Фарфоровые статуэтки: ремонт и правильный уход. Фарфоровые статуэтки: ремонт и правильный уход Холодная реставрация керамики

Со временем любой коллекционер устает покупать чашки, и взор его обращается ко всему редкому, высококоллекционному, к тому, что имеется на рынке антиквариата в единичном экземпляре. И как быть если на этом предмете скол на видном месте, а ваза существует такая только одна? Брать или не брать? Этим вопросом я задавалась в последнее время все чаще.

К реставрации все относятся по-разному. Есть любители антиквариата, которые покупают только предметы в люксовой сохранности, а есть те, кто любит все включая трещинки. На рынке иногда попадаются такие предметы, историческая ценность которых велика даже при имеющихся проблемах с их целостностью. И бывает так, что реставрация это единственный способ сохранить и донести их первоначальную красоту для потомков. Особенно это относится к русскому дореволюционному фарфору, которого с каждым годом больше уж точно не становится.

В прошлом месяце я решила исследовать рынок реставрации на практике. И в качестве эксперимента купила несколько предметов с несущественными, но при этом лицевыми дефектами. Забегая вперед, скажу, что я была очень удивлена полученными результатами.

В эту пятницу еще раз посетила реставрационную мастерскую Art Ville как клиент, принеся на реставрацию уже вторую сухарницу, которой требуется небольшое наведение красоты. Дефекты мелкие, но на внешний вид влияют – они на лицевой стороне. Мне, как перфекционисту, они не дают покоя.

Главное, что мне очень хотелось — понять оправданность реставрации предметов антиквариата. Так сказать, выявить соотношение стоимости покупки и стоимости профессионального восстановления предмета. Я сейчас пишу именно о коммерческой, а не о музейной реставрации. О том, чтобы в случае возникшей потребности была вероятность продажи данного предмета по стоимости большей, чем стоимость его покупки плюс стоимость его реставрации.

Например, за восстановление первоначального вида после небольшого скола на фаянсовой сухарнице Кузнецова возьмут примерно 4 000 рублей. Для меня цена оправданная – предмет достаточно редкий. Но уже при такой стоимости реставрация трактирной чашки или тарелки, даже дореволюционной, уже не имеет смысла. Если это не память о любимой бабушке.

Конечно, реставрация реставрации рознь. Часто в Измайлово попадается фарфор с самодельной реставрацией, которую можно отличить невооруженным взглядом. Мое мнение — это только портит предмет, а не увеличивает его стоимость. И часто такое отталкивает покупателей.

Побывав в мастерской Art Ville, мне удалось подсмотреть работу специалистов по реставрации. В конце заметки много фотографий. По ним можно представить какой это серьезный и кропотливый труд.

Мастерские очень завораживают. Там особая рабочая атмосфера. В них можно посмотреть редкие предметы, те, которые можно и не встретить на рынке. Так на фото вы увидите блюдо Хлеб-соль Кузнецова, которое находилось в работе в момент моего посещения. Оно очень красивое.

Мне рассказали о том, что при реставрации каждого предмета материалы, составы и краски подбираются отдельно. И что руководство Art Ville требует от своих мастеров 100% попадания в цвет изделия, делая так, чтобы реставрация была не заметна. И, кстати, мой предыдущий заказ был выполнен на высшем уровне — я так и не смогла после долгого осмотра найти покоцаное место.

Мне показали много предметов как привезенных на реставрацию, так и уже готовых вернуться к владельцам. А еще мне понравилось то, что оценить стоимость реставрации можно скинув фотографии предмета в WhatsApp и быстро получить ответ. А уже после принимать решение о покупке или необходимости восстановления предмета в каждом конкретном случае.

Раньше меня так расстраивала потеря целостности предметов, но теперь я знаю, что у редких экземпляров есть надежда на достойную жизнь!

Что движет людьми, которые принимают решение о холодной реставрации керамики? На что они расчитывают? Можно еще как-то понять людей, впаривающих дилетантам достижения прогресса в области реставрации. Они все таки деньги с этого имеют. Легкие, быстрые, эффектные. Ведь сразу после проведенных работ керамика выглядит как новая и заказчики пребывают в восторге. Можно сколько угодно заниматься этой профанацией в пределах отапливаемого помещения. И то, даже интерьерная керамика в конце концов отторгнет чужеродную краску. Но с экстерьерной керамикой эти забавы не проходят и заказчики по прошествии 2 - 3х лет оказываются перед фактом необходимости проведения новых реставрационных работ. Скупой, как известно, плати дважды. Жадный - всю жизнь.
о храме на Гутуевском острове и его изразцах.
Недавно я вновь посетил этот храм с "ревизией".
Вот как выглядел новый керамический изразец, изготовленый и установленый взамен утраченого в 2008 году:

Вот, как он выглядит осенью 2010:

А вот как выглядит его несчастный визави, "отреставрированный" холодным способом:

Впечатляюще, не правда ли? Деньги были вложены, но смысла в этом не было. Таких примеров там много.


Ну и в том же духе. Даже в Крыму, при всей мягкости тамошнего климата, результат будет плачевный:

Как обычно, фотки кликабельно увеличибельны.
Из последних достижений горе-реставраторов можно назвать двухгавых орлов на Доме офицеров в Петербурге. Умными словами нам пытаются заморочить голову.
"В ходе реставрации Дома офицеров (угол Литейного проспекта и Кирочной улицы) на главном фасаде здания, выходящем на Литейный проспект, обнаружены неизвестные ранее изображения двуглавых орлов с лавровыми деревьями, сообщает пресс-служба Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Работы проводит ЗАО «Ремстройфасад».

До последнего времени цветные изразцы были закрашены краской. При реставрации между оконными проемами третьего и четвертого этажей под слоем краски обнаружены неизвестные ранее живописные художественные панно.

Как сообщил генеральный директор ЗАО «Ремстройфасад» Николай Булыгин, воссоздание утрат на керамических плитках панно, сделанных в майолике, выполняется оригинальными материалами по специальной методике «холодной реставрации», разработанной специалистами компании.

Реставраторы уже завершили очистку фасада Дома офицеров от сажи и копоти, восполнили утраты керамического облицовочного кирпича и капителей. Два майоликовых панно будут отреставрированы осенью 2008 года. Общая стоимость работ составляет около 50 миллионов рублей. "

Ну чтож, поглядим насколько этих "оригинальных материалов" хватит. Думаю уже этой весной можно будет оценить результаты проведенной реставрации. На момент окончания работ они выглядели так:

А работы проводила моя любимая Паллада, оказывается.

Фарфор - древний материал, из которого до сих пор изготавливают посуду, вазы, статуэтки и другие изделия. Однако один из его недостатков - высокая хрупкость. Поэтому многие люди, имеющие в своей собственности изделия из фарфора, вынуждены заниматься ремонтными работами или просить об этом профессионалов. Рассмотрим подробней, как и с помощью чего можно произвести реставрацию изделий из фарфора.

Самая распространенная проблема при ремонте фарфоровых изделий - склеивание отбитых элементов. Для этого используют разные клеящие вещества и составы. В частности:

  • эпоксидные смолы;
  • воскосмоляные мастики;
  • глютиновые клеи;
  • цианакрилатные клеи.

Именно последний тип клеев в настоящее время наиболее распространен. Причина этого заключается в его отличных эксплуатационных характеристиках. В частности, такой клей (он известен многим людям как пресловутый «супер-клей») быстро высыхает, является достаточно жидким, поэтому отлично заполняет трещины и полости между склеиваемыми поверхностями. Однако, несмотря на кажущуюся быстроту высыхания, после процесса склеивания изделие необходимо оставить на 12 – 24 часа, чтобы дать клеевой пленке высохнуть полностью.

Перед тем как склеивать поверхности фарфорового изделия, с ними необходимо произвести подготовительные работы. Они заключаются в тщательной очистке их от пыли и грязи, а также остатков старого клея, если они имеют место. Пыль и грязь органической природы можно удалить с помощью воды, растворителя (ацетона, уайт-спирита, этилового спирта), кисточки и тряпки. Клей - с помощью растворителя или при помощи лезвия, аккуратно срезая его кусочки с поверхности изделия. Если на поверхностях остались остатки от засохших поливинилбутиральных или эпоксидных клеев, то такие изделия следует полностью погрузить в воду и хорошо нагреть. После этого они легко удаляются с поверхности механическим способом.

При склеивании необходимо наносить клей только на одну склеиваемую поверхность. Пропитка в данном случае также не нужна. Однако следует помнить, что цианакрилатные клеи быстро застывают (в течение 100 – 200 секунд), поэтому работать с ними нужно быстро. То есть, ровно выставлять элементы и надавливать на них для получения желаемой поверхности ремонтируемого изделия.

Также следует помнить, что склеивать необходимо не только чистый, но и абсолютно сухой фарфор. Если вам необходимо склеить несколько мелких кусков, то подумайте, в какой последовательности лучше это сделать. Так вы оптимизируете свою работу, а также избавитесь от ошибок в работе. При этом необходимо в первую очередь клеить мелкие куски, постепенно переходя к более крупным. Обычно цианакрилатные клеи не выливаются наружу в процессе склеивания. Однако если клей все же оказался на поверхности, то можно удалить его остатки с помощью лезвия.

Заменить мелкие пропавшие фарфоровые элементы можно с помощью клея (но не цианакрилатного) и порошка талька. Большие куски можно сделать из пластилина, обработав его поверхности двусоставным клеем. При реставрации изделий из фарфора зачастую необходимо наносить узор на их поверхность. Для этого можно использовать акриловые или эмалевые краски, которые используются для работы с фарфором.

Однако проведение сложной реставрации изделий из фарфора порой не под силу обычным людям. Ведь для этого нужны специальные инструменты и материалы, которые имеются лишь в профессиональных мастерских. Кроме этого, там работают профессионалы со специальным образованием, которые знают технологию восстановления изделий из фарфора. На территории Москвы вы за помощью можете обратиться к следующим организациям:

  • ООО «Артвиль», адрес - г. Москва, ул. Зорге, д. 35;
  • мастерская «Стэль», адрес - г. Москва, 1-й Силикатный проезд, дом 8, строение 1;
  • компания Ceramiq, адрес - г. Москва, 2-я Тверская Ямская д. 6/7, стр. 5.

Глаза и руки- главные инструменты настоящего мастера, но в нашей мастерской постоянно испытываются все новейшие материалы, появляющиеся на арт- рынке. Среди постоянных клиентов нашей мастерской – известные брэнды фарфора, керамики и стекла: испанская мануфактура Lladro, саксонский фарфор Meissen , венгерский , австрийский Augarten , немецкий Rosenthal , русский фарфор Кузнецова, братьев Корниловых, ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ

Наши мастера с успехом решают такие сложнейшие проблемы для реставраторов, как реставрация повреждений на кобальтовой глазури, на поверхностях, покрытых кракелюром, золоченых поверхностях, а так же восстановление утрат на фарфоровом кружеве. Последняя технология - изобретение именно наших реставраторов и ее аналогов в Москве пока нет.

Частые вопросы по реставрации фарфора:

На бытовом уровне фарфор можно склеить только при помощи клея. Почти в любом хозяйственном магазине можно видеть эти тюбики, на которых нарисована то отбитая ручка чашки, то вообще антикварная ваза. Ими можно воспользоваться, когда единственная функция склеиваемого предмета - стоять в витрине и когда нужно присоединить небольшой и легкий фрагмент. Но и это стоит делать с большой осторожностью, чтобы исключить смещение черепка.

Демонтировать неправильно присоединенный мелкий фрагмент или осколок в домашних условиях бывает невозможно. Крупные, далеко отстоящие от основания фрагменты (части тела в скульптурах, декор, рожки подсвечников) и функциональные элементы (ручки посуды) обязательно нужно армировать. В условиях мастерской это делается быстро и профессионально. Вы можете быть спокойны за предмет, на месте излома он больше не сломается. Но для того, чтобы использовать посуду, простой склейки недостаточно. Шов склейки обязательно должен быть заполнен специальной мастикой на основе фарфоровой или стеклянной пыли и заполирован, иначе он будет постепенно разрушаться из за попадающей в него воды, пыли и остатков пищи.

На фарфоре "бисквит" и на глазурованом фарфоре места склейки и восполнений видны не будут. В отличии от музейной реставрации, основной принцип которой восстановить целостность, оставив видимыми швы сборки и восполнений, мы завершаем реставрацию только тогда, когда поврежденный участок перестает быть видимым. При золочении фарфора может быть незначительная разница в блеске между родным, прошедшим обжиг, золотом и новым (сусальное или твореное золото). На дорогом антикварном фарфоре золото обычно не восстанавливается, потертое золото не обесценивает и не портит предмет, напротив, говорит о его истории и почтенном возрасте.

Подвергшийся реставрации столовый фарфор не обжигается, поэтому за ним нужен особый уход. Не рекомендуется использовать его повседневно, мыть агрессивными моющими средствами и абразивными порошками, использовать его под горячие или жирные блюда. Однако такие предметы, как сухарницы, сервировочные вазы, конфетницы и фруктовницы можно использовать практически без ограничений. Весь уход - ополоснуть прохладной водой и протереть сухой мягкой тряпочкой.

В некоторых случаях реставрация фарфора на дому возможна, но определить такую возможность может только сам реставратор после осмотра предмета. В этом случае используются материалы и клея, способные полимеризоваться быстро при комнатной температуре, т. к длительная сушка реставрационного слоя опасна оседанием пыли из атмосферы дома (даже если в нем поддерживается идеальный порядок). В мастерской сушка происходит в специальной камере, защищенной от пыли, где поддерживается необходимая температура.

Стоимость реставрации зависит от характера повреждений, количества фрагментов под восстановление, цвета глазури, наличия на восстанавливаемой части позолоты или росписей, необходимости армирования. От стоимости самого предмета цена реставрации не зависит.

Глаза и руки- главные инструменты настоящего мастера, но в нашей мастерской постоянно испытываются все новейшие материалы, появляющиеся на арт- рынке. Среди постоянных клиентов нашей мастерской – известные брэнды фарфора, керамики и стекла: испанская мануфактура Lladro, саксонский фарфор Meissen , венгерский , австрийский Augarten , немецкий Rosenthal , русский фарфор Кузнецова, братьев Корниловых, ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ

Наши мастера с успехом решают такие сложнейшие проблемы для реставраторов, как реставрация повреждений на кобальтовой глазури, на поверхностях, покрытых кракелюром, золоченых поверхностях, а так же восстановление утрат на фарфоровом кружеве. Последняя технология - изобретение именно наших реставраторов и ее аналогов в Москве пока нет.

Частые вопросы по реставрации фарфора:

На бытовом уровне фарфор можно склеить только при помощи клея. Почти в любом хозяйственном магазине можно видеть эти тюбики, на которых нарисована то отбитая ручка чашки, то вообще антикварная ваза. Ими можно воспользоваться, когда единственная функция склеиваемого предмета - стоять в витрине и когда нужно присоединить небольшой и легкий фрагмент. Но и это стоит делать с большой осторожностью, чтобы исключить смещение черепка.

Демонтировать неправильно присоединенный мелкий фрагмент или осколок в домашних условиях бывает невозможно. Крупные, далеко отстоящие от основания фрагменты (части тела в скульптурах, декор, рожки подсвечников) и функциональные элементы (ручки посуды) обязательно нужно армировать. В условиях мастерской это делается быстро и профессионально. Вы можете быть спокойны за предмет, на месте излома он больше не сломается. Но для того, чтобы использовать посуду, простой склейки недостаточно. Шов склейки обязательно должен быть заполнен специальной мастикой на основе фарфоровой или стеклянной пыли и заполирован, иначе он будет постепенно разрушаться из за попадающей в него воды, пыли и остатков пищи.

На фарфоре "бисквит" и на глазурованом фарфоре места склейки и восполнений видны не будут. В отличии от музейной реставрации, основной принцип которой восстановить целостность, оставив видимыми швы сборки и восполнений, мы завершаем реставрацию только тогда, когда поврежденный участок перестает быть видимым. При золочении фарфора может быть незначительная разница в блеске между родным, прошедшим обжиг, золотом и новым (сусальное или твореное золото). На дорогом антикварном фарфоре золото обычно не восстанавливается, потертое золото не обесценивает и не портит предмет, напротив, говорит о его истории и почтенном возрасте.

Подвергшийся реставрации столовый фарфор не обжигается, поэтому за ним нужен особый уход. Не рекомендуется использовать его повседневно, мыть агрессивными моющими средствами и абразивными порошками, использовать его под горячие или жирные блюда. Однако такие предметы, как сухарницы, сервировочные вазы, конфетницы и фруктовницы можно использовать практически без ограничений. Весь уход - ополоснуть прохладной водой и протереть сухой мягкой тряпочкой.

В некоторых случаях реставрация фарфора на дому возможна, но определить такую возможность может только сам реставратор после осмотра предмета. В этом случае используются материалы и клея, способные полимеризоваться быстро при комнатной температуре, т. к длительная сушка реставрационного слоя опасна оседанием пыли из атмосферы дома (даже если в нем поддерживается идеальный порядок). В мастерской сушка происходит в специальной камере, защищенной от пыли, где поддерживается необходимая температура.

Стоимость реставрации зависит от характера повреждений, количества фрагментов под восстановление, цвета глазури, наличия на восстанавливаемой части позолоты или росписей, необходимости армирования. От стоимости самого предмета цена реставрации не зависит.