Основные концепции возникновения и эволюции государства. Основные исторические концепции происхождения государства
Причины многообразия теорий: - многообразие трактовок государства (это столько теории сущности) - развитие науки (разные политические идеалы, философские, идеологич. воззрения) - разные государства возникают по-разному (факторы соц. экономич., военно-политич., природно-климатич., нравственно-религиозн. и др.), - разная историческая эпоха авторов.
Теологическая теория – («тео» - божество). Одна из ранних теорий, расцвет приходится на эпоху Средневековья. Основатель - Фома Аквинский (томизм) – задачи католицизма, в соврем. условиях ее развили идеологи ислам. религии, католической церкви (Ж. Маритен), нэотомисты (Месснер). Ватикан офиц доктрина.
Государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.
Но эта теория умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
Патриархальная теория - (древнегреческий философ Аристотель-теория среднего класса, русский социолог Н.К. Михайловского и др.). Люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.
Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.
Основные положения теории современной наукой опровергнуты, поскольку установлено, что патриархальная семья появляется в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством, а не до него. Соответственно, государство из патриархальной семьи произойти не могло.
Договорная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Локк, Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.
Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
С одной стороны, она была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания. С другой стороны, очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.
Теория насилия (19 век в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др).
Причина: военно-политические факторы - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
Государство - «естественным» образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Внутреннее насилие – подавление воли меньшинства волей большинства (Дюринг). Внешнее насилие - завоевание (Гумплович). Гос-во боле необходимо слабым, защита от посягательства, при дальнейшем развитии – гос-во инструмент всеобщей гармонии и защиты, офиц. идеология фашист. Германии.
С одной стороны, данные факторы нельзя полностью отвергать, исторический опыт это подтверждает например, возникновение древнегерманского гос-ва, древневенгерского. С другой, степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие – это лишь одна из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим (Афины, Киевская Русь).
Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, Г Тард, 3. Фрейд и др.) Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.
Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в «узде» подобных психических качеств личности и возникает государство.
Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Однако роль психологических свойств личности не выступает в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
Марксистская теория ( Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов). Соц-экономические причины возникновения гос-ва.
Гос-во – результат изменения соц-экономических отношений (совершенствование орудий, рост производительности, появление избыточного продукта, возникновение частной собственности), способа производства, итог возникновения классов (имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых) и обострения борьбы между ними. Выделение публичной власти, защита своих экономических интересов – богатых. Гос-во средство угнетения людей, поддержка господства одного класса над другим. С уничтожением классов, отмирает и гос-во.
Недооценка иных факторов (военных, религиозных, духовных).
Ни одна теория не может объяснить внутренние причины и механизм разрушения родоплеменной организации и зарождения государства, показать движущие силы этого процесса.
Проф. Чиркин – элитарная (олигархическая) теория. Военный, аристократический, плутократический.
1. Типичные и уникальные формы возникновения государства.
2. Города-государства.
3. Другие теории происхождения государства.
1. Вопрос о причинах возникновения государства остается в науке дискуссионным.
Несомненно одно- в процессе длительного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для качественного его преобразования и к переходу на новую ступень развития. Одни ученые считают, что важную роль в таком переходе к новому качественному состоянию сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному половозрастному распределению трудовых функций, существовавшему в первобытной общине. Первым крупным общественным разделением труда было отделение от земледелия скотоводства, вторым - ремесла, третьим - обособление специальной группы людей, занимающихся обменом товаров, - купцов. Общественное разделение труда и связанное с этим совершенствование орудий труда привело к росту его производительности, появлению избыточного продукта и в итоге - к возникновению частной собственности. Появились состоятельные люди и бедные, интересы их были противоположными, и в этих условиях родопле-менная организация власти оказалась неспособной управлять таким обществом. Институты власти первобытного общества были рассчитаны на управление равными людьми, с общими, одинаковыми интересами, а в условиях, когда такого равенства не было, потребовалась иная организация власти, сориентированная на сдерживание противоборства различных групп и слоев общества. И такой организацией стало государство. По мнению других исследователей, родовая организация общества постепенно, эволюционно трансформировалась в государство, сохраняя историческую преемственность и проходя определенные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных стадий была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия». Здесь еще сохранялись органы родового общинного самоуправления, но постепенно набирали силу новые формы в лице военачальника и его дружины, появились зачатки военно-насильственного принуждения, поскольку родовая традиционная организация самоуправления уже была не в состоянии разрешать возникающие противоречия.
В современной науке доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, или «азиатский способ производства» (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Здесь родоплеменная знать, занимавшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы, а коллективная (общественная) собственность постепенно превратилась в государственную. Частная собственность не играла существенной роли. На этот путь зарождения государства значительное влияние оказали географическое положение, необходимость строительства крупных ирригационных сооружений и эксплуатации их. Восточные государства отличались друг от друга, но имели и много общего. Например, все они были деспотическими монархиями, имели мощный чиновничий аппарат, экономическую основу государства составляла государственная собственность. Но при этом в них не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Классов в общепринятом смысле в обществе восточного типа не было, дифференциация происходила по месту тех или иных групп на иерархической лестнице государственной организации: высшее положение занимал правитель, затем следовали ближайшие к правителю советники и высшее чиновничество, следующую ступень занимало среднее чиновничество и низшую ступень, или основание пирамиды, - свободные общинники, которые не имели собственных средств производства и работали на земле, принадлежащей государству.
Таким образом, государство восточного типа одновременно выступало организатором процесса производства и эксплуатировало общинников, которые, не имея собственных средств производства, были вынуждены работать на государственной земле и на условиях, диктуемых им государством. По другому историческому пути возникло и развивалось государство в Европе, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества. По господствовавшей ранее в отечественной науке концепции первобытнообщинный строй сменило рабовладельческое государство. Так ли было на самом деле?
Исторические исследования показывают, что общинников-земледельцев, которые были основной производительной силой раннеклассового государства, нельзя приравнивать к рабам. Их зависимость не была ни рабской, ни крепостнической. Общинники имели дело лишь с государством, которому принадлежала собственность на землю и иные средства производства, а не с каким-то определенным лицом - рабовладельцем или помещиком. Таким образом, восточный путь был типичным для возникновения государства. В качестве примера возникновения рабовладельческого государства основоположники марксизма ссылались на Афины и Рим. Однако современной наукой установлено, что им предшествовали более древние ахейские классовые структуры, схожие по структуре с государствами азиатского способа производства. Отсюда следует, что рабовладельческое государство, характерное для определенного этапа античной истории, является не универсальной формой, а уникальной и присуще лишь конкретной ситуации Древней Греции и Древнего Рима. Причем это был лишь этап в истории их государственности, которому предшествовал период первичных форм государственности, имевших черты раннеклассовых государств. Типичным же был путь раннеклассового города-государства со сложной социальной структурой и многочисленными общественными функциями.
2. Древнейшие государственные образования, как правило, возникали на социально-экономической основе раннего земледельческого общества. Первые города-государства образовались в 4 - 3 тысячелетиях до н.э. в Месопотамии, Горном Перу и других регионах в разное время и независимо друг от друга. Город-государство представлял собой поселок (селение), в котором проживали свободные общинники-земледельцы. Однако они селились по территориальному принципу, а не по родству. Эти общины уже представляли собой соседскую общину, а не родовую. Город-государство был административно-хозяйственным и религиозным центром самого селения и прилегающей к нему местности. В самом городе постоянно проживали вожди, жрецы, чиновники. Следовательно, город-государство имел три центра: управления городской общиной; административного лидерства (дворец); идеологического лидерства - храм. Город-государство имел четкую социальную дифференциацию по принципу разделения труда, по имущественному признаку, по территориальному расселению: появляются кварталы медников, горшечников, оружейников, портных и других ремесленников. Постепенно выделяется знать, которая присваивает общественные должности и передает их с помощью династического механизма - от родителей детям. Таким образом, типичным средством образования господствующих классов был наследственный механизм передачи должностей, а не путь присвоения прибавочного продукта. Город-государство выполняет по отношению к прилегающим территориям функции государственного управления. Они состоят в следующем:
1) управление общинным земледелием;
2) выполнение общественных ритуалов и обрядов;
3) защита от военных нападений и организация военных походов против других городов-государств;
4) создание и распределение общественных фондов (на случаи стихийных бедствий, военных нападений и т. п.);
5) рассмотрение и разрешение споров;
6) осуществление межгосударственного продуктообмена, а затем и товарообмена;
7) другие функции.
Одной из важных первоначальных функций города-государства была функция информационного обслуживания общества. Она обусловливалась необходимостью учета потребностей каждого жителя в ирригационных сооружениях, вклада в общественные работы, уплаты налогов, иных сборов и т. д. Сначала эту функцию выполняла выделившаяся из общества специальная группа информационных работников - жрецы, писцы и др. Они монополизировали знание, контроль за общественными фондами, контролировали информационные потоки, выполняли судебные и карательные функции, служили целям социальной интеграции. Многочисленные функции города-государства потребовали разветвленного аппарата управления, который на первых порах складывался из социальных структур управления общиной, но затем обособился специальный слой людей, который занимается исключительно управленческими функциями. Постепенно исчезают практика выборности, сменяемости вождей, военачальников, любых управленческих структур. В отличие от социальной организации первобытнообщинного строя раннеклассовое общество приобрело в лице города-государства новое политическое, структурное и территориальное образование. Оно является политическим потому, что первоначально стало выражать и защищать интересы всего общества, интересы различных групп, осуществлять внешние и внутренние акции - военные походы, оборону, взимание дани и др., т.е. заниматься политикой. Со временем государство стало выражать интересы тех групп и слоев, которые стоят у власти, т.е. превратилось в инструмент проведения политики господствующего класса.
Государство как структурная организация означает выделение из общества особого слоя людей, основным занятием которого стали государственное управление, организационная деятельность. Этот слой людей составил аппарат государства, первичную бюрократию, которая выполняет полезные для общества управленческие функции и нуждается для своего содержания в денежных средствах, поступающих от общества в виде налогов, дани, иных средств. Для выполнения своих управленческих функций аппарат наделяется властью, в том числе возможностью применять в необходимых случаях принуждение, чтобы подчинять своей воле другие слои населения. Это, в свою очередь, обусловливает появление в первичных городах-государствах специфических социальных институтов - карательных органов: суда, полиции, тюрем, армии и др. Однако основная функция аппарата управления - выполнение общесоциальных целей и задач, например управление производственной деятельностью, духовной жизнью общества. Государство как территориальное образование отличается от первобытного строя, в котором социальные институты основывались на родстве. Город-государство путем перерастания родовых общин в соседские является переходом к оседлому образу жизни. Оно объединяет население, проживающее на определенной территории, которая становится территорией государства. Какие же выводы вытекают из потестарной (кризисной) теории происхождения государства?
1. Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике; в силу изменения материальных условий жизни общества, необходимости учета вклада каждого общинника в работу, распределения продуктов и других факторов. Следовательно, государство не навязывается обществу извне.
2. Государство образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием общества. Отсюда вытекает, что в принципе общество может существовать без государства, но государство невозможно без общества.
3. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулирует появление классов (формирование особого слоя учетчиков, работников информационных систем, людей, сведущих в обычаях, ритуалах, традициях, передача этих знаний по наследству и др.).
4. Раннеклассовое государство защищало интересы всего общества, всех его слоев. Классовая природа государства определилась лишь со временем, после появления классов и стремления отдельных из них поставить государство на службу интересам данного класса.
5. В возникновении государства большую роль сыграл экологический фактор, который обусловил переход человечества от присваивающей к производящей экономике.
6. Процесс появления раннеклассового государства у различных народов идет непрямолинейно, он знает возвратные (попятные) движения, и этот процесс подвержен не только объективному, но и субъективному воздействию, в том числе случайностям.
3. Выше отмечалось, что кроме потестарной теории, объясняющей причины происхождения государства, существуют и иные концепции.
Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» - бог и «логос» - учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX -X вв. формируется так называемая теория мечей (меч - символ власти), согласно которой для защиты христианства богом были даны церкви два меча - церковный и светский. Церковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она - источник его власти. Однако имелась и другая трактовка этой теории: сторонники независимой светской власти утверждали, что монархи получили свой меч непосредственно от бога. В России сторонником независимой царской власти был Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) - настоятель Волоколамского монастыря. Он считал, что царю власть дана богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена. На Западе наиболее ярким представителем теологической теории являлся Фома Аквинский (1225 - 1274). В сочинении «О правлении властителей» он утверждал, что возникновение и развитие государства аналогично сотворению богом мира. Божественный разум управляет миром, лежит в основе природы, общества, мирового порядка и каждого государства. Правитель является властью, стоящей над государством. «Правитель в государстве, - писал он, - занимает такое же положение, как Бог во Вселенной». Представителями теологической теории были также Жан Маритен, ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной католической, православной и иных церквей. Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов.
Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель. Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен - в более крупные общности, вплоть до государства. Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России - Николаем Михайловским (1842-1904). В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551 - 479 до н.э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье. Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации - болезни, безработицы, инвалидности и т. д. Позитивным в патриархальной теории является то, что ее сторонники, например Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государства, долго не утрачиваемая после перехода общества в государственное состояние. Правитель продолжает и в новом качестве относиться к подданным как к своим детям, а не как к чужим. Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды. Недостаток же патриархальной теории заключается в том, что она не может объяснить такой факт: если государство - это единая семья, то почему люди воюют между собой, почему происходят революции, если власть отца изначально непоколебима?
Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в V -VI вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора. К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583-1645), главное сочинение которого «О праве войны и мира»; Т. Гоббс (Англия, 1588-1677), взгляды которого отражены в труде «Левиафан»; Дж. Локк (Англия, 1632 - 1704), изложивший свою позицию в работе «Два трактата о правлении»; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712 - 1778), написавший сочинение «Общественный договор»; А.Н. Радищев (Россия, 1749 - 1802). Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении «войны всех против всех» и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хорошо («золотой век» человечества), обладали прирожденными (естественными) правами и свободами. Однако после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство - изобретение богачей, которые обманом уговорили бедных объединиться в государство якобы в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы. Представители договорной теории считали договор предпосылкой для образования государства, и хотя такого рода договор как документ не был обнаружен, тем не менее общепризнано, что он был устным. Но это не снижает его конституирующего значения. Договорная теория вобрала достижения выдающихся мыслителей почти за 200 лет. Достоинство договорной теории видится в следующем. Она, во-первых, провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Во-вторых, носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества. В-третьих, впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.). Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения государства у разных народов.
Создателями марксистской (классовой) теории являются К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), изложившие свои взгляды в совместных работах «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», а также в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В последующем данная теория получила развитие в работах В.И. Ленина (1870-1924) «Государство и революция» и в лекции «О государстве». Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления - политика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают и некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории, государство возникло в силу экономических причин - общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Эти факторы и вызвали разложение, а затем исчезновение первобытнообщинного строя, а впоследствии появление государства как организации экономически господствующего класса. Ф. Энгельс, в частности, писал, что государство - это продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала их в границах порядка. И такой силой, вышедшей из общества, но ставящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него, является государство. Ф. Энгельс утверждал, что, поскольку государство возникло из потребности сдерживать противоположные классы, оно служит экономически господствующему классу, который при помощи государства становится одновременно и политически господствующим классом и приобретает благодаря этому новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса. В.И. Ленин также писал: «Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления появился и особый институт - государство». При этом государство есть продукт непримиримости классовых противоречий. Вместе с тем основоположники марксизма оценивали факт появления государства положительно и считали, что, выполнив свою положительную роль, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов. Более того, классы и государство так же неизбежно исчезнут, как неизбежно они возникли в прошлом. Вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом В. Ленин утверждал, что государство будет постепенно отмирать. Уже пролетарское государство не является государством в полном смысле слова, это - «полугосударство». Несмотря на устарелость и ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. Что касается вопроса о судьбе государства, то, по мнению современных ученых, государство будет существовать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет другую, более совершенную организацию общества.
Теория насилия объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора - завоеванием одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе. Представителями данной теории являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921); австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909); немецкий социалист К. Каутский (1854 - 1938) и др. Л. Гумплович, в частности, утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим. По мнению К. Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными. Эта теория опиралась на конкретные исторические факты и события. Действительно, Франкское государство возникло в результате войн. Но восточнославянские государства формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был вторичным, сопутствующим, а не главным в возникновении государственной организации общества. Основу расовой теории составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации.
Основателями расовой теории являются социолог Ж. Габино (1816-1882) (Франция) и немецкий философ Ф. Ницше (1844 - 1900). Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами. Органическая теория получила наибольшую известность в XIX столетии. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер (1820 -1903), который в своей работе «Основание социологии» использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни существ, сопоставлял организацию и функционирование общества и биологических организмов, выясняя их сходство и различия. В результате такого сопоставления он обнаружил некоторые закономерности, в частности, общество, как и живой организм подвержено стадийности развития, например переход от простого к сложному. Это усложнение Г. Спенсер видел в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и др. Само же общество функционирует подобно человеческому организму, человеческому телу, но имеются пределы биологизации общества. Что касается причин происхождения государства, то Г. Спенсер исходил из теории насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых; с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации. По мнению Г. Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т.е. растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть есть средство для достижения людских целей. Органической теории происхождения государства придерживались также швейцарский юрист И. Блунчли (1808 - 1881) и французский социолог Р. Вормс (1869 - 1926).
Органическая теория подвергалась критике дореволюционным русским юристом Е. Трубецким (1863 - 1920), по мнению которого биологические законы нельзя абсолютизировать, но необходимо учитывать при изучении общества и государства.
Истоки психологической теории были заложены еще в Древнем Риме. Как полагал Цицерон (106 -43 до н.э.), люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал и Н. Макиавелли (1469- 1527). Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Но родоначальником психологической теории по праву считается проф. Петербургского университета Л.И. Петражицкий (1867 - 1931). Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Без правовых переживании людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причинами возникновения государства Л.И. Петражицкий считал определенное состояние психики людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов, шаманов привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Эту теорию разделяли английский ученый Д. Фрэзер (1854 - 1941), австрийский ученый 3. Фрейд (1856 - 1939), в дореволюционной России - Н.М. Коркунов (1853-1904), Ф.Ф. Кокошкин (1871 - 1918), а в советское время - проф. М.А. Рейснер (1868-1928). Оценивая данную теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятие ими государственно-правовой действительности, безусловно, имеет важное значение, но не является решающим в вопросе происхождения государства.
Создателем теории инцесты (кровосмешения) является французский социолог и этнограф Клод Леви-Строс (род. 1908 г.). По его мнению, исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновения государства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцесты, особенно на этапе развитого состояния родовой общины, когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания. Для реализации этого запрета необходимо было создание специальных органов внутри родовой общины, которые следили бы за соблюдением запрета, применяли жесткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы и стали прообразом будущей государственной организации. Недостаток данной теории состоит в очевидности того факта, что в первобытном обществе запрет кровосмешения соблюдался добровольно, за его нарушение могли наказывать и совет старейшин, и общее собрание членов общины, поэтому в создании специальных контролирующих органов не было необходимости.
Ирригационная, или гидравлическая, теория происхождения государства в наиболее систематизированном виде была изложена немецким ученым К. Витфогелем в сочинении «Восточный деспотизм». Суть ее состоит в том, что в Древнем Египте, где на берегах Нила люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными служащими. Следовательно, на создание государства определяющее влияние оказал ирригационный фактор. Сходный климат был и на территории будущего Вавилонского царства. Здесь также проводились обширные гидравлические работы, содержались в порядке сооружения, распределялась вода, ремонтировались ирригационные устройства и т. д. Это могли делать люди, обладающие специальными навыками, т.е. специальные управленцы-чиновники. По-видимому, К. Витфогель разработал ирригационную теорию, основываясь на реальных фактах. Действительно, такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Люди, обладавшие подобными возможностями и качествами, вероятно, уже были в первобытном обществе. Они приобрели свои организационные навыки на других работах (например, при обработке земли), поэтому могли переориентировать свои усилия на строительство ирригационных сооружений. Вместе с тем данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхождения государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре.
Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.
Применительно к государству, определить его сущность Ї значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.
Сущность государства является инструментом общества. При диалектическом подходе общество можно представить как:
- 1. Единый организм;
- 2. Совокупность классов, социальных групп, с несовпадающими интересами;
Следовательно, сущность государства носит двоякий характер, при котором одна сторона Ї обще-социальная, другая Ї классово-групповая. Т.о., говорить о сущности, значит говорить о сочетании этих двух сторон.
Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.
Первый подход, так называемый классовый, состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого господствующего класса всему обществу. Сущность данного подхода составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.
Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, то есть его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью и в нем присутствуют и черты классовости и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам.
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем его полезность для общества. Главное предназначение государства Ї служить обществу.
В идеале назначение государства - служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек, есть высшая из всех ценностей на Земле.
Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью Ї какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.
Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса и быть правовым по форме.
Когда говорят о сущности государства не должно стоять одного подхода, необходимо сочетать подходы, тогда можно говорить о сущности государства, при этом для анализа классово-групповой сущности необходимо знать общественные интересы всего общества и возможность их обеспечить.
В экономической сфере интересы состоят в обеспечении права собственности, в закреплении порядка обмена общественными продуктами.
В политической Ї в праве принимать важнейшие решения, принуждать других к выполнению своей воли.
В идеологической Ї навязывание идеи, закрепление права на доступ к информации и ее распространение.
Интересы классов могут быть взаимоисключающими и взаимовыгодными. Действие в пользу одного класса неблагоприятно сказывается на другом классе.
О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать на веру.
Вот почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества.
Введение 3
1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 5
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ 20
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. 20
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. 25
Заключение 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Работа содержит 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский
государственный
университет имени
С.А. Есенина»
Факультет
экономики
Кафедра национальной экономики и регионального развития
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему: «Основные концепции происхождения и сущности государства. Гражданское общество: основные принципы и проблемы построения»
Выполнила:
студентка 2 курса
группа «с/п»
спец. «Налоги и налогообложение»
Ужова О.А.
Проверила:
Попова А.Д.
Рязань 2010 г.
Введение
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать на веру.
Вот
почему стоит обратиться к истокам
появления этого понятия, его первоначальному
содержанию, и сравнить его с нынешним
пониманием гражданского общества.
1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Теории происхождения государства - теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. 1
Существует
множество теорий происхождения
государства. Такой плюрализм научных
взглядов обусловлен историческими
особенностями развития общественного
сознания и экономического строя (исторической
эпохой), своеобразием тех или иных регионов
мира, идеологическими приверженностями
авторов, задачами, которые они ставят
перед собой, и другими причинами. В гносеологическом
плане наличие множества теорий происхождения
государства свидетельствует об относительности
человеческого познания, невозможности
создания абсолютной теории в данной области.
Поэтому каждая из теорий имеет познавательную
ценность, так как они дополняют друг друга
и содействуют более полному воссозданию
картины процесса происхождения государства.
Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
В основе
данных концепций лежит представления
о божественном (сверхъестественном)
происхождении государства, общей
системы власти, правил общественного
поведения. Основной характеристикой
является отсутствие разделения между
обществом и государством. Подобные представления
появились во время формирования первобытных
человеческих сообществ и просуществовали
до периода средневековья.
Древнегреческая теория
Согласно
Платону государство появилось в эпоху
Зевса и олимпийских богов. Они поделили
между собой по жребию все страны земли.
При этом Аттика (территория древних Афин)
досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида
- Посейдону. Афина и Гефест населили
Аттику благородными мужами и вложили
в их умы понятие о демократическом государственном
устройстве. Посейдон же установил на
Атлантиде государство в форме наследственного
царского правления, закрепив основы в
законах. Таким образом Платон считал,
что для организации правильных форм земной
жизни, необходимо в максимально возможной
мере подражать мифическим космически-божественным
первообразцам (философски говоря - идее)
правления людьми. В первую очередь устройству
Афин (где правят философы), во вторую устройству
Атлантиды (где правят законы).
Древнеиндийская теория
Бог
Индра установил общекосмический
и земной порядок, его закон и
обычай (риту). Он же и поддерживает
этот порядок.
Древнекитайская теория
Волей
божественного Неба в Поднебесной
появился порядок, организация власти,
правила поведения и т. д. Император
(носитель власти) при этом - сын Неба.
Теологическая теория
Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли,так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов.
Теологическая теория в условиях современности
Сходные
мысли о Божественном первоисточнике
государственной власти в ХХ в. развивал
Жак Маритен. Также и многие другие
современные приверженцы теологических
естественноправовых учений (А. Ауэр,
Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном
счёте именно в Боге (Его Разуме, Воле,
Творении и т. д.) сопряжённым с волей, разумом
и творчеством человека видят исходное
основание и источник права и государства.
В настоящее время данная концепция представляет
официальную доктрину государства Ватикана.
Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
В
основе данных концепций лежат представления
о возникновении государства
из семьи, а общественной и государственной
власти - из власти отца семейства.
Патерналистская теория
От слова
патер - отец. В данной теории
имеет место прямое соотношение
государства с семьей. Так например,
Конфуций, трактуя императора как
«сына Неба» и исполнителя
воли Неба, вместе с тем уподоблял
власть императора власти главы семейства,
а государство - большой семье. Управление
государством, по его мнению, должно строиться
как управление семьей - на основе норм
добродетели, заботы старших о младших,
сыновней преданности и почтительности
младших по отношению к старшим. Также
патерналистские воззрения нашли свое
отражение в русской политической истории,
традиционным компонентом которой стала
вера широких слоев населения в «царя-батюшку»
и во всякое начальство как в «отца родного».
Плюсы данной теории заключаются в формировании
уважения к государственной власти. Минусы
в отрицании специфики государства и государственной
власти, их качественного отличия от семьи
и отцовской власти...
Патриархальная теория
От
слова патриарх - родоначальник.
В данной теории государство трактуется
как закономерный этап развития (разрастания)
семьи, при этом понятие государство не
приравнивается к понятию семья. По утверждению
Аристотеля, государство - наилучшая,
завершенная форма общения (развития по
схеме семья-селение-государство), в целях
достижения общего блага. При этом Аристотель
говорит не о первичности государства
перед семьей, а о человеке как о существе
политическом, то есть в наиболее развитом
виде государство - это общение свободных
и равных граждан. В развернутом виде патриархальная
теория представлена в произведениях
Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает
выводы о том, что первочеловек Адам как
родоначальник человечества был первым
отцом и первым монархом, а исходной формой
правления, установленной Богом и основанной
на божественном праве, является монархия.
Все последующие монархи - это наследники
Адама, преемники его отцовской и одновременно
монаршей власти. С этих позиций он расценивал
всякое выступление против абсолютной
власти монарха как греховное нарушение
божественного порядка властвования и
божественно установленной формы отцовской
власти в государстве. Плюсы данной теории
заключаются в том, что аналогия государства
с семьей возможна, так как структура современной
государственности возникла не сразу,
а развивалась из простейших форм, и формировала
уважение к государственной власти. Минусы
в упрощении процесса происхождения государства,
к тому же существуют версии, согласно
которым семья возникла практически параллельно
с возникновением государства.
Органические концепции происхождения государства
В
основе данных концепций лежат представления
о государстве как о живом
организме, продукте социальной эволюции
(по аналогии с эволюцией биологической),
в котором более важному органу соответствует
более высокий статус и более значительная
власть в органической системе общества
и государства. В таких социальных организмах
в процессе борьбы и войн (естественного
отбора) складываются конкретные государства,
формируются правительства, совершенствуется
структура управления, при этом данный
социальный организм поглощает своих
членов. Плюсы данных концепций заключаются
в том, что биологические факторы не могли
не повлиять на появление государственности,
так как человек является существом био-социальным.
Минусы в том, что нельзя распространять
все закономерности, присущие биологической
эволюции, на социальные организмы, так
как несмотря на их взаимосвязь это разные
уровни жизни со своими закономерностями
и причинами возникновения.
Теория Огюста Конта
Согласно
Конту - общество (а следовательно
и государство) - органическое целое,
строением, функционированием и эволюцией
которого занимается социология. Социология
при этом опирается на законы биологии,
действие которых в обществе претерпевает
определённое видоизменение в силу своеобразия
взаимодействия индивидов и воздействия
предшествующих поколений на последующие.
Основная задача социологии как позитивной
науки, пришедшей на смену предшествующим
теологическим и метафизическим воззрениям,
состоит в обосновании путей и средств
гармонизации общества, утверждения органической
связи «порядка» и «прогресса».
Теория Герберта Спенсера
Спенсер
трактует государство как часть
природы, которое развивается подобно
зародышу животного, причем во всей истории
человеческой цивилизации естественно- животное
начало доминирует над началом социальным
(и политическим). Подобно животному организму,
социальный организм растет и развивается
путём интеграции его составных частей,
усложнения его структуры, дифференциации
функций и т. д. При этом в социальной жизни,
как и в природе, выживает наиболее приспособленный
организм. В духе закона эволюции Спенсер
трактует догосударственное состояние
общества, возникновение и функционирование
политической организации и политической
власти в обществе военного типа и постепенный
переход к обществу, государству и праву
промышленного типа. При этом в отличие
от подавляющего большинства приверженцев
органистического подхода Спенсер развивал
либерально- индивидуалистические политические
воззрения и видел цель социального организма
не в поглощении своих членов, а в служении
им.
Существует большое количество теорий происхождения государства. Действительно, интересно, откуда оно взялось. Рассмотрим основные теории происхождения государства.
Мифологические и религиозные концепции
Их общая сущность в том, что происхождение государства объясняется вмешательством высших сил, то есть, по мнению философов, которые создают эти концепции, государство ведет свое происхождение от Бога. К этим теориям относятся теории Платона, древнеиндийская, древнекитайская и некоторые другие. Например, теологическая теория, которая стала очень знаменита благодаря трудам Фомы Аквинского. Она гласит, что государство является проявлением и божественной, и человеческой воли; что касается власти, то она тоже может быть Божественный и богопротивной.
Таблица “Теории происхождения государства”
Патриархальная концепция
В основе патриархальной концепции лежат представления о государстве как о чём-то, что выросло из семейных отношений. В связи с этим роль главы государства соотносится с ролью отца в семье. Самые знаменитые философы, которые придерживались этой концепции,- это Конфуций и Аристотель. Глава государства рассматривается как отец нации, а его подданные – как дети, о которых он заботится. Современные ученые считают эту теорию ошибочной хотя бы уже потому, что семья и государство возникли примерно одновременно.
Органические концепции
Они рассматривают происхождение государства как результат эволюции в обществе, государство видится им неким плодом на дереве социального устройства. Сейчас эти концепция также не считаются актуальными: философы полагают, что нельзя переносить все особенности биологической эволюции на развитие общества. К органическим концепциям относится теория Конта, теория Спенсера и другие.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Договорные теории
Большую группу теорий составляют естественно-правовые концепции, их называют еще договорными. Суть их в том, что государство возникает в результате общественного договора, оно выгодно всем людям, которые обладают личными и экономическими правами изначально, но часть своих прав они передают государству в обмен на защиту. Философы видят в этой концепции тоже ряд минусов; в первую очередь это отсутствие внимания к объективным факторам, например военно-политического характера. К этой группе относятся теория Гоббса, сторонники которого полагали, что в естественном состоянии люди находятся постоянно в антагонизме. Человек всё время стремится к эгоистическим целям и готов агрессивно действовать с целью их достижения. Поэтому в целях общественной безопасности и сохранения мира люди, чтобы решить свои проблемы, были вынуждены заключить общественный договор об учреждении государства.
Договорная теория рассматривает возникновение государства иногда как попытку избежать социального неравенства, однако неравенство, напротив, усиливается. Жан Жак Руссо выдвигает проект нового договора, который будет призван исправить историю. Это договор общины, в рамках которой личность и имущество каждого будут защищены. Предложенный Руссо договор дает государству неограниченную власть над всеми людьми, но это власть, направляемая общей волей. При этом Руссо не видел необходимости в гарантиях прав и свобод людей.
Подобных взглядов в России придерживался Александр Радищев.
Следующая группа – насильственные концепции
Суть их в том, что государство возникает в результате внутреннего или внешнего насилия. Например, в результате завоевания одного народа другим. Аппарат государства, таким образом, навязывается силой. Это теории Дюринга, Каутского и др.
Психологические концепции
Очередная группа – психологические теории происхождения государства. В их основе лежит убеждение, что человеческой психике свойственна потребность жить в коллективе; каждый человек стремится к поиску авторитета, того, кому он хотел бы подчиняться. Государство – это продукт разрешения противоречий между активными личностями, готовыми занять руководящие посты, и пассивный массой, стремящейся выполнять распоряжения. К этой группе относятся теории Коркунова и другие.
Марксистская концепция
Это материалистическая классовая теория; она гласит, что государство возникает в результате изменения социальных и экономических отношений в обществе. Это итог возникновения классов и результат классовой борьбы. То есть марксистская концепция рассматривает государство как средство подавления; после исчезновения угнетения государство также должно исчезнуть. Эту концепцию разрабатывали Фридрих Энгельс и Владимир Ленин.
Волюнтаристические теории
Существует группа современных волюнтаристических теорий. Рассмотрим некоторые из них. Ирригационная теория связана с именем Карла Виттфогеля; это ученый-марксист, который объяснил возникновение государства тем, что возникла необходимость строительства ирригационных сооружений; такой вывод он сделал, рассматривая первые государства Месопотамии, Египта, Китая, где и в самом деле требовались ирригационные системы.
Расовая теория основана на том, что люди изначально делятся на две породы или росы: рабовладельцы и рабы; одни призваны владеть и управлять, другие – работать и подчиняться; арийцы являются высшей расой, евреи – низшей; эта теория получила распространение в нацистской Германии, Гитлер использовал ее для обоснования права на уничтожение низших народов.
От расовой надо отличать диффузионную теорию; она тоже утверждает передачу государства от одного народа к другому, но не декларирует принцип природного неравенства.
Еще одна теория – спортивная школа права; она связывает возникновение государства со спортом; физическое воспитание, по мысли исследователей, было подготовкой к военному делу и иерархии: победители в соревнованиях - это будущая родовая аристократия.
Теории происхождения древнерусского государства
В наше время выделяют обычно три теории: норманскую, центристскую, антинорманскую. Норманская теория происхождения древнерусского государства (не «нормандская»!) основана на том, что государственность на Русь принесли извне варяги; эта теория основана на эпизоде из «Повести временных лет», где сообщалось, что в 862 году славяне попросили варягов править их землями. Норманская теория выдвинута в 18 веке в Академии наук, ее авторы, немецкие ученые Байер и Миллер, считали, что без варягов отсталый славянский народ не создал бы государства. Ломоносов и другие ученые выступили против норманской теории, выдвинув свою, антинорманскую (славянскую).
Высказывалось мнение, что Рюрик был не варягом, а славянином из Пруссии.
В наше время эти теории не противопоставляются друг другу; принято считать, что процесс государственности у славян был естественным. Но роль варягов в нём также заметна, влияние династии Рюриковичей велико, но оно не является абсолютным. К моменту появления на Руси Рюриковичей здесь уже было развито земледелие с использованием железных орудий труда, можно было заметить распад родовой общины, появление большого количества городов и другие явления, свойственные началу государственности.
Центристская теория как раз и объединяет норманскую и славянскую, утверждая, что древнерусское государство возникло в результате развития общества на Руси, но варяги также приняли участие в этом процессе.
Что мы узнали?
Кратко о теории происхождения государства рассказать невозможно, ведь существует множество теорий происхождения государства, у всех есть плюсы и минусы, но все они вызывают ту или иную критику. Однако ясно, что на происхождение государства влияют многие факторы: экономические, политические, психологические и т.д.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 188.