможно, чтобы Петр нес околесицу и Бог допустил бессмыслицу в Своем Слове. Значит, проповедь осуществлялась именно во времена Ноя . Таким образом, в тексте очевидна связь между проповедью (1 Пет. 3:19), днями Ноя (1 Пет. 3:20) и крещением (1 Пет. 3:21).

В таком случае здесь логична и отчетливо видна проводимая Петром аналогия между: с одной стороны - проповедью непокорным и потопом, во время которого они погибли, и восьмью людьми, послушавшими призыв Бога и спасшимися этой же водою; а с другой стороны - Евангельской вестью нам с последующим водным крещением , ведущим к спасению .

Если же предположить, что проповедь Иисуса была адресована мертвецам времен Ноя, то разве мог Петр ее сравнить с вразумлением и крещением живых верующих? Разве в аду возможно погребение в воде греха и спасение водой? Конечно, нет. Отсюда следует, что Петр ведет речь о проповеди Духа Христа живым людям времен строительства ковчега, из которых только восемь человек послушались и спаслись. Так и нас ныне (см. 1 Пет. 3:21) проповедь спасает через веру в Иисуса и крещение водою .

Также задумайтесь, если Христос проповедовал каким-то непокорным духам, то получается, что Иисус не только забрал из ада в рай праведников, как считают многие верующие (напомним, что, согласно ветхозаветному Писанию, все люди, включая даже героев веры, после смерти попадали в ад; см. главу «Ад, преисподняя. Понятие смерти» ), но еще пытался и вразумить непокорных грешников. Иначе зачем Ему было Им проповедовать? Неужели Он по результату такой проповеди кого-то из непокорных забрал из ада, а тех, кто не вразумился, пожурил и оставил там на вечное страдание? Почему духи названы непокорными , если кому-то из них хватило всего одной проповеди, чтобы кардинально изменить свою позицию и спастись ? В любом случае, тогда здесь описана не проповедь , а самый настоящий суд: кого-то Иисус по результатам беседы решил помиловать и взять на небо, а кого-то наказать. Почему такой важный суд нигде больше не упоминается в Библии?

Далее давайте ответим на вопрос: если после Своего распятия Христос на самом деле проповедовал умершим, то почему Он обращался лишь к духам , которые были во дни Ноя? Ведь и до Ноя, и после него на земле жило много людей, которые хотели бы знать истину и спастись. Где справедливость? Почему только для современников Ноя была дана такая возможность – быть забранными Иисусом на небо? Почему великого пророка Давида, жившего после Ноя, Иисус не забрал в Небесное царство, а оставил в аду? О том, что псалмопевец не восшел на небо, в том числе и после воскресения Христа, прямо говорит текст Нового Завета:

«Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели … Он, быв вознесен десницею Божиею … Давид не восшел на небеса » (Деян. 2:32-34).

Неужели пророк Божий не был удостоен того, чтобы Иисус его забрал из ада? Налицо отсутствие логики и противоречие библейских текстов в таком их толковании. Ответ на эти вопросы будет найден, если увидеть в рассказе Петра не проповедь мертвецам с последующим «освобождением» некоторых из них из ада, а аналогию между спасением семьи Ноя через послушание предупреждению Божьему и спасением людей через принятие Иисуса и последующее крещение (см. также Ин. 3:5).

А в приведенном выше тексте из 2 главы книги Деяний апостолов речь идет о том, что Божий пророк Давид, как и все умершие люди, за исключением ряда воскрешенных, о которых отдельно говорит Библия, пока не восшел на небеса , а спит после смерти в аду - могиле, дожидаясь Второго Пришествия Христа.

В этой книге мы уже не раз говорили о важности исследования библейских стихов без их отрыва от контекста повествования, а также о необходимости в некоторых случаях прочтения всего послания, в котором находится «спорный» текст. Пользу от такого изучения Библии можно наглядно продемонстрировать на примере исследуемого нами отрывка 1 Пет. 3:18-21 . Если внимательно читать это послание с первой главы, то становится очевидной уверенность Петра в том, что Дух Христа и ранее проповедовал живым верующим. Рассуждая о принесенном Иисусом спасении, Петр говорил своим современникам христианам:

«К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков , которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов » (1 Пет. 1:10,11).

Именно эта мысль повторяется в исследуемом нами отрывке 1 Пет. 3:18-21 , где речь идет о проповеди Духа Христа через Ноя людям о предстоящем потопе.

О том, что Иисус всегда присутствовал на земле и принимал участие в жизни людей, говорят многие стихи Священного Писания (см. Кол. 1:16 , Ин. 1:1,10,14 , Ин. 8:25 , Ин. 17:5 , Рим. 9:5 , Евр. 1:8-12 , 1 Кор. 10:4,9).

Иисус и сегодня с нами:

«А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6 , см. также 2 Тим. 4:22 , Филим. 1:25 , Рим. 8:9,10).

Стоит отметить, что под Духом Иисуса в 1 Пет. 3:18,19 Петр мог подразумевать Духа Святого. Тогда словосочетание ожив духом можно толковать, как «ожил с помощью Святого Духа». Посмотрите, в Послании к Евреям говорится практически о том же.

«Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14).

А проповедь Христа духом тогда будет означать проповедь Иисуса людям посредством посланного Им Духа Святого.

«Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он , быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то (Святого Духа. – Прим. авт.), что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:32,33).

«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго » (Ин. 20:22).

«Когда же приидет Он, Дух истины … Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое ; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (

Находилась ли душа Иисуса в аду в отрезке времени между Его смертью и воскресением? Относительно этого вопроса существует немалое замешательство. Эта идея первоначально происходит от апостольского вероучения, которое утверждает: «Он снизошел в ад». Существует еще несколько библейских стихов, которые, в зависимости от их перевода, описывают Иисуса, спускающегося в «ад». Исследуя этот вопрос, важно, прежде всего, понимать, что Библия говорит о «царстве» мертвых.

В древнееврейском оригинале слово, использующееся для описания царства мертвых, звучит как «шеол». Оно просто означает «место мертвых» или «место умерших душ/духов». Греческое слово, используемое в отношении ада в Новом Завете, звучит «гадес», и также обозначает «место мертвых». Другие новозаветные тексты отмечают, что шеол/гадес – это временное место, где души пребывают в ожидании окончательного воскресения и суда. Откровение 20:11-15 проводит четкое различие между этими двумя понятиями – «ад» и «гадес». Ад (озеро огненное) является постоянным и окончательным местом суда грешников, в то время как гадес является местом временного пребывания. Поэтому, нет – Иисус не был в «аду», потому что это место появится в будущем, после окончательного Божьего суда (Откровение 20:11-15).

Шеол/гадес разделен на два отделения (Матфей 11:23; 16:18; Лука 10:15; 16:23; Деяния 2:27-31), отведенные для спасенных и грешников. Обиталище спасенных называется «Раем» или «лоном Авраамовым». Места пребывания спасенных и нечестивых душ разделены «великой пропастью» (Луки 16:26). Когда Иисус вознесся на Небо, Он забрал обитателей Рая (верующих) с Собой (Ефесянам 4:8-10). Грешники же остались в прежнем месте шеола. Все умершие неверующие направляются туда, ожидая своего окончательного суда в будущем. Был ли Иисус в шеоле/гадесе? Да, в соответствии с Ефесянам 4:8-10 и 1 Петра 3:18-20.

Некоторое замешательство возникает из-за таких текстов, как Псалтирь 15:10-11: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни…» Слово «ад» в этом стихе переведено неверно. Правильный вариант перевода должен звучать как «могила» или «шеол». Спустя много лет Иисус сказал на кресте вору, висящему возле Него: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лука 23:43). Его тело находилось в могиле, а Его душа отправилась в отделение шеола/гадеса для спасенных. После этого Он забрал из Рая всех умерших праведников с Собой на Небеса. К сожалению, во многих переводах Библии переводчики непоследовательны или ошибаются в переводе еврейских и греческих слов, означающих «шеол», «гадес» и «ад».

Некоторые полагают, что Иисус был в «аду» или в части шеола/гадеса, отведенной для грешников, чтобы нести дальнейшее наказание за наши грехи. Эта идея абсолютно не соответствует Библии! Его смерти на кресте и Его страданий за нас было достаточно, чтобы обеспечить наше спасение. Его пролитая кровь совершила наше очищение от греха (1 Иоанна 1:7-9). Вися там, на кресте, Он принял на Себя бремя грехов всего человечества. 2 Коринфянам 5:21 свидетельствует: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Это бремя греха, возложенное на Иисуса на кресте, помогает нам понять Его борьбу в Гефсиманском саду.

Иисус воскликнул, вися на кресте: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Марк 15:34), когда из-за грехов, вылившихся на Него, был отделен от Отца. Испуская дух, Он промолвил: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». Он понес эти страдания вместо нас, после чего Его душа/дух отправилась в райскую часть гадеса. Он не был в аду, так как Его страдания окончились в момент Его смерти. Плата за грех была оплачена сполна. В то время Он ожидал воскрешения Своего тела и Своего славного вознесения. Так был ли Иисус в аду? Нет. Был ли Он в шеоле/гадесе? Да.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Догматическое Богословие для миссионеров.
неточный и неполный конспект 18-й лекции.

План лекции:
1. Учение о сошествии Господа в ад.
2. В Ветхом Завете не все спаслись.
3. Библейское описание ада.
4. После прихода Христа в ад разворачиваются следующие действия.
5. Воскресенье из мертвых Христа Спасителя.
6. Природа смерти.
7. Аргументация Воскресения Христа.
8. Аргументация противников Воскресения Христова.
9. Что сделал Господь после Воскресенья?
10. Вознесение Христа на Небо.
11. Какая цель олимпийских игр?

Каким образом совершилось освобождение древних праведников, древних людей? И каково значение Воскресенья Христова для людей?

1. Учение о сошествии Господа в ад.
Священное Писание прямо говорит, что сразу после смерти Господь сошел а ад. Первый текст: «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3:19-20). Христос после смерти сошел в темницу к духам в ад, чтобы проповедовать им. Этот текст также подтверждает бессмертие души. Чтобы иметь аргумент о том, что это были умершие люди, обратимся к книге Бытия: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6:1-4).
Второе место, которое говорит о сошествии Господа во ад: «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2:23-32).
Как Господь мог одновременно быть и во аде, и в раю? «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Господь вездесущий: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Божеством он ввел покаявшегося разбойника в рай, а душей был в аду.
Есть еще одно место о власти Господа над смертью и адом: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:9). Чтобы утвердить свою власть над мертвыми Он вошел во ад: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17-18).
Об этом же говорит послание апостола Павла: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:9-10).
Утверждение власти Господа. Именно по этой власти, Церковь молится за умерших. На основании послания апостола Павла к Ефесянам и к Римлянам.

2. В Ветхом Завете не все спаслись.
До потопные люди, как и сейчас, могли спасаться, а могли и гибнуть. Какие люди вошли в Царствие Небесное после сошествия Христа во ад? Те люди, которые при жизни раскаялись, кланялись единому Богу, желали жить по заповедям (поступать по совести). В Ветхом Завете до сошествия Христа во ад – никто не спасся, и лишь Христос освободил праведников, людей живших по совести и раскаявшихся.
«Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во – первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:5-11). Эллины – это древние язычники, которые спасались, если не поклонялись идолам, жили по совести (толкование Иоанна Златоуста).

3. Библейское описание ада.
Первым местом описывающим ад в Библии встречается у пророка Исаии: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви—покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?» Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, —ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев» (Ис. 14:9-20).
Еще одно место говорящее о смерти находится у пророка Иезекиля. Это самое подробное место описания ада в Библии, не в смысле наказания, а в смысле заключения душ. «В двенадцатом году, в пятнадцатый [день того же] месяца, было ко мне слово Господне: сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу. Кого ты превосходишь? сойди, и лежи с необрезанными. Те падут среди убитых мечом, и он отдан мечу; влеките его и все множество его. Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом». Это место показывает, что в преисподне обсуждают новости вновь поступивших. Кто как попал.
«Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от меча. Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых». Там души лежат в символических гробницах, они расположены вокруг родоначальников народов. Праведники в аду располагались в особом месте, они видели Бога, поэтому и наполнялись некой радостью, даже в аду.
«Так Елам со всем множеством своим вокруг гробницы его, все они пораженные, павшие от меча, которые необрезанными сошли в преисподнюю, которые распространили собою ужас на земле живых и несут позор свой с отшедшими в могилу. Среди пораженных дали ложе ему со всем множеством его; вокруг него гробы их, все необрезанные, пораженные мечом; и как они распространяли ужас на земле живых, то и несут на себе позор наравне с отшедшими в могилу и положены среди пораженных». Люди проливающие кровь в жизни, сохранили это желание и после смерти, их ненависть осталась с ними (мечи под головами).
«Там Мешех и Фувал со всем множеством своим; вокруг него гробы их, все необрезанные, пораженные мечом, потому что они распространяли ужас на земле живых. Не должны ли [и] они лежать с павшими героями необрезанными, которые с воинским оружием своим сошли в преисподнюю и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых. И ты будешь сокрушен среди необрезанных и лежать с пораженными мечом. Там Едом и цари его и все князья его, которые при всей своей храбрости положены среди пораженных мечом; они лежат с необрезанными и сошедшими в могилу. Там властелины севера, все они и все Сидоняне, которые сошли туда с пораженными, быв посрамлены в могуществе своем, наводившем ужас, и лежат они с необрезанными, пораженными мечом, и несут позор свой с отшедшими в могилу. Увидит их фараон и утешится о всем множестве своем, пораженном мечом, фараон и все войско его, говорит Господь Бог. Ибо Я распространю страх Мой на земле живых, и положен будет фараон и все множество его среди необрезанных с пораженными мечом, говорит Господь Бог.» (Иез. 32:17-32). Мешех – предок славян, Фувал – грузин. И здесь описывается важный момент, что фараон прейдя в ад – все это уведет. Церковное Предание утверждает, что души умерших с 9 по 40 день осматривают ад, поэтому Церковь сугубо молится за новопреставленного человека. Смысл очень простой – чтобы человек понял, к чему приводит грех, он видит следствие греха.
В аду гниль и черви, а также черная бездна, тьма: « прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, [где] темно, как самая тьма» (Иов. 10:21-22); «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов. 3:11-19).
Бог известно есть свет: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Свет (Бог), приходит в тьму (ад), и ад как место тьмы исчезает, ад разрушается. Суть ада в невидении Бога. Ад происходит от греческого аэдос – невидимое. Библия понимает, его конкретно как невидимую область, куда сходит Господь.
Подробности сошествия Христа во ад: оды Соломона, послание апостола Варнавы, древние апокрифы (Евангелие Петра – II в., Евангелие от Никодима – IV-V вв.), проповедь о кресте, Ипполита Римского (нач. III в.), св. Ириней Леонский «Книга о ересях», еп. Илларион Алфеев «Христос – губитель ада» и ряд других текстов. Все эти тексты говорят некие общие вещи, рассказывают о диалоги с сатаной, который сначала радуется приближающемуся Христу, но когда видит Его в ярком Свете, начинает паниковать, говоря, чтобы закрыли дверь, и не в коем случае не пускали Иисуса Христа.

4. После прихода Христа в ад разворачиваются следующие действия.
Как говорит Иоанн Златоуст, ад – это место бессилия, это место на границе Бытия. Душа человека умершего, не возрожденного таинствами, это бессильная душа, потому что она разъедена ничем несдержанными страстями. Ад – это место безнадежной тоски, о мучениях Библия ничего не говорит. Грешники мучаются огнем неутолимых желаний. Настоящие мучения начнутся у грешников только после конца мира.
После прихода Христа в ад разворачиваются следующие действия:
1) Христа сатана не хочет пускать в ад.
2) Христос вламывается в ад, и грабит его, врата ада падают. И из-за этого падения на земле было землетрясения. Это подробно описаено в 106 псалме: «Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил» (Пс. 106:10-16).
3) Ангелы приволакивают ко Христу сатану.
4) Диалог Христа с сатаной. Христос вопрошает по какому праву он смел протянуть руку ко Христу, он никакого греха не сделал, и за это сатана лишается всего.
5) Христос связывает сатану узами вечного мрака, и бросает его на тысячу лет в подземелье.
6) Христос говорит с мертвецами живыми устами, и они проснулись.
7) Христос будет праведников ото сна, и всех кто не был идолопоклонником и жил по совести забирает с Собой в Царствие Небесное.
8) Из самых глубин ада он за руку выводит Адама и Еву. Говоря Адаму, — «Зачем так далеко убежал от Меня»?
9) Воскрешает несколько праведников, по преданию воскресли: Мелхиседек, Иов, пророк Даниил, три отрока, Семеон Богоприимец и два его сына. Господь из Воскрешает, чтобы они на земле рассказали о победе над смертью, после их рассказа людям, они повторно умирают в день Вознесения (чтобы вместе с Господом зайти в рай). У Евангелиста Матфея есть подтверждение слов воскресенья праведников: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52-53).

5. Воскресенье из мертвых Христа Спасителя.
Господь источник нетления, и Он явил нетление людям: «открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10). С этого момента причастники Тела Господня могут иметь нетленные тела, как знак будущего Воскресенья. Самый удивительный пример нетления у нас в России – это мощи преподобного Александра Свирского (которые практически полностью нетленны и весят 16 кг.), у Него даже цвет кожи остался таким же. В Библии описан случай, когда мертвец вступил в соприкосновение с костями пророка Елисея, и воскрес: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:21). Примера чудес от костей святых очень много, потому что это прообраз будущего Воскресенья.
Почему тело Иисуса Христа было не тленным? По причине ипостасного единства Богочеловека, поэтому смерть не смогла разрушить Его. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Божество не разделимое, и через божественную природу связь души и тела сохранялась.
В момент Воскресенья происходит обрушенье третий преграды между Богом и людьми (преграды природ рушиться воплощеньем, преграда греха рушиться на Кресте), преграды смерти рушится Воскресеньем. Смысл Воскресенья Христова подробно описан в 1-ом послании Коринфянам, в 15 главе целиком: (1 Кор. 15:1-58).
Почему Христос Воскресает в первый день недели? Христос Воскресает в первый день недели, потому что начинается Новая вселенная. В тот же самый день, когда Бог сотворил вселенную, он ее вновь зарождает через Христа. Потому что Бог тот же самый. Это тот же Иисус который растянул Небеса при сотворении, Он же возобновляет вселенную в тот же день. Преображение вселенной началось в тот же самый день, когда она появилась.
Почему Христос был распят в пятницу? Потому что в этот день был создан человек. Животные были сотворены утром, а человек створен днем. И в то время когда был сотворен человек, Христос был распят на Кресте (в 12.00 ч. дня). Из рая изгнаны были Адам и Ева тоже в пятницу в 15.00 ч. дня.
Почему Господь лежал в могиле в субботу? Потому что это день покоя. Тождество дней Творения и дней Искупления указывает на тождество Делающего.
Почему Христос воскресает неизвестно в какой момент? Восьмой день Творения это вступление вселенной в вечность, а вечность не описана временем. Поэтому момент Воскресенья остается тайным, и не описывается никем. Даже ангелы не видели как Иисус воскрес из мертвых, Он уже воскресший в теле посылает ангела. И с этого момента начинается Новая вселенная. Христос воскресает в день принесения снопа нового урожая, он первенец из мертвых. Жертва урожая начинается на Пасху, а заканчивается в день Пятидесятницы.
Когда начнется Воскресенье? Оно уже началось. Процесс запущен. В момент Воскресенья начинается преображенья Неба и Земли. По воскресенье наших тел, процесс Воскресенья вселенной завершится. Григорий Нийский в IV в. говорит, что «согласно философии все тела состоят из атомов, и у каждого атома есть своя энергия, и вот эта энергия скрыта, она обычно не проявляется. Но в день Воскресенья, Бог повелит этой энергии, и она раскроется и выжжет смерть на атомарном уровне». Откроется ядерная энергия, и это было сказано в IV в. Меня все время удивляло насколько у нас прогрессивная вещь – православное богословие. В IV в. рассказывалось о ядерном синтезе.
Бог Воскресает в том же самом теле, но уже преображенном, Он проходит через Плащаницу. Плащаница сейчас находится в Валенсии. Солдаты были неприятно удивлены, когда узнали, что они пустую гробницу охраняли. Существует «Кембриджская рукопись» (нач. V в.), в ней сказано, что ангел буквально забросил камень на вершину гроба. Гробницу охраняла римская стража из 16 чел., 4 из которых непосредственно стояли у входа в гробницу, остальные 12 были у костра, но они все не имели права спать.
Сколько было Ангелов в гробнице и символизм Воскресенья? Много. Один сидел на камне от гробницы (для внимательных евреев бесспорен символ крышки «Ковчега Завета»), а два других сидели внутри лицами друг к другу (Лк. 24:4). Если в Ветхом Завете самым главном было – крышка от чистилища (очищения), то в Новом, самым главным местом считается – Престол. Престол – символ Гроба Господня. Напрестольные покрывала, означают пелены.
Почему женщина первая услышала весть о Воскресенье? Женщина была первой проклята, но женщина первая и благословенная была.
Почему гроб находился в саду? Сад Эдемский.

6. Природа смерти.
Смерть – это личное существо, падший ангел: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20:14). Это всадник с косой. Смерть возникает как результат проклятья: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51). Христиане умирают, а смерти не видят, дух смерти к ним не приходит. Они уже отрезаны от жизни, и привязаны к Небесам.

7. Аргументация Воскресения Христа.
1) Пустой гроб.
2) Наличие склеившихся пелен, оставшихся на месте (если бы Тело было украдено, то украли бы Его вместе с пеленами).
3) Явление Воскресшего Христа.
4) Чудеса, которые связанны с Воскресшим Господом (власть над демонами, над смертью).

8. Аргументация противников Воскресения Христова.
1) Все выдумка от начала до конца. Факты подтверждающие Воскресенья описаны у Иосифа Флавия «Иудейские древности» и др.
2) Тело было выкрадено из гробницы. Самый древний аргумент описанный еще в Евангелии. В иудейском антихристианском документе «Талдот Ашу» (VI в. Р.Х.), в ряде ссылок «Талмуда», приводится этот аргумент. Нелепость версии в чем? А где розыск? Где находились апостолы найти не так сложно. В Римской империи все допросы велись под пытками, и если бы тело действительно было украдено, они бы рассказали где. Даже не было фактов допроса. Как в христианских, так и иудейских документах, нигде не сказано,что апостолов кто-либо пытался юридически обвинить в факте краже тела. Пилату все точно доложила охрана, начальником стражи был сотник Лонгин. Тринадцать человек из шестнадцати (стража) взяли день чтобы они молчали, Лонгин входил в число трех не взявших денег, они уверовали во Христа и стали проповедниками, вскоре были казнены в городе Кесарии.
Представьте себе картину. Спят 16 человек из римской охраны (за сон на посту – смертная казнь, то, что солдат не казнили, говорит о том, что они не спали), подкрадываются совершенно бесшумно некие люди, сдирают печати, совершенно бесшумно перемещают двухтонный камень на верх гробницы (более трех метров вверх). Бесшумно берут тело и прямо на месте начинают сдирать окровавленные пелены, затем сворачивают и аккуратно кладут их на место, причем придают им форму тела. Потом тайком берут перекладывают тело неизвестно куда, и говорят всем, что Христос Воскрес из мертвых, чтобы гарантированно получить за это смертную казнь. Очень логичное объяснение. Получается целая цепь нелепостей.
3) На третий день в гробницы был Христос, а женщины пришли не к той гробницы. Вместо ангела – юноша. Описание Воскресенья – позднейшая вставка, и т.д. Ладно. Женщины могли заблудиться? Могли. Даже ученики могли? И ученики могли. Но могли ли заблудиться первосвященники? В день Пятидесятницы крестилось более трех тысяч человек в Иерусалиме, и первосвященников прямо обвиняют в смерти Христа, если бы тело Христа было, Его бы показали народу, но тела не было.
Есть археологический текст, найденный в 60-х гг. XX в. Под названием «Назаретский декрет», времен императора Тиберия, который предусматривает смертную казнь за кражу мертвецов из гробниц. Из этого следует, что Пилат написал докладную записку в Рим, и чтобы оправдать себя, сказал, что телоукрали.
4) Гроб пуст, потому что был обморок, и Христос ушел из гробницы сам. Эта версия Штрауса, сейчас ее поддерживает ряд мусульманских организаций. Продолжение этой версии у Дэна Брауна «Код Да Винчи», что якобы Христос со своей женой Марией Магдалиной уехал во Францию, или уехал в Кашмир и т.д. Если человек с обмороком, его плотно и герметично закатать в ткань, и положить в непроветренную, холодную гробницу с температурой около 0ºС, что с ним будет? Этот человек все равно умрет. Максимум, что мог тогда сделать обморочный – это свалится вниз. Мы еще не учитываем, что Ему пробили копьем сердце (шла кровь и вода). Но если даже представить, что Он после этого выжил, остается одно препятствие – двухтонный камень, который нужно отворить из нутрии.
5) Иисус превратил свое тело в газ и просочился (так считают Свидетели Иеговы и др.). Может ли газ кушать? Газ, воздух не обладает способностью кушать. А Христос многократно ел и пил с апостолами. Можно ли пощупать газ? Можно ли пальцы в газовые раны вложить? Иеговисты это объясняют тем, что Он материализовывался перед учениками на время, Иеговисты это объясняют, тем что Христос Воскрес духом: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3:21), но там не сказано, что Он Воскрес в духовном теле, без тела. Воскреснуть (восстать) может только то, что легло. Само слово воскресенье, предполагает восстановление того, что упало. И получается, что Христос говорит апостолам в 24 главе от Евангелиста Луки, что иметь кровь и плоть.
Многие священники Израильские, на момент Второго Храма, их было 18 000 чел., поверили Воскресенью Христову. Об этом говорится в Деяниях апостолов, в Новом Завете. И вплоть до XIX в. во многих священнических иудейских родах передавалась информация о том, что Иисус действительно Воскрес.

9. Что сделал Господь после Воскресенья?
«Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3). Из этого видно, что Христос учил о Церковных Таинствах (Царствии Божием).
Дары Воскресшего Христа:
1) Крещенье (Мф. 28:1-19; Мк. 2:16).
2) Понимание Писания.
3) Обещанье даров Святого Духа.

10. Вознесение Христа на Небо.
На 40-ой день Христос возносится на Небо. Для нас весть об Вознесении Христа, это весть о том, где наша Родина: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:1-11). Нравственные требования вытекают из Воскресенья Христова. Христиане жизнь имеют на Небе со Христом, а для этого мира они мертвы.

11. Какая цель олимпийских игр?
Это языческий религиозный культ. Целью олимпийских игр было поддержание духов – героев.

Вопросы к лекции:
1. Куда после смерти сразу попал Христос?
В ад. Священное Писание прямо говорит, что сразу после смерти Господь сошел а ад. Первый текст: «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3:19-20).
2. Кто спасся в Ветхом Завете до сошествия Христа во ад?
Никто. Все шли в ад. Даже ветхозаветные праведники и пророки были в аду. До потопные люди, как и сейчас, могли спасаться, а могли и гибнуть. После сошествия Христа во ад, в Царствие Небесное вошли те люди, которые при жизни раскаялись, кланялись единому Богу, желали жить по заповедям (поступать по совести). В Ветхом Завете до сошествия Христа во ад – никто не спасся, и лишь Христос освободил праведников, людей живших по совести и раскаявшихся.

3. Где в Ветхом Завете дается описание ада?
Первым местом описывающим ад в Библии встречается у пророка Исаии (Ис. 14:9-20). Еще одно место говорящее о смерти находится у пророка Иезекиля. Это самое подробное место описания ада в Библии, не в смысле наказания, а в смысле заключения душ (Иез. 32:17-32). У Иова также есть описания ада (Иов. 10:21-22); «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов. 3:11-19).

4. Почему тело Иисуса Христа было не тленным?
По причине ипостасного единства Богочеловека, поэтому смерть не смогла разрушить Его. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Божество не разделимое, и через божественную природу связь души и тела сохранялась. В момент Воскресенья происходит обрушенье третий преграды между Богом и людьми (преграды природ рушиться воплощеньем, преграда греха рушиться на Кресте), преграды смерти рушится Воскресеньем. Смысл Воскресенья Христова подробно описан в 1-ом послании Коринфянам, в 15 главе целиком: (1 Кор. 15:1-58).

5. Почему Христос Воскресает в первый день недели?
Христос Воскресает в первый день недели, потому что начинается Новая вселенная. В тот же самый день, когда Бог сотворил вселенную, он ее вновь зарождает через Христа. Потому что Бог тот же самый. Это тот же Иисус который растянул Небеса при сотворении, Он же возобновляет вселенную в тот же день. Преображение вселенной началось в тот же самый день, когда она появилась.

6. Почему Христос был распят в пятницу?
Потому что в этот день был создан человек. Животные были сотворены утром, а человек створен днем. И в то время когда был сотворен человек, Христос был распят на Кресте (в 12.00 ч. дня). Из рая изгнаны были Адам и Ева тоже в пятницу в 15.00 ч. дня.

7. Почему Господь лежал в могиле в субботу?
Потому что это день покоя. Тождество дней Творения и дней Искупления указывает на тождество Делающего.

8. Почему Христос воскресает неизвестно в какой момент?
Восьмой день Творения это вступление вселенной в вечность, а вечность не описана временем. Поэтому момент Воскресенья остается тайным, и не описывается никем. Даже ангелы не видели как Иисус воскрес из мертвых, Он уже воскресший в теле посылает ангела. И с этого момента начинается Новая вселенная. Христос воскресает в день принесения снопа нового урожая, он первенец из мертвых. Жертва урожая начинается на Пасху, а заканчивается в день Пятидесятницы.

9. Какая природа смерти?
«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20:14).
есть Ангел смерти, который может приходить за умирающими.

10. Какая аргументация Воскресения Христа?
Пустой гроб. Наличие склеившихся пелен, оставшихся на месте (если бы Тело было украдено, то украли бы Его вместе с пеленами). Явление Воскресшего Христа. Чудеса, которые связанны с Воскресшим Господом (власть над демонами, над смертью).

11. Что сделал Господь после Воскресенья?
Христос учил о Церковных Таинствах (Царствии Божием).«Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3).

12. Какие дары Воскресшего Христа?
Крещенье (Мф. 28:1-19; Мк. 2:16). Понимание Писания. Обещание даров Святого Духа.

Сошествие Христа в ад упоминается во многих религиозных текстах. Этот эпизод нашел свое отражение и в иконописи. Но как же Иисус оказался в аду? А, главное, зачем он туда спустился?

Как Христос попал в ад?

Согласно Библии, за грехопадения и отступления людей от Бога, долгое время дорога в рай была закрыта как для грешников, так и для праведных. Все люди, независимо от их поступков, совершенных при жизни, после смерти попадали исключительно в ад. Примечательно, что праведники имели в преисподней отдельное место, называемое Авраамово лоно. Некоторые богословы, как, например, Игнатий Брянчанинов, считают Авраамово лоно неким филиалом небес в аду.
Монах Симеон Новый Богослов пишет «некогда Христос Бог наш после того, как повешен был на кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, сошел в преисподняя ада, потом поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое и тотчас воскрес из мертвых и затем, наконец, вознесся на небеса с силою и славою многою, скончался, спустился в преисподнюю, а потом, поднявшись оттуда, снова «вошел в пренепорочное тело Свое и воскрес»».

Что Иисус делал в аду?

Спустившись в ад, Христос таким образом подтвердил предсказание пророка Исаии: «На живущих в стране тени смертной (в преисподней) свет воссияет». Зная об этом пророчестве, мертвые ждали Мессию. Потому как, согласно христианскому учению, Иисус перенес мученическую смерть не только ради живых, но и ради мертвых.
Перед тем, как войти в преисподнюю, Христос, как пишет Иоанн Златоуст, разрушил медные адские ворота. Тем самым Спаситель полностью сокрушил саму смерть и открыл людям дорогу в рай.
При этом Златоуст утверждает, что грехи людские остались при них же. Для того, чтобы грешники покаялись, а незнающие познали Бога, Христос читает проповедь душам умерших. «Иисус «сошед, проповедовал» — пишет апостол Петр.

Греческий богослов Кармирис утверждал, что Мессия читал проповедь для всех, чтобы каждый имел возможность спастись: «Проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем», праведным и грешникам, иудеям и иноверцам. Фома Аквинский предполагал, что та проповедь не являлась обличительной и осуждающей, а только радостной благой вестью о возможности спасения.

Кого Христос взял на небеса?

Уничтожив смерть, Иисус отправился туда, где ему и следовало быть, то есть в рай. Однако ушел он из ада не один. Святитель Григорий Богослов так говорит о Спасителе: (Иисус) «погребается, но восстает, нисходит в ад, но возводит из него души».
Христианский комментатор Маркион Синопский утверждал, что Христос полностью опустошил ад, то есть вывел оттуда всех, кто там находился. Однако другой богослов Ириней Лионский заявил, что Спаситель вывел из преисподней только тех, кто обрел веру и покаялся в грехах. С ним согласны и большинство представителей христианского учения.
Так вслед за Христом поднялись на небеса все ветхозаветные праведники. Едва завидев Мессию в преисподней, к нему ринулись «Святые Пророки, Моисей, Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Самуил, Исаия и Иоанн Креститель» (Евангелие от Матфея).
Однако Иисус все же забрал из преисподней и некоторых грешников. Так вместе с Христом покинули ад первые люди Адам и Ева, с которых и началось грехопадение. Но оба они давно раскаялись в своих деяниях, а потому милостью Господа были прощены. На иконе, которая так и называется «Сошествие в ад» Иисус изображен на фоне сломанных адских ворот, держащим за руки Адама и Еву.