Правление харуна ар-рашида. Харун ар-Рашид: цели, достижения, противники

Правление Харуна ар-Рашида

Харун ар-Рашид родился в Рейс в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди (775-785) и его вторым сыном от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился в 775 г. Аль-Хайзуран сыграла в судьбе сына немалую роль. Полигамия и безразличие к происхождению халифских жен, обычно рабынь иноземного происхождения, порождали бесконечные интриги - каждая из жен стремилась пристроить на престоле своего сына, и умелая интриганка аль-Хайзуран также существенно поспособствовала карьере Харуна.

Детство Харуна прошло в халифском дворце в окружении евнухов и вольноотпущенников - мавали (так именовались жители покоренных арабами провинций, принявшие ислам), в обстановке придворной роскоши. Первоначальное воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов - Йахье ибн Халиду. Барма-киды - знаменитый персидский род, из которого вышли многие советники и визиры аббасидских халифов, - играли в политической и культурной жизни мусульманской империи заметную роль. Само слово "бармак" означало сан наследственного жреца в буддийском монастыре около Балха. Члены рода Бармак приняли ислам и благодаря своим способностям возвысились в государстве до высших постов, причем Халид и его сыновья аль-Фадл и Иахья практически управляли государством. Халид из династии Бармакидов был советником халифа аль-Махди, а его сын Иахья был поставлен воспитателем молодого наследника.

Еще юношей Харун формально возглавил две военные экспедиции против Византии, во время которых его сопровождали чиновники и военачальники высокого ранга. Разумеется, Харун по молодости едва ли играл сколько-нибудь существенную роль во время этих походов, однако участие в них юноши было задумано матерью и Иахьей, чтобы поднять его престиж и расчистить ему путь к трону. Во время первого похода в 779-780 гг. арабами был захвачен город и крепость Самалу, а во время второго в 781-782 гг. арабы в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода Харун был назначен правите лем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана и таким образом вместе с Иахьей, ставшим начальником его канцелярии - "дивана посланий" (диван ар-расаиль), оказался в должности высшего администратора в империи и вторым претендентом (после другого сына аль-Махди - Мусы) на пост наследника престола.

В результате интриг аль-Хайзуран и Йахьи аль-Махди принял решение назначить Харуна своим первым преемником, для чего отправился в Гурган с намерением побудить правителя этой провинции Myсу отказаться от прав на престол в пользу Харуна. Но сторонники Myсы не дремали. В дороге аль-Махди умер при таинственных обстоятельствах. Этим воспользовался управляющий двором халифа, сумевший добиться, чтобы в столице была принесена присяга верности Мусе, взошедшему на престол под именем аль-Хади. Попытка противников нового правителя в Багдаде оказать ему сопротивление была подавлена, и, чтобы полностью избавиться от соперника, Муса приказал заточить Харуна в тюрьму, где его вынудили отказаться от каких-либо претензий на трон. Жизнь Йахьи, побуждавшего Харуна к дальнейшей борьбе за власть, также была в опасности. Сторонники аль-Хади обвинили его в неверии (куфр), и ему грозила смерть.

В 786 г. аль-Хади также умер при таинственных обстоятельствах, причем в смерти его молва обвиняла заговорщиков: аль-Хайзуран и Иахью. Теперь путь на престол Харуну был расчищен. Сам он не слишком много сделал для своего возвышения, и в первые годы правления полностью возложил руководство государственными делами на Иахью, которого назначил своим визиром. Вместе с сыновьями аль-Фадлом и Джа"фаром Иахья оставался у власти около семнадцати лет и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни Халифата играла главенствующую роль. Может быть, таинственная смерть аль-Хади дала впоследствии основание арабскому теологу аль-Газали (1058-1111) причислить Харуна к числу узурпаторов власти.

Вопреки сложившейся легенде о золотом веке в истории Халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных провинциях империи. В меньшей мере ими в этот период был охвачен Багдад. Процесс дезинтеграции начался в западных областях империи еще с установления власти Омейядов в Испании (Андалусии) в 756 г. Дважды, в 788-м и в 794 году, вспыхивали антиаббасидские восстания в Египте - следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция, обязанная снабжать всем необходимым аббасидскую армию, направляемую в Ифрикию. Военачальник и наместник Аббасидов Харсама ибн А"йан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Сложнее оказалось справиться с сепаратистскими устремлениями берберского населения Северной Африки. В 789 г. в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год - в Ифрикии и Алжире - Аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн Джаруда в Кайраване (Тунис) в 794-795 гг., но в 797 г. в Северной Африке вновь вспыхнуло восстание, и Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти и возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба в обмен на ежегодную подать в размере 40 тысяч динаров.

В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль-Барбари привела к восстанию в 795 г. под руководством Хайсама аль-Хамдани, которое продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью.

Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой про-омейядски настроенными арабскими племенами, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось столь серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе со своим любимцем Бармакидом Джа"фаром, которому удалось подавить мятеж. По свидетельству ат-Табари, волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку.

Впрочем, возможно, что причина переезда халифа в Ракку была иная: Харун столицу империи не любил, жителей города боялся и предпочитал появляться в Багдаде не слишком часто. С еще большими трудностями Харун сталкивался в восточных областях империи, постоянные волнения в которых были связаны не столько с экономическими притеснениями, сколько с особенностями культурных и религиозных традиций местного, в основном иранского населения. Жители восточных провинций были в большей мере привязаны к собственным старинным верованиям и обычаям, чем к исламу, а иногда, как это было в провинциях Дайлам и Табаристан, вовсе чужды ему. Ат-Табари сообщает, что обращение жителей этих провинций в ислам к VIII в. еще не завершилось полностью и что Харун лично занимался в Табаристане насаждением нового вероучения.

Недовольство жителей восточных провинций иногда принимало форму алидской оппозиции, а иногда хариджитских восстаний. Алиды - потомки Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, мужа дочери пророка Фатимы - считали себя единственными законными преемниками пророка и претендовали на политическую власть в империи.

Согласно религиозно-политической доктрине шиитов (партия сторонников Али) верховная власть (имамат), подобно пророчеству, рассматривается как "божественная благодать". В силу "божественного предписания" право на имамат принадлежит только Али и его потомкам и должно переходить по наследству. С точки зрения шиитов, Аббасиды были узурпаторами, и Алиды вели с ними постоянную борьбу за власть.

В 792 г. один из алидов, Йахья ибн Абдаллах, поднял восстание в Дайламе и получил поддержку со стороны местных князьков. Харун отправил в Дайлам аль-Фадла, который при помощи дипломатии и обещаний амнистии участникам восстания добился сдачи Иахьи. Однако Харун коварно нарушил слово и нашел предлог, чтобы отменить амнистию и заключить Йахью в тюрьму.

Серьезной угрозой для власти Аббасидов были также хариджиты, число которых в Ираке, Иране, Аравии и в странах Северной Африки было весьма велико. Члены хариджитской секты были поборниками "чистоты" ислама и отличались строгим исполнением религиозных предписаний.

В вопросах верховной власти хариджиты противопоставляли себя как суннитам с их условной выборностью халифа, так и шиитам, с их идеей божественной природы и наследственности имамата, и признавали лишь выборность главы религиозной общины без какого-либо учета его происхождения. Согласно их учению, суверенная власть в государстве должна была принадлежать всей общине "правоверных", а имам-халиф должен был быть лишь его уполномоченным.

Наиболее опасными для единства империи во времена Харуна ар-Рашида были выступления хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Руководитель восстания в Месопотамии аль-Валид аш-Шари в 794 г. захватил власть в Нисибине, привлек на свою сторону племена аль-Джазиры, и Харуну ар-Рашиду пришлось отправить против повстанцев войско во главе с Иазидом аш-Шайбани, который сумел привести их к повиновению. Другое восстание вспыхнуло в Сиджистане, причем его руководитель Хамза аш-Шари в 795 г. захватил Харат и распространил свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харуну ар-Рашиду так и не удалось справиться с хариджитами до самого конца его царствования. В последние годы VIII и в начале IX в. Харасан и отдельные области Средней Азии также были охвачены волнениями.

Нестабильность в провинциях халифата не могла отвлечь Харуна ар-Рашида от бесконечных войн с Византией, в чем он усматривал свой главный религиозный долг. Набеги византийских и арабских отрядов друг на друга происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 г., воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун ар-Рашид овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко в глубь византийских владений. Императрица Ирина, сперва регентша малолетнего сына, а позднее правительница (797-802), вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 г император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селении на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкиры. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражении от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань.

Избрав Ирак своей резиденцией, аббасидские правители - предшественники Харуна ар-Рашида - утратили интерес к борьбе за господство на Средиземном море. Харун ар-Рашид был первым среди халифов династии, обратившим внимание на морское могущество. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.

Харун ар-Рашид постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он неоднократно совершал паломничество и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. В последний раз Харун ездил в Мекку в 804 г. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию, но она не коснулась потенциально опасных халифу Алидов и "зиндиков" (еретиков), как именовались в то время все те, кто отступал от традиционного правоверия. Его подозрительность и неприязнь к Алидам были направлены даже против политически пассивного и благочестивого главы Алидов Мусы аль-Казима, провозглашенного позднее шиитами седьмым имамом. По приказу Харуна Муса был сначала сослан в Басру, а затем привезен в Багдад, где и умер, как некоторые предполагали, насильственной смертью.

Стремясь сделать свою столицу не только центром могущественного государства, но и средоточием культурной жизни, Харун ар-Рашид не только не противился, но даже поощрял склонность бармакидских министров покровительствовать деятельности переводчиков, знакомивших образованную часть арабо-мусульманского общества с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов. Парадокс заключался в том, что, придерживаясь традиционалистской точки зрения на складывавшиеся принципы исламской догматики, Харун ар-Рашид, видимо, не отдавал себе отчета в существовании связи между интенсивной переводческой деятельностью и проникновением в ислам иноземных представлений философского и религиозного характера.

По отношению к иноверцам политика Харуна ар-Рашида отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах, вместо кисточек на седельных луках использовать деревянные шишечки, женщины же иноверки обязаны были ездить не на конских, а на ослиных седлах.

Трудно сказать, были ли введены все эти ограничения в порыве религиозного чувства или в политических целях - из желания произвести на подданных-мусульман благоприятное впечатление набожностью и твердостью в исполнении старинных предписаний. Вместе с тем при всем своем благочестии Харун был первым халифом, приказывавшим своим секретарям писать для него проповеди, которые он в качестве главы мусульманской общины обязан был произносить по пятницам в престольной мечети.

Время правления Харуна ар-Рашида отмечалось повышенной торговой активностью. Мусульманские купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки, что сделало аббасидского халифа фигурой, известной во всем мире. Сложившаяся легенда об обмене подарками Харуна и Карла Великого и предоставлении Карлу особых прав в Иерусалиме, никак не подтвержденная арабскими источниками, возможно, отражает широкие торговые связи Халифата. Двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 миллионов дирхемов. Расточительный, когда дело шло о придворных развлечениях, халиф был весьма прижимист и беспощаден при сборе налогов, и у его современников - жителей Багдада и других городов Ирака - не пользовался симпатией. В 800 г. халиф специально приехал из своей резиденции в Багдад, чтобы взыскать недоимки при уплате податей, причем недоимщиков беспощадно били и сажали в темницу. Неприязнь к Харуну ар-Рашиду была столь велика, что в 796 г., когда Харун находился в Хире, жители соседней Куфы сделали попытку совершить на него нападение.

На протяжении первых семнадцати лет царствования Харун ар-Рашид почти полностью передоверил управление Халифатом Бармакидам. Вступив на трон, он назначил визиром Иахью, который вместе со своими сыновьями аль-Фадлом и Джа"фаром получил неограниченные полномочия в делах внутренней и внешней политики империи. Аль-Фадл стал наместником в Иране, Армении и Азербайджане, где успешно подавлял восстания местных жителей. Несколько иная, не столь почетная миссия выпала на долю второго сына Иахьи - Джа"фара. Из источников не видно, чтобы Джа"фар управлял делами в качестве какого-либо министра, но его влияние на халифа, при котором он неотлучно находился, было весьма велико. Он был красноречив, хорошо воспитан, образован - словом, обладал теми достоинствами, которые были необходимы для сотрапезника (надима), способного развлечь капризного властелина приятной беседой или интересным рассказом. Ат-Табари сообщает, что его близость к халифу, которая не нравилась старому Иахье, объяснялась, кроме всего прочего, распространенным в то время пороком - гомосексуализмом.

Всемогущество Иахьи было связано главным образом с его преданностью матери Харуна, перед которой он отчитывался во всех своих действиях и указаниям которой неукоснительно следовал. После смерти аль-Хайзуран в 789-790 гг. род Бармакидов стал понемногу утрачивать былое могущество. Усиливалось влияние их противника, коварного и тщеславного аль-Фадла ибн Раби"и, назначенного хаджибом (высокопоставленным придворным, камергером) вместо Бармакида. Сразу же после смерти матери Харун приказал отобрать у молодого Джа"фара государственную печать. В 796 г. против воли Иахьи наместником Хорасана был назначен некий Али ибн Иса ибн Махан. Постепенно Бармакиды стали все более отстраняться от управления государством, и за ними сохранилась лишь функция глав администрации, исполнителей воли халифа.

Падение Бармакидов подготовлялось в течение длительного времени и не было результатом внезапного решения халифа, как казалось многим современникам. Освободившись от влияния матери, честолюбивый и амбициозный халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. При этом в своих политических действиях он старался опираться на таких вольноотпущенников (мавали), которые не проявляли бы самостоятельности, полностью зависели бы от его воли и, естественно, были ему преданы и из которых он был намерен впредь формировать всю администрацию. Свою лояльность вновь назначенные чиновники доказывали тем, что в решающие моменты жизни Халифата твердо держали под контролем всех потенциальных противников правящей династии.

29 января 803 г. по приказу халифа был убит Джа"фар, а Иахья и многие члены его семьи брошены в темницу. Как это неоднократно бывало в истории, свои несправедливые действия Харун мотивировал благочестивыми соображениями и стремлением возвратиться к традициям "истинного" ислама. Напротив, в трудах средневековых историков, особенно с выраженной национальной иранской симпатией, Бармакиды всегда изображались благочестивыми, набожными и щедрыми мусульманами, их восхваляли за сооружение общественных зданий, улучшение оросительной системы, ремонт колодцев и справедливость при решении различных споров. В истории царствования Харуна ар-Рашида время их правления считалось лучшим, а историк аль-Мас"уди даже писал, что "процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна ар-Рашида и дурным его правление".

Последний период царствования Харуна ар-Рашида не свидетельствует о его политической зрелости и дальновидности. Некоторые из его решений лишь способствовали усилению гражданской войны и последующему распаду империи. Харун ар-Рашид не желал прислушиваться к донесениям о плохом правлении наместника Али ибн Исы, его жестокости и лихоимстве и довольствовался ценными подношениями, которые тот ему делал. Политика наместника привела к восстанию в Хорасане, которое в 806 г. приняло особенно опасный для целостности империи характер, и Харун наконец вынужден был сместить Али ибн Ису. Но было уже поздно, и в 807-808 гг. Хорасан фактически перестал подчиняться власти Багдада. Тогда Харун ар-Рашид в сопровождении двух сыновей аль-Ма"муна и Салиха двинулся с большой армией против мятежников, но из-за болезни вынужден был задержаться в Тусе. В это время в Исфахани, в тылу у армии халифа, вспыхнуло восстание хуррамитов - секты, возникшей в Азербайджане и Северном Иране. В учении хуррамитов причудливо сочетались шиитские воззрения с древнеиранским учением зороастрийского жреца-мобеда Маздака. Так и не сумев справиться с повстанцами, Харун ар-Рашид в 809 г. умер.

Своей деятельностью, особенно на последнем этапе правления, Харун ар-Рашид сильно поспособствовал начавшемуся распаду империи. Хотя Харун всячески старался упрочить власть аббасидской династии, он в конце своей жизни совершил опрометчивый шаг, разделив ее между наследниками, сыновьями от разных жен - аль Ма"му-ном и аль-Амином, что привело после смерти Харуна к гражданской войне, во время которой сильно пострадали центральные провинции Халифата и особенно Багдад. Халифат перестал быть единым государством, в разных областях стали возникать династии местных наследственных правителей, только номинально признававших власть "повелителя правоверных". Тяжелые последствия гражданских войн и политического распада империи были настолько очевидны, что, естественно, должно было возникнуть преувеличенное представление о благоденствии мусульман под властью последнего правителя единого аббасидского государства Харуна ар-Рашида и его министров Бармакидов. Из поколения в поколение передавалась легенда о царившем в ту эпоху всеобщем благоденствии. Однако средневековые арабские историки высказывают о времени правления Харуна ар-Рашида противоречивые мнения. В разных исторических хрониках он предстает то как благочестивый человек, то как беспутный и некомпетентный правитель.

Б лагодаря сборнику арабских сказок «Тысяча и одна ночь» Харун ар-Рашид (763–809) стал едва ли не самым известным правителем мусульманского мира. Однако личность Харуна и реальные события, происходившие в его царствование, как правило, оставались в тени его сказочного прототипа. Книга французского востоковеда Андре Кло призвана показать читателям истинное лицо легендарного халифа. Если большинство читателей знает Харуна ар-Рашида как изнеженного и капризного государя, наслаждающегося жизнью в окружении наложниц и музыкантов в своем багдадском дворце, то реальность совсем иная: с самого детства Харун был вынужден бороться за жизнь и власть. Младший сын халифа Мутасима и йеменской рабыни, он с трудом уцелел в правление своего старшего брата. Став халифом, Харун столкнулся с множеством трудностей: в наследство от предков ему досталось неулаженные споры между потомками пророка Мухаммада, притязавшими на власть, религиозные распри между суннитами и шиитами. Огромную мусульманскую империю, населенную самыми разными народами, нелегко было удержать в повиновении. Но трудности лишь закалили характер Харуна: своим современникам он был известен прежде всего как удачливый военачальник, успешно воевавший с Византийской империей и железной рукой подавлявший внутренние мятежи. Халифу также пришлось лавировать среди хитросплетений дворцовых интриг: заподозрив в измене семейство Бармакидов, верой и правдой служившее ему с самого начала его правления, Харун без колебаний отправил его на эшафот. Впрочем, этот портрет был бы неполон, если бы автор биографии не вспомнил роль Харуна как покровителя искусства и науки. Именно этот халиф дал мощный толчок для культурного развития Багдада, который при нем стал самым густонаселенным городом мира. При Харуне столица халифата познала стремительный экономический рывок: купцы и мореходы посещали крупнейшие рынки Европы и Азии, превратив Багдад в экономический центр мира.

Кло Андре

ХАРУН АР-РАШИД И ВРЕМЕНА «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ»

ГЛАВА I

ВСАДНИКИ АЛЛАХА

Восьмого июня 632 г. (13 рабия 1 г.) в Медине умер Мухаммед, незадолго до того впервые принявший участие в паломничестве в Мекку. Он не оставил после себя наследника мужского пола и не позаботился о том, чтобы назначить преемника. Арабы, незнакомые с идеей наследственной власти, вероятно, не приняли бы его сына, даже если бы он у него был. Началось противостояние между мединскими и мекканскими соратниками пророка. Кризис был преодолен благодаря мудрости Абу Ба-кра и Омара, двух самых близких пророку людей, а также потому, что Али, зятю и двоюродному брату Мухаммеда, в тот момент не удалось навязать себя в качестве преемника. Халифом, халифат ар-расул, «наместником посланника Божия», стал Абу Бакр. Это «избрание», состоявшееся на грани вооруженного столкновения между двумя первыми учениками Мухаммеда, было суровым предупреждением на будущее. Два года спустя Абу Бакр, ощущая приближение конца, сам назначил своим преемником Омара, и тот унаследовал власть, не встретив никакого противодействия.

Абу Бакр первым бросил арабские племена на завоевание северных провинций Аравии. После него Омар, самый энергичный и блестящий из праведных

халифов, с быстротой молнии раздвинул границы территории, на которой шла проповедь ислама. В 634 г. византийцы понесли поражение при Аджнадайне, в Палестине. В следующем году был взят Дамаск, а победа при Ярмуке привела к падению всей Сирии. В 642 г. после битв при Кадисийе, в Месопотамии, и Нехавенде, в Иране, рухнула империя Сасанидов. Завоевана была ее столица Ктесифон, а затем вся Западная и Центральная Персия и Месопотамия. Император Йездигерд III бежал в Хорасан. В 651 г. он был убит в Мерве. В 638 г. Омар завладел Иерусалимом, а через год - Эдессой. Египет продержался не намного дольше. Византийцы, сменившие Сасанидов в 628 г., были разбиты Амром ал-Асом, одним из самых блестящих арабских вождей, сначала при Гелиополисе, а затем при Вавилоне Египетском (вблизи современного Каира). В 646 г. была окончательно завоевана Александрия. Около 650 г. закончилась первая фаза арабских завоеваний. Вскоре они возобновились в восточном и западном направлениях, уже не встречая сопротивления.

Население империи василевса, раздираемой религиозными распрями, относилось к византийцам с ненавистью. Монофизиты, армяне и копты составляли настоящую церковь. Попытка насадить монофизитство вызвала недовольство православных и иноверных, негибких в вопросах вероучения. Евреи, которых указ императора Ираклия обязывал принять крещение, были в ярости, а изгнанные из империи несториане вынуждены были искать прибежище на землях Сасанидов. Подавляющее большинство населения без особых трудностей приняло новых хозяев, тем более что они уменьшили его налоговое бремя. Что касается Сасанидской империи, пребывавшей в состоянии полного хаоса, то она была обескровлена. Завоевательная война, приведшая армии Хосрова II к самым воротам Константинополя и Иерусалима, обернулась катастрофой. Официальная религия - маздакизм или зороастризм, преследовала еретиков, и население, измученное и доведенное до отчаяния, было готово приветствовать первых же «освободителей».

На фоне этих двух распадающихся и обессилевших империй арабы казались олицетворением молодости мира. Они не обладали ни революционной тактикой, ни новым вооружением, но ими двигало воодушевление, порожденное несокрушимой религиозной верой в сочетании со страстным влечением к военным трофеям. Их подвижные войска были приучены к продолжительным лишениям и к самым суровым климатическим условиям. Чаще всего новые завоеватели разбивали свои лагеря за пределами существующих населенных пунктов - так возникли Куфа и Басра в Ираке, Фустат в Египте. Они не стремились ни обратить местных жителей в свою веру, ни навязать им новые ограничения. При условии уплаты джизьи, подушной подати, христиане всех конфессий, евреи и приверженцы маздакизма исповедовали свою религию и по-своему организовывали жизнь своих общин. Главы немусульманских общин (дзимми) - в христианских странах епископы, в Иране дикане (сельские старейшины) - собирали налог для вали, глав провинций, созданных мусульманскими властями. Земля оставалась в руках прежних собственников при условии уплаты хараджа, поземельного налога.

ГЛАВА II

МОЛОДОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ ПРАВЕДНОГО

Что нам известно о ранних годах восточных правителей? На самом деле очень немного. Многие приходили к власти вследствие раздоров, связанных с наследованием, а до того у летописцев не было причин интересоваться их детством. В результате большую часть подробностей относительно детства халифов или султанов приходилось восстанавливать задним числом, когда они уже занимали свое место на троне. Детство «доброго Харуна» не исключение.

Родившись в Рейе в Хорасане в феврале 776 г., Харун провел первые годы своей жизни в цитадели, контролировавшей этот город. Рейй был защищен рвом и толстой стеной, прорезанной пятью воротами, вода в него поступала из двух рек, и через несколько лет он стал «гордостью мусульманской страны». Харун, как нам сообщают, всегда с удовольствием вспоминал свой родной город, где жены знатных людей отстояли свое священное право кормить детей грудью.

Когда Харуну было три или четыре года, Махди обосновался в Багдаде, во дворце, который он приказал построить на берегу Тигра. Именно там юный принц, как любой отпрыск царского рода, получил образование, точно или почти такое же, какое в то время давали детям из высших слоев общества. Халифы растили своих сыновей с особой заботой, ведь Мухаммед поставил образованных людей «на третье место, после Бога и ангелов». Они поручали их попечению ученых, а также поэтов и музыкантов, которых выбирали лично. Они регулярно следили за их успехами, устраивая им публичные и приватные проверки. Образование молодых принцев начиналось в возрасте пяти лет: «Учить ребенка - значит резать по камню», говорили в то время. Заканчивалось обучение, когда принцам исполнялось около пятнадцати лет, и они получали свое первое задание.

В то время как Омейяды, еще недалеко ушедшие от образа жизни бедуинов, уделяли больше внимания оружию и спорту, чем религии и интеллектуальной жизни, при Аббасидах первостепенное значение получили проповедь Корана, философия и право. Юный омейядский принц учился просто читать Коран, молодому Аббасиду приходилось приобщиться к экзегезе и изучению Предания. Высокий интеллектуальный уровень аббасидской цивилизации, передавшей Западу наследие античности, безусловно, объяснялся тем уважением к духовным ценностям, которое с самого раннего возраста прививали молодым принцам династии.

ГЛАВА III

ПЕРВЫЕ ТЕНИ НАД ЦАРСТВОМ БЛАГОДАТИ

Щедрость халифа и принцев, непомерная роскошь женщин и мужчин, райские сады и постройки… Когда императрица усеивает свои туфли драгоценными камнями и наполняет жемчугом рот поэта, откуда у нее берутся головокружительные суммы, необходимые для подобных причуд? Набеги на Византию почти не приносили трофеев (великие завоевания уже закончились), а прибылей от торговли было явно недостаточно, хотя расходы двора и способствовали ее развитию. В империи Аббасидов, как, впрочем, и в любой другой, существовал только один источник, из которого государство черпало без всяких ограничений: кошельки тех, кого мы сегодня недвусмысленно именуем налогоплательщиками.

Система налогов была достаточно простой. Мусульмане платили добровольную милостыню (закат, садака), приравненную к десятине (уtup), - это одна из пяти заповедей ислама. Не-мусульмане платили подушную подать, джизью, а также поземельный налог, харадж (местное население в массовом порядке принимало ислам, чтобы избежать этого налога). Однако впоследствии этот побор распространился на все земли вне зависимости от вероисповедания своих владельцев. Фай, земельная собственность, захваченная во время завоевания, включала общинные угодья, к которым причислялось недвижимое имущество побежденных - государств, церквей, бежавших землевладельцев и пр. Государство могло либо эксплуатировать эти земли напрямую, либо передать их в частные руки на условиях уплаты налога. Таким образом, эта система, называемая катиа, или ик-та, которая была в ходу у византийцев, представляла собой долгосрочную аренду государственного имущества. Позднее, в XI в., появился вакф, своеобразная форма имущества, предназначенная для использования определенным выгодоприобретателям (частным лицам или государственным структурам: мечетям, караван-сараям, больницам). Вакф, или хабу, сохранился до наших дней.

Налог (харадж) полагалось уплачивать либо натурой в размере, который колебался от четверти до половины урожая в зависимости от конкретной культуры, либо деньгами. В этом случае его рассчитывали в зависимости от площади земли, типа культуры, а главное, качества орошения. Первая система применялась, главным образом, в Саваде, области по соседству с Багдадом, а вторая почти повсеместно. В каждом округе налог собирал государственный чиновник или откупщик. В этом случае представитель фиска назначал к выплате сумму, разумеется, ниже фактического размера налога, а разница составляла прибыль откупщика. Эта система, применявшаяся с незапамятных времен и до сих пор не вышедшая из употребления, вероятно, оставляет много места для злоупотреблений. Кроме того, крестьяне - налогоплательщики - были обязаны оплачивать большую часть расходов по сбору налогов и обеспечению жильем тех, кто выполнял эту функцию.

К этим налогам добавлялись другие, открывая простор для новых вымогательств - штрафов, конфискаций «незаконно» приобретенного имущества и земли, пошлин за защиту органов правопорядка. Дионисий Теллмахрский, монофизитский патриарх Верхней Месопотамии, в своей «Сирийской хронике» нарисовал мрачную картину участи простых людей в этом регионе незадолго до прихода Харуна к власти. В других областях империи ситуация, скорее всего, была совершенно такой же. При Харуне жизнь низших сословий нисколько не улучшилась, даже наоборот. Так, Дионисий упоминает об одном сборщике налогов, который самовольно включил в государственные угодья пространство примерно в 20 метров вокруг любого здания, которое можно было считать государственным. Другой взимал налог на любые товары, находившиеся в частных домах и лавках. Поборами облагалось все, говорит Дионисий, «включая пчел, голубей и кур», а размер налога определялся совершенно произвольно.

ГЛАВА IV

ТРУДНЫЕ ГОДЫ

Годы, которые протекли с момента восшествия Харуна на трон, не были свободны ни от волнений, ни от кризисов. Ничего слишком серьезного, ничего такого, что могло бы поставить империю под угрозу. Однако, когда халиф оставил Багдад, чтобы перебраться в Ракку, все указывало на то, что царству благодати пришел конец. Намеревался ли он отделаться от Бармакидов? Наверное, еще нет, хотя усталость от их присутствия, которую он выказывал, поражала многих в его окружении, тем более на фоне восходящей звезды их злейшего врага Фадла ибн Раби.

Помимо приготовлений к войне с Византией (его отношения с Карлом Великим были частью его планов против василевса) Харун озаботился вопросом престолонаследия. Он постоянно думал об этом, советуясь со своими доверенными лицами. В конце концов, он оставил эту проблему, ничего по-настоящему не решив.

Таким образом, период Ракки, самый долгий за правление Праведного, стал также и самым активным, потому что именно теперь, после своеобразной разминки, продолжавшейся первые десять лет, все проблемы предстали в своем истинном, несколько трагическом свете. В этот период разложение империи, признаки которого были уже давно заметны то тут, то там, усилилось. В итоге этот процесс привел некоторые провинции к фактической независимости.

В конце VIII в. аббасидская империя достигла своей вершины. Экономическое процветание, какого эта часть света никогда не знала, сильнейшая армия своего времени, утонченная цивилизация: все содействовало тому, чтобы повелитель правоверных стал самым могущественным монархом своей эпохи. Его владения простирались от Атлантики до Тянь-Шаня и устья Инда, от Тавра до Баб-эль-Мандеба и голубого Нила. Его враги были ослаблены внутренними раздорами. Византийская империя мучительно преодолевала свои кризисы, последний из которых, связанный с иконоборчеством и еще не закончившийся, серьезно подорвал ее силы. Что касается Карла Великого, которому предстояло отправиться в Рим за имперской короной, то соперничать, а тем более враждовать с халифом ему было далеко не по силам. К тому же он был так далеко! Никто в тогдашнем мире не мог сравниться с повелителем миллионов верующих - арабов, африканцев, египтян, тюрков и берберов, - которые пять раз в день произносили одни и те же молитвы, кланялись в землю в направлении одного и того же святилища и, к тому же, были объединены общим для всех языком Корана, арабским, быстро превратившимся в язык администрации и культуры на всем пространстве империи.

ГЛАВА V

ХАРУН И ЕГО ЭПОХА

В центре того мира, с которым арабы поддерживали отношения и который был ближе всего к их собственному миру, лежало Средиземное море. Их внешняя политика - в той мере, в какой она у них существовала, - была обращена к странам, омываемым этим морем. Повелитель правоверных был настолько могущественен, его владения простирались так далеко во всех направлениях, и он с таким презрением относился ко всему, что не принадлежало к дар ал-ислам, территории ислама, что иностранные правители в его глазах были не более чем вассалами, от чьих послов он при особых обстоятельствах соизволит принимать почести.

В первую очередь, речь идет о Византии. Арабы отторгли от нее все восточные и североафриканские владения, и Средиземное море перестало быть «византийским морем». Пришло к концу и господство василевса над Италией. С севера надвигалась славянская волна, которая давно перекатилась через Дунай, уже почти что билась в стены Константинополя. В течение долгих веков участь Византии зависела от неспособности ее врагов объединиться, ее технического превосходства (греческий огонь), выдающихся личностей, которые появлялись, когда казалось, что все пропало, чтобы в очередной раз спасти наследие Константина и Юстиниана.

Восьмой век не был исключением. Один за другим были провозглашены и свергнуты семь императоров. Два министра Юстиниана II были заживо сожжены. Бедствия следовали одно за другим. Повсюду вспыхивали восстания и беспорядки. Империя ждала спасителя. Им стал анатолийский стратиг Лев Исавр. Он восстал против императора, и вскоре сенат, армия и народ провозгласили его новым василевсом.

Первейшая задача нового императора заключалась в том, чтобы сдержать арабский натиск. Лев III осуществил ловкую интригу с военачальником Масламой, направленным омейядским халифом против Византии во главе крупной армии. Осада Константинополя была снята, но через несколько лет нападения возобновились. Арабы добрались даже до Никеи, находившейся на небольшом расстоянии от столицы, как будто для того, чтобы продемонстрировать желание ислама завоевать этот хранимый Богом город.

Однако еще более важным, даже по сравнению с борьбой против арабов, событием правления Льва III и его сына Константина стал затеянный ими спор об иконах. Были ли его причины религиозными или политическими? Было ли это желание положить конец росту земельных владений монастырей и сократить число монахов?

Гарун-аль-Рашид

Гарун-аль-Рашид
Правитель Багдада из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В этих сказках Гарун-аль-Рашид описывается как мудрый, справедливый правитель и покровитель искусств. Стремясь узнать нужды беднейшего населения, он бродит, переодевшись купцом, по улицам Багдада, обычно сопровождаемый своим визирем Джафаром Бармакидом.
У героя сказок есть реальный исторический прототип - багдадский халиф Харун-ар-Рашид (763-809), который совершенно непохож на идеализированный образ правителя из «Тысячи и одной ночи».
«Рашид» по-арабски - «справедливый».
Имя нарицательное для сказочно богатого человека, который щедрой рукой раздает богатства, помогает людям и т. д. (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Гарун-аль-Рашид" в других словарях:

    См. Тысяча и одна ночь. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    ГАРУН АЛЬ РАШИД, смотри Харун ар Рашид … Современная энциклопедия

    См. Харун ар Рашид … Большой Энциклопедический словарь

    См. Харун ар Рашид. * * * ГАРУН АЛЬ РАШИД ГАРУН АЛЬ РАШИД, см. Харун ар Рашид (см. ХАРУН АР РАШИД) … Энциклопедический словарь

    Гарун аль-Рашид - средневековый восточный властитель, согласно легендам, переодевался простым человеком и покидал дворец, чтобы узнать, что думают люди и творить добро неузнанным; при высококачественной деспотии эффективность методики в смысле первой задачи… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Гарун Аль-Рашид - ГАРУ́Н АЛЬ РАШИ́Д, см. Харун ар Рашид … Биографический словарь

    Халиф из династии Аббасидов (См. Аббасиды); см. Харун ар Рашид … Большая советская энциклопедия

    Гарун-аль-Рашид - Гар ун аль Раш ид, а … Русский орфографический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Багдадский вор (аудиокнига MP3) , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.… аудиокнига
  • Багдадский вор , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.…

ГАРУН АР-РАШИД (766–809), пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.

Родился в феврале 766 в Рее (близ совр. Тегерана). Сын халифа аль-Махди (775–785) и аль-Кайзуран, бывшей рабыни из Йемена. Его воспитателем был Яхья бен Халид, представитель знатного иранского рода Бармекидов (Бармакидов). В 781, в пятнадцатилетнем возрасте, был поставлен во главе похода против Византийской империи. В 782 с огромной армией вторгся в Малую Азию, разбил византийского стратега Никиту и дошел до Хрисополя (совр. Ускюдар, Турция) на азиатском берегу Босфора напротив Константинополя. Это вынудило регентшу Ирину подписать мирный договор с условием уплаты Багдадскому халифату ежегодной дани в 70 тыс. золотых динаров. По возвращении удостоился торжественной встречи, получил почетное прозвище ар-Рашид (Справедливый), был назначен наместником Туниса, Египта, Сирии, Армении и Азербайджана и признан вторым (после своего брата аль-Хади) в линии наследования престола.

После смерти отца в 785 поддержал переход власти к аль-Хади. Однако вскоре его отношения с новым халифом, по-видимому, ухудшились; аль-Хади решил назначить преемником своего сына Джафара. Когда же 14 сентября 786 аль-Хади скончался (есть версия, что он был задушен по приказу матери, аль-Кайзуран), Гарун ар-Рашид заставил Джафара отказаться от своих прав на престол и занял его сам.

Став халифом, сместил всех визирей и наместников провинций, назначенных его предшественником, заменив их своими ставленниками. Главным визирем стал Яхья бен Халид; важные посты получили также его сыновья и другие члены клана Бармекидов. Однако в первые годы правления Гаруна ар-Рашида реальная власть находилась в руках аль-Кайрузан. После ее смерти в 789 резко возросло политическое влияние Бармекидов. В 803 халиф устроил резню Бармекидов (был казнен и Яхья бен Халид); их огромные богатства были конфискованы.

Царствование Гаруна ар-Рашида выпало на время внутреннего ослабления Багдадского халифата. Ему пришлось постоянно бороться с восстаниями и сепаратистскими движениями. В 788 халиф подавил мятеж Яхьи, потомка халифа Али (656–661) и Фатимы (дочери пророка Мухаммеда), в Табаристане (в Северном Иране), но не смог помешать его родственнику Идрису основать независимое государство в Марокко (царство Идрисидов). В 788 и 794–795 посылал войска в Египет, где происходили массовые антиналоговые выступления, в 796 – в Сирию для усмирения сторонников свергнутой в 750 династии Омейядов . В 800 был вынужден признать Ибрагима бен аль-Аглаба автономным правителем Ифрикии (совр. Тунис и Восточный Алжир) на условиях уплаты значительной дани (княжество Аглабидов). Только в 804 он сумел справиться с начавшемся еще в 795 антиаббасидским движением в Йемене.

Стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения. Осуществлял репрессии против оппозиционных движений в исламе (шиитов , хариджитов), проводил политику ограничения прав немусульманских групп в халифате.

Во внешней политике основное внимание уделял отношениям с Византией. Осенью 791 войска Гаруна ар-Рашида вторглись на ее территорию и вынудили византийского императора Константина VI (780–797) заключить унизительный мир, согласившись ежегодно уплачивать дань халифату. Осенью 797, после свержения Константина VI, организовал поход во Фригию и заставил императрицу Ирину (797–802) подтвердить обязательство ежегодной выплаты дани. Отказ нового византийского императора Никифора I (802–811) от этого обязательства спровоцировал очередной всплеск военных действий между двумя странами: в 805 арабы захватили о.Кипр, в 806 вторглись в Малую Азию и взяли Гераклею Понтийскую (совр. Эрегли, Турция) и Тиану (совр. Кемергисар, Турция), в 807 овладели о.Родос.

Гарун ар-Рашид превратил Багдад в самую блестящую и одновременно интеллектуальную столицу Востока. Возвел для себя роскошный дворец; строил школы, больницы, библиотеки. Активно покровительствовал наукам и искусствам. Привлекал ко двору знаменитых ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе чужеземцев. Сам увлекался наукой, писал стихи. Установил контакты с Китаем и Франкским государством (переписывался с Карлом Великим). Ввел обязательное использование бумаги, незадолго до него проникшей из Китая, в административном делопроизводстве.

В начале 809 повел войска в Среднюю Азию для подавления вспыхнувшего в 806 в Мавераннахре восстания Рафи ибн Лейса, но в пути заболел и 24 марта 809 умер в Тусе (провинция Хорасан), где и был похоронен.

Фигура Гаруна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев «авантюрных» новелл Тысячи и одной ночи , где предстает добрым, мудрым и справедливым государем, защищающим простых людей от нечестных и корыстолюбивых чиновников и судей. В ней Гарун ар-Рашид, переодевшись в купеческое платье, ходит в сопровождении визиря Джафара (сына Яхьи бен Халида) по ночным улицам Багдада и посещает базары и караван-сараи, чтобы узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.

Иван Кривушин

Абу Джафар Харун ибн Мухаммад , более известный как Харун ар-Рашид (араб. ; февраль 766, Рей (или 17 марта, 763) - 24 марта 809, Тус) - арабский халиф, правитель Аббасидского халифата в 786 (с 14 сентября) - 809 годах.

Прозвище ар-Рашид («Праведный») получил не от потомков, а от своего отца, халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди, когда был назначен наследником престола.

Первый период правления Харуна ар-Рашида ознаменовался экономическим и культурным расцветом. Стало развиваться сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура. Он основал в Багдаде университет и библиотеку. Во время правления Харуна ар-Рашида произошли антиправительственные восстания в Дейлеме, Сирии и других областях халифата.

Краткое жизнеописание

Стал халифом и правил с помощью визирей из семьи Бармакидов, представлявших иранскую феодальную аристократию, а после их отстранения в 803 году стал править единолично. Этот процесс сопровождался репрессиями, в ходе которых попали в заключение или были казнены многие представители Бармакидов (в том числе знаменитый визирь Джафар, которого цикл «Тысячи и одной ночи» изображает другом и постоянным спутником халифа в его ночных путешествиях по Багдаду).

Первый период правления Харуна ар-Рашида ознаменовался экономическим и культурным расцветом. Халиф основал в Багдаде большой университет и библиотеку, поощрял занятия науками, поэзией и музыкой. К Харуну ар-Рашиду был приближен поэт Аббас ибн аль-Ахнаф, представитель поколения, отказавшегося от канонизированных форм доисламской поэзии. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура (преимущественно литература). Вместе с тем наметились признаки его распада: антиправительственные восстания в Дейлеме, Сирии и других областях.

Халиф продолжал борьбу с Византией, начавшуюся до него.

Умер в 809 году во время военного похода, для подавления восстания Рафи ибн Лейса в Средней Азии. По легенде его последними словами были «О, Бессмертный! Прости смертного».

Образ в культуре

В стихотворении Николая Глазкова,

Идеализирован в сборнике сказок Тысяча и одна ночь, также встречается в фольклоре племени суахили в сказках об Абу Нувасе.

«Анналы королевства франков» сообщают об отправке Харун ар-Рашидом слона Абуль-Аббаса в качестве подарка императору Карлу Великому.