Название города греции в котором находится акрополь. Афинский Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в Афинах

Город, уже от названия которого у многих возникают ассоциации с важнейшими событиями мировой истории. Здесь сосредоточены значимые для человечества достопримечательности: храм Гефеста, стадион Панатинаикос, храм Зевса, Парфенон и десятки музеев с богатыми фондами.

На протяжении веков греческая столица испытывала потрясения и череду взлётов, была под гнётом завоевателей и возрождалась. Неизменным оставалось одно: сердце города - Акрополь, доминирующий над Афинами с древних времён.

Акрополь возвышается над Афинами.

Вечерний вид на Акрополь с верхних этажей отеля King George , пожалуй, лучшего отеля Афин.

Расположение Акрополя: как до него добраться

Главная достопримечательность Афин расположена в сердце города и отлично просматривается из любой точки столицы. Холм Акрополя высотой 156 метров расположен в районе Акрополь - по понятной причине самом посещаемом районе города. Добраться до нужного места не составит труда. Самый простой способ - на метро до ближайшей станции Акрополи или до станций Тиссио, Синтагма, Омония и Монастираки. Из центра Афин до Акрополя можно дойти пешком, если следовать по улице Дионисиу Ареопагиту. Идти нужно постоянно в гору. Ближе к Акрополю сбиться с пути не дадут многочисленные указатели.

Акрополь на карте Афин. Маркер установлен на месте входа в Акрополь

История Акрополя

Скалистый холм Акрополя использовался афинянами с незапамятных времён. В период архаики здесь строились храмы и устанавливались скульптуры, проводились культовые обряды. В микенский период Акрополь выполнял функцию царской резиденции - более выгодного и безопасного расположения в Афинах трудно было представить.

При Писистрате на холме развернулось активное строительство древнейшего храма Акрополя - Гекатомпедона, предшественника Парфенона. Его посвятили богине Афине и окружили несколькими культовыми постройками. Но все храмы пришли в упадок после нашествия персов. И тогда греки поклялись восстановить святыни, изгнав врагов.

Акрополь в древности.

Новые попытки построить храм на Акрополе предприняли во времена знаменитого полководца Перикла - он выступил инициатором. Разработка проекта была поручена Фидию, который стал главным автором архитектурного облика. Так над Афинами возвысился Парфенон, и ему было суждено превратиться в узнаваемый символ Греции. Но прежде храм прошёл испытаний. Парфенон несколько раз переоборудовали и захватывали: он служил православным храмом и мечетью, а соседние постройки даже использовались для размещения гарема. Некоторые бесценные памятники разбирали на стройматериалы.

Только с возрождением Греции как независимого государства было начато восстановление памятников Акрополя. А многие скульптуры в целях сохранения заменили копиями - оригиналы хранятся в Музее Акрополя.

Для греков тема наследия главной достопримечательности Афин остаётся болезненной. В XIX веке собрание предметов искусства вывезено в Англию лордом Элгином (которого ещё Байрон за это назвал вором). И до сих пор Великобритания отвечает отказом на просьбы Греции о возвращении украденных мраморов на родину.

Знаменитый портик кариатид. Одна из скульптур была выломана лордом Элгином и теперь хранится в Британском музее.

Храмы и памятники Акрополя

Входом Акрополя служат Пропилеи из серого элевсинского и белого пентелийского мрамора. В архитектуре сочетаются дорические и ионические колонны - первый случай, когда в Древней Греции два ордера “встретились” в одном сооружении. Монументальный вход состоит из двух портиков. Один смотрит на Акрополь, другой направлен к Афинам.

На юго-западной стороне от Пропилей стоит храм Ники. На его мраморном фризе, выполненном в ионическом стиле, изображались боги и фрагменты битвы против персов. В древние времена внутри стояла ныне утраченная статуя Ники. В 2000 году храм отреставрировали, и сегодня он украшает Акрополь.

Парфенон - главная достопримечательность Афинского Акрополя.

Центральное место на холме отведено Парфенону. Ради него многие приезжают в Афины. В древнем городе он выполнял функции главного храма, посвящённого Афине, а его облик вдохновлял архитекторов по всей Европе. Парфенон до сих пор окончательно не восстановлен, хотя это не мешает ему оставаться самым впечатляющим памятником Акрополя.

В числе важных храмов Древних Афин был Эрехтейон. Его возводили на неровной поверхности, поэтому сооружение отличается асимметричностью. На южной части Эрехтейона расположены статуи кариатид, которые сделали облик храма узнаваемым. Также на склонах Акрополя можно увидеть руины Асклепиона и Одеон Герода, который до сих пор служит площадкой для проведения концертов.

Музей Акрополя

В 2009 году в греческой столице торжественно открыли Новый музей Акрополя. Его ультрасовременное здание по площади в несколько раз превышает размеры старого музея. Открытия ждали так долго, что за первые 3 месяца количество посетителей превысило 1 миллион.

Коллекция полностью составлена из предметов, найденных на Акрополе с 1834 года. Здесь можно увидеть статуи, подлинники кариатид, мемориальные плиты, бесчисленное множество фрагментов сооружений и культовых предметов. Посетители даже имеют возможность понаблюдать за ходом раскопок, которые проходят прямо под зданием Нового музея.

Музей детально освещает разные эпохи существования Акрополя. Он знакомит не только с античным периодом, но и с эпохой Римской империи. Хорошо дополняют выставку интерактивные материалы. Музей Акрополя регулярно проводит временные выставки, а в праздничные дни устраивает интересные мероприятия для детей.

Что посетить рядом с Акрополем

Посещение Акрополя можно совместить с прогулкой по другим знаменитым местам города. Например, по Агоре - центру политической, торговой и культурной жизни Древних Афин. Бывшая рыночная площадь сохранила множество архитектурных свидетельств, в том числе храм Гефеста. Слева от Акрополя расположен холм Филопапу с памятником римскому правителю Филопапу. Сооружение сохранилось частично, поэтому туристов холм привлекает великолепным панорамным видом на Афины.

И, конечно, после посещения Акрополя необходимо отправиться в Монастираки - самый популярный и колоритный район Афин, сохранивший множество интересных памятников истории. Среди них выделяются церковь Богородицы и мечеть. Но главным местом притяжения для туристов служит рынок Монастираки, где любой турист найдёт сувенир на память об Афинах.

Афинский Акрополь (Греция) – самая популярная и интересная достопримечательность, которую каждый год приезжают посмотреть несколько миллионов путешественников. Она просматривается с различных точек города, ведь правительство запретило строить поблизости высотные здания, способные загородить эту достопримечательность. Люди, плохо знакомые с картой Афин, могут использовать Акрополь как ориентир, чтобы не заблудиться в узких улочках города.

История Акрополя

В Древней Греции термин «акрополь» означал хорошо укрепленное место или поселение. Несколько тысячелетий назад здесь располагался основной город, защищенный надежными укреплениями от врагов. Еще до начала Микенской эпохи Акрополь являлся величественным городом. На территории находилось множество храмов с необходимыми предметами культа и другие важные государственные постройки. Из-за монументальности сооружений предполагается, что в строительстве Акрополя принимали участие мифические циклопы. Только им под силу было поднять огромные валуны.

В период с XV по XIII век до нашей эры в Акрополе располагалась царская резиденция. Если верить в реальность мифов, именно здесь находилась резиденция Тесея, которому принадлежит победа над Минотавром.

К VII в. до н.э. главной покровительницей Акрополя стала Афина. Её культ получил широкое распространение, и в честь богини воздвигли прекрасный храм. Столетием позже Писистрат начал активно застраивать Акрополь, появились новые здания Пропилеи и Ареопага.












Увы, но в период войны с персами Акрополь сильно пострадал. Большая часть построек была полностью разрушена. Греки не смирились с падением любимого города и поклялись возродить его величие. С наступлением мира в 447 году до н.э. строители, под руководством известного скульптора и архитектора Фидия, приступили к возрождению Акрополя. Они восстановили его полностью, некоторые храмы Акрополя того периода сохранились и до наших дней. Среди них Эрехтейон, храм богини Ники, статуя Афины, а также Парфенон.

До III в. н.э. Акрополь существовал в относительном мире, поэтому жители смогли значительно приумножить архитектурное богатство города. Появились статуи царей и новые храмы, однако опасность очередного вторжения заставила переключиться на укрепление стен.

Несколько следующих веков власть над Акрополем менялась. В храмах поклонялись другим святым, а основные сооружения изменяли назначение. Вернув власть, греки начали активно восстанавливать Акрополь. Главной задачей строителей было вернуть месту его первоначальный облик.

Архитектура Акрополя

Сегодня Акрополь является крупнейшим храмовым комплексом. Благодаря работе реставраторов, многие сооружения предстают практически в первозданном виде. Они поражают белоснежными колоннами, лабиринтами коридоров и высокими стенами. Вход на территорию осуществлялся через ворота. Одни из них названы воротами Бюле по имени нашедшего их археолога. Ворота построены в мощной крепостной стене в 267 г. до н.э.

Сразу за воротами начинались Пропилеи – здания, которые погружали путников в мир Акрополя. Они состояли из длинной колоннады с портиками. Пройдя через коридоры, путники представали перед статуей Афины – покровительницы города. Статуя была настолько большой, что её шлем и копье были видны с проплывавших рядом кораблей.

За Пропилеями туристы видят Храм Ники Аптерос (Бескрылой Ники). Это небольшое здание с четырьмя колоннами и скульптурами, которые разместились на ленте фриза. Бескрылой Богиню победы сделали специально, чтобы она не смогла улететь от греков.

Самый главный храм Акрополя – Парфенон – расположен почти в сердце древнего города. Это величайшее сооружение построено в честь Афины. Длина храма превышает 70 м, а в ширину он равен 30 м. Периметр украшен огромными десятиметровыми колоннами.

Многие сооружения Акрополя принадлежат архитектору Фидию. Он же создал прекрасную статую Афины, которая в высоту достигала 12 м. Статую украшали множество декоративных элементов, символизирующих непобедимость. Часть одеяния и украшения были изготовлены из золота.

Недалеко от Парфенона находится еще один красивый храм – Эрехтейон. Он посвящен царю Эрехтею, Афине и Посейдону. Здание также служило хранилищем, сокровищницей и местом проведения культовых обрядов. Из-за неровности земной поверхности, западная часть имеет меньшую высоту, чем остальные стороны.

Сооружения афинского Акрополя очень разнообразны, кроме перечисленных можно выделить следующие постройки:

  • Святилище Афродиты. До наших дней дошли развалины храма с красивым архитравом, покрытым фигурами голубей с гирляндами.
  • Святилище Артемиды. Строение времен Писистрата украшено большой колоннадой и статуями Артемиды.
  • Храм Августа, построенный в честь римского императора, имеет компактные размеры и круглую форму. Его диаметр равен 8,5 м, а периметр украшен девятью колоннами.
  • Святилище Зевса. Небольшой храм, который был разделен низким бортиком на зал самого храма, где проводились ритуалы, и местом для даров.
  • Халкотека. Специальное помещение, где хранились все необходимые атрибуты для проведения ритуалов в честь Афины. Оно расположено недалеко от храма Артемиды.
  • Театр Диониса. Красивое сооружение на юге Акрополя. По легенде, жители города убили Диониса, решив, что он хочет отравить их. Чтобы искупить свою вину, они стали устраивать шумные праздники в день его смерти в театре Диониса.

Процесс восстановления Акрополя еще не закончен. Существует несколько программ по реконструкции, которые финансируются как государством, так и независимыми благотворительными обществами. Ученые уверены, что Акрополь пока не раскрыл всех своих тайн, поэтому исследовательские работы и археологические раскопки продолжаются.

Музей Акрополя

Кроме развалин древних построек, стоит посетить музей Акрополя. Сначала он располагался в небольшом помещении поблизости от Парфенона. Первые экспозиции были выставлены в нем еще в 1878 году. Постепенно количество экспонатов увеличилось и было решено построить современное здание. Сегодня музей находится на расстоянии 300 метров от стен города.

В галереях представлены археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них Фризы Парфенона и скульптуры мастеров V в. до н.э. Есть много изваяний из храмов, на которых изображены сцены сражений богов, гигантов, Геракла, фигуры Кариатид и Мосхофороса. Для некоторых статуй требуется строгий температурный режим, за которым внимательно следят работники музея.

Экскурсии по Акрополю

Комплекс работает ежедневно с 8:00 до 18:30, за исключением государственных праздников. Вход на территорию платный, он составляет 12 евро. Гражданам Евросоюза предлагаются скидки: стоимость входа для пенсионеров и студентов равна 6 евро, а школьники посещают достопримечательности бесплатно. По одному билету турист имеет право осматривать достопримечательности в течение четырех дней. Чтобы попасть в Музей Акрополя, необходимо дополнительно оплатить 1 евро.

Для подробного изучения многочисленных храмов понадобится от 4 до 6 часов, поэтому следует запастись водой и средствами для защиты от солнца. Приветствуется удобная одежда и обувь. Хотя дожди здесь бывают редко, но мраморные ступени могут быть скользкими и в сухую погоду.

Афинский Акрополь, увенчанный руинами Парфенона, – один из архетипических образов мировой культуры. Уже первый взгляд на эти древние развалины поверх дорог, заполненных автомобилями, дарит необычные переживания: что-то непривычное и при этом донельзя знакомое, чуть ли не родное. Парфенон – символ власти афинского полиса, и в таком качестве он был известен всему Древнему миру. Но вряд ли творцы храма предвидели, что его развалины будут символизировать возникновение и становление мировой цивилизации – не говоря уже о том, что две с половиной тысячи лет спустя Парфенон будет привлекать к себе огромное количество туристов (примерно два миллиона ежегодно).

Афинский Акрополь – это скала. Почти ни один античный греческий город не обходился без своего акрополя (само слово означает верхний город), но афинский «верхний город» – это Акрополь с большой буквы, и, упоминая о нём, нет нужды вдаваться в дополнительные объяснения. Акрополь – глыба известняка с круто обрывающимися вниз склонами и плоской, возвышающейся на стометровой высоте вершиной. Акрополь легко было оборонять, в питьевой воде никогда недостатка не было, так что заманчивость обладания скалой очевидна. Даже сегодня она остаётся сердцем города. На плоской вершине Акрополя был возведён не только Парфенон, но также Эрехтейон, храм Ники Аптерос и Пропилеи, сохранились и остатки многих менее значимых древних сооружений, и там же – нынешний музей.

Всё это обнесено оградой и составляет единый музейный комплекс. На южный склон Акрополя с двумя большими театрами и несколькими меньшими храмами попадают через другие ворота и по отдельным билетам. Теперь улицы, окружающие Афинский Акрополь, объявлены пешеходными, и вы можете обойти вокруг холма и античной Агоры, любуясь этими памятниками. Западнее, у Тисио множество кафе, где вы можете отдохнуть за чашкой кофе на террасе. На противоположном конце – , в лабиринте улочек которой вы можете заблудиться, но Акрополь всегда может служить ориентиром для вас.

На вершину Акрополя попасть можно только с запада, с той стороны, где у подножия холма большой автобусный парк. Обычная пешеходная дорога к входу начинается в северо-западном районе Плаки и проходит по тропе, тянущейся над Одос-Диоскурон, там, где эта улица соединяется с Теорияс. Можно подойти к Акрополю и с юга, по пешеходной улице Дьонисиу-Ареопайиту (метро Акрополи), мимо театра Диониса и театра Герода Аттика, или с севера: через античную Агору (вход с Адриану; метро Монастираки), либо же – маршрут подлиннее, но это окупается великолепными видами как , так и Акрополя – из Тисио, по свободной от транспорта улице Апостолу Павлу (метро Тисио).

На Акрополе нет ни магазинов, ни ресторанов, хотя у главной билетной кассы есть пара стоек, где торгуют водой и бутербродами, а также путеводителями, открытками и так далее. Напротив станции метро Акрополи (на углу Макриянни и Дьяку) работает кафе сети «Эверест», неподалёку хватает и других подобных заведений. А если вам хочется не перекусить наспех, а поесть как следует, то, отправившись в любом направлении, вы очень скоро найдёте кафе или таверну: в Плаке, Монастираки, Макриянни или же в Тисио.

Краткая история Афинского Акрополя (Греция)

Во II тысячелетии до нашей эры неолитическое поселение на Акрополе сменяется поселением бронзового века. Это было довольно значительное укреплённое поселение, напоминающее микенские центры . Акрополь был окружён стеной, построенной по образцу циклопических стен и . Остатки этих стен можно увидеть и сейчас. На территории Акрополя находился дворец царя – басилея. Дворец, остатки которого сохранились, упоминается в «Илиаде» и «Одиссее»».


У подножия Акрополя, на территории позднейшей Агоры (рыночной площади), жители поселения микенской эпохи хоронили своих умерших. Как и вся микенская Греция, не избежала потрясений, вызванных нашествием северных греческих племён дорийцев, двигавшихся несколькими волнами начиная примерно с 1200 года до нашей эры. Акрополь в то время являлся местом культа богини Афины – покровительницы города – и местом пребывания правителей Афин эвпатридов, которые сменили царя, басилея. Народные собрания происходили у Пропилей Акрополя, К западу возвышался скалистый холм Ареопаг, названный так в честь бога войны Ареса. Здесь, на выровненной вершине, собирался Совет старейшин знатных родов.

Начало VI века до нашей эры – время реформ Солона, мудрого афинского законодателя. В 594 году до нашей эры он был избран архонтом. Реформы Солона положили начало к формированию в Афинах демократического города-государства – полиса. В Афинах возникает новый центр общественной и политической жизни на Агоре, расположенной к северо-западу от Акрополя. Интенсивное строительство в Афинах развернулось в период тирании Писистрата, прилагавшего много усилий для украшения и благоустройства города. Новые здания были воздвигнуты на Агоре: храмы Аполлона и Зевса, алтарь двенадцати богов.

На Акрополе Писистрат и его сыновья также предприняли большое строительство» Старый храм Афины был обнесён со всех сторон колоннадой. Были построены новые Пропилеи, был воздвигнут алтарь, посвящённый Афине-Нике. Большое число статуй, принесённых афинскими гражданами в дар богине-покровительнице города, украшало Афинский Акрополь. Спустя некоторое время афиняне добились военного превосходства, а после разгрома персов, в котором сыграли значительную роль, наступил период наивысшего расцвета Афинского государства. Во главе его стоял Перикл, время правления которого (444/43-429 годы до нашей эры) по праву считается золотым веком Афин.

Они не только превратились в одно из самых сильных и влиятельных государств Греции, но также стали центром культурной и художественной жизни всего античного мира. Афины возглавили Морской союз (Делосская лига), объединивший многие полисы Северной Греции и островов Эгейского моря. Казна союза хранилась в Афинах, которые могли ею распоряжаться. Это обстоятельство, а также богатейшая добыча, полученная афинянами после победы над персами, позволили осуществить широкую программу строительства в городе. Был претворен в жизнь грандиозный замысел создания нового ансамбля афинского Акрополя.

Во главе этой колоссальной работы стоял величайший скульптор Греции Фидий, создавший для украшения Акрополя две статуи Афины – Промахос (Воительницы) и Парфенос (Девы). Под руководством Фидия работала целая плеяда выдающихся архитекторов и скульпторов. Один за другим воздвигались памятники, ставшие лучшими образцами классической греческой архитектуры: величественный Парфенон, лёгкий и изящный храм Ники Аптерос, парадные Пропилеи, второй по величине храм афинского Акрополя – Эрехтейон. Афинский Акрополь в полной мере выражал величие города, бывшего по свидетельству древних греков, признанной столицей Эллады.


И, действительно, последующие столетия, вплоть до византийского времени, не оставили почти никаких следов на Акрополе. Проигранная Афинами Пелопоннесская война положила конец процветанию Афин, утративших в IV веке до нашей эры первенствующее положение среди греческих городов. Политический упадок Афин завершило подчинение Греции власти македонских царей. В середине II века до нашей эры Римская республика подчинила Грецию. В начале I века до нашей эры Афины попытались сбросить власть Рима. В 87 году до нашей эры римский полководец Сулла после долгой осады взял город и жестоко его разграбил. Первое место среди его добычи занимали произведения греческого искусства.

В 267 году нашей эры город подвергся разрушительному набегу готов и герулов. С распространением христианства Афины всё более утрачивали значение центра эллинской культуры. Закрывались философские школы, а в 529 году декретом императора Юстиниана были изгнаны из Афин последние философы и риторы. Древние храмы были превращены в христианские церкви. После этого храмы использовались как в светских, так и в религиозных целях. Внутренний интерьер этих храмов подвергся коренной переделке. Новый этап истории города начинается с крестовыми походами. После четвёртого крестового похода и взятия Константинополя вошла в состав Латинской империи.

Афины стали столицей герцогства Афинского, в котором за 250 лет его существования (1205-1456 годы) сменился ряд правителей. Пропилеи были превращены во дворец, а в 1456 году, когда Афины были захвачены турками и Акрополь стал турецкой крепостью, Пропилеи стали казармами и пороховым складом. В 1656 году случайный взрыв на этом складе уничтожил почти всю центральную часть здания. Парфенон из греческого храма превратился в римский, потом – из византийской церкви в франкский собор, чтобы впоследствии просуществовать несколько веков в качестве турецкой мечети. А Эрехтейон, видимо, потому что его украшали женские фигуры, одно время служил гаремом.

Венецианский дипломат Уго Фаволи писал в 1563 году, что над Акрополем «возвышаются сверкающие золотые полумесяцы», а в юго-западной части Парфенона поднялась высокая и тонкая башня минарета. Но, несмотря на всё это строения на скале всё ещё напоминали, и, наверное, куда больше, чем нынешние развалины – исконный Акрополь: древний, заполненный скульптурами, раскрашенными в яркие цвета. Печально, но все эти великолепные образцы архитектуры сохранились только на гравюрах и рисунках того времени: здания были разрушены во время осады венецианцев. Турки разобрали храм Ники Аптерос, а материал использовали для постройки бастиона.

Позднее венецианцы, держа турецкий гарнизон в осаде, пушечным ядром взорвали Парфенон, который был превращён в пороховой склад. Была разрушена вся целла храма, пожар бушевал два дня и две ночи. Разрушение Парфенона и взятие Акрополя было бессмысленным: венецианцы вскоре покинули Афины, и на Акрополь вернулись турки, На некоторое время для Афин кончился период войн, но не разрушений. Любители древностей, проникавшие сюда, не только восхищались ими, но и старались похитить их.

Вершина Афинского Акрополя (Греция)

Сегодня, как и две тысячи с половиной лет назад, на вершину Акрополя ведёт только одна дорога. Во времена Перикла на Афинский Акрополь вела мощёная дорога, взбиравшаяся по его пологому склону. Над большой площадкой возвышаются Пропилеи. На площадку выходят ворота, обрамлённые двумя пилонами. В 1853 году их открыл археолог Бейле – по его имени они названы воротами Бейле. Отсюда дорога шла вверх, к Пропилеям.

Вершина Акрополя открыта для посещения ежедневно апрель-сентябрь 8:00-19:30; октябрь-март 8:00-16:30, вход стоит 12 €, бесплатно в дни государственных праздников и в воскресенье ноябрь-март. Покупая билет, вы оплачиваете посещение театра Диониса, античной Агоры, римского Форума, Керамейкоса и храма Зевса, и любую из этих вы можете посетить прежде Акрополя, но проследите за тем, чтобы вам не продали отдельный билет вместо общего (билет действителен в течение 4 суток).

Рюкзаки и большие сумки вносить запрещено – багаж можно сдать в камеру хранения у главной билетной кассы. Столпотворение на Акрополе бывает ужасающим – не желаете, чтобы вас растоптала толпа? Выбирайтесь с утра пораньше или к вечеру, больше всего народу бывает здесь поздним утром, когда собирается очень много автобусов с туристами, которые вскоре отправятся на ланч.

Пропилеи в 437-432 годы до нашей эры построил Мнесикл, пропорции строения гармонировали с недавно завершённым Парфеноном. К центральной части Пропилей примыкают боковые крылья. Возвели их из того же пентелийского мрамора (добытого в копях на горе Пентеликон, что к северо-востоку от города), что и храм, а по величию и архитектурному совершенству, как и по производимому впечатлению, Пропилеи почти сравнимы с Парфеноном. Мнесикл впервые соединил в одной конструкции обычные дорические колонны с колоннами ионического ордера, которые выше и изящнее.

Колонны как бы подготавливают своим торжественным ритмом то благоговейное настроение, которое должно было охватывать древних афинян, вступавших на территорию святилища богини – покровительницы города. Пропилеи стали самым почитаемым памятником Афин. Северное крыло Пропилей состоит из наружного портика и обширной прямоугольной залы за ним. В античное время здесь находилась знаменитая Пинакотека – первая в мире художественная галерея. Здесь хранились произведения крупнейших греческих художников классической эпохи, в том числе Полигнота. Творил он во второй четверти V столетия до нашей эры, а шесть веков спустя, уже в римскую эпоху, его произведения описал Павсаний в своём путеводителе «Описание Эллады». Северному крылу Пропилей соответствует южное, но оно меньше.


Считается, что Мнесикл сознательно уменьшил размеры южного крыла, потому что учитывал наличие храма Ники Аптерос (Афины Победительницы). Нельзя не удивляться тому, с каким мастерством Мнесикл и автор проекта храма Ники Аптерос Калликрат решили сложную задачу – соединить в одном ансамбле эти два здания. За воротами заметен один из лучше всего сохранившихся участков Панафинейского пути – Священной дороги, которой шествовали участники Панафиней, устраивавшихся раз в четыре года празднеств в честь божественной покровительницы полиса (изображения этих процессий украшали фриз Парфенона).

Шествие начиналось в городе, у главного кладбища Керамикос, и, пройдя через Пропилеи, направлялось к Парфенону, а затем к Эрехтейону. В будни большая часть Священного пути использовалась как обычная дорога. В древности шествия проходили мимо десятиметровой бронзовой статуи Афины Промахос, то есть Афины Воительницы, и недавно точно установили место, где стоял постамент скульптуры. Статую изваял Фидий, символически отобразивший в скульптуре сопротивление афинян персам. В византийскую эпоху скульптуру перевезли в Константинополь (нынешний ), где её уничтожила разъярённая толпа, уверовавшая в слух, что указующая длань богини навела в 1204 году на город крестоносцев.

Простой и изящный храм Ники Аптерос решено было построить в честь победоносного завершения войны с персами в 449 году до нашей эры. Но строительство было завершено лишь в 427-424 годах до нашей эры. Он стоит на трёхступенчатом постаменте. Его монолитные колонны близки ионийским колоннам Пропилей. Теперь храм появился вновь обновлённым: его разбирали, а фрагменты увозили – почистить и отреставрировать. Забавно, но это случается не впервые: турки в 1685 году разобрали здание, чтобы освободить место для батареи.

Через двести лет реставраторы собрали разрозненные части и воссоздали первоначальный облик храма. Не менее впечатляет восстановление рельефов фриза храма из осколков. Самый замечательный образец искусства, как древних художников, так и реставраторов позапрошлого века вы увидите в музее Акрополя, это – «Ника, примеривающая сандалии». На фризе храма очень реалистично изображена победа афинян над персами в сражении при Платее.

С площадки пиргоса храма Ники Аптерос открывается прекрасный вид на весь город и на Саронический залив, воды которого омывают берег Аттики. С этим связан один из поэтических мифов Древних Афин, который пересказал Павсаний. Миф рассказывает историю о царе Эгее, который ожидал, когда появятся белые паруса и ознаменуют возвращение его сына Тезея, отправившегося на , чтобы убить Минотавра. Тезей же, который возвращался с победой, забыл о своём обещании поменять чёрные паруса на белые. Отец, увидев вдали чёрные паруса, решил, что сын погиб, в отчаянии бросился вниз на скалы и разбился.


Лучше всего, пожалуй, смотреть на храм, если пройти через Пропилеи и встать чуть правее. Оттуда же вы можете увидеть неподалёку то, что осталось от святилища Артемиды Бравронской. Хотя назначение его не очень понятно, известно, что в нём некогда находился Троянский конь, выполненный в бронзе. Сильно бросается в глаза участок микенского вала (параллельного Пропилеям), включённого зодчими Перикла в общий строительный план классического периода.

  • Античный памятник Парфенон в Афинском Акрополе (Греция)

Парфенон, посвящённый богине Афине-Парфенос (Деве), был построен в рамках реализации программы Перикла. Храм был задуман как новое святилище Афины. Внутри храм был разделён на две неравные части. В главной, восточной, находилась знаменитая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. В глазницы статуи были вставлены драгоценные камни, а на груди в центре панциря вырисовывалась смертоносная голова Медузы Горгоны, выполненная из слоновой кости. Изваянную Фидием статую установили в полумраке предназначенного для неё зала – целлы, и она находилась там до V века до нашей эры. До наших дней статуя не дошла, но сохранились многочисленные позднейшие копии, в том числе замечательная римская копия, выставленная в .

Парфенон, как и другие классические храмы, стоял на стилобате, каждая из ступеней которого имела высоту 0,55-0,59 метров. Но грандиозность его не подавляет зрителя, в этом особенность греческой архитектуры, её глубокий гуманизм. Парфенон является классическим образцом греческого храма дорического ордера, но в то же время его архитектура отличается рядом неповторимых индивидуальных особенностей. Пропорции колонн и антаблемента, соотношение числа колонн на сторонах храма (число колонн на продольной стороне на одну больше удвоенного числа колонн фасада, то есть 8 и 17) строго соответствуют нормам, выработанным классической греческой архитектурой. Умело использовались такие приёмы, как небольшое утолщение и наклон угловых колонн к центру, энтазис – припухлость ствола колонны, лёгкий выгиб ступени стилобата.

Все эти особенности должны были возмещать ошибки зрительного восприятия, так как абсолютно прямые линии воспринимаются на расстоянии человеческим глазом как слегка вогнутые. В результате Парфенон вырастает перед глазами как идеальное по чётким, гармоничным линиям и пропорциям здание. Празднично-нарядным некогда выглядел Парфенон с его беломраморными колоннами и стенами, увенчанными скульптурными фризами и фронтонами, в которых широко применялась полихромия: фон фронтонов и меток был окрашен в тёмно-красный цвет, фриза – в синий. На этом цветном фоне особенно чётко выделялись фигуры, сохранявшие цвет мрамора. Детали же их также были окрашены или позолочены. Весь скульптурный декор Парфенона был подчинён одной цели – прославлению родного города, его богов и героев, его народа.


Храм украшал фриз тонкой работы. Тема фриза – прославление афинского народа в день празднования Великих Панафиней. Главный, восточный, фронтон Парфенона был украшен композицией, изображавшей миф о рождении богини Афины. На западном фронтоне изображена легенда аттическая – о споре Афины с Посейдоном за власть над Аттикой. Большая часть фронтона, центральные колонны и целла разрушены в 1687 году, когда Афинский Акрополь осадили венецианцы. Лучшие образцы сохранившихся скульптур теперь находятся в – это так называемые «мраморы Элджина». Несколько подлинных скульптур, фрагментов, наряду с макетом храма, можно увидеть в музее Акрополя, а станцию метро Акрополи украшают очень хорошие репродукции храма.

  • Древний храм Эрехтейон в Афинском Акрополе (Греция)

Севернее Парфенона возвышается Эрехтейон. Миф рассказывает, что когда Афина ударила копьём о землю, то из неё выросло оливковое дерево, а из земли ключом забила морская вода. Победительницей олимпийские боги объявили Афину. Павсаний пишет, что видел и оливковое дерево, и морскую воду, и добавляет: «Необычайно в этом колодце то, что когда ветер дует, в нём словно бы плещется море». Эрехтейон – совершенно уникальный памятник. Своеобразие его ассиметричного плана объясняется тем, что этот храм объединял целый ряд различных святилищ. Большая часть их существовала на данном месте до постройки Эрехтейона. Постройка Эрехтейона была предусмотрена планом грандиозного строительства на Акрополе, разработанным при Перикле.

Эрехтейон был главным местом культа богини Афины, местом хранения её древней статуи. Храм был назван по имени одного из древнейших легендарных царей и героев Афин – Эрехтея. Автор проекта этого храма неизвестен. Некоторые учёные, находя аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилей, считают, что им мог быть Мнесикл. Когда-то здесь находилось одно из священных мест, где на скале можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона во время его спора с Афиной. Здесь же находился Кекропейон – могила и святилище первого легендарного царя Аттики – Кекрона. Над ним возвышается знаменитый портик кариатид. На высоком цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика.

Спокойно стоят эти величавые и сильные фигуры. Падающие вертикально вниз складки дорического длинного пеплоса напоминают каннелюры колонн. Кого изображали эти девушки? Существует правдоподобное предположение: в число служительниц культа Афины входили аррефоры, юные девушки, избиравшиеся из лучших афинских семей сроком на один год. Они принимали участие в изготовлении священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины. Время и люди не пощадили статуй кариатид. Пять подлинных статуй находится в музее Акрополя. Одну из них выломал лорд Элджин. Она заменена копией.


Южный склон Афинского Акрополя (Греция)

Попасть на южный склон Акрополя (ежедневно лето 8:00-19:00; зима: 8:30-15:00; 2 € или по единому билету на Афинский Акрополь) можно с того места, где стоит главная билетная касса, или же с пешеходного проспекта Леофорос Дьонисиу Ареопайиту, – это там, где станция метро Акрополи. Доминирует на южном склоне акропольского холма построенный во II веке римский театр (одеон) Герода Аттика, который был отреставрирован и в настоящее время в период летних фестивалей является сценой для музыкальных спектаклей и постановок древнегреческой драмы. К сожалению, посетителей пускают внутрь только на представления, в другое время доступ закрыт.

Но есть ещё театр Диониса, который находится также у южного склона Акрополя. Это одно из тех мест в городе, которые побуждают вспоминать о прошлом: именно здесь впервые были поставлены шедевры Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Здесь же ежегодно ставили трагедии – и каждый афинянин мог принять участие в постановке и в хоре. В IV веке до нашей эры театр перестроили, и он стал вмещать около 17 тысяч зрителей, 20 из 64 ярусов античного театра дошли до наших дней. Здесь можно увидеть большие мраморные кресла в первом ряду, которые предназначались жрецам и высшим должностным лицам, о чём свидетельствуют надписи на креслах.

В центре стоит кресло для жреца бога Диониса, рядом кресло для представителя Дельфийского оракула. Полукруглая орхестра театра вымощена каменными плитами, образующими в центре узор. Орхестра замыкается невысокой скеной, передняя сторона которой украшена рельефами, изображающими различные эпизоды из мифов о Дионисе. В середине фриза помещена выразительная фигура Силена, спутника бога Диониса: согнувшись, он как бы держит на своих плечах вымостку пола скены. Вокруг театра суета и строительная техника – ведутся археологические раскопки, обещающие дать интересные результаты.

Над театром возвышаются скалы Акрополя. Их венчает мощная оборонительная стена. У стены видны две коринфские колонны – остатки сооружения римского времени. Под ними темнеет вход в часовню в скале, ограждённый канатами. Некогда он был посвящён Дионису, теперь часовня Богоматери – Панайия Спилиотисе. К западу от театра находятся руины Асклепиона – святилища, в котором поклонялись богу исцеления Асклепию, оно было построено вокруг священного источника. В византийскую эпоху была возведена церковь святых целителей Космы и Дамиана, от которой остались лишь развалины. Рядом с дорогой протянулся фундамент римской стои Эвмена, ряды колонн которой тянулись до театра Герода Аттика.


  • Музей Афинского Акрополя (Греция)

После десятилетий проволочек, к тому моменту, как вы читаете эту статью, уже точно будет окончательно открыт новый Музей Акрополя (открылся 20 июня 2009 года) у южного склона Акрополя, метро Акрополи. Выглядит он великолепно. Архитектурные достопримечательности на верхнем этаже, в стеклянных витринах и с видами прямо на Парфенон. Здесь, как надеются, будут вновь объединены мраморные скульптуры из Парфенона (те, которые сейчас в Музее Акрополя, и те, которые, возможно, будут возвращены – мраморные скульптуры Элджина). Чтобы ускорить и облегчить возвращение этих скульптур, греки согласны, чтобы им просто предоставили их для экспозиции, или чтобы часть музея была «Британским музеем в Афинах», тогда владелец не изменится.

До сих пор игнорировал все предложения, но многие продолжают верить, что комплектация нового музея – с пробелами на местах отсутствующих экспонатов – наконец принудит Британский музей Лондона к принятию шагов навстречу. Среди экспонатов из старой коллекции, большую часть которых вы можете увидеть на новых местах, скульптуры, украшавшие фриз Старого храма Афины (VII-VI века до нашей эры), которые частично сохранили свою богатую раскраску. Чуть далее находится Мосхофор – мраморная статуя (570 год до нашей эры) – одна из самых ранних мраморных статуй, найденных на Акрополе. Скульптор изваял юношу, несущего на плечах жертвенного телёнка. Экспонируется также одно из наиболее драгоценных сокровищ музея – собрание статуй кор.

Статуи изображали жриц богини Афины и стояли близ её храма. Здесь же находится интересная статуя всадника тонкой работы. Большинство статуй относится ко второй половине VI века до нашей эры, когда в Аттике работали ионийские скульпторы. Они создали новый тип коры, может, менее выразительный, но более нарядный. Здесь вы также можете увидеть очаровательную скульптуру, которую греки называют Сандализусса: Афина-Ника (Победительница) примеряет сандалии. Наконец, выставлено пять подлинных кариатид с Эрехтейона. На самом нижнем этаже есть застеклённый полуэтаж, в котором размещены экспонаты раннехристианских Афин, обнаруженных при проведении строительных работ.

  • Холм Ареопаг Афинского Акрополя (Греция)

Чуть ниже входа на Афинский Акрополь вы увидите высокие неудобные высеченные в скале ступени, ведущие к Ареопагу. На этом «холме Ареса» в эпоху правления царей-басилеев заседал Суд старейшин, высший орган афинского государства. Суд разбирал дела об убийствах. И первыми, кого они судили, были, по мифам, бог Apec, убивший Аллиротея, сына Посейдона, и Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры, который, мстя за отца, убил свою мать. Победа демократии отняла у Суда старейшин власть и передала её народному Собранию (оно заседало на Пниксе).

Персы, осаждая Афинский Акрополь в 480 году до нашей эры, раскинули здесь свой лагерь, а в римские времена апостол Павел читал проповедь. До наших дней свидетельства древнего величия не дошли, холм засыпан окурками сигарет и пустыми банками из-под пива – то и другое остаётся от туристов, отдыхающих здесь после экскурсий по Акрополю и попутно наслаждающихся видами. А виды здесь хороши – вниз на Агору и вперёд на древнее кладбище в Керамикос.

Вконтакте

— это сердце и главная туристическая достопримечательность Афин и Греции. Хорошо видный со всех сторон (в запрещено строительство
высотных зданий, чтобы не закрывать вид на Акрополь ) он служит прекрасным ориентиром для передвижения по городу.

Ежегодно Акрополь Афин посещают миллионы туристов и путешественников со всех уголков планеты.

Акрополь с древнегреческого языка переводится как укрепленное место в городе.
Акрополь является древнейшим населенным местом Афин. Уже во времена архаического периода здесь располагались величественные храмы и скульптуры, которые поздние поколения греков считали наследием циклопов. В Микенский период (15 -13 в до н.э) Акрополь являлся царской резиденцией.

Именно здесь находилась резиденция легендарного Тесея (победителя Минотавра), если, конечно, его личность не была мифической.

Во время греко-персидских войн Акрополь был полностью разрушен персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после победы над персами и изгнания врагов из Эллады . В 447 г. до н.э. под руководством знаменитейшего скульптора на Акрополе началось новое строительство. , храм Ники, Эрехтейон — это те шедевры, которыми мы наслаждаемся и по сей день.

Ворота Бюле

Эти ворота названы в честь французского архитектора Эрнеста Бюле , который в 1825 году производил раскопки Акрополя. Это одни из двух ворот Акрополя, которые были сделаны в крепостных стенах после набега герулов в 267 году.

Святилище Афродиты Пандемос

Справа от ворот Бюле находятся развалины храма Афродиты . В настоящие время от храма остался лишь архитрав украшенный гирляндами и голубями.

Святилище Артемиды Бравронии

Этот храм находился в восточной части Акрополя , недалеко от развалин микенских стен. Храм представлял собой дорийскую колоннаду с двумя крыльями в форме “П”. Создание храма приписывается Писистрату, который происходил из района Бравронии,
где культ Артемиды был широко распространен. В боковых крыльях колоннады храма хранилось две статуи богини: первая – древняя деревянная статуя, изображающая богиню сидящую на троне, и вторая, которая была творением скульптора Праксителя .

Халкотека

Восточнее храма Артемиды находилась Халкотека , здание, которое использовалось для хранения металлических предметов, относящихся к культу богини Афины . Здание было построено в середине 5 века до н.э., а в римский период была произведена реконструкция здания.

На Южном склоне Акрополя находится самый древний из известных театров,- театр Диониса (бога виноделия). По легенде жители Афин убили Диониса, когда он прибыл в Аттику и впервые дал попробоватьлюдям вино, подумав что Дионис пытается их отравить. Потом одумались и стали очень бурно отмечать дионисии — празднества в
честь ими же убитого бога. В конце концов, это все привело к созданию театра. Именно в этом театре впервые были показаны шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана .

В 6 – ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта – апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид , выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен
был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса , но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому
же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга , деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата – дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя .

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия .

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс , а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар , приносящий в жертву Дионису козу, а
справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Храм Августа

Неподалеку от восточного входа в Парфенон находился храм Ромы и Августа . Храм был построен в 27 году до н.э. тогда, когда Октавиан получил звание Августа. Это был небольшой круглый храм с диаметром 8,50 метров и 9 ионическими колоннами. На подножии колонн существовала надпись, которая гласила, что храм посвящен Роме и
Августу от благодарных афинян.

Святилище Зевса Полиея

На севере-востоке от Парфенона находятся развалины Храма Зевса . Он состоял из четырехугольной ограды, внутри которой была отдельная огороженная территория с маленьким храмом и залом даров. В храме в честь Зевса осуществлялся ритуал Дииполии.

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики. Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия .

В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в
Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был
устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста.
Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.

Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль , на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

Медная статуя Афины

На территории Акрополя находилось множество даров и подношений от различных городов и простых жителей. Особенно ценным была статуя Афины . Статуя была установлена между Эрехтейоном и Пропилеями и была высотой в 9 метров. Согласно Павсанию, наконечник копья статуи и блеск ее шлема были видны кораблям, которые шли от мыса Сунион в Пирей.

Одеон Перикла

Восточнее театра Диониса находился знаменитый Одеон Перикла , построенный в 447 году до н.э. и предназначавшийся для музыкальных конкурсов. Одеон был уничтожен во время штурма Акрополя легионами Суллы в 86 году до н.э. и восстановлен царем Кападокии Ариобарзаном Вторым. Окончательно театр Перикла был разрушен герулами в 267 году до н.э.

Между театром Диониса и Одеоном Ирода Аттики расположена колоннада
Эвминия Второго (царя Пергама), которая была построена во 2 веке до н.э. в дар Афинянам. Колоннада имела в древности крышу и использовалась жителями в качестве променада для прогулок.

В 5 веке, с приходом христианства, стал церковью Богоматери. После завоевания Греции турками храм превратили в мечеть, а затем - в арсенал. был разобран.

В 1687 году во время после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть , и вдобавок при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.

В 19 веке фризы и оставшиеся статуи Парфенона были вывезены в Англию, где их можно наблюдать в Британском Музее .

Музей Акрополя

Музей Акрополя был открыт в 1878 году. Первоначально здание музея располагалась в маленьком помещении сразу за Парфеноном.

Коллекция музея состоит из экспонатов, которые были найдены во время археологических раскопок Акрополя .

К его сокровищам относятся сохранившиеся части фризов Парфенона а также скульптуры греческих мастеров 5 века до н.э.

Экспонаты музея выставлены в хронологическом порядке. Это фронтонные скульптуры храмов Акрополя с изображениями битвы богов с гигантами, сцены борьбы Геракла с различными мифическими существами, а также скульптура Мосхофороса, или молодого человека несущего на плечах теленка (570 год до н.э.)

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.

Памятка туристу

Акрополь открыт ежедневно с 8 утра и до 6:30 вечера.

Время работы Акрополя может немного изменяться в зависимости от
сезона. На Акрополь запрещено проносить любые сумки (их можно оставить у входа в Акрополь)

Входной билет стоит 12 евро, но по этому билету можно также посетить Агору и Храм Зевса .

Акрополь на карте Афин

Акрополь (от греческого слова » акрополис» — что в переводе означает » верхний город») — представляет собой укрепленную часть города, находящуюся на возвышенности и предназначенную для обороны города в военное время. Акрополь был местом изначального поселения людей, а уже значительно позже вокруг него был построен нижний город, не имеющий значительных защитных сооружений.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления. Такая цитадель в Древней Греции называлась Акрополем. Однако постройка выполняла не только роль внутренней крепости — греки хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священные очищающие душу силы и бессмертие.

Бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепили вход в Акрополь лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. На акрополе были расположены храмы, посвященные древнегреческим богам. Одним из выдающихся памятников мировой архитектуры является Акрополь в Афинах.

Афинский акрополь занимает скалистый холм высотой более 150 метров. Его вершина пологая, и храмы построены на нем в восходящем порядке. Холм в ширину достигает размеров 170 метров, а в длину — около 300 метров.

Структура акрополя в Афинах.

Ансамбль Афинского Акрополя имеет в своем составе несколько храмов и других важнейших объектов, среди которых можно назвать следующие:

  • — это центральный и самый главный храм Акрополя, посвященный покровительнице городе, богине Афине. Построен храм в середине 5 века до нашей эры архитектором Калликратом.

  • Гекатомпедон — один из древнейших храмов в составе Акрополя, который был построен в честь богини Афины, который был построен значительно раньше Парфенона.
  • — храм в составе Акрополя, расположенный севернее Парфенона, который также имел важное религиозное и культовое значение. Эрехтейон был посвящен богине мудрости Афине, богу морей Посейдону, а также легендарному афинскому царю Эрехтею.

  • Статуя Афины Промахос — огромная бронзоая статуя богини Афины — покровительницы города — полиса. Ее автором стал скульптор Фидий, который воздвиг статую в 465 — 455 годах до нашей эры на возвышенном постаменте между храмами Парфеноном и Эрехтейоном.

Афина держит в руках щит и копье, а на голове статуи красуется золотой шлем. Копье также было сделано из чистого золота. В лучах солнца они сверкали, и их свет был виден на многие километры. Именно поэтому статуя Афины Промахос служила своеобразным маяком для моряков — по ней они ориентировались и успешно достигали берегов Эллады.

  • Пропилеи — представляют собой проход, ограниченный колоннадой, который предназначен для торжественных шествий. Пропилеи не случайно стали визитной карточкой Акрополя — их стройная колоннада оформляет вход в ансамбль.

  • Храм Ники Аптерос — посвящен богине Нике — победительнице. Храм расположен в юго — западном направлении от Пропилей. Он построен на выступе скалы, и поэтому дополнительно укреплен опорной стеной высотой в 8 метров. Храм Ники был построен Калликратом в 427 — 424 годах до нашей эры.

  • Элевсинион
  • Бравронейон — это святилище богини Артемиды Бравронской, которое было расположено в углу Акрополя рядом с Халькотекой. Богиня Артемида покровительствовала беременным женщинам и роженицам. храма отличается простотой и изяществом.

  • Халькотека — специальное здание, в котором были собраны для хранения оружие, ритуальные предметы и утварь для совершения жертвоприношений. Именно здесь хранились принадлежащие городу копья, щиты, панцири, катапульты, а также трофейное оружие, добытое в честном бою у неприятеля.

  • Пандросейон — это храмовая постройка — святилище, построенное в честь дочери первого царя Аттики Кекропса, которую звали Пандроса. Двор святилища имеет трапециевидную форму. На его территории расположен алтарь бога Зевса Геркея — покровителя семейного очага.

  • Аррефорион — это сооружение небольшого размера, служащее для проживания четырех аррефор — молодых девушек знатного происхождения, которые ткали пеплос, предназначенный в подарок богине Афине во время проведения ежегодных Панафинейских игр.
  • Афинский алтарь — специальное место во дворе Акрополя, на котором было принято совершать ритуальные жертвоприношения в честь древнегреческих богов. Обычно жертвы необходимо было приносить во время проведения торжественных мероприятий и праздников.

  • Святилище Зевса Полиея
  • Святилище Пандиона — на сегодняшний день представляет собой руины разрушенного здания, которое в древности находилось в юго — восточной части Афинского Акрополя. Это небольшое сооружение было храмом легендарного древнегреческого героя Пандеониса, одного из афинских царей.
  • Одеон Герода Аттического — представляет собой постройку в виде древнегреческого театра, рассчитанного для посещения 5 тысяч зрителей. Здание было построено в 165 году нашей эры по заказу греческого оратора и философа Герода Аттика в память о своей умершей супруге Регине. На сегодняшний день здание сохранилось практически полностью, и в нем проводятся спектакли и концерты.

  • Стоя Эвмена — это двухэтажное здание, в которого присутствуют колонны дорического ордера. Внутри сооружения расположены ионические колонны, а верхний ярус украшают капители, выполненный в пергамонском стиле. Впереди Стои находятся остатки фундамента памятника Никию. Стоя Эвмена была построена на склоне холма, и свое название получила по имени архитектора Эвмена II Пергамского.
  • Асклепион — это древнегреческий храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Святилище имело не только религиозно — культовое значение, но и выполняло функции лечебного учреждения. Асклепионы способствовали развитию медицинской науки в Древней Элладе.

Лечением больных занимались жрецы бога врачевания — асклепиады. Поначалу выполнялись только определенные ритуальные действия, но позже жрецы стали использовать различные целебные травы и снадобья. Это помогало излечению больных, а также способствовало накоплению специальных медицинских знаний.

  • Театр Диониса
  • Одеон Перикла
  • Теменос Диониса
  • Святилище Аглавры

Пропилеи.

Этой границей служили колоннада под названием Пропилеи. Греки усовершенствовали ордер, заимствованный из традиционной египетской архитектуры. Колонны Пропилеи выполнены в дорическом ордере, который греки считали воплощением силы и мужества.

Экстерьер Пропилеи не характеризуется симметричными линиями. Правое крыло постройки словно сжалось, чтобы освободить место для мраморного храма. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это колонны ионического ордера — воплощение изящной женственности.

Храм Ники Аптерос.

Богиня победы Ника изображена безоружной, ибо настоящая победа выше оружия. Победа непостоянна, поэтому Ника имеет орлиные крылья. После греко — персидских войн греки утверждали, что поселившись в их городе, Ника никогда уже его не покинет, и поэтому изображали победу без крыльев, а сооружение назвали храмом Бескрылой Победы — Ники Аптерос. Таким образом, Победа стала для Афин домашней богиней.

И, как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из барельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии. Храм Ники расположен непосредственно перед входом в Акрополь. Левое крыло Пропилеи — просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи — Пинакотека.

Статуя Афины Промахос.

Подобно тому, как другие города являлись отдельными друг от друга полисами, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу — миром, в котором реальность сливалась с вымыслом. Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура в чешуйчатом панцире, отлитая из бронзы.

В борьбе за независимость было осознанно единство между людьми и землей. Грек беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, и Афины в любой момент могли снов обратиться к войне. Вооруженный мир существовал в обличии покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной.

Греческие скульпторы не придерживались раз и навсегда установленных стандартов, они постоянно находились в творческом поиске. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест. Каноны греческого искусства не были неизменны и за их строгим соблюдением жрецы не следили. Каждый мастер вносил свои изменения. Также греческому искусству были неведомы раз и навсегда установленные сюжеты.

Мир представлялся грекам в постоянном циклическом движении. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. Скульптура считалась главным из искусств, и работы над созданием скульптурных композиций возглавлял гениальный древнегреческий скульптор Фидий — творец бронзовой статуи Афины.

Как гласил миф, на роль покровителя города — полиса претендовали два божества — Афина и бог морей Посейдон. Во время спора Афина слегка коснулась скалы копьем, и на этом месте выросла олива. В свою очередь, Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода.

Однако боги единодушно признали чудо, сотворенное Афиной, более полезным, и отдали город под ее покровительство. Свое название город также получил по имени богини.

Бог морей Посейдон был еще и богом богачей, в то время как богиня мудрости Афина покровительствовала труженикам. Миф о победе Афины над Посейдоном запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя.

Большинство фигур изображены обнаженными. Идеалом греков была гармония внешней и внутренней красоты, единство тела и духа. Греческие боги, непоседливые, пылкие и деятельные по своему характеру были похожими на самих греков.