Конспект урока "сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени". Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени Сложноподчиненые предложение с придаточным место

1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами : когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом - обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз - в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным .

    [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Копяева).

    (после того как - союз), .

    И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны , он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).

    [указ. сл., (как - союз), ].

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    [Когда?] Когда я был моложе , я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).

    (когда - союз), .

    , (пока - союз).

Обратите внимание!

Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.

Ср.: [Когда?] Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) - придаточное времени; когда - союз; Подошёл момент [какой?], когда надо прощаться - придаточное определительное; когда - союзное слово.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Понятие о сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры

Нерасчлененным СПП с присловной зависимостью противопоставляются СПП расчлененные , в которых зависимость предложенческого типа. Придаточная часть такого СПП содержит указание на определенное обстоятельство, при котором совершается или может совершаться то, о чем говорится в главной (время, условие, причину, следствие и т.д.). Такие придаточные распространяют всю главную часть, реже состав одного из ее сказуемых или обособленный оборот в главной части и прикрепляются семантическими союзами. Исключение представляют только придаточные места, связь которых с главной частью осуществляется с помощью соотносительных слов. Однако и в этом случае соотносительное слово относится не к отдельному слову в главной части, образуя с ним словосочетание, а обычно ко всей главной части или к составу ее ска­зуемого: Казалось бы, совсем не место веселью там, где снаряды роют землю (Овечкин) (придаточная часть места); Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее (Симонов) (придаточная часть времени); До чего же бывает речная вода хороша, если пить ее в полдень большими глотками из каски (Сурков) (придаточная часть условия).

Главная часть СПП расчлененной структуры обычно не требует распространения вообще, выражает относительно законченную мысль, может существовать без придаточной, а также свободно присоединяет и другие виды придаточных. Ср.: Доктор не любил нашего хозяйства, хотя находил его вполне сносным; Доктор не любил нашего хозяйства, чего отнюдь и не скрывал. Такая, «свобода» в присоединении придаточных частей свидетельствует об их нетесной связи с главной. Таким образом, синтаксическая связь в нерасчлененных предложениях предсказуема, а в расчлененных – непредсказуема.

СПП с придаточными места

Придаточные места содержат указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части (с соотносительным слоном там) , на направление дей­ствия главной части, прямое (с соотносительным слоном туда) и обратное (с соотносительным словом оттуда) : Алексей пополз туда, куда ушел самолет (Полевой); Он выехал оттуда, откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

Придаточные места присоединяются к главной союзными словами где, куда, откуда . Они могут распространять главную часть предложения, раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и иметь уточняющий характер. Придаточные места могут занимать по отношению к главной части любое положение.

Придаточные при соотношении

· там... где либо содержат указание на место совершения действия главной части: Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается (Шол.);

· туда... где содержат указание на направленность движения: Настасья посмотрела вперед, туда, где заранее намечена была линия первого гона... (Г. Ник. );

· оттуда... где указывают на исходный пункт движения: Оттуда, где была река, веяло сыростью;

· везде... где ограничивают значение местоименного наречия главной части предложения: Мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит (Л.).

· туда... куда указывается на направление движения: Куда конь с копытом, туда и рак с клешней (посл.);

· там... куда обозначается место совершения действия главной части: Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съеживались и увядали (Гарш.);

· оттуда... куда указывается на исходный пункт движения: Оттуда, куда он указал пальцем, валил дым.

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

, сложносочиненное предложение , придаточное места

Цель: формирование умения распознавать придаточные места и отличать их от других видов придаточных.

Задачи урока:

Обучающая:

  • усвоить материал по сложноподчиненным предложениям с придаточными места с использованием компьютерной программы “Фраза”;
  • отработать навыки работы с тестами.

Развивающая:

  • совершенствовать логическое мышление и монологическую речь обучающихся.

Воспитательная:

  • продолжить формирование информационной культуры, интереса к русскому языку и информатике.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: интегрированный урок с применением компьютерной программы по русскому языку “Фраза”

Оборудование: тесты, компьютер (слайды), мультимедийная установка, компьютерная программа “Фраза”, лист контроля, карточки для рефлексии

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка

В каком случае возможно только одно написание, независимо от значения? (ПО)этому, изморо(З/С)ь, (НЕ/НИ)чьих, запиш(И,Е)те, плач(Ь,-), та(ЖЕ). (Приложение. Слайд1)

III. Актуализация знаний учащихся.

Цель: проверка усвоения основных групп сложноподчиненных предложений по их значению.

Задание 1. Списать предложения, расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения, построить схемы предложений. (Приложение. Слайд 2)

1. Хочу чтоб мой труд вдохновенный когда-нибудь увидел свет.

, (чтоб…) (СПП с придаточным изъяснительным)

2. Детство – это путешествие которое никому не удалось совершить дважды. [сущ] , (которое…) (СПП с придаточным определительным)

3. Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится если говорят об нем с неуважением […], (если). (СПП с придаточным обстоятельственным времени)

В ходе проверки дополнительные вопросы: (Приложение. Слайд 3)

  1. На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
  2. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  3. Назовите средства связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными и изъяснительными.
  4. Что вам известно о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными?
  5. Перечислите виды придаточных обстоятельственных.

Задание 2. Анализ предложения. (Приложение. Слайд 4)

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орел.

– Расставить знаки препинания в предложении, объяснить их, построить горизонтальную схему предложения

– По каким признакам вы определили, что данное предложение имеет придаточное места?

Аргументируйте свой ответ:

– На какие вопросы оно отвечает?

– Каково место придаточного в данном предложении?

– Назовите средство связи.

Итогом работыучащиеся формулируют тему и цели урока. (Приложение. Слайд 5)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику (упр 125), рассмотреть опорную схему и сделать вывод.

2. Работа с предложениями. (Приложение. Слайд 6)

Прочитайте предложения. Рассмотрите и сравните их схемы.

Укажите различия в строении и значении этих предложений.

1) Медведь остановился там, где только что стоял лось.

[…там ], (союзное сл. где… ). – СПП с придаточным обстоятельственным места

2) Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

[…той + сущ. ], (союзное сл. где… ). – СПП с придаточным определительным

2. Заполнение таблицы (Приложение. Слайд 7)

V. Закрепление. (Приложение. Слайд 8)

На столах учащихся карточки.

Задание. Выпишите только те предложения, в состав которых входят придаточные места.

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

В. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Г. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.

Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

Самоконтроль за выполнением. Ответы (Приложение. Слайд 9)

  • Правильно: Б В Д
  • Определите вид придаточных предложений, которые вы не выписали (устно):

А – придаточное определительное – главное слово “дом” (сущ.) – какой?;

Г – придаточное изъяснительное – главное слово “не знаю” (глагол) – чего?

VI. Итоговый тест.

(Приложение. Слайд 10)

На столах учащихся тесты.

Задание 1. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений в листе вопросника). Знаки препинания не проставлены.

А. Куда ни обращаю взор кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала где ей спрятать гостя.

Д. В том месте где зашло солнце небо ещё грело багряными полосами.

Задание 2 (Приложение. Слайд 11)

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г. Д.

2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.

А. Б. В. Г. Д.

3. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточным места.

А. Б. В. Г. Д.

4. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.

А. Б. В. Г. Д.

5. Найдите сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

А. Б. В. Г. Д.

(По выполнению работы тесты сдаются учителю на проверку, оценка будет объявлена на следующем уроке)

VII. Контроль за качеством знаний учащихся (работа с программой “Фраза”)

.

Чтобы узнать результаты усвоения темы, обратимся к компьютерной программе по русскому языку “Фраза”

Этапы решения поставленной задачи:

  1. Запустить программу-тренажер по русскому языку “Фраза”. <Рисунок 1>
  2. Открыть папку 9 класс.
  3. Выбрать тему “Сложноподчиненные предложения”.
  4. Выбрать один вариант из четырех предложенных (№ 515 – № 518). <Рисунок 2>
  5. Выполнить работу и получить оценку, которую выставит компьютер. <Рисунок 3>

(Учитель контролирует ход работы.)

Учащиеся подсаживаются к компьютерам и выполняют по одному номеру (у них имеется право выбора). <Рисунок 4> Компьютер сам выставляют оценку учащимся после завершения работы над программой. Рисунок 3

Отметка выставляется в лист контроля.

ФИ уч-ся

Лингвист. разминка

Карточки

“Фраза”

В течение урока

Итоговая отметка

VIII. Рефлексия

– Ребята, в течение урока вы меняли виды деятельности. Тот вид деятельности, который понравился вам больше всего, поставьте на первое место, на второе – тот вид деятельности, который понравился, но меньше и так далее по убывающей с 1 по 5 (отметку проставить в карточках).

Образец карточки

IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

X. Домашнее задание с комментированием. (Приложение. Слайд 12.)

Всем: стр. 85-86, знать опорную схему СПП с придаточным места. Из упр. 129 выписать предложения с придаточными места, разобрать ЗСП-4

Индивидуально (опережающее задание): используя таблицу учебника “Виды придаточных обстоятельственных”, построить опорную схему “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени”.

Урок русского языка в 9-м классе

Цель урока: формирование умений: 1) распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных); 2) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1. Лингвистическая разминка

Спишите, расставьте ударения в словах: договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

(Догов о р, стол я р, предполож и ть, крас и вее, н а чал, начал а , парт е р, алфав и т, рж а веть, позвон и т, облегч и ть).

2. Проверка домашнего задания

Вопросы на закрепление. Теория:

— На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.

— На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.

— Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия?

— В каком стиле речи и с какой целью используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения?

Синтаксический разбор предложений.

Последний свой приезд в деревню он помнил так хорошо, будто только сейчас и возвращался обратно.

Живите так, как вас ведет звезда, под кущей обновленной сени.

Кони так сильно устали, что после остановки сразу легли на землю.

3. Изучение СПП с придаточными места

Записать предложения, составить их схемы, определить вид придаточных предложений.

— Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.

— Куда иголка, туда и нитка.

— Нет истины, где нет любви.

Вывод: придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения.

Работа с таблицей «Виды придаточных предложений»:

Вид придаточного На какой вопрос отвечает К чему относится Место придаточного Чем прикрепляется
1. Определительное какой? к существительному в главном предложении после определяемого слова союзными словами который, что, где, куда и др.
2. Местоименно-определительное какой? (кто именно, что именно?) к местоимению в значении существительного до и после определяемого слова союзными словами кто, что
3. Изъяснительное вопросы косвенных падежей к словам со значением мысли, речи, чувства союзами что, как, будто, чтобы , союзными словами кто, что и др.; частицей ли
Обстоятельственные:
4. Степени в какой степени? насколько? после главного союзы и союзн. слова что, как, будто, словно, сколько…
5. Образа действия как? каким образом? к сочетанию с указательным словом после главного союзы и союзн. слова что, как, чтобы, словно…
6. Места где? куда? откуда? ко всему главному предложению свободное (до, после, внутри главного предложения) союзные слова где, куда, откуда

— На какие вопросы отвечают придаточные места?

— Чем прикрепляются придаточные места к главному предложению?

— К чему относится придаточное места?

4. Закрепление. Разбор предложений

Определить вид придаточного, составить схему.

1) Мы не знали, где остановиться на ночлег.

2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

3) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.

Вывод: Одно и то же союзное слово присоединяет к главному разные придаточные (определительные, изъяснительные, места).

5. Работа с учебником

Выполнение упражнения № 135 по вариантам: I вариант предложения № 1 – 5; II вариант предложения № 6 – 11.

6. Тест. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

  1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
  2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
  3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
  4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
  5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

7. Тест

Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.

Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

8. Домашнее задание

  1. Упражнение
  2. Сочинение-миниатюра: опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего поселка.