Оборотное водоснабжение для автомойки от MadMotion Engineering. Оборотное водоснабжение – экономия воды и защита окружающей среды

Когда к мытью машины подходят профессионально, с использованием аппаратов высокого давления, воду не жалеют, тем более, если грамотно устроена система очистки воды для автомойки .

Зачем нужна система очистки воды для автомойки?

Мытье автомобилей – это довольно выгодный бизнес, правда, требующий большого количества документов, подписанных в самых разных инстанциях. Среди прочего нужно иметь и разрешение на данный вид деятельности от городской СЭС, которое не будет дано без наличия специальных очистных сооружений. Кто-то может задаться вопросом: а зачем нужна очистка сточных вод автомоек, если достаточно подсоединить слив к городской канализации? Но не забывайте, что при используется самая разная химия, которая устремляется в сток вместе с нефтепродуктами и машинными маслами (особенно при очистке двигателя).

Вполне логично, что именно во избежание попадания в канализацию веществ, способных ухудшить экологию при утечке в почву, СЭС требует, чтобы была установлена система очистки воды для автомойки. Однако дорогостоящее оборудование может принести немалую выгоду. Ведь известно, что аппарат высокого давления, используемый для мытья машины, расходует в час около 1200 литров воды. То есть, если за 10 минут мыть один автомобиль, на него уйдет 200 литров, за которые нужно платить по счетчику соответствующей организации.

Очистные сооружения могут быть замкнуты в цикл, позволяющий использовать уже отработанную воду после того, как она пройдет через ряд фильтров и отстойных баков . Как это работает, мы рассмотрим подробно далее, сейчас же речь идет об экономии денежных средств. После того, как сточными водами будет пройден полный цикл очистки, с отфильтрованными и осевшими на дне отстойников веществами теряется приблизительно 10 % жидкости. Оставшаяся вода, после компенсации потерь, может быть использована вторично, а значит, платить придется только за свежие 10 %, добавленные из городских коммуникаций.

Каких типов бывает система рециркуляции воды для автомойки?

Наиболее простой вариант очистного сооружения основан на механическом способе улавливания инородных веществ . По сути, это целая система всевозможных песколовок, соединенных с отстойными резервуарами. Иными словами, это почти бытовой септик, только с большей производительностью. Другая система рециркуляции воды для автомойки основана на последовательной фильтрации, вплоть до абсорбции мельчайших частиц. Используется только при незначительном загрязнении слива.

Еще один вариант, довольно широко распространенный – очистка воды с помощью реагентов с последующей фильтрацией. В этом случае правильнее использовать ее повторно, а отходы, остающиеся после обработки стоков, утилизировать. И, наконец, метод флотации, то есть разделения инородных частиц, содержащихся в воде, по величине фракций и происхождению путем прогонки через специальные электрогидродинамические системы под давлением.

Флотация сопровождается насыщением жидкости воздухом, вследствие чего образуются пузырьки, к которым «прилипают» посторонние частицы.

Как осуществляется очистка воды на автомойке?

На любой автомойке за день машины оставляют десятки килограммов песка и глины, смешанных с нефтепродуктами и маслом. Все это смывается большим количеством воды, к которой примешивается необходимая для наведения чистоты . Удаление инородных веществ из воды может осуществляться различными способами, о них мы говорили выше. Сейчас же рассмотрим, как происходит классическая очистка воды на автомойке. Без отстойников с обильными посторонними фракциями не справится ни одна система фильтров, поэтому очистные сооружения по большей части состоят из накопительных емкостей.

Только потом уже достаточно осветленная вода проходит через ряд улавливателей тонкой фильтрации, вплоть до окончательной очистки путем абсорбции. Далее возможны два варианта: слив в канализацию или продолжение отсеивания остатков инородных веществ для вторичного использования воды. Для этого используется рециркуляция – прогон жидкости через кассеты, где происходит быстрое оседание наиболее мелких фракций. Нефтепродукты удаляются методом флотации, который описывался выше.

Очистные сооружения замкнутого цикла для очистки сточной воды на автомойках. Очистные сооружения отличаются друг от друга производительностью. Сущность процесса заключается в последовательном выделении нефтепродуктов, находящихся в различной дисперсной фазе, из сточных вод. Загрязненные сточные воды собираются в приямке. Приямок оснащён коробами, которые устанавливаются в него и являются накопительными ёмкостями. В этих коробах накапливается крупная взвесь. Загрязнённая вода насосом засасывается в установку, где последовательно проходит различные стадии очистки. Первой стадией очистки сточных вод является напорная флотация, когда от воды посредством пузырьков отделяется мелкая взвесь и нефтешлам. Затем вода самотеком поступает в тонкослойный отстойник и далее в фильтр механической очистки. Окончательная очистка воды происходит в фильтре тонкой очистки, особенность которого —отсутствие дорогих материалов. Используемые фильтрующие материалы самые простые и одновременно очень эффективные. Такие фильтры рассчитаны на многократное использование, удаление загрязнений из них осуществляется промывкой водой, а отходы скапливаются для последующей утилизации в специальной ёмкости. Очищенная вода накапливается во внутренней ёмкости очистных сооружений.

Очистные сооружения для оборотного водоснабжения очень практичны в эксплуатации и удобны в обслуживании. К достоинствам очистных сооружений для оборотного водоснабжения в первую очередь можно отнести простоту монтажа очистных сооружений и последующую эксплуатацию. Никакого монтажа (в том смысле, как его обычно понимают) очистные сооружения не требуют. Любая установка — это цельный моноблок, который необходимо только установить на предназначенное место. Специальных фундаментных работ при этом не требуется.

  1. Промывка фильтра механической очистки. Требуется не менее одного раза в неделю. Проводится после окончания смены. При этом фильтр, находящийся в верхней части установки, при помощи ручки поворачивается вокруг оси на себя и фиксируется. Промывка ведется чистой водой из шланга или из бака чистой воды в течение 2-3 минут до осветления фильтрующего материала (песка). При промывке или замене фильтра сливать воду из установки и разъединять резьбовые соединения не требуется.
  2. Промывка установки (очистных сооружений). Ведётся промывка внутренней части установки для удаления накопившегося твердого осадка. Промывка ведётся чистой водой из шланга или из бака чистой воды в течение 5-10 минут до осветления вытекающей воды.
  3. При использовании сильно пенящихся моющих средств во избежание обильного выделения пены из шламового лотка требуется добавлять пеногаситель в оборотную воду.
  4. При возникновении неприятного запаха из приямка в воду следует добавить 50%-ную перекись водорода из расчета 150-200 мл на 1 м. куб. воды.
  5. Необходимо организовать регулярную утилизацию отходов из приямка и из шламосборника.

Принцип организации работы автомойки на оборотном водоснабжении

Рассмотрим типовой пример работы однопостовой автомойки с применением систем комплексной очистки сточных вод УКО , позволяющий достаточно просто организовать повторное использование воды. Очень часто приходят рекламационные отзывы о том, что после мойки автомобиля с применением оборотной воды , полученной при помощи установки комплексной очистки сточных вод - УКО , на его лакокрасочном покрытии остаются так называемые белые разводы от применяемых шампуней. Как правило данный эффект - есть прямое несоблюдение основ технологии мойки автомобилей. Дело в том, что на любой автомойке должна присутствовать вода водопроводного качества. Согласно основному нормативному акту - ВСН 01-89 Процесс мойки, внешней части кузова автомобиля, можно разделить на несколько основных этапов:

Предварительный смыв . В этом режиме разумнее всего использовать воду оборотного качества из установки комплексной очистки УКО . Это так называемая «предварительная мойка».

Нанесение шампуня. Способов масса, как бесконтактные, через пенокомплекты или пеногенераторы, так и контактные при помощи губки или щётки. Обращаем Ваше внимание на то, что концентрированный шампунь и иные реагенты необходимо разводить исключительно с водой водопроводного качества.

Ополаскивание. Этот этап мойки проводится исключительно водой водопроводного качества, причем для достижения эффекта большей экономии воды водопроводного качества, сначала смыть шампунь можно оборотной водой из установки УКО , а потом водопроводной.

Таким образом после мойки автомобиля с соблюдением этих простых правил Вы сможете:

  • избежать «белых разводов»;
  • существенно снизить потребление воды водопроводного качества;
  • обеспечить корректную организацию рабочего процесса.

Следует отметить ещё ряд моментов: нередко встречаются случаи, когда после ополаскивания автомобиля водой водопроводного качества на кузове по-прежнему остаются «белые разводы», в этом случае рекомендуется установить дополнительный фильтр для водопроводной воды на основе ионообменных смол.

Очень часто из установок комплексной очистки сточных вод УКО - происходит обильное выделение пены. С эти легко можно справиться. Достаточно ввести в контур оборотного водоснабжения (все водосборные приямки, лотки, отстойники и в саму очистную установку УКО) универсальный силиконовый пеногаситель ПЕНТА-465, предварительно подготовив раствор следующим образом: на каждый полный 1м 3 воды, находящийся в оборотном контуре вводится 30мл (один колпачёк из под ПЭТ бутылки) концентрата, предварительно растворенном в 10л воды, соответственно вливать необходимо равномерно во все ёмкости (приямок, отстойник и УКО). Силиконовый пеногаситель вводится как правило не реже одного раза в неделю.

А куда же уйдёт вода, которая добавляется при ополаскивании?

Нормативом ВСН-01-89 это переполнение, равное 10 - 15 % списывается на испарение и естественный вынос влаги, остающейся на автомобиле.

И в итоге: что делать с накопившимися отходами? Сливать или не сливать в хозяйственно-бытовые стоки сетей водоканала?

Норматив даёт ответ и на эти вопросы. Стоки автомоек подлежат утилизации, иначе говоря их необходимо вывозить на специальные полигоны. Как правило такие услуги оказывают организации имеющие соответствующие разрешительные документы и парк соответствующих автомобилей, например «илосос» или «асинизатор».

В середине 2011 года конструкторами ООО «Унисервис» был разработан испытан, запатентован и поставлен в серийное производство ряд установок, позволяющих организовать частичный сброс стоков от автомоек в сети водоканала.

Очистные сооружения для автомоек легковых автомобилей

Модель установки Производительность по очищенной воде Встроенный бак чистой воды объемом Вес транспорт. (без воды) кг Размеры установки Напряжение питания эл. тока и мощность
0,5 - 0,8 м 3 /час 160 л 160 750×450×920 (мм) 220в, 50Гц - 0,4 кВт
0,5 - 0,8 м 3 /час 160 л 160 750×450×920 (мм) 220в, 50Гц - 0,4 кВт
0,5 - 0,8 м 3 /час 160 л 160 750×450×920 (мм) 220в, 50Гц - 0,4 кВт
1 м 3 /час 80 л 160 1250×700×1390 (мм) 380в, 50Гц - 1,5 кВт
1 - 0,8 м 3 /час 80 л 160 750×450×920 (мм) 220в, 50Гц - 0,6 кВт
1 - 0,8 м 3 /час 80 л 160 750×450×920 (мм) 220в, 50Гц - 0,6 кВт
2 м 3 /час 150 л 160 1250×850×1390 (мм) 380в, 50Гц - 1,5 кВт
3 м 3 /час 250 л 200 2500×850×1390 (мм) 380в, 50Гц - 1,5 кВт
2 м 3 /час 160 л 160 750×450×920 (мм) 220в, 50Гц - 0,8 кВт
2 м 3 /час 160 л 160 750×450×920 (мм) 220в, 50Гц - 0,8 кВт
4 м 3 /час 160 л 180 850×450×920 (мм) 220в, 50Гц - 0,8 кВт
4 м 3 /час 160 л 180 850×450×920 (мм) 220в, 50Гц - 0,8 кВт

Главное и неоспоримое достоинство «Экомойки» — в уникальной запатентованной технологии, аналогов которой нет в России. Наша установка обеспечивает глубокую очистку воды, в том числе и от ПАВ (автошампуней).

В настоящий момент на российском рынке нет полностью автономных моек за разумные деньги — за исключением «Экомойки». Обычно, очистное сооружение, в документах декларируемое автономным, на деле таковым не является. Дело в том, что отфильтровать воду от использующихся в процессе мойки шампуней очень непростая задача. Они остаются в воде и при высыхании оставляют на лакокрасочном покрытии автомобиля трудновыводимые пятна. Качественная чистка от взвесей также требует грамотного подхода и соответствующего оборудования.

Песчано-гравийные колонны, обычно являющиеся единственным узлом очистки в дешевых установках, с этой задачей не справляются.

Но самое большое разочарование ждет неудачливых покупателей уже через месяц. Если они недостаточно часто утилизировали оборотную воду — то появляется ужасный запах, от которого невозможно избавиться. Совет: перед покупкой системы очистки воды для автономной мойки прежде всего узнайте, где установлены предлагаемые образцы, и пообщайтесь с их владельцами. К нам периодически обращаются люди, потратившие не одну сотню тысяч рублей на нерабочую установку, которая так и не решила поставленных задач.

Мы создали «Экомойку» после того, как выкинули € 6000 на подобную очистную установку.

«Экомойка» работает в полностью замкнутом цикле. Именно поэтому впервые появились мобильные автомойки , способные работать в любом месте месяцами. Конечно, вам все равно придется раз в неделю доливать воду — несущественная ее часть так или иначе просачивается в пол, «уезжает» на автомобиле и выходит с паром. Максимальные потери — примерно 20% от общего объема в неделю. Время от времени (как и на любой другой автомойке) придется вычищать стоки и встроенный в пол отстойник от накопившегося там ила (грязи, песка).

Спецификации и цены:

Преимущества очистных сооружений «Экомойка»

  1. Цена. Наша компания производит и устанавливает только собственное оборудование, без посреднеческих наценок.
  2. Уникальность. Гарантируем: эффективность очистки – лучшая на рынке!
  3. Время. От начала работ до пуска в эксплуатацию – до трех недель.
  4. Удобство монтажа : не требует строительных работ (колодцев, подземных цистерн). Все оборудование располагается на поверхности.
  5. Гарантия. Бесплатная помощь в обслуживании в течение года, устранение неполадок.
  6. Не нужны водопровод и канализация. Качество очищенной воды позволяет использовать ее снова и снова.
  7. Дешевизна в эксплуатации: нет дорогостоящих сменных фильтров.
  8. Экологичность. Нет вредного воздействия на окружающую среду.
  9. Нет проблем с СЭС. Вы никуда не сливаете грязную воду – и к вам нет вопросов!

Принцип работы очистной установки

FAQ:

Что входит в оборудование «Экомойки»?

Очистная установка начинается с дренажного насоса, который откачивает воду из песколовки и заканчивается накопительным баком для чистой воды. В промежутке — модуль биологической очистки, емкость для коагуляции, фильтрующая колонна и более мелкие картриджные фильтры. Очистные оснащены всеми необходимыми датчиками и насосами и работают в автономном режиме.

Какие требования к помещению, где будет работать очистная установка?

Доступный метраж от 15 квадратных метров. Если высота потолков не менее 3,5 метров мы можем расположить оборудование в два яруса. Электричество — 220В, от 3,5 кВт. В помещении должно быть не меньше 15 градусов круглогодично. Рабочий объем песколовки — от 1,5 кубических метров.

Как часто нужно пополнять запас воды и сколько её потребуется?

Вам понадобится 1-2 кубометра воды в неделю на двухпостовую мойку.

Сколько машин непрерывно может помыть «Экомойка»?

Столько, сколько смогут обслужить ваши мойщики. Установка очистки строится с запасом, превышающим фактическую пропускную способность.

Есть ли аналоги «Экомойки»?

Нет. Технология уникальна и запатентована.

Когда нужно утилизировать отработанную воду?

В принципе, не нужно утилизировать вообще. Часть испаряется в процессе мойки, часть изымается при очистке песколовки от накопившегося шлама. Однако, если дороги вашего города обрабатывают реагентами в зимнее время, примерно через 100 тонн очищенной воды накопленное количество растворенных солей станет критическим. Этот момент чётко определяется по налету после испарения воды с кузова автомобиля. Экономически оправданных технологий по извлечению солей из воды (применительно к автомоечному бизнесу) на данный момент не существует — поэтому всю воду придётся заменить.

В какую сумму обходится обслуживание системы очистки воды «Экомойка»? Как часто нужно менять фильтры?

Фильтрующие элементы в наших установках промывные, что позволяет им проработать без замены год-полтора. Стоимость замены фильтрующего состава в рамках ежегодного техобслуживания 12,000 рублей. Стоимость коагулянта – от 1 до 5 рублей в расчёте на 1 тонну очищенной воды. После сборки и запуска установки в течение 3-4 недель в биореакторе будет происходить процесс расселения бактерий, поэтому в первое время используется пеногаситель (1,500 рублей, канистры хватит на длительный срок).

16.10.2012

Решив заняться автомоечным бизнесом, многие понимают, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Одной из основных проблем любой автомойки является загрязнение используемой воды, что мешает совместить качественную мойку авто и минимальные затраты воды. В этом случае на помощь приходят очистные установки с системой рециркуляции воды.

Эти установки позволяют очистить использованную воду от грязи, солей и нефтешлама, прежде чем направить в сток или применить повторно. Очищение воды и ее рециркуляция не только экономически оправданы, но и обязательны согласно требованию органов государственного надзора, курирующих автомойки. Ведь сброс грязной воды в канализацию у нас категорически запрещен, и автомойки используют очистные системы для очистки сточной воды и ее рециркуляции. Без этого необходимого оборудования владельца автомойки ждут огромные штрафы.

В системах оборотного водоснабжения предусматривается многократное использование одной и той же воды. Существует несколько разновидностей систем фильтрации для обротного водоснабжения. Рассмотрим некоторые из них.

Система №1:

Для предварительной очистки воды оборудована грязеотстойниками и маслоуловителями, принцип действия которых основан на разнице удельного веса воды, грязи, масла и топлива. Взвешенные твердые частицы осаждаются на дне грязеотстойника (приемная секция), а масло и топливо всплывают на поверхность, где и отделяются от воды с помощью специальной аппаратуры или щитов-уловителей (маслосборная секция). Масло и топливо может отводиться в маслосборник, который периодически необходимо очищать. Вода без примесей масла и топлива перетекает в следующий резервуар (насосная секция). Производительность очистных сооружений может быть повышена путем увеличения объема резервуаров отстойников. Из насосной секции вода подается погружным насосом в песчано-гравийную фильтрующую колонну, где происходит очистка сточных вод от механических примесей. Далее вода, уже пригодная для мойки автомобилей, поступает в резервуар для хранения. Уровень воды в резервуаре контролируется автоматически. Для уничтожения бактерий в воде и удаления неприятных запахов в системе специально предусмотрен дозирующий насос, подающий стерилизующее средство или раствор перекиси водорода. Для предотвращения застаивания воды в системе также предусмотрен контур слива и циркуляции воды.

Система №2:

Сточные воды от мойки машин, пройдя предварительную грубую очистку в сборном лотке, поступают самотеком в емкость для отстаивания, где освобождаются от основной части взвешенных веществ.

Вода после емкости для отстаивания, через верхний перелив, поступает в нефтеотделитель, где она освобождается от основной части нефтепродуктов. Далее, через верхний перелив, погруженный на 2/3 глубины нефтеотделителя, вода поступает в отделение "осветленной" воды, откуда подается всасывающим насосом на три ступени напорных фильтров, работающих последовательно. Прошедшая очистку в фильтрах вода, под остаточным напором поступает в моечный аппарат для повторного использования. Основная часть взвешенных веществ осаждается в сборном лотке и емкости для отстаивания, где, с течением времени, обезвоживается. Обезвоженный осадок удаляется и вывозится автотранспортом в обычном порядке.

Нефтепродукты, всплывшие в нефтеразделителе, обезвоживаются путем длительного отстаивания, после чего, вывозятся автотранспортом на утилизацию.

Очистка фильтров осуществляется обратным током воды по мере необходимости.

Система №3:

Заключает в себе несколько видов фильтрации. В первую очередь вода попадает в емкость для отстаивания, где поисходят уже известные поцессы, затем поступает во флотационную емкость

Флотационная обработка позволяет при использовании на автомойках очистить стоки до норм водоборота (системы оборотного водоснабжения). При требовании сброса воды на рельеф требуется доочистка на сорбционном фильтре. Суть флотационной очистки сточных вод заключается в следующем: в стоки подается воздух, который затем в них растворяется под давлением 5-6 атмосфер в сатураторе. Далее вода подается во флотационную камеру, где происходит сброс давления до нормального. При этом растворившийся воздух моментально выделяется в виде мельчайших пузырьков и вода становится похожей по цвету на молоко. Эти пузырьки захватывают и увлекают на поверхность такие загрязнения, как нефтепродукты, масла, жиры, взвешенные вещества. Для улучшения эффекта флотации в стоки подается реагент.

На сегодняшний день наиболее широко применяются следующие типы очистки:

  • Фильтрация
  • Реагентная обработка с последующей фильтрацией
  • Гравитационная
  • Флотационная обработка
  • Сочетания этих типов

Фильтрационная обработка применима при малых концентраций загрязнений сточных вод и применяется в системах доочистки, т.к. существенным недостатком ее является частая замена фильтроэлементов. Реагентная обработка с последующей фильтрацией является более эффективным способом очистки, но к недостаткам можно отнести высокую стоимость реагентов, применяемых в этом методе очистки.

Гравитационный тип очистки (отстойники) применяется, как правило, при первичном осветлении воды и не применим на автомойках без последующей доочистки воды.

Однако ни один из выше перечисленных типов очистки сам по себе не может соответствовать потребностям мобильной автомойки. Безусловно, некоторые сочетания позволят добиться вполне сносной очистки воды и соответствие ее санитарным нормам. Но все же, соответствие санитарным нормам используемой воды, не единственная задача владельца автомойки.

Для чего Вы приобретаете автомойку - чтобы заработать. Соответственно, чтобы заработать необходимо, оказывать услуги высокого качества и как следствие завоевать доверие клиента. Идеально чистый автомобиль - вот ваша основная задача, а это возможно только при наличии хорошо очищенной воды.

Автомойки "ТРИ КИТА" оснащены многоступенчатой системой водоочистки.

Описание системы фильтрации автомойки "ТРИ КИТА" :

  1. После помывки автомобиля вода с загрязнениями попадает в отстойник снабженный системой перегородок, здесь происходит осаждение крупных механических частиц грязи, и отделение определенной части ГСМ.
  2. Также в отстойнике происходит химическая очистка воды посредством коагуляции. Коагулирование — это процесс укрупнения мельчайших коллоидных и дисперсных частиц, происходящий вследствие их взаимного слипания под действием сил молекулярного притяжения. Коагуляция завершается образованием хлопьев. В процессе коагуляции они выделяются из жидкой среды и оседают в отстойнике. Часто в качестве коагулянта применяют сернокислый алюминий. В процессе коагуляции при помощи сернокислого алюминия выделяются хлопья гидроокиси алюминия, а на их поверхности собираются дисперсные и коллоидные частицы примесей воды. Подача коагулянта в отстойник осуществляется при помощи перистальтического насоса установленного в техническом отсеке автомойки.
  3. Следующий процесс очистки называет флотация. Флотация - это фильтрация с помощью мелких пузырьков воздуха, которая происходит в отсеке фильтрующей установки. В него подается воздух под давлением, нагнетаемым эжекторным насосом. После этого вода попадает во флотационный отсек, в котором давление сбрасывается, а растворившийся в воде воздух в виде мелких пузырьков превращается в пену. Образовавшаяся пена выводит на поверхность нефте- и маслосодержащие загрязнения (масла, шампуни, бензин, нефть и т.п.) - нефтешлам. Собранный нефтешлам сбрасывается в шламосборник.
  4. Дальше следует механическая очистка воды от оставшихся в ней частиц, посредством прохождения воды через тонкослойный отстойник, керамзит, кварцевый песок и фильтр тонкой очистки.

После этой водоподготовки вода через насосную станцию подается на аппарат высокого давления. Часть воды поступает на суперочистку в установка Обратного Осмоса- эта вода используется для бытовых нужд персонала автомойки. Так же вода прошедшая супер очистку используется для ополаскивания "проблемных" машин (черный цвет).

Выбирая мобильную автомойку ознакомьтесь с системой фильтрации, которой она оборудована, это позволит избежать ряда трудностей в эксплуатации и дополнительных затрат.

Один из самых частых вопросов, которые возникают у предпринимателей, желающих открыть мойку: куда девать грязную воду? Само собой, просто так ее в канаву выливать нельзя, и у Роспотребнадзора есть требования как к степени очистки оборотной и сбросной воды, так и к организации моечных процессов. Без соблюдения этих требований вам не согласуют проект и не позволят ввести мойку в эксплуатацию. А если найдут нарушения уже во время работы, грозит нехилый штраф.

В чем состоит основная проблема? По нашим законам, вы не можете сливать грязную воду в канализацию – ни в хозбытовую, ни тем более в ливневую. Существуют достаточно жесткие требования к качеству сточных вод, поступающих в эти системы. Никому не нужно, чтобы ваша грязная вода попала в систему очистных сооружений города, которые, как правило, изношены и работают на пределе, а потому есть вероятность различных эксцессов. Например, нефтяные загрязнения должны быть удалены до попадания в городские сети. Это прежде всего связано с тем, что сооружения биологической очистки городской канализации не предназначены для очистки стоков от нефтепродуктов, а их попадание в систему губительно действует на бактерии, которые очищают стоки от органических загрязнений. Ливневая же канализация очень часто вообще не имеет очистных сооружений, и все нефтепродукты прямиком попадут в реку. Таким образом, для мойки возможны следующие варианты работы.

1. Сделать абсолютно герметичные емкости для грязной воды и по мере заполнения вывозить эту воду машинами Спецтранса. Не факт, что проект такой мойки согласуют, хотя все возможно. Гораздо более важный момент – стоимость вывоза грязной воды просто съест всю прибыль автомойки. На мытье машины в зависимости от сезона и погоды уходит 100–200 литров воды. Утилизация кубометра воды стоит около 2 тыс. руб. Получается, что к себестоимости каждой мойки добавляется около 300 руб. Тут даже не прибыль, тут уже одни убытки.

2. Использовать систему оборотного водоснабжения, когда вода после мойки проходит очистку и ее можно использовать снова. Общий принцип работы системы оборотного водоснабжения: грязная вода после мойки стекает в водосборный лоток на полу, а оттуда попадает в специальный отстойник, который еще называют кессоном. Точнее говоря, это должен быть не один отстойник, а два-три, соединенные между собой трубами. В первом отстойнике оседает песок и крупные частицы грязи, во втором – нефтепродукты, а из третьего отстойника, который также называют насосной емкостью, первично очищенная вода забирается погружным насосом и подается в очистную установку. Там она проходит глубокую очистку и поступает обратно на вход АВД. Ополаскивание автомобиля делается свежей водой, чтобы не оставалось разводов. Чтобы система не переполнилась, расход свежей воды на ополаскивание составляет 10–15 % от общего расхода воды на мойку. Если используется 150 литров, то на ополаскивание нужно примерно 15 литров свежей воды. Стандартные очистные установки позволяют использовать воду до 50-100 циклов, после чего ее нужно утилизировать. По мере использования оборотной воды в процессе мойки в ней постепенно накапливаются соли, особенно зимой, когда дороги поливают антигололедной химией. Когда солей накопится сверх нормы, тогда и меняют воду. В этом случае стоимость утилизации уже не бьет по карману, да и за водопотребление платить нужно меньше.

В некоторых случаях чиновники могут разрешить сброс очищенной воды в ливневую канализацию после дополнительной доочистки, об этом нужно узнавать в местных инстанциях. Нормативами это запрещено, и если такие вещи согласуют, то это должностное преступление как со стороны чиновника, так и со стороны владельца мойки. Выданное разрешение, которое противоречит нормативам, не освобождает от ответственности. Есть нормативы качества сточных вод, которые могут быть сброшены в водосток, единые для всей территории РФ. Но также есть запрет на сброс производственных сточных вод в ливневую канализацию, а стоки от мойки машин – это производственные стоки.

Штрафы за превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) различных веществ в стоках могут быть очень существенными – до 300 тыс. руб. за каждый обнаруженный факт сброса (пятикратная стоимость потребленной за полгода воды). Более подробно об этом вы можете узнать в местном отделении Роспотребнадзора и Водоканала. Разное превышение ПДК может стоить разных денег в зависимости от того, какой параметр превышен. Превышение по нефтепродуктам – одна сумма штрафа. По жирам – другая. Также на штраф влияет количество потребленной воды.

Однако же с обороткой есть существенные проблемы. Во-первых, оборотная вода чаще всего со временем начинает тухнуть и приобретает характерный запах, и чем дольше вода стоит в отстойниках, тем сильнее запах. Способы борьбы с запахом есть разные: озонирование, ультрафиолет, добавление в оборотную воду хлора и перекиси водорода. Обычно обходятся только перекисью и плюс к этому периодически добавляют в отстойники водопроводную воду. Либо можно использовать ультрафиолет + перескись. А вот озонирование для автомойки выходит слишком накладным.

Второй момент: сложности с оборудованием. Во-первых, оборотная вода не всегда очищается до качества водопроводной и сильно снижает ресурс АВД. Вода, прошедшая через дешевую очистную установку, содержит мелкие взвеси, которые работают как абразив и изнашивают движущиеся части насосов высокого давления, засоряют форсунки моечного оборудования и портят ЛКП моющихся автомобилей. Поэтому нужно мудрить с дополнительной фильтрацией на входе в аппарат. Во-вторых, нужно настраивать систему переключения подачи чистой воды и оборотной, причем желательно с пульта дистанционного управления, чтобы мойщику не нужно было никуда бегать: помыл обороткой, нажал кнопку на брелоке, сполоснул чистой.

Все это приводит к тому, что большинство владельцев моек, особенно ручных, покупают очистную установку только для того, чтобы согласовать проект и ввести мойку в эксплуатацию. То есть, грубо говоря, очистная стоит, но не работает, машины полностью моют водопроводной водой, а в отстойниках делают секретную сливную пробку и грязную воду сбрасывают в канализацию. Это, само собой, незаконно.

При этом очистная установка покупается исходя из простых соображений: все равно работать на оборотке не буду, поэтому смысла тратить много денег на нее нет, главное, чтобы СЭС одобрила. То есть покупается за $3–4 тыс. груда железа, которая даже в теории не работает, но зато с бумажкой-сертификатом.

Если вы не хотите иметь проблем с контролирующими организациями, придется использовать оборотную воду и вызывать илосос для откачивания осадка. В среднем илосос вызывают от одного раза в месяц до одного раза в полгода. Это зависит от объема отстойников, погоды и загруженности мойки.

Более или менее приличная очистная установка стоит минимум $10–15 тыс. Предложений на российском рынке достаточно много – «АРОС», «АРГО», «СОРВ-2», «КАСКАД». Перед тем как выбирать очистную, нужно сходить в местное отделение Роспотребнадзора и узнать, какую очистную установку они точно готовы согласовать, и уже после этого думать над выбором.

С автоматическими мойками ситуация получше, потому как там расход воды намного больше и нормальная система оборотного водоснабжения просто необходима. Например, на большинстве российских автоматических моек, использующих оборудование «Christ», очистные установки не просто стоят, но и работают. Как правило, это установки «Christ Fontis» с автоматической промывкой фильтров.

От типа мойки, числа постов и потока машин зависит необходимая производительность системы очистки. Обычно на двухпостовую ручную мойку достаточно производительности 1,2 м 3 /ч. В общем, для ручной мойки можно считать по 0,6 м 3 /ч на один пост. Для портальных и туннельных моек соответственно производительность должна приниматься по паспорту моечной установки.

Если отстойники располагаются под землей, они полезной площади не занимают, сверху будут только люки. Однако бывают и надземные отстойники. Чтобы решить проблемы с запахом оборотной воды, можно располагать отстойники вне помещения мойки, а если это технически невозможно, нужно продумать их вентиляцию.

С кессонами главный принцип – чем больше, тем лучше. Оптимально, когда объем отстойников позволяет обеспечить время отстаивания не менее 8 часов – от момента попадания воды в первый отстойник до момента ее забора на очистную установку. Например, при сбросе около 40 литров в минуту объем получается порядка 20 кубов, но в любом случае нужно делать расчеты с учетом геометрии отстойника. Оптимальный размер отстойников для ручных и портальных моек – 15–25 кубометров. Для конвейеров и грузовых моек отстойники могут быть в два-три раза больше. Первый отстойник должен быть самым большим и как минимум не меньше рабочего объема илососа.

А вообще, при строительстве стоит обратиться в вашу местную профильную организацию, которая уже имеет опыт по автомойкам в вашем городе или районе и может сделать все необходимые расчеты.