Секреты гетер. Секреты красоты греческих гетер

Известные во всем мире, прелестные и вечно юные "жрицы любви" - они были готовы на любые жертвы, чтобы сохранить свою красоту вечно. Некоторые из средств, которыми они пользовались, сегодня несовместимы с требованиями современной косметики, но кто сказал, что современная женщина не готова на "безумства" во имя красоты?

Аспазия - величайшая гетера Афин

По утрам ее лицо выглядело странно, напоминая старую потрескавшуюся театральную маску, ведь знаменитая гетера перед сном накладывала на лицо специальную маску, приготовленную по собственному рецепту красоты. Аспазия в совершенстве владела не только риторикой и философией, но и искусством красоты. Ее "Трактат о сохранении красоты" раскрывает богатый опыт женщины, знающей все о том, что полезно для омолаживания.

Аспазия спала допоздна. А затем рабыни вели ее к огромному сосуду в форме чаши. Они мыли гетеру, тщательно вытирали и губкой наносили на кожу благовонные масла. Аспазия, сидя на мраморном стуле, внимательно рассматривала свое отражение в зеркале. На нее смотрела 40-летняя женщина, все еще красивая, несмотря на двойной подбородок и слегка выступающие жилы на шее. Бурная жизнь и ночные бдения не могли не оставить следов на лице. Затем специально обученная рабыня накручивала еще влажные волосы, придавая им форму локонов с помощью золотых игл. Косметичка тончайшей иголкой наносила на морщины рыбий клейстер, покрывала лицо слоем свинцовых белил, а на щеки накладывала румяна. Губы и грудь раскрашивались кармином...

Куртизанки обязаны были красить волосы в желтый цвет. Но Аспазия не любила использовать сок шафрана. Она предпочитала носить парик. Рабыни внимательно закрепляли на ее голове парик соломенного цвета. Аспазия величественно поднималась со стула и облачалась в тунику, украшенную по азиатской моде. Не забывала она и о свежих цветах. В такой момент она была женщиной без возраста или, точнее, в возрасте любви. Приближался час, когда приходил с поздравлениями ее любовник Перикл...

Последний туалет царицы Клеопатры

Клеопатра - утонченный продукт загнивающей династии, существовавшей благодаря Риму. Последняя представительница Птолемеев говорила мелодичным голосом, владела многими языками и искусством быть красивой, унаследовав его от своих греческих предков. Туалет был ритуалом, а Египет в изобилии предлагал продукты для омолаживания тела и лица. Бороться с морщинами помогали алебастровая пудра или соль в смеси с медом. Для укрепления волос использовали касторовое масло. Бальзам "для превращения старика в юношу" изготавливался трудно, но действительно уничтожал следы прожитых лет.

Клеопатра владела всеми этими тайнами, древнейшими тайнами мира, и открывала другие. К сожалению, написанный царицей "Трактат о красоте" утерян.

Одеваясь в последний раз, царица остановилась на комбинации синего, зеленого и золотистого цветов, что должно было придать оттенок святости ее мифической красоте. Она выкупалась в ослином молоке, смягченном медом. Верные рабыни Шармион и Ирас втерли в кожу бальзам, в состав которого входил экстракт из семян тикового дерева и акации. Внимательно разглаживали едва заметные морщины - Клеопатре исполнилось 40 лет - и покрывали их кашицей из свежих персиков. Наконец, все тело, согласно обычаю фараонов, умастили благовониями. На туалетном столике стояли флакон с духами в форме ястреба с митрой, ложечка для нанесения грима - обнаженная плывущая девушка, подталкивающая утку. Царица держала в руке серебряный диск - зеркало, чтобы наблюдать за действиями рабынь. В Египте при гримировании особое внимание уделялось глазам. Черная или зеленая черта не только удлиняла их, но и защищала от болезней, придавала особую выразительность. Цвет кожи подчеркивался бледно-розовыми румянами.

Последний туалет царицы Клеопатры был завершен. Она надела прозрачное платье, собранное в складки под левой грудью, при этом правая грудь осталась обнаженной. Легла на низкое ложе, протянув руку в том направлении, откуда приближался враг. Выбор яда не имел значения. Важным был лишь жест, "достойной" царицы.

Ослиное молоко для Поппеи

Нерон действительно был влюблен в Поппею. Чтобы жениться на ней, он убил ее мать Агриппину и свою супругу Октавию. Поппея, которая была старше мужа, по словам Тацита, обладала "всем, кроме честности". Русые волосы с медным оттенком, гладкая матовая кожа, белая, как батист. Поппея имела собственную маску для сохранения красоты, в состав которой входила рожь, сваренная в оливковом масле. Она дала ей свое имя, но злые языки предпочитали называть ее "маской для супруга".

Очень важной была для Поппеи церемония купания. Она ложилась в мраморную ванну, наполненную молоком ослиц. Стадо из 500 Ослиц сопровождало Поппею во всех ее поездках. В маленьких алебастровых вазах имелось все, необходимое для питания и отбеливания кожи. Особенно эффективной была паста из навоза вола, подсолнечного масла и растительного клея. Рабыня втирала грим слюной. Другая рабыня пинцетом осторожно наносила черные тени на веки госпожи. А на брови накладывалась сложная смесь из... мертвых муравьев. Согласно тогдашней моде, брови почти соединялись в одну линию. Парикмахерша умело причесывала волосы Поппеи. И в конце на лицо накладывались маленькие пластыри из кожи в форме полумесяца - прародители знаменитых мушек...

Мадам де Помпадур "делает" свое лицо

Болезненно бледная Помпадур употребляла очень много румян. Вечером она очищала лицо смесью сахара с белком яйца, что придавало коже белизну и особый блеск. На щеки накладывались телячьи отбивные или бальзам из пчелиного воска, огуречного сока и спермацета. По утрам на "омоложенное" таким образом лицо накладывался грим, обеспечивающий необходимый эффект на несколько часов. Мадам Помпадур раскрашивала в синий цвет вены на шее, чтобы подчеркнуть белизну и нежность кожи. Ни один туалет не обходился без мушек.

О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?




В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.




Можно ли гетер назвать проститутками? Дело в том, что гетеры стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем проститутки из публичных домов, и пользовались уважением в обществе. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили.


Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.


Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.




Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.


Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со ш..хой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».


Их можно называть как угодно, но нельзя отрицать роль, которую сыграли гетеры в античной истории и культуре. Большую или меньшую, чем , – решать вам.

Учимся древнейшему из искусств у родоначальниц мастерства. Их опыт не утратил актуальности.

Греция
Первыми женщинами, поставившими на профессиональную основу искусство соблазнения мужчин можно считать греческих гетер(VII-IV вв. до н. э). Эти свободные образованные женщины жили за счет своего умения обольщать мужчин.(Слово« гетера» от греческого hetaira — подруга, любовница.) Эти женщины действительно были подругами знаменитых философов, поэтов, полководцев, политиков и, конечно, богачей. Успешность гетеры определялась количеством достойных мужчин, пришедших вечером провести« романтический вечер дома » — в ее салоне. И чем больше знаменитых, благородных и состоятельных любовников было у гетеры, тем более желанной она выглядела в глазах остальных. Заслуги любовников гетеры создавали ее профессиональную репутацию.

Для достижения своей цели гетеры пользовались не одной только чувственностью. В искусстве провести романтический вечер дома им не было равных, а все потому, что они придавали большое значение как утонченной роскоши окружающей их обстановки, так и гибкости своего ума, и это составляло резкий контраст с простотой и невежеством обычных греческих жен. Они изучали музыку, поэзию, философию, ораторское искусство, мистические ритуалы, поэтому легко могли поддерживать высокоинтеллектуальные беседы с самыми умными и влиятельными людьми того времени. На прогулке они обычно появлялись на роскошных колесницах, закутанные в дорогие восточные ткани и сверкая драгоценными камнями: «Женская красота удесятеряется в прекрасном окружении».

Аспазия, величайшая гетера Афин, написала« Трактат о сохранении красоты». По объему труда видно, как много усилий она прикладывала для сохранения молодости и привлекательности. На ночь она наносила на лицо смесь собственного изобретения, и утром на ее лице появлялось… что-то вроде потрескавшейся театральной маски. Рабыни вели ее к огромному сосуду в виде чаши, отмывали и наносили на ее кожу благовонные масла. Затем одна девушка подкручивала волосы гетеры с помощью золотых игл, а другая тончайшей иголкой наносила на морщинки рыбий клейстер, чтобы заполнить их, после чего совсем не юное лицо становилось абсолютно гладким. После кожу покрывали слоем свинцовых белил, на щеки накладывали румяна, губы и грудь раскрашивались кармином. Туника Аспазии и ее прическа украшались живыми цветами, после чего она становилась неотразимой. То, что мужчина в первую очередь любит глазами, знали даже древние гречанки.

Рим
Древнеримский поэт Овидий(I в. до н.э.) в книге« Наука любви» во всех подробностях описывает правила поведения для девушки, желающей покорить желанного мужчину и найти новых поклонников. Для начала поэт напоминает, что всех нас ожидает старость: не стоит тратить впустую, без любви, ни одного дня. «Ты, что нынче строга к влюбленным поклонникам, вспомни: горько старухою стыть на одиноком одре!» — пишет он, чтобы избавить своих читательниц от ложной скромности. Овидий напоминает, что начало искусству обольщения дает уход за собой, «без него красота погибает, даже если лицом схожа с Венерой самой». Следи за прической, советует он; правильно подбирай ткань для наряда: белой коже — черная ткань, темной коже — белая. «Я уж хотел продолжать, чтобы потом не пахли подмышки и чтобы грубый не рос волос на крепких ногах, — шутливо продолжает поэт, — но такие основы знает каждая девушка». Чего точно не стоит делать, так это носить на себе все свое богатство: золото, украшения, дорогие ткани. Роскошь не привлечет мужчин, а спугнет их. Мужчина не должен знать, почему так прекрасно твое лицо и тело.

Скрывай изъяны внешности. Если слишком худа — надевай одежду потолще и посвободнее, если бледна — украшай себя красными тканями, если маленькая грудь — перетяни талию, и она покажется больше. Не помогай жестами речи, если у тебя кривой ноготь или толстые пальцы, а та, у которой некрасивые зубы, не должна часто улыбаться. Искусство смеяться, кстати, — одно из важнейших искусств соблазнительницы: «Не сотрясай без конца утробу натужливым смехом — должен звучать легкомысленно смех». Совершенствуй речь. Некоторым девушкам было бы неплохо научиться красиво ходить. Не хотелось бы, чтобы о тебе кто-нибудь сказал так: «Вот другая бредет, как румяная умбрская баба, и отмеряет шаги, ноги расставив дугой»(Ничего не напоминает? — «И вот чешет на работу, как будто сваи заколачивает!»). Овидий советует иногда ловко открыть напоказ руку, если у тебя красивая кожа(«Каждый к такому плечу рад поцелуем припасть»).

Много, много средств соблазна перечисляет римский поэт: «Славная пение вещь: учитесь пению, девы! Голосом часто берет та, что лицом не берет». Надо и на лире уметь играть, и на других инструментах — это придает девушке очарования. Знать стихи разных жанров — и смешные, и ироничные, и сладострастные. Говорить и писать изящно, но без сложных и вычурных фраз. Очень важно умение танцевать — «так хороша быстрота и поворотливость тел!» Азартные игры тоже помогут умной красавице найти новых поклонников, если она и в пылу игры умеет владеть собой. Для прогулок Овидий предлагает места, где красивая девушка может показать себя. «Кто неприметен — безвестен; а разве безвестное любят?» Не забывай ничего, что могло бы сделать тебя привлекательной.

И вот азы науки любви пройдены, поклонник пишет тебе письмо. Как правильно вести себя? Сначала помедли: от промедления любовь станет острее. Помни: все, что легко дается, недолго остается милым. Первое время пусть любовник наслаждается мыслью, что он — твой единственный мужчина. Но только его любовь начнет слегка ослабевать, дай понять, что у него есть соперник. А еще не особенно доверяй подругам и красивым рабыням: каждая хочет перехватить твою добычу.
И последнее. Встречаясь с мужчиной днем, закрывай ставни: женское тело красивее на неполном свету.

Ксения Ратушная

1. Гетеры много и упорно развивали себя по многим направлениям, поэтому знали себе истинную цену и никому не позволяли себя унижать

(Не путать с необоснованно завышенным самомнением и гордыней, что является грехом и строго наказывается). Гордая, уважающая себя женщина всегда будет восхищать мужчину.

2. Гетеры не сомневались в своей привлекательности, они твердо знали, что каждая по-своему красива, каждая имеет свой шарм, свою изюминку. Как ты сам себя представляешь, так тебя и будут воспринимать окружающие. (Клеопатра была далеко не красавица, а мужчины за ее любовь готовы были заплатить жизнью).

3.Гетеры всегда были ухожены и опрятны, их нельзя было застать врасплох. Гетеру невозможно представить в стоптанных тапочках, застиранном халате и с бигуди на голове. Такая женщина вряд ли сможет вдохновить мужчину.

4. Гетеры были всегда жизнерадостны, веселы, непринужденны. Их настроение было ровным и спокойным. Они всегда могли успокоить мужчину, расслабить его, вселить в него оптимизм. Их озаренная внутренним счастьем и покоем улыбка сводила мужчин с ума.

5. Гетеры никогда не гордились своей образованностью. В разговоре с мужчиной они умели слушать, лишь поддерживая беседу в нужном направлении. Для мужчины важно иметь слушателя.

6.Гетеры говорили негромким певучим голосом, при разговоре они всегда отмечали достоинства мужчины и возвышали его. Они никогда не хвалились своими достоинствами. Гетеры никогда ни с кем не спорили. Именно поэтому они слыли прекрасными собеседницами.

7. Гетеры умели соблюдать дистанцию, были в меру недоступны и четко знали, когда надо было быть мягкой и уступчивой. Они никогда не забывали тот факт, что мужчина по натуре своей всегда должен чего-то достигать, кого-то побеждать. То, что легко дается, мужчины не ценят.

8. Гетеры развивали свою сексуальность, но не были вульгарными. Легкий намек, недосказанность в этом вопросе возбуждает больше, чем яркая и неприкрытая сексуальная агрессия.

9. Гетеры никогда не раскрывали мужчинам все свои знания и умения, они дозировано удивляли ими мужчин, поддерживая их интерес к себе. Они старались быть непредсказуемыми. Женщина должна иметь свои тайны. Даже очень интересная прочитанная книга перестает интересовать и ставится на полку.

10. Гетеры никогда не привязывались к мужчинам, они были верными надежными подругами до тех пор, пока от союза были оба счастливы. Это очень «заводит» мужчин и держит их в тонусе.

6 августа 2011, 11:28

Прежде всего следует разобраться, кто такие гетеры. Сейчас их часто приравнивают к проституткам, но это не совсем так, а иногда и совсем не так. Гетеры по своему функционалу всегда были ближе к гейшам. Они вовсе не обязаны были дарить мужчинам сексуальное наслаждение (а могли и подарить. но "покровителей" выбирали сами). Их главная задача была развлечь мужчин интеллектуально. Это вам не нынешние девочки, кадрящие олигархов ради замужества с баблом. Там был совсем другой уровень и другой подход. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками, те тоже существовали в Греции и назывались «порнайи». Социальный статус гетер был достаточно высок. "Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством" - это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени. Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставил гетер как вульгарных блудниц, однако гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания. Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.
Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна – эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл (он впоследствии женился на Аспазии). Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины. По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары. Потом заболел и умер сам правитель… Аспазия недолго была вдовой, вскоре после смерти мужа повторно выйдя замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом. Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом. У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии. Бюст Аспазии Гетера и танцовщица Фрина (IV век до н.э.) была родом из греческого города Феспия. Настоящее её имя – Мнесарет («помнящая о добродетелях»). Имя же Фрина означает в переводе с греческого «жаба». Но этим именем девушка была награждена вовсе не за какие-то провинности. Как утверждают историки, в Древней Элладе так называли женщин с оливковым – более светлым, по сравнению с привычным для смуглых греков, – оттенком кожи. Дочь состоятельного врача Эпикла, девушка получила хорошее образование. Но основным её достоинством была необыкновенная красота. Фрина изумляла совершенством своего лица, и особенно фигуры, не только окружающих, но и собственных родителей. Рано осознав себе цену, умная и честолюбивая красавица поняла, что благодаря внешности она сможет многого добиться. Её совершенно не привлекал удел обычной провинциальной домохозяйки, к чему сводилась судьба многих гречанок. Раннее замужество, куча детей, тяжёлая бесконечная домашняя работа пугали её и были ей отвратительны. И, чтобы избежать серой участи своих соотечественниц, девушка отправилась в Афины, дабы приблизиться к столичной светской жизни и, в конечном счете, осуществить свою давнюю затаённую мечту – стать гетерой, ведь этим вольным светским львицам разрешалось многое из того, что для остальных женщин Эллады было под запретом. В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной. Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц). Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал. Свободная и насыщенная жизнь гетер влекла и манила. Эти женщины могли появляться на всех важных собраниях, даже на политических. Они могли, не стесняясь, демонстрировать свою исключительную красоту и подчёркивать её откровенными нарядами, могли позволить себе свободное обращение с мужчинами, даже и с незнакомыми, – разговаривать с ними, спорить, кокетничать. В их арсенале были и косметика, и духи, и парики, и шиньоны. Они могли украшать себя, как только им вздумается, что было неприемлемо для благородных замужних дам. И Фрина не прогадала. В Афинах её прелести были оценены по достоинству: её поклонниками стали многие высокопоставленные и знаменитые мужи – как от политики, так и от искусства. В том числе Апеллес и Пракситель, оставившие нам в своих нетленных шедеврах-произведениях образ прекрасной куртизанки-гетеры. Великий скульптор Пракситель, прославившийся ещё при жизни своим талантом, влюбился в неё с первого взгляда и робко просил её позировать ему для знаменитой впоследствии статуи – Афродиты Книдской. Апеллеса же, знаменитого художника, гетера вдохновила на изображение «Афродиты, выходящей из моря» (Афродиты Анадиомены) По мере того, как росла слава прекрасной гетеры, росли и размеры её вознаграждений, и, соответственно, аппетиты самой красавицы. Ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние, и Фрина, ставшая уже настолько богатой и свободной, что вполне могла бы оставить свое ремесло, стала назначать цену своим клиентам только в зависимости от того, как она сама лично к ним относилась. Если поклонник ей не нравился, то не могло быть речи ни о каких отношениях. Историки донесли до наших времён свидетельства того, что, будучи совершенно не расположенной к царю Лидии, она назвала ему абсурдную и баснословную сумму за свою любовь, надеясь, что это охладит его пыл. Но одержимый страстью влюблённый правитель, тем не менее, согласился и заплатил Фрине эту невообразимую сумму, что потом немалым образом отразилось на бюджете страны, для восстановления которого ему пришлось поднять налоги. Противоположный пример, так же известный историкам, рассказывает, что, восхищаясь умом философа Диогена, Фрина снизошла к нему без всякой платы. Став «самой желанной женщиной Эллады», тщеславная гетера хотела как можно дольше сохранять за собой право так называться. И потому она продолжала вести бурную светскую жизнь, полную остроты и любовных приключений, не отвергая своих ставших уже постоянными высокопоставленных любовников. К 25-ти годам у Фрины было уже изрядное состояние. Она обзавелась собственным домом, рабами и всем необходимым убранством с обстановкой, демонстрирующими её высокий статус. В богатом доме, полном роскоши, украшенном галереей из колонн, скульптурами и картинами, с садом и бассейном, знаменитая и обожаемая гетера Афин устраивала пиры, на которые приглашались исключительно только знаменитые и влиятельные личности. «Афродита Книдская» (копия) Несмотря на постоянное участие в пирах, на текущие потихоньку года, Фрина оставалась всегда неизменно свежей и молодой и выглядела идеально. Известно, что она была небезразлична к рецептам омолаживающих мазей и притираний, и у неё был специально обученный секретарь, который находил и записывал секреты чудодейственных и эффективных средств, выведанных разными путями то ли самой гетерой, то ли секретарём. Прежде чем применять средства на себе, Фрина опробовала их на своих рабынях. Она также придумала собственный крем от морщин и, как гласит предание, до самого почтенного возраста отличалась гладкостью кожи и долго сохраняла привлекательность и стройность. Конечно, жизнь такой женщины не могла обойтись без драматических событий. В гетеру влюбился оратор Евфий. За её любовь он был готов выложить все свое состояние. Чтобы помолодеть и понравиться возлюбленной, он даже сбрил бороду и домогался благосклонности изо всех сил. Но неблагодарная куртизанка высмеяла его. И тогда Евфий подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в безбожии, что было серьёзным обвинением по тем временам и влекло к изгнанию или к смертной казни. Причиной всему стала статуя Афродиты Книдской – та, которую скульптор Пракситель изваял некогда по подобию тогда только начинавшей малоизвестной гетеры-чужестранки. Это изваяние впоследствии завоевало славу самой знаменитой статуи богини любви и, установленное в святилище города Книда, привлекало к себе толпы паломников. Тысячи паломников, молитвенно простирая руки к статуе богини, восклицали: «О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!» За это-то и обвинил гетеру в безбожии и кощунстве оратор Евфий, отвергнутый ею. Якобы, позволяя поклоняться себе, как богине, куртизанка тем самым оскорбляла величие богов, а также постоянно развращала самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества». На суде Фрину защищал оратор Гиперид, давно добивавшийся ее благосклонности. За это она пообещала ему стать его любовницей. Но, несмотря на всё красноречие адвоката и показания свидетелей, судьи были настроены крайне сурово, и дело принимало всё худший оборот. Тогда Гиперид произнёс свои знаменитые слова: – Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой! – и резким движением сдернул с плеч стоявшей перед судом Фрины покрывала, обнажив подсудимую. 200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность «Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», – писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом. Пракситель пережил Фрину. После смерти своей музы он чистым золотом заплатил ей за минуты вдохновения и блаженства, отлив ее золотую статую и поставив её в храме Дианы Эфесской. В постскриптуме хочется особо отметить, что Фрина была наиболее стыдливой из гетер. В отличие от своих товарок, она не носила прозрачные одежды, а всегда была закутана в хитон из плотной ткани, закрывая даже руки до кисти и волосы. Самая известная гетера, пожалуй, Таис Афинская , чьим покровителем был сам Александр Македонский (вот и верь после этого слухам о его гомосексуализме!). Кстати, она одевалась противоположно Фрине - не только не прятала своё тело, но гордо выставляла его напоказ, дерзко проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам». Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро… Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным – как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины. Таис Афинская. Художник Артур Брагинский Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец. – И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий. После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его. Впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы. Элефантида - греческая гетера, предположительно жившая в Александрии в III в. до н. э. Она была известна как автор эротических руководств самого откровенного содержания, которые во времена Римской империи уже слыли библиографической редкостью. По сообщению Светония, у Тиберия на Капри имелось полное собрание её сочинений. Упоминается в Приапее и эпиграммах Марциала. До наших дней не сохранилось, а жаль. Говорят, что одна из византийских императриц - Феодора – в прошлом тоже была гетерой. Эта женщина была достаточно умна, она смогла силой своей женской мудрости остановить врага. Насмешливо бросив болгарскому королю только одну фразу, она предотвратила его нападение на своё государство. – Если одержишь победу, то все скажут, что ты победил женщину, а если ты потерпишь поражение, то все скажут, что тебя победила женщина! – сказала она, дав ему понять, что любой исход сражения станет для него позором. Другие известные гетеры, о которых мало информации: Археанасса - подруга философа Платона Белистиха - гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести Вакхис - верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой Герпилис - любовница философа Аристотеля и мать его сына Гликерия - сожительница комедиографа Менандра Гнатена - замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила Клеонисса - написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии Лагиска - возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) - объект страсти философа Аристиппа Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) - предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты Летала - любовница Ламалиона Леэна (Leaina) - откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя Мания - её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию Мегалострата - муза поэта Алкмана Менатеира - подруга оратора Лисия Мильто - которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью Неэра (Neaira) - против которой выступал в суде Демосфен, его речь - важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции Никарета - основательница знаменитой школы гетер в Коринфе Пигарета - была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой Питиониса - знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне Сапфо - поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала Таргелия - отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии Теодетта - нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести Источники.