Ошибки в построении деепричастного оборота примеры. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом


У потребление деепричастного оборота Правило: Если предложение начинается с Д.О., далее должно следовать подлежащее, обозначающее действующее лицо, которое выполняет и главное действие (выраженное сказуемым), и добавочное действие (выраженное деепричастием). задание


Пример: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. 2. этого было достаточно для поступления… 3. дальнейшее обучение Радищева проходило за границей. 4. двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус. ответ ответ






I.Найдите ошибку и исправьте её.(ответ).(ответ) 1. Глядя на эту старую фотографию, мне вспомнилась моя молодость.(ответ).(ответ) (ответ) (ответ) 2. Читая данное стихотворение, по коже у меня пробегал мороз. (ответ) (ответ) (ответ) 3. Войдя с мороза в дом, я почувствовал усталость и поспешил раздеться и прилечь. (ответ) (ответ) (ответ) 4. Пользуясь калькулятором, расчет производится быстрее. (ответ) (ответ) Задание 2










II. Найдите ошибку и исправьте её (ответ) (ответ) 1). Взяв ее за руку, они пошли вместе.(ответ).(ответ) (ответ) 2). Купаясь в море, он всегда испытывал огромное удовольствие. (ответ) (ответ) (ответ) 3). Прочитав опровержение в газете, мне стало даже смешно. (ответ) (ответ) (ответ) 4). Услышав голос матери, его сердце забилось чаще. (ответ) (ответ) (ответ) 5). Пообедав в кафе, он направился на вокзал. (ответ) (ответ)


Домашние работы по русскому языку за январь.

Как получить 5 баллов за задание №7 ЕГЭ по русскому языку

При выполнении этого задания вам нужно установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Кстати, за это можно получить 5 баллов. Сначала следует найти предложения, в которых допущены ошибки, а затем установить соответствие между предложениями и грамматическими ошибками.

1. Употребление падежной формы существительного с предлогами

Все следующие предлоги сочетаются только с дательным падежом существительного:

* Согласно (кому? чему?) * Благодаря (кому? чему?) * Вопреки (кому? чему?) * Подобно (кому? чему?) * Наперекор (кому? чему?)

* Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в родительном падеже: * в меру (чего?) * в течение (чего?) * в продолжение (чего?) * в силу (чего?) * в заключение (чего?) * в виде (чего?) * по причине (чего?) * наподобие (чего?)

По (значение "после”) употребляется с П.п.:по окончании фильма.

При глаголах, выражающих чувства, ПО употребляется с Д.п.: тосковать по дому, плакать по отцу.

СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ: по прибытии, по окончании, по приезде.

Предлог БЛАГОДАРЯ нельзя употреблять, когда речь идет о чем-то отрицательном. Нельзя говорить: Благодаря плохой погоде мы опоздали на концерт.

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими употребления разных падежных форм:

беспокоиться (о ком?) о дочери – тревожиться (за кого?) за дочь

упрекать (в чем?) в слабости – порицать (за что?) за слабость

уверенность (в чем?) в победе – вера (во что?) в победу

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

[ед.ч. (?) мн.ч.]- неправильно

[мн.ч.(?)мн.ч]- правильно

При относительном местоимении кто сказуемое имеет только форму ед.ч.:

Пример: [Все, (кто стояли

[Все, (ктостоял в строю), продолжали молчать].

Если подлежащее выражено собирательным именем существительным (студенчество, молодежь, учительство), то сказуемое употребляется в форме единственного числа: Студенчество активно участвует в жизни города.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное существительным. Несогласованными приложениями являются названия газет, журналов, литературных произведений, предприятий и т.д. Они пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

Запомните: * Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Обломов» - в романе "Обломов"; картина «Февральская лазурь» - на картине "Февральская лазурь"; песня «Детство» - в песне "Детство".

* Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Обломове»; в «Февральской лазури» Грабаря; в «Детстве».

Пример: В журнале «Новый мир» был впервые опубликован этот рассказ. (Это правильно)

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами * Одна часть речи; * Относятся к одному слову; * Отвечают на один вопрос; * Имеют одинаковую форму.

Не только = , но и = .

Пример: Я не только рисую, но и танцую. (Это правильно)

Новая статья не только напечатана в газетах, но и в глянцевых журналах. (Это неправильно)

Я люблю чтение и петь. (Это неправильно) Я люблю читать и петь. (Это правильно) Я люблю чтение и пение. (Это правильно)

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Действие, обозначенное деепричастным оборотом, выполняется тем же субъектом, что и действие, обозначенное сказуемым.

Пример: Уходя со смены, специалистами проверяется оборудование фабрики. (Это неправильно)

Уходя со смены, специалисты проверяют оборудование фабрики. (Это правильно

Деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕТСЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.

Пример : Выполняя задание, следует опираться на правило. (Это правильно)

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом X , |причастный оборот|

Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

Пример: Когда солнце поднялось из-за моря, оно осветило горные вершины, покрытых снегом. (Это неправильно)

Когда солнце поднялось из-за моря, оно осветило горные вершины (какие?) покрытые снегом. (Это правильно)

Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

Пример: Девочка подошла к котенку, лежащему возле террасы и который чистил свою шерстку. (Это неправильно)

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:

1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа . Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа . В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.

Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу .

    Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

    Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (А.С. Пушкин).

    В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить .

    Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог):

    Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях , то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне . Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил ), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно ).

    Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную ).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях , то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

    Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (Боец ранен в голову осколком гранаты ), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа: Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.


    Чтобы сделать такие предложения корректными, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:

    При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.

4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.

В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).

    Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

Примечание 1. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

    Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

    Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

    Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

    После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

    Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

Примечание 2. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

    Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

    Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

    Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Улыбнувшись, она протянула мне руку.

    При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

    Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

    Ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа . В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа ), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума.

Упражнения к теме «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов »

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Ответы:

1. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

3. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.

7. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

9. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.

10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.

12. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.

13. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.

14. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Упражнение 2 (для углублённо изучающих язык). Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».

2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.

3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.

4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.

5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.

7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.

8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.

9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.

10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.

11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.

12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.

Задание 1: выберите один из вариантов А или Б, который вы считаете правильным. Свой ответ обоснуйте.

Задание 2: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях

1. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки. 2. Я набирала номер, положа трубку на стол. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Сломав крыло, галка была вылечена. 5. Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. 6. Перелезая через забор, случилось неприятное происшествие: порвал штаны. 7. Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей. 8. Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа .

Пояснение: 1. Разнобой в употреблении видов деепричастий: читая (несов. в.) и отметив (сов.в.) Правильно: Читая статью и отмечаянужный материал, я делаю выписки. Прочитавстатью и отметивнужный материал, я сделал выписки . 2. Ошибкой при образовании деепричастий. Правильно: положив 3. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 4. Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как вылечена – это страдательное причастие. 5. Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может относиться деепричастие. 6. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 7. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени. 8. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие - глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым.

Задание 3: найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.

3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Задание:

1. Образ поэта-пророка, созданного Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 2. Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят. 3. Освещённый город яркими огнями неожиданно показался на горизонте. 4. Концерт, состоящийся на прошлой неделе, стал значительным событием в культурной жизни города. 5. Удивительно красива звучащая песня жаворонка в чистом и ясном небе. 6. Особый интерес посетителей вызвали новые экспонаты, разместившиеся в павильонах выставки. 7. Обе команды, участвующие во вчерашнем матче, показали отличный уровень подготовки. 8. Дети играли на покрытом лугу свежей травой. 9. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его.

Комментарий: 1. Ошибка в согласовании определения с определяемым словом – образ (какой?) созданный 2 . Правильно: Не подкреплённые фактами (какие?) слова 3. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: Освещённый яркими огнями (какой?) город 4 . Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: состоявшийся . 5. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: песня жаворонка, звучащая в чистом и ясном небе 6. Неверное употреблением действительного причастия вместо страдательного. Правильно: размещённые 7. Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: участвовавшие 8. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: на лугу, покрытом свежей травой 9 . С причастиями частица БЫ не употребляется, т. к. у причастий нет форм наклонений.

Ошибки в построении сложного предложения

Задание: исправьте ошибки в построении сложного предложения.

1. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 2. Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. 3. Андрей сравнивал свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал. 4. Снега было много в лесу, который лежал на ветках и деревьях. 5 К работе подключили и школьников, во главе которой был учитель математики. 6. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. 7. Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

Ошибки при смешении прямой и косвенной речи

Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Прав был Васька Пепел, сказал о Василисе, что «души у тебя нет». 2. Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3. Хозяйка представила меня жильцу и сказала, я им очень довольна.4. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 5. Упрекая князей в разорении земли Русской, автор «Слова» говорит, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 6. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.

РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ

Задание: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тест 1

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии. 1)ошибка в нанизывании инфинитивов
Б. Открыв окно, мне стало холодно. 2) ошибка в согласовании иноязычных географических названий и определяемого слова
В. К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.
Г. Я не решался обратиться просить написать заметку в газету. 4) ошибка в построении предложения с причастным оборотом
Д. В штате Техасе были проведены учения. 5) ошибка в построении предложения с однородными членами
6) неудачный порядок слов в предложении.
7) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Тест 2

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.
Б. Выставка-просмотр открыт ежедневно.
В. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, привязал собаку, взял рюкзак и побежал за ним. 3) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов
Г. Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует. 4) ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимений
Д. Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей- классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов. 5) отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного

Тест 3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. 1) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов
Б. Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. 2) пропуск члена предложения
В. Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
Г. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими –оказали огромное влияние 4) загромождение сложного предложения придаточными
Д. Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. 5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6) нарушение границ предложения
7) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов

Тест 4

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) загромождение сложного предложения придаточными
Б. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши. 2) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
В. Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание. 3) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
Д. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее. 5) нарушением связи между подлежащим и сказуемым
6) ошибка, связанная с нарушением норм управления
7) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении

Тест 5

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских. 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. Много молодежи пришли на вечер танцев.
В. В майские дни толпы людей можно было видеть повсюду: на улицах, площадях, бульварах, скверах. 3) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
Г. Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала. 4) ошибка, связанная с нарушением норм управления
Д. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 5) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
6) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
7) ошибка в построении предложения с однородными членами

Тест 6

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов 1) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
Б. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась. 2) ошибка в построении предложения с однородными членами
В. Согласно приказа ректора университета переходит на шестидневную форму обучения. 3) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
Г. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. 4)неправильное построение предложения с косвенной речью
Д. Никто из пришедших не поздоровались с ней.
6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Тест 7

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 1) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б. Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежесть жасмина. 2) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
В. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги. 3) ошибка в употреблении действительного причастия вместо страдательного
Г. Управляющий производства отклонил данное предложение. 4) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
Д. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена. 5) ошибка, связанная с нарушением норм управления
7) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота

Тест 8

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Он считал, что будто мы его неправильно поняли. 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое. 2) смешение прямой и косвенной речи
В. Большинство учителей и методистов объединило свои усилия в решении важной проблемы.
Г. Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась. 4) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
Д. Машина будет использована не только для решения задач, а также для контроля.
6) ошибка в образовании формы существительного
7) ошибка, связанная с нарушением норм управления

Тест 9

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. По завершению урока учитель вышел из класса, чтобы отдохнуть. 1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б. Моя сумка не так красива, чем у подруги. 2) ошибка в построении сложного предложения: неоправданное повторение одинаковых союзов
В. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. 3) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
Г. Я впервые прочитал роман «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе 4) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Д. В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запыленный стол. 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Тест 10

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. 1) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б. Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. 2) ошибка в образовании формы имени числительного
В. Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре. 3) ошибка в образовании формы имени прилагательного
Г. Воронеж – самый красивейший город в мире.
Д. Благодаря урагану мы остались дома 5) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
6) ошибка в построении предложения с однородными членами
7) смешение прямой и косвенной речи

Тест 11

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. А у нас во дворе сделали новую качель! 1) ошибка, связанная с нарушением норм управления
Б. В районной газете «Светлом пути» мы прочитали заметку о школьном вечере, посвященном Дню учителя. 2) ошибка в употреблении действительного причастия вместо страдательного
В. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации. 3) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы. 4) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д. Автор сказал, что я не согласен с мнением Анатолия.
6) ошибка в образовании формы имени числительного
7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Тест 12

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах 1) употребление действительного причастия в значении страдательного
Б. Решение Боярской думы от 20 октября 1696 г. «Морским судам быть!» отнюдь не являлось «популистским» жестом. Это был законодательный акт, выражающий объективную необходимость. 2) нарушение правил согласования подлежащего со сказуемым
В. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже. 3) ошибка при употреблении однородных членов предложения
Г. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы. 4) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога
Д. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков 5) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
6) смешение прямой и косвенной речи
7) нарушение видовременной связи

Тест 13

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается. 1) ошибка, связанная с использованием зависимых падежных форм и управлением
Б. Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.
В. Главные герои повести - это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову 3) смешение прямой и косвенной речи
Г. В романе изображены проблемы, стоящие в то время особенно остро 4) объединение отношениями однородности причастного оборота и придаточного предложения
Д. . Если на неё приглядеться, она не такая уж молодая. 5) нарушение правил согласования подлежащего со сказуемым
6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
7) ошибка, связанная с употреблением деепричастных оборотов

Тест 14

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
Б. Лошади казаков,которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 2) нарушение границ предложения
В. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной. 3) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия
Г. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. 4) неверное образование формы причастия
Д. Не окончив школу, Сергею пришлось работать. 5) ошибка, связанная с использованием зависимых падежных форм и управлением
6) ошибки при смешении прямой и косвенной речи
7) пропуск предлога при однородных членах

Тест 15

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его. 1) ошибка при употреблении падежной формы обобщающего слова и однородных членов
Б. Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луки-самострелы, соболя и украшения. 2) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
В. Те, кто бывали в Ялте, не могли не любоваться красотой набережной. 3) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога
Г. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
Д. Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу. 5) неверное образование формы причастия
6) нарушение согласования между подлежащим и сказуемым в сложноподчиненном предложении
7) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия

Тест 16

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко 1) неверное образование формы причастия
Б. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления
В. Писатель В.Г.Короленко говорил, что я трижды перечитывал «Войну и мир» и с каждым разом это произведение Толстого казалось мне «всё более великим» 3) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
Г. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его. 4) смешение прямой и косвенной речи
Д. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. 5) неудачный порядок слов в предложении.
6) нарушены нормы управления
7) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Тест 17

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Разведчик поджёг не только немецкий штаб, но и спас раненого советского офицера 1) определяемое слово включается в середину причастного оборота
Б. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки. 2) смешение прямой и косвенной речи.
В. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы 3) ошибка в употреблении деепричастного оборота
Г. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь. 4) ошибки в построении предложения с однородными членами
Д. У него было раскрасневшееся лицо от мороза 5) ошибочное образование формы имени существительного
6) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
7) неудачный порядок слов в предложении

Тест 18

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. 1) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога
Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 2) стилистически неоправданное согласования сказуемого с подлежащим
В) ЦРУ сделал официальное заявление о непричастности к этой акции своих сотрудников 3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Г) Чехов шутил, что «моя голова совсем отбилась от рук и отказывается от сочинительства» 4) ошибка при употреблении однородных членов
Д) Кроме рисования я ещё пою. 5) ошибка в употреблении прямой речи
6) ошибка, связанная с построением причастного оборота
7) бедность и однообразие синтаксических конструкций

Тест 19

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос. 1) ошибка, связанная с употреблением причастного оборота
Б. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее. 2) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
В.Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь 3) нарушение связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают
Г. Купцы Строгановы не только варили соль, а также добывали железо и медь в своих землях 4) ошибка в употреблении глагольной формы
Д. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая. 5) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
6) ошибка в образовании формы имени прилагательного
7) ошибка в употреблении деепричастия

Тест 20

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Обе команды, участвующие во вчерашнем матче, показали отличный уровень подготовки. 1) ошибка в употреблении глагольной формы
Б. Окончив школу, моя мечта об университете сбылась. 2) неверное употребление формы причастия
В. Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолёт с портретами космонавтов. 3) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г. Десять бойцов бросилось в атаку. 4) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д. Мы сегодня будем убираться дома, потому что завтра ждем гостей. 5) смешение прямой и косвенной речи
6) ошибочное образование форм местоимения
7) Нарушение порядка слов в предложении

Возможные трудностиДобрые советы

В употреблении одиночных деепричастий и деепричастных оборотов нередко допускаются ошибки, связанные с несовпадением производителей действия в сказуемом и деепричастии, например:
«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа».
Запомните: деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому производителю действия.
В приведённой фразе это языковое правило нарушено: на самом деле к станции подъезжал говорящий (а не шляпа).
Необходимо изменить предложение так, чтобы оба действия (в сказуемом и деепричастном обороте) относились к одному и тому же деятелю:
«Подъезжая к станции, я уронил шляпу».

Ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов могут быть связаны с отсутствием в предложении глагола, например:
«Возвращаясь домой, мне стало грустно»;
«Как он трогателен, произнося этот монолог».
Деепричастный оборот не может присутствовать в предложении, в котором нет сказуемого, выраженного глаголом. Деепричастие обязательно должно относиться к глаголу или (в редких случаях) к причастию, например:
«Возвращаясь домой, я загрустила»;
«Произнося этот монолог, он выглядел очень трогательно»;
«Людям было не под силу сдержать напор волн, нахлынувших на берег, сметая всё на своём пути».

Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в определенно-личном предложении, могут возникнуть сомнения в том, что предложение построено правильно, например:
Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в неопределенно-личном предложении, возможны ошибки, например:
«Закончив институт, выпускников направили на работу в московские школы».
В определенно-личных предложениях деепричастие вполне уместно и относится к подразумеваемому подлежащему:
«Уходя из дома, не забудьте выключить электроприборы».
В неопределенно-личных предложениях деепричастие всегда должно относиться к подразумеваемому неопределенному деятелю, например:
«Играя в гольф, обычно пользуются несколькими различными клюшками».
Если это правило нарушается, налицо ошибка:
«Закончив институт, выпускников направили на работу в московские школы». (Закончили институт выпускники, а не те, кто направил их в московские школы.)

Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в безличном предложении, возможны ошибки, например:
«Даже находясь около камина, мне холодно».
В безличных предложениях деепричастие или деепричастный оборот уместны только в том случае, если в предложении присутствует неопределённая форма глагола. Как правило, это безличные предложения с общим значением необходимости или возможности / невозможности, например:
«Решая задачу, можно пользоваться любыми справочными материалами»;
«Отправляясь в путешествие, нужно брать с собой карту».