Впечатления: коллекционная карточная игра «Берсерк. Берсерк


Берсерк – российская коллекционная карточная игра , одна из самых долгих и известных на нашем рынке. Hobby World начал издавать ее в 2005 году. За столько лет игра претерпела ряд изменений, одно время была даже заморожена, но в 2015 году вышло новое ответвление – «Герои» , с измененной механикой.

Сегодня мы рассмотрим новый выпуск Героев , это уже пятый набор, напоминаем, что первые два выпуска больше не будут принимать участие в официальных турнирах, но в любительских боях – запросто.

Так что же находится в пяти новых коробках игры «Берсерк: Герои. Рожденные бурей»?

Это мы сейчас и узнаем.

Оформление: в правом верхнем углу коробки появился значок стихии . Открываем. Внутри — стартовая колода игрока и бустер в подарок. Далее, необычный «тотемный столбик» и планшеты с жетонами, среди которых – жетоны Молитвы (на фото оборотная и лицевая сторона жетонов), которые завязаны на новой механике, 10 монет. Подробная книга правил.

Как и в обычных Героях , игроки выбирают себе персонажей и ведут дуэль на картах. Игра коллекционная , поэтому колоду можно составить по своему вкусу, все время ее совершенствуя, покупая бустеры, отдельные карты или обмениваясь с другими игроками.

Формирование колоды . У каждого игрока должно быть по 30 и более карт в колоде, причем одинаковых стихий. Не более трех карт одного вида (кроме карт Орда). Колода состоит из главного Героя — Персонажа и его помощников: существ, экипировки, заклинаний, событий.

Ваш Персонаж собирает себе армию, выставляет защиту и нападает на войско противника, стараясь достать и уничтожить вражеского Героя. Что нужно для всего этого сделать? Прежде всего, выбрать Героя , хорошо сбалансировать колоду и найти достойного оппонента.

Подготовка, ход игры остается прежним. Так же в начале игры у игроков по 4 карты, так же каждый раунд добавляется по одной монете, только теперь еще можно получать жетоны молитвы и тратить их на покупку карт или активировать способность Героя. Жетоны молитвы можно заработать, применяя особенности выбранного персонажа или свойства некоторых карт. Получив Жетон, поместите его на карту Героя либо на Тотемный столбик.

Появилась скрытность , точнее, такая механика была ранее, но число карт было весьма ограничено – 12 карт за 4 выпуска. В пятом же на нее сделали акцент – выпущено целых 26 карт.

Скрытое существо не может подвергнуться никакой атаке – ни прямой, ни заклинаниям. В фазе накопления игрок раскрывает нужные ему скрытые карты, и оно может действовать в этот ход.

В остальном же, подготовка, бой и весь ход игры проходит по прежним правилам.

Новые Герои настольной игры «Берсерк: Герои. Рожденные бурей»

Начну с девушек. Пусть первой будет Мериса , Герой-Разбойник . Стихия : Степь. Особенность: умело и быстро пробивает защиту оппонента, расчищая путь к заветной цели – чужому Герою противника. Чем решительней и агрессивней ее атака, тем больше вероятность ее победы.

Ниара , Герой –Маг. Стихия : Горы. Особенность: магия, умело пользуется заклинаниями, испепеляя и замораживая своих противников, причем без всякого стеснения.Предсказывает будущее — может заглянуть в свою колоду и проконтролировать поступление нужных карт в руку. Если позволить Ниаре собрать удачную комбинацию карт — горе ее противнику!

Теперь мужчины. Элмор , Герой-Разбойник . Стихия: тьма. Это темный Эльф, головорез, которому опасно переходить дорогу. Особенность: его конек – Скрытность, часто использует карты со Скрытностью, действуя внезапно, стремительно и агрессивно. Вторая его особенность — его друг хорек Йоро, в бою он просто незаменим. Если Йоро получается ранить существо противника, то тот пропускает ход. В случае смерти Йоро не погибает, а возвращается в колоду Элмора, где хозяин легко его отыскивает.

Горуг, Герой- Жрец. Стихия : Болота. Особенность: фанатик, молится своему богу Уорлогу и уверен, что тот отвечает ему взаимностью. Так это или нет, тем не менее, чем больше Жетонов молитв наберет Горуг, тем больше сможет обменять их на карты из колоды, тем выше шанс на победу. Вся его стратегия построена на новой механике.

Зумб , самый брутальный новый персонаж, Герой – Воин. Стихия : Лес. Особенность: выставляет на поле как можно больше своих воинов, заставляет их сражаться с вражескими существами. После битвы лечит своих раненых. Чем настойчивее и уверенней будет атака, из хода в ход, тем быстрее враг будет повержен.

Отличия «Рожденных бурей» от предыдущих выпусков Берсерк. Герои.

— Нет тренировочной колоды в комплекте. Т.е. раньше теоретически возможно было играть двум игрокам при покупке одного комплекта. Но это было не очень интересно, поэтому максимум выбиралось несколько карт и вставлялось в личную колоду. Возможно, поэтому тренировочный набор был упразднен.

— Весьма ограничен набор жетонов, подразумевается, что вы уже приобретали ранние выпуски. То ли решили сэкономить, то ли «тотемный столбик» дорого обошелся. Во всяком случае, одним комплектом «Рожденные бурей» здесь не обойдется, если Вы ранее не играли в Героев.

— Монет всего 10, ранее было 20. Т.е. комплект строго рассчитан на одного игрока, ну тут уж без особых вопросов. Тренировочной колоды нет, монеты тогда нет особой нужды и в монетах.

— Новый арт монет, мелочь, а приятно. Вообще арт понравился, особенно если подумать, что игра отечественная.

— Игра стала стремительнее и агрессивнее, за счет особенностей персонажей.

Подведение итогов.

Надо признаться, что довольно долго к Берсерку , да и ко всем ККИ относилась довольно прохладно, точнее, никак. Потом было короткое знакомство с MTG , более длительное с Hearthstone , поэтому к выпуску «Берсерк. Герои» уже была морально готова. И, после долгой легкой неприязни, я дала второй шанс этим играм. Коллекционером и заядлым игроком, надеюсь, не стану, но от игр больше отказываться не буду.

В далеком-далёком мире Лаар, некогда цветущем уголке, могущественные чародеи управляют целыми армиями. На протяжении вечности они боролись лишь за собственное выживание в этом мире тёмных сил, опалённом огнём Катаклизма, но наступил момент, когда у и вас появился шанс собрать собственную армию и вписать своё имя в историю Лаара! Вас ждут жестокие битвы, в которых ваша жизнь и жизни ваших воинов будут зависеть лишь от вашего мастерства стратега и воеводы. И тогда, в самом пылу боя вы однажды забудете о своих ранах, о будущем и о прошлом - и вы поймете, почему это не просто игра. Это Берсерк!

О наборе

Настольная игра «Буря стихий» — это 6-ть полностью готовых колод для стратегической настольной игры Берсерк. По землям Лаара со времён Катаклизма бушует непрекращающаяся Буря… Сможете ли вы совладать с ней? Вам предстоит набрать свою армию, встать во главе отряда фантастических существ, продумать, как расставить войска, куда нанести удар, когда ввести в битву резерв. И не смейте дать противнику даже малейшего шанса опомниться!

Цель игры

«Берсерк» представляет собой карточный варгейм, с полем боя и невероятным количеством различных стратегий и наборов вашей армии. Целью игры является победа в поединке с другим игроком. В «Берсерке» победа, как правило, присуждается игроку, уничтожившему всех существ оппонента. Для этого вам нужно собрать такую армию, с который вы будете уверены в победе…

Как играть?

Перед началом боя определяется, кто из игроков будет атакующим, а кто защищающимся. Затем игроки набирают отряды на полученные кристаллы и расставляют их на игровом поле. В свой ход игрок может перемещать своих существ, а также действовать: каждое существо может нападать на стоящую рядом карту противника простым ударом или использовать действие, описанное в её игровом тексте. Таким образом, игроки по-очереди атакуя, используя специальные возможности и блокируя атаки сражаются за право сильнейшего.

Укротите бурю стихий!

Правила игры в «Берсерк»

Суть игры «Берсерк» - бой между отрядами из существ, изображенных на картах. Она начинается с того, что каждый из игроков набирает себе такой отряд, а затем участники пытаются победить противников при помощи возможностей имеющихся у них карт. Победителем становится тот, кто первым уничтожит весь отряд врага.

В игре есть такие типы карт, как:

  • существо;
  • местность;
  • артефакт;
  • экипировка.

Артефакты не двигаются и лишены права простого удара. Карты местности и экипировки тоже не двигаются, не имеют жизней и простого удара. Существа двигаются, обладают дополнительными жизнями и могут наносить простой удар. Они бывают разных видов и осуществляют различные функции.

Особенности карт в «Берсерке»

    Существа. В «Берсерке» есть летающие и наземные существа. Наземные делятся на симбиотов и самостоятельных существ. После того, как карты будут вскрыты, игроки размещают самостоятельных существ на поле боя, симбиотов располагают сверху. Для летающих существ предназначена дополнительная зона. Когда участник набирает отряд, он не имеет права потратить на них больше пятнадцати кристаллов;

    Местность. Карты местности расположены в дополнительной зоне. Они не могут быть атакованы, не принимают участия в сражении и не получают ранения. На протяжении боя каждый игрок обладает только одной местностью;

    Артефакты. Карты артефактов находятся непосредственно на поле боя. У них нет права быть защитниками, отражать удары, иметь дополнительные жизни, лечиться и атаковать простым ударом. Артефакты нельзя отравить, добить, к ним нет возможности применить вампиризм. На артефакты не помещают экипировку;

    Экипировка. В экипировку входят: оружие, доспехи, обувь, щит и зелье. Она помещается перед боем на обладающее классом существо - хозяина экипировки. Таким хозяином не могут быть не имеющие класса, летающие и бестелесные существа. Тогда, когда хозяин экипировки становится летающим, бестелесным или уходит с поля боя, она уничтожается. При потере класса существом во время игры экипировка остается у него. Существо может обладать несколькими экипировками разного типа. Передвигаться экипировка способна только вместе со своим хозяином. Она не участвует в сражении, не атакуется и не подвергается ранениям.

Начало игры

Начало игры в Берсерк состоит из таких стадий:

  1. Набор отряда;
  2. Размещение карт на поле боя;
  3. Вскрытие карт и переход к сражению.

Перед набором отряда игроки бросают кубик. Участник, у которого выпало самое большое значение, имеет возможность выбора, каким ему ходить - первым или вторым. Если он решает, что будет ходить первым, то становится Первым игроком. Если же выбирает второй ход, превращается во Второго игрока.

Первый игрок перед началом битвы получает для набора отряда двадцать четыре золотых и двадцать два серебряных кристалла. Второму участнику достается на один золотой и один серебряный кристалл больше.

Если в отряде участника игры больше, чем одна стихия, за каждую дополнительную стихию он штрафуется на один золотой кристалл. При этом нейтралы к стихиям не относятся. Мультистихийные карты штрафуются за все свои стихии. В случае, когда отряд формируется только из нейтралов, количество серебряных и золотых кристаллов у игрока остается неизменным.

Для сбора отряда игроки перетасовывают свою колоду и сдают сами себе по пятнадцать карт. Такая раздача включает в себя элементы для формирования отряда. Если она не подошла участнику игры, он может пересдать карты. Для этого первая раздача перемешивается с колодой, из которой затем убирается одна карта. То есть, вторая раздача будет делаться из уменьшенной колоды. Можно пересдавать подряд несколько раз, но при этом постоянно уменьшая колоду еще на одну карту.

Для того чтобы карта попала в отряд, ее нужно купить, оплатив кристаллами. Стоимость каждой карты обозначена в ее верхнем левом углу. В этой игре есть элитные и рядовые карты. Рядовые карты покупаются как за золотые, так и за серебряные кристаллы. Элитный их ряд можно приобрести только за золото. Лучше набрать сначала элитные типы карт, а на оставшееся золото и серебро приобрести рядовые карты. Не попавшие в отряд карты возвращаются в колоду. При его наборе необязательно использовать все кристаллы.

Под полем боя в «Берсерке» принимается пространство, состоящее из шести рядов. Каждый ряд имеет по пять клеток. Принадлежащей игроку половиной поля боя являются три ближние к нему ряда. Три дальних ряда - это половина противника.

Участники размещают отряды на своей половине поля боя. Карты располагают вверх рубашкой. У Первого игрока сначала есть возможность расставить карты только в центре своей половины поля боя. Она представляет собой участок 3х3 клетки. После того, как этот участок будет занят, карты раскладываются по пустым клетками второго и третьего ряда. Клетки первого ряда занимаются картами в последнюю очередь.

Второй игрок сразу может использовать все клетки первого ряда и центр второго и третьего ряда. После их заполнения карты размещаются на пустых местах второго и третьего ряда. Карты местности, артефактов, симбиотов и экипировки тоже раскладываются по отдельным клеткам.

После размещения всех карт на поле боя они вскрываются игроками. У Второго игрока есть право оставить третий ряд карт рубашкой вверх до своего ходя. Если какая-то карта из этого ряда начинает действовать или же атакуется противником, подвергается заклинанию и так далее, ее вскрывают.

Местности и летающие существа перемещаются в дополнительную зону. Затем сначала Первый игрок, а за ним Второй игрок кладут экипировки и симбиотов на существ своих отрядов. Экипировки и симбиоты, которые не были разложены, гибнут. После того, как такая подготовка закончится, можно приступать к сражению.

Этапы игры в «Берсерк»

Игроки во время своего хода передвигают свои карты и действуют ими. Осуществляется это как угодно. Можно передвинуть одну карту и потом действовать ей, а потом двигать и действовать другой, можно переместить сразу все карты, а затем приступить к действию. Все карты отряда использовать при ходе не обязательно.

Передвигаться по полю боя есть право у каждого открытого существа. Перемещаться разрешается в обе стороны и вперед-назад. По диагонали двигать карты или менять их местами нельзя. На сколько клеток переходить существу за один ход определяет количество единиц его движения. Одна такая единица тратится при перемещении существа на одну клетку. Карта может двигаться до тех пор, пока у нее не закончатся единицы движения. Они восстанавливаются при открытии карты или в начале ее следующего хода.

Все открытые существа могут быть защитниками от простого удара и сами атаковать простым ударом. Кроме того, у игроков есть право применить их отдельные особенности. После того, как карты совершила какие-то действия, ее закрывают, поворачивая под прямым углом. У закрытой карты нет возможности действовать или передвигаться.

Простой удар и защита

Каждое существо в Берсерке может атаковать простым ударом. Сила такого удара состоит из:

  • силы слабого простого удара Х;
  • силы среднего простого удара Y;
  • силы сильного простого удара Z.

Атака простым ударом направляется только на расположенную рядом карту, в том числе и на ту, которая стоит по диагонали. Отражают нападение существа с открытыми картами. В таком сражении нападающие игроки бросают белый кубик, а те, кто отражает атаки, кидают черный.

После объявления существом цели, на которую направляется простой удар, отражающему его существу может назначаться защитник. Им становится любое, стоящее рядом открытое существо соперника. Оно должно быть расположено одновременно возле нападающего объекта и цели его нападения. Такой защитник принимает на себя удар и отражает его. Назначить защитника можно только во время хода противника и лишь при простом ударе.

Так как назначение защитника относится к разряду действий, обозначающее его существо закрывается вместе с картой нападающего существа. Тогда, когда отражающее существо закрыто и не имеет защитника, оно не принимает участия в сражении. Это значит, что отражающий игрок не бросает кубик. Его кидает только нападающий участник. Выпавшее на кубике число означает силу простого удара. Выглядит это так:

  • слабый простой удар наносится при цифре до трех;
  • средний простой удар наносится при цифрах четыре и пять;
  • сильный простой удар наносится при цифре шесть и более.

Решение о том, когда нападать и кем защищаться - один из важнейших стратегических вопросов игры. Успешными почти всегда бывают удары по закрытым картам, так как у открытых существ есть возможность отбить удар.

Правила игры для летающих существ

У летающих существ есть право нападения простым ударом на любую карту противника, расположенную и на поле боя, и в дополнительной зоне. Защищать от удара летающего может или другое летающее существо или же наземное существо, расположенное возле атакуемого объекта. Летающее существо не может стать защитником наземного, если простой удар по нему наносит тоже наземное существо. Однако летающий объект способен защитить летающего от удара по нему наземного существа.

В том случае, когда в отряде одного из участников остались только летающие существа, его противник имеет возможность закрыться на простой удар по летающему. Такое закрытое существо в один из своих ходов получает право одной атаки на летающую цель.

Закрывшееся таким образом существо может в свой следующий ход один раз напасть на летающего простым ударом.

Применение особенностей карт и фишек в игре

В тексте карт в «Берсерке» есть значки, обозначающие особенность, которую можно использовать в игре. У существ есть право в этом случае заменить атаку на простой удар. Для применения особенности надо указать цель, которая в такой ситуации не может защищаться, сражаться и наносить ответный удар. От вида особенности карты зависит ее возможность выбирать цели. Они могут быть не только расположенными рядом картами. Количество нанесенных ранений тут определяется так же, как при атаке на закрытые карты. В частности, если при броске кубика выпало значение три или меньше, выстрел будет слабой силы. Если четыре или пять - средний выстрел. Если шесть или больше - сильный выстрел.

Тогда, когда особенность на карте указана как «метание на два», она означает, что метание наносит два ранения. Ближние атаки делаются только по расположенным рядом картам. Дальние атаки по этим картам не наносятся. Они предназначены для ударов на расстоянии и могут быть использованы для ударов по летающим объектам.

Действия и заклинания не относятся к атакам. Их можно использовать либо ко всем картам, либо так, как указывается в тексте карты. Вид особенности карты выделен в тексте курсивом. Если он не указан четко, значит, особенность является воздействием.

Фишки отмечаются на картах специальными значками, находящимися перед значком особенностей. Перед значком фишки может стоять цифра. К примеру, цифра 2 означает, что перед надлежащим ей действием карта должна собрать две фишки. Для этого ей нужно закрываться в течение двух ходов. После того, как на карте будут лежать две фишки, она получает возможность действия, при котором фишки теряются. Карта закрывается вновь до накопления фишек.

У карт в «Берсерке» есть функции внезапных действий и особенностей. Участник имеет право использовать их в любой момент своего хода или хода соперника. Внезапное действие можно применить в ответ на любое, в том числе и внезапное, действие противника. В случае, когда используются несколько внезапных действий подряд, их следует начинать выполнять с последнего объявленного. При этом все карты задействовать не обязательно. Для защиты или же совершения внезапных действий можно оставить несколько открытых карт.

Любая, закончившаяся успехом атака наносит ранения карте противника. Это не касается атаки на 0. Ранения накапливаются, и после того, как их количество сравняется или превысит число жизней карты, она погибает и отправляется на кладбище.

После того, как один игрок перестал двигаться и действовать картами, его ход передается другому игроку. Ход второго участника начинается со вскрытия карт. Соперники ходят по очереди. В начале ходов карты вскрываются, после чего они могут передвигаться и действовать согласно правилам. Побеждает в «Берсерке» тот, кто первым уничтожит все существа противника.

В том случае, когда текст карты противоречит правилам, преимущество в игре отдается этому тексту. Если особенность карты не может быть применена из-за несоответствия правилам или расхождений с ее текстом, ее отменяют без оплаты стоимости.

Комплектация

  • 6 колод (по 30карт, из которых 1 карта-промо);
  • 33 дополнительных карты (из которых 7 карт-промо);
  • Фишки ран и эффектов;
  • 6 карточек-памяток;
  • 2 игровых поля;
  • 2 кубика;
  • Правила;
  • Комикс.
  • Размер карт 63х89

Фантастический мир, в котором обитают жуткие существа жаждущие уничтожить каждого встречного, вот уже несколько десятилетий будоражит умы писателей, художников и… разработчиков настольных игр. Пропитанный магией воздух, неимоверные способности персонажей, безграничные возможности по созданию культовых героев – добавьте к этому сотни эффектных иллюстраций и получите коллекционную карточную игру, у которой будет армия преданных поклонников. Сегодня на Розовом диване – колодособирательная настольная игра «Берсерк. Герои».

Новая версия известной игры « », обзор которой я делал около года назад, лишилась поля, что существенно сократило место на игровом столе и позволило свести всё необходимое для поединка к стопке карточек и россыпи маркеров. Переработке также подверглись правила, которые стали легче для новичков, сделав «Берсерк. Герои» доступным для «простых смертных». Собственно, изучение премудростей боя займёт около 15 минут, а к концу первой партии вы полностью освоитесь в этом фантастическом мире. Итак, что же нам предлагает издатель?

Начну с того, что помимо стартовых коробочек в продаже представлены бустеры, содержащие случайные, порой очень редкие карты. В моём случае в каждом выпуске с героем лежал блестящий поблескивающий конвертик. Обратите внимание, картинка на бустере не связана с определённым набором - это произвольный рисунок, по которому невозможно догадаться о содержимом комплекта.

На крышке каждой коробки изображен один из пяти героев – тут, в отличие от бустеров, внешний облик соответствует содержимому. Начнём знакомство с Хродгара, представляющего стихию гор.

Коробочка небольшая, вмещающая все карты одетые в защитные протекторы. Правила игры для всех выпусков абсолютно одинаковые, бустеры по наполнению всегда разные.

Одна коробочка – один боец. Комплект не подразумевает полноценную схватку соперников, поэтому для дуэли потребуется как минимум ещё один набор. Тем не менее, режим тренировки предусмотрен: в колоде вы найдёте дополнительного персонажа шестой, нейтральной стихии, со своей армией. Для короткой битвы вполне достаточно…

На фотографии - содержимое бустера из данной коробки. В комплекте 15 карт, которые пригодятся для всех героев. Проверенный временем маркетинговый ход, плавно «подталкивающий» покупателя в магазин за очередным выпуском. Либо можете обмениваться с друзьями ненужными карточками…

Илариэль ведёт за собой лесную армию, скрытую за тёмно-зелёной листвой. С комплектами мы разобрались, настало время взглянуть на структуру карт «Берсерк. Герои».

В правом верхнем углу, на цветном фоне соответствующему стихии, указан тип карты: герой, заклинание, событие, экипировка, существо. В левом верхнем углу – стоимость розыгрыша данной карты, красное сердце укажет на количество жизней вашего подопечного, зелёный круг с белой цифрой – силу удара. В текстовом блоке приведено особые свойства, которые активируются при определённых условиях.

Картинка бустера совпадает с комплектом из предыдущего набора, при этом наполнение абсолютно другое. Как видите, вас ждёт множество сюрпризов после вскрытия конверта.

Грозный Рейвенкар управляет тьмой, его цвет – фиолетовый. По традиции, в коробке как сам герой, так и тренировочный Голем.

Кстати, тренировочные наборы одинаковые, чего не скажешь о базовых колодах армий героев. Никаких повторений или совпадений с армией другой стихии нет, поэтому игрок может строить тактику, основываясь на сильных сторонах своего комплекта.

Остановимся на специальных значках, приведённых в правом верхнем углу. Экипировка (левая карта) представлена оружием, бронёй и амулетами, которые выкладываются неподалёку от героя и помогают ему в бою. Существа – ударная сила командующего. Они встают на защиту своего предводителя, атакуют неприятеля и отдают свою жизнь ради соратников по оружию.

Заклинания применяются разово, и после использования уходят в сброс. События, о которых возвестит колокол, влияют на всех участников битвы.

Свирепый Резак ведёт выносливый и жаждущий крови степной народ к победе. Принадлежность карт к той или иной стихии легко определить как по цвету значка в правом верхнем углу героя, так и по стилю оформления колоды.

Над армией степей поднимаются клубы жёлтой пыли, которой пропитаны все иллюстрации.

В четвёртом по счёту бустере половина карт посвящена нейтральной стихии. «В чём смысл? » - спросите вы, - «зачем мне столько тренировочных карт? » Всё просто – согласно правилам, разрешается укомплектовывать свою колоду воинами нейтрального лагеря.

Тиша вывела из болот отряды, чьё оружие отравлено ядами волшебного мира. Коварная и непредсказуемая, она скрывается за светло-зелёной пеленой испарений.

Перед тем, как вы выберете себе любимого героя и сформируете боевую колоду, настоятельно рекомендую просмотреть свойства всех пяти стихий. И не забудьте о нейтральных союзниках, которые также доставят противнику много хлопот.

Заключительный бустер содержал… кристалл золота. Честно говоря, он абсолютно не нужен, и каким образом этот предмет попал в набор – непонятно.

Итак, пять героев, пять стихий, пять непримиримых соперников. Но выбрать для поединка необходимо только двоих…

Прохлада леса и зной степи, высокие деревья и пожелтевшая трава - Илариэль будет противостоять Свирепому Резаку.

Пред тем, как начать битву, необходимо запастись либо жетонами, либо кубиками. Дело в том, что оппоненты будут получать ранения в ходе схватки, а никакие маркеры в наборе не предусмотрены. Для таких целей у меня лежит целых пять рублей. Вернее, пятьсот копеек, отмытых и отполированных. Дешево и сердито – это самые «копеечные маркеры» из всех возможных…

Готовясь к схватке, соперники составляют индивидуальные колоды, состоящие из героя и минимум 40 его подопечных. Как вы помните, цвет определяет принадлежность к стихии, а в армию можно принимать нейтральных наёмников.

Оппоненты начинают поединок «без золотого в кармане», и располагают своих героев напротив друг друга открыто – полководцы являются главной целью противника.

Во время первого хода необходимо взять четыре карты из колоды, а также получить один золотой. В начале каждого последующего раунда соперники будут получать по 1 золотому (но не более 10 в общей сложности), а также пополнять руку одной новой картой. Обратите внимание, если вы трижды не сможете пополнить руку, то немедленно проиграете.

Далее можно сыграть карту с руки: выложите перед собой бойца (заклинание, событие, экипировку), оплатив их стоимость золотом. При этом карточка золотого поворачивается, а новый воин сможет атаковать и использовать свои способности только в следующем ходу.

Если у игрока есть ранее выложенные существа, то разрешается провести атаку. При этом атакуемый имеет право защитить цель более сильным (или не особо нужным) воином, переадресовав на него атаку. Урон наносится согласно показателям, убитые отправляются на кладбище. Атаковать и быть атакованным можно только один раз за раунд, поэтому соответствующие карты поворачиваются на 90 градусов.

Особые свойства также активируются один раз за ход и позволяют как наносить урон вражеским подразделениям, так и излечивать раны.

Герой, наравне со своим войском, также принимает участие в битве и чем лучше он экипирован, тем больше у него шансов дожить до победы. Ведь именно предводитель армии должен быть убит – войско без своего героя немедленно сдаётся в плен.

На некоторых карточках указан значок изогнутой «стрелки» – после использования их необходимо повернуть и оставить в покое до начала следующего хода.

В начале следующего хода, помимо получения денег и карт, все повёрнутые на 90 градусов карточки занимают исходное положение и вновь могут принять участие в битве. Как я указал ранее, истощение жизненных сил героя и его смерть приносит победу противоборствующему лагерю.

Вот и все несложные принципы ведения боевых операций в фантастическом мире. Безусловно, на картах приведено множество текстовых блоков, влияющих на базовые правила. В таком случае прислушиваемся к тексту карт и строго придерживаемся их указаний.

На мой взгляд, все пять комплектов лучше всего объединить в один набор – это будет гораздо практичнее для поклонников « », так как есть смысл иметь всех героев у себя на руках для выработки победной стратегии. Да и бустеры отработают свою цену, только если все карты будут востребованы. С другой стороны, стоимость одиночных наборов достаточно гуманна и доступна – можно приобрести комплект постепенно…

Сама игра понравится поклонникам ККИ, хотя при этом «Берсерк. Герои» достаточно «упрощены» и доступны для всех. Могу сказать, что без труда сыграл партию с младшей дочерью, при этом никаких проблем при изучении правил не возникло. К сожалению, в новой трактовке отсутствует поле, позволяющее строить стратегию на месторасположении карт противника. Хотя, это можно считать и плюсом, так как сокращает время на раздумья и делает игровой процесс более непредсказуемым. Одним словом, кому что нравится…

Качество карт и полиграфии на высоком уровне, нареканий к вырубке и цвету нет. Для поклонников оригинального « » и не только…

Опустим ту часть, где игроку нужно собирать колоду, решать какие карты в неё положить и т.д. Предположим он и его друг приобрели по начальной колоде и решили сыграть:)

Подбор отряда

Каждый игрок перемешивает свою колоду и сдаёт себе по 15 карт. Затем они набирают из этих карт отряды на определенное число кристаллов. Сколько именно и каких кристаллов подскажет табличка:

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

По началу таблица может показаться сложной, но после 2-3 партий любой игрок сможет без проблем играть без неё.

Карты, стоимость которых обозначена золотым кристаллом, можно набирать только за "золото". Карты, стоимость которых обозначена серебряным кристаллом, можно набирать за любые из двух видов кристаллов.

Если игроку не нравятся его 15 карт, он имеет право их пересдать, заплатив 1 кристалл. Пересдавать можно несколько раз.

Подбор отряда очень важен, ведь вам придется играть только теми картами, которые вы возьмёте в ваш отряд.

Расстановка отряда

Теперь игрокам нужно расставить их отряды на поле. Игровое поле - прямоугольное, размером 5 на 6 клеток. Каждый игрок может расставлять карты только на своей половине поля боя рубашкой вверх на следующие клетки:

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Если игрок занял все разрешенные клетки и у него ещё остались нераставленные клетки, он имеет право расставить оставшиеся карты на свободные клетки своей половины поля боя.

Начало боя

Отряды готовы и расставлены. Первый игрок вскрывает все свои карты, затем второй игрок вскрывает все свои карты (кроме карт в своём 3-м ряду). Игроки убирают летающих существ и местности в дополнительную зону, назначают хозяинов симбиотам и экипировкам. Также некоторые существа обладают особенностями, которые применяются "в начале боя", такие особенности также срабатывают.

Партия

В течение своего хода игрок может передвигать и действовать своими существами в любом порядке.

Берсерк. Как играть?


Берсерк. Как играть?

Например, игрок может передвинуть Вербера на 1 клетку, затем выстрелить Гномом-арбалетчиком, затем ещё раз передвинуть Веребра и напасть им простым ударом. Все эти действия происходят строго по очереди.

Важно: ничего одновременно в "Берсерке" не происходит.

Пример передвижения карт первого игрока в первый ход:

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Простой удар

Каждое существо в "Берсерке" обладает простым ударом, который обозначен тремя числами: слабый-средний-сильный удар. Простым ударом можно нападать только на стоящую рядом карту (в том числе по диагонали).

Назначение защитника

Когда нападающее существо объявляет цель атаки, атакованному может быть назначен защитник, который отражает удар вместо него. Защитником может стать любое открытое существо противника, стоящее рядом с нападающим и с атакованным одновременно.

Примеры назначения защитника:

Берсерк. Как играть?


Берсерк. Как играть?

Если простым ударом нападают на открытое существо (см. ниже), или если от простого удара назначен защитник (он также должен быть открытым), то оба игрока бросают кубик, и результат сражения рассчитывается по следующей таблице:

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Если простым ударом нападают на "закрытое" существо, то кубик бросает только нападающий:

1,2,3 - слабый

4,5 - средний

6 - сильный

Таким же способом расчитывается любой урон, когда на карте указаны три значения. Например: Выстрел на 1-2-2.

После нападения простым ударом или применения особенности, требующей "поворот", карта "закрывается.

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

"Закрытая" карта не может передвигаться и действовать в этот ход, а также отбиваться от карт противника.

Передача хода

После того как игрок завершил свой ход, он передаёт ход своему противнику. В начале хода любого игрока - он открывает все свои карты, он может снова передвигать их и действовать. Также в начале первого хода второго игрока - он вскрывает "скрытые" карты в своём последнем ряду (если они остались скрытыми).

Цель игры

Как правило, каждая атака или особенность наносит карте раны. Когда число ран становится равно или больше здоровья карты - она погибает, покидает поле боя и отправляется на "кладбище". Цель игры - уничтожить всех существ противника.

Комикс-пример

Недавно создатели "Берсерка" нарисовали комикс, демонстрирующий небольшой эпизод из партии.

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Ещё несколько ссылок на правила

Фантастический мир, в котором обитают жуткие существа жаждущие уничтожить каждого встречного, вот уже несколько десятилетий будоражит умы писателей, художников и… разработчиков настольных игр. Пропитанный магией воздух, неимоверные способности персонажей, безграничные возможности по созданию культовых героев – добавьте к этому сотни эффектных иллюстраций и получите коллекционную карточную игру, у которой будет армия преданных поклонников. Сегодня на Розовом диване – колодособирательная настольная игра «Берсерк. Герои».

Новая версия известной игры « », обзор которой я делал около года назад, лишилась поля, что существенно сократило место на игровом столе и позволило свести всё необходимое для поединка к стопке карточек и россыпи маркеров. Переработке также подверглись правила, которые стали легче для новичков, сделав «Берсерк. Герои» доступным для «простых смертных». Собственно, изучение премудростей боя займёт около 15 минут, а к концу первой партии вы полностью освоитесь в этом фантастическом мире. Итак, что же нам предлагает издатель?

Начну с того, что помимо стартовых коробочек в продаже представлены бустеры, содержащие случайные, порой очень редкие карты. В моём случае в каждом выпуске с героем лежал блестящий поблескивающий конвертик. Обратите внимание, картинка на бустере не связана с определённым набором - это произвольный рисунок, по которому невозможно догадаться о содержимом комплекта.

На крышке каждой коробки изображен один из пяти героев – тут, в отличие от бустеров, внешний облик соответствует содержимому. Начнём знакомство с Хродгара, представляющего стихию гор.

Коробочка небольшая, вмещающая все карты одетые в защитные протекторы. Правила игры для всех выпусков абсолютно одинаковые, бустеры по наполнению всегда разные.

Одна коробочка – один боец. Комплект не подразумевает полноценную схватку соперников, поэтому для дуэли потребуется как минимум ещё один набор. Тем не менее, режим тренировки предусмотрен: в колоде вы найдёте дополнительного персонажа шестой, нейтральной стихии, со своей армией. Для короткой битвы вполне достаточно…

На фотографии - содержимое бустера из данной коробки. В комплекте 15 карт, которые пригодятся для всех героев. Проверенный временем маркетинговый ход, плавно «подталкивающий» покупателя в магазин за очередным выпуском. Либо можете обмениваться с друзьями ненужными карточками…

Илариэль ведёт за собой лесную армию, скрытую за тёмно-зелёной листвой. С комплектами мы разобрались, настало время взглянуть на структуру карт «Берсерк. Герои».

В правом верхнем углу, на цветном фоне соответствующему стихии, указан тип карты: герой, заклинание, событие, экипировка, существо. В левом верхнем углу – стоимость розыгрыша данной карты, красное сердце укажет на количество жизней вашего подопечного, зелёный круг с белой цифрой – силу удара. В текстовом блоке приведено особые свойства, которые активируются при определённых условиях.

Картинка бустера совпадает с комплектом из предыдущего набора, при этом наполнение абсолютно другое. Как видите, вас ждёт множество сюрпризов после вскрытия конверта.

Грозный Рейвенкар управляет тьмой, его цвет – фиолетовый. По традиции, в коробке как сам герой, так и тренировочный Голем.

Кстати, тренировочные наборы одинаковые, чего не скажешь о базовых колодах армий героев. Никаких повторений или совпадений с армией другой стихии нет, поэтому игрок может строить тактику, основываясь на сильных сторонах своего комплекта.

Остановимся на специальных значках, приведённых в правом верхнем углу. Экипировка (левая карта) представлена оружием, бронёй и амулетами, которые выкладываются неподалёку от героя и помогают ему в бою. Существа – ударная сила командующего. Они встают на защиту своего предводителя, атакуют неприятеля и отдают свою жизнь ради соратников по оружию.

Заклинания применяются разово, и после использования уходят в сброс. События, о которых возвестит колокол, влияют на всех участников битвы.

Свирепый Резак ведёт выносливый и жаждущий крови степной народ к победе. Принадлежность карт к той или иной стихии легко определить как по цвету значка в правом верхнем углу героя, так и по стилю оформления колоды.

Над армией степей поднимаются клубы жёлтой пыли, которой пропитаны все иллюстрации.

В четвёртом по счёту бустере половина карт посвящена нейтральной стихии. «В чём смысл? » - спросите вы, - «зачем мне столько тренировочных карт? » Всё просто – согласно правилам, разрешается укомплектовывать свою колоду воинами нейтрального лагеря.

Тиша вывела из болот отряды, чьё оружие отравлено ядами волшебного мира. Коварная и непредсказуемая, она скрывается за светло-зелёной пеленой испарений.

Перед тем, как вы выберете себе любимого героя и сформируете боевую колоду, настоятельно рекомендую просмотреть свойства всех пяти стихий. И не забудьте о нейтральных союзниках, которые также доставят противнику много хлопот.

Заключительный бустер содержал… кристалл золота. Честно говоря, он абсолютно не нужен, и каким образом этот предмет попал в набор – непонятно.

Итак, пять героев, пять стихий, пять непримиримых соперников. Но выбрать для поединка необходимо только двоих…

Прохлада леса и зной степи, высокие деревья и пожелтевшая трава - Илариэль будет противостоять Свирепому Резаку.

Пред тем, как начать битву, необходимо запастись либо жетонами, либо кубиками. Дело в том, что оппоненты будут получать ранения в ходе схватки, а никакие маркеры в наборе не предусмотрены. Для таких целей у меня лежит целых пять рублей. Вернее, пятьсот копеек, отмытых и отполированных. Дешево и сердито – это самые «копеечные маркеры» из всех возможных…

Готовясь к схватке, соперники составляют индивидуальные колоды, состоящие из героя и минимум 40 его подопечных. Как вы помните, цвет определяет принадлежность к стихии, а в армию можно принимать нейтральных наёмников.

Оппоненты начинают поединок «без золотого в кармане», и располагают своих героев напротив друг друга открыто – полководцы являются главной целью противника.

Во время первого хода необходимо взять четыре карты из колоды, а также получить один золотой. В начале каждого последующего раунда соперники будут получать по 1 золотому (но не более 10 в общей сложности), а также пополнять руку одной новой картой. Обратите внимание, если вы трижды не сможете пополнить руку, то немедленно проиграете.

Далее можно сыграть карту с руки: выложите перед собой бойца (заклинание, событие, экипировку), оплатив их стоимость золотом. При этом карточка золотого поворачивается, а новый воин сможет атаковать и использовать свои способности только в следующем ходу.

Если у игрока есть ранее выложенные существа, то разрешается провести атаку. При этом атакуемый имеет право защитить цель более сильным (или не особо нужным) воином, переадресовав на него атаку. Урон наносится согласно показателям, убитые отправляются на кладбище. Атаковать и быть атакованным можно только один раз за раунд, поэтому соответствующие карты поворачиваются на 90 градусов.

Особые свойства также активируются один раз за ход и позволяют как наносить урон вражеским подразделениям, так и излечивать раны.

Герой, наравне со своим войском, также принимает участие в битве и чем лучше он экипирован, тем больше у него шансов дожить до победы. Ведь именно предводитель армии должен быть убит – войско без своего героя немедленно сдаётся в плен.

На некоторых карточках указан значок изогнутой «стрелки» – после использования их необходимо повернуть и оставить в покое до начала следующего хода.

В начале следующего хода, помимо получения денег и карт, все повёрнутые на 90 градусов карточки занимают исходное положение и вновь могут принять участие в битве. Как я указал ранее, истощение жизненных сил героя и его смерть приносит победу противоборствующему лагерю.

Вот и все несложные принципы ведения боевых операций в фантастическом мире. Безусловно, на картах приведено множество текстовых блоков, влияющих на базовые правила. В таком случае прислушиваемся к тексту карт и строго придерживаемся их указаний.

На мой взгляд, все пять комплектов лучше всего объединить в один набор – это будет гораздо практичнее для поклонников « », так как есть смысл иметь всех героев у себя на руках для выработки победной стратегии. Да и бустеры отработают свою цену, только если все карты будут востребованы. С другой стороны, стоимость одиночных наборов достаточно гуманна и доступна – можно приобрести комплект постепенно…

Сама игра понравится поклонникам ККИ, хотя при этом «Берсерк. Герои» достаточно «упрощены» и доступны для всех. Могу сказать, что без труда сыграл партию с младшей дочерью, при этом никаких проблем при изучении правил не возникло. К сожалению, в новой трактовке отсутствует поле, позволяющее строить стратегию на месторасположении карт противника. Хотя, это можно считать и плюсом, так как сокращает время на раздумья и делает игровой процесс более непредсказуемым. Одним словом, кому что нравится…

Качество карт и полиграфии на высоком уровне, нареканий к вырубке и цвету нет. Для поклонников оригинального « » и не только…