Церковь усекновения. Московский иоанно-предтеченский храм под бором

Московский храм в честь Усекновения Главы св. пророка Иоанна Предтечи под Бором , патриаршее подворье Русской Православной Церкви, приписной храм к Михаило-Феодоровской церкви

В году в Иоанновском "под бором" монастыре по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

В году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора . В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к году. В году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм мучеников Михаила и Феодора , сохранившийся доныне.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была разрушена в году в разгар Смуты . В году она была вновь отстроена. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений.

В XVIII веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко.

В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму.

В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале века - паперть с крыльцом.

Храм обновлялся в году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О.Шехтель).

В году храмы Черниговского подворья были закрыты. Их занимали различные организации.

В году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, главы были покрыты изумрудной черепицей.

К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС "Художественное стекло".

В начале 1990-х храм возвращен верующим.

В году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения.

Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам, хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) . Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест.

Реставрация с перерывами продолжалась с 1923 по 1929 годы, но завершить ее так и не удалось из-за недостатка средств. Следующие научно-реставрационные работы проводились уже в 1958-1960 годы. Наконец, последняя реставрация храма прошла уже в 2008-2010 годах. К сожалению, во время ее проведения, не было проявлено должной квалификации. Толстый слой побелки скрыл интересные особенности наружной кладки, а в центральной главе был грубо замазан редкий рисунок в виде развернутой спирали.

Богослужения в храме возобновились в году, он находится в совместном ведении музея и церковной общины.

Архитектура

Второй, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества. Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружного декора церкви Вознесения в Коломенском.

Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.

Настоятели

  • Сергий Воскресенский, старший (+ 1920)
  • сщмч. Сергий Воскресенский, младший (1920 - декабрь 1923)

Использованные материалы

  • Москва. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове // Сайт "Народный каталог православной архитектуры"


Сыну и наследнику великого князя московского Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <.. . > Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро... Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.
Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому


Иван Грозный в молодости

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь - аки Бог» ). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку подмосковное Коломенское считалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.
Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании - Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки.


Вид на Коломенское с левого берега Москвы-реки

В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли - разнообразные цвета появились лишь в Х VII - Х I Х веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы» , написанной в 1872 году. В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.

Николай Маковский

Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете - подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается.
Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.

К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. В 1988 году известный певец Игорь Тальков, гуляя в Коломенском, оказался возле полуразрушенной Предтеченской церкви и подобрал с земли сброшенный с нее крест. Крест был покорежен и изуродован; как человек верующий, Тальков решил спасти святыню от уничтожения и принес тяжелый крест к себе домой, полагая вернуть его, если в церкви начнется реставрация. Но сделать этого не успел из-за своей ранней, трагической гибели. После смерти Талькова его поклонники обратили внимание на случай с крестом, описанный певцом в автобиографической книге «Монолог», и стали искать мистические связи с судьбой певца, говоря о его «крестном пути» и «крестной муке»…

В 1988 году рано утром… я гулял в районе Коломенского и… увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи . Он, видимо, был сброшен с купола церкви.., изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи , двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. <…>
Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Иногда общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. <…>
Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия… вспомнит о своих обязанностях и приступит наконец к восстановлению Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге.
Игорь Тальков. «Монолог».

Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена на высоком правом берегу Москвы-реки в Коломенском . Уникальное строение является памятником архитектуры XVI века. История этого удивительного и малоизученного строения началась во время правления Ивана Грозного, но точная дата его создания неизвестна - споры о ней не утихают до сих пор. Однако, принято считать, что храм, главный престол которого был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, был возведен в 1547 году в селе Дьяково, в год коронации Ивана IV на царство.

Более четырех веков храм восхищает своей гармоничностью и красотой. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове пережила период революции, воин и к счастью, не была взорвана во времена гонения на религию. И сейчас у нас есть возможность восхищаться этим памятником истории и архитектуры времен Ивана Грозного.

Облик церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи напоминает Покровский собор на Красной площади в Москве, всем известный как собор Василия Блаженного . Вполне вероятно, что храм в селе Дьяково был сооружен по аналогии с Покровским храмом. Другие ученые считают, что первым был возведен именно храм в селе Дьяково.

На первый взгляд храм выглядит монолитным сооружением. Вместе с тем, он состоит из пяти восьмигранных строений. Центральный столп имеет высоту в 34,5 метра, а четыре другие, примыкающие к нему одной гранью, в два раза ниже, их высота - 17 метров. Эти маленькие церковки соединены галереями-папертями, что придает всему сооружению целостный и завершенный вид. Таким образом, вокруг центрального объема, увенчанного шлемовидной главкой, можно обойти по закрытой галерее с четырьмя маленькими башенками.

Обратите внимание на два столпа, обращенных к северу. Здесь на уровне боковых глав устроена звонница. Главным украшением фасадов являются треугольные и полукруглые кокошники, а также филенки (квадратные углубления в стенах).

В главном куполе церкви Иоанна Предтечи реставраторы открыли очень интересное спиралеобразное украшение, выложенное из кирпичей - мозаичный символ солнца в виде вертящегося диска с волнистыми лучами, аналогичный украшению на своде Покровского собора . Это также является подтверждением схожести этих храмов. Такой рисунок часто заменял изображение Христа и символизировал духовное открытие человеческой души небу и Богу. К сожалению, во время последней реставрации этот символ был закрашен.

Храм находится рядом с Голосовым оврагом , считающимся местом загадочным, овеянным легендами. Дело в том, что здесь проходит геологический разлом и существует мощное электромагнитное поле. Возможно, по этой причине описываются случаи исчезновения людей и переход их в другое время.

Кроме того, Коломенское - одно из мест, где может быть спрятана библиотека Ивана Грозного. Напомним, что существует более 60 версий ее нахождения. Есть предположение, что она закопана в Голосовом овраге или в церкви Иоанна Предтечи.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи - это действующий храм, по выходным дням и в праздники в нем проводятся богослужения.


Сыну и наследнику великого князя московского Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <.. . > Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро... Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.
Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому


Иван Грозный в молодости

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь - аки Бог» ). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку подмосковное Коломенское считалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.
Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании - Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки.


Вид на Коломенское с левого берега Москвы-реки

В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли - разнообразные цвета появились лишь в Х VII - Х I Х веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы» , написанной в 1872 году. В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.

Николай Маковский

Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете - подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается.
Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.

К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. В 1988 году известный певец Игорь Тальков, гуляя в Коломенском, оказался возле полуразрушенной Предтеченской церкви и подобрал с земли сброшенный с нее крест. Крест был покорежен и изуродован; как человек верующий, Тальков решил спасти святыню от уничтожения и принес тяжелый крест к себе домой, полагая вернуть его, если в церкви начнется реставрация. Но сделать этого не успел из-за своей ранней, трагической гибели. После смерти Талькова его поклонники обратили внимание на случай с крестом, описанный певцом в автобиографической книге «Монолог», и стали искать мистические связи с судьбой певца, говоря о его «крестном пути» и «крестной муке»…

В 1988 году рано утром… я гулял в районе Коломенского и… увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи . Он, видимо, был сброшен с купола церкви.., изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи , двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. <…>
Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Иногда общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. <…>
Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия… вспомнит о своих обязанностях и приступит наконец к восстановлению Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге.
Игорь Тальков. «Монолог».

Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.