Старт в науке.

В консультации даётся определение физкульинутки, говорится о её воздействии на организм воспитанников, занятых образовательной деятельностью. Даётся описание основных форм проведения физкультминуток. Также говорится о требованиях, которые предъявляются к проведению физкультминутки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения физкультминуток в процессе образовательной деятельности.

Физкультминутки – кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали) в процессе образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к образовательной деятельности. Длительность физкультминуток 1,5-2 мин.; проводить их рекомендуется начиная со средней группы.

Основные формы проведения физкультминуток

  • В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
  • В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
  • В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в образовательную деятельность по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике.
  • В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
  • В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращать внимание на следующее:
  • Текст стихотворения должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки.
  • Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом.
  • Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.
  • В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование имитационных движений:
  • спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст),
  • трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине)

Требования к проведению физкультминуток

  • Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин. образовательной деятельности – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).
  • Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
  • Упражнения должны быть удобны для проведения на ограниченной площади.
  • Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем организма.
  • Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием образовательной деятельности.
  • Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида образовательной деятельности, её содержания.
  • Комплекс физкультминуток обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.
  • Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
  • Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
  • Не нужно ставить перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке. При повторных проведениях физкультминуток, дети постепенно разучивают текст наизусть и начинают произносить его целиком, соотнося слова с движениями.

Веселая зарядка

Главная мечта любого родителя, отдавшего своего ребенка в детский садик, это, конечно же, чтобы ребенок ходил в садик с радостью. Один из способов заинтересовать детишек садиком и тем, как в нем весело и здорово является регулярное проведение физкультминуток в группах.

Физкультминутки – это кратковременные упражнения, в течение 2-3 минут, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности Упражнения веселой зарядки доступны малышам даже самого младшего возраста. Незатейливая подвижная игра позволяет детишкам знакомиться с возможностями своего тела, а также открыть для себя красоту музыки. Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Темы физкультминуток могут быть самыми разнообразными. Множество стихотворений написано для проведения подвижных игр с детьми. Рифмы предлагают изобразить всевозможных животных, природные стихии, игрушки или технику.

Физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников, проводится с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности. Достигается это тем, что переключение нервной деятельности в одних областях коры головного мозга на другое, создаёт возможность ранее функционировавшим областям коры восстановить обмен веществ. Кроме того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу, что тоже способствует снятию утомления. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности. Физкультминутка устраняет застойные явления в нижних конечностях, в области таза и грудной клетке.

Здоровье детей – наша забота, и применение физкультминуток – один из этапов работы по его сохранению.

Все физкультминутки условно можно разделить на три группы:

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, приседания, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток – мышки, кошки, хомячок, кузнечик, зайка, медведи, петух, аист, жук, ворона; плавцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша во всех группах детского сада. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону. К этой группе относятся, в основном, такие упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы (наклоны, потягивания). Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

Требования к проведению физкультминуток:

Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнения следует вместе с детьми.

Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.

Нельзя принуждать делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания.

Примеры физкультминуток .

1. Буратино потянулся,

Раз – нагнулся два – нагнулся,

Руки в стороны развёл, ключик, видно, не нашёл.

Чтоб ключик нам достать, нужно на носочки встать.

2. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

(дети имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» – выпрямляются).

3. Гриша шёл-шёл-шёл, белый гриб нашёл.

Раз – грибок, два – грибок,

Три – грибок, положил их в кузовок

(декламируя стихотворение, дети имитируют движение грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

4. Приплыли тучи дождевые: – Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые: – Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняется к земле зелёной, Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождик неугомонный, Льёт, льёт, льёт.

(Дети стоят вытянув руки вперёд, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжают встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.)

5. Если нравится тебя, то делай так (два щелчка пальцами над головой).

(два хлопка в ладони).

Если нравится тебе, то делай так (два хлопка за коленками ).

Если нравится тебе, то делай так (два притопа ногами ).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо! »

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай всё.

6. Хомка-хомка, Хомячок

Полосатенький бочок

Вместе с солнышком встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

(дети декламируют стихотворение, выполняя движение.)

7. Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! (прыжки на месте.) Будем в классики играть, Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (п рыжки на одной ножке.)

8. Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не хочу держать в руках – пусть лежат в кармашке (дети показывают ).

Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью. (н агибаются )

Улетел зелёный жук, улетел на крыльях (дети машут руками ).

9. Зайка серенький сидит и ушами шевелит (дети показывают).

Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть (дети показывают) .

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать (дети скачут).

Кто-то зайку напугал – Зайка – прыг – и убежал (дети садятся ).

10. Поднимайте плечики,

Прыг- скок, прыг- скок. Прыгайте кузнечики,

Сели, травушку покушаем, тишину послушаем.

Тише, тише, высоко, прыгай на носках легко.

(Надо оттолкнут ь ся одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

11. Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо), На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям), Да и снова полетели.

12. Мы весёлые матрёшки, ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых, ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сёстры, ладушки, ладушки.

(руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произношении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах; ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.

13. Зайки, где вы пропадали? Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха) А капусту вы не ели? Только носиком задели. Вас бы надо наказать. Так попробуй нас догнать!

14. Мы пилили доску, с утра у нас дела.

Стальные зубы остры, легко идёт пила.

Мы сейчас бревно распилим, пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз-два, раз-два, будут на зиму дрова.

(дети имитируют движения пильщиков.)

15. Вот окошко распахнулось (руки в стороны) Вышла кошка на карниз . (и митация мягкой, грациозной походки кошки) Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево) Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху) Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика) И уселась на карниз.

16. Спал цветок и вдруг проснулся, (т уловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (т уловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (р уки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (р уки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (п окружиться.)

17. Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (н аклоны влево-вправо .) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (д ети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (п риседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (в ращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (в ращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (х одьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (з амедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (б ег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (д ети останавливаются.)

18. Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля) На машине легковой Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой) Колесо спустилось: стоп. (р уки через стороны вниз, присесть)

19.Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (п рисесть) Дунул ветер – полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть)

20. Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте) Видит пирога кусочек. (н аклон вперед, руки в стороны) Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту) Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

21. Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (п рыжки на месте.) Наклонился правый бок . (наклоны туловища влево-вправо .) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки уки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (п рисели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, гибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (п одняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (д вижения головой.) И все дружно вместе встали. (в стали.)

22. Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка- попрыгушка. За прыжком - другой прыжок, Выше прыгаем, дружок! (п рыжки.)

23. Ванька-встанька, (п рыжки на месте) Приседай-ка. (п риседания) Непослушный ты какой! Нам не справиться с тобой! (х лопки в ладоши.)

24. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (о дна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем - будет прок. (п риседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (в ращение головой вправо и влево.)

25. Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.Ножками топчут: топ, топ, топ!Весело хохочут: ха, ха, ха!Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают (приседают, руки свободные)

26 .Утром гномы в лес пошли (шаг на месте) По дороге гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону) Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону) И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу) Гномы в школу опоздали. (р уки к щекам и покачать головой из стороны в сторону )Побежали, заспешили (бег на месте) И грибы все уронили! (присесть)

27.Ой, летали птички, птички-невелички.Все летали, все летали,Крыльями махали. (м ахать руками, как крыльями) На дорожку сели,Зернышки поели.Клю, клю, клю, клю,Клю, Клю, клю, клю.Как я зернышки люблю! (присесть на корточки, указательными пальцами постучать по дорожке) Перышки почистим, Чтобы были чище.Вот так, вот так,Вот так, вот так,Чтобы были чище. (р уками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя) Прыгаем по веткам, Чтоб сильней стать деткам.Прыг-скок, прыг-скок,Прыг-скок, прыг-скок,Прыгаем по веткам. (п рыжки на месте) Быстро встаньте.

28. Руки в стороны - в полётОтправляем самолёт,Правое крыло вперёд,Левое крыло вперёд.Раз, два, три, четыре -Полетел наш самолёт. (н оги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево)

29.Мы сегодня рисовали,Наши пальчики устали.Пусть немножко отдохнут,Снова рисовать начнут.Дружно локти отведем,Снова рисовать начнем. (к исти рук погладили, встряхнули, размяли.) Мы сегодня рисовали,Наши пальчики устали.Наши пальчики встряхнем,Рисовать опять начнем.Ноги вместе, ноги врозь,Заколачиваем гвоздь. (д ети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.) Мы старались, рисовали, А теперь все дружно встали,Ножками потопали, ручками похлопали,Затем пальчики сожмем,Снова рисовать начнем.Мы старались, рисовали,Наши пальчики устали,А теперь мы отдохнем -Снова рисовать начнем. .

30 .Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (х одьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (п Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. (н аклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (п отягивания - руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (д ети садятся.)

31.Наша ёлка велика (круговое движение руками), Наша ёлка высока (встать на носочки), Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки), Достаёт до потолка (потянуться).

32.Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (д ети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (д ети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.) Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (в ращение прямых рук вперёд и назад.) Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. (д ети садятся.)

33. Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (х одьба на месте.) Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, Средь травы, цветов, кустов. (п рыжки на месте.) Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (х одьба на месте.) Замер зайчик средь травы , А теперь замрем и мы! (д ети садятся.)

34. Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (о дна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. (н аклоны в стороны.) Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. (п риседания.)

35. Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. (п отягивания - руки вверх.) Руки в стороны потом Мы пошире разведём. (п отягивания - руки в стороны.) Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки.

36. Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу.- Топай правою ногою,Топай левою ногою,Снова - правою ногою,Снова - левою ногою.После - правою ногою,После - левою ногою.И тогда придешь домой.

37. КузнечикиПоднимайте плечики,Прыгайте кузнечики.Прыг-скок, прыг-скок.Стоп! Сели.Травушку покушали.Тишину послушали.Выше, выше, высокоПрыгай на носках легко!

38. Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотел,Шевельнулся, потянулся, (р уки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется,Бабочка кружит и вьется. (п окружиться)

39.Будем прыгать, как лягушка,Чемпионка-попрыгушка.За прыжком - другой прыжок,Выше прыгаем, дружок!

40.Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте) Поглядеть, который час . (п овороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.) Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши.) Мышки дернули за гири . (р уки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».) Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой) Убежали мышки вон (бег на месте).

Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на занятиях с дошкольниками»

Здоровьесберегающие образовательные технологии это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников .

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании ?

Цель здоровьесберегающих технологий является обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры, знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Особенное внимание в своей работе я уделяю организации здорового образа жизни , воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье , безопасности. Так как я работаю в школе раннего развития, на своих занятиях я использую один из видов здоровьесберегающей технологий это физкультурная минутка.

Что же это такое - физкультминутки для дошкольников ?

Физкультминутка это кратковременные физические упражнения, которые проводится с детьми процессе занятий , требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика, окружающий мир и др.) .

Физкультминутка является одним из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста .

Целью проведения физкультминуток является способность оздоровления детей .

Основными задачами физминутки являются . Это :

Снять усталость и напряжение;

Внести эмоциональный заряд;

Совершенствовать общую моторику;

Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Какие требования к физминуткам :

Они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия , так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;

Упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

Комплексы физминуток подбираются в зависимости от вида занятий , их содержания;

Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки , так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность;

физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения в соответствии с текстом стихотворений.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 минут . Физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников , проводится на протяжении всей образовательной деятельности, с целью предупреждения и снятия утомления. Физминутки , проводятся примерно в середине проводимого занятия , продолжительностью 1-2 минуты, так как, именно в это время дети начинают утомляться. Утомление может проявляться по-разному : зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Физкультминутки состоят из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. Успешное выполнение заданий, требующих усидчивости и внимания дошкольников зависит от определенного подхода при проведении физминутки .

У каждого педагога должна быть картотека с различными физминутками , связанные с темой и содержанием деятельности, сопровождающиеся стихами . Также физкультминутка может сопровождаться текстом не связанным с содержанием занятия . При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии .

Можно выделить следующие виды физкультминуток :

Упражнения для снятия общего утомления;

Упражнения для кистей рук;

Гимнастика для глаз;

Упражнения, корректирующие осанку;

Дыхательная гимнастика.

Любая образовательная деятельность для дошкольников , не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Физкультурная минутка поможет ребенку отдохнуть от напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение.

Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы педагоги обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям .

Двигательно – речевые.

Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Также они помогают развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физминутки не более двух в месяц. Так как я работаю педагогом дополнительного образования мне приходиться разучивать их во время проведения образовательной деятельности. Дети стараются быстро запоминать текст физминуток и выполнять движения, четко проговаривали слова. Им нравятся выполнять двигательные физкультурные минутки.

Гимнастика для глаз.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические средства , без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

К сожалению, пока еще внедрение ЭОР в дошкольные учреждения оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего мы педагоги самостоятельно изготавливаем различные зрительные таблицы и используем их в работе.

Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом.

Танцевальные физкультминутки.

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен и мультфильмов. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов

Физкультурно-спортивные физкультминутки.

В нашем учреждении с детьми проводится оздоровительная гимнастика . Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов . Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Пальчиковая гимнастика.

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд.

Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в школе раннего развития является пальчиковая гимнастика в стихах, которую дети выполняют с большим удовольствием.

Релаксационные упражнения.

Релаксационная техника «напряжение-расслабление» - это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.

Детей необходимо научить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

Различных физминуток множество . В наше время их можно найти и в книгах, в интернете. Но выбор самой эффективной, подходящей вашим детям физминутки зависит от того , каким видом деятельности вы занимаетесь с дошкольниками . Все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультурной минутки дети нуждаются больше всего!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии , используемые в работе с детьми, позволяют оказывать существенное влияние на качество дошкольного обучения .

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий помогают детям чтобы они хорошо учились, чтобы год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми . Ведь здоровье – это бесценный дар !

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

«Физкультминутки и их место

в режиме дня»

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.

Основные требования к проведению физкультминуток:

    проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

    подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;

    отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

    комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

    подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти pyки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

    стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

    преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).

Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.

Комплексы физкультминуток.

Дети шли, шли, шли.

В огород зашли.

Там увидели урода –

И скорей из огорода.

Приплыли тучи дождевые Руки вытянуты, ладоши вниз.

Лей дождик - лей! Потряхивают руками, топают

Дождинки Как живые, пляшут, ногами.

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт! Наклоняются, садятся.

Зайки, где вы пропадали?

Мы в капусте отдыхали трясутся от страха

А капусту вы не ели?

Только носиком задели.

Вас бы надо наказать.

Так попробуй нас догнать!

Сначала буду маленьким, Присесть, обнять колени руками,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим, Встать,

До неба дотянусь. Поднять руки вверх, встать на носочки.

Ветер дует нам в лицо. Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Гриша шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз - грибок,

Два - грибок,

Три - грибок,

Положил их в кузовок.

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

Отчего-ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова –

Раз, два и готово.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

Дождь

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом. Бег.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово.

Кап-кап, кап-кап. Свободные движения пальчиками.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. Соединить руки над головой.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад. Взмахи руками.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят. Повороты вокруг себя.

Обуваемся

Я умею обуваться,

Топать ногами. Если только захочу,

Я и маленького братца Руки перед грудью,

Обуваться научу. показывают "маленького братца".

Вот они, сапожки, Наклон вперед.

Этот с правой ножки, Погладить правую ногу.

Этот с левой ножки. Погладить левую ногу.

Снегопад

Белый снег, пушистый. Взмахи руками.

В воздухе кружится Повороты вокруг себя.

И на землю тихо

Падает, ложится. Опуститься на корточки.

Машина- 1

Шла по улице машина, Двигаться в заданном

Шла машина без бензина, направлении, вращая

Шла машина без шофера, воображаемый руль.

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Машина - 2

Завели машину: ш-ш-ш. Вращения руками перед грудью

Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос". Вращение воображаемого

Улыбнулись веселей и поехали скорей. руля.

Хлоп - топ

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

Весенний дождь

Поутру надел на ножки "Пробегать" пальчиками одной руки по другой

Дождь хрустальные сапожки. от предплечья к кисти.

Где наступит сапожок Похлопывать руки ладонями.

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки. Поглаживать руки ладонями.

Солнышко

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Руки поднимаем.

Радуга

В небе радуга висит В воздухе "нарисовать" радугу.

Детвору веселит. Потянуться вверх и помахать кистями рук.

С нее, как с горки, Опустить руки вниз.

Едут Егорка, петух, кот, свинья и я. Загибать пальцы на руке.

Пароход

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Потягушеньки

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки. Потягивание вверх, стопы приподнимаются на носки.

Сон, скорей уходи, сила, приходи. Напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях.

Улыбнись, глазок, хоть один разок. Улыбка - мимическое движение.

Прогулка

С тобой гуляем весело,

По улице идем.

И по дороге песенку

Веселую поем. Шагать на месте.

Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка.

По улице идем. Шаги на месте.

Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка.

Мы песенку поем. Шаги на месте.

Фрукты

Будем мы варить компот. Маршировать на месте.

Фруктов нужно много.

Вот Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить, Имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить, рубят,

Отожмем лимонный сок, отжимают

Слив положим и песок. кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.

Птички

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

И на место сели.

Прогулка

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети. Шагать на месте.

Ручки согревают, ручки потирают. Потирать рукой об руку,

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко. топать

Нам мороз не страшен, весело мы пляшем, приплясывать

Наоборот

Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый: опустить руки - поднять; открыть рот - закрыть; согнуть руки - распрямить и т. д.

Птички

Птички прыгают, летают. Машут руками и подпрыгивают.

Птички крошки собирают. "Клюют".

Перышки почистили.

Клювики почистили. Погладить руки, носики.

Птички летают, поют, Машут руками.

Зернышки клюют. "Клюют".

Посуда

Вот большой стеклянный чайник, "Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки. Приседать, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются. Кружиться, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки, Потянуться, руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес. Сделать большой круг.

Буратино

Буратино потянулся.

Раз - нагнулся, два - нагнулся. Наклоны влево и вправо.

Руки в стороны развел, Развести руки в стороны.

Ключик, видно, не нашел Вращения руками перед грудью.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. Руки поднять вверх и потянуться на носочках.

Зарядка

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три – четыре

И на месте поскакать - пять.

В лесу - 1

Мы шли-шли-шли,

Землянику слева нашли,

Сели, поели,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Подберезовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

В лесу - 2

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

Ах! Ух! Ох! Их! Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.

Лиса

Лисонька - лиса бежала,

Хвостик в лапочках держала,

Чтобы хвост не замочить,

В лужицу не уронить.

Белка

Белка спрячется в дупле, Наклоны вправо и влево,

Не найти ее нигде. прыжки на месте.

Зайка

Зайка серый быстро скачет, Кисти согнуты перед грудью,

Словно мячик, словно мячик. прыжки с продвижением вперед.

Лягушки

Лягушки - квакушки совсем не спешат, Руки согнуты в локтях,

А учат они топать веселых лягушат. пальцы раздвинуты.

Шаги на месте с высоким подниманием коленей.

Движение

Я хожу, хожу, хожу,

Я на месте не сижу.

Я бегу, бегу, бегу,

Я без движенья не могу.

Три мишки

Старший мишенька шагает: топ - топ.

Ноги мишка поднимает: топ - топ. Топать ногами.

Средний мишка догоняет: хлоп - хлоп.

И в ладоши ударяет: хлоп - хлоп. Хлопки у правой и левой щеки.

Младший мишка - торопыжка:

шлеп - шлеп - шлеп.

Шлепает по лужам мишка:

шлеп - шлеп - шлеп. Ударять ладонями по коленям.

Повторяй за мной

Кто хочет быстрым стать

И время не терять,

Пусть за моей спиной

Все делает за мной.

Движенья рук и ног

Ты повторяй, дружок.

Я играю

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. Имитация удара ногой по мячу.

Я играю в баскетбол, Имитация броска по кольцу.

И, конечно, в волейбол. Имитация паса в волейболе.

Смелый солдат

Знают все ребята, Марш.

Смелого солдата,

Смелого солдата не сломить.

Знают все ребята,

Смелого солдата Сгибание рук в локтях - "силачи".

Никогда не смогут победить.

Закаляемся

Я утром закаляюсь, Движения хлопанья по воде.

Водичкой обливаюсь. Движения набрасывания на себя воды.

Пусть тельце будет красненьким, Поглаживание рук.

А ротик пусть зубастеньким. Улыбка.

Пусть ручки будут чистыми, Имитация намыливания рук.

А ножки будут быстрыми. Бег на месте.

Овощи

В огород пойдем, Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками.

Щавеля нарвем немножко "Рвут".

И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.

На лыжах

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. Дети машут руками перед собой.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали. Имитировать, как встают на лыжи и едут.

Боровик

По дорожке шли, Маршировать.

Боровик нашли. Наклониться

Боровик боровой

В мох укрылся с головой, Руки над головой в "замке".

Мы его пройти могли –

Хорошо, что тихо шли. Ходьба на месте.

Сапожок

Куй – куй сапожок, Руки к плечам, сжаты в кулачки

Дай скорее молоток в стороны.

А не дашь молоток Кулачок о кулачок стучат

Не найдёшь сапожок Наклон вперёд, выпрямиться.

Лодочки

Две лодочки по озеру Сидя, руки перед грудью отводить

Широкому плывут в стороны с разведением рук в стороны.

Гребцы сидят на лодочках руки вперёд, пальцы сжаты в

И весело гребут. кулачки, сжимать и разжимать пальцы, руки – вперёд, к груди, опустить вниз.

Ива

Во дворе стояла ива, Маршировка, поднять руки через

Ветерок её качал стороны, руки кверху, руки

То налево, то направо, свободно вниз, стряхнуть кисти рук

То верхушки колыхал.

Паровоз

Загудел паровоз, Движения руками, имитируя движе

Он вагончики повёз ния колёс(руки согнуты в локтях).

Чох – чох, чу – чу!

Я далёко укачу.

Вагончики зелёные Маршировка на месте, руки на

Бегут, бегут, бегут поясе, наклоны в стороны,

А круглые колесики опустить руки,

Всё тук да тук да тук маршировка высоко поднимая ноги.

К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток - мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук . Они проводятся с целью отдыха пальцев после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т.д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый», «Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовиться к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

3. Выполнять упражнения следует вместе, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях произносится целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7.Стимулируйте, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают к творчеству.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним.