Что имени тебе твоем читать. Что в имени тебе твоём

Вдохновилась флэшмобом Олели Баянъ:

Итак, речь о псевдониме. В моем случае - аж о двух псевдонимах: Марина Аэзида и Аста Рутт.
Несложно догадаться, что "Марина" - мое настоящее имя. А вот "Аэзида", разумеется, ни разу не фамилия. Хотя некоторые из моих бывших одноклассников умудрялись так думать и спрашивали: ты замуж вышла? Замуж я, правда, выходила, но фамилию не меняла, ибо ленива на смену всяческих документов и банковских карт. И вообще ненавижу конторы... И, конечно, фамилия моего мужа была не "Аэзида". Но это так... оффтоп.

Если же перейти к теме, то ник "Аэзида" возник в те седые года, когда я еще и не помышляла о писательстве. То есть чего-то там писала (в тетрадочке ручкой), но то были юношеские миниатюры с кучей пафоса и ненужных красивостей - я отчего-то считала, что это мега-круто.

Так вот, во времена, когда динозавры бродили по земле, у меня дома не было не то что интернета, но даже компьютера. Но я таки решила завести себе е-мэйл. С этой целью отправилась в интернет-салон. А поскольку в то время я фанатела от Древнего Египта и древнеегипетской мифологии, то нескромненько так захотела быть Izida. Все Изиды оказались заняты, как и Исиды, а циферки на конце и всяческие черточки меня не устраивали. Тогда я подумала, что а прибавлю-ка в начало букву "а". Но... Аizida (как и Aisida) также оказались заняты. Я пошла дальше: заменила букву "i" на "е". И вуяля! Свободно!

Так и стала Аэзидой. Потом, после е-мэйла, я это "aezida" использовала во всех форумах и даже в жизни - когда ударилась в готическую субкультуру, это стало моим так называемым стрит-нэйм (ну, кто был неформалом, тот поймет).

Писать первый роман я начала намного позже, а размещать его в сети (на прозеру) и того позже. Но вопросов с выбором псевдонима у меня уже не возникало, ибо "Аэзида" к тому времени настолько срослось со мной в моем же сознании, что воспринималось почти как второе имя. Вот я и соединила два имени - Марина и Аэзида. И, кстати, вконтактике я и по сию пору единственная Аэзида:)
Второй псевдоним - Аста Рутт - возник позже, но это также соединение двух имен.

Я занимаюсь исторической реконструкцией эпохи викингов. Когда в 2008 пришла в реконструкторский клуб, мне дали скандинавское прозвище - Рутта. Это производное от "рутт", что в переводе с дневнеисландского означает "путь, дорога". То есть "Рутта" - что-то вроде "путешественница, странница". Спустя три-четыре года мне дали уже не прозвище, а имя - Аста. Это с древнеисландского переводится "любовь".

В сеть (со своей первой книгой) я вышла в 2013-ом и сначала была только Мариной Аэзидой. "Аста Рутт" же начала использовать лишь здесь, на продамане, в 2016 году - я тогда вздумала писать несвойственное для меня (как мне тогда казалось) творение. Но по мере написания поняла, что как бы я ни старалась, а чисто любовное фэнтази создать, похоже, не могу. Все равно авторские интересы и тараканы выползут наружу и любовное превратится (и превратилось)... во что-то слегка другое.
Поэтому смысл плодить вторую сущность отпал, и я соединила два своих псевдонима. Поэтому нынче это выглядит так: "Аста Рутт (Марина Аэзида)".

«Что в имени тебе моем?..» Александр Пушкин

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

Анализ стихотворения Пушкина «Что в имени тебе моем?..»

В жизни Александра Пушкина было достаточно много романтических увлечений, и каждой из своих избранниц поэт посвящал удивительные стихи, возвышенные и утонченные. Однако сам Пушкин признавался, что роковой страстью его жизни является польская аристократка Каролина Сабаньская, с которой поэт познакомился летом 1821 года в Киеве. Неприступная красавица, о которой, тем не менее, ходили достаточно пикантные слухи (и это неудивительно, так как муж Каролины был старше ее на 30 лет и на фоне супруги выглядел дряхлым стариком), произвела на Пушкина неизгладимое впечатление. Поэт влюбился без памяти, однако даже не был удостоен вниманием холодной и расчетливой светской львицы.

Впоследствии судьба несколько раз сводила Пушкина и Сабаньскую, и чувства поэта после каждой встречи вспыхивали с новой силой. Он жаловался, что Каролина стала для него злым демоном, который словно заманивает его в свои сети, обещая райское наслаждение, но в самый последний момент проявляет холодность и полное равнодушие. Сабаньская знала о чувствах поэта, так как в течение 10 лет знакомства Пушкин регулярно посвящал ей стихи. И – ловко манипулировала их автором, то приближая к себе, то отвергая. В этом было не только женское тщеславие, но и прагматизм: до наших дней дошли документы и воспоминания очевидцев о том, что Сабаньская, любившая жить на широкую ногу, подрабатывала шпионажем. Ее светский салон, принимавший самых различных людей, от военных и политиков до литераторов и музыкантов, являлся удачным прикрытием для того, чтобы собирать информацию и передавать ее заинтересованным людям. Одним из них, в частности, был любовник Каролины, граф Иван Витт, возглавлявший тайное сыскное управление на Юге России.

Пушкин, далекий от политических интриг, даже не подозревал о том, что интерес к его персоне со стороны Сабаньской носит столь меркантильный характер. Поэтому в январе 1830 года, на очередном приеме у светской львицы вписал в ее альбом очередное стихотворение-посвящение «Что в имени тебе моем?..», которое, как оказалось впоследствии, стало последним в цикле произведений, посвященных Каролине. В этом стихотворении Пушкин не только в очередной раз открывает свои чувства надменно красавице, но и задается вопросом – а что же он значит в ее жизни ? Ему непонятна двойная игра, которую ведет Каролина, но он все же надеется, что годы знакомства все же оставят в душе этой загадочной женщины хоть какие-то воспоминания о том, кто был ее саамы верным и преданным поклонником. Поэт отмечает, что его имя «на памятном листке оставит мертвый след, подобный узору надписи надгробной», даже не подозревая о том, что ему уготовано стать одним из выдающихся представителей русской литературы. Но в данный момент это совсем не интересует Пушкина. Для него гораздо важнее, чтобы прекрасная Каролина «в волненьях новых и мятежных» хоть изредка вспоминала о человеке, для которого когда-то так много значила. «Скажи: есть память обо мне, есть в мире сердце, где живу я», — заклинает избранницу поэт, не догадываясь о том, что очень скоро навсегда избавится от своей пагубной и испепеляющей душу страсти .

Пройдет несколько месяцев, и на очередном приеме у Сабаньской Пушкин повстречает юную Наталью Гончарову, которая затмит стареющую польскую интриганку своей свежестью и непорочной красотой. Отныне Каролина будет забыта навсегда, и ей больше не удастся зазвать поэта на свои светские рауты. Однако поэт с присущей ему откровенностью все же признается, что даже после свадьбы образ Сабаньской иногда преследует его, а воспоминания о неразделенной любви вызывают легкое чувство грусти, смешанное с разочарованием.

"Неизученной жизнью не стоит и жить" Сократ

Судьба… К понятию судьбы подступались многие исследователи всех времён и народов. Её пытались читать по руке и предсказывать по звёздам, описывались жизненные сценарии, по анализу генограмм выявляли наследственные программы, кочующие по родовой системе, непредсказуемым образом выборочно проявляясь в потомках, высчитывались даты, роковые для данного Рода, выявлялись наследственные болезни, сверялись даты смерти и рождения… В конечном счёте, движущей силой невероятной тяги человечества к познанию является желание разгадать одну единственную и самую главную загадку — кто же такой человек, что руководит его поступками, что формирует канву его судьбы, какие силы управляют его жизнью.

Что только не пытались принять за отправную точку для прочтения судьбы конкретного человека! Но проблема в том, что из многочисленных вариантов никак не складывается общая картина. Ощущение такое, что мы все время получаем отдельные рисунки мозаики, которые никак не хотят складываться вместе. Необходим какой-то универсальный принцип, присущий всем людям, но делающий уникальным каждого человека в отдельности.

Удачная, исходя из результатов, попытка приоткрыть завесу этой тайны предпринята специалистами Студии Имени под руководством Станислава Жарова г. Челябинск. Я являюсь руководителем представительства Студии Имени в г. Ижевске. Собранные автором метода в одну стройную систему знания о русской культуре, русской письменности, знания о единстве букв и цифр, а также интереснейшие личные и совместные открытия в области именологии, позволяют утверждать следующее: судьбу конкретного человека формирует его имя, рассматриваемое в контексте его родовой системы. Но, обо всем по порядку…

Само слово "Судьба" содержит подсказку, раньше оно писалось как "Сутьба" и расшифровывалось как "Слово, утверждённое Богами", т.е. пришедшее свыше, или от Предков: Предки на Руси почитались как Боги.

Слово, получаемое нами от предков — это и есть наше Имя.

И во многих письменных и устных источниках также говорится о том, что главным достоянием человека, несущим наиболее полную информацию о нем самом, мотивах его поведения и способах взаимодействия с миром, является Имя. Тайну и значение имени в жизни человека, его мистическое влияние на судьбу отмечали многие. И если мысль материальна, слово изречённое структурирует реальность, слово написанное- создаёт новый мир, то осознание того факта, что Имя самое часто повторяемое слово в жизни человека приводит нас к мысли, что оно влияет и на ту реальность, которая формирует нас и мир вокруг нас.

"Я утверждаю, что имена оказывают огромное влияние на судьбу. Они — тончайшая плоть, посредством которой определяется духовная сущность" П. Флоренский

Мистика начинается с самого рождения человека: практически каждый человек знает историю своего поименования, за право назвать ребёнка "бьются" (иногда достаточно серьёзно) два рода — отца и матери, имя маленького человечка никого не оставляет равнодушным — его примеряют к ребёнку, как вечерний наряд, ребёнок сам может выбрать себе имя, проявляя активность, если мать пробует называть его разными именами в течение некоторого времени. У каждого человека есть какие-то свои отношения с собственным именем, какие-то мысли по поводу него. Также, у каждого есть ощущения твоё это имя или нет, усиливает оно тебя или ослабляет, ведёт тебя по жизни или топит…

Человек чувствует, что Имя каким-то образом важно для него. Но вот каким? Каждый из нас искал и читал информацию о том, что значит его имя, но привела ли она к осознанию собственной силы, рассказала ли о том, с чем нам придётся в жизни встретиться, указала ли ловушки, уроки, подсказала ли предназначение? И вообще, вы помните, что там было написано? Вряд ли…

Сегодня пройти к истинному значению собственного имени практически невозможно. И вот почему. В книгах приводятся исключительно переводные значения с разных языков. Мало того, что имена пришли из других культур и территорий, мало того, что при переводе их на русский язык были внесены искажения, вплоть до изменения произношения, нас пытаются уверить, что если на греческом Петрос обозначает "камень", то и характер русских Петров имеет отношение к твёрдости и лучшим свойствам камней. А если "Галина" на латыни обозначает "курица", а на греческом — "тихая", то каким переводом следует пользоваться при определении качеств русской Галины?

А ответ прост. Значение имени, написанного русскими буквами, надо искать, исходя из символьного значения наших родных русских же букв.

Человеческое мышление образное, символьное. Символьные порядки — это суть коллективное бессознательное. Символы — это код доступа к информации. Меняются символы, меняется смысл.. Поэтому, если Имя написано в русских символах — буквах, то для русского человека, имеющего доступ к коллективному бессознательному русского народа, оно нести будет что-то своё, присущее именно русскому написанию конкретного имени.

Например, моё имя, Анна, еврейское. Написанное на иврите, оно несёт достаточно добрую судьбу своей носительнице, в нем нет внутреннего конфликта и напряжения. Поэтому и значение его на иврите "благословенная". Прописанное в символах русского языка имя Анна судьбы, благословлённой богами, своей носительнице, увы, не даёт. Судьбы Анн на Руси достаточно трагичны, полны встреч со смертью, проблем и трагедий с детьми и мужчинами.

Давайте разберёмся: что же такое буква? Это символ, это графическое изображение силы, более того, это графическое изображение инициатического жеста при инициации этой силой. Сегодня буквы для нас — "пустое множество". Буквы утратили свои имена — помните раньше: "Аз, боги, веди, глаголь, добро… "? Сегодня буквы — это просто звуки. Мы утратили их имена, а, следовательно, смысл. Мы даже не подозреваем, что за каждой буквой скрывается сила, причём сила объёмная, имеющая свои полюса, т.е. вмещающая весь спектр проявления от "+" до "—".

Недаром основные буквенные значения "Б" — "Боги" и "Буквы". В этом нет никакого противоречия — буквы это и есть боги. Каждая буква — это архетип, который открывает Божественные врата для определённой Божественной силы. Ведь одним только осознанно произнесённым звуком можно творить пространство, призывая и заполняя его определённой силой. Каждую букву можно проживать внутри себя, как архетип, как божественную силу, которая имеет огромный спектр проявлений-от ада до рая, но в присущем только этой силе ключе. То есть рай "А" и рай "В"— два разных рая, ад "Г" и ад "Д"— два разных ада.

И вот эти силы, эти Боги встречаются друг с другом и начинают формировать коллективы. А значит, любое слово можно рассматривать, как коллектив богов, которые собрались вместе, чтобы сотворить новое пространство, новую реальность. И в этом коллективе, как и в любом другом, его члены могут усиливать друг друга, испытывая взаимную симпатию, могут ослаблять на основе взаимной неприязни, могут открыто конфликтовать. Все это и будет определять качество создаваемой ими реальности.

Теперь представим, что буквы вашего имени и есть такой коллектив. Как они относятся друг к другу, нравятся ли им те позиции, на который они стоят, не хотят ли они занять, а то и завоевать, чужое место, нет ли откровенной вражды или других "неуставных" отношений, понимают ли они зачем они собрались вместе, объединены ли они общей целью, и какова эта цель — масса вопросов без ответов. А ведь именно отношения между буквами нашего имени — и есть те внутренние противоречия, конфликты, необъяснимые метания души, влечения, желания, которые творят нашу жизнь, проявляются в реальности конкретными событиями, задают миф имени.

Более того, именно буквы нашего имени определяют те силы, с которыми человек встретится в своей жизни, ведь надо познакомиться. Буквы знакомятся с носителем имени, проявляясь в его жизни и проверяя его. Человек знакомится с миром, проходя уроки архетипов, живущих в его имени. Именно через эту призму он чувствует, выражает себя, любит, живёт, говорит…Человек — это текст. Текст собственного имени. И вся жизнь проходит внутри этого текста, т.е. мы свободны, но в узко заданных рамках. Хотя не такие уж они и узкие…

"По настоящему боишься лишь того, чего не понимаешь" (Ги де Мопассан). Часто мы не в состоянии ни осознать, ни объяснить того, что происходит с нами, боимся сил, которые начинают управлять нашей жизнью помимо нашей воли, пугаемся собственной силы, понимая, что можем и убить, и сглазить, и проклясть невзначай, бежим от самих себя. Ведь нельзя осознать того, что ты не знаешь. И пока сила не узнана, не осознана, она управляет тобой, а не ты ей. Задача — познакомиться с силами, проявляющимися в твоей жизни определёнными событиями, научиться пропускать этот поток через себя, не блокируя его, и "выпускать погулять" осознанно, понимая меру и ответственность, для достижения определённого результата. Зная те силы, с которыми придётся встретиться в жизни, постараться познакомиться с ними в "лабораторных условиях". Ведь и со смертью можно встречаться, провожая дорогих людей, а можно ритуально, в сакральном пространстве.

" Имя содержит множество уровней прочтения. Оно представляет собой максимально сгущённое пространство смыслов, или, говоря языком традиции, сакральный код, подобный, в свою очередь, коду генетическому. Раскрыть его- задача, которую предстоит решить каждому, кто желает жить осмысленно и всегда быть в силе. Ибо сила открывается через обретение Смысла, этого ключа доступа к потаённому хранилищу необходимых талантов и возможностей" Станислав Жаров — автор метода.

По имени о человеке можно узнать многое: высший и низший аспект проявлений человека внутри имени, духовный и социальный полюсы, задачу в социуме, основной вызов в жизни человека, основные ценности, урок, основные ловушки, внутренние воления, способности и возможности, его тайные желания, предназначение, сакральное или тайное значение, которое определяет половую принадлежность и сексуальную ориентацию, принадлежность к солнечной или лунной парадигме, определяющей миф человека.

Мы очень часто слышим словосочетание "информационная война". Кто-нибудь задумывался над этим глубоко, глубже, чем открытые и явные интервенции в СМИ и на ТВ? Ведь информационная война — это война на уровне смыслов. Искази смысл — поменяется реальность. И началась она против русского народа давно, ещё во времена первых языковых реформ. Сегодня в нашем языке нет букв, обозначающих интуицию, любовь, связь с Богами, с природой, со структурами времени, гармонию, счастье, культуру, единение с пространством и информационным полем земли, Дух, Душу, женственность, нет букв, несущих понятия герметизма: как вверху, так и внизу, перемещение во времени и пространстве, многого чего нет…

Наши предки знали, как надо поставить буквы в имени, чтобы они несли добрую судьбу своему хозяину. Христианство ввело список имён великомучеников, в честь которых мы не задумываясь, а иногда даже с восторгом, называем своих детей. А ведь это тоже информационная война — дай человеку имя, несущее внутренний конфликт, человек никогда не станет свободным, он будет всю жизнь биться внутри собственного имени со своими внутренними демонами.

Н.В. Гоголь в своей повести "Шинель" приводит любопытный эпизод выбора имени для главного героя: "Родильнице предоставили на выбор любое из трёх, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия или назвать ребёнком во имя мученика Хоздазата. "Нет,— подумала покойница,— имена-то все какие". Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. "Вот это наказание,— проговорила старуха,— какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы ещё Варадат или Варух, а то Трефилий и Варахасий". Ещё переворотили страницу- вышли Павсикахий и Вахтисий. "Ну, уж я вижу,— сказала старуха, что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий".

В качестве маленького примера можно сказать, что в дохристианской Руси не было имён, начинающихся на букву "А". Вместо этого звука стояла другая буква, не вступающая в конфликт ни с первой материнской позицией, ни с другими следующими за ней буквами. "А" на первой позиции обеспечивает сложные, зависимые отношения с матерью, постоянный внутренний диалог с ней, с трудом отвоёвываемый и выстраиваемый нейтралитет.

Несчастные судьбы, недовольные люди — вспаханное поле для внедрения и захвата территорий "цивилизованным" путём. Война на уровне смыслов — страшная война, порой неосознаваемая нами самими. Поэтому изучение ключей для расшифровки смыслов сегодня важно для каждого, кто хочет возрождения в Русском Духе, кто хочет быть осознанным и свободным.

"Имя определяет личность и намечает идеальные границы её жизни. Но это не значит, что, именем определённая, личность не свободна в своём имени- в его пределах. И прежде всего: каждое данное имя есть целый спектр нравственных самоопределений и пучок различных жизненных путей. Верхний полюс имени- чистый индивидуальный луч божественного света, первообраз совершенства, мерцающий в святом данного имени. Нижний полюс того же имени уходит в геену, как полное извращение божественной истины данного имени, но и тут остаётся инвариантным. <…> С данным именем можно быть святым, можно быть обывателем, а можно — негодяем, даже извергом. Но и святым, и обывателем, и негодяем, и извергом человек данного имени становится не как представитель другого имени на той же приблизительно ступени духовности, не как угодно, а по- св о ему, точнее сказать — по своему имени". П. Флоренский

В полной аналогии с силой каждой отдельной буквы, стоит рассматривать и корпоративную силу богов, т.е. силу конкретных имён. И вторя Павлу Флоренскому, я утверждаю, что у каждого имени свой ад (нижний мир) и свой рай (верхний мир). То есть, Сергей будет грешить как Сергей, а не как Павел. Павел же будет счастлив именно как Павел, счастье Сергея для него счастьем не будет. Условия попадания имени в нижний мир- поле негативных смыслов- или почти на его границу с полем позитивных смыслов-верхним- задаётся родовой системой. Именно она формирует контекст. Попадание же в верхний мир имени — это всегда духовный труд для его носителя.

Теперь рассмотрим контекст, то есть родовую систему. Ведь любое имя проявляется именно в родовой системе, неотделимо от неё, и взаимосвязано с ней.

Любая система определяется следующими факторами:

  1. Элементы, из которых она состоит;
  2. Способы взаимодействия этих элементов между собой;
  3. Цель существования системы.

В родовых системах элементы — это имена наших предков. Любое имя в системе — это о чем-то, о своём, но в контексте системы, т.к. каждое имя в систему приходит не случайно. Оно всегда несёт весть, это всегда новое слово, новый текст, который вписан в общий родовой контекст, и который система транслирует вовне. Ей очень важно проговориться о той тайне, которая живёт в системе. Тайна — древнее русское слово — "запрет на высказывание". Сложная задача- сказать так, чтобы не проговориться… В родовых системах много не проговорённого, скрываемого от потомков: это и аборты, и внебрачные увлечения, и несчастная любовь, и рано умершие дети, не сложившиеся отношения с родителями, попытки суицидов, убийства, насилие, инцесты и т.д. Путь совершенствования — это путь разоблачения самих себя. А ключ опять же дают имена.

"Имена — это орудия магического проникновения в действительность" П. Флоренский

Надо только уметь пользоваться этими орудиями, читать имена и извлекать смыслы, чтобы менять действительность… Надо понимать, что система проговаривается именами. Имя- это весть роду и сообщение миру. По именам новорождённых, приходящим в систему, либо по привлечённым (женитьба — замужество) можно диагностировать актуальное состояние системы (4 поколения). Именно на уровне 4 поколений можно понять: жива система или она приняла решение умереть. Ведь у системы всегда есть возможность уничтожить самое себя.

Для того, чтобы пояснить это на конкретных примерах, нужно ввести понятие архетипа имени. Каждое имя можно свернуть до уровня архетипа. Архетип- это глубинная, корневая сила, живущая в именах. Причём, имена могут быть разные, а глубинная сила, живущая в них, одна. Например, имена Татьяна и Светлана имеют один архетип, они выращены из одного семени, из одной силы. А раз так, то на архетипическом уровне, система их видит, как одну силу, а значит, как одинаковые элементы. Для остальных элементов системы они тождественны и соединены невидимыми связями. Это называется слипание. Татьяна=Светлана

Виды слипаний есть разные:

  1. Прямые слипания (просто одинаковые имена);
  2. Архетипические слипания (то, что я описала выше);
  3. Слипания по коду отношений (когда парам нужен один и тот же код- архетип для уравновешивания)
  4. Косвенные (совпадение имён или архетипов имён сексуальных партнёров).

Слипшиеся имена могут принадлежать людям из разных РС, совершенно не знакомых друг с другом, живым и мёртвым, видевшим друг друга и никогда не встречавшимся, мужчинам и женщинам. Все это формирует причудливый рисунок проекций, переносов, завихрений родовой силы, которая, благодаря этому, может поменять своё течение, и течь от потомков к предкам, вместо того, чтобы напитывать силой потомков.

Теперь рассмотрим конкретный пример.

Например, имена матери и отца — Татьяна и Юрий. Жили они плохо, в итоге развелись, но успели родить двух сыновей Александра и Андрея. Александр женился, невесту подобрали родители, вроде даже любовь была. Звали её Яна. Код отношений между родителями (Татьяна — Юрий) совпадает с кодом отношений между двумя братьями (Александр- Андрей). А поскольку отношения не складывались, РС приняла решение привлечь силу по имени Яна, которая и символизирует собой этот код. Это та сила, которая встроится в неблагополучные отношения и уравновесит их собой. Родовой системе важно равновесие, до эмоций отдельных элементов ей дела нет. То есть, Александр и его семейная жизнь — заложники системы. Не он выбирал, им выбирала родовая система.

Юрий-Татьяна= Александр-Андрей= Яна

Через 4-5 лет Александр понимает, что любви нет, но и развестись — сил тоже нет. Какая- то сила, сильнее его сознательного решения, держит вместе, не даёт разойтись, но и развития у отношений нет. Как чемодан без ручки — и нести тяжело, и бросить нельзя. Именно эта сила была привлечена родовой системой для сохранения равновесия. Ценой здоровья и психологических стрессов развод все — равно состоится, но сила по имени Яна в системе уже есть.

От того, что люди развелись на социальном уровне, разъехались на физическом, перестали общаться и думать друг о друге на информационном, ушли чувства на эмоциональном, на смысловом уровне ничего никуда не делось. Родовые системы продолжают взаимодействовать, силы продолжают перетекать по проложенным руслам.

Теперь представим, что Александр нашёл вторую "настоящую" любовь. Даже не уходя в имена, заметим, что это третья РС, которая теперь встречается уже с двумя родовыми системами Александра и Яны, остающимися слепленными на смысловом уровне. Количество связей увеличивается в разы, и хотя члены РС никогда друг друга не видели, но они как-то начинают взаимодействовать на смысловом уровне.

Связи эти возникают при первом половом контакте, а проявляться в отношениях начинают через 4-5 лет совместной жизни. Бывало ли у вас, что во время ссор ваша вторая половина начинает предъявлять претензии, никак не относящиеся именно к вашей жизни? Когда так и тянет спросить: "Ты сейчас с кем разговариваешь ?". На языке психологии — это трансферные отношения, перенос. На языке РС это слипания на уровне смыслов, на уровне имён. Причём, этот перенос в процессе терапевтической работы обнаружить не удастся, т.к. здесь могут устанавливаться связи, не поддающиеся никакой логике. К примеру, между людьми из совершенно разных родовых систем, и совершенно из разных поколений, которые никогда не встречались (один мог быть уже мёртв, когда родился второй).

Теперь введём имя новой пассии, например, Дарина. И вот ведь интересно, что имя Дарина, хоть пишется и звучит далеко не так, как Яна, имеет тот же архетип.

Яна= Дарина.

Что это значит? Это значит, что Александр поменял тело, но на смысловом уровне имя силы, с которой он живёт все то же. Яна и Дарина Александром бессознательно будут восприниматься как одна сущность, они как-бы слипаются для него. И проблемы будут те же, и претензии к Дарине будут претензиями к Яне, и разочарование в семейной жизни для Александра гарантировано.

Теперь, понимая, что такое слипания, можно подойти к понятию информационного инцеста. Например, молодой человек Егор находит себе жену Дарью. Его мать зовут Галина. Архетипы имён Егор, Дарья и Галина совпадают. Отца молодого человека зовут Анатолий. Код отношений между матерью и отцом (Галиной и Анатолием)— и есть сила по имени Егор, Дарья и сама Галина.

Анатолий — Галина= Егор= Дарья= Галина

Между прочим, это ситуация из жизни моих знакомых, разворот происходил на моих глазах очень стремительно.

Через год рождается дочь, которую все очень хотели назвать Маргарита — архетип тот же, что и у Галины, Егора, Дарьи, да ещё и код нехватки лада между Галиной и Анатолием. Особенно настаивали родители жениха. Отношения между ними хронически отвратительные, до драк.

Анатолий — Галина= Егор= Дарья= Галина= Маргарита

Понятно, что сына Егора они называют именем своей проблемы. Но и этой силы недостаточно для уравновешивания системы, и Егор усиливает себя Дарьей. Дарья для него бессознательно и его собственная мать, отношения с его стороны будут строиться именно по сценарию "мать — сын", именно такого отношения к себе он ждёт от Дарьи. Кстати, совпадение архетипов молодых людей может в первый момент ослепить "Он такой же, как я !", а потом оттолкнуть по закону резонанса — через два года совместной жизни Егор и Дарья развелись. Для родителей жениха Галины и Анатолия совпадение архетипа сына с архетипом невестки может сработать в сторону выстраивания отношений с ней по тому же сценарию, что и с сыном. Она становится автоматически "своей". Чего при ней стесняться, чего с ней церемониться? Может проявиться совсем непонятный интерес свёкра к невестке, как к женщине, ведь код его жены и невестки одинаков. Может появиться агрессия к ней, как и к собственной жене.

Но и этого мало РС. Она требует новой жертвы. А иначе, как жертвой, жизнь маленькой новорождённой девочки, трудно назвать, если её назовут Маргаритой в таком контексте. Здесь мы вплотную подошли к мысли, что Имя разворачивается в конкретную судьбу именно в контексте родовой системы. Для маленькой Маргариты Судьба обусловлена контекстом отношений бабушки и дедушки, мамы и папы. Ведь, если рассуждать дальше, то становится видно, что отец к ней будет испытывать явно не отцовские чувства, мать может ненавидеть в ней бывшего мужа, бабушка и дедушка будут сильно тянуться к ней, но не для того, чтобы что-то дать, она для них ресурс. Захват бабушкой гораздо сильнее материнского захвата. Совпадение архетипов бабушек (дедушек) и внуков- серьёзная проблема для внуков и, в целом, для родовой системы. Это, так называемый, кластер каннибализма, когда предки начинают выжирать потомков. Это разворот родовой энергии в сторону предков, у потомков образуется нехватка. "Мёртвые хватают за горло живых "— это об этом. Потомки оказываются неспособными искать и следовать Своим Путём в жизни. РС вместо напитывания ресурсами, эти самые ресурсы отбирает.

Примером обусловленности судьбы архетипическим слипанием с бабушкой может служить следующая история. Женщина по имени Елена в свои 44 года никак не может выстроить отношения с мужчинами. Причём, в её поведении сквозит такая нужда в отношениях, что мужчины просто сбегают. Бабушку Елены звали Валентина, она вышла замуж, родила мать Елены, воспитала и ушла в мир иной.

Елена = Валентина

Ушла и унесла свою самую главную тайну — до мужа была у неё первая любовь. И любовь эта была несчастной — её любимый пропал без вести. Всю жизнь она его искала и ждала. Желание найти было настолько сильным, что искать его она и внучке своей завещала. По признанию Елены голос бабушки: "Может это ты? " звучал внутри неё при встрече с каждым мужчиной. Но у Елены возможности найти мужчину бабушки нет по определению. Хорошо, что возможность избавиться от навязанной судьбы по поиску этого мужчины, у неё появилась благодаря нашей с ней работе.

Есть и более интересные варианты хитросплетений судьбы. Родились у родителей мальчик и девочка, назвали их Сергей и Евгения. Выросли дети, Евгения выходит замуж за Сергея, совершенно другого человека с именем Сергей. Это тоже информационный инцест, она живёт с собственным братом, хотя тело другое. Брат Сергей также женится на женщине по имени Анна. И это инцест, он тоже женат на собственной сестре. У Анны с Евгенией — архетипическое слипание.

Анна= Евгения, Сергей= Сергей

А дальше, сюжет весьма драматичен. Через 4,5 года начинает рушиться все. У Евгении обнаруживают системное заболевание, которое прогрессирует настолько быстро, что за полгода она превращается в скелет, который не может сам себя обслуживать. У её мужа Сергея развивается туберкулёз. У брата в семье начинаются скандалы. У Анны непонятно откуда взявшийся фурункулёз, при нормальных анализах. Врачи разводят руками. У брата Сергея начинает рушиться бизнес. Врачебное вмешательство не помогает. Ситуация настолько тяжёлая и острая, что семьи вынуждены обратиться к целителям. Те видят неблагополучие, но трактуют, как порчу. Не помогало ничего, пока эту ситуацию не нарисовали на листе бумаги. Объяснение очень простое: две информационно абсолютно одинаковые семьи (элемента) на одном уровне (уровень потомков) в системе существовать не могут. Кто-то должен уйти. И удар пошёл сразу по двум семьям: либо развод, либо смерть. Системе чужды эмоции, у неё свои законы. И желательно бы их знать…

Имея дело с родовыми системами, необходимо помнить, что в них нет места бессмысленности. Все, что в них происходит, есть следствие действия системных законов. Один из них- закон динамического равновесия, призван сохранять равновесие системы. Просто способы, которыми оно достигается, могут показаться нам достаточно странными, порой жестокими. Но это будет восприятие с точки зрения элемента системы, тогда как с точки зрения смысловой структуры системы в целом, способы эти вполне оправданы и логичны. Если присмотреться ко всем приведённым примерам, во всех, так или иначе, присутствует жертва. Но жертва эта оправданная. Это средство, появившееся в соответствии с законом осмысленности, которое необходимо системе для достижения состояния равновесия.

Далее вступает в силу закон согласия и признания. Если необходимость принесения жертвы не принимается, жертва- обесценивается. Она принесена напрасно. В этом случае равновесия не наступает, и чтобы не погибнуть, система вынуждена формировать новые условия для принесения жертвы. И так до тех пор, пока смысл и ценность этих жертв не будет принята всеми без исключения представителями Рода. Отсюда- перетекание сценариев, повторяющиеся события, родовые программы.

Знание законов РС даёт возможность быстрой диагностики, полное понимание контекста, обусловленности, предзаданности, подаренной предками. Анализ позволяет проникнуть в систему трансгенерационных связей, понять, чьи сценарии оказывают влияние на жизнь человека, понять послания предков потомку. Причины проблем диктуют рецепты исцеления. Понимая причины можно быстро и эффективно напитывать больные связи недостающими силами, разлеплять слипшихся, освобождая человека от спутанности сознания и чужих векторов намерения, высвобождать родовую энергию, менять течение родовой энергии в правильном направлении- от предков к потомкам.

Изучение имени и, тем более, имени в контексте родовой системы, увлекательнейшее путешествие в судьбу. И если сегодня мне удалось вам это показать, то мы ещё встретимся…

Казалось бы, что интересного может рассказать нам собственное имя? Ведь это то, к чему мы настолько привыкли, что перестали замечать и серьёзно относиться. И всё-таки, не смотря на эту привычность, даже обыденность, мало найдётся феноменов таинственнее и загадочнее, чем Имя.

Не случайно, в прежние времена к имени относились с особым трепетом, а наука об имени была уделом жрецов и посвященных. В письменных и устных источниках практически каждого народа есть упоминания о том, что главным достоянием человека, несущим наиболее полную информацию о нём самом, мотивах его поведения и способе взаимодействия с миром, является Имя!

Имя — ключ к человеку. Это не просто слово, но Слово Силы. Это свёрнутый, плотно упакованный текст судьбы, глубокое проникновение в сакральные слои которого — один из основных способов извлечения и раскрытия человеком своих внутренних ресурсов. Тот, кто знает имя — знает и судьбу, так как получает прямой доступ к её «священному писанию». Уметь читать своё имя как книгу - один из уровней посвящения в жизнь.

Вот почему человек живой не может безразлично относиться и к своему имени. Ведь в нём — его судьба, призвание и предназначение. Носить его, не ведая его сути, всё равно что отречься от возможности быть собой. Жить свою жизнь и означает жить по имени своему. Об этом писали такие великие мыслители как П.Флоренский, А.Лосев, С.Булгаков и многие другие. Это, проверенное веками знание, закреплено также на уровне пословиц и поговорок: «По имени и житие», «Выше имени не прыгнешь, ниже имени не упадёшь» и т.д. В имени заложена определённая программа, которая может привести человека либо к провалу и краху, либо к успеху и процветанию. Увидеть и понять эту программу можно, если научиться читать имя как зашифрованный текст, как магическую формулу — от буквы к букве. Сделать это возможно только исходя из знаний кодов и значений каждой буквы, численных и буквенных образов, видов отношений и значения позиций каждого символа.

Современный человек, как правило, обо всём этом не ведает, но в глубине души догадывается, что значение и значимость имени куда больше, чем это принято считать. Однако тайное становится явным. И то, что раньше было доступно только избранному кругу, выходит на поверхность, так как наступает эпоха Знания, в котором, как известно, Сила.

Семинар «Что в имени тебе твоём» - яркое тому подтверждение. Его участники получат возможность на практике убедиться, что имя - это не просто лингвистическая единица, а языковой код, универсальная матрица, архетипический сценарий судьбы, представленный в виде образно-буквенного шифра. Имя - это главное богатство человека, его главный ресурс, сила в действии. Оно своеобразный посредник в диалоге с Миром и Судьбой, закодированная инструкция по воплощению желаний. Или, говоря языком сказки, волшебный помощник, с которым можно установить партнёрские отношения. На занятиях также будет показано как имя организует своего носителя по своему образу и подобию, определяя закон его выживания в социальной среде, и как на нас влияют имена близких, или партнёров по бизнесу. И, главное, участники семинара получат ключи, которые позволят им, читая своё имя как текст, лучше узнавать и себя и других людей, обретая, в конечном счёте, власть над собственной жизнью.


На семинаре будут представлены следующие темы:

1. Символическое значение букв.

2. Позитивные и негативные аспекты букв.

3. Функциональные особенности гласных и согласных внутри слова-имени человека.

4. Золотое сечение имени.

5. Основные ценности и потребности общеупотребимых гласных русского языка.

6. Архетип имени.

7. Удельный вес имени.

8. Значение позиций букв в имени.

9. Имя как закодированное послание.

Продолжительность семинара: 2 дня по 8 часов.


Записаться на семинар, а также подать заявку на проведение семинара в Вашем городе, Вы можете, заполнив бланк-анкету. По всем вопросам относительно семинара обращайтесь к администратору "Студии Имени"

Значение имени Вероника вариант 1

Вероника — библейское имя,
имя женщины из Иерусалима, которая, согласно легенде, вытерла пот с лица Иисуса,
когда он нес крест. В детстве робки, застенчивы и нерешительны, подвержены простудным
заболеваниям.
С возрастом в характере этих чувственных
крошек становятся заметны такие черты, как раздражительность, и особенно — упрямство.
Кроме того, у некоторых из них возникает аллергия на запахи, они могут упасть в
обморок, от вида крови.
Характер у Вероники — материнский ,
хотя внешне она похожа на отца. Женскому обществу предпочитает мужское и в браке
бывает неоднократно; рождаются у нее обычно девочки. Вероника — общительная и живая,
можно сказать, искрометная женщина и свою живость сохраняет до старости.

Она чрезвычайно влюбчива и пользуется
ошеломляющим успехом у мужчин. Однако быстро вспыхнувшее чувстве может у неё так
же быстро улетучиться, и тогда она безо всякого сожаления порвет все связи с бывшим
возлюбленным. Неприятная черта Вероники — упрямство (особенно характерна она для
«зимних» Вероник), причем часто она действует
просто назло кому-то. Любимые цвета Вероники — красный, фиолетовый и черный.

Имени Вероника
подходят мужские имена: Владимир, Александр, Петр, Леонид, Станислав, Борис, Игорь
— это значит, что и с носителями таких имен она будет счастлива. Николай, Эдуард,
Виктор, Владислав, Орест, Семен, Виталий, Константин — ей мало подходят.

Значение имени Вероника вариант 2

1.
Личность. Женщины , царящие в небе и на земле.
2.
Характер. 95%.
3.
Излучение. 97%.
4.
Вибрация. 120 000 колеб./с.
5.
Цвет. Голубой.
6.
Основные черты. Воля — восприимчивость —
нравственность — активность.
7.
Тотемное растение. Лилия.
8.
Тотемное животное. Голубь.
9.
Знак. Дева.
10. Тип. Холерики с нелегким характером. Это
разумные, трудолюбивые женщины, несколько хмурые, завистливые, но обладают огромными
запасами любви и нежности.
11. Психика. Интроверты — склонны замыкаться
в себе и не всегда обнаруживают свои мысли и чувства. Скрытны. Весьма самоуверенны
и расчетливы.
12. Воля. Очень сильная, не оставляющая места
эгоизму. Их тотемом является лилия — символ
красоты и отзывчивости, сильный запах которой, однако, не все переносят.

13. Возбудимость. В сочетании с быстротой реагирования
становится просто взрывоопасной!
14. Скорость реакции. Огромная! Если уж не согласны
с чем-то, то свое несогласие выражают очень бурно. Упрямы. Поражения и неудачи расстраивают
их, но они не делают из этого трагедии.

15. Поле деятельности. Обычно это образцовые
ученицы. Их привлекают профессии, где нужно выкладываться полностью, но больше всего
им подходит роль матери семейства и хранительницы домашнего очага. Им нравится работать
с детьми и ухаживать за больными, могут стать врачами, медсестрами, санитарками,
учителями и т. д.
16. Интуиция. Вероника обладает хорошей
интуицией, но не пользуется ею, предпочитая проторенные пути различным неожиданностям.
Твердо стоят на земле.
17. Интеллект. Не стремятся блистать, скорее
предпочитают уступить место людям, желающим привлечь к себе внимание. У них аналитический
склад ума, отсюда интерес к мелочам, а не к целому.
18. Восприимчивость. Таких женщин легко обидеть
и ранить. Но они быстрее заступятся за других, чем станут защищать себя. Способны
на сильные привязанности, но круг их друзей ограничен и тщательно отобран.

19. Нравственность. Придерживаются слишком строгих
моральных правил. У них врожденное чувство порядочности, которое особенно ярко проявляется
в переломные моменты их жизни.
20. Здоровье. Обладают завидным здоровьем и выносливостью.
Должны вести размеренный образ жизни. Слабые «стороны» — кишечник, легкие и кожа.

21. Сексуальность. Играет огромную роль в их
жизни. Самым главным для них является радость отдавания.
22. Активность. Создается впечатление, что то,
что другим приходится брать с трудом, им дается с легкостью.
23. Общительность. В обществе чувствуют себя
легко и непринужденно, хотя сами не стремятся к общению.
24. Заключение. В детстве
Вероника не доставляет хлопот,
так как рано приучивается самостоятельно решать свои проблемы, не взваливая их на
плечи других.

Значение имени Вероника вариант 3

Вероника
— от греч. несущая победу, от лат. истинное, подлинное изображение.
Производные:
Вероничка, Вера, Вероня, Роня, Ронюша, Веруня, Веруша, Вика, Ника, Никаша, Никуша.
Именины:
17 октября.
Народные
приметы.

Есть такая
трава — вероника, которая еще называется змеиной травой; идя в лес по ягоды
или по грибы, надо положить цветок вероники в башмак, чтобы змея не укусила.
Характер.
Вероника
женскому обществу всегда предпочитает мужское: она чрезвычайно влюбчива
и пользуется ошеломляющим успехом у мужчин. Это общительная и живая, можно сказать,
искрометная женщина, которая свою живость сохраняет на всю жизнь. Неприятная
черта Вероники — упрямство, причем часто она действует просто назло кому-то.

Значение имени Вероника вариант 4

ВЕРОНИКА
— несущая победу (греч.).
Именины:
25 июля — Святая Вероника, кровоточивая жена, исцеленная Иисусом Христом.
Знак Зодиака
— Лев.
Планета — Солнце.
Цвет — черный.
Благоприятное дерево
— кипарис.
Заветное растение
— вероника.
Покровитель имени
— тигр.
Камень-талисман
— оникс.
Характер.
Вероника
женскому обществу всегда предпочитает мужское: она чрезвычайно влюбчива и пользуется
ошеломляющим успехом у мужчин. Это общительная и живая, можно сказать, искрометная
женщина, которая свою живость сохраняет на всю жизнь. Неприятная черта Вероники
— упрямство, причем часто действует просто назло кому-то.