Собор Воскресения Господня - Сообщения. Свято-воскресенский кафедральный собор в борисове

Собор Воскресения Христова в Борисове является замечательным архитектурным украшением этого древнего города, который современным видом своих строений мало напоминает старинное поселение. Между тем основание Борисова относится к самому началу XII века, и честь его принадлежит полоцкому князю Борису Всеславичу. По сведениям В.Н.Татищева, город был заложен в 1102 году и, конечно, уже во времена Киевской Руси имел свою церковь, хотя непосредственных свидетельств этому, к сожалению, не сохранилось...

Сей Савва устанавливал произвольные поборы с различных доходов мещан. В качестве свидетеля неблаговидного поведения старосты в документах упоминается "поп Спасский Борисовский", что указывает на существование в местечке в начале XVI века Спасо-Преображенской церкви. За период с ХVI по ХVII век в истории храмов Борисова сохранились довольно отрывочные сведения. Единственное известие XVII столетия о Преображенской церкви находим в инвентаре (описании) города, составленном в 1680 году, спустя 170 лет после первого упоминания. В нем определяется местоположение храма. Польский исследователь Е.П.Тышкевич пишет: «В инвентаре... под 1680 г. читаем: м. Борисов имело рынок, на нем... церковь Св.Спаса».

Интересное воспоминание о Воскресенском монастыре оставил П.А.Толстой, стольник Петра I, в 1697 году проезжавший через Беларусь, и, наряду с другими городами, посетивший Борисов. Приведем его воспоминания, по возможности, полнее, ибо они очень любопытны для нас: "Город Борисов, - отмечал П.Толстой в своем путевом дневнике, - имеет замок земляной... посад около того замка невеликий, жители в городе Борисове благочестивой Греческой веры... Тут же, пред посадом монастырь... Церковь в том монастыре соборная во имя Воскресения Христова. В том монастыре живут монахи, всего 7 человек и имеют у себя игумена; в том монастыре в неделю Фомину слушал я Святую Литургию... В том городе Борисове униатов нет... есть костел Римской веры; один деревянный... во имя Пресвятой Богородицы..."

Далее П. Толстой пересказывает замечательную легенду о древней иконе Божией Матери, ранее принадлежавшей православным, а затем оказавшейся у католиков: "В том помяненном костеле на престоле стоит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, написан подобно как пишут Образ Смоленской Пресвятой Богородицы... тот образ написан письмом изрядного мастерства подобного Московским письменам. На той святой иконе левое око и щека левая и нос весь черны, как-бы чернилами замазаны... О том чудном знаке черном по вопрошению моему сказал мне ксендз Римский, что та святая икона стояла прежде в благочестивой Греческой церкви в местечке, которое называется Гумнаж, от Борисова 3 мили, и как-де ту икону принесли в Борисов в помяненный Воскресенский благочестивый монастырь Греческой веры... и стояла-де та святая икона в том монастыре 5 лет, а того черного пятна в то время на той святой иконе не было... и ту-де святую икону Римляне из Воскресенского монастыря взяли в Римский костел; и как-де ту икону в Римский костел внесли и от того-де часа явилось на той иконе самое малое черное пятно, величеством с Московскую копейку, и начало от того времени прибывать, даже и до ныне по вся дни того пятна прибывает; и много-де того пятна покушались, чтобы краскою то пятно закрыть, и многие-де мастеры, иконники и живописцы, прикоснувшиеся к той святой иконе для записания того пятна, пострадали ручной болезнью и паки от той-де святой иконы исцеление получили, и ныне уже о том и покушатися не смеют, чтобы то пятно исправить".

Легенда, рассказанная П.Толстому римско-католическим ксендзом, не представляется беспочвенной. Еще в конце прошлого века в Борисовском соборе Воскресения Господня сохранялось несколько древних церковных реликвий, датированных XVI столетием. Среди них выделялась "... местночтимая икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, писанная на дереве, весьма древней живописи, покрытая серебряной ризою". По свидетельству современников, она "...осталась от прежних борисовских церквей и никакого особенного сказания о ней не существует". Тем не менее не исключено, что икона эта могла быть давним чудотворным образом, который видел П.Толстой, находясь проездом в Борисове в 1697 году. Ведь со временем сказание могло и забыться, а пятно, с изменением обстоятельств, исчезнуть. Наряду с местночтимой иконой Пресвятой Богородицы, в Воскресенском соборе до революции хранился "осьмиконечный, неизвестной пробы серебра крест", подаренный, как видно из надписи на нем, "в благочестивую церковь Воскресения Христова в месте Борисове в 1640 году некиим Ловчиным", а также имелась "...рукописная праздничная минея, писанная в 1688 году". Все эти реликвии предметно подтверждают существование в городе XVII века православных церквей, несмотря на широкое распространение в Беларуси того времени католичества и униатства.

В качестве православного Воскресенский собор действовал до 1753 года; что же касается Спасской церкви, то уже на начало XVIII столетия она фиксируется в документах, как униатская. В записи за 10 июня 1732 года в актовых книгах Виленского Центрального Архива содержалось инвентарное описание Борисова, составленное "... при передаче местечка обозному Вел. кн. Литовского Игнатию из Козельска Огинскому..." В инвентаре упоминается униатская церковь Святого Спаса "с давним наданьем". Когда храм был отобран у православных, неизвестно. Зато сохранились тексты документов, позволяющие достаточно подробно осветить историю совращения в унию прихожан Воскресенского собора и закрытия в Борисове одноименного монастыря. Остановимся на них подробнее.

К середине XVIII века собор Воскресения Господня с монастырем пришли в состояние крайнего запустения и ветхости, вследствие чего требовался их капитальный ремонт. Однако владевший Борисовом Игнатий Огинский всячески препятствовал проведению каких бы то ни было восстановительных работ. В связи с этим, намеревавшийся отстраивать храм и монастырь иеромонах Иоанн Тудорович 12 августа 1749 года жаловался могилевскому епископу Иерониму (Волчанскому) о немалых обидах, чинимых И.Огинским православным жителям города. "...когда я просил позволения починить церковь и колокольню и оградить монастырь, - писал отец Иоанн, - то Огинский, весьма сердясь, сказал: что лучше ему Борисовское староство потерять, нежели на то позволить; видя же таковое в том его недоброхотство, предложил я, что имею на починку церкви и монастыря из Москвы присланныя деньги... - На сие он ответствовал: что оныя деньги или для себя употреби или назад в Москву отошли, ибо-де я никаким образом до смерти моей на то позволить не могу. Потом, как я ему предложил, что оныя деньги подрядчикам отдал и лес уже подрядил, то он сказал: ежели ты, попе, сие учинить дерзнешь, то я с онагоже лесу виселицу тебе самому сделать прикажу; а наконец, когда я ему предложил: что везде в церкви показалась теча и вся утварь церковная погнила так, что и священнодействовать нельзя, и что я места сам не имею, где бы мог жить... то он мне ответствовал: что тебе никакого убытку нет; вольно оставя монастырь, другого искать места... Потом, созвав к себе оный Огинский борисовских обывателей, уговаривал их принять унию, обещая церковь униатскую для них вновь построить, и всю утварь и книги из старой церкви в новую пренесть... когда же оные обыватели на сие согласиться не пожелали, а просили дабы старой церкви он не разорял, а дозволил бы починить оную, предлагая, что предки их в православном исповедании померли, и в оной церкви погребены, то он, Огинский, сказал им: что за такую вашу противность и бунт всякими податьми отягчать и утеснять не перестану...".

Жалобы отца Иоанна Тудоровича помогли мало. В марте 1753 г. монастырь вместе с храмом был отобран у православных жителей Борисова "со всем движимым и недвижимым имением и всею утварью", а "тамошний... народ от мала до велика чрез штрафы и смертныя угрозы, насилие и побои к унии преклонен". Сравнительно недолго Воскресенский собор оставался униатским. В 1795 году, с присоединением земель Белоруссии к России, он, а также Спасо-Преображенская церковь вновь перешли к православным. С того же года Борисов стал центром благочиния, объединив 12 церквей повета. Как видно из рапорта в Священный Синод архиепископа Минского Иова (Потемкина) от 22 декабря 1798 года, собор состоял "в твердости, при нем служили... протопоп - 1, диакон - 1, дьячок - 1 и пономарь - 1. Содержание храм имел от приходских 103-х дворов.

В 1812 году Борисовский собор, как и многие другие храмы Беларуси, постигла тяжелая участь разорения от безбожных войск Наполеона I. Собор пострадал в меньшей степени; Спасская церковь потерпела сильнее. Французы сожгли священнический дом при Воскресенском соборе. По словам дореволюционного этнографа П.М.Шпилевского, "...жалкую картину представлял собою Борисов после побоища Наполеонова. Весь город был опустошен, а во многих местах сожжен, улицы были завалены полуобгоревшими трупами, дома наполнены ранеными, больными и пленными. Крик, шум, плач слышались везде". Постепенно оправившись от вражеского нашествия, борисовчане взялись за восстановление своих церквей. При Воскресенском соборе в то время служил протоиерей Петр Самуилов Боричевский, руководивший восстановительными работами. (Петр Самуилов Боричевский, "из духовного звания". После окончания курса обучения в Киевской Духовной Академии с 1802 по 1806 г. был преподавателем Минской Духовной Семинарии. В 1809 г. архиепископом Иовом /Потемкиным/ произведен в протоиереи). В Спасской церкви в 1813 году священника не было; возможно, он погиб в период "хозяйничания" в городе французов. При храме проживала его вдовствующая супруга Мария Герасимова ("дочь Бирюковича") с детьми-сиротами.

По ходу ремонта обнаружилась крайняя ветхость Воскресенского собора. Вскоре его разобрали. В 1815 году Спасо-Преображенсхая церковь, размещавшаяся на городской площади (в 40 саженях от собора), была переосвящена во имя Воскресения Господня, став кафедральным храмом. Таким образом два древних прихода в Борисове слились в один; на 1815 год в этот приход входило 476 человек. К началу тридцатых годов XIX столетия Воскресенская церковь, недавно переосвященная из былой Преображенской, пришла в ветхое состояние, вследствие чего в 1833 году на отпущенную из казны сумму в Борисове возвели совершенно новый деревянный собор, действовавший до 1865 года. В 1854 году этот собор починяли на пожертвования прихожан. Общее руководство ремонтными работами осуществлял его настоятель протоиерей Павел Фаддеев Лисевич. (Он окончил Черниговскую Духовную Семинарию. В 1819 г. рукоположен во иерея. С 1842 г. служил в Борисовском Воскресенском соборе. Являлся местным благочинным. "За усердное провождение благочиннической должности" был награжден наперсным крестом).

В 1865 году жителей Борисова постигло очередное бедствие... Нововыстроенный Воскресенский собор сгорел. Богослужения вынуждены были продолжить в приписной к нему кладбищенской Свято-Андреевской церкви, предварительно отремонтированной и несколько расширенной, всего на сумму 1000 рублей, которую пожертвовала Фекла Шаповалова, жена бывшего городничего Борисова Андрея Шаповалова. Кстати, их попечением и за их счет церковь святого Андрея Юродивого была восстановлена из полуразрушенного состояния еще в 1826 году. О Свято-Андреевской церкви следует сказать несколько слов особо. Хотя она и не являлась приходской, весьма вероятно, ее возраст исчислялся не одним столетием исторической жизни. С точки зрения известного дореволюционного археографа Дм. И. Довгялло, по внешнему виду "...постройка этой церкви должна быть отнесена к XVII в.". Кроме того, наименование храма в память святого Андрея Юродивого (почитаемого только Православной Церковью) также наводит на определенные размышления. Сомнительно, чтобы его основали униаты. Скорее всего, церковь святого Андрея изначально была православной. Размещался храм "в восточной части города, недалеко от городского бульвара...". В продолжение девяти лет (1865-1874) Свято-Андреевская церковь заменяла собою бывший кафедральный собор. За это время были подготовлены и утверждены проект и смета на возведение в городе каменного соборного храма. Для него выбрали вполне подходящее место - "на торговой площади в центре города, где некогда находился Спасо-Преображенский храм... "

В 1874 году строительство собора закончилось. Общие, затраты на его возведение составили 48 800 рублей

Все кирпичные работы выполнили каменщики из местечка Ивенец Минского уезда. Иконы для храма написал виленский художник Г.Трутнев. Устройство иконостаса взял на себя мастер Елиашевский. 20 октября 1874 года (по старому стилю) епископ Минский и Туровский Александр (Добрынин) в сослужении местного духовенства освятил собор, по сложившейся традиции, в честь Воскресения Христова. Вот как выглядела новая соборная церковь снаружи и внутри в конце 70-х годов XIX века, согласно "Описания церквей и приходов Минской епархии": "Зданием каменная, сложенная из кирпича, по внешности представляем прекрасной архитектуры вид равностороннего креста с одним открытым куполом по середине и восемью меньшими, глухими куполами, на боковых уступах. В одном из боковых куполов, фронтонном, помещается и колокольня... Окна в самом здании расположены в два яруса и нижния снабжены железными решетками; входных дверей трое, крыша сделана из листового железа... В церкви устроено 10 печей... Иконостасов в соборе три: один главный и два придельных. Все они устроены из дубового дерева без покраски, с золочены¬ми колоннами, карнизами, рамами и резьбой. Главный состоит из 24 икон, расположенных в четыре яруса, а придельные из 10 икон каждый, расположенных в один ряд; все иконы новой хорошей живописи. Главный престол освящен во имя Воскресения Христова, а придельныя - северный во имя святаго князя Владимира, а южный во имя благовернаго князя Александра Невскаго".

На конец XIX столетия, кроме Свято-Андреевской церкви, собор имел еще два приписных храма: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Стахове, построенную в 1868 году средствами и старанием местных прихожан, и церковь святой мученицы Юлии, сооруженную в 1896 году иждивением инженера путей сообщения Л. И. Веригина. Перед началом Первой мировой войны и всеми последующими катаклизмами в приход Воскресенского собора входило 1123 двора, населенных 4495 мужчинами и 4852 женщинами; его причт состоял из протоиерея-настоятеля, иерея, диакона и псаломщика; они владели 89 десятинами земли. Настоятель храма получал жалованья от казны 600 рублей в год, священник - 500 рублей, диакон - 300 рублей, псаломщик -160 рублей. В Борисове действовало 2 городских училища, 3 церковно-приходских училища, а также 3 церковно-приходских школы. Настоятелем собора являлся протоиерей Николай Аполинарьевич Фалевич. (В 1877 г. окончил Минскую Духовную Семинарию, в 1881 г. рукоположен во иерея. С 1897 г. служил при Воскресенском соборе. Награжден наперсным крестом. Являлся духовником духовенства округа).

Согласно официальной статистике, в 1865 году Борисов пережил пять пожаров, которые уничтожили 345 домов. Были и человеческие жертвы. Огонь не пощадил и деревянную церковь, которая размещалась рядом с рынком. И тогда в городе осталась лишь одна маленькая кладбищенская церквушка Андрея Юродивого (теперь это молитвенный дом старообрядцев по Газетной улице). Естественно, среди православного люда сразу возник вопрос о строительстве нового храма, причем не деревянного, а каменного, вместительного и красивого, который бы ни в чем не уступал костелу, возведенному еще в 1823 году (каменной была также и синагога, построенная в 1866 г.).

Рассмотрение ходатайств, поиск средств и подходящего проекта заняли пять лет. Первоначальный проект пяти-купольного храма, предложенный инженером Скуратовым, Минской епархией был отвергнут, главным образом, из-за мало размерности и, следовательно, недостаточной вместимости молитвенного зала. Остановились на другом варианте - соборе с девятью куполами, тремя апсидами, выразительным контуром, привлекательным декором и достаточной объёмностью (27x23x12 м).

"Зачатие" храма и его освящение во имя Воскресения Христа Спасителя (два придела были названы в честь святых князей Владимира и Александра Донского) состоялось в воскресенье 5 сентября 1871 года (по старому стилю) в присутствии именитых лиц. С речью выступил епископ Минский и Бобруйский Александр.

Предполагаемые затраты на строительство, согласно утвержденной смете, составили 47890 руб. 14 коп. По тому времени это была немалая сумма, но по непредвиденным обстоятельствам ее не хватило. При рытье котлована выяснилось, что качество грунта не позволяет использовать запроектированный обычный фундамент. Пришлось изготовить и вбить 580 деревянных свай, что дополнительно потребовало 3000 рублей.

Строили собор высококвалифицированные каменщики из местечка Ивенец, а для оформления интерьера были приглашены виленские художники Елишевский и Трутнев.

Вопросами финансирования строительства и обеспечением необходимыми материалами ведал предводитель местного дворянства Владимир Ермольский, а техническое руководство осуществлял архитектор Сергей Петрович Иванов.

Из «Описания церквей и приходов Минской епархии», дата создания которого относится к концу 70-х годов XIX в., следует, что сложенное из кирпича, здание собора представляло собой равносторонний крест с одним открытым куполом по середине и восемью меньшими на боковых уступах. В одном из боковых куполов размещалась колокольня. Окна собора были расположены в два яруса. Входных дверей имелось три. Крыша была покрыта листовым железом... Внутри собора было устроено 10 печей. Три иконоста­са были сработаны из дубового дерева - без покраски, с золочеными колон­нами, карнизами, рамами и резьбой. Главный иконостас состоял из 24 икон, располагавшихся в четыре яруса.

Строительство храма длилось три года и закончилось 15 октября 1874 года (по старому стилю). А через пять дней, 20 октября, по случаю первого богослужения состоялась торжественная церемония с участием губернского руководства и высокопоставленного духовенства.

Великолепие нового православного храма в Борисове привлекло внимание многих. Для гравюры с его изображением популярный в то время петербургский еженедельник "Нива" в № 12 за 1877 год не пожалел целой страницы.

Первым настоятелем Воскресенского собора был священник Климент Гродицкий.

А в начале XX века местный чиновник и церковный староста Нил Бурцев выступил с инициативой построить у главного входа собора кирпичную звонницу. И эта идея была воплощена в жизнь в 1907 году минским епархиальным архитектором Виктором Струевым (1864-1931). Теперь эта колокольня вместе с собором составляет цельный ансамбль.


Воскресенский собор на открытке начала 20-го века.

Настоятелем храма в те годы был Николай Фалевич, который отличался благотворительной деятельностью, активным участием в разрешении городских проблем и пользовался среди прихожан огромным авторитетом.

В октябре 1941 года епархия назначила туда настоятеля. Это был выпускник Жировицкой духовной семинарии37-летний отец Иоанн (в миру - Иван Матвеевич Строк). В тяжелые годы оккупации он, как мог, помогал больным и неимущим, старался облегчить участь советских военнопленных, приютил и спас еврейского мальчика, предотвратил угон на принудительные работы в Германию около 300 борисовчан.

Тем не менее, сразу после освобождения города о. Иоанн был арестован советскими органами, и как пособник врага отправлен в сталинские застенки (реабилитирован только в 1956 г.).

Однако собор больше не закрывали, хотя в период правления Хрущева был запрещен колокольный звон, который, согласно инспирированной в местной газете статейке, якобы мешал покою горожан (перестройка отменила этот запрет).

Собор продолжал жить в обычном ритме, являясь, кроме прочего, и архитектурным памятником. Современники находят в нем характерные для второй половины XIX столетия черты эклектизма. Архитектура Воскресенского собора в Борисове подробно описана в специальном издании - Своде памятников истории и культуры Беларуси.

Свято-Воскресенский собор пережил пришествие марксизма-ленинизма, тяжелые годы фашистские оккупации, всеобщий развал 90-ых на постсоветском пространстве и, наконец, памятник истории и архитектуры шагнул в третье тысячелетие… Наряду, казалось бы, с всеобщим экономическим ростом в стране, улучшением благосостояния народа Свято-Воскресенский собор начал катастрофически быстро разрушаться. Возможно, он не смог вынести людского равнодушия?..

Вот уже не один год подряд верующий и прихожане собора вынуждены проводить праздничные Пасхальные богослужения в стенах воскресной школы, т.к. собор закрыт на ремонт.(см. фото № 2.5.-2.7.) Пасха –удивительный праздник, когда сердце наполняется ожиданием чуда… Это радостный и светлый праздник для всех православных.Но чудо, которое прихожане ждут вот уже три года, не произошло… Воскресенский собор продолжает разрушаться…

Не остались равнодушными к проблеме и учащиеся общеобразовательного лицея. Мы предлагаем высказывания и стихи лишь некоторых из них .

Дух Белой Руси –

Христианский дух.

Дух молитв в тишине,

Перезвонов звук…

Дух молитв за мой город,

Как большая стена,

Что закрыли собою

Возлюбивших Христа.

Но исчезнет стена

И молитвенный звон –

Разрушается наш

Воскресенский собор.

Это сердце Борисова,

Сердце народа.

Сердце людей,

Что так преданны Богу.

Спасите Храм и молитвенный Звон!

Спасите наш Воскресенский Собор!

Сафончик Д.

Бог со мной и Бог со всеми Вами.

Он поможет и тебе и мне.

Ты живи, умей довольствоваться малым,

На храм Божий взор свой обрати…

Храм угасает, а вместе с ним угасает и вера людей. Черствеют их души. Сердце обливается кровью, когда смотришь на кровоточащие лики Святых, исполосованных трещинами. Остается молиться, что люди образумятся и спасут храм. Свято-Воскресенский собор всегда был, есть и будет сердцем Борисова!

Игнатович Александр

2009-09-19 Мордаунт Юрий
СВЯТО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

История возникновения Свято-Воскресенского собора в Борисове довольно интересная.
Вначале, где-то между 1635-1649 гг., во время управления городом борисовского старосты Адама Казановского, была воздвигнута Спасо-Преображенская церковь. Она достояла до 1812 года. Но война полностью разорила город, в огне погибла и Спасо-Преображенская церковь. Ведь борисовский повет был в числе тех поветов, которые наиболее пострадали от наполеоновского нашествия.

Вскоре построили новую деревянную церковь и переименовали ее в Воскресенскую.
Оживленная речная торговля притягивала в город людей, строились новые дома, город облагораживался. В 1834 году вместо состарившейся Воскресенской церкви построили новую, деревянную, в псевдорусском стиле. К ней приписали Свято-Андреевскую церковь и Свято-Ильинскую церковь-школу.

К середине 1850-х годов население Борисова по вероисповеданию делилось следующим образом: православных – 2693, католиков – 997, иудеев – 2581(!), раскольников, мусульман и протестантов – 45.

В многочисленных войнах город часто жгли. Жители его вновь восстанавливали. Но гиб город и в мирное время. Согласно официальной статистике, в 1865 году Борисов пережил пять пожаров, которые уничтожили 345 домов. Были и человеческие жертвы.
Огонь не пощадил и деревянную церковь, которая размещалась рядом с рынком. И тогда в городе осталась лишь одна маленькая кладбищенская церквушка Андрея Юродивого (теперь это молитвенный дом старообрядцев по Газетной улице). Естественно, среди православного люда сразу возник вопрос о строительстве нового храма, причем не деревянного, а каменного, вместительного и красивого, который бы ни в чем не уступал костелу, возведенному еще в 1823 году (каменной была также и синагога, построенная в 1866 г.).

Рассмотрение ходатайств, поиск средств и подходящего проекта заняли пять лет. Первоначальный проект пятикупольного храма, предложенный инженером Скуратовым, Минской епархией был отвергнут, главным образом, из-за малой размерности и, следовательно, недостаточной вместимости молитвенного зала. Остановились на другом варианте - соборе с девятью куполами, тремя апсидами, выразительным контуром, привлекательным декором и достаточной объёмностью (27 х 23 х 12 м).

"Зачатие" храма и его освящение во имя Воскресения Христа Спасителя (два придела были названы в честь святых князей Владимира и Александра Донского) состоялось в воскресенье 5 сентября 1871 года (по старому стилю) в присутствии именитых лиц. С речью выступил епископ Минский и Бобруйский Александр.

Предполагаемые затраты на строительство, согласно утвержденной смете, составили 47 890 руб. 14 коп. По тому времени это была немалая сумма, но по непредвиденным обстоятельствам ее не хватило. При рытье котлована выяснилось, что качество грунта не позволяет использовать запроектированный обычный фундамент. Пришлось изготовить и вбить 580 свая, что дополнительно потребовало 3 000 рублей.
Строили собор высококвалифицированные каменщики из местечка Ивенец, а для оформления интерьера были приглашены виленские художники Елишевский и Трутнев.
Вопросами финансирования строительства и обеспечением необходимыми материалами ведал предводитель местного дворянства Владимир Ермольский, а техническое руководство осуществлял архитектор Сергей Петрович Иванов.

Строительство храма длилось три года и закончилось 15 октября 1874 года (по старому стилю). А через пять дней, 20 октября, по случаю первого богослужения состоялась торжественная церемония с участием губернского руководства и высокопоставленного духовенства.

В церемониальных выступлениях звучала резкая критика в адрес католиков, униатов и польских дворян, которые, по словам ораторов, на протяжении нескольких столетий ставили своей целью подчинить белорусский народ иноземному влиянию, т.е. Ватикану.

Главная заслуга в успешном завершении строительства собора приписывалась Владимиру Ермольскому, которому был преподнесен серебряный кубок с позолотой и следующей надписью: "Прадеды наши ели просто да жили на свете лет до ста".
А об авторе проекта даже не вспомнили. Его имя стало упоминаться сравнительно недавно. Согласно исследованиям минчанина В.М. Чернатова, это был инженер из Петербурга Петр Петрович Меркулов (1836-?).

Великолепие нового православного храма в Борисове привлекло внимание многих. Для гравюры с его изображением популярный в то время петербургский еженедельник "Нива" в № 12 за 1877 год не пожалел целой страницы.
Первым настоятелем Воскресенского собора был священник Климент Гродицкий.
А в начале ХХ века местный чиновник и церковный староста Нил Бурцев выступил с инициативой построить у главного входа собора кирпичную звонницу. И эта идея была воплощена в жизнь в 1907 году минским епархиальным архитектором Виктором Струевым. Теперь эта колокольня вместе с собором составляет цельный ансамбль.
Настоятелем храма в те годы был Николай Фалевич, который отличался благотворительной деятельностью, активным участием в разрешении городских проблем и пользовался среди прихожан огромным авторитетом. Он также был довольно богатым человеком: в 1911 году в городе Борисове установили 50 телефонов. Тогда это было дорогое удовольствие и им пользовались только богатые люди. Так вот, одним из абонементов был настоятель Воскресенского собора Николай Фалевич.
Воскресенский собор в 1901 году из 9 приписанных к приходу деревень и города насчитывал 5920 прихожан (2954 мужчин и 2966 женщин).

Пришествие марксизма-ленинизма проявило крайнюю нетерпимость ко всем другим религиям.
В те времена настоятелем собора был протоиерей Василий Измайлов. Он родился в 1885 году в семье священнослужителя и первоначально проживал в центральной России. Там он окончил вначале Духовную Семинарию, а потом - Духовную Академию.
С февраля 1914 года отец Василий преподавал в Минской Духовной Семинарии предметы обличительного богословия и истории раскола.

После закрытия семинарии, с 1920 года, отец Василий перешел служить в Свято-Покровскую церковь села Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927 году стал настоятелем Свято-Воскресенского собора г. Борисова.
В Борисове отец Василий прослужил всего лишь несколько месяцев и был арестован 2 июня 1927 года.

Незадолго до ареста за ним установила слежку агентура ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в "Обвинительное заключение". В частности, в этом "Обвинительном заключении" было означено:
"...приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, причем советовал мужчинам в это дело не вмешиваться... Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война... 2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью... В частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь... Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждает, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью, и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти, принимая все это во внимание полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом..."
Виновным себя в предъявленных ему обвинениях, отец Василий не признал, заявив, что "все эти обвинения ни на чем не основаны".

Без суда и следствия 26 августа 1927 года его приговорили к заключению в Соловецкий концлагерь особого назначения сроком на три года. При неясных обстоятельствах Василий Измайлов умер (а может быть, был расстрелян) на Соловках 22 февраля 1930 года, войдя в сонм новомучеников и исповедников, за веру Православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь.
В 1937 году верующих по команде властей изгнали из храма, кресты с куполов спилили, а внутреннее убранство разграбили. Собор был превращен в зернохранилище, а колокольня переоборудована в парашютную вышку.
Но война вернула все на круги своя. Фашистские оккупанты, стремясь привлечь славянское население на свою сторону, возвратили собор пастве. Его отремонтировали (восстанавливать кресты на куполах заставили специалистов-евреев), и там начались богослужения.

В октябре 1941 года епархия назначила туда настоятеля. Это был выпускник Жировичской духовной семинарии 37-летний отец Иоанн (в миру - Иван Матвеевич Строк). В тяжелые годы оккупации он как мог помогал больным и неимущим, старался облегчить участь советских военнопленных, приютил и спас еврейского мальчика, предотвратил угон на принудительные работы в Германию около 300 борисовчан.
Тем не менее, сразу после освобождения города отец Иоанн был арестован советскими органами, и как пособник врага отправлен в сталинские застенки (реабилитирован только в 1956 г.).

Однако собор больше не закрывали, хотя в период правления Хрущева был запрещен колокольный звон, который, согласно инспирированной в местной газете статейке, якобы мешал покою горожан (перестройка отменила этот запрет).
Нынче собор продолжает жить в обычном ритме, являясь, кроме прочего, и архитектурным памятником.
Современники находят в нем характерные для второй половины ХIХ столетия черты эклектизма.

(ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДАННЫЕ БОРИСОВСКОГО ИНТЕРНЕТ-САЙТА).

Из истории установления праздника

Воскресение Христово - величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.
Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена величайшей радости и ликования. В этот и последующий дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.

Собственно пасхальное богослужение начинается около половины двенадцатого ночи с совершения перед плащаницей, располагающейся посреди храма, полунощницы с чтением особого канона. После совершения полунощницы плащаница заносится священнослужителями в алтарь и полагается на престол.

Торжественная пасхальная утреня начинается в полночь с совершения крестного хода вокруг храма. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, сопровождаемое молящимися с зажженными свечами в руках, под звон колоколов выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в его притворе перед закрытыми дверями, как бы перед входом ко Гробу Господню.
При торжественном пении: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» двери открываются; священнослужители и молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За пасхальной утреней следует Божественная литургия, в конце которой происходит освящение артоса. Артосом (по-гречески - «хлеб») называют особый круглый хлеб, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово. На протяжении всей недели после Пасхи этот хлеб находится в храме перед алтарем, а в субботу после богослужения разрезается на части и раздается верующим. Обычай этот ведет свою историю со времени Воскресения Христова.

По окончании богослужения верующие за домашним столом разговляются (то есть прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога).
В ветхозаветные времена празднование Пасхи было установлено в память исхода богоизбранного народа из Египта. Само слово Пасха (от древнееврейского «песах» - «проходить мимо») напоминает о том, что ангел, поражавший смертью всех первенцев египетских семей, проходил мимо домов иудейских. Новозаветная Пасха есть Сам Христос, страдавший за нас на Кресте и воскресший; поэтому для христиан Пасха - прехождение от земли к небу, от смерти к вечной блаженной жизни. Праздник Воскресения Христова - древнейший из всех христианских праздников: он установился с самого времени Воскресения Господа Иисуса Христа, его торжествовали ученики Спасителя, святые апостолы.

В то же время в первые века бытия Церкви существовали две традиции празднования Пасхи. Церкви Малой Азии (то есть находившиеся на территории современной Турции) праздновали ее вместе с иудеями, то есть в четырнадцатый день месяца нисан. Однако остальные церковные общины, в том числе и римские христиане, торжествовали Пасху в первый воскресный день после весеннего равнодействия и полнолуния, после пасхи иудейской. Первый Вселенский Собор Церкви, состоявшийся в 325 году, прекратил имевшиеся разногласия и определил более правильной последнюю традицию, которой мы следуем и поныне. Весьма древнее происхождение имеет и обычай освящения начатков пищи на пасхальном богослужении.

На площади им. 900-летия Борисова возвышается величественный памятник церковной архитектуры XIX века — Свято-Воскресенский кафедральный собор. Он придает особый колорит и своеобразию всему комплексу окружающих его зданий, а сама площадь является любимым местом борисовчан. В нынешнем году исполняется 140 лет с того времени как был заложен первый камень в основание храма. Собору с тех пор пришлось многое пережить — революции, изъятие большевиками церковных ценностей, войны, воздействие природных явлений, бездушное отношение к нему атеистических властей в послевоенные годы. Сейчас в нем ведутся ремонтно-реставрационные работы, а службы проводятся в крестильном храме. Но даже и спустя много лет после возведения он поражает своей красотой и величием. Фасады собора привлекают богатым оформлением, многообразными декоративными элементами, подчеркнутыми белым окрасом, профилированными карнизами, живописной объемной композицией.



В г. Борисове в Белоруссии в старой его части, на бывшей рыночной площади, находится восхитительный памятник церковной архитектуры XIX века - Свято-Воскресенский кафедральный собор. Автор проекта петербургский инженер М.П. Меркулов.

Строительство грандиозного проекта с чертами эклектизма велось в период с 5 сен. 1871 г. по 15 окт. 1874 г. В 1907 г. рядом была построена кирпичная звонница, повторяющая черты храма - вместе они создают единый ансамбль. В 1930 г. собор был закрыт, кресты с куполов спилены. Разграбленный храм превратили в зернохранилище. Открытие отремонтированного храма произошло во время фашистской оккупации, за что позднее, после освобождения города, пострадал настоятель храма, получив 5 лет лагерей. Повторно звонница была освящена в 1997 г., во времена Хрущева она была закрыта. В 2002 г. собор стал кафедральным, а в 2014 г. вошел в созданную самостоятельную Борисовскую епархию.

Красивейший храм кубовидного объема с девятипольем, в завершении имеет три апсиды и с трех сторон притворы, украшенные каскадом головок-луковиц, которые являются важнейшими элементами. Большой световой барабан с величественной главой и двумя рядами кокошников по низу завершает сложное строение. Богатый декор и цветовое контрастное решение фасадов, красные стены из кирпича и белый декор, встречающийся на оконных наличниках, карнизах и т.д., создают величие и нарядность одновременно. В Воскресенском Соборе хранятся древнейшие иконы с частицами мощей: Иоанна Кормянского, прп. Манефы Гомельской, свт. Спиридона Тримифунтского - чудотворца (с острова Корфу из Греции).

Реставрационные работы проводились с 2005 г.

http://www.guidebook.by/architecture/



Уездный город Борисов расположен большею частью на левом берегу судоходной реки Березины, в 73 верстах расстояния от губернского города, с которым имеет сообщение по Московско-Брестской железной дороге. Нынешний Борисов сохранил место и название Борисова древнейшего, основанного, по сказанию летописи, в 1102 г. Минским удельным князем Борисом Всеволодовичем.

В окрестностях города историческую достопримечательность представляют находящиеся вблизи, на правом берегу Березины, окопы по местному названию «батареи». Они относятся к эпохе Отечественной войны и действительно - остатки сооруженных в 1812 г. французским отрядом под командою генерала Домбровского батарей, геройски взятых генералом Чичаговым.

Относительно православных храмов можно с полною вероятностью предположить, что при основании города была построена и первая церковь. В более позднее время в Борисове существовал неизвестно когда основанный православный монастырь, упраздненный в 1758 г. по случаю перехода в унию игумена того монастыря Игнатия Шашковича.

Кроме того, как хорошо помнят старожилы, в городе было прежде пять приходских церквей: Николаевская, в местности нынешнего римско-католического костела, Воскресенская, сожженная французами в 1812 г., Троицкая, от которой, как и от первых двух, и теперь заметны фундаменты, Георгиевская и Андреевская, существующая по настоящее время как кладбищенская.

В Борисове, кроме православных храмов, есть римско-католический костел, еврейская синагога и 11 молитвенных еврейских же домов. Значительное число последних объясняется преобладанием в городе еврейского населения.

Настоящая соборная Воскресенская церковь построена в 1871 г. на месте сгоревшей в 1865 г. прежней соборной Воскресенской церкви. Деньги для построения настоящей церкви в количестве 48 800 руб. отпущены правительством. Зданием церковь каменная, сложенная из кирпича, по внешности представляет прекрасной архитектуры вид равностороннего креста, с одним открытым куполом на середине и восемью меньшими, глухими куполами на боковых уступах. В одном из боковых куполов, фронтонном, помещается колокольня, но помещение не вполне удобное и глухое, вследствие незначительности отверстий.

Окна в самом здании расположены в два яруса и нижние снабжены железными решетками; входных дверей три, крыша сделана из листового железа, стены остаются без штукатурки и имеют естественный вид кирпичной кладки, которая для сего произведена самым тщательным образом. В настоящее время церковное здание находится в очень крепком состоянии, но по причине затейливости в архитектуре и частых заломов в крыше в будущем будет нуждаться в значительных затратах на поддержание, что при незначительности церковного дохода будет обременительно для церкви.

Внутренняя площадь вместительности заключает в себе около 90 кв. саж., устроена со сводами на круглых арках, которые поддерживаются четырьмя массивными столбами; пол деревянный, стены выбелены. В церкви устроено 10 печей, но за недостатком средств на наем прислуги и покупку дров оная не отапливается аккуратно. Предалтарная солея возвышена на три ступени, на ней устроены и клиросы.

Иконостасов в соборе три: один главный и два придельных. Все они устроены из дубового дерева без покраски, с золоченными колонами, карнизами, рамами и резьбою. Главный состоит из 24 икон, расположенных в четыре яруса, a придельные - из 10 икон каждый, расположенных в один ряд; все иконы новой хорошей живописи.

Главный престол освящен во имя Воскресения Христова, a придельные: северный во имя св. равноапостольного князя Владимира, а южный во имя св. благоверного князя Александра Невского. Между иконами, размещенными в других местах храма, обращает на себя внимание местно-чтимая икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, писанная на дереве, весьма древней живописи, покрытая серебряною ризою. Икона сия осталась от прежних борисовских церквей и никакого особенного сказания о ней не существует.

Утварные вещи имеются в достаточном количестве, есть между ними и довольно ценные, пожертвованные как частными благотворителями, так и приобретенные на средства прихожан и церкви. Так на главном престоле серебряная, вызолоченная дарохранительница имеет вычеканенную надпись, из которой видно, что оная составляет «дар 12 апреля 1865 года в соборный храм борисовский его Императорского Величества Наследника Цесаревича Александра Александровича на вечное поминовение за упокой души в Бозе почившего Цесаревича Николая Александровича». Есть серебряный потир с полным к нему прибором, пожертвованный вдовою прежнего соборного протоиерея Лисевича. Большое паникадило стоимостью в 200 руб. приобретено на пожертвования прихожан.

Из древних вещей замечательны: восьмиконечный, неизвестной пробы серебра крест, подаренный, как видно из надписи на нем, «в благочестивую церковь Воскресения Христова в месте Борисове в 1640 году» неким Лочвиным; Евангелий, употребляемых при богослужении, имеется три, все в лист, в сплошных апликовых окладах. Состояние ризницы можно признать удовлетворительным. Всех священнических облачений имеется 17, из них одна риза золотой парчи пожертвована в сию церковь московским Неокесарийским собором и две серебряной парчи со стихарем и полным к ним прибором.

Церковный архив содержится в сохранности и порядке, в нем хранятся метрические записи и исповедные списки прихожан с 1812 г. Кроме сего, в нем хранится много древних подлинных рукописей, но какие это рукописи - за неразборчивостью письма не разобрано; есть между ними документы на церковные земли и плацы.

В колокольне имеются три колокола: в 16, 8 и 2 пудов. Погост церковный обнесен простою деревянною оградою. К церкви принадлежат две кладбищенские: Андреевская, бывшая приходская в самом Борисове, и другая в деревне Большом Стахове, кладбищ же в приходе пять.

В состав прихода входит г. Борисов и 6 селений, самый отдаленный пункт в приходе находится в 12 верстах. Прихожан числится: мужского пола 1600 душ, а женского пола 1528 душ; за исключением городских граждан и мещан, все остальные прихожане крестьянского сословия и занимаются исключительно хлебопашеством. Степень религиозности прихожан можно признать удовлетворительною. В самом Борисове ежегодно бывают особые крестные ходы из собора в Андреевскую церковь в 10 неделю после Пасхи и в день воссоединения униатов, а также 24 и 29 июня к крестам при окраинах города.

Состав причта: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Церковного дохода в течение года поступает до 200 руб. Причт, кроме штатного жалованья, получает ежегодно из казны за отошедшее имение 171 руб. 56 коп. и плацевого дохода от 11 плацев 17 руб. 15 коп., а также пользуется церковного землею. Всей земли церковной числится: пахотной 46 десятин, сенокосной 5 десятин и огородной тоже 5 десятин. Особого плана и межевой книги на землю нет, а таковой имеется в общем плане городской земли, хранящемся в городской думе.

При соборе есть строения: дом, амбар, два скотских сарая, конюшня, гумно и два хлебных сарая - все эти строения находятся в пользовании протоиерея и крайне ветхи. Остальные члены причта не имеют никакого помещения и живут в наемных домах.

При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище с женскою сменою при оном, имеется уездное двухклассное училище и женский одноклассный пансион. Богадельни в приходе нет.

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть II, Борисовский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г.