Рассказ детям о годе петуха. Подготовка к сочинению-описанию "петух"

Продолжаем пополнять нашу коллекцию детских новогодних стихов! Сегодня мы публикуем авторские стихи Натальи Прищипенок. Стихи ранее не публиковались. Очень красивые и простые, специально созданы, чтобы их могли выучить маленькие дети. Обратите внимание, стихи посвящены символу года — петуху!

Детские новогодние стихи про петуха — это оригинально и интересно. Удивите всех на празднике!

Серпантином ель украшена,

В год Петуха вступаем мы!

Пусть он будет самый лучший,

Самый добрый для страны!

В Новогодний праздник яркий

Мы устроим шумный пир!

Как услышим звук курантов —

Пожелаем, чтоб был мир!

Искрится снег на ёлке,

Как перья петушиные,

У ёлки новогодней

Горят огни каминные…

Пусть принесёт год новый

Только счастье нам,

И радовать все дети

Будут пап и мам!

Развесёлым петушком

Год приходит к нам.

Посмотри, пожалуйста,

Ты по сторонам:

Как горят красиво

Огоньки на ёлке,

Мишура, игрушки

Украсили иголки,

И лежат подарки

Под ёлкой для детей…

Приходи к нам, праздник!

Приходи скорей!

Встанем дружно в хоровод,

Встретим праздник Новый год!

В год Петуха попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем,

Мы крылышком помашем,

Помашем, помашем,

В Новый год попляшем,

Попляшем, попляшем!

Нарисовал нам на окне

Мороз свои узоры.

Они похоже на перо,

У петушка на шпоры!

Мороз украсил нам окно

Специально в Новый год,

Год Петуха, год Петуха

Нас очень скоро ждёт!

Петушок ногою бьёт,

Нас на праздник всех зовёт!

Встанем дружно в хоровод,

Встретим праздник Новый год!

В год Петуха я вам желаю

Стать красивым, уважаемым,

Умным стать, здоровым стать,

Не болеть и не чихать!

Чтоб цыплёночком весёлым

Прыгать весело весь год,

И не знать чтобы в итоге

Ни забот и ни хлопот,

Новый год отметьте весело,

Чтоб сказочно прошёл,

Чтобы в этот Новый год

Всем нам стало ХО-РО-ШО!

Нас с Петухом и курочкой

Подружит Новый год,

Чтоб жить весь год нам с вами

Без горя и забот,

Чтоб радоваться чаще

И радостно летать,

И каждую минутку

Проводить на пять!

Приди Петух крылатый,

Но на, дружок, не клюй!

Ты лучше в Новый год

Радости нам даруй!

Дай нам всем удачи,

Солнца и тепла,

Чтобы семья родная

Хорошо жила!

В год весёлый Петуха

Скажем дружно мы: «Ха-ха!»

Пусть ни горя, ни забот

Не принесёт нам Новый год!

В клюве нам Петух несёт

Ворох праздничных забот:

Ёлку надо нарядить,

И гостей всех пригласить,

Сделать каждому подарок,

Чтоб красив он был и ярок,

Много счастья пожелать,

И при этом не устать!

Год Петуха ведь настаёт,

Много у него забот!

Пусть красотой своей согреет

Петух нас в Новый год, зимой,

Пусть Петуха год будет тёплым

И радостным для нас с тобой!

Мы пока цыплятки,

Малые ребятки.

Кукарекать учимся,

Всё у нас получится!

Вырастем как мама с папой,

Крылья есть,

И есть две лапы,

Будем Новый год встречать,

Кукарекать начинать!

Петушок, петушок,

Кукарекай в Новый год,

Радуется пусть народ!

Я возьму фломастер,

Кисточку и краски,

Нарисую ёлку,

Шарики и маски.

Нарисую маскарад,

Чтобы каждый был там рад!

Понимание текста, как аналитико-интеллектуальный процесс, характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, в качестве объекта восприятия здесь выступают символы, которые являются непосредственными раздражителями, воздействующими на органы чувств. На втором этапе осуществляется переход от образа языкового знака как материального объекта к образу его содержания. Оба этапа сопровождаются осмыслением, пониманием воспринимаемого материала, базирующимися на его активной интеллектуальной переработке (членение текста на смысловые отрезки, выделение «смысловых вех», «опорных пунктов» и объединение их в общий смысл).

Фреймовые схемы – это абстрактные жёсткие конструкции, содержащие пустые окна, многократно перезаряжающиеся информацией, так как фреймовая схема отражает стереотипную ситуацию.

Использование фреймовых схем приводит к существенной интенсификации процесса работы над текстом. Эффективность фреймовых схем обусловлена тем, что использование знаковых форм расширяет возможности мозга, так как приводит к одновременному функционированию и образный и логический компонент мышления. Фреймовые схемы используются при моделировании интерпретации текста.

Цели:

  • Помочь учащимся приобрести опыт построения художественных описаний предмета на материале описания домашней птицы.
  • Привлечь внимание учащихся к тому, что отбор рисуемых деталей, их признаков зависит от основной мысли автора.
  • Активизировать лексические средства, необходимые для описания предмета.
  • Воспитывать у учащихся культуру речи.

Оборудование: Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова, текст, цветные карандаши, фреймовые рисунки, контуры рисунка «Петух».

Фреймовая технология

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

II. Вступление

Мы сегодня будем работать по тексту Евгения Носова «Петух». Задача состоит в том, чтобы не только прочитать текст, но и объяснить, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие. Нужно понять, по возможности, все приемы писательской работы, чтобы затем, при написании сочинения воспользоваться ими сознательно.

III. Работа по тексту

– С чем ассоциируется у вас слово «петух»?

Фрейм-рисунок №1

– Как вы думаете, от какого слова произошло слово «петух»? (От слова «петь». Петух – «певец») . Объясните значения слов «петушиться», словосочетаний «встать до петухов», «ходить петухом».

Выразительное чтение текста.

Петух был такой красивый и смелый.
На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.
Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два – три неторопливых шага, будто предоставлял ему возможность еще раз подумать. Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко перегибал голову. Его длинный хвост волочился по земле, как плащ.

(Е. Носов)

1) Определите тему текста. (Петух) .
2) В каком предложении заключена основная мысль текста? (Петух был такой красивый и смелый).
3) Какую цель ставит перед собой автор? (Дать описание петуха).
4) На сколько частей можно разделить текст? Почему? (В первой части дается описание внешнего вида, а во второй – описание повадки, поведения петуха).
5) Прочитайте первый абзац. В какой последовательности автор описывает внешний вид петуха? Обратите внимание на рисунок-символ.

Фрейм-рисунок №2

Фрейм-рисунок №3

Работа в тетрадях. Опорный конспект (Ответ)

Цвет: огненное, серая, белые, сине-черные, отливающая бронзой, пестринки.
Размер: мелкие, длинные, широкая.
Форма: жерелье, серпообразные, загнутые.
Качество: пышный, гордо, острые.

Размышление о слове

а) При описании петуха автор употребляет существительное «ожерелье». Слово «ожерелье» многозначное. 1) Шейное украшение. 2) перен. Шейное оперение птицы. Прилагательное «огненное» означает «оранжево-красный цвет». «Огненное ожерелье» – метафора. В тексте употребляется в переносном значении. Петух очень красивый. Во дворе он хозяин.

б) Меня заинтересовало слово «пестринки». Спина петуха с окраской разных цветов. В «поле» автор не употребляет слово «перья». «Пестринки» – пушинки. Перья петуха разноцветные. Петух красив.

г) Словосочетание «держался гордо» используется в значении «манера держать себя». Петух самоуверенный, гордый, важный.

д) Словосочетание «отливающей бронзой грудью» означает цвет. Метафора. Петух – гордый красавец.

е)Шпоры – роговой шип на ногах птицы. В тексте слово используется в прямом смысле,
в сочетании со словами «загнутые и острые» более точно создает боевой дух петуха.

– Покрасьте контуры рисунка «Петух».

– Прочитайте вторую часть текста. Как удается автору описать действия петуха? Какой образ петуха создается автором во второй части текста? (Петух – боец).

Фрейм-рисунок №4

– Перепишите словосочетания, построенные по данной схеме: НАРЕЧИЕ + ГЛАГОЛ. Определите тип словосочетания. (Стремительно обрушивался, зонтиком растопыривал, низко перегибал).
– С какой целью автор использует в тексте глагол «обрушивался» в сочетании с наречием «стремительно»? (Описание рисует стремительную силу петуха) . Подберите синонимы к глаголу «обрушивался». (Нападал, налетал).
– Сравните предложения. Определите вид глаголов. Почему в первом предложении используется глагол несовершенного вида? (Для показа характера петуха, его повадок важен и выбор глагольных форм – именно глаголов несовершенного вида со значением повторяющихся действий. При употреблении глагола совершенного вида сообщение о повадках превращается в сообщение о конкретном событии).

а) При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову.
б) При этом он зонтиком растопырил на шее медно-красные перья, низко пригнул голову.

IV. Выводы

V. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Петух».

Разведение кур на домашнем подворье - весьма прибыльное занятие, позволяющее всегда иметь на кухонном столе свежие яйца и высококачественное мясо.

Описание петуха

В формировании куриного стада особая роль отводится петуху. Последний на фоне скромных самочек выглядит всегда эффектно: красочное оперение, длинный распущенный хвост, заостренные перья в спинной и шейной зоне, шпоры на ногах. У взрослых самцов - яркий гребень и висячие серьги, расположенные по бокам клюва и выполняющие с гребнем однотипную функцию: направление кровотока к коже и регулирование температурного режима организма.

Летает петух редко и на маленькие расстояния, при опасности предпочитает быстрый бег. В конце осени - начале зимнего периода у петушков происходит линька, продолжающаяся ориентировочно 6 недель. Кукарекать начинает в 4-месячном возрасте.

Спит птица на одной ноге, другую поджимает под себя и прячет голову под крыло с той стороны, где поджата нога. Петухи и курицы всеядны, наряду с семенами и насекомыми могут склевать маленькую ящерицу, змейку или молодую мышь. Важным фактором успешного роста и развития является питьевая вода. Ее недостаток негативно отражается на яйценоскости самочек.

В борьбе за первенство

Петух - это птица, прародителем которой считается банкивская джунглевая курица. Обитательница густых лесов и бамбуковых зарослей умела неплохо летать, отдыхала и ночевала на деревьях. Может, именно с тех времен у современного петуха осталась привычка взбираться как можно выше с целью обозрения окружающей местности и своевременного предупреждения курочек о приближении опасности.

Петух - это видный красавец, имеющий в своем подчинении несколько самочек. Свое главенствующее положение начинает доказывать, будучи еще цыпленком. Выражается это в проявлении агрессивности к соплеменникам. Конкуренция тем жестче, чем крупнее группа. Подмечено, что победителями в схватке за первенство чаще всего становятся обладатели листовидных гребней. Самцам со стручковидным головным украшением, характеризующимся большей покладистостью, приходится смиренно существовать на втором плане.

Некоторые виды петухов не желают оставаться на низших ступенях иерархии и всякий раз ведут борьбу за главенствующее положение, чаще всего не в отрытой драке, а исподтишка, путем нападок со спины. Иногда такие внезапные наскоки, выслеживания сильно выматывают вожака, и он уступает первенство без боя.

Плодовитость петухов

К противоположному полу проявление интереса у петушков начинается с 3-месячного возраста. Самцы легких пород способны спариваться до нескольких десятков раз в сутки, справляясь с нагрузкой в 25 кур. Представителям тяжелых пород удается оплодотворить до 20 самочек при частоте спариваний не больше 10 раз.

На показатель оплодотворенности яиц влияет не только количество петухов на птичьем дворе, но и их возраст. Более сложно в общении со слабым полом приходится молодым самцам, которые по причине робости много времени тратят на ухаживания. Подселенные в птичник, они кучкуются и стараются держаться обособленно где-нибудь в укромном уголке. Взрослые куры запугивают молодых петушков, не допускают к кормушкам. Поэтому часто птицевод во избежание такого обращения с сильным полом сначала подселяет в курятник петушков, а потом пускает к ним курочек. Тогда курочки перестают чувствовать себя хозяйками и проявляют более деликатное поведение.

Специфика ухаживаний за противоположным полом

В процессе обхаживания самок петух - это образцовый кавалер, использующий целый набор незамысловатых приемов:

  • Приманивание «дамы сердца» к корму. Петух берет клювом корм (зернышко или червячка), демонстрирует его и громко созывает курочек. Если ни одна из них не отреагировала на зов, склевывает корм сам; если прибежало несколько курочек, добычу отдает той, которая успела первой.
  • «Спотыкание» о крыло. При приближении курочки ходит вокруг нее, периодически задевает ногой свое крыло с распущенными перьями.
  • Преследование самки. В процессе бега за курицей петух вытягивает шею, пригибает к земле голову, взъерошивает перья. Данный метод чаще применяют к малознакомым самкам, представительницам чужого птичника.

К некоторым курочкам своего стада петух может проявлять безразличие, и те несут неоплодотворенные яйца. Поэтому некоторые хозяева, желающие получить больший приплод, вынуждены держать 2 петухов в одном стаде.

Классификация петухов

В зависимости от хозяйственного назначения петухи и курицы классифицируются на следующие породы:

1. Мясные. Вес курочек 2,9-3,6 кг, петушков - 3,4-4,7 кг.

  • Брама. Украшение любого птичника. Птица с исключительно декоративным внешним видом: темное или светлое оперение с обязательным контрастным воротником.
  • Конхинин. Птица большая и массивная, с широкой мускулистой грудью и широкой спиной. Хвост петуха украшен короткими косицами. Листовидный гребешок. Короткий изогнутый клюв. Красно-оранжевые глаза. Оперение пышное, скрывает также ноги.

2. Мясо-яичные. Вес петухов - 3,5-4,1 кг, курочек - 2,5-3,2 кг.

  • Кучинская юбилейная. Имеет пышный подпух, небольшой гребень. Хорошо переносит жару и холод. Цвет оперения петухов - красный. На крыльях имеется черная полоса с зеленым отливом.
  • Адлерская серебристая. Компактное телосложение, средняя величина, глубокое длинное тело, прямая и широкая спина. Полная грудь, мощный крепкий костяк. Небольшая круглая голова со средним по величине гребнем.

3. Яичные. Средний вес курочек - 1,8-2,2 кг, петушков - 2,7-3,4 кг. Гребень петухов большей частью листовидный, после 2-3-го зубца наклонен набок. Яйценоскость кур - 200-265 яиц в год.

  • Ломан браун - известная порода, характеризующаяся повышенной яйценоскостью. Представители ее неприхотливы в содержании. Имеют крупное телосложение. Жизнеспособность цыплят - 98%.
  • Леггорн. Некрупные. Имеют клиновидное туловище, пропорциональное телосложение, округлую, слегка выпяченную вперед грудь. Удлиненная спина, вогнутая в средней части. Тело по форме напоминает равнобедренный треугольник

  • Голландская белохохлая. Это обладатели необычной внешности. Некрупные. Характеризуются компактным телом. Оперение плотно прилегающее. На голове пышный красивый хохол из белых перьев, напоминающий шарообразную шапочку. Также перья имеются у основания клюва.
  • Китайская шелковая. Декоративная легкая порода, достаточно подвижная, характеризующаяся шелковым оперением.

5. Бойцовые. Первые петухи были приручены в Европе, Азии, Африке для проведения боев. Одомашнивание птицы с целью потребления в пищу произошло в Индии.

  • Орловская. Предположительно была выведена князем Орловым-Чесменским. Была широко распространена в XIX веке в России. Внешне необычна и красива. Характеризуется высокой яйценоскостью и превосходным вкусом мяса.
  • Азиль. Широкий, коротконогий, костлявый, с плотно прилегающим оперением, приземистый. Сильно выражен бойцовский характер.
  • Индийская бойцовая. Крупная, мускулистая порода с сильными конечностями, широкой постановкой ног, блестящим оперением. Характер - драчливый.

Народные поверья

В народе с петухом связано немало поверий. Так, восточные славяне считали важнейшей функцией птицы пение. Именно петушиный крик указывает на начало нового дня, отступление тьмы и нечистой силы. При своем скандальном нраве петух - это достаточно чуткое существо, способное предсказывать перемену погоды. Накануне дождливого дня даже при совсем ясном небе птица становится беспокойной, поет беспорядочно, испуганно.

Довольно редкими считаются петухи черной масти. Этих птиц издавна относили к колдовским и приписывали им прямую связь с потусторонним миром. Зато держать такую птицу в хозяйстве считается хорошим знаком: черный петух надежно оберегает имущество и своего хозяина от воров и прочих недоброжелателей.

Славяне при строительстве дома традиционно приносили в жертву именно такую птицу. В культурах многих народов черный петух считается символом материального благополучия и достатка.

Это не вероятная история произошла в одном фермерском хозяйстве. На скотном дворе проживало несколько свиней, две коровы, телёнок, гуси, утки и курочки во главе со своим петухом Петром.

Однажды хозяин вместе с детьми, ходя по ферме, разговаривали о наступающем годе петуха. Обитатели хозяйства услышали эту новость. Особенно она понравилась Пете. Он гордо задрал голову, поднял клюв, распушил свои крылья и пошагал в курятник сообщить интересную новость своим курочкам:

Эй, девчонки, слышали, наступающий год петуха! Предлагаю встретить достойно! В этом году мы будем держать весь двор.

Куры были в восхищении! Ку-ка-ре-куя между собой, они вскрикнули:

Наконец-то наш Петя царь!

Петух был доволен. Ещё выше поднял голову, встряхнул крыльями и затрясся от радости. Неожиданно он произнёс речь:

Готовиться к празднику будем заранее.

Спустя несколько месяцев выпал первый снег. Петух нервничал и повторял одну и ту же фразу несколько раз:

Ничего не успеем, ничего не успеем.

К вечеру он решил устроить собрание. В назначенное время птицы собрались в курятнике. И тут Пётр заговорил:

Чтобы действительно быть хозяином года и царём двора, мне нужен трон и корона. Куры решили тайно украсть самый красивый деревянный стул и украсить его перьями. И тут все задумались: «Где взять корону?» Одна молодка закричала:

Я знаю, я знаю где найти корону. Наш маленький хозяин играл роль принца в спектакле. Она лежит в шкафу в верхнем ящике.

Похитить стул поручили самым хитрым птицам. Украсить трон- курочкам со вкусом. Украсть корону - прозорливой молодке.

Нам нужно освещение, - кто-то выкрикнул из толпы, в свинарнике есть большой фонарь. Мы прокрадёмся ночью и возьмём его.

Наступил последний день уходящего года. Украшенный трон стоял в центре двора. Фонарь висел на крючке. Всё вокруг светло и празднично. Хозяйский кот Василий помог курочке пробраться в дом и украсть корону. Пёс Полкан спрятал её в своей конуре. Все ждали новогоднюю ночь. К торжеству всё готово. Вдруг раздался бой курантов. Петя в сопровождении кур вышел из курятника и молча пошёл к трону. Васька с Полканом надели на него корону. Куры окружили петуха. Курочка Ряба крикнула:

Петя, поздравляй!

И тут он возгордился, поздравляя весь скотный двор с Новым годом! Звери не поняли в чём дело, но радовались этому маскараду. Свиньи хрюкали, коровы мычали, гуси хлопали крыльями и гоготали. Праздник продолжался до утра. Жители курятника плясали и громко ку-ка-ре-ка-ли. С рассветом все разошлись. К полудню ферма проснулась. Царская свита вышла из сарая. Обитатели не обращали внимания. Только пёс поприветствовал своим лаем. Петух остался доволен, ведь теперь он будет править целый год.

Вот такая сказочная история произошла на ферме.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, насест, несушка, наседка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: маленький, большой, крупный, желтый, разноцветный, пестрый, красивый, толстый, неуклюжий, громкий, заботливая, пугливые, водоплавающие.

ГЛАГОЛЫ: ходят, летают, плавает, квохчет, кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, болбочет, ищут, клюют, щиплют, бегают, играют, несет, сидит, высиживает, выводит, ухаживает.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ:

1. КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?
Курица - кудахчет, квохчет
Петух - кукарекает
Гуси - гогочут
Утки - крякают…

2. СОБЕРИ СЕМЬЮ.
Петух - курица - цыплята.
Утка - селезень - утята.
Гусь - гусыня - гусята.
Индюк - индюшка - индюшата.

3. ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?
Перо (чье?) - куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей?) - куриный, гусиный….
Глаза (чьи?) - утиные, индюшачьи…

4. СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто детеныши?
Чем питается?
Какую пользу приносит?

5. СРАВНИВАТЬ ДВУХ ПТИЦ.
Какие сходства и отличия (по плану описания).

Уважаемые родители!

Рассмотрите с детьми картинки с изображениями домашних птиц: петуха, курицы, утки, гуся, индюка. Дети должны уметь их показывать и называть.

Объясните: человек держит этих птиц возле своего дома в специальных домиках; они называются домашние птицы; домашние птицы приносят пользу человеку: дают мясо, яйца, перья; человек ухаживает за ними: кормит зерном, поит водой.

Выучите:
- какие части тела у птиц: голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, ноги; гребешок, бородка, шпоры (у петуха);
- кто как голос подает: петух - кукарекает ("ку-ка-ре-ку"); курица - кудахчет ("куд-кудах"); утка - крякает ("кря-кря"); гусь - гогочет ("га-га-га"); индюк - болбочет ("бл-бл-бл");
- названия детёнышей домашних птиц: у курицы - цыплёнок, цыплята; у утки - утёнок, утята; у гуся - гусёнок, гусята; у индюка - индюшонок, индюшата.

Предложите ребёнку поиграть в игру "Назови ласково" со словами: петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, клюв, крыло, гребешок, хвост.

Выучите загадку о любой домашней птице:

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня... (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)